День борьбы за права инвалидов классный час. Внеклассное мероприятие, посвященное Дню инвалида «Сила Духа

Сценарий ко дню инвалидов.

«Праздник добра и милосердия»

Место проведения: актовый зал.

Цель:

  • Воспитывать доброту, заботу, отзывчивость, желание помогать друг другу;
  • Доставить детям радость и удовольствие от игр во время праздника;
  • Вовлекать детей в игровую деятельность.

Действующие лица:

Красная Шапочка;

Волк;

Лиса;

Медведь;

Бабушка;

Ведущая.

Сюрпризный момент : Детей ждет в столовой бабушка с пирожками (угощение).

Ход праздника:

(Дети заходят в зал под веселую музыку «Усатый нянь» и садятся на стулья.)

В едущий: Не прячьте доброты своей,
Откройте сердце всем наружу.
Тем, что имеете, щедрей
Делитесь, распахните душу.
Дарите только теплоту:
Ребёнку, матери и другу,
И отодвиньте пустоту.
Жизнь всё вернёт сполна по кругу.

В зал выходит Красная Шапочка и поет песню «Если долго - долго», обращает внимание на детей)

Красная Шапочка : Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Как меня зовут? Правильно, меня зовут Красная Шапочка! Теперь я хочу с вами познакомиться! Вы громко крикнете мне свои имена! Раз, два, три! (дети кричат) Я только услышала Данил, Никита, Алена! Давайте еще раз! Молодцы! Вы такие милые, мне очень хочется с вами дружить. Вы согласны? (ответ детей) Ну раз мы с вами подружились – теперь мы с вами настоящая дружная семья.

Ведущая: В этом зале - все друзья!

Посмотрите на меня, на соседа справа, на соседа слева.

В этом зале все друзья!

Я, ты, он, она - вместе дружная семья!

Ущипни соседа справа, ущипни соседа слева.

В этом зале - все друзья!

Я, ты, он, она - вместе дружная семья!

Обними соседа справа, обними соседа слева.

В этом зале - все друзья!

Я, ты, он, она - вместе дружная семья.

Поцелуй соседа справа, поцелуй соседа слева.

В этом зале - все друзья!

Я, ты, он, она - вместе дружная семья!

Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева!

В этом зале - все друзья!

Я, ты, он, она - вместе дружная семья!

Вас пришли поздравить учащиеся 3-4 классов с песней «Доброта»

Красная Шапочка : Молодцы! Мне очень с вами весело, но мне нужно торопиться, меня мама отправила в гости к бабушке, чтобы отнести ей пирожки. Но мне одной идти очень скучно, раз мы с вами подружились. Не хотите со мной отправиться в путешествие? Согласны?

(ответ детей)

Красная Шапочка : Моя бабушка живёт в домике на полянке за лесом, и, чтобы к ней попасть, нужно пройти волшебный лес. Этот лес волшебный, потому что там происходят различные чудеса. Чтобы в него попасть, мы должны дружно взяться за руки и произнести волшебные слова:

Звучит песня «Красной шапочки», дети становятся в круг, берутся за руки и вместе с Красной Шапочкой и ведущей произносят волшебные слова:

Ведущая: Возьмемся за руки друзья

Всё побеждает дружба,

Не бросим друга никогда

Поможем, если нужно!

А теперь давайте проверим, насколько вы дружные и спортивные. Проведем

эстафету «Веселые старты» (Зареченский А.Б)

Красная Шапочка :- Ну что, отправляемся в путь? Я думаю, что впереди нас ждут приключения и испытания. Поэтому мы должны быть дружными и смелыми.

Ведущая: Давайте возьмемся за руки и пойдем по дорожке.

(Дети цепочкой идут по залу под песенку про дружбу.

Садятся на стулья)

(Звучит музык, выходит волк)

Волк : Это что за кутерьма у меня в лесу с утра?

Красная Шапочка : Я иду к моей бабушке, чтобы отнести ей пирожки, а это мои друзья, они очень дружные, смелые и умные. Послушай!

Исполнение веселой песенки учащимися 3 «Г» класса « Вечный двигатель»

Волк : Вот мы сейчас и проверим, Я вам сейчас вопросы хитрые задам. Если отрицательный ответ – топайте ногами, а утвердительный - хлопайте в ладоши. Готовы?

Ведущая:

Ты с аппетитом съел обед,

Сказать спасибо нужно? (да)

Растут усы и борода,

У тех, кто ходит в садик? (нет)

Кто много кушает конфет,

Тот сладкоежка, верно? (да)

Кастрюля и сковорода нужна

Для ловли рыбы? (нет)

В колодце чистая вода,

Чтоб плавать и нырять туда? (нет)

У жабы точно нет хвоста,

А у коровы есть он? (да)

Что ест лягушка на обед,

Слона с горошком, верно? (нет)

Мы ставим чашечки в буфет,

Диван туда поставим? (нет)

На карте мира города,

Материки и страны? (да)

Растает снег – в ручьях вода,

Весной бывает это? (да)

Садится слон на провода,

Чтоб пообедать. Правда? (нет)

Лес – обитания среда,

Для белок, зайцев, дятлов? (да)

Печем ватрушки изо льда,

В горячей печке, правда? (нет)

За вторником идет среда,

За четвергом – суббота? (нет)

Строитель строит города,

А осы строят соты? (да)

Красная Шапочка : - Молодцы, ребята!

Волк : Да, молодцы, умненькие, дружненькие, красивые!

Волк : У-У-У! Я так одинок! Меня никто не любит, никто не понимает. У-У-У, никто не хочет со мной дружить!

Ведущая : Ребята, жалко волка, давайте возьмем его с собой и споем добрую песенку.

(дети соглашаются)

Звучит песня «О доброте» в исполнении учащихся 6-7 классов

Красная шапочка : А нам пора двигаться дальше. Что же делать? Впереди - большая пещера! Как же нам ее пройти?

Ведущая: Я помогу вам, я знаю, здесь есть один проход, нам нужно пролезть через этот тоннель.

(волк с Красной Шапочкой держат тоннель, дети пролезают через него)

(под музыку выходит лиса)

Лиса : Ой! Какие хорошенькие! Какие миленькие! А куда вы идете?

Красная Шапочка : Мы с ребятами идем к моей бабушке, чтобы отнести ей пирожки.

Лиса : А я вас не пущу, сначала потанцуйте со мной и поиграйте!

Ведущая: Ну, хорошо, Лиса, мы с тобой потанцуем. Правда, ребята?

(веселый танец с Лисой, детьми и родителям,

дети играют с Лисой в игру «Съедобное – несъедобное»)

Красная Шапочка : Вот мы поиграли с тобой, лиса, а нам дальше идти надо.

Лиса : А Лисичку – рыжий хвост, вы возьмете с собой в гости. Сколько в лесу жила, а в гостях и не была?

Красная Шапочка : Конечно, Лиса, пошли с нами, моя бабушка всем рада.

Лиса : Но подождите, впереди нас ждет бурная река, как же мы ее переплывем?

Ведущая: Нам помогут в этом девочки с русским народным танцем.

(Русский народный танец )

Ведущая : Наши друзья очень дружные и смелые, мы вместе все преодолеем, главное, чтобы нас волной не накрыло. Ну-ка, пройдем под волной, нам не страшно!

(проходит игра «Пройди под волной», Волк и Лиса поднимают голубую легкую ткань, а дети с Красной Шапочкой и ведущей проходят под тканью. Когда ткань опускается, нужно подождать - прохода не.

Дети садятся на стульчики)

(Входит под музыку Медведь)

Медведь : - Я – Мишка косолапый, я по лесу иду,

Шишки собираю, песенку пою.

Я не пою, а плачу!

Решите мне задачу:

Кто - то на моей кроватке спал,

Всю кашку мою съел.

Сидел на моем стульчике,

И стульчик мой сломал!

Ну, кто бы это мог быть?

Кто поможет мне?

Ведущий: В нашей школе есть удивительная мастерская, где чинят поломанные и делают новые нужные вещи. Если надо, то и медведю поможем! Ну-ка, Ваня, покажи!

(В.Рубцов- работа на станке под руководством Юшинова А.Е. )

Медведь: - Машенька? Ну, я ее! (Грозит пальцем), А я думал, что это кто-то из вас? Тогда скажите, вы кто такие, куда путь держите?

Красная Шапочка : Это мои друзья, они очень дружные и смелые, мы идем к моей бабушке, чтобы отнести ей пирожки.

Медведь : Ну, раз вы такие смелые и добрые, тогда помогите мне в горшочек грибы да ягоды собрать. А я хочу вам свой любимый мультфильм показать.

Фрагмент мультфильма «Маленький принц»

Ведущая: Дети, а сейчас свое мастерство покажет и постарается научить ему наша волшебная Муза искусства.

«Мастерская художника» Реальность и фантазия.

(украшают предметы с помощью трафаретов)

Ведущая: А теперь мы отправляемся дальше, впереди нас ждет болото с кочками, давайте встанем змейкой и обойдем его. В подарок же вы получите славные поделки девочек из нашей школы, всему этому они научились на уроках технологии.

(дети с ведущей, волком, лисой, медведем и Красной Шапочкой идут под музыку змейкой, затем останавливаются и дарят сувениры – снежинки из макарон «Макарошка»)

выходит бабушка

Красная Шапочка : (обнимает бабушку) Здравствуй, бабушка родная, я в гости к тебе пришла, пирожков принесла, а это мои друзья, они мне помогли до тебя дойти.

Бабушка: Ах вы, гости дорогие, вот спасибо, что пришли!

(Красная Шапочка отдаёт корзинку)

Бабушка: А пирожки – то какие! Сами, что ли, напекли?

Красная Шапочка : Это мамочка моя пирожков к чаю напекла!

Бабушка: Вам «спасибо» говорю! Рада я, благодарю!

Волк: Будьте счастливы, здоровы, постарайтесь не болеть!

Бабушка: Вместе с вами я готова каждый день плясать и петь!

(все встают в круг, танцуют под песню «Детство»)

Бабушка: Всех на чай я приглашаю и сердечно поздравляю!

Ведущая: Учащиеся начальной школы приготовили для вас подарки, которые сами сделали, и, конечно же, угощение. Приятного аппетита, друзья!

(звучит музыка, дети пьют сок и угощаются)

Ведущая: А может кто-то из вас приготовил к нашему празднику стихи, песенки. Пожалуйста.


Новороссийская сельская библиотека 2013г.

Урок милосердия «Я руку тебе протяну»

Цель: выработать правильное и разумное отношение к инвалидам.

Ребята, давайте вспомним, кого называют инвалидом?

Итак, инвалид это человек с ограниченными возможностями, который

нуждается в помощи здоровых людей.

Какие чувства возникают у вас, когда вы слышите слово инвалид или

видите инвалида на улице? Дети отвечают. Вот видите, какие разные чувства могут возникнуть у человека при слове "инвалид".

А сейчас разделимся на 3 группы. Каждая группа берет чистый лист бумаги и разделяет его на две части. Слева на листе написать "Они могут", справа написать "Но они не могут".

Каждой группе дать карточку, подготовленную заранее.

КАРТОЧКА. СЛАБОВИДЯЩИЕ ЛЮДИ.

    Могут ли работать на компьютерах, врачами, летчиками,

учителями, водителями автомашин, сборщиками в цехе,

инженерами?

2. Могут ли сами перейти через дорогу?

3. Могут ли обойти препятствие на дороге?

5. Могут ли быть изобретателями и учеными?

6. Могут ли заниматься спортом?

7. Могут ли учиться в обычной школе?

КАРТОЧКА. СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ЛЮДИ.

1. Могут ли работать учителями, инженерами, конструкторами,

водителями машин, хирургами, летчиками?

2. Могут ли заниматься спортом?

3. Могут ли быть учеными?

4. Могут ли учиться в обычной школе?

5. Могут ли слушать радио, смотреть телевизор?

6. Могут ли быть изобретателями и учеными?

КАРТОЧКА. ИНВАЛИДЫ НА КОЛЯСКАХ

1. Могут ли учиться в обычной школе?

2. Могут ли пользоваться общественным транспортом?

3. Могут ли беспрепятственно ходить на работу?

4. Могут ли работать конструкторами, компьютерщиками,

юристами, врачами, водителями автомашин, летчиками?

5. Могут ли посещать театры, цирк, зоопарк?

6. Могут ли заниматься спортом и каким видами?

7. Могут ли быть артистами кино?

Ребята, из ваших ответов видно, что люди с разной формой инвалидности

порой не могут делать самые простые для всех нас вещи, например: перейти

троллейбус, автобус, или подняться по лестнице в магазин, аптеку, в свой

подъезд и т.д.

Очень важны для человека и глаза. Это самый совершенный и загадочный

орган в организме человека. Через глаза человек получает большую часть

информации. А сейчас мы поиграем в игру "Закрой глаза". Добровольцы завязывают себе глаза повязками или шарфами. Им предлагается выполнить несколько заданий:

Взять ручку у ведущего и отдать её снова ему.

Нарисовать свою школу с крышей, с окнами и дверями

Посмотреть в окно и рассказать о том, что видишь

Итак, ребята, почему вы не смогли выполнить задания?

Что вы чувствовали, когда у вас были завязаны глаза?

Вот видите, вы очень остро почувствовали свою беспомощность и

растерянность. Людей, у которых повреждены глаза, называют слабовидящими. Вы должны помнить об этом и всегда помогать этим людям, например, перевести через дорогу, обойти препятствие и т.п. Ребята, когда вы играете острыми предметами, взрываете петарды, открываете емкости с неизвестным веществом и т.п. помните о том, что можно повредить свои глаза и потерять зрение на всю жизнь. А это очень страшно!

Давайте дадим слабовидящим людям возможность быть с нами на равных

правах. Что им для этого нужно? (Ответ: очки, азбука Брайля, специальное

компьютерное оборудование для проговаривания текста, собака-поводырь, трость

с сигнализацией на препятствие, светофор с сигнализацией и др.)

По возможности показать детям наглядно азбуку Брайля, книги.

Ребята, возьмите лист бумаги. Начертите несколько клеточек. В каждой

клеточке сделайте проколы, можно ручкой. Переверните лист бумаги и пальцами

нащупайте выпуклые точки. Определенное количество таких точек соответствует

какой-либо букве. Таков принцип Азбуки Брайля. По этой азбуке в специальной

школе учатся слабо видящие дети, по этой азбуке читают слабовидящие люди.

Книги у них очень толстые, т.к. изготовлены из картона.

Очень важны для человека и уши, как орган слуха.

Ребята, давайте поиграем в игру "Испорченный телефон". Выберем

ведущего. Первому игроку ведущий тихо и быстро говорит какое-то слово,

которое он должен так же быстро передать своему соседу на ухо. Основное

условие - непрерывность. Игра проходит по цепочке. Проверяется слово с

конца. Если слово названо неправильно, проверяется где была сделана ошибка.

Детям задается вопрос, почему была сделана ошибка? (Возможные ответы: плохо

слышал, сосед говорил очень тихо и т.п.). Итак, если слово произносится

тихо, его можно не расслышать, если громко, то может заболеть голова.

Слух у человека может повредиться из-за болезни или травмы. Людей, у

которых поврежден слух, называют слабослышащими. С такими людьми надо объясняться очень медленно и выразительно, т.к. многие из них умеют читать по губам.

Давайте поможем слабослышащим людям. Что нужно этим людям, чтобы они

слышали и понимали нас?

(Ответ: слуховой аппарат, азбука жестов).

Азбука жестов это, когда каждой букве алфавита соответствует

определенное положение пальцев рук. По азбуке жестов учатся слабовидящие

дети в специальных школах.

Инвалидная коляска…Люди с заболеванием позвоночника, опорно-двигательной функции могут быть прикованы к ней с рождения, а могут стать инвалидами в детстве, юности, в пожилом возрасте. Ребята, забравшись высоко на дерево, бегая по крышам, ныряя в водоемы,

помните, что нужно быть осторожными. Ведь один необдуманный шаг может

усадить человека в инвалидную коляску на всю жизнь. А это очень страшно!

Вы должны помнить об этом и всегда помогать людям в инвалидных

колясках. Давайте поможем людям на инвалидных колясках. Что нужно этим людям, чтобы они могли жить и работать? (Ответ: электрическая легкая коляска, приспособления для приготовления пищи, уборки квартиры, для пользования ванной, транспорт с подъемником, компьютер, пандусы в жилых домах, магазинах, театрах и т.д., широкие двери в лифтах и жилых помещениях и офисах и т.д.).

дискуссия позволит детям наиболее полно понять предложенный материал.

А для того, чтобы вы лучше узнали, как живут и что чувствуют инвалиды, я предлагаю вам прочитать книги с нашей книжной выставки «Читай и ты победишь!» (идет обзор выставки)

А сейчас мы посмотрим мультфильм «Цветик-семицветик»

Итак, ребята, вы увидели, что инвалиды это такие же люди, как и все.

Из-за несчастного случая или болезни они попали в тяжелое положение. Они

нуждаются в счастье, радости, общении и сильнее других людей страдают от

одиночества, равнодушия, непонимания и нуждаются в помощи здоровых людей.

Помните, ребята: «Есть превосходные люди, которые невыносимы и есть

другие, которые нравятся со всеми недостатками». Эти прекрасные слова сказал французский философ Ф. де Ларошфуко

Я приведу вам несколько примеров человеческой стойкости, мужества и

несгибаемой силы духа, людей с ограниченными возможностями, но безграничными

способностями.

ГЕРОИ КИЛИМАНДЖАРО. "Чтобы доказать себе, что ты не хуже, а может, и

лучше других, нужно раз в жизни стиснуть зубы и напрячь все силы, но

покорить свою вершину", - сказали российские инвалиды Андрей Козуб, Вячеслав

Суров и др. и покорили горную вершину высотой 5895 м, доказав тем самым не

только себе, но и всем, что сила духа и мужество могут преодолеть все

препятствия.

НИНА МАЛЕР - психолог из Швейцарии.

Мужество и энергия Нины, которая после болезни потеряла возможность не

только двигаться, но даже дышать самостоятельно, потрясла всех. Она в

Швейцарии создала даже Фонд помощи инвалидам России. Она работает на

компьютере с помощью струи воздуха из дыхательной трубки, делая 140 знаков в

минуту.

МЭРИ ВЕРДИ - девочка на инвалидной коляске, очень захотела танцевать.

Она училась грациозно вращаться и делать изящные движения. Однажды Мэри

решила принять участие в конкурсе танцев, но не предупредила организаторов о

том, что она инвалид. Онемевшая публика следила за ее выступлением, а один

из судей даже открыл рот от удивления. Мэри создала группу "Танцующие

колеса".

Я научилась не просто существовать, но и творить свою жизнь. Через

танец мы показываем, что человеческие возможности безграничны. Если захотеть можно достигнуть всего.

Многие инвалиды стали президентами, великими учеными, изобретателями,

чемпионами и т.д.

В заключении я прочитаю стихотворение инвалида Сергея Ольгина, которое

еще раз покажет, как трудно жить инвалидам, но не смотря на трудности, они

не сдаются.

С ВАМИ ВЕРА, НАДЕЖДА И ЛЮБОВЬ.

ХОТЬ КАЖДЫЙ ШАГ ДАЕТСЯ НЕЛЕГКО НАМ,

ХОТЬ КАЖДЫЙ ЧАС - ПАДЕНЬЕ И ПОДЪЕМ,

ПОД ЭТИМ СТАРЫМ СИНИМ НЕБОСКЛОНОМ

МЫ ЛЮБИМ ЖИЗНЬ И ЖИТЬ НЕ УСТАЕМ.

ПОРОЙ БЫВАЕТ - ЖИЗНЬ СДАЕТСЯ ЧЕРНОЙ,

И НЕ В ТУМАННОМ СНЕ, А НАЯВУ,

НА ДНО НЕВЗГОДЫ ТЯНУТ, НО УПОРНО

МЫ ВСЕ ЖЕ ОСТАЕМСЯ НА ПЛОТУ.

МЫ НЕНАВИДИМ, ЕСЛИ НАС ЖАЛЕЮТ,

И В ТРУДНОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ СВОЕЙ

СТАНОВИМСЯ СИЛЬНЕЙ И ЗДОРОВЕЕ

ПРИ ПОМОЩИ ЕДИНСТВА И ДРУЗЕЙ.

ТАК НЕ ПУГАЙ НАС, ТРУДНАЯ ДОРОГА.

ЛЮТУЙ ЗИМА. ГРОЗОЙ ГРОЗА ГРЕМИ.

ДРУЗЬЯ, МЫ ВМЕСТЕ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ МНОГО,

ЧТОБЫ ОСТАТЬСЯ НА ЗЕМЛЕ ЛЮДЬМИ.

СЛОМАТЬ НИКАК НЕСЧАСТЬЯ НАС НЕ МОГУТ,

НЕ СТЫНЕТ НА МОРОЗЕ НАША КРОВЬ,

ПРИХОДЯТ ВОВРЕМЯ ВСЕГДА К НАМ НА ПОДМОГУ

НАДЕЖДА, ВЕРА, МУДРОСТЬ И ЛЮБОВЬ!

Сергей Ольгин

Итак, ребята, а сейчас снова скажите, кто же такие люди с ограниченными возможностями?

Желательно сравнить ответы детей с ответами, которые они писали на

бумаге в начале урока: слабые, больные, беспомощные, зависимые и т.п. -

сильные, умные, независимые и т.п.

А в заключении для вас демонстрируется наш видеоклип, посвященный людям с ограниченными возможностями «Мы просто другие…»

МБОУ Творишинская СОШ

Гордеевского района Брянской области

Подготовила и провела во 2 классе

Жорова Наталья Ивановна

Урок Добра, посвящённый

Международному Дню инвалидов.

Цель:

    Сформировать представление об "особом ребенке".

    Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.

    Формировать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

    Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.

    Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, вырезанные сердечки (по количеству детей), фломастеры, 2 ленты, 2 платка.

Учитель: "Здравствуйте!" Любую нашу встречу мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены.

Здоровье очень важно для человека. Здоровье - это подарок судьбы. Необходимо научиться беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим - желаем и себе.

Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?

Я предлагаю вам вспомнить сказку Валентина Катаева "Цветик- семицветик". А сделаем мы это так: я буду задавать вопросы, а вы - будете отвечать.

Сколько лепестков было у волшебного цветка?

Кто помнит волшебные слова? (Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели).

Почему мальчик на скамейке отказался бегать с Женей? (Потому что больные ноги, передвигается с помощью костылей, инвалид).

К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм.

Сейчас в нашей школе проходит декада посвящённая Дню инвалида.

Традиционно его принято праздновать 3 декабря. Так постановила в 1992 году Организация Объединенных Наций. Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия.

Кто же это такие - инвалиды? (Ответы)

Инвалиды - это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.

В "Большом энциклопедическом словаре" написано: "Инвалид (от лат. invalidus - слабый, немощный) - лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность".

А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе, в других местах? (Ответы) Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. В нашей станице таких людей много. Это и взрослые и дети.

В немецком языке есть понятие "Sonderkind" (зондер кинд) - особый ребенок и его в равной степени применяют как к талантливым детям, так и к детям-инвалидам. Мы тоже называем таких ребят "особые дети".

Вопросы для обсуждения:

Бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности? (Ответы детей)

Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту? (Ответы детей)

- Некоторые виды профессий связаны с опасностью для здоровья: подводные, химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и другие. Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени подвержены каким-либо опасностям. Все виды большого спорта, балет, цирк тоже очень травмоопасны.

- И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас - жизнь и здоровье.

Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто- и авиа-катастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т.п.

После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий.

Случается, что человек заболевает. Но не все болезни пока еще подчинились врачам.

А есть врачи, которые недобросовестно относятся к своим обязанностям.

Всего два месяца было маленькой пациентке Краснодарской детской больницы Сонечке Куливец, когда из-за неправильно сделанной инъекции, девочке пришлось ампутировать ручку. Эта трагедия потрясла всю страну. И, чтобы такое не повторялось, вы должны очень хорошо учиться и стать дисциплинированными работниками. Ведь в ваших руках окажутся и ваши судьбы, и судьбы других людей.

А иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым.

Практические упражнения

1. - Мы много говорим сегодня о здоровье. Здоровье - это движение. Давайте и мы немного подвигаемся. Сейчас я попрошу вас встать 5 человек, закрыть глаза и представить себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя мои команды.

Команды: сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться влево, шаг назад, еще раз повернуться влево, шаг вправо и вперед, повернуться вокруг себя.

Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, где вы находитесь, куда пришли? А прийти вы должны были туда, откуда начали движение.

Рефлексия:

Откройте глаза. Получилось ли прийти в нужную точку? Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами? (Варианты ответов могут быть неожиданными: от страха до интереса).

2. Приглашаются 2 человека. С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.

Рефлексия:

Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания?

3. Вы все хотя бы раз бывали в кинотеатре, сидели в зрительном зале.

Как вы думаете, в зрительный зал могут прийти люди, у которые не видят глазами? (ответы детей) Эти люди могут прийти в зрительный зал, но они смогут только слушать, а не смотреть.

4. Предлагаю выполнить ещё одно задание « Принеси предмет закрытыми глазами»

Подойдите кто-то один, завяжите глаза. А теперь подойдите к книжному шкафу и возьмите книгу с 3- ей полки. Принеси её мне.

Рефлексия:

Что испытывали, при выполнении, этого задания? Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза?

Учитель: - Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения. Существует специальная азбука - азбука Брайля, чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться. В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки.

А как вы думаете, могут ли слепые люди работать? (ответы детей)

Есть «Общество слепых», где люди не имея зрения изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели, розетки).

Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее? (ответы детей).

Учитель: - А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы "аукаем", чтобы не потерять друг друга, а как они? А они общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Иногда неслышащие люди могут понять и наш язык - по специальной программе Эмилии Леонгард в "Центре слуха" города Набережные Челны их обучают считывать слова с губ говорящего собеседника и даже говорить. Я неслышно произнесу вам несколько слов - попробуйте понять меня. А теперь каждый желающий может сказать нам пару фраз. (Дети пробуют говорить неслышно и угадывать сказанное.)

А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? А тогда необходим контакт "ладонь в ладонь". Тогда пальцы "говорящего" пишут слово из букв в ладошке "слушателя". Буквы эти особенные. Такой набор "букв" называется дактильной азбукой. Попробуйте сами (показываются "буквы" дактильной азбуки). Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать.Такие дети учатся под Москвой в Загорской специальной школе-интернате. Школа эта - одна на всю страну. Четверо ее выпускников стали докторами наук.

Динамическая пауза - Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов. И чтобы почувствовать на себе как это не просто, предлагаю: Встать на ноги, повернутся друг к другу, посмотреть в глаза партнеру, взять его за руку так, чтобы он почувствовал ваше доброе отношение к нему.

Рефлексия

Поднимите руку, кто почувствовал доброе отношение к себе. Я рада, что вы сумели передать свои чувства другому.

Учитель : - Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?

Практические упражнения

5. - Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас, я, одну вашу руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак.

6. Приглашаются ещё 4 человека.

Без помощи рук развяжите шнурки на обуви.

Рефлексия:

Что испытывали? Что хотелось сделать?

Учитель: -А верите ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях, танцуют, рисуют? И зря не верите.

Есть еще много заболеваний, которые мешают жить человеку полноценной жизнью.

Поднимите руку те, кто продал бы за миллион долларов свою ногу, руку, глаза?

За какую сумму вы согласились бы потерять свой слух?

Учитель: - Ребята сегодня мы с вами говорили о людях с ограниченными возможностями, инвалидах, многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить людям инвалидам. А особенно трудно в нашем мире жить «особым детям».

Кто такие дети-инвалиды?
Дети-инвалиды - Ангелы земли
Сколько незаслуженной обиды
На себе они перенесли
Сколько раз,они лицом в подушку
Чтоб не плакать на глазах у всех
Говорили ночи как подружке…
Разве то что есть мы,-это Грех?
Сколько раз их матери украдкой
Увозили в сторону детей
Чтоб не слышать шёпот этот гадкий
Злых, недобрых, немощных людей
Немощны они не телом бренным..
Немощны душой своей холодной
Не помочь пытались детям бедным
Прочь всегда их гнали взглядом злобным
Не грустите матери не надо
Ваши дети- ангелы, не зло
Богом нам они даны в награду,
Чтобы в мир нести любовь, тепло.

Ну а тех кто их не понимает
Пусть простит Господь за волю их
Пусть они услышат как рыдают
Мамы у кроваток чад больных
Но не все на свете равнодушны,
Больше тех кто хочет им помочь.
Открывая душу им радушно
Горе помогают превозмочь.
Пусть Господь рукой своей нетленной
Осенит крестом весь мир людской
Чтобы на всей Земле, во всей Вселенной
Мир всегда царил, царил покой
Чтоб ни войн и не землетрясений
Ни цунами страшных, НИКОГДА
Сбереги Господь от потрясений
Всех людей, ОТНЫНЕ и ВСЕГДА...
- Я, думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им. В течении занятия, по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: « Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам.

Думаю, многие из вас не станут больше смеяться над такими людьми, а наоборот по возможности предложат им свою помощь. А вот как мы можем помочь им, я хочу услышать от вас. (ответы детей: – сделать вход и выход, из магазинов, транспорта, предназначенным, для инвалидных колясок; - помочь перейти дорогу, сходить в магазин, помочь убрать квартиру, уделить внимание.)

Итог классного часа.

Что такое здоровье? Что означают слова "особый ребенок", "дети с ограниченными возможностями здоровья", инвалид? Надо ли беречь свое здоровье и здоровье окружающих? Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Что такое здоровый образ жизни?

Вывод: Беречь здоровье необходимо, так как у здорового человека больше возможностей и сил для достижений своих целей, исполнения мечты, общения и т.д. Чтобы беречь здоровье необходимо заниматься спортом, не курить, не употреблять наркотики и алкоголь, соблюдать режим. Выполнять советы врачей, чтобы не затягивать болезни. Сохранять и улучшать экологию. Нужно вести здоровый образ жизни.

Рефлексия занятия.

Слайд № 24 - Кто согласен с тем, что «Доброта спасет мир»? Доброта- вещь удивительная, она, как ни что сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Вас я друзья, не о чем не прошу, просто будьте добры. Если вы хотите сеять добро вокруг себя, тогда возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них, то, что ближе вашей душе, то что вы хотите сказать инвалидам. Вы можете воспользоваться надписями на доске Слайд № 25 или придумать свой вариант. (на доске записано: я- хочу помочь вам, я переживаю за вас, я поддержу вас в трудную минуту). У кого сердечки будут готовы, прикрепите их на доску.

Слайд № 26 - Я думаю, то, что вы все на сердечках написали добрые, хорошие слова поддержки и это может означать, что время, проведенное на занятие, не прошло для вас даром.

«Кежемский районный центр детского творчества»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЁННОЕ ДНЮ ИНВАЛИДА:

«Урок добра, любви и милосердия»

Подготовила:

педагог дополнительного образования

г. Кодинск, 2015

Обоснование. Проблема детей с ограниченными возможностями - это проблема всемирного масштаба. В настоящее время каждый десятый житель Земли, т. е. более 500 млн. человек, имеет те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Среди них не менее 150 млн. детей. Каждая четвертая семья сталкивается так или иначе с проблемой инвалидности. В России, как и во всем мире, также наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями. С конца XX столетия частота детской инвалидности в нашей стране увеличилась в 2 раза. Проблема приобретает общенациональный характер, поэтому впредь делать вид, что таких людей у нас просто нет, не получится. Обществу необходимо повернуться лицом к таким людям и создать условия для преодоления ограничений, возникших в их жизни, предоставить им равные со здоровыми людьми возможности участия в жизни общества. Но прежде в обществе должно быть сформировано толерантное отношение к людям–инвалидам, эти люди должны чувствовать себя полноценными членами нашего общества. Поэтому возникла идея в канун Дня инвалидов провести такое мероприятие.

Цель: Формировать у учащихся музыкальной школы-студии толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями

Задачи:

· Привлечь внимание учащихся к проблемам людей-инвалидов;

· Формировать у детей музыкальной школы-студии общечеловеческие ценности: доброту, отзывчивость, внимание к ближнему;

· Воспитывать у учащихся чувства сопереживания, милосердия, доброжелательности к людям-инвалидам

Возраст учащихся: 8-10 лет

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, флипчарт

I этап. Предварительная подготовка к мероприятию (две недели)

(используются проектно-исследовательские и информационные технологии).

Задания для детей:

Подобрать литературу о взаимодействии слепого человека и собаки-поводыря;

Подобрать литературу о методиках, позволяющих слепым людям читать;

Найти литературу, свидетельствующую об успехах людей с ограниченными возможностями.

II этап. Подготовка к мероприятию (используются проектная и информационная технологии).

· Оформление презентации к мероприятию по итогам работы детей (с 18 по 21 ноября);

· Поиск видеофильмов к мероприятию (23, 24 ноября);

· Поиск музыкального материала к мероприятию (25, 26 ноября);

· Подготовка сценария мероприятия (с 26 ноября по 1 декабря);

· Приглашение родителей, педагогов, администрации на мероприятие (2 декабря)

III этап. Проведение мероприятия (используется технология коллективной творческой деятельности)

СЦЕНАРИЙ

Слайд № 1

Сегодня наше с вами мероприятие, мне хотелось бы назвать «Уроком добра, любви и милосердия». А почему я так думаю, вы и сами догадаетесь.

Иногда люди слишком жестоки,

Равнодушные к бедам других,

Не приемлют чужие пороки,

Совершенно не видя своих.

Но давайте мы будем добрее,

Милосердие - вот наш девиз!

Доброты ничего нет добрее,

Без неё так безрадостна жизнь!

3 декабря все страны отмечают Международный День инвалидов. Это напоминание нам, всем людям Земли, что есть люди, которые нуждаются в нашей помощи, защите, уважении, доброжелательности. Этот праздник по решению ООН был официально оглашён в 1992 году.

Кто такие эти люди, которых мы бережно называем «инвалидами»? (ответы детей)

Инвалиды - это люди, которые по состоянию своего здоровья испытывают затруднения при передвижении, не видят или не слышат, не всегда могут сами позаботиться о себе.

Показ видеофильма «Мы просто другие»

Давайте рассмотрим причины, которые могут привести людей к инвалидности.

· Ребята, как вы думаете, бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности? (ответы детей).

Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени подвержены каким-либо опасностям. Но некоторые виды профессий связаны с большей опасностью для здоровья: подводные, химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и другие. Все виды большого спорта, балет, цирк тоже очень травмоопасны.

· Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту? (ответы детей).

И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас - жизнь и здоровье.

· Кроме этого, в мире происходят автоаварии авиакатастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т. п. После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий.

· Случается, что человек сильно заболел. Но, не все болезни пока еще подчинились врачам.

· А иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым.

В нашей стране инвалидов немало. Это и взрослые и дети. А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе? В других местах? (ответы)

Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. Но так не должно быть. Мы должны всячески помогать им, оберегать их. Таким людям живётся не просто, их жизнь - каждодневная борьба. Чтобы вы могли хоть чуть-чуть понять состояние слепого человека, мы проведём такой эксперимент:

ü С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.

Легко ли вам было справиться с этим заданием? (Ответы детей)

А вы знаете, как эти люди передвигаются? (Ответы детей)

Более подробно вам об этом расскажут ребята из нашего объединения

Рассказывает и показывает слайды 1 группа детей Слайд № 2, 3, 4, 5 Одним из способов передвижения таких людей являются собаки-поводыри, обученные собаки, которые помогают своему хозяину ориентироваться в окружающем мире. Чаще всего дрессируют немецких овчарок, иногда боксёров и лабрадоров. Тренировка начинается с выполнения простых команд: сесть, встать, лежать, стоять и т. д. Затем на собаку надевается специальная упряжка, конец которой держит в руках тренер. Собака учится идти слева от тренера на полшага впереди. Она должна выбирать дорогу, чтобы хозяину не приходилось наталкиваться на препятствия. Обученная собака–поводырь слушается хозяина, но двигается с места только тогда, когда это безопасно, выбирая удобный маршрут. Обычно такую собаку тренируют в присутствии хозяина и примерно в течение месяца они как бы привыкают друг к другу. Хозяин управляет упряжкой, посредством которой они передают сигналы друг другу. Вскоре они уже могут путешествовать по городским улицам, сначала под присмотром тренера, а затем и самостоятельно. Обычно собака становится не только незаменимым помощником, но и другом. И с этих пор они неразлучны.

Как читают слепые люди? (Ответы детей)

Этой информацией хорошо владеют наши ребята, слово 2 группе

Рассказывает и показывает слайды 2 группа детей Слайд № 6, 7, 8

· Для слепых людей издают специальные книги, где шрифт напечатан объёмными буквами. Читают такие книги с помощью пальцев.

· А ещё существует специальная азбука - азбука Брайля, чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться. В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки.

А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы "аукаем", чтобы не потерять друг друга, а как они? (Ответы детей)

А они общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника.

А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? (Ответы детей)

А тогда необходим контакт "ладонь в ладонь". Тогда пальцы "говорящего" пишут слово из букв в ладошке "слушателя". Буквы эти особенные. Такой набор "букв" называется дактильной азбукой. Слайд № 9 Попробуйте сами Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать. Такие дети учатся под Москвой в Загорской специальной школе-интернате. Школа эта - одна на всю страну. Четверо ее выпускников стали докторами наук.

Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?

Почувствовать на себе, как трудно таким людям сделать то, что для нас не составляет труда, помогут следующие упражнения.

ü С помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак.

ü Надеть одной рукой варежку.

Что почувствовали? О чём подумали? Трудно ли было выполнять задания? (Ответы детей)

Ребята, инвалидам очень тяжело в жизни. Поэтому будьте добрыми, отзывчивыми, милосердными и никогда не отказывайте таким людям в помощи. Они вам будут очень благодарны! Международный день инвалидов напоминает всем людям Земли о том, что рядом с нами живут люди, нуждающиеся в поддержке и помощи. Среди них есть много мужественных, крепких духом людей, которые в жизни достигают больших высот. Вы слышали о параолимпийских играх? (Ответы детей)

Сборная нашей страны на последних параолимпийских играх заняла 1 место, оставив далеко позади параолимпийцев других стран, а по количеству медалей обошла сборную России на олимпийских играх.

Слайды № 10-18

А вот и ещё примеры людей, которые, несмотря на большие отклонения в здоровье, добились больших успехов в творческой и профессиональной деятельности и стали легендами для последующих поколений, людьми, на которых надо равняться. Слово 3 группе ребят.

Рассказывает и показывает слайды 3 группа детей Слайды № 19-23

Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827) – немецкий композитор. В 24 года, будучи уже известным композитором, Бетховен начал терять слух: у него развился тинит – воспаление внутреннего уха. А в 32 года Бетховен полностью оглох, но именно с этого времени композитор создал свои самые известные произведения.

Алексей Маресьев (1916 – 2001) – легендарный летчик, Герой Советского Союза. 4 апреля 1942 года в бою с немцами самолет Алексея Маресьева был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Восемнадцать суток раненый в ноги летчик ползком пробирался к линии фронта. В госпитале ему ампутировали обе ноги. Но он, выписавшись из больницы, снова сел за штурвал самолета. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов врага: четыре до ранения и семь – после ранения. Маресьев стал прототипом героя повести Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке".

Франклин Рузвельт - 32-й президент США - также был инвалидом. В 1921 году Рузвельт тяжело заболел полиомиелитом. Несмотря на предпринимаемые в течение многих лет попытки победить болезнь, Рузвельт остался парализованным и прикованным к инвалидной коляске. С его именем связаны одни из самых значительных страниц в истории США.

Эрик Вайхенмайер - первый в мире скалолаз , который достиг вершины Эвереста, будучи незрячим. Он потерял зрение, когда ему было 13 лет. Онако Эрик закончил учебу, а потом и сам стал учителем средней школы , затем - тренером по борьбе и спортсменом мирового класса. Кроме Эвереста Вайхенмайер покорил семерку самых высоких горных пиков мира, включая Килиманджаро и Эльбрус.

Ирландец Кристи Браун , в отличие от предыдущих знаменитых инвалидов, родился с ограниченными возможностями – ему был поставлен диагноз ДЦП. Врачи сочли его бесперспективным – ребенок не мог ходить и даже передвигаться, отставал в развитии. Но мать не отказалась от него, а ухаживала за малышом и не оставляла надежды научить его ходить, говорить, писать, читать. Ее поступок заслуживает глубокого уважения – семья Брауна была очень бедной, а отец вообще не воспринимал «неполноценного» сына. Фактически, полноценно Браун управлял только левой ногой. И именно ею он и начал рисовать и писать, освоив сначала мел, потом кисть, затем ручку и печатную машинку. Он не просто научился читать, говорить и писать, но и стал известным художником и новеллистом. О его жизни был снят фильм «Кристи Браун: Моя левая нога», сценарий к которому написал сам Браун.

Подведение итогов: По вашим глазам мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Думаю, многие из вас не станут больше смеяться над такими людьми, а, наоборот, по возможности предложат им свою помощь. И пусть 3 декабря - Международный день инвалидов - это еще один повод вспомнить о том, что рядом с нами живут люди такие же, как и мы, но всё-таки чем-то отличающиеся от нас, и что в наших силах помочь этим людям.

IV этап. Ожидаемые результаты:

Было обращено внимание детей на проблему людей-инвалидов;

Дети узнали причины появления таких людей;

Дети на себе почувствовали (с помощью экспериментов), как сложно приходится людям-инвалидам в жизни;

Дети поняли, что таким людям надо стараться всячески помочь.

Литература:

1. Горбунова часы.- Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.

3. http://nsportal. ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/07/27/klassnyy-chas-ko-dnyu-invalida

4. Клип.http://go. mail. ru/search_video? q=%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BF%20%D0%BC%D1%8B%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%20%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%B8%D0%B5&fr=ws_p&d=480353885&sig=1f790104b3&s=%D0%9C%D0%BE%D0%B9%20%D0%9C%D0%B8%D1%80

5. Клип. http://go. mail. ru/search_video? tsg=l&q=дети -

Методическая разработка занятия.

Тема: « Доброта спасет мир».
Цель занятия:
Воспитание уважительного, гуманного, внимательного отношения к инвалидам и признания их как полноценных членов общества.
Обогащение словаря учащихся и формирование навыков словообразования:
- совершенствование грамматического строя речи;
- развитие умения редактировать текст.
3. Развитие высших психических функций - внимание, восприятие, логическое мышление.
Оборудование:
- птица « Счастья»;
- карточки с терминами
- сердечко (на каждого ученика)
- музыкальный материал: В.Я Шаинский « Если добрый ты», музыка для релаксации.
- белые ленточки на каждого
Основные понятия темы:
инвалид, инвалидность, инвалидность по зрению,
инвалидность по слуху

Доброта спасет мир.

1. Организационный момент (слайд 1)
2. Вступительное слово:
Классный руководитель: Сегодня к нам на занятие прилетела Птица, но необычная, а « Птица счастья». (слайд 2) Она летает по земле и сеет добро, среди людей, которые нуждаются в тепле, доброте, внимании и поддержке. И вот сегодня, она приглашает нас отправиться в одно из таких мест.(звучит релаксационная музыка)
Кл. рук: Закройте глаза и представите, что мы взлетаем. Все ваше тело становится невесомым. Это означает, что мы уже летим Летим за «Птицей счастья». И вот мы тихонько опускаемся на землю. Откройте глаза.
Воспитатель:- Как вы думаете, в какое место нас перенесла птица «Счастья»? Где необходима наша поддержка, забота и тепло?
(детский дом, там проживают дети сироты, в дом престарелых)
3. Основная часть
Кл. рук: Правильно вы говорите, всем им необходимо внимание и поддержка со стороны окружающих, но сейчас птица «Счастья» перенесла нас в « Общество инвалидов». Сегодня,
3 декабря – особенный день. 3 декабря Международный день поддержки инвалидов.
(слайд 3)
Кл. рук: Они так же нуждаются в добром, внимательном отношении. А как вы, понимаете слово инвалид? (звучат ответы детей)
Кл. рук: В энциклопедическом словаре это слово объясняется так (на доске запись, которую читают дети). Инвалид (от латинского слова) – слабый, немощный. Инвалидность - стойкое нарушение
(снижение или утрата) общей трудоспособности, в следствие заболевания или травмы.А как понимаете словосочетание
«Общество инвалидов» (группа людей с ограниченными возможностями) (слайд 4)
Кл. рук: К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм. Да действительно, часто это происходит из-за невнимательного отношения к самому себе и близким.
(слайд 5) «Травмы в школе и дома»
Кл. рук: Посмотрите на этот слайд. О чем он нас предупреждает? (ответы детей). Правильно баловство в школе, на дороге, дома, неаккуратное обращение с пиротехникой могут привести к различным травмам.
Кл. рук: Прежде чем продолжить разговор дальше, предлагаю посмотреть на следующий слайд. Кто это? (слайд 6)
Кл. рук: Чем она отличается от других исполнителей? (ответы детей, эта исполнительница - слепая)
Кл. рук: Таких людей называют « инвалид по зрению»
Внешне, они мало отличаются от нас с вами. Но им живется намного сложнее, чем нам, ведь они не видят окружающие нас предметов, различные ориентиры на дороге и дома.
Кл. рук: Прочитайте слово, написанное на доске (дети читают «зрение»)
-Какой части речи это слово? (существительное). (слайд 7)
Кл. рук: Образуйте от этого существительного прилагательное (зрительный)
-А теперь составьте словосочетание (зрительный зал)
- Составьте предложение с этим словосочетанием. (Ребята сидели в зрительном зале)
Кл. рук: Как вы думаете, в зрительный зал могут прийти люди, у которых отсутствует зрение? (ответы детей)
Кл. рук: Эти люди могут прийти в зрительный зал, но они смогут только слушать, а не смотреть. А как вы думаете, могут ли они работать? (ответы детей)
Кл. рук: Есть « Общество слепых», где люди не имея зрения изготавливают вещи общего потребления
(крышки, выключатели, розетки) и даже могут читать книги, но специальные для слепых.
Кл. рук: Чтобы прочувствовать на себе, как трудно приходиться жить таким людям, предлагаю выполнить одно задание « Принеси предмет закрытыми глазами»
Кл. рук: Подойдите кто-то один, завяжите глаза. А теперь подойдите к книжному шкафу и возьмите книгу с 3- ей полки. Принеси ее ко мне.
- Рефлексия. Что испытывали, при выполнении, этого задания? Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза?
Кл. рук: Для нас всех это обыкновенное упражнение и при желании мы можем открыть глаза. И проделать задание с открытыми глазами. Думаю, что каждый из вас понимает, что инвалиды по зрению себе такого позволить не могут.
Кл. рук: А сейчас, предлагаю вам, прочитать отрывок из произведения (на доске текст с пропущенными словами) (слайд 8)
« Стою и слушаю эти прекрасные звуки природы. На дереве. дятел. На болоте.лягушки. Возле цветка. шмель. В траве.. саранча».
Прочитай слова для справок: жужжит, стучит, стрекочет, квакает.
Кл. рук: К какой части речи они относятся. Вставьте глаголы по смыслу в текст. Прочитайте вслух, что получилось
. О чем текст? (о звуках природы).
Кл. рук: Мы с вами можем слышать все эти звуки, а вот люди, которые это сделать не могут, у них нет слуха – их называют инвалиды по слуху (на доске карточка – инвалид по слуху)
Кл. рук: Ответьте,что может привести к потери слуха.? Что нужно делать, чтоб этого избежать? (ответы детей)
Кл. рук: Правильно, нужно остерегаться громких звуков, не ходить в мороз без шапки, не ковырять в ушах острыми предметами.
Динамическая пауза
Кл. рук: Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов. И чтобы почувствовать на себе как это не просто.
Предлагаю: Встать на ноги повернутся друг к другу, посмотреть в глаза партнеру, взять его за руку так, чтобы он почувствовал ваше доброе отношение к нему.
Рефлексия
Кл. рук: Поднимите руку, кто почувствовал доброе отношение к себе. Я рада, что вы сумели передать свои чувства другому.
- А ещё есть люди, у которых нет каких либо конечностей (рук, ног). Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках.
-А верите ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях, танцуют, рисуют? И зря не верите. Сейчас ребята из нашего класса расскажут об этих чудесах. (выступление подготовленных детей по статьям о людях – инвалидах. (слайд 9-11)
Кл. рук: Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас, я, одну руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак.
Рефлексия
Кл. рук: Что испытывали? Что хотелось сделать?

4. Заключительная часть
Кл. рук: Ребята сегодня вы прослушали информацию, многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить людям инвалидам.
Ученица читает стихотворение «Я-Инвалид».
Я думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им. В течение занятия, по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: « Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам.
Ученица читает стихотворение «День инвалидов»
Кл. рук: Думаю, многие из вас не станут больше смеяться над такими людьми, а наоборот по возможности предложат им свою помощь. А вот как мы можем помочь им, я хочу услышать от вас. А для этого мы сейчас разделимся на группы.
градостроители. (слайд 12-13)
Им нужно придумать, что можно изменить в строительстве города, чтобы облегчить жизнь инвалидам.
Затем дети озвучивают, что у них получилось.
1 ряд – сделать вход и выход, из магазинов, транспорта,
предназначенным, для инвалидных колясок.
Итог занятия
Кл. рук: О ком и о чем говорили? Кто согласен с тем, что «Доброта спасет мир» Доброта- вещь удивительная, она, как ни что сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Вас я друзья, не о чем не прошу, просто будьте добры.
Если вы хотите сеять добро вокруг себя вместе с птицей счастья, тогда возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них, то, что ближе вашей душе, то что вы хотите сказать инвалидам.Вы можете воспользоваться надписями на слайде или придумать свой вариант (слайд 14) Кл. рук: У кого сердечки будут готовы, прикрепите их рядом с птицей на доску. Я думаю, то, что вы все на сердечках написали добрые, хорошие слова поддержки и это может означать, что время, проведенное на занятие, не прошло для вас даром.
В этот день принято каждому неравнодушному человеку надевать белые ленточки в знак поддержки и помощи инвалидам. (слайд 15-16). Давайте и мы проведем мини- акцию и вручим всем присутствующим белые ленточки.
Кл. рук: Делайте добро, ведь это так прекрасно. Сегодняшний классный час мы закончим песней «Если добрый ты». (всем раздаются слова и включается минусовка)
РЕФЛЕКСИЯ: на доске нарисовано солнышко. Каждый ребенок, выходя из класса, должен нарисовать воздушный шарик. Если понравилось, то как можно ближе к солнцу, а не понравилось – дальше от солнца.