Что такое панчакарма и в чем ее польза? Панчакарма в домашних условиях. Расписание домашней панчакармы

*Панчакарма*

СИСТЕМА ПОЛНОГО ОЧИЩЕНИЯ
В Аюрведеразработан комплекс из пяти процедур (ПАНЧА - пять, КАРМА - действие, процедура), который может считаться уникальным,

поскольку ему нет аналогов ни в западной, ни в восточной медицине. Это методика физиологической детоксикации, очищения и омоложения тела и ума.

ПАНЧАКАРМА имеет огромное профилактическое и терапевтическое значение. При помощи процедур выводятся токсины и шлаки изо всех, включая мельчайшие, каналов организма, улучшается микроциркуляция, что способствует омоложению тканей. Исследования, проведенные в Индии, а также в Германии, Японии, Англии и США, доказали, что ПАНЧАКАРМА способствует выведению эндотоксинов, очищению организма от свободных радикалов, нормализации пищеварения и обмена веществ. Более того, доказано, что эти процедуры улучшают воздействие на организм любых лекарств и биологически активных пищевых добавок.

Каждая из процедур ПАНЧАКАРМЫ показана при целом ряде физиологических или патологических состояний.

Список болезней, для лечения которых используется этот комплекс, весьма внушителен: бронхиальная астма и бронхит, диабет, анемия, гастриты и колиты, остеоартриты , ревматоидный артрит, подагра, неврологические и нервно-мышечные расстройства, болезни сердца, сосудистые расстройства, болезни печени, мочевого тракта, кожные болезни, гинекологические заболевания и ряд других острых и хронических заболеваний.

Также ПАНЧАКАРМА показана спортсменам при подготовке к соревнованиям, для реабилитации после психоэмоционального напряжения и травм.

Панчакармадля здоровых

Здоровым людям ПАНЧАКАРМА проводится с целью очищения организма от шлаков и общего укрепления здоровья. Существует два варианта проведения этой терапии для здоровых людей:

1. Проведение всех пяти видов процедур, с определенными временными промежутками между ними. Весь курс занимает около 3 0-ти дней, включая необходимые для отдыха интервалы. Такая терапия обычно проводится один раз в год.

2. Проведение некоторых видов процедур ПАНЧАКАРМЫ в переходные (межсезонные) периоды. Межсезонным считается период в 14 дней между двумя сезонами - 7 дней в конце предыдущего сезона и 7 дней в начале нового. Идеальными для переходного периода являются следующие виды терапии ПАНЧАКАРМА:

o ВАМАНА рвотная терапия и НАСЬЯ назальное очищение - в переходный период между зимним и весенним сезонами. ВАМАНА проводится только один раз (один день), НАСЬЯ - ежедневно 1 раз в день в течение 3-7 дней.

o A СТАПАНА и АНУВАСАНА 2 вида клизм - в переходный период между летом и сезоном дождей. Применительно к России этот период может быть соотнесен с периодом конца лета - начала осени, который обычно сопровождается дождями и похолоданием. Клизмы проводятся в течение 8 дней ежедневно, виды клизм чередуются.

o ВИРЕЧАНА очищение слабительным, в период между сезоном дождей и осенью. В России эту процедуру можно проводить перед осенним потеплением, известным как "бабье лето". Проводится один раз (один день).

В результате очищения организма методом ПАНЧАКАРМА нормализуется пищеварение, организм укрепляется физически, улучшается качество кожи и функционирование органов чувств, налаживается работа всех систем организма. Эти процедуры улучшают психические функции, поддерживают оптимальный иммунный статус и нормальный обмен веществ. Кроме того, они способствуют замедлению процесса старения.

Пройдя процедуру, рекомендованную для того или иного сезона, можно предотвратить появление заболеваний, характерных для данного сезона. К примеру, респираторные заболевания в основном свойственны весеннему периоду. Их можно предотвратить с помощью рвотных и назальных процедур ПАНЧАКАРМЫ , проводимых в переходный период, а как известно, такого рода "сезонные" болезни могут приводить к развитию хронических заболеваний.

Проходя терапию ПАНЧАКАРМА для межсезонья регулярно на протяжении ряда лет, можно предотвратить появление даже тех заболеваний, к которым имеется наследственная предрасположенность.

Введение

В аюрведе лечение проводится в четырёх основных формах: лекарственная терапия, панча (пять) карма (действий или систем), регулировка режима питания и регулирование образа жизни. В аюрведе имеются два основополагающих метода здравоохранения – лечение болезни и её предупреждение.

Профилактический аспект лечения подразделяется на три части:

    свастха варта (личная гигиена), состоящая из диначарьи (правильного распорядка дня), ритучарьи (учёта сезонных изменений) и садачарьи (правильного поведения);

    расаяна и ваджикарана (омоложение и вирилизация);

Лечебный аспект состоит из трёх частей:

    антати-паримайджана (внутренние лекарства), состоящая из самшоданы (внутреннее очищение посредством панчакармы ) и самшаманы (лечебного воздействия)

    внешняя терапия, такая как массаж, использование паст и порошков;

    хирургическое лечение.

Панчакарма – это имеющийся только в аюрведе глубокий очистительный процесс, который позволяет телу освободиться от избытка дош и токсинов на клеточном уровне и вывести их из тела. Хотя человеческое тело считается замечательной разумной естественной заживляющей системой, способной к самовосстановлению и омолаживанию, чрезмерно быстрое попадание токсинов в тело и образование их новых соединений внутри тела уменьшает эту естественную способность. Именно тогда панчакарма играет ключевую роль в коррекции наполненного токсинами организма.

Основные принципы

Панчакарма состоит из вызываемой медикаментами рвоты (вамана ) с целью устранения избытка капхи , терапевтического очищения кишечника (виречана ), чтобы убрать избыток питты , клизмы с использованием медикаментов (васти ), чтобы устранить избыток ваты , каплей для носа или лекарства для вдыхания через нос (насья ) для лечения болезней головы и шеи и кровопускания (ракта-мокша ) при наличии расстройств крови. Таковы пять очистительных процедур, предназначенных для удаления накапливающихся токсинов и других отходов жизнедеятельности из тела. Поскольку темпераменты (доши ) и ткани тесно связаны друг с другом, эта очистительная процедура воздействует на ткани косвенным образом через целенаправленное выведение и устранение связанного с ней темперамента. Например, ярко выраженное устранение капхи вызывающей рвоту травой оказывает влияние на запас жидкости в питательной ткани, содержащей воду и растворы солей, плазму, жиры. В то же время высвобождение большого количества питты выборочным очищением кишечника подобным образом оказывает косвенное влияние на общее количество красящих веществ в крови и в теле в целом. Васти несколько отличается от этих методов, поскольку эта процедура предназначена для ликвидации избытка ваты , и в ней используется тёплый раствор олеатов (масел). Во время своего длительного контакта с мембраной толстой кишки он отделяет прилипшие слои фекалий от стенок толстой кишки и, таким образом, улучшает впитывание, что важно для последующего питания всех тканей. Насья , в свою очередь, очищает синус (пазуху) и, таким образом, улучшает деятельность органов чувств.

Физические и ментальные болезни происходят из-за порчи соматических (телесных) дош ваты , питты и капхи и ментальных дош раджаса и тамаса . Сознательные проступки, влияние времени и чувств – таковы три первоочередные причины, ответственные за порчу биологических и ментальных дош . Пища, напитки и факторы окружающей среды с соответствующими свойствами дош искажают эти доши и вызывают болезни. Очистительные терапии панчакармы приводят три доши в состояние равновесия, действуя в качестве как лечебных, так и профилактических мер.

Терапия насыщения и пропитывания тела маслом (снехана )

Терапия насыщения и пропитывания тела маслом состоит из насыщения тела травяными и лекарственными маслами посредством внешнего и внутреннего пропитывания тела маслом, чтобы сделать его мягким и вывести доши . Для получения требуемого эффекта необходимо от трёх до семи дней.

Используемый материал бывает четырёх типов: растительные масла (для внешнего пропитывания), животные жиры и костный жир (для внутреннего пропитывания) и топлёное масло (для внутреннего пропитывания).

Необходимо строго соблюдать соответствие используемых масел нуждам пациента.

Массаж головы Массаж шеи Массаж лица
Массаж рук Массаж кистей рук Массаж ног

Широдхара

Процедура "широдхара"

Это наиболее часто используемая предварительная процедура, название которой означает "стекание масла тонкой струёй (дхара ) на голову (широ )". Она заключается в том, что тёплое масло стекает стабильной струйкой на лоб, особенно на брови и в область между глазами. Эта процедура часто добавляется к программе панчакармы , потому что она успокаивает вату и умиротворяет центральную нервную систему. Она чистит как ум, так и чувства, что позволяет естественным механизмам оздоровления тела устранить стресс нервной системы. Это, в свою очередь, улучшает ясность ума и способность к пониманию и постижению.

Широдхара длится обычно в течение двадцати минут и проводится три-четыре раза в течение семидневного курса лечения. В ней используется смесь из масел, сделанных из специальных трав (масла "Маханараян", "Махамаш" и т.д.), которые успокаивают и подпитывают нервную систему. Помощник врача регулирует поток масла таким образом, чтобы оно текло тонкой струйкой из медного или глиняного сосуда, подвешенного на 15-20 см выше лба пациента.

Шировасти

Процедура "шировасти"

Процедура шировасти проводится на голове пациента с помощью специализированного кожаного контейнера, похожего на цилиндр (шляпу). Этот тип васти улучшает сенсорные функции. Он также стимулирует капхагенные секреции в околоносовой зоне пазухи, которые уменьшают сосудистую конгестию (прилив крови, застой) в мозге. Процедура шировасти чрезвычайно полезна при обусловленных изменениями в сосудах головных болях, шизофрении, навязчивых неврозах, потере памяти, дезориентации, глаукоме и головных болях в области пазухи.

Терапия потения (сведана )

Терапия потения (сведана ) обязательно следует за терапией насыщения и пропитывания тела маслом (снеханой ). Вызываемый высокой температурой различных источников тепла пот выступает на коже через потовые железы, открывая поры кожи. Из-за потения увеличивается агни , и жировая ткань приходит в движение и превращается в жидкость. В то время как из тела через кожу выводятся отходы жизнедеятельности в форме амы (токсинов), эта процедура также помогает превратить в жидкость увеличенные доши и расширить все каналы тела для очищения.

Эта процедура подразделяется на два главных типа – агни сведа , при которой тепло применяется непосредственно в виде пара, и анагни сведа , при которой нет необходимости во внешнем источнике тепла – оно образуется внутри организма пациента при выполнении им физических упражнений, ходьбе, подъёме тяжестей, пребывании под солнечными лучами или в комнатах с центральным отоплением, укутывании пациента в плотные одеяла и т.д.

Чарака описал около тринадцати типов принудительного потения, некоторые из них сейчас используются на практике:

  • упанаха сведа – потение с помощью припарок;
  • ушма сведа – потение с помощью пара;
  • нади сведа – потение с помощью местного применения пара (пар или испарения лечебного отвара листьев);
  • авагах сведа – потение при пребывании в ванне в тёплом отваре лечебного раствора.

После этой процедуры пациентам рекомендуется отдыхать, избегать холода, принимать тёплые ванны и дышать свежим воздухом. Носовая терапия, клизма и кровопускание могут проводиться сразу же после процедуры потения. Очищение кишечника должно выполняться только через два дня после терапии потения. Однако необходимо позаботиться о том, чтобы не была пропущена ни одна из терапий, поскольку в противном случае это не только уменьшит эффективность панчакармы , но и может даже принести вред.

Прохождение курса панчакармы должно происходить только под наблюдением квалифицированного доктора после того, как тело подготовлено правильным и соответствующим образом. Лучше всего полагаться на известные аюрведические частные лечебницы и санатории и опытных аюрведических врачей и специалистов.

Основная стадия – прадхана карма

Рвотная терапия (вамана )

Рвотная терапия очень эффективна при носовых болезнях, туберкулёзе, бронхите, астме, диабете, плохом пищеварении, анорексии (патологическом отвращении к пище), диспепсии (расстройстве пищеварения), воспалении лимфатических желёз, эпилепсии, умопомешательстве, водянке, тучности и сердечных болезнях.

Поскольку капха сосредоточена в верхней части тела, её устранение из организма самым коротким путём приемлемо и желательно с учётом того, что если та или иная доша устранена из своего главного местопребывания, то шансы на её возвращение будут очень низкими. Мёд и каменная соль – обычные средства вызова рвоты.

Правильная рвотная терапия вызывает ощущение чистоты в груди и желудке, лёгкости тела и гарантирует своевременное прохождение мочи и стула. Но необходимо позаботиться о том, чтобы избежать чрезмерности при проведении этой процедуры, поскольку это может привести к потере сознания, кровохарканью во время рвоты, внезапному снижению давления крови и боли в груди. В то же время недостаточность проведения рвотной процедуры не позволит достичь желаемого эффекта.

Терапия очищения кишечника (виречана )

Цель терапии очищения кишечника – устранить те доши , которые не могут быть удалены посредством рвоты или через другие каналы, такие как почки, лёгкие и потовые железы. Эта процедура очень эффективна при лихорадке и нервном возбуждении, болезнях кожи, кровотечении из рта и носа, геморрое, глистах, подагре, влагалищных болезнях, анальных проблемах, фистулах (свищах), анемии (малокровии), опухании желёз и потере аппетита.

Целенаправленная терапия по устранению питты и питты-капхи выполняется через анус с использованием различных слабительных средств – как слабых, так и сильных. Она должна проводиться только после пурва-кармы . Однако она не пригодна для детей, старых или немощных людей и беременных женщин. Терапия очищения кишечника строго противопоказана при наличии кровотечения низших отделов кишечника, слабости или диарее.

Клизменная терапия (васти )

Клизменная терапия считается лучшим способом лечения расстроенной (т.е. доминирующей) ваты . Она очищает и омолаживает толстую кишку, которая после этого полноценно питает всё тело и помогает совладать с болезнетворными процессами до того, как они перейдут в блуждающую стадию. Подразделяемая на масляную клизму, клизму с лечебными отварами и терапевтические клизмы, она выполняется через анальный проход (за исключением случаев терапевтического спринцевания влагалища).

Поскольку вата – это сила задержания и устранения, её дисбаланс – коренная причина болезней, связанных с тканями и органами тела. Таким образом, клизма оказывается эффективной для почти всех типов болезней, обсуждаемых в аюрведе . Эта терапия помогает омолаживанию тела и наделяет силой и долголетием.

Васти бывает преимущественно двух типов: нируха , которая выводит токсины из тканей (дхату ) и удаляет накопившиеся естественным образом малы (отходы тела) из толстого кишечника, и анувасана ("последующее влияние"), при которой клизменная жидкость удерживается внутри кишечника в течение большего периода времени для произведения требуемого эффекта.

Васти не может применяться в случае специфических болезней кожи, тучности, проблем желудочно-кишечного тракта, потери аппетита, увеличения размеров печени и селезёнки, обезвоживания, диспноэ (одышки), водянки (отёков) и в состоянии горя и шока.

Носовая терапия (насья )

При носовой терапии используются медикаментозные масла, принимаемые через ноздри. Она используется для содействия рвотной терапии в вытеснении токсинов и избытка капхи из горла, носа, синуса (пазухи) и других органов. Носовая терапия эффективна при болезнях головы, ушей, носа, горла и зубов; она улучшает связи между чувствами и соответствующими органами. Она не применима для пациентов, страдающих от расстройства желудка, обезвоживания, голода, горя, а также во время беременности. Чрезмерное проведение этой процедуры может вести к излишним выделениям из носа и глаз, ощущению тяжести в теле и неправильному функционированию органов чувств.

Кровопускание (ракта-мокша )

Токсины, попавшие в кровоток через желудочно-кишечный тракт, циркулируют по всему телу, собираясь под кожей или в околосуставном пространстве, и создают предпосылки для болезней. В случае их значительного скопления возникает необходимость в их устранении и очистке крови. Таким образом, эта терапия очень полезна в случае различных нарушений состава крови и расстройств питты , таких как не поддающиеся лечению болезни кожи, опухоли, подагра, чрезмерная сонливость, облысение, галлюцинации и увеличенный размер печени и селезёнки.

Обычно в этой процедуре с помощью острого скальпеля с чрезвычайной осторожностью делаются неглубокие параллельные или вертикальные надрезы после применения на участке надреза успокаивающей и антисептической пасты. Количество выпускаемой крови не должно быть больше 350 миллилитров. Если же предполагаемое количество выпускаемой крови должно быть больше, то необходимо использовать медицинскую иглу, чтобы проколоть вену. Кровопускание не должно использоваться для людей, страдающих от общей опухлости конечностей, слабости, серьёзной анемии (малокровия), геморроя, лихорадки, обезвоживания и алкоголизма.

Истинная цель панчакармы заключается в устранении причин болезней, поскольку отсутствие тех или иных болезненных симптомов само по себе не всегда указывает на полное излечение или совершенное здоровье. Зачастую симптомы могут устраняться быстро, в то время как для излечения обычно требуется большее время. Поскольку в каждом конкретном случае всё зависит от личной конституции пациента, очевидно, что в случае очень запущенных хронических болезней может потребоваться большее количество сеансов или курсов лечения, чтобы вывести токсины из тела.

Продолжительности стадий

Весь месячный курс лечебно-оздоровительных процедур панчакармы обычно разбивается на следующие стадии:

  • 1-ый цикл:
    • 8-ой день: рвотная терапия;
    • 3 свободных дня.
  • 2-ой цикл:
    • с 1-ого по 7-ой день: терапия насыщения и пропитывания тела маслом, потение и носовая терапия;
    • 8-ой день: терапия очищения кишечника;
    • 3 свободных дня.
  • 3-ий цикл:
    • с 1-ого по 7-ой день: терапия насыщения и пропитывания тела маслом, потение и носовая терапия;
    • 8-ой день: клизменная терапия;
    • 3 свободных дня.

Наш организм обладает уникальным свойством - способностью к самоочищению и самоисцелению.

Но неправильный образ жизни, плохое питание, стрессы, вызывают накопление в организме токсинов и шлаков которые блокируют сосуды и клетки организма, что вызывает повышенную утомляемость, дефицит энергии и низкий жизненный тонус. В предельных случаях зашлакованности, наш организм вообще теряет свойство самооздоровления и самоочищения.

Панчакарма – ежесезонная «генеральная уборка» организма. Это одна их техник омоложения и очищения энергетических каналов, которая полностью сформировалась к 300 г. н.э. Традиционно панчакарму использовали для того, чтобы подготовить тело к внутренним изменениям, которые неизбежно наступают вслед за сменой времен года.

Процедуры панчакармы прочищают закупоренные каналы и способствуют восстановлению осознания неразрывной связи с окружающими людьми и всей природой.

Целью Аюрведической программы Очищения (или Панчакарма) является выведение из организма токсинов и отходов, мешающих его нормальной жизнедеятельности. При этом токсины и шлаки удаляются из организма даже на клеточном уровне, что способствует восстановлению баланса в организме.

Классическая Панчакарма включает в себя пять действий:

  • вастхи (клизмы из отваров лекарственных трав смешанных с маслом)
  • вамана (очищение через принятие рвотных препаратов)
  • виречана (прием слабительных препаратов),
  • насьям (очищение носовой полости) лекарственные травы,смешанные с маслом, вводятся через нос.
  • рактамокшам (кровопускание) В этой процедуре загрязненная кровь выводится из тела при помощи иглы или медицинских пиявок.

Эти пять процедур совместно называются "Панча Карма" что в переводе с санскрита означают "Пять процедур очищения".

Данные процедуры прописываются далеко не всем пациентам, и это во многом зависит от физического состояния и потребностей конкретного человека.

Перед проведением Панчакармы организм должен быть подготовлен к выводу токсинов. Отложения токсичных продуктов необходимо отделить от клеток и тканей и переместить во внешний канал для вывода. Для этого проводят две основные Аюрведические процедуры:

  • Снехана карма (маслотерапия) в ходе которой лекарственные травы, смешанные с растительными маслами принимаются вовнутрь или наружно. В состав этой терапии входят такие процедуры как Снеха панам, абхьянгам, массаж, широдхара.
  • Сведхана карма (паротерапия). Процесс потения с использованием паровой бани и горячей травяной бани, а также таких процедур как наваракижи, пажичил, элакижи.
| Что такое Панчакарма и как ее провести в домашних условиях

Панчакарма, что означает в переводе пять действий или пять процедур, является древнейшей программой очищения и омоложения тела, а также для очищения сознания и ума. На Санскрите "Панча" означает "пять", а "Карма" означает "действие". Так, терапия "Панчакарма" - это пять основных методов Аюрведы, которые уникальны

Панчакарма
положительно воздействует на общее состояние здоровья, самочувствие, устраняет стресс.

Состояние здоровья, счастья и внутреннее чувства благополучия, согласно Аюрведе, это естественное состояние человека. В современном мире обычный человек накапливаются токсины и стрессы, что приводит к ухудшению общего состояния, ухудшается здоровье, появляются заболевания.

Панчакарма помогает устранить отрицательные последствия повседневной жизни за счет очищения организма от токсинов и избавления нервной системы от стрессов. Восстанавливаются гармония.

Панчакарма - это достаточно простые в применении, но эффективные терапевтические процедуры.

Каждая доша (психофизиологический принцип) получает улучшение после терапия Панчакармы.
Панчакарма хороша как для периодической профилактики (с целью предотвращения накопления амы), так и для лечения нарушений здоровья. Лучше всего проходить панчакарму в аюрведическом центре под наблюдением опытного специалиста. Но если у вас нет такой возможности, вы можете выполнить упрощенную программу очищения в домашних условиях.

Проводить очищение лучше по время смены сезонов (весна, осень) 2 раза, или по крайней мере 1 раз, в год.

Домашняя программа очищения начинается с внутреннего промасливания.
3 дня подряд принимайте с утра на голодный желудок по 50 г подогретого жидкого гхи (топленого масла). Вата-конституция - с щепоткой каменной соли,
питта-конституция - без добавок,
капха-конституция - с щепоткой трикату (смесь равных количеств имбиря, черного перца и пиппали).

Если у Вас двудошевый или трехдошевый конституционный тип, то смешайте соответствующие добавки.

(Если такое количество масло Вам очень трудно принять за один раз, то принимайте по две столовые ложки масла три раза в день в промежутках между едой). Принимайте первую пищу по меньшей мере через 30 мин после принятия гхи. Гхи обеспечивает «внутреннее промасливание» и смазку, что необходимо для того, чтобы ама и токсины начали выходить из тканей в желудочно-кишечный тракт.

Если у вас повышено содежрание холестерина, триглицеридов и сахара в крови, то используйте вместо гхи льняное масло. Онo содержит жирные кислоты, снижающие уровень холестерина. Льняное масло принимайте по 2 столовые ложки 3 раза в день за 15 мин до еды в течение 3 дней.

После «внутреннего промасливания» следует приступить к «внешнему промасливанию».
Однако если вы ограничены во времени, то можно начинать внутреннее и внешнее промасливание одновременно в один и тот же день. Это будет немного тяжелее для организма, но в то же время более эффективно.

В случае, если вы начали внутренее промасливание раньше, то вся программа займет 10 дней.

Если вы начали внутренее и внешнее промасливание одновременно, то вся программа займет 7 дней.

В течение последующих 7 дней лучше вечером, но в любом случае по меньшей мере через 2 часа после еды, наносите на тело 200-250 мл подогретого (но не очень горячего) масла, тщательно втирая его в направлении от головы к пальцам ног.

Для вата-конституции - кунжутное масло, для питта-конституции - подсолнечное масло, для капха конституции - горчичное (или кукурузное) масло.

Если у Вас двудошевый или трехдошевый конституционный тип, то смешайте соответствующие масла в нужной пропорции. Если у Вас одна из дош находится в дисбалансе, то нужно брать больше масла для данной доши.

Масляный массаж проводится в течение 15-20 минут.

После этого примите горячую ванну или горячий душ. Если после ванны/душа на коже осталось очень много масла, вымойтесь каким-либо вегетарианским травяным мылом. Лучше всего просто промакнуться полотенцем, оставив на коже больше масла. В любом случае старайтесь не смывать все масло, пусть на вашей коже останется некоторое его количество.

Каждый вечер во время домашнего очищения, по меньшей мере через час после ужина, принимайте ½ - 2 чайные ложки трипхалы. Отрегулируйте дозировку в соответствии с вашей индивидуальной реакцией: ваш стул утром следующего дня должен быть очень мягким или жидковатым, но не очень жидким, как вода.

Если у вас нет стула на следующее утро, примите через час после первой еды еще одну порцию трипхалы.

Процедура приготовленя трипхалы следующая. Добавьте к трипхале стакан кипящей воды и дайте настояться, пока жидкость не остынет до приемлемой температуры, после чего выпейте ее вместе с осадком. Наряду со многими целебными и питательными свойствами трипхала обладает мягким, но эффективным слабительным действием.

В завершение домашнего очищения последние 3 из 7 дней после ванны/душа делайте лекарственные клизмы. Для клизмы используйте отвар дашмула. Дашмула - лучший вариант если доминирует Вата.

Если Вы не можете приобрести дашмулу, можно использовать смесь аира, фенхеля и имбиря).

Чтобы приготовить этот отвар, кипятите 1 столовую ложку дашмулы в 0,5 л воды в течение 5 мин. Полученный отвар остудите, процедите и используйте для клизмы. Для Вата-конституции или для любой конституции в случае запора добавьте в отвар чайную ложку каменной соли и 150 мл теплого кунжутного масла. Удерживайте жидкость в себе как можно дольше, пока это не вызывает выраженного дискомфорта. И не беспокойтесь, если жидкость не выходит или почти не выходит обратно. У некоторых людей, особенно вата-конституции, толстая кишка может быть настолько сухой и обезвоженной, что способна впитать всю жидкость. Это не вредно.

В Аюрведе не используются клизмы больших объемов, т.к. считается, что большое количество воды травмирует кишечник и не может удерживаться в нем долго. Основной терапевтический эффект аюрведических клизм - в травах и др. компонентах, входящих в нее. Хорошо, если смесь удерживается внутри кишечника и работает там 30-40 мин.

Температура клизмы не должна быть ниже температуры тела, т.е. при подаче смеси внутрь вы не должны ощущать прохлады. Иначе токсины, утратят текучесть и «заморозятся» на своих местах.

Если можете посвятить панчакарме 2 недели и доминирует Вата-доша, количество клизм в панчакарме в домашних условиях можно увеличить до 7. Рекомендуется начать их делать на 8-ой день панчакармы и продолжать делать 1 раз в день после масляного самомассажа и теплой ванны. При более длительных сроках выполнения клизм в ходе панчакармы возможно сильное ослабление организма, поэтому делать это лучше под присмотром специалиста.

При правильном проведении панчакармы кишечная флора поддерживается и укрепляется. Однако, в домашних условиях, особенно если вы живете в городе, флора регулярно погибает от плохой экологии и продуктов питания. Поэтому ее, так или иначе, нужно регулярно восстанавливать. Восстановление кишечной флоры лучше проводить живыми бифидо- и лактобактериями. Они широко представлены в компаниях БАДов. В обычной аптеке лучше не покупать. Можно самим заквашивать натуральное молоко (не пастеризованное, не стерилизованное), используя продаваемые специальные капсулы, тогда количество этих микроорганизмов многократно увеличивается.

ВАЖНО
В течение всей очистительной программы Панчакармы достаточно отдыхать и не допускать физических, психических и умственных перенапряжений. Лучше проводить программу в период, когда вы свободны от работы. После окончания программы Панчакармы вступайте в трудовую жизнь постепенно, не допуская чрезмерной нагрузки в первые дни после ее завершения.

Также очень важно во время Панчакармы соблюдать легкую диету. С 4-го по 9-ый день (или с 1-го по 7-ой, если вы начали внешнее и внутреннее промасливание одновременно) ешьте только кичри и пейте согревающий травяной чай (типа чаев, рекомендованных при простудных заболеваниях).

Если вы чувствуете необходимость в сладком вкусе, добавляйте в чай очень немного меда. Вы ни в коем случае не должны голодать во время программы, поэтому ешьте кичри до сытости столько раз в день, сколько вы привыкли есть. В первый день после окончания программы ешьте только кичри с приготовленными на пару овощами и пейте тот же чай. На второй день можете постепенно переходить к диете, обычной для вашей конституции.

Рецепт кичри:
Возьмите в равных количествах рис (лучше басмати) и маш (желтый или зеленый) + небольшое количество кумина, горчичного семени, кориандра, куркумы и имбиря. Можно также добавить чуть-чуть соли, если вы не можете обойтись без соли. (Если у вас нет этих бобовых, их можно заменить шлифованным целым горохом, в котором сохранен зародыш. Замочите горох на ночь или больше, пока он не начнет прорастать, затем тщательно промойте.) Несколько раз промойте рис и бобовые в большом количестве воды.

Если у вас есть время, замочите бобовые на несколько часов, это улучшит их усвояемость.

Положите рис, бобовые и специи (а также соль) в кастрюлю, залейте горячей водой, доведите до кипения и кипятите 5 мин без крышки, время от времени помешивая.
Уменьшите огонь, накройте кастрюлю крышкой, оставив небольшую щель, и варите еще примерно 25-30 мин до мягкости. Блюдо по консистенции должно быть как густая каша. Перед употреблением положите в тарелку 2 столовые ложки гхи.
Для приготовления кичри также можно использовать скороварку.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ
Панчакарма даже в упрощенном виде оказывает мощное действие, и ее следует проводить лишь тем, кто имеет достаточно сил. Если у вас малокровие, если вы чувствуете себя слабым и истощенным, то даже этот упрощенный метод очищения не для вас.

Нельзя проводить панчакарму при беременности.

Одним из результатов панчакармы является то, что глубокие соединительные ткани могут наряду с амой и избыточными дошами начать высвобождать не нашедшие выхода прошлые эмоции, такие как скорбь, печаль, страх или гнев. Это хорошие симптомы, так как таким образом вы избавляетесь от подавленных эмоций, забитых в подсознание, которые зачастую становятся причинами различных заболеваний и душевного дискомфорта. Если такое произойдет, пейте успокаивающие травяные чаи и/или медитируйте, используя любой известный вам метод медитации. Высвобождение эмоций может произойти спустя несколько недель или даже месяцев после завершения домашней панчакармы.

Об эффективности лечения в нашей клинике пациенты часто узнают от друзей и знакомых, которые проходили здесь терапию. Собственные ощущения или наблюдения со стороны, личный опыт конкретного человека, конечно же, сильнее любой рекламы. Но приезжая в клинику по совету, пациенты не готовы к некоторым очищающим процедурам и ограничениям в еде. В связи с этим возникает ряд вопросов. На наиболее часто встречающиеся отвечает главный врач клиники CALENDULA Скопинцев Дмитрий Иванович.

Cейчас в клинике можно пройти несколько программ по очищению организма, например, «Классическую Панчакарму» и «Комплексную Панчакарму». В чем их разница?


Каждая из программ основана на Панчакарме – очищающей терапии, которая позволяет привести организм в определенную «исходную точку». Разница между ними заключается в задаче и цели, которую перед врачом ставит пациент, а точнее его состояние здоровья. Кому-то достаточно только очистить организм, чтобы чувствовать себя полным сил, энергии и здоровья. А у кого-то имеются заболевания, требующие лечения. В этом случае Панчакарму мы применяем как один из механизмов воздействия на больной организм. Например, при таких проблемах, как позвоночная грыжа, язвенный колит, ревматоидный артрит, чистка организма необходима. Выводя накопившуюся слизь, шлаки, остатки непереваренной пищи и т. п., мы возобновляем естественные функции органов и систем, позволяем лекарствам находить свои клетки-мишени и тем самым целенаправленно воздействовать, ускорять процесс выздоровления.

Прежде чем внедрить Панчакарму в лечебный процесс, мы тестировали различные методы – очищение печени, кишечника по отдельности. Но открыв и постигнув Аюрведу как науку, уже более 20 лет убеждаемся в исцеляющей силе ее терапии.

В программе «Классическая Панчакарма» акцент ставится на том, что процедуры проводятся согласно аюрведическим первоисточникам. Если учесть, что они были изложены тысячи лет назад, не утратили ли описанные в них методы актуальности?

Знания и техники, описанные в «Чарака-самхите» и «Сущрута-самхите» , сегодня востребованы как никогда. Причиной тому являются пассивный образ жизни современных людей, ослабление их иммунитета, увеличение количества внешних стресс-факторов, некачественная генномодифицированная пища. Если обратиться к истории Аюрведы, то знания о биологии, физиологии, анатомии, медицине были переданы мудрецам как божественное откровение, поэтому эти знания можно считать наиболее приближенными к истине. Чарака и Сушрута – великие аюрведические врачи, увековечили их, записав то, что узнали от своих учителей, и дополнив собственными комментариями и наблюдениями. Мы в своей работе постоянно убеждаемся в эффективности методик, изложенных в этих трактатах. Еще один важный момент, почему приходится акцентировать внимание на первоисточниках. Дело в том что часто в аюрведических центрах пропускают некоторые важные этапы Панчакармы, дабы угодить клиентам. Особенно это распространено там, где Аюрведа является главной туристической «достопримечательностью».


Что конкретно могут исключить, ведь Панчакарма предполагает определенную последовательность этапов и процедур?

Чаще всего Аюрведу представляют как приятный расслабляющий массаж или СПА. Но, помимо массажа абхаянга , есть такие процедуры, как вамана (лечебная рвота) и басти (клизмы). Конечно, к этому нужно быть готовым – пациенту психологически, а сопровождающему его медицинскому персоналу профессионально. Во время ваманы выводится слизь, накопившаяся в полостях и пазухах верхней части тела. Для того чтобы организм максимально очистился, необходимы глубокие пропитка маслом, прогревание и пропаривание. Это достигается во время массажей, сведаны , уровасти (масляных ванночек на разные участки тела) и прочих процедур, а также благодаря самоотдаче терапевта, который проводит ту или иную процедуру. Каждый человек по-разному переносит ваману – кто-то легко, кому-то она дается труднее, это зависит от уровня зашлакованности организма. После такой процедуры пациенту необходимо давать время для восстановления, а этот ресурс часто ограничен возможностями как пациента, так и лечебного учреждения. Еще классическая Панчакарма, помимо процедур, подразумевает наличие времени для отдыха, медитации, занятий йогой, вегетарианское питание (в Аюрведе пища – это лекарство), уютное и спокойное жилище. Мы стараемся соблюдать каждый этап и условия, придерживаясь канонов.

Сколько времени необходимо для того, чтобы полностью очистить организм в условиях стационара – 10, 14 или 21 день?

Провести Панчакарму за 10 дней невозможно. Бывает, что пациенты приезжают и ставят нас перед фактом: «У меня есть только 10 дней…» Сопоставив имеющиеся диагнозы, состояние организма в данный момент, профессиональный опыт подсказывает, в чем причина плохого самочувствия конкретного человека. И мы составляем график терапий таким образом, чтобы добраться до проблемы заболевания и воздействовать на нее в этот короткий период. Спустя 10 дней пациент действительно почувствует облегчение, но говорить о полном устранении недуга или называть это Панчакармой мы не имеем права. Для того чтобы провести полную очистку организма, нужны 3 недели, минимальный срок – 2 недели. Это физиология.


Можете объяснить, что именно происходит на физиологическом уровне?

Первый этап Панчакармы заключается в напитывании организма. Пациенту каждый день дают выпить масло гхи (растопленное сливочное масло), во время массажа втирают растительное масло с травами, соответствующее его конституциональному типу. Это необходимо для того, чтобы пополнить организм хорошим холестерином, которого у нас, как правило, дефицит, и помочь ему выполнить свою функцию – связать токсические вещества и вывести в пищеварительный тракт. То, что вы сегодня употребили и усвоили, вернется в ЖКТ только через 7 дней. И здесь никак не обманешь природу. Должно пройти 10–12 дней, чтобы вся связанная хорошим холестерином материя – токсины, шлаки и прочие вещества – вышла из клеток в пищеварительный тракт и была готова к дальнейшему удалению. Только после этого можно делать первое очищение, которое заключается в выведении того, что растворилось в жидкости и слизи с помощью ваманы и насьи .

Удалив слизь, мы ускоряем метаболизм, печень начинает пропускать через себя большее количество крови, а значит качественнее адсорбировать токсические вещества и выводить их с желчью. Чтобы желчь стала более жидкой, потребуются еще 5 дней. Ну а потом остается кишечник, в криптах которого годами накапливались какие-то иммунные комплексы. К этим «залежам» добавляется все то, что не вышло со стулом во время первого этапа очищения. Теперь их нужно растворить, связать и удалить с помощью клизменной терапии. Количество клизм опять-таки зависит от состояния организма. Понадобится лунный месяц – 21 день, чтобы организм полностью обновился.

Каким образом врачи контролируют процесс очищения?

Самый главный контроль – это самочувствие пациента, сантиметры, которыми измеряются его объемы и по которым можно определить, что ушло – излишняя жидкость, жир и т. д. Но это субъективные данные. Объективными показателями для врачей являются данные ультразвукового исследования, ЭКГ, анализы.

Вы можете перечислить заболевания, в излечении которых без Панчакармы не обойтись?

Никакие хронические заболевания нельзя вылечить без полного очищения организма. К этому списку можно отнести гипертонию, диабет 2 типа, хронический гастрит, спондилез, полиартроз, ревматоидный артрит, артроз суставов.


Есть люди, которые считают себя вполне здоровыми. Что должно побудить их пройти курс очищающей терапии?

Таких людей заставить что-то сделать для своего здоровья можно только в одном случае: если у них, кроме тела, здоров интеллект. В Ведах говорится, что залогом здоровья является Видья – осознанность. Но, к сожалению, большинство людей живут в Авидье – невежестве. Здраво мыслящий человек понимает, что он живет в мире, где существует пищевой кризис, а значит продукты, частично попадающие в его тарелку, генномодифицированные (не полностью усваиваются, имеют свойство накапливаться). В данном случае очищение для профилактики необходимо. Другое дело, когда человек болен, но не признает этого факта. Болезнь, как известно, начинается с головы. Когда поражено сознание, тело еще служит, но контроль над ним не совсем правильный. Человек интерпретирует свое состояние по неверным признакам: ем, сплю, сексом занимаюсь, если у меня все это получается – я здоров, а если что-то случится, доктор даст таблетку и вылечит. Только после того как доктор даст одну таблетку, вторую, третью, а состояние ухудшится, он задумается и будет искать альтернативу.

В какое время года лучше проходить Панчакарму?

В европейском регионе эту терапию можно проходить всегда, когда на это есть время. Потому что в Европе нет периодов экстремальной жары или холода. Изначально в Индии не рекомендовалось очищение организма в жаркие месяцы. Это и понятно, когда на улице 50-градусная жара, возникают сложности в проведении некоторых процедур.

Но не стоит забывать, что существуют природные циклы, которые по-своему воздействуют на организм. Например, зимой вся грязь, которая осталась с осени, замерзает. Движение жидкости останавливается. Весной все это начинает течь. То же происходит и в организме. Поэтому момент перехода из одного состояния в другое – из холода в тепло и наоборот – благоприятный период для очищения организма и профилактики сезонных эпидемий.

После курса очищения следует соблюдать особый режим или человек может смело возвращаться к тому образу жизни, который вел до этого?

Есть такое понятие, как исповедь. Исповедуясь, человек старается больше не поступать как прежде. Панчакарма – это исповедь, раскаяние перед собственным организмом. Образ жизни и питание являются залогом здоровья, ничего другого не придумали и не придумают.

Во время прохождения Панчакармы из рациона исключается мясо. Объясните, почему этот продукт вреден для организма?

У этого вопроса есть несколько аспектов. Начну с научного: мясо – продукт, содержащий животные белки в большом количестве. Для человеческого организма это инородные белки. Любые инородные вещества иммунная система воспринимает с агрессией. Когда человек постоянно употребляет мясо, его иммунная система постоянно находится в состоянии повышенной возбудимости. Панчакарма же направлена на то, чтобы уравновесить работу всех органов и систем.

Следующий важный момент, почему мы исключаем мясо из рациона. Согласно ведической диетологии, оно относится к тамасическим продуктам. Тамас – это состояние сознания, при котором включены только эгоцентричные механизмы. Сознание, которое направлено внутрь себя, не может открыться. Во время Панчакармы важно, чтобы не только сознание, но и тело открылось. Употребляя тамасическую пищу, мы тормозим восстановительные процессы в организме.

Биологическая доступность мясных продуктов очень низкая, например, свинина очень богата белками, но, съев 100 г этого продукта, ваш организм получит около 17% биологически доступного материала. Все остальное превратится в балласт, то, от чего мы очищаем организм. Необходимо употреблять продукты, богатые клетчаткой, а также содержащие большое количество тепла и энергии, именно этим ценны блюда из круп и бобовых.

Как пациенты описывают свое состояние после тотального очищения?

У них вырастают крылья. Чувствуют себя отдохнувшими, свежими, бодрыми, выглядят помолодевшими. Часто говорят: «Я давно уже себя так не чувствовал!»

Что для вас, как врача, в этом случае наиболее важно?

Доктор должен апеллировать объективными фактами. Когда у человека давление до Панчакармы cоставляло 180/100 мм рт. ст., а после курса терапии опустилось и держится на уровне 120/80 мм рт. ст., для меня это важно. Или когда пациент до приезда в клинику принимал 2–3 препарата, корректирующих гликемию, а благодаря нашей терапии отказался от них, при этом его уровень сахара пришел в норму, такой результат вдохновляет.



После новогодних праздников мой вес достиг критической отметки, сведя на нет все усилия конца года: курс гомеопатии, обертывания, фитнес и кефирную диету. Я много слышала о чудесах, которые происходят с организмом после новой индийской программы очищения. А мне, судя по всему, помочь могло только чудо.

Панчакарма - это древнейшая индийская техника очищения и омоложения тела, души и ума. На санскрите «панча» означает «пять», а «карма» - «действие». Как следует из названия, при панчакарме поэтапно применяется пять основных аюрведических методик.

Индийские врачи рекомендуют на время панчакармы отрешиться от мирской суеты, но для меня это было нереально. Тем более что специалисты центра восстановительной медицины, йоги и аюрведы «Керала» разработали свой вариант программы для таких шальных горожанок, как я. Но вместо двух недель, которые обычно занимает панчакарма в Индии, моя программа очищения была растянута на без малого четыре.

Подготовка к панчакарме

Доктор Мохаммед Али оказался очень обходительным, улыбчивым и прекрасно говорил по-русски. Он долго вслушивался в мой пульс, вглядывался в глаза, мял живот, постукивал по костям и совершал еще массу одному ему понятных манипуляций.

После чего сказал, что панчакарма мне просто необходима, и предложил начать прямо на следующий день. Доктор объяснил, что пять дней по утрам ко мне домой будет приезжать медсестра и готовить масляный препарат (под названием «спан») с травами, прописанными им.

Пить спан нужно натощак. Доза будет ежедневно расти. В обед разрешается плошка риса на воде, на ужин - некрахмалистые овощи. Затем два дня массаж и распаривание, а после - день приема слабительных средств. Каждый день я должна созваниваться с доктором для контроля. Я вышла из центра немного ошарашенная. Но отступать было некуда.

Первые этапы программы

Утром ко мне приехала милейшая медсестра. Долго колдовала на кухне. Попросила приготовить теплую воду, нарезать лимон. Выбрала самую темную из моих кружек (масло не любит свет). Налила в нее препарат. Попросила открыть окно, провести лимоном по губам, вдохнуть...

Я так и не поняла, к чему были такие сложные манипуляции: масло было вполне нормальным на вкус. Тем более что его можно было запить водой. Напоминало топленое молоко, пахло травами. «Это только первый день панчакармы, завтра доза будет больше», - предупредила меня медсестра. До полудня я пила лишь теплую воду. Затем съела жидкую рисовую кашу, а в шесть вечера - плошку вареных кабачков.

Вечером голод был нешуточным , но я гасила его чаем из вербены, благодаря которому легко уснула. На следующий день медсестра приехала вновь и привезла двойную порцию масла. На вдохе и с теплой водой проскочило.

В середине дня заболела голова, потом шея и спина. Появилась слабость и дикая жалость к себе. Месяц жить без нормальной пищи. Не ездить в гости, терпеть голод и при этом готовить еду мужу и детям... Я была готова сдаться. Остановил лишь стыд перед доктором, а также чувство долга.

В итоге все-таки решила немного отклониться от классической схемы панчакармы. Нет, не в питании. Я поехала на массаж (обычно его не рекомендуют), благодаря которому убила двух зайцев: смогла спять боль в спине и вернуться домой так поздно, что на кухне уже не было никаких соблазнов.

Просветление наступило на четвертый день. Во-первых, пропало чувство голода. Во-вторых, весы показывали минус 3,5 кг. В-третьих, откуда-то взялись энергия и бодрость. Я за день переделала массу дел и не устала. Правда, утром после очередной возросшей дозы масла меня подташнивало. Но сама виновата: врачи рекомендуют вести себя спокойно пару часов, а я вздумала победокурить с младшей дочерью. Правда, после стакана воды тошнота отступила.

Очищение организма в ходе панчакармы

На шестой и седьмой день я уже масла не пила, а ездила в «Кералу», где мне делали часовой массаж в четыре руки и парили в специальной капсуле (этот ритуал называется «свед»).

На восьмой день полагалось очищать кишечник слабительным порошком, который доктор предписал развести утром водой. В итоге утром девятого дня я встала на весы и чуть не сломала их, подпрыгнув от неожиданности: минус шесть килограммов! Привычная одежда была велика, а в дородовую я пока влезала с трудом. Весомый стимул продолжать панчакарму.

Неделю я «отдыхала» на вегетарианской диете, а затем перешла ко второму этапу . Каждое утро натощак приезжала в «Кералу» на массаж. Он заслуживает отдельных слов. Дело в том, что главная роль в панчакарме отводится маслу. Оно выводит токсины, лечит, восстанавливает.

На первом этапе масло принимается внутрь, а на втором его втирают в голову, тело, лицо. А затем «умасливают» кишечник (проще говоря, делают масляную клизму). Второй этап, как ни странно, оказался очень приятным: щедрые индийские мастерицы буквально купали меня в масле.

Массаж был плавный, размашистый, направленный на гармонизацию энергетических потоков. Отрешает мгновенно. Но и не усыпляет: ты словно паришь над миром. А неприятные мысли просто не при ходят в голову.

Очищение кишечника маслом дискомфорта не вызывает: препарата вводится совсем немного. А вот три «воднотравяных» клизмы стали, конечно, не самым приятным моментом. Но девушки так заботливо готовили меня (разогревали живот теплыми полотенцами, разминали поясницу, давили на какие-то активные точки), что процесс был вполне терпимым. Им бы мастер-класс в наших медучилищах провести.

Другие процедуры панчакармы

Я стала ловить себя на мысли, что не хочу завершать панчакарму. Как я буду жить без этих ритуалов, массажа, индийских ароматов, вкусного постного плова, которым меня исправнo потчевали повара «Кералы»? Но главное, без удивительного ощущения легкости и счастья, которыми я наслаждалась, несмотря на обилие работы.

Есть не хотелось совсем. Предстоял очередной перерыв. И первая за это время командировка. Я заранее предупредила принимающую сторону, что не ем животных белков, заказала вегетарианское меню в «Аэрофлоте» и дала себе слово не срываться. Но организм сам контролировал ситуацию. Так, от двух глотков вина я просто уснула за столом, а съев кусочек пирожного, почувствовала тошноту. Больше не рисковала. И к третьему этапу подошла без потерь, а вес при этом уменьшился на восемь килограммов.

«Насья» - именно так называется комплекс очищения носа и его пазух . Не буду лукавить - это самый неприятный и неэстетичный этап. Хотя лицо перед этим по-особому разминают с акцентом на переносицу, лоб и скулы, чтобы облегчить страдания. Но все равно капли, которые заливают в нос, сильно щиплют и горчат.

Потом нужно долго сморкаться, издавая самые страшные звуки, потом снова капли и т.д. Зато это излечивает ото всех проблем с носом, шеей, устраняет головные боли. В какой-то момент девушки раскурили своеобразную «сигару» из скрученных листьев, и я вдыхала едкий дым через специальную воронку. А потом снова чистила нос. Вспоминаю с содроганием. Но надо признать, что с тех пор у меня ни разу не болела ни голова, ни шея.

Результаты программы

Прошло уже почти три недели, как я завершила свою панчакарму. Многие знатоки этого процесса удивлялись и говорили, что это не совсем то, чем они занимались в Индии. Но ведь главное не процесс, а результат. И он впечатляет.

Я не только стала стройнее, но и изменила свой образ жизни. Мясо ем редко: не хочется. Кофе тоже почти не пью. Зачем? Энергии и так через край. Много занимаюсь спортом. Худо-бедно пытаюсь освоить йогу, которую до этого вообще не признавала. И хотя есть еще над чем работать (например, вернуть тонус коже, который снизился из-за быстрой потери веса), я теперь точно знаю: кто хочет, ищет способ, а кто нет - причину. Постараюсь, чтобы панчакарма стала моим ежегодным ритуалом.

//Мария Тараненко