Как проверить готовность ребёнка к школе: Тесты. Как определить готовность ребенка к обучению в школе

Это два разных уровня его развития, и один из них должен плавно вытекать из другого. Детский сад, если ребенок посещает его, или родители дома постоянно готовят свое чадо именно к этому важному шагу – школе. Будущий первоклассник будет получать большой объем информации, для понимания и закрепления которой ему понадобятся все его приобретенные до этого момента качества. Понятие готовности ребенка к школе подразумевает собой такой уровень подготовленности, который дает возможность полноценно и без излишних нагрузок как обучаться, так и взаимодействовать с новым социумом. Здесь необходимо сделать акцент на важнейшие детали, такие как речь, память, мышление, внимание, определенный запас знаний, желание учиться, способность подчиняться установленным и общепризнанным правилам и т. д. Для того, чтобы наиболее точно понять, как осуществляется определение готовности ребенка к школе, надо рассмотреть эту проблему обстоятельно со всех сторон.

Итак, в чем заключается готовность ребенка к школе

Сначала его считают веселым и забавным карапузом, потом умным и серьезным малышом, и вот скоро школа… Готов ли он, сможет ли справиться, как себя поведет, как ему помочь? Сколько вопросов на эту тему, столько же должно быть и ответов…

Виды готовности ребенка к школе

Традиционно различаются следующие виды готовности ребенка к школе: психологическая, личностная, мотивационная, интеллектуальная, речевая, физиологическая, физическая и другие. Все эти виды в своей совокупности должны соответствовать должному уровню, который родители должны обеспечить своим детям наилучшим образом для их возможности обучаться и легко адаптироваться к новым условиям и требованиям школьного периода.

Психологическая готовность ребенка к школе

Так, при беседах с детьми на вопрос: «А почему ты хочешь идти в школу?», многие из них отвечали приблизительно так: «Я же уже большой и поэтому хочу учиться». Они, в этом возрасте видя, что взрослые, говоря об учебе, относятся к этому очень серьезно, сами начинают осознавать, что вступают в новый период жизни, который важен для их родителей. Проще говоря, ребенок, психологически готовый к обучению на новом уровне, уже стоит на первой ступени к становлению взрослым человеком.

Некоторые родители умудряются раз и навсегда отбить у своих сына или дочери охоту идти в школу путем угроз, таких как, например: «Не хочешь учиться считать, ну ничего, никуда не денешься, уж там-то будешь учиться как миленький…» или заставляют свое дитя с мучениями и слезами выполнять задания из учебника первого класса, считая, что таким образом они подготавливают его к школьным временам. Ничего из этого нельзя делать ни в коем случае.

Малыш еще не знает конкретно, что такое школа, он черпает информацию со слов взрослых. Родители должны заинтересовать ребенка, показать ему, что именно обучение сможет показать ему какой большой и интересный мир, рассказать, сколько нового и неизведанного он сможет узнать. Психологическая готовность ребенка к школе включает в себя сложнейший комплекс составляющих, которые являются результатом воспитания и развития ребенка в период до 6 или 7 лет.

Личностная готовность ребенка к школе

Дошкольный возраст является как раз тем периодом, когда ребенок начинает ощущать себя самостоятельной личностью. Происходит внутренняя перемена, и ребенок начинает понимать, что безвозвратно заканчивается один цикл в его жизни – детский сад, «маленькое детство» и начинается другой – «взрослый этап». Это очень важный процесс осознания, без которого адаптация к школе может проходить с определенными осложнениями. Личностная готовность ребенка к школе – это принятие им новой социальной позиции «школьника», с ее определенными правами и обязанностями, понимание своего нового статуса, желание учиться и получать знания, позитивный настрой, умение и готовность активно участвовать в жизни нового коллектива.

Большую роль тут играет мотивационная готовность ребенка к школе, когда он руководствуется определенными мотивами, объясняя свое желание идти в школу. Такими мотивами будут являться: учебный (пойду, потому что мне нравится учиться), познавательный (иду, потому что хочу получать новые знания), позиционный (хочу заниматься важным делом, буду это делать как взрослый). Мотивами, говорящими о несоответствующей подготовке будут: игровой (буду ходить в школу, потому что там много ребят, с которыми можно играть), социальный (ходить надо, чтобы потом на работу устроиться и зарабатывать) и внешний (придется учиться, так как мама заставляет).

Что такое психическая готовность ребенка к школе

Готовность психики ребенка определяется его внутренним миром, который успел сформироваться за период от 3 до 6 или 7 лет. Именно за это время дети начинают получать максимум уже хорошо осознаваемой информации. Так, окружающая их действительность уже не сводится только к дому, родителям, друзьям по детскому саду. Она начинает расширяться до пределов города и страны, а также приглашает войти в пространство взрослых отношений. Именно в дошкольном возрасте дети мыслят образными представлениями, используя во всем творческий подход и элементы игры. Постепенно они начинают осознавать себя как личности и приобретают способность к внутреннему и самостоятельному контролированию своего поведения. Появляется так называемый характер, который выражается в индивидуальных отношениях между ребенком и социальной действительностью. Происходит принятие этических норм, формирование мировоззрения и малыш окончательно формируется как личность, готовая к общению в социуме с соблюдением правил этого социума.

Так, психическая готовность ребенка к школе будет полной, если он успешно прошел, указанные стадии и оказался подготовленным к действиям в данном случае в новом коллективе и по новым правилам. Кроме того, благодаря развитию мышления и возникновению потребностей в новых знаниях, он испытывает желание учиться и познавать мир с новых сторон для того, чтобы быстрее стать взрослым и самостоятельным.

Существует много мнений на тему, готовы ли дети к учебе в 6 лет. Единственно верным решением здесь будет только индивидуальный подход. Если их психика готова к этому, то да. Согласно исследованиям, большой процент шестилеток все еще пытается познавать мир в виде игры, так их любимыми предметами становятся труд и рисование. А семилетки уже выбирают математику и письмо как самые интересные для них предметы. Понаблюдайте за своим чадом и не торопитесь делать из него вундеркинда раньше времени. Ум его никуда не денется, и он будет радовать вас отличными оценками, но возможно годом позже.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Для успешного обучения без выраженного напряжения дети должны интеллектуально соответствовать уровню первого класса. Здесь речь идет, во-первых, об их общих познаниях, связанных с окружающим миром, общественной жизнью и определенных навыках счета, знания букв и т.д. Во-вторых же, очень важно умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать самостоятельные выводы. Необходимо наличие способности находить причинно-следственные и пространственно-временные отношения. Конечно же, в таком возрасте еще нет логического мышления, в каком виде оно присутствует у взрослых, но это уже его прототип, хотя по сути это высшая форма пока что только образного мышления.

Так, совершенно не трудно оценить интеллектуальную готовность ребенка к школе с помощью обычного разговора. Малыш должен уметь рассказывать в свободной форме о себе и о своей семье, знать свой адрес и данные ближайших родственников, не только давать информацию об окружающем его мире - как природе, так и обществе, но и знать, как этим можно пользоваться. Анализируя имеющуюся у него информацию, сделать вывод и объяснить в разговоре с взрослым: «Почему происходит так, а не вот так», а получив определенные знания, уметь задавать встречные вопросы. Многие взрослые считают, что этот процесс познания и развития ребенка протекает сам собой при помощи вопросов, которые задает он сам. Это не так. Дети получают ответы, которые потом оказываются не связанными в одну систему никоим образом, поэтому и не возникает единой картины мира. Именно поэтому родители должны обеспечить правильную и полную подачу информации своим детям, которую они смогут анализировать и воспринимать во всей совокупности и взаимосвязи всех ее частей.

Речевая готовность ребенка к школе

Многие родители считают, что если ребенок имеет некоторые погрешности в речи, то это пройдет со временем как-нибудь само собой, или что «не один наш такой, соседский вон тоже до третьего класса по слогам читать не мог, а вон вырос же». Это очень распространенная ошибка. Если даже взять не сам процесс обучения, а для начала просто коллектив первого класса, в который придет малыш, то для того, чтобы в него влиться наилучшим образом, нужно обладать довольно быстрой, правильно сформированной речью. Речевая готовность ребенка к школе является важнейшим интеллектуальным показателем развития. Это надо обязательно помнить всем родителям. Не обладающие развитой речью, школьники, как правило, не справляются должным образом и с письмом. Это приводит к тому, что в принципе умные ребята начинают не успевать за темпом класса, что приводит в результате к плохим оценкам.

Если речь не разборчива из-за проблем в звукопроизношении, то обязательно надо обратиться к логопеду, для того чтобы специалист смог исправить эту проблему. Кроме этого существует масса специальных упражнений, которыми можно заниматься дома, излишне не напрягая детей, а осуществляя это в виде игры.

Бывает и так, что словарный запас, не достаточно велик, так, по норме считается, что он должен содержать не менее 1500-2000 слов. Тут необходимо уточнить, что ребенок обогащает свою речь путем подражания окружающим его людям. Это означает, что если родители будут сознательно много и правильно разговаривать или читать вместе с детьми, то данной проблемы наблюдаться не будет.

Отдельно надо отметить, что к 7 годам должен сформироваться правильный грамматический строй речи, включающий в себя правильное склонение слов и построение предложений. Только в таком случае речь сможет быть связной и, соответственно, устные ответы на уроках будут отличными.

При условии, что родители смогут обеспечить своему малышу развитие вышеперечисленных качеств коммуникативной речи, он сможет активно входить в контакт со своими сверстниками и педагогами, налаживать общение и успешно учиться.

Физиологическая готовность ребенка к школе

Очень важным аспектом является так называемая физиологическая готовность ребенка к школе, она выражается в удовлетворительном здоровье и нормальном функционировании всех систем организма. Именно поэтому перед поступлением в первый класс все дети должны проходить обязательное медицинское обследование, которое показывает. Соответствуют ли биологические и физические показатели формальному возрасту, опережают или отстают от него, а также наличие или отсутствие медицинских противопоказаний к учебе в школе. Следует заметить, что по соответствующей оценке принято разделять детей на пять групп по уровню подготовленности к школе. Причем процент абсолютно подготовленных дошкольников ничтожно мал. Совершенно здоровых детей в настоящее время очень мало. Но сильно расстраиваться не стоит, так как в возрасте 7 и 8 лет, детский организм достаточно интенсивно развивается и, к концу первого класса ребята, как правило, выравниваются и догоняют друг друга по вышеуказанным показателям.

Если же все-таки имеется рекомендация врача о том, что следует подождать год с поступлением, то в этом нет ничего страшного, просто необходимо прислушаться и позволить детскому организму как следует окрепнуть и как следует подготовиться к школьным нагрузкам. У каждого человека свой индивидуальный организм. Это необходимо учитывать и не наносить ему вред, как это делают некоторые родители, пытаясь доказать, что их дитя ничем не хуже остальных, и отправляют неокрепшего как следует малютку учиться, а он даже не может сам поднять и нести свой ранец.

Большое внимание уделяется развитию мелкой моторики кистей рук. Именно из-за ее слабого развития, как и из-за недостаточного опыта графического письма, первоклассникам довольно трудно даются письменные задания. Специалисты советуют в таких случаях чаще использовать занятия по лепке из пластилина, игры с конструктором из мелких деталей, которые позволяют улучшать мелкую моторику.

Физическая готовность ребенка к школе

По статистике при поступлении в первый класс, дети начинают болеть чаще. Происходит это не только потому, что они контактируют с большим количеством других ребят, но и из-за того, что именно в этот период, детский организм начинает перестраиваться на новый лад. Он начинает нести на себе увеличенные по отношению к прежним нагрузки, связанные непосредственно как с новым режимом дня (меньше игр и отдыха и больше учебных занятий) так и с психоэмоциональной усталостью, нервным и умственным напряжением. Именно здесь и нужно отметить то, как важна достаточная физическая готовность ребенка к школе.

Что может дать хорошая физическая подготовка детей? Это, в первую очередь, крепкое здоровье, развитый и выносливый организм, который сможет успешно противостоять новым нагрузкам, это отличный уровень физического развития, который обеспечит активное состояние, тем самым во многом определяя успешность учебы и отличную успеваемость. Связь хорошей физической подготовки и высокой умственной работоспособности абсолютно доказана благодаря многочисленным наблюдениям и исследованиям в этой области. Умственная работоспособность у первоклассников выражается в умении сосредотачиваться на определенном занятии в течении 25 минут, в способности самостоятельно работать, хорошо усваивать изучаемый материал и в отсутствии в последующем ярко выраженной утомляемости.

В детском саду физической подготовке детей уделяют много времени. Это подвижные игры, специальные физкультурные и закаливающие занятия. Так, занятия включают в себя бег, прыжки, плавание, спортивные подвижные игры и т.д. Если ребенок не посещает детский сад, то родители самостоятельно должны обеспечить ему соответствующие физические нагрузки. Ребенок должен быть активным и подвижным, это залог его здоровья как физического, так и умственного.

Специалисты уделяют также большое внимание все той же проблеме шести- и семилеток. Так как семилетние первоклассники являются более подготовленными и физически и имеют больше жизненного опыта, они с большей легкостью, нежели их младшие товарищи адаптируются к школе. Младшим приходится догонять старших для того, чтобы как минимум сравняться с ними, а это еще большая нагрузка и на физическое и психическое здоровье. Родителям нельзя об этом забывать.

Итак, что такое уровень готовности ребенка к школе

Существуют различные системы, диагностические задания и тесты, которые помогают определить уровень готовности ребенка к школе. В них в основном включаются одни и те же элементы:

  • оценка развития познания;
  • уровень базового опыта (интересы, хобби и др.);
  • оценка языкового развития;
  • уровень эмоционального развития и умения общаться;
  • удовлетворительно ли физическое состояние;
  • соответствие нормам зрительных памяти, восприятия и слуховой способности;
  • общая психологическая готовность.

Так, соответственно, определение готовности ребенка к школе будет производиться согласно удовлетворительным оценкам этих основных показателей.

Проблема готовности ребенка к школе

Некоторые родители считают, что их ребенка ко всем трудностям подготовит детский сад. В чем-то это утверждение верно, но никакие дошкольные учреждения не смогут дать любовь, понимание, показать маленькому человеку, что он является личностью. Кто как не родители смогут объяснить малышу, что с ним происходит, почему он находится в состоянии неудовлетворенности и тревоги. Он понимает, может быть и не совсем осознанно, что ему нужно занять свою нишу в обществе, показать всем и доказать в первую очередь самому себе, что он взрослеет, умеет отвечать за свои поступки, собирается в такой трудный путь как школа и совсем не боится трудностей. Если рядом не будет понимающих и помогающих родителей, возникнет проблема готовности ребенка к школе.

Лучше не допустить появление проблемы, чем потом долго искать пути ее решения, а иногда и безуспешно. Если хоть один из вышеуказанных видов готовности (психологический, мотивационный, психический и т.д.) не будет соответствовать должному уровню, и родители не в состоянии справиться с этой задачей, необходимо сразу же обращаться за помощью к детскому психологу. Он сможет, исходя из профессионального опыта, помочь ребенку преодолеть необходимые барьеры и покажет родителям каким образом в дальнейшем можно избежать подобных ошибок.

Готовность к школе – очень актуальный вопрос для многих родителей шестилетних деток. Они часто задаются вопросами: «Пускать ли ребенка в школу? Готов ли он к школьной программе? Не тяжело ли ему будет успевать за школьной нагрузкой? Или пусть побудет еще один год в садике?»

Проходя практику в школе, я столкнулась с некоторыми трудностями. При наборе первых классов родители приходили с детьми, которые умели уже считать, писать и даже знали таблицы умножения, начинали учить английский язык, иными словами – интеллектуально они были полностью готовы к учебе. Но психологически и эмоционально этим детям еще рано было посещать школу, так как они не были мотивированы на получение знаний, им тяжело было адаптироваться к новому коллективу, принять свою социальную роль школьника и отвечать всем требованиям педагога. Если говорить в целом, то такие дети психологически еще не готовы к обучению в школе. Но объяснить это родителям было очень сложно, ведь они утверждали: «Как? Мой ребенок не глупый! Вот он уже самостоятельно читает, решает примеры, умеет писать! Вы что-то путаете: мой сын (дочь) полностью готовы к школе, мы всей семьей его (ее) готовили к поступлению». В данной статье я попробую объяснить, что же представляет собой – готовность ребенка к школе и какие ее составляющие.

Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе.

Школьные психологи считаю, что подготовка ребенка к школе должна заключатся в формировании определенных умений и навыков, а также выполнении требований, которыe ставят перед ребенком школа, в лице педагогов. Ребенок должен уметь действовать по образцу, слушать и выполнять инструкцию, оценивать свою работу. Важным элементом психологической готовности к школьному обучению психологи называют способность следовать правилам и прислушиваться к требованиям взрослого.

В структуре психологической готовности детей к школе принято выделять такие компоненты:

1. Личностная готовность .

Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. Здесь следует подчеркнуть важность мотивации ребенка. Готовыми к школьному обучению считаются дети, которых школа привлекает не внешними атрибутами (красивым портфелем, новыми фломастерами, карандашами, тетрадками, учебниками), а возможностью получать новые знания (чему – то научится, что то познать). Будущему первокласснику необходимо уметь свободно управлять своим поведением, познавательной деятельностью. Иными словами, ребенок должен иметь развитую учебную мотивацию.

2. Волевая готовность к обучению в школе.

К концу дошкольного возраста у ребенка уже сформированы основы волевых действий - внутренние усилия, необходимые для выполнения определенной деятельности. Ребенок способен поставить цель, разработать план действий, принять решение, приложить усилия для преодоления трудностей, оценить результат своих действий. При этом дети все же ориентируются на наличие игровой мотивации (обучение в игровой форме), в особенности на оценки других детей (командная игра).

О волевой готовности ребенка свидетельствует: высокий уровень письма, правильное использование учебных принадлежностей, поддержании порядка на столе, парте или в портфеле. Волевая готовность также подразумевает способность сдерживать свои импульсивные действия, сосредотачиваться на задании, слушать речь учителя.

К личностной готовности к обучению относят позитивное эмоциональное отношение ребенка к школе и эмоциональную зрелость дошкольника (сдержанность, уменьшение количества импульсивных действий, неуравновешенного поведения).

Если соединить эмоциональную, волевую, мотивационную готовности к школе, то мы получаем – внутреннюю позицию школьника . Ребенок с несформированной позицией школьника проявляют детскую непосредственность, на уроке отвечает одновременно с другими, не подымает руки, часто перебивает, делится с учителем своими переживаниями и чувствами. Эта незрелость часто приводит к пробелам в знаниях, низкой продуктивности обучения.

3. Интеллектуальная готовность

Следующий компонент психологической готовности ребенка к школе. Уровень интеллектуального развития дошкольника – это количество знаний, объем «умственного инструментария», и его словарный запас. Также, ребенок должен иметь высокую обучаемость – умение выделить учебное задание, и превратить его в самостоятельную цель познавательной деятельности. Дошкольник должен проявлять любознательность и наблюдательность, задача родителей поощрять эти качества.

В целом, интеллектуальная готовность ребенка к обучению школе предполагает наличие таких качеств как: дифференциальное восприятие (отличие фигуры и фона), концентрации внимания, аналитическое мышление (осознание связи между явлениями, возможность воспроизвести образец). А также рациональный подход к действительности (ослабление фантазии), логическое запоминание, интерес к знаниям, овладение на слух разговорной речью, способность к пониманию и использованию символов, развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.

При поступлении в школу важен уровень разговорной речи ребенка . Дети должны правильно выговаривать все буквы и звуки, владеть тембром, высотой и силой голоса. Хорошо если дошкольник, помимо владения родным языком, проявляет интерес к иностранным, он имеет сбалансированный словарный запас из разных сфер жизнедеятельности. Ребенок должен грамотно вести диалог, использовать простые и сложные предложения, придерживаться этикета в общении, получать удовольствие от чтения, уметь свободно пересказать прочитанное, декламировать небольшие стишки, иметь представление о буквах, звуках, словах и предложениях.

Интеллектуальная неготовность ребенка непосредственно приводит к неуспешности в обучении, он не понимает педагога и не может выполнить его требований, как результат плохие оценки, отставание в школьной программе. Это может повлечь за собой нежелание ребенка ходить в школу или неприязнь к отдельным предметам.

4. Социально-психологическая готовность ребенка

Она тоже играет огромную роль в подготовке к школе. Она предполагает формирование и приятие новой социальной роли – школьника, которая выражается в серьезном отношении к школе, к учебной деятельности и учителю.

Старших дошкольников привлекает внешний аспект школьной жизни (новая форма, портфель, ручки и т.п.), но все же большинство детей стремятся учиться. Если ребенок не готов принять социальную позицию школьника, то даже при наличии необходимых знаний и умений, высокого интеллектуального развития ему будет сложно адаптироваться к школе.

Позитивное отношение к школе часто связано с информацией, которую детям предоставляют взрослые. Очень важно объяснить и подготовить ребенка к тому что его ждет в школе и желательно доступным для него языком, вовлекать, и открыто отвечать на интересующие ребенка вопросы. Это поможет не только сформирование позитивное отношение и интерес к предстоящей учебе, но и правильное отношение к учителю и другим ученикам, умению быстро и легко устанавливать взаимоотношения. Иными словами, это поможет ребенку адаптироваться, подружиться с новым коллективом, научит действовать совместно с другими детьми, уступать и при необходимости защищаться.

И так мы видим, что подготовка к школе очень трудоемкий процесс, который является испытанием, как для родителей, так и для юних учеников. Необходимо учитывать множество аспектов, психологическую, мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. Совокупность этих компонентов способствует успешной учебной деятельности ребенка, его быстрой адаптации в новых условиях и безболезненному вхождению в новую систему отношений.

Любите и берегите себя!

Диагностика психологической готовности шестилетних детей к обучению в школе:

  • Определение мотивационной готовности к обучению в школе
  • Определение умственной готовности к обучению в школе
  • Элементарные математические представления и навыки.
  • Определение эмоционально-волевой готовности ребенка к школьному обучению

1. Определение мотивационной готовности к обучению в школе

Мотивационная готовность включает в себя:

1) желание учиться, занять новую социальную позицию школьника; правильные, адекватные представления о школе, о будущей учебной деятельности;

2) познавательную активность, познавательное отношение к окружающей действительности.

Своеобразие мотивационной готовности у ребенка можно установить при помощи беседы (беседа проводится индивидуально).

Задание 1. Вопросы для беседы по определению желания ребенка учиться в школе и его представлений о школе.

Ответы детей анализируются, устанавливается 3 уровня мотивационной готовности:

1 ур. - высокий;

2 ур. - средний;

3 ур. - низкий.

1 ур. - Высокий уровень. К этой группе относятся дети, стремление которых стать школьниками, желание учиться основано на адекватном представлении о школе. Например, дети отвечают: «Все должны учиться в школе, чтобы, когда вырастешь, хорошо трудиться»; «Кто хорошо в школе учится, потом сможет стать летчиком, врачом»; «Чтобы хорошо учиться, надо стараться; все время слушать учителя»; «Очень хочу пойти в школу сейчас, в школе учатся дети, в ней учат читать, писать, считать»; «В школе дети слушаются учителя, стараются делать уроки правильно, аккуратно».

2 ур. - Средний уровень. К этой группе относятся ответы детей, стремление которых стать школьниками основано на поверхностном представлении о школе, на отдельных частных, конкретных впечатлениях: «В школе много детей, там интересно, учительница ставит детям отметки»; «Мне купили уже форму и портфель (ранец)»; «В школе лучше, чем в детском саду, не надо спать, после уроков можно бегать во дворе, сколько хочешь»; «Не надо есть манную кашу»; «Ученики в школе сидят за партами, слушают учителя, который рассказывает им сказки, показывает разные картинки, на переменах играют в разные игры».

3 ур. - Низкий уровень. Дети имеют как будто бы правильное представление о требованиях, которые предъявляет школа, хотят учиться в школе, но дают неопределенные ответы типа: «Там весело», «Там интересно»; относятся к школе с робостью и даже страхом: «Я боюсь, что не услышу, что говорит учительница» и «Наверное, не сумею сделать то, что учительница скажет»; «В школе очень трудно, много уроков, я не знаю, хочу ли я идти в школу»; «В школе все большие, а я маленькая»; «Не хочу идти в школу».

Задание 2. Ребенку дается набор картинок игрового, бытового, учебного содержания, ему предлагается выбрать самые интересные и пояснить свой выбор.

Анализ по уровням:

1) отдает предпочтение учебным сюжетам (Высокий - В);

2) выбирает игровые и учебные сюжеты в равной мере (Средний - С);

3) отдает предпочтение игровым сюжетам (Низкий уровень - Н).

Задание 3. Познавательное отношение к окружающему миру, познавательная активность детей может быть установлена следующим образом.

Ребенку предлагается два коротеньких рассказа:

Задание 4. Ребенку дается новая игра (дидактическая, конструктор и др.), ничего не говоря об игре и не давая никаких заданий. Поведение ребенка анализируется следующим образом:

1) пытается установить, как играть в игру, что можно делать, с ней, проявляет самостоятельный поиск (Высокий уровень);

2) проявляет интерес к игре, но руководствуется лишь обыкновенным, стандартным использованием предметов (Средний уровень);

3) проявляет обыкновенный интерес, удовлетворяется поверхностным ознакомлением (Низкий уровень).

2. Определение умственной готовности к обучению в школе

Умственная готовность определяется степенью осведомленности ребенка об окружающем, его кругозором, представлениями о живой и неживой природе, о некоторых социальных явлениях, системностью этих представлений, уровнем развития познавательной деятельности (внимание, восприятие, память, мышление, речь), наличием предпосылок для формирования учебной деятельности (умение принять задание, инструкцию и самостоятельно руководствоваться ею, выполнять правила), степенью овладения некоторыми элементарными навыками осуществлять звуковой анализ слова, чтение (побуквенное, по слогам или связное, словами), вычислительные навыки, подготовленность руки к письму.

Задание 1 - на выявление степени осведомленности ребенка об окружающем.

Высокий уровень системности знаний будет у тех детей, которые назовут много объектов, сразу же классифицируя их. Например: «Животные бывают дикими и домашними. К домашним относятся: собака, кот, корова, лошади, куры, кролики. К диким - лиса, волк, еж, заяц, белка, медведь».

Средний уровень системности знаний будет у детей, которые назовут достаточно много объектов, но без упорядочивания на классы.

Низкий уровень системности знаний имеют те дети, из ответов которых видно, что ребенок знает мало объектов, не классифицирует их без специального задания.

Задание 3 - на выявление знаний об отношениях, связях между явлениями.

1. Я начну называть месяцы, а ты продолжишь: июль, август.

2. Назови по порядку дни недели.

3. Из чего выпекают хлеб? Откуда берется мука? Откуда берется зерно?

4. Какое время года иногда может показаться похожим на другое? Чем?

Различия в степени осведомленности у детей:

¦ высокий уровень - у ребенка есть четкие представления, он свободно и правильно выражает их в речи;

¦ средний уровень - у ребенка есть представления, но в речи он выражает их скудно;

¦ низкий уровень - у ребенка бедный запас представлений - единичные, разрозненные - и он с трудом о них сообщает.

Задание 4 - на умение пользоваться некоторыми эталонами (образцами) форм.

Рассмотри эти фигуры. Как они называются? Что у нас в комнате похоже на первую фигуру? Хорошо. А на вторую? Хорошо. А теперь что похоже на третью фигуру?

Рассмотри эти фигуры. В какие группы их можно объединить?

Задание 5 - на классификацию карточек лото.

Набор карточек лото. Вопрос ребенку: «Что здесь лишнее?»

1. Морковь, свекла, огурец, яблоко, помидор, капуста.

2. Книга, тетрадь, карандаши, пенал, чашка на блюдце, ручка.

Задание 6 - на ориентировку в пространстве.

Воспитатель (учитель) и ребенок сидят лицом друг к другу. Воспитатель спрашивает, где у ребенка правая рука, затем предлагает игру:

«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я буду показывать и рассказывать, что у меня справа, а затем ты покажешь и расскажешь, что у тебя справа. Затем - слева, спереди, сзади, сверху. У меня справа окно, цветы, картина. А что у тебя справа?»

Задание 7 - на понимание относительности некоторых признаков (большой, маленький).

Послушай рассказ об утенке.

«Как-то на лужайке подошла к утенку коза: "Ой, какой же ты маленький", - сказала она утенку. Утенок отбежал от козы и слышит, в траве жук жужжит: "Ого, какой большой утенок!" Утенок призадумался: "Большой я или маленький?"»

Помоги утенку ответить на этот вопрос.

Задание 8 - дидактическая игра «Что запомнил?»

Взрослый выставляет перед ребенком 12 предметов: банку, блюдце, вазочку, колечко, башенку, звонок, конус, кубик, шар, чашку, молоточек, цилиндр. Предлагает ребенку запомнить предметы. Затем забирает предметы.

Ребенок должен вспомнить, что стояло на столе.

Высокий уровень - ребенок называет все предметы, группирует их.

Средний уровень - называет на два предмета меньше, ошибается в группировке.

Низкий уровень - называет половину предметов, не может группировать их и не пользуется группировкой при запоминании.

Задание 9 - загадка об овощах.

«Мама пошла на огород (в магазин) и принесла корзину овощей. Рассмотрела и увидела, что в названии каждого из них есть звук "К". Какие это были овощи? Назови их».

Высокий уровень - дети правильно называют 8-10 видов овощей, например: картошка, капуста, морковь, петрушка, кабачок, баклажан, лук, укроп и т. д.

Средний уровень - дети дают правильный ответ после оказания помощи воспитателем, учителем (называют 8-10 овощей с помощью воспитателя).

Низкий уровень - называют все овощи, которые знают, если и называют 1-2 овоща с буквой «К», то не выделяют необходимый звук «К». Не выделяют ни овощей, ни фруктов, иногда молчат и не могут ничего сказать.

3. Элементарные математические представления и навыки. Ребенок должен овладеть прямым, обратным и порядковым счетом, знать место числа в натуральном ряду, состав числа, выделить способ решения задачи.

4. Определение эмоционально-волевой готовности ребенка к школьному обучению

Эмоционально-волевая готовность ребенка к обучению в школе определяет умение регулировать свое поведение, преодолевать посильные трудности. Основными показателями эмоционально-волевой готовности являются определенная степень сформированности произвольности психических процессов (восприятие, память, внимание), навыки самостоятельности, достаточно быстрый темп работы, овладение основными правилами поведения, умение правильно реагировать на оценку выполненного задания, умение ребенка оценивать свою работу.

Задание 1- индивидуально.

Ребенку дают тетрадь в линейку (для первоклассников) и предлагают написать во всех строчках (рабочих, их нужно показать) косые палочки и черточки, чередуя палочку с черточкой. В верхней строчке дан образец задания.

Примеры задания в тетради:

написать такие же палочки и черточки в тетради;

продолжить в строчке зигзагообразную линию;

продолжить в строчке волнообразную линию.

На выполнение этого задания дается пять минут, но о том, что время фиксируется, детям не сообщают.

В процессе выполнения ребенком задания выясняется:

1) умеет ли ребенок самостоятельно рассмотреть образец, прежде чем начать работу;

2) замечает ли он неудачу в выполнении и как он на это реагирует;

3) обращается ли за помощью;

4) пытается ли оставить задание неоконченным;

5) как реагирует на оценку своей работы.

Анализ результатов выполнения данного задания показывает, что одна группа детей правильно выполняет задание и успевает заполнить всю страницу; вторая группа детей правильно выполняет задание, однако успевает заполнить меньше; третья группа очень плохо выполняет задание, допускает ошибки, но тоже быстро заполняет всю страницу; четвертая группа выполняет задание медленно и с ошибками.

Задание 2 - «Кружки».

Умение слушать и удерживать в памяти инструкцию; строить свои действия согласно предварительной инструкции: «Дети, слушайте задание. Я сначала вам объясню, а затем вы будете выполнять. Будьте внимательны, так как я буду объяснять только один раз.

Нарисуйте 10 кружков. Считая слева направо, заштрихуйте 3-й, 6-й, 9-й кружки, а остальные оставьте как есть, чистыми».

Задание дается несколько раз в течение учебного года (в начале учебного года, в середине, в конце); задание остается то же, меняется лишь порядок заштриховки кружков.

Анализ выполнения задания:

¦ высокий уровень - рисует 10 кружков в ряд, 3-й, 6-й, 9-й заштриховывает, остальные чистые.

¦ средний уровень - рисует 10 кружков в ряд, три из них заштрихованы, но место определено неправильно.

¦ низкий уровень - рисует 10 кружков, заштрихованных нет; рисует больше или меньше кружков.

Задание 3 - «Узор» (способность определить принцип построения ряда на основе выделения его элементов).

Анализ выполнения задания:

¦ высокий уровень - ребенок продолжает рисовать узор в соответствии с образцом;

¦ средний уровень - продолжает узор, но нарушает чередование;

¦ низкий уровень - рисует узор отдельно, узор рисует под образцом; не продолжает образец, рисунок не соответствует образцу.

Задание 4 - «Графический диктант» (умение строить свою деятельность по прямому заданию взрослых, соразмеряя индивидуальный темп выполнения задания с тем, который задается).

Воспитатель предлагает графический диктант, постепенно усложняя задания.

Анализ выполнения задания:

¦ высокий уровень - ребенок точно выполняет действия по заданию взрослого;

¦ средний уровень - ребенок выполняет действия с ошибками, сбивается с ритма;

¦ низкий уровень - ребенок выполняет действия неправильно, сходство отсутствует.

Задания «Кружки», «Узор», «Графический диктант» проводятся как одно занятие, которое длится 8-10 минут. Примерный конспект такого занятия приведен в конце данного раздела.

Задание 5- «Сложи сам» (выявление целенаправленности, активности в достижении цели, умения преодолевать трудности).

Ребенку дают части бумажного круга (из твердого картона или плотной бумаги). Бумажный круг разрисован в виде блюдца. Блюдце разрезают на неравные части. Ребенку говорят, что «вот блюдце (тарелочка) разбилось на осколки, его надо собрать».

В начале учебного года - 6 частей «осколков».

В середине учебного года - 12 частей «осколков».

В конце учебного года - 18 частей «осколков».

Анализ выполнения задания:

¦ высокий уровень - ребенок активно ищет решения, преодолевает трудности, самостоятельно выполняет задание. Доволен, готов играть еще;

¦ средний уровень - ребенок составляет блюдце, время от времени обращаясь за помощью взрослого или ожидая подтверждения правильности своих действий со стороны взрослого. Доволен окончанием работы;

¦ низкий уровень - с готовностью берется за складывание частей блюдца, но при первых же трудностях отказывается от работы. Все время просит помощи, действует не думая, с заданием не справляется.

Готовность к общению со сверстниками и учителями

Готовность ребенка к общению предполагает умение строить свои отношения со сверстниками и учителями.

Эти сведения учитель может получить у воспитателя детского сада : умеет ли ребенок согласовывать свои желания и интересы с интересами других детей, умеет ли принимать участие в совместной игре или других видах деятельности, робок, пассивен или же активен в общении со взрослыми.

Особенности общения ребенка выясняются и при беседе с родителями : как ведет себя ребенок в игре, легко ли входит в контакт со сверстниками, какие при этом возникают трудности, на какие роли претендует в игре.

Развитие у детей различных форм общения - важная предпосылка адаптации ребенка в классном коллективе, формирования правильных взаимоотношений со сверстниками и учителем.

Особенности общения детей изучаются в процессе наблюдений за детьми во время игр и занятий :

  • легко входит в контакт, умеет организовать игру и подчиняться другому организатору;
  • сравнительно легко входит в контакт, но умеет только подчиняться, робок, боязлив;
  • в контакт с детьми входит с трудом, чаще проводит время один.

Кроме того, можно применить метод оценки ребенком рассказов-коллизий , содержанием которых являются различные поступки детей.

Примеры коротких рассказов-коллизий, которые можно обсудить с(по данным С. В. Проскуры).

Задание 6.

1. Сережа играл в «пароход». Он был капитаном, а с ним играл его друг Вова. Им было интересно. Вдруг Сережа услышал, что плачет Витя. «Вова, - спросил он друга, - почему Витя плачет?» - «А пусть себе ревет, у него Колька забрал машину, я видел. Поплыли дальше. Поревет и перестанет».

Расскажи, что ты думаешь о друзьях. Какими тебе кажутся Сережа и Вова? А как бы поступил ты?

Особенности общения детей и их отношение к сверстникам можно выяснить при анализе с детьми поступков персонажей художественных произведений для детей .

Психологические тесты

Наряду с представленными специальными методиками, раскрывающими готовность ребенка к школе со стороны какой-либо одной сферы его психики, могут быть использованы и методики довольно общего характера, а также психологические тесты.

Методика «Беседа» .

¦ выявление объема знаний об окружающем мире;

¦ выявление особенностей количественного и качественного словарного запаса;

¦ сформированность мотивов учебной деятельности;

¦ степень эмоциональной ориентации и коммуникативной готовности;

¦ уровень познавательной активности.

Предлагается вербальный материал в виде вопросов.

1. Хочешь ли ты идти в школу?

2. Как ты готовишься к школе?

Психологическое тестирование проводится индивидуально, в спокойной обстановке, в присутствии одного из родителей. Прямая подсказка как со стороны психолога, так и со стороны родителей не допускается.

Задания теста Керна-Ирасека

Задание 1. Рисование человека.

Ребенку дается лист бумаги и карандаш. Дается следующая инструкция: «Нарисуй мужчину (дядю) так, как умеешь». 5 баллов: у нарисованной фигуры должна быть голова, туловище, конечности. Туловище должно быть соединено с головой, на голове должны быть волосы или головной убор, уши; на лице - глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Признаки мужской одежды;

4 балла: выполнение всех требований, как при оценке в 5 баллов. Возможны три отсутствующие части: шея, волосы (головной убор, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица;

3 балла: у фигуры должны быть голова и туловище с конечностями. Каждая конечность должна быть нарисована двумя линиями. Могут отсутствовать шея, уши, волосы, одежда, пальцы рук, ступни ног;

2 балла: примитивный рисунок головы и конечностей. Каждая конечность изображена одной линией;

1 балл: отсутствует ясное изображение туловища и конечностей;

0 баллов: каракули, нет частей тела.

Задание 3. Срисовывание группы точек (10 точек, см. образец).

Инструкция: «Посмотри, что здесь нарисовано, попробуй это перерисовать». Подсказка не рекомендуется.

Задание 4. Рисование узора под диктовку.

Инструкция: «Рассмотри внимательно клеточки листочка. Покажи маленькую клетку. Найди угол клетки. От этого угла клетки веди карандашом вверх, вниз». Если все правильно, то начинается диктант. От исходной точки веди карандашом одну клетку вверх, одну клетку направо, одну клетку вниз, потом еще направо и т. д. Получается следующий узор.

Затем испытуемый рисует под диктовку узор вниз. Качественные критерии:

Задание 5. Воспроизведение слов на слух.

Инструкция: «Я буду читать (произносить) несколько слов. Ты внимательно слушай их и воспроизведи те, которые запомнишь». Читается два раза ряд слов с паузой 3-4 секунды: ДОМ, РУКА, КОШКА, ШУМ, ВЕСНА, МЯЧ, СОЛНЦЕ, СОЛЬ, РЕКА, СЕМЕНА. Качественные критерии:

5 баллов: если ребенок воспроизводит 8-10 слов;

4 балла: если ребенок воспроизводит 6-7 слов;

3 балла: если ребенок воспроизводит 3-5 слов;

2 балла: если ребенок воспроизводит 1-2 слова;

0 баллов: если ребенок не воспроизводит ни одного слова или называет 1-2 слова с ошибками (САРАЙ, ЩУКА, ЗИМА и т. д.).

Задание 6. Определение длины слова (не видит ли ребенок за словом предмет?).

Инструкция: «Я произнесу по два слова, а ты определи, какое слово длинное» (больше произносится). Предлагаемые пары слов: карандаш-карандаши, усик-усы, кот-котенок, червяк-змея, рука-солнце, дом-комната, мама-папа, брат-сестренка, кошка-окошко.

Качественные критерии:

5 баллов: если правильно определяет 7-8 и больше пар слов;

4 балла: если правильно определяет 5-6 пар слов;

Задание 7. Решение арифметических задач.

Ребенку предлагается 10 палочек-считалочек и решение следующих задач:

а) разделить шесть палочек на равные части (3 + 3, 2 + 2 + 2);

б) все 10 палочек разделить на неравные части (больше и меньше);

в) сложить две и одну палочку и получить ответ;

Уровень готовности шестилеток к школе

  • Психология: личность и бизнес

Поскольку в психологии пока нет единого понимания психологической готовности к обучению в школе разные авторы: Л.И.Божович, И.В.Дубровина, А.В.Запорожец, Е.Е Кравцова, Н.Г.Салмина, Г.Витцлак, Й.Шванцара и другие предлагают различные ее структуры.

Готовность к школе включает ряд взаимных компонентов. Так известный чешский психолог Й.Шванцара выделяет умственные социальные и эмоциональные компоненты психологической готовности.

Немецкий психолог Г.Витцлак относит к таким компонентам определенный уровень умственного развития, способности к концентрации, выносливости, определенные уровни стремления к достижениям, развитие интересов, способностей к обучению, а также социального поведения.

Российские психологи, определяя структуру психологической готовности к школьному обучению, исходят, прежде всего, из того, что она многокомпонентное образование. У истоков такого подхода стояла Л.И.Божович, которая выделяла несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность образования в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы.

Она указывала, что психологическая готовность складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности и познавательных интересов, готовность к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

Эту точку зрения разделял А.В.Запорожец, включивший в психологическую готовность к школе особенности мотивации личности ребенка, уровень развития познавательной и аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий.

Н.Г.Салмина выделяет произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности. Кроме того, она обращает внимание на уровень сформированности знаковой функции как характеристики, включающие особенности общения, умение совместно действовать для решения поставленных задач, развитие эмоциональной сферы.

Таким образом, психологическая готовность - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

Существуют и другие подходы к определению структуры психологической готовности детей к школе. Например, Е.Е.Кравцова основной упор делает на роль общения в развитии ребенка и выделяет 3 сферы: отношение к взрослому, к сверстникам и к самому себе.

Психомоторную (функциональную);

Интеллектуальную;

Эмоционально-волевую;

Мотивационную;

Личностную;

Социально-психологическую готовность.

Не вызывает сомнения, что любой компонент структуры как и вся структура в целом, важны как для того, чтобы успешная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношения. Под психомоторной (функциональной) готовностью понимают соответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций условиям и задачам школьного обучения. Функциональная готовность ребенка свидетельствует об уровне общего развития, его глазомера, пространственной ориентации, способности к подражанию, а также о степени развития сложно-координированных движений руки. К психомоторной готовности следует отнести те преобразования, происходящие в детском организме, которые способствуют повышению его работоспособности и выносливости, большей функциональной зрелости. Среди них в первую очередь требуется назвать:

1. Возрастное, на протяжении всего дошкольного детства сбалансированность процессов возбуждения и торможения позволяет ребенку более длительное время сосредотачивать свое внимание на объекте своей деятельности, способности формированию произвольных форм поведения и познавательных процессов;

2. Развитие мелких мышц руки и зрительно-моторных координаций - создает основу для овладения действиями письма;

3. Совершенствование механизма функциональной асимметрии мозга, активизирует становление речи как средства познания и вербально-логического мышления.

Интеллектуальная готовность предполагает приобретение ребенком определенного запаса конкретных знаний, понимание общих связей, принципов, закономерностей; развитость наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, творческого воображения, наличие основных представлений о природе и социальных явлениях. Ребенок, поступающий в школу должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, сравнивать их, видеть сходное и отличное, рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

В интеллектуальную готовность включается:

1. запас знаний об окружающем мире, важен не только их объем, но и качество (правильность, четкость, обобщенность).

2. представления, отображающие существенные закономерности явлений, относящиеся к разным областям действительности.

3. достаточный уровень развития познавательных интересов - интереса к новому, к самому процессу познания.

4. определенный уровень развития познавательной деятельности, психических процессов.

а) сформированность сенсорных эталонов.

б) качество восприятия - умение планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства.

в) качество мышления - умение сравнивать, рассуждать, делать выводы.

г) определенная степень децентрации мышления

д) высокий уровень развития наглядно-образного и образно- схематического мышления, позволяющего вычленять наиболее существенные свойства и отношения между предметами действительности. Служит основой для формирования логического мышления и усвоения учебных знаний в школе.

е) развитие воображения.

5. начало формирования произвольности психических процессов.

6. развитие речи.

Особое место занимает овладение дошкольником некоторыми специальными знаниями навыками: грамотой, счетом, решением арифметических задач.

Эмоционально-волевая готовность. Достаточный уровень развития у ребенка эмоционально-волевой сферы - важная сторона психологической готовности к школе. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающей старших дошкольников является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы сразу же придя в первый класс включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Эмоционально- волевая готовность включает в себя:

1. произвольность поведения, рождается в ролевой игре, позволяет ребенку подняться на более высокую ступень развития.

Д.Б.Эльконин выделил проявления произвольного поведения как необходимые предпосылки учебной деятельности, обозначив следующие параметры:

Умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определенному способу действия.

Умение ориентироваться на заданную систему требований.

Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.

Умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

2. формирование основных элементов волевого действия, постановка цели, принятие решения, построение плана действия, его выполнение, проявление определенного усилия в случае преодоления препятствия, оценка результатов своего действия.

3. начало развития дисциплинированности, организованности, самоконтроля и других волевых качеств.

3. новый характер эмоциональности детей по сравнению с более ранним возрастом. Повышается сдержанность и осознанность в проявлениях эмоций, устойчивость эмоциональных состояний. Ребенок учится управлять своим настроением, а иногда маскировать его, становится более уравновешенным. Разворачиваются процессы эмоциональной децентрации, которые реализуются по двум линиям: расширение круга предметов сопереживания и сочувствия, опосредование идентификации и соучастия социальными принципами и правилами.

4. позитивный эмоциональный настрой, положительное отношение к школе, учению, самому себе.

Личностная готовность - является стержнеобразующим компонентом. Она включает в себя:

1. Формирование готовности к принятию новой социальной позиции положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, выражается в желании стать школьником, на появление которого влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими.

В итоге у ребенка формируется внутренняя позиция школьника. Л.И.Божович отмечает, что новая позиция ребенка изменяется, становится со временем содержательнее. Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни - портфель, пеналы, ручки. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановки, желание приобретать новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою работу отметки.

2. мотивационная готовность - соподчинение мотивов, наличие в поведении общих и моральных мотивов.

Большое место в формировании мотивационной готовности к школьному обучению Л.И.Божович уделяла развитию познавательной потребности. Познавательная потребность означает привлекательность самого содержания получаемых в школе знаний, интерес к процессу познания. Существенный момент мотивационной готовности к школьному обучению - произвольность поведения и деятельности, то есть возникновение у ребенка такой сферы потребностей и мотивов, при которой он становится способным подчинять свои непосредственные импульсивные желания, сознательно поставленным целям. В качестве важнейших мотивационных новообразований дошкольного возраста выделяются следующие: сознательное соподчинение мотивов, возникновение их иерархии, а также появление новых по своему строению опосредованных мотивов. Эти новообразования - важнейшая предпосылка школьного обучения. В качестве важного новообразования дошкольного возраста Д.Б.Эльконин и Л.И.Божович указывают на возникновение моральных качеств, чувства долга.

3. начало формирования самосознания и самооценки. Ребенка отличают глобальное переживание собственной ценности, вера в возможность быта еще лучше, то есть возможность самосовершенствоваться.

Продуктивная учебная деятельность предполагает его адекватное отношение к своим способностям, результатам работы, поведению. Если самооценка школьника завышена и недифференцирована, нельзя говорить о личностной готовности к обучению.

Социально-психологическая (коммуникативная готовность) к школе означает наличие таких качеств, которые помогают первокласснику строить отношения с одноклассниками, учиться работать коллективно. Умение общаться со сверстниками поможет ему включиться в совместную работу на уроке. По мере взросления старшего дошкольника все больше начинает привлекать мир людей, а не мир вещей. Он пытается проникнуть в смысл человеческих отношений, тех норм, которые их регулируют. Следование социально приемлемым нормам поведения становится для ребенка значимым, особенно если оно подкрепляется положительным окликом со стороны взрослых. Это становится содержанием общения ребенка с ними.

Поэтому коммуникативная готовность очень важна со взрослыми в ходе обучения в школе. Этот компонент психологической готовности предполагает сформированность двух характерных для рассматриваемого возраста форм общения:

1. вне ситуативно-личностное общение с взрослым, которое формирует у ребенка умение внимательно слушать и понимать его, воспринимать в роли учителя и занимать по отношению к нему позицию ученика. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются, напротив стараются исправить ошибку.

2. общение с детьми, специфические отношения с ними. Учебная деятельность по сути своей - коллективная. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия необходимо для общения с одноклассниками, помогают войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность - общие мотивы поведения, усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям, умение установить и поддерживать взаимоотношения со сверстниками - формируется в совместной деятельности дошкольников.

Все рассмотренные составляющие психологической готовности к обучению достигают определенного уровня сформированности у старшего дошкольника и продолжают развиваться, когда ребенок приступает к систематической учебной деятельности в школе.

В процессе систематического обучения в школе к организму детей младшего школьного возраста предъявляются повышенные требования. Известно, что семилетние (а особенно шестилетние) дети обладают целым рядом морфологических, физиологических и психологических особенностей, которые определяют их высокую чувствительность и меньшую устойчивость к неблагоприятным внешним воздействиям, более низкий уровень работоспособности и повышенную утомляемость. Чтобы ребенок мог успешно учиться и выполнять свои школьные обязанности, он к моменту поступления в школу должен достичь определенного уровня физического и психического развития («школьной зрелости»).

Специальные исследования показали, что «неготовыми» к школе оказываются дети с некоторыми заболеваниями или функциональными отклонениями в состоянии здоровья, с отставанием биологического возраста или недостаточным развитием некоторых психофизиологических функций, наиболее тесно связанных с учебной деятельностью (уровнем развития психики, речи и моторики - координации движений пальцев рук). Недостаточный уровень готовности к школе детей по психофизиологическим показателям часто сочетается с отклонениями в состоянии здоровья. С другой стороны, чрезмерное напряжение, связанное с выполнением школьных требований, может приводить к переутомлению и ухудшению здоровья детей за счет функциональных нарушений, обострения имеющихся или возникновения новых хронических заболеваний. Все это диктует необходимость определения готовности детей к обучению в школе.

Оценка готовности к обучению проводится комплексно и предусматривает тщательное медицинское обследование (в сентябре- октябре года, предшествующего поступлению в школу) с проведением психофизиологического исследования для определения функциональной готовности детей. Всех детей должны осмотреть педиатр, невропатолог, офтальмолог, отоларинголог, хирург (ортопед) и по показаниям - другие специалисты. Результаты медицинского обследования заносятся в форму № 026/у.

Медицинское обследование позволяет выделить группу риска детей, не готовых к обучению в школе по состоянию здоровья. В нее входят дети с отставанием биологического развития, функциональными отклонениями (невротическими реакциями, логоневрозом, гипертрофией небных миндалин), часто болеющие (более 4 раз в год), длительно болеющие (25 дней и более), с хроническими заболеваниями. Им назначают оздоровительные и лечебные мероприятия и повторно (в феврале-марте) обследуют. Заключение о степени готовности ребенка к школе дает по совокупности данных медико-педагогическая комиссия при детской поликлинике, в которую входят педиатр, врач школы, педагог, логопед.

В первый класс можно принимать детей, которым до 1 сентября текущего года исполнилось 6 лет, с согласия родителей и при наличии заключения медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению (СанПиН 2/4/2/782-99).

Существуют следующие медицинские критерии при обследовании ребенка:

    уровень биологического развития;

    состояние здоровья перед поступлением в школу;

    острая заболеваемость за предшествующий год.

Существует два психофизиологических критерия при обследовании ребенка:

    результаты выполнения теста Керна-Ирасека;

    качество звукопроизношения.

Психофизиологическое обследование детей проводится с целью выявления у них отставания в развитии школьно-необходимых функций: моторики, аналитических и синтетических функций коры головного мозга (тест Керна-Ирасека) и речи (качество звукопроизношения).

Не готовыми к обучению считаются дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, указанные в перечне медицинских показаний к отсрочке поступления в школу детей шестилетнего возраста, отстающие в биологическом развитии, выполняющие тест Керна-Ирасека с оценкой 9 баллов и более, а также имеющие дефекты звукопроизношения.

Существуют следующие медицинские показания к отсрочке поступления в школу детей шестилетнего возраста:

1) заболевания, перенесенные на протяжении последнего года:

    инфекционный гепатит;

    пиелонефрит;

    миокардит неревматический;

    менингит эпидемический, менингоэнцефалит;

    туберкулез;

    ревматизм в активной форме;

    болезни крови;

    острые респираторные вирусные заболевания 4 раз и более;

2) хронические заболевания в стадии суб- и декомпенсации:

    вегетососудистая дистония: по гипотоническому (артериальное давление - 80 мм рт. ст.) или гипертоническому (артериальное давление - 115 мм рт. ст.) типу;

    ревматический или врожденный порок сердца;

    хронический бронхит, бронхиальная астма, хроническая пневмония (при обострении или отсутствии стойкой ремиссии в течение года);

    язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, хронический гастрит, хронический гастродуоденит (в стадии обострения, с частыми рецидивами и неполной ремиссией);

    анемия (при содержании гемоглобина в крови 10,7-8,0 г%);

    гипертрофия небных миндалин IIIстепени;

    аденоидные вегетации IIIстепени, хронический аденоидит;

    тонзиллит хронический (токсико-аллергическая форма);

    эндокринопатия (зоб, сахарный диабет и пр.);

    неврозы (неврастения, истерия, логоневроз и пр.);

    задержка психического развития;

    детский церебральный паралич;

    травма черепа, перенесенная в текущем году;

    эпилепсия, эпилептиформный синдром;

    экзема, нейродермит (при распространении кожных изменений);

    миопия с наклонностью прогрессировать (более 2,0 диоптрий).

Методические рекомендации к проведению теста Керна -Ирасека. Тест Керна-Ирасека - ориентировочный тест «школьной зрелости» - может проводиться индивидуально или одновременно у группы из 10-15 детей. Каждому ребенку дается чистый лист нелинованной бумаги. В правом верхнем углу исследователь указывает имя, фамилию, возраст ребенка и дату исследования. Под рабочий лист подкладывается лист плотной бумаги. Карандаш кладется так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой.

Рис. 5.7. Результаты теста Керна-Ирасека:

а - первое задание; б - второе задание; в - третье задание (цифрами указаны баллы)

Тест состоит из трех заданий:

    рисунок человека;

    срисовывание короткой фразы из трех слов («он ел суп»);

    срисовывание группы точек.

Лицевая сторона листа отводится для выполнения первого задания. К первому заданию дается следующая инструкция: здесь (каждому показывается, где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю) так, как сумеешь. Дальнейшее объяснение, помощь или предупреждение по поводу ошибок и недостатков рисунков запрещаются. На любой встречный вопрос ребенка нужно отвечать: «Рисуй так, как ты умеешь». Разрешается подбодрить ребенка, если он не может начать работу, следующим образом: «Видишь, как ты хорошо начал, рисуй дальше». На вопрос, можно ли нарисовать «тетю», необходимо объяснить, что все рисуют «дядю». Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ему ее нарисовать, а затем попросить, чтобы он рядом нарисовал мужскую фигуру. После того как ребенок закончит рисунок, рабочий лист переворачивается. Обратная сторона делится горизонтальной линией примерно пополам (это можно сделать заранее).

Для выполнения второго задания необходимо приготовить карточки размером 7-8 см на 13-14 см, на которых пишется рукописная фраза «Он ел суп». Вертикальный размер строчных букв составляет 1 см, заглавных - 1,5 см. Карточка с фразой кладется перед ребенком чуть выше рабочего листа. Второе задание формулируется следующим образом: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это перерисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать, где) напиши так же». Если кто-нибудь из детей не рассчитает длину строки и третье слово у него не будет помещаться на строке, то следует подсказать ребенку, что нужно написать его выше или ниже.

Карточки указанного выше размера следует приготовить и для выполнения третьего задания. После выполнения ребенком второго задания первую карточку у него отбирают и на ее место кладут вторую, на которой изображено 10 точек, расположенных таким образом, чтобы острый угол пятиугольника, образованного точками, был направлен вниз. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали - составляет 1 см, диаметр точек - 2 мм.

К третьему заданию дается следующая инструкция: «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам (сама) нарисовать такие же в нижней части листа (показать, где)».

Каждое задание оценивается от 1 балла (наилучшая оценка) до 5 баллов (наихудшая оценка). Примерные критерии оценки каждого задания по пятибалльной системе показаны на рис. 5.7.

При первом задании:

1 балл - у нарисованной фигуры (мужчины) должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея. Она должна быть не больше, чем туловище. На голове должны быть волосы (возможна шапка или шляпа), уши, на лице - глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Есть признаки мужской одежды;

    2 балла - выполнены все требования, как при оценке 1 балл. Могут отсутствовать три части: шея, волосы, один палец руки. Но не должна отсутствовать какая-либо часть лица;

    3 балла - у фигуры на рисунке должна быть голова, туловище, конечности. Руки, ноги нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни ног;

    4 балла - примитивный рисунок головы с конечностями. Каждая конечность (достаточно лишь одной пары) изображена одной линией;

    5 баллов - отсутствует ясное изображение туловище и конечности. Каракули.

При втором задании ориентируются на следующие критерии:

    1 балл - срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы больше образца не более чем в два раза. Они образуют три слова. Строка отклоняется от прямой линии не более чем на 30°;

    3 балла - буквы должны быть разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы четыре буквы;

    4 балла - с образцом схожи хотя бы две буквы. Вся группа букв имеет еще видимость письма;

    5 баллов - каракули.

При оценке третьего задания применяют следующие критерии:

    1 балл - точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигуры. Увеличение возможно не более чем вдвое;

    2 балла - возможно незначительное уменьшение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изображение кружков вместо точек;

    3 балла - группа точек похожа на образец. Может быть нарушена симметрия всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, повернутого вверх или вниз вершиной. Может быть меньшее или большее количество точек (не менее 7, но не более 20);

    4 балла - точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественно. Другие изображения (например, линии) недопустимы;

    5 баллов - каракули.

Сумма баллов при выполнении трех заданий представляет общий результат исследований.

Исследование качества звукопроизношения (наличие или отсутствие дефектов звукопроизношения). Ребенку предлагается по картинкам последовательно перечислить вслух предметы, в названии которых встречаются буквы «Р», «Л», «С», «3», «Ц», «Ж», «Ч», «Щ» в начале, середине и конце слова, например:

    «рак, ведро, топор»;

    «лопата, белка, стул»;

    «заяц, коза, воз»;

    «цапля, яйцо, огурец»;

    «жук, лыжи, нож»;

    «шишка, кошка, мышь»;

    «чай, бабочка, ключ»;

    «щетка, ящерица, плащ».

Наличие дефектов в произношении хотя бы одного из исследуемых звуков указывает на невыполнение задания.