Эмиль куэ школа самообладания читать. Эмиль Куэ: позитивные настрои на каждый день

ЭМИЛЬ КУЭ

Предисловие

Сознательное и бессознательное «Я»

Воля и воображение

Внушение и самовнушение

Применение самовнушения

Как научиться применению сознательного самовнушения?

Применение внушения для лечебных целей

Как практически применять сознательное самовнушение?

Преимущества метода

Как действует внушение?

Применение метода внушения при душевных заболеваниях и при врожденных или благоприобретенных моральных дефектах.

Несколько случаев излечения

Заключение

Что достигается самовнушением?

Наблюдения

Отрывки из писем, адресованных Э. Куэ

Мысли и изречения Эмиля Куэ

Советы и указания ученикам и последователям

На «сеансах» у Эмиля Куэ

Все обо всем!

Чудо внутри нас

Каким должно быть воспитание детей?

ЭМИЛЬ КУЭ

СОЗНАТЕЛЬНОЕ

САМОВНУШЕНИЕ

КАК ПУТЬ

К ГОСПОДСТВУ НАДСОБОЙ

с французского и предисловие

Мих. Кадиш

Печатается по изданию Э. Куэ «Сознательное самовнушение как путь господства над собой», Берлин, 1932.

Предисловие1

Сознательное и бессознательное «Я»8

Воля и воображение9

Внушение и самовнушение12

Как научиться применению сознательного самовнушения?16

Применение внушения для лечебных целей19

Как практически применять сознательное самовнушение?22

Преимущества метода23

Как действует внушение?25

Применение метода внушения при душевных заболеваниях и при врожденных или благоприобретенных моральных дефектах.26

Несколько случаев излечения28

Заключение32

Что достигается самовнушением?32

Отрывки из писем, адресованных Э. Куэ37

Мысли и изречения Эмиля Куэ49

Советы и указания ученикам и последователям55

На «сеансах» у Эмиля Куэ58

Заметки о пребывании Эмиля Куэ в Париже в октябре 1918 года66

Все обо всем!68

Чудо внутри нас72

Каким должно быть воспитание детей?76

Предисловие

Широкая популярность, выпадающая на долю того или иного нового течения, открытия или изобретения, всегда таит в себе большую опасность. Как ни заманчива перспектива проникновения нового слова в самую гущу широких слоев населения, как ни велика и ни достойна задача - сделать новое завоевание мысли достоянием всех и каждого, - во всех, почти без исключения случаях, этот желательный путь популяризации сопряжен неизбежно свульгаризацией, с искажением и извращением «нового слова».

Этой участи не суждено было избегнуть и методу самовнушения Эмиля Куэ. Его широкому распространению способствовал целый ряд причин: чрезвычайная общедоступность и простота применения, множество успешных результатов, которыми он по праву может гордиться, и, наконец, личное обаяние самого Куэ, в котором редкий фанатизм в служении идее сочетался с полным бескорыстием и величайшей скромностью.

Но успех неизбежно породил увлечение, своего рода «моду». А с этим неразрывно были связаны и те искажения, которые совершенно затмевают сущность нового метода и в конечном результате - благодаря извращенному толкованию и неправильному применению - подрывают к нему доверие. Вполне прав, поэтому проф. Ш.Бодуэн, последователь Куэ и научный его истолкователь, который в предисловии к своей книге: «La psychologie de la suggestion et de l"autosuggestion» говорит: «He в меру фанатические приверженцы метода - его злейшие враги. Они доходят до самых нелепых преувеличений, которые дискредитируют новый метод в глазах серьезных людей».

С этим печальным явлением необходимо всемерно бороться. Совершенно несомненно, что разъяснение истинной сущности метода, его роли и значения и правильного его применения должно составлять основную задачу всех тех, кто, так или иначе, стал очевидцем его благотворного действия.

В этом отношении первый упрек следовало бы послать по адресу представителей научной медицины, врачей. «Я часто убеждался», говорит проф. Бодуэн, «что как раз наиболее ожесточенные нападки на новый метод исходят от тех ученых, которые не дали себе даже труда, наряду с книжкой самого Куэ, ознакомиться с моими работами». Руководствуясь ходячим, вульгаризованным представлением о методе, врачи очень часто отмахиваются от него с пренебрежением, как от знахарства или в лучшем случае предостерегают от него, как от чего-то вредного и опасного.

Со знахарством и прочим медицинским шарлатанством метод Куэ, не имеет никаких точек соприкосновения. Базируясь целиком на воспринятом научной медициной учении о «бессознательном» (или подсознательном»), метод самовнушения в его разработанном проф. Бодуэном теоретическом обосновании может, естественно, вызывать те или иные возражения, ту или иную серьезную критику, - он может в периоде дальнейшей научной работы претерпеть те или иные изменения и дополнения, - но, во всяком случае, сам метод, как таковой, - с точки зрения смелой постановки проблемы, так и с точки зрения неоспоримых благотворных результатов - заслуживает самого пристального внимания и серьезного изучения.

Что касается мнимого вреда и опасности, сопряженной с применением метода, то все нападки по этому поводу сводились и сводятся исключительно к одному: метод самовнушения, будучи способен устранять болезненные симптомы, а не первопричину того или иного недуга, отвлекает якобы больного от необходимости систематического медицинского лечения и уводит его от воздействия врача. Не углубляясь в разрешение вопроса о пределах воздействия метода, необходимо резко и решительно опровергнуть делаемое отсюда заключение. Ни сам создатель метода, ни его многочисленные последователи, насчитывающие в своих рядах не мало видных и известных врачей, никогда не подрывали пиетета по отношению к научной медицине, не противопоставляли ей метода самовнушения и не «уводили»

больного от врача. Наоборот, и в предлагаемой книжке Эмиля Куэ, и во всех работах его учеников и друзей и, наконец, на всех сеансах массовой и индивидуальной подготовки к восприятию метода, - повсюду во главу угла ставится предпосылка необходимости обычных форм медицинского лечения. Больным настойчиво и вразумительно внедряется мысль: «если вы не были еще у врача, пойдите раньше к нему; если вы уже лечитесь, - продолжайте неизменно ваше лечение». Метод самовнушения может и должен быть испробован, как единственный способ лечения, лишь в тех случаях, когда медицина либо бессильна в борьбе с заболеванием, либо же, когда она сама указывает больному на этот путь, сознательно отдавая себе отчет в том, что с недугом психогенного происхождения наиболее целесообразно бороться активным и непосредственным воздействием на психику. Во всех остальных случаях достойная и ответственная задача нового метода - быть необходимым, действенным подспорьем обычным формам лечения.

Естественно поэтому, что будущее метода самовнушения предопределится, на наш взгляд, его дальнейшей теоретической разработкой и серьезным, добросовестно-вдумчивым отношением со стороны практикующих врачей.

***

Предлагаемая вниманию читателей книжка не может почитаться исчерпывающим научным исследованием. Теоретической разработке метода посвящена, как уже было указана, солидная работа проф. Бодуэна.

Задачи книжки Эмиля Куэ - совершенно иные. Этими же иными задачами обуславливается и вся его жизнь, и вся его плодотворная деятельность.

Не будучи по натуре своей кабинетным ученым, подойдя лишь в зрелом возрасте вплотную к интересовавшей его проблеме и после длительных наблюдений «конструировав» свой метод, - Куэ с самого начала отдал всё свои силы его практическому применению. Неустанно работая, день за днем, год за годом, он дал - и продолжает давать - на десятках тысяч - примеров

Текущая страница: 1 (всего у книги 7 страниц)

ЭМИЛЬ КУЭ

Предисловие

Сознательное и бессознательное «Я»

Воля и воображение

Внушение и самовнушение

Применение самовнушения

Как научиться применению сознательного самовнушения?

Применение внушения для лечебных целей

Как практически применять сознательное самовнушение?

Преимущества метода

Как действует внушение?

Применение метода внушения при душевных заболеваниях и при врожденных или благоприобретенных моральных дефектах.

Несколько случаев излечения

Заключение

Что достигается самовнушением?

Наблюдения

Отрывки из писем, адресованных Э. Куэ

Мысли и изречения Эмиля Куэ

Советы и указания ученикам и последователям

На «сеансах» у Эмиля Куэ

Все обо всем!

Чудо внутри нас

Каким должно быть воспитание детей?

ЭМИЛЬ КУЭ

СОЗНАТЕЛЬНОЕ

САМОВНУШЕНИЕ

КАК ПУТЬ

К ГОСПОДСТВУ НАДСОБОЙ

с французского и предисловие

Мих. Кадиш

Печатается по изданию Э. Куэ «Сознательное самовнушение как путь господства над собой», Берлин, 1932.

Предисловие1

Сознательное и бессознательное «Я»8

Воля и воображение9

Внушение и самовнушение12

Как научиться применению сознательного самовнушения?16

Применение внушения для лечебных целей19

Как практически применять сознательное самовнушение?22

Преимущества метода23

Как действует внушение?25

Применение метода внушения при душевных заболеваниях и при врожденных или благоприобретенных моральных дефектах.26

Несколько случаев излечения28

Заключение32

Что достигается самовнушением?32

Отрывки из писем, адресованных Э. Куэ37

Мысли и изречения Эмиля Куэ49

Советы и указания ученикам и последователям55

На «сеансах» у Эмиля Куэ58

Заметки о пребывании Эмиля Куэ в Париже в октябре 1918 года66

Все обо всем!68

Чудо внутри нас72

Каким должно быть воспитание детей?76

Предисловие

Широкая популярность, выпадающая на долю того или иного нового течения, открытия или изобретения, всегда таит в себе большую опасность. Как ни заманчива перспектива проникновения нового слова в самую гущу широких слоев населения, как ни велика и ни достойна задача – сделать новое завоевание мысли достоянием всех и каждого, – во всех, почти без исключения случаях, этот желательный путь популяризации сопряжен неизбежно с вульгаризацией, с искажением и извращением «нового слова».

Этой участи не суждено было избегнуть и методу самовнушения Эмиля Куэ. Его широкому распространению способствовал целый ряд причин: чрезвычайная общедоступность и простота применения, множество успешных результатов, которыми он по праву может гордиться, и, наконец, личное обаяние самого Куэ, в котором редкий фанатизм в служении идее сочетался с полным бескорыстием и величайшей скромностью.

Но успех неизбежно породил увлечение, своего рода «моду». А с этим неразрывно были связаны и те искажения, которые совершенно затмевают сущность нового метода и в конечном результате – благодаря извращенному толкованию и неправильному применению – подрывают к нему доверие. Вполне прав, поэтому проф. Ш.Бодуэн, последователь Куэ и научный его истолкователь, который в предисловии к своей книге: «La psychologie de la suggestion et de l"autosuggestion» говорит: «He в меру фанатические приверженцы метода – его злейшие враги. Они доходят до самых нелепых преувеличений, которые дискредитируют новый метод в глазах серьезных людей».

С этим печальным явлением необходимо всемерно бороться. Совершенно несомненно, что разъяснение истинной сущности метода, его роли и значения и правильного его применения должно составлять основную задачу всех тех, кто, так или иначе, стал очевидцем его благотворного действия.

В этом отношении первый упрек следовало бы послать по адресу представителей научной медицины, врачей. «Я часто убеждался», говорит проф. Бодуэн, «что как раз наиболее ожесточенные нападки на новый метод исходят от тех ученых, которые не дали себе даже труда, наряду с книжкой самого Куэ, ознакомиться с моими работами». Руководствуясь ходячим, вульгаризованным представлением о методе, врачи очень часто отмахиваются от него с пренебрежением, как от знахарства или в лучшем случае предостерегают от него, как от чего-то вредного и опасного.

Со знахарством и прочим медицинским шарлатанством метод Куэ, не имеет никаких точек соприкосновения. Базируясь целиком на воспринятом научной медициной учении о «бессознательном» (или подсознательном»), метод самовнушения в его разработанном проф. Бодуэном теоретическом обосновании может, естественно, вызывать те или иные возражения, ту или иную серьезную критику, – он может в периоде дальнейшей научной работы претерпеть те или иные изменения и дополнения, – но, во всяком случае, сам метод, как таковой, – с точки зрения смелой постановки проблемы, так и с точки зрения неоспоримых благотворных результатов – заслуживает самого пристального внимания и серьезного изучения.

Что касается мнимого вреда и опасности, сопряженной с применением метода, то все нападки по этому поводу сводились и сводятся исключительно к одному: метод самовнушения, будучи способен устранять болезненные симптомы, а не первопричину того или иного недуга, отвлекает якобы больного от необходимости систематического медицинского лечения и уводит его от воздействия врача. Не углубляясь в разрешение вопроса о пределах воздействия метода, необходимо резко и решительно опровергнуть делаемое отсюда заключение. Ни сам создатель метода, ни его многочисленные последователи, насчитывающие в своих рядах не мало видных и известных врачей, никогда не подрывали пиетета по отношению к научной медицине, не противопоставляли ей метода самовнушения и не «уводили»

больного от врача. Наоборот, и в предлагаемой книжке Эмиля Куэ, и во всех работах его учеников и друзей и, наконец, на всех сеансах массовой и индивидуальной подготовки к восприятию метода, – повсюду во главу угла ставится предпосылка необходимости обычных форм медицинского лечения. Больным настойчиво и вразумительно внедряется мысль: «если вы не были еще у врача, пойдите раньше к нему; если вы уже лечитесь, – продолжайте неизменно ваше лечение». Метод самовнушения может и должен быть испробован, как единственный способ лечения, лишь в тех случаях, когда медицина либо бессильна в борьбе с заболеванием, либо же, когда она сама указывает больному на этот путь, сознательно отдавая себе отчет в том, что с недугом психогенного происхождения наиболее целесообразно бороться активным и непосредственным воздействием на психику. Во всех остальных случаях достойная и ответственная задача нового метода – быть необходимым, действенным подспорьем обычным формам лечения.

Естественно поэтому, что будущее метода самовнушения предопределится, на наш взгляд, его дальнейшей теоретической разработкой и серьезным, добросовестно-вдумчивым отношением со стороны практикующих врачей.

***

Предлагаемая вниманию читателей книжка не может почитаться исчерпывающим научным исследованием. Теоретической разработке метода посвящена, как уже было указана, солидная работа проф. Бодуэна.

Задачи книжки Эмиля Куэ – совершенно иные. Этими же иными задачами обуславливается и вся его жизнь, и вся его плодотворная деятельность.

Не будучи по натуре своей кабинетным ученым, подойдя лишь в зрелом возрасте вплотную к интересовавшей его проблеме и после длительных наблюдений «конструировав» свой метод, – Куэ с самого начала отдал всё свои силы его практическому применению. Неустанно работая, день за днем, год за годом, он дал – и продолжает давать – на десятках тысяч – примеров

доказательство высокой практической ценности нового метода.

Его цель – помочь всем и каждому. Он спешит жить. Его с утра ждут десятки и сотни страждущих. Он знает, он убежден, что, научив их применению метода самовнушения, он им поможет. У него нет и не может быть времени для теоретической работы, для углубления метода. Он принадлежит людям, живому делу, любви к ближнему, И недаром во Франции он заслужил имя «друга человечества».

Работа Куэ длится непрерывно около 25 лет. Но начало ее относится еще к более раннему периоду: в 80-х годах прошлого столетия он, скромный аптекарь из небольшого городка возле Нанси, стал внимательно приглядываться к работе известных французских ученых, проф. Льебо и Бернгейма, родоначальников «научного гипнотизма». Подмечая практические недостатки гипнотического лечения, зорко следя за дальнейшим состоянием здоровья многочисленных пациентов, Куэ задумывался над созданием собственного метода. В основу его, вместо принципа подчинения психики пациента воздействию гипнотизера, он с самого начала положил развитие самодеятельности больного. От специальной и узкой в своем практическом применении терапевтической формы гипнотического внушения, Куэ перешел, таким образом, к самовнушению, которое, по его мнению, является действительно могущественной, действительно универсальной психической способностью человека. Дальнейшим фазисом развития метода было установление взаимоотношения между сознательной волей и воображением. Вопрос этот подробно и наглядно изложен на последующих страницах. Здесь достаточно лишь отметить, что этот принцип представляет собою попытку последовательного развития учения о подсознании, конструированного школой Фрейда, Брейера и других.

Долгое время – свыше 15 лет – Куэ не решался применять свой новый метод. Первые практические попытки, относящиеся к началу нынешнего столетия, в полной мере подтвердили его предположения. Сперва осторожно и робко – в кругу близких друзей и родных, – потом все более расширяя круг своих пациентов, Куэ, к началу войны имел уже обширную аудиторию. Война не приостановила его работы, но, конечно, сузила ее рамки. Однако и под обстрелом германских орудий он продолжал оказывать в Нанси свою активную и бескорыстную помощь.

Расцветом его славы было появление в 1918-19 гг. книги профессора Ш.Бодуэна. Выдающийся ученый, профессор Женевского института Жан-Жака Руссо, он собрал в своем труде все достижения нового метода, подверг строгому научному анализу его основные предпосылки и установил его взаимоотношение с другими видами психотерапии. Книга проф. Бодуэна имела огромный успех: ее переводы на английский и другие языки вызвали большую литературу. Имя Куэ стало сразу популярным в Старом и Новом Свете.

Характер деятельности Куэ должен был, естественно, измениться. Аудитория в Нанси стала притягательным пунктом для представителей всех рас и народов. С другой стороны, мировая слава заставляет Куэ очень часто покидать маленький французский городок: его живую проповедь можно услышать сейчас нередко и в Женеве, и в Риме, в Канзасе, в Лондоне, в Амстердаме, в Нью-Йорке. И повсюду – в десятках центров – образовались теперь ячейки его верных учеников и последователей, – институты его имени, продолжающие его дело и работающие теоретически и практически над развитием и совершенствованием метода самовнушения.

Из этих институтов – как самостоятельное научное учреждение – следует особо отметить основанное проф. Бодуэном в Женеве Общество Психологии и Психотерапии, насчитывающее в своих рядах целый ряд видных ученых, представителей медицинской, психологической, философской и др. наук. Упомянем хотя бы имена профессора Бове, профессора А.Адлера, д-ра П.Жане, д-ра К.Юнга и нашего соотечественника профессора Б.Вышеславцева. Эмиль Куэ состоит почетным членом этого общества.

***

Мы указывали уже, что предлагаемая книжка преследует чисто практические цели. Её задача – ознакомление с новым методом, преподание практических указаний и демонстрация многочисленных примеров.

В этом отношении задача осуществлена автором блестяще. Перед тем, кому выпала на долю большая радость присутствовать на одном из публичных сеансов в Нанси, встает картина того общего воодушевления, большого психического подъема и редкой по своей напряженности атмосферы доверия и веры, в которой звучит для всех многочисленных слушателей «проповедь» Эмиля Куэ. Там, в его аудитории, которую внешне справедливо сопоставляют с Лурдом, слова «учителя» приобретают особый смысл и значение: они падают на уготовленную этим психическим подъемом почву и воочию творят большое чудо душевного перерождения.

Естественен поэтому вопрос, который должен встать перед каждым читателем предлагаемой книжки: может ли самостоятельное ознакомление с методом почитаться достаточным для правильного его применения и для достижения успешных результатов?

На вопрос этот следует ответить с величайшею осторожностью. В своей живой речи в своей книге Куэ настойчиво и неоднократно подчеркивает: «я не чудотворец и не целитель, – я никого не исцеляю и не лечу, – я только учу людей, каким образом они сами могут себя исцелять и лечить». Принципиально – по существу самого метода – это вполне справедливое и в высшей степени важное указание. Весь метод зиждется целиком и исключительно на обнаружении и развитии психической самодеятельности человека. Но недаром на страницах этой книжки читатель найдет на каждом шагу упоминание о «руководителе», о наставнике, об его роли в проведении подготовительных опытов, в производстве предварительного внушения и т. п.

Необходим ли такой руководитель? И возможно ли достижение благоприятных результатов одним лишь самостоятельным применением метода?

Мы уже знаем, что основными элементами: метода являются два положения: с одной стороны, преобладающая роль самовнушения, и, с другой, необходимость развития и воспитания воображения (в противоположность воле), как рычага и двигателя всего нашего психического, а в конечном итоге и физического бытия. Но самовнушение в том сознательном и намеренном его применении, которое способно пробудить в человеке всемогущую способность «овладения собой», всегда необходимо предполагает наличность какого-то толчка извне, какого-то руководящего начала. Таким толчком может быть или сильное эмоциональное переживание: напряженный аффект, или большой душевный подъем, какой мы наблюдаем в аудитории в Нанси, – или же хотя и более длительная, но, несомненно, более активная и целесоответственная методическая подготовка, – постепенное развитие способности самовнушения. С другой стороны, такого же внешнего воздействия требует и воспитание воображения. Самый процесс самовнушения, требующий, как увидит читатель, наивозможно более полного выключения волевых функций, предполагает развитие в субъекте способности концентрации, способности подвергать себя в более или менее полное пассивное состояние, и нуждается, следовательно, тоже в соответствующей подготовке.

То и другое достигается наиболее целесообразно при помощи предварительного внушения. Понятно поэтому, почему проф. Бодуэн в последнем издании своей книги указывает на то, что «постороннее внушение в процессе развития самовнушения играет зачастую необходимую и, во всяком случае, всегда полезную роль. Тот факт, что некоторые лица оказываются способными к самовнушению без предварительной подготовки, подтверждает вполне теоретическое положение, что главным и основным моментом является именно самовнушение. На практике же отнюдь не следует умалять значения постороннего внушения... так как оно является, в конечном счете, наиболее простой и существенной формой подготовки и упражнения».

Это постороннее внушение, играющее в методе Куэ столь значительную роль, должно соответствовать, однако, своему назначению. Прежде всего, оно должно производиться в бодрственном состоянии, без усыпления пациента. Гипнотическое внушение противоречило бы принципу развития самодеятельности и было бы возвратом к старым методам психического воздействия. Во-вторых – и это наиболее важно – постороннее внушение не должно быть самодовлеющим, не должно ограничиваться одним лишь устранением тех или иных болезненных проявлений. Такое воздействие было бы временным, непрочным и весьма ограниченным по результатам. Целью подготовительного внушения может и должно быть, по словам проф. Бодуэна, «исключительно развитые способности самовнушения».

Ясно, таким образом, что в огромном большинстве случаев предварительная подготовка неизбежна и необходима. Она требует со стороны руководителя добросовестного, чуткого и осторожного отношения к пациенту, некоторого технического навыка и в первую очередь основательного изучения метода.

Специальные познания при такого рода руководительстве не являются – как общее правило – непременным условием. Необходимо настойчиво подчеркнуть мысль, проводимую всеми последователями Э. Куэ, что подготовка к правильному применению метода – задача в неизмеримо большей степени педагогического, нежели терапевтического характера.

Это отнюдь не исключает, конечно, желательности и необходимости осуществления ее врачами. Никто, конечно, в такой мере не знает психики пациента, как именно врач. И врач может поэтому достичь наиболее разительных результатов. Не отрицая, тем не менее, принципиально права и возможности каждого культурного добросовестного последователя нового метода быть его практическим проводником, мы подчеркиваем еще раз, что нормальным развитием метода в будущем должно быть его теснейшее соприкосновение с научной медициной.

***

Значение и роль метода самовнушения велики и бесспорны. Помимо его благотворного, а порою и чудесного воздействия на физическое и душевное здоровье человека, он выполняет свою высокую задачу воспитательного характера. Пробуждая в человеке новую, неизведанную в своих возможностях способность, вызывая к жизни целый ряд дремлющих сил, он, прежде всего, создает внутри нас твердую опору, надежный рычаг для руководства всем нашим внутренним мироощущением и нашим активным проявлением самих себя во вне. Устраняя болезненные прирожденные и благоприобретенные препоны к свободному самоопределению нашей воли, самовнушение создает в нас органическую гармонию и цельность. Развивая в нас веру в самих себя и доверие к нашим собственным силам, оно дает нам возможность быть активными творцами нашей собственной жизни.

Этим сознанием большой ценности метода Эмиля Куэ и обуславливается наша скромная попытка первого ознакомления с ним русских читателей.

МИХ. КАДИШ

Нашими поступками управляет не воля, а воображение.

Внушение или, точнее, самовнушение – понятия, на первый взгляд, совершенно новые, – на самом же деле они стары, как мир.

Новы они потому, что до настоящего времени их мало изучали, а вследствие этого мало и знали; стары же они потому, что существуют с первого дня появления на земле человека. И действительно: самовнушение есть орудие, присущее нам от рождения. Это орудие или, вернее говоря, эта сила обладает невероятным, совершенно непостижимым могуществом, которое, в зависимости от тех или иных обстоятельств, порождает чрезвычайно печальные последствия. Изучение этой силы полезно для каждого из нас, – особенно же необходимо оно врачам, судьям, адвокатам и педагогам.

Уясняя себе возможность сознательного применения самовнушения, человек, прежде всего, избегает опасности вызывать в окружающих его людях дурные самовнушения, последствия которых могут быть опасны и гибельны; наряду с этим он приобретает возможность сознательно способствовать возникновению благих самовнушений, благодаря которым выздоравливают страдающие телесными недугами, обретают душевное равновесие неврастеники, больные духом и вообще все жертвы бессознательных самовнушений и возвращаются на путь истинный морально заблудшие.

Сознательное и бессознательное «Я»

Кто хочет правильно понять явления внушения или, точнее говоря самовнушения, тот должен уяснить себе, что в нас заложены одновременно два существа, коренным образом отличающиеся одно от другого. Оба эти существа разумны; но в то время как одно из них сознательно, другое – бессознательно. Именно поэтому наличности этого второго существа мы обычно не замечаем.

Между тем убедиться в этом вовсе не трудно: достаточно присмотреться поближе к некоторым явлениям и немного над ними подумать. Приведем хотя бы несколько примеров.

Всем известно, что такое сомнамбулизм; все знают, что сомнамбул, лунатик, не будучи разбужен и сам не проснувшись, встает посреди ночи с постели, иногда одевается, иногда же неодетым выходит из комнаты, спускается по лестнице, идет куда-нибудь по длинному коридору, что-то там делает, исполняет иногда даже большую работу, – возвращается затем к себе в комнату, ложится вновь спать, а на утро приходит в изумление, находя неожиданно законченной работу, которую он прервал накануне вечером. Работа исполнена фактически им, хотя он сам и не имеет об этом ни малейшего представления. Какой же силе повиновалось его тело, если не силе бессознательной, если не его же бессознательному «я»?

Возьмем далее весьма частые, к сожалению, случаи delirium tremens у алкоголиков. В припадке бешенства больной хватает первое попавшееся орудие, нож, молоток, или топор и яростно обрушивается на каждого, кто по несчастной случайности оказывается подле него. Как только после такого припадка человек вновь приходит в себя, его охватывает чувство омерзения при виде кровавого зрелища, предстающего перед его взором; он совершенно не помнит, что только что сам был его виновником. Разве и здесь этим несчастным могло руководить что-либо иное, как не его бессознательное «я»?

При сравнении нашего сознательного «я» с бессознательным оказывается, что сознательное обладает очень часто дурной, ненадежной памятью, в то время как память, присущая «я» бессознательному, превосходна и непогрешима: она, совершенно незаметно для нас, с величайшей точностью отмечает все самые незначительные события и факты нашей жизни. С другой стороны, эта память чрезвычайно легковерна и без всякой критики воспринимает все, что ей говорят. Так как, однако, наше бессознательное «я» при посредстве мозга оказывает решающее влияние на деятельность всех наших органов, то в результате мы наблюдаем явление, кажущееся нам на первый взгляд совершенно невероятным: нашему бессознательному «я» достаточно вообразить, что тот или иной орган функционирует правильно или неправильно или что то мы испытываем то или иное ощущение, как действительно этот орган начинает работать соответствующим образом и мы действительно получаем то или иное, представленное нашим бессознательным «я», ощущение.

Бессознательное «я» заведует не только отправлениями всех наших органов, но и управляет всеми нашими поступками, чем бы они ни вызывались.

Мы называем его воображением, и оно то именно, вопреки установившемуся мнению, служит двигателем всех наших поступков, – даже вопреки нашей воле и как раз особенно в тех случаях, когда между обеими этими силами возникает конфликт.

Воля и воображение

В энциклопедических словарях понятие «воля» определяется обычно, как «способность свободного самоопределения к тем или иным действиям». Мы принимаем это определение за непогрешимую истину. На самом же деле оно совершенно неправильно, ибо воля, в которую мы так незыблемо верим, неминуемо терпит поражение всякий раз, как только вступает в конфликт с воображением. Этот закон непреложный, не знающий никаких исключений.

Это кощунство! это парадокс! скажете вы. Нисколько. Это истина, чистейшая истина, отвечу я вам.

Если вы хотите в ней убедиться, откройте глаза, взгляните вокруг себя и постарайтесь уяснить себе то, что вы видите. Вы поймете тогда, что мое утверждение – не теория, взятая из воздуха или порожденная больным мозгом, а лишь простое выражение того, что имеется в действительности.

Предположим, что перед нами на полу доска в 10 метров длины и в 25 сантиметров ширины. Само собой разумеется, каждый легко пройдет по ней с одного конца до другого и при этом ни разу не оступится. Изменим, однако, условия нашего опыта и допустим, что та же доска соединяет в виде мостика две башни высокого собора.

Разве сумел бы кто-нибудь сделать по такому мостику хотя бы несколько шагов? Найдется ли среди моих слушателей хоть один, кто отважился бы на такой подвиг? Конечно, нет. Вы не сделаете и двух шагов, как вас охватит дрожь, и, несмотря на все напряжение вашей воли, вы неминуемо упадете.

Почему же, однако, вы не падаете, когда доска лежит на полу, и почему вы должны непременно упасть, если она прикреплена высоко над землей? Просто-напросто потому, что в первом случае вы представляете себе, воображаете, что вам вовсе не трудно пройти с одного конца доски до другого, тогда как во втором случае в вашем воображении возникает представление, что вы этого сделать не можете.

Заметьте себе, что у вас было желание пройти по доске: достаточно было вам, однако, вообразить, что вы пройти не можете, как это действительно становится для вас абсолютно немыслимым.

Кровельщики и плотники ходят свободно по доскам, расположенным на большой высоте, – но именно: потому, что у них развивается представление об этой возможности.

Ощущение головокружения вызывается только нашим представлением о том, что мы можем упасть. Это представление превращается мгновенно в действительность, несмотря на все напряжение нашей воли; это превращение совершается тем более быстро, чем сильнее мы боремся с нашим представлением.

Возьмем человека, страдающего бессонницей. Когда он не производит усилий, чтобы уснуть, он лежит в постели совершенно спокойно. Чем больше, однако, он будет хотеть, стараться уснуть, тем это ему будет труднее и тем больше он будет возбуждаться.

Всякий из нас наблюдал, вероятно, что когда мы забываем чье-нибудь имя и ломаем себе голову, стараясь его вспомнить, оно ни за что не приходит нам на ум; как только, однако, мысль: «я забыл», мы заменяем; другой: «я сейчас вспомню», – так спустя самое короткое время, без всякого напряжения с нашей стороны, имя действительно всплывает в нашем сознании.

Если среди вас есть велосипедисты, пусть они вспомнят, как они учились ездить. Они садились на велосипед, судорожно сжимали обеими руками руль и были всецело во власти боязни упасть. Заметив неожиданна посреди дороги небольшой камень или едущий на ветру экипаж, они старались избегнуть препятствий, но чем больше употребляли для этого усилий, тем неизбежнее было для них столкновение.

А кому из нас не приходилось испытывать приступа смеха? И разве не замечали мы, что смех становится все сильнее и сильнее, чем больше мы стараемся от него удержаться?

Что же происходит в нас во всех этих случаях? Я не хочу упасть, но не могу, удержаться; я хочу уснуть, но не могу; мне хочется вспомнить имя этого человека, но я не могу; я хотел бы избегнуть препятствия, но не могу; хотел бы удержаться от смеха, но не могу.

Совершенно очевидно, что, во всех этих конфликтах, всякий раз без исключения воображение берет верх над волей.

Разве – по аналогии с этим – не наблюдаем мы постоянно, что командир, становящийся во главе отряда, легко увлекает его за собою в атаку, – между тем как один только крик: «Спасайся, кто может!» – почти неминуемо вызывает неудержимое бегство? Чем же это объясняется? Исключительно тем, что в первом случае у солдат пробуждается представление, что они должны идти вперед, в атаку, тогда как во втором случае воображение говорит им, что они побеждены и только поспешным бегством могут спасти себе жизнь.

Панург, несомненно, учитывал заразительное действие примера, точнее говоря, влияние воображения, когда во время плавания на корабле, желая отомстить одному ехавшему с ним вместе купцу, купил у него самого большого барана и бросил его в море: он знал, что все стадо тотчас же кинется следом за ним.

Нам, людям, тоже в большей или меньшей степени присуще это стадное чувство. Вопреки своему желанию, мы неминуемо следуем чужому примеру, только потому, что представляем себе, будто иначе поступить мы не можем.

Я мог бы привести еще тысячу таких же примеров, но боюсь утомить ваше внимание. Тем не менее, я не могу обойти молчанием еще одного факта, который наглядно покажет вам, каким невероятным могуществом обладает воображение, иначе говоря, наше бессознательное «я» в его борьбе с нашей волей.

Есть много алкоголиков, которым очень хотелось перестать пить, но которые не в силах удержаться от вина. Порасспросите их, – они вам совершенно искренне скажут, что у них большое желание начать трезвый образ жизни, что вино им просто-напросто противно, но что их неудержимо тянет к вину, вопреки их воле, вопреки тому, что они прекрасно сознают, какой вред им оно причиняет.

Точно так же и многие преступники совершают преступления помимо своей воли, и если вы их спросите о мотивах, они вам ответят: «Я не мог удержаться, меня толкало что-то, что было сильнее меня».

И алкоголики, и преступники говорят чистейшую правду: они вынуждены делать то, что они делают, и при этом только потому, что их воображение говорит им, что они удержаться не могут.

Как бы не гордились мы нашей свободною волей, как бы твердо не верили в то, что мы вольны в своих действиях, – на самом деле мы только жалкие марионетки в руках нашего воображения. Но как только мы научаемся управлять нашим воображением, так сейчас же приходит к концу эта наша печальная и ничтожная роль.

Внушение и самовнушение

После всего нами сказанного мы можем сравнить воображение с бурным потоком, который неудержимо увлекает попавшего в него, несчастного человека, несмотря на все его старания достичь спасительного берега. Поток этот кажется нам неукротимым. На самом же деле нам достаточно его изучить и узнать те законы, которые им управляют: тогда мы сумеем направить его в другое русло, сумеем поставить на нем турбину и превратить его силу в движение, в тепло, в электричество.

Если этот пример вас не удовлетворяет, мы можем сравнить воображение с диким конем без узды и без повода. Что остается всаднику, как не отдаться на волю такого коня и мчаться, куда тот захочет? Очень часто, конечно, он может при этом сломать себе шею и очутиться во рву. Но достаточно всаднику наложить узду на коня, как роли тотчас же меняются. Уже не конь несет всадника, а всадник направляет коня, куда хочет. Уяснив себе огромную силу нашего бессознательного «я» или, что то же, нашего воображения, вы убедитесь сейчас из моих слов, что эта, на первый взгляд, неукротимая сила поддается так же легко обузданию, как бурный поток или бешеный конь.

Но для этого, прежде всего, необходимо дать точное определение двум понятиям, которые очень часто употребляются без достаточного понимания их истинного значения. Эти понятия – внушение и самовнушение.

Что такое, в сущности, внушение? Мы могли бы определить это понятие, как «процесс внедрения определенной мысли в мозг другого человека». Но существует ли такой процесс в действительности? В сущности говоря, нет. В качестве самостоятельного процесса внушения не существует: его необходимейшей предпосылкой, без которой оно вообще немыслимо, служит то, чтобы оно у лица, поддающегося внушению, превратилось в самовнушение. Последнее же понятие мы определяем, как «внедрение определенной мысли нами самими в нас же самих». Мы можем сделать человеку внушение, но если бессознательное «я» этого человека внушения не воспримет, если оно его, так сказать, не «переварит», превратив его при этом в самовнушение, то внушение, как таковое, ни малейшего результата не достигнет.

Широкое распространение среди приемов самовнушения получила методика французского аптекаря Куэ, названная им «школой самообладания путем сознательного самовнушения». Метод Куэ – метод самовнушения, основанный на многократном повторении формулы, содержащей утверждения о хорошем здоровье того или иного органа, хорошем самочувствии, настроении, уверенности в себе и т.д. Сознательное самовнушение по Куэ – лечебный метод, позволяющий подавить болезненные, вредные по своим последствиям представления и заменить их полезными и благотворными. Согласно Куэ, формула самовнушения (лечебные представления) должна быть простой и не носить подавляющего характера. Например: С каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше и лучше». Произвольное самовнушение должно осуществляться без каких-либо волевых усилий.

Техника лечения включает в себя ряд последовательных действий:

1. Лечение начинается с предварительной беседы, во время которой объясняется влияние самовнушения на организм, его целебного воздействия на последствия психотравмирующего стресса. Чтобы убедить больного в том, что его собственные мысли, представления могут влиять на непроизвольные функции организма, используют ряд проб на внушаемость. Например: грузик, подвешенный на нитке, раскачивается в неподвижной руке пациента только при одном представлении о его движении. Это усиливает внушаемость больного и убеждает его в действенности метода.

2. Составление формулы самовнушения , которая может меняться в процессе лечения. Требования к формуле: простота, немногословность (3-4 фразы), позитивное содержание. Например: «Я здоров», вместо «Я не болен». Для усиления веры в свои силы может использоваться формула: «Я могу, я могу, я могу». В ситуации травматического стресса формула может может быть расширенной, например, человек может внушить себе: «Мое решение победить стресс окончательное. Как бы тяжело мне не было от перенесенной утраты, в любом случае не изменю своему решению».

3. Процесс самовнушения . Больной занимает удобную позу сидя или лежа, закрывает глаза, расслабляется и шепотом, без всякого напряжения 20 раз произносит одну и ту же формулу самовнушения. Произносить формулу нужно монотонно, не фиксируя внимания на ее содержании, не громко, но так, чтобы сам больной слышал то, что он говорит.

Сеанс самовнушения продолжается 3-4 минуты, повторяется 2-3 раза в день в течение 6-8 недель. Рекомендуется использовать для проведения сеансов просоночные состояния утром при пробуждении и вечером при засыпании. Чтобы не отвлекать своего внимания на счет, используют шнур с двадцатью узелками, которые перебираются как четки.

Преимуществом метода Куэ является тот факт, что пациент сам активно участвует в процессе лечения. Сеансы самовнушения можно проводить в любой обстановке и в любое время.

2.3.2 Нервно-мышечная релаксация (метод Джекобсона)

Эффективной методикой страхов, фобических состояний, субъективного чувства тревоги, формирования более спокойной психологической установки у лиц, перенесших психотравмирующий стресс, является нервно-мышечная релаксация Джекобсона. Метод Джекобсона – прогрессивная мышечная релаксация, достигаемая путем первоначального напряжения и последующего расслабления мышц. Процесс формирования способности улавливать напряжения в мышцах и чувство мышечного расслабления, осуществляемые при помощи концентрации внимания.

Джекобсон нажимает свой метод «прогрессивным» по следующим причинам:

1. Человек обучается в определенной последовательности выборочно ослаблять напряжение в конкретной мышце. Для достижения максимального расслабления в конкретной мышце может потребоваться несколько минут.

2. Человек напрягает и расслабляет определенные мышцы тела таким образом, что весь процесс прогрессирует от расслабления основных мышечных групп до расслабления всего тела или какой-то его части.

3. При постоянных ежедневных занятиях у человека отмечается прогрессирующая тенденция к развитию «привычке отдыхать» - психологической установке, характеризующейся меньшей возбудимостью и стрессоустойчивостью. Релаксация оказывает тормозящее воздействие на стрессовую реакцию, так как человек не может одновременно испытывать тревогу и состояние расслабления.

Основной принцип действия метода Джекобсона – обучение различению напряжения и расслабления.

Все мышцы тела делятся на шестнадцать групп. Выделяют определенную последовательность упражнений: от мышц верхних конечностей (от кисти к плечу, начиная с доминантной руки), к мышцам лба (лоб, глаза, рот), шеи, грудной клетки и живота и далее к мышцам нижних конечностей (от бедра к стопе, начиная с доминантной ноги).

Упражнения начинаются с кратковременного, 3-5 секундного, напряжения первой группы мышц, которые затем полностью расслабляются; внимание пациента сосредотачивается на чувстве релаксации в этой области тела.

Закончив подготовку к занятию, психотерапевт должен придерживаться последовательности этапов расслабления для каждой мышечной группы.

Этап 1. Опишите пациенту, какую конкретную мышцу и каким образом он будет напрягать. «Мы сейчас будем напрягать икроножную мышцу. Начнем с того, что поднимем обе пятки вверх насколько возможно, носки остаются на полу».

Этап 2. Пациент должен начинить упражнение по заранее определенному сигналу.

Этап 3. Пациент должен удерживать напряжение от трех до пяти секунд. В течение этого времени вы можете попросить его сделать еще дольше усилие: «Поднимите носки выше, выше, еще выше».

Этап 4. Дайте пациенту знак расслабить мышцу: «А теперь расслабьте».

Этап 5. Помогите пациенту почувствовать, что в только что расслабленной мышце, поощряя поиск пациентом ощущений расслабления: «Теперь ощутите заднюю сторону голеней. Чувствуете ли вы в них тепло, покалывание или тяжесть? Проследите за этими ощущениями».

Этап 6. Вызвать более глубокую релаксацию: «Теперь дайте мышцам расслабиться еще сильнее. Мышцы становятся тяжелее, все тяжелее и тяжелее».

Этап 7. После каждого упражнения делайте паузу 5-10 секунд для того, чтобы дать пациенту почувствовать расслабление. После расслабления каждой большой группы мышц делайте паузу 15-20 секунд.

Этап 8. Если это возможно, переходите сразу к противоположной группе мышц. В данном случае, соответствующее упражнение будет заключиться в том, чтобы поднять носки как можно выше, оставляя пятки на полу.

Посте беседы с больным, в процессе которой психотерапевт объясняет механизмы лечебного воздействия мышечной релаксации, подчеркивая, что основной целью метода является достижение расслабления поперечно полосатых мышц в покое, с больным проводится обучающий сеанс, который включает ряд последовательных этапов (см. табл. 2).

В предварительных инструкциях сообщается о месте, времени, порядке напряжения и расслабления мышц. В основных инструкциях пациенту предлагается устроиться поудобнее, закрыть глаза, снять с себя мешающую одежу и сосредоточиться на дыхании. Упражнения начинаются со слов психотерапевта: «Готовы? Начали?».

Таблица 2. Последовательность этапов занятия по методу Джекобсона

В завершающей части психотерапевт перечисляет все мышцы, активизировались и расслаблялись и заставляет пациента расслабить их еще сильнее. Переход к бодрствованию осуществляется на счет до десяти.

Методика нервно-мышечной релаксации представляет собой навык, который может быть развит только посредством постоянной тренировки, осуществляемой под руководством психотерапевта и в домашних условиях.

Техника лечения включает три этапа.

1. Больной ложиться на спину, сгибает руки в локтевых суставах и резко напрягает мышцы рук, вызывая тем самым ясное ощущение мышечного напряжения. Затем руки расслабляются и свободно падают. Так повторяется несколько раз. При этом нужно зафиксировать внимание на ощущении мышечного напряжения и расслабления.

Второе упражнение – сокращение и расслабление бицепсов. Сокращение и напряжение мышц должно быть сначала максимально сильным, а затем все более и более слабым (и наоборот). При этом упражнении необходимо зафиксировать внимание на ощущении самого слабого напряжения мышц и полного их расслабления.

После этого пациент упражняется в напряжении и расслаблении мышц сгибателей туловища, шеи, плечевого пояса, наконец, мышц лица, глаз, языка, гортани, участвующих в мимике и акте речи.

2 (дифференцированная релаксация). Больной в положении сидя учиться напрягать и расслаблять мускулатуру, не участвующую в поддержании тела в вертикальном положении; далее – расслаблять при письме, чтении, речи мышцы, не участвующие в этих актах.

3. Больному предлагается путем самонаблюдения установить, какие группы мышц у него более всего напрягаются при различных отрицательных эмоциях (страх, тревога, волнение) или болезненных состояниях (боли в области сердца, гипертонии и т.п.). Затем посредством релаксации отдельных мышечных напряжений можно научиться избавляться от отрицательных эмоций или болезненных проявлений. Курс лечения длится от 3 до 6 месяцев. Групповые занятия 2-3 часа в неделю. Самообучение на дому 1-2 раза в день по 15 минут.

В зависимости от потребностей больного психотерапевт включает в упражнения специфические мышечные группы, и даже отдельные мышцы, особенно мышцы зева, глаз и рта для достижения максимального расслабления.

Аутогенная тренировка

Активным методом психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, направленным на восстановление динамического равновесия системы гомеостатических саморегулирующих механизмов организма человека, нарушенного в результате воздействия психотравмирующего стресса, является аутогенная тренировка. Аутогенная тренировка (АТ) – (от греч. autos – сам, genos - происхождение) – самовнушение в состоянии релаксации (низшая ступень) и гипнотического транса (высшая ступень).

Как лечебный метод АТ был предложена для лечения неврозов Шульцем в 1932 г. Воздействие АТ на организм сопровождается снижением общей тревожности и развитием антистрессовых тенденций.

Медитативные техники

Важным методом психологической помощи лицам, перенесшим психотравмитующий стресс, является медитация. С ее помощью снимаются нервно-пихическое напряжение, тревожных состояния, страхи, облегчается осознание психотравмирующих переживаний и реакций, усиливается процесс «самоактуализации». При высоком уровне методикой медитации возможно достижение психического состояния, характеризующегося неэгоцентрическим типом мыслительного процесса.

Начало любой медитации – концентрация, сосредоточенность ума, отрешение от всего постороннего, что не связано с объектом концентрации, от всех второстепенных внутренних переживаний.

Основа медитации – концентрация внимания на определенном стимуле или предмете. В соответствии с природой объекта выделяют четыре типа медитации.

1. Повторение в уме . Объект сосредоточения – мантра (слово или фраза, повторяемая вновь и вновь, обычно про себя). Мантры могут состоять из стихотворных отрывков, текстов народных песен, отдельных слов и звуков. Их воздействие на психику человека основано на специфическом воздействии звукосочетаний.

2. Повторение физического действия . Объект сосредоточения – какое – либо физическое действие. Это могут быть: повторяющиеся дыхательные движения, дыхательный контроль, использование поз (асан) в хата-йоге и т.п.

3. Сосредоточение на проблеме . Этот объект для концентрации представляет собой попытки решения проблемы, включающей парадоксальные задачи. Классическим примером являются дзеновские «коаны». В этом случае для размышления дается парадоксальная на вид задача. Одним из наиболее известных коанов является такой: «Как звучит хлопок одной ладони?»

4. Зрительная концентрация . Объект для концентрации – зрительный образ. Это может быть картина, пламя свечи, лист дерева, или что-то другое. «Мандала» - квадрат внутри круга, геометрическая фигура, символизирующая единство человека и вселенной.

Важно объяснить пациенту, что медитация достижение состояния сверхсознания не всегда являются одним и тем же! Он должен понять, что медитация представляет собой процесс, или набор методик, которые используются медитирующими для достижения желаемой цели – состояния сверхсознания. Положительный терапевтический эффект может быть получен без достижения конечного состояния сверхсознания.

Выделяют следующие стадии в медитационном процессе.

1. Факт начала медитативной практики . Древние индуистские, дзенские писания, посвященные медитации, указывают, что гораздо более важна попытка достижения сверхсознания, чем действительное его достижение.

2. Возникновение состояние более выраженной релаксации . Оно представляет собой состояние бодрствования, характеризующееся пониженной психофизиологической активностью.

3. Отстраненное наблюдение . Представляет собой безличное, пассивное состояние наблюдения, при котором медитирующий просто «сосуществует» с окружением, а не противостоит ему, пытаясь подчинить себе. Это неаналитическое, интуитивное состояние («сон наяву»).

4. «Состояние сверхсознания». Включает в себя все предыдущие состояния, отличаясь только интенсивностью переживания. Оно характеризуется следующим образом:

а) хорошее настроение (спокойствие, умиротворенность);

б) ощущение единства с окружением: то, что древние называли союзом микрокосма (человек) с макрокосмом (вселенная);

в) непередаваемость ощущений;

г) изменение пространственно-временных соотношений;

д) обострившееся восприятие реальности и смысла окружающего;

е) парадоксальность, т.е. принятие вещей, которые кажутся парадоксальными обыденному сознанию.

Успешной медитации способствуют: спокойное окружение, приспособление, облегчающее концентрацию, пассивная установка, удобная поза.

Спокойное окружение – отсутствие внешних стимулов, могущих помешать медитативному процессу. Используется музыка, монотонный шум, можно завязать глаза и (или) использовать затычки для ушей.

Удобная поза (в случае физической пассивной медитации).

Наличие объекта концентрации. Этот компонент выступает связующим звеном между всеми формами медитации, он дает возможность изменить привычную форму функционирования сознания.

Пассивная установка. Имея такую установку, человек позволяет возникнуть медитативному процессу вместо того, чтобы контролировать его.

Перед началом медитации пациенту необходимо успокоиться и расслабиться.

Процесс обучения пациента медитации включает вводную информацию, в которой психотерапевт объясняет теоретические и практические основы медитации, порядок медитативного процесса, правила обучения, доводит инструкцию и последовательно произносит медитативные упражнения.

Для примера приводится два медитативных упражнения.

Использование концентрации на дыхании. Сейчас мы займемся очищением ума. Не от всех забот, а от приходящих мыслей, которые воздействуют на наше воображение, увеличивают стрессовое возбуждение. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Переключите внимание от беспокойного внешнего мира к спокойному и умиротворенному внутреннему миру.

Вдыхая, подумайте: «вдох». Вдохните. Подумайте: «выдох». Вдох, выдох. Концентрируйте внимание на своем дыхании. Думайте: «вдох», «выдох». Вдохните через нос и дайте воздуху без всякого усилия выйти через рот. Просто откройте рот и дайте воздуху выйти. Не форсируйте вдох. Вы поглощены процессом дыхания. Концентрируйтесь на своем дыхании. Вдох, выдох. Теперь каждый раз, когда вы вдыхаете, ощущайте вдыхаемый вами холодный воздух, а каждый раз, когда выдыхаете, ощущайте какой он теплый. Начинайте, пожалуйста (пауза 60 с.).

Применение методики «раз».каждый раз, когда вы вдыхаете произносите про себя слово «раз».Скажите: «раз», «раз». Скажите тихо: «раз». Произнесите слово, не двигая губами. Произнесите еще тише, пока оно не станет просто мыслью (здесь пауза 75 с.).

После проведенных упражнений необходимо вернуть пациента в обыденное состояние. Переход к бодрствованию происходит по следующей формуле: «Сейчас я хочу вернуть Вам внимание к себе и к окружающему миру. Я буду считать от 1 до 10. С каждым счетом Вы будете чувствовать, что ваш разум все более и более пробуждается, а Ваше тело становиться все более освеженным. Когда я досчитаю до 10, Вы откроете глаза и ощутите себя лучше, чем когда бы то ни было сегодня. Ваш ум ясен и тело освежилось».


Предрассудки очень живучи. Люди убеждены, что Эмиль Куэ разработал нечто вроде ментального форсинга: «Хочу - значит, могу». На самом деле все наоборот: его методика доверия бессознательному основывается на «ослаблении хватки». Аптекарь из Нанси, родившийся в 1857 году, хотел максимально помочь людям. Отпуская флакончики и пилюли покупателям, он всегда с теплотой в голосе приговаривал: «Вот увидите, это Вам непременно поможет!» И если к нему возвращались, рассказывая, каким и вправду хорошим оказалось средство, он пуще прежнего подбадривал клиента: «А будет все лучше и лучше!».

«Он очень быстро понял, насколько его слова усиливали действие медикаментов, - рассказывает в своей книге «Сознательное самовнушение по Эмилю Куэ» Антуан Оннис. - Однажды одна покупательница настаивала на том, чтобы ей продали лекарство, отпуск которого без рецепта был запрещен. Видя отчаяние женщины, аптекарь не смог отпустить ее с пустыми руками и в конце концов дал ей флакончик дистиллированной воды, утверждая, что это - исключительно действенное средство при условии соблюдения дозировки! Через несколько дней больная вернулась довольной, утверждая, что выздоровела. Никакого чуда в этом нет: обычный эффект плацебо, известный с античных времен. Но Куэ, воодушевленный силой влияния внушения на физическое состояние, берется за изучение прикладной психологии, а его популярность начинает расти. Астма, паралич, энтерит, контрактуры, неврастения, подагра, экзема, мигрени, ревматизм - множество болезней поддается лечению самовнушением по Куэ. Сам же он в ходе длительных исследований вырабатывает основоположения своей методики».

Воображение

Первая из основных идей Куэ состоит в том, что именно воображение позволяет нам строить прекрасные планы на будущее и приводит к исполнению наших намерений, но оно же без конца жестоко нас разыгрывает ужасными видениями. Болезни, усталость, осложнения и хлопоты в конце концов обрушиваются на нас, если мы позволяем им укорениться в своем мозгу. «Воображение, - объясняет Куэ, - собирает чаще всего другие способности в пучок. Возможности всего организма и отдельных органов, нервные силы, результаты психической деятельности подчиняются мощному влиянию воображения, чтобы служить ему, быть в его власти и отражать удары».

Самовнушение

Вторая основная мысль методики - «самостоятельное укоренение идеи в себе». Каким бы блестящим ни было внушение, бесполезно повторять его мужу или лучшей подруге. Если их подсознание не принимает чужого мнения, не в состоянии «переварить» его, внушение не будет иметь никакого эффекта. Нет хуже глухого, чем тот, который не хочет слышать.

С каждым днем - все лучше!

В 1913 году аптекарь находит формулировку, которая станет впоследствии ассоциироваться с его именем и его методикой: «Каждое утро, проснувшись, и каждый вечер перед сном, с закрытыми глазами и не пытаясь сконцентрировать свое внимание на том, что говоришь, перебирая веревочку, на которой завязаны двадцать узелков, повторить двадцать раз вслух, достаточно громко, чтобы слышать свои собственные слова, следующую фразу: «С каждым днем мне все лучше и лучше во всех отношениях». Выполняйте это самовнушение насколько возможно просто и машинально, т.е. - без малейшего усилия. Таким образом, фраза через слух механически проникает в подсознание, и как только она в него проникла, она начинает действовать».

Все пройдет, уже проходит!

Многим известна способность рук успокаивать, утешать, внушать доверие. Но Куэ знает, что прикосновение может избавить даже от физических и моральных страданий. Он приводит в пример жесты и слова матери, которая утешает упавшего ребенка: «Сейчас все пройдет, ну вот, уже проходит!» - ласково повторяет мать, поглаживая рукой ушибленное место. И в самом деле, ребенок быстро перестает плакать. «Уединитесь, насколько это возможно, - советует Куэ, - закройте глаза, проводя себя рукой по лбу, если речь идет о какой-то душевной боли, или же - по больному месту, если речь идет о боли физической, очень быстро повторяйте одними губами слова: «Все пройдет, уже проходит, и т.д.» столько времени, сколько потребуется. Постепенно вырабатывается привычка, и можно снять физическую или моральную боль за 20-25 секунд. Каждый раз пробуйте снова и снова успокоить свою боль».

Не вместо, а вместе

Нет пророка в своем отечестве. На родине Куэ зачастую называют торговцем дребеденью, а его учеников «несчастными наивными». Во Франции его не поняли, тогда как в Великобритании, США, Швейцарии, Италии его считают отцом современной психотерапии. К концу своего второго путешествия в США он рассказывает: «Я совершил путешествие более чем в 8000 миль (12 800 км). Пятьдесят дней я ездил в душных вагонах и в холодных такси, питался где и как попало, и все-таки у меня не было ни насморка, ни несварения и, конечно, - ревматизма». Еще одно подтверждение эффективности его методики: он дважды пересекает на корабле бушующую Атлантику без малейшего намека на морскую болезнь и учит других пассажиров справляться с тошнотой, используя его метод. Бескорыстный (преподает бесплатно или использует сборы от конференций для исследований, так как аптека по-прежнему приносит ему доход), щедрый и скромный, Куэ повторяет: «Верить надо не в меня, а в себя, так как это в вас самих таится та сила, которая вас вылечит. Моя роль состоит в том, чтобы научить вас пользоваться этой силой... Я учу людей выздоравливать самостоятельно, когда это возможно». Этот здравомыслящий человек далек от мысли, что его методика может излечить все, он ни в коем случае не претендует на соперничество с медициной. Его методика носит дополняющий характер. «Если у вас перелом, быстрее отправляйтесь в больницу! - восклицает он. - Внушение не восстанавливает костей, а воздействует на органы, на мышцы».

Победить негативное мышление

Наша природа двойственна. Рядом с сознательной частью, способной к рассуждениям и анализу, находится бессознательная, которая хранит в себе отпечаток всех событий. Эта непогрешимая память принимает все поступающие в нее элементы. Говорят еще о существовании между сознательным и бессознательным подсознательного, о котором индивидуум не подозревает, но которое выступает как активный мыслительный процесс.

Представления, образы, привычки, мечтания, отвлечения относятся к подсознательному. Например, скажите себе, что вы измотаны, и что если так будет продолжаться, вы заболеете. И действительно, вскоре вы почувствуете пощипывание в горле, появится насморк и все признаки гриппа. Повторите себе, что вы завалены работой, что вам никогда с ней не справиться - и ваше подсознание зарегистрирует это: день закончится, а у вас будет еще достаточно дел, взволнованный и обеспокоенный, вы не смогли сконцентрироваться.

Чтобы исправить положение, передайте своему подсознанию установку, что вы владеете ситуацией, и вам потребуется совсем немного времени, чтобы навести порядок на рабочем месте, и вы сами удивитесь скорости и четкости мысли, с которыми разберетесь в делах, как бы велики и запутаны они ни были. Эмиль Куэ объясняет это так: «Любая мысль, полностью занимающая наш ум, становится подлинной для нас и стремится преобразоваться в действие». Подсознательное управляет работой всех наших органов, что выражается в следующем: «Если оно «думает», что какой-либо орган работает плохо или хорошо, тот действительно работает плохо или хорошо. Заставим его думать, что некий орган, который работает недостаточно хорошо, должен работать лучше. В то же мгновение подсознательное передаст органу приказ, и тот покорно подчинится: функция его нормализуется сразу или постепенно».

Я хочу спать

Представьте себе, что вы не можете заснуть. «Я хочу спать, мне обязательно нужно уснуть», - думаете вы, ворочаясь с боку на бок и возбуждаясь все сильнее, отчего бессонница только продолжается.

Теперь подумайте о том, сколько раз вы безуспешно пытались вспомнить чье-то имя. Чем дольше вы копаетесь в своей памяти, тем неуловимее оно становится. Воля, которую превозносит до небес наша культура, не всегда наш лучший слуга. «В конфликте между волей и воображением сила воображения прямо пропорциональна силе воли», - объясняет Куэ. Например, понаблюдайте за приступами смеха. Чем больше вы пытаетесь сдержаться, тем сильнее вы корчитесь от смеха. Во всех этих ситуациях ключик к решению - в расслаблении, в доверии бессознательному, а не в волевом решении. Вот почему Куэ так настаивает на необходимости не делать усилий при повторении внушений. Так подсознательное сможет лучше их «переварить», и когда они будут механически записаны в памяти - актуализировать их. «Важный совет, - подчеркивает Антуан Оннис, - если воля не согласна с самовнушением, если мы думаем, «я хочу, чтобы было так-то и так», а воображение воспроизводит: «ты хочешь, но этого не будет», человек не только не достигнет результата, а даже наоборот - получит обратный».

Воображение можно вести

Мы должны научиться владеть нашим воображением, этим буйным конем, который не знает ни поводьев, ни узды. Мы можем внушать себе сознательно, без усилий повторяя себе несколько раз определенные мысли. «Они исполнятся, - подчеркивает Куэ, - если они из области разумного». За этим исключением, самовнушение дает превосходные долговременные результаты. Правильное дыхание, релаксация и визуализация значительно повышают эффективность внушения.

Релаксация. Люди, которые присутствовали на конференциях Куэ, устраивались в наиболее удобных для релаксации позах. Например, сидя прислонившись к стене, в положении, не требующем напряжения, когда сознание не препятствует восприятию идей Куэ.

Визуализация. Это мысленная мультисенсорная картина, которая позволяет с помощью воображения увидеть, услышать, прочувствовать и воплотить все желания, придать им пространственные размеры, ритм, форму и представить ход событий. Визуализация - основная опора самовнушения, функционирует при расслаблении и глубокой релаксации. Визуализация может осуществляться при помощи психотерапевта или самостоятельно.

Возрождение методики Куэ во Франции

Бывший управленец, Антуан Оннис преодолел «пропасть», период своей жизни, когда все не так со здоровьем, дома, на работе.

Деморализованный, полный негативных мыслей, он уже потерял всякую надежду и вкус к жизни, когда ему случайно попалась небольшая книжечка «Методика Куэ». Скоро, укрепившись духовно и физически, Оннис решает, что не может хранить только для себя это открытие и становится «страстным защитником методики, которая изменила его жизнь». Он пишет книгу и проводит многочисленные конференции, посвященные этой теме.

«Создайте в уме установку, что вы должны добиться определенного результата, и вы обязательно без особого труда найдете средство добиться цели», - это предписание Куэ прекрасно сработало для Антуана Онниса, который быстро нашел соратника, Жака Кутона. Вместе они возродили методику - были открыты многочисленные центры обучения, созданы кружки Куэ.

Кружок Куэ у Мари Дюлу

Мари Дюлу подробно рассказывает о кружке Куэ, который она организовала при своем салоне красоты. «Жизнь сегодня непроста, - говорит Мари (она отказывается от использования отрицательных эпитетов, таких как «трудный»). - Нужно помочь людям лучше себя почувствовать; наш долг сделать все, чтобы они поняли, что жизнь стоит того, чтобы жить, и что у них в руках есть все, чтобы жить лучше и радоваться жизни. Клиентки любят собираться в салоне моего института красоты, хотя нас не бывает больше восьми. Наши собрания продолжаются около полутора часов. Я учу людей пользоваться таящимися внутри нас силами, которые нас никогда не учили применять в нужном направлении. Самовнушение - это инструмент, который может обернуться против нас, если им неправильно пользоваться.

Я объясняю клиенткам, как не делать «самовнушения наоборот», программируя негативные мысли».

От наших пальцев исходит свет

После вступительных дыхательных упражнений группа приступает к самомассажу, который начинается с растирания рук, чтобы зарядить их энергией. Мари просит участниц занятия представить себе, что от их пальцев исходит свет. Затем они массируют ноги. Поднимаясь вверх, задерживаются в области колен, каждый раз пытаясь осознать, как прекрасно их тело. «Пока у нас ничего не болит, мы не задумываемся об этом, и только когда происходит какой-то сбой, мы замечаем, насколько хорошо быть здоровыми», - комментирует Мари. Массаж продолжается на бедрах; по часовой стрелке интенсивно разминается живот. Затем выполняется массаж груди, плеч, рук, затылка. Тщательно массируется волосистая часть головы и лицо. Массаж внутренней части бровной дуги и ее кончиков - прекрасный способ снять стресс. Медленными движениями прорабатываются все важные точки лица: ответственные за легкие, печень, мочевой пузырь, кишечную систему. Мари рекомендует повторить массаж этих точек еще раз вечером после снятия макияжа, к тому же это способствует проникновению вечернего крема в кожу.

Предпоследний этап - это уши. По часовой стрелке интенсивно разминаются уши. «Так как мы чувствуем себя хорошо, нам не трудно выполнять глубокие медленные вдохи и выдохи», - Мари исподволь внушает своим ученицам позитивный настрой. Каждая из клиенток при этом массирует спину своей соседки. Мари никогда не забывает о словах Куэ: «Чем больше добра вы делаете другим, тем больше добра вы делаете себе». Во время этого упражнения она направляет ход мыслей участниц кружка: «Думайте о том, что вы делаете добро друг другу». Весь ритуал в общей сложности занимает 15 минут.

Оптимизм, несмотря ни на что

Следуя предписаниям Куэ, Мари просит одну из участниц рассказать какую-либо смешную историю. Самое главное - уметь смеяться. Как-то раз она начала рассказывать историю сама, но от волнения забыла концовку, что вызвало всеобщее веселье. Идеальная преамбула для собственно релаксации. Участницы устраиваются кружком, кто-то - на канапе, кто-то - на ковре. В полутьме, при свечах начинается релаксация. Расслабляясь, люди начинают осознавать существование своего тела. Релаксация начинается с головы и заканчивается ступнями. Мари самостоятельно дополняет методику, разработанную Куэ. Чтобы заставить работать воображение, которое сильнее воли, Мари просит участниц занятия представить себе небольшой синий шар, наполненный энергией, который спускается с небес и окутывает каждую клеточку их организма. Сфера проникает внутрь организма, снимая напряжение с костей, органов. Задерживается на животе и позвоночнике. Сфера проникает между позвонками от копчика до шейных позвонков и спускается, чтобы снять напряжение с ног, коленей.

Когда участницы полностью расслабились, когда они освободились от контроля своего сознания, они приступают к серии дыхательных упражнений и начинают с выдоха. С каждым выдохом они пытаются избавиться от всего негативного. Выдерживают паузу, прежде чем сделать диафрагмальный вдох и представляют себе, что все благотворное проникает в них и заполняет каждую клеточку их организма. Еще одна пауза, во время которой дыхание задерживается перед выдохом. Упражнение повторяется 6-7 раз, после чего Мари приглашает участниц в воображаемое путешествие.

Через радугу

Мари ведет группу: «Мы пересекаем радугу. Каждый ее цвет соответствует одной из энергий. Мы начинаем с красного, символа смелости и динамизма, которым запасаемся. Затем идет оранжевый, который напоминает душистые апельсины, напоенные солнцем. Оранжевый открывает ум для новых знаний. Вибрирующий и светящийся желтый, который следует за ним - поле сурепки. Нежное тепло растекается от него по всему телу и дает солнечные силы. Затем погружаемся в зеленый. Умиротворяющая картина жизни зеленых ласковых лугов с нежным запахом трав. Затем мы поднимаем глаза к небу: голубой приносит покой и безмятежность. Он становится ярче, превращается в индиго - символ мира. За ним следует благотворный фиолетовый. Перед нами - лавандовое поле насыщенного, очищающего фиолетового. И здесь мы замечаем величественную гору, которую представляет собой наша личность».

Нагруженные рюкзаком проблем и хлопот, от которого они мало-помалу избавятся, участницы отправляются покорять эту вершину, следуя дорогой своей жизни. Постепенно они удаляют со своего пути все препятствия, колючки, булыжники. Все более крутая и труднодоступная дорога возвещает приближение к вершине, что означает освобождение. Здесь участницы наслаждаются созерцанием великолепного пейзажа, который их окружает и осознают, что пребывают в гармонии с собой и с природой. Раскованные, уверенные, спокойные, освобожденные от гибельной тяжести страхов и забот, они легки и доверчивы. Полностью преображенные, способные схватить любой шанс и воспользоваться тысячей и одной радостью жизни, они смотрят в сторону солнца, которое символизирует силу. Они поднимают руки, раскрывают ладони навстречу светилу и дают лучам проникнуть в них, очистить каждую их клеточку, и наполняются совершенством. Солнечные лучи избавляют от любой физической и моральной боли и заставляют звучать в прекрасном аккорде весь организм.

Захватывающая жизнь

Доказательство обновлением

«Мари, я не могу прийти в центр, - жалобно говорила в трубку клиентка. - У меня так болит спина, что я никогда в жизни не высижу целого сеанса, даже лежа на земле, нет ни одного положения, в котором мне стало бы легче». Как пылкая сторонница методики, Мари уговорила все-таки больную прийти, подчеркнув, что на занятиях кружка у той появится возможность обновить свои силы за счет особо благотворной энергии, и очень скоро она сможет менять положение по своему усмотрению. Однако Мари едва ли не пришлось кусать себе локти за свое упорство: клиентка с огромным трудом преодолела лестничный пролет, ведущий в салон, а во время сеанса Мари чувствовала, как несчастная страдает, и все-таки - через полтора часа боль прекратилась! «На следующий день она мне перезвонила, - завершает Мари свой рассказ, - чтобы поблагодарить меня: с утра она без труда отправилась за покупками, в общем - вернулась к нормальной жизни. Что может быть прекраснее такого вознаграждения и подтверждения эффективности методики Куэ!»

ЭМ И ЛЬ КУЭ

СОЗНАТЕЛЬНОЕ САМОВНУШЕНИЕ КАК ПУТЬ К ГОСПОДСТВУ НА Д СОБОЙ Авторизованный переводс французского и предисловиеМих. Кадиш

Печатается по изданию Э. Куэ «Сознательное самовнушение как путь господства над собой», Берлин, 1932.

Предисловие1

Сознательное и бессознательное «Я»8

Воля и воображение9

Внушение и самовнушение12

Как научиться применению сознательного самовнушения?16

Применение внушения для лечебных целей19

Как практически применять сознательное самовнушение?22

Преимущества метода23

Как действует внушение?25

Применение метода внушения при душевных заболеваниях и при врожденных или благоприобретенных моральных дефектах.26

Несколько случаев излечения28

Заключение32

Что достигается самовнушением?32

Отрывки из писем, адресованных Э. Куэ37

Мысли и изречения Эмиля Куэ49

Советы и указания ученикам и последователям55

На «сеансах» у Эмиля Куэ58

Заметки о пребывании Эмиля Куэ в Париже в октябре 1918 года66

Все обо всем!68

Чудо внутри нас72

Каким должно быть воспитание детей?76

Предисловие

Широкая популярность, выпадающая на долю того или иного нового течения, открытия или изобретения, всегда таит в себе большую опасность. Как ни заманчива перспектива проникновения нового слова в самую гущу широких слоев населения, как ни велика и ни достойна задача - сделать новое завоевание мысли достоянием всех и каждого, - во всех, почти без исключения случаях, этот желательный путь популяризации сопряжен неизбежно свульгаризацией, с искажением и извращением «нового слова».

Этой участи не суждено было избегнуть и методу самовнушения Эмиля Куэ. Его широкому распространению способствовал целый ряд причин: чрезвычайная общедоступность и простота применения, множество успешных результатов, которыми он по праву может гордиться, и, наконец, личное обаяние самого Куэ, в котором редкий фанатизм в служении идее сочетался с полным бескорыстием и величайшей скромностью.

Но успех неизбежно породил увлечение, своего рода «моду». А с этим неразрывно были связаны и те искажения, которые совершенно затмевают сущность нового метода и в конечном результате - благодаря извращенному толкованию и неправильному применению - подрывают к нему доверие. Вполне прав, поэтому проф. Ш.Бодуэн, последователь Куэ и научный его истолкователь, который в предисловии к своей книге: «La psychologie de la suggestion et de l"autosuggestion» говорит: «He в меру фанатические приверженцы метода - его злейшие враги. Они доходят до самых нелепых преувеличений, которые дискредитируют новый метод в глазах серьезных людей».

С этим печальным явлением необходимо всемерно бороться. Совершенно несомненно, что разъяснение истинной сущности метода, его роли и значения и правильного его применения должно составлять основную задачу всех тех, кто, так или иначе, стал очевидцем его благотворного действия.

В этом отношении первый упрек следовало бы послать по адресу представителей научной медицины, врачей. «Я часто убеждался», говорит проф. Бодуэн, «что как раз наиболее ожесточенные нападки на новый метод исходят от тех ученых, которые не дали себе даже труда, наряду с книжкой самого Куэ, ознакомиться с моими работами». Руководствуясь ходячим, вульгаризованным представлением о методе, врачи очень часто отмахиваются от него с пренебрежением, как от знахарства или в лучшем случае предостерегают от него, как от чего-то вредного и опасного.

Со знахарством и прочим медицинским шарлатанством метод Куэ, не имеет никаких точек соприкосновения. Базируясь целиком на воспринятом научной медициной учении о «бессознательном» (или подсознательном»), метод самовнушения в его разработанном проф. Бодуэном теоретическом обосновании может, естественно, вызывать те или иные возражения, ту или иную серьезную критику, - он может в периоде дальнейшей научной работы претерпеть те или иные изменения и дополнения, - но, во всяком случае, сам метод, как таковой, - с точки зрения смелой постановки проблемы, так и с точки зрения неоспоримых благотворных результатов - заслуживает самого пристального внимания и серьезного изучения.

Что касается мнимого вреда и опасности, сопряженной с применением метода, то все нападки по этому поводу сводились и сводятся исключительно к одному: метод самовнушения, будучи способен устранять болезненные симптомы, а не первопричину того или иного недуга, отвлекает якобы больного от необходимости систематического медицинского лечения и уводит его от воздействия врача. Не углубляясь в разрешение вопроса о пределах воздействия метода, необходимо резко и решительно опровергнуть делаемое отсюда заключение. Ни сам создатель метода, ни его многочисленные последователи, насчитывающие в своих рядах не мало видных и известных врачей, никогда не подрывали пиетета по отношению к научной медицине, не противопоставляли ей метода самовнушения и не «уводили»

больного от врача. Наоборот, и в предлагаемой книжке Эмиля Куэ, и во всех работах его учеников и друзей и, наконец, на всех сеансах массовой и индивидуальной подготовки к восприятию метода, - повсюду во главу угла ставится предпосылка необходимости обычных форм медицинского лечения. Больным настойчиво и вразумительно внедряется мысль: «если вы не были еще у врача, пойдите раньше к нему; если вы уже лечитесь, - продолжайте неизменно ваше лечение». Метод самовнушения может и должен быть испробован, как единственный способ лечения, лишь в тех случаях, когда медицина либо бессильна в борьбе с заболеванием, либо же, когда она сама указывает больному на этот путь, сознательно отдавая себе отчет в том, что с недугом психогенного происхождения наиболее целесообразно бороться активным и непосредственным воздействием на психику. Во всех остальных случаях достойная и ответственная задача нового метода - быть необходимым, действенным подспорьем обычным формам лечения.

Естественно поэтому, что будущее метода самовнушения предопределится, на наш взгляд, его дальнейшей теоретической разработкой и серьезным, добросовестно-вдумчивым отношением со стороны практикующих врачей.

***

Предлагаемая вниманию читателей книжка не может почитаться исчерпывающим научным исследованием. Теоретической разработке метода посвящена, как уже было указана, солидная работа проф. Бодуэна.

Задачи книжки Эмиля Куэ - совершенно иные. Этими же иными задачами обуславливается и вся его жизнь, и вся его плодотворная деятельность.

Не будучи по натуре своей кабинетным ученым, подойдя лишь в зрелом возрасте вплотную к интересовавшей его проблеме и после длительных наблюдений «конструировав» свой метод, - Куэ с самого начала отдал всё свои силы его практическому применению. Неустанно работая, день за днем, год за годом, он дал - и продолжает давать - на десятках тысяч - примеров

доказательство высокойпрактической ценности нового метода.

Его цель - помочь всем и каждому. Он спешит жить. Его с утра ждут десятки и сотни страждущих. Он знает, он убежден, что, научив их применению метода самовнушения, он им поможет. У него нет и не может быть времени для теоретической работы, для углубления метода. Он принадлежит людям, живому делу, любви к ближнему, И недаром во Франции он заслужил имя «друга человечества».

Работа Куэ длится непрерывно около 25 лет. Но начало ее относится еще к более раннему периоду: в 80-х годах прошлого столетия он, скромный аптекарь из небольшого городка возле Нанси, стал внимательно приглядываться к работе известных французских ученых, проф. Льебо и Бернгейма, родоначальников «научного гипнотизма». Подмечая практические недостатки гипнотического лечения, зорко следя за дальнейшим состоянием здоровья многочисленных пациентов, Куэ задумывался над созданием собственного метода. В основу его, вместо принципа подчинения психики пациента воздействию гипнотизера, он с самого начала положил развитие самодеятельности больного. От специальной и узкой в своем практическом применении терапевтической формы гипнотического внушения, Куэ перешел, таким образом, к самовнушению, которое, по его мнению, является действительно могущественной, действительно универсальной психической способностью человека. Дальнейшим фазисом развития метода было установление взаимоотношения между сознательной волей и воображением. Вопрос этот подробно и наглядно изложен на последующих страницах. Здесь достаточно лишь отметить, что этот принцип представляет собою попытку последовательного развития учения о подсознании, конструированного школой Фрейда, Брейера и других.

Долгое время - свыше 15 лет - Куэ не решался применять свой новый метод. Первые практические попытки, относящиеся к началу нынешнего столетия, в полной мере подтвердили его предположения. Сперва осторожно и робко - в кругу близких друзей и родных, - потом все более расширяя круг своих пациентов, Куэ, к началу войны имел уже обширную аудиторию. Война не приостановила его работы, но, конечно, сузила ее рамки. Однако и под обстрелом германских орудий он продолжал оказывать в Нанси свою активную и бескорыстную помощь.