Что нужно чтобы начать поститься. Где прячется белок? Как правильно поститься в Великий пост: кому можно допустить послабления

Рассказываем, откуда пошла традиция не есть мясо перед Пасхой и как выдержать пост, не доводя себя до обморочного состояния.

1. Что такое Великий пост?


Великий пост – это главный пост христианства. Его целью является подготовка верующих к светлому празднику Воскресения Христова. Традиция соблюдения физической и духовной аскезы в течение нескольких недель возникла в память об Иисусе Христе, который после принятия крещения удалился в пустыню, чтобы в уединении подготовиться к исполнению своей миссии.

Иисус пробыл в пустыне сорок дней. Поэтому продолжительность Великого поста, хотя и варьируется в зависимости от правил исчисления, принятых в конкретной конфессии, непременно связана с числом сорок. У православных Великий пост, который еще называют Четыредесятницей, длится семь полных недель. В 2016 году его окончание – Великая суббота – приходится на 30 апреля.

2. Как правильно держать пост?


Важно помнить, что пост предполагает не только физическое, но и духовное воздержание. Телесный пост заключается в отказе от определенного рода пищи. Душевный пост – это самоограничение в развлечениях, в общении.

В период поста верующему предписывается соблюдать умеренность во всем, проводить больше времени наедине с собой, воздерживаться от дурных помыслов, молиться и посещать богослужения в храмах.

Безусловно, соблюдение гастрономических запретов – это важная составляющая, однако без сопутствующего духовного роста и очищения отказ от пищи теряет свой сакральный смысл.

Постимся постом, приятным, благоугодным Господеви:
истинный пост есть злых отчуждение,
воздержание языка, ярости отложение,
похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления.
Сих оскудение пост истинный есть и благоприятный (с)

Мое почтение, друзья!

Вот уже Прощеное воскресенье наступило, и, соответственно, последний день Масленицы . А это значит, что завтра начнется Великий пост — самый главный пост в церквях. В наши дни стало модным быть «истинными христианами», грустно, конечно, но увы и ах. В одном только Яндексе запросов, связанных с Великим постом сотни тысяч! Кто-то из спрашивающих, действительно, серьезно настроен провести все дни поста с пользой для души, а кто-то просто следует новой моде или отдает дань традициям. Но, тем не менее, вопросов задается очень много:

    Когда он начинается?

    Сколько дней длится?

    Что можно кушать в Великий пост?

    Как правильно поститься?

    Как начать и провести пост?

    Суть Великого поста.

    Откуда пошла такая традиция?

    Календарь питания на каждый день.

    И многое-многое другое, от крещения до венчания.

Ваша покорная слуга озадачилась этим вопросом и перекопала Гугл вдоль и поперек, собирая крупинки истины воедино, и вспоминая все, чему учили меня.

Когда начинается Великий пост?

Точной даты нет. Каждый год Великий пост в разное время, отсчет ведется от Пасхи. Я уже в нескольких статьях говорила о том, как некоторые праздники отсчитывают от Пасхи, и, собственно, почему так происходит. Смысла повторяться нет, нам ведь нужны ближайшие даты. Итак:

История Святой Четыредесятницы

Естественно, что история Великого поста, впрочем, как и любая история, которая уходит в прошлое на тысячелетия, таит уйму загадок и предположений. Но одно совершенно точно, самый главный в христианстве пост раньше выглядел иначе.

  1. До 3-го столетия верующие готовились встречать Пасху не 40 с лишним дней, как сейчас, а всего-то 40 часов. Об этом нам сообщает Ириней Лионский. Постились обычно с вечера Страстной Пятницы до окончания пасхальной службы. В это время верующие не принимали пищу совсем. Такой срок поста был установлен, вероятно, как напоминание о сорокадневном посте Христа.
  2. К середине 3-го века появился шестидневный пост, в память о событиях Страстной недели. Однако, некоторые христиане все еще продолжали поститься по-старому — 40 часов.
  3. И только в начале 5-го века Великий пост увеличили до 40 с лишним дней. Но стоит помнить, что его продолжительность в разных Церквях колеблется от 6 до 8 недель. Плюс ко всему, примерно с этого времени соблюдение Святой Четыредесятницы являлось обязательным для всех христиан. Те, кто пропускал пост даже, на какое-то время, отлучались от Церкви.

Хороший вопрос. Великий пост (он же Святая Четыредесятница) в общей сложности длится 48 дней. Но не все так просто, есть некоторые тонкости. Например, почему «четыредесятница» длится почти пять десятков?

Все предельно просто:

«Четыредесятница» потому что с Лазаревой Субботы начинаются события Страстной Пятницы, которые идут немного особняком.

Также, в некоторых учениях есть сравнение поста с некой десятиной от всего года, которую верующий человек отдает Богу. То есть, это своего рода, такая жертва. Но как 48 дней превращаются в десятину года? Элементарно:

    берем 48 дней и вычитаем оттуда все субботы и воскресенья (потому как эти дни не являются постными, но не обольщайтесь, на них тоже наложены ограничения), получаем 35;

    делим 365 (именно столько дней в году) на 35, получаем примерно 10.

Суть поста

Очень хорошо об этом написано на православном портале (я ниже дам ссылку). В принципе, вам в любой статье скажут, что: «Великий пост — это не диета, а возможность улучшить себя духовно, укрепить веру в Бога и очистить душу путем наложения на себя некоторых ограничений».

Все верно говорят, но это даже звучит поверхностно. А нам интересна суть.

Употребление дешевой и быстрой в приготовлении пищи имеет и еще одну цель, помимо жертвенной — освобождение времени и денег . Первое необходимо тратить на посещение храма и молитву, а второе для «дел милосердия», грубо говоря, раздавать нуждающимся.

Но и это не все. Есть целый перечень того, что нельзя делать в Великий пост, помимо ограничения в пище. Напомню, что пока идет пост в пищу запрещено употреблять пищу животного происхождения: молоко, мясо, яйца и, естественно, продукты, в состав которых они входят. А вот рыбу можно, но в определенные дни. Я ниже нарисовала календарь Великого поста по дням, там все подробно отражено.

Правила Великого поста

  1. Нельзя гордиться тем, что вы поститесь, даже перед собой, не говоря уж о том, чтобы хвастаться перед другими. Пост — это не повод выставляться.
  2. Нельзя ругаться матом. В принципе, этого делать, вообще, не стоит, но в дни поста особо нежелательно.
  3. В Великий пост нельзя венчаться.
  4. Следует ограничить себя во... всем, что касается развлечений:

      праздные развлекательные книги;

      развлекательные фильмы и ТВ передачи;

      походы по увеселительным местам;

      шумные посиделки в компании;

      игры (любые);

      социальные медиа.

    Все это отходит на второй план.

  5. Под запретом лень и ничегонеделанье.
  6. Нельзя поддаваться негативным эмоциям: гнев, осуждение, злость, зависть и так далее. Вообще, им в любой день поддаваться не стоит.
  7. Нельзя ссорится и «качать права». Я бы это во все 365 дней года под запрет поставила =)
  8. Нельзя пить спиртное, кроме тех дней, которые отмечены в календаре.
  9. Нельзя «ходить налево», то есть, заниматься сексом с кем-то, кроме законных супругов. Вообще, рекомендуется на все время поста отказаться от секса.

В пост следует есть побольше овощей и фруктов, бобовых, картофеля, каши, постные супы, сухофрукты, орехи, мед , кисели и морсы и т. д. Вообще, с доступом в Интернет не составит труда найти постные и вкусные рецепты.

Важно! Сейчас в наших супермаркетах огромный выбор продуктов, причем, постных тоже. Майонез, который не майонез, соевое мясо, разнообразие морепродуктов и круп такое, что глаза разбегаются. Но... во время Великого поста нужно не заменить продукты такими же, но только без животных жиров, а именно поменять рацион на более скромный .

И если вы, заходя в магазин, с тоской в глазах оглядываете полки в поисках соевого мяса и обезжиренного майонеза и молока, то толку от вашего поста не будет.

Также, есть ограничение в количестве приемов пищи. Кушать нужно один раз в день, обычно вечером .

Если подобные ограничения, в силу каких-либо обстоятельств, для вас в тягость, а соблюсти пост, все-таки, хочется, то можно обсудить все нюансы со своим духовником. На такие случаи в Церкви есть некоторые послабления для верующих:

...в церковных канонах установлен некий минимум поста, который должен соблюдаться всеми верующими. Это отказ от мяса, молока и яиц, то есть пост с рыбой, горячей овощной пищей на масле является максимальной степенью снисхождения к человеческим немощам.

Ниже я прилагаю наглядный графический календарь поста на 2018 год по дням. Там отражено, какую именно пищу можно употреблять на той или иной недели, в тот или иной день.

Календарик можете скачать, распечатать и повесить, как напоминалку, на кухне =)

Вариант такого питания называется «монастырский». Он один из самых строгих, поэтому прежде, чем решить поститься проконсультируйтесь со своим лечащим врачом.

Кому нельзя поститься?

Еще один важный момент: бывают случаи, когда люди в своем желании угодить Богу и Церкви совсем забывают о собственном здоровье. Да, временные ограничения в пище полезны, даже я устраиваю себе разгрузочные дни =) Но, друзья, не каждый человек способен выдержать 48 дней Великого поста в силу своего состояния здоровья . Не забывайте, пожалуйста, об этом. Берегите себя и своих детей.

А в общем и целом, нельзя соблюдать жесткий пост следующим категориям людей:

    страдающим хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта, органов кроветворения, онкологические и т. д.;

    людям с анемией;

    страдающим от недостатка веса;

    беременным женщинам;

    детям (их не нужно лишать молочной пищи, а лучше попросить добровольно отказаться от сладкого).

В самых критических случаях Церковь официально разрешает больным, тяжело работающим и путешествующим употреблять в пищу молоко. При некоторых заболеваниях можно даже мясо или мясные бульоны. За подобным разрешением нужно обратиться к батюшке.

На этом, пожалуй все. Самое важное я рассказала и показала. Можно и прощаться =) Еще увидимся!

P. S. Друзья, обещанная ссылка на Православный портал , там о Великом посте написано, наверное, все, с точки зрения православия. Можете найти ответы на ваши вопросы.

Великий Пост дарит возможность радостных изменений, обновления и возрождения для светлой жизни с чистым, ликующим сердцем. Успех трансформации зависит от правильного настроя. НАС-ТРОИЦА: это Ум, Душа и Тело

Великий Пост дарит возможность радостных изменений, обновления и возрождения для светлой жизни с чистым, ликующим сердцем. Успех трансформации зависит от правильного настроя. НАС-ТРОИЦА: это Ум, Душа и Тело. Каждый день Великого Поста мы направляем свои силы и время на то, чтобы содержать тело в в чистоте, изучать природу своего ума и раскрыть свое духовное сердце!

При отсутствии опыта и знаний Великий Пост может показаться чрезмерно строгими. Здесь собран личный опыт, как держать ВЕЛИКОЙ ПОСТ для ДУШИ, УМА и ТЕЛА: поддержка, советы, рецепты постных блюд на каждый день, упражнения и очистительные практики для тела, мудрые книги и настройки и многое другое!

Что можно есть в Пост? Где взять рецепты постных блюд и постное меню на каждый день? Что нельзя есть в Пост? Каким должно быть питание в Великий Пост? Когда можно есть рыбу в Пост? Что можно пить в Пост? Что такое строгий Пост?

Постные продукты

Питание во время Поста определяется гастрономическими и смысловыми аспектами

Каким должно быть питание в Пост, указаны в Типиконе (Церковном Уставе), основная цель ограничений - воздержание плоти, освобождение от зависимостей, в том числе в питании.

Смысловой аспект проявляется в добровольном ограничении в еде, привычных удовольствиях, проявлении аскетизма, то есть определенном жертвовании. Если мы жертвуем чем-то ради достижения своей цели и получения опыта, то начинаем ценить приобретенное во много раз больше, нежели мы получили бы это даром.

Один телесный Пост не может быть достаточным для совершенствования, если он не будет соединен с Постом духовным. Смысл Поста - искоренение пагубных проявлений души и укоренение добра и любви. Поэтому не стоит доводить себя до изнеможения, соблюдая Пост исключительно формально, по внешним правилам. В конечном итоги, все ваши старания будут тщетны, если они не будут направлены на достижение главного смысла Великого Поста, или превратят Пост в очередную диету. Многие вопросы о Великом посте быди рассмотрены в статье Великий Пост в вопросах и ответах.

Каждому человек должен научиться определять свою меру дозволенности и ограничения во время Поста, учитывать образ жизни, социальное положение и ответственность перед близкими, но в первую очередь - перед самим собой. Одни смогут соблюдать Пост в полной строгости, для других подобные ограничения могут вызвать весьма негативные последствия для здоровья и обострение заболеваний. Существенные послабления в Великий Пост для больных, поскольку считается, что болезнь уже своеобразный пост и испытание. Однако, при некоторых заболеваниях временное или полное воздержание от употребления некоторых продуктов наоборот может принести пользу. Будьте сознательны и спросите мнение вашего лечащего врача!

Существуют также послабления в Великий Пост для беременных, военнослужащих, для тех, что занимается тяжелым физическим или интеллектуальным трудом (например, работает в напряженном ритме или учится). Особый Пост для детей и подростков до 14 лет. Раньше школьникам разрешали соблюдать только первую неделю поста и последнюю. Деток во время Поста можно ограничить в конфетах и выпечке, при этом Пост для них должен носить больше игровой характер. А вот воздержание от молочного и рыбы для растущего организма явно не полезно.

Для определения собственной меры и строгости Поста существуют Подготовительные недели, предшествующие Посту, которые позволяют размеренно войти в режим ограничений, начиная поститься 2 дня в неделю - среду и пятницу, постепенно вводя гастрономические запреты и приближая нас к пониманию, как правильно поститься именно для нас. Это время для того, чтобы определиться с объемом необходимой пищи для поддержания работоспособности организма в нормальном режиме.

Какие степени ограничений существуют в Великий Пост?

Существует пять степеней строгости Поста (смотрите также Календарь Великого Поста):

1. Особо строгий пост: полное воздержание от пищи (например, в Чистый понедельник в первую неделю Великого Поста, в Великую пятницу на Страстной неделе).

2. Сухоядение: холодная пища без масла, вода, черный хлеб, фрукты, овощи, компоты, салаты из сырых овощей, квашеной капусты и соленых огурцов, которые заправляются не маслом, а различными салатными заправками на уксусной основе либо лимонным соком. Можно также добавлять орехи и изюм. Фруктовые салаты можно заправить медом. Отлично подойдут различные смузи без добавления молока или с соевым молоком. Любая не приготовленная пища. Так, например, подойдут вымоченные в воде крупы, не сваренные. (по пн, ср, пт).

3. Горячая пища без масла: вареные или тушеные овощи, супы, каши на воде (по вт и чт).

4. Горячая пища с растительным маслом и виноградным вином: салаты из овощей, супы, вторые блюда (сб и вс).

5. Разрешается рыба. Когда в Пост можно есть рыбу: Благовещение 7 апреля, Лазарева суббота 12 апреля, Вербное воскресение 13 апреля.

Самый строгий Пост в первые дни, с понедельника по среду, и в последнюю Страстную неделю - Великую пятницу и Великую субботу предписывается полное воздержание от пищи. На Страстной неделе разрешается употреблять в пищу сырые или полусырые овощи без масла и практически без соли.

Что можно есть в Пост?

Что нельзя есть в Пост: нельзя употреблять в пишу так называемые «скоромные» продукты (древнерус. скором – «жир, масло»): мясные продукты, рыба, яйца, молочные продукты (сливочное масло, сыр, творог, сметана, молоко…). Кратко – это продукты животного происхождения. Также воздерживаются от любого фаст-фуда, конфет, белого хлеба, майонеза, выпечки. Не рекомендуется употреблять алкоголь и острые специи, т.к. их употребление в излишних количествах на фоне скудного постного питания может вызвать весьма нежелательные явления и обострение заболеваний ЖКТ.

Что можно есть в Пост: можно есть хлеб грубого помола, фрукты, овощи, сухофрукты, квашеную капусту, соленые и маринованные овощи, грибы, орехи, каши на воде, кисели, чай, компоты из сухофруктов, квасы, морсы, смузи.

В Великий пост особенно важно употребление первых и вторых блюд в горячем виде, в те дни, когда они разрешены. Даже из самых простых продуктов можно приготовить вкусные постные блюда - следите на нашим разделом Постные рецепты на каждый день и подписывайтесь, чтобы получать рецепты, обновления и новости в Великий Пост.

Таким образом, разрешенные постные продукты можно разделить на:

    Домашние заготовки: соления и квашения, маринованные овощи и ягоды, соки и варенья, смузи

    Замороженные и свежие овощи, фрукты и грибы.

    Все виды бобовых.

    Сухофрукты, орехи, семечки и многочисленные блюда из них, например, витаминые конфеты.

    Зерновые.

    Зелень и пряности во всех видах: они способны разнообразить любые блюда.

    Соевые продукты: майонез, йогурт, молоко, творог и сыр. Другие виды растительных продуктов:миндальное молоко или кокосовое молоко.

    Хлеб грубого помола и хлебобулочные изделия, не содержащие сдобы. К нему относится лаваш, простые лепешки, хлеб из ростков пшеницы и др.

Примечание:

1. Некоторые маргарины содержат молоко. Такие маргарины не постные.

2. Хлеб иногда содержит «vegetable shortening», это смягчитель или разрыхлитель, который готовят из растений. Такой хлеб постный.

3. Просто «shortening» может быть «animal shortening», то есть приготовленный из жира животных. Такой хлеб не постный.

4. Специи разрешаются, однако использовать их лучше умеренно.

Когда можно есть в Великий Пост?

Есть можно один раз в день, в обед или ужин; но по субботам и воскресеньям - два раза, в обед и вечером.

Примечание: Количество еды можно определить самостоятельно исходя из индивидуальных потребностей организма.

Стоит заметить, что правила Поста, рекомендованные Церковым уставом, относятся к монашескому образу жизни, а для светских людей есть существенные послабления в Великий Пост. Вместе с тем, предлагаемый порядок питания с точки зрения секретов правильного здорового питания кажется весьма эффективным.

  1. Воздержание от пищи до обеда или даже ужина позволяет организму эффективнее освободиться от токсинов, не нагружая его новыми порциями.
  2. Пост - это имеет много общего с питанием по чувству голода, а не по времени или социальным установкам (например, навязанным обеденным перерывом на работе итд). Достаточно проголодавшись мы способны выбирать именно те продукты, в которых наш организм нуждается именно сейчас.
  3. прием пищи 1 раз в день провоцирует максимальную активизацию метаболизма. При таком режиме пища лучше усваивается и мы получаем из нее максимальное количество полезных веществ.

Всегда нужно помнить, что превыше подвига в соблюдении Поста - ваша разумность. Тот образ жизни, который люди вели сто, двести или даже 1000 лет назад, отличен от того, как мы живем сейчас. Раньше жизнь была проще в интеллектуальном, но сложнее в физическом плане. Сейчас же социум, жизнь в городах и информационная перенасыщенность осложняют процесс невовлечения в ежедневную суету и круговорот, и в итоге мы устаем, перегружаемся, чувствуем упадок сил и необходимость в их восполнении через пищу. Естественно, образ жизни накладывает корректировки на классические правила питания в Пост.

Что можно пить в пост?

Во время Великого Поста в определенные дни разрешает пить немного вина или добавлять его при приготовлении пищи. Но речь, конечно де идет не об излишествах, а о разнообразии рациона питания, поскольку виноградное вино содержит антиоксиданты и вещества, препятствующие развитию гриппа, как утверждают ученые. В напитках, как и в еде, нужно соблюдать меру. В Уставе говорится о 2 емкостях вина (бокалах). Некоторым же стоит отказаться от алкоголя полностью.

Поскольку Пост призван освободить нас от привязанностей, в том числе и в пище, то некоторым стоит ограничить или отказаться от употребления чая и кофе. Во первых, эти напитки будоражат нервную систему, что может сказаться на психике и эмоциональном состоянии.

Если вы замечаете за собой зависимость от этих напитков, и пьете их каждый день, попробуйте заменить их, например, цикорием. Или откажитесь от них полностью хотя бы на несколько дней. Если вам будет очень тяжело, значит вы не просто «любитель кофе», а зависимы от него. А от любой зависимости нужно избавляться.

Где лучше питаться в Великий Пост?

Несомненно, питаться лучше дома и готовить самим. Это позволит быть уверенным в качестве блюда и составе ингредиентов. Кроме того, при приготовлении можно заряжать пищу своей энергией, приговаривая молитвы или определенные настройки, чтобы еда принесла вам здоровье, силы и радость. Вспомните бабушкины гостинцы - они всегда приготовлены с любовью и наилучшими пожеланиями добра! Постные блюда, приготовленные с любовью и правильным настроем, под хорошую музыку принесут намного больше пользы и удовольствия, чем магазинная или ресторанная еда.

Многие люди в современном ритме жизни и в условиях большого города не имеют другой возможности питания, кроме как в кафе или в ресторане, и в этом нет ничего предосудительного, поскольку многие заведения предлагают постное меню. Другое дело - это гастрономические извращения и излишества. К примеру, многие кафе конкурируют друг с другом в изысканности и сложности предлагаемых ими постных блюд, иногда еще более причудливых, чем непостная еда, тем самым создавая из еды культ, что прямо противоречит основной цели поста.

Календарь Великого Поста 2015

Каждая неделя Великого Поста имеет свой смысл и духовную направленность.

Великому Посту предшествуют 4 подготовительные недели (3 седмицы), постепенно подводящие к строгому ритму жизни. Именно они позволяют определить потребности организма в количестве пищи и воды, понемногу и осознанно вводя ограничения, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, неспособности к ежедневным делам.

Сей же род изгоняется только молитвою и постом.

(Мф. 9, 29)

Когда вы постились… Для меня ли постились?

.(Зах. 7, 5)

Указания христианину о посте могут сильно разниться в зависимости от состояния здоровья тела христианина. Оно может быть в полном здоровье у молодого человека, не совсем здорово у пожилого или при серьезной болезни. Отсюда и указания церкви о соблюдении постов (по средам и пятницам) или в периоды многодневных постов (Рождественского, Великого, Петрова и Успенского) могут сильно разниться в зависимости от возраста и физического состояния здоровья человека. Все указания в полной мере относятся лишь к физически здоровому человеку. При физических болезнях или для престарелых к указаниям следует отнестись внимательно и рассудительно.

Как часто и у тех, кто считает себя христианами, можно встретить пренебрежение к посту, непонимание его значения и сущности.

Пост рассматривается ими как дело, обязательное только для монахов, опасное или вредное для здоровья, как пережиток из старой обрядности – мертвая буква устава, с которым пора покончить, или, во всяком случае, как нечто неприятное и обременительное.

Следует заметить всем думающим так, что они не понимают ни цели поста, ни цели христианской жизни. Может быть, напрасно они именуют себя христианами, так как живут своим сердцем вместе с безбожным миром, имеющим культом свое тело и самоугодие.

Христианин же в первую очередь должен думать не о теле, а о своей душе и беспокоиться о ее здоровье. И если бы он действительно стал думать о ней, то он радовался бы посту, в котором вся обстановка направлена на исцеление души, как в санатории – на исцеление тела.

Время поста – это время особенно важное для духовной жизни, это “время благоприятное, это день спасения” (2 Кор. 6, 2).

Если душа христианина тоскует по чистоте, ищет душевного здоровья, то она должна постараться как можно лучше использовать это полезное для души время.

Вот почему среди истинных боголюбцев принято взаимное поздравление с наступлением поста.

Но что такое пост по существу? И не бывает ли самообмана среди тех, кто считает нужным исполнять это лишь по букве, но не любит его и тяготится им в сердце своем? И можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни?

Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?

Нужно полагать, что это не будет постом, хотя все правила и обычаи поста будут соблюдены. Прп. Варсонофий Великий говорит: “Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей.

Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста” (если ты не можешь соблюдать последний, как бы хотел).

О том же говорит и св. Иоанн Златоуст: “Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, – нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело”.

Как пишет о. Александр Ельчанинов: “В общежитиях существует коренное непонимание поста. Важней не сам по себе пост, как неядение того-то и того-то или как лишение себя чего-то в виде наказания – пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов – через истощение тела дойти до утончения духовных мистических способностей, затемненных плотию, и тем облегчить свое приближение к Богу…

Пост не есть голод. Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого Поста не говорится о посте только в нашем обычном смысле, т.е. как о неядении мяса и проч. Всюду один призыв: “постимся, братие, телесно, постимся и духовно”. Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями. Пост равен утончению. Нормальный, биологически благополучный человек недоступен влияниям высших сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, и тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идет духовное его наполнение”.

Как говорилось ранее, душа человека тяжело больна. Церковь отводит в году определенные дни и периоды времени, когда внимание человека должно быть особенно устремлено на исцеление от душевной болезни. Это пост и постные дни.

По словам еп. Германа: “Пост есть сугубое воздержание, чтобы восстановить утраченное равновесие между телом и духом, чтобы вернуть нашему духу его главенство над телом и его страстями”.

У поста есть, конечно, и другие цели (о них будет говориться ниже), но основная из них – изгнание из души своей лукавого духа – древнего змия. “Сей же род изгоняется только молитвою и постом”,- сказал Господь Своим ученикам.

Господь показал нам Сам пример поста, постившись 40 дней в пустыне, откуда “возвратился в силе Духа” (Лк. 4, 14).

Как говорит св. Исаак Сириянин: “Пост есть оружие, уготованное Богом… Если постился Сам Законоположник, то как не поститься кому-либо из обязанных соблюдать закон?..

До поста род человеческий не знал победы и диавол никогда не испытывал поражений… Господь наш был вождем и первенцем этой победы…

И как скоро диавол видит это оружие на ком-нибудь из людей, этот противник и мучитель тотчас приходит в страх, помышляя и вспоминая о поражении своем в пустыне Спасителем, и сила его сокрушается… Кто пребывает в посте, у того ум непоколебим” (Слово 30).

Совершенно очевидно, что подвиг покаяния и молитвы в посте должен сопровождаться мыслями о своей греховности и, конечно, воздержанием от всяких развлечений – хождения в театры, кино и гости, легкого чтения, веселой музыки, смотрения телевизора для развлечения и т.п. Если все это еще влечет сердце христианина, то пусть он сделает усилие, чтобы оторвать от этого свое сердце, хотя бы в дни поста.

Здесь нужно вспомнить, что по пятницам прп. Серафим не только постился, но и пребывал в этот день в строгом молчании. Как пишет о. Александр Ельчанинов: “Пост – период духовного усилия. Если мы не можем отдать Богу всю свою жизнь, то посвятим Ему безраздельно хотя бы периоды постов – усилим молитву, умножим милосердие, укротим страсти, примиримся с врагами”.

Здесь приложимы слова премудрого Соломона: “Всему свое время и время всякой вещи под небом. …время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать… время молчать и время говорить” и т.д, (Еккл. 3, 1-7).

Для физически здоровых людей основой поста считается воздержание в пище. Здесь можно различать 5 степеней физического поста:

1) Отказ от мяса.

2) Отказ от молочного.

3) Отказ от рыбы.

4) Отказ от масла.

5) Лишение себя пищи вообще на какие-то сроки.

Естественно, что на последние степени поста могут идти лишь здоровые люди. Для больных и престарелых более соответствует правилам первая степень поста.

Сила и действенность поста может оцениваться по силе лишения и жертвы. И естественно, что не только формальная замена скоромного стола на постный стол составляет истинный пост: можно приготовлять изысканные блюда и из постной пищи и таким образом в какой-то мере удовлетворять и свое сластолюбие и свою алчность к ней.

Надо помнить, что кающемуся и скорбящему о своих грехах неприлично есть постом сладко и обильно, хотя бы и (формально) постные блюда. Можно сказать, что поста не будет, если человек будет вставать из-за стола с вкусными постными блюдами и чувством преобременения желудка.

Здесь мало будет жертв и лишений, а без них не будет и истинного поста.

“Почему мы постимся, а Ты не видишь?”- взывает пророк Исайя, обличая иудеев, лицемерно соблюдавших обряды, но сердцем далеких от Бога и Его заповедей (Ис. 58, 3).

В некоторых случаях больные христиане заменяют себе (сами или по совету духовников) воздержание в пище постом “духовным”. Под последним часто понимают более строгое внимание к себе: удержание себя от раздражительности, осуждения, ссор. Все это, конечно, хорошо, но разве в обычное время христианин может позволять себе грешить, или раздражаться, или осуждать? Совершенно очевидно, что христианин должен всегда “трезвиться” и быть внимательным, предохраняя себя от греха и всего того, что может оскорблять Духа Святого. Если же он не в силах удержать себя, то, вероятно, это будет иметь место в равной степени как в обычные дни, так и в посту. Отсюда замена поста в пище на подобный “духовный” пост – это чаще всего самообман.

Поэтому в тех случаях, когда по болезни или по большому недостатку в продуктах питания, христианин не может соблюдать обычные нормы поста, то пусть сделает в этом отношении все, что сможет, например: откажется от всяких развлечений, от сластей и лакомых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пятницу, будет стараться, чтобы наиболее вкусная пища подавалась лишь по праздничным дням. Если же христианин по старческой немощи или по нездоровью не сможет отказаться от скоромной пищи, то следует хотя бы несколько ограничить ее в постные дни, например, не есть мясного – словом, в той или иной мере все же приобщиться к посту.

Некоторые отказываются от поста из-за боязни ослабить свое здоровье, проявляя при этом болезненную мнительность и маловерие, и стремятся всегда обильно питать себя скоромной пищей для достижения хорошего здоровья и для поддержания “упитанности” тела. И как часто они-то и страдают всякими заболеваниями желудка, кишечника, почек, зубов…

Кроме проявления своего чувства покаяния и ненависти ко греху, пост имеет и другие стороны. Время поста – не случайные дни.

Среда – это предание Спасителя – наивысший из моментов падения и позора человеческой души, идущей в лице Иуды предавать за 30 сребренников Сына Божия.

Пятница – это терпение издевательств, мучительные страдания и крестная смерть Искупителя человечества. Вспоминая о них, как может христианин не ограничить себя путем воздержания?

Великий пост – это путь Богочеловека к Голгофской жертве.

Человеческая душа не имеет права, не смеет, если только она христианка, проходить равнодушно мимо этих величественных дней – знаменательных вех во времени.

Как она дерзнет потом – на Страшном суде стать одесную Господа, если она будет равнодушна к Его скорби, крови и страданиям в те дни, когда Вселенская Церковь – Земная и Небесная – вспоминает их.

В чем должен состоять пост? Здесь нельзя дать общей меры. Она будет зависеть и от состояния здоровья, от возраста и условий жизни. Но здесь надо непременно задеть за живое свое плотоугодие и сластолюбие.

В настоящее время – время ослабления и падения веры – нам кажутся недостижимыми те уставы о посте, которые в старину строго выполнялись благочестивыми русскими семьями.

Вот, например, из чего состоит Великий пост по церковному уставу, обязательность которого распространялась в равной мере как на инока, так и на мирянина.

По этому уставу в Великий пост полагается: полное неядение в течение целого дня понедельника и вторника первой седмицы и пятницы Страстной седмицы.

Лишь для более слабых возможно вкушение пищи во вторник вечером первой седмицы. Во все остальные дни Великого поста, кроме суббот и воскресений, полагается только сухоядение и лишь однажды в день – хлеб, овощи, горох – без масла и воды.

Вареная пища с постным маслом полагается лишь в субботы и воскресенья. Вино разрешается только в дни церковных воспоминаний и при длинных службах (например, в четверг на пятой седмице). Рыба – лишь в Благовещение Пресвятой Богородицы и Вербное воскресенье.

Хотя такая мера нам и кажется чрезмерно суровой, она, однако, достижима для здорового организма.

В быту старой русской православной семьи можно видеть строгое выполнение постных дней и постов. Даже князья и цари постились так, как теперь не постятся, может быть, и многие из монахов.

Так, царь Алексей Михайлович Великим постом обедал лишь три раза в неделю – в четверг, субботу и воскресенье, а в остальные дни съедал только по кусочку черного хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу, запивая квасом.

Некоторые египетские иноки в древности практиковали в Великий пост полное сорокадневное воздержание от пищи, следуя в этом отношении примеру Моисея и Самого Господа.

Сорокадневные посты проводил два раза один из братьев Оптиной пустыни – схимонах Вассиан, живший там в середине XIX столетия. Этот схимник, между прочим, так же как и прп. Серафим, в значительной мере питался травою “снытью”. Он прожил до 90 лет.

37 дней не вкушала ни пищи, ни питья (кроме одного причастия) инокиня Любовь Марфо-Мариинской обители. Следует отметить, что во время этого поста она не чувствовала никакого ослабления сил и, как про нее говорили, “голос ее гремел в хору как будто бы еще сильнее прежнего”.

Этот пост она совершила перед Рождеством; он кончился в конце Рождественской литургии, когда она внезапно почувствовала непреодолимое желание поесть. Не в силах более владеть собою, она тотчас же пошла в кухню для принятия пищи.

Необходимо заметить, однако, что описанная выше и рекомендованная церковью норма для Великого поста не считается теперь всеми так строго обязательной для всех. Церковь рекомендует, как известный минимум, лишь переход постом на постную пищу в согласии с ее указаниями для каждого из постов и постных дней.

Выполнение этой нормы для вполне здоровых людей считается обязательным. Все же большее она предоставляет ревности и усердию каждого христианина: “Милости хочу, а не жертвы”,- говорит Господь (Мф. 9, 13). Вместе с тем надо нам помнить, что пост необходим не Господу, а нам самим для спасения нашей души. “Когда вы постились… для Меня ли вы постились?”- говорит Господь устами пророка Захарии (7, 5).

Есть и еще одна сторона у поста. Вот кончилось, его время. Церковь торжественно справляет праздник, завершающий пост.

Может ли достойно встретить и пережить сердцем этот праздник тот, кто в какой-то мере не приобщился этому посту? Нет, он почувствует себя так, как тот дерзкий в Господней притче, что осмелился на пир прийти “не в брачной одежде”, т.е. не в духовной одежде, очищенной покаянием и постом.

Хотя бы человек по привычке и пошел на праздничное богослужение и сел бы за праздничный стол, он при этом ощутит лишь беспокойство совести и холод на сердце. А его внутренний слух услышит грозные слова Господа, обращенные к нему: “Друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде?” И душа его будет “брошена во тьму внешнюю”, т.е. останется во власти уныния и печали, в атмосфере духовного голода – “плача и скрежета зубов”.

Пожалейте же сами себя те, кто пренебрегает, чуждается и бегает от поста.

Пост есть воспитание способности духа человеческого бороться против своих поработителей – сатаны и разнеженного и избалованного тела. Последнее должно быть послушно духу, но на деле чаще всего является господином души.

Как пишет пастырь о.Иоанн С. (св. прав. Иоанн Кронштадтский. – прим. ред.) : “Кто отвергает посты, тот отнимает и у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно через наше невоздержание, от которого происходит всякий грех”.

Истинный пост есть борьба; это в полном смысле слова “узкий и тесный путь”, о спасительности которого говорил Господь.

Господь велит скрывать свой пост от окружающих (Мф. 6, 18). Но от ближних христианину, может быть, не удастся утаить свой пост. Тогда может случиться, что близкие и родные вооружатся на постящегося: “пожалей себя, не мучь себя, не убивай себя” и т.п.

Мягкие вначале, уговоры родных затем могут перейти в раздражение и упреки. Дух тьмы восстанет против постящегося через близких, приводит против поста доводы и посылает соблазны, как некогда пробовал это сделать с постящимся в пустыне Господом.

Пусть заранее предвидит все это христианин. Пусть не ждет он также, что приступив к посту, он сразу будет получать какие-либо благодатные утешения, теплоту в сердце, слезы покаяния и сосредоточенность в молитве.

Это приходит не сразу, это надо еще заработать борьбой, подвигом и жертвами: “служи мне, и потом ешь и пей сам”,- говорится в притче рабу (Лк. 17, 8). Те, кто проходил пути сурового поста, свидетельствуют даже об ослаблении иногда в начале поста молитвы и притуплении интереса к духовному чтению.

Пост – это лечение, а последнее бывает часто нелегко. И лишь в конце его курса можно ждать выздоровления, а от поста ждать плодов Духа Святого – мира, радости и любви.

По существу своему пост есть подвиг и связан с верою и дерзновением. Пост угоден и приятен Господу как порыв души, тянущейся к чистоте, стремящейся сбросить цепи греха и освободить дух от рабства телу.

Церковь считает его и одним из действенных средств, посредством которых можно переложить гнев Божий на милость или преклонить волю Господню к исполнению молитвенного прошения.

Так, в Деяниях Апостолов описывается, как антиохийские христиане, перед отправлением на проповедь свв. апп. Павла и Варнавы “совершили пост и молитву” (Деян. 13, 3).

Поэтому пост практикуется в церкви как средство подготовки себя к какому-либо начинанию. Имея нужду в чем-либо, отдельные христиане, иноки, монастыри или церкви накладывали на себя пост с усиленной молитвой.

У поста есть, кроме того, и еще одна положительная сторона, на которую обратил внимание Ангел в видении Ерму (см. книгу “Пастырь Ерма”).

Заменяя скоромную пищу более простой и дешевой, или уменьшая ее количество, христианин может сократить издержки на себя. А это даст ему возможность больше средств обратить на дела милосердия.

Ангел дал такое указание Ерму: “В тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды, и исчисливши издержки, которые ты сделал бы в этот день на пищу по примеру прошлых дней, оставшиеся от этого дня отложи и отдай вдове, сироте или бедному; таким образом ты смиришь свою душу, а получивший от тебя насытится и будет за тебя молиться Богу”.

Ангел указал также Ерму и на то, что пост не есть самоцель, а лишь подсобное средство к очищению сердца. И пост того, кто стремится к этой цели и не исполняет заповедей Божиих – не может быть угодным Богу и является бесплодным.

По существу отношение к посту является пробным камнем для души христианина в его отношении к Церкви Христовой, а через последнюю – ко Христу.

Как пишет о. Александр Ельчанинов: “…В посте человек проявляет себя: у одних проявляются высшие способности духа, другие же делаются только раздражительны и злы – пост открывает истинную сущность человека”.

Душа, живущая живой верой во Христа, не может пренебрегать постом. Иначе она объединит себя с теми, кто равнодушен ко Христу и религии, с теми, кто, по словам прот. Валентина Свенцицкого:

“Едят все – и в Великий Четверг, когда совершается Тайная Вечеря и предается Сын Человеческий; и в Великую Пятницу, когда слышим мы плач Богоматери у гроба Распятого Сына в день Его погребения.

Для таких не существует ни Христа, ни Богоматери, ни Тайной Вечери, ни Голгофы. Какой же у них может быть пост?”

Обращаясь к христианам, о. Валентин пишет: “Держи и соблюдай пост, как великую церковную святыню. Каждый раз, когда ты воздерживаешься от запрещенного в дни поста, – ты со всею Церковью. Ты делаешь в полном единомыслии и единочувствии то, что делала вся Церковь и все святые угодники Божии с самых первых дней бытия Церкви. И это будет давать тебе силу и твердость в твоей духовной жизни”.

Значение и цель поста в жизни христианина можно резюмировать следующими словами прп. Исаака Сириянина:

“Пост – ограждение всякой добродетели, начало борьбы, венец воздержанных, красота девства, источник целомудрия и благоразумия, учитель безмолвия, предшественник всех добрых дел…

От поста и воздержания рождается в душе плод – ведение тайн Божиих”.

Рассудительность в посте

Милости хочу, а не жертвы.

(Мф. 9, 13)

Покажите… в добродетели рассудительность.

(2 Пет. 1, 5)

Все доброе в нас имеет некую черту,

перейдя которую незаметно обращается во зло.

(Прот. Валентин Свенцицкий)

Все вышеизложенное о посте относится, однако, повторяем, лишь к здоровым людям. Как и для всякой добродетели, и для поста также нужна рассудительность.

Как пишет прп. Кассиан Римлянин: “Крайности, как говорят святые отцы, с той и другой стороны равно вредны – и излишество поста и пресыщение чрева, Знаем мы некоторых, которые, не быв побеждены чревоугодием, низложены были безмерным постом, и впали в ту же страсть чревоугодия, по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста.

Притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения, потому что от последнего, в силу раскаяния, можно перейти к правильному действованию, а от первого нельзя.

Общее правило умеренности воздержания состоит в том, что каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения.

Монах так разумно должен вести дело пощения, как бы имел пробыть в теле сто лет; и так обуздывать душевные движения – забывать обиды, отрезать печаль, ни во что ставить скорби – как могущий умереть каждый день”.

Следует вспомнить о том, как ап. Павел предупреждал тех, кто неразумно (самовольно и самочинно) постился – “это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти” (Кол. 2, 23).

Вместе с тем пост – не обряд, а тайна души человеческой, которую Господь велит скрывать от других.

Господь говорит: “Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Мф. 6, 16 -18).

А поэтому христианину надо скрывать как свое покаяние – молитву и внутренние слезы, так и свой пост и свое воздержание в пище.

Здесь надо бояться всякого выявления своего отличия от окружающих и уметь скрывать от них свой подвиг и свои лишения.

Вот несколько примеров к тому из жизни святых и подвижников.

Прп. Макарий Великий никогда не пил вина. Однако, когда он бывал в гостях у других иноков, он не отказывался от вина, скрывая свое воздержание.

Но ученики его старались предупредить хозяев, говоря им: “Если он будет пить у вас вино, то знайте – вернувшись домой, он будет лишать себя даже воды”.

Оптинскому старцу Леониду пришлось однажды прожить несколько дней у епархиального архиерея. Стол последнего был обилен рыбою и разными вкусными яствами, резко отличаясь от скромной скитской трапезы Оптинской пустыни.

Старец не отказывался от вкусных блюд, но когда вернулся в Оптину, то на несколько дней лишил себя пищи, как бы наверстывая упущенное в гостях воздержание.

Во всех тех случаях, когда постник должен принимать пищу вместе с другими, более немощными братьями, он не должен, по указанию святых отцов, своим воздержанием делать им укор.

Так святой Авва Исайя пишет: “Если ты хочешь непременно воздержаться более других, то уединись в отдельную келью и не огорчи немощного брата твоего”.

Не только ради сохранения себя от тщеславия надо стремиться не выставлять на вид своего поста.

Если пост будет почему-либо смущать окружающих, вызывать их упреки, или, может быть, насмешки, обвинение в ханжестве и т.п. – и в этих случаях надо стараться хранить тайну поста, сохраняя его по духу, но отступая от него формально. Здесь имеет приложение повеление Господа: “не мечите бисера вашего перед свиньями” (Мф. 7, 6).

Пост будет неразумен и тогда, когда он будет ставить преграды гостеприимству угощающих вас; мы этим будем укорять окружающих в пренебрежении постом.

Про Московского митрополита Филарета рассказывают такой случай: как-то он пришел к своим духовным детям как раз к обеду. По долгу гостеприимства, его надо было пригласить к обеду. За столом подавали скоромное, а день был постный.

Виду не подал митрополит и, не смущая хозяев, вкусил скоромного. Так снисхождение к немощи духовных своих ближних и любовь он ставил выше, чем соблюдение поста.

К церковным установлениям вообще нельзя относиться формально, и, следя за точным исполнением правил, не делать из последних никаких исключений. Надо помнить и слова Господа, что “суббота для человека, а не человек для субботы” (Мк. 2, 27).

Как пишет митрополит Иннокентий Московский: “Были примеры, что даже монахи, как, например, святой Иоанн Лествичник, употреблял во всякое время всякую пищу и даже мясо.

Но сколько? Столько, чтобы быть только живу, и это не мешало ему достойно причащаться Святых Тайн и, наконец, не воспрепятствовало сделаться святым…

Конечно, не благоразумно без нужды нарушать пост употреблением скоромной пищи. Тот, кто может соблюсти пост разбором пищи, тот соблюдай; но, главное, соблюдай и не нарушай поста душевного, и тогда пост твой будет приятен Богу.

Но кто не имеет возможности разбирать пищу, тот употребляй все, что Бог даст, но без излишества; но зато непременно строго постись душой, умом и мыслями, и тогда пост твой так же будет приятен Богу, как пост самого строгого пустынника.

Цель поста – облегчить и усмирить тело, обуздывать пожелания и обезоруживать страсти.

Потому церковь, спрашивая тебя о пище, не столько спрашивает о том – какую употребляешь ты пищу? – сколько о том, для чего ты употребляешь ее?

Господь Сам одобрил поступок царя Давида, когда тот по нужде должен был нарушить правило и есть “хлебы предложения, которые не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним” (Мф. 12, 4).

Поэтому, учитывая необходимость, можно и при больном и слабом теле и преклонном возрасте делать послабления и исключения во время поста.

Св. ап. Павел так пишет своему ученику Тимофею: “Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов” (1 Тим. 5, 23).

Прп. Варсонофий Великий и Иоанн говорят: “Что такое пост, как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным для страстей по слову апостола: “когда я немощен, тогда силен” (2 Кор. 12, 10).

А болезнь более сего наказания и вменяется вместо поста – ценится даже более его. Кто переносит ее с терпением, благодаря Бога, тот через терпение получает плод спасения своего.

Вместо того, чтобы ослабить силу тела постом, оно бывает уже ослаблено болезнью.

Благодари же Бога, что ты освободился от труда поститься. Если и десять раз в день будешь есть, не печалься: ты не будешь осужден за то, так как поступаешь так не в поблажку себе”.

О правильности нормы поста прп. Варсонофий и Иоанн дают и такое указание: “Касательно поста скажу: осяжи сердце твое, не окрадено ли оно тщеславием, и если не окрадено, осяжи вторично, не делает ли тебя пост сей немощным и в исполнении дел, ибо немощи этой не должно быть, и если и в этом не вредит тебе, пост твой правильный”.

Как говорил пустынник Никифор в книге В. Свенцицкого “Граждане неба”: “Господь требует не голода, а подвига. Подвиг – это то, что может человек сделать самого большого по своим силам, а остальное – по благодати. Силы наши теперь слабые, и подвигов больших Господь с нас не требует.

Я пробовал сильно поститься, и вижу, что не могу. Истощаюсь – нет сил молиться, как надо. Однажды так ослаб от поста, встать правило прочесть не могу”.

Здесь пример неправильного поста.

Еп. Герман пишет: “Изнеможение есть признак неправильности поста; оно так же вредно, как и пресыщение. И великие старцы вкушали суп с маслом на первой седмице Великого поста. Больную плоть нечего распинать, а надо поддерживать”.

Итак, всякое ослабление здоровья и трудоспособности при посте говорит уже о его неправильности и превышении его нормы.

“Мне более нравится, чтобы изнурялись более от работы, чем от поста”, – говорил один пастырь своим духовным детям.

Лучше всего, когда постящиеся руководствуются указаниями опытных духовных руководителей. Следует вспомнить следующий случай из жизни прп. Пахомия Великого. В одном из его монастырей в больнице лежал монах, истощенный болезнью. Он попросил прислуживающих дать ему мяса. Те отказали ему в этой просьбе, исходя из правил монастырского устава. Больной попросил отнести себя к прп. Пахомию. Преподобный был поражен крайним истощением инока, заплакал, глядя на больного, и стал укорять больничных братий за их жестокосердие. Он велел немедленно исполнить просьбу больного, чтобы укрепить его ослабевшее тело и ободрить унылую душу.

Мудрая подвижница благочестия – игумения Арсения так писала престарелому и больному брату епископа Игнатия Брянчанинова в дни Великого поста: “Боюсь, что вы обременяете себя тяжелой постной пищей и прошу вас забыть, что теперь пост, а кушать скоромную пищу, питательную и легкую. Разность дней дана нам церковью, как узда здоровой плоти, а вам дана болезнь и немощь старости”.

Однако, нарушающим пост по болезни или иной немощи, все же следует помнить, что здесь может иметь место и какая-то доля маловерия и невоздержания.

Поэтому, когда духовным детям старца о. Алексея Зосимовского приходилось по предписанию врача нарушать пост, то старец велел в этих случаях себя окаявать и молиться так: “Господи, прости меня, что я по предписанию врача, по своей немощи нарушил святой пост”, и не думать, что это как будто так и нужно.

Говоря о посте как о скудости и изменении состава пищи, следует заметить, что этот подвиг ни во что вменяется Господом, если христианин не будет в то же время соблюдать Господних заповедей о любви, милосердии, самоотверженного служения ближним, словом, всего того, что спросится с него в день Страшного суда (Мф. 25, 31-46).

Об этом с исчерпывающей ясностью говорится уже в книге пророка Исайи. Иудеи взывают к Богу: “Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?” Господь устами пророка отвечает им: “Вот в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других: вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо; раздели с голодными хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого – одень его и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет перед тобою, и слава Господа будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь и Он скажет: «вот Я»” (Ис. 58, 3-9).

Это замечательное место из книги пророка Исайи обличает многих – как простых христиан, так и пастырей стада Христова. Обличает тех, кто думает спастись, лишь соблюдая букву поста и забывая о заповедях милосердия, любви к ближнему и служения им. Обличает тех пастырей, которые “связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям” (Мф. 23, 4). Это те пастыри, которые требуют от своих духовных детей строго соблюдения “правила” поста, не учитывая их преклонного возраста, ни их болезненного состояния. Ведь Господь говорил: “Милости хочу, а не жертвы” (Мф. 9, 13).

Прежде чем начать разговор о том, как правильно держать Великий пост в первый раз, необходимо сказать несколько слов о Великом посте и его предназначении. По христианскому учению, смыслом жизни человека является спасение души, достигаемое через нравственное совершенствование. Без него путь к вечной жизни закрыт. Важнейшей составляющей воцерковления является покаяние, включающее в себя осознание грехов и искреннее желание преодолеть их власть. Без этого человек обречён на духовную смерть.

Отрешение на время поста от мирских забот

Очень важно, чтобы человека, возложившего на себя этот труд, и помышляющего только о том, как держать пост перед Пасхой, ничто не отвлекало, не мешало полностью посвятить себя важнейшему из дел.

Именно для этого в дни постов все мирское должно отойти на второй план, оставив место лишь вдумчивой молитве, покаянию и размышлениям о своей жизни.
Посты бывают длительные (их четыре в году) и однодневные, соответствующие некоторым из евангельских событий.

Самым продолжительным и строгим является Великий пост. Он длится около сорока дней и завершается Великой седмицей - неделей, предшествующей Пасхе. Она напоминает о конце земного пути Иисуса Христа. Таким образом, его продолжительность 47, а иногда и 48 дней. Именно о том, как правильно держать Великий пост, как к нему подготовиться и как добиться максимального блага для души и тела, пойдёт разговор в этой статье.

Подготовка к началу Великого поста

Предваряют начало поста четыре подготовительные недели. Их назначение - постепенно ввести верующих в состояние аскетизма, необходимого для очищения души. Особенно такая последовательность необходима тем, кто только начинает путь к христианской жизни и ещё не знает, как держать пост. В первый раз такому человеку, как никому другому, требуется поддержка. Подготовка начинается вскоре по отдании праздника Богоявления.

Первая неделя именуется "О мытаре и фарисее". Её лейтмотивом является известная повествующая о том, насколько нравственно выше приносящий покаяние грешник, чем мнимый праведник, кичащийся своим показным благочестием.
Следующая седмица - "Неделя о блудном сыне". В её основу также легла библейская притча, в которую заложена мысль о всепрощении Божием и о том, что каждому раскаявшемуся грешнику открыты Его отеческие объятия. Далее следуют в которую заканчивается употребление мяса, и сыропустная, когда позволяется вкушать лишь молочную и рыбную пищу.

Как держать Великий пост в первый раз

Кроме духовной подготовки, следует проявить заботу и о своем теле. Очень важно посоветоваться с врачом диетологом и с его помощью чётко определить, как держать пост в первый раз, чем питаться в эти дни и как. Держать Великий пост впервые - это сделать шаг в ту область жизни, которая до сих пор была от вас скрыта, и поэтому вам крайне необходимы советы и медиков, и священнослужителей. Каждый, кто желает при помощи поста вступить на путь внутреннего очищения, должен усвоить важнейшую истину: пост телесный без поста духовного бесполезен. В этом случае он превратится в обычную диету, которая, возможно, избавит от каких-то плотских недугов, но изменить настрой души человека бессильна.

В чем же состоит духовный пост? Прежде всего, в решительном отторжении злых помыслов и гнева. В отказе от любых поступков, несущих в себе проявления злобы. Многие святые, творцы духовных книг, ставших в наши дни жизненным руководством христиан, писали о том, что очень часто новообращённые (да и не только они), постясь телом, забывают о душе, тем самым перечёркивая свои труды. Вспоминается горькая народная ирония: «Великим постом молочко не кушала, а соседку поедом съела…».

Особенности постного меню

Вполне очевидно, что вопрос о том, как правильно держать пост в первый раз, подразумевает, прежде всего, ограничения в еде. Прежде всего нужно напомнить, что их степень устанавливается священником и врачом. Кроме того, беременные женщины, дети, больные и престарелые люди, а также путешествующие и находящиеся на войне, от поста освобождаются. Всем остальным рекомендуется воздержание от мясной, молочной и рыбной пищи, а также продуктов, в состав которых они входят. Предпочтение следует отдавать всевозможным блюдам из овощей и фруктов.

Традиционное состоит из картофеля и изделий из него, сушеных и свежих грибов, салатов, солений и маринадов. Овощные супы и крупяные каши также помогут поддерживать силы. Особое место в рационе в течение этих дней занимают сухофрукты, мёд и различные компоты. Не возбраняется употребление маргарина, но только в том случае, если в его состав не входит молоко. Очень важно учитывать, что постом ограничивается не только состав пищи, но и её количество. Есть нужно в меру, иначе можно объесться и сухарями. Кроме того, следует отказаться от употребления спиртных напитков, особенно крепких. Как исключение, допускается в отдельные дни красное вино.

Календарь постного меню

Первая и последняя недели Великого поста наиболее строги в отношении уставами предусматриваются даже дни полного отказа от пищи. В миру это редко соблюдается, но по мере сил, решая, как держать пост в первый раз, надо стараться максимально урезать свой дневной рацион. В остальной период поста по понедельникам, средам и пятницам принято вкушать холодную пищу без масла.

Во вторник и четверг её можно разогреть, но масло не добавлять. В выходные дни делается послабление: можно принимать горячую пищу и употреблять в небольших дозах вино. Для рыбных блюд исключение делается только в такие праздники, как Благовещенье и Вербное воскресенье. Есть также один день - Лазарева суббота, когда вкушается икра. Некоторые изменения вносятся в тех случаях, когда на Великий пост выпадают дни памяти особо почитаемых святых.

Польза поста для здоровья

Великий пост всегда бывает весной. К этому времени организм человека испытывает негативные последствия рациона, характерного для зимы. Обилие тяжёлой мясной пищи, жареных блюд и высококалорийных продуктов наносит существенный вред системе пищеварения. В организме накапливаются различные Нередко за зиму набирается лишний вес. Ввиду этого врачи указывают на несомненную пользу поста для здоровья человека. Благодаря столь продолжительной разгрузке из организма выводятся шлаки и создаются условия для лучшего усвоения витаминов. Благотворно его воздействие и в плане похудения.

Религиозно-этические аспекты прохождения поста

Каждый постящийся должен помнить о необходимости соблюдать целый ряд этических норм, связанных с постом. Например, находясь в гостях в доме, где не постятся и ставят на стол скоромные блюда, очень важно суметь тактично уклониться от их вкушения, не огорчив хозяев. Если это невозможно, то употребление такой пищи допускается. Лучше преступить букву церковного Устава, чем обидеть людей. Но делать это надо со смирением. Кроме того, совершенно недопустимо нарочитое афиширование того, что вы держите пост, и похвальба этим. Упрёки в адрес тех, кто не постится, заслуживают особого порицания.

Размышляя о том, как держать пост в первый раз, следует иметь в виду, что основной духовной составляющей поста является молитва и в храме, и дома. Очень важны также чтение религиозной литературы и размышления о прочитанном. Хотя бы один раз каждый постящийся обязан исповедаться и причаститься. Это соответствует и традициям, и смыслу поста. А по поводу того, как держать пост перед исповедью и причастием, следует посоветоваться со священником.

Воздержание

В традициях православной церкви - отказаться на этот период от всевозможных развлечений. Рекомендуется воздерживаться от посещения различных увеселительных мероприятий, театров, концертов, кино, а также от просмотра большинства телевизионных передач. Также предписывается временный отказ от супружеских отношений. Эти ограничения преследуют лишь одну цель - создать особый психологический настрой, необходимый для полноценного прохождения поста, глубокого покаяния и молитвы.

В дореволюционной России на эти дни специальным правительственным указом закрывались все театры, рестораны и прочие развлекательные заведения. Из этой статьи вы вкратце узнали о том, как держать пост перед Пасхой, какие существуют на этот счет правила. Самое главное - это не забывать о том, что пост с его ограничениями нужен в первую очередь вам, а не кому-нибудь другому.