Типы памяти кратко. Что такое память

Память человека связана с разными системами организма, разными анализаторами и включена в различные виды деятельности. С учетом всех этих факторов существует сложная классификация видов и типов памяти но разным основаниям.

По длительности сохранения информации выделяют сенсорную, кратковременную и долговременную память.

Сенсорная , или мгновенная , память осуществляется на уровне рецепторов и сохраняет физические характеристики стимулов от 0,25 до 2 с. Необходимым условием перевода информации из сенсорной памяти в кратковременную является направленность на нее внимания субъекта. Если информация не оценивается в качестве значимой, следы стираются.

Кратковременную память отличает хранение информации до 30 с. Информация поступает в кратковременную память из сенсорной или долговременной памяти в виде воспоминания о чем-либо. Эта информация обрабатывается и интерпретируется мозгом, после чего принимается решение о стирании следа или переводе ее в долговременную память. В кратковременной памяти может удерживаться ограниченное количество элементов, т.е. она имеет определенную емкость, или объем.

Объем кратковременной памяти – это способность одновременно сохранять определенное число разнородных элементов информации.

Американский психолог Дж. А. Миллер измерял объем памяти, используя различный Стимулъный материал. Оказалось, что объем памяти равен 7 ± 2 элемента независимо от характера запоминаемого материала. Это могут быть цифры, буквы или названия предметов. Миллер назвал число 7 "магическим", сопоставив его со многими аспектами жизни человека и особенностями его психики: семь чудес света, семь смертных грехов, семь дней недели.

Если необходимо в течение короткого времени сохранить информацию, включающую больше семи элементов, человек сознательно или автоматически группирует элементы, чтобы число групп не превышало семи.

К кратковременной памяти в качестве ее подвида относят также оперативную память . Время хранения информации в ней определяется конкретной задачей, операцией деятельности и может быть несколько больше, чем в кратковременной памяти. Так, человек-оператор удерживает в памяти поступающую с пульта управления информацию до принятия соответствующего решения, после чего забывает ее.

Долговременная память характеризуется практически неограниченным временем хранения материала и неограниченным объемом. В ней хранятся все усвоенные человеком знания, сформированные навыки и умения, разнообразные впечатления, все, что составляет прошлый опыт. По не вся информация, хранящаяся в долговременной памяти, оказывается доступной для воспроизведения. Ее доступность определяется условиями запоминания материала, его значимостью для субъекта, структурой ассоциативных связей, организацией процессов воспроизведения.

Запоминание может осуществляться в ходе различных видов деятельности, для достижения различных целей. В соответствии с характером цели различаются непроизвольное и произвольное запоминание. Непроизвольное запоминание происходит без специальной цели запомнить. Человек может выполнять какую-либо деятельность: читать, строить дом, играть в шахматы или просто гулять, при этом совершенно не думая о том, чтобы что-то запомнить, тем не менее определенную информацию он запоминает. В других случаях человек сознательно, намеренно ставит перед собой цель что-либо запомнить, например учебный материал, текст доклада и т.п. Такая цель называется мнемической (от греч. mneme – память), а запоминание – произвольным.

Произвольное запоминание – это специфически человеческая форма памяти, при которой запоминание выделяется в особую мнемическую деятельность. Чтобы ее осуществлять, человеку требуется применять усилия.

пример

В психологии накоплен большой экспериментальный материал относительно условий успешного запоминания. Советский психолог А. А. Смирнов (1894–1980) изучил факторы, влияющие на непроизвольное запоминание. Он интересовался у своих сотрудников тем, что они запомнили по дороге из дома па работу. Заранее никто не был предупрежден о таком опросе. Обобщив полученные данные, Смирнов пришел к выводу, что непроизвольно запоминаются новые, необычные, яркие события, которые каким-то образом связаны с интересами человека, являются значимыми для него.

В опытах П. И. Зинченко (1903–1969) испытуемым предлагалось 15 карточек с изображением предмета и написанными на них цифрами. Если перед испытуемыми ставилась задача, разделить карточки на группы по содержанию изображений, они запоминали предметы и почти не запоминали цифры. Если задача требовала от них работы с цифрами, они запоминали цифры, а не предметы. Таким образом, было показано, что непроизвольно человек лучше запоминает то, что имеет отношение к целям и содержанию его деятельности.

Людям достаточно часто приходится произвольно запоминать тот или иной материал. Актеру необходимо запомнить текст роли, юристу – соответствующие статьи уголовного или гражданского кодекса. Без произвольного запоминания невозможно никакое обучение. Но у некоторых людей произвольное запоминание вызывает трудности. Затратив много времени, чтобы запомнить материал, они в нужный момент не могут его воспроизвести.

А. Н. Леонтьев писал: "Для того, чтобы увидеть, надо смотреть, для того, чтобы услышать, надо слушать, а для того, чтобы запомнить, надо запоминать".

Приемы, улучшающие произвольное запоминание , разделяются на две группы. Первые основаны на выявлении внутренних связей, существующих в самом запоминаемом материале. Они связаны с его пониманием и логическим анализом.

пример

А. А. Смирнов показал, что осмысливание и понимание материала, выделение главной мысли, разделение на смысловые части, включение в структуру ассоциаций повышают продуктивность произвольного запоминания.

Вторая группа приемов основана на применении к материалу искусственных связей, или мнемотехнических приемов, например группировки или "метода посредников".

пример

Так, телефон 836–12–83 легче запомнить, представив его как 83–612–83. Метод посредников часто используется учащимися для запоминания сложного материала. Например, число я – 3,1416... запоминается с помощью фразы "Что я знаю о кругах" (но числу букв в каждом слове). Осмысление материала и применение мнемотехнических приемов может сделать процесс запоминания управляемым и существенно расширить возможности человеческой памяти.

Л. С. Выготский разделял все психические процессы на два вида: натуральные и культурные. Натуральные процессы осуществляются без использования специальных средств. Использование различного рода средств свойственно только человеку и характеризует опосредствованные процессы. По этому критерию выделяются непосредственная и опосредствованная память . С давних времен и до настоящего времени человек использовал в качестве средств запоминания узелок на память, зарубки, заметки, впоследствии письменность и другие внешние средства. Овладение речью сделало возможным превращение внешних средств запоминания во внутренние. В качестве внутренних средств человек стал использовать логические операции.

Логическое запоминание осуществляется путем установления смысловых связей нового материала с уже известным.

Если у человека не сформированы внутренние средства для запоминания материала, он будет запоминать его механически.

Механическое запоминание достигается только путем многократного повторения, что нашло отражение в поговорке "повторение – мать учения".

Повторение – важный и эффективный способ запоминания, но только в том случае, если оно основано на понимании и смысловой переработке повторяемого материала.

пример

Например, школьнику очень трудно запомнить и воспроизвести определение сложного научного понятия. Если же он понял сущность описываемого им процесса или явления, соотнес со своим личным опытом, сравнил с другими процессами, т.е. осмыслил запоминаемый материал, результат запоминания будет значительно лучше.

Г. Эббингауз, используя созданный им метод "бессмысленных слогов", показал, что объем памяти при запоминании бессмысленного материала в несколько раз ниже, чем осмысленного. Иногда человек встает перед необходимостью запомнить что-либо механически. Это могут быть отдельные фрагменты учебного материала, например таблица умножения, но основой учения является осмысленное логическое запоминание.

Еще одна классификация видов памяти основана на различиях в характере запоминаемого материала. Это могут быть образы, слова, движения или эмоции. Соответственно выделяются образная, вербальная, двигательная и эмоциональная память.

В образной памяти сохраняются следы ощущений и восприятия. Мы помним цвет травы, пение птиц, музыкальные мелодии, запах розы и множество других впечатлений, а также сложные перцептивные образы: произведения живописи, музыки, парфюмерные запахи. В свою очередь, образная память делится на отдельные виды по ведущему анализатору: зрительная, слуховая, осязательная, вкусовая и обонятельная.

Вербальная память – основа овладения человеком родным и иностранными языками, а также всей суммой знаний, приобретаемых в процессе обучения. Посредством двигательной памяти формируются моторные навыки, умения и значительная часть привычек.

Двигательная память очень прочная. Если ребенок в раннем детстве научился плавать или кататься на велосипеде, а затем этим не занимался, то даже через 30 и более лет навыки сохраняются.

Эмоциональная память – это сохранение и воспроизведение пережитых человеком эмоций и чувств. Ситуативные эмоции в основном забываются. Судьба пережитых аффектов может быть различной. Аффекты, травмирующие психику, иногда полностью вытесняются из сознания. В других случаях следы пережитых аффектов могут сохраняться в памяти в течение всей жизни человека. Если ситуация, вызвавшая аффект, повторяется, он может возникнуть снова. Методом профилактики в этих случаях является смягчение следовых аффектов или их изживание.

В психологии накоплен большой фактический и экспериментальный материал относительно закономерностей запоминания и забывания .

Так, Г. Эббингауз установил, что человек теряет более 50% информации к концу первого часа после окончания работы с материалом. Затем в течение суток теряется еще 30% ("кривая Эббингауза"). Эту закономерность полезно учитывать при выборе времени и определении количества необходимых повторений материала. Если многократно повторять слова, текст или цифры без перерыва, человек утомляется, его внимание и память притупляются. Если материал не повторять в течение следующих суток, практически весь процесс запоминания придется начинать заново. Целесообразно повторить материал через час. В этом случае повторение остановит процесс стирания следов и закрепит их.

Еще одна закономерность выявляет различия в запоминании начальных и конечных стимулов – "закон ряда". Если испытуемому предъявить для запоминания ряд из 10– 12 стимулов (цифр или слов), он запомнит гораздо лучше первые и последние. Средние стимулы, как правило, не запоминаются. Это происходит иод влиянием интерференции следов, или проактивного и ретроактивного торможения:

  • проактивное торможение проявляется в стирании следов под влиянием того, что человек запомнил непосредственно перед этим;
  • ретроактивное торможение проявляется в том, что каждый последующий материал стирает предыдущую информацию. Таким образом, средняя часть материала подвергается двойному тормозному влиянию.

пример

Учителю важно учитывать данную закономерность при планировании урока, в частности при выборе времени для объяснения нового, особенно трудного материала. Согласно "закону ряда" это лучше делать в начале или в конце урока.

Иногда человек не может правильно воспроизвести запоминаемый материал даже после многочисленных повторений. Он устает, решает, что у него плохая память и прекращает безуспешные попытки. Однако утром с удивлением обнаруживает, что все помнит. Подобное явление называется реминисценцией – более полным и точным воспроизведением сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным или заученным. При забывании воспроизведение заученного материала ухудшается, а при реминисценции улучшается, вследствие чего ее считают явлением, противоположным забыванию. Причинами реминисценции являются восстановление функционального состояния мозга и "скрытые" повторения, неосознаваемые человеком. В художественном творчестве реминисценцию часто используют как специальный прием, вызывающий воспоминания, которые помогают лучше понять смысл художественного произведения.

Б. В. Зейгарник установила связь между забыванием и степенью завершенности действия. Человек дольше помнит незавершенное дело, чем выполненное до конца ("эффект Зейгарник").

Для каждого человека характерны индивидуально- типологические особенности памяти . Тип памяти определяется ее специфическими качествами и преимущественным развитием одного или более видов. Может иметь место преимущественное развитие вербальной, образной, двигательной или эмоциональной памяти. Тип памяти полезно учитывать при выборе занятий или профессии. При хорошей двигательной памяти легче достигнуть успехов в спорте или хореографии. Эмоциональная память полезна в актерской профессии. Тин памяти складывается иод влиянием особенностей нервной системы и основного вида деятельности, в которую включен человек. Обучение ребенка музыке создает условия для развития у него слуховой памяти, рисованию – зрительной. У некоторых людей индивидуально типологические особенности памяти делают ее резко отличной от средних показателей. В таких случаях говорят о феноменальной памяти.

пример

Из исторических примеров известны особенности памяти Наполеона, который знал своих солдат в лицо, помнил их имена и особенности характера. Академик А. Ф. Иоффе знал на память таблицу логарифмов. А. Р. Лурия описал память своего пациента Шеришевского, который практически запоминал всю информацию и был лишен забывания. Пользы это ему не принесло: по существу, он не мог заниматься никакой производительной деятельностью.

Знание особенностей своей памяти полезно каждому человеку. Учитель, которому приходится запоминать большое количество материала, в зависимости от типа памяти может использовать различные средства, например опорные конспекты, записи, схемы, рисунки. Важно также учитывать особенности памяти и уровень развития мнемических способностей учащихся. Это помогает более рационально использовать систему индивидуальных заданий, более объективно оценивать результаты устных или письменных ответов, консультировать старшеклассников по вопросу выбора профессии.

7. Память – среда или функциональная часть ЭВМ, предназначенная для приема, хранения и избирательной выдачи данных. Различают оперативную, регистровую, кэш- и внешнюю память.

Функции и основные характеристики внутренней памяти ПК

Внутренняя память - это память, к которой процессор может обратиться непосредственно в процессе работы и немедленно использовать ее.

К внутренней памяти относятся:

1. Оперативная память (ОЗУ, англ. RAM, Random Access Memory - память с произвольным доступом) - это быстрое запоминающее устройство не очень большого объёма, непосредственно связанное с процессором и предназначенное для записи, считывания и хранения выполняемых программ и данных, обрабатываемых этими программами.

Оперативная память используется только для временного хранения данных и программ, так как, когда машина выключается, все, что находилось в ОЗУ, пропадает. Доступ к элементам оперативной памяти прямой - это означает, что каждый байт памяти имеет свой индивидуальный адрес.

2. Кэш (англ. cache) или сверхоперативная память - очень быстрое ЗУ небольшого объёма, которое используется при обмене данными между микропроцессором и оперативной памятью для компенсации разницы в скорости обработки информации процессором и несколько менее быстродействующей оперативной памятью.

Кэш-памятью управляет специальное устройство - контроллер, который, анализируя выполняемую программу, пытается предвидеть, какие данные и команды вероятнее всего понадобятся в ближайшее время процессору, и подкачивает их в кэш-память. При этом возможны как "попадания", так и "промахи". В случае попадания, то есть, если в кэш подкачаны нужные данные, извлечение их из памяти происходит без задержки. Если же требуемая информация в кэше отсутствует, то процессор считывает её непосредственно из оперативной памяти. Соотношение числа попаданий и промахов определяет эффективность кэширования.

Кэш-память реализуется на микросхемах статической памяти SRAM (Static RAM), более быстродействующих, дорогих и малоёмких, чем DRAM (SDRAM). Современные микропроцессоры имеют встроенную кэш-память, так называемый кэш первого уровня размером 8, 16 или 32 Кбайт. Кроме того, на системной плате компьютера может быть установлен кэш второго уровня ёмкостью 256, 512 Кбайт и выше.

Постоянная память (ПЗУ, англ. ROM, Read Only Memory - память только для чтения) - энергонезависимая память, используется для хранения данных, которые никогда не потребуют изменения. Содержание памяти специальным образом "зашивается" в устройстве при его изготовлении для постоянного хранения. Из ПЗУ можно только читать.

Виды внешней памяти ПК, их особенности и основные характеристики.

Внешняя память (ВЗУ) предназначена для длительного хранения программ и данных, и целостность её содержимого не зависит от того, включен или выключен компьютер. Этот вид памяти обладает большим объемом и маленьким быстродействием. В отличие от оперативной памяти, внешняя память не имеет прямой связи с процессором. Информация от ВЗУ к процессору и наоборот циркулирует примерно по следующей цепочке:

В состав внешней памяти компьютера входят:

1. Жесткий диск (накопители на жестких магнитных дисках, НЖМД) - тип постоянной памяти. В отличие от оперативной памяти, данные, хранящиеся на жестком диске, не теряются при выключении компьютера, что делает жесткий диск идеальным для длительного хранения программ и файлов данных, а также самых важных программ операционной системы. Эта его способность (сохранение информации в целостности и сохранности после выключения) позволяет доставать жесткий диск из одного компьютера и вставлять в другой.

Винчестер, или жесткий диск, - самая важная составляющая компьютера. На нем хранится операционная система, программы и данные. Без операционной системы Windows нельзя запустить компьютер, а без программ - ничего сделать, когда он уже загрузился. Без банка данных придется информацию каждый раз вводить вручную.

2. Дисководы (накопители на гибких магнитных дисках (НГМД), англ. FDD) бывают двух основных типов - для больших дискет (размером 5,25 дюйма, иногда пишут - 5,25"), и для маленьких (3,5 дюйма, 3,5"). Пятидюймовая дискета может вмещать в зависимости от ее типа от 360 информации (360 тысяч символов) до 1,2 Мбайт. Трехдюймовки хоть и меньше, но вмещают информации больше (720 КБ - 1,44 МБ). К тому же трехдюймовки заключены в пластмассовый корпус, и потому их труднее сломать или помять. Стандартным дисководом для современных компьютеров является дисковод для маленьких (3,5 дюйма) дискет. Отсюда и его название в компьютерной системе - диск 3,5 А.

3. Лазерные дисководы (CD-ROM и DVD-ROM) используют оптический принцип чтения информации.

На лазерных CD-ROM (CD - Compact Disk, компакт диск) и DVD-ROM (DVD - Digital Video Disk, цифровой видеодиск) дисках хранится информация, которая была записана на них в процессе изготовления. Запись на них новой информации невозможна, что отражено во второй части их названий: ROM (Real Only Memory - только чтение). Производятся такие диски путем штамповки и имеют серебристый цвет.

Существуют CD-R и DVD-R-диски (R - recordable, записываемый), которые имеют золотистый цвет. Информация на такие диски может быть записана, но только один раз. На дисках CD-RW и DVD-RW (RW - ReWritable, перезаписываемый), которые имеют "платиновый" оттенок, информация может быть записана многократно.

4. Накопители на магнитной ленте (стримеры) и накопители на сменных дисках

Стример (англ. tape streamer) - устройство для резервного копирования больших объёмов информации. В качестве носителя здесь применяются кассеты с магнитной лентой ёмкостью 1 - 2 Гбайта и больше.

Стримеры позволяют записать на небольшую кассету с магнитной лентой огромное количество информации. Встроенные в стример средства аппаратного сжатия позволяют автоматически уплотнять информацию перед её записью и восстанавливать после считывания, что увеличивает объём сохраняемой информации.

Недостатком стримеров является их сравнительно низкая скорость записи, поиска и считывания информации. На данный момент стримеры являются устаревшими и поэтому используются они на практике очень редко.

В психологии очень часто говорится о человеческой памяти и даже выделяется несколько ее видов. Зрительная, слуховая и осязательная, сенсорная, кратковременная, долговременная и многие другие виды памяти, которые имеют самые различные классификации. Каждый из них имеет свои важность для человека, а также способы эффективного развития. Однако в данной статье речь пойдет только об одном виде, которым является образная память. Это очень интересный вид, который может удивлять многих, так как он является довольно нетипичным. У каждого человека присутствует образная память, и она играет очень важную роль. Если вы хотите узнать, что это за роль, а также какие у этой памяти имеются особенности, как она появляется и как ее можно развивать, то эта статья для вас. Образная память - это очень интересная тема для изучения, которая позволит вам лучше понять, как работает ваш мозг.

Что это такое?

Сперва необходимо разобраться, что представляет собой данный вид памяти. Образная память - это тип памяти, в результате которого человек запоминает информацию не в текстовом виде, а в виде образов. Чаще всего это какие-либо картины, изображения и другие подобные воспоминания, которые у вас в голове отображаются не словами при помощи вашего внутреннего голоса, а изображением. Именно поэтому данный вид памяти является очень интересным, потому что образы невозможно измерять, как слова, соответственно, данный вид памяти является гораздо более необычным, чем стандартная память, которой пользуется каждый человек ежедневно. Что ж, теперь вы понимаете, что образная память - это вид памяти, при котором вспоминание происходит при помощи образов, то есть некоторых изображений, которые остаются в вашем мозгу.

Что она вам дает?

Многие люди сразу же начинают задумываться о том, что же дает образная память, потому что им кажется, что словесная информация является гораздо более важной. Однако это далеко не так, и сейчас вы поймете, почему. Дело в том, что у человеческого мозга имеется два полушария, каждое из которых отвечает за свой собственный тип восприятия. Левое полушарие отвечает за обработку и запоминание словесной информации, которая многими людьми считается единственной важной, а правое - за запоминание образов, которые эти слова и описывают. Но зачем нужны эти образы в памяти, если вполне детально все могут описать исключительно слова? Все не так просто, как может показаться, и ярчайшим примером являются многие дети нынешнего поколения. Дело в том, что настоящий век называется информационным не просто так: из огромного количества источников люди получают невероятные объемы информации. Сайты в интернете, реклама в общественном транспорте, везде вы получаете информацию, которой насыщается левое полушарие вашего мозга, но правое полушарие при этом не получает соответствующих данных, то есть образов, которые оно могло бы обрабатывать и использовать в совокупности с данными левого полушария. В результате получается серьезный дисбаланс, из-за которого учащаются дефекты внимания и рассеянность, которые чаще всего проявляются у маленьких детей. Чтобы этого избежать, необходимо развивать правое полушарие, и для этого существует далеко не одна методика. Образная память очень важна, и именно поэтому в данной статье будет рассказано о том, как именно ее можно развивать.

Как развивать образную память?

Как уже было сказано ранее, существует далеко не одна методика. Образная память развивается довольно легко и без особых усилий, потому что процесс запоминания образов является естественным для человека. Образы и текстовая информация составляют в целом отличную память, которой должен обладать каждый человек, но если ваш мозг будет переполнен данными без прикрепленных к ним образов, то вы можете легко путаться в этих данных, поэтому все объемы вашей памяти будут фактически бесполезны. Соответственно, развивать образную память нужно обязательно, и чем раньше вы это поймете, тем лучше. Лучше всего развивается образная память у детей, так как именно у них она изначально развита очень хорошо. Просто со временем люди начинают больше опираться на текстовую, а не на образную информацию, поэтому постепенно теряют силу этого вида памяти.

Образное мышление, образная память - это то, что необходимо развивать каждому человеку, а делать это следует с помощью задействования в получении информации всех органов чувств и, соответственно, источников информации. Итак, среднестатистический человек просто читает текст или слушает его, он оседает в его голове и, вполне возможно, забывается очень быстро, даже если это важная информация. Почему? Все дело в том, что у него нет якоря, который позволил бы ему закрепиться. Запоминание чисто текстовой информации в школе и университете называется зубрежкой - вы просто запоминаете слова в определенном порядке, чтобы их воспроизвести в том же порядке. Но помните ли вы хоть что-то из того, что зубрили в школе? Вряд ли.

Но если же используются образы, которые получается путем прикрепления к текстовой информации определенных данных, таких как изображения, звуки, запахи и так далее, то вы гораздо проще сможете запоминать. Соответственно, все, что вам нужно делать, - это постоянно задействовать все органы чувств и стараться контролировать процесс запоминания, чтобы вы запоминали не только текст, но и образы, связанные с ним.

Особенности образной памяти

У образной памяти имеются некоторые особенности, о которых вам стоит знать. Дело в том, что в большинстве случаев она является временной и образы сохраняются примерно в течение суток. Естественно, если вам конкретная информация нужна, то вы можете сохранить ее в собственном мозгу надолго, однако, чтобы ваш мозг не переполнялся образами, он сам очищает себя от того, к чему не посылаются запросы более 24 часов. Также оказывается, что эта память действует на бессознательном уровне, то есть большая часть образов записывается в вашем мозгу, когда она попадает в поле вашего зрения. Именно поэтому многие люди считают, что такой вид памяти - это зрительная образная память. Но справедливости ради стоит отметить, что образы бывают и звуковыми, и осязательными, и обонятельными, хоть и встречаются они гораздо реже.

Если же вернуться к длительности хранения информации образной памяти, то здесь выявляется еще одна характеристика: чем больше образ хранится в вашем мозгу, тем бледнее он становится и, соответственно, тем сложнее вам вспоминать его в деталях.

Угасание образов

Что это такое, невозможно продемонстрировать наглядно. Образная память является абстрактным понятием, и все процессы происходят у вас в мозгу, однако вполне можно описать, что же это такое. Итак, представьте себе, что вы едете в общественном транспорте днем. Вернувшись домой, вы вспоминаете, что видели женщину в синем пальто, она сидела рядом с вами. В этот момент вы можете вспомнить и другие детали, такие как цвет ее волос, черты ее лица, аксессуары, которые она носила, и так далее. Но если вы не будете думать о ней хотя бы день, то на следующий день вы уж с трудом будете вспоминать те детали, которые вам вчера казались очевидными. Что уж говорить о том, что случится через неделю или месяц. Образная память отличается тем, что образы, которые хранятся в мозгу, со временем становятся бледными, нечеткими. Они являются неустойчивыми и могут быть фрагментарными. Например, через месяц вы забудете, что было надето на девушке в принципе, но в вашем мозгу отпечатаются сережки, которые она носила тогда. Ну и конечно же, стоит отметить, что каждый образ может обманчиво меняться с течением времени и через месяц вам может показаться, что девушка была в зеленом пальто, хотя на самом деле она была в синем. Это объясняется тем, что человеческому сознанию проще создать что-то новое взамен утраченного элемента образа, чем тратить энергию на то, чтобы вспомнить этот элемент.

Когда появляется образное восприятие?

Развитие образной памяти - это то, о чем стоит задуматься каждому человеку. И как уже было сказано ранее, сделать это стоит как можно скорее. Однако когда именно у человека появляется образное восприятие и, соответственно, образная память? Вы можете удивиться, но образная память человека появляется только в полтора-два года, то есть довольно поздно. Именно тогда мозг ребенка начинает воспринимать явления окружающего мира не просто как явления, а как информацию, которую можно записать. Именно тогда у него в мозгу с огромной скоростью начинают накапливаться понятия, которые сопровождаются образами, в результате чего и формируется память. Тогда же ребенок получает возможность самостоятельно строить логические цепочки, связывая понятие с образом.

Почему же развивать образную память нужно с раннего детства? Многие родители полагают, что это излишний процесс и ребенку нужно концентрироваться на конкретных понятиях, а не на абстрактных образах. Однако это большая ошибка, потому что образную память зачастую называют фундаментом всех процессов запоминания. Без нее процесс запоминания не будет полным, а если она слабо развита, то и память у человека будет очень плохой. Соответственно, развитие образного мышления - это один из важных шагов на пути становления полноценной личности, которая сможет функционировать в современном мире.

Виды образной памяти

Психологи зачастую выделяют определенные виды данной памяти, с которыми вам также стоит ознакомиться. Естественно, как вы, вероятнее всего, догадывались, наиболее известной является зрительная память, потому что именно зрительные образы занимают наибольший объем памяти, они являются самыми детальными, и именно на них вы чаще всего опираетесь, когда пытаетесь вспомнить что-либо. Но также существуют и другие виды, которые не менее важны, хоть и используются немного реже. К видам образной памяти относятся слуховая, осязательная, вкусовая и обонятельная, то есть те, которые соответствуют определенному органу чувств. Соответственно, все звуковые образы, которые имеются у вас в голове, то есть песня, которую вы услышали в метро, или слоган, который донесся до ваших ушей из громкоговорителя, относятся к слуховой образной памяти. То же самое касается и других видов памяти, о которых было сказано выше.

Фотографическая память

Как вы уже узнали, к образной памяти относится любая память, связанная с органами чувств, так как вся подобная информация поступает не в форме конкретных данных, а в форме абстрактных образов. Но при этом отдельно хотелось бы выделить фотографическую память, о которой слышал, вероятнее всего, каждый человек.

Фотографическая память представляет собой подвид зрительной образной памяти, но отличается своей невероятной и несвойственной большинству людей детальностью и полным отсутствием бледности и наличием четкости. Что это значит? Представьте себе, как работает образная память, это было описано выше. Вы смотрите на объект, и ваш мозг делает «снимок» этого объекта, записывая его в мозгу. Но этот снимок изначально нечеткий, и вы вряд ли сможете рассмотреть на нем все детали, чтобы их воспроизвести. Если же вы обладаете фотографической памятью, то ваш мозг может делать идеальные снимки, которые вы можете хранить в течение длительного времени совершенно без потерь в качестве. Естественно, каждому человеку хотелось бы обладать фотографической памятью, однако с учетом того, что многие родители не стремятся развивать образную память у детей, а также сами не развивают свою собственную память, это понятие воспринимается теперь скорее как феномен, чем как что-то, к чему можно стремиться и чего можно добиться. Но в действительности это не так, и вы можете самостоятельно изменить порядок сложившихся вещей.

Тренировки

Вы можете самостоятельно воздействовать на то, насколько развитой является ваша образная память, даже если в детстве ваши родители не уделяли этому особого внимания. Для этого вам необходимо ежедневно проводить тренировки, которые позволят вам лучше запоминать образы. Как это делать? Вам необходимо запоминать различные образы, а затем воспроизводить их. Упражнения могут быть самыми разнообразными. Например, это может быть ряд картинок, на которые вам нужно посмотреть и запомнить именно образы, а не пытаться придумать словесные ассоциации. Затем вам необходимо воспроизвести порядок этих образов. Также вы можете запоминать картинку, а затем пытаться воспроизвести как можно больше деталей. Существует большое количество разнообразных игр, включающих в себя запоминание образов, так что это также может вам помочь, и фотографическая память вскоре может вам казаться уже вовсе не недостижимым феноменом.

Теперь, когда вы знаете об образной памяти все, вы можете начинать тренировки. А напоследок для вас приготовлен один интересный факт. Как и органы чувств обостряют свое действие при утрате функциональности одного из них (слепые люди гораздо лучше слышат и чувствуют запахи), образная память компенсирует нехватку информации, замещая ее другими образами.

Ничего не проходит бесследно для человека: переживания, впечатления, события оставляют отпечаток, который хранится долгое время и при желании снова воспроизводиться. составляет основу его личности. Пережитое в прошлом, выработанный навык, то, чему научились – и есть человек. Способность получать, хранить и воспроизводить полученный опыт делает человека человеком.

Несмотря на существенный прорыв науки в области изучения мозга, вопрос о том, какие его участки управляют механизмами запоминания, остается открытым. Специалисты до сих пор пытаются объяснить отсутствие области, которая отвечает за нее.

Тем не менее ученым удалось подробно описать, какие механизмы лежат в основе функционирования памяти. Сегодня виды памяти и их характеристика не отличаются значительными расхождениями в трактовке.

Произвольная и непроизвольная память

Основанием для этого разделения выступает характер цели деятельности. Так, произвольная память соотносится с сознательным волевым усилием, когда запоминание становится целенаправленным.

Непроизвольное запоминание пассивно, тесно связано с интересами, работой человека. Оно наглядно демонстрирует такое , как избирательность. Так, очевидцы одного события при пересказе часто расходятся в деталях и даже последовательности произошедшего. Для иллюстрации вспомним «Убийство на улице Морг» Эдгара По, в котором свидетели дают различные показания, даже противоречащие друг другу.

В 1927 г. психолог Блюма Вульфовна Зейгарник впервые описала еще одно любопытное свойство памяти, которое позднее стало «эффектом Зейгарник»: более значимыми для памяти человека оказываются незавершенные действия, события, которые не получили естественного разрешения. Естественное напряжение, возникающее от невыполненных задач, является природным механизмом, который стимулирует нас завершать каждое дело.

Память и ее виды по психической активности

Классификация запоминания в зависимости от психической активности носит условный характер: на практике процессы вычленяются тяжело из-за постоянного взаимодействия. Это разделение связано с теми рецепторами и анализаторами, которые участвуют как в восприятии, так и в обработке информации.

Образная

Образная память - память о представлениях. Под представлениями понимаются не только «картины» жизни, но также запахи, вкусы и звуки. Поэтому выделяют осязательную, зрительную, слуховую, обонятельную и вкусовую память.

Часто хранимая в образах информация расходится с оригиналом.

Слуховая и зрительная память хорошо развиты у среднестатистического человека, поскольку именно они играют главную роль в его жизни. Обонятельная, вкусовая, осязательная память часто развиты у людей, чьи профессии тесно связаны с перечисленными видами.

Двигательная

Сначала у ребенка появляется двигательная память - уже в первый месяц. Благодаря ей мы запоминаем и воспроизводим движения и их системы. Без двигательной памяти невозможно формирование многих практических и трудовых навыков, среди которых письмо или ходьба. Двигательные условные рефлексы ребенка по мере развития постепенно перерастают в двигательную память, которая начинает носить сознательный характер.

Эмоциональная

Эмоциональная память – память о чувствах, в психологии называют самым прочным хранилищем информации. Пережитые чувства запоминаются человеком, становятся основой для будущих поступков и в виде анализаторов либо побуждают его, либо удерживают от действия, которое в прошлом связано с негативным переживанием. В сравнении с другими эмоциональная память оказывает наибольшее воздействие на личность.

Словесно-логическая

Словесно-логическая память, семантическая – запоминание наших мыслей, их воплощение в языковую форму. Название отражает ее сущность, поскольку возникновение размышлений, идей невозможно без речи.

В психологии в зависимости от участия мышления словесно-психологическую память разделяют на логическую и механическую. Эти два подвида выделяются наличием или отсутствием осмысления при изучении информации. При механическом запоминании материала студент на экзамене может легко воспроизвести «порядок слов» из учебника. Однако просьба объяснить «своими» словами вызовет определенные трудности, если при чтении материала не было осмысления, не участвовало логическое запоминание.

Детям легче дается «зазубривание», взрослые же обладают преимуществом в схватывании смысла. Малыши не умеют вычленять главные, наиболее значимые части информации и их внимание в большей степени сконцентрировано на деталях.

Виды памяти по длительности хранения

В зависимости от продолжительности хранения полученной информации выделяются следующие виды.

Сенсорная самая короткая по времени хранения, но она помогает человеку непрерывно и целостно воспринимать быстроизменяющиеся явления. Она носит характер мгновенного чувственного отпечатка (наиболее точное представление образа), после образов, которые существуют до 0,25 секунды.

Период кратковременной памяти равен 20-30 секундам. Этот процесс заключается в быстром запоминании образа с последующим немедленным воспроизведением. В поле кратковременной памяти находится от 5 до 9 объектов (слов, цифр, символов, прочее).

Под оперативной памятью понимается совокупность процессов запоминания, которые требуются для выполнения конкретной задачи в настоящий момент. По завершении этого актуального действия происходит забывание информации. Срок хранения зависит от длительности выполнения задачи и составляет от 2-3 минут до нескольких дней. Например, официант удерживает в голове выполняемые заказы, а после завершения забывает о них.

– сложная и важная система, а сохраняемые образы при необходимости воспроизводятся неоднократно до конца жизни. Объем нейронов в мозге человека ограничен, общее число составляет около 10 млрд. Один нейрон способен удерживать значительное количество информации. Отсюда возникает парадокс: при фактической ограниченности памяти на самом деле ее объем безграничен. Хотя повторное воспроизведение информации связано с трудностями из-за огромного объема хранения, оно происходит сравнительно быстро. Образы попадают в долговременную память, только пройдя через кратковременную. Без повторения информация стирается.

Автор статьи: Лаухина Екатерина

Виды памяти классифицируют по следующим признакам: степень осознанности запоминаемой информации (образов), характер психической активности, продолжительность сохранения образов, цели исследования, характер связи с целями деятельности Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие [Текст]. - 3-е изд. - Минск: Амалфея, 2008. - С. 156.. Характер психической активности зависит от того, какие виды анализаторов, сенсорных систем и подкорковых образований мозга включены в процессы памяти. Исходя из этого выделяют память: образную, двигательную, эмоциональную, словесно-логическую.

Образная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Различают подвиды образной памяти:

Зрительную (визуальную;

Слуховую (звуковую, аудиальную;

Вкусовую;

Обонятельную;

Тактильную.

Имеется статистика, показывающая относительные возможности данных видов памяти в учебном процессе. Так, после одноразового прослушивания лекции (когда используется только слуховая память) студент на другой день может повторить только 10% ее содержания. Самостоятельное зрительное изучение лекции (применяется только зрительная память) повышает эту цифру до 30%. Пересказ и наглядность доводят цифру до 50%. А практическая отработка материала лекции с использованием всех перечисленных выше видов памяти позволяет достичь 90% успеха.

Двигательная (она же моторная) память - это способность запоминать, сохранять и воспроизводить различные характеристики движения, их амплитуду, быстроту, темп, ритм, последовательность (езда на велосипеде, плавание, игра в волейбол и пр.).

На этом виде памяти базируются трудовые навыки и любые целесообразные двигательные акты.

Эмоциональная память - это память на. Пережитые и сохраненные в памяти эмоциональные состояния выступают как сигналы либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Эмоциональная память относится к одному из наиболее надежных, прочных «хранилищ» информации. «Ну и злопамятный!» - говорим мы о человеке, который долго не в состоянии забыть нанесенную обиду и не может простить обидчика.

Данный вид памяти воспроизводит чувства, ранее испытанные человеком, (вторичные чувства). Нередко эти чувства не только не соответствуют своим оригиналам (то есть первоначально испытанным чувствам) по силе и смысловому содержанию, но даже меняют свой знак на противоположный. Например, ранее мы чего-то опасались, а теперь это стало желанным.

Или, на работе новый начальник воспринимался в начале как более требовательный, чем предыдущий, что вызывало определенное недовольство у работников. После же оказалось, что это не совсем так: такая требовательность начальника способствовала профессиональному росту сотрудников и закономерному увеличение их заработной платы.

Недостаток эмоциональной памяти приводит к т.н. «эмоциональной тупости», когда человек становится в глазах окружающих неинтересным, непривлекательным существом, подобным роботу или зомби.

Умение выражать свои эмоции, радоваться и страдать является необходимым условием психического здоровья человека Климов, Е.А. Общая психология [Текст]. - М.: Юнити, 2006. - С. 179..

Словесно-логическая (семантическая) память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.

Мыслей без слов не бывает, что и подчеркивает название. Данный вид памяти по степени участия мышления делят на механическую и логическую.

Память называют механической в том случае, когда запоминание и сохранение информации происходит преимущественно путем многократного повторения без осмысления ее содержания.

С возрастом такая память имеет свойство ухудшаться. Примером механической памяти может быть «насильственное» запоминание слов, которые не связанны по смыслу между собой Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие [Текст]. - 3-е изд. - Минск: Амалфея, 2008. - С. 158..

В отличии от механической, логическая память основывается на применении смысловых связей между запоминаемыми объектами, явлениями или предметами. Ее постоянно применяют, например, преподаватели, когда излагают новый лекционный материал, то они периодически напоминают студентам ранее введенные понятия, упоминаемые в лекции.

По степени осознанности запоминаемой информации также выделяют имплицитную и эксплицитную виды памяти.

Имплицитной является память на материал, который человеком не осознается. Процесс запоминания идет в данном случае независимо от сознания, неявно, и потому недоступно для непосредственного наблюдения. Такая память требует своеобразного «запуска» и таким стартером может стать необходимость решения какой-то важной для данного момента задачи. При этом человек не осознает те знания, которыми он обладает.

Например, в процессе социализации человек воспринимает ценности и нормы общества, не осознавая основные теоретические принципы, которые лежат в основе его поведения. Это происходит у него как бы само по себе.

Эксплицитная память, напротив, основана на сознательном применении человеком ранее полученных знаний. И при решении какой-либо задачи эти знания извлекаются из сознания на основе узнавания, припоминания и т.п.

Существует также деление памяти на виды, которое напрямую связано с особенностями выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память - запоминание и воспроизведение, осуществляющееся автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. В детстве данный вид памяти более развит, а с возрастом слабеет. Примером непроизвольной памяти может служить запоминание картины длинной очереди в кассу кинозала.

Произвольная память требует волевых усилий человека и цели запоминания и осуществляется с помощью специальных приемов.

Например, заучивание стихов. Или запоминание работником полиции внешних признаков в облике разыскиваемого преступника с целью его опознания при встрече и ареста. Нужно отметить, что сравнение характеристик произвольной и непроизвольной видов памяти по прочности запоминания информации не дает абсолютных преимуществ ни одной из них.

По длительности сохранения образов память человека делят на мгновенную (сенсорную), кратковременную, оперативную и долговременную память.

Мгновенная (или сенсорная) память удерживает информацию, воспринятую органами чувств без ее дальнейшей переработки. Управлять этим видом памяти практически невозможно. Она делится на следующие подтипы:

Иконическая послеобразная память - после краткого предъявления объекта образы сохраняются в памяти короткий промежуток времени (если закрыть глаза, затем на мгновение открыть их и снова закрыть, то сохраненный на время 0,1 - 0,2 с образ увиденного и будет содержанием этого вида памяти);

Эхоическая послеобразная память - в данном случае образы сохраняются в течение 2 - 3 с после короткого слухового раздражителя.

Кратковременной (или рабочей) является память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и последующего немедленного (в первые же секунды после восприятия) воспроизведения.

Данный вид памяти зависит от количества воспринимаемых знаков (символов), их физической природы, но не от их информационного содержания. Эксперименты выявили следующую формулу кратковременной памяти человека: «7±2».

То есть при однократном предъявлении объектов (цифр, букв, слов, символов и т.п.) в кратковременной памяти человека остаются 5-9 объектов данного типа. Информация удерживается в кратковременной памяти в среднем 20-30 с. Сорокун, П.А. Основы психологии [Текст].- Псков: ПГПУ, 2005 - С. 187.

При оперативной памяти, родственная кратковременной, след образа сохраняется только лишь на время выполнения текущей операции (действия). Например, последовательное считывание символов какого-то сообщения с экрана монитора и удержание их в памяти до завершения всего сообщения.

Долговременная память - это память на образы, предполагающая длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное применение в будущем. Долговременная память составляет основу прочных знаний. Извлечение информации из долговременной памяти может быть двух видов: или по собственному желанию, или с помощью внешнего раздражения определенных участков коры головного мозга (например, гипноз или раздражение определенных участков головного мозга слабым электрическим током). Наиболее ценная информация хранится в долговременной памяти человека в течении всей жизни.

Замечено, что кратковременная память по отношению к долговременной выполняет роль своеобразного «контрольно-пропускного пункта», через который воспринимаемые образы попадают в долговременную память при условии повторного приема. Без повторения образы теряются.

Некоторые исследователи вводят понятие «промежуточной памяти» и приписывают ей функцию первичной обработки входной информации: более интересная часть информации задерживается в ней на несколько минут и если за это время она не будет востребована, то вероятна полная ее потеря.

Наконец, в зависимости от целей исследования подразделяют память генетическую (биологическую), эпизодическую, реконструктивную, репродуктивную, ассоциативную, автобиографическую Климов, Е.А. Общая психология [Текст]. - М.: Юнити, 2006. -С. 216..

Генетическая (биологическая) память - это память на биологические события огромного эволюционного периода человека как вида.

Она обусловливается механизмом наследственности и сохраняет склонность человека к образцам действия и определенным видам поведения в конкретных ситуациях. Именно через генетическую память передаются инстинкты, элементарные врожденные рефлексы и даже элементы физического облика человека. Эпизодическая память хранит отдельные фрагменты информации с фиксацией ситуации, в которой она была воспринята (место, время, способ). Например, человек в поисках покупок наметил определенный маршрут обхода торговых мест, фиксируя подходящие предметы по местам расположения, отделам магазинов, этажам и лицам продавцов, которые там работают.

Репродуктивная память - это повторное воспроизводство путем припоминания сохраненного ранее оригинального объекта. Например, живописец по памяти рисует (на основе припоминания) картину лесного пейзажа, которую он наблюдал, будучи в творческой командировке. Известно, например, что И.К. Айвазовский (1817-1900) все свои картины создавал по памяти. Реконструктивная память заключается не столько в воспроизводстве объекта, сколько в восстановлении нарушенной последовательности стимулов в ее изначальной форме. Например, инженер-технолог восстанавливает по памяти утерянную технологию изготовления сложной детали. Ассоциативная память базируется на любых установленных функциональных связях (ассоциациях) между запоминаемыми объектами. Например, человек, проходящий мимо кондитерского магазина, вспоминает, что дома ему поручили купить продукты на ужин. Автобиографическая память - память о событиях собственной жизни (в какой-то мере ее можно отнести к разновидности эпизодической памяти) Общая психология. В 7 т. : учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Б. С. Братуся [Текст]. - Т. 3. Память / В. В. Нуркова.- М.: Академия, 2006. - С. 219.. Все виды памяти, хотя и относятся к разным классификационным основаниям, тесно связаны между собой. Например, качество работы кратковременной памяти определяет уровень эффективности долговременной памяти.

В то же время объекты, воспринимаемые одновременно по нескольким каналам, лучше запоминаются человеком.