Темы лирики ахматовой таблица. «основные темы и идеи лирики а

Основные темы и идеи лирики А. А. Ахматовой

Какие ассоциации приходят на ум при упоминании имени Анны Андреевны Ахматовой? Любовь, страстная и трагичная, самоотверженная преданность Родине, материнское горе.

Без сомнения, центральной темой творчества Анны Ахматовой является Любовь. Первые ее стихи, вынесенные на суд широкой публики, были представлены в журнале «Аполлон» в 1911 году, за год до выхода сборника «Вечер», и сразу получили широкий отклик у читателей и одобрение известных поэтов того времени.

В пушистой муфте руки холодели.
Мне стало страшно, стало как-то смутно.
О, как вернуть вас, быстрые недели
Его любви, воздушной и минутной...

Ахматова словно знает все тайны человеческих отношений. Иногда в ее голосе слышны ноты безысходности и сожаления о том, что нет ничего чувственно-вечного: Есть в близости людей заветная черта,

Ее не перейти влюбленности и страсти, -
Пусть в жуткой тишине сливаются уста
И сердце рвется от любви на части...
Стремящиеся к ней безумны, а ее
Достигшие - поражены тоскою...
Теперь ты понял, отчего мое
Не бьется сердце под твоей рукою.

Лирическая героиня Ахматовой любима и отвергнута, кого-то возносит на алтарь, а кого-то без сожаления покидает.

Любовь к Родине занимает особенное место в творчестве А. А. Ахматовой. Уже повзрослевшая вместе с поэтом лирическая героиня, сознавая происходящее вокруг, весь ужас и неизбежность Апокалипсиса, делает вполне осознанный выбор:

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

Ахматова остается со своим народом. Вместе с тем осуждает эмигрантов - подобный поступок равносилен дезертирству, подлому и малодушному предательству:

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.

И Родина, к которой обращается в стихах Ахматова, это не только собирательный образ всей России. Родина - это и Царское Село, и Павловск, и Петербург, и места в Тверской губернии - Слепнёво и Бежецк: Там белые церкви и звонкий, светящийся лед, Там милого сына цветут васильковые очи. Над городом древним алмазные русские ночи И серп поднебесный желтее, чемлиповыймед...

В годы беспощадных сталинских репрессии, когда судьба нанесла Ахматовой два тяжелейших удара - расстрел мужа Николая Гумилева и арест единственного сына, - она создает свой шедевр - «Реквием». Посвящение всем жертвам кровавого террора, обвинение и обличение власти, повествование о страданиях невинных людей - все нашло отражение в этом произведении:

Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных «марусь...

Подобные строки - это был фактически смертный приговор самой себе. А Ахматова должна была жить. Она уже тогда чувствовала, что принадлежит своей стране, своему народу больше, чем одной себе. Она предвидела, что на долю ее соотечественников выпадет еще более тяжкое и страшное испытание. И именно она, Ахматова, должна была в трудную минуту поддерживать патриотический дух народа.

И вот это случилось. Война... Она застала Ахматову в Ленинграде, где в июле 1941 года родилось стихотворение, спасительным глотком свежего воздуха облетевшее всю страну:

И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Чти пас покориться никто не заставит.

Победа для Ахматовой, как и для всех героев-патриотов, стала смыслом жизни. Она переживала общенародную трагедию как свою личную. Для нее отстоять свою землю, свою Родину значило сохранить культуру и родную речь, родной язык. Язык, на котором она думала, говорила, писала. Язык, который понимали и чувствовали во всех уголках России.

Судьба не помиловала Ахматову и после победы над фашизмом. Ее исключили из Союза советских писателей, лишили даже продовольственных карточек. Имя Ахматовой надолго было вычеркнуто из литературы. Однако в сердцах людей творчество великого поэта Анны Ахматовой всегда находило живой отклик.

Основные мотивы лирики А. А. Ахматовой: обзор творчества

Творчество Анны Андреевны Ахматовой – уникальное явление. Соединив в себе проникновенный лиризм и эпический размах, вобрав в себя лучшие классические традиции, оно приобрело ту многогранность и ту эмоциональную убедительность, которые прославили имя Ахматовой во всем мире. Поэтому вполне можно согласиться с К. Паустовским, сказавшим, что «Анна Ахматова – целая эпоха в поэзии нашей страны».

Творчество А. А. Ахматовой пришлось на первую половину XX века, на эпоху войн и революций, период коренной ломки не только мировоззрения людей, населяющих нашу страну, но и самих жизненных устоев. Духовно выйдя из серебряного века русской поэзии, Ахматова вместе со страной пережила революционное лихолетье, массовые репрессии 30-х годов, военные годы.

Все эти этапы жизненного пути нашли свое отображение в творчестве Ахматовой, повлияв не только на тематику, эстетику и мотивы стихов, но и на философию, способ видеть и чувствовать мир.

«Есть три эпохи в воспоминаниях», – сказала Ахматова в одном из стихов. Возможно, это случайность, но и ее творческая судьба тоже распадается на три этапа, три биографических круга.

Начало первого (1912 г.) – выход в свет сборников «Вечер» и «Четки». Творчество Ахматовой этого периода связано с акмеизмом, да и позже поэт (Ахматова не признавала определения «поэтесса» по отношению к себе) не отреклась от своей связи с акмеизмом. Лирика первых книг наполнена исключительно любовными мотивами. Ее новаторство как художника первоначально проявилось именно в этой традиционной теме. Любовь дана в предельных кризисных моментах – взлета и падения, разрыва и встречи, признания и отказа («Как велит простая учтивость…», «Небывалая осень построила купол высокий…»).

Как отмечают исследователи, для ахматовской лирики этого периода характерна «романность», каждая книга ее стихов представляет собой как бы лирический роман, восходящий к традициям русской реалистической прозы.

В этом роде искусства, в лирическом романе-миниатюре, Анна Ахматова достигла большого мастерства. Трагедия десяти лет могла быть рассказана ею в одном кратком событии (например, стихотворение «Как велит простая учтивость...»). Нередко миниатюры Ахматовой были, в соответствии с ее излюбленной манерой, не завершены и походили не столько на маленький роман, сколько на случайно вырванную страничку из романа или даже часть страницы, не имеющей ни начала, ни конца и заставляющей читателя додумывать то, что происходило между героями раньше.

Исследователи отмечают, что Ахматова всегда предпочитала «фрагмент» связному, последовательному рассказу, так как он давал возможность насытить стихотворение психологизмом, интимностью и откровенностью. Кроме того, фрагмент придавал изображаемому своего рода документальность: перед читателем возникал как бы не то отрывок из нечаянно подслушанного разговора, не то оброненная записка, не предназначавшаяся для чужих глаз.

Отметим, что уже с первых сборников («Вечер», «Четки») поэзию Ахматовой отличают такие особенности, как ясность значений всех слов, используемых в произведениях, простота видения, предметность стиха, наполненность произведений обыкновенными вещами. Для нее характерны разговорность поэтической речи, тяготение стихотворения к сценке или новелле при лаконизме стиля, воспринятом от Пушкина, к которому Ахматова обращалась с самых первых шагов своего творчества.

Начиная с третьего сборника стихотворений («Белая стая») в поэтику Ахматовой входят новые образы и мотивы. В нем она вышла за пределы личных переживаний, и в стихах возникли темы современной жизни, библейские мотивы и исторические ассоциации. В произведениях Ахматовой появились «влажный весенний плющ», тусклый синий цвет неба, «крики журавлей и черные поля», осенние узкие дороги, работающие в полях жницы, моросящий дождик, «липы шумные и вязы», черные кресты. А вместе с этими деталями ландшафта пришло ощущение родной страны, Родины, появились нежные признания в любви «сладостной земле». Автор сумел услышать и передать в стихах чувства народа и свою причастность к ним. Это было началом новой темы в творчестве Ахматовой – гражданской темы.

Лирика этого периода приобретает большую философскую глубину, наполняется общечеловеческим содержанием, отражает сопричастность автора всему происходящему вокруг. Ее основные поэтические ощущения тех лет – ощущение общественной нестабильности и приближение катастрофы. И потому не удивительно, что ощутимые здесь нотки ужаса привели к поискам спасения в религии, а жестокое самоистязание – к мысли о моральных обязанностях художника перед обществом. Гражданские мотивы органично входят в творчество поэта, их наличие вытекает из представления Ахматовой о высоком предназначении поэзии (воспринятому от Пушкина). Поэзия не только сладкий дар песнопенья, но и «веление небес», тяжелый крест, который нужно нести достойно. И потому поэт всегда обречен быть в гуще жизни, в центре событий, какими бы трагическими они ни были.

Все более властно заявляет о себе тема России («Ты знаешь, я томлюсь в неволе»). Для Ахматовой Россия нередко ассоциировалась с Царским Селом, где «смуглый отрок бродил по аллеям», где все было пронизано духом пушкинской поэзии. Ее Россия – это и Петербург – город культуры и державного величия. Подчеркнем, что тема Родины, ее трактовка в годы Первой мировой войны отличалась от «ура-патриотических взглядов» многих поэтов. Ахматова понимала, что война – это убийство, смерть, великое зло. Ее поэзия носит антивоенный, пацифистский характер, покоившийся на христианской основе («Утешение», «Молитва»).

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар –

Так молюсь за твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Для третьего периода творчества Ахматовой характерно органическое слияние двух начал – лирического и гражданственного. Это период синтеза, обретения высшего «духовного зрения». Ярчайший пример такого синтеза – поэма «Реквием», в которой слились воедино судьба женщины-поэта и всего многомиллионного народа.

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл –

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был...

Ахматова работала над этим произведением пять лет (1935-1940). Основным толчком к созданию произведения и ее содержанием стали массовые репрессии в стране, а также события личной жизни.

В 1921 году в ЧК был расстрелян ее муж, поэт Николай Гумилев, якобы за участие в контрреволюционном заговоре. В тридцатые годы по ложному обвинению был арестован сын Ахматовой Лев, под арестом находился и второй муж Н. Пунин. «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде», – вспоминает Ахматова в предисловии к «Реквиему».

С первых строк автор подчеркивает, что поэма затрагивает не только ее личное несчастье, но касается общенародного горя («Так не зря мы вместе бедовали...». Некоторые стихи, входящие в поэму, строятся как народный плач («Уводили тебя на рассвете...».

В стихотворении «Распятие» автор соединяет историю Божьего Сына с судьбой собственного. В результате возникает параллель между муками в советских застенках и восхождением на Голгофу Христа. Причем до ранга крестных мук возвышаются не только страдания сына, но и всех, кто был невинно осужден и казнен. Эта тема особо отчетливо звучит в «Эпилоге»:

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною...

В 1940-е годы – в годы Великой Отечественной войны – стихи Ахматовой звучали по радио. «Клятва», «Мужество» пронизаны уверенностью, что «нас покориться никто не заставит», что «мы защитим тебя, русская речь, великое русское слово». Стихи Ахматовой, собранные в итоговый сборник «Бег времени», элегичны, пронизаны философским отношением к жизни, мудры и величественны. Они стали поэзией переосмысления и прощания с прошлым.

Итак, творчество Анны Андреевны Ахматовой условно может быть поделено на три периода, как по тематике и мотивному содержанию, так и по особенностям мировоззрения. Эволюционируя от интимно-лирической поэзии через гражданскую к поэзии, в которой и лирика и гражданственность оказались слиты воедино, Ахматова открывала для себя и читателя не только новые темы и мотивы, но и новую философию, чувство единения своей личной судьбы с судьбой народа.

22. Лирика А.Ахматовой. Художественный мир. Сборники 1910 – 1920-х гг. Особенности поэтики

Творчество Ахматовой явилось высшей точкой развития женской лирики в России, но в первую очередь ее поэзия мужественна. В начале века много поэтесс (Гиппиус, Соловьева, Галина, Цветаева), но именно Ахматова вошла в русскую литературу как классик. Она разработала систему приемов, раскрывающую женскую душу. Никто из женщин той поры не смог избежать влияния Ахматовой.

По многим параметрам проявила себя как новатор, но в то же время была абсолютно традиционна, вся поэзия под знаком классики. Н-р, она возродила форму фрагмента (в 19 в. – Тютчев) (отрывок из дневника, песенка, устная жалоба – но всегда вполголоса). Если стихи Цветаевой – всегда «вопль», поэзия Ахматовой – жалоба вполголоса, шепот. Нередко стихотворение начинается с союза, междометия (излюбленный прием Ахматовой) Н: «О не вздыхайте обо мне…». Преобладают гласные (о, и, а). Этим передается особенность библейского стиля.

Значение Ахматовой как поэта чрезвычайно велико. Новый стиль, новое слово, становление нового поэтического мышления.

Стиль, жанр, тематика. Ахматова стала «Ярославной ХХ в.». Ей чуть ли не единственной удалось в своих стихах оплакать своих современников. Сама она называла себя «плакальщицей дней». Сонеты («Память»), стихи, обращенные к поэтам, прозаикам (Булгаков, Зощенко, Пастернак, Цветаева, Замятин, Пильняк, Гумилев, Мандельштам и др.).

Поэма «Без героя» - плач по поколению, трагическая симфония о своем поколении.

Совершенно особый, новый стиль. Немалую роль играл тот фактор, что она была человеком христианского мироощущения. Христианские, библейские образы играют очень важную роль.

1910 г. – кризис символизма. Заявили о себе футуристы, акмеисты, имажинисты.

Акмеизм – модернистское течение в русской поэзии начала ХХ в. Представители: Гумилев, Мандельштам, Ахматова, Кузьмин. Кружок «Цех поэтов» вокруг журнала «Аполлон». Название – от «акме», вершина. Часто называли «адамизмом», связано с культом первобытного, природного начала, в противовес символизму. Наиболее яркий представитель акмеизма – Ахматова.

Она не прошла школы литературного ученичества, появилась в литературе сразу как зрелый стихотворец. Первые стихи – в 1911 г., в журнале «Аполлон». 1912 – сборник «Вечер». Имя Ахматовой – в ряду самых крупных русских поэтов.

Не все и не сразу поняли масштаб дарования Ахматовой. Блок нападал на акмеистов, Ахматову выделял, считал настоящим поэтом, но характеризовал ее манеру как усталую и болезненную. Основано на живом впечатлении «Поэт должен писать так, как будто на него смотрит Бог. Ахматова же пишет так, как будто на нее смотрит мужчина» (Блок).

1916 г. – Жирмунский, статья «Преодолевшие символизм» - об объединении акмеистов. В отличие от романтически-мистически настроенных символистов, акмеисты декларировали возврат к реальной жизни. Блок, 1920 г. – статья «Без божества, без вдохновенья». В поэзии Ахматовой – и божество, и вдохновенье, Блок ее выделяет.

Н. Коржавин «Анна Ахматова и Серебряный век» (Новый мир, 1989, №7). Отделял Ахматову как поэта от Серебряного века, но в том смысле, что она сохраняла свою независимость от него. Ахматова – продукт Серебряного века, но она противопоставляет себя ему.

Чаще всего раннюю Ахматову сравнивают с Блоком. Блок был самым характерным героем своего времени, а Ахматова – самой характерной героиней.

Лирическая героиня : бесконечное разнообразие судеб (мать, жена, любовница, вдова и т.д.) + удивительная типичность. Но мы никогда не сможем свести воедино все разнообразие героинь. При необычайной конкретике судьбы и биографии лирическая героиня – всегда одновременно носитель бесконечного множества биографий и судеб. Конкретика + огромное обобщение. Героиня Ахматовой всегда несет в себе нечто одно главное, сугубо женское, к нему и пробивается стих. Способность «сердце знает» - главное в стихах Ахматовой. Любовь – тот центр, который сводит к себе весь мир ее поэзии.

Герцен: «Женщина загнана в любовь». Но именно здесь открываются возможности выхода. Ахматова придавала любви живой, реальный характер.

Об Ахматовой прежде всего пишут женщины, а не мужчины. Шкловский: основное открытие Ахматовой - любви она придавала живой, не отвлеченный характер; «Когда Ахматова говорила «я на правую руку надела…» - это было стилистическое открытие, потому что любовь у символистов должна была быть явлена в пурпурном круге в заоблачных далях ». У Ахматовой любовь передается иначе. Через один жест выражена глубина переживаний женщины, которая ушла от любимого.

В состоянии любви ЛГ мир видится и пишется заново, обостряются чувства. Достигаются вершины. Мир открывается в дополнительной реальности («Ведь звезды были крупнее»). Мир удивительно предметен, вещам возвращен первозданный смысл. В стихах Ахматовой удивительные эпитеты («синкретические» - Веселовский). Они рождаются из слитного, целостного взгляда на мир: чувства материализуются, предметы одухотворяются. Н-р: звенела музыка в саду таким невыразимым горем; и упало каменное слово на мою еще живую грудь; надо память до конца убить; надо, чтоб душа окаменела; горящий шелест лета; страсти, раскаленной добела. Мотив окаменения, образ камня – один из центральных у Ахматовой.

Основное свойство лирики : «царство Ахматовской лирики от мира сего» (Добин). Удивительно приближена к реальности. Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда… Поэзия извлечена из прозы жизни.

Сборники: «Вечер» (1912), «Четки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921), «Anna Domini» (1921).

Характерна точность (время, место, порядковый номер). Вводит самые заурядные мелочи. Краски неброские, неизысканные. Ее привлекают полутона – еще одна особенность эпитетов. Гумилев: большинство эпитетов подчеркивают «бедность и неяркость предметов. Ахматовой, чтобы полюбить мир, надо было видеть его милым и простым». Тусклый край неба, мутный фонарь, выцветший холст, тусклые глаза, нищенские липы. Все эти эпитеты звучат как определенный вызов пышности красок у Бальмонта, Белого, Иванова.

Особенность метафоры. Эйхенбаум: у ранней Ахматовой вообще нет метафор. У поздней – метафоры больше похожи на символ. Основная особенность – они тоже не вознесены, приближены к земле. «Как соломинкой пьешь мою душу» - реализация одной метафоры, но о процессе переживания, трагедии Ахматова говорит очень конкретно и прозаично; у души есть вкус. В поздних – смысл становится подчеркнуто символичным.

Вторая особенность худ. мира Ахматовой – близость к драматургии. Сблизила лирическую и драматургическую стихии. Совершенно особое наполнение лирики. !! Это не лирическая драма в стихах, а именно драматургия в кратком лирическом стихотворении; драматургия как зримое, совершающееся на наших глазах столкновение. Состояние выражено глаголами, действием. Некоторые стихотворения построены почти полностью на действии. Скупой диалог; мизансцена на лестнице; на первом плане – физические действия героини («Перчатка »). Весь драматизм отношений может быть явлен через жест.

«Ахматова в высшей степени обладала системой жестов» (Л. Гинзбург). Почти в любом портрете Ахматовой – отражение жеста. В первую очередь красноречивы руки, именно через них передается состояние ЛГ. Ослабнувшей рукой, помертвелой рукой, рука дрожала, рука, закапанная воском и т.д. Жестом часто обозначается порог в отношениях (что-то произошло, сдвинулось, сломалось, умерло). Есть стихотворения, являющие собой повесть о душевных отношениях. Это любовные отношения, но за ними все равно стоит эпоха, образ времени. «Мы не умеем прощаться» - все намечено жестами, движениями, контурами. Последняя строка – безнадежность, «замок на снегу». Видно, насколько Ахматова приблизилась к драматургии. Если попытаться определить жанровую разновидность, это будет психологическая драма.

Классический пример – «Песня последней встречи». Это одно из самых ранних, но входит в любую антологию поэзии. Здесь и жест, и движение, и действие, и декорации. Безукоризненно обрисовано действие. Предельное смятение. Драматургические детали: голос (шепот осенний ), диалог. Живая речь, произнесенное слово. Голос может слышаться во сне. Героиня может противостоять этому голосу. «Мы не умеем прощаться» - приближено к драматургии. Это психологическая драма. «Так беспощадно грудь холодела…»: действия – предельное смятение, уход от любимого дается нелегко, невыносимо пройти 3 ступеньки, трудно выйти из дома, столкновение оппозиций: много и 3, левое и правое; декорации – дом, парк; голос – появление другого голоса → это диалог. Ахматова любит живу речь.

Вывод: тяготение к живой речи, разговорность стиха, точность деталей, обычность обстановки, видение человека в жесте, движении, отсутствие особого лирического мира – следствие основного отличия Ахматовой от символистской поэзии. Пафос Ахматовой – проникновение в близкое, прозу жизни.

Поэзия Ахматовой – свод пятых актов трагедии (финал или окончание) (Разрыв, Я улыбаться перестала, Смятение ).

Много контрастов. «Неяркие» эпитеты. Характеры «его» и «ее» разные, противоречивые (тихий, покорный – наглый, жестокий/ нежная, покорная – может проклинать).

Отражение бурь, тревог; трагические ноты. Образ времени (в любовной лирике – образ эпического времени). Грозные предчувствия. «Поэма без героя».

Образ любви – образ больной любви, образ больного, предреволюционного мира. Нравственный и исторический самосуд.

Образ времени . Ахматова – представитель Серебряного века, но она и большой реалистический поэт. Вопрос о времени особенно актуален. Контрасты – отражение времени бурь и тревог.

Образ времени – в двух ипостасях: 1) время как философская категория, философский образ; Ахматова – сама живое воплощение эпохи, связи времен; 2) время реалистическое, социальное, время как социальная категория. «Реквием» - совмещение обеих ипостасей времени.

1940-й – важный для Ахматовой год. Закончен «Реквием», «Путем всея земли», поэма «Без героя». Начинается второй этап творчества Ахматовой.

Постоянным всегда было чувство сопричастности миру, чувство ответственности перед миром. «Острое ощущение истории» пронизывает все творчество Ахматовой.

В первом сборнике «Вечер» А. представляет читателю свою героиню как сильную натуру, связывая ее силу с характером ее земной женской любви. Образ земной любви проходит через весь первый сборник в сопоставлении с любовью христианской, платонической, неизбирательной ко всему миру, земле, природе. В «Четках» - к русскому народу, национальному укладу жизни, нац. истории. Отличительным признаком земной любви – страсть! Ахматова предпочитает земную любовь при всей своей религиозности. Христ-ая любовь дает выход от страдания плотской любви, но этот выход Ахматова не принимает. Единственный источник полноценной жизни – любовь-страсть! Мир открывается в дополнительной реальности: “Ведь звезды были крупнее, // Ведь пахли иначе травы”. Оппозиция 2х типов любви => жизнь – смерть (Я живу как кукушка в часах). Любовь-страсть у А. – это поединок, борьба двух, столкновение 2х характров. («И когда друг друга проклинали..»). В центре – любовь женщины и дана от ее лица! Ее поражение в любви выявляет силу и цельность ее натуры. Всепоглащающее чувство вместе со страданиями – самые ценные минуты в жизни! (Сжала руки под тёмной вуалью...; Песня последней встречи – перчатка с левой руки).

Тема Творчества занимает в сюжете «Вечера» место равновеликое с любовью и соперничающее с ней. Любовь – источник творчества, а творчество – ср-во увековечивания любви.

«Четки» приносит известность! Через бытовое и обыденное передаются сложнейшие оттенки психологических переживаний и конфликтов, тяготение к простоте разговорной речи. Каждая книга ее стихов представляет собой как бы лирический роман. Ахматова предпочитала “фрагмент”, так как он давал возможность насытить стихотворение психологизмом (например Сжала руки под темной вуалью: В первой строфе - драматический зачин, вопрос “Отчего ты сегодня бледна?” Все дальнейшее - ответ в виде страстного рассказа, который, достигнув высшей точки (“Уйдешь, я умру”), резко прерывается нарочито будничной, обидно прозаической репликой: “Не стой на ветру”. Смятенное состояние героев этой маленькой драмы передано выразительными деталями: “вышел, шатаясь”, “искривился рот”, “крикнула, задыхаясь”, “улыбнулся спокойно” и др. Сказать многое в немногом - в этом сила поэзии.

Деталь подчас осуществляла весь замысел стиха.

Была выпущена третья книга стихов – «Белая стая», она отразила появление в творчестве новых тенденций, обусловленных изменениями общественно-политической обстановки в России. Мировая война, национальные бедствия, приближение революции обостряют у Ахматовой чувство сопричастности к судьбам страны, народа, истории. Расширяется тематический диапазон её лирики, в ней усиливаются мотивы трагического предчувствия горькой участи целого поколения русских людей: Думали: нищие мы, нету у нас ничего; «Молитва»

Основные черты ахматовской поэтики сложились уже в первых сборниках. Это сочетание недосказанности «с совершенно четким и почти стереоскопическим изображением», выраженность внутреннего мира через внешний, сочетание взглядов мужских и женских, детальность, романность, конкретность образа.

Лирику Ахматовой часто сравнивали с дневником.

Начавшаяся в 1914 году первая мировая война наложила отпечаток на все творчество Ахматовой. Она, прежде всего, изменила суть ахматовской Музы («Все отнято: и сила, и любовь...»): Веселой Музы нрав не узнаю: Она глядит и слова не проронит, А голову в веночке темном клонит, Изнеможенная, на грудь мою.

Цикл "Подорожник". В нем Ахматова как бы завершила отдельные лирические сюжеты "Белой стаи". - темы, связанные с общественной жизнью (революция, гражданская война)

Мотивы пророчества, "последних сроков" и искупительной жертвы. магистральные во втором периоде творчества Ахматовой, определяя облик лирической героини - нищей странницы и пророчицы. Более того, они напрямую соотносятся с формированием у Ахматовой новых ценностных доминант - социальных, этических и эстетических.

Эти мотивы появляются в "Белой стае" и развиваются в "Подорожнике" и "Anno Domini" в нескольких смысловых планах и на разном жизненном материале, прежде всего - на материале войны и революции. Война - надругательство над "божьим миром", его осквернение. Жить в это время и быть свидетелем происходящего нестерпимо больно:

И ранней смерти так ужасен вид,

Что не могу на Божий мир глядеть я.

Происходящее можно изменить покаянием, молитвой и жертвенным отказом от мирских радостей. Идея искупления воплотилась в стихотворении "Молитва".

Тема предсказания будущего в "Белой стае": "Подошла я к сосновому лесу..." (1914), "Июль 1914" (1914), "Город сгинул, последнего дома..." (1916); в "Подорожнике" - "Теперь никто не станет слушать песен..." (1917) и в "Anno Domini" - "Предсказание" (1922).

Начиная с "Подорожника", любовная тема нередко переключается в общественно-исторический план. Лирическая героиня говорит не от первого лица, а как бы от имени всех, отождествляя свою судьбу с судьбой России. Стихотворения личного плана пронизывает пафос религиозной соборности и искупления.

Тема поэтического "ведовства" развивается в "Подорожнике" ("Дьявол не выдал. Мне все удалось...", 1923) и в "Anno Domini".

Цикл "Anno Domini" – пятая книга стихов Ахматовой, завершает первый период творчества поэта (1907 – 1925).

Главным предметом художественного осмысления, поэтических раздумий Ахматовой стала именно судьба сверстников и современников, людей ее круга.

В трех частях книги «Anno Domini» главенствующими являются темы времени, памяти, духовного родства со своим поколением. Во всех трех частях героиня, не удовлетворенная настоящим, посредством памяти погружается в прошлое, которое, по ее мнению, более достойно человеческой жизни. Повернуть время вспять (хотя бы на уровне сознания) – для нее единственный выход из сложившегося тупика.

Художественные особенности лирики А. Ахматовой Начало XX в. в России было временем небывалого расцвета поэзии, по праву названным «серебряным веком» - вслед за «золотым», пушкинским. Это - период возникновения в русском искусстве множества новых направлений: символизма, футуризма, акмеизма и других. Как правило, каждое из них стремилось быть новым искусством; большая их часть принадлежала к модернизму. Одна из характернейших черт последнего - стремление к разрыву с искусством предшествующей эпохи, отказ от традиции, от классики, постановка и решение новых художественных задач новыми художественными средствами. И в этом отношении акмеизм, в русле которого складывалось раннее творчество Ахматовой, не был исключением. Поэзия Ахматовой, легкая, свободная, простая и гипнотизирующая одновременно, - яркий пример и новизны акмеистской поэзии в общем, и индивидуально-авторской оригинальности, самобытности. Мастерство Ахматовой было признано почти сразу же после выхода первого ее поэтического сборника «Вечер». А вышедшие через два года после этого «Четки» еще более подтвердили необыкновенный талант поэта. В стихотворениях этих ранних лишь по времени, но не по уровню мастерства сборников отчетливо видна художественная манера Ахматовой, определившая особенности всего ее творчества. Стихи Ахматовой не мелодичны, не напевны, как у символистов. Музыкальный элемент не преобладает, не предопределяет собой всего словесного строения стихотворения. Но носит совсем другой характер, чем, например, у Блока или Бальмонта. У них - певучесть, мелодичность, напоминающая романс, у Ахматовой - частые смены ритма. У нее редки аллитерации, внутренние рифмы, даже обычные рифмы по возможности затушеваны. Ахматова любит несовпадения смысловой единицы - предложения - с метрической единицей - строкой, переходы предложения из одной строки в другую. Этим приемом также затушевывается слишком назойливая четкость метрической структуры, рифма делается менее заметной: Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем, и она тиха. Ахматова любит прерывистые замедленные рифмы. Она приближает стихотворную речь к разговорной. Ее стихи производят впечатление не песни, а изящной, остроумной беседы, интимного разговора: Как велит простая учтивость, Подошел ко мне, поклонился; Полуласково, полулениво Поцелуем руки коснулся. В основе ее стихотворений лежит точное и тонкое наблюдение едва заметных внешних признаков душевного состояния и четкая, краткая передача мысли, в которой выразилось настроение по поводу воспринятого. Словарь Ахматовой обличает сознательное стремление к простоте разговорной речи, к словам повседневным и обычно далеким от лирической поэзии, стремление к целомудренной простоте слова, боязнь ничем не оправданных поэтических преувеличений, чрезмерных метафор. В основе ее лирики лежит точное восприятие явлений внешнего мира, остро и тонко переданное ощущение, выражающее стоящий за ним психический факт: Как не похожи на объятья Прикосновенья этих рук. Особенно характерно употребление таких емких строк в качестве окончаний стихотворений: Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру». Улыбнулся, спокойно и жутко, И сказал мне: «Не стой на ветру». Отсутствию напевности соответствует в плане психологического рассмотрения затушеванность эмоционального элемента. Основная черта в поэтическом облике Ахматовой - она не говорит о себе непосредственно, она рассказывает о внешней обстановке душевного явления, о событиях внешнего мира и предметах внешнего мира, и только в своеобразном выборе этих предметов и меняющемся восприятии их чувствуется подлинное настроение, особое душевное содержание, которое вложено в слова. Это делает стихи душевно строгими и целомудренными, она не говорит больше того, что говорят сами вещи. Всякое душевное состояние обозначается соответствующим ему явлением внешнего мира: Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Любовь - это образ возлюбленного. И мужской образ, впечатление мужской красоты изображены до полной зрительной ясности: Лишь смех в глазах его спокойных Под легким золотом ресниц. Детали в стихах Ахматовой - это не символы. Здесь в образы и слова вкладываются не мистические переживания, а простые, конкретные, строго очерченные. Для каждого движения души есть фактический повод: целый ряд стихов Ахматовой представляет собой маленькие повести, новеллы, изображенные в самый острый момент своего развития. В кратком событии, одном жесте, взгляде Анна Ахматова передает историю десяти лет жизни: Как велит простая учтивость, Подошел ко мне, улыбнулся, Полуласково, полулениво Поцелуем руки коснулся - И загадочных, древних ликов На меня посмотрели очи... Десять лет замираний и криков, Все мои бессонные ночи Я вложила в тихое слово И сказала его - напрасно. Отошел ты, и стало снова На душе и пусто, и ясно. Муза Ахматовой - не муза символистов, поющая о метафизических основах поэтической личности, мистических просветах и падениях, желании чуда. Она избегает абстракций, символичности, философских и социальных обобщений. Восприняв словесное искусство символической эпохи, она приспособила его к выражению других переживаний: простого земного счастья, личного горя, которое понимает каждый.

Анна Ахматова – знаковое имя поэзии первой половины минувшего столетия. Ее жизнь пришлась на сложную эпоху социальных потрясений в виде двух мировых войн и революций, коренной ломки жизненных устоев и мировоззрения людей. Вместе с русским народом Анна Андреевна пережила массовые репрессии тридцатых годов, страшное военное лихолетье.

Все это наложило свой отпечаток на художественный мир поэта (Ахматова ненавидела слово «поэтесса» и никогда так себя не называла), повлияв и на тематику, и на эстетику, и на философию написанных стихов. Творчество мастера поэтического слова можно разделить, достаточно условно, на три периода.

Первые книги Анны Андреевны под названиями «Вечер», «Четки» наполнены практически целиком любовной темой. Причем, каждое из стихотворений является как бы частью лирического романа-миниатюры, в написании которого Ахматова достигла высочайшего мастерства. Это уже не романтический лепет, а воссоздание пережитых надежд и разочарований, желаний и страстей. Сердце ее лирической героини «рвется от любви на части». Но при этом она понимает, что ничего чувственно — вечного в этом мире нет. Поэтому-то стремящиеся к страсти «безумны», а достигшие ее «поражены тоскою».

Героиня поэзии Ахматовой разная. Она любима и отвергнута, неприступна и холодна, томна и страстна. Это не определенная личность, а собирательный образ любящей и страдающей женщины. Таким светом любви озарен первый период творчества мастера.

Третий сборник поэта «Белая стая» являет собой переход к новым образам и ко второму этапу творческой жизни. Ахматова выходит за границы личных переживаний. В ее стихах появляются «крики журавлей», «влажный весенний плющ», жницы, работающие в поле, «липы шумные и вязы», слегка моросящий дождик, иначе говоря, жизненные реалии. А вместе с ними приходит ощущение «сладостной земли», зовущейся родиной. Это становится началом гражданской темы в творчестве мастера.

Лирика поэта приобретает философскую глубину, отражая более сильную сопричастность автора к тому, что происходит вокруг. С этим тесно связывается тема высокого предназначения поэзии и роли поэта в мире, которому кроме дара песнопения дана по «велению небес» тяжелая крестная ноша. Мастер художественного слова должен нести ее достойно, будучи всегда в центре даже самых трагических событий.

Третий период творчества Ахматовой характеризуется слиянием лирического и гражданского начал. Его можно назвать этапом обретения «духовного зрения» высшей пробы. Ярчайшим примером этого является поэма «Реквием», в котором женщина-поэт разделяет судьбу многомиллионного народа.

Уже с первых строк там говорится не только о личном несчастье, но и о горе всего многострадального народа. Недаром некоторые части поэмы по своему построению напоминают народный плач. Стихотворение «Распятие» объединяет судьбы Сына Божьего с земным сыном реальной женщины. Так возникает параллель между восхождением на Голгофу и муками в советских застенках. И, наконец, в эпилоге завершающим аккордом звучит желание молиться обо «всех, кто там стоял со мною».

Уникальным явлением стало творчество Ахматовой для всей мировой литературы. Оно соединило воедино эпический размах и проникновенный лиризм, приобретя эмоциональную убедительность, прославившее имя поэта в веках.

    • В холодный зимний вечер иногда хочется немного оторваться от действительности и помечтать о высоком, добром, вечном. Настроиться на нужный лирический лад поможет поэзия. Стихи затрагивают наитончайшие струны души и иногда становятся спасением для человека в моменты депрессии, плохого настроения. Ярким примером тому является поэзия Анны Ахматовой. Ее стихи заставляются задуматься о многом, пересмотреть свои взгляды на жизнь, иначе увидеть окружающий мир. От поэзии Анны Андреевны хочется жить, ее произведения не […]
    • Лирическая героиня Анны Ахматовой яркая и самобытная. Наряду с наиболее широко известными ее стихотворениями о любви поэзия Ахматовой включает в себя целый стихотворный пласт, содержащий патриотическую тематику. В сборнике “Белая стая” (1917 г.), подводящем итог раннему творчеству поэтессы, впервые лирическая героиня Анны Ахматовой освобождается от постоянного любовного переживания. В нем появляются библейские мотивы, осмысливаются понятия свободы и смерти. И уже здесь мы находим первые стихи Ахматовой на тему […]
    • На время жизни Анны Ахматовой пришлись величайшие войны в истории человечества. Когда началась Первая мировая война, ее муж, Н. Гумилев, добровольцем ушел на фронт. Ахматова понимала весь ужас войны, поэтому ее поэзия в те годы имеет антивоенный характер. Стихотворения «Утешение» и «Молитва» свидетельствуют об этом. Женщинам оставалось только молиться: Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар - Так молюсь за твоей […]
    • Поэтическое творчество Анны Ахматовой берет свое начало в блистательном Серебряном веке русской литературы. Этот сравнительно короткий период породил целую плеяду гениальных художников, в том числе, впервые в русской литературе, великих женщин-поэтов А. Ахматову и М. Цветаеву. Ахматова не признавала определения «поэтесса» по отношению к себе, это слово казалось ей унижающим, она была именно «поэтом» наравне с другими. Ахматова принадлежала к лагерю акмеистов, но во многом только потому, что главой и теоретиком […]
    • Пронзительная по степени трагизма поэма Анны Ахматовой «Реквием» была написана с 1935 по 1940 год. До 1950-х годов поэт хранила ее текст в памяти, не решаясь записать на бумагу, чтобы не подвергнуться репрессиям. Только после смерти Сталина поэма была записана, но правда, изложенная в ней, все еще была опасна, а публикация невозможна. Но «рукописи не горят», вечное искусство остается жить. Поэма Ахматовой «Реквием», вместившая в себе боль сердец тысяч русских женщин, была опубликована в 1988 году, когда ее автора […]
    • Жизнь моя, ты откуда идешь и куда? Отчего мне мой путь столь неясен и таен? Для чего я не ведаю цели труда? Почему я влеченьям своим не хозяин? Пессо Тема судьбы, предопределения и свободы человеческой воли является одной из важнейших сторон центральной проблемы личности в «Герое нашего времени». Наиболее прямо она поставлена в «Фаталисте», который не случайно завершает роман, служит своего рода итогом нравственно‑философских исканий героя, а с ним и автора. В отличие от романтиков […]
    • Николай Степанович Гумилев был известен как поэт, драматург и литературный критик, основатель и теоретик акмеизма. Все критики отмечали в его лирике романтические настроения. Один из ранних сборников поэта так и называется – «Романтические цветы». Первый его сборник стихов «Путь конквистадоров» вышел, когда будущий писатель был еще гимназистом. В нем воспевалась сильная личность, каковой был сам поэт. После женитьбы на Анне Ахматовой в 1910 году Гумилев впервые отправляется путешествовать по Абиссинии. В […]
    • 19 век в России очень богат событиями, а следовательно и личностями. Эта эпоха характеризуется чрезвычайным разнообразием во всех областях жизни. На внешнеполитическом направлении 19 век ассоциируется с Наполеоновскими войнами и великим русским полководцем М.И. Кутузовым. Если говорить о внутренних делах страны, то нельзя обойти вниманием такие события, как отмена крепостного права и восстание декабристов. 19 век - это и век научно-технических достижений. Многие открытия русских ученых того времени легли в основу […]
    • Новаторство в творчестве Маяковского критики неизменно связывают с принадлежностью поэта к русскому футуризму. При этом из всех будетлян (так называли себя представители данного направления в литературе) Маяковский прославился больше всех. В декабре 1912 года в России увидел свет первый манифест кубофутуристов «Пощечина общественному вкусу». Авторами декларации русских футуристов стали Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский и В. Хлебников. В ней молодые бунтари призывали «сбросить с парохода современности» […]
    • Евгений Базаров Анна Одинцова Павел Кирсанов Николай Кирсанов Внешность Продолговатое лицо, широкий лоб, огромные зеленоватые глаза, нос, плоский сверху и заостренный снизу. Русые длинные волосы, бакенбарды песочного цвета, самоуверенная улыбка на тонких губах. Обнаженные красные руки Благородная осанка, стройный стан, высокий рост, красивые покатые плечи. Светлые глаза, блестящие волосы, чуть заметная улыбка. 28 лет Среднего роста, породистый, лет 45. Модный, по-юношески стройный и изящный. […]
    • К началу IV действия комедии «Ревизор» городничий и все чиновники окончательно уверились в том, что присланный к ним ревизор ― значительное государственное лицо. Силою страха и благоговения к нему «фитюлька», «пустышка» Хлестаков стал тем, кого в нем видели. Теперь нужно защитить, предохранить свое ведомство от ревизий и обезопасить себя. Чиновники убеждены, что проверяющему необходимо дать взятку, «подсунуть» так, как это делается в «обществе благоустроенном», т. е. «между четырех глаз, чтобы и уши не слышали», […]
    • Многие ли люди верят в чудеса? Бытует мнение, что чудеса бывают только в детских сказках. Взрослея, люди часто теряют способность верить в чудо, удивляться ему. И совсем немногие верят в свою способность делать чудеса своими руками. К счастью, с героями повести-сказки А. Грина «Алые паруса» все произошло совсем не так. С детства главная героиня повествования, Ассоль, отличалась от других детей. Ей сложно было найти друзей, ей так хотелось верить в чудо, в сказку. Не встречая понимания окружающих, Ассоль часто […]
    • Конфликт - это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий “темного царства” и воспринимать гибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркой свекровью, следует […]
    • Над романом «Евгений Онегин» Пушкин работал свыше восьми лет – с весны 1823 до осени 1831 г. Первое упоминание о романе мы находим в письме Пушкина к Вяземскому из Одессы от 4 ноября 1823 г.: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница». Главным персонажем романа является Евгений Онегин – молодой петербургский повеса. С самого начала романа становится понятно, что Онегин очень странный и, безусловно, особенный человек. Он конечно же в чем‑то походил на людей, […]
    • Немаловажными оказались издания и для истории русской литературы, в частности для истории распространения «Записок охотника» среди русских читателей. Еще не обращалось внимания на тот факт, что наиболее широкое распространение и популярность этой книги Тургенева в различных западноевропейских литературах. Сам Тургенев не случайно очень интересовался впечатлением, которое произвели «Записки охотника» именно в этих странах,- по известности критиков, впервые обративших здесь на «Записки» свое сочувственное внимание, […]
    • Представьте себе мальчика, влюбленного во весь мир. Он рос, впитывая из окружающего воздуха, особую семейную атмосферу, где дружба – не пустое слово, где уважают друг друга не только взрослые, но и дети. В этой семье не жалеют куска хлеба для обедневшей родственницы, и не считают чем-то особенным помочь сыну давней подруги. Разве мог в такой атмосфере вырасти черствый и бездушный человек? Петя Ростов, один из героев второго плана в романе «Война и Мир», рос чудесным мальчиком. Он был младшим в семье и отчаянно […]
    • В большинстве из сфер своей жизни человек не может обойтись без компьютера. Такое положение обусловлено его возможностями. Хранение и обмен информацией, связь между людьми, многочисленные вычислительные программы – все это делает его незаменимым для современного человека. Однако использование компьютера имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Плюсы компьютера: при возможности подключения к интернету компьютер становится незаменимым источником информации: энциклопедии, словари, справочники […]
    • Любовная лирика Пушкина до сих пор остается бесценным сокровищем русской литературы. Его взгляд на любовь, понимание глубины этого чувства менялись по мере взросления поэта. В стихах лицейского периода юный Пушкин воспевал любовь-страсть, часто мимолетное чувство, заканчивающееся разочарованием. В стихотворении «Красавица» любовь для него – «святыня», а в стихотворениях «Певец», «К Морфею», «Желание» представляется «одухотворенным страданием». Женские образы в ранних стихотворениях даны схематично. Для […]
    • Образ природы органичен для художественного мира Куприна и неразрывно связан с его концепцией человека. Можно выделить целый ряд произведений писателя, в которых природа занимает важное место. Таковы живописный Полесский цикл, лирические миниатюры «Вальдшнепы», «Ночь в лесу», размышления о природных явлениях - «Пустые дачи» (начало осени), «Золотой петух» (восход солнца). Сюда же примыкает цикл лирических очерков о балаклавских рыбаках «Листригоны». Впервые купринская концепция человека и природы была […]
    • Критическая история "Грозы" начинается еще до ее появления. Чтобы спорить о "луче света в темном царстве", необходимо было открыть "Темное царство". Статья под таким названием появилась в июльском и сентябрьском номерах "Современника" за 1859 год. Она была подписана обычным псевдонимом Н. А. Добролюбова - Н. - бов. Повод для этой работы был чрезвычайно существенным. В 1859 г. Островский подводит промежуточный итог литературной деятельности: появляется его двухтомное собрание сочинений. "Мы считаем за самое […]