Человек, который не спит.

Люди которые не спят.

Человек проводит во сне почти треть своей жизни. Продолжительность нормального сна составляет 6-8 часов в сутки, но возможны изменения в довольно широких границах, например сон может длиться 4-10 часов. При нарушениях сна его длительность может варьироваться от нескольких минут до нескольких суток. Норма сна, которая необходима для хорошего отдыха это 7-8 часов в сутки. Хотя в истории бывали случаи, когда люди спали гораздо меньше этой нормы и чувствовали себя прекрасно. Наполеон спал не более 4 часов в сутки, Пётр I, Шиллер, Гете, В. М. Бехтерев спали 5 часов сутки, а Эдисон спал всего 2-3 часа в сутки. Но есть люди, которые могут не спать в течении нескольких лет!

К сожалению, наука так и не смогла объяснить природу этого феномена и это не удивительно, ведь сон до сих пор является загадкой для ученых, которую они не в силах разгадать.

В результате последних исследований было установлено, что в отличие от обычных людей, которые спят в среднем 6-8 часов в сутки, люди страдающие отсутствием сна на самом деле все же спят, но их сон распределяется в течение суток малыми «порциями», от нескольких секунд до нескольких минут. Состояние умственной активности в эти моменты снижается до уровня спящего человека, однако сохраняется способность понимания происходящих событий, человек может разговаривать, отвечать или задавать вопросы, рисовать, совершать какие-то дела, при чем все это сохраняется в памяти. Другими словами человек в такие моменты не осознает, что он спит, если это вообще можно назвать сном, скорее это некое особое бодрствующее состояние при котором мозг по всем показателям напоминает мозг спящего человека.

Некоторые из людей наделенных такими феноменальными способностями впадают в легкое состояние дремоты, они как бы находятся в пограничном состоянии между сном и бодрствованием, но, тем не менее, они так же сохраняют способность связно отвечать на вопросы.

Причины, которые привели к тому, что человек перестал нуждаться во сне (во сне в его классическом понимании), могут быть самые разнообразные. Некоторые перестали спать из-за пережитого стресса – это самая распространенная причина, другие теряют сон без всяких видимых причин или в результате повреждении соответствующих участков мозга.

Но даже если рассматривать этот феномен как аномалию, как отклонение от нормальной работы организма, то у человека должны проявиться все сопутствующие признаки, а именно: раздражение, сонливость, галлюцинации, помутнение рассудка и так далее, однако ничего подобного не наблюдается.

Напомню, что лишение человека сна с давних времен считалось одной из самых изощренных пыток, в результате чего человек умирал. Наука дает промежуток времени равный 12 суткам, после которого неминуемо наступает смерть, но люди, которые не спят в течение десятков лет, несколько не вписываются в эту картину. О них и пойдет речь ниже.

Станко Дражкович, югославский крестьянин, не спал 50 лет подряд в результате серьезного потрясения. При этом сердце и легкие у него, по свидетельству врачей, были как у спортсмена, а давление как у космонавта. Он лишь иногда впадал в легкую полудрему, сидя в кресле. В этом пограничном состоянии между сном и бодрствованием он мог отвечать на вопросы, читать и писать.

Он навсегда потерял сон во время Второй мировой войны после тяжелой контузии в день своего 23-летия. И, вероятно, эта болезнь как-то отразилась на генном уровне, потому что его сын также начал страдать бессонницей после 23 лет. Однажды он пришел с тренировки сильно уставшим и прилег отдохнуть. Однако заснуть не смог и с тех пор, как и отец, постоянно находится в бодрствующем состоянии.

Отца и сына исследовали во многих европейских клиниках, однако помочь им ничем не смогли.

Станко Дражкович прожил 73 года без особых жалоб на здоровье и умер от старости, окруженный родными и близкими.

В несколько ином положении ныне находится жительница Манчестера Джоан Мур, для которой многолетняя бессонница превратилась в настоящий кошмар. Сейчас эта женщина обращает молитвы к Богу, чтобы пришла смерть, когда она сможет закрыть глаза в спокойном и бесконечном сне. Изможденная и слабая из-за своих ночных бдений, потерявшая сон 60-летняя Джоан, ожидая рассвета, проводит каждую ночь, сидя в кресле в ночной рубашке.

«В тишине и пустоте я чувствую себя единственным живым человеком на всей планете, - рассказывает Джоан. - Господь подверг меня тяжким испытаниям. О, как бы я хотела вспомнить, что значит спать».

Ее бессонный кошмар начался обычным вечером 1972 года, когда она вернулась домой после напряженного дня в школе, где работала преподавателем. В тот день она очень сильно перенервничала на одном из уроков.

«Я очень хорошо помню тот вечер, - говорит Джоан Мур. - У меня возникло какое-то странное ощущение в голове. Я несколько удивилась ему и с того дня заснуть уже больше не могла».

Вот уже много лет Нгуен Ван Кха в буквальном смысле слова не смыкает глаз. При этом, несмотря на отсутствие полноценного сна, Кха чувствует себя абсолютно здоровым и бодрым.

Последний раз крестьянин нормально спал в 1980 году. Началось все с того, рассказал он в апреле 2007 года журналистам, что однажды, закрыв глаза, Кха почувствовал сильное жжение в них, а в голове отчетливо появилась картина пылающего огня. Все тут же прекратилось, как только он вновь открыл их. Так повторялось каждый раз, когда Кха пытался заснуть. После всего этого он вообще перестал закрывать глаза.

За все минувшие годы феномен вьетнамца так и не нашел научного объяснения, а равно и средств для его устранения. По рекомендации осматривавших его десятков врачей, Кха перепробовал большое количество различных европейских лекарств и средств традиционной восточной медицины - все напрасно. Однако отсутствие сна не причиняет ему ни малейшего дискомфорта и не вредит здоровью.

"Не могут объяснить медики и причину бессонницы соотечественницы Кха - крестьянки Ман Тхи из деревни Донгхай в центральном Вьетнаме. У этой женщины все, как у обычных людей. Кроме одной детали - она, как сообщает газета Лао донг, не спит с 1975 года!"

Здоровье у нее отменное, она имеет четверых здоровых детей. Долгое время, боясь оттолкнуть от себя окружающих, Ман Тхи по ночам притворялась спящей - даже мужу решилась сказать о своей способности обходиться без сна лишь на третий год брака.

Еще больше времени не спит английский фермер Юстас Бернетт. В августе 2007 года ему исполнилось 85 лет. В молодости он жил на своей ферме неподалеку от Лестера и ничем не отличался от местных фермеров, пока в одну не самую прекрасную ночь у него вдруг пропало желание спать. И вот уже 56 лет он по ночам читает книги, слушает радио и решает кроссворды, в то время как остальные домашние сладко похрапывают во сне.

Откуда только к нему не наведывались врачи, чтобы собственными глазами увидеть неспящего человека и убедиться, что он вполне здоров?! Конечно, медики делали попытки заставить его поспать, но лишь теряли как свое время, так и время Бернетта. Гипноз не вызывал у него даже сонливость, а от снотворных болела голова. После отъезда врачей Бернетт возвращался к обычной жизни: ночью он шесть часов лежал в постели, чтобы дать телу отдых, а мозг продолжал работать.

Однако «рекордсменом» по бессоннице является старый буддистский монах, который не спит вот уже 90 лет! Исследователи, работающие под эгидой Всемирной организации здравоохранения, обнаружили его на Тибете в 2003 году. Перестал спать Дава, так зовут монаха, когда ему было всего 11 лет.

"Представляете, - говорит немецкий ученый, доктор Бернард Холцман, занимающийся изучением феномена тибетского монаха, - он не спал уже во время обеих мировых войн, не спал, когда Россия запустила в космос спутник в 1957-м, ни когда первый человек ступил на Луну... Можно перечислить все значимые мировые события прошедшего века, и ни одно из них чудесный старец в буквальном смысле не проспал."

Эксперты, проведя ряд самых современных тестов, пришли к единому мнению, что Дава в состоянии поддерживать осмысленную беседу в то время, как его жизненные показатели, согласно приборам, снижались до уровня показателей спящего человека! Выходит, что организм Давы все же переключался в режим сна, необходимого каждому человеку, но мозг и тело при этом умудрялись функционировать в режиме бодрствования.

Исследователи говорят, что если им удастся раскрыть секрет Давы, то жизнь без сна станет возможна на всей планете.

Для многих сейчас стало привычкой уже в одиннадцать часов вечера заводить будильник на утро, ложиться и с тревогой ждать, когда же он прозвенит. Но пока человек спит, вокруг него мир не дремлет. И этот мир, в темном плаще, таит много загадок и возможностей. Вот некоторые из них.

1. Вы когда-нибудь пробовали выйти из дома в час ночи или в пять утра? Это непередаваемое чувство. Если вы хотите увидеть свой город с другой стороны, то просто оставьте одну ночь без сна и выйдите на улицу. И вам откроется тишина, одиночество, яркие огни и темные закоулки, в которых прячутся тайны. Можно так бродить по городу, смотреть на дома и считать, сколько окон сейчас горит. И придумывать истории, почему эти люди не спят, о чем они думают, что их тревожит? Может, кто-то пишет роман? Или не подействовали таблетки от бессонницы?

2. Это отличное время для продуктивной работы. Знаете почему? Понаблюдайте за собой днем: постоянные звонки, смс, почта, голоса, внимание. А теперь представьте, что все эти люди спят. И куда все денется? Исчезнет. И тогда вы действительно сможете насладиться одиночеством и воплощением своих идей, не беспокоясь, что кто-то вас одернет и оторвет от ваших мыслей.

3. Не зря существует мнение, что многие творческие люди совы. Есть объяснение, почему ночью этих людей отыскивают идеи. Ведь наш мозг привык, что в это время организм спит. И мозг словно видит сны наяву. Если человек сидит в три часа ночью за столом – в это время ему должен сниться сон. И он снится. И долетает до него облачками идей. К тому же доказано, что когда человек находится в плохо освещаемом помещении, это положительно сказывается на мозговой активности. Так что выключайте свет и хватайте ручки и тетради!

4. Вы не поверите, но интернет тоже не спит. Но спят люди, которые сидят в интернете. Поэтому это хорошее время для тех, кто испытывает трудности в серфинге из-за перегруженности сайтов. Ведь именно в ночное время провайдеры и серверы испытывают меньше нагрузки. Это будет хорошей новостью, кто играет в MMO-игры.

5. Это хорошее время, чтобы пройтись по круглосуточным магазинам и не встретить очереди. Можно просто гулять между полок, не боясь, что тебя сзади кто-то толкнет и даже не извинится. Или врежется в тебя тележкой. К тому же дорожные пробки – это прерогатива дня. А ночью можно насладиться вождением, не останавливаясь каждые две секунды.

6. Как уже было сказано, ночь – это время тайн . И ваших в том числе. Вы можете вести тайную деятельность в это время. Пускать в ванне уточек или танцевать голым у окна – вряд ли найдется безумец, который станет наблюдать за вами в бинокль или подзорную трубу. Или представьте, что вы живете не один. Или в общежитии. А вы любите посидеть в ванной, послушать шум воды. Или любая другая прихоть. Тогда ночь поможет и тут.

7. Как ни странно, но ночью еда в холодильнике вдруг становится гораздо вкуснее.

8. Представьте себе жаркое лето. Настолько жаркое, что даже воздух становится злым и агрессивным. А ведь не у каждого есть дома кондиционер. И тогда самое лучшее решение – дождаться ночного времени. Известно, что ночью на улице работает бесплатный кондиционер. И, возможно, это единственный шанс насладиться летом.

9. Если кому совсем нечем заняться ночью, то можно послушать, как храпят ваши родные и близкие. Записать их храп на диктофон и потом шантажировать их. Кто знает, может, такой шантаж обернется для вас выгодой в виде шоколада или любой другой сладости.

10. Ну и напоследок, ночь – это отличное время для самообразования. Давно хотели прочитать какую-то книгу, но не хватало времени, даже двадцати минут? Или хочется обзавестись какими-то навыками или знаниями? Для этого нужно просто сварить кофе, включить настольную лампу и устроиться поудобнее с книгой.

На самом деле, способов интересно провести ночь очень много. Можно сходить в ночной бассейн, на каток, совершить какое-то мелкое, но веселое злодеяние. В общем, выпустить пар. Сейчас это нужно практически каждому из нас.

Говорят, человек может прожить без сна только 10-11 суток. Но из этого правила есть исключения. В мире несколько десятков людей, которые не спят годами и даже десятилетиями. Среди них — вьетнамский фермер, британская учительница и житель Минска. Для кого-то из них превратилась в проклятие, а кто-то почти не страдает от странной болезни.

Расстройство нервной системы, приводящее к полному отсутствию сна, врачи называют колеститом.

Обычные люди чувствуют дискомфорт, обходясь без сна даже сутки-двое. Портится настроение, временами притупляются или, напротив, болезненно обостряются зрение и слух, катастрофически падает работоспособность. Без кофе и прочих стимуляторов становится невозможно сосредоточиться. Это состояние испытывал на себе каждый студент, готовящийся к сессии. На третьи-пятые бессонные сутки начинаются более серьезные проблемы: галлюцинации, кошмары наяву, может развиться вполне серьезная депрессия. Ставить на себе подобные эксперименты не порекомендует ни один врач.

Однако в природе существует редкий недуг, который опровергает все медицинские законы — пожизненная бессонница, или, по-научному, колестит. За всю историю медицины были известны ее единичные случаи.

В 1940-1950 годы в Нью Джерси проживал старый человек по имени Ал Харпин. Старику было около 90 лет, и он был практически нищим. Бездомные вроде него ютились в хижинах из листьев и ветвей деревьев. Такую же выстроил себе и Ал, вот только в его пристанище не было ничего похожего на кровать или лежанку. Эти предметы ему просто не требовались: сколько он себя помнил, Ал Харпин не умел спать. Ему это просто не требовалось. О чудесном старичке ходили легенды, и в его хижину стали наведываться доктора. Ни один из них не мог понять, в чем секрет Харпина, который действительно не спал. В течение нескольких часов он отдыхал сидя или лежа — и таким образом восстанавливал силы. Сам старик простодушно считал, что своей особенностью обзавелся еще до рождения: мать рассказывала ему, что во время беременности сильно ударилась животом.

В американской газете конца XIX века была опубликована следующая заметка. "Дэвид Джонс вызвал особый интерес у местных врачей, так как несколько лет назад провел без сна 90 суток, через год — 131 сутки, в настоящее время он переживает очередную волну бессонницы". Автор заметки рассказывал, что удивленные медики установили за Джонсом круглосуточное наблюдение и убедились: мужчина действительно не спал. По словам окружающих, Дэвид не жаловался и, казалось, не испытывал никакого дискомфорта — наоборот, в освободившееся время охотно занимался делами своей фермы. Никаких причин своего состояния он тоже найти не мог — разве что сообщил врачам, что в юности много курил. В конце концов врачи просто оставили его в покое.

К сожалению, не все переносят колестит так легко, как американский бродяга Харпин и фермер Джонс. Для сорокалетней учительницы Джоаны Мур отсутствие сна стало сущим проклятием. Вечером 1962 года она вернулась домой из школы, где в то время работала. Джоана устала за день. Она почувствовала сонливость, зевнула… а дальше произошло нечто, чего ни сама женщина, ни врачи до сих пор не могут объяснить. Джоана рассказывает, что в тот момент как наяву увидела свою покойную мать, а затем у нее в голове словно "что-то сместилось". Мисс Мур не заснула ни в ту ночь, ни в следующую. Больше она не спала никогда. К сожалению, сумев выжить без сна, она чувствует себя ужасно. Джоанна рассказывает, что желание спать теперь одолевает ее и днем, и ночью. Она постоянно ощущает слабость и , но заснуть не может, как ни старается. Никакие снотворные и успокоительное препараты не смогли ей помочь. Врачи, обследовавшие Джоанну Мур, пришли к выводу, что у нее поражена часть головного мозга. Как ни странно, по остальным медицинским показателям здоровье Джоан в норме. Но психологически каждая бессонная ночь становится для нее испытанием. "В тишине и пустоте я чувствую себя единственным живым человеком на всей Земле", — жалуется она.

Вьетнамец Тай Нгок не спит 39-ый год подряд. Колестит поразил его после перенесенной лихорадки. Долгие годы вьетнамец оставался здоров и работоспособен. Но давая интервью в 2006 году, Тай признался, что из-за отсутствия сна стал чувствовать себя "как растение без воды".

Соотечественник Тая Нгока, крестьянин Нгуен Ван Кха, не смыкает глаз немногим меньше — уже 27 лет. По словам Нгуена, последний раз он нормально спал в 1979 году. Затем с ними стало происходить что-то странное. Однажды вечером, закрыв глаза, Кха почувствовал сильное жжение под веками, а в его сознании возник образ пылающего огня. С тех пор это происходило всякий раз при попытке задремать, и уснуть Ван Кха не удавалось. Более того, он вообще перестал закрывать глаза. За минувшие годы феномен неспящего вьетнамца так и не нашел научного объяснения. По рекомендациям разнообразных медиков Кха перепробовал большое количество различных европейских лекарств и средств восточной медицины, но все было напрасно. К счастью, Кха, по его словам, чувствует себя вполне хорошо и от своего причудливого недуга никак не страдает.

Один из самых знаменитых "неспящих" — житель Минска Яков Цеперович. В возрасте 26 лет он пережил клиническую смерть. По некоторым данным, ревнивая супруга попыталась отравить его, подсыпав что-то в вино. Мужчине стало плохо, его увезли на "скорой". Врачи в буквальном смысле "достали" Якова с того света. Правда, вернулся он другим человеком.

Яков долго приходил в себя, заново учился разговаривать, переписывался с окружающими на листе бумаги. Но с его телом происходили удивительные перемены: молодой человек ощущал удивительный прилив сил. Его посещали свежие мысли и идеи, причем некоторые были облечены в стихотворную форму — хотя до этого Цеперович никогда не писал стихи.

На этом странности не закончились. Окончательно вернувшись к нормальной жизни, Яков обнаружил, что потерял способность спать. Первое время это доставляло огромные мучения. Спать очень хотелось, как это бывает во время обыкновенной бессонницы, но уснуть мужчина не мог. При попытке прилечь Яков слышал в своей голове какой-то щелчок, и, по его собственному описанию, чувствовал, словно какая-то сторонняя сила заставляет его садиться в постели. "Это был самый настоящий кошмар, — вспоминает он. — Непрерывная борьба за возможность хоть на мгновение забыться во сне".

Спустя какое-то время наступил перелом: организм Якова, по-видимому, научился обходиться без сна. Физические силы стали прибывать словно по волшебству: Яков без всякой усталости мог отжиматься часами, поднимать гири. Самое интересное заключается в том, что, по свидетельству очевидцев, Цеперович перестал стареть. Фотографии, на которых ему 40-43 года, неотличимы от снимков, сделанных в 25-26 лет.

"У меня такое состояние, как будто времени нет вообще, говорит Яков.- Я не чувствую прожитых лет. Такое ощущение, что бесконечно длится один и тот же день без разрывов и промежутков. Мне кажется, что моя жизнь будет продолжаться бесконечно".

Вскоре его состоянием заинтересовались врачи. Они установили, что мужчина действительно не спит, и обнаружили, что температура его тела не поднимается выше 34 градусов. Больше никаких патологий и изменений в его организме обнаружено не было. Сейчас Яков Цеперович живет со второй супругой, у них есть сын. Чтобы на время "отключаться" от внешнего мира без помощи сна, он занимается йогой и медитирует.

Несмотря на свое великолепное, казалось бы, здоровье, Яков тоскует по утраченной возможности спать и не считает освободившиеся ночные часы "подарком". "Как ни странно, я это время никак не использую, — однажды сказал он. — Господь подарил мне жизнь, и я просто живу. К тому же, поймите, для меня это не дополнительное время, а просто обычное время, которое есть у каждого человека, и заполняю я его обычными делами. Конечно, ночью не будешь заниматься шумными делами, когда все вокруг спят. Поэтому в это время я читаю, пишу, думаю".

"Мне и сейчас по-прежнему хочется стать человеком, который может спать", — признается Цеперович.

July 31st, 2018

У реки Маиси в Бразилии живет необыкновенное племя индейцев Пираха. С неповторимым бытом и своей верой. Писатель и бывший миссионер Дэниэл Эверет прожил среди пираха 30 лет!

Они не умеют считать — даже до одного. Они живут здесь и сейчас и не строят планов на будущее. Прошлое для них не имеет никакого значения. Они не знают ни часов, ни дней, ни утра, ни ночи, и уж тем более, распорядка дня. Они едят, когда проголодаются, а спят лишь урывками по полчаса, считая, что длительный сон отнимает силы.

Им неизвестна частная собственность и глубоко наплевать на всё то, что представляет ценность для современного цивилизованного человека. Им неведомы тревоги, страхи и предрассудки, которые одолевают 99 процентов населения земного шара.



Люди, которые не спят.


Что говорят друг другу люди, отправляясь спать? В разных культурах пожелания звучат, конечно, по-разному, но везде они высказывают надежду говорящего на то, что его оппонент будет спать сладко, видеть во сне розовых бабочек и проснется утром свежим и полным сил. По-пирахски же «Спокойной ночи» звучит как «Только не вздумай дрыхнуть! Тут всюду змеи!»

Пираха считают, что спать вредно. Во-первых, сон делает тебя слабым. Во-вторых, во сне ты как бы умираешь и просыпаешься немножко другим человеком. И проблема не в том, что этот новый человек тебе не понравится — ты просто перестанешь быть собой, если станешь спать слишком долго и часто. Ну и, в-третьих, змей тут и правда навалом. Так что пираха не спят по ночам. Дремлют урывками, по 20-30 минут, прислоняясь к стене пальмовой хижины или прикорнув под деревом. А остальное время болтают, смеются, мастерят что-нибудь, танцуют у костров и играют с детьми и собаками. Тем не менее сон потихоньку видоизменяет пираха — любой из них помнит, что раньше вместо него были какие-то другие люди.

«Те были гораздо меньше, не умели заниматься сексом и даже питались молоком из грудей. А потом те люди все куда-то делись, и теперь вместо них — я. И если я не буду подолгу спать, то, возможно, и не исчезну. Обнаружив же, что фокус не получился и я опять поменялся, я беру себе другое имя…» В среднем пираха меняют имя раз в 6-7 лет, причем для каждого возраста у них есть свои подходящие имена, так что по имени всегда можно сказать, идет речь о ребенке, подростке, юноше, мужчине или старике



Люди без завтра.


Возможно, именно такое устройство жизни, при котором ночной сон не разделяет дни с неизбежностью метронома, позволило пираха установить очень странные отношения с категорией времени. Они не знаю что такое «завтра» и что такое «сегодня», и также плохо ориентируют понятия «прошлое» и «будущее». Так что никаких календарей, счета времени и прочих условностей пираха не знают. А потому они никогда не задумываются о будущем, так как просто не умеют этого делать.

Эверея впервые посетил пираха в 1976 году, когда про пираха ничего не было известно. И лингвист-миссионер-этнограф испытал первое потрясение, когда увидел, что пираха не делают запасов еды. Вообще. Чтобы племя, ведущее фактически первобытный образ жизни, не заботилось о дне грядущем — такое по всем канонам невозможно. Но факт остается фактом: пираха не запасают пищу, ои просто ловят ее и едят (или не ловят и не едят, если охотничье-рыбацкое счастье им изменяет).

Когда у пираха нет еды они относятся к этому флегматично. Ему вообще непонятно, зачем есть каждый день, да еще и по нескольку раз. Едят они не чаще двух раз в день и нередко устраивают себе разгрузочные дни, даже тогда, когда пищи в деревне много.



Люди без цифр.


Долгое время миссионерские организации терпели фиаско, пытаясь вразумить сердца пираха и направить их к Господу. Нет, пираха приветливо встречали представителей католических и протестантских миссионерских организаций, с удовольствием прикрывали свою наготу красивыми подаренными шортами и с интересом ели консервированный компот из банок. Но на этом общение фактически заканчивалось.

Никто так и не смог понять язык пираха. Поэтому Евангелическая церковь США сделала умную вещь: туда послали молодого, но талантивого лингвиста. Эверетт был готов к тому что язык окажется трудным, но он ошибался: «Этот язык не был сложен, он был уникален. Ничего похожего на Земле больше не встречается»

В нем всего семь согласных и три гласных. Еще больше проблем со словарным запасом. Местоимений пираха не знают и если им нужно показать в речи разницу между «я», «ты» и «они» пираха неумело пользуются местоимениями, которые употребляют их соседи индейцы-тупи (единственный народ с которым пираха кое-как контактировали)

Глаголы и существительные у них особо не разделяются, и вообще привычные нам языковые нормы тут, похоже, утоплены за ненадобностью. Например, пираха не понимают смысла понятия «один». Вот барсуки, вороны, собаки понимают, а пираха — нет. Для них это настолько сложная философская категория, что любой, кто попытается поведать пираха, что это такое, заодно может пересказать теорию относительности.

Цифр и счета они не знают, обходясь всего двумя понятиями: «несколько» и «много» . Две, три и четыре пираньи — это несколько, а вот шесть — уже явно много. А что такое одна пиранья? Это просто пиранья. Проще русскому объяснить зачем нужны артикулы перед словами, чем объяснить пираха зачем считать пиранью, если это пиранья, которую не нужно считать. Поэтому пираха никогда не поверят, что они — маленький народ. Их 300 человек, а это, безусловно, много. Про 7 миллиардов с ними говорить бесполезно: 7 миллиардов — это тоже много. Вас много, и нас мнгого, это просто замечательно.


Люди без вежливости.


«Здравствуйте», «как дела?», «спасибо», «до свидания», «извините», «пожалуйста» — массу слов люди большого мира используют, чтобы показать, как хорошо они друг к другу относятся. Ничего из вышеперечисленного пираха не используют. Они и без этого всего друг друга любят и не сомневаются, что и все окружающие априори рады их видеть. Вежливость — это побочное дитя взаимного недоверия — чувства, которого пираха, по утверждению Эверетта, лишены полностью.


Люди без стыда.


Пираха не понимают, что такое стыд, вина или обида. Если Хааиохааа уронил рыбу в воду это плохо. Рыбы нет, обеда нет. Но причем тут Хааиохааа? Он ведь просто уронил рыбу в воду. Если маленький Киихиоа толкнул Окиохкиаа, то это плохо, потому что Окиохкиаа сломал ногу и ее нужно лечить. Но это случилось потому что это случилось, вот и все.

Даже малеьнких детей тут не ругают и не стыдят. Им могут сообщить что хватать угли из костра глупо, играющего на берегу ребенка придержат, чтобы тот не упал в реку, но бранить пираха не умеют.

Если грудной младенец не берет материнскую грудь — значит никто не будет кормить его насильно: ему виднее, почему он не ест. Если женщина, ушедшая к реке рожать, не может разродится и третьи сутки оглашает воплями лес — значит, она не хочет рожать на самом деле, а хочет умереть. Незачем идти туда и отговаривать ее делать это. Ну, муж еще может пойти туда — вдруг у него найдутся веские аргументы. Но зачем туда пытается бежать белый человек со странными железными штуками в коробке?



Люди, которые видят другое.


У пираха удивительно мало ритуалов и религиозных представлений. Пираха знают, что они как и все живое — дети леса. Лес полон тайн… даже нет, лес — это вселенная, лишенная законов, логики и упорядоченности. В лесу обитает множество духов. Туда уходят все мертвые. Поэтому лес — это страшно.

Но страх пираха — это не страх европейца. Когда мы боимся, нам плохо. Пираха же считают страх просто очень сильным чувством, не лишенным опрделенного очарования. Можно сказать, что они любят боятся.

Однажды Эверетт проснувшись утром увидел, что вся деревня столпилась на берегу. Оказалось, что туда пришел дух, желавший о чем-то предупредить пираха. Выйдя на пляж, Эверетт обнаружил, что толпа стояла вокруг пустого места и испуганно, но оживленно с этим пустым местом беседовала. На слова: «Там же никого нет! Я ничего не вижу» — Эверетту ответили, что ему и не положено видеть, так как дух пришел именно к пираха. А если ему нужен будет Эверет, вот тогда ему будет прислан персональный дух.


Люди без бога.


Все вышеперечисленное делало пираха невозможным объектом для миссионерсокй работы. Идея единого бога, например, буксовала среди них по той причине, что с понятием «один» пираха, как уже говорилось, не дружат. Сообщения о том, что их кто-то создал, тоже воспринимались пираха недоуменно. Надо же, такой большой и неглупый вроде мужчина, а не знает, как делаются люди.

История Иисуса Христа в переводе на пирахский тоже выглядела не слишком убедительно. Понятие «век» «время» и «история» для пираха пустой звук. Слушая про очень доброго человека, которого злые люди прибили к дереву гвоздями, пираха спрашивали Эферетта, видел ли он это сам. Нет? Видел ли Эферетт человека, который видел этого Христа? Тоже нет? Тогда как он может знать, что там было?

Живя среди этих маленьких, полуголодных, никогда не спящих, никуда не спешащих, постоянно смеющихся он пришел к выводу, что человек куда более сложное существо, чем рассказывает Библия, а религия не делает нас ни лучше, ни счастливее. Лишь спустя годы он понял, что ему нужно учиться у пираха, а не наоброт.



У белых людей есть удивительный «талант» — нагло вторгаться на якобы неосвоенные территории и насаждать свои правила, обычаи и религию. Всемирная история колонизации — яркое тому подтверждение. Но всё-таки однажды, где-то на краю земли, обнаружилось племя, люди которого так и не поддались миссионерско-просветительской деятельности, ибо эта деятельность показалась им никчёмной и крайне неубедительной.

Американский проповедник, а по совместительству этнограф и лингвист Дэниел Эверетт в 1977 году прибыл в джунгли Амазонки, чтобы нести слово божье. Его целью было рассказать о Библии тем, кто ничего о ней не знал — наставить на путь истинный дикарей и безбожников. Но вместо этого миссионер встретил людей, живущих в таком согласии с окружающим миром, что те сами обратили его в свою веру, а не наоборот.

Впервые обнаруженное португальскими золотоискателями 300 лет назад, племя Пираха живёт в четырёх деревнях в районе реки Маиси, притока Амазонки. И именно благодаря американцу, который посвятил годы жизни изучению их быта и языка, оно приобрело всемирную известность.

История Иисуса Христа не произвела никакого впечатления на индейцев Пираха. Мысль о том, что миссионер всерьёз верит рассказам про человека, которого сам никогда не видел, показалась им верхом абсурда.

Дэн Эверетт: «Мне было всего 25. Тогда я был горячо верующим человеком. Готов был умереть за веру. Готов был сделать всё, чего она потребует. Тогда я не понимал, что навязывание другим людям своих убеждений — это та же колонизация, только колонизация на уровне верований и идей. Я пришёл, чтобы рассказать им о Боге и о спасении, чтобы эти люди смогли попасть в рай, а не в ад. Но я встретил там особенных людей, для которых большинство вещей, которые были важными для меня, не имели значения. Они не могли понять, с чего я решил, что имею право объяснять им, как жить».



«Качество их жизни было во многих отношениях лучше, чем у большинства религиозных людей, которых я знал. Я нашёл мировоззрение этих индейцев очень вдохновляющим и правильным», — вспоминает Эверетт.

Но не только жизненная философия Пираха пошатнула систему ценностей молодого учёного. Язык аборигенов оказался настолько непохожим на все остальные известные языковые группы, что буквально перевернул традиционное представление о фундаментальных основах лингвистики. «Их язык не столь сложен, сколь уникален. Ничего похожего на Земле больше не встречается». По сравнению с остальными, язык этих людей кажется «более чем странным» — в нём всего семь согласных и три гласных. Зато на Пираха можно говорить, напевать, свистеть и даже общаться с птицами.



Одна их книг, которую Эверетт написал под впечатлением от «невероятных и совсем других индейцев», называется: «Don’t sleep there are snakes!», что дословно переводится: «Не спи, повсюду змеи!» И действительно, среди Пираха не принято спать подолгу — лишь по 20-30 минут и только по мере необходимости. Они убеждены, что длительный сон может менять человека, и, если много спать, есть риск потерять себя, став совсем другим. Режим дня у них отсутствует как факт, а регулярный восьмичасовой сон им просто не нужен. По этой причине они не спят по ночам, а лишь дремлют по чуть-чуть там, где их настигнет усталость. Чтобы не спать, они натирают свои веки соком одного из тропических растений.

Наблюдая изменения своего тела, связанные с этапами взросления и старения, Пираха верят, что всему виной сон. Постепенно меняясь, каждый индеец берёт себе новое имя — это происходит в среднем раз в шесть-восемь лет. Для каждого возраста у них есть свои имена, так что, зная имя, всегда можно сказать, о ком идёт речь — о ребёнке, подростке, взрослом или старике.



25 лет миссионерства Эверетта никоим образом не повлияли на убеждения Пираха. Зато учёный, в свою очередь, раз и навсегда заязал с религией и ещё сильнее погрузился в научную деятельность, став профессором языкознания. Постигая миры аборигенов, Дэниел то и дело сталкивался с вещами, которые с трудом укладывались в его голове. Одно из таких явлений — абсолютное отсутствие счёта и числительных. Индейцы этого племени используют только два соответствующих слова: «несколько» и «много».

«Пираха не используют чи́сла, потому, что не нуждаются в них — они прекрасно обходятся без этого. Однажды меня спросили: «Выходит, матери Пираха не знают, сколько у них детей?» Я ответил: «Они не знают точного числа своих детей, но знают их по именам и по лицам. Им не нужно знать число детей, чтобы узнавать их и любить».



Ещё более сверхъестественным кажется отсутствие отдельных слов для обозначения цветов. В это сложно поверить, но у аборигенов, живущих посреди наполненных яркими красками тропических джунглей, есть только два слова, обозначающих цвета этого мира — «светлый» и «тёмный». При этом, все Pirahã успешно проходят тест на цветоделение, различая силуэты птиц и животных в смешении разноцветных мазков.

В отличие от соседей из других племён, этот народец не создаёт декоративных узоров на своих телах, что свидетельствует о полном отсутствии искусства. У Пираха нет форм прошедшего и будущего времени. Мифов и легенд здесь также не существует — коллективная память выстраивается лишь на личном опыте самого старого из ныне живущих членов племени. При этом, каждый из них обладает поистине энциклопедическими знаниями о тысячах растений, насекомых и животных — помня все названия, свойства и особенности.



Очередной феномен этих экстраординарных жителей глухой бразильской сельвы — полное отсутствие идеи накопления пищи. Всё, что добывается на охоте или рыбалке, немедленно съедается. А за новой порцией они отправляются только будучи сильно голодными. Если же вылазка за провиантом не приносит результатов, они относятся к этому философски — мол, часто есть также вредно, как и много спать. Мысль о заготовках еды впрок им кажется такой же нелепой, как россказни белокожих людей о едином боге.

Пираха едят не более двух раз в день, а порой, и того реже. Наблюдая за тем, как Эверетт с семейством уплетали свой очередной ланч, обед или ужин, Пираха искренне недоумевали «Разве можно столько есть? Вы же так умрёте!»

С частной собственностью — тоже всё не как у людей. Бо́льшая часть вещей — общая. Разве что незамысловатая одежда и личное оружие у каждого свои. Впрочем, если человек не пользуется тем или иным предметом, значит, он ему не нужен. А, следовательно такую вещь с лёгкостью можно позаимствовать. Если же сей факт расстроит прежнего хозяина, то ему её вернут. Следует также отметить, что дети Пирахa не имеют игрушек, что однако, ничуть не мешает им играть друг с другом, растениями, собаками и лесными духами.



Если задаться целью отыскать на нашей Планете людей, свободных от каких-либо предрассудков, то и здесь Пираха на первом месте. Никакой вымученной радости, никакой фальшивой вежливости, никаких «спасибо», «извините» и «пожалуйста». Зачем всё это нужно, когда Пираха и так друг друга любят без всяких глупых формальностей. Более того, они ни на секунду не сомневаются, что не только соплеменники, но и остальные люди всегда рады их видеть. Чувства стыда, обиды, вины или сожаления им также чужды. Какдый вправе делать то, что хочет. Никто никого не воспитывает и не поучает. Невозможно представить, чтобы кто-то из них украл или убил.

«Вы не встретите у Пираха синдром хронической усталости. Вы не столкнётесь здесь с самоубийством. Сама идея самоубийства противоречит их природе. Я никогда не видел у них ничего, хотя бы отдалённо напоминающего психические расстройства, которые мы связываем с депрессией или меланхолией. Они просто живут сегодняшним днём, и они счастливы. Они поют по ночам. Это просто феноменальная степень удовлетворённости — без психотропных препаратов и антидепрессантов» — делится впечатлениями Эверетт, посвятивший Pirahã более 30 лет своей жизни.


Взаимоотношения детей джунглей с миром сновидений также выходят за привычные для нас рамки. «У них совсем иная концепция объективного и субъективного. Даже когда они видят сны, они не отделяют их от реальной жизни. Опыт, пережитый во сне, считается таким же важным, как опыт, полученный во время бодрствования. Таким образом, если мне снилось, будто я гулял по Луне, то с их точки зрения, я действительно совершил такую прогулку», — поясняет Дэн.

Пираха видят себя неотъемлемой частью природы — детьми леса. Для них лес — это сложный живой организм, по отношению к которому они испытывают неподдельный трепет, а иногда даже страх. Лес наполнен необъяснимыми и странными вещами, которые они и не пытаются разгадать. А ещё там обитает целое множество таинственных духов. Пираха верят, что после смерти непременно пополнят их ряды — тогда-то они и получат ответы на все вопросы. А пока нет никакого смысла забивать себе голову всякой ерундой.

Эверетт неоднократно наблюдал за тем, как его друзья-индейцы крайне оживлённо, во весь голос общаются с невидимыми духами — так, будто это обычные люди. На вопрос, почему же учёный ничего подобного не видит, он всякий раз получал безапелляционный ответ — мол, что тут непонятного — духи пришли не к нему, а к Пираха.

Вопреки опасениям Дэниела, связанным с возможным исчезновением племени в силу столкновения с Большим Миром, численность Пираха в наши дни возросла с 300 до 700 человек. Находясь в четырёх днях пути по реке, племя и сегодня живёт довольно обособленно. Здесь по-прежнему почти не строят домов и не обрабатывают почву для обеспечения своих нужд, полностью полагаясь на природу. Одежда — единственная уступка Пираха современной жизни. Они крайне неохотно воспринимают блага цивилизации. «Они соглашаются принять только определённые подарки. Им нужна ткань, инструменты, мачете, алюминиевая посуда, нитки, спички, иногда — фонарики и батарейки, крючки и леска. Они никогда не просят ничего крупного — только мелочи», — комментирует Дэн, досконально изучивший нравы и предпочтения своих необычных друзей.

«Я считаю, что они счастливы, потому что не беспокоятся о прошлом и будущем. Они чувствуют, что в состоянии заботиться о своих потребностях сегодня. Они не стремятся получить вещи, которыми не обладают. Если я что-то даю им — хорошо. Если нет — тоже хорошо. В отличие от нас они не материалисты. Они ценят возможность путешествовать быстро и легко. Я никогда и нигде (даже среди других индейцев Амазонии) не встречал столь спокойного отношения к материальным объектам».



Как известно, ничто так не меняет сознание и внутренний мир, как путешествия. И чем дальше от дома удаётся забраться, тем стремительнее и мощнее этот эффект. Выход за рамки знакомого и привычного мира может стать самым сильным, ярким и незабываемым переживанием в жизни. Сто́ит покинуть зону комфорта, чтобы увидеть то, что не видел раньше, и узнать о том, о чём прежде не имел никакого понятия.

«Я часто проводил параллели между мировоззрением Pirahã и дзен-буддизмом», — продолжает Эверетт. «Что же касается Библии, то я понял, что в течение длительного времени был лицемером, потому что сам до конца не верил в то, что говорил. Человек — куда более сложное существо, чем рассказывает Священное Писание, а религия не делает нас ни лучше, ни счастливее. В настоящее время я работаю над книгой под названием «Мудрость Путешественников» — о том, насколько важные и полезные уроки мы можем получить от людей, которые сильно отличаются от нас самих. И чем больше эти отличия, тем большему мы можем научиться. Ни в одной библиотеке вы не получите столь ценного опыта».

Вряд ли у кого-то на этой Планете найдётся точное определение того, что такое счастье. Возможно, счастье — это жизнь без сожалений и страха перед будущим. Людям мегаполисов сложно понять, как вообще такое возможно. Зато, туземцы из племени Пираха, живущие «здесь и сейчас», по-другому просто не умеют. То, чего они не видят сами, для них не существует. Такие люди не нуждаются в Боге. «Нам не нужны небеса, нам нужно то, что на земле», — говорят самые счастливые люди на свете — люди, с лиц которых никогда не сходит улыбка — индейцы Пираха.

Сегодня в Большом Мире только три человека говорят на языке Pirahã — Эверетт, его бывшая жена, и миссионер, который был предшественником Дэниела в затерянных джунглях Амазонки.


Каков же язык и культура пирахa? Вот их основные признаки (а главный признак — чрезвычайная бедность абстрактного мышления):


  1. Самый бедный в мире набор фонем. Всего три гласных (a, i, o) и восемь согласных(p, t, k, ‘, b, g, s, h). Правда, почти каждой из согласных фонем соответствуют два аллофона. К тому же язык имеет и «свистящую» версию, употребляемую для передачи сигналов на охоте.

  2. Абсолютное отсутствие счета. Все остальные народы мира, сколь примитивными бы они ни были, умеют считать хотя бы до двух, т.е., различают «один», «два» и более двух. Пирахa же не умеют считать даже… до одного. Они не различают единственности и множественности. Покажите им один палец и два пальца — и они не увидят разницы. У них имеются только два соответствующих слова: 1) «маленький / один или немного» и 2) «большой / много». Тут следует заметить, что в языке пирахa нет слова «палец» (есть только «рука»), и они никогда ни на что не показывают пальцем — только всей кистью руки.

  3. Отсутствие восприятия целостности и частности. В языке пирахa нет слов «весь», «все», «всё», «часть», «некоторые». Если все члены племени побежали на речку купаться, то рассказ пирахa будет звучать так: «А. пошел купаться, Б. пошел, В. пошел, большой/много пирахa пошел/пошли». Также у пирахa нет чувства пропорции. Белые торговцы уже с конца 18 века ведут с ними меновую торговлю и всё дивятся: пирахa может принести пару перьев попугая и потребовать взамен всю кладь парохода, а может притащить что-то огромное и дорогое и потребовать за это глоток водки.

  4. Отсутствие подчиненности в синтаксисе. Так, фраза «он мне сказал, каким путем он пойдет» на пирахa дословно не переводится.

  5. Чрезвычайная бедность местоимений. До недавнего времени у пирахa скорее всего вообще не было личных местоимений («я», «ты», «он», «она»); те, которые они употребляют сегодня, совершенно явно заимствованы у соседей-тупи.

  6. Отсутствие отдельных слов для обозначения цветов, и, следовательно, слабое их восприятие. Строго говоря, есть только два слова: «светлый» и «темный».

  7. Чрезвычайная бедность понятий родства. Таковых всего три: «родитель», «ребенок» и «брат/сестра» (без какого-либо различия пола). К тому же «родитель» означает и деда, бабку и т.д.; «ребенок» — внука, и т.д. Слов «дядя», «двоюродный брат» и т.п. нет. А так как нет слов, нет и понятий. Например, половая связь тетки с племянником не считается инцестом, т.к. нет понятий «тетка» и «племянник».

  8. Отсутствие какой-либо коллективной памяти, более давней, чем личный опыт самого старого из ныне живущих членов племени. Например, современные пирахa не осознают, что было когда-то время, когда белых людей в округе вообще не было, что они когда-то пришли.

  9. Почти полное отсутствие каких-либо мифов или религиозных верований. Вся их метафизика основывается исключительно на снах; правда, даже и тут они не имеют ясного представления о том, что это за мир. Тут надо заметить, что в языке пирахa нет отдельных слов «мысль» и «сновидение». «Я сказал», «я подумал» и «я увидел во сне» звучат одинаково, и лишь контекст позволяет угадать, что имеется в виду. Никакого намека на миф творения нет. Пирахa живут в настоящем времени и сегодняшним днем.

  10. Практически полное отсутствие искусства (узоров нет, тела не раскрашивают, никаких серег или колец в носу не носят). Следует заметить, что дети пирахa не имеют игрушек.

  11. Отсутствие последовательного суточного ритма жизни. Все остальные люди днем бодрствуют, а ночью спят. У пирахa же такого нет: они спят в разное время и понемногу. Захотелось поспать — лег, поспал 15 минут или часок, встал, пошел на охоту, потом снова немного поспал. Поэтому фраза «поселок погрузился в мирный сон» к пирахa неприменима.

  12. Отсутствие накопления пищи. Никаких лабазов и хранилищ нет. Все принесенное с охоты мясо немедленно съедается, а если следующая охота неудачна — ходят голодными до тех пор, пока снова не повезет.

При всем при этом пирахa своей жизнью очень довольны. Они считают себя самыми обаятельными и привлекательными, а остальных — какими-то странными недочеловеками. Себя они называют словом, буквально переводимым как «нормальные люди», а всех не-пирахa (и белых, и других индейцев) — «мозги набекрень». Интересно, что самые близкие (в генетическом отношении) к ним индейцы мура когда-то, очевидно, были такими же, как и они, но затем ассимилировались с соседними племенами, утратили свой язык — и свою примитивность — и стали «цивилизованными». Пирахa же остаются такими же, как были, и на мура смотрят свысока.

Вот еще истории про племена и традиции: вот и действительно ли ? Вот тут и знаете ли вы . Вот из последнего такая тема как

Есть мнение, что человек не может прожить без сна более 10-11 суток. Однако в мире существует несколько десятков людей, которые не спят годами и даже десятилетиями. Этот редкий недуг, поразивший их, опровергающий все законы медицины, называется пожизненная бессонница, или колестита хроническая.

ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ

Сон играет значительную роль в жизни человека: организм во сне набирается сил, а мозг отдыхает. Однако во все времена существовали люди, которые сознательно стремились сократить периоды своего нахождения в царстве Морфея. Как правило, это было обусловлено какой-нибудь возвышенной целью. Например, герой древнего эпоса Гильгамеш, чтобы получить бессмертие, должен был продержаться без сна шесть суток, но, как известно, у него ничего не получилось.

Длительное бодрствование использовали монахи Ближнего Востока, чтобы добиться глубокого самосозерцания. Некоторые философы, проповедующие аскетизм, считали время, использованное для сна, потерянным и, чтобы не уснуть, подкладывали под голову вместо подушек камни. Известно, что Петр I, Фарадей, Наполеон, Бехтерев и многие другие великие и знаменитые спали всего по 4-5 часов в сутки, сохраняя огромную работоспособность.

В наши дни некий студент во время сессии решил поставить на себе эксперимент, чтобы выяснить, что происходит с человеком, который не спит 11 дней. Первые два дня все шло нормально, а вот потом начались проблемы: невнятная речь, галлюцинации. Однако врачи, осмотревшие молодого человека, не нашли ничего угрожающего его физическому и психическому здоровью, и эксперимент продолжился.

Студенту удалось выдержать 11 дней без сна, зато потом он проспал 14 часов и вполне восстановил свои силы. Как видите, вполне нормальный человек может не спать больше 10 дней и не погибнуть, вопреки утверждению ученых, что без сна люди могут провести 11-12 дней, после чего наступает неминуемая смерть.

А что касается хронической колеститы, то ее существование служит ярким примером того, что резервы человеческого организма еще изучены далеко не полностью. Согласно статистическим данным, более 100 миллионов американцев страдают от бессонницы и более 30 миллионов - от хронической бессонницы. Но иногда эта болезнь достигает своей крайности - человек вообще перестает спать.

НЕ СМЫКАЮЩИЕ ГЛАЗ

Как бы ни относились скептики к вопросу колеститы, люди, которые вообще никогда не спят, существуют. Исследователь этого явления, Ф. Эдвардс, собрал коллекцию подобных феноменов - реальных историй неспящих людей.

В 40-е годы XIX века в штате Нью-Джерси жил 90-летний Ал Херпин. Жилище его представляло собой лачугу, сооруженную из листов толя, почти не отличающуюся от других лачуг, стоящих рядом с ней. Только в хижине Херпина не было ни кровати, ни топчана, ни гамака - ничего такого, на чем можно было бы спать. И на это была причина - мужчина за всю свою долгую жизнь ни разу не спал.

Его обследовали десятки врачей, сменяя друг друга на бессонном дежурстве, но человек действительно не спал и, что удивительно, при этом оставался жив и здоров. Ал много работал и, конечно " же, уставал после дневного труда. Отдыхал он в своем любимом кресле-качалке, читал книги до тех пор, пока не чувствовал себя отдохнувшим, после чего снова принимался за работу. Этот феномен так и не нашел научного объяснения. Сам старик простодушно считал, что причина его бессонницы - предродовая травма матери.


В одной из американских газет конца XIX века была опубликована заметка об еще одном неспящем человеке:

«Дэвид Джонс вызвал особый интерес у местных врачей, так как несколько лет назад провел без сна 90 суток, через год - 131 сутки. Сейчас у него начинается новый приступ бессонницы, который, как полагает сам Дэвид Джонс, будет еще более продолжительным. Три недели назад за ним установили постоянное наблюдение: считая сегодняшний день, он уже 20 суток как не спит. Ест он и разговаривает как обычно, весьма активен и занят делами. Он не ощущает никаких неприятных последствий, как не чувствовал их и после 131-суточного бдения в прошлом году. В тот период он усиленно занимался делами фермы. Дэвид говорит, что у него такое ощущение, будто он никогда не будет спать. Кажется, такая перспектива его не беспокоит. Мистер Джонс не знает, в чем причина такой аномальности, единственное, что он предполагает, - злоупотребление курением в молодости».

Не у всех колестита проходит так безболезненно. Для сорокалетней Джоанны Мур она стала настоящим проклятием. В 1962 году она, вернувшись с работы, почувствовала усталость и сонливость. Впоследствии она вспоминала о странном ощущении, возникшем у нее в тот момент: ей казалось, что она увидела свою покойную мать. После этого Джоанна уже не могла уснуть никогда.

Женщина постоянно ощущает слабость и усталость, но уснуть ей не удается даже после приема сильнодействующих снотворных препаратов. Результаты обследования показали, что у нее поражена часть головного мозга, отвечающая за сон, во всем остальном ее здоровье в норме. Однако психологически бессонницу Джоанна воспринимает тяжело: «В тишине и пустоте я чувствую себя единственным живым человеком на всей Земле».

Или вот такой случай, происшедший с Рэйчел Саги, домохозяйкой из Венгрии. Однажды она проснулась с сильной головной болью, которая долго не проходила. Врач посоветовал ей поменьше спать, и с тех пор Рэйчел не сомкнула глаз, прожив без сна более 25 лет. Кстати, о головной боли она совсем забыла.

Вьетнамец Тай Нгок не спит уже 39 лет. Колестита настигла его после перенесенной лихорадки. Долгое время бессонница не мешала его полноценной жизни, и только в 2006 году он почувствовал некоторый дискомфорт. Его 50-летний соотечественник Ван Кха не спит более половины своей жизни - 28 лет -и тоже чувствует себя прекрасно. Закрывая глаза, он видит настолько отчетливый образ пламени, что испытывает жжение. И это повторяется всякий раз, когда он дремлет более пары секунд.

Житель Минска, Яков Циперович, в 26 лет пережил клиническую смерть и с тех пор забыл про сон. Однажды от выпитого вина ему стало настолько плохо, что пришлось вызвать скорую помощь. Врачи вернули мужчину с того света, но совершенно другим человеком. Яков перестал спать совсем, но при этом чувствовал огромный прилив сил и... начал писать стихи.

«У меня такое состояние, как будто времени нет вообще, - говорит Циперович. - Я не чувствую прожитых лет. Такое ощущение, что длится один и тот же день без разрывов и промежутков. Мне кажется, что моя жизнь будет продолжаться бесконечно». Врачи, наблюдающие Якова, не нашли у него никаких отклонений и патологий. В 1998 году ему исполнилось 43 года, но внешне он совершенно не изменился, будто время для него замерло.

ЖИВУЩИЕ ОДНИМ ДНЕМ

Где-то в дебрях Амазонки существует немногочисленное племя пираха (около 400 человек), люди которого никогда не спят: ни взрослые, ни дети. Они отличаются рядом интересных особенностей и своей собственной философией сна. На самом деле они, конечно, дремлют урывками по 20-30 минут, в остальное время общаются, работают, танцуют у огня, растят детей и т. д. Тем, кто собирается вздремнуть, они вместо привычной фразы: «Спокойной ночи!» - говорят что-то вроде: «Не надо спать, здесь повсюду змеи».

Пираха вообще уверены, что спать вредно. Во-первых, потому, что сон делает человека слабым. Во-вторых, сон - это своего рода смерть, после которой человек возрождается (просыпается), но становится уже немножко другим. То есть если долго и часто спать, то ты перестанешь быть собой. В-третьих, в самом деле змей в тех местах предостаточно.

То, что сон постепенно видоизменяет людей племени, помнит каждый из них, как и то, каким он был раньше: «Те были гораздо меньше, не умели заниматься сексом и даже питались молоком из грудей. А потом те люди куда-то делись, и теперь вместо них - я. И если я не буду подолгу спать, то, возможно, и не исчезну. И если я опять поменялся, то беру себе другое имя». Таким образом, пираха меняют имя один раз в 6-7 лет.

Кроме того, интересно, что пираха воспринимают сновидения как часть своей реальной жизни и говорят о них так, будто бы все события сна происходили на самом деле. Из-за того что их кратковременный сон не привязан к ночи и дню, люди племени не различают времени. В их языке нет понятий: «сегодня», «завтра», «прошлое», «будущее».

Они живут одним днем, они не умеют думать о том, что будет завтра. И быть может, потому, что над ними не довлеет прошлое и их не пугает будущее, эти никогда не спящие люди отличаются повышенной жизнерадостностью.