Страх перед страхом: фобофобия.

Слово «паника» и словосочетание «панический страх» (от греч. panikon – безотчетный ужас) возникли в греческой мифологии и связаны с легендой о Пане – боге лесов и полей, покровителе пастухов, пастбищ и стад. Когда родился Пан, то его мать, нимфа Дриопа, взглянув на сына, в ужасе обратилась в бегство, так как он родился с козлиными ногами, рогами и с длинной бородой. Неожиданно появившись перед людьми, он мог вызывать панический страх – такой ужас, когда человек опрометью бросается бежать, не разбирая дороги, через леса, через горы, по краю пропастей, не замечая, что бегство ежеминутно грозит ему гибелью. Случалось, что Пан целому войску внушал подобный страх и оно обращалось в неудержимое бегство.

По свидетельству Геродота, признание Пана богом войны и использование его имени для обозначения паники как психического явления связано с победой греков в Марафонской битве, когда их врагов-персов охватил безумный страх, приведший к беспорядочному бегству.

Чтобы выделить его из обычных страхов, добавляют ряд эпитетов. Например, в Словаре С. И. Ожегова паника определяется как крайний, неудержимый страх, сразу охватывающий многих людей.

В большинстве случаев выделяют две характеристики паники – массовость состояния сильного страха перед реальной или мнимой физической опасностью м растерянность людей, стихийность, неконтролируемость и хаотичность поведения толпы, неуправляемость страхом. В состоянии паники люди перестают мыслить и оценивать ситуацию рационально. Проявляется в бегстве людей от физической опасности, в определенных поступках.

По определению А. П. Назаретяна, паника – «это состояние ужаса, сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтроля» , когда эволюционно примитивные потребности, прямо или косвенно связанные с физическим самосохранением, подавляют потребности, связанные с личностной самооценкой. Такое состояние панического ужаса изобразил К. Брюллов в картине «Последний день Помпеи».

Механизмами возникновения паники как массовидного состояния являются феномены заражения, внушения и подражания. Страх одних отражается другими, это усиливает страх первых, и так по кругу.

Известны также многочисленные случаи панического поведения и в профессиональной деятельности, например биржевая паника. Эти случаи определяют как панический ажиотаж, которым обозначается массовое возбуждение, сопровождаемое лихорадочной деятельностью, направленной на избавление от возможной опасности.

Следует отметить наличие ряда противоречий в понимании паники. Например, у С. И. Ожегова паникерствовать – впадать в панику (т. е. испытывать ужас), в то же время паниковать – лишь сильно волноваться, беспокоиться (т. е. испытывать тревогу).

Согласно Г. М. Андреевой, паника – это «определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации» .

Однако и дефицит информации, и ослабление волевого контроля присущи и обычному страху, появляющемуся у отдельного индивида.

Говорят также, что паника – это неосознанный, животный страх. Однако разве страх не осознается?

Очевидно, что когда говорят о неосознаваемости, подразумевают неясность причины, вызвавшей панику, отсюда растерянность людей, замешательство, беспорядочные попытки каждого человека что-то понять в происходящем. Но этому мешает острота ситуации: думать некогда – надо спасаться! Паника возникает, когда человеку неизвестны способы преодоления опасности, отсутствует план действий и он видит себя пассивным объектом событий. Поэтому он следует за тем, кто уже принял решение и своим поведением показывает, что надо делать в возникшей ситуации, т. е. за паникером.

Понятие «паника» распространяется и на поведение отдельных людей. Например, довольно часто можно услышать: «Что ты паникуешь?!» (отсюда и слово «паникерствовать»).

Как уже отмечалось, отличительным признаком массовой паники является заражение эмоцией страха от паникера. Паникер, по С. И. Ожегову, – тот, кто поддается панике, распространяет ее. Это определение оставляет возможность для различного понимания паники. Ведь очевидно, что поддаваться панике – это одно, а распространять (сеять панику), быть катализатором массового страха – это другое.

Паникеры – это люди, которые обладают выразительными движениями, гипнотизирующей силой криков, ложной уверенностью в целесообразности своих действий. Становясь лидерами толпы в чрезвычайных обстоятельствах, они могут создать общий беспорядок, быстро парализующий целые коллективы, лишающий людей возможности оказывать взаимопомощь, соблюдать целесообразные нормы поведения. В эпицентре развития массовой паники обычно появляются высоковнушаемые истерические личности, отличающиеся эгоистичностью и повышенным самолюбием.

Психологи говорят и об индивидуальной панике, проявляющейся в растерянности и впечатлении безнадежности выхода из создавшейся ситуации («Что ты паникуешь? Еще не все потеряно!»). При этом в последнем случае наличие ужаса не обязательно. Отсюда первоначальное понимание паники как массовидного проявления ужаса искажено.

Однако возможность возникновения паники у отдельного человека (студента перед экзаменами, женщины перед родами) и подразделение в связи с этим паники на массовую и индивидуальную вызывает сомнения. Предлагаемые социальными психологами определения паники не дают четкого представления, чем простой страх и ужас отличаются от паники индивида.

Говорят о ком-то: «Он панически боялся…» – но что значит «панически»? Чем отличается паническая боязнь от непанической?

Вот как описывает индивидуальную панику П. Экман: «В течение пяти дней до дня операции я пережил несколько приступов панического настроения. Я испытывал сильный страх, начинал прерывисто дышать, меня бил озноб, и я не мог думать ни о чем, кроме как о пугающем меня событии. ‹…› Тридцать лет тому назад я перенес серьезную операцию и из-за врачебной ошибки вынужден был терпеть сильную боль, поэтому у меня были все основания опасаться последствий попадания на операционный стол. Эти приступы паники продолжались от десяти минут до нескольких часов. Однако в тот день, когда я прибыл в больницу для проведения операции, я не испытывал паники или страха, так как теперь я мог что-то делать, чтобы противодействовать им» .

Спрашивается, по каким признакам Пол Экман решил, что у него была паника, а не обычный страх перед операцией? В его описании таких признаков не видно. Его страх был обоснован предыдущим неудачным опытом, и причины возникавших приступов страха ему были известны. У него не было растерянности, попытки убежать из больницы и других проявлений паники.

Клиницисты говорят о панических атаках как психосоматическом расстройстве .

Паническая атака (вегетативный криз) представляет собой необъяснимый, мучительный для больного, приступ тяжелой тревоги, сопровождаемый страхом, в сочетании с различными вегетативными (соматическими) симптомами. Термины «паническая атака» и «паническое расстройство» имеют мировое признание и введены в Международную классификацию болезней десятого пересмотра. В то же время наличие панических атак не обязательно означает, что у больного – паническое расстройство. Панические атаки могут быть симптомами фобий, депрессивных расстройств, эндокринологическихзаболеваний, сердечныхзаболеваний, митохондриальныхзаболеваний и т. д. Или же возникать в результате приема каких-либо препаратов. ‹…› Для выявления выраженности панических атак используется шкала тяжести панического расстройства. Эта шкала используется также в форме опросника самооценки в качестве теста на панические атаки.

Паническая атака характеризуется приступом страха, паники или тревоги и/или ощущением внутреннего напряжения в сочетании с четырьмя или более из списка ассоциированных с паникой симптомов:

Сердцебиение, учащенный пульс;

Потливость;

Озноб, тремор, ощущение внутренней дрожи;

Ощущение нехватки воздуха, одышка;

Удушье или затрудненное дыхание;

Боль или дискомфорт в левой половине грудной клетки;

Тошнота или абдоминальный дискомфорт;

Ощущение головокружения, неустойчивость, легкость в голове или предобморочное состояние;

Ощущение дереализации, деперсонализации;

Страх сойти с ума или совершить неконтролируемый поступок;

Страх смерти;

Ощущение онемения или покалывания (парестезии) в конечностях;

Бессонница;

Спутанность мыслей (снижение произвольности мышления).

Существуют и другие симптомы, не вошедшие в список: боли в животе, расстройство стула, учащенное мочеиспускание, ощущение кома в горле, нарушение походки, нарушение зрения или слуха, судороги в руках или ногах, расстройство двигательных функций.

Интенсивность основного критерия панической атаки (приступов тревоги) может варьировать в широких пределах: от выраженного состояния паники до ощущения внутреннего напряжения. В последнем случае, когда на первый план выступает вегетативная (соматическая) составляющая, говорят о «нестраховой» панической атаке, или о «панике без паники». Длительность приступов может варьировать от нескольких минут до нескольких часов, составляя в среднем 15–30 минут. Частота приступов – от нескольких в день до 1–2 раз в месяц. Большинство пациентов говорят о спонтанности (неспровоцированности) атак. Однако активный расспрос позволяет выявить наряду со спонтанными атаками еще и ситуационные приступы, возникающие в потенциально «угрожаемых» ситуациях. Такими ситуациями могут быть: пользование транспортом, пребывание в толпе или замкнутом пространстве, необходимость покинуть собственное жилище и т. д.

Человек, впервые столкнувшийся с этим состоянием, сильно пугается, начинает думать о каком-либо тяжелом заболевании сердца, эндокринной или нервной систем, пищеварения, может вызывать «скорую помощь». Он начинает посещать врачей, пытаясь выявить причины «приступов». Трактовка пациентом панической атаки как проявления какого-либо соматического заболевания приводит к частым посещениям врача, многократным консультациям у специалистов различного профиля(кардиологи, невропатологи, эндокринологи, гастроэнтерологи, терапевты), неоправданным диагностическим исследованиям и создает у пациента впечатление о сложности и уникальности его заболевания. Неверные представления пациента о сути заболевания ведут к появлению ипохондрических симптомов, способствующих утяжелению течения болезни.

В большинстве случаев панические атаки не ограничиваются одним приступом. Первые эпизоды оставляют неизгладимый след в памяти больного. Это ведет к появлению синдрома тревоги «ожидания» приступа, который. в свою очередь, закрепляет повторяемость атак. Повторение атак в сходных ситуациях (транспорт, пребывание в толпе и т. д.), способствует формированию ограничительного поведения, т. е. избегания потенциально опасныхдля развития панических атак мест и ситуаций. Тревога по поводу возможного развития атаки в определенном месте (ситуации) и избегание данного места (ситуации) определяется термином «агорафобия». Нарастание агорафобической симптоматики приводит к социальной дезадаптации пациента. Из-за страха пациенты могут быть не в состоянии покинуть дом или оставаться в одиночестве, обрекают себя на домашний арест, становятся обузой для близких. Наличие агорафобии при паническом расстройстве указывает на более тяжелое заболевание, влечет худший прогноз и требует особой лечебной тактики. Также может присоединиться и реактивная депрессия, которая тоже утяжеляет течение заболевания, особенно если пациент долго не может понять, что именно с ним происходит, не находит помощи, поддержки, не получает облегчения.

Страх, дает нам жизнь. Боязнь тех вещей, которых стоит бояться помогала нашим предкам выживать. Имеет смысл бояться ядовитых насекомых или голодных тигров, но что на счет страха, когда нет явной и очевидной опасности?

Например, детский плюшевый мишка с полным набором человеческих зубов или собаку.

В этих картинках, что то потустороннее. Слишком много тайн и странностей. Но никакой очевидной угрозы. Нет ни пистолета или камнепада, но люди чувствуют внутри себя боязнь, потому что они жуткие.

Но почему? Из-за чего нас бросает в дрожь, что делает чего-либо страшным.

Психолог Джеймс Гир составил список страхов, который он использовал, чтобы узнать, что пугает нас больше всего, вместе с наиболее поздними опросами института Гэллапа.

Вот эти вещи пугают большинство из нас больше всего.

  • Быть задушенным
  • Выглядеть глупо
  • Завалить экзамен
  • Террористический акт
  • Травма близкого
  • Пауки
  • Смерть близкого
  • Война
  • Собственная смерть
  • Совершить ошибку, находясь в здравом уме
  • Будущее
  • Не добиться успеха
  • Быть в одиночестве
  • Насилие
  • Ядерная война
  • Выступать перед публикой

Все из этих вещей страшные. Но жуткие ли они?

Стивен Кинг описал три типа страшных вещей.

Противное – это все отвратительное, мерзкое, невыносимое.

Ужас – ужас по Кингу, это неестественное. Гигантский паук или быть схваченным в темноте, когда вы думали что вы одни.

Террор – он отличается, страшнее. Террор – это когда вы приходите домой и вся ваша собственность была заменена точной копией. Террор – это чувство будто, кто то находится позади вас, вы чувствуете его дыхание, вы думаете оно схватит вас, но когда вы обернетесь, увидите что ничего не было на самом деле.

Не так много исследований было проведено над этим чувством. Дрожь. Но много теорий и идей включают в себя неопределенность и двусмысленность. Например, жуткие маски и белые клоуны.

Клод Леви-Стросс написал, что маскировка лица, временно устраняет асоциальные связи ту часть тела, которая показывает личностные чувства и позиции. Одна из причин, что даже нейтральная или счастливая маска может быть страшной, может иметь дело с двусмысленностью, маска прячет настоящие эмоции и намерения человека под собой.

Я не знаю, является ли человек в маске угрозой или нет. Неопределенность, жуткая, когда она относится к человеку – это известная зловещая долина .

На графике человечности есть зона, на которой что-то может быть почти полностью человеком, но с небольшим отличием, не вызывающим смех не сильно выделяющимся, но не такое что его почти не заметно. Наоборот это как то тревожит.

Всю жуть зловещей долины чудесно продемонстрировал Джон Бержерон своими поющими андройдами.

Посмотрите эти видео , когда вы одни. Похожее чувство вызывает персонаж созданный Эриком Форни ShayeSaintJohn . Забавный для одних и ночной кошмар для других.

Зловещие гуманойды как и все жуткие штуки, проводят линию между двумя регионами, которые мы можем понять и объяснить словами.

Фрэнсис Ти Маккендри и Сара Конки описали чувство испуга как адаптивные реакции человека на двусмысленность угроз от остальных.

Жуткие вещи, такой вид угрозы, может быть, но также угрозы нет. Поэтому мозг не знает что делать, одни его части отвечают страхам, когда другие части нет, и они не знают почему. Поэтому вместо достижения типичной реакции боязни ужаса мы просто чувствуем неловкость, террор, жуть. Между гор безопасности и угрозы лежит долина тревожности, где границы наших знаний и вера в защищенность, не очень ясны.

Один взгляд на это вызовет смерть через неделю?

Невозможно, правда?

Может быть это террор двусмысленности. Мы не очень хорошо ладим с двусмысленностью. Когда она содержит наши собственные намерения, это может заставить нас врать, а когда она содержит опасность, но никакой видимой угрозы, это может заставить нас думать о странных вещах.

Вы смотрели когда-нибудь через перила с огромной высоты? Настолько высокой, что вы нервничали, у вас кружилась голова и чувствовали что, что то толкает вас. Или даже побуждает прыгнуть. Сидели ли вы когда-нибудь на уступе с другом и осознавали, что вы могли бы толкнуть его. Это было бы так легко. Вы могли бы на самом деле сделать это, и может быть, вы хотите сделать это? Или может быть это просто когнитивный диссонанс? Тот факт, что ваш мозг имел дело с двусмысленностью.

Недавнее исследование Дженнифер Хенесс из университета штата Флорида назвали это феноменом высокого места. Когда вы подходите к выступу перед опасным прыжком срабатывает инстинкт самосохранения, и вы вытягиваете себя оттуда. Но ваш баланс и двигательный аппарат не понимает этого. Ничто не толкает вас, и вы не падаете или прыгаете нормально. Так что же происходит? Часть вашего мозга, которая обрабатывает это намерение, может разрешить это путем определением того, что, что то должно толка вас или то, что вы действительно хотите прыгнуть или толкнуть вашего друга. Даже если это не так.

Мы еще не закончили с двусмысленностью, потому что наш язык отражает большую площадь значения террора и жути.

Посмотрите на само слово террор. Есть слова ужасный и ужасающий, страшный и потрясающий.

Почему это так? На протяжении всей этой истории мы так и не выяснили, что вызывает эти сильнейшие ощущения. Мы нуждаемся в них, чтобы выжить, нам нужны страхи, ужасы чтобы понимать наш размер, наши слабости. Но с другой стороны избегать их тоже хорошо.

Дрожь это физическое напоминание того, что мир не ясный и полон двусмысленности, но мы-то хитрые, всегда пытаемся обо всем узнать.

Обнаружили в тексте ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.

На лекции доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ Илья Плужников рассказал о том, как образ хрущевки связан со страхом смерти, почему дети рассказывают друг другу страшилки и в чем польза тревожных ощущений с точки зрения биологии. T&P взяли у психолога , а теперь публикуют основные тезисы лекции.

В страхах современного человека ничего современного нет. Большинство страхов мы приобрели в ходе эволюции. Важно понять суть страха. Не его понятие в словаре, то, какие мысли и ощущения сопровождают человека, когда он его чувствует. Важно, что страх сопровождают мысли, что «со мной сейчас может произойти нечто плохое». Сильный страх или ужас - это не то, «что может что-то произойти», а «уже сейчас со мной происходит что-то плохое». Когда вы идете по тропинке куда-то, и вам на вам на встречу выпрыгивает тигр, то у вас возникает страх, в этот момент ваш мозг анализирует, какова вероятность того, что животное на вас нападет и какой причинит вам вред. Если тигр уже на вас напал и разрывает ваше тело на части, то в этот момент вы испытываете ужас, для вас это уже актуальное переживание.

Страх - это эмоция, у которой есть объект. Когда речь идет о том, что мы боимся чего-то вообще, то мы говорим о тревоге. Фрейд выделял несколько видов тревоги:

Angst - «со мной может произойти много плохих вещей, я не знаю каких». Это то, что в психиатрии называется флотирующая, свободноплавающая, беспредметная тревога. Она переживается не на эмоциональном уровне, а на физиологическом - тяжесть в груди, нервная дрожь, путанные мысли, «мясорубка в груди».

Anxiety - «со мной может произойти нечто плохое, я не знаю что». То есть не все подряд, а человек выделяет для себя какой-то блок опасностей.

Страх имеет один вектор - вектор предмета, а тревога два вектора - «вперед» и «назад». «Тревога вперед» - это когда человек боится, что завтра что-то случится с ним плохое. «Тревога назад» - это когда уже было сделано что-то в прошлом, и человек думает, что это обязательно приведет к каким-то негативным последствиям, и изменить уже ничего нельзя. «Тревогу назад» сопровождают мысли: «Зачем я это сделал вчера?», «Как я теперь приду на работу?», «Как на меня будут смотреть люди?». Эта умственная жвачка участвует в развитии психических и психосоматических расстройств, например, бессонницы. Постоянный наплыв мыслей мешает заснуть, так как мозг человека в состоянии тревоги возбужден.

Психологические функции страха

Первая функция - оценочная. Как только как мы попадаем в ситуацию, которую мы не может оценить с помощью разума, так как нам не достаточно информации, мы подключаем эмоции. Например, мы идем по темному лесу через кладбище и что-то где-то шевельнулось. В этой ситуации нам выгоднее испытать страх и предпринять какие-то меры, потому что вероятность того, что выползет змея, очень высока.

Когда мозг с помощью страха оценил ситуацию, как опасную, включается следующие функции - защитная и мобилизующая. Страх как базовая эмоция облагает вегетативным фоном - наши зрачки расширяются и мы начинаем лучше видеть в темноте, острее слышать, головной мозг активируется, начинается выброс адреналина в крови… Все это помогает человеку быстрее отпрыгнуть от змеи или напасть на нее самому, тем самым спасти себе жизнь.

И последняя функция организации. Адекватная реакция на страх помогает человеку адаптироваться к окружающей среде, но если соотношение стимула и реакции - неравнозначные (по кладбищу пробежала маленькая ящерка, а человек взял осиновый кол и со страху начал громить надгробия), то это, наоборот, приводит к дезадаптации. Таким образом функция организации отделает нормальный страх и тревогу от их патологических форм.

Основные типы страхов

Биологические страхи

Это страхи свойственны как человеку, так и животному. Они выработались в ходе эволюции и адаптируют нас к биологическим сигналам. К ним относится страх боли, крови, темноты, некоторых животных, страх неожиданности и все реакции испуга. Об этих страхах сегодня мы говорить подробно не будем, а больше внимания уделим именно человеческим страхам.

Индивидуальные страхи

Психотические страхи. Психоаналитическая модель говорит, что все проблемы идут из детства, то есть страхи взрослого человека - это проблемы ребенка, и нужно просто выяснить, в каком возрасте они зародились. Больные психозом, шизофренией, паранойей, с точки зрения психоанализа, откатываются во время приступа болезни на самые ранние возрастные этапы, когда они еще сами не могли идентифицировать себя, как отдельного человека. Это возраст ребенка от рождения до полугода примерно. Пока нет дифференциации, ребенок не может понять что и откуда приходит в его жизнь. Мать дает ему грудь, и это для него рай. Когда мать убирает грудь, ребенок гневается, злиться и может даже кусать ее.

Психоаналитики объясняют: маленькие дети не понимают, что это одна и та же грудь дает молоко и не дает молоко. Детям кажется, что это две разные груди, и дальше они начинают думать, что вот та плохая грудь, которая не дает молоко, может его преследовать и даже скушать. Страхи поглощения, расчленения, деструкции - самые ранние, базовые страхи. Именно к ним обычно апеллируют фильмы ужасов.

Страхи рефлексировались в мировой культуре еще до психоаналитиков. Существуют культурные механизмы их переживания. Искусство моделирует страшные ситуации в комфортной среде, зрители смотрят на них со стороны, и таким образом эти страхи изгоняются.

Сказка «Колобок» помогает справиться ребенку со страхом расчленения. Она рассчитана на самых маленьких детей, которые только что вышли из стадии психотического страха. Суть ее такова: если будешь плохо себя вести, уйдешь от бабушки и дедушки, то ты сможешь обмануть какую-то группу людей, но тебе все равно в определенный момент встретится кто-то, кого ты обмануть не сможешь… Что тогда с тобой будет? Будет то, чего ты боишься больше всего - поглощение и расчленение. Слушая эту сказку, ребенок перерабатывает свои страхи на интеллектуальном уровне, и внутренний накал его напряжения на эту тему постепенно затухает.

По такому же принципу существуют все лагерные страшилки про черную руку на черной стене. Когда дети попадают в лагерь, где они отделены от родителей, они скучают по ним, им плохо, и тогда они объединяются, чтобы пережить страх быть оставленными. Они рассказывают друг другу всякие ужасы, и тем самым достигают катарсиса.

Пограничные страхи. Ребенок растет и понимает, что он существует отдельно от матери, физически и психологически зависим от нее, потому что она дает ему тепло, любовь, заботу. У него появляется страх, что произойдет разрыв этой зависимости - это боязнь разлуки, сепарации, потери объекта, к которому ты привязан, страх остаться одному. Эти переживания характерны для пациентов с пограничным расстройством личности. Есть сказки, которые как раз играют на этих переживания: «Мальчик с пальчик», «Гензель и Гретель» и «Морозко», где отец насильно отвозит девушку в лес и оставляет там замерзать.

Невротические страхи. У взрослых детей, которые входят в этап Эдипового комплекса, появляется кастрационная тревога. Фрейду использовал сравнение с древнегреческим мифом, согласно которому ребенок должен убить отца и жениться на матери, но одновременно ребенок боится, что отец успеет кастрировать его раньше, и тогда он не сможет жениться на матери. Во взрослом возрасте этот внутренний конфликт выражается в страхе позора, унижения, потери статуса и престижа.

К этому моменту ребенок уже прошел стадию зависимости от матери, начал от нее отделяться и становиться собой. Из-за этого у него появляется страх - не быть собой, не стать самостоятельным существом и превратиться во что-то монотонное, серое и не имеющее индивидуальности.

В авторской сказке Карло Гоцци «Принцесса Турандот» девушка загадывает мужчинам загадки, а, если они их не отгадывают, то им отрубают головы. Здесь заложена простая логика: если мужчина дурак, то женщина им будет манипулировать. Все сказки, в которых герой должен пройти определенные испытания, как раз эксплуатируют страх потери себя или унижения. В русских сказах справиться со сложными испытаниями (вроде «пойди туда, не знаю куда, принести то, не знаю, что») помогает волшебство. Например, приходит Царевна-лягушка и помогает все сделать. В западных сказках проблемы так просто не решаются, героям приходится самим прилагать усилия.

Надиндивидуальные страхи

Экзистенциальные страхи. Сюда входит страх смерти. Доказано, что человек - единственное млекопитающее, которое знает, что оно умрет, и факт этого знания вызывает экзистенциальную тревогу.

Любые попытки предсказать вероятность смерти обречены. Факторы риска просчитать нельзя: можно не пить, не курить, заниматься спортом, думать позитивно, не переходить дорогу, не ездить на самолетах и не спускаться в метро, но в любой момент в организме может разорваться аневризма, и наступит смерть. Страх смерти актуализируется в рамках ипохондрии и панических атак. У здорового человека он всегда присутствует, но редко выходит на первый план.

Есть культуры, где смерть не признается, Например, при коммунизме смерти не должно было быть, так как коммунизм даровал людям мечту вечной жизни. Хрущевки были устроены так, что гроб было вынести из квартиры нельзя. Можете это проверить. Сама квартира давала человеку негласный посыл: если ты умрешь, то твой гроб можно будет выкинуть из окна.

В европейской культуре не должно быть старости. Европейцы в глубине души мечтают, чтобы стариков собирали, сажали на плот, и они отплывали бы в долину смерти. За этим стоит феномен Дориана Грея - культ личности и индивидуальной красоты определяет всю жизнь человека. Мы не производим какой-либо продукт, а только занимаемся телом, «звездим», ходим в SPA, фитнес-центры. Вся наша жизнь концентрируется на красоте тела и сохранении его в первозданном виде. Самый комический вариант этого феномена - когда мужчины в возрасте пятидесяти лет и старше носят спортивную подростковую одежду, катаются на роликах, красят волосы в яркие цвета и считают это нормальным.

Помимо страха смерти мы испытываем страх жизни и принятия решений. Многие решают, что им страшно идти вперед, поэтому они стоят на месте и даже стремятся назад в прошлое. Феномен ностальгии в России очень развит: пиво «Жигули», «Советское шампанское», передача «Старые песни о главном», шоколадка «Аленка», канал «Ностальгия», радио «Ретро FM»… Идея тут такая: «Мы не хотим думать, как нам развиваться и куда идти. Мы хотим назад. Туда, где у всех была одинаковая заработная плата. Да, в магазинах было всего два вида сыра, но там не было гомосексуалистов, хипстеров, а вообще был порядок и закон. Все, что связано с негативными чертами этого времени мы будет игнорировать и будем понимать только хорошее». Понятно, что ни к чему хорошему такая логика не ведет.

Cоциальные страхи. Мы все подсели на социальный наркотик - страх одиночества. Кто-то спасается от него в личном общении, кто-то через соцсети. Но есть загвоздка: мы хотим, чтобы рядом с нами кто-то был, но мы не хотим, чтобы это были Другие, так как мы их боимся. Люди хотят, чтобы в их жизни не было мигрантов, геев, исламистов и инвалидов. В то же время это желание противоречит главному закону эволюции - необходимости разнообразия популяции. С эволюционной точки зрения, механизм глобализации оправдан.

В заключение скажу, что рецепт спасения от страхов один: принять то, что смысла в жизни нет, что в любой момент мы можем умереть или остаться в полном одиночестве, так как все наши близкие и друзья могут погибнуть или отказаться от нас, вне зависимости от того, как мы будем себя вести.

| | | | ( , ) | () | | Вконтакте | | | | |

Что пишут люди, которые страдают проявлениями страха без всякой видимой причины:

Часто испытываю беспричинный страх. Бывает сижу читаю книгу, слушаю музыку, смотрю фильм, делаю что-то по дому или же вообще ничего не делаю, и тут вдруг на меня накатывает страшный ужас, животный страх. Я даже не понимаю, чего я боюсь, просто дико страшно и всё.

Внутри всё сжимается. Тело словно парализует. Холодеют руки. Хочется куда-то бежать. По своей воле выйти из этого дикого состояния невозможно.

Однако страх проходит со временем. Иногда быстрее, иногда медленнее.

Если у вас случались такие состояния, то вы понимаете о чём идёт речь.

Когда такой человек идёт за советом к другу, родственнику, то часто слышит, что это смешно, что ты уже не маленький, чтобы бояться. Типа возьми себя в руки, будь мужиком.

Трудно объяснить другому человеку природу этих страхов. Всё кажется несерьёзным. Взрослый человек, а готов бежать по улице и кричать: Караул, умираю, спасите!!!

Однако для психотерапевта это не является загадкой. Когда кто-то ко мне обращается с подобными проблемами - я помогаю ему. Вы можете уже сейчас написать мне .

Что же происходит?

Взрослый человек чего-то боится. И выглядит это далеко не смешным, т.к. единственное, что может так пугать человека - это страх смерти.

Тем не менее это скрытый страх смерти, неосознанный, имеющий длинную цепочку, которую человек проследить не может.

Человек лишь видит результат - страх. Но не может понять откуда он тянется, чего он боится.

Но главное, что я должен сказать, важно понять природу страха. И этот страх внутренний. Человек сам долгое время создавал модели каких-то страшных ситуаций, жил в напряжении и вот психика начала сдавать сбои.

В нормальном режиме у нормальных людей страх смерти случается там, где действительно присутствует опасность смерти. Допустим на войне, где стреляют, в уличной драке, при землетрясении, цунами и т.д.

Но в случае человека мнительного, депрессивного все эти ужасы создаются внутри его самого, в его сознании. И он начинает бояться того, чего на самом деле не существует. Вот в чём дело.

И если с обычным человеком за всю жизнь может вообще никогда ничего смертельно угрожающего не случиться, то тревожный человек в своём сознании переживает все эти возможные ситуации, которые с ним могут случиться, каждый день.

Никакая здоровая психика здесь не выдержит. Рано или поздно это начнёт выливаться куда-то, потому что жит ьв таком постоянном напряжении невозможно, природа всё так устроила, что это должно быть куда-то направлено, иначе как в компьютере, всё начнёт перегорать. А природа этого допустить не может.

Поэтому и существует механизм сброса этого напряжения через подобные страхи.

Любое копирование материалов сайта запрещено!

В буквальном переводе называются – «страх» и «ужас», кто-то даже считает это чересчур драматичным. Однако они были названы так, потому, что в греческой мифологии так звали сыновей бога войны Марса. Наиболее замечательной особенностью этих спутников – невероятно малое расстояние до планеты и очень короткий период вращения вокруг нее. К примеру, первый спутник Марса расположен на расстоянии около десяти тысяч км от центра планеты, а от ее поверхности всего лишь на шесть тысяч км. Это в шестьдесят пять раз ближе того расстояния, на котором находится Луна от Земли. Второй спутник «красной планеты » отдален от нее на двадцать три тысячи км. Для Фобоса время полного обращения вокруг Марса занимает семь с половиной часов, а для Деймоса - около тридцати часов. Удивительно, что эти числа практически отличаются от тех чисел, которые привел в своем фантастическом рассказе английский писатель Свифт, поведавший миру о путешествиях Гулливера. В повествовании Свифта, его герой в одном из приключений попадает в страну астрономов, которые далеко опередили своих английских коллег. Так, они знают о существовании спутников Марса и, более, того, расстояние, которое они обозначили, совпало с тем, которое фактически установили ученые много лет спустя. До сих пор остается загадкой, на что опирался английский фантаст в своем невероятно точном прогнозе.

Первый спутник Марса, носящий название Фобос, вращается вокруг планеты гораздо быстрее, чем вращается она сама. С ее поверхности движение спутника выглядит достаточно непривычно: часто случается, что спутник успевает появиться на «небосводе» два раза за одну ночь, при этом с невероятной быстротой меняется его вид, поскольку от «новолуния» до «полнолуния» проходит не более четырех часов. Достаточно необычно движется и его «брат» Деймос. Правда, он восходит с другой стороны, однако «поднимается» гораздо медленнее. Его полное обращение занимает пять суток, а он сам и за это время осуществляет полную смену фаз четыре раза. Открытие «сыновей» Марса произошло достаточно «поздно» ввиду их чрезвычайно малого размера. Хоть сейчас уже известно, что они оба обладают неправильной формой, но все, же в телескоп на фоне яркого Марса заметить их невероятно трудно. Наблюдения ученых за движением этих небесных тел выявили интересную особенность одного из них: орбитальный период Фобоса понемногу уменьшается. В свое время в связи с этим была выдвинута экстравагантная гипотеза, что движение данного спутника тормозится атмосферой планеты, что возможно лишь в том случае, если спутник пустой внутри. Многие ученые в тот момент считали, что спутники Марса созданы искусственно.