Методы и формы психотерапии. Психотерапия

Термин «психотерапия» охватывает широкий спектр подходов и методов. Они варьируются от разговоров один на один, до сеансов терапии, которые используют такие приемы, как ролевая игра или танец, чтобы помочь исследовать человеческие эмоции. Некоторые терапевты работают с парами, семьями или группами, члены которых имеют схожие проблемы. Психотерапия работает с подростками, детьми, а также взрослыми. Ниже приведен список различных видов психотерапии и их преимущества.

Арт-терапия сочетает в себе терапию и творческий поиск через краски, мелки, карандаши, а иногда и лепку. Методы могут также включать в себя театральную постановку, кукольный театр. Работа с песком, например, клиенты выбирают игрушки изображающие людей, животных и здания и располагают их в контролируемое пространство театра «песочницы». Арт-терапевт обучен на психологическое понимание творческого процесса и эмоциональных атрибутов различных художественных материалов. В этом случае искусство рассматривается как внешнее выражение наших внутренних эмоций. Например, в живописи размер, форма, линии, пространство, текстура, оттенок, тон, цвет и расстояние все эти элементы выявляют воспринимаемую реальность клиента.

Арт-терапия может быть особенно эффективной для клиентов, которые испытывают трудности вербальной формы самовыражения. В таких учреждениях как художественные студии и мастерские, акцент на творческое развитие может быть полезен, особенно при работе с детьми и подростками, а также взрослыми, парами, семьями, группами.

Арт-терапия может быть полезной как для людей, которые испытали травму, так и для людей с трудностями в обучении.

Поведенческая терапия основана на теории о том, что текущее поведение - это ответ на прошлый опыт, и оно может быть разучено или переформулировано.

Людям с компульсивным и обсессивным расстройством, страхами, фобиями и зависимостями может помочь данный вид терапии. Акцент делается на оказании помощи клиенту в достижении целей и изменении поведенческих реакций на проблемы, такие как стресс или беспокойство.

Краткосрочная терапия использует различные подходы психотерапии. Она отличается от других терапевтических подходов тем, что она фокусируется на конкретной проблеме и включает в себя прямое вмешательство терапевта, который работает более активно с клиентом. Она подчёркивает использование природных ресурсов клиента, а также временно приостанавливает неверия, позволяя рассмотреть новые перспективы и множественные точки зрения.

Основная цель заключается в помощи клиенту, увидеть его нынешние обстоятельства в более широком контексте. Краткосрочная терапия рассматривается как решение текущих факторов, препятствующих изменениям, а не как поиски причин возникновения вопросов. Нет единого метода, но есть много путей, которые в отдельности или в сочетании, могут в конечном итоге быть полезными. Краткосрочная терапия, как правило, проходит заранее оговоренное количество сессий.

Когнитивно-аналитическая терапия сочетает в себе теории по изучению связи между лингвистикой и мышлением, а также исторические, культурные и социальные факторы, влияющие на то, как мы функционируем. Когнитивно-аналитическая терапия рекомендует клиентам использовать свои собственные ресурсы и развивать навыки, чтобы изменить деструктивные паттерны поведения и негативные способы мышления и действия.

Терапия краткосрочная, структурированная и директивная, например, клиента могут попросить вести дневник или использовать диаграммы прогресса. Терапевт работает в сотрудничестве с клиентом, изменения модели поведения и обучаясь альтернативным стратегиям совладения. Внимание уделяется пониманию связи между моделями поведения, закладывающимися в детстве, социальным вкладом и их влиянием на клиента, во взрослом возрасте.

Драматерапия использует театральные техники, такие как ролевые игры, театральные игры, пантомима, кукольный театр, озвучивание, мифы, ритуалы, рассказывание историй и другие импровизационные приемы, облегчающие творческий потенциал, воображение, изучение, понимание и личностный рост. Чрезвычайно многообразный подход обеспечивает выразительный вид терапии, который может быть использован в самых различных условиях, включая больницы, школы, центры психического здоровья.

Драматерапия даёт возможность для отдельных лиц или групп изучения личностных и/или социальных проблем в творческой среде, и спокойно обдумать сложившиеся убеждения, отношения и чувства, найти альтернативные способы действия в мире. Драма-терапевт поощряет самосознание, рефлексию и самовыражения чувств по отношению к себе и к другим.

Экзистенциальная психотерапия помогает клиенту обрести смысл жизни и желание встретиться с самим собой и своими проблемами. Экзистенциальная вера, что жизнь не имеет готового ответа или заранее установленной значимости и индивидуум полностью свободен и несет полную ответственность, так что смысл должен быть найден или создан. Это может вызвать чувство бессмысленности в жизни, поэтому терапия исследует опыт клиента, состояния человека и имеет целью прояснить понимание индивидуальных ценностей и убеждений, четко называя то, что ранее не было произнесено вслух. Клиент принимает ограничения и противоречия, что значит быть человеком.

Семейная терапия - это отрасль психотерапии с особым акцентом на семейные отношения. Она работает с тем, что проблема лежит в пределах семьи, а не в одном человеке. Семейную терапию также называют системная семейная терапия.

Семейная терапия способствует изменению и развитию, и как следствие разрешение семейных конфликтов и проблем. Акцент делается на том, как члены семьи взаимодействуют друг с другом, подчеркивая важность функционирования семьи для психического здоровья и благополучия. Независимо от происхождения того или иного вопроса, или проблемы, цель терапевта заключается в том, чтобы вовлечь семью в поиск выгодных и конструктивных решений для членов семьи, чтобы поддерживать друг друга через непосредственное участие. Опытный семейный психотерапевт будет иметь возможность влиять на переговоры таким образом, чтобы использовать силу и мудрость семьи в целом, учитывая более широкие экономические, социальные, культурные, политические и религиозные условия, в которых живет семья, и уважать каждого члена семьи и их разные взгляды, убеждения, мнения.

Гештальт означает целое и совокупность всех частей, и символическую конфигурацию или форму элементов, которая составляет целое.

Гештальт-терапия это психотерапевтический подход, который основывается на убеждении, что люди имеют естественное стремление в отношении здоровья, но старые модели поведения и фиксированные идеи могут создавать блоки.

Гештальт-терапия исходит из того, что происходит в данный момент, привнося осведомленность в представление индивида о себе, его реакции и взаимодействие с другими людьми. Присутствие в «здесь и сейчас» создает в клиенте потенциал для большего восхищения, энергии и смелости, чтобы немедленно жить. Гештальт-терапевт смотрит на то, как индивид сопротивляется контакту «здесь и сейчас», как человек сопротивляются переменам, и на виды поведения или симптомы, которые клиент рассматривает как неподходящие или неудовлетворительные. Гештальт-терапевт помогает клиенту прийти к осознанию не только того, что происходит и что говорится, но и языка тела и подавленных чувств.

Групповая психотерапия - это психотерапия призванная помочь людям, которые хотели бы улучшить свою способность справляться с трудностями и жизненными проблемами с помощью группы.

В групповой терапии один или несколько терапевтов работают с небольшой группой клиентов. Психологи признают положительный терапевтический эффект, который не мог быть получен в индивидуальной терапии. Например - межличностные проблемы решаются в группах.

Цель групповой психотерапии состоит в эмоциональной поддержке трудных решений и стимулирование личного развития участников группы. Сочетание прошлого опыта и переживаний за пределами терапевтической группы, взаимодействия между членами группы и терапевтом, становится материалом, посредством которого проводится терапия. Эти взаимодействия могут восприниматься не только как положительные, так как вопросы, с которыми клиент сталкивается в повседневной жизни, неизбежно отражается во взаимодействии с группой. Это обеспечивает возможность проработки проблем в терапевтической обстановке, производя опыт, который затем может быть переведён в «реальную жизнь».

Гипнотерапия использует гипноз, чтобы вызывать глубокое состояние расслабление и изменение сознания, во время которого подсознание восприимчиво к новым или альтернативным точкам зрений и идей.

В области гипнотерапии подсознание рассматривается как источник благополучия и творчества. Обращение к этой части ума с помощью гипноза открывает возможности для поддержания здорового тела.

Гипнотерапия может быть применена для изменения поведения, отношений и эмоций, а также управление болью, тревогой, стрессом, дисфункциональными привычками, способствующее личностному развитию.

Юнгианский анализ - это психотерапия, которая работает с бессознательным. Юнгианский аналитик и клиент работают вместе, чтобы расширить сознание для достижения психологического равновесия, гармонии и целостности. Юнгианский анализ исследует глубокие мотивы в психике клиента, мысли и действия, которые лежат в подсознании. Юнгианский аналитик стремится достигнуть глубинного изменения в личности. Уделяется особое внимание тому, что происходит на сессиях, а также внутреннему и внешнему опыту жизни клиента. Психотерапия направлена на согласование сознательных и бессознательных мыслей для устранения психологической боли и страданий и создания новых ценностей и целей.

Нейролингвистическая психотерапия была создана из нейролингвистического программирования. НЛП имеет широкую основу и опирается на многие направления психологии и психотерапии. Фундамент НЛП - это предпосылка, что мы создаем нашу собственную модель реальности (персонализированная карта мира) на основе нашего опыта и то, как мы представляем их изнутри. Каждый человек использует свои собственные карты, чтобы ориентироваться по жизни. Модели, которые используются, могут способствовать изменению, которое улучшает самореализацию и успех, или временами могут ограничивать и запрещать.

НЛП исследует закономерности мышления, убеждения, ценности и переживания стоящие за проблемами или целями. Это позволяет людям сделать соответствующие коррективы, чтобы преобразовать соответствующую картину мира, что помогает снизить ограничивающие убеждения и решения, преодолеть эмоциональные и поведенческие формы и создание ресурсов, путем расширения существующей базы навыков человека. Это дает человеку чувство контроля и, следовательно, большую способность создавать жизнь по своему желанию.

НЛП психотерапевты работают с широким спектром психологических проблем.

Транзактный анализ представляет собой интегративный подход в психологии и психотерапии и опирается на два понятия: во-первых, у нас есть три части или «эго-состояния» личности: ребенок, взрослый и родитель. Во-вторых, эти части общаются друг с другом «транзакциями» и, внутри каждого социального взаимодействия, преобладает одна часть. Поэтому, признав эти роли, клиент сможет регулировать своё поведение. Эта форма терапии работает с термином «внутренний ребёнок», чтобы описать неудовлетворенные потребности из детства.

Терапия базируется на принятие и в непредвзятом отношении с консультантом, предположение, что индивид ищет поддержки в разрешении проблемы и что это позволяет клиенту свободно выражать свои эмоции и чувства. Эту терапию также называют человеко-ориентированная терапия или психотерапия Роджерса.

Консультирование для клиентов, которые хотели бы решить конкретные психологические привычки и стереотипы мышления. Клиент воспринимает консультанта как лучший авторитет в его собственном опыте и поэтому способны достичь своего потенциала для роста и решения проблем. Клиент-центрированный консультант предоставляет благоприятные условия, чтобы допустить возникновение такого потенциала через безусловное принятие, положительное отношение и эмпатическое понимание, чтобы клиент мог смириться с негативными чувствами и развить внутренние ресурсы, силы и свободу, чтобы добиться перемен.

Психотерапия - это психологические методы лечения психических расстройств. В психотерапии существует множество различных методов лечения, например, психоанализ, групповая или семейная терапия, поведенческая терапия. Конечной целью врача является оказание помощи в развитии личности, а не только в устранении симптомов болезни. Основой любой психологической помощи - является беседа врача и пациента. Кроме того, для лечения пациента могут применяться психотропные лекарственные препараты, различные приборы и другие вспомогательные средства.

В настоящее время психотерапия является признанным методом лечения, который не только эффективен, но и широко распространен. Хотя бы один раз в жизни в помощи психотерапевта нуждается 10-15% всех жителей Восточной Европы, а около 2-3% страдают тяжелыми психическими заболеваниями. К ним необходимо прибавить людей с болезненным влечением.

Классификация методов психотерапии

Психотерапия - это психическое воздействие на больного с лечебной целью. Сегодня психотерапия иногда дополняет соматическое лечение, а при неврозах является единственным средством лечения. В XX веке были созданы различные формы психологической помощи. Существует множество психотерапевтических методов, которые можно по-разному классифицировать.

Методы по способу лечения

По способу лечения психотерапевтические методы подразделяются на «обнаруживающие (вскрывающие) и не обнаруживающие (игнорирующие) причину болезни». К первой группе относится глубинная терапия, с помощью которой пытаются обнаружить глубинные причины болезни и одновременно лечить саму болезнь. Ко второй - поведенческая терапия, используя которую, лечат лишь симптомы болезни, сознательно не обращая внимания на причину заболевания. Другие методы лечения связаны с обучением, например, аутогенная тренировка или гештальт-терапия, когда проблемы моделируются, например, в процессе игры.

Методики по возрасту пациента

Методы, применяемые в психотерапии, во многом зависят от возраста пациента, поэтому существует психотерапия для детей, подростков и взрослых. Также выделяют психологическую помощь, индивидуальную и групповую терапии.

Методы, не анализирующие причину заболевания

Применяя эти методы, пытаются изменить представления человека и таким образом ему помочь. К этим формам психотерапии относится гетеросуггестия (т.е. внушение «со стороны»), аутоггестия (самовнушение) или гипноз. Не анализирующими эти методы называются потому, что при их использовании не пытаются обнаружить причину болезни. Такие методы могут быть особенно эффективными при лечении психосоматических заболеваний.

Обучение психотерапии

При применении этих методов выздоровлению больного должно помочь расслабление. Наиболее известный метод - аутогенная тренировка, во время которой человек полностью расслабляется. К другим методам относятся гимнастика, массаж и дыхательные упражнения. Эти методы рекомендуются людям, испытывающим большие нагрузки на работе или страдающим повышенной утомляемостью.

В жизни многие из нас попадают в ситуации, из которых без психологических последствий не выйти. И как правило сам человек не в состоянии разобраться в сложившейся ситуации, так как мысли и эмоции загоняют в угол. Победить чувство тревоги, переживания, избавиться от повышенной раздражительности, или сонливости вам помогут в центре психотерапии http://ego-lution.ru .

Методики, анализирующие причину заболевания

При применении этих методов пытаются обнаружить причину заболевания. Наиболее известный из этих методов - психоанализ. Цель психоанализа - помочь больному отыскать подсознательные корни своих проблем, порожденных подавленными конфликтами, для того, чтобы больной, освободившись от связанных с ними эмоций, смог воссоздать свою личность.

Гештальттерапия

По мнению основоположника гештальттерапии Перлса, психические расстройства у людей обусловлены тем, что их личность не составляет единого целого. Гештальттерапия стремится побудить человека переживать собственные фантазии, осознавать свои эмоции и т.п. Цель этого метода -формирование целостной гармоничной личности - индивидуума, сознающего, что он хочет сделать и способного принять любую ситуацию. Этот метод направлен на самостоятельность и свободу личности. При применении гештальттерапии больной с психическим заболеванием рисует, чертит, лепит или моделирует. Все что он выполнит, позже интерпретирует психотерапевт.

Поведенческая терапия

При применении любого из методов поведенческой терапии, прежде всего, важно обучение. Поведенческую терапию можно применять почти во всех случаях анормального поведения и неврозов. Она применяется как индивидуальная, партнерская, семейная и групповая терапии. Ее используют для лечения различных фобий, алкоголизма, а также для лечения больных с невротическими расстройствами.

Какой метод психотерапии выбрать?

Выбор методики психотерапии зависит от характера психического заболевания. Обучающие методы и поведенческая терапия часто дают быстрые результаты, но их применение чаще всего не способствует раскрытию причины и устранению психической болезни. Для этих целей больше подходит гештальттерапия, которая помогает выявить причины заболевания, однако лечение может длиться не один год.

Квалифицированную психотерапевтическую помощь могут оказать только специалисты, поэтому необходимо обратиться к врачу-психиатру или психотерапевту. Куда обращаться за помощью, порекомендует семейный врач или участковый доктор.

Эффективность психотерапии

Применяя психотерапию, можно вылечить даже тяжелые психические заболевания. Однако здесь не существует никаких гарантий, в отличие от медикаментозного лечения многих физических заболеваний. Дело в том, что психика человека очень сложна и многие ее области еще мало изучены. Психотерапевтические методы эффективны, но не всегда наступает полное выздоровление, обычно удается добиться только внешнего улучшения состояния пациента.

К сожалению, еще и сегодня существует предвзятое отношение к психотерапии. Люди, прошедшие курс психотерапии, обычно об этом никому не рассказывают. Многие не обращаются к помощи психотерапевта, боясь прослыть не вполне нормальными. Однако существуют проблемы, с которыми человек не может справиться сам. Бессонница, измена мужа или жены, проблемы молодой семьи, нервные срывы, истерики, фобии, страх смерти, эмоциональный стресс - в этом случае требуется помощь психолога, который поможет снять стресс, победить страх и вернуться к нормальной жизни.

При появлении различных психических нарушений (особенно, если эти нарушения постоянно повторяются) человек должен обратиться к врачу. Если врач, обследовав пациента, назначает психотерапию, то не следует откладывать лечение и необходимо обратиться к психотерапевту.

Некоторые методы психотерапии применяются для профилактики психических нарушений, одним из них является самовнушение. Организуются специальные семейные курсы, на которых родители вместе с детьми овладевают техникой аутотренинга, учатся сохранять спокойствие и внутреннюю гармонию.

Родители должны наблюдать за детьми, чтобы не пропустить появления нарушений развития или аномалий. При своевременно начатом лечении часто удается избежать тяжелых психических расстройств.

Психотерапия. Учебное пособие Коллектив авторов

Классификация методов психотерапии

Многообразие психотерапевтических форм и методов базируется на трех основных теоретических направлениях – психодинамическом, поведенческом (когнитивно-поведенческом) и гуманистическом (экзистенциально-гуманистическом, феноменологическом). Перед тем как перейти к описанию основных из них, необходимо отметить составляющие, являющиеся общими для всех этих направлений (J. Frank, 1978):

1. Пациент (больной) – человек, обнаруживающий объективные признаки психического (психосоматического) расстройства.

2. Психотерапевт – врач, благодаря своему специфическому обучению и опыту воспринимающийся как способный оказать помощь конкретному больному (или их группе).

3. Теория личности, созданная основателем определенного направления и закрепленная его последователями, которая через определенный набор положений позволяет описывать функционирование психики и предсказывать протекание, направленность определенных психических процессов у отдельного человека или группы людей в норме; а также возникновение, фиксацию и развитие нарушений этих процессов при формировании патологии.

Перечисленные положения непосредственно вытекают из определенных философских, мировоззренческих и жизненных представлений автора предлагаемой теории и в той или иной степени несут отпечаток его личности. Кроме того, для многих из них характерна претензия на некую онтологическую универсальность. Логичным следствием является создание достаточно мощных институтов в виде обществ, объединений, журналов, формирующих «правильное» мировоззрение учеников, а также сертифицирующих их право официально являться представителями этого направления и вести от этого имени свою практику.

В настоящее время можно отметить определенную «эволюцию» и трансформацию теоретических подходов к личности в психотерапии. В начале развития научно обоснованной психотерапии имелась отчетливая тенденция к созданию «уникальной», с претензией на онтологическую универсальность (т. е. «единственно правильную») теории личности. Ярким примером является психоанализ Зигмунда Фрейда. В настоящее время отчетливо преобладает тенденция к созданию неких «моделей» функционирования психики с пониманием их ограниченности и относительности. Например, современным подходом, взявшим на себя смелость возвести это в ранг собственной идеологии, является нейро-лингвистическое программирование. Не менее важным представляется и то, что попытка обойтись вообще без теории личности (ранний вариант поведенческой психотерапии) оказалась исторически бесперспективной.

4. Набор методик (процедур) для решения проблем пациента, непосредственно вытекающих из теории.

При этом следует обратить внимание на очевидное изменение в соотношении «теория личности – набор методик» за время существования психотерапии как таковой. Для школ, сформировавшихся в начале развития психотерапии, была характерна предельно жесткая детерминация методик базисной теорией личности. Отклонение от «прописанных» практических методик, мягко говоря, встречало сильное неодобрение. Например, известный французский психотерапевт-психоаналитик Л. Шерток длительное время не мог стать полноправным членом психоаналитической организации, так как активно использовал в своей практике гипноз, ранее раскритикованный основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом. В настоящее время преобладает иное отношение. Практически все известные когнитивно-поведенческие и экзистенциально-гуманистические подходы не только одобряют применение широкого спектра различных психотехник, но и открыто декларируют творческий подход психотерапевта (т. е. создание новых методик в каждом конкретном случае). Даже в наиболее «консервативном» психоаналитическом подходе можно отметить подобные тенденции, например, в виде появления «гипноанализа» или включения в классический подход методик других направлений (психосинтез, нейро-лингвистическое программирование, голотропное дыхание и т. п.).

5. Специфическое социальное отношение между психотерапевтом и пациентом, которое направлено на создание особой «психотерапевтической» атмосферы, создающей благоприятную почву для оказания помощи больному во многом за счет формирования у него оптимизма по поводу возможности разрешения его проблем и возможности иного, более позитивного мировоззрения, миросуществования и сосуществования с другими людьми. С точки зрения некоторых из подходов (например, клиент-центрированной психотерапии К. Роджерса) создание этих отношений считается основным лечебным фактором.

В табл. 1 приведены основные психотерапевтические направления, их особенности и уровень воздействия.

Таблица 1

Основные направления психотерапии, их особенности и уровень воздействия

Интересной, в первую очередь для дидактических целей, является классификация, выделяющая различные ориентации психотерапевтов во взгляде на главные факторы формирования патологии и, как следствие, характер взаимодействия между больным и психотерапевтом.

Нозоцентрическая ориентация – подход к лечению болезни как таковой, без учета личности пациента, социальной среды и т. д. Как следствие – авторитарность психотерапевта. Расцвет подобного подхода наблюдался с конца XIX в. до 20-х гг. XX в. На этот период приходится интенсивное развитие классического, директивного гипноза и других суггестивных методов. Психотерапевт – учитель, пациент – «объект для приказов».

Антропоцентрическая ориентация – акцент на изучении структуры личности, ее истории развития и особенностей. Развивается с 20-х гг. XX в. В этот период происходило развитие психоанализа, психодиагностики, методов аутогенной тренировки (J. Shultz), прогрессивной мышечной релаксации (E. Jacobson), методик самовнушения.

Социоцентрическая ориентация – акцент на социальных условиях, социальных связях личности и т. д. При этом подразумевается, что личность во многом определяется и формируется социумом. Следствием этого является необходимость «научить» личность адаптироваться через внешнее (социальное или поведенческое) воздействие. К данному направлению относятся: теория Курта – Левина; поведенческая психотерапия (бихевиоризм); различные теоретические и практические методики научения и т. п.

Следует подчеркнуть, что различные направления и ориентации не противоречат, а дополняют друг друга. Выбор психотерапевтического воздействия зависит, с одной стороны, от личности психотерапевта, с другой, – от особенностей личности пациента и имеющихся у него нарушений.

Перед тем как перейти к описанию трех основных направлений психотерапии, необходимо остановиться на основных механизмах (факторах) лечебного воздействия.

Из книги Групповое лечение [На вершине психотерапии] автора Берн Эрик

РЕЗЮМЕ МЕТОДОВ Как уже отмечалось вначале, в этой книге речь идет только об одном типе терапевтических групп, который наиболее часто встречается в клинической практике, - о группе взрослых, которые размещаются сидя. Это исключает некоторые специальные типы лечения без

Из книги Энциклопедия блефа автора

СРАВНЕНИЕ МЕТОДОВ Хорошо подготовленный терапевт должен быть знаком со всеми четырьмя распространенными подходами и менять свою методику в зависимости от обстоятельств, но в целом будет чаще придерживаться того или иного подхода. В идеале его предпочтение будет

Из книги Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция автора Гарифуллин Рамиль Рамзиевич

3.17.ЭЛЕМЕНТЫ МАНИПУЛЯЦИОННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДАХ ПСИХОТЕРАПИИ. МАНИПУЛЯЦИИ В ГИПНОТЕРАПИИ Известно, что в основе наиболее эффективных способов гипнотизации лежит элемент заблуждения. О привязке в гипнотерапии мы уже говорили выше. Для того, чтобы эта

Из книги Интегративная психотерапия автора

Иллюзионизм в психотерапии или оздоровление заблуждением (манипуляции в психотерапии) "В юности я прочитал рассказ О`Генри "Последний лист" о больной, умирающей девочке, которая смотрела в окно и наблюдала за тем, как с дерева падают листья. Она загадала себе, что умрет

Из книги Педагогика: конспект лекций автора Шарохина Е В

Приблизительно одинаковая эффективность различных методов психотерапии Диапазон психотерапевтических методов очень широк. Какова степень эффективности различных методов? В поисках ответа на этот важнейший вопрос мы обратимся к докладу одного из ведущих

Из книги Серьёзное творческое мышление автора Боно Эдвард де

Интеграция когнитивных методов в систему личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Патогенетическую психотерапию В. Н. Мясищева сближает с когнитивным подходом общая базальная гипотеза, согласно которой не события сами по себе вызывают эмоциональные

Из книги Теории личности автора Хьелл Ларри

ЛЕКЦИЯ № 36. Классификация методов обучения Существует несколько классификаций методов обучения. Наиболее известная из них – классификация И. Я. Лернера и М. Н. Скатнина.Согласно данной классификации по характеру познавательной деятельности методы обучения

Из книги Практика семейной расстановки. Системные решения по Берту Хеллингеру автора Вебер Гунтхард

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ Как правило, любой из описанных в этой книге инструментов можно применить в любой ситуации, требующей нестандартного мышления. Тем не менее бывают случаи, когда для решения творческой задачи ее нужно сформулировать определенным

Из книги Техники точечного массажа: избавление от психологических проблем автора Галло Фред П.

Типы методов оценки Персонологи в процессе сбора информации о людях используют множество разнообразных методов оценки. К ним относятся опросники, методы чернильных пятен, личные документы, процедуры оценки поведения, характеристики, даваемые сверстниками, рассказы о

Из книги Аутотренинг автора Александров Артур Александрович

Из книги Медицинская психология. Полный курс автора Полин А. В.

Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав Леонидович

Классификация медитативных методов Медитативные методы классифицируют в соответствии с природой объекта для сосредоточения.Медитация на мантрах. В этом случае объектом для сосредоточения является «мантра» – слово или фраза, многократно повторяемая, обычно про себя.В

Из книги Путь наименьшего сопротивления автора Фритц Роберт

Ожидаемые результаты воздействия психотерапии, требуемые для любых ее методов Прежде всего у пациента должны появиться и развиваться надежда на положительные изменения, повышаться устойчивость к стрессогенным воздействиям окружающей среды, улучшаться способность

Из книги Психологические технологии управления состоянием человека автора Кузнецова Алла Спартаковна

3.2. Классификация методов Юридическая психология широко использует различные методы юриспруденции и психологии для раскрытия изучаемых ею объективных закономерностей. Эти методы можно классифицировать как по целям, так и по способам исследования.По целям исследования

Из книги автора

Методов много – идей маловато Обучение методикам стало потребностью общества. Придуманы сотни методик похудения, наращивания волос, поднятия жизненного тонуса, построения успешных отношений, избавления от вредных привычек, выработки стиля в одежде, понижения уровня

Из книги автора

1.2. Общая классификация методов оптимизации ФС Организация работы по борьбе со стрессом в условиях повседневной психологической практики может принимать самые разные формы. В публикациях последних лет они чаще всего представлены в виде различных программ

Психотерапия - это использование методов психологического воздействия для лечения больного, для улучшения чувства психологического благополучия клиента.

Традиционные психотерапевтические методы разделяют на рациональную и суггестивную психотерапию.

Рациональная и разъяснительная психотерапия - самые распространенные психотерапевтические методы. Разъяснительная психотерапия проводится, как правило, в форме беседы с больным. Этот метод психотерапии был предложен П. Дюбуа в 1913 году. В отличие от других видов психотерапии, она построена не на внушении, а на логической аргументации. Больному в доступной форме рассказывается о причинах заболевания, с помощью убеждения изменяется его неправильное отношение к возникшему болезненному состоянию и психотравме.

В работе медицинского психолога сходный метод психологической помощи называется личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия. Она направлена на:

1) изучение личности больного, его эмоциональных реакций, отношений, выявление причин возникновения и сохранения невротического состояния;

2) помощь больному в осознании психологических причин заболевания, в изменении отношения к психотравмирующей ситуации;

3) коррекцию неадекватных реакций и форм поведения.

В процессе психотерапевтической беседы пациенту задаются прямые или косвенные вопросы, с больным обсуждается связь его состояний с различными ситуациями жизни, особенностями его системы отношений.

Данный метод психотерапии нередко проводится с группой больных. Главная форма взаимодействия - групповая дискуссия. Обсуждаются жизненные проблемы участников группы. При этом психотерапевтическое воздействие осуществляется группой больных на каждого участника группы под постоянным контролем врача или медицинского психолога. Цель групповой психотерапии состоит логическом убеждении, успокоении, разъяснении. В процессе групповой работы используются также и другие методы психотерапии: разыгрывание ролевых ситуаций, психогимнастика, рисуночные методы и музыкотерапия.

Суггестивная психотерапия - это воздействие на переживания больного путем словесного внушения. Внушение в бодрствующем состоянии тем эффективнее, чем более внушаем больной. Проводится суггестивная психотерапия в полузатемненной комнате. Больной находится в удобной позе сидя или лежа, в расслабленном состоянии, лучше с закрытыми глазами. При этом пациент должен иметь положительный настрой и слушать только психотерапевта.

Среди всех методов лечения нервно-психических заболеваний первой возникла гипнотерапия. Термин "гипноз", означающий в переводе с греческого "сон", был предложен в 1841 году английским хирургом Джеймсом Брэдом. Тем самым состояние гипноза определялось как сноподобное. В 1866 году выходит книга Амвросия Льебо "Сон и подобные ему состояния..." Автор также считает гипноз разновидностью сна - внушенным сном. С конца 70-х годов XIX века известный невропатолог Жан Мартен Шарко начинает изучать влияние гипноза на больных, страдающих истерией.

Внушение в состоянии гипноза значительно эффективнее, так как его действию не мешает "критика" со стороны сознания, которое в гипнотическом сне оказывается в значительной степени выключенным. Торможение, возникающее в большей части коры головного мозга, повышает возбудимость оставшегося незаторможенным пункта, куда и адресуются слова гипнотизера. Действие слов становится особенно эффективным. При этом важно, чтобы пациент не сопротивлялся гипнозу, был пассивен и склонен к подчинению, настроен на мысль о необходимости заснуть. Эффект лечения зависит от внушаемости больного. Практикой доказано, что внушение, проведенное в состоянии гипноза, наиболее действенно и сохраняется на длительное время. Сила внушения при гипнозе достаточно велика, поэтому его могут проводить только специально подготовленные врачи или клинические психологи при соответствующих показаниях и с большой осторожностью.

В качестве вспомогательного средства в лечебном процессе часто используются сеансы релаксации (нервно-мышечного расслабления). Основная задача занятий релаксацией - достижение полного расслабления мышечной и нервной системы, что способствует регуляции эмоционально-вегетативных функций, снижению нервно-психической напряженности и личностной тревожности. Существуют специально разработанные системы тренинга, способствующие более успешной релаксации. Наиболее известны методика прогрессивной мышечной релаксации Джекобсона и методика активной нервно-мышечной релаксации Гирдано и Эверли. Медицинские психологи обучают людей релаксации для того, чтобы они могли успешнее справляться с тревожностью и чрезмерной напряженностью.

Аутогенная тренировка также широко примеряется в психологической практике. Она представляет собой использование человеком приемов самовнушения. Аутогенная тренировка была предложена в законченном виде в 1932 году немецким психотерапевтом И.Г. Шульцем. В нашей стране получила распространение только в 1970-80-е годы. Психотерапевтический эффект аутотренинга связан с самовнушением, проводимым при мышечном расслаблении. Этот метод может использоваться для снятия нервно-психической напряженности, эмоциональной саморегуляции, психологической настройки, для самовнушения определенных мыслей и состояний. Аутогенная тренировка и релаксация считаются наиболее доступными методиками психотерапии.

Психоанализ - широко применяемый в мире метод психотерапии. Однако в России он не получил еще большого распространения. Открыл психоанализ австрийский врач Зигмунд Фрейд. Психоанализом были названы теория психической жизни, а также метод исцеления души, разработанные им. В процессе лечения психоаналитик помогает пациенту проникнуть в скрытые от сознания мысли и переживания. Он пытается снять симптомы пациента, освободив его от ненужных сомнений, неоправданного чувства вины, мучительных самообвинений, ложных суждений и неразумных порывов. Полный курс психоанализа - всегда продолжительный процесс, длящийся обычно не менее одного года при регулярных встречах с психоаналитиком (от трех до шести сеансов в неделю, каждый продолжительностью около часа).

Применяется психоанализ главным образом для лечения неврозов, хотя может использоваться и для решения жизненных проблем нормальных людей. В последние десятилетия психоанализ получил большое распространение. В то же время возникло множество его ответвлений, объединяемых понятием "глубинная психология".

В настоящее время почти все психоаналитики - врачи. Самая большая опасность - это лечить пациента, находящегося на грани психоза, если аналитик не отдает себе отчета в его подлинном состоянии. Аналитик также должен соблюдать осторожность в различении неврозов от некоторых болезней мозга и гормональных расстройств, чтобы не лечить одними только психологическими методами пациентов, нуждающихся в хирургическом лечении или специальных лекарствах. Чтобы избежать подобных ошибок, от психоаналитиков требуется основательная подготовка по медицинской психиатрии. Психоаналитики без медицинского образования решают эту проблему, привлекая консультантов и требуя перед началом лечения тщательного медицинского обследования пациента.

Психоанализ в настоящее время широко признан обществом в Западной Европе и Америке, существуют учебные институты и факультеты в университетах, осуществляющие полноценную по времени профессиональную подготовку психоаналитиков. В течение многих десятилетий существуют Международная Психоаналитическая Ассоциация, а также создаются национальные ассоциации психоаналитиков. Особый авторитет психоанализ приобрел в США и Германии. В Германии, например, психоаналитическая терапия официально признается организациями, обеспечивающими общественное медицинское страхование, и аналитик, таким образом, получает в соответствии с определенной шкалой расценок вознаграждение за свой труд (Томэ, Кэхеле, 1996, с. 12).

В работе с пациентами используются и многие другие методы психотерапии: коллективная и групповая психотерапия, поведенческая, игровая, психодрама, арт-терапия, музыкотерапия, семейная психотерапия, транзактный анализ, гештальттерапия (Рожнов (ред.), 1979; Кар-васарский, 1998). Овладение каждым из этих методов требует специального обучения. Всего в настоящее время насчитывается более 400 самостоятельных методов психотерапии (Карвасарский (общ. ред.), 1998, с.449).

Психотерапевт должен знать психотерапевтические идеи и методы работы, созданные в разных психотерапевтических школах. Основные из них: психоанализ, аналитическая психология К.Г. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера, телесная психология В. Рейха, гештальттерапия Ф. Перлза, бихевиоризм Б. Скиннера, гуманистический подход К. Роджерса, трансперсональная психология С. Грофа и К. Уилбера.

Каждый психотерапевтический подход претендует на эффективность при лечении почти во всех областях психопатологии. Уникальная для системы практического здравоохранения ситуация относительно психотерапии состоит в том, что больной обращается к врачу за помощью, а выбор терапии зависит не от диагноза или других объективных характеристик состояния пациента, а от того, к какой школе психртерапии причисляет себя врач. Поэтому важно, чтобы психотерапевты в своей работе умели опираться на идеи и методы, разработанные в разных психотерапевтических школах, или могли выбирать или комбинировать их самостоятельно.

Рассмотрим, что собой представляют психотерапевтические методы лечения. На основании многих метааналитических исследований можно сделать вывод, что большинство пациентов считают психотерапию успешной. Так метаанализ проведенный швейцарским психологом Клаусом Граве, показал, что около 50% пациентов отмечают улучшение в среднем после восьми сеансов, а три четверти пациентов утверждают, что значительное улучшение стало стойким после шестимесячного курса лечения. Пациенты, которые получали один из видов психотерапии и чувствовали себя по окончании курса лечения лучше, составляли свыше 80% по сравнению с теми пациентами контрольной группы, которые не получали психотерапии. Катамнестические обследования, проведенные через несколько месяцев или даже лет по окончании лечения, показали, что изначальное улучшение, как правило, оказывалось стойким.

Психотерапевтические методы лечения. Факторы, влияющие на эффективность лечения

Многие научные исследования в течение ряда лет сосредоточены на поисках специфических факторов, которые оказывают влияние на успех психотерапии.

Так, например, доктор Джером Франк придерживается мнения, что все пациенты, обращающиеся за психотерапевтической помощью, страдают от деморализации и что все действенные виды психотерапии, независимо от их различий, имеют общие признаки, способные устранить эту деморализацию. Многие ученые считают доказанным, что психотерапевты предлагают пациентам не только объяснение причин беспокоящих их чувств и особенностей поведения, но также проявляют сочувствие, доверие, создают обстановку близости. В зависимости от курса психотерапии разрабатывается конкретный план, который требует от врача и пациента активного сотрудничества. Важно, чтобы психотерапевт и пациент доверяли этому плану, независимо от того, какую форму он примет в дальнейшем. Другие факторы, которые влияют на результаты лечения, это переживание достигнутого успеха, личностные особенности психотерапевта и терапевтические взаимоотношения между психотерапевтом и пациентом.

Ключ к успеху

Все успешные виды психотерапии, вопреки существующим между ними различиям, стремятся превратить беспомощного перед лицом трудностей пациента в личность, которой под силу оценить трудности и бороться с ними. Биологическая обратная связь и тренировки на расслабление помогают пациенту обрести непосредственный контроль над своими соматическими реакциями. Когнитивные виды психотерапии помогают пациенту осознавать вредные и болезненные модели мышления и вырабатывать новые успешные подходы к решению проблем. Психоанализ повышает у анализанда понимание подсознательных процессов и создает возможность держать их под контролем. Методы поведенческой психотерапии преследуют четко очерченные задачи и цели, которые в итоге помогают пациенту преодолеть конкретную проблему, например страх. Групповая терапия ставит участников в положение, дающее возможность распознавать неприемлемые формы общения и испробовать новые, более успешные формы взаимоотношений.

В ряде интересных исследований, проведенных в университете Джона Хопкинса, выяснилось, что у больных, которые относили улучшение своего состояния на счет действия лекарств, это улучшение оказывалось нестойким. В то же время у больных, которые полагали, что позитивные изменения достигнуты их личными усилиями, этот эффект закреплялся надолго. Полученные данные дают основание утверждать, что различие между неудачным и удачным методами лечения можно сравнить со следующей ситуацией: человек стремится попасть в какой-то город, его можно или отвезти туда или научить самостоятельно управлять машиной для того, чтобы он всегда смог сам добраться до нужного ему места. Тот, кто получает инструмент для преодоления жизненных трудностей, имеет больше шансов на длительное восстановление здоровья. Из этих исследований можно также сделать вывод, что было бы полезно, если бы пациенты с тяжелыми формами психических расстройств рассматривали фармакологическое лечение как полезное дополнение к психотерапии.

Психотерапевтические методы лечения. Качества психотерапевта

Как каждый пациент, так и каждый психотерапевт имеет свои личностные особенности. Индивидуальные варианты применяемых психотерапевтом методик и его личность оказывают непосредственное влияние на взаимоотношения между ним и пациентом, а также на терапевтический успех.

Исследования Дэвида Орлински и Кеннета Ховарда показали, что впечатление пациента о его психотерапевте связано с возможностью успеха. Независимо от теоретической осведомленности о психотерапии, пациенты были едины в оценке значения определенных качеств психотерапевта. Так, например, они предпочитали «человечного» психотерапевта, который был участлив, выражался бы просто и не отказывался дать совет. Удовлетворенные пациенты описывали своих психотерапевтов как «доброжелательных», «внимательных», «проявляющих интерес», «относящихся с пониманием», «уважительных».

Психотерапевты, так же как и опрошенные пациенты, обозначили способность к эмпатии как решающее качество психотерапевта. Эмпатия – это умение вникнуть в чувства и мысли другого человека не только интеллектом, но и сердцем, как если бы кто-то сказал «это меня глубоко тронуло» или «тут меня что-то задело за живое». Не удивительно, что психотерапевт во время проведения лечения, которое требует глубокого проникновения в человеческие эмоции, должен быть в состоянии прочувствовать переживания своего пациента.

История следующего случая позволяет с очевидностью показать, как важны человеческие качества психотерапевта для достижения положительных результатов лечения.

Случай с господином Б.

Г-н Б. обратился за помощью к специалисту по поведенческой терапии из-за возникающего страха перед полетами в самолетах. Он аккуратно посещал все психотерапевтические занятия и выполнял «домашние задания». Во время каждого занятия психотерапевт проверяла его успехи и давала следующие задания, требовавшие от пациента больших усилий в борьбе со страхом. Через несколько месяцев он уже был в состоянии решиться предпринять полет в самолете, т.е. осуществить действие, которое повысило бы его самоуважение и принесло пользу по службе. Некоторое время спустя г-на Б. попросили назвать те элементы лечения, которые были для него самыми важными. Удивительно, но он не упомянул ни о каких методах поведенческой терапии, которые применяла его психотерапевт. Больше всего он придавал значение ее дружелюбию и терпению, которые помогли ему продвигаться вперед. Г-н Б. пояснил, что понимание и терпимость психотерапевта к его «самым сумасшедшим» страхам придали ему силы преодолеть свои фобии.

Доктор Лестор Люборски из университета Пенсильвании установил, что пациенты, которые получают наибольшую пользу от лечения, придают решающее значение следующим факторам для достижения положительного результата.

«Почему мне помогло лечение?»

Что было важно для меня

Оценка по шкале от 1 до 4

Научиться понимать основы своего поведения и своих чувств

Установить положительные взаимоотношения с психотерапевтом

Говорить о чувствах, о которых нелегко было говорить

Обрести чувство надежды

Осознать свои чувства и прийти с ними в согласие

Заслужить одобрение психотерапевта

Получить помощь в ориентировке

Получить облегчение от свободы открыто говорить о разном

Говорить о моем чувстве и отношении к психотерапевту

Сделать интенсивнее мою чувственную жизнь

Получить разъяснения психотерапевта о том, что я, по его мнению, должен делать, чтобы мне стало лучше

Факторы, способствующие успеху терапии

Опыт, который обретает пациент благодаря работе с психотерапевтом, и его способность осознать этот опыт;

Стремление психотерапевта понять пациента и найти к нему подход;

Успехи пациента в самопознании;

Способность пациента разрушить конфликтные отношения;

Возрастающая толерантность пациента по отношению к своим мыслям и чувствам;

Мотивация пациента в его стремлении добиться изменений в себе;

Умение психотерапевта предложить ясную, разумную и успешную методику.

Как я могу убедиться, что лечение мне поможет?

Ответ зависит от характера ваших проблем и конкретных целей, которые вы перед собой поставили перед началом лечения. При расстройствах в форме страха и депрессии ваш психотерапевт должен назвать вам очень конкретные шаги, которые следует предпринять, а также сообщить, на какие положительные результаты вы вправе рассчитывать и какова будет продолжительность лечения. Если в течение названного времени вы не отмечаете никакого улучшения, то вам необходимо обсудить это со своим психотерапевтом.

При терапии, которая не нацелена на лечение определенного, диагностируемого психического расстройства, а касается личностных изменений или трудных жизненных коллизий, не существует четких критериев для определения срока, когда поставленная цель может быть достигнута, т.е. как долго должна продолжаться психотерапия. Определение наших представлений о жизненных ценностях и тех направлениях, которые мы избираем в жизни, всегда субъективно. Вы должны будете положиться на собственную оценку: позволило ли вам лечение преодолеть те трудности, которые доставляли вам беспокойство, стали ли вы поступать иначе или чувствовать себя по-другому. Сложилось ли у вас впечатление, что вы приблизились к решению своих проблем, по поводу которых обратились за помощью? Не держите эти вопросы втайне, а попытайтесь ответить на них с помощью вашего психотерапевта.

Психотерапевтические методы лечения. Поможет ли мне продолжение психотерапии?

В зависимости от вашего заболевания и от поставленных целей, лечение может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет, до того времени пока различные виды трудностей не смогут быть преодолены. Как уже упоминалось, известная доля здорового скепсиса в отношении предложенных психотерапевтом изменений в вашем поведении, вполне нормальна. Так же как в творческих процессах, прорыв может произойти после длительного периода застоя. Часто бывает необходимо многократно перерабатывать одну и ту же проблему, пока не будет найдено нужное решение и не предприняты нужные действия. Поэтому очень важно не падать духом слишком рано.

Поговорите со своим психотерапевтом, если у вас появилось чувство, что вы не делаете никаких успехов. Выясните, что он или она думает о продолжении психотерапии и какую дальнейшую пользу она может принести по сравнению с уже достигнутой. Если терапия все еще продолжает оставаться безуспешной, если беседа с психотерапевтом об этой «мертвой точке» ни к чему не приводит, то следует подумать о другом виде лечения или о переходе к другому психотерапевту. Быть может, вы придете к заключению, что на данном отрезке вашей жизни продолжение психотерапии нецелесообразно.

Терапевтические отношения исследования показали, что предпосылки для успешной психотерапии, т.е. установление хороший отношений между пациентом и психотерапевтом, формируются уже во время первых занятий. Так же, как обычно происходит между впервые знакомящимися людьми: либо «проскакивает искра», либо этого не происходит. Нередко можно установить некое сходство между пациентом и психотерапевтом, которые подходят друг другу. Исследователи установили, что схожая социальная принадлежность, возраст, интересы и представления о жизненных ценностях способствуют образованию «терапевтической связки». Этим понятием определяют способность пациента и психотерапевта совместно работать над достижением лечебной цели.

Если отношения поначалу не сложились, то это отнюдь не означает, что дальнейшее продолжение психотерапии окажется безрезультатным. Если лечение помогает пациенту «переработать» первоначальные сомнения и недоверие к психотерапевту, то «терапевтическая связка» устанавливается зачастую на длительное время.

Это особенно характерно для тех случаев, в которых первоначальное недоверие пациента к психотерапевту было следствием негативного жизненного опыта и эмоциональных трудностей. Доктор Аллен Фрэнсис из университета Дюка, напротив,придерживается мнения, что «пациент, который оценивает свои отношения с психотерапевтом во время первых занятий как неудовлетворительные, должен подыскать более подходящего для себя психотерапевта».

Во время первых занятий пациент рассматривает психотерапевта как «специалиста», перед которым стоит задача «излечить» его. Однако успех появляется только тогда, когда у обеих сторон складывается чувство, что они работают совместно для достижения единой цели. В качестве иллюстрации этого положения приводим случай пациентки, длительно пользовавшейся психотерапией.

Случай с госпожой Л.

Г-жа Л, 45-летняя мать троих детей, была направлена к психиатру другим врачом, который не находил медицинских причин ее приступам головокружения, сердцебиения и страхам за свое здоровье. Во время первых бесед она подробно описала свои проблемы со здоровьем и свои опасения. Психотерапевт обратил внимание на то, что на занятия пациентку неизменно сопровождает ее приятельница. Когда психотерапевт спросил ее об этом, г-жа Л. призналась, что боится оставаться одна. Одновременно она выразила желание избавиться от этого страха.

В процессе лечения г-жа Л сообщила, что была «обожествленным младшим ребенком» в большой семье, во главе которой стоял патриархального склада отец, бывший центральной фигурой в ее жизни. Благодаря его физической силе, которую он любил демонстрировать, в семье его называли Геркулесом. Г-жа Л. рассказывала об этом с видимым удовольствием. Только в присутствии отца она чувствовала себя в безопасности. По окончании гимназии она вскоре вышла замуж. Муж, в ее глазах, выполнял ту же роль защитника. Своего психотерапевта она стала рассматривать как нового защитника.

Так как во всей ее предшествующей жизни близкие оценивали ее как существо слабое и беззащитное, то целью ее лечения стало обретение независимости и личной самодостаточности. Пациентка и психотерапевт обсудили ее подсознательное желание оставаться «любимой маленькой дочерью» отца и «любимой пациенткой» психотерапевта.

Постепенно освобождаясь от своих желаний находиться постоянно под «магической» защитой, пациентка отметила, что у нее меняется психическое состояние. Она начала ездить в автобусе без провожатой, стала пробовать различные возможности проявления самостоятельности. Пациентку подбадривало то, что психотерапевт радовался ее успехам. Успешное лечение продолжалось 16 месяцев. Страхи г-жи Л. и ее соматические симптомы давно прошли, к настоящему времени она готова отказаться от психотерапии.

Как удостовериться в успехе лечения моего ребенка?

«Моя дочь-подросток проходит лечение у психотерапевта. Она хорошо к нему относится, но не хочет рассказывать мне, что происходит во время сеансов. Как я могу удостовериться в том, что ее лечение продвигается успешно?»

Улучшилось ли состояние вашей дочери или нет? Если это не так, то научилась ли она, по крайней мере, лучше справляться со своими симптомами? Стала ли она лучше понимать, в чем состоят ее проблемы? Не стесняется ли она позвонить психотерапевту, если чувствует, что нуждается в помощи?

«Я пыталась получить у психотерапевта сведения о моей дочери, но он не хочет ничего сказать».

Психотерапевты связаны строгой клятвой соблюдать медицинскую тайну. Разглашение сведений о пациенте противоречит их профессиональной этике. Поэтому психотерапевт не может сообщить какие-либо сведения о пациенте членам его семьи. Однако врач должен уметь найти формы соблюдения интересов и своего больного, и членов его семьи. Даже когда психотерапевт не может ответить на все вопросы родственников, он должен быть доступен для беседы с ними и отвечать на те вопросы, которые не нарушают личной тайны пациента.

«Я считаю, что в лечении нет должного успеха. Что я могу предпринять?»

В связи с тем что психотерапия не связана с очевидным вредом для здоровья, то вмешательство третьего лица невозможно. Учтите, что изменения происходят очень медленно, что лечение одних расстройств занимает больше времени, чем лечение других. Несмотря на то что у вас может сложиться впечатление, будто лечение протекает без пользы, у пациента могут быть совсем иное ощущение и уверенность, что он на пути к успеху.

Специализированные лечебные приемы

Безусловно, результаты лечения во многом зависят от многих общих факторов, таких, как надежда самого пациента на улучшение, положительная модель сотрудничества пациента и психотерапевта. Однако многочисленные исследования показали, что для получения положительного результата при многих проблемах и расстройствах абсолютно необходимо применение специальных психотерапевтических методик. Тщательная оценка состояния и диагноз, конечно, очень важны при всех видах лечения, но особое значение им придается при тех формах расстройств, при которых применяются специализированные методы психотерапевтической работы.

Так, например, поведенческие методики доказали свою эффективность почти при всех формах нарушений, связанных со страхом, особенно при агорафобии, панических расстройствах, навязчивостях, а также при депрессиях и нарушениях приема пищи.

Специфические психотерапевтические методики, которые включают поддержку пациента и просвещение членов его семьи, оправдали себя при шизофрении.

Если центр тяжести проблем пациента находится в межличностных отношениях и в развитии его способности к социальной адаптации, особенно результативной формой лечения может оказаться групповая терапия. Опыт групповой терапии предоставляет пациенту защищенные и контролируемые рамки общения, внутри которых участники группы могут приобрести новые формы поведения в общении. Успехи, достигнутые в рамках группы, могут открыть путь к положительным и теплым взаимоотношениям вне группы.

Когда психотерапия не помогает

Несмотря на то что большинство пациентов получают пользу от лечения, у некоторых улучшение не наступает, а в незначительном числе случаев даже отмечается ухудшение.

В процессе психотерапии может произойти возврат тех симптомов, по поводу которых пациент обратился к психотерапевту. Могут появиться и новые осложнения. Когда пациент начинает прорабатывать свои проблемы, нередко происходит ухудшение его психического состояния.

Возврат болезненных симптомов может быть и свидетельством того, что лечение продвигается, и в конечном счете, когда пациенту, наконец, удастся взять свои проблемы под контроль, можно рассчитывать на успех. Однако упорная отрицательная установка (например, низкий уровень самоуважения, выраженные страхи и враждебность, саморазрушительные виды поведения или суицидальные мысли у пациента, который ранее не находился в группе риска), могла бы стать признаком того, что психотерапевтическое лечение бесполезно и что его следует подвергнуть критической переоценке. При таких обстоятельствах полезнее консультация другого психотерапевта.

В психотерапии может произойти застой, если пациент все больше интеллектуализирует свои проблемы, т.е. прорабатывает их только в мыслях, но не вносит в свою жизнь никаких реальных перемен и парадоксальным образом использует свои новые познания в области психологии для того, чтобы уклоняться от существующих конкретных трудностей. Некоторые пациенты начинают рассматривать психотерапию как самоцель и формируют свой образ жизни на потребу психотерапии. Задача психотерапевта состоит в том, чтобы помочь пациенту преодолеть сопротивление и блокаду. Иногда психотерапевты безуспешно пытаются понять, почему пациенты сами саботируют свое лечение и не продвигаются в сторону ожидаемых успехов. Так, например, пациент может испытывать удовлетворение от своих взаимоотношений с психотерапевтом, вместо того чтобы стремиться под руководством психотерапевта решать свои задачи, заводить новые знакомства и развивать приятельские отношения.

Должна ли я перейти к другому психотерапевту, если чувствую, что не делаю никаких успехов?

На этот вопрос нет простого ответа. Наилучшим способом порой бывает консультация другого психотерапевта, чья роль будет состоять в том, чтобы помочь вам обдумать проблемы, возникшие у вас в процессе той терапии, которую вы получаете в настоящее время. Очень важно обдумать, не возникнут ли у вас те же проблемы с любым новым психотерапевтом, потому что эти проблемы зависят от ваших личных установок и от ваших «механизмов» сопротивления. С другой стороны, вы должны уяснить себе, поладите ли вы с другим психотерапевтом лучше, чем с прежним.

Так же как в случаях соматических осложнений, всегда полезно выслушать точку зрения другого врача, который подтвердит пользу получаемого вами лечения или предложит обдумать альтернативное решение.

Бывают случаи, когда психотерапевты не ставят перед пациентом конкретные цели. Они приступают к лечению так, словно не ограничены сроками и работают с пациентами над столь расплывчатыми перспективами, которые вообще могут оказаться недостижимыми.

Другая проблема может заключаться в том, что у психотерапевта и пациента разные представления о масштабах времени и сроках. В качестве примера приведем следующий случай.

Случай с госпожой Р.

Г-жа Р., молодая служащая сберегательной кассы, была проконсультирована женщиной-психотерапевтом после того, как получила на работе предложение занять должность, требовавшую ее переезда в другой город. Она была не готова принять важное для карьеры решение и чувствовала себя будто парализованной и объятой страхом.

Во время первых занятий психотерапевт побуждала г-жу Р. рассказать ей откровенно обо всех ее трудностях. Пациентка часто чувствовала себя беспомощной и не могла понять, о чем ей следует рассказывать врачу. Когда психотерапевт не отвечала ей на ее прямые вопросы, г-жа Р. чувствовала себя разбитой и неправильно понятой. У нее возникло чувство, что она не приближается к решению, которое должна была принять и считала для себя очень важным.

После четырехнедельного лечения г-жи Р. у ее матери случился легкий криз. Г-жа Р. отказалась от очередного занятия и оставила на автоответчике психотерапевта сообщение, что она очень обеспокоена состоянием здоровья матери. Когда г-жа Р. пришла на следующее занятие, психотерапевт не спросила ее о состоянии здоровья ее матери, а сидела молча в ожидании высказываний пациентки. По окончании занятия г-жа Р. ушла, испытывая замешательство, обиду и гнев. В тот же вечер она позвонила психотерапевту и отказалась от дальнейших занятий с ней.

Когда позднее ее спрашивали, почему она прервала лечение, г-жа Р. объясняла, что психотерапевт была ей не очень симпатична, но она надеялась, что со временем ее отношение к психотерапевту сможет измениться. У нее было чувство, что она с самого начала не получила необходимой ей помощи в том, как ориентироваться в сложившейся ситуации, не получила никакой рекомендации, если учесть, под каким давлением она находилась и в какие сжатые сроки должна была принять решение. Тот факт, что ее психотерапевт не сочла необходимым спросить ее о состоянии матери, г-жа Р. оценила так: «Даже чужой человек отнесся бы сердечнее. Я не чувствовала никакого участия и понимания с ее стороны. После этого эпизода у меня пропало желание доверять ей свои проблемы».

Так как приближался срок, когда она должна была принять решение, г-жа Р. обратилась к другой женщине-психотерапевту. Новый врач, встретившая ее приветливой улыбкой, понравилась сразу. С первых же фраз г-жа Р. почувствовала, что ее понимают. Выслушав ее, психотерапевт сказала: «Нам придется за короткое время проделать большую работу». Эта врач, правда, также побуждала г-жу Р. высказывать все, что ей придет на ум, но по ходу рассказа она вставляла свои реплики, пояснения и комментарии и помогала пациентке структурировать ее образ жизни в промежутках между занятиями. В конце каждого занятия у г-жи Р. было чувство, что она узнала что-то новое о себе.

Через месяц лечения она уже чувствовала себя более раскованной и была способна признать, что сделанное ей предложение потребует от нее большей зрелости, способности принять ответственное решение уехать от родителей. Несмотря на опасения, она решила принять предложение и переехать на новое место. При этом у нее было чувство, что она приняла правильное решение. Как только она обжилась в новом окружении и освоилась со своим новым положением, она решила возобновить лечение, чтобы разобраться и в других вопросах, которые не могли быть затронуты из-за краткости первого курса лечения.

Психотерапия и физическое здоровье

Многие исследования показали, что психотерапевтические методы снижают количество обращений пациентов в медицинские учреждения общего профиля. В одном метааналитическом исследовании группа ученых под руководством д-ра Эмили Мамфорд установила, что психотерапевтическое лечение на одну треть снижает количество обращений в лечебно-профилактические учреждения. Наиболее впечатляющим было снижение обращений за дорогостоящими видами помощи, в частности по поводу госпитализации. Эмили Мамфорд и ее сотрудники в статье, напечатанной в 1984 г. в журнале «American Journal of Psychiatry», писали: «Подобные данные свидетельствуют о неразрывной связи души и тела. Возможно, что психотерапевтическое лечение улучшает способность пациентов оставаться настолько здоровыми, что у них отпадает необходимость прибегать к госпитализации по поводу соматических жалоб».

В одном исследовании женщин, страдавших метастатическим раком груди, доктор Дэвид Шпигель установил, что благодаря групповой поддерживающей терапии эти больные смогли жить дольше. Женщины контрольной группы, получавшие обычное противораковое лечение, были отобраны по случайной выборке. Исследуемая группа получала еженедельно поддерживающую групповую психотерапию.

«В этой группе пациентки говорили о своем страхе смерти, о своих возможностях как можно полнее организовать жизнь, оставшуюся в их распоряжении, о стремлении улучшить отношения с родственниками, а также между врачом и пациенткой, о неизбежных потерях среди членов группы. Они вырабатывали яркое чувство взаимной поддержки», – писал Шпигель в 1994 г. в журнале «Поведенческая терапия».

Шпигель и его коллеги утверждают, что психотерапия уже в самом начале лечения повышает качество жизни пациентов. Но исследователи никогда не предполагали, что психотерапия будет способствовать фактическому продлению жизни. Когда группа Шпигеля проводила катамнестические обследования больных раком женщин, то оказалось, что продолжительность жизни пациенток, получавших групповую терапию, оказалась вдвое больше, чем у пациенток контрольной группы. Это дает основания утверждать, что психотерапия является эффективным вспомогательным методом медицинского лечения рака и может быть полезной при лечении других тяжелых заболеваний.