Как избавиться от рассеянности и невнимательности психология. Нарушение внимания: что делать, если донимают невнимательность, рассеянность и забывчивость

Как часто в суматохе повседневных дел мы забываем о мелочах. Не купим хлеб, не вынесем мусор, не посмотрим интересный фильм по телевизору. Но периодически эта забывчивость может приносить серьезные неудобства. Пропущенная встреча, телефонный звонок без ответа, забытое поздравление с днем рождения. Мы обвиняем свою память, хотя постоянная забывчивость связана не с ней. Всему виной рассеянность. Как это ни странно, к памяти рассеянность не имеет никакого отношения. Но это качество напрямую связано со всеми вашими пропущенными встречами, забытыми документами или несделанными рабочими обязанностями.

Рассеянность и невнимательность могут соседствовать с хорошей памятью. Обычно они связаны с отсутствием концентрации. Если человек постоянно ищет свои ключи, уходит на совещание без нужных документов, забывает перезвонить коллегам, то он просто не может сосредоточиться. И причин рассеянности может быть несколько. Это и нарушения сна, и усталость, и недовольство монотонной работой, и отвлекающие факторы. Например, вы уже собирались выключить плиту после приготовления ужина, но тут пришли гости, и плита осталась включенной. Иногда причиной рассеянности становится неумение сосредоточиться, собраться в нужный момент, привычка отвлекаться и не обращать внимания на детали.

Если вы понимаете, что все проблемы связаны с банальной усталостью, то просто дайте организму время отдохнуть. Часто побороть рассеянность помогает смена обстановки или деятельности. Найдите новое увлечение, новое хобби, посетите новое место. Почитайте книгу или посмотрите фильм. Но иногда и это не помогает, рассеянность становится образом жизни, прочно закрепляется в вашей повседневности. Тогда вам помогут следующие советы.

Как бороться с рассеянностью

  • Делайте небольшие передышки в работе, чтобы осознать, что уже сделано, а что еще предстоит сделать. Перед началом нового дела продумайте его, составьте мысленный план, осознайте, что конкретно вам потребуется для выполнения. Во время таких пауз нужно оградить себя от любой деятельности, просто размышляйте о предстоящем занятии, о его ходе.
  • Необходимо сосредоточиться на том, что вы делаете. Часто забывчивость – это результат отсутствия концентрации. Человек может выполнять одно дело, но думать совершенно о другом. Можно вспомнить исторический анекдот. Как-то Эйнштейн шел по улице, погруженный в свои мысли, и встретил знакомого. Эйнштейн пригласил его в гости, сказав: «У меня будет профессор Стимсон». Знакомый удивленно заметил, что он и есть Стимсон. «Это не важно - все равно приходите», – ответил Эйнштейн.
  • Некоторые дела требуют немного времени на выполнение. Но мы продолжаем их откладывать и переносить на потом. Так они могут тянуться несколько дней и даже недель. Такое поведение только усиливает вашу рассеянность. Эти дела нужно выполнять незамедлительно, обычно они не требуют долгой подготовки. Сделайте их, тогда вы сможете избавиться от небольшой проблемы. Гораздо хуже, если таких маленьких дел накопилось так много, что для решения нужно несколько часов. Так вы точно можете забыть что-то важное. Используйте правило 2 минут .
  • Визуальные напоминания – это ключ к избавлению от невнимательности. Возьмите несколько предметов, которые напомнят вам о делах. Разместите их рядом с собой, чтобы они всегда были в поле зрения. Так вы будете помнить о том, что необходимо сделать.
  • Также можно использовать сознательные ассоциации. Придумайте связь между обстановкой и делом, предметом и важным заданием. Как только вы окажетесь в этой обстановке, то сразу вспомните о том, что нужно выполнить.
  • Старайтесь не создавать искусственные условия для рассеивания внимания. Захламленный рабочий стол, ненужные канцелярские принадлежности, лишние журналы – все это отвлекает ваше внимание. Это касается и рабочего стола компьютера. Ярлыки или фотографии, которые вам сейчас не нужны, могут отвлекать вас от дел. Более того, если вы не можете сразу найти нужную папку, нужный документ или ярлык программы, то вы тоже будете подвержены рассеянности и невнимательности.

Следование этим правилам – отличный способ избавиться от рассеянности. Вы сможете перестать забывать о важных вещах, пропускать встречи и другие мероприятия.

Сегодня стала не просто проблемой, а причиной многих неприятностей и даже трагедий. Например, чем может грозить обществу невнимательность человека, выполняющего сложную и ответственную работу, в том числе и связанную с техникой?

Конечно, об этом можно постараться не думать, но лучше тренировать внимание с самого детства: тогда станет гораздо меньше взрослых, неспособных решать адекватно жизненные задачи, воспринимать информацию, концентрироваться в нужные моменты и просто работать – нормально и продуктивно.


Виды внимания и невнимательности

Учёные выделяют несколько видов внимания.

Произвольным (пассивным, эмоциональным) называют внимание, проявляющееся независимо от наших усилий, или «само по себе»: когда мы встречаем в толпе человека, одетого ярко и необычно, или внезапно слышим громкие звуки и т.д.

Эмоциональным такое внимание называют потому, что люди под влиянием эмоций могут замечать или не замечать те или иные явления, объекты и события. Расстроенный человек, идя по улице, вряд ли обратит внимание на яркую клумбу или весело играющих детей, но увидит мусор и грязь, а прохожие ему тоже будут встречаться грустные и печальные. Данный вид внимания нам необходим: если он «отключится», мы можем перестать реагировать на опасность и утратить осторожность – таких людей называют «рассеянными», но здесь всё сложнее. Способность реагировать на посторонние и неожиданные раздражители может играть и негативную роль: обращая внимание на то, что происходит вокруг, мы отвлекаемся от работы.

Произвольным называют внимание, помогающее сосредоточиться на конкретной задаче или объекте: мы сами делаем волевое усилие и направляем внимание, стремясь достигнуть какой-либо цели. Здесь-то у многих и начинаются проблемы: далеко не всем удаётся направлять внимание туда, куда нужно. Мешает множество разных факторов: утомление, возбуждение, раздражение и другие состояния, чаще возникающие к концу дня, но большинство работающих людей находятся в этих состояниях почти всё время. Нередко, придя на работу с утра, мы обнаруживаем, что не можем «собраться», и это раздражает ещё больше.

В зависимости от самочувствия и настроения, невнимательность может вызываться рассеянностью - внимание «порхает» с одного предмета на другой, - или усталостью нервной системы - мы теряем интерес к тому, что происходит вокруг.

Откуда берётся невнимательность

Не стоит оставлять всё, «как есть»: возможно, вам требуется помощь специалиста, хотя нередко с проблемой невнимательности можно справиться самостоятельно. Надо лишь разобраться и понять, что нам мешает быть внимательными.

Технологии сейчас развиваются стремительно, и всё для того, чтобы облегчить нам жизнь. В результате жизнь «облегчается» настолько, что мы почти перестаём двигаться, а малоподвижный образ жизни притупляет память и ослабляет внимание. Поэтому у многих людей возникает бессонница : хотя человек чувствует себя «вымотанным» психически, он не может уснуть, так как многие физиологические процессы нарушаются. А недосыпание тоже является причиной невнимательности: оно приводит к раздражительности и неспособности к концентрации, и работоспособность заметно снижается.


К тому же на работе мы часто «грузимся» настолько, что перестаём соображать и теряем ориентацию во времени: так, работая с важными документами, мы параллельно пытаемся переписываться в социальных сетях, да ещё и по телефонам разговариваем, причём и по служебному, и по мобильному.

Картина, к сожалению, типичная, и невнимательность - следствие такого поведения, так что лучше обращаться со своим мозгом аккуратнее. Вместо «напоминалок» попробуйте использовать обычный ежедневник, занося в него всю важную информацию: внимание активизируется уже потому, что вы начнёте чаще держать в руках ручку или карандаш. А мобильный телефон и даже Интернет иногда стоит отключать: устроив себе отдых от них хотя бы на день, можно выполнить немало накопившейся работы и закончить множество дел.

С недостатком движения и недосыпанием тоже можно справиться. В спортзал ходить получается не у всех, но делать утреннюю гимнастику нас учили ещё в школе – самое время вспомнить об этом. И ходите пешком, как только появляется возможность: свежий воздух и солнце улучшают способность ясно мыслить и концентрировать внимание. Не стоит думать, что отказ от прогулки сэкономит время – как правило, всё получается наоборот. А когда вы начнёте регулярно делать зарядку и гулять, сон нормализуется «автоматически»: бессонница уйдёт, а работоспособность и внимательность начнут улучшаться.


Доброго времени суток! Меня зовут Ольга, мне 28 лет, и, наверное, половину своей жизни мучаюсь с невнимательностью в учебе и на работе. Я не могу сказать о себе, что я глупая или тугодум, но у меня часто проскакивают ошибки, причем дурацкие (и они имеют тенденцию повторяться) и именно в работе.
Началось все это еще в школе, когда написав контрольную и решив все задания, получала оценку на балл или два ниже только потому, что делала в работе ляпы из разряда "2+2=15", и только по математически предметам. Это, конечно, не сильно помешало мне успешно окончить школу, поступить в университет на бух. Учет и быть там на хорошем счету, но вот после устройства на работу начался настоящий кошмар: то не вовремя отправлю платежку, то проставлю не ту сумму, то допущу ошибку при закрытии месяца...
Я мучилась, злилась на себя, по пять раз перепроверяла, но ляпы все равно возникали часто. В конце-концов я просто решила, что бухгалтер-не моя профессия и тихо-мирно списала себя в неудачницы. Через какое-то время с работы пришлось уволится по семейным обстоятельствам (вышла замуж и переехала в другую страну), и тут мне повезло-подвернулась вакансия при российско визовом центре. Работа связана с приемом документов у людей, желающих въехать в Россию. Работа замечательная, коллеги-золотые люди, еду на нее как на праздник, но черт возьми! Опять моя невнимательность. Конечно, здесь я еще только около двух месяцев, но делаю ошибки и мне это очень не нравится. Это сильно влияет на самооценку (ведь понимаю, что не дура, но чувствую себя каждый раз после очередного ляпа глупой коровой), заставляет коллег нервничать, тратить время на дополнительные уточнения у клиентов информации и т. п.
Если говорить обо мне в целом, я не могу назвать себя "рассеянным с Бассейной". Я никогда не забываю отключать газ и электроприборы, вовремя оплачиваю счета, помню о поручениях, днях рождения родственников и друзей... Упражнения на тренировку внимания пыталась выполнять-справляюсь довольно легко, и не дают они мне желаемого результата. Не нахожусь в депрессии, не испытываю трудностей в личной жизни, высыпаюсь, но вот работа-это мрак.
Причем, частенько бывает такое, что чем больше пытаешься сконцентрироваться, тем меньше видишь в проверяемом документе. А проверив, не веришь себе, что там все верно, что что-то опять выпустила из виду, и ходишь нервничаешь. От этого падает и скорость, и качество работы... В общем, сумбурно, конечно, но наболело... Иногда чувствуешь себя просто как проклятая: как можно было не заметить очевидную ошибку? Как мне справиться со своей проблемой?

Невнимательность, синдром дефицита внимания (СДВГ): причины, симптомы, лечение

Рассеянность внимания или невнимательность в повседневной жизни даже затруднительно назвать симптомом, поскольку чаще это просто состояние человека по причине усталости или жизненных неурядиц. Когда «все как-то наваливается», трудно иметь ясную светлую голову, быстро переключаться с одной работы на другую и всюду поспевать, поэтому бывает рассеянность оправданной и объяснимой, и невнимательность, вызывающая подозрение.

Синдром дефицита внимания (СДВ) , о котором мы чаще слышим от педагогов и детских психологов, нежели от педиатров, касается преимущественно детей младшего школьного возраста, имеющих проблемы с обучением. Наряду с СДВ, нередко употребляется и такое понятие, как «гиперактивность». В таких случаях принято говорить о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), суть которого будет освещена ниже, в одном из разделов статьи.

Возраст, усталость или «всегда такой»

Рассеянность рассеянности – рознь . Но чаще все-таки мы воспринимаем ее как одну из особенностей или характерную черту темперамента человека. Есть люди невнимательные по жизни, они нередко раздражают сослуживцев и близких, поскольку до них трудно достучаться, с первого раза они не «въезжают», им приходиться повторять и повторять одни и те же фразы. Другие так ведут себя только на работе, погружаясь в нее с головой, а некоторые подобным образом отдыхают дома, отдав все силы профессиональной деятельности и не реагируя на просьбы близких помочь по хозяйству или позаниматься с ребенком.

Вариантов много, поэтому попробуем обозначить главные из них:

  • При истинной невнимательности человек настолько отвлекается от происходящего вокруг, что создает впечатление полного своего отсутствия в данный момент и в данном месте. Обычно в таких случаях ни мимика, ни глаза ничего не выражают. Подобное состояние может случиться с каждым после длительных нагрузок, усталости, бессонной ночи, однообразной деятельности. Сам человек определяет свое состояние как «затурканность», окружающие говорят, что «он не в теме», а специалисты называют это прострацией.
  • К мнимой рассеянности относят излишнюю концентрацию внимания на какой-то собственной проблеме, которая выходит на первый план, затмевая все остальные. Сосредоточенность на чем-то одном, неспособность слышать и понимать собеседника, решать другие задачи, кроме одной-единственной, называется мнимой рассеянностью. Она характерна людям, уходящим в себя для мечтаний и раздумий или преследующим какую-то конкретную цель в течение определенного времени («гипноз цели»), например, подобное происходит в профессиях, требующих особой бдительности и концентрации внимания (водители, пилоты, диспетчеры). Переключение умственной деятельности на посторонние объекты в подобных случаях может иметь негативные последствия, поэтому человек для качественного выполнения своих профессиональных обязанностей не имеет права отвлекаться на другие дела. Кстати, американские ученые считают, что вождение автомобиля подходит для профилактики болезни Альцгеймера – постоянная концентрация внимания тренирует мозг и улучшает память.
  • Ученическая рассеянность – знакома каждому, кто учился в школе. Не обязательно знать это по личному опыту, даже очень прилежных учеников могла касаться такая рассеянность соседа, который отвлекался от урока, занимался посторонними делами и мешал детям, тянущимся к знаниям.
  • Старческая рассеянность, которая настигает многих людей, давно пребывающих на пенсии. С возрастом ухудшается память, снижается способность концентрировать внимание на конкретных вещах, четко выстраивать планы и целенаправленно идти к намеченной цели. Нарушение памяти приводит к тому, что какие-то моменты из этой цепочки выпадают, забываются, теряются, отчего страдает продуктивность всей деятельности. Дела всякие у стариков двигаются медленнее и нередко с ошибками, вызывая дополнительные огорчения и еще большее рассеивание внимания.
  • Когнитивное и избирательное невнимание. Привыкая к каким-то постоянно присутствующим вещам, звукам, ситуациям, мы перестаем реагировать на них: не наблюдаем за ходом часов, не считаем удары своего сердца, не обращаем внимания, как расставлена мебель в собственной квартире. Зная наперед, где и что находится, мы в упор не видим предмет, на который смотрим ежедневно и не думаем о нем. Исчезновение его тоже заметим не сразу, хотя можем почувствовать: «что-то не так»…
  • Мотивационно-обусловленное невнимание – человек старается отогнать от себя мысли и воспоминания, связанные с неприятными событиями, избегать общения с отдельными людьми, игнорировать некоторые места или дороги.

Вряд ли кто-то не ловил себя на невнимании, многократно читая текст, заученный наизусть, или проверяя собственноручно написанную работу. Все знакомое, как правило, опускается и мысли уходят в сторону. Просто потому, что не очень интересно вникать в то, что давно известно.

Причины рассеянности

Рассеянность внимания в большинстве случаев имеет под собой причины, среди которых серьезные болезни можно поставить на последнее место:

  1. Физическая и умственная усталость.
  2. Недосыпание, .
  3. Профессия, требующая выполнения однотипных монотонных движений или сосредоточенности на одном объекте. В одинаковой мере ослабляет внимание работа за конвейером (монотонность) и за рулем (все внимание направлено на дорогу).
  4. Выработанная в процессе жизни привычка у представителей ученого мира сосредотачиваться на предмете своих научных изысканий и игнорирование «земных» проблем. Однако следует заметить, что память людей, занятых наукой, не подходит под общепринятые каноны (взаимосвязь внимания и памяти), она у них, как правило, хорошо тренированная (профессиональная память), просто человек что-то считает ненужным и умышленно опускает, удостаивая вниманием вещи, представляющие для него интерес – постепенно такой подход входит в привычку.
  5. Возраст. «Что старый, что малый» — дефицит внимания в обоих случаях: старики уже не могут подолгу концентрироваться на одной теме, а дети еще не умеют.
  6. Сильное волнение мешает сосредоточиваться многим людям, правда, есть хладнокровные индивиды, умеющие держать себя в руках в любых ситуациях.
  7. Заболевания ( , органические поражения, психические расстройства и др.).

Невнимательность и рассеянность, возникшие вроде бы беспричинно и имеющие тенденцию к прогрессированию, всегда требуют поиска причины, ведь неспособность сосредоточиваться, связанная с утомлением, всегда быстро проходит после отдыха, а нарушения концентрации внимания, которым нет объяснения, всегда настораживают, поскольку нередко идут совместно с симптомами и другими признаками психического нездоровья.

Дефицит внимания по причине болезни

Трудно представить себе человека невнимательного и рассеянного, но обладающего хорошей памятью. Как правило, эти категории взаимосвязаны — при дефиците внимания страдает память. Употребляемая специалистами терминология не всегда объясняет пациентам степень нарушений. Исходя из причин, потеря способностей к сосредоточенности на отдельных объектах может иметь различный характер:

  • Недостаточная концентрация внимания, а поэтому невысокая способность к запоминанию увиденного и услышанного, нередко характерна людям, про которых говорят, что они «на своей волне» или особо чувствительным к неблагоприятным факторам (усталость, волнение, недосыпание);
  • Ригидность (заторможенность – трудности в переключении с одной темы на другую) часто встречается у пациентов, страдающих , гипоманией, гебефренией.
  • Неустойчивость внимания, для которой характерно постоянное перескакивание с одного объекта на другой, поэтому ни один из них не остается в памяти. Неустойчивость внимания нередко наблюдается у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и является причиной проблем с памятью и плохой успеваемости.

В принципе, причины невнимательности и рассеянности такие же, как и причины нарушения памяти, это — различные патологические состояния организма:

  1. Затруднение кровоснабжения и питания головного мозга в результате сосудистых поражений ( , и др.);
  2. Опухолевые процессы, ;
  3. Психические расстройства (депрессивные состояния, шизофрения, эпилепсия);
  4. различного происхождения ( , );
  5. Нарушения сна (бессонница, синдром ночного апноэ);
  6. Гипоксия;
  7. Генетический фактор;
  8. Нарушение метаболических процессов ();
  9. Недостаток некоторых микроэлементов (железо, магний) или избыточное количество (свинец).

Однако если в большинстве перечисленных случаев дефицит внимания идет как второстепенный симптом (наряду с другими, более значимыми признаками), то касательно синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей ему принадлежит роль, которая определяет диагноз.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — беда родителей и педагогов

Синдромом дефицита внимания и гиперактивности неврологи называют нарушение функциональных способностей центральной нервной системы. Нетрудно догадаться, что в основе развития патологического состояния лежат преимущественно неврологические проблемы, причинами которых являются сложные и по большей части непонятные обычным людям, нарушения (дисбаланс в синтезе нейромедиаторов – катехоламинов, серотонина и пр., генетические мутации, дисфункция коры лобных долей и ретикулярной формации). Кроме этого, появление СДВГ могут провоцировать безобидные на первый взгляд факторы:

  • Ароматизаторы, консерванты и другие пищевые добавки, которыми в наше время изобилуют различные «деликатесы»;
  • Лекарственные препараты – производные салициловой кислоты;
  • Излишнее влечение к сладкому;
  • Нарушение углеводного обмена;
  • Аллергические реакции на продукты питания;
  • Дефицит очень необходимых детскому организму химических элементов (особенно, железо и магний);
  • Повышенный уровень такого, в принципе, чуждого организму представителя тяжелых металлов, как свинец – постоянный контакт с его соединениями, которые раньше были разрешены для улучшения характеристик автомобильного топлива, формирует у детей умственную отсталость и другую тяжелую патологию ЦНС.

Наибольшее распространение имеет СДВГ в младшей школе, где путь к диагнозу начинается с крайней неусидчивости, невнимательности и рассеянности, которые становятся причиной плохой успеваемости.

При доскональном изучении поведения ребенка выясняются основные симптомы СДВГ:

  1. Неустойчивость внимания;
  2. Нарушение памяти;
  3. Низкая обучаемость;
  4. Избыточная двигательная активность;
  5. Несдержанность в поступках и желаниях;
  6. Бурное несогласие с личными поражениями.

Следует отметить, что дефицит внимания всегда имеет место при СДВГ, а вот повышенная подвижность не относится к обязательно присутствующим признакам синдрома (СДВ без гиперактивности). Кроме этого, иной раз встречается осложненный вариант СДВГ ( , неврозоподобная или сочетанная).

Проявления СДВГ заметны окружающим

Ввиду того, что при СДВГ нет значительных повреждений головного мозга, то и симптомы не будут отличаться яркостью клинических проявлений.

Речь

В некоторой степени (обычно незначительно) у детей, страдающих СДВГ, из-за повышенной отвлекаемости, затруднении в развитии интеллектуальных способностей отмечается задержка формирования языка и речевых навыков (нарушение речи). В разговоре такие дети проявляют несдержанность, они бестактны и развязны, легко вмешиваются в беседу своих одноклассников или учителя с другим учеником, вставляя нескромные замечания. Они не боятся обидеть кого-то и даже не думают о том, что может последовать за таким поведением.

Координация движений

Нарушение координации движений, в основном, ограничивается затруднением при выполнении тонкой работы:

  • Детям тяжело самостоятельно завязывать шнурки;
  • Они не любят раскрашивать и вырезать картинки, поскольку такие занятия требуют точных движений и даются с трудом;
  • О таких ребятах говорят, что они совсем не спортивны, им трудно следить за мячом (нарушение зрительно-пространственной координации), а попытки научиться кататься на велосипеде или освоить скейтборд особых успехов не имеют.

Гиперактивность

Избыточная активность, называемая гиперактивностью , как раз-таки не всегда имеет место при СДВГ. У некоторых малышей активность находится в нормальных пределах или вообще снижена, что является причиной ошибок в диагностике синдрома дефицита внимания и несвоевременного начала коррекции. Но если все же гиперактивность присутствует, то ребенка, обладающего ею, трудно не заметить: он постоянно вертится, не может усидеть на одном месте, во время школьных занятий поднимается на уроке из-за парты, ходит по классу. У детей с СДВГ двигательная активность, как правило, бесцельная: ребенок все время куда-то лезет, бегает, не может задержаться, чтобы поиграть, много говорит.

Казалось бы, безудержная подвижность не может сопровождаться сонливостью, но, тем не менее, таких «перпетуум мобиле» в течение дня несколько раз клонит ко сну – просто эти дети часто имеет проблемы с засыпанием, а у многих наблюдается еще и ночное недержание мочи.

Эмоции

Эмоции в случае СДВГ плохо управляемы: дети неуравновешенны, обидчивы, быстро впадают в гнев, не умеют достойно принимать даже мелкое поражение. Эмоциональные нарушения практически всегда влекут изменение не в лучшую сторону социальных отношений. Нездоровые дети, как правило, негативно влияют на ровесников, отчего возникают проблемы с их родителями и учителями – какого-то одного импульсивного ребенка с неуемной энергией становится слишком много, он ко всем лезет, мешает, задирает, все рушит на своем пути. Нередко дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности проявляют агрессию по отношению к сверстникам и взрослым. Особенно, к агрессивному поведению склонны мальчики.

Невнимательность

Нарушение внимания при СВДГ заметно и в школе, и дома. Уроки в школе вызывают у ребенка скуку, которую он пытается подменить разговорами с соседом по парте (даже во время контрольной), какими-то играми или мечтаниями. Дневник такого ученика всегда пестрит записями, одинаковыми по смыслу: «на уроках отвлекается, мечтает», «мешает соседу по парте», «не способен сосредоточиться и самостоятельно работать», «не слушает учителя»…

Похожая картина наблюдается и при выполнении домашнего задания – самостоятельная деятельность дается с трудом, а иногда и вовсе не дается, поэтому дети отчаянно сопротивляются любой работе, требующей умственных усилий. Правда, на задания они реагируют быстро, даже не дослушав их суть, а затем также быстро бросают начатое дело. Однако здесь следует заметить, что, найдя подход к ребенку, сумев его заинтересовать и проявив максимум терпения, родители и педагоги вместе могут достичь немалых успехов в обучении, и показатели успеваемости такого ученика не будут отличаться от среднестатистических.

Импульсивность

При синдроме дефицита внимания и гиперактивности нарушению внимания практически всегда сопутствует импульсивность , которая значительно усложняет жизнь ребенку, а еще больше его родителям. Небрежность, легкомысленность, беспечность, неспособность рассчитать на шаг вперед последствия своих действий, и, вместе с тем, желание показать свою смелость, удаль, выдержку нередко оборачивается самым печальным образом (травмы, отравления и др.).

И все же синдром дефицита внимания и гиперактивности далеко не всегда диагностируется при расстройстве поведения – одного этого признака для диагноза недостаточно.

Всё начинается в детстве

СДВГ, как правило, привлекает к себе внимание окружающих и, хотя симптомы болезни, на которых основывается диагноз (снижение концентрации внимания, гиперактивность, импульсивность, плохо поддающаяся управлению), появляются до первого школьного звонка (7 лет), к врачу ребенок попадает обычно в восьми-десятилетнем возрасте. Родители в большинстве случаев считают свое чадо просто суперподвижным, хотя проблемы с поведением уже проявлялись в детском саду, и невнимательным по причине малолетства, надеясь, что школа поможет его дисциплинировать. В первом классе все списывается на трудности адаптации, но дальше от ребенка уже требуется некоторая самостоятельность, собранность, усидчивость. Этого всего нет, успеваемость «хромает», поведение – из рук вон плохо, общения со сверстниками не получается, учителя перед родителями ставят вопросы…

50% детей с диагнозом СДВГ, установленным в младших классах школы, вступают в подростковый период с теми же проблемами, хотя гиперактивность несколько идет на спад. В этом возрасте такие дети требуют особого внимания взрослых, поскольку чаще других (успешных) проявляют склонность к приему алкоголя, наркомании, токсикомании. Неспособные прижиться в детском коллективе, они легко поддаются негативному влиянию улицы и быстро пополняют ряды малолетних преступников.

К сожалению, не больше 50% проблемных подростков с помощью взрослых удается оставить свой диагноз в отрочестве, многие приходят с ним во взрослую жизнь плохо адаптированными, общественно не приспособленными, без нормального образования и профессии. Ввиду повышенной впечатлительности, вспыльчивости, импульсивности, а иногда и выраженной агрессии, направленной на окружающий мир, таким людям затруднительно заводить друзей и семью, поэтому при подобном раскладе у них нередко наблюдается ряд личностных нарушений и формирование асоциальной психопатии.

Диагноз: СДВГ

Маловероятно, что при отсутствии явной соматической патологии рассеянность внимания у взрослых станет поводом к посещению врача. Обычно и близкие, и сослуживцы привыкают к такому человеку, лишь изредка возмущаясь невнимательностью и рассеянностью, когда тот забывает о просьбе или не выполняет важное поручение.

Что касается детей, то у них основанием посетить психолога, а затем и невролога, является наличие следующих симптомов:

  1. Невнимательность, неспособность сосредотачиваться;
  2. Импульсивность;
  3. Нарушение координации движений;
  4. Гиперактивность;
  5. Эмоциональная лабильность;
  6. Нарушение памяти, трудности в обучении.

Первым этапом на пути к диагнозу является:

  • Осмотр невролога, который оценивает мелкую моторику и выявляет неврологическую симптоматику;
  • Анкетирование с заполнением диагностической карты;
  • Нейропсихологическое тестирование (оценка уровня внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительной умственной деятельности и др.)
  1. Приемы коррекции поведения;
  2. Психотерапевтические методы;
  3. Нейропсихологическую коррекцию.

Очень важно участие в лечебном процессе родителей и учителей, которым прежде нужно объяснить, что такие дети ничего не делают «на зло», просто у них так получается.

Конечно, воспитывать трудного ребенка не просто, однако не следует впадать в крайности: в одинаковой мере не допускается вседозволенность по причине чрезмерной жалости к больному ребенку и завышенные требования, следовать которым маленький человек просто не в состоянии. Строить отношения с трудным малышом нужно всегда с позитивным, доброжелательным настроем. Ни в коем случае нельзя переносить свое плохое настроение и личные проблемы на ребенка, говорить с ним нужно мягко, спокойно, негромко, без окриков и запрещающих слов типа «нельзя», «нет», «никогда».

Родителям, имеющим проблемных детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, придется:

  • Подстраиваться под режим дня своего малыша и его неукоснительно соблюдать:
  • Следить, чтобы день протекал без суеты, переутомления, длительных просиживаний перед экраном телевизора или компьютера;
  • Попытаться заинтересовать ребенка какими-либо спортивными играми, ходить с ним в бассейн и на прогулки по свежему воздуху;
  • Стараться не посещать мероприятий с большим скоплением народа, не приглашать к себе слишком шумных, веселых (или наоборот?) гостей.

Нельзя допустить, чтобы уже с начальных классов к маленькому человеку пристал ярлык неуправляемого, неспособного, неуспевающего – все поправимо, нужно только время, которое не следует торопить. От взрослых потребуется максимум терпения, веры в успех, поддержки везде и во всем, чтобы ребенок и сам поверит в свои силы. Если трудный ребенок будет получать помощь, понимание, доброе к себе отношение, то результаты , скорее всего, не разочаруют – здесь на родителях лежит особая ответственность.

Что касается лекарственной терапии, то ее стараются применять в последнюю очередь , если психотерапевтические мероприятия не дают должного эффекта. Показания к назначению лекарств – строго индивидуальны . Конечно, специалисты используют антидепрессанты, стимуляторы ЦНС, и другие фармацевтические группы препаратов, однако с лекарствами все же следует проявлять максимальную осторожность – детская психика чувствительна и уязвима.

Видео: синдром дефицита внимания — мнение специалиста

Видео: гиперактивность и дефицит внимания — доктор Комаровский

Видео: лекция по СДВГ и его лечению

Не явились на назначенную встречу, стали упускать важные моменты в работе, не можете сфокусировать внимание на проблеме? Пытаетесь воспроизвести ситуацию, представить человека или объект, но вам не удается сформировать отчетливую картинку? По всей видимости, и вас настигла рассеянность. На фоне чего возникает рассеянность, забывчивость и невнимательность, попробуем разобраться в этой статье.

Нарушение концентрации внимания, а там и общая забывчивость, возникает вследствие некоторых заболеваний, настигает и людей пожилого возраста, от невнимательности страдают беременные женщины. Причина тут кроется в физиологических изменениях, которые настигают организм. Но мы рассмотрим именно психологические причины невнимательности, с которыми можно и нужно бороться.

Если вы регулярно забываете дома телефон, ключи от квартиры, смотрите в ежедневник, но не вспоминаете через минуту, что там прочли, задумайтесь, с чем это может быть связано.

Причины невнимательности. Начинаем разбираться

1. Техногенная перегрузка.

Эра новых технологий, переизбыток информации, постоянный стресс. Ускоренный темп жизни настигает каждого из нас. Это те условия, в которых живет большинство городских жителей. Способность нашего мозга к концентрации, структуризации и запоминанию ухудшается в таких условиях. Постоянные нагрузки и повышенная интенсивность жизни приводит к умственному и физическому, а также к понижению концентрации внимания.

Воспроизведите один из своих рабочих дней, когда вы вынуждены фокусировать внимание одновременно на нескольких задачах. Вы отвечаете клиенту по телефону, одновременно делаете пометки в своем ежедневнике, при этом пытаетесь пустить на печать документы. А в мыслях вы уже планируете маршрут грядущей поездки и поход за ребенком в детсад. В таких условиях, наряду со снижением внимания, не заставит себя ждать банальное переутомление и истощение.

2. Недостаток сна.

7-9 часов здорового сна нужно человеку для поддержки нормальной жизнедеятельности. Важно также засыпать в промежутке с 22-23 часов, именно в этот период организм лучше восстанавливается и пополняет запасы энергии. Хроническое недосыпание приводит к повышению раздражительности и возбудимости, провоцирует забывчивость. Физическая усталость гарантированно приведет к нарушению концентрации внимания.

3. Напряженная работа.

Вы регулярно испытываете раздражение при мысли о работе? Вы или условиями труда? Может, вас раздражает род деятельности или собственная неуспеваемость? Тогда работа, а точнее ее психологические последствия, и есть причина вашей забывчивости.

4. Стресс.

Рассеянность человека на фоне депрессии и стресса – одна из наиболее частых и распространенных причин забывчивости. В этой ситуации теряется способность к ясному мышлению, нарушается концентрация внимания. Направляя мысли в негативное русло, как это часто бывает при стрессе, вы провоцируете невнимательность уже тем, что не даете себе возможность видеть другие стороны ситуации.

5. Малоподвижный образ жизни и неправильный рацион питания.

Это факторы, на фоне которых развивается нарушение концентрации внимания. Конечно, просидев целый день дома с тремя пиццами наедине, вы вряд ли моментально почувствуете, как становитесь невнимательным. Но когда это становится нормой, организм не получает физической «встряски», сосредотачиваясь на работе и проблемах, у вас не остается ресурсов для других сфер жизни.

6. Хаос.

Отсутствие порядка в личной жизни, трудовой деятельности, эмоциональном состоянии — распространенные причины забывчивости. Связано это с тем, что, распыляясь на множество задач, вы физически не сможете охватить все. Структурируя свою жизнь, вы сможете проще управлять вниманием и концентрироваться на важных вещах.

Рассеянность человека может настигнуть в любом возрасте. В условиях современного ритма жизни нас настигает переутомление, умственное истощение, недосыпание, стрессовые ситуации. Эти факторы и провоцируют рассеянность, забывчивость и невнимательность.

Но понимая причины невнимательности, вы сможете ей противостоять. Избавьтесь от корня проблемы, и сможете предотвратить наступление негативных последствий. Если вовремя обратить внимание на внезапно возникшую невнимательность и неумение сосредотачиваться, велик шанс предотвратить более серьезные эмоциональные и психологические проблемы, возникающие на фоне перечисленных в статье факторов.