Нарушение осанки у детей школьного возраста лечение. О некоторых искривлениях осанки у ребенка

Сегодня даже дети ведут малоподвижный образ жизни. Это способствует возникновению заболеваний опорно-двигательного аппарата. Нарушение осанки у детей дошкольного возраста также не редкость. Причины кроются не только во врожденных аномалиях. Большинство родителей не обращают внимания на то, как их ребенок держит спину.

Искривление позвоночника приводит к тому, что дети становятся сутулыми, у них появляются боли в спине, мигрени, развивается астеновегетативный синдромом. Искривление позвоночника встречается у 15-17% дошкольников. Поэтому родители должны знать, как предупредить деформацию спины у ребенка и как лечить патологию, если она уже сформировалась.

Почему портится осанка?

Изменение осанки у ребенка – это смещение позвонков, вызванное структурными, функциональными сбоями в работе скелетно-мышечной системы.

Причины возникновения подобных патологий у детей делят на врожденные и приобретенные.

Врожденные причины обусловлены внутриутробными сбоями в развитии позвоночника (появление лишних позвонков, их клиновидное деформирование), миотоническим синдромом, системными патологиями соединительной ткани. Заболевания спины могут появляться при родах, когда травмы приводят к кривошее или подвывиху шейных позвонков.

В 90% случаев вследствие приобретенных нарушений. Факторы, провоцирующие изменение осанки:

Приобретенное искривление позвоночника у дошкольников может возникать на фоне плоскостопия, рахита, полиомиелита, вальгусной деформации стопы, остеомиелита, травм позвоночного столба или туберкулеза. Часто неправильное положение корпуса принимают дети, которые страдают от заболеваний зрительной системы, слухового аппарата. Изменению естественного положению тела способствует лишний вес, дефицит питательных веществ, отсутствие режима, соматическое недомогание, недостаточность физического развития.

Видео

Зарядка для правильной осанки

Как распознать нарушения осанки — основные симптомы

Первый признак изменения осанки – внешний вид ребенка. Это проявляется выпячиванием некоторых частей тела, включая живот, сутулостью, опущением плеч, уплощением ягодиц, круловидностью лопаток.

Характеризуется асимметрией тела. При этом малыш постоянно наклоняет голову в сторону, а его плечи, соски находятся на неодинаковой высоте. На проблемы с позвоночником указывает недоразвитость мускулатуры скелета, слабость мышц.

Кифоз и лордоз проявляется выпиранием живота, наклоном плеч, головы вперед, сильным разгибанием ног в коленях. При плоской спине отвисают брюшные мышцы, грудь выпячивается вперед, лопатки становятся крыловидными, а наклон таза уменьшается. Когда позвоночник плоско-вогнутый, сужается грудная клетка, а ягодицы и живот выходят вперед.

Нарушения осанки у детей способствуют возникновению косвенных признаков, обусловленных сбоями в работе органов и систем:


Диагностика нарушений осанки

Проводить осмотр ребенка при дегенеративно-дистрофических патологиях спины должен ортопед или вертебролог. Полное исследование детского организма подразумевает использование инструментальных и клинических методик.

Изначально нарушение осанки у детей дошкольного и школьного возраста определяется посредством визуального осмотра. Врач изучает положение тела сбоку, сзади, спереди. На искривление позвоночного столба указывают следующие симптомы:

Чтобы удостовериться в наличии нарушений, врач измеряет расстояние между основными параметрами: шейные позвонки – нижний угол лопаток, длина конечностей. При необходимости доктор рассчитывает плечевой индекс.

Информативным диагностическим мероприятием при искривлении осанки у дошкольников считается тест Адамса, при котором ребенок наклоняет туловище вперед. Исследование позволяет определить присутствие ротационного компонента, указывающего на сколиотический синдром, и проверить состояние позвоночных изгибов.

Точным способом обнаружения дистрофических и деструктивных процессов в спине у детей считается инструментальная диагностика – МРТ, КТ либо рентген позвоночника.

Как исправить осанку ребенку?

Лечение нарушения осанки у детей школьного и дошкольного возраста должно быть комплексным. Медицинские мероприятия подразумевают применение мануальной терапии, ЛФК, ношение корректирующего корсета, массаж, плавание.

В домашних условиях формирование красивой и правильной осанки у детей дошкольного возраста осуществляется родителями.

Им необходимо постоянно контролировать ребенка во время сидения, хождения и ежедневно заниматься с ним спортом.

Корректирующий корсет

Эффективный метод коррекции или исправления осанки у маленьких детей – ношение специального приспособления. Лечебный корсет – это ортопедическое устройство выравнивающее позвоночник, используемое для терапии и профилактики заболеваний спины.

Ношение приспособления назначается в возрасте 6-13 лет. С помощью корректора можно устранить видимые патологические искривления позвонков, предупредить рецидив заболевания.

Корсет подбирается по врачебным показаниям индивидуально для каждого ребенка. Корректирующее устройство показано при:

  • кифосколиозе;
  • вертебральных расстройствах легкой степени;
  • сколиозе;
  • радикулопатии;
  • лордозе;
  • сутулости.

Чтобы исправление осанки у детей с помощью корректирующего корсета принесло быстрый лечебный эффект, ношение устройства нужно совмещать с плаванием, массажем, занятиями спортом.

Лечебная физкультура

Нарушение осанки у детей подразумевает обязательное выполнение специальных упражнений. Лечебная физкультура укрепляет мышцы спины, предупреждает дальнейшее прогрессирование дегенеративно-дистрофических процессов, способствует правильному формированию скелета.

Для выравнивания осанки у ребенка занятия лечебной гимнастикой должны проводиться систематически. Предпочтение отдается упражнениям, разрабатывающим грудную клетку, брюшной пресс, сближающим лопатки, укрепляющим продольные мышцы спины. Поэтому положения во время выполнения ЛФК могут быть различными: лежа на животе, спине, стоя, сидя.

При деформации и искривлении осанки у детей, склонных к сутулости, округлению спины особенно полезно интенсивное прогибание тела с акцентом на грудную клетку. При синдроме крыловидных лопаток, смещенных вперед плечах необходимо ежедневно делать круговые вращения руками назад. Не менее полезно сгибать конечности к плечам, отводить их назад и прижимать к затылку.

Лечебная физкультура и гимнастика при свисающих плечах базируется на следующих упражнениях:


При формирующемся лордозе полезно лежа на спине попеременно поднимать прямые ноги кверху, делать упражнение «велосипед», перекатываться на спине. Для укрепления мышц ягодиц следует сгибать ноги в тазобедренном суставе.

Для повышения лечебной эффективности физической культуры, во время занятий рекомендовано использовать гимнастические снаряды – палка, легкие гантели, мяч. Не менее полезны упражнения на равновесие.

Мануальная терапия и массаж

Мануальная терапия назначается, если имеется смещение позвонков и боль в спине. При искривлении осанки терапевт сочетает легкую технику воздействия с ЛФК.

Во время лечения не выполняются силовые и ударные приемы. В процессе сеанса специалист задействует не больше двух позвонков. Процедура проводится 1-2 раза в неделю.

Чтобы укрепить мышцы, поддерживающие осанку, после прохождения курса мануального лечения рекомендуется электростимуляция мышц, гимнастика и массаж.

Последний эффективно устраняет сутулость у детей.

Если массаж ребенку делает специалист, то уже после проведения нескольких процедур будет заметен положительный результат:

Спорт

Приобретенное искривление осанки у ребенка возможно устранить, если у него будет присутствовать ежедневная двигательная активность. Лечебный комплекс упражнений и спорт являются наиболее эффективными способами коррекции осанки.

Лучшие виды физической активности и их преимущества для детей описаны ниже в таблице:

Вид спорта Лечебное действие
Гимнастика Активизация кровообращения, развитие и укрепление структур позвоночника, корректирование деформированных участков спины
Плавание Разгрузка позвоночника, укрепление и тонизация мышечного корсета, улучшение двигательной координации, формирование подходящих условий для развития позвоночника
Конный спорт Тренировка равновесия, устранение мышечных спазмов, укрепление всех мускулов спины, нормализация обменных процессов в межпозвоночных дисках, стимуляция кровообращения
Танцы Развитие координации движений, исправление осанки, формирование правильной походки, поддержка мышц в тонусе
Йога Выравнивание позвоночника, укрепление и растяжение мышечного корсета скелета, устранение застойных явлений

Последствия плохой осанки

Сутулость у ребенка, влекущая за собой искривление осанки, приводит к развитию ряда осложнений. При заболеваниях позвоночного столба происходит сдавливание, опущение органов и нарушение работы жизненно важных систем организма.

Изменение осанки приводит к уменьшению объема легких, сбою в кровообращении, кислородному голоданию. Поэтому малыш постоянно чувствует себя уставшим, у него ухудшается память, появляется одышка, частые головные боли.

Прогрессирование патологий локомоторной системы у детей дошкольного возраста приводит к остановке или замедлению физического развития. Также не лечение детского сколиоза, кифоза либо лордоза может закончиться инвалидностью.

Профилактика

С целью предупреждения возникновения изменения осанки у дошкольников родителям стоит усвоить несколько важных правил. Детей грудного возраста нельзя постоянно укладывать или усаживать на мягкие перины или подушки. Лучше с раннего возраста приучать маленького человечка спать на жестком ортопедическом матраце.

Не стоит упорно учить малыша сидеть или ходить, если его тело еще не подготовлено к этому. Новорожденных детей нужно периодически укладывать на живот во время бодрствования. Также нельзя водить или держать малыша только за одну руку.

Профилактика нарушения осанки у детей подразумевает выполнение ряда других правил:


Чтобы сформировать красивую осанку, дошкольникам следует регулярно заниматься физкультурой.

Особенно полезно висеть на подвесной лестнице или шведской стенке.

Почему у детей появляется сутулость? Как бороться с неправильной осанкой, и что делать, чтобы ее избежать?

Правильная осанка — залог здорового развития любого ребенка. Нарушения осанки могут привести к самым серьезным осложнениям и заболеваниям. Порой такие нарушения становятся причиной быстрой переутомляемости и депрессивного настроения у малыша.

Что может спровоцировать такие изменения у ребенка? Какие последствия неправильной осанки? Что делать, чтобы не допустить или устранить неправильную осанку? На все эти вопросы попытается ответить данная статья.

Причины нарушения осанки у детей. Что делать, если у ребенка сутулость?

Существует ряд факторов, влияющих на установку неправильной осанки у ребенка. Они делятся на врожденные и приобретенные. К врожденным причинам относятся:

  • дисплазия
  • кривошея
  • проблемы с формированием позвоночника
  • родовая травма

Приобретенные нарушения осанки происходят из-за:

  • недоразвитие мускулатуры
  • отсутствие физических упражнений
  • последствия рахита
  • неправильный режим и распорядок дня
  • рабочее место для учебы не соответствует росту малыша
  • недостаточное освещение рабочего места
  • ношение учебной сумки в одной и той же руке
  • ношение неудобной одежды (слишком тугой пояс или узкая рубашка)

Как только родственники, учителя или сами родители заметили у ребенка признаки сутулости, им нужно сразу же обратиться за помощью к доктору. Такими заболеваниями занимается ортопед. Только квалифицированный врач сможет назначить адекватное лечение.

Как определить нарушения осанки у ребенка?



Первыми предвестниками того, что у малыша есть проблемы с осанкой станут следующие его жалобы и наблюдения родителей:

  1. Ребенок выглядит постоянно уставшим и вялым
  2. Его не интересуют активные игры
  3. У малыша постоянные жалобы на боли в спине, шее или голове
  4. Продолжительные прогулки выматывают его, и у него болят ноги
  5. При сидении на стуле ребенок опирается руками на его сидушку
  6. Карапузу тяжело долго находится в одной позе
  7. При движениях у детей после двух лет слышен отчетливый хруст

Все эти наблюдения должны насторожить родителей и подтолкнуть их к проведению диагностики осанки их малыша.

Диагностика нарушения осанки у детей



Для того чтобы самостоятельно выявить у ребенка проблемы с осанкой, необходимо попросить его раздеться до трусов и встать ровно (ноги на ширине плеч). Теперь нужно произвести осмотр его тела со всех сторон. Правильная осанка характеризуется следующими проявлениями:
Спереди:

  • голова находится в вертикальном положении, подбородок чуть приподнят
  • линия плеч должна быть ровно горизонтальной
  • углы, образовавшиеся между линией плеч и линией шеи с обеих сторон должны быть равными
  • грудная клетка не должна ни западать, ни выпячиваться
  • если провести условную линию посреди тела ребенка, то пупок обязан находиться на ней
  • лопатки должны находиться на одинаковой дистанции от позвоночника, а их углы
  • проходить по горизонтальной линии
  • горизонтальная линия также должна наблюдаться между ягодичными складками и подколенными ямками
  • грудина должна быть немного приподнята, а живот — наоборот втянут
  • ноги должны быть выпрямлены
  • позвоночник должны иметь плавные небольшие изгибы
  • наклон таза должен составлять около тридцати пяти градусов у мальчиков и пятидесяти пяти — у девочек

Какие-либо несущественные отклонения могут быть естественными и спровоцированными усталостью. Однако визит к доктору даже в этом случае лучше не игнорировать. Если же большая часть показателей не отвечает норме, родителям ребенка нужно срочно принимать меры.

Виды нарушения осанки у детей дошкольного возраста



  1. Лордоз шейного отдела является изгибом шейного отдела позвоночника вперед
  2. Кифотическая осанка характеризуется сутулостью и округлением спины
  3. Плоская спина выделяется отсутствием физиологических изгибов позвоночника (позвоночник прямой) и выпячиванием сзади лопаток
  4. Сутулость
  5. Сколиоз — искривление позвоночника

Нарушения осанки у детей младшего школьного возраста



Основной причиной появления у детей младшего школьного возраста неправильной осанки считается снижение уровня подвижности ребенка. Начав ходить в школу, малыш вынужден большую часть своего времени сидеть на одном месте в одной и той же позе. Активность при этом падает почти на пятьдесят процентов. А если учесть огромное пристрастие современной молодежи и маленьких детей к компьютеру и телевизору, то тут можно насчитать все восемьдесят процентов.

В первые годы учебы у ребенка также меняется его распорядок дня, режим употребления пищи и отдыха. Потому немаловажным является организация сбалансированного питания, нагрузок и передышек.

Все эти перемены влекут за собой снижение развития мышц спины и грудной клетки, что неумолимо приводит к тем или иным нарушениям детской осанки. Проблем с осанкой можно избежать лишь дополнительными занятиями спортом, регулярной зарядкой и проведением всего свободного времени на свежем воздухе в движении. Эта задача стоит в первую очередь ни перед учителями, ни перед тренерами и воспитателями, а перед родителями ребенка.

Массаж при нарушении осанки у детей



Такая терапия, как массаж, может применяться при неправильной осанке в комплексе со специальной гимнастикой и другими правилами поведения ребенка и его родителей. Применение массажа может иметь два направления:

  1. Общий массаж спины и живота
  2. Массаж отдельных частей тела и групп мышц, отвечающих за изменение осанки

Массаж, как известно, является очень полезной манипуляцией. Он улучшает кровоток и лимфоток, помогает мышцам окрепнуть благодаря повышению их тонуса во время движений массажиста.

Однако стоит знать, что массаж может и навредить. Постановкой диагноза и определением вида лечебного массажа должен заниматься лишь врач. Также немаловажным является квалификация массажиста. С целью выполнения массажа стоит обращаться лишь к проверенным специалистам.

Комплекс упражнений при нарушении осанки у детей



Лечебно-профилактическая физкультура при борьбе с неправильной осанкой у детей — это самое главное и действенное средство. Выполнять такую гимнастику можно дома в любую свободную минуту. Вот перечень самых элементарных упражнений при нарушении осанки у детей:

  1. Ходьба на месте около пятнадцати минут с ровной спиной
  2. Ходьба на носочках с руками на поясе около десяти секунд
  3. Ходьба с высоко поднятыми коленями и руками на поясе десять секунд
  4. Десять приседаний с ровной спиной и вытянутыми вперед руками
  5. Поочередное напряжение и расслабление всех мышц тела в позиции «стоя» с ровной спиной
  6. Сведение и разведение лопаток в сидячем положении десять раз
  7. Вытягивание вперед рук с гантельками в положении сидя с ровной спиной и фиксация их на пять секунд
  8. Поднятие и фиксация в поднятом положении поочередно ног на пять секунд в позиции «лежа» на спине. Десять повторений
  9. Поднятие головы из позиции «лежа» на спине в позе «солдатика» (руки и ноги вытянуты вдоль туловища)

Консультация для родителей детей с нарушением осанки



Лучшим способом избежать нарушения осанки является его профилактика. Родителям стоит исключить все вышеперечисленные факторы, способствующие появлению приобретенной неправильной осанки. Другими словами им необходимо:

  1. Обеспечить малышу полноценное полезное питание
  2. Приобщить его к занятиям спортом и активным играм
  3. Организовать рабочее место малыша таким образом, чтобы оно подходило под его рост (когда он сидит за столом, ступни должны полностью стоять на полу, локти удобно лежать на столе, ноги сгибаться в коленях под углом девяносто градусов, а спина быть ровной)
  4. Обеспечить хорошее освещение рабочего места ребенку
  5. Желательно, чтобы малыш спал на твердом матрасе, на спине с невысокой подушкой
  6. Следить за тем, чтобы нагрузка на руки ребенка была равномерно распределена (портфель носить в разных руках поочередно, не тянуть его утром в школу или в сад за одну и ту же руку)
  7. Тщательно следить за осанкой и походкой

В случае же, когда нарушение уже произошло, родителям стоит запастись терпением и строго соблюдать рекомендации врача. Ведь процесс исправления неправильной осанки — очень длительное и ответственное дело.

Последствия нарушения осанки у ребенка. Связь нарушений осанки у детей с остеопенией



Нарушения осанки у детей могут спровоцировать самые разнообразные и очень тяжелые последствия:

  • нарушение расположения внутренних органов, ведущее к частым заболеваниям этих органов
  • регулярные микротравмы позвоночника
  • сокращение объема легких и одышка
  • ухудшение памяти, постоянные головные боли и боли в спине из-за нарушение кровотока

Еще одним довольно сложным последствием нарушением осанки у детей может стать остеопения. Это заболевание характеризуется ослаблением костной структуры. Как правило, остеопения наблюдается у людей пожилого возраста. Однако некоторые ученые утверждают, что причиной появления остеопении в более раннем возрасте может стать банальная неправильная осанка. Нарушение обмена веществ и неполноценное усвоение кальция, вызванные смещением и защемлением некоторых внутренних органов, провоцируют ломкость костных тканей.

Причины нарушения осанки у детей школьного и дошкольного возраста: советы и отзывы



Доктора советуют родителям следить за своим ребенком с самого рождения и стараться создавать ему такие условия, при которых возможность приобрести неправильную осанку была бы абсолютно исключена. Ведь всегда легче болезнь предупредить, нежели с ней бороться.

Активный здоровый образ жизни, правильно подобранные одежда и мебель для малыша, а также постоянный родительский контроль обеспечат ему хорошую осанку и развитие.

Видео: Причины появления неправильной осанки у детей

Виды нарушения осанки представляют собой симптомы, которые могут характеризовать группу заболеваний, проявление которых заключается в искривлении позвоночника. В здоровом виде позвоночник имеет несколько изгибов, которые проводят амортизацию при ходьбе или прыжках.


При нарушении осанки можно наблюдать отклонение изгиба от установленных норм, при этом отмечается определенное положение таза, нижних конечностей и самого позвоночника относительно них.

Виды нарушения осанки у детей

Искривление классифицируется по отклонению расположения позвоночника в той или иной плоскости.

При этом:

  1. Лордоз – прогибание осанки вперед. Часто встречается шейный и поясничный лордоз. При сильном проявлении проблему считают патологией.
  2. Кифоз – изгиб позвоночника к задней части. Встречается в грудном отделе. Небольшое отклонение наблюдается у многих людей.
  3. Сколиозом называют отклонение позвоночника в левую или правую часть. В особых случаях проблема выражена образованием S-образного сколиоза.

Вышеприведенные проблемы могут развиться у детей. Также проводится следующая классификация искривления:

  1. Сутулость – сильное углубление грудного кифоза. Крыловидные лопатки и согнутая голова являются основными признаками проблемы.
  2. Круглая спина – разновидность сутулости, которая развивается у детей уже в более старшем возрасте из-за того, что не проводилось лечение.
  3. Плоская спина – развивается в случае, когда все физиологические изгибы уплощаются. Проблема связана с тем, что организм теряет естественный амортизатор.
  4. Сколиотическая осанка – нарушение нормального положения позвоночника во фронтальном положении. Характерной чертой можно назвать искривление в одну из сторон.

Вышеприведенные виды нарушения осанки у могут наблюдаться детей.

К чему приводят нарушения

Неправильная осанка становится причиной:

  1. Неравномерного распределения нагрузки, что приводит к развитию различных заболеваний внутренних органов.
  2. Сложно удерживать равновесие во время бега, игры, занятий спортом.
  3. Происходит разрушение суставов, так как максимальная амплитуда существенно уменьшается.
  4. Становится причиной развития комплексов, так как окружающие люди обращают внимание на подобную проблему.
  5. Влияет на формирование замкнутого характера.

С каждым годом, если не уделить проблеме должного внимания, она будет развиваться все больше.

Полезное видео по теме

Посмотрите видео про виды нарушений осанки, причины и профилактику этой патологии:


Профилактические меры предупреждения

Профилактика осуществляется следующим образом:

  1. Использование жесткого матраса.
  2. Тщательный выбор обуви и ее коррекция при необходимости. Лечение плоскостопия при его наличии.
  3. Создание правильного режима дня, его соблюдение.
  4. Выполнение упражнений по утрам, занятия спортом, ведение активного образа жизни.
  5. Отказ от привычек, которые приводят к нарушению. Примером можно назвать неправильную позу за столом или привычку стоять на одной ноге.
  6. Занятие плаванием.
  7. Правильный подбор рюкзака, сумки или портфеля.

Вышеприведенные меры позволяют снизить риск развития проблемы, связанной с искривлением осанки.

Министерство образования и науки Украины

ЛНУ имени Тараса Шевченко

Старобельский факультет

Реферат

«Осанка. Типы нарушения осанки у детей и подростков. Профилактика нарушений осанки у детей и подростков»

Выполнила:

студентка 4 курсу

специальности

«Здоровье человека»

Домбровская Людмила

Старобельск 2011

Введение.

Осанка. Нарушения осанки у детей.

Профилактика нарушений осанки у детей.

Список использованных источников.


Введение.

Нарушения осанки являются одним из наиболее распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Возникшие заболевания такого рода создают благоприятные условия для возникновения ряда других функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве, а так же впоследствии оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых. По некоторым данным, число детей с нарушениями осанки достигает 30 - 60 %.

Осанка - это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Она отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья. В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его. Осанка обусловлена как наследственностью, так и влиянием различных внешних факторов. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима.

В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. Ответственность за правильное формирование осанки ребенка полностью лежит на взрослых, в том числе на работниках сферы здравоохранения и образования, а также родителях.

Таким образом, разработка вопросов, касающихся профилактики возникновения нарушений осанки и оздоровления детей, уже имеющих подобные нарушения, является актуальной.

Цель курсовой работы: Изучить особенности физического состояния детей с нарушениями осанки.

1. Изучить учебно–методическую и научную литературу по теме курсовой работы.

2. Изучить особенности физического состояния характеристики детей с нарушениями осанки.

3. Определить соответствие этих характеристик возрастным нормам.


Осанка. Типы нарушения осанки у детей.

Особенностью позвоночника новорожденного является то, что он лишен физиологических изгибов. Шейный изгиб у детей начинает возникать сразу после начала держания головы. Грудной изгиб (кифоз) устанавливается предварительно после 6-7 месяцев жизни, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть, а окончательно он закрепляется только в 6-7 лет. Поясничный лордоз становится заметным после 9-12 месяцев, а окончательно формируется в школьные годы. В течение всего детского возраста фиксация позвоночника несовершенна, и под влиянием недостаточного мышечного развития, неадекватной позы, не соответствующей росту ребенка мебели, очень легко возникают изменения формы позвоночного столба (сколиозы и патологические осанки)

Основные составляющие позвоночника анатомически - это позвонки. Их 32 или 34: 7 - шейные, 12 - грудные, 5 - поясничных, 5 - крестцовых и от 3-5 - копчиковых. Величина и формы позвонков различны, все они имеют тело и дугу, между которыми находится позвоночное отверстие. Позвонки следуют по очереди друг за другом: в районе крестца и поясницы более крупные, а чем вые - тем они меньше. Позвоночные отверстия образуют спинномозговой канал, через который проложен спинной мозг, нервные окончания которого передают информацию головному мозгу, получая от него ответные команды. Через отверстия в поперечных отростках шейных позвонков проходит позвоночная артерия. Пространства между остистыми отростками позвонков заняты связками и мышцами.

Суставные отростки, соединяясь друг с другом, образуют суставы. Также суставные отростки принимают участие в формировании межпозвоночных отверстий, через которые проходит нервно-сосудистая система позвоночника.

Работу позвоночного столба обеспечивает еще и расположенные между позвонками межпозвоночные хрящи, которые называют дисками. Они состоят из ядра и фиброзного, т.е. волокнистого кольца, окружающего ядро. Ядро имеет вид двояковыпуклой линзы и состоит из студенистого вещества. Межпозвонковые диски не имеют сосудов, поэтому поступление питательных веществ к ним и выведение продуктов обмена происходит через тела позвонков посредством диффузии, т.е. проникновение частиц одного вещества в другое при их соприкосновении. Благодаря своей эластичности ядро - замечательный амортизатор. Если поднять что-то тяжелое, агрессивная сила сдавливает позвонки. Студенистое ядро уплощается, теряя некоторое количество жидкости, при опускании груза - давление на диск становится умереннее, силы всасывания начинают преобладать над силами сжатия, и диск снова активно накапливает воду.

Фиброзное кольцо, окружая ядро межпозвоночного диска состоит из плотных пучков соединительной ткани, переплетающихся в разных направлениях. Эти продольные, вертикальные, косые и спиральные переплетения придают соединению соседних позвонков прочность и подвижность. К тому же фиброзное кольцо помогает ядру, защищает его, принимая на себя часть нагрузки.

Позвоночный столб укреплен многочисленными связками и мышцами. Они обеспечивают его движение и придают ему прочность. Мышцы позвоночника, или глубокие мышцы спины играют главную роль в поддержании тела в вертикальном положении и именуются разгибателями. Мышцы брюшного пресса, иначе, мышцы живота, - сгибатели позвоночника. Два смежных позвонка соединены в единую систему диском, суставами, мышцами и связками. Диск за счет эластичности своего ядра стремится оттолкнуть позвонки друг от друга, а связки и мышцы, противодействуя усилиям диска, стараются сблизить позвонки. Здоровье позвоночника во многом зависит от выносливости мышечно-связочного аппарата. Чем крепче и выносливее мышцы и связки, тем меньшую нагрузку принимают на себя диски и суставы. Эластичность связок относительно постоянна. Мышцы можно и должно укреплять. При нарушении гармонии в активных усилиях сгибателей и разгибателей не достигается наиболее выгодная для конкретного действия конфигурация позвоночного столба. Это делает его чувствительным даже при выполнении самой обычной работы.

Напротив, когда мышечно-связочный корсет работает как полагается, позвоночный столб, словно некая изогнутая эластичная колонна, прочно стоит, опираясь на мышцы позвоночника и две камеры: брюшную и грудную. Попеременное сокращение диафрагмы, межреберных мышц, мышц брюшного пресса повышает давление то в брюшной полости, то в грудной клетке. Хорошо функционирующие глубокие мышцы спины и камеры с постоянно меняющимся давлением способны создать и сохранить оптимальную форму позвоночника при совершении каких-либо движений.

Осанка - это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Когда она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легка и упруга. И наоборот, часто приходится видеть вокруг людей хорошо сложенных от природы, но фигуру и общий облик которых портит сутулая спина, плечи "коромыслом", опущенная во время ходьбы голова. Особенно обидно, когда плохая осанка развивается у девушки. Тогда ее не спасут ни красивое лицо, ни модная одежда и высокие каблуки.

Нарушение осанки не является заболеванием, это состояние, которое при своевременных оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом. Тем не менее, нарушение осанки постепенно может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечнососудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости, дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка.

Нарушение осанки может проявляться уже у детей раннего возраста в ясельном периоде у 2,1% , в 4 года у 15-17 %, в 7 лет у каждого третьего ребенка, в школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти.

По данным Д.А. Ивановой, нарушения осанки имеются у 67% школьников.

Большинство родителей мало обращают внимания на формирование правильной осанки у ребенка с раннего детства. И только когда подросток уже вытянулся, они вдруг замечают, как плохо сидит на нем подаренный к 16-летию взрослый костюм, а ноги в новых ботинках шаркают по земле. Тогда начинаются возмущенные окрики: "Не сутулься! Расправь плечи! Как ты ходишь?!"

Между тем именно родители виноваты в том, что их ребенок (уже юноша или девушка) имеет такой существенный недостаток в физическом развитии. Ведь формирование правильной осанки начинается с младенчества, и поначалу мать является "архитектором" фигуры ребенка. При гармоническом физическом развитии у ребенка вырабатывается навык сохранять правильное положение тела.

Осанка в какой-то мере обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста и развития детей влияют многочисленные факторы. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима.

В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка может способствовать развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создавать неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости.

Правильно оформленный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости (при осмотре сбоку) в виде шейного и поясничного лордоза (изгиба кпереди) и кифоза (изгиба кзади) в грудном и крестцовом отделах. Эти изгибы, а также межпозвоночные диски обусловливают амортизирующие особенности позвоночника. Изгибы позвоночника тесно взаимосвязаны, и увеличение одной кривизны приводит к изменению другой. Во фронтальной плоскости (при осмотре со спины) позвоночник в норме должен быть прямым. При этом даже незначительное искривление позвоночника во всех случаях следует расценивать как отклонение от нормы.

Правильная осанка характеризуется одинаковым уровнем надплечий, сосков, углов лопаток, равной длиной шейно-плечевых линий (расстояние от уха до плечевого сустава), глубиной треугольников талии (углубление, образуемое выемкой талии и свободно опущенной рукой), прямой вертикальной линией остистых отростков позвоночника, равномерно выраженными физиологическими изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости, одинаковым рельефом грудной клетки и поясничной области (при наклоне вперед). В норме глубина лордоза в шейном и поясничном отделах позвоночника соответствует толщине ладони обследуемого. Отклонение этих показателей от нормы свидетельствует о нарушениях осанки или сколиозе.

Для выявления нарушения осанки существует специальная методика.

Чтобы определить, есть ли у ребенка нарушения осанки, необходимо его осмотреть, раздев до плавок. Осмотр проводится в привычной позе ребенка с одинаковой нагрузкой на обе ноги (с выпрямленными в коленных суставах ногами, пятки вместе, носки врозь) последовательно: спереди, сбоку, со спины и в положении наклона вперед. В положении наклона вперед подбородок прижимается к грудине, кисти рук соединены перед собой.

Выявляя нарушения осанки, необходимо проверить высоту размещения плечевых линий, нижних углов лопаток и отставание их от грудной клетки; форму просветов, образованных внутренними поверхностями рук и туловища. Асимметрию лопаток можно выявить с помощью сантиметровой ленты, измерив "треугольник" на раздетом ребенке, который стоит в непринужденной позе. Определяются следующие расстояния:

7-й шейный позвонок (наиболее выступающий) - нижний угол левой лопатки (расстояние А);

7-й шейный позвонок - нижний угол правой лопатки (расстояние В);

расстояние между нижними углами лопаток (С).

При физиологически нормальной или исправленной при помощи физических упражнений осанке данные первого измерения равны данным второго. И если при повторных измерениях через 2-3 месяца расстояние между углами лопаток увеличится, это свидетельствует о нарушении осанки ("крыловидные лопатки", кифотическая осанка). Асимметрия нижних углов лопаток (разная длина расстояний А и В) свидетельствует о сколиотической осанке.

Степень кифотической осанки и ее исправление под влиянием занятий физическими упражнениями определяют при помощи плечевого индекса: ширина плеч (см) деленная на плечевую дугу (см), умноженное на 100 %.

Ширина плеч измеряется сантиметровой лентой спереди и равна расстоянию по дуге между этими же точками. Оценка плечевого индекса: до 89,9 % и ниже - сутулость, от 90 до 100 % - нормальная осанка.

Во всех случаях выявления нарушений осанки необходимо измерять длину нижних конечностей. Она определяется расстоянием от передней верхней ости подвздошной кости до верхушки наружной или внутренней лодыжки в положении лежа на спине.

Нарушения осанки делятся на 2 группы: изменение физиологических изгибов в сагиттальной (передне-задней) плоскости и искривление позвоночника во фронтальной плоскости (сколиозы).

Рассмотрим подробнее нарушения в сагиттальной плоскости.

Различают следующие варианты нарушения осанки в сагиттальной плоскости, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника:

а) "сутуловатость" - увеличение грудного кифоза в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза;

б) "круглая спина" - увеличение грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника;

в) "вогнутая спина" - усиление лордоза в поясничной области;

г) "кругло-вогнутая спина" - увеличение грудного кифоза и увеличение поясничного лордоза;

д) "плоская спина" - сглаживание всех физиологических изгибов;

е) "плоско-вогнутая спина" - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе.

Различают 3 степени нарушения осанки:

1 степень - характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются целенаправленной концентрацией внимания ребенка.

2 степень - характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузке позвоночника в горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины).

3 степень - характеризуется нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузке позвоночника.

Для детей дошкольного возраста наиболее характерны 1 - 2 степени нарушения осанки, для школьников - 2-3 степень.

Дефекты осанки во фронтальной плоскости не подразделяются на отдельные виды. Для них характерно нарушение симметрии между правой и левой половинами туловища; позвоночный столб представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево; определяется асимметрия треугольников талии, пояса верхних конечностей (плечи, лопатки), голова наклонена в сторону. Симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различной степени; от чуть заметных - до резко выраженных.

Боковое искривление позвоночника при функциональных нарушениях осанки может быть исправлено волевым напряжением мускулатуры или в положении лежа.

Сколиоз (от греч.scolios - изогнутый, кривой) представляет собой прогрессирующее заболевание, характеризующееся дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости и скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси торсия. Главное отличие истинного сколиоза от нарушений осанки во фронтальной плоскости - наличие торсии позвонков. Кроме деформации позвоночника при сколиозе наблюдается деформация таза и грудной клетки. Эти негативные изменения приводят к нарушению деятельности сердечнососудистой, дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта и многих других жизненно-важных систем организма больного. Поэтому обоснованно говорить не просто о сколиозе, а о сколиотической болезни.

Выделяют 3 группы сколиозов.

Дискогенный - возникает при нарушении обмена в соединительной ткани. Изменяется структура позвонков, ослабевает связь межпозвоночного диска с телами позвонков. В этом месте происходит искривление позвоночника и смещение диска, что обуславливает напряжение мышц туловища и связок, что приводит к развитию сколиоза.

Статический сколиоз возникает при асимметричной нагрузке на позвоночник вследствие врожденной или приобретенной асимметрии тела. Паралитический сколиоз развивается из-за асимметричного поражения мышц, участвующих в формировании осанки, или их функциональной недостаточности.

Структурный сколиоз характеризуется изменением структуры позвонков. Структурный компонент деформации представлен клиновидной деформацией, торсией позвонков.

Функциональный сколиоз (неструктурный) - обратимое укороченное растяжение связок мышц, асимметрия мышечного тонуса, начальные стадии формирования мышечных контрактур, функциональные блоки межпозвонковых суставов, формирование порочного двигательного стереотипа.

При визуальном исследовании, выявив у больного реберное набухание, ставят первичный диагноз - сколиоз. Для объективного заключительного диагноза необходимо рентгенографическое исследование в положении лежа и стоя.

Самыми опасными возрастными периодами в течении сколиоза являются периоды интенсивного роста ребенка (6-8 лет, 10-14 лет) и период полового созревания (девочки 10-13 лет, мальчики 11-14 лет). Риск прогрессирования заболевания увеличивается, если к этим опасным периодам ребенок уже имеет первую степень сколиоза, подтвержденную рентгенологическим исследованием позвоночника (от 5 до 10 градусов).

К сожалению, отсутствие четкого разграничения функциональных изменений конфигурации позвоночника (дефектов осанки) и заболеваний (структурных сколиозов) часто приводит к диагностическим ошибкам, а, следовательно, к неадекватности лечебно-оздоровительных мероприятий. Поэтому очень важно, чтобы коррекция возникших деформаций позвоночника проводилась после консультации и под наблюдением врача-специалиста.

Сколиоз на начальной стадии развития процесса (1 ст.), как правило, характеризуется теми же изменениями, что и нарушение осанки во фронтальной плоскости. Но, в отличие от нарушений осанки, при сколиотической болезни, кроме бокового искривления позвоночника наблюдается скручивание позвонков вокруг вертикальной оси (торсия).

Об этом свидетельствует наличие реберного выбухания по задней поверхности грудной клетки (а при прогрессировании процесса формирование реберного горба) и мышечного валика в поясничной области.

На более позднем этапе развития сколиоза происходит развитие клиновидной деформации позвонков, расположенных на вершине дуги искривления позвоночника.

Все дети с нарушениями осанки должны находиться на диспансерном учете у врача - ортопеда и получать все возможные методы терапии (ортопедические пособия, разгрузочный режим, лечебную физкультуру, массаж, лечебное плавание, мануальную терапию, физиотерапию и другие виды консервативного лечения), а по показаниям - хирургическое лечение.

Выраженные формы сколиоза (3-4 ст.) составляют около 0,6-0,7% от общего количества детей, страдающих сколиозом. Значительная часть сколиозов 1 степени с возрастом стабилизируется. От степени сколиоза, от прогноза заболевания зависит тактика в проведении лечебно-профилактических мероприятий. Дети с прогрессирующими формами сколиоза должны находиться на лечении в специализированных учреждениях.

Детям с нарушениями осанки, непрогрессирующими формами сколиоза необходимо проводить лечение в амбулаторных условиях до окончания их роста. Основу комплексного лечения должна составлять корректирующая гимнастика и занятия различными видами спорта, способствующими правильному формированию позвоночника. Физические нагрузки при занятиях физической культурой и спортом оказывают влияние, в первую очередь, на связочно-мышечный и костно-суставной аппараты, воздействуя на их функции, изменяют их строение. Спортивная тренировка всегда увеличивает силу мышц, эластичность сумочно-связочного аппарата и другие их функциональные качества. Развиваются и совершенствуются двигательные навыки и другие функциональные качества (скорость, гибкость, ловкость, выносливость, сила, равновесие), что свидетельствует о совершенствовании проприорецепции, мышечного чувства, вестибулярной устойчивости, точности воспроизведения заданных движений в пространстве, времени и усилиях.

Обычно, если нет других заболеваний, детям с нарушениями осанки и сколиозами 1 степени (вызванных неправильным двигательным стереотипом, сформированным в школе и дома) назначается основная медицинская группа для занятий физической культурой. Кроме того, им показаны дополнительные к обычным урокам физкультуры в школе занятия корригирующей гимнастикой под наблюдением врача-ортопеда.

При сколиозах 2-3 степени дети требуют особого подхода. Им обычно назначается группа лечебной физкультуры, дети занимаются в поликлинике или во врачебно-физкультурном диспансере. Для правильной ориентации детей для занятий спортом необходимо учитывать, что не все виды спорта оказывают одинаковое влияние на дальнейшее развитие осанки и позвоночника.

Профилактика нарушений осанки.

Методы борьбы с нарушениями осанки могут быть различными. Но, конечно, наиболее эффективен для этого комплексный метод воздействия на организм, включающий продуманную и всестороннюю систему мер.

Чтобы избежать патологических изменений опорно-двигательного аппарата у ребенка, необходимо позаботится о том, чтобы он правильно развивался с самого раннего детства. Позвоночник младенца легко деформируется, что впоследствии может привести к различным его искривлениям.

Чтобы этого избежать, необходимо организовать для ребенка правильную постель. Матрац должен быть жестким, а подушка плоской и тоже не слишком мягкой. Мягкая постель принимает форму тела, и спина становится округлой. Нельзя укладывать грудного ребенка спать только на спину - это вредно для его позвоночника. Чтобы неокрепшие кости не деформировались, младенца надо класть попеременно то на правый, то на левый бок. Время от времени можно укладывать его на живот, убирая при этом подушку.

Начиная с пятимесячного возраста ребенок делает попытки сесть. Но не торопитесь заставлять его сидеть, тем более оставлять надолго в этом положении обложенного подушками: его мышцы еще недостаточно окрепли, и позвоночник может деформироваться. Будьте также осторожны, когда малыш начинает подниматься на ноги, а затем делать свои первые шаги. Не принуждайте его стоять дольше, чем ему самому хочется. Это тоже может привести к искривлению позвоночника, так как мышцы еще не в состоянии поддерживать позвоночный столб. И наконец, важно научить ребенка правильно ходить. Нарушение равновесия при ходьбе вырабатывает плохую осанку.

В дошкольном возрасте и начальных классах надо особенно внимательно следить за развитием правильной осанки. Ведь у ребенка появляется достаточно много занятий, во время которых он сидит (рисование, лепка, чтение и, наконец, выполнение домашних заданий). Если в это время он привыкнет к неправильным позам, то потом бороться с этим будет гораздо труднее.

Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Следите за тем, чтобы, сидя, он держал спину прямо, не скрещивал ноги и не поджимал одну ногу под себя. Стул должен быть придвинут достаточно близко к столу, но не настолько, чтобы грудь упиралась в край стола. Не разрешайте ребенку низко склонять голову над книгой или тетрадью. Это не только портит осанку, но и вредит зрению.

Искривлению позвоночника способствует и ношение тяжести (набитого книгами портфеля) в одной руке. Поэтому целесообразно купить школьнику ранец, который он будет носить за спиной. Кстати, почти у всех детей до 8-9 лет лопатки немного торчат, а регулярное ношение ранца выпрямляет спину, убирает лопатки на место.

Наблюдая за детьми, необходимо постоянно напоминать им, чтобы держались прямо, подтягивали живот, не горбились. Ведь ребенок, даже послушный, после такого напоминания выпрямится, но через пять минут бессознательно снова примет неправильную позу. Поэтому не теряя терпения и необходимо методично добиваться того, чтобы ребенок в конце концов привык держать спину прямо.

Очень полезно проводить с детьми тренировки в игровой форме. Например, посоревноваться, кто дольше проходит по комнате с предметом на голове. Для этого спину надо держать прямо, голову поднять и смотреть перед собой. Это упражнение фиксирует правильное положение корпуса, вырабатывает хорошую осанку. Ведь недаром восточные женщины славились во все времена своей походкой и осанкой благодаря тому, что их с детства приучали носить на голове кувшины с водой. Упражнение с предметом на голове (это может быть плоский мешочек, наполненный песком, набитый бумагой или лоскутами) можно разнообразить, предложив ребенку приседать, повернуться вокруг себя, проделать различные движения руками и т. д.

Детей с нарушением осанки иногда неоправданно освобождают от уроков физкультуры в школе или определяют в специальную медицинскую группу, в то время как они еще в большей степени нуждаются в систематических занятиях физическими упражнениями.

Детям с нарушением осанки кроме утренней зарядки, уроков физкультуры в школе, турпоходов в выходные дни необходима не менее 3 раз в неделю интенсивная корригирующая гимнастика тренирующего характера (при ЧСС 140-160 уд/мин). Такие дети могут заниматься в школьных секциях или группах начальной подготовки ДЮСШ избранными видами спорта, которые дают "симметричные" и смешанные нагрузки на левую и правую половину тела одновременно или попеременно. При таких упражнениях позвоночник занимает срединное положение во фронтальной плоскости. Мышцы туловища, брюшного пресса и конечностей получают равномерную физическую нагрузку.

"Симметричные" нагрузки дают такие виды спорта, как легкая атлетика, лучше бег, лыжные гонки, плавание стилем "брасс" и на спине, гребля; смешанные нагрузки - волейбол, баскетбол, футбол, многоборье комплекса ГТО, художественная гимнастика и др.

Регулярные занятия перечисленными видами спорта на фоне общефизической подготовки способствуют гармоничному физическому развитию.

При определении диагноза нарушения осанки школьный врач совместно с учителем физкультуры определяют для школьника объем и схему физкультурно-оздоровительных мероприятий на четверть, полугодие, год с обязательным динамическим контролем эффективности оздоровительной физической культуры не реже 1 раза в 3-4 месяца.

Список использованных источников .

1. Аронов, Д.М. Сердце под защитой. / Д.М.Аронов.- М.: Физкультура и спорт, 1982. - 243 с.

2.Бака М. М. Физическая и военно-прикладная подготовка допризывной молодежи: учеб. пособие / М. М. Бака. – М.: Советский спорт, 2004. – 280 с.

3.Балмашев В. С. Коррекция в силовой подготовке школьников: учеб. пособие / В. С. Балмашев. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. проф.-пед. ун-та, 2004. – 70 с.

4.Волков Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта: учебник / Л. В. Волков. Киев: Олимпийская литература, 2002. – 294 с.

5.Гриненко, М.Ф., Решетников Г.С. С помощью движений./ М.Ф. Гриненко, Г.С. Решетников. -М.: Физкультура и спорт, 1984. – 73 с.

6.Журавлев, Е.П. Секреты здоровья./ Е.П. Журавлев. - М.: Физкультура и спорт, 1977. – 69 с.

7.Завьялова, Т. П. Туризм в детском саду: новые возможности, новые решения: учеб. пособие / Т. П. Завьялова. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. – 264 с.

8.Кожухова Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособие / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова. – М.: Академия, 2002. – 320 с.

9.Короткова Е. А. Педагогические технологии в учебном процессе по физическому воспитанию: учеб. пособие / Е. А. Короткова, Л. А. Архипова, Н. В. Фомичева. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. – 100 с.

10. Курысь В. Н. Основы силовой подготовки юношей: учеб. пособие / В. Н. Курысь. – М.: Советский спорт, 2004. – 264 с.

11.Колтановский, А.П. Тропы и дорожки здоровья. -М.:Физкультура и спорт, 1986. - 146 с.

12. Кунер, К. Аэробика для хорошего самочувствия./ К. Кунер. - М.: Физкультура и спорт, 1989. – 235 с.

13.Левит К., Захсе Й., Янда Е. Мануальная медицина: Пер. с нем. / К. Левит, Й. Захсе, Е. Янда. – М.: Медицина. – 1993. – 345 с.

14.Общее физкультурное образование: т. 1: школьное физкультурное образование: учебник / И. И. Сулейманов, В. И. Михалев, В. Х. Шнайдер [и др.]. – Омск: Изд-во СибГАФК, 1998. – 266 с.

Нарушения осанки у детей - распространенное отклонение, вызванное искривлениями позвоночника во фронтальной и/или сагиттальной плоскостях. По статистике деформации проявляются у 2% детей в раннем возрасте (до 3-х лет), а среди старших школьников им уже страдают более 60% учащихся. Причинами становятся как врожденные отклонения, так и родовые травмы, но чаще всего - неправильный подход к воспитанию ребенка, отсутствие физической нагрузки, плохие социально-гигиенические условия. Именно на приобретенное нарушение осанки приходится более 90% всех случаев.

Их опасность в ненормальном формировании скелета, из-за чего нагрузка на организм распределяется неравномерно, что влечет за собой повышенный износ суставов, смещение костей, отклонения в развитии внутренних органов. Такие заболевания как сколиоз, остеохандроз, межпозвонковая грыжа - это все следствия не выявленных и не устраненных вовремя деформаций позвоночника.

В любом возрасте нарушениям осанки следует уделять самое пристальное внимание, но особенно важно сделать это в отношении детей, так как от правильного формирования скелета ребенка зависит в целом его здоровье. Тем более, что скорректировать отклонения достаточно несложно при минимальном вмешательстве специалиста-остеопата. Используемые им мануальные техники позволяют оказывать деликатное направленное воздействие на те точки организма, которые в этом нуждаются. Что позволяет быстро достигнуть требуемого результата, восстановив равновесное положение костей скелета ребенка.

Заниматься осанкой своего ребенка должны и сами родители, тем более, что существуют эффективные комплексы профилактических упражнений, позволяющие поддерживать и корректировать физическую форму ребенка. Подобрать наиболее подходящий комплекс поможет опять-таки специалист, который также сбалансирует питание ребенка, чтобы его организм получал все необходимые витамины и минеральные вещества.

Причины нарушения осанки у детей

Причиной возникновения дефектов в развитии осанки детей могут стать различные неблагоприятные факторы, как врожденные, так и приобретенные. В зависимости от их характера, проявляться они могут по-разному и в разном возрасте. Некоторые отклонения обнаруживаются уже в первые недели и месяцы после рождения. Искривление позвоночника может наблюдаться из-за неправильного (чаще всего ягодичного) положения ребенка в утробе матери. Также велик риск получения травмы в процессе родов. Ведь проходя по родовым путям и «протискиваясь» между бедренными костями матери, ребенок совершает оборот почти на 360 градусов. При этом наиболее частой является травма шейного отдела позвоночника. Обычно небольшие отклонения от нормы корректируются растущим организмом самостоятельно, но только при условии хорошего здоровья ребенка. В противном случае нарушения детской осанки остаются и с возрастом начинают прогрессировать, вызывая серьезные заболевания - сколиоз, остеохондроз и другие.

Наиболее остро проблемы с осанкой проявляются у детей в период активного роста и начала школы - 6-8 лет, а также в 11-12 лет, когда кости и мышцы ребенка резко увеличиваются в длину. Проблема состоят в том, что в этот период у ребенка еще в полной мере не выработались механизмы поддержания нормальной позы. По статистике более 60% всех нарушений приходится на младший школьный возраст 7-8 лет.

Причины нарушения осанки у детей:

  • Врожденные патологии. Как уже было сказано выше, врожденные отклонения вызваны обычно неправильным положением ребенка в период беременности. Они могут проявляться по-разному, поэтому важно уже в первые недели и месяцы показать ребенку специалисту-остеопату, который сможет диагностировать и устранить отклонения;
  • Родовые травмы. Различные вывихи и растяжения при родах часто становятся причиной ненормального развития костей скелета ребенка, приводят к неправильной осанке. Так довольно часто встречаются вывихи тазобедренных суставов, из-за чего у ребенка наблюдается увеличенный поясничный изгиб, искривление позвоночника. Смещение позвонков - еще одна малоприятная травма, которая приводит не только к нарушениям осанки, но и неврологическим заболеваниям, смещению внутренних органов и их неправильному развитию;
  • Несбалансированное питание. Если организм ребенка недополучает витамины и минеральные вещества, которые необходимы для правильного и сбалансированного развития костной, мышечной и хрящевой ткани, могут наблюдаться серьезные отклонения в развитии, особенно в период активного роста и формирования осанки - в возрасте 8-11 лет;
  • Неправильная поза. Неправильное положение тела, когда ребенок сидит или стоит, приводит к тому, что такие позы закрепляются в мышечной памяти, приводя к неправильному формированию скелета. Если ребенок неправильно сидит за столом, сутулится, отклоняется в ту или иную сторону, опирается на локоть, обратите на это его внимание. Научите его сидеть правильно, сохраняя ровную спину и горизонтальное положение позвоночника. Возможно, ребенку просто неудобно - его стол может быть слишком низким, а стул - высоким. К асимметрии в развитии опорно-двигательного аппарата приводит и привычка стоять, оставив ногу в сторону или поставив одну руку на пояс. Это может вызвать боковое искривление позвоночника или усугубить уже наметившиеся отклонения;
  • Малоподвижный образ жизни. Нередко детей с самого раннего возраста - 3-4 лет - отправляют в различные группы раннего развития. При обучении в них упор делается именно на умственное развитие, из-за чего ребенок много времени проводит в сидячем положении. Не менее вредно и продолжительное нахождение за компьютером, перед телевизором;
  • Неправильное развитие. Отсутствие адекватных физических нагрузок приводит к тому, что у ребенка не формируется достаточно развитый мышечный каркас, который бы удерживал позвоночник в нужном состоянии. Если нагрузки присутствуют, но не являются регулярными и сбалансированными, велика вероятность неправильного развития определенных групп мышц. Из-за чересчур развитой мускулатуры на груди или слабого развития спинных мышц наблюдается синдром «сведенных вперед плеч». «Свисающие плечи» - результат недостаточного развития трапециевидной мышцы;
  • Травмы и болезни. Перенесенные в детском возрасте заболевания могут дать осложнения на суставы, что приводит к неправильному распределению нагрузки, когда ребенок инстинктивно старается разгрузить больную руку или ногу, не менее опасно плоскостопие, которое также вызывает нарушение осанки и сколиоз. Травмы позвоночника - даже если они кажутся незначительными - не должны оставаться без лечения. Осмотр у остеопата - обязательная в данном случае процедура. Ведь в результате травм часто наблюдаются смещения костей, суставов, повреждения мышц, которые могут в дальнейшем вызвать осложнения.

Причины нарушения осанки могут воздействовать на организм ребенка по отдельности или комплексно. В последнем случае вероятность серьезных заболевания и отклонений в развитии существенно возрастает.

Каким бывает нарушение осанки

В зависимости от того, каковы причины нарушения осанки, проявляться деформации могут по-разному. Наиболее распространенными отклонениями, которыми страдают дети, являются:

  • Сутулость. При этом происходит уплощение внутреннего изгиба поясницы и увеличения кифоза грудного отдела. У ребенка как бы образуется горб в области плеч, лопаток;
  • Плоская спина. Характеризуется минимизацией и на поздних стадиях практически полным устранением изгибов позвоночника. При таком положении на позвоночник приходится большая нагрузка, он перестает амортизировать, что приводит к межпозвоночной грыже и суставным заболеваниям;
  • Круглая спина. Изменение кифоза грудного отдела, не затрагивающее поясничную область. Круглая спина зачастую предшествует сутулости;
  • Сколиоз. Наиболее опасное заболевание, связанное с неправильным формированием осанки. При нем наблюдается боковая деформация позвоночника, в результате чего плечи, лопатки ребенка располагаются на разном уровне. При отсутствии лечения сколиоз быстро прогрессирует и на поздних стадиях провоцирует отклонения позвоночника во фронтальной плоскости в результате чего помимо собственно сколиоза у ребенка может развиваться любая из вышеперечисленных форм деформации позвоночника.

Как вовремя распознать нарушения осанки у детей

Так как эффективность лечения искривлений позвоночника у ребенка напрямую зависит от того, насколько рано удалось обнаружить отклонения и начать восстановительные процедуры, следует уделять самое пристальное внимание осанке. Хотя остеопатические методы коррекции позвоночника демонстрируют прекрасные результаты и в более взрослом возврате - от 8 лет и старше - лучше, если возможные отклонения от нормы будут выявлены до школы. Так как возрастающие нагрузки на скелет и позвоночник ребенка в период учебы, способствуют быстрому прогрессу деформации осанки.

Возьмите за правило регулярно проводить самостоятельный осмотр ребенка. Это не значит, что следует отказаться от визитов к специалисту - они также должны быть регулярными. При осмотре в первую очередь обращайте внимание на положение лопаток и плеч ребенка. Они должны располагаться на одном уровне. Если оценить положение визуально затруднительно, прибегайте к помощи подручных средств. Проводя осмотр со стороны спины, легко заметить нарушения осанки у детей по подъягодичным складкам - они также должны располагаться на одном уровне. Еще одни показательный аспект - вертикальное расположение позвоночника. При осмотре спереди нарушения осанки можно заметить по положению ключиц и сосков.

Осматривая ребенка сбоку можно заметить такие отклонения от нормы как сутулость, круглая спина. Для облегчения диагностики воспользуйтесь простым тестом - ребенка следует поставить спиной к стене, так, чтобы он касался ее одновременно затылком, лопатками, ягодицами и голенями. Это правильное положение, в котором должен находиться позвоночник ребенка. Попросите сделать его шаг вперед, и вам сразу будут видны имеющиеся отклонения. Кстати, подобный тест может использоваться как профилактическое упражнение для работы над правильной осанкой.

Если осмотр выявил искривление - это еще не повод бить тревогу. Большинство деформаций, особенно в раннем возрасте, легко исправить у специалиста. Проведите дополнительный тест, уложив ребенка на твердую горизонтальную поверхность лицом вниз с вытянутыми параллельно телу руками. Проверьте, сохраняются ли искривления в таком положении. Если нет, то деформация носит обратимый характер, и исправить ее удастся физическими упражнениями, гимнастикой, постоянным контролем и выработкой правильной осанки. К любом случае, следует обратиться к специалисту-остеопату, который подскажет, как это сделать, скорректировав режим дня, рацион ребенка.

Полезно время о времени проводить тест на проверку тонуса спинных мышц, от чего и зависит положение позвоночника. Ребенка надо расположить на кровати или кушетке лицом вниз так, чтобы часть тела от бедер и выше находилась на весу. Сами при этом удерживайте ноги ребенка. Нормой считается удерживание тела в таком положении:

  • от 30 секунд - для детей в возрасте до 6 лет;
  • от 1 минуты - в возрасте до 10 лет;
  • от 1,5 минут - в возрасте до 16 лет.

Если вами были выявлены искривления позвоночника или установлен недостаточный мышечный тонус, необходимо обратиться к врачу, который займется осанкой ребенка. Обычно для получения более детальной информации о степени нарушениям осанки, назначаются дополнительные обследования - например, топографическая фотометрия. Данный метод диагностики основан на получении фотоизображений пациента с нанесенными на тело маркером отметками, позволяющими контролировать правильность положения тела. Фотометрия удобна еще и тем, что позволяет контролировать прогресс в процессе лечения детей.

Формирование правильной осанки у детей раннего возраста (до 3-х лет)

Помните, что здоровье вашего малыша находится в ваших руках и от правильного бережного ухода зависит в том числе и формирование правильной осанки. Необходимо не только самостоятельно следить за позвоночником малыша, но и регулярно проходить осмотр у специалиста-остеопата, который сможет обнаружить и диагностировать негативные изменения на ранней стадии, когда исправить их достаточно легко. Именно в раннем возрасте, когда ребенок еще не достиг 3-х лет, необходимо максимально пристально следить за его формирующейся осанкой:

  • Грудного ребенка не следует класть и усаживать на мягкие подушки и перины. Кроватка малыша должны быть достаточно жесткой. Приучайте ребенка с раннего возраста спать на жестком;
  • Начиная с возраста 3-х недель малыша уже можно укладывать на живот. Делайте это постепенно, сначала исключительно под наблюдением. Чередуйте положение ребенка - на спине и на животе. Если вы часто носите ребенка на руках, то не делайте это постоянно на одной руке;
  • Не старайтесь научить ребенка ходить в раннем возрасте. Позвоночник и мышцы малыша еще недостаточно окрепли, чтобы выдерживать нагрузки, поэтому в раннем возрасте легко травмировать кости скелета, что впоследствии приведет к нарушениям осанки. Ребенок инстинктивно начнет вставать и будет пытаться ходить, когда его физическое состояние позволит сделать это;
  • С раннего возраста (2-3 года) приучайте ребенка правильно сидеть на стуле. Старайтесь привить ему надлежащее положение, чтобы он запомнил его на рефлекторном уровне;
  • Во время прогулок не водите ребенка за руку, так как в силу большой разницы роста ему придется наклоняться, вытягивать руку, долгое время находиться в неудобном положении, что в итоге отрицательно сказывается на осанке. В раннем возрасте для контроля ребенка используйте специальную прогулочную шлейку.

Остеопатическое лечение при нарушениях осанки у детей

Остеопатическое лечение нарушений (деформации) осанки является весьма эффективным для пациентов разного возраста. В отличие от традиционной медицины, которая зачастую определяет болезнь как совокупность ее симптомов и предлагает симптоматическое лечение, остеопатия делает упор на поиск первопричины заболевания. И как показывает практика, такой подход является более логичным и эффективным.

Формирование правильной осанки - важный аспект в здоровье каждого человека. Согласно остеопатии, тело человека есть сложная саморегулируемая система, в которой в тесной взаимосвязи находятся кости и мышцы, суставы и внутренние органы. Равновесное положение скелета и мышечного каркаса - залог правильного симметричного развития, общего здоровья ребенка, правильного функционирования его органов и систем. Даже незначительные травмы и изменения в положении костей скелета приводят к тому, что нарушается кровообращение, обмен веществ в поврежденной области и организме в целом, ухудшаются нейронные связи. Именно с этими «тонкими материями» и работает остеопат. Нельзя просто «вправить» искривленный позвоночник - воздействие должно быть более тонким и направленным.

На первом этапе коррекции нарушений детской осанки специалист определяет его степень и ищет первопричины. Обычно это механические дисфункции организма, которыми и вызваны внешние изменения. Если у ребенка присутствуют болевые ощущения, то их необходимо купировать. Только в таком случае лечение будет эффективным - пациент должен быть полностью расслабленным, а его организм - отзывчивым к воздействию специалиста.

Остеопат воздействует на отдельные точки организма с целью восстановить кровообращение в них, снять мышечные спазмы, которые этому мешают. Ведь зачастую причиной «перекоса» позвоночника становится повышенное напряжение мышц с одной стороны тела и/или гипотонус - с другой.

Параллельно с работой над осанкой специалист выявляет другие нарушения, вызванные неправильным развитием и положением скелета. Это могут быть дисфункции внутренних органов, невралгические отклонения. Благодаря такому комплексному воздействию, организм ребенка получает мощный стимул к саморегуляции, что существенно ускоряет процесс лечения.

Дети весьма чувствительны к остеопатическим мануальным техникам, что позволяет эффективно проводить коррекцию на ранних этапах. Обычно изменения и результаты становятся заметны уже после первого сеанса. В отличие от исключительно массажных и костоправных воздействий, результат остеопатчиеского лечения сохраняется надолго.

Полный курс коррекции скелета и мышечного каркаса ребенка может занять несколько месяцев. Лечение проводятся курсами по 3-5 сеансов с промежутками между ними в 2-4 недели. Это время необходимо, чтобы организм ребенка «усвоил» изменения, внесенные мануальными техниками остеопата, и адаптировался к ним. Один сеанс занимает от 40 до 60 минут - в зависимости от возраста ребенка и характера наблюдаемых отклонений. В ходе сеанса остеопат использует следующие техники:

  • Коррекция дисфункции крестца и костей в области подвздошья. Микросмещения тазовых костей зачастую являются одной из основных причин деформации фигуры. Вызваны они как травмами, так и малоподвижным сидячим образом жизни. Мануальыне техники остеопата позволяют восстановить правильное положение костей и суставов, нормализовать кровообращение в области малого таза, что способствует улучшения обмена веществ в организме;
  • Восстановление подвижности позвоночника. Нарушения могут быть вызваны травмами (в том числе и родовыми), неправильным положением и позами в грудном возрасте, недостаточным питанием, из-за чего часто страдают межпозвоночные диски. Не имея собственной системы кровоснабжения, питание они получают из соседних тканей. Поэтому очень опасен застой крови и спазмы в мышцах спины, которые препятствуют поступлению к мышцам достаточного количества жидкости и питательных веществ. Дегидратация межпозвонковых дисков приводит к нарушению подвижности, дисфункции позвоночника. Воздействие остеопата позволяет улучшить кровообращение и восстановить структуру межпозвоночных дисков, тем самым вернув подвижность позвоночнику;
  • Краниальное воздействие. Воздействуя на области черепа и шейно-затылочного перехода, остеопат улучшает кровоснабжение головного мозга, что позволяет восстановить микроколебания костей черепа. Получая достаточно кислорода и питательных веществ, кора головного мозга активно работает, восстанавливая утраченные и создавая новые нейронные связи, в том числе и отвечающие за нормальную работу позвоночника, конечностей, суставов;
  • Мышечно-энергетические техники. Воздействуя на мягкие ткани организма - в том числе и мышцы, остеопат повышает их тонус, снимает блоки и спазмы. Это позволяет избавиться от застоя крови в мышцах, нормализовать кровообращение в них. В отличие от массажных техник, остеопатические являются более щадящими и направленными, так как специалист осуществляет воздействие не на все мышцы и ткани в целом, а лишь на их отдельные точки - там, где локализуется спазм или блок.

Эффект от остеопатического лечения сколиоза и других типов деформации позвоночника нагляден в том числе и на примере самочувствия ребенка. Обычно уже после нескольких сеансов наблюдается заметное улучшение здоровья, подвижности ребенка, свободы движений. Если параллельно при этом осуществляется лечение при помощи ЛФК, то вы не сможете не заметить, с какой легкостью ребенок выполняет упреждения, что давались ему с таким трудом еще некоторое время назад.

Даже после прохождения полного курса комплексного остеопатического лечения, не стоит забывать о регулярных визитах к специалисту. Избежать повторных рецидивов возможно только при условии сбалансированного питания, здорового образа жизни и умеренных физических нагрузок.

Физические упражнения и гимнастика для коррекции осанки у детей

Лечебная физкультура и нормированные физические нагрузки являются неотъемлемой частью комплексного остеопатчиеского лечения при нарушениях осанки у детей. Укрепляя мышцы спины, дети формируют надежный каркас, способный удерживать позвоночник в нужном положении. Кроме того, крепкие мышцы способны уберечь от травм при падении, физических нагрузках, резких движениях и т.д.

Помимо собственно мышц спины внимание надо уделять и брюшному прессу. Эта группа мышц очень важна для удержания позвоночника в правильном состоянии. Хорошим упражнением на пресс считается переход из положения лежа в положение сидя при удерживании ног. Упражнения должны осуществляться в медленном темпе из расчета - 4-5 секунд на одно упражнение. Начните с одного подхода по 10 упражнений и, постепенно увеличивая нагрузку, стремитесь к 2-3 подходам по 15-20 повторений на каждый с промежуткам в 1-1,5 минуты для отдыха.

Профилактика нарушения осанки у детей

Исправить нарушения осанки зачастую весьма непросто - для этого требуется немало времени и усилий специалиста. Гораздо проще - не допустить этих нарушений, следить за осанкой ребенка с раннего детства. Выполнение простых правил в купе с советами и помощью специалиста-остеопата позволит сохранить позвоночник ребенка здоровым:

  • Подвижный образ жизни. Долгое нахождение в сидячем положении провоцирует деформацию позвоночника, приводя к развитию сколиоза, круглой спины, другим опасным изменениям. Необходимо строго контролировать время, которое ребенок проводит перед компьютером, телевизором. При занятиях, выполнении уроков, научите ребенка делать перерывы и небольшую разминку, которая поможет расслабить мышцы, дать отдохнуть позвоночнику;
  • Занятия физкультурой и спортом. Гимнастика, бег, занятия на турнике, лыжи и плавание - эти виды спорта способствуют формированию правильной осанки и общему укреплению организма. Мышечный корсет позволяет удерживать позвоночник в правильном положении даже при долгом нахождении в неудобной позе, во время сна, вырабатывая у детей рефлекторную память и правильную осанку;
  • Удобная мебель. Стул и стол для ребенка необходимо выбирать, руководствуясь его ростом и принимая во внимание анатомические особенности. Хорошо, если мебель будет иметь возможность регулировки под рост. Хорошее компьютерное кресло с поддержкой спины и шеи, подлокотниками поможет сформировать правильную осанку. Немаловажны характеристики постели, в которой спит ребенок. Она должна быть достаточно упругой, чтобы поддерживать позвоночник. Рекомендуется приобрести анатомический матрас с разной степенью жесткости для обеспечения необходимого уровня поддержки каждому отделу позвоночника;
  • Вес. Контролируйте питание ребенка. Его рацион должен быть сбалансирован, чтобы растущий организм получал все необходимые вещества и микроэлементы. Но минимизируйте количество вредной жирной пищи, сладкого, мучного. Эти продукты приводят к быстрому набору веса, что в свою очередь приводит к неправильному распределению нагрузки на скелет. Незначительные на первый взгляд нарушения осанки с возрастом и увеличением веса быстро прогрессируют;
  • Нагрузки. Следите, чтобы в процессе физической активности нагрузка на тело ребенка распределялась равномерно. То есть при занятиях с гантелями - их должно быть две. Купите ребенку ранец, который позволит равномерно распределять вес на спину, а не сумку, вешающуюся на одно плечо. Также отучите ребенка от вредной привычки класть ногу на ногу - это также приводит к нарушениям осанки;
  • Обувь. Правильно подобранная обувь поможет избежать плоскостопия и сделает походку ребенка удобной и легкой. Именно из-за проблем с ногами - того же плоскостопия - часто и развиваются нарушения осанки у детей, вследствие неправильного распределения нагрузки на тело.