Как научить ребенка узнавать животных. С какого возраста начинать учить животных

  • Обучение на положительном подкреплении помогает домашним животным и их владельцам. Но у тренеров, занимающихся сохранением дикой природы, часто стоит противоположная цель: обучать животных в дикой природе избегать людей, которые часто являются самыми опасными существами.
  • Киперы животных в зоопарках обучают животных за вознаграждение терпеть различные процедуры, которые ранее могли потребовать фиксации или наркоза: позволять чистить им зубы, обрезать копыта, проводить инъекции и забор образца крови — таким образом превращая неприятные действия в положительный опыт для животных в неволе.
  • Тренеры животных десятилетия назад научились обучать дельфинов без физического контакта с ними. Совсем недавно в Сьерра-Леоне шимпанзе научили поднимать тревожный крик при приближении браконьеров, оповещая рейнджеров, что позволило добиться сокращения браконьерства на 80%.
  • Тренеры учили выращенных в неволе кондоров как быть более похожими на диких собратьев, искать пищу в пределах их естественной среды обитания и держаться подальше от города. Они также научили белых медведей избегать всего, связанного с людьми, таким образом не позволяя медведям совершать набеги на мусорные баки и значительно сократив конфликты местного населения с дикими животными.

При упоминании обучения животных большинству из нас приходит на ум обучение собаки садиться за лакомство, что как-то не вяжется с природоохранной деятельностью. Но на самом деле современная научно-обоснованная деятельность по сохранению дикой природы следит за успехами дрессировки не собак, но дельфинов — водных млекопитающих, тренерам которых приходилось разрабатывать методы обучения без применения силы и не требующие прямого контакта.

Сегодня методы, впервые примененные на дельфинах много десятилетий назад, используется для удивительного количества видов диких животных: от шимпанзе (не так уж удивительно) до бабочек (невероятно!). Примечательно, что природоохранные организации считают, что навыки тренеров животных могут быть эффективны в защите животных, даже в их естественной среде обитания.

Концепция обучения диких животных в их естественной среде обитания кажется странной для большинства из нас, но Кен Рамирез с этим не согласен. «Существует неверное представление о том, что такое дрессировка, — говорит он, — дрессировка — это обучение, а обучение — это не неестественно». Дикие животные учат своих детенышей тому, как найти пищу и как избежать нападения хищников; они все время учатся путем взаимодействия со средой. «Единственное, что делает профессиональный тренер — это помогает этому обучению».

Обучение животных в зоопарках

Кен Рамирез говорит о своем 40-летнем опыте тренировки животных, в том числе более 25 лет в Shedd Aquarium в Чикаго. Он написал учебник по обучению животных в неволе на положительном подкреплении. Следуя этим методам, киперы и тренеры в зоопарках по всем миру учат животных сотрудничеству при проведении различных процедур и манипуляций, которые ранее требовали фиксации или даже наркоза: позволяют чистить зубы, обрезать копыта, делать инъекции и брать анализы крови — превращая ранее неприятный опыт в положительный для зоопарковых животных.

«Они участвуют в этом, потому что это забавная игра, в которую их научили играть,» — говорит Рамирез. «Если вы учите тигра приходить в вольер для медицинского осмотра, когда он зайдет вам, нужно дать ему большой кусок мяса или игрушку, с которой ему нравится играть, — что-то, что вызовет у него положительные эмоции».

Это ничем не отличается от того, что происходит в дикой природе, когда, скажем, животное залезает на определенное дерево и находит там вкусные плоды. Со временем это животное учится залезать на это дерево снова и снова в ожидании того же положительного результата.

Понимая это, вы можете обучить любое животное, даже такое, которое мы не считаем «умным». Рамирез, например, обучил 10 000 бабочек для шоу, где эти насекомые массово летали за мишенью от одного места к другому тремя разными группами трижды.

«Говорим ли мы о бабочке или выпускнике Гарварда, все мы учимся одинаково,» — говорит Рамирез.

Обучение на расстоянии

Обучение животных в зоопарках — это, конечно, хорошо, но применение подобных методов в дикой природе имеет свои сложности. Например, даже если бы вы смогли приблизиться к диким животным, которых вы хотите обучить, вы бы не хотели, чтобы они ассоциировали людей с наградой — тем более, что одним из самых важных уроков, которые необходимо усвоить дикому животному — это то, что люди могут быть опасны.

Поэтому тренеры, которые работают с дикими животными должны уметь определить, как вознаградить животное на расстоянии в пределах территории вида.

Один из недавних проектов, в которых участвовал Рамирез, включал в себя обучение стаи диких шимпанзе в Сьерра-Леоне. Тренеры начали с поведения, которое уже имелось — один или несколько шимпанзе, как правило, кричали при приближении незнакомого человека. Целью тренеров было научить всю стаю кричать в унисон при виде браконьеров, поднимая тревогу, достаточно громкую, чтобы ее могли услышать на станции рейнджеров.

Тренеры разработали удаленно активируемую систему труб из ПВХ, способную выдавать еду на верхушке дерева при нажатии кнопки. Если шимпанзе кричал при обнаружении незнакомого человека или автомобиля, тренеры нажимали кнопку, и обезьяны получали положительное подкрепление.

«Животные узнали, что [появление незнакомцев] необходимо сопровождать криком, и если кричать — внезапно появляются насекомые и фрукты,» — объясняет Рамирез. Вскоре вся стая кричала, сигнализируя о тревоге. Результатом этого, с момента как проект был запущен в 2000 г, стало сокращение браконьерства на 80%. Еще большим сюрпризом оказалось, что урок, усвоенный благодаря тренерам, стал частью культуры стаи: взрослые приматы обучали новому поведению своих детенышей.

Обучение для реинтродукции

Один из ранних опытов успешного обучения диких животных для их сохранения был применен для реинтродукции калифорнийских кондоров, рожденных в неволе. Биологи старались выращивать кондоров, чтобы они не связывали людей с пищей и заботой. Но когда исследователи выпустили первую партию выращенных в неволе птиц, возникла неожиданная проблема.

Тогда они обратились к Стиву Мартину , тренеру птиц с многолетним опытом, который консультировал более сотни зоопарков по всему миру.

Когда Мартин прибыл на место, он смог увидеть масштабы проблемы своими глазами: «Кондоры садились на дороги, дома, электрические столбы и их било током. Они прилетали к кафе, где люди кормили их гамбургерами и хот-догами. Кондоры были повсюду,» — сказал он.

Биологи недоумевали, видя это неестественное поведение птиц. Но Мартин сразу понял, что случилось: никто не учил этих кондоров быть настоящими кондорами.

«Кондоры в дикой природе проводят два года с родителями. Именно тогда они учатся навыкам выживания. Они учатся избегать опасность и находить пищу,» — говорит он. А здесь «ученые взяли этих молодых кондоров без родительской опеки и отправили их в дикую природу, просто похлопав по плечу и пожелав удачи».

Чтобы удалить птиц из города, биологи пытались использовать шланги и водяные пушки. Но птицы только научились бояться ученых. «Люди могли ходить прямо рядом с ними. Но при виде нашей машины и униформы, они улетали,» — сказал о своем неудачном опыте работник природоохранной организации в беседе с Мартином, который работал в этом проекте с 2000-2010 гг.

Часть решения этой проблемы состояла в изменении того, как выпускали этих птиц. Изначально после выпуска они получали одинаковый вид корма в одно и то же время и в те же дни. Стив Мартин поручил ученым начать предлагать им разнообразные продукты в случайное время. «Путем создания некоторой вариабельности — типа, количества и места питания — мы получаем [кондоров], думающих об этом,» — сказал он. И, зная, что еда может появиться в любое время на месте кормления в дикой природе, стоило находиться неподалеку и ждать ее.

Еще один важный урок: команде пришлось научить кондоров, что люди потенциально опасны, даже на расстоянии, чтобы держать их достаточно далеко от расстояния выстрела.

Возможность для обучения подвернулась сама: в то время, когда кондоры еще не были выпущены на свободу, исследователям приходилось несколько раз общаться с птицами, чтобы прикрепить им идентификационные метки и провести медицинские тесты. Чтобы обучить их избегать людей, люди, которых птицы видели впервые в жизни, приблизились к ним, а затем поймали, прикрепили метки и провели обследование.

«В первый раз, когда кондоры увидели людей, они были любопытны и сидели на своих местах. Затем 14 человек вошли к ним в вольер с сетями, и кондоры просто сидели, глядя на них, не зная кто это, — вспоминает Мартин, — и эти люди буквально могли подойти к кондору и схватить их за ногу или крыло».

Но первая встреча птиц с людьми все изменила. Следующие несколько раз этот процесс повторялся, большинство кондоров начинали волноваться при виде приближающихся людей. «Когда эти же 14 человек пришли во второй раз, птиц было поймать гораздо труднее».

В конечном счете эта техника оказалась эффективной. После выпуска лишь несколько птиц осмелились приблизиться к людям и их отловили для «переподготовки». Но большинство кондоров выучили урок, и некоторые из этих кондоров все еще там, демонстрируя успешность проекта по сохранению этих птиц.

Тренеры в дикой природе

Пока Стив Мартин обучал кондоров, Рамирез решал аналогичную проблему с дикими полярными медведями в проекте, проводившемся с 2009 по 2015 г. Традиционное решение проблемы сдерживания медведей от попыток найти пропитание в человеческих поселениях состоит в выставлении караула, который запускает фейерверки и петарды, когда заметит приближающихся белых медведей. Это отпугивает больших хищников, однако не имеет долгосрочного эффекта: одни и те же медведи снова и снова возвращались, причем в некоторых городах такие «встречи» происходили до 300 раз в год, что является потенциальной угрозой как для животных, так и для людей.

Рамирез отметил, что у горожан, хотя и была правильная идея использовать тактику отпугивания, тайминг был выбран неверно. «Вот что мы знаем о поведении: вы можете вносить постоянные изменения в поведение, если вы будете учить правильно. Если вы хотите напугать медведя, сделайте это так, чтобы он связал свой страх с людьми».

Шум, который создавал караул, когда они замечали медведя на дороге к городу, не учит его ничему полезному. Вместо этого Рамирез предложил дождаться пока нос медведя коснется мусорного бака, забора или колеса машины, чего-то человеческого. Вот тогда и нужно пугать его! Подумайте: кто-то ждет в засаде и кричит на вас каждый раз, когда вы ночью приближаетесь к холодильнику.

«Иногда достаточно одного раза, и тогда медведь поймет, что ему следует избегать вещей, связанных с человеком, — говорит он, — Так вы не навредите медведю и отпугнете его, как вы это делали раньше, но теперь вы используете принципы тайминга в обучении поведению, чтобы связать страшные звуки с тем, чего следует избегать».

Легкий и трудный выбор

Рамирез говорит, что успешное обучение диких животных не является чем-то загадочным, принципы остаются те же: «Как и у всех нас, если есть выбор между тем, чтобы сделать что-то легким путем или трудным, большинство из нас выберут легкий. Поэтому вам просто нужно помочь животным сделать правильный выбор. Сделайте нужный вам правильный выбор легким. Сделайте выбор, который вы хотите, чтобы они прекратили делать, трудным».

Возьмите, например, белых медведей. Поначалу доступ к источникам питания возле людей был легкодоступным. Тренеры сделали этот вариант более сложным: не только тем, что отпугивали медведей петардами, но и дополнительно защитили мусорные контейнеры и другие предметы, которые могли привлечь животных.

В дополнение к этому, медведи получили положительное подкрепление в виде приманок с едой вдали от городов и человеческих поселений. Это сработало: «В некоторых городах было более 300 инцидентов в год. В большинстве случаев удалось сократить их до менее 10,» — говорит Рамирез.

Кнут vs пряник

При обучении диких животных тренеры применяют ряд методов, помогающих животным распознавать и избегать опасных ситуаций. Но Кен Рамирез и Стив Мартин согласны с тем, что лучше сначала искать способ вознаграждения за желаемое поведение, а не наказывать за нежелательное.

Рамирез большую часть свое карьеры старался убедить людей обучать собак на положительном подкреплении. А Мартин указывает, что научные исследования показали, что обучение домашних животных с применением наказания могут иметь неблагоприятные последствия.

Но когда на карту поставлено выживание диких животных, необходимо изучить все возможные инструменты — в том числе использовать мгновенный неприятный опыт, чтобы сделать опасное поведение непривлекательным. Ключом к этому является правильный выбор правильного инструмента для правильной задачи в нужный момент. «Мы всегда ищем, как использовать положительное подкрепление, чтобы получить то, что мы хотим, но если мы будем использовать аверсивные методы, мы используем их так, чтобы животное что-то вынесло для себя из этого опыта,» — говорит Рамирез.

Разумеется, добавляет он, и приятные, и неприятные способы обучения распространены в дикой природе. «Если животное убегает от хищника, оно вскоре поймет как быстро обнаружить хищника и как его избежать». Аверсивное обучение, применяемое людьми, может быть быстрым и гуманным — и, хотя животные могут не наслаждаться таким учебным моментом, они никогда не подвергаются реальной опасности.

Тренеры животных подчеркивают одну большую разницу между обучением собаки и обучением белого медведя, которого учат держаться подальше от поселений: проекты по сохранению дикой природы не предназначены для сближения людей и животных. «Часто с дикими животными вы хотите научить их бояться людей, — говорит Рамирез, — т.е. поведению, которое в конечном итоге может спасти им жизнь и спасти этот вид».

1. Доброта

Вспомните слова: «Потому что, потому что всех важнее и дороже, всех доверчивей и строже в этом мире доброта». Когда у вас на руках сидит маленький котенок – практически невозможно остаться равнодушным. Мы смягчаемся, нам хочется его погладить, и в душе просыпаются добрые нежные чувства. Котенок льнет к нам, урчит. В такие моменты что-то просыпается в душе даже у суровых мужчин, что уж говорить о детях.

2. Искренность

Животное не умеет лгать, изворачиваться, скрывать свое отношение. Все, что оно чувствует, отражено во внешнем виде: во взгляде, в позе. Если вы обидели его, например, накричали – сразу увидите испуг или огорчение. А проявите ласку или подзовете с доброжелательной интонацией – и вот уже на вас смотрят с надеждой, восторгом, обожанием. Мы, люди, часто скрываем то, что чувствуем, надеваем «маски», предпочитаем сдерживать душевные порывы. Умению быть искренним у животных нам точно стоит поучиться!

3. Дружба

«Собака – верный друг» – избитая фраза, но так и есть. Она, в отличие от «человека разумного» не предаст и не бросит, не переметнется к другому хозяину. Для животных важно, чтобы именно вы, его любимые домочадцы были рядом.

4. Ответственность

Мы в ответе за тех, кого приручили – помните? Мы учимся заботиться о тех, кто в этом нуждается, проявлять внимательность. Конечно, иногда лень берет верх: нам лень выйти с собакой на прогулку, поменять наполнитель в лотке у кота, наложить в мисочку еды… Но понимание того, что никто кроме нас этого не сделает, а если не сделаем и мы, то животному будет плохо, заставляет нас переключать фокус внимания со своих дел на братьев наших меньших.

Кошки и собаки – наиболее развитые животные из тех, кого мы заводим дома. Они – учители высшей категории, ведь «обучение» проходит без единого слова. Только поведение, только поступки, только взгляды и, конечно, чувства. Наши питомцы делают нас и наших детей лучше.

5. Правильный режим дня

Понаблюдайте за котиком или собачкой. У них в распорядке дня все четко: еда, туалет, умывание, сон, игра. Они все делают обстоятельно, неспешно, наслаждаясь процессом. Если животное хочет спать – оно спит. Если хочет есть – ест. Мы же хотим спать, но не спим, потому что дела еще не переделаны, хотим есть, но не едим – надо следить за фигурой. А что если хотя бы некоторые «надо» поменять на «хочу»? Неужели это невозможно? Уделяйте внимание не только делам и заботам, но и вашим потребностям.

6. Здоровый образ жизни

У вас собака? Нужно гулять (и лучше несколько раз в день)! Свежий воздух, активные движения или хотя бы ходьба – все это теперь с вами. В результате вы начинаете день с физической активности и завершаете его так же. Сейчас многие ведут сидячий образ жизни (иногда – с самого детства!). Появление в доме собаки заставит бросить вредные привычки и стать более активным человеком. Ну а после прогулки с верным другом вы чувствуете не только подъем физических сил, но и прилив хорошего настроения.

7. Чуткость

Вы пришли с работы раздраженным и злым, а может грустным и усталым? Животные все чувствуют. Они могут или отойти в сторонку, чтобы не мешаться у вас под ногами, пока вы не в настроении, или прийти на выручку, подойдя и прижавшись, в знак поддержки. Иногда думаешь: «А ведь, правда – все понимают, только сказать не могут». Мы же часто проявляем равнодушие к ближним, не замечая их состояние и настроение, реагируем больше на сигналы собственного желудка, чем на эмоциональные сигналы ребенка или супруга. Давайте учиться чуткости у собак!

8. Радость от простых вещей

С самого раннего детства мы всегда чего-то хотим: стакан сока, конфетку, машинку, новые туфельки, игровую приставку, компьютер, навороченную иномарку, особняк… Конечно, хотеть не вредно, но иногда мы желаем явных излишеств. Животные радуются самым простым вещам: еде, вашему ласковому взгляду или жесту, возможности выйти на прогулку. Как мало, оказывается, надо для счастья!

9. Бескорыстная любовь

Животные принимают нашу дружбу и дарят в ответ бескорыстную любовь, просто потому, что мы есть (кстати, так же, как и дети).Мы приходим домой, они встречают нас, всем своим видом выказывая любовь. Бурлящие эмоции выражают визг и молящие глаза. Нас любят за «просто так». А за что любим друг друга мы, люди?

С рождения мы знакомим детей с миром, и животные — его часть. Если не научить ребенка правильно обращаться с ними, у вас может вырасти маленький садист. Рассказываем, как этого избежать.

  1. Показывайте, как общаться с . Дома или в гостях возьмите руку малыша и вместе с ним погладьте кошку или собаку. Проговаривайте действия: «Гладим кису аккуратно по спинке, она мурчит, значит, ей нравится».
  2. Пресекайте неаккуратное обращение с животным в любом возрасте . Если вы смеётесь над Муркой, которую слишком крепко обнимают, дёргают за хвост и тянут за усы, ребёнок воспринимает это как поощрение. Такую «игру» надо немедленно прекратить. Перехватите руку малыша и озвучьте эмоции животного: «Кисе больно, когда ты так делаешь. Она устала и не хочет, чтобы её трогали».
  3. Не позволяйте гладить незнакомых животных. Вы не знаете, как отреагирует дворняжка или соседский мопс на вашего малыша. Даже несильный укус может обернуться фобией на всю жизнь! Но не перегибайте палку: вместо «Фу, отойди от блохастого пса!» - строго скажите: «Чужих животных мы не трогаем, им это может не понравиться». Помните, что даже самое терпеливое животное, защищаясь, может поцарапать или укусить малыша!
  4. Побывайте с малышом в зоопарке или этнопарке, на конюшне . Покажите, как выглядят лошади, гуси, утки, ламы, хаски, слоны, чем питаются, как заботятся о своих детёнышах. Так вы объясните малышу, что звери — , а не игрушки или забавные персонажи сказок.
  5. Избегайте цирковых представлений и . Расскажите ребёнку, что в таких местах животным плохо, с ними жестоко обращаются, ограничивают их свободу.
  6. Следите за словами. Маленький ребёнок понимает всё буквально. Вы шутливо обозвали Дружка «неблагодарной псиной» или выругались за рулём: «Тупая курица!» - кроха запомнит прямой смысл фразы и при случае «отомстит» животному.
  7. Покажите пример. Никакие поучения не сработают, если вы можете в наказание пнуть кота или демонстративно морщите нос при виде бездомной собаки. А вот доброжелательное и бережное отношение к животным малыш обязательно переймёт.
  8. Если у вас есть домашние питомцы, вовлекайте малыша в уход за ними. Покажите, как убираете за котом, или вместе дайте витаминку собаке. Трёхлетний малыш сможет самостоятельно покормить рыбок и улитку или налить чистую воду в поильник. Сделайте это ежедневным ритуалом: так ребёнок научится ответственному отношению к любимцу.
  9. Выбирайте правильные , книги и игрушки. Война свиней и птичек в Angry Birds забавна только для взрослых: малышей это учит насилию. А вот рассказы Сутеева и Бианки, стихи Маршака, мультфильмы о мамонтёнке и его маме, котёнке по имени Гав, оленёнке Бемби и рыбке Немо - пойдут только на пользу маленькому любителю животных!
  10. Делайте добрые дела. Кормите уток, привозите корм в приют и посещайте благотворительные выставки. Так малыш усвоит, что животным нужна наша любовь и забота, — а может, захочет взять питомца из приюта.

Алёна, волонтёр приюта «Бирюлёво»:

Волонтёры нашего приюта проводили «уроки добра» в московских детских садах. Дети наперебой рассказывали о своих домашних питомцах, а потом мы доступно объясняли, как живут животные в приюте: собачки в домике с пятью другими друзьями-собачками, как мечтают найти своего хозяина. Предлагали угадать по фотографии, о чём ещё могут мечтать животные: пёс - о собственном одеяле, котёнок - вырасти большим и толстым котом.

После мультфильма о животных проводили игру: если я говорю правильное предложение (например, «Собачку нужно кормить»), они хлопают, если неправильное («Животных нужно бросать») - топают. Все это сопровождалось словами, какие детки молодцы, что они знают, как надо вести себя с животными.

Вы никогда не задумывались о том, что думает и чувствует ваш питомец? Пытались ли вы понять, что он хочет сообщить вам? Вам никогда не хотелось, чтобы ваш питомец умел говорить с вами словами? Если вы ответили утвердительно хотя бы на один из этих вопросов, то, возможно, вам будет полезно узнать не только подаваемые питомцем сигналы, но и научиться отвечать ему в обратную сторону. Животные (включая людей) используют язык тела и голосовые сигналы разнообразными способами для выражения своих мыслей и чувств. Если вы научитесь общаться со своим питомцем, то сможете укрепить свои отношения с ним.

Шаги

Понимание языка тела питомцев

    Наблюдайте за тем, каким образом ваш питомец использует свои глаза, уши и морду. Животные используют многие части своего тела для передачи разнообразных чувств. Наблюдательность позволит вам понять, как ваш питомец использует свое тело для сообщения вам о своем игривом настроении, о нездоровье и даже о злости. Например, глаза лошади могут сообщить, что она встревожена (когда глаза полностью открыты), дремлет (если глаза наполовину прикрыты) или испытывает проблемы с одним из глаз (когда больной глаз остается закрытым).

    Обратите внимание на то, каким образом ваш питомец использует свои ноги и хвост (если он у него есть). Как и в случае с глазами, ушами и мордами, ноги питомца и его хвост могут давать полезные сигналы о его чувствах. Например, лошадь может медленно потряхивать хвостом для отпугивания мух, но также может дергать им и значительно быстрее для демонстрации своего гнева или раздражения. Подобно лошадям, коты могут быстро вилять хвостом для демонстрации гнева.

    Наблюдайте за принимаемыми питомцем позами. Ваш питомец также может общаться через принимаемые им позы и свои телодвижения. Например, если ваша собака внезапно замирает и напрягает тело, она может сообщать о том, что испытывает неуверенность из-за чего-либо или же готовится к нападению. Если лошадь идет очень скованно, то она может находиться под влиянием стресса, нервничать или испытывать боль.

    Понимание голосовых сигналов питомцев

    1. Прислушивайтесь к голосовым сигналам лошадей . Лошадь способна издавать целый ряд различных звуков. Если вы научитесь отличать эти звуки, то это поможет вам понять чувства лошади. Лошадь может ржать по нескольким причинам, включая подачу предупреждения о своем присутствии и сообщение о тревоге. В отличие от ржания, при встрече с другой лошадью в первый раз ваша лошадь может пронзительно закричать.

      Прислушивайтесь к издаваемым кошкой звукам. Очень распространенным звуком, который может издавать кошка, является мяуканье. Она может мяукать по различным причинам. Например, для выражения вам приветствия, сообщения о своем голоде или жажде либо для выражения своих возражений относительно совершаемых вами действий. Если ваша кошка начинает рычать или шипеть, то в ваших лучших интересах будет оставить ее в покое. Ее рык и шипение говорят о том, что она очень сильно чем-то расстроена.

      Прислушивайтесь к звукам, которые издает собака. Среди распространенных звуковых сигналов собаки следует упомянуть лай, рык и вой. При демонстрации агрессии и территориального поведения лай собаки будет быстрым, громким и очень высоким по тону. С другой стороны, высокий тон лая может также говорить о дружелюбии или игривости и может сопровождаться тявканьем и поскуливанием.

      Поймите голосовые сигналы морских свинок. Морские свинки очень любят издавать звуковые сигналы. Очень высокие по тону звуковые сигналы морских свинок, такие как визг или свист, используются для сообщения о возбуждении или об ожидании восхитительного события (например, кормления или игрового времени). Высокие по тону голосовые сигналы морских свинок обычно называют писком. Мурлыканье морской свинки может говорить о нескольких различных вещах: об удовольствии (при глубоком расслабленном мурлыканье), о волнении (при высоком по тону мурлыканье) или о страхе (при коротком напряженном мурлыканье).

    Общение со своим питомцем

    1. Разговаривайте со своим питомцем. Несмотря на то, что ваш питомец не сможет точно понять, о чем вы говорите, по крайней мере, он поймет тон вашего голоса и язык вашего тела, когда вы будете с ним общаться. Например, если говорить с питомцем строго, он может понять, что вы недовольны его поведением. Разговор повелительным тоном дает питомцу команду, говорящую о том, что он должен следовать вашим указаниям.

      • Разговор с питомцем также может помочь успокоить питомца, если он нервничает или чего-то боится.
      • Словесная похвала бывает обычно очень полезна при дрессировке питомцев.
    • Животные общаются гораздо большим количеством способов, чем может вместить одна статья. Зайдите в ближайший книжный магазин или в зоомагазин для получения рекомендаций о том, какие книги могут снабдить вас расширенной информацией об общении животных и их поведении.
    • Общение с питомцем представляет собой обоюдно направленный процесс, поэтому питомец также должен уметь понимать ваш язык тела и звуки, а не только вы должны понимать его.
    • Изучение способов общения со своим питомцем или с любым другим животным потребует от вас времени. Не пытайтесь ускорить данный процесс.
    • Поговорите с ветеринаром или бихевиористом, если вы не уверены в том, как расценивать определенные сигналы своего питомца.

    Предупреждения

    • Не пытайтесь приблизиться к дикому животному, чтобы попробовать пообщаться с ним, особенно если вы не знакомы с его языком тела или голосовыми сигналами.

Кто-то считает, что любые «карточки с картинками» - это такой способ заставить ребенка вызубрить десяток слов и тут же их забыть. На самом деле, всё зависит от вашего же подхода. Сегодня расскажем, как правильно учить животных с ребенком и как поддерживать интерес к такой «учебе».

С какого возраста начинать учить животных

Мир животных - это один из столпов познания в принципе. Так что рекомендуемый возраст - от рождения до одного года. Когда именно приступать - решаете сами, поглядывая на своего карапуза. Начнете с пяти месяцев - отлично, ребенок научится ничуть не хуже, чем соседский, которого усиленно тренируют с младенчества.

Почему животный мир - это основа? Дело в том, что он невероятно разнообразен: у льва есть грива, дятел зачем-то стучит клювом о дерево, воробей крохотный, а страус огромный. Всё это, само собой, в будущем будет вызывать сотни вопросов - и чем богаче база, тем более любопытствующим вырастет малыш.

Итак, вот какие правила мы бы выделили.

Сначала реалистичные

Реалистичность - это тот принцип, который используется в развивающих карточках Домана. И неспроста. Человеческий мозг так устроен, что принимает за эталон то, что увидел первым. Поэтому если для ребенка эталоном слова «мышь» станет Микки-Маус, то он подсознательно начнет требовать, чтобы у каждой мыши были огромные круглые уши на макушке и красные штаны с подтяжками. А если их нет - то это, в его понимании, и вовсе не мышь, а неведома зверушка.

Поэтому сначала изучайте реалистичные изображения животных. А потом уже - все остальные. Ребенок сможет выделять схожие черты и узнает в советском Винни-Пухе медведя (хотя это и не очень просто), а Дональде - обычного селезня.

Сначала домашние

Лучшее обучение - это когда для каждой картинки есть живой пример. Поэтому лучше будет начать с изучения домашней живности: от кошек, собак, ворон и хомячков до сельских жителей.

Мы, например, в своем приложении сделали 6 наборов с животными, и они не просто так разделены на домашних, лесных, африканских животных, городских птиц, насекомых и морских обитателей.

Начинаем с тех, которых можно повстречать на улице или дома - а потом делаем с ребенком «закрепляющие» прогулки: заново рассматриваем каждую встречную собачку. Так у ребенка будет складываться правильное представление о мире: сначала он узнал, что есть такой зверь, а потом увидел, что один и тот же зверь может быть очень разным - от маленькой дворняжки до внушительного соседского ротвейлера.

Когда перейдете на экзотических животных или морских жителей - можно будет сходить в зоопарк или океанариум.

Правило времен года

Как мы уже говорили, здорово, если можно не только посмотреть на зверька на картинке, но и понаблюдать за ним вживую. А то и погладить!

Поэтому лучше спланировать нашу занимательную учебу так, чтобы летом учились летние животные (например, жучки и бабочки), а зимой - зимние (снегири и синички).

Не только картинки, но и звуки

Учите звуки. Детям поначалу проще сказать «му-у» вместо «корова», но так вы хотя бы будете понимать, что осознание пришло.

Со звуками есть еще один тонкий момент. Те звуки, которые звери «говорят» в действительности сильно отличаются от тех, которыми их наградили люди. Поэтому здесь, как и с картинками - сначала не помешает показать, какой звук издает каждое животное, а потом назвать звукосочетание, которое ему присвоил человек.

В наших «Умных карточках» каждый зверек имеет собственную озвучку. Собаки лают, пчёлы жужжат, а воробьи чирикают. Всё, как в жизни.

Играйте в угадайки

Когда ребенок узнает достаточно животных, можно закрепить материал в игровой форме. Как именно - не так важно, просто подбирайте игру по возрасту.

Например:

  • Угадай животное по контуру.
  • Угадай зверя по его звуку (кстати, наши карточки отлично подойдут для такой игры).
  • Найди животное среди многих.
  • Угадай животное по описанию.
  • Ответь на вопрос «у кого…» (большие уши, хвост колечком, есть острые коготки и т.д.).

Классифицируйте

Когда всё зверье выучено, можно знакомить ребенка с признаками, по которым животных можно разделить.

По каким:

  • Домашние и дикие.
  • Хищные и травоядные.
  • «Мальчики» и «девочки» (так, например, нужно дать ребенку понять, что кот и кошка - одно и то же животное разного пола).
  • По месту обитания (кто живет в лесу, кто джунглях, кто в пустыне).

Сгодится любая дополнительная информация: что едят, как спят, когда отдыхают, а когда бодрствуют, в каком «домике» живут.