Художник жан мишель. Жан-мишель баския картины

Жан-Мишель Баския (англ. Jean-Michel Basquiat, 22 декабря 1960, Нью-Йорк, США - 12 августа 1988, Нью-Йорк, США) - американский художник. Прославился сначала как граффити-художник в Нью-Йорке, а затем, в 1980-х, как очень успешный неоэкспрессионист.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Баския родился в Нью-Йорке - в Бруклине. Его мать, Матильда, была из Пуэрто-Рико, а отец, Джерард, имел гаитянские корни. Благодаря этому Мишель с детства свободно говорил на французском, испанском и английском языках, читал книги, в том числе поэзию символистов, мифы и историю. Уже в раннем возрасте он проявил способности к искусству, и его мать поощряла эти стремления.

В 1977, в возрасте 17 лет, Баския и его друг Al Diaz начали рисовать граффити на стенах зданий в Манхеттене, подписываясь «SAMO» или «SAMO shit».

В 1978, Баския покидает дом, живёт с друзьями, подрабатывая продажей футболок и открыток на улице. Также в конце семидесятых Баския с товарищами организует группу Gray, которая играет в различных клубах Манхеттена.

В июне 1980 Баския принимает участие в The Times Square Show, коллективной выставке художников. В 1981, поэт и арт-критик Рене Ричард (Rene Ricard) опубликовал статью «The Radiant Child» в журнале Артфорум, которая способствовала международной карьере Баския. На протяжении нескольких следующих лет Баския продолжает выставлять свои работы в Нью-Йорке.

С 1982 Баския регулярно выставляется с Джулианом Шнабелем, Франческо Клементе и Энцо Кукки, группой художников, которую арт-критики, кураторы и коллекционеры вскоре назовут неоэкспрессионистами.

Последний период, с 1986 до смерти в 1988, отмечен новой манерой и новыми образами.

Его карьера не продлилась и десяти лет – с 1979 по 1988; за это время Жаном-Мишелем Баския было создано несколько сотен картин и тысячи рисунков, лучшие из которых заняли свои места в таких галереях, как Музей Уитни (Whitney Museum of American Art) и Бруклинский музей (Brooklyn Museum).

БАСКИЯ И УОРХОЛ

В 1982 Баския познакомился с и они вместе создали много совместных работ. Они работали вместе, влияли на творчество друг друга. Баския увлечен работами, но, даже проводя все свое время в студии с Энди, он всегда возвращался домой и продолжал рисовать в одиночестве. Баския показывает Уорхолу примеры своих работ, и Уорхола потрясают рисунки молодого художника. Они становятся друзьями. Именно Энди ввел его в самое сердце богемной артистической среды.

Их дружба кажется символичной – как старейшина авантгарда, Уорхол дает Жан-Мишелю несколько хороших советов относительно продажи работ. Уорхол по-отечески относится к Баския, дает советы о здоровых привычках и упражнениях.

На вопрос, как Уорхол повлиял на молодого художника, Баския ответил: «Я теперь все время ношу чистые брюки».

С 22-го февраля 1988 года, после смерти своего близкого друга, Энди Уорхола, Жан-Мишель погрузился в депрессию и изолировал себя от окружающего мира. Жан-Мишель начал принимать героин, он умер от передозировки в возрасте 27 лет.

Сегодня работы Жан-Мишеля – одни из самых дорогостоящих в мире. До 2002 года наивысшей ценой, уплаченной за работу Баския, было 3 302 500 долларов. 14 мая 2002 «Profit I» Баския была выставлена на аукцион и продана за 5 509 500 долларов. В мае 2007 работа Баския «без названия» 1981 года была продана на аукционе за 14,6 миллионов долларов.

16 мая 2013 года картина «Затуманенные головы» была продана за 48,8 млн долларов на аукционе в Нью-Йорке.

За свою короткую жизнь Жан-Мишель Баския успел стать поп-иконой, деятелем культуры, граффитистом, музыкантом и художником-неоэкспрессионистом. Он был одаренным ребенком и уже к 4 годам мог писать и читать, а в 11 свободно говорил на английском, французском и испанском языках. В возрасте 15 лет он сбежал из дома и чуть меньше недели жил в Сквер-парке, после чего его арестовали и отправили домой к отцу. В 10 классе его исключили из школы, и отец за это выгнал его из дома. Молодой художник переехал к друзьям, зарабатывая себе на жизнь продавая футболки и самодельные открытки.

В 70-е Баския начинает рисовать граффити на зданиях в Нижнем Манхэттене, используя при этом псевдоним SAMO, чем в некотором роде прославился. Он появился на телевидении в 1979 году в шоу "TV Party" и в том же году собрал рок-группу Gray, которая давала выступлению по всему Нью-Йорку. В то же время он снялся в клипе Blondie "Rapture".

К 1982 году он регулярную участвовал в выставках и был близок с многими известными личностями, Среди них: короткие романтические отношения с Мадонной, работа под руководством музыканта Боуи и долгосрочное сотрудничество с художником Энди Уорхоллом. Он работал над своими произведениями в костюме от Армани за 1000 долл., в нем же, заляпанном краской, он выходил в свет. В 1986 году он появился на обложке журнала New York Times.

Баския, хотя и был очень успешным художником, имел героиновую зависимость, после смерти Энди Уорхолла в 1987 году эта зависимость усугубилась.Он стал крайне обособленным от общества и в 1988 году умер от передозировки героином. После его смерти было организовано большое количество выставок, также его жизнь и работы послужили вдохновением к созданию множества биографических фильмов, книг, поэм и художественных фильмов.

Жан-Мишель Баския (англ. Jean-Michel Basquiat, 22 декабря 1960, Нью-Йорк - 12 августа 1988, там же) - американский художник. Прославился сначала как граффити -художник в Нью-Йорке, а затем, в 1980-х годах, как очень успешный неоэкспрессионист .

Баския родился в Нью-Йорке - в Бруклине. Его мать, Матильда, была из Пуэрто-Рико, а отец, Джерард, имел гаитянские корни. Благодаря этому Мишель с детства свободно говорил на французском, испанском и английском языках, читал книги, в том числе поэзию символистов, мифы и историю. Уже в раннем возрасте он проявил способности к искусству, и его мать поощряла эти стремления.

В 1977 году, в возрасте 17 лет, Баския и его друг Al Diaz начали рисовать граффити на стенах зданий в Манхеттене, подписываясь SAMO или SAMO shit. Изображения состояли из содержательных фраз, смысл которых сложно перевести на русский язык, например, Plush safe he think.. SAMO («Он думает, что плюш оберегает [его]. SAMO») или SAMO as an escape clause («SAMO как условие отрицания»). В декабре 1978 года в Village Voice была опубликована статья (article) об этих надписях. Проект закончился эпитафией SAMO IS DEAD («SAMO мертв»). В 1978 году Баския покидает дом, живёт с друзьями, подрабатывая продажей футболок и открыток на улице. Также в конце семидесятых Баския с товарищами организует группу Gray, которая играет в различных клубах Манхеттена.

В июне 1980 года Баския принимает участие в The Times Square Show, коллективной выставке художников. В 1981 году, поэт и арт-критик Рене Ричард (Rene Ricard) опубликовал статью The Radiant Child в журнале Artforum, которая способствовала международной карьере Баския. На протяжении нескольких следующих лет Баския продолжает выставлять свои работы в Нью-Йорке. С 1982 Баския регулярно выставляется с Джулианом Шнабелем , Дэвидом Салле , Франческо Клементе и Энцо Кукки , группой художников, которую арт-критики, кураторы и коллекционеры вскоре назовут неоэкспрессионистами.

В 1982 году Баския познакомился с Энди Уорхолом и они вместе создали много совместных работ. Они работали вместе, влияли на творчество друг друга. Их отношения продолжались до смерти Уорхола в 1987 году.

С 1984 многие друзья Баския начинают отмечать его всё более странное поведение, вызванное приёмом наркотиков. Баския пристрастился к героину в годы жизни среди уличных художников Нью-Йорка. В 1985 году Баския появился на обложке The New York Times Magazine.

Жан-Мишель Баския умер от отравления наркотиками (он смешал кокаин и героин) в своей студии в 1988 году. Похоронен на кладбище Грин-Вуд в Нью-Йорке.

Творчество Баския можно условно разделить на три периода. В ранний период, с 1980 по 1982 год, он часто изображает скелеты и маскообразные лица, в чём выражается его необычайный интерес к смерти. Другие наиболее частые образы: автомобили, здания, полиция, игры детей на тротуаре и граффити, пришедшие из его опыта рисования на улицах города. Средний период, с конца 1982 по 1985 год отмечен интересом Баския к его гаитянским корням. Последний период, с 1986 года до смерти в 1988 году, отмечен новой манерой и новыми образами.

До 2002 года наивысшей ценой, уплаченной за работу Баския, было 3 ,5 млн долларов.

14 мая 2002 года «Profit I» Баския была выставлена на аукцион и продана за 5 ,5 млн долларов. В мае 2007 года работа Баския «без названия» 1981 года была продана на аукционе за 14,6 млн долларов.

16 мая 2013 года картина «Затуманенные головы» была продана за 48,8 млн долларов на аукционе в Нью-Йорке.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Жан-Мишель Баския – один из самых известных современных художников. Американец также является главной фигурой в панк-искусстве и неоэкспрессионизме. Прославился Баския благодаря своим работам в стиле граффити и стрит-арт. Он получил международное, сосредоточив свое творчество вокруг проблем расизма и всевозможных неравенств. Баския стал первым темнокожим художником, добившимся популярности, и хотя его карьера прервалась из-за смерти всего в 27 лет, в мире искусства произведения Баскии остаются чрезвычайно влиятельными.

Жан-Мишель Баския

Баския родом из культурно богатой, но непростой семьи. Его отец был иммигрантом из Гаити, а мать – американкой пуэрториканского происхождения. Это позволило ему свободно говорить на английском, испанском и французском. Его мама любила живопись и все детство мальчика посещала с ним нью-йоркскии музеи.

Некоторое время после того, как его родители развелись, а его мать попала в психиатрическую больницу, Баския ушел из дома из-за физического и эмоционального насилия. Несколько лет он провел без крыши над головой, оставаясь у друзей, ночуя на скамейках в парке и заброшенных зданиях.

В 2013 году картина «Затуманенные головы» (1982) была продана за 48,8 млн долларов на аукционе в Нью-Йорке

Жизнь на улице сыграла важную роль в его карьере. Будучи бездомным, Баския продавал открытки и футболки со своими рисунками, чтобы заработать хотя бы на еду. Сегодня эти работы расходятся на аукционах по несколько тысяч долларов.

Энди Уорхол и Жан-Мишель Баския

Баския дружил и сотрудничал с Энди Уорхолом. С легендой поп-арта Жан-Мишель познакомился в одном из нью-йоркских ресторанов. Случайно увидев Уорхола, он предложил ему приобрести несколько его открыток. Уорхол согласился, и к тому же пригласил молодого художника пообедать вместе с ним. Тот отказался, сказав, что ему нужно идти. На самом деле Баския побежал в студию, успел написать картину с ними двоими, а затем поспешил назад в ресторан, чтобы подарить ее новому знакомому. В итоге они вместе создавали картины, в которых поп-арт Уорхола был покрыт граффити. С 1984 по 1985 годы они «в четыре руки» написали 130 холстов.

Великие хиты Леонардо да Винчи, 1982

Анатомические детали на картинах Баския появились из-за детской трагедии. Когда Жан-Мишель был еще ребенком, его сбила машина. Он получил множественные внутренние повреждения и перелом руки, ему пришлось удалить селезенку. Процесс реабилитации растянулся на долгое время. Для развлечения, мать принесла мальчику учебник «Анатомия Грея». Время, проведенное с книгой стало причиной появления в творчестве художника отсылок к этому анатомическому атласу.

В 2017 году безымянная работа Баския 1982 года была продана за 110,5 млн долларов на аукционе в Нью-Йорке

Картины, представленные на его первой персональной выставке, полностью распродались. В 1982 году, кудожнику было всего 21, вместо холстов он использовал ящики, двери, окна и даже холодильники. После этого он стал невероятно популярным, его часто замечали в компании многих звезд. В то же время он начал дружить с Дэвидом Боуи, и встречался с Мадонной.

Мадонна и Жан-Мишель Баския

Стрит-арт, или «уличное искусство» - это одна из разновидностей современного изобразительного искусства, которая отличается подчеркнуто-урбанистической стилистикой и мотивами. Многие из нас думают, что граффити - это и есть стрит-арт, однако это ошибочное представление. На самом деле граффити - это лишь толика данного культурного явления. Наряду с граффити частью стрит-арта являются скульптурные инсталляции, постеры, трафареты.

Каждая деталь произведения стрит-арт, начиная с контура и заканчивая оттенками красок, является очень важной, неотъемлемой составляющей цельного образа, так как все эти детали отражают неповторимый стиль творца в среде мегаполиса. В стрит-арте самой серьезной задачей считается не оккупация пространства под будущее произведение искусства, а привлечение внимание к своей работе зрителя, инициация диалога между творцом и наблюдателем.

Темами произведений стрит-арта чаще всего становятся актуальные, животрепещущие вопросы современности. Это искусство порождает бурю эмоций у зрителей и диапазон их очень широк: от парализующего шока до внутреннего душевного ликования. Стоит заметить, что стрит-арт - не инородная сущность в городской структуре, а как раз наоборот, он, словно зеркало, отражает модель жизни мегаполиса и его кварталов, демонстрирует настроение горожан и скорость развития городских коммуникаций.

Одним из ярких представителей стрит-арта в мировом масштабе является американский художник Жан-Мишель Баския. К сожалению, его жизнь была очень короткой и трагичной, Баския прожил всего 27 лет. Многие из ценителей современного искусства наверняка знают о Жане-Мишеле в контексте его плодотворного сотрудничества с одиозным Энди Ворголом, либо, возможно, благодаря замечательному биографическому художественному фильму «Баския» («Basquiat»), который вышел на экраны в 1996 году.

В чем феномен творчества чернокожего мастера алогичных и нередко бессюжетных нью-йоркских граффити? Пожалуй, никому не под силу рассказать о Баския лучше, чем это в свое время сделал он сам, через свои работы. Но все же мы попробуем.

Детство и юность Жана-Мишеля Баския прошли в Бруклине. Он был старшим сыном в семье Матильды Андрадес из Пуэрто-Рико и Джерарда Баския с Гаити. Будучи подростком, парень увлекся городскими настенными рисунками и надписями. На многих стенах домов появились его работы, подписанные псевдонимом «SAMO». Увлечению граффити предшествовала постоянная работа над собственным развитием, Жан-Мишель активно интересовался культурой, много читал о художниках-символистах, изучал мифологию. Вслед за граффити последовали занятия живописью.

Художник с головой погрузился в богемную жизнь Нью-Йорка. Через очень короткий промежуток времени о чернокожем самородке из Бруклина не писал только ленивый арт-критик, картины Жана-Мишеля стали составляющей частью американского мейнстрима и разлетались, словно горячие пирожки, по цене не менее 50 000 долларов!

Отдельной жизненной и творческой вехой Баския стала его плодотворная дружба с Энди Ворголом. По легенде, их знакомство состоялось в одном из ресторанов Сохо. Зачинатель поп-арта был приятно удивлен и очарован по-детски откровенной манерой Жана-Мишеля Баския. Творческий тандем молодого и несколько наивного Баския и уже «матерого» Воргола стал для них обоих очень продуктивным и удачным. Их дружба продолжилась до самой смерти Энди Воргола в 1987 году, вместе художники создали несколько оригинальных и свежих инсталляций.

Именно с легкой руки Энди, Жан-Мишель стал настоящей звездой богемных тусовок Нью-Йорка, вчерашний нескладный подросток мог похвастаться дружбой с Дэвидом Боуи и другими знаковыми личностями того периода. В 1985 году его портрет украсил обложку культового «The New York Times Magazine». Творчество Жана-Мишеля не ограничивалось только стрит-артом и изобразительным искусством, он стал основателем и фронт-меном группы «Gray», которая много играла в клубах Манхэттена.

Еще в бытность уличного художника Жан-Мишель подсел на наркотики, и эта страсть погубила его 12 августа 1988 года. Каков итог жизни этой неординарной личности? Короткая, менее 10 лет карьера, тысячи рисунков, многие из которых находятся в музеях современного искусства США, колоссальная многомиллионная выручка от продажи картин (в 2007 году одно из полотен Баския ушло с аукциона за 14,6 миллионов долларов).

Возможно, вы спросите: а какое отношение Жан-Мишель Баския имеет к сегодняшнему стрит-арту? Самое прямое! То, что начал чернокожий художник-самоучка в далеком Бруклине докатилось и до нас. Стрит-арт неуклонно набирает обороты и в России. Обращали ли вы внимание, что в последнее время в столице появилось все больше масштабных, разрисованных всеми цветами радуги арт-объектов? Это и есть пресловутое «уличное искусство».

И это еще не все, в Москве проходит, ставший уже традиционным Фестиваль городского искусства Москвы MOST Festival. О прошлогоднем мероприятии мы неоднократно писали: и .

Более подробную информацию о планах организаторов на 2013 год (а фестиваль обязательно будет!) можно на официальной

Жан-Мишель Баския родился 22 декабря 1960 года в Нью-Йорке, США, умер в 1988 году - американский художник.

Баския родился в Нью-Йорке - в Бруклине. У него было две младшие сестры. Его мать, Матильда, была из Пуэрто-Рико, а отец, Джерард, имел гаитянские корни. Благодаря этому Мишель с детства свободно говорил на французском, испанском и английском языках, читал книги, в том числе поэзию символистов, мифы и историю. Уже в раннем возрасте он проявил способности к искусству, и его мать поощряла эти стремления. Его отец был успешным экономистом. Ему принадлежало здание на Пасифик-Стрит, где жила его семья. В возрасте шести лет Баскиа стал юным членом совета Бруклинского музея.

В сентябре 1968 года в возрасте восьми лет Баския был сбит машиной во время игры на улице. У него была сломана рука и повреждено несколько внутренних органов, в итоге он перенес операцию по удалению селезенки. Пока он выздоравливал от полученных ран, чтобы занять его, мать принесла ему книгу Анатомия Грея. Эта книга оказала значительное влияние на его будущее художественное видение. В том же году его родители развелись, и он с сестрами остался с отцом. Они прожили в Бруклине пять лет, а затем переехали Пуэрто-Рико в 1974 году. Еще через два года они вернулись в Нью-Йорк.

Когда Баския было 11, его мать была помещена в психиатрическую клинику. В 15 лет Баския убежал из дома. Он ночевал на скамейке в парке Вашингтон-сквер и в течение недели был арестован и возвращен на попечение отца. Баския был отчислен из десятого класса Высшей школы Эдварда Р. Марроу. Тогда отец выгнал его из дома и, он жил с друзьями, подрабатывая продажей футболок и открыток на улице. Так же он работал в Unique Clothing Warehouse в Западном Бродвее, Манхеттен.

В 1976 году Баския и его друг Al Diaz начали рисовать граффити на стенах зданий в Нижнем Манхеттене, подписываясь «SAMO» или «SAMO shit». Изображения состояли из содержательных фраз, смысл которых сложно перевести на русский язык, например, «Plush safe he think.. SAMO» («Он думает, что плюш оберегает (его). SAMO») или «SAMO as an escape clause» («SAMO как условие отрицания»). 11 декабря 1978 в Village Voice была опубликована статья article об этих надписях. Когда закончилась дружба Баския и Al Diaz проект так же закончился эпитафией «SAMO IS DEAD» («SAMO мертв») в 1979 году.

В 1979 году Баския появился в прямом эфире общественного кабельного телевидения на шоу TV Party, ведущим которого был Глен О’Брайен, так они подружились. Баския регулярно появлялся на шоу в течение следующих нескольких лет. В тот же 1979 год Баския собрал группу Test Pattern, играющую нойз-рок, экспериментальное ответвление панк-рока. Позже группа была переименована в Gray и выступала в различных клубах Манхеттена. Gray так же включала Шеннона Доусона, Майкла Холмана, Ника Тейлора, Уэйна Клиффорда и Винсента Галло. Они выступали в ночных клубах, таких как Max"s Kansas City, CBGB, Hurrah и the Mudd Club. В 1980 году Баския снялся в независимом кино Downtown 81 О"Брайена, первоначально фильм назывался New York Beat. В тот же год Баския встретил Энди Уорхола, в ресторане. Баския представил Уорхолу примеры своих работ, Уорхол был потрясен гениальностью и обаянием Баския. Они вместе создали много совместных работ. Они работали вместе, влияли на творчество друг друга. Их отношения продолжались до смерти Уорхола в 1987 году.

В июне 1980 Баския принимает участие в The Times Square Show, коллективной выставке художников. В 1981, поэт и арт-критик Рене Ричард (Rene Ricard) опубликовал статью «The Radiant Child» в журнале Артфорум, которая способствовала международной карьере Баския.

К концу 1982 года Баскиа приехал в Лос-Анджелес, чтобы немного отдохнуть. Всего год назад ему удавалось держаться на плаву благодаря своим щедрым подружкам, а теперь он сам снимал студию у Ларри Гагосяна стоимостью 2500 долларов в месяц. В том году он написал свою знаменитую картину в оттенках желтого “Hollywood Africans” , которая сейчас находится в коллекции Музея Уитни.

“Hollywood Africans”, 1982

В ее центре расположены три фигуры – автопортрет и карикатурные изображения художников граффити RAMMELLZEE и TOXIC, которых он привез с собой за Западное побережье. В документальном фильме Тамры Дэвис «Лучезарное дитя» (The Radiant Child), дилер Фред Хоффман описывает, как принимали Баскиа в Лос-Анджелесе. Из этого текста становится ясно, какой опыт послужил источником вдохновения этой картины:

«Около 10 часов вечера я стоял в лобби ресторана Spago в ожидании места. Вслед за Ларри Гагосяном вошли Жан-Мишель, RAMMELLZEE и FAB 5 FREDDY, и в зале воцарилась полная тишина. Я хочу сказать, что эти трое молодых чернокожих парней были один симпатичнее другого. Не знаю, что думали люди – может, они считали, что это какие-то супер новые голливудские звезды или им показалось, что их сейчас ограбят. Но в зале просто повисла мертвенная тишина. Это была фантастика».

С 1982 Баския регулярно выставляется с Джулианом Шнабелем, Дэвидом Салле, Франческо Клементе и Энцо Кукки, группой художников, которую арт-критики, кураторы и коллекционеры вскоре назовут неоэкспрессионистами.

В 1982 году Баския некоторое время работал с музыкантом и художником Дэвидом Боуи.

Сингл "Beat Bop", 1983

В 1983 году Баския выпустил 12 минутный рэп сингл с участием хип-хоп исполнителей - Rammellzee и K-Rob, сингл включал две версии одного трека: "Beat Bop" с вокалом на одной стороне и инструментальную версию "Beat Bop" на другой. Сингл был выпущен ограниченным тиражом одноразовым лейблом Tartown Record Company. Упаковка сингла известна работой Баския, что делает его желанной вещью, как среди коллекционеров записей, так и коллекционеров искусства. Благодаря предложению швейцарского дилера Bruno Bischofberger, Уорхол и Баския работали над совместной серией картин в период между 1983 и 1985 годами. В работе Olympic Rings (1985), Уорхол сделал несколько вариантов олимпийских колец, окрашенные в оригинальные исходные цвета. Баския ответил абстракцией, стилизовал этот логотип в свой граффити стиль.

Баския часто рисовал в дорогих костюмах Армани и даже появлялся на публике в этих забрызганных краской костюмах.

В 1986 году Баския выставляется в знаминитой галерее Mary Boone в Сохо. 10 февраля 1985 года он появился на обложке журнала The New York Times Magazine с заголовком "New Art, New Money: The Marketing of an American Artist". С 1984 многие друзья Баския начинают отмечать его всё более странное поведение, вызванное приёмом наркотиков. Баския пристрастился к героину в годы жизни среди уличных художников Нью-Йорка.

В апреле 1988 года у Баскиа открылась первая персональная выставка в нью-йоркской галерее at Vrej Baghoomian Gallery.

Среди его работ была “Riding With Death”. Здесь нет безумного текста, характерного для его творчества; словно он пытается успокоиться, очистить свой внутренний взор. В центре картины изображена единственная человеческая темнокожая фигура, скрученная и одинокая. Она сидит верхом на скелете лошадки. Возможно, это визуальная отсылка к сленговую словечку «лошадка», обозначающее наркотик, который всего четыре месяца спустя, в августе 1988, унесет его жизнь.

“Riding With Death”, 1988

На фоне картины изображено плоское и безликое поле золотистого цвета. Оно может символизировать что-то святое, лучшую жизнь, к которой стремился художник. Но этот фон может быть и символом культуры гламура и денег, в которую он погружался. Сложно сказать, благословение это или проклятие, и это делает эту историю особенно печальной.

Когда умер Энди Уорхол – 22 февраля 1987 года, Баския все более обособляется, и его героиновая зависимость и депрессия становятся сильнее. Несмотря на попытки воздержания в течение поездки в Мауи, Гавайи, Баския умирает 12 августа 1988 года от передозировки героина в своей художественной студии на улице Great Jones в Нью-Йорке. Ему было 27. Баския был похоронен на кладбище Green-Wood в Бруклине.

Творчество Баския можно условно разделить на три периода. В ранний период, с 1980 по 1982, он часто изображает скелеты и маскообразные лица, в чем выражается его необычайный интерес к смертности. Другие наиболее частые образы: автомобили, здания, полиция, игры детей на тротуаре и граффити, пришедшие из его опыта рисования на улицах города. Средний период, с конца 1982 по 1985 год отмечен интересом Баския к его гаитянским корням. Последний период, с 1986 до смерти в 1988, отмечен новой манерой и новыми образами.

Искусство Баскиа излучает жизненную энергию – он работал быстро, и рисовал везде, на всех поверхностях, которые его окружали – и своей бесконечной привлекательностью оно во многом обязано легенде о спонтанности художника, не сдерживаемой самоцензурой. Но если вы приглядитесь, вы увидите, что почти все работы Баскиа являются отпечатками его болезненного сознания. Эта живопись аллегорична, она рассказывает не о черной расе в целом, а о сложном статус Баскиа, который существовал между двумя общинами, среди ожиданий, которым он не мог соответствовать. На самом деле, если вы будете верно интерпретировать его работы, вы увидите, что они были резким обвинением в адрес той самой публики, которая его так охотно приняла, и славы, пришедшей к художнику, чтобы его погубить.

“Eyes and Eggs”, 1983

Возьмем, к примеру картину выставки Гагосяна, например, “Eyes and Eggs” (1983) . На ней, в типичном экспрессионистическом стиле Баскиа, изображен измученный темнокожий человек. (Человеческие фигуры словно подверглись излучению какой-то рентгеновской машины, их тела деформированы, разворочены, через кожу видны зубы и ребра, гениталии отделены от тела). На комбинезоне человека написано его имя – JOE. В руках он держит сковородку, на которой разбито два яйца. Их кроваво-красные желтки визуально рифмуются со сверкающими глазницами черепа. Название картины дает понять, что на самом деле герой делает омлет из собственных глаз. Эта работа не только привлекает взгляд своим мрачным сюжетом, ожидающим своего арт-критика, но является чем-то гораздо более сложным. Фигура здесь является одновременно субъектом и объектом; изображенный герой берет свое видение, свое собственное восприятие мира и делает из него яичницу, которой угощает постоянных зрителей.

После недолгого увлечения граффити, к Баскиа пришла слава. Граффити было основной арт-формой безденежного Нью-Йорка 70-х годов. Однако Баскиа никогда не был частью граффити тусовки в Бронксе. Его работы в стрит-арте недвусмысленно предназначались для жителей Сохо, что означает, что искусство в основном привлекало внимание креативного класса, жившего в центре. Это сработало. Всего за два года в начале 80-х Баскиа прошел путь от неординарного райтера, известного под именем SAMO, до участника до галерейных выставок, цены на работы которого составляли сотни тысяч долларов.

Все, кто встречал Баскиа, отмечали его амбициозность, его стремление заявить о собственных творческих устремлениях (его символикой, и символом копирайта, которым он помечал все вокруг себя была корона). Когда он обратился к живописи на холсте, он сохранил свой нервный стиль, подсказанный граффити, но приправленный референциями на темы классического искусства.

Баскиа мог видеть, что СМИ в основном интересовались его физиогномикой, а не его искусством. В 1985 году его совместная выставка с Уорхолом подверглась резкой критике, у него было ощущение, что он был какой-то модой, время которой уже почти истекло.

Как у художника, у него было очень острое ощущение того, что всегда находится на сцене, всегда играет роль; в конце концов, его первые холсты на подрамниках были созданы для фильма 1981 года, в котором он сыграл роль художника-неудачника. Это дает представление о том, как недолго он жил в созданной им самим мифологии. Наркотики помогали ему сконцентрироваться и соответствовать требованиям, которые предъявлял к нему арт-рынок. Они были частью образа раблезианского художника-мученика, легенды, которая, насколько это было ему известно, оставалась двигателем его успеха. «Люди говорят мне, что я должен бросить наркотики, – должен был он заметить, – и, потом, когда я это делаю, они говорят, что это может сказаться на моем творчестве».