Корабль на прокат и путешествие по франции. По каналам франции

День 1: Тулуза

День 2: Кастелнодари - Вильпент - Брэм


Наше путешествие начинается!

Кастелнодари

Вильпент

Брэм


День 3: Вильсекланд - Каркассон - Требе


День 4: Марселет - Ла-Редорт - Пюишерик - Ом


День 5: Аржан-Минервуа - Рубья - Параза - Вентенак



День 7: Коломбье - Фонсеранс


День 8: Безье


День 9: Кассафир - Монпелье





    Тулуза с ее красивым историческим центром является одним из наиболее ярких и самобытных городов страны. Здесь в одинаковых пропорциях смешались испанские, баскские, аквитанские, лангедокские, провансальские и французские традиции. После прилета и трансфера в гостиницу, мы все встретимся за ужином в этом очень французском городе - будем общаться, знакомиться, обсуждать планы предстоящей поездки. При желании вы сможете прогуляться по живописным улочкам Тулузы или же отдохнуть перед дорогой в отеле.

    Наше путешествие начинается! Утром выезжаем в порт. Здесь нам будет необходимо оформить несколько формальностей в офисе речных барж и пройти инструктаж. А как же иначе?:)) После этого мы ненадолго заглянем в местный супермаркет и, наконец, отправимся в плавание.

    Кастелнодари также известен, как столица “рагу” и мясного ассорти. Местный специалитет готовится из белой фасоли, шпека, колбасок и ветчины. Но многие повара экспериментируют и с бараниной, и с уткой, и с индейкой. Вместе с местным вином - это просто “на отлично”. Загляните в прекрасный Гран Басси: пруд, построенный в 17-м веке, чтобы увидеть уток, лебедей и красивую церковь на горизонте. В центре города есть несколько действительно хороших ресторанов.

    Вильпент - небольшая симпатичная деревушка. В Средние Века здесь сквозь скалу был пробит речной канал. Он до сих пор действует. Интересно посетить церковь 14-го века или просто ничего не делать, сидя, сложа руки, в одном из ресторанов в центре города. Или совершить короткую велосипедную поездку вдоль берега. А можно и то, и другое, и третье одновременно.

    Брэм привлекает к себе внимание красивым местеположением в окружении виноградников. Дома, построенные в круговом стиле, расположены концентрическими окружностями вокруг храма. Брэм находится в самом сердце “страны катаров”, а на холмах не вдалеке от города можно заметить руины многочисленных замков.


    Вильсекланд - здесь находится один из природных исторический памятников - большой старый вяз, один из последних во Франции. Каркассон - тут расположено одно из самый больших и красивых средневековых зданий Европы: огромная крепость Каркассон, основанная в 13 веке. Крепостные стены длиной три километра, 52 башни. Исследуйте ее и познакомьтесь с ее историей. Заберитесь на одну из ее высоких стен, чтобы полюбоваться прекрасным видом на долину. Требе. Остановка обязательна. Здесь можно поужинать в одном из местных ресторанов, предварительно посетив церковь Сент-Этьен, построенную в 14 веке. Здесь находится мост-канал, по которому проплывают все баржи.

    Марселет - еще один теплый и идиллический городок в окружении пышной зелени. Здесь можно прогуляйться по виноградникам и насладиться красивыми пейзажами. Ла-Редорт – небольшой, но красивый и зеленый городок, расположившийся прямо на берегу Канала. Здесь можно прогуляться по одной из пешеходных троп в окрестностях города или отведать блюда местной кухни в одном из ресторанов. Средневековый речной туннель для барж действует до сих пор. Пюишерик -в окружении пышной растительности Пюишерик производит впечатления идилической деревни с красивой исторической церковью. Ом - остановка здесь необходима, чтобы сходить в центр города, и посмотреть на украшенные цветами улицы, а также на старую римскую часовню 11-го века.

    Аржан-Минервуа - красивый маленький городок, типичный для региона Минервуа. Город строился вокруг замка, заложенного в 14 веке. Отсюда открывается красивый вид на Канал и реку Од. Маленькая деревушка Рубья очаровывает своей красивой приходской церковью. Рядом с деревней - лес, куда можно сходить на прогулку. Параза является типичной южной деревушкой с разноцветными домами, уютно расположившимися вдоль берега Канала. Местная достопримечательность - заброшенная ветряная мельница. Уже по мере приближения к Вентенаку зрителю открыватеся величестванная панорама средневекового замка с расположившимся у его подножья города. На берегу канала можно продегустировать и купить понравившееся вино. Вентенак в народе называют Сказочным городом, в котором всегда много посетителей.

    Сомай – еще одна деревушка, где можно полюбоваться красивыми старинными домами, полностью заросшими плющем. Это прекрасное место, чтобы раствориться на время в местной идилии, отрешившись от суетного мирского. Книголюбов тут ждет сюрприз - один необычный книжный магазин.., да и музей шляп работает без выходных! Кэпестан - красивая деревушка, известна своей великолепной средневековой архитектурой. Строилась она вокруг внушительного размера Соборной церкви в 14-м веке. Рядом со шлюзом - дом, в котором когда-то жил архиепископ города Нарбонна. Посещение местного винодельческого хозяйства Domaine de Guery.

    Коломбье - это место славится церковью Сен-Сильвестр, известной своим убранством. Ночью сад перед домом священника освещен и идеально подходит для романтической прогулки. Здесь же находятся руины римского “опподиума” – военного укрепления, возраст которого уходит далеко вглубь истории, к 6-му веку до нашей эры. Главная достопримечательность городка – полукруглая средневековая гавань для барж. А вот и большая достопримечательность Канала дю Миди – каскад из девяти шлюзов Фонсеранс. Сооружение, построенное архитектором Пьер-Поль Рике в 17 веке, имеет самый большой перепад высот на Канале. Отсюда баржи поднимаются на высоту 25 метров. Как вверх, так и вниз.

    Безье - очаровательный городок, второй по значимости на Канале дю Миди. Здесь нельзя упустить возможность полюбоваться прекрасной архитектурой. Особенно впечатляет Кафедральный собор Сен-Назер. В центре города - пешеходная зона, где находится “площадка поэтов”. А еще здесь есть Музей изящных искусств. Порт Кассафир - приветливое и спокойное местечко с множеством велосипедных дорожек. Близость к Испании придает местной архитектуре, культуре и кухне особый колорит: поистине, космополитичное место, в момент притягивающе располагающее к себе. В нескольких минутах ходьбы от порта находятся золотые пляжи этого района Средиземноморья.

    Здесь мы расстаемся с нашим “плавучим отелем”. Этот день мы проведем в Монпелье. Это столица региона Лангедок-Руссильон. Город расположился на холмах в 10 километрах от Средиземного моря (а 2000 лет назад море плескалось у подножия города). В Монпелье чувствуется расслабленность и нега юга ― на улицах растут пальмы, а местные жители проводят вечера за столиками уличных кафе. Самая подходящая атмосфера для финального дня нашего путешествия, правда?:)) В завершении прогулки - трансфер в аэропорт, вылет на Родину. До свидания, Франция!

») в 6-ти странах - Франции, Ирландии и Польше.

Во всех них в период примерно между падением Римской империи (которая строила хорошие дороги) и новым временем (когда опять стали строить хорошие дороги), товары перевозили по разветвлённой сети каналов, соединяющих судоходные реки. Ну, кроме Польши - каналы на территории современной Польши, конечно, остались от германского государства Пруссии.

Мы едем в Бургундию. Locaboat весь месяц до поездки забрасывает письмами каждую неделю: от первоначального маршрута уже ничего не осталось, потому что баржа - не машина, их мало и Locaboat пытается состыковать всех желающих туристов в daisy chain длиной в сезон: каждому сдавшему пенишет клиенту должен соответствовать клиент, который в том же порту пенишет заберёт и поедет дальше

Добираться - самолётом куда-нибудь в Лион или Женеву, потом TGV, TGV, локальный поезд и, наконец, такси. Вечер застаёт в замке и утро застаёт в замке - ура booking.com, airbnb.com и всем таким, ещё 15 лет назад это всё не было так просто

Выходим из замка навстречу приключениям

* * * Loisy * * *

Порты, в которых сдают баржи, разные - где-то они громадные и похожи на средиземноморские марины забитые яхтами, где-то прямо вдоль каменной набережной города, а нам в качестве порта отправления достаётся что-то в кустах в 17 километрах на такси от ближайшего города. Зато дешёво, тихо и удобно для первого выхода в реку

На 2-х часовом инструктаже показывают все рычаги и кнопочки, учат вязать и отвязывать речной узел, парковаться задом, под 45° и проходить шлюз. 2 часа и ты речник

Лодку выдают после обеда, а по темноте ходить нельзя (и шлюзы закрываются в 19:00). Ночуем на борту в этой середине сельского nowhere, зато, спасибо джетлагу, следующий рассвет весь наш

У Locaboat есть услуга купить еды по вашему списку на неделю речного похода, но французы всё продалбывают, будем искать Casino или Carrefour по дороге

Отвязываемся и не без волнения выходим (жёлтый шланг и нержавеющая крышка рядом нужны для заправки водой). На фото виден целый леер, мы снесём его при первой же самостоятельной парковке задом (покрыто полной страховкой)

* * * река Сей (Seille) * * *

Рулевой узел забавный - почему-то из датчиков расходных материалов есть только заполненность бака со стоками. Спидометра нет (ориентируешься по оборотам, максимальная скорость в канале 6 км/ч, на реке 12 или 15 км/ч, забыл), шкалы запаса хода нет (ориентируешься на сообщение сотрудника Locaboat, что дизеля хватит на неделю «точно»), остатка воды нет (надо заправлять воду каждый день)

220В есть только в порту, если порт оборудован 220В. На ходу и автономной стоянке есть только 12В от генератора или аккумулятора

Пенишет:

Когда движешься вперёд, баржа рулится просто, надо только учитывать инерцию. Больше ход - проще и точнее рулить. Когда движешься назад, руление совершенно контринтуитивное - на одновинтовой барже большое и непонятное возмущение вносит вращение гребного винта

Трафик плотный

* * * Шлюзы * * *

Шлюз налево, порог направо. Налево плыви, направо не плыви. Надо понимать, что шлюзы на таких малых реках всегда обходят естественный порог на котором установлена мельница или завод эпохи до паровых двигателей

Мельница бывает такая:

или такая:


MT263633H

Завод:

Все шлюзы на Сей открываются вручную

Есть большие ручки-колёса чтобы открывать ворота, а есть маленькие ручки над воротами открывать в воротах окошки, чтобы наполнять или спускать закрытый шлюз. Ленивым и неопытным нелегально помогают местные безработные за пару евро

Приезжают вместе со всей семьёй на шлюз на весь день и собирают за день до полтинника, наверное

Заходишь в шлюз (рулить аккуратно, помогать баграми), закидываешь канаты на кнехты, закрываешь ворота, открываешь окошки…

Всем bonjour! Отчитываюсь об июньских приключениях.

О путешествии на плавсредстве «Стремительный пипец» в веселом формате а-ля Ноев ковчег, обильно приправленном вином и бегом – только приличные подробности.

Плавсредство

Место проживания и способ передвижения в этом путешествии отличались оригинальностью. Это жилая баржа , во Франции их называют penichette . По устройству очень похожа на , только вместо дорог передвигается по каналам.

Размеры барж бывают разными – самые маленькие рассчитаны на 2-3 человек, самые большие – на 10-12. Для нашей с п битой семейной команды потребовалась именно такая посудина типа Ноев ковчег.

Как арендовать?

Два крупнейших оператора, у которых можно взять напрокат penichette во Франции (также базы есть и в других странах Европы) – Locaboat и Le Boat . Мы пользовались услугами Locaboat – все удобно, без нареканий. У них есть красивый и информативный сайт .

Сразу отвечу на распространенный вопрос: чтобы арендовать баржу, лицензия на управление в большинстве европейских стран, в том числе во Франции, не требуется (а вот в Германии нужна).

Честно признаться, в момент, когда наш «Стремительный» упорно шел на таран большого прогулочного судна в узком канале, у меня были смутные сомнения в обоснованности такой свободы нравов. Шучу: на самом деле, чтобы повредить свое или чужое плавредство при скромной скорости передвижения penichette, нужно сильно постараться. К тому же, есть страховка.

Управление

Несмотря на то, что я умею водить и падающий мотобайк, и автодом размером с грузовичок, и всякое праворульное, сесть за руль штурвал плавредства желания не возникло. С виду все просто (дальше следует краткий пересказ в изложении блондинки – не судите строго). Есть штурвал, передний и задний ход и «подрульки», с помощью которых можно слегка сдвигать нос вправо или влево.

Шок-открытие №1: тормоза нет (понимаю, что здесь судоводители громко ржут). Чтобы затормозить, дается задний ход.

Шок-открытие №2: в воде у почти 15-метровой тяжелой посудины совершенно дикая инерция. В итоге ничего похожего на вождение штуковин на колесах по дороге. Баржа сначала долго думает, а потом внезапно плывет куда хочет, по ходу дела норовя долбануться кормой.

Утешительное с гендерно-шовинистическим оттенком: управление вполне способен освоить любой нормальный мужчина. Просто в первый день будет страшно-весело.

А вообще, самый важный орган управления баржей – это багор в крепких руках, а лучше – два, с каждой стороны. Это такая палка с крюком, которой можно от чего-нибудь отталкиваться, особо незаменима в шлюзах и узких местах.

Плывет (пардон, идет) баржа со скоростью 8-12 км/ч , поэтому сразу получила гордое имя «Стремительный». Впрочем, довольно быстро название было честно дополнено, и получился «Стремительный пипец».

Что внутри?

Заглянем на борт? Здесь есть все для тесного, но комфортного проживания – четыре спальные каюты (в каждой кровать, шкаф, умывальник), большая лаунж общая зона со столом и диванчиками, совмещенная с кухней и капитанским мостиком, два туалета, два душа.

На кухне – все, что требуется для готовки и принятия пищи, от холодильника, газовой плиты и духовки до бокалов и кофейных чашечек.

Здесь так и просится цитата: «А теперь со всей этой фигней мы попробуем взлететь» (с).

Снаружи полно места для бездельников отдыха – столик и скамейка на носу, большая «терраса», где удобно загорать и припаркованы велики, просторная корма.

Все это добро (кроме газовой плиты и духовки) работает от электричества. На ходу – от двигателя, на стоянке в марине – подключается к стационарной электрике, во время автономной стоянки – от аккумулятора (отдельного, не того, от которого запускается движок).

Бак для воды на 700 литров, пополняется на стоянках. Есть бойлер, т.е. горячая вода. Короче, полный комфорт, но в душе полчаса не постоишь, конечно.

Места для ночевок

Ночевать можно в маринах – на оборудованных стоянках со швартовочными столбиками, где обычно есть подключение к воде и электричеству, часто – санблок с туалетами и душами, иногда – стиральные машинки и прочие опции. Что-то вроде для корабликов.

На некоторых стоянках пользование удобствами бесплатно, где-то нужно платить (от 5 до 15 евро за ночь в зависимости от размеров судна).

«Дикая» ночевка на природе тоже разрешена. Для швартовки в нецивилизованных условиях на барже имеются штыри и молоток для их забивания в землю.

Маршрут

Для путешествия была выбрана Западная Бургундия – каналы, прилегающие к Луаре. Старт и финиш – в городке Briare , где у Locaboat расположена одна из баз.

Добираться сюда достаточно быстро и удобно – около двух часов прямым поездом из Парижа (ух и скорость у этих поездов, смотреть страшно).

На сайте у оператора расписаны все возможные варианты маршрутов из каждой точки – с указанием направленности (природа, архитектура, вино, купание и т.п.), длительности, ходовых часов, количества шлюзов и т.п. Заранее можно заказать атлас каналов по выбранному региону, где отмечены стоянки, шлюзы, мосты и прочие полезности.

Маршруты бывают как круговые, так и туда-обратно. В нашем случае круговой не вписывался по времени, поэтому сплавали из Briare в Nevers и обратно .

По пути останавливались и гуляли в небольших городках и деревнях – настоящая французская провинция, атмосферно как в кино.

Достопримечательность Бриара — Pont Canal de Briare , акведук с каналом через Луару. Построен в 1890 – 1896 тем самым Эйфелем, самый длинный в Европе – 662 метра. Плыть по мосту над рекой – забавное ощущение.

Каналы

Большинство каналов в этом регионе построено в период с 17 по 19 век, чтобы соединить Луару и Сену. Тогда каналы активно использовались для грузоперевозок и служили развитию торговли. Сейчас же их назначение исключительно туристическое.

В каналах и вокруг них – сплошная природа: плавают утки и выдры в большом количестве, по берегам скачут олени, и сидят крупные цапли. Одного оленя, который не мог выбраться из канала, пришлось даже спасать (выжили все – и олень, и спасатели). Рыбы много, но чтобы ловить ее, положено купить лицензию.

Вода в каналах для купания не пригодна – в ней слишком много органики (включая и…хм…то, что сливается с жилых барж), цвет и вид не слишком привлекательны. Но неприятных запахов нет. Подходящие для купания водоемы отмечены в атласе, но попадаются не на всех маршрутах.

Движение в каналах не слишком оживленное, наслаждаться тишиной и единением с природой никто не мешает если только вы не умудрились взять с собой пятерых детей. Встречные радостно машут, приветствуя друг друга. Не махали только с одного судна – которое «Стремительный» пытался протаранить.

Расходясь со встречными и проплывая мимо пришвартованных корабликов, принято снизить скорость до 6 км/ч, дабы не потревожить чужой отдых волнами.

По берегам то природа, то поля с коровками-лошадками, то шикарные шато, то живописные развалины. Неспешно проплываешь (тьфу, проходишь) мимо всего этого, рассматриваешь, вокруг поют птички, в холодильнике ждет очередная бутылка вина и вонючий сыр – идиллия.

Шлюзы

Чтобы не совсем спиваться расслабляться, в каналах понатыканы шлюзы. На нашем маршруте их было 44, это не очень много. Работают шлюзы с 9 утра до 6 вечера с перерывом на обед.

Шлюзование занимает в среднем минут 10-20 в зависимости от глубины. Большинство шлюзов на нашем маршруте – механические, обслуживаются смотрителями. Но пару раз попадались и автоматические.

Алгоритм этого бодрящего процесса примерно следующий:

  • подплываем к шлюзу, ждем, если он закрыт, заходим, если открыт
  • швартуемся (кто-то из команды выходит на берег либо помогает шлюзовщик)
  • входные ворота закрываются (автоматически или вручную, работником шлюза с помощью представителя команды)
  • в шлюзовую камеру набирается либо спускается вода, в зависимости от того, «вверх» идем или «вниз». При этом нужно держать швартовы, постепенно стравливая (во набралась словечек!) и контролируя, чтобы плавредство не долбанулось о стенку (а колбасить его может ощутимо)
  • уровень воды в шлюзе выравнивается с тем, куда нам надо, следующие ворота открываются, снимаем швартовы, выходим

В целом, ничего сложного, особенно когда процесс уже отлажен.

Быт

Образ жизни при путешествии на барже по французским каналам размеренно-неспешный с элементами сибаритства и отчетливым кулинарно-питейным уклоном.

Утро начинается с похода или поездки на велосипеде в ближайшую буланжери – за свежими круассанами, багетами и прочей умопомрачительной антизожной выпечкой на завтрак. Там же попадаются молодые сыры и вкуснейшие паштеты – пойдет под вино на ланч.

Традиционный кофе на корме и к 9 можно отчаливать. Шлюзы работают с 9 утра до 6 вечера с перерывом с 12 до 13. Обед для французов – святое.

Самые ответственные – за штурвалом и на вахте, бездельники – медитируют на окружающие красоты, иногда прерываясь на шлюзы, юнги – играют в настольные игры или читают. В 12 остановка на ланч где-нибудь в живописном месте.

После обеда снова немного плывем и гуляем в приглянувшихся городках.

Кстати, о велосипедах . Их прокат – дополнительная опция, но она того стоит. На великах удобно ездить за покупками и на разведку по окрестностям, а также можно высаживать особо буйных пассажиров, чтобы они размялись и устали.

В 6 вечера движение по каналам прекращается, и снова есть время на прогулки и посиделки с едой и вином (у себя или в местных ресторанчиках).

Бег

Наконец-то добрались до тематики блога. Как оказалось, такой формат путешествия неплохо совмещается с пробежками.

С учетом шлюзования баржа передвигается даже чуть медленнее, чем бегун, поэтому самый простой способ выделить время на тренировку – бежать, пока она плывет. Главное, заранее договориться о месте встречи. Название населенного пункта, куда нужно было попасть, я записывала на бумажку и брала с собой на случай, если заблужусь и придется обращаться к местным жителям. Запомнить и правильно воспроизвести все эти французские «10 букв пишется – 2 звука слышится» шансов нет, а на английском в провинции говорят очень слабо.

Пробежала длительную 19 км, пару фартлеков и несколько легких – как для путешествия вполне нормально и почти по плану.

Во многих местах вдоль каналов проложены отличные велодорожки , бегать по ним – сплошное удовольствие. Если дорожка отсутствует, обычно неподалеку есть местная дорога с очень умеренным движением, где тоже комфортно, хоть и не так красиво. Автомобилисты у них пуганые, при виде бегущего по обочине человека притормаживают и аккуратно объезжают по встречке. Даже как-то неудобно.

Длительная из Lere в Menetreol началась с того, что я по доброй традиции блуканула, и первые километра три ползла по колено в грязюке по местами затопленной лесной дороге. Спугнула оленя и французского фермера. Зато дальше была практически беговая идиллия.

Вот так это выглядит с баржи. На длительной я ее обгоняю – в кои веки почувствовала себя быстрой 🙂

Жестокая правда жизни: несмотря на то, что все 10 дней я усиленно изображала из себя спортсмена и даже умудрялась тренироваться по плану, вес и пульс уверенно росли. Вино, круассаны, багеты, сыры и прочая прекрасная французская еда – непобедимы (и однозначно того стоят, особенно в хорошей компании).

Хотите получать обновления блога на почту? .

Почему бы не поступить нестандартно и во время путешествия вместо автомобиля не взять напрокат... небольшой корабль?
И отправиться в трип по стране. Например, по Франции.
Ведь как выглядит обычное путешествие, к которому привыкло большинство туристов?
Прилетели в аэропорт. Там либо встречает трансфер туроператора и дальше отель-экскурсии-прогулки-оплаченная программа, либо трансфер-отель-бассейн-пляж-достопримеча тельности, либо берем машину на прокат и дальше ездим по интересующим городам и достопримечательностям, либо третий вариант, но без машины на прокат.
А здесь кораблик!
Ну а что, почему бы и нет? Почти как на машине, только здесь у тебя и отель, и кухня, и средство передвижения.


2. Поучаствовать в этом, не совсем привычном путешествии нас пригласил ведущий в Европе туроператор речных круизов на комфортабельных катерах с самостоятельным управлением - компания LeBoat .
LeBoat работает является частью TUI Group - крупнейшего в мире туристического холдинга и на сегодняшний день обладает самым большим в Европе флотом комфортабельных речных катеров, которые можно арендовать для круизов по каналам, озерам и рекам 9-ти стран Европы: Франции, Германии, Англии, Ирландии, Шотландии, Италии, Бельгии, Голландии, Польши.
Мы для своего путешествия выбрали Францию, вернее ее южную часть - дельту реки Рона.
Свои катера мы забирали в Сен-Жиле, где находится одна из баз LeBoat.

3. Этот комфортабельный Vision 4 стал нашим домом на 4 дня. Благо, здесь есть все условия для того, чтобы путешествие было легким и приятным.
Кстати, мне было очень интересно сравнить эти речные катера с парусными яхтами, на которых я путешествую несколько раз в год.

4. Главное отличие от привычных мне интерьеров и внутреннего устройство парусных яхт - наличие пространства, благо компоновка подобных катеров это позволяет.
Вдоль правого борта идет коридор, в который выходят двери четырех двухместных кают.

4. Каюта хоть и небольшая по площади, но значительно превосходит каюты на парусных яхтах.
Кровати можно как составить вместе, так и оставить раздельными.
Над кроватью небольшая полка, в каюте индивидуальное освещение, климатическая установка, шкаф для вещей, розетка 220В и собственный санузел

5. На этом катере четыре санузла с душем - в каждой каюте. Туалет оснащен электрической системой очистки, а не ручной помповой, как это обычно бывает на парусниках.

6. Пульт управления климатической системой

7. Важным моментом, который делает этот вид путешествий интересным для туристом является то, что компания позволяет брать эти катера на условиях индивидуального управления. Т.е. фактически, как автомобиль на прокат - без водителя (капитана). Управление довольно простое, специально обученный человек проводит короткий инструктаж и все, можно отправляться в путь.

8. Системой жизнеобеспечения управляет компьютер. Он показывает остатки пресной и технической воды в баках, уровень заряда аккумуляторных батарей, подзарядку их с помощью дизель-генератора и т.д.

9. В передней части очень просторный салон с кухней. Здесь вполне комфортно могут разместиться 8 человек. Отсюда можно попасть как в каюты, так и на верхнюю палубу

10. Кухня оборудована газовой плитой, СВЧ-печью, холодильником. Здес же ТВ с плоским экраном и ДВД-проигрыватель.
В нижних ящиках вся необходимая посуда как для приготовления пищи, так и для ее приема.

12. Наш первый завтрак.
Думаю, представлять никого не нужно. Слева направо Ирина Русакова, менеджер TUI-Россия, alexcheban , lovigin , anton_petrus , macos , я и sergeydolya

13. Речная сеть на юге Франции по протяженности, наверное, не меньше, чем автомобильная.
В средние века Рона и ее притоки были вообще основным транспортной артерией региона.
Так что, неудивительно, что здесь так развито малое речное судоходство

14. Вдоль рек и каналов расположено огромное количество городков и поселков, тысячи домов построены чуть ли не прямо на воде, а около каждого из них пирс для моторного катера. Точно как автомобильная парковка перед домом. Только с другой стороны

15. Помимо рек, в регионе Лангедок-Руссилльон огромное количество каналов, соединяющих реки, озера и пруды.
Круизные катера передвигаются, как правило, именно по каналам.
Все дело в том, что для управления катером на реке нужна специальная шкиперская лицензия, а для упралвения по каналам - нет. Так что взять катер в аренду может, по сути, любой совершеннолетний турист.

16. Круиз на речном катере напоминает неспешную прогулку или трип на велосипеде.
Катер движется со скоростью около 10 км/час, что позволяет расслабиться под тентом и наслаждаться видами по сторонам

17. В первый день меня удивляло, что в таких нешироких каналах совершенно спокойно ходят катера практически вплотную к берегу.
Оказывается, специальные службы следят за каналами - за их глубиной, очисткой дна и берегов.
Так, например, специальный трактор удаляет молодые побеги кустарников, которые могут в дальнейшем стать помехой движению катеров.

18. Автомобильно-речной трафик.

19. В дельте Роны просто огромное количество прудов и озер.
Здесь даже расположен биосферный заповедник Камарг, известный во всем мире (в нем я побываю буквально на следующей неделе, так что ждите оттуда репортаж)

20. Во многих городах оборудованные десятки километров пристаней и причалов для тысяч моторных катеров и лодок, как частных, так и круизных

21. В середине апреля Франция встретила нас приятной весенней погодой, так что можно было наслаждаться окружающими видами в шортах и футболке.

22. Не переживайте, этот велосипед alexcheban не привез с собой из Киева. Этор одна из опций, которую можно заказать при аренде катера. Кстати, опция очень классная, ведь прибыв в очередной город, ты отправляешься прогуляться по нему и посмотреть достопримечательности. Одно дело, когда ты швартуешься прямо в городе, как, например, в , другое дело, когда до интересующей точки нужно добираться, кк, наприме, к Магелонскому аббатству

23. Многие местные жители используют катера как дома и как средства передвижения.

24. Берега каналов в Эг-Морте

25. Нам не зря рекомендовали взять с собой бинокли и телевики. Здесь просто огромное количество птиц

26. Они довольно спокойно относятся к человеку, так что их можно снимать довольно с близкого расстояния

27. Серая цапля на охоте

28. - Бобер, смотри, бобер! - закричал Петрусь.
- Эх ты, это же ондатра...

29. Эту чайку можно было чуть ли не рукой потрогать, когда мы проплывали в нескольких метрах от нее. Правда, такая может и цапнуть.

30. Помимо птиц, хватает здесь и других летающих...
A320 Air Arabia, взлетающий из Монпелье

31. А этот товарищ уже отплавал свое...

32. Что можно увидеть во время речного круиза по югу Франции?
Во-первых, красивые пейзажи. Фактически, не выходя их дому, можно полюбоваться и рассветом...

33. ... и закатом.

34. Города. Грамотно выстроив маршрут, можно чередовать несколько часов неспешной прогулки по каналу с пешими прогулками по средневековым крепостям и городкам

35. В регионе много виноделен, шато и аббатств.

36. Это вьезд в Магелонское аббатство

37. Единственное, в чем могут во время такого круиза возникать сложности, это со швартовкой.
Все-таки, нужны определенные навыки и понимание алгоритма действий.
Но одна-две швартовки, и все происходит на автоматизме.
Особенно, когда есть три лишние лошадиные силы в дополнение к подрульке двигателя

38. Ну а после швартовки... Можно и в ресторан. Или на частную винодельню на дегустацию.
Но это уже совсем другая история...

Поездка в Лангедок-Руссильон организована российским представительством

October 27th, 2017 , 10:19 pm

Сооруженные в позапрошлом столетии каналы в течение многих десятилетий играли для Франции важную транспортную роль. Но к середине XX века, с развитием автомобильных и железных дорог, многие грузовые баржи остались без работы. Тогда возникла идея возить на них туристов. Попробовали – получилось. Сегодня круизы на баржах по каналам Франции и других европейских стран – один из необычных видов речного туризма.

Давайте и мы отправимся в пятидневное путешествие на барже по Франции. Знакомьтесь: Madeleine, или «Мадлен». Что вы говорите? А, это ее корма.

«Мадлен» – представитель нового поколения круизных барж. Это уже не переделанное грузовое судно, а полноценный круизный теплоход, построенный три года назад под габариты французских каналов. Название «баржа» здесь уже просто дань традиции. Длина судна – 39 метров, ширина – 5 метров, вместимость – 22 пассажира и 6 членов экипажа.

В корпусе баржи – одиннадцать небольших, но удобных пассажирских кают.

В надстройке расположились салон, бар (он же – стойка информации) и ресторан. Все рядом, как дома.

Перед надстройкой – прогулочная терраса, причем аж с настоящим джакузи.

А на самой верхней палубе, точнее, на крыше надстройки – прогулочная терраса, которая обычно закрыта из-за низких мостов.

Путешествие начинается в небольшом городке Лагард. Отданы швартовы, и «Мадлен» неторопливо уходит в туманное утро.

Строительство канала Марна – Рейн, по которому проходит круиз, было закончено в 1853 году. Мы держим путь в Страсбург, но, отправься мы в противоположную сторону, через много дней добрались бы по системе каналов до Парижа или до какого-нибудь другого уголка Франции. В XIX веке каналы были важными грузовыми магистралями для страны. В наши дни каналы потеряли транспортную функцию. Их существование – это скорее традиция, на радость владельцам небольших плавсредств и пассажирам круизных барж.

На канале много шлюзов. Грузовые, а ныне круизные баржи строились строго под их габариты.

Баржа движется примерно со скоростью пешехода, а вдоль канала проложены дорожки, поэтому ничего не стоит покинуть судно в одном из шлюзов, прогуляться вдоль канала, и вернуться на борт в следующем шлюзе.

Рубка баржи перед прохождением низкого моста полностью утапливается в надстройку. Вот наша баржа с рубкой…

… а через минуту рубки уже нет. Капитан Камиль управляет баржей с помощью переносного пульта. При необходимости он может вообще уйти с этим пультом с верхней палубы, и управлять судном из любого помещения.

Благополучно миновав мост, «Мадлен» аккуратно заходит в шлюз. Это непростая задача: ширина баржи ненамного меньше ширины шлюзовой камеры. За пультом – капитан, а на баке готовится подавать швартовы старший помощник капитана Йоселин.

Капитан доволен работой. Впрочем, эта работа для него вполне обыденна, ведь всего на маршруте от Лагарда до Страсбурга – сорок один шлюз.

Причем если по ширине шлюзы примерно одинаковы, то по высоте они порой сильно отличаются. Один из шлюзов на нашем пути – самый глубокий в западной Европе. Его глубина составляет пятнадцать метров.

Приближаемся к этому шлюзу… Что же там внутри, за воротами?

А там – узкая и высокая шлюзовая камера. Ощущение, что мы буквально пролезаем в щель.

Наверху оказался рыбак. «Что поймал?» – «Да ничего не поймал».

Туман рассеялся, и канал предстает во всей своей осенней красе. Встречного движения нет. Ветра нет. Скорость – четыре километра в час. Ощущение легкой прогулки.

Французские круизные суда, и баржи в том числе, хороши еще и вот чем. К обеду здесь подают два сорта сыра, новые каждый день. Перед тем, как поставить сыры нам на стол, директор круиза Мелани и официантка Элизабет коротко рассказывают о них.

И хотя я редко пишу о еде в круизах, но сыры – это не только еда. Это часть культуры Франции, и обойти ее невозможно. Итак, сегодня у нас Сент-Мор-де-Труен, нанизанный для вентиляции на соломинку мягкий сыр из козьего молока, покрытый корочкой плесени. Он прибыл из долины Луары. Еще у нас сегодня нормандский сыр Ливаро, обмотанный полосками высушенных листьев рогоза.

После обеда останавливаемся в совсем маленьком городке с головоломным названием Ксауаксанж, откуда едем в соседний Сарребург.

Полный городских скульптур Сарребург показался мне очень симпатичным.

Францисканская часовня (единственное, что осталось от большого монастыря XIII века) украшена витражным окном Марка Шагала «Мир», которое было изготовлено в 1976 году.

По соседству с часовней расположился музей современного искусства. Его центральным экспонатом является одноименное с витражным окном полотно Шагала «Мир».

В соседних залах выставлены работы Пикассо и нескольких современных авторов.

Покорила же меня старинная фарфоровая капуста XVIII века. Я был абсолютно сражен и долго не мог от нее отойти: прикидывал, как бы ее отсюда незаметно вынести. И хотя это, конечно, шутка, но я бы не отказался, чтобы подобный шедевр украсил какой-нибудь наш теплоход.

Не правда ли, она чудесна?

Тихий вечер в безлюдном Ксауаксанже. Здесь мы остаемся до утра.

За этот день мы прошли 27 километров.

Сегодняшний день я называю днем гидротехнических чудес.

Первое чудо самое скромное: это акведук, по которому наш канал проходит над автомобильной дорогой. Привет, автомобилисты! Постараемся не расплескать на вас воду.

Недалеко от Нидервилля встречаем круизную баржу Panache. В отличие от «Мадлен», эта баржа была конвертировала из грузовой, что видно по ее экстерьеру. Собственно, «Мадлен» и «Панаше» – это и есть весь круизный флот канала Марна – Рейн.

Вот и оно. Пусть свободен, можем идти. Но что же это за участок, на котором действует только одностороннее движение? Сейчас мы все увидим сами.

Перед нами – настоящий судоходный тоннель. Этот тоннель считается небольшим: его длина не превышает полкилометра. Сейчас мы в него войдем.

В старые времена баржи были не столь маневренны, как сейчас, и их протаскивали через тоннель с помощью лошадей. Позже лошадей заменили небольшие локомотивы. В наши дни суда проходят тоннели самостоятельно.

Вот он, свет в конце тоннеля! Но впереди у нас – второй тоннель.

Второй тоннель интереснее первого. Во-первых, он длинный: его протяженность почти два с половиной километра. Во вторых, он проходит параллельно с железнодорожным тоннелем, причем если начинаются они рядом друг с другом, то дальше идут уже один над другим.

Баржа движется по тоннелю очень медленно, и мы, пока его проходим, успеваем пообедать. Сегодня у нас знаменитый Рокфор с голубой плесенью из провинции Овернь, и чудесный мягкий Шаурс из Шампаня с толстым слоем белой плесени.

Мы находимся в самой верхней точке маршрута, и теперь будем спускаться вниз. Когда-то следующий участок канала представлял собой крутой, состоявший из семнадцати шлюзов спуск с горы. Вот он, этот спуск, слева по борту…

Но нам туда не надо. Прохождение этого участка занимало уйму времени, и в 1950-е годы рядом с ним построили судоподъемник. Туда мы и направляемся.

Судоподъемник представляет собой лифт, или фуникулер, для судов. Камера судоподъемника – это почти кабина фуникулера.

Судно заходит в камеру, на первый взгляд напоминающую шлюзовую в наполненном состоянии. Но вода не уходит. Вместо этого сама камера вместе с баржей начинает двигаться вниз.

Все происходит быстро и плавно. Находясь на борту спускаемой по склону баржи, действительно ощущаешь себя пассажиром фуникулера.

Через несколько минут мы внизу. Даже жалко, что все так быстро кончилось.

Причаливаем недалеко от судоподъемника, чтобы посетить магазин местных стеклодувов.

Здесь же мастера и работают.

Я лампа.
- Я тоже лампа.
- И я лампа.
- А я сова.
Неловкая пауза.

Теперь нам предстоит шлюзованный участок канала. Кто-то преодолевает его на велосипедах, а кто и пешком. Можно остаться на барже, но как не прогуляться в такую погоду?

Пейзаж здесь уже почти горный.

На ночлег останавливаемся в Люзельбуре. Здесь нас уже ждут наши велосипедисты, они же – мои соседи по столу: Боб из Канады и Ларри и Юлия из Новой Зеландии. Очень позитивные люди, которым я премного благодарен не только за интересные беседы, но и за отсутствие традиционного круизного диалога, происходящего на каждом иностранном судне, где я бываю.

Соседи по столу: «Чем вы занимаетесь?»
Я: «Я работаю в круизной компании».
Соседи по столу: «А, так вот почему вы здесь».
Я, мысленно: «<вырезано цензурой>. Ну сколько можно».
Я, вслух: «Ну, сейчас я здесь, просто потому что люблю круизы».
Соседи по столу, мысленно: «Как это?».

Не спорю, глупейшая ситуация: человеку нравится сфера, в которой он работает.

В общем, этого диалога здесь не произошло. Кстати, в советское время Боб писал диссертацию на тему пассажирского транспорта в северных районах Советского Союза, и в связи с этим в шестидесятые годы изрядно поездил по Советскому Союзу. В его жизни было много советских поездов, самолетов, пароходов, о чем он с удовольствием вспоминает. А главное разочарование из этих поездок? «Гамлет» в Иркутском драматическом театре. Главный герой рядом с остальным актерским ансамблем выглядел неорганично. А вот фильм со Смоктуновским очень хорош.

А так выразительно выглядит памятник жителям Люзельбура, погибшим в первой и второй мировых войнах:

Сегодня мы прошли 20 километров. И каких!

Утренний Люзельбур приятен и располагает к прогулкам. Хотел подняться на гору к руинам местного замка, но дорога оказалась закрыта, а пробираться лесными тропами не стал.

Когда слышишь слово «канал», представляешь что-то узкое и прямое, протекающее по равнинной местности, ну или через город. Но здесь канал проходит через Вогезские горы. Это красиво и необычно. И это снова располагает к прогулке наперегонки с баржей.

Что за сыры у нас сегодня на обед… На обед у нас нормандский Пон-л’Эвек необычной для Франции квадратной формы, по вкусу похожий на более известный Камамбер. Его дополняет сыр Валансе из козьего молока, традиционно изготавливаемый в форме усеченной пирамиды. Легенда гласит, что традиция отрубать верхушку этой пирамиды пошла от Наполеона, воспоминания которого о египетской компании оказались весьма неприятными. Но, думаю, это всего лишь легенда. Производится этот сыр в долине Луары.

Когда заканчиваются горы, канал неожиданно оказывается в центре города. Это Саверн, основанный еще римлянами.

В Саверне мы прощаемся с группой французов из Страсбурга, пожелавших познакомиться с родным краем с борта круизной баржи, но не располагающих временем для участия в полном круизе.

В окрестностях Саверна сохранилась одна из башен линии оптического телеграфа, соединявшего Париж со Страсбургом.

Оптический телеграф появился во Франции в конце XVIII века, и на то время это был самый быстрый способ передачи информации. Депеши передавались по цепочке через систему башен, на крышах которых находились семафоры с подвижными шестами. Использовались 92 сочетания положений шестов. Телеграфисты использовали книгу, в которой на 92-х страницах были записаны почти восемь с половиной тысяч самых употребительных слов, по 92 слова на каждой странице. Сначала передавался номер страницы, потом – номер слова.

Всего на 450-километровой линии Париж – Страсбург были установлены 128 башен. Соседние башни, естественно, находились в зоне видимости подзорной трубы. Сообщение между этими городами проходило за три-четыре часа, что тогда считалось очень быстрым.

Кстати, параллельно со строительством линий оптического телеграфа во Франции русский механик Иван Кулибин изобрел аналогичную «дальнеизвещающую машину», которая была построена в 1794 году. Однако до ее практического применения дело не дошло. Первая действующая линия оптического телеграфа в России появилась спустя тридцать лет. Она соединяла Петербург и Шлиссельбург и служила для передачи данных об условиях судоходства на Неве и Ладожском озере.

Рядом с башней возвышаются руины старинного замка О-Барр, который благодаря отличному круговому обзору называли «Глазом Эльзаса».

За этот день мы прошли всего десять километров. Много это или мало? Если вспомнить, что баржа двигается со скоростью пешехода, то это означает десять километров пешей прогулки по живописной гористой местности. По-моему, совсем неплохо.

Осматриваем уютный центр Саверна с множеством интересных средневековых построек.

Самое большое здание здесь – загородный дворец страсбургского епископа Людовика де Роана. Дворец был построен в 1779 году. Некоторые планы по его достройке и оформлению интерьеров остались нереализованными: помешала революция. Сейчас во дворце располагаются музей, культурный центр и молодежный хостел.

Городской собор строился с XII по XV-й век.

Чуть в стороне от центра сохранилась «общественная прачечная», где в давние времена горожане стирали белье в воде из канала.

Продолжаем путь. Навстречу попадаются не только небольшие теплоходы, но и пары лебедей. Чем не встречный флот?

А к обеду у нас сегодня эльзасский сыр Мюнстер с характерным резким запахом и Брийя-Саварен из Нормандии. Брийя-Саварен покрыт слоем чудесной белой плесени, очень хорош на вкус, весьма калориен и содержит 75 процентов жира. Пожалуй, это лучший из сыров, который я попробовал в этом круизе, хотя любой из них вполне может украсить собой самый изысканный стол.

Снова прогулка вдоль канала. В этот раз получилось сфотографировать «Мадлен» с моста.

Капитан управляет баржей с помощью переносного пульта, и почти не пользуется рубкой. Да и когда ему ей пользоваться? Из-за низких мостов рубка почти всегда опущена на нижнюю палубу, и, кстати сказать, на ней можно кататься как на лифте. А оборудована рубка вполне современно.

Когда рубка-лифт опускается вниз, из нее попадаешь в служебную часть баржи. Здесь находятся каюты экипажа и небольшой камбуз. На камбузе хозяйничает повар Кристоф, в одиночку готовящий еду для экипажа и пассажиров, и неплохо с этим справляющийся.

А как раз сегодня вечером у Кристофа свободное время. Мы останавливаемся в местечке Ватенхейм-Сюр-Зорн, и направляемся в местный ресторанчик, где готовят традиционный эльзасский тарт фламбе.

Тарт фламбе в переводе означает «пылающий пирог». На вид он чем-то напоминает пиццу, а чем-то – хачапури. Однако вкус этого пирога не похож на пиццу или хачапури. Его начинка состоит из мягкого белого сыра, лука и бекона. Все это кладется на тонкое тесто и отправляется в духовку.

Тарт фламбе может готовиться не только с классической начинкой, но и с разными добавками. За вечер мы попробовали четыре вида этого блюда, в том числе тарт фламбе с добавкой швейцарского сыра, с грибами и вегетарианский. Все они оказались очень вкусными.

За день мы прошли 22 километра. Неплохо для почти пешеходной прогулки, не правда ли?

Как вы думаете, что это?

А это длиннющий прицеп к трактору. На нем мы проедем по плантациям хмеля, а потом будем дегустировать славную продукцию местных пивоваров.

Отсюда уже недалеко до Страсбурга. По пути расходимся с настоящей грузовой баржей, каких на каналах Франции осталось совсем мало…

… а потом минуем интересный поворотный мост.

Сыры, сыры… Франция – место где их стоит пробовать, хотя бы как часть истории страны. Их здесь много, почти все восхитительны на вкус, и относительно недороги. А к обеду у нас сегодня оранжевый с резким запахом сыр Лангр из Шампани и твердый сыр Конте из региона Франш-Конте. Это последние из двенадцати чудесных сыров, которые мы попробовали в этом круизе. И хотя кулинарные впечатления от посещаемых мест обычно не кажутся главными, но все же порой они чудесно дополняют впечатление.

Входим в черту Страсбурга. Сначала вдоль канала тянутся аккуратные трех- четырехэтажные дома, а потом баржа оказывается около огромного здания Совета Европы, напротив которого размещается Европейский суд по правам человека.

Здесь уже можно встретить крупное круизное судно с Рейна…

… но круизные суда не могут пройти по каналам в самый центр Страсбурга… А мы – можем. Маленькой баржей быть хорошо.

Уже почти в самом центре Страсбурга расходимся с груженой баржей, и швартуемся к набережной.

Страсбург – прекрасный город с потрясающей центральной частью. О нем надо писать много и обстоятельно, и это уже в другой раз.

Вечером на капитанском коктейле собрались не только гости, но и весь экипаж в составе шести человек. Завтра капитану Камилю предстоит отправиться в Бургундию для перегона круизной баржи Jeanine через всю Францию к месту зимнего отстоя в Страсбурге. На оставшиеся два рейса место капитана Madeleine займет старший помощник Йоселин. Ну а потом навигация подойдет к концу – до следующей весны, когда экипаж соберется вновь.

Сегодня мы прошли рекордные 28 километров, а протяженность всего нашего маршрута составила 107 километров. Обычный речной теплоход преодолеет это расстояние за пять часов, но мы гуляли не торопясь...

Говорим нашей «Мадлен»: «До свидания!». Железнодорожный вокзал отсюда совсем недалеко…

Что сказать в заключение? Я отправился в этот круиз, потому что мне было интересно, что это за круизы – на баржах? И получил огромное удовольствие. Рекомендую ли я такой вид путешествия? Конечно. Главные преимущества здесь я вижу вот в чем.

Во-первых, круиз на барже – это знакомство со страной изнутри, по степени проникновения сопоставимое лишь с велосипедной или даже пешеходной прогулкой.

Во-вторых, баржа маленькая, уютная и удобная. На ней ты чувствуешь себя как дома, а немногочисленные попутчики и экипаж становятся тебе добрыми товарищами.

Интересных всем путешествий!