Возрастное развитие психики. Стадии развития психики

Психическое развитие - процесс накопления количественных и качественных прогрессивных изменений психики, обусловливающие формирование личности

Таким образом, психическое развитие является процессом, так как имеет динамический характер - начавшись еще до рождения ребенка, разворачивается и продолжается, по мнению большинства ученых, вся жизнь человека. В ходе психически ого развития происходит накопление количественных и качественных преобразований психики, обеспечивающих формирование и функционирование личности.

  • 1) противоречия как основа психического развития. В основе психического развития, как и любого другого, лежат противоречия, которые бывают внутренними (между составляющими психики самого индивида) и внешними (между индивидом и социумом) Между этими видами противоречий существует устойчивую взаимосвязь, внешние являются первичными, возникающими вследствие контактов индивида с социумом, однако именно эти противоречия трансформируются во внутренние, активизируя человека к действиям и предопределяя прогресс психики
  • 2) непрерывность психического развития
  • 3) дискретность - распределение онтогенеза человека на отдельные возрастные периоды со спецификой психического развития в каждом Распределение этот условный, так как, хотя границы возрастных периодов и определены учеными четко, но психика переходит от одного периода к другому постепенно;
  • 4) необратимость. Те прогрессивные изменения, которые сформировались вследствие психического развития, уже не исчезают, а остаются достоянием личности и влияют на дальнейшее психическое функционирование Регрессивные т тенденции можно заметить лишь как отдельные формы защитного поведения человека, которые исследовались З. Фрейдомом;
  • 5) взаимосвязь психического с другими направлениями развития - физическим, социальным, физиологическим
  • 6) неравномерность
  • 7) переход от низших психических структур в высшие
  • 8) спиралевидный характер развития психики. Признание прогрессивной направленности онтогенеза человеческой психики как переходов от менее к более
  • 9) взаимосвязь количественных и качественных изменений психики. Психическое развитие человека есть процесс, в котором количественные накопления психических функций вызывают качественные преобразования, обеспечивая формирование качественной них психических новообразований При этом психические процессы и свойства ребенка носят в основном качественные различия в психики взрослых;
  • 10) планомерность и преемственность психического развития. Планомерность становления личности проявляется через систематический, упорядоченный характер психических изменений, которые являются стойкими во времени и независимыми е ид вариативных факторов (вроде настроения, внешности человека) Преемственность психического развития имеет место как взаимосвязь предыдущих и перспективных, будущих психических изменений в общей динамикой эти становления личности, наслоения новообразований психики на ее предыдущие прогрессивные проявления.

Различают несколько видов психического развития: филогенетическое, онтогенетическое, функциональное:

  • 1. Филогенез психики -- становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества.
  • 2. Онтогенез психики -- формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида.
  • 3. Функционалгенез, функциональное развитие психики -- развитие психических функций; возникновение нового уровня решения интеллектуальных, перцептивных, мнемических и других задач, процесс овладения новыми умственными действиями, понятиями и образами. Функционалгенез психики -- составная часть онтогенетического становления психических процессов человека.

Различают также нормативное психическое развитие и индивидуальное. Нормативность развития предполагает, что речь идет об общем, присущем большинству людей данного возраста характере изменений. В некоторых случаях о норме говорят как об идеале, наивысшем из возможных уровне психологического, личностного развития. Индивидуальное развитие связано с вариативностью нормы, с выявлением уникальности личности, с указанием на своеобразие некоторых ее способностей.

Психология как наука изучает психику человека (специальная отрасль психологии - зоопсихология изучает психику животных).

Психика - это отражение предметов и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию мозга.

Психологическая наука исследует закономерности возникновения, развития и формирования психических явлений

Известны три основные формы психических явлений:
- психические процессы (ощущения, восприятие, память, мышление и др.);
- психические состояния (активность, бодрость, пассивность, усталость и др.);
- психические свойства личности (характер, темперамент, способности и др.).

Все формы психических явлений взаимосвязаны между собой и переходят одна в другую. Например, такой довольно сложный психический процесс, как наблюдение, в зависимости от объекта и условий наблюдения, может вызвать состояние усталости и пассивности или возбуждения и активности. Если сотруднику по характеру его деятельности приходится систематически наблюдать, то различные психические состояния, связанные с процессом наблюдения, объединяются в одно целое, обобщаются и становятся относительно устойчивым психическим свойством его личности, которое называется наблюдательностью. Это психическое свойство, в свою очередь, влияет на психические состояния человека и при определенных условиях тормозит его чрезмерную возбуждаемость, мобилизует силы на преодоление усталости, растерянности, отвлекаемости и т. д. Воздействуя на психические состояния, наблюдательность как свойство личности работника оказывает влияние на его психические процессы. Она помогает мобилизовать внимание, активизировать память, организовать мыслительные операции и т. п.

Так же обстоит дело, например, с процессом мышления, с состояниями, которые связаны с ним, и свойствами, выступающими в виде глубокомыслия, сообразительности, осмотрительности и т. п. При активном выполнении сотрудником служебных обязанностей мобилизуются и совершенствуются его психические состояния, формируются такие личные психические свойства, как трудолюбие, исполнительность, старательность, добросовестность и т. п. Эти, как и все другие свойства личности, накладывают отпечаток на психические состояния и процессы.

Во всех формах психических явлений выступают в неразрывном единстве ум, чувства и воля человека вместе с его потребностями. Например, даже в таком относительно простом психическом процессе, как ощущение, могут иметь место осознание и оценка предмета, воздействующего на соответствующий орган, переживание, вызванное раздражением, и регуляция практических действий. С еще большей очевидностью выступает единство человеческой психики в более сложных формах ее проявления.

Эта связь психических явлений в той или иной мере знакома каждому человеку, поскольку он встречается с умом, чувствами, характером и другими психическими особенностями людей, с которыми ежедневно вступает в определенные жизненные отношения. Каждый из нас может также отдать себе отчет в своих личных психологических особенностях (внимании, памяти, способностях, речи и т. д.).

Знания бывают стихийно приобретенными и научными. Объем и качество приобретенных знаний о психике, то есть знаний эмпирических, ограничиваются индивидуальным опытом человека. Научные же знания обобщают закономерности психической деятельности человека. Такие знания отличаются от эмпирических, так же как, например, знание законов баллистики отличается от знания того, что брошенный камень обязательно упадет на землю, а не устремится вверх.

Для того чтобы руководитель мог успешно влиять на психику своих сотрудников с целью ее развития, ему необходимо опираться не только на индивидуальный опыт, приобретенный в процессе работы с людьми, но и на знание научных данных психологии.

Психика - общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии. Различают два основных философских подхода к пониманию природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое.

Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).

В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы друг к другу и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.

Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею. Есть данные, свидетельствующие о том, что уже простейшим живым существам – одноклеточным – свойственны близкие к психике явления, а именно: способность к реагированию на изменения внутренних состояний и внешнюю активность на биологически значимые раздражители, а также память и способность к элементарному научению через пластичные, приспособительные изменения поведения.

В представлениях материалистов психические явления возникли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь. Поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, уже на уровне более сложно организованных живых существ, к ним добавились чувствительность и готовность к научению.

Первые признаки жизни на Земле появились 2-3 миллиарда лет назад, сначала в виде постепенно усложняющихся химических, органических соединений, а затем и простейших живых клеток. Они положили начало биологической эволюции, связанной со свойственной живому способностью к развитию, размножению, воспроизводству и передаче приобретенных, генетически закрепленных свойств по наследству.

Позднее, в процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством. Это - нервная система. По мере ее усложнения и совершенствования (обособление от других тканей и органов, выделение и дифференциация ганглиозных структур, оформление головного мозга, появление и развитие коры головного мозга, сначала древней, а затем старой и новой, усложнение связей между центральной нервной системой и другими органами тела) шло развитие форм поведения (деятельности) и наслоение (иерархизация) уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, сознание, рефлексия.

Улучшение структуры и функций нервной системы послужило основным источником развития психики. Механизм данного процесса, по-видимому, тот же самый, с помощью которого описывается и представляется эволюция живых существ: приобретение организмом новых свойств и органов в результате изменений, происходящих в генотипе; приспособление к среде и выживание тех существ, чьи органы (старые и вновь приобретенные в результате мутаций) оказались наиболее полезными с точки зрения жизнеобеспечения, выживания и адаптации.

Важным стимулом к развитию явилось усложнение самих условий жизни, которое требовало изменения строения организма, появления способности отражать мир, лучше ориентироваться в нем. Можно сказать, что первопричиной совершенствования психики явилась сама действительность: она потребовала, чтобы у живых существ появилась сложная нервная система и высшие уровни психического отражения. Такова общая точка зрения на происхождение и развитие психики, разделяемая материалистами.

Ученые, склонные к идеалистической философии, представляют дело иначе. Согласно их мнению, психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно. Так же как в преобразовании со временем материального можно выделить низшие и высшие формы (потому такое преобразование называется развитием), в эволюции идеального (психического) можно отметить свои элементарные и простейшие формы, определить собственные законы и движущие силы развития.

В материалистическом понимании психика как бы внезапно появляется на определенном этапе развития живой материи, и в этом состоит слабость материалистической точки зрения. Она сталкивается со многими трудноразрешимыми вопросами, когда дело доходит до объяснения связей и зависимостей психического от материального. Это - психофизиологическая проблема, суть которой состоит в объяснении зависимости друг от друга психических и физиологических процессов. Это также определение анатомо-физиологического субстрата таких идеальных явлений, как личностный смысл и значение языковых форм, разум и сознание, воля и рефлексия и др.
Вместе с тем имеется множество фактов, которые определенно свидетельствуют о зависимости, существующей между мозговыми и психологическими процессами (подробнее речь об этом пойдет в следующей лекции), материальными и идеальными состояниями. Это говорит о прочных связях между идеальным и материальным, и является сильным аргументом в пользу материализма, но, конечно, не есть доказательство того, что развитие материального причинно обусловливает появление и формирование идеального.

С другой стороны, идеализм, утверждая независимость идеального от материального, казалось бы, обходит эти проблемы, но также оказывается в тупике, когда необходимо научно объяснить факты, на которые опирается материалистическая точка зрения. В первую очередь это относится к очевидным свидетельствам, накопленным современной биологией, медициной, психологией и психофизиологией, о зависимости между психическими процессами, физическими состояниями человека и работой его мозга.

Данная коллизия привела к тому, что ни одной из обсуждаемых философских позиций не удалось достаточно убедительно одержать верх над другой. Но, к счастью, психология как конкретная наука, добывающая факты, строящая на их базе свои теории и объясняющая поведение человека, а не только его психические явления, вполне может существовать и развиваться дальше, не дожидаясь окончательного решения указанной философской проблемы.
Живая клетка как первая форма жизни возникла вследствие "мутации", произошедшей с психической энергией, ее внезапного, взрывоподобного перехода в новое, более совершенное состояние. Дальнейшее развитие психического происходило уже в связи с появлением у животных нервной системы. В недрах ее постепенно накапливалась психическая энергия, порождающая внутреннее напряжение, которое на уровне человека привело к возникновению нового эволюционного скачка - мысли и сознания.

Нервная система состоит из клеток. Нервные клетки помимо тела имеют отростки. Более короткие и обычно ветвящиеся отростки нервной клетки называются дендритами. Один более длинный, который по своему пути также может давать ответвления, называется нейритом. Длина нейрита может достигать нескольких десятков сантиметров, в то время как тело клетки имеет обычно величину 0,005-0,05 мм. Нервная клетка с ее отростками представляет собой морфологическую единицу нервной системы, называемую нейроном.

Различают периферическую и центральную нервные системы.

Периферическая нервная система - это нервные клетки и нервные окончания, расположенные в органах чувств, мышцах, железах и во внутренних органах. Нервы представляют собой пучки невритов, заключенные в оболочки. По одним нервам возбуждение идет от периферии к центральной нервной системе. Это чувствительные нервные волокна и нервы, называемые центростремительными, или афферентными (аффераре - по-латыни "приносить"). По другим - центробежным, или эфферентным (эффераре - по-латыни "уносить"), нервам нервное возбуждение передается из центральной нервной системы на периферию: к мышцам (двигательные нервы) и к железам (секреторные нервы).

Центральная нервная система состоит из спинного, промежуточного и головного мозга, в котором различают серое вещество (скопление тел нервных клеток) и белое вещество (нервные волокна, соединяющие одни клетки и их группы с другими).

Спинной, промежуточный и головной мозг покрыт мозговыми оболочками и заключен в костные покровы - позвоночный столб и черепную коробку, также выстланные особыми оболочками и наполненные жидкостью, в которой мозг как бы плавает. Такая гидравлическая подушка предохраняет центральную нервную систему от ушибов.

Живой организм беспрерывно взаимодействует с окружающей средой. Эволюция организма, начиная от простейшего живого существа типа вируса и кончая человеком - это и есть развитие форм такого взаимодействия. По мысли И. М. Сеченова, "организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен; поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него".

Без понимания изменений среды и ее влияния на организм нельзя понять развитие психики человека ни в ее филогенезе (развитии в течение жизни многих поколений), то есть развитие человека из животного мира, ни в ее онтогенезе (развитии индивидуума одного поколения), то есть развитие личности человека.

Дальнейшее развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства исследования окружающего мира, изобретению и широкому использованию знаковых систем. У человека наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые ему даны от природы, возникают и высшие.

Ускоренному психическому развитию людей способствовали три основные достижения человечества: изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры и возникновение языка и речи.

С помощью орудий труда человек получил возможность воздействовать на природу и глубже ее познавать. Первые такие орудия - топор, нож, молоток - одновременно служили и той и другой цели. Человек изготавливал предметы домашнего обихода и изучал свойства мира, не данные непосредственно органам чувств.

Совершенствование орудий и выполняемых с их помощью трудовых операций вело, в свою очередь, к преобразованию и улучшению функций руки, благодаря чему она превратилась со временем в самое тонкое и точное из всех орудий трудовой деятельности. На примере руки учился познавать действительность глаз человека, она же способствовала развитию мышления и создавала основные творения человеческого духа. С расширением знаний о мире возрастали возможности человека, он приобретал способность быть независимым от природы и по разумению изменять свою собственную природу (имеются в виду человеческое поведение и психика).

Создаваемые людьми многих поколений предметы материальной и духовной культуры не пропадали бесследно, а передавались и воспроизводились из поколения в поколение, совершенствуясь. Новому поколению людей не было необходимости изобретать их заново, достаточно было обучиться пользоваться ими с помощью других людей, уже умеющих это делать.

Изменился механизм передачи способностей, знаний, умений и навыков по наследству. Теперь не нужно было менять генетический аппарат, анатомию и физиологию организма для того, чтобы подняться на новую ступень психологического и поведенческого развития. Достаточно было, имея гибкий с рождения мозг, подходящий анатомо-физиологический аппарат, научиться по-человечески пользоваться созданными предыдущими поколениями предметами материальной и духовной культуры. Человек вышел за пределы своей биологической ограниченности и открыл для себя путь к практически безграничному совершенствованию.

Так постепенно ускоряясь, из века в век совершенствовались творческие способности людей, расширялись и углублялись их знания о мире, все выше поднимая человека над всем остальным животным миром. Со временем человек придумал и усовершенствовал множество вещей, не имеющих аналогов в природе. Они стали служить ему для удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей и одновременно выступали в качестве источника для развития человеческих способностей.

Но самым, пожалуй, значительным изобретением человечества, оказавшим ни с чем не сравнимое влияние на развитие людей, стали знаковые системы. Они дали толчок для развития математики, инженерии, науки, искусства, других областей человеческой деятельности. Появление буквенной символики привело к возможности записи, хранения и воспроизведения информации. Отпала необходимость держать ее в голове отдельного человека, исчезла опасность безвозвратной утраты из-за потери памяти или ухода хранителя информации из жизни.

Знаковые системы, особенно речь, с самого начала их использования людьми стали действенным средством влияния человека на самого себя, управления своим восприятием, вниманием, памятью, другими познавательными процессами. Наряду с первой, данной человеку от природы, сигнальной системой (И. П. Павлов), которая представляла собой органы чувств, человек получил вторую сигнальную систему, выраженную в слове. Обладая известными людям значениями, слова стали оказывать на их психологию и поведение такое же воздействие, как и замещаемые ими предметы, а иногда даже большее, если они обозначали явления и предметы, которые трудно представить (абстрактные понятия). Вторая сигнальная система стала мощным средством самоуправления и саморегуляции человека. Практически все психические процессы человека вследствие использования речи для управления ими вышли за пределы своей природной ограниченности, получили возможность дальнейшего, потенциально безграничного совершенствования.

Психика, как уже отмечалось, представляет собой отражение объективной действительности. Но это особое отражение. Оно коренным образом отличается как от физического (зеркального, акустического, радиолокационного и др.), так и от биологического (например раздражимости).
В результате отражения у человека создается субъективный образ объективной действительности, то есть внутренний мир. Возникает и развивается психика в процессе практической деятельности человека под влиянием объективно складывающихся отношений с окружающим миром. Таким образом, психика как отражение объективной действительности отличается от всех других форм отражения тем, что она возникает, осуществляется и совершенствуется в процессе практической деятельности человека и оказывает на нее обратное организующее влияние. Это выражается в том, что человек на основе личного опыта учитывает различные обстоятельства, планирует и проектирует свои отношения с окружающей средой.
Следующее, чем характеризуется психика, в отличие от всех других форм отражения, заключается в том, что она неотделима от человека и оказывает влияние на всю его жизнедеятельность. Ведь человеку далеко не безразлично, что и как отражать. Отражая ту или иную часть действительности, человек испытывает на себе ее воздействие, так или иначе к ней относится и в зависимости от силы и содержания этого воздействия в организме происходят различные физиологические изменения. Человек может покраснеть или побледнеть, дышать свободно или с трудом и даже в необычно короткое время поседеть и т. п.

Психика, в отличие от всех других форм отражения, характеризуется еще и тем, что она является познанием не только внешней стороны предметов и явлений объективной действительности. Психика человека - это отражение причинно-следственных связей и отношений, то есть закономерностей существования различных сторон и особенностей окружающего мира.

Благодаря этому человек познает не только то, что объективно существует. Он может отражать и то, что было и чего в настоящее время уже нет. Более того, человек отражает и то, что будет, что наступит. Благодаря этому он ставит перед собой определенные цели и в соответствии с ними планирует свои действия на будущее, предвидит и как бы забегает вперед текущего времени.

Психика во всех ее формах как отражение человеком объективной действительности по своей сущности - социальное явление, и, в отличие от психики животных, представляет собой осознанное познание. Правда, у человека есть немало моментов познавательной деятельности, которые им не всегда и не при всех условиях полностью осознаются. Это, например, смутные желания, имеющиеся, но не используемые в данный момент навыки и т. п. Однако решающим в жизнедеятельности человека является сознание.

Психика как отражение возникает и развивается в процессе практической деятельности человека. Вне деятельности, вне жизненно складывающихся общественных отношений нет человека и его психики.

Существуют различные точки зрения на сложнейший и многогранный феномен, каким является психика. Есть два различных философских подхода к пониманию и толкованию природы и проявлению психики: материалистический и идеалистический. В отечественной психологии, как правило, исходят из позиций диалектического материализма. Приведем ряд определений психики:

¦ «форма активного отражения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию» («Психологический словарь»);

¦ «существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность» («Словарь практического психолога»);

¦ «свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия)» (Р. С. Немов);

¦ «особое свойство высокоорганизованной материи … продукт деятельности, функция мозга, отражение объективного мира» (П. Я. Гальперин).

3. Психика, поведение, деятельность

Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что для живых существ в зависимости от уровня их психического развития характерно поведение различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на изменения внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Одной из важнейших проблем, которой занимается психология, является проблема генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека . Направление в науке, занимающееся исследованиями в этой области, получило название: социобиология (в США) и этология человека (в Европе). Среди ученого сообщества в настоящее время есть и сторонники этого направления, есть и его противники, так как отсутствуют убедительные, прямые доказательства непосредственной генетической детерминированности большинства видов и форм поведения человека.

Поиски ответа на вопрос, что же на самом деле зависит от среды, а что – от генотипа, начались с появления работы английского ученого Ф. Гальтона «Наследование таланта и характера» (1865). В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. развернулись исследования хромосом человека, что положило начало второму этапу разработки проблемы генетической обусловленности психики и поведения. Область науки, занимающейся исследованиями в этом направлении, называется генетикой поведения.

Все живые организмы, стоящие на более высокой ступени эволюционного развития, отличаются от организмов, стоящих на более низких ступенях, степенью активности. Жизнь во всех ее формах связана с движениями, и по мере ее развития приобретает все более совершенные формы. Активность человека может быть самой разнообразной. Кроме видов и форм, характерных для живых организмов, стоящих на более низкой эволюционной ступени, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива, это реальная связь субъекта (человека) с объектом (предметом), в которую необходимым образом включена психика.

Деятельность человека носит не только потребительский, но и продуктивный характер. Она отличается от вызванной лишь естественными потребностями активности животных тем, что порождается и потребностями в познании, творчестве, в самосовершенствовании и др.

Человеческая деятельность отличается от активности животных по формам и способам организации. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных. Такие умения и навыки приобретаются человеком в результате сознательного целенаправленного обучения.

Таким образом, главные отличия деятельности человека от активности животных можно обозначить пятью основными признаками (см. 1)-5) в табл. 3.2).

Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда является целенаправленным, а также не предполагает создания определенного продукта и часто носит пассивный характер. Деятельность же всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Если поведение, как правило, спонтанно, хаотично, то деятельность организованна, систематична.

В психологии выделяют следующие основные характеристики деятельности:

Предмет;

Средства.

Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. Мотивы деятельности человека очень разнообразны: органические, материальные, социальные, духовные и др.

Цель – это продукт деятельности. Целью может быть либо реальный физический предмет, либо знания, умения и навыки, либо результат творчества, например произведение искусства, мысль, теория.

Предмет – это то, с чем человек непосредственно имеет дело во время той или иной деятельности, например, предметом трудовой деятельности переводчика является предназначенный для перевода текст, летчика – самолет, повара – пищевые продукты, а предметом учебной деятельности студента – знания, умения и навыки.


Таблица 3.2


Средства – это те инструменты, которые использует человек во время той или иной деятельности. Чем более совершенными являются средства деятельности, тем более продуктивной и качественной становится сама деятельность.


Рис. 4. Структура деятельности (Действия – это относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему замыслу.)


Любая деятельность имеет определенную структуру (рис. 4). В психологии выделяют основные виды деятельности: общение, игра, учение и труд.

Основные свойства деятельности:

¦ предметность – свойственна в развитой форме лишь человеческой деятельности; проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, фиксированной в схемах действия, понятиях языка, ценностях, социальных ролях и нормах;

¦ субъектность – выражается в обусловленности психического образа субъекта прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, мотивами.

Деятельность имеет социальную, общественно-историческую природу и всегда носит опосредованный характер. Результатом человеческой деятельности являются какие-либо преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке.

Психика – это форма активного отображения объективнойреальности, которая возникает в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром. В поведении осуществляет регулятивную функцию. Современное понимание сущности психики разработано в трудах Выготского, Леонтьева, Лурии

Психологический словарь – Психика - общее понятие которое объединяет многие субъективные явления, изучаемые психологией. Есть два различных понимания природы и проявления психики: материалистическое и ичеалистическое. 1.Материалистическое - психические явления - это свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием самопознания. 2.идеалистическое понимание - в мире существую не одно, а два начала - материальное и идеальное. Они независимы, вечны, несводимы и невыводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.

Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи. В представлениях материалистов психические явления возникли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь. В процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, воспитанием и воспроизводством. Это нервная система. По мере ее усложнения и совершенствования, шло развитие форм поведения и наслоение уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущение, восприятие, память, мышление и тд. Улучшение структуры и функций НС. послужило основным источником развития психики. Дальнейшее развитие психики идет за счет памяти, речи, мышления, сознания и использования знаковых систем. Ускорили психическое развитие людей изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры, возникновение речи.

3)Дуалистическое понимание. Сущеовуют разные подходы к пониманию психики. 1.Психика присуща только человеку (антропопсихизм Декарт); 2.Всей природе (франц. Материализм, панпсихизм); 3.Свойство живой природы (биопсихизм); 4.Свойственна только организмам, которые имеют Н.С. (нейропсихизм Дарвин); 5)Психика только у существ с трубчатой Н.С., имеющих головной мозг (мозгопсихизм Платонов); 6)Наличие чувствительности. Критерий появления зачатков психики. Способность образовывать условные рефлексы. (Леонтьев).

Бехтерев - психика- это энергия. Леонтьев - Это свойство живых, материальных тел способных, отражать окружающий мир, это свойство высокоорганизованной материи отображать объективную реальность.

З составляющих психики : действия мозга, взаимодействие с людьми, внешний мир. Психика - особенная способность. Происхождение психики: Начала - материальное, идеальное, дуалистическое. Идеальное - Пьер де Шарден. Материальное – в результате длительной биологической эволюции материи. Концепция Фабри и Леонтьева (материальн.) 1)Стадия элементарно-сенсорной психики: а)низший уровень - простейшие многоклеточные живущие в воде. Характеризуются примитивными элементами чувствительности, развитая раздражимость, слабая двигательная активность; б)высший уровень - черви, улитки. Наличие ощущений, появление органов манипуляции (челюсти), четкая реакция на биологические раздражители. Способность к формированию элементарных рефлексов, развитая двигательная активность. Способность уходить от неблагоприятных условий среды. 2)Стадия перцептивной психики: A)низший уровень - рыбы, моллюски, насекомые. Характеристика - отражение внешней действительности в форме образов, в форме предметов. Формирование двигательных навыков; Б)высший уровень - птицы и высшие позвоночные. Характеристика - решение задач (элементарные формы мышления). Складывается определенная картина мира. Способность к научению. B)наивысший уровень (стадия интеллекта) обезьяны, собаки, дельфины. Характеристика - способность решать одну задачу разными способами. Создание орудий, способность к познанию, установление причинно-следственных связей.

Леонтьев- психика - особое свойство высокоорганизованной материи (мозг) отражать объективный мир. Бехтерев - психика - есть выражение особого напряжения энергии нервных центров. Большаков - психика - есть совокупность химических, механических, электрических, физиологических процессов, протекающих в Н.С. Это микрокосмос, где микрокосмос сжимается, собирается в своей само тождественности. Есть виртуальное сжатие природы. Субъективный образ объективного мира, что значит особое свойство высшей организованной материи.

Психика возникает только у живых тел и не у всех, а лишь у тех, кто ведет активную деятельность. А это требует активной психической деятельности. Особое свойство - не сводимость к физиологическим процессам, предвосхищение будущего. Особое свойство высокоорганизованной материи (мозга), идеальное как продукт материального органа, мозга.

Образ только в сознании (в психике), в отличие от материального. Идеальное - есть отражение материального. Отражение - представленность одной реальности (мира), в другой (в человеке). Отражая действительность, человек получает возможность выражать себя и регулировать свое поведение. Отражение не зеркально, оно пристрастно и не объективно. Человек и его психика это не две системы, это единая система. Несмотря на то, что психика субъективна, изначально она социальна. Субъект обладающий психикой творит историю. Психика как процесс и как содержание. Проблема отражения связана с деятельностью. В деятельности психическое раскрывается как система и сама деятельность образует одну из детерминант психических явлений.

Формы психического отражения. Внутренняя среда- отражается в потребностях, ощущениях, удовольствия - неудовольствия. Внешняя среда - отражается в образах и понятиях. Отражение внутренней среды - отражаются не раздражители, а их оценка. Внешнее отражение связано с побуждением к действию. Отражение внешней среды: внутреннее состояние, побуждение, движущие силы. Окружающий мир (образы): основа для ориентирования в окружающем мире.

Формы проявления психики. Структура психики: 1 Психические процессы: познавательные - ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь; эмоциональные - эмоции, чувства; волевые - механизм волевых действий, волевые качества. 2.Психические состояния: подъем, упадок, уверенность, бодрость. 3.Свойства личности: направленность (интересы, потребности, мотивы), способности, темперамент, характер. 4. Психические образования: знания, умения, навыки, привычки. Содержание психического отражения: образ, отношения, переживание, поведение, побуждение к деятельности. Функции психики отражение, регуляция поведения и деятельности, предвидение (экспектации). Уровни психического отражения : непосредственное чувственное отражение; уровень предметного восприятия: уровень абстрактно-теоретического мышления.

Происхождение и развитие психики (гипотеза Северцева ). Через способы приспособления живых организмов к изменениям условий среды: путем изменения строения и функционирования органов (общий для растений и животных); путем изменения поведения без изменения организации (только у животных и связан с развитием психики в 2х направлениях - медленное изменение форм (инстинктов) и развитие способности к научению). Леонтьев: Возникновение психики. Толчком к появлению психического отражения (чувствительности), мог послужить переход от жизни в однородной среде к сложной среде. Чувствительность появилась на базе раздражимости, а это значит, что идея отражения связей между свойствами среды. Как психика развивалась: усложнение форм поведения, совершенствовались способности к научению, усложнение форм психического отражения. Главенство деятельности в развитии психического отражения.

9. 0сновные закономерности развития психики человека и животных. Возникновение и развитие психики человека является одной из самых сложных проблем. 1. психика и среда - чем выше способы отражения, тем более освобождается данный вид животных от непосредсгвенного влияния среды. Существование живых организмов детерминировано условиями среды. 2. Психика и эволюция нервной системы - адекватность отражения зависит от строения органов чувств и н.с. Чем сложнее н.с., тем совершеннее психика. Существует разница между психикой человека и животного: разница в «языке» животных и языке человека и различия в мышлении. Животные - практическое мышление, человек - абстрактное мышление. -Человек поступает сознательно; -Человек создает и сохраняет орудия; -Различия в чувствах – сопереживание; -Развитие психики животных по законам биологической эволюции, развитие психики человека по законам исторического развития, высший уровень психики – сознание; -Роль трудовой деятельности. По Леонтьеву - не только у человека, но и у животного психика «включена» во внешнюю деятельность и зависит от нее. Всякое отражение формируется в процессе деятельности. Развитие психики – взаимодействие, представляющее собой материальный жизненный процее, процесс установления связей между организмом и средой. Проблема развития психики имеет 3 аспекта изучения : 1 .возникновение и развитие психики в животном мире. 2.возникновение и развитие психики человека. 3.развитие психики в онтогенезе человека.

Движущая сила всякого развития - борьба внутренних противоречий. Развигие психики в животном мире связано с возникновением и развитием нервной системы (головного мозга). Чувствигельность возникает на базе раздражимости, чувствительность - первое проявление психики и показатель ее возникновения, т.e. организм начинает реагировать на биологически нейтральные раздражители, лишь сигнализирующие о биологически значимых раздражителях. Важную роль играет взаимоотношение животного с окружающей средой. На стадии элементарной чувствительности -животные реагируют только на отдельные свойства предметов внешнего мира. -На стадии предметного восприятия - отражение в виде целостных образов. -Стадия интеллекта - способ решать задачи. Особенности психики животных обнаруживаются в их поведении. Выделяют врожденные (инстинкт) и приобретенные (навыки) формы поведения. Отсюда следует интеллектуальное поведение, которое является вершиной развития психики животных. Основные закономерности развития психики человека и животного. В развитии психики человека и животного много общего, хотя так считали не всегда. До сер 17 в. считали, что между человеком и животными нет ничего общего ни в анатомо-физеологическом строении, ни в поведении, ни тем более в происхождении. В 19 в. Ч. Дарвин провел исследования эмоций, внешних реакции и практического мышления. В нач. 20в. были проведены исследования индивидуальных различий темперамента среди животных. В конце 20 в. проводятся исследования, связанные с поиском идентичности в коммуникации, групповых формах поведения и механизмах научения у человека и животного. Почти все, что имеется в психологии и поведении животного передается по наследству или усваивается в стихийном процессе научения, связанным с обучением и воспитанием. За счет этого человек, достигает большего уровня развития, чем животное. Как человек, так и животное обладают общими врожденными способностями познавательного хар-ра: зрение, слух, осязание и т д., но восприятие и память взрослого чедловека отличаются от аналогичных ф-ий у животного и новорожденного. Эти различия происходят сразу по нескольким линиям: 1. Познавательные процессы человека обладают особыми качествами: восприятие - предметностью, константностью, осмысленностью; память - произвольностью и опосредованностью. Именно эчи качества приобретаются человеком при жизни и развиваются благодаря обучению. 2.Память человека более объемна. Он может запоминать, хранить и воспроизводить огромное кол-во информации, благодаря знаковым системам. 3. У человека и у животного присутствует сходство в мышлении. Оба его используют для решенич практических задач в наглядно-действенном плане. Но в наглядно-образном и словесно-логическом мышлении существует огромная разница. 4. Первичные эмоции у чел-ка и у жив-го, носят врождённый хар-ер. Однако у чел-ка есть высшие нравственные чув-ва, кот-ых нет у животных. 5. В мотивации поведения есть немало общего в чисто органических потребностях. 6. Спорным остается вопрос о потребности в общении. 7. социальные потребности можно обнаружить только у чел-ка. Таким образом, человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным oт животного. В понимании подлиной детерминации челов-го поведения необходимо принимать в рассчет природное и социальное начало.

10. Условия возникновения, структура и характеристика сознания. Возникновение сознания человека явилось качесгвенно новым этапом развития психики. Сознание - высшая, свойственная только человеку форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно- исторической деятельностью людей. его развитие обусловлено социальными условиями. Сознание человека имеет целенаправленный, активный характер. Основная предпосылка и условие возникновения сознания - развитие человеческого мозга. Становление сознания связано с общественно-трудовой деятельностью, изготовлением орудий труда, развитием речи. Структура сознания: 1.Совокупность знаний об окружающем нас мире. в структуру сознания входят познавательные процессы. 2. Различение субъекта и объекта (самосознание). 3. Обеспечивание целеполагающей деятельности человека. 4 Наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях. Внимание - сосредоточенность сознания и его направленность на что-либо. Функции сознания: 1. отражающая 2. порождающая (творческая) 3. регулятиво-оценочная 4. рефлексивная (основная). В качестве объека рефлексии может выступать: отражение мира, мышление о нем, способы регуляции поведения, сам процесс рефлексии, свое личное сознание.

Бехтерев. Сознание - есть результат огромного напряжения энергии, связываемой при соответствующих превращениях биомолекулами мозгового вещества. Зинченко выделил 2 слоя: 1.бытийное сознание включает: а)биодинамические свойства движений б)чувственные образы. 2.рефлексивное сознание включает: а)значение содержания общественного сознания б)личный смысл - это субъективное понимание отношения к ситуации.

Эпицентр сознания- собственное «Я». Сознание рождается в бытии, его отражает, его творит. Структура самосознания: самопознание; самоотношение и самооценка; саморегуляция.

Мухина Структура самосознания: -выделение себя как носителя определенного имени; -притязания на признание; -половая идентификация; -временное осознание; -осознание прав и обязанностей.

11. Взаимосвязь психического развития и деятельности. Одна из проблем в науке - проблема соотношения биологического (предпочитают биологические теории созревания) и социального (влияние внешних факторов на развитие) и психогенетическое (главный источник развития -активность человека) в плане психического развития. В советской психологии теория деятельности Леонтьева (в рамках диалектико-материалистического подхода) - бытие определяет сознание. Леонтьев ввел понятие психическая деятельность (внутренняя). Внутренняя есть производная от внешней деятельности (процесс интериоризации - преобразование внешнего во внутреннее). Леонтьев ввел понятие «ведушей деятельности - та деятельность, с которой на данном этапе связано возникновение психических новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности. Эльконин - ребенок формируется внутри системы. Деятельности, внутри которых происходит усвоение норм действий с предметами, позволяет ребенку ориентироваться в предметном мире. Деятельности: предметно-манипулятивная, учебная, общение со взрослым. Деятельность, внутри которой происходит ориентация в основных смыслах человеческой деятельности, взаимоотношения между людьми. Деятельность - общение с матерью, игра, социальное общение. Гипотеза Эльконина - учитывал закон периодичности в детском развитии, по новому объясняет содержание кризисов развития: 3 и 11 лет - кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях. 1 и 7 лет- кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей. Основные новообразования: Новорожденность - комплекс оживления, кризис новорожденности. Младенчество - в.д - эмоциональное общение, новообразование – потребность в общении. Раннее детство - в.д.- предметно-манипулятивная, новообразование – речь и наглядно-действенное мышление «Я сам». Дошкольный возраст - в.д. - ролевая игра, н.о. – стремление к общественно значимой деятельности. Младший школьный возраст – в.д. – учебная, н.о. – произвольность. Подросток - в.д - общение на познание системы отношений, н.о. – стремление к взрослости. Юность (15-17л.) - в.д. -учебно-профессиональная, нов. – мировоззрение, самосознание. Одна из проблем в науке - проблема соотношения биологического и социального в плане психического развития. 3 точки зрения: Биогенетческая - Пиаже, предпочитают биологические теории. Социогенетическая - влияние внешних факторов, классический бихевиоризм, необихевиоризм, отождествление внешних факторов и развития. Психогенетическая - активность самого человека главный источник развития. В советской психологии - теория деятельности. Леонтьев ввел термин «психическая деятельность». Ассоцианизм - сознание (образ через синтез отдельных элементов к свойствам целого). Психоанализ – бессознательное. Бихевиоризм - объективный подход к психической жизни (образ - когнитивная карта). Гештальтпсихология (психология формы) - идея целостного образа, свойства которого несводимы к сумме свойств элементов. Восприятие не сводится к сумме ощущений, свойства фигуры не опсисываются свойствами ее частей. Фи-феномен (Вертгеймер) - восприятие движения возможно в отсутствие самого движения. Гуманистическая пихология - процесс личностного роста. Маслоу - иерархия потребностей, самоактуализация. Эльконин - внутреннее есть производьное от внешней деятельности - процесс интериоризации (преобразование внешнего во внутреннее) Важно: выделение понятия «ведущей деятельности». Теория интериоризации:

1)Сформирование мотиваций к выполнению действий. 2)схемы действий. 3)выполнсние действий в материализованной форме. 4)выполнение действий в громкой речи. 5)выполнение действий в свернутой речи (проговаривание шепотом). 6)выполнение действий в скрытом внутреннем плане. (как этапы формирования ООД Гальперина – см. вопр. 38).

12. 0щущение и восприятие: общая характеристика. Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. У человека ощущение в чистом виде не представлено. Ощущение самая простая форма отражения. Классификация ощущений: 1 .Аристотель - зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, «шестое чувство». 2.Чарльз Шерингтон – способ, связанный с местоположением рецепторов. Человек существует в нескольких пространствах: A)внутренняя полость Б)внешняя полость B)полость собственного тела. Экстероцептивная чувствительность – связывает с внешним миром (слух, зрение). Интероцептивная ч. – связана с анализаторами во внутренней полости. Ощущения сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма. Пропреоцептивная чувствительность - рецепторы расположенные в мышцах и сухожилиях, обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве. Интенсивность ощущения прямо пропорциональна логарифму силе раздражителя (закон Фехнера). Пороги ощущения: 1 .Абсолютные: Нижний абсолютный порог - это минимальная величина раздражителей, при котором возможно ощущение. Верхний - максимальная величина раздражителя при котором ощущение существует в специфической форме (до боли). 2 Дифференциальный порог - это минимальное изменение величины раздражителя, при котором возможно новое ощущение. Восприятие - отражение целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на орган чувств. Виды восприятия : по модальностям (зрительное, слуховое, кинестетическое) По специфике объекта (восп. пространства, движения, времени). Свойства восприятия : 1-предметность - соотношение образа с внешним предметом. 2-целостность - фигура и фон. 3-структурность - определяет образ. 4-константность - восприятие предмета независимо от условий восприятия. 5-осмысленность - решение задачи, сознательно воспринимая предмет. 6-категориальность – у каждого предмета свое «имя». Восприятие зависит не только от раздражителя, но и от самого субъекта. в восприятии сказываются личностные особенности человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, называется «апперцепцией». Ощущение и восприятие. Общая характеристика . Ощущение - отражение свойств предметов окружающего мира, возникающие при их непосредственном воздействии на органы чувств. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих н.с. У человека ощущения в чистом виде не представлены, на них в рез-те ассоциаций строится восприятие. Все виды ощущений возникают в результате воздействия соответствующих стимулов-раздражителей на органы чувств. Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит определенное время (латентный период- происходит преобразование воздействующих стимолов в нервные импульсы, их прохождение по специф. и неспец, структурам Н.С. Пороги ощущения (количественна харак-ка). Для того, чтобы при действии раздраж-ля на органы чувств возникло ощущение, надо чтобы вызвавший его стимул достиг определенной величины. Восприятие - субъективный образ предмета, явление или процесса при их целостном воздействии на органы чувств (в отличие от ощущений идет отражение целостности предмета, а не его отдельных свойств). Ощущение - исходная форма познания, а восприятие-синтез ощущений и формируется на основе ощущений разных модалыюстей. Восприятие зависит от прошлого опыта, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, психических состояний и индивид. особ-тей чел-ка (потребностей, склонностей, интересов, мотивов, эмоц. состояний и тд). Под влиянием этих факторов создается характерная для каждого человека апперцепция, кот-я обуславливает значительные различия при восприятии одних и тех же предметов разными людьми или одним и тем же человеком.

13. Виды внимания. Роль внимания в деятельности. Внимание - это направленность (выбор) и сосредоточенность (углубление) сознания, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Направленность проявляется в избирательности. В зависимости от объекта, выделяют формы внимания: сенсорное (перцептивная, зрительная и слуховая), интеллектуальное, моторное (двигательное). Вундт : внимание - как ясное поле нашего сознания. Ясность достигается путем перехода содержания от перцептивного (смутного восприятия), в апперцептивную зону (сознание). Выделяют два вида внимания: Непроизвольное - возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека, основным условием его возникновения могут быть отличительные качества раздражителей, их новизна. Н.в. вызывают раздражители, соответствующие потребностям. Н.в. связано с общей направленностью личности. Основная функция - быстрая и правильная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший смысл. Произвольное - сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение. Развивается на основе Н.в., и как высший вид внимания сложился в процессе труда. Оно связано с сознательно поставленной целью и волей. Основная функция - активное регулирование психических процессов. Добрынин ввел понятие «послепроизвольное внимание» - когда в целенаправленной деятельности для личности значимыми и интересными становятся содержание и сам процесс деятельности, и не только ее результат. Деятельность захватывает, и человеку не требуется волевых усилий для поддержания внимания. Оно характеризуется длительной высокой сосредоточенностью, плодотворной умственной деятельностью. Свойства внимания : направленность, концентрация, селективность (избирательность), объем внимания (количество объектов, которые нах. в поле зрения), переключение – переключение сосредоточения с одного объекта на другой, распределение - одновременное сосредоточение на двух или более видах деятельности. Устойчивость - определенный уровень концентрации. Функции: 1-Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточен на том, что он делает. 2-Внимание также обеспечивает контроль и регуляцию деятельности. Мысли удерживаются в сознании, пока не завершена деятельность. 3-Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли. Внимание - сосредоточенность сознания на определенном объекте или определенной деятельности. Гальперин: внимание - это особое действие контроля над другими психическими процессами. Внимание не выступает как самостоятельный процесс. Внимание, есть действие психического процесса. Внимание - активная сторона всей психической деятельности человека. Внимание связано с волевой активностью. Внимание - необходимое условие эффективности всех видов деятельности. Ушинский подчеркивал роль внимания в обучении: «внимание - та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» (программа педагогического курса для женские учебных заведений). В учбном процессе роль играет непроизвольное внимание, особенно в начальных классах, т.к. у младших школьников слабо развита способность к произвольному сосредоточению. Ушинский К.Д.: «Сделав занимательный урок, вы можете не бояться наскучить, но не все может быть занимательным в ученье, а должны быть скучные вещи. Приучите ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что его не интересует» (в книге «Родное Слово»). Необходимо сочетать произвольное и непроизвольное внимание, опираясь на непроизвольное, воспитывать произвольное. Произвольное в. сопровождается большим напряжением. Привлечение и поддержка внимания зависят от: 1. Содержания учебного материала, от способов его подачи. Важное условие - яркое, динамичное, богатое по содержанию, доступное восприятию занятие. 2.Речь учителя; 3. Целесообразное использование наглядности, демонстрация опытов; 4. Организация и темп ведения урока; 5. Последовательная, систематическая требовательность учителя; 6. Включение в различные виды трудовой деятельности – ЛУЧШИЙ путь формирования ПВ. 7. Для поддержания слухового сосредоточения необходимо использовать зрительные опоры и внешние практические действия (например, составление плана по ходу восприятия материала). 8. Применять разнообразные формы и методы обучения. Гальперин: «Внимание - особое психологическое действие контроля» («Экспериметальное формирование внимания», 1974). Важным условием успешного осуществления учебно-воспитательного процесса является учет индивидуальных и возрастных особенностей внимания школьников. Страхов выделяет: а) действительную внимательность: б) кажущуюся внимательность, в) действительную невнимательность; г) кажущуюся невнимательность, (книга «Воспитание внимания школьников», 1958). Добрынин «Произвольное и непроизвольное внимание», 1958.

14. Понятие памяти. Общие подходы к ее классификации. Память - это условное наименование различных процессов, которые связаны с сохранением и воспроизведением информации. Основные процессы: запечатление (фиксация), сохранение (ретенция), воспроизведение, забывание материала. 1. Классификация памяти по модальности: Слуховая. Зрительная. 2. Какой материал запоминается:по характеру психической активности: двигательная (моторная) - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем, является основой для формирования различных практических и трудовых навыков. эмоцион-я - память на чувства, пережитые и сохраненные в памяти. Чувства выступают как сигналы, либо как побуждение к действию, либо удержание от него. образная - на представления, звуки, запахи, бывает зрительной, слуховой, осязательной, вкусовой. словесно-логическая - наши мысли. Не существует без языка. 3. Характеру целей деятельности: произвольная. непроизвольная - отcyтствие специальной цели запоминания. 4. По продолжительности сохранения информации: долговременная. кратковременная. оперативная - на время решения задачи. Эйдетическаяпамять - абсолютно точное запоминание образа. Виды памяти. Роль в обучении. Сохранение и последующее воспроизведение индивидом опыта называют памятью. Основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Они формируются в деятельности, определяющейся ею. Память - важнейшая характеристика всех психических процессов. Обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Основанием выделения видов памяти являются особенности деятельности, в которых осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. Основные критерии: 1) по характеру психической активности - на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память; 2) по характеру целей деятельности -на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала - на кратковременную, долговременную, оперативную. Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Является основной для формирования различных практических и трудовых навыков, например, навыков ходьбы, письма. Эмоциональная память - это память на чувства. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждение к действию, либо удерживание от него, вызвавшего в прошлом отрицательного переживания. Станиславский: «Работа над собой в творческом процессе переживания»(1954) говорил: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье, - то у вас есть эмоциональная память». Образная память - это память на представления, на картины природы и жизни, на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Эйдетическая память возникает в отсутствии предмета, характеризуется такой детализированной наглядностью, которая недоступна обычному представителю (пример, «видят отсутствующий предмет, до мельчайших подробностей). Словесно-логическая память – наши мысли. Они не сушествуют без языка. От ее развития зависит развитие остальных видов памяти. Ей принадлежит ведущая роль в усвоении знаний учащимися в процессе обучения. Непроизвольная память - запоминание и воспроизведение, в которых отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Произвольная память - когда ставится цель запомнить. Для того, чтобы тот или иной материал закрепился, он должен быть переработан субъектом. Такая переработка требует определенного времени, которое называется временем консолидации следов. Долговременная память - длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения. Кратковременная память - краткое сохранение после однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением. Оперативная память - мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда выполняется какое-либо сложное действие, например, арифметическое, то оно осуществляется по частям. Мы «удерживаем» в уме некоторые промежуточные результаты. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться (чтение, списывание). Процессы памяти: запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание материала. Непроизвольное запоминание более продуктивно у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста, постепенно теряет преимущество у учащихся средних классов и у взрослых, а произвольное запоминание становится более продуктивным. Это объясняется сложными связями между познавательными и мнемическими (специальными) действиями в процессеих формирования. 3 способа запоминания : частичный (менее рациональный), целостный, комбинированный (рациональный). Запоминание должно быть осознано, активно, иначе это приведет к механическому заучиванию. Экспериментальное обучение показало, что программный материал, организованный в специальной системе задач приводит к тому, что в соответствующей деятельности ученика материал с необходимостью повторяется каждый раз на новом уровне. Это свидетельствует о том, что знания запоминаются без заучивания. Типы: наглядно-образный, словесно-абстрактный, промежуточный.

Психика человека является одним из фундаментальных научных понятий психологии. Психика развивается и в своем развитии психика человека проходит онтогенез и филогенез. Онтогенез (от греч. ontos -- сущее, genesis - рождение, происхождение) -- процесс развития индивидуального организма, а филогенез (phyle -- род, вид, племя, genos -- происхождение) -- историческое формирование. Таким образом психика в онтогенезе повторяет достижения ее развития в филогенезе.

Всякий животный организм, в том числе человеческий, не может существовать без внешней среды. Она необходима для поддержания его жизни. Связь организма с внешней средой осуществляется с помощью нервной системы. Основным механизмом нервной деятельности живых существ является рефлекс как ответная реакция организма на раздражение внешней или внутренней среды. Как установил И.М. Сеченов, психические процессы (ощущения, мысли, чувства и т.д.) составляют неотъемлемую часть рефлексов головного мозга. Поэтому психика является внутренним, в виде психических процессов, сложным и многообразным отражением объективного мира.

С точки зрения Б. Ф. Ломова, основным признаком психики является:

  • Ш системность,
  • Ш целостность,
  • Ш нерасчлененность.

Таким образом, с учетом концепции «психической функциональной системы деятельности», предложенной В.Д. Шадриковым, психика представляет собой многоуровневую иерархию психических функциональных систем, обеспечивающих поведение разного уровня сложности.

Известно, что характеристики психических процессов и явлений не выводятся только из закономерностей мозга, реализующего эти процессы. Именно этой трудностью можно объяснить представления о независимости психического и физиологического процессов в теории психофизиологического параллелизма , согласно которой психическое и физиологическое составляют два ряда явлений, которые, звено за звеном, соответствуют друг другу, но, вместе с тем, как две параллельные линии никогда не пересекаются, не влияют друг на друга. Таким образом, предполагается наличие души, которая связана с телом, но живет по своим законам.

Теория механического тождества, напротив, утверждает, что психические процессы есть физиологические, т. е. мозг выделяет психику, мысль, подобно тому как, например, печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что психику отождествляют с нервными процессами, не видя качественных различий между ними.

Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е. психика -- это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.

Здесь мы должны обратить внимание на еще одну особенность психики человека -- психика не дается человеку в готовом виде при рождении и не развивается сама по себе, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у ребенка ничего не появляется ни в поведении, ни в психике (феномен Маугли). Таким образом, специфические человеческие качества (сознание, речь, способность к труду и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Психика человека включает, по меньшей мере, три составляющих:

внешний мир, природа, ее отражение;

полноценная деятельность мозга;

взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Обратимся к схеме, на которой показаны основные вехи эволюции психики (см. рис.).

Из рис. видно, что психическое отражение происходит последовательно, начиная от ощущений, затем восприятия, и потом с использованием интеллекта. При этом последовательно проявляются инстинкт, условный рефлекс (например, это, может быть, навык), способы поведения.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей. Во-первых, оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой. Во-вторых, сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека. В-третьих; психическое отражение углубляется и совершенствуется. На рис. показан характер взаимодействия человека с окружающим миром. Так, взаимодействия одного человека или группы людей предполагает обязательное взаимодействие, как между самими людьми, так и соответствующими орудиями труда при сильном влиянии среды.