Мероприятия в очаге коклюша на дому. VII

Карантин при коклюше длится определенное время, которое зависит от наличия иммунитета к возбудителю.

Если среди детей обнаруживается источник поражения, то с этого момента для всех контактировавших рекомендуется исключение из коллектива на срок от 14 до 16 дней. В случае, когда ребенок, больной коклюшем, остается в группе, то проводится общая изоляция на 25 суток.

Для чего вводится карантин при коклюше? Что используется для профилактики инфекции? Для полного понимания картины рассмотрим основные признаки и особенности влияния инфекции на человека.

Заболевание коклюшем имеет особенность, которая проявляется в остром поражении дыхательных путей. Это бактериальная инфекция, передающаяся воздушно-капельным способом, которая определяется наличием возбудителя – коклюшной палочки под названием Bordetella pertussis.

Болеют чаще всего дети раннего возраста с 2 до 7 лет. Это связано с материнским иммунитетом, который передается с рождения до окончания грудного вскармливания. Массовое скопление малышей становится причиной быстрой передачи коклюша. Но для детской инфекции характерна средняя либо легкая форма течения.

Специфическим симптомом бактериального поражения считается тяжелый спазматический кашель, который появляется через 2 недели после заражения (день, когда устанавливается карантин). Но, кроме того, перед острой фазой болезни, в катаральный период коклюша могут проявляться такие признаки как:

  • воспаление носоглотки – насморк, чихание;
  • умеренная температура – повышение показаний до 38-38,5 С;
  • кашель – переходящий в приступы.

Помимо этого, при коклюше поражаются клетки нервной системы, вследствие чего ребенок становится раздражительным и капризным.

У грудничков наличие признаков бактериального поражения коклюшной палочкой несет опасность в виде остановки дыхания, когда спазмы при кашле приводят к нарушению функции легких. В результате чего малыш может погибнуть.

Практически в каждом случае обнаружения коклюша требуется незамедлительная антибактериальная терапия. Тогда врач назначает комплекс препаратов, способных предотвратить наступление острого проявления инфекции в виде серьезных и тяжелых приступов кашля. Такое лечение часто проводится еще до подтверждения точного диагноза, так как лабораторные исследования тканей больного занимают несколько дней. При этом человек с признаками бактериального коклюша отправляется в карантин.

В ходе лечения любой формы заболевания очень важно создать правильные условия для выздоровления, которые реально помогают справиться с недомоганиями:

  • обеспечить больному покой, исключить внешние (звуковые, световые) раздражители;
  • назначить щадящую диету с повышенным содержанием белков – пища не должна быть слишком острой, кислой или сухой, так как это может спровоцировать очередной приступ кашля;
  • регулярно проветривать помещение, гулять на свежем воздухе;
  • соблюдать прием предписанных лекарств;
  • употреблять больше жидкости (компоты, чаи с малиной, липой).

Хорошо наряду с медицинскими препаратами использовать народные средства для облегчения кашля. Один из таких действенных методов следующий: берут горсть сухой горчицы и кладут в носки, которые надевает ребенок.

Очень эффективным будет также компресс из шерстяной ткани, пропитанный смесью из пихтового масла, столового уксуса и камфоры. При соблюдении постельного режима его кладут ребенку на грудь для прогревания.

Первой и главной профилактической мерой при коклюше является изоляция больного от коллектива сроком на 14-16 дней. Если у ребенка заболевание протекает тяжело или с осложнениями, то рекомендуется лечение в стационаре. Карантин при коклюше может быть увеличен до 25 дней с момента возникновения первых признаков инфекции в группе.

При контакте с заразным человеком, больных детей дошкольного возраста необходимо временно отправить на карантин. В целях профилактики проводят вакцинацию иммуноглобулином для тех, кто не был ранее привит АКДС. Бесклеточная вакцина представляет собой три инъекции, которые вводят однократно с перерывом в 1-3 месяца. Она содержит защиту от коклюша, дифтерии и столбняка, и сегодня считается самым эффективным средством профилактики коклюша. Прививку ставят детям возрастом до 5 месяцев подкожным способом. В дальнейшем для поддержки иммунной защиты, потребуется ревакцинация.

Чтобы диагностировать болезнь на ранней стадии, и исключить массовое заражение, при первых признаках коклюша необходимо провести лабораторное исследование. Особому риску подвергаются дети первых месяцев жизни, у которых вирус протекает обычно в тяжелой форме. В остальных случаях детского заболевания прогноз является благоприятным. Обязательной госпитализации в начальной стадии коклюша подлежат такие пациенты:

  • дети до года, не болевшие бактериальной инфекцией;
  • больные до 3 лет из семей с неблагоприятными жилищными условиями;
  • первые заболевшие в детских учреждениях.

Карантин при коклюше составляет 21 день с момента последнего посещения коллектива последним заразившимся ребенком.

Получается, что карантин продлевается, если в школе или саду заболеет кто-нибудь еще. А в основном, врачи рекомендуют лечение в домашних условиях около месяца, а то и больше, так как защитные силы у ребенка при коклюше особенно ослабляются.

Для маленьких деток при коклюше в первую очередь проводят курс витаминотерапии. Применяют такие препараты, как: Пассилат, Мистик, Хромвитал+ и другие. Для восстановления микрофлоры кишечника после приема сильнодействующих антибиотиков, рекомендованы пробиотики (например, Линекс). Из растительных средств для укрепления здоровья подойдут настойка женьшеня, аралии маньчжурской или элеутерококка.

В постболезненный период, который должен длиться не менее 2 недель, очень важное значение имеет режим жизни ребенка. Чтобы исключить повторные приступы кашля, необходимо больше гулять, двигаться, и по возможности, сократить до минимума отрицательные эмоции.

Симптомы коклюша

Коклюш - острозаразное заболевание преимущественно детского возраста, характеризующееся длительными приступами судорожного кашля, поражением дыхательных путей, сосудистой и нервной систем.

Возбудитель коклюша - коклюшная палочка, неустойчивая во внешней среде, очень чувствительна к дезинфицирующим растворам.

Под воздействием рассеянного света выживает не более 2 ч, быстро гибнет при солнечном свете.

Источником инфекции явлется больной человек. Большую эпидемиологическую опасность представляют больные легкой атипичной формой заболевания. Больной человек становится заразным уже с конца инкубационного периода. Особенно интенсивно возбудитель выделяется в начальной стадии (катаральный период), до появления наиболее характерного для данного заболевания симптома - судорожного кашля. В этот период самочувствие больного остается удовлетворительным и он активно общается с окружающими детьми. Больной весьма опасен также в первые 2 нед судорожного кашля, затем заразительность постепенно снижается, к 4-й недате больной практически перестает быть источником инфекции. Носительство в период реконвалесценции и у переболевших отсутствует.

Передача инфекции при коклюше происходит воздушно-капельным путем. Другие пути передачи из-за малой устойчивости возбудителя эпидемиологического значения не имеют. Коклюш распространен повсеместно. В первые месяцы после рождения у детей имеется врожденный иммунитет, полученный от матери. Чаще болеют дети от 1 года до 5 лет. Восприимчивость к коклюшу

Высокая, но ниже, чем при кори. До введения вакцинации коклюшем болели до 70%детей. Среди взрослых встречаются единичные случаи заболевания. Заболеваемость может быть в виде семейных очагов или групповых заболеваний в детских учреждениях.

Сезонность при коклюше после введения профилактических прививок и снижения уровня заболеваемости не выражена. Забор материала производится в течение 2 нед с начала заболевания по способу «кашлевых пластинок» или тампонами. В первом случае чашку Петри с питательной средой (казеиново-угольный агар) помещают на расстоянии 5-10 см от рта больного в момент кашля. Во втором случае забор материала производят специальным изогнутым стерильным тампоном с задней стенки глотки и тут же делают посев на питательную среду. Предварительный ответ может быть получен на 3-й сутки, окончательный - на 5-е сутки.

Профилактика коклюша

Ввиду малой стойкости возбудителя во внешней среде мероприятия по перерыву передачи инфекции ограничиваются регулярным проветриванием помещений в детских учреждениях.

Основной мерой профилактики коклюша является активная иммунизация детей. Плановые прививки проводятся детям в возрасте от 5-6 мес до 6 лет адсорбированной коклюшно-дифтерийно-столбнячной вакциной (АКДС) в установленные сроки ().

Мероприятия в очаге коклюша

Больной коклюшем должен быть изолирован на дому. Госпитализации подлежат дети до 1 года жизни: больные тяжелыми и осложненными формами коклюша; больные, у которых коклюш сочетается с другими острыми и хроническими заболеваниями; дети из дошкольных учреждений, первые заболевшие коклюшем, до образования в этих учреждениях коклюшных групп; дети из семей, проживающих в неблагоприятных санитарно-бытовых условиях; больные из семей, где в квартирах имеются не привитые против коклюша дети.

Изоляция выздоровевших детей продолжается 25 дней при условии 2 отрицательных бактериологических исследований отделяемого из зева.

При отсутствии бактериологического исследования изоляция прекращается на 31-й день заболевания. Контактировавшие с больным дети до 7 лет, не болевшие коклюшем, подлежат разобщению (не допускаются в детские коллективы) на 14 дней от момента последнего контакта с больным. Дети старше 7 лет и взрослые разобщению не подлежат, и за ними на 14 дней устанавливается медицинское наблюдение. Если больной коклюшем изолирован на дому, то дети в возрасте до 7 лет, не болевшие коклюшем, из числа контактировавших с больным разобщаются на 30 дней от начала заболевания и могут быть допущены в детские учреждения после 2 отрицательных бактериологических исследований. Детей старше 7 лет и взрослых в таких случаях не разобщают, но в течение 30 дней за ними устанавливают медицинское наблюдение.

При возникновении заболевания коклюшем в детском коллективе следует организовать 3 изолированные группы сроком на 14 дней: для больных; для детей, находящихся в контакте с больным; для всех остальных. Детям в возрасте до 1 года, не иммунизированным против коклюша и контактировавшим с больным, необходимо ввести гамма-глобулин двукратно через день в дозе по 3 мл.

Дезинфекция в очаге не проводится.

Паракоклюш

Острое инфекционное заболевание, весьма сходное по клинико-эпидемиологическим признакам с коклюшем. Возбудитель - паракоклюшная палочка, сходная с коклюшной палочкой, но отличающаяся от нее биохимическими и серологическими признаками.

Заболеваемость паракоклюшем составляет около 10-15% от заболеваемости коклюшем.

Мероприятия в очаге те же, что и при коклюше.

7.1. Целью проведения противоэпидемических мероприятий в очаге коклюшной инфекции является его локализация и ликвидация.

7.2. Первичные противоэпидемические мероприятия в очагах проводятся медицинскими работниками медицинских и иных организаций, а также лицами, имеющими право на занятие частной медицинской практикой и получившими лицензию на осуществление медицинской деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке, сразу после выявления больного или при подозрении на коклюш.

7.3. При получении экстренного извещения специалисты территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в течение 24 часов проводят эпидемиологическое расследование очага инфекции в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, организациях отдыха детей и оздоровления, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, домах ребенка, санаториях для детей, детских больницах, родильных домах (отделениях) для установления источника инфекции, уточнения границы очага, круга лиц, бывших в контакте с заболевшим, их прививочного статуса, а также осуществляют контроль за проведением противоэпидемических и профилактических мероприятий в очаге.

7.4. В очаге коклюшной инфекции профилактические прививки против коклюша не проводят.

В помещении осуществляют ежедневную влажную уборку с использованием дезинфицирующих средств, разрешенных к применению, и частое проветривание.

7.5. Общавшиеся с больным коклюшем дети в возрасте до 14 лет при наличии кашля, независимо от прививочного анамнеза, подлежат отстранению от посещения дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций. Их допускают в детский коллектив после получения двух отрицательных результатов бактериологического и (или) одного отрицательного результата молекулярно-генетического исследований.

7.6. В семейных (в семьях, где есть больные коклюшем) очагах за контактными детьми устанавливают медицинское наблюдение в течение 14 дней. Всем кашляющим детям и взрослым проводят двукратное бактериологическое (два дня подряд или с интервалом один день) и (или) однократное молекулярно-генетическое исследования.

7.7. Взрослые, работающие в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, организациях отдыха детей и оздоровления, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, домах ребенка, санаториях для детей, детских больницах, родильных домах (отделениях), общавшиеся с больным коклюшем по месту жительства/работы, при наличии кашля подлежат отстранению от работы. Их допускают к работе после получения двух отрицательных результатов бактериологического (два дня подряд или с интервалом один день) и (или) одного отрицательного результата молекулярно-генетического исследований.

7.8. За лицами, общавшимися с больными коклюшем в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, организациях отдыха детей и оздоровления, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, домах ребенка, санаториях для детей, детских больницах, родильных домах (отделениях), устанавливается медицинское наблюдение в течение 14 дней с момента прекращения общения. Медицинское наблюдение за общавшимися с больным с ежедневным осмотром контактных осуществляется медицинским персоналом медицинской организации, к которой прикреплена данная организация.

В дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, организациях отдыха детей и оздоровления, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, домах ребенка, санаториях для детей, детских больницах, родильных домах (отделениях) при появлении вторичных случаев заболевания медицинское наблюдение осуществляется до 21-го дня с момента изоляции последнего заболевшего.

7.9. Новорожденным в родильных домах, детям первых 3 месяцев жизни и непривитым детям в возрасте до 1 года, имевшим контакт с больным коклюшем, вводится внутримышечно нормальный иммуноглобулин человека в соответствии с инструкцией к препарату.

Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование
Российской Федерации

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

3.1.2
ИНФЕКЦИИ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ

Профилактика коклюшной инфекции

СП 3.1.2.1320-03

Минздрав России

Москва 2003

Профилактика коклюшной инфекции: Санитарно-эпидемиологические правила. - М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2003.

Министерство здравоохранения Российской Федерации

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30.04.03 Москва № 84

О введении в действие

санитарно-эпидемиологических

правил СП 3.1.2.1320-03

На основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554

ПОСТАНОВЛЯЮ:

Ввести в действие с 25 июня 2003 г. санитарно-эпидемиологические правила «Профилактика коклюшной инфекции. СП 3.1.2.1320-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 27 апреля 2003 г.

УТВЕРЖДАЮ

Главный государственный

санитарный врач Российской

Федерации - Первый заместитель

Министра здравоохранения

Российской Федерации

Г.Г. Онищенко

27 апреля 2003 г.

3.1.2 . ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ.
ИНФЕКЦИИ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ

Профилактика коклюшной инфекции

Санитарно-эпидемиологические правила

СП 3.1.2.1320-03

. Область применения

1.1 . Настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее - санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650), Положением о Государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295).

1.2 . Санитарные правила устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение распространения заболеваний коклюшной инфекцией.

1.3 . Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

1.4 . Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляют органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

. Выявление больных коклюшной инфекцией, лиц с подозрением на заболевание

2.1 . Выявление больных коклюшной инфекцией и лиц с подозрением на заболевание осуществляют врачи всех специальностей, средние медицинские работники лечебно-профилактических, детских, подростковых, оздоровительных и других организаций, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, врачи и средние медицинские работники, занимающиеся частной медицинской деятельностью, при всех видах оказания медицинской помощи, в том числе:

· при обращении населения за медицинской помощью;

· при оказании медицинской помощи на дому;

· при приеме у врачей, занимающихся частной медицинской деятельностью;

· при медицинском наблюдении за лицами, общавшимися с больными коклюшем.

2.2 . В целях раннего выявления коклюша осуществляют следующее:

· каждого ребенка, кашляющего в течение 7 дней и более, направляют на двукратное бактериологическое обследование (два дня подряд или через день), а также устанавливают за ним медицинское наблюдение;

· каждого взрослого, работающего в родильных домах, детских больницах, санаториях, яслях, детских садах, школах, оздоровительных и закрытых организациях для детей дошкольного и школьного возраста, при подозрении на коклюшную инфекцию и при продолжительности кашля в течение 7 дней и более, при наличии контакта с больным коклюшем, направляют на двукратное бактериологическое обследование (два дня подряд или через день).

2.3 . Для дифференциальной диагностики в клинически неясных случаях и при отсутствии бактериологического подтверждения дети и взрослые могут быть обследованы серологически (реакция агглютинации, реакция пассивной гемагглютинации и реакция иммуноферментного анализа).

. Регистрация, учет и статистическое наблюдение случаев коклюша

3.1 . О каждом случае заболевания коклюшной инфекцией и подозрения на заболевание врачи всех специальностей, средние медицинские работники лечебно-профилактических, детских, подростковых, оздоровительных и других организаций, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, а также врачи и средние медицинские работники, занимающиеся частной медицинской деятельностью, в течение 2 ч сообщают по телефону и затем в течение 12 ч посылают экстренное извещение по установленной форме в территориальный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее - центр госсанэпиднадзора) по месту регистрации заболевания (независимо от места проживания больного).

3.2 . Лечебно-профилактическая организация, изменившая или уточнившая диагноз, в течение 12 ч посылает новое экстренное извещение на этого больного в центр Госсанэпиднадзора по месту выявления заболевания, указав первоначальный диагноз, измененный (уточненный) диагноз, дату установления уточненного диагноза и результаты лабораторного исследования.

Руководитель учреждения обеспечивает полноту, достоверность и своевременность учета заболеваний коклюшем, а также оперативное и полное сообщение о них в центр Госсанэпиднадзора.

3.3 . Центры Госсанэпиднадзора при получении извещений об измененном (уточненном) диагнозе ставят в известность об этом лечебно-профилактические организации по месту выявления больного, приславшие первоначальное экстренное извещение.

3.4 . Полноту, достоверность и своевременность учета заболеваний коклюшной инфекцией, а также оперативное и полное сообщение о них в центр Госсанэпиднадзора обеспечивают руководители организаций, перечисленных в п. .

3.5 . Каждый случай заболевания коклюшем подлежит регистрации и учету по месту их выявления в лечебно-профилактических организациях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, а также лицами, занимающимися частной медицинской деятельностью, в установленном порядке.

3.6 . Отчеты о заболеваниях коклюшем составляют по установленным формам государственного статистического наблюдения.

. Мероприятия в отношении источника инфекции

4.1 . Больные коклюшем, с подозрением на заболевание в зависимости от тяжести клинического течения проходят амбулаторное лечение и за ними устанавливают медицинское наблюдение на дому.

4.2 . Обязательной госпитализации подлежат дети:

· первых месяцев жизни;

· из закрытых детских коллективов (домов ребенка, детских домов и т.п.).

Больных коклюшем детей первого года жизни целесообразно помещать в боксированные отделения, более старших - в небольшие палаты, предусматривая изоляцию больных со смешанными инфекциями.

4.3 . Рекомендуется госпитализировать детей старше 5 - 6-месячного возраста с выраженной тяжестью течения болезни, измененным преморбидным состоянием, сопутствующими заболеваниями (в первую очередь, перинатальная энцефалопатия, судорожный синдром, глубокая недоношенность, гипотрофия II - III степени, врожденный порок сердца, хроническая пневмония, бронхиальная астма), сочетанным течением коклюша и острых респираторных вирусных и других инфекций.

4.4 . В направлениях на госпитализацию больных коклюшем или с подозрением на заболевание кроме анкетных данных указывают первоначальные симптомы заболевания, сведения о профилактических прививках и контактах с больным коклюшем.

4.5 . В первые 3 дня поступления в стационар, независимо от назначения антибиотиков, проводят 2-кратное бактериологическое обследование на наличие возбудителя коклюша.

4.6 . Все больные коклюшем (дети и взрослые), выявленные в яслях, яслях-садах, домах ребенка, родильных домах, детских отделениях больниц, детских санаториях, летних оздоровительных детских организациях, школах, школах-интернатах и детских домах подлежат изоляции на 14 дней от начала заболевания.

4.7 . Бактерионосители коклюшной инфекции из организаций, перечисленных в п. , подлежат изоляции до получения двух отрицательных результатов бактериологического исследования, проведенных 2 дня подряд или с интервалом 1 - 2 дня.

4.8 . Взрослые больные коклюшем, не работающие с детьми, подлежат отстранению от работы при наличии клинических показаний.

4.9 . Бактериологическое обследование переболевших коклюшем после лечения не проводят, кроме детей, госпитализированных из закрытых детских коллективов, которых выписывают при наличии 2 отрицательных результатов бактериологического обследования.

. Мероприятия в очаге коклюшной инфекции

5.1 . Целью проведения противоэпидемических мероприятий в очаге коклюшной инфекции - месте пребывания источника инфекции (больного, бактерионосителя коклюша) с окружающей его территорией в пределах возможности реализации механизма передачи возбудителя, является локализация и ликвидация очага.

5.2 . При получении экстренного извещения специалисты центра Госсанэпиднадзора в течение 24 ч проводят эпидемиологическое обследование очага инфекции в яслях, ясельных группах яслей-садов, домах ребенка, родильных домах, детских отделениях больниц, детских санаториях, летних оздоровительных детских организациях, школах, школах-интернатах, детских домах и садах, а также дошкольных группах яслей-садов с составлением акта эпидемиологического обследования очага инфекционных заболеваний, определяют границы очага, круг контактных, противоэпидемические мероприятия.

5.3 . В очаге коклюшной инфекции по месту жительства противоэпидемические мероприятия организуют и проводят специалисты лечебно-профилактической организации под контролем специалистов территориального центра Госсанэпиднадзора.

5.4 . В очаге коклюшной инфекции заключительную дезинфекцию не проводят. В помещении проводят ежедневную влажную уборку и частое проветривание.

. Мероприятия в отношении лиц, общавшихся с больными коклюшем, и лиц с подозрением на заболевание

6.1 . Дети в возрасте до 14 лет, не болевшие коклюшем, независимо от прививочного анамнеза, общавшиеся с больным коклюшем по месту жительства, при наличии кашля, подлежат отстранению от посещения организованного детского коллектива, их допускают в детский коллектив после получения 2 отрицательных результатов бактериологического обследования.

При лечении больного коклюшем на дому за контактными детьми устанавливают медицинское наблюдение в течение 7 дней и проводят двукратное бактериологическое обследование (два дня подряд или с интервалом 1 день).

6.2 . Взрослые, общавшиеся с больным коклюшем по месту жительства и работающие в дошкольных образовательных учреждениях, школах-интернатах, детских домах, домах ребенка и оздоровительных организациях, подлежат отстранению от работы при наличии кашля, их допускают к работе после получения 2 отрицательных результатов бактериологического обследования (два дня подряд или с интервалом один день).

6.3 . За лицами, общавшимися с больным коклюшем в дошкольных образовательных учреждениях, школах-интернатах, детских домах, домах ребенка и оздоровительных организациях, устанавливают медицинское наблюдение в течение 7 дней.

6.4 . Взятие и транспортирование материала для бактериологического исследования на наличие возбудителя коклюша проводят в установленном порядке.

6.5 . Бактериологические исследования материалов от больных коклюшем и лиц с подозрением на заболевание проводят в соответствии с нормативными документами.

6.6 . Прививки против коклюша в очагах коклюшной инфекции не проводят.

6.7 . Общавшимся с больным коклюшем, непривитым детям в возрасте до 1 года, детям старше 1 года, непривитым или с незаконченными прививками, а также ослабленным хроническими или инфекционными заболеваниями целесообразно вводить антитоксический противококлюшный иммуноглобулин. Иммуноглобулин вводят независимо от сроков, прошедших со дня общения с больным.

. Организация и проведение плановой иммунизации населения против коклюшной инфекции

7.1 . Профилактические прививки против коклюша проводят в соответствии с национальным календарем профилактических прививок.

7.2 . Профилактические прививки детям проводят с согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетних после получения от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях.

7.3 . Отказ от проведения профилактической прививки оформляется записью в медицинских документах и подписывается родителем или его законным представителем и медицинским работником.

7.4 . Руководитель лечебно-профилактической организации обеспечивает планирование, организацию и проведение, полноту охвата и достоверность учета профилактических прививок, своевременное представление отчетов в центр Госсанэпиднадзора.

7.5 . План профилактических прививок и потребность лечебно-профилактических организаций в медицинских иммунобиологических препаратах согласовывают с территориальным центром Госсанэпиднадзора.

7.6 . План профилактических прививок на детей составляют медицинские работники лечебно-профилактических организаций по месту жительства.

7.7 . В план включают детей:

· не привитых против коклюша в возрасте до 3 лет 11 месяцев 29 дней и не болевших коклюшем;

· находящихся в стадии вакцинации;

· подлежащих очередной возрастной ревакцинации.

7.8 . Учет детского населения, организацию и ведение прививочной картотеки, формирование плана профилактических прививок осуществляют в соответствии с требованиями нормативных документов.

7.9 . Учет детского населения проводят 2 раза в год (апрель, октябрь). В перепись включают детей от 0 до 15 лет (14 лет 11 месяцев 29 дней), проживающих и зарегистрированных по данному адресу, фактически проживающих по данному адресу, но не зарегистрированных.

На основании проведенной переписи оформляют журнал учета детского населения по участкам (перепись по домам), перепись по годам рождения. Учет детского населения между переписями корректируют путем внесения сведений о новорожденных, вновь прибывших детях и снятия с учета выбывших. Временный отъезд на срок до 1 года не является причиной для снятия с учета.

7.10 . Учет детей, посещающих детские дошкольные образовательные учреждения, дома ребенка, детские дома и другие образовательные организации, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, проводят один раз в год. Сведения о детях, посещающих вышеуказанные организации, передают в поликлиники по месту расположения организации.

7.11 . По завершении переписи списки детей сверяют с картами профилактических прививок и индивидуальными картами развития ребенка, табелями ежедневной посещаемости детей дошкольного образовательного учреждения. На неучтенных детей заполняют соответствующие документы по установленной форме. Составляют сводную перепись по годам рождения по дошкольно-школьному отделению.

7.12 . Лечебно-профилактические организации, врачи и средние медицинские работники, занимающиеся частной медицинской практикой, осуществляющие деятельность в области иммунопрофилактики в установленном порядке, при проведении профилактической прививки против коклюша регистрируют ее в медицинских документах.

7.13 . В случае отсутствия у ребенка профилактических прививок против коклюша работники лечебно-профилактических организаций выясняют причины, из-за которых ребенок не был привит, и принимают меры по его иммунизации.

7.14 . В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по коклюшу охват прививками должен составлять:

· законченной вакцинацией детей в возрасте 12 месяцев - 95 %;

· первой ревакцинацией детей в возрасте 24 месяцев - 95 %.

7.15 . Иммунизацию проводит медицинский персонал, прошедший подготовку по вопросам вакцинопрофилактики.

7.16 . Для проведения профилактических прививок в лечебно-профилактических организациях выделяют прививочные кабинеты и оснащают их оборудованием в соответствии с нормативными документами.

7.17 . Детям, посещающим детские дошкольные образовательные учреждения и находящимся в детских домах, домах ребенка, профилактические прививки проводят в этих организациях в прививочных кабинетах.

7.18 . Медицинский персонал с острыми респираторными заболеваниями, ангинами, имеющий травмы на руках, гнойные поражения кожи и слизистых, независимо от их локализации, к проведению профилактических прививок не допускают.

7.19 . Хранение, транспортирование и использование медицинских иммунобиологических препаратов осуществляют в соответствии с требованиями, предъявляемыми к условиям транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов.

7.20 . Профилактические прививки против коклюша проводят препаратами, зарегистрированными на территории Российской Федерации в установленном порядке, в соответствии с инструкциями по их применению.

7.21 . Иммунизацию проводят одноразовыми шприцами.

. Учет профилактических прививок

8.1 . Сведения о выполненной прививке (дата введения, название препарата, номер серии, доза, контрольный номер, срок годности, характер реакции на введение) вносят в установленные учетные формы медицинских документов.

8.2 . Учетными формами для регистрации профилактических прививок у детей являются: карта профилактических прививок, история развития ребенка, медицинская карта ребенка - для школьников, сертификат профилактических прививок.

8.3 . В лечебно-профилактической организации учетные формы оформляют на всех детей в возрасте до 15 лет (14 лет 11 месяцев 29 дней), проживающих в районе его обслуживания, а также на всех детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения и школы, располагающиеся в районе обслуживания лечебно-профилактической организации.

8.4 . Сведения о проведенных прививках детям до 4 лет (3 года 11 месяцев 29 дней), независимо от места их проведения, вносят в соответствующие учетные формы.

8.5 . Учет местных, общих, необычных реакций и поствакцинальных осложнений на прививку против коклюша в лечебно-профилактических организациях и центрах Госсанэпиднадзора проводят в установленном порядке в соответствии с нормативными документами.

. Отчетность о проведенных профилактических прививках

Отчет о проведенных прививках составляют в соответствии с формами федерального государственного статистического наблюдения.

. Эпидемиологический надзор за коклюшной инфекцией

Эпидемиологический надзор за коклюшной инфекцией осуществляют органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с нормативными документами. Критериями эпидемиологического надзора являются:

· мониторинг заболеваемости;

· контроль за охватом прививками;

· слежение за иммунологической структурой населения;

· слежение за циркуляцией возбудителя коклюша среди населения;

· оценка эпидемиологической ситуации;

· оценка эффективности проводимых мероприятий;

· прогнозирование.

. Гигиеническое воспитание и обучение граждан профилактике коклюшной инфекции

11.1 . Координацию, руководство и контроль за гигиеническим воспитанием и обучением граждан в области профилактики коклюша осуществляют органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы.

11.2 . Гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляют:

· в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях;

· при подготовке, переподготовке медицинских работников;

· при профессиональной и гигиенической подготовке и аттестации работников детских дошкольных учреждений и школ.

Приложение 1

(справочное)

Общие сведения о коклюшной инфекции

Коклюш - острая антропонозная инфекционная болезнь с воздушно-капельным механизмом передачи и характеризующаяся длительным своеобразным спазматическим кашлем с явлениями интоксикации и поражением дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем.

Возбудителем коклюша является В. Pertussis . Коклюшный микроб имеет несколько серотипов, отличающихся степенью своей патогенности.

Источником инфекции является только больной коклюшем. Передача заразного начала осуществляется через воздух посредством мельчайших капелек слизи, выделяемых больным во время усиленного выдоха (громкий разговор, крик, плач, кашель, чихание). Самая интенсивная передача инфекции происходит при кашле.

Определение случая заболевания коклюшем основывается на клинических, эпидемиологических и лабораторных данных и включает: характерные клинические проявления; наличие у пациента контакта с больным коклюшем, лабораторное подтверждение с выделением культуры возбудителя; а также выявление нарастания титра специфических антител в динамике при серологических исследованиях.

Диагностика типичных форм коклюша осуществляется в соответствии с описанием случая коклюша, атипичных форм - на основании клинико-эпидемиологических данных, а также данных эпидемиологического исследования. Все случаи бактерионосительства коклюшной инфекции диагностируются на основании результатов бактериологического обследования.

Приложение 2

Лабораторная диагностика коклюша

Требования к взятию и транспортированию материала для бактериологической диагностики коклюша

Исследуемым материалом является слизь из верхних дыхательных путей, осаждающаяся при кашле на задней стенке глотки, которую забирают натощак или через 2 - 3 ч после еды.

Взятие материала проводить:

а) заднеглоточным тампоном;

б) «кашлевыми» пластинками;

в) тампоном со слизистой оболочки носа.

Заднеглоточным тампоном и тампоном со слизистой оболочки носа материал забирают как с диагностической целью, так и по эпидемическим показаниям.

Метод «кашлевых пластинок» используют только с диагностической целью при наличии кашля.

Взятие и посев материала заднеглоточным тампоном и тампоном со слизистой оболочки носа проводится специально выделенным инструктированным персоналом, т.е. медицинскими сестрами детских поликлиник и детских учреждений, помощниками эпидемиологов, лаборантами.

При этом взятие и посев материала с диагностической целью проводят в боксах поликлиник. В отдельных случаях материал может быть взят на дому. У контактных лиц материал забирается в очагах инфекции.

Взрослых, работающих с детьми, направляют на обследование в бактериологическую лабораторию центров Госсанэпиднадзора или обследуют в очаге коклюша по месту работы.

Взятие и посев материала в детских учреждениях проводят лаборанты или помощники эпидемиологов, прошедшие специальную подготовку в лаборатории.

При заборе материала должна быть полностью исключена возможность взаимного заражения обследуемых.

Материал для анализа, взятый в учреждении, необходимо направлять в лабораторию. При транспортировании следует его оберегать от прямых солнечных лучей, сохраняя его в температурных пределах от 4 до 37 °С, для чего рекомендуется помещать его в специальные термоконтейнеры. На доставляемый в лабораторию материал должно быть оформлено направление, где указывается:

· наименование учреждения, направившего материал на исследование;

· фамилия, имя, отчество, возраст и домашний адрес обследуемого;

· причина обследования;

· дата заболевания;

· дата и время взятия материала;

· число обследований;

· наименование материала и метод взятия его;

· подпись лица, взявшего материал.

Определение лабораторно подтвержденного случая коклюша включает:

· бактериологический анализ с выделением возбудителя коклюша;

· наличие у пациента контакта с больным коклюшем, имеющим бактериологическое подтверждение;

· серологический анализ на основании определения противококлюшных антител в парных сыворотках с 4-кратным нарастанием титров или сероконверсия (от отрицательной реакции к положительной при титре > 1: 80) в период между исследованием первой и второй проб крови (при условии, что вакцина АКДС в этот период не вводилась).

Бактериологическая диагностика

Основным методом лабораторной диагностики является бактериологический, при котором производится посев исследуемого материала на транспортно-селективные среды. Бактериологический метод является методом ранней диагностики заболеваний.

Бактериологические исследования проводят лаборатории учреждений здравоохранения, а также лаборатории центров Госсанэпиднадзора.

Лаборатория должна быть оснащена стереоскопическим микроскопом или бинокулярной лупой с большим фокусным расстоянием, термостатом с температурой 35 - 37 °С, коклюшной и паракоклюшной агглютинирующими и монорецепторными сыворотками к 1, 2, 3, 12, 14 факторам.

Показания к лабораторному исследованию

Бактериологические исследования проводятся с диагностической целью и по эпидпоказаниям. С диагностической целью для подтверждения или установления диагноза обследованию подлежат:

· дети с подозрением на коклюш и коклюшеподобные заболевания по клиническим данным;

· дети, кашляющие в течение 7 дней и более, независимо от указаний на контакт с больным коклюшем;

· взрослые с подозрением на коклюш и коклюшеподобные заболевания, работающие в родильных домах, детских больницах, санаториях, детских образовательных учреждениях и школах, в том числе закрытого типа.

Обследование с диагностической целью должно быть проведено двукратно, ежедневно или через день на 1 - 3 неделях болезни. При обследовании в более поздние сроки высеваемость возбудителя резко снижается.

Ответственным за своевременное направление больных на бактериологическое обследование является участковый врач.

Обследованию по эпидемическим показаниям подлежат лица, общавшиеся с больным коклюшем:

· дети, посещающие детские образовательные учреждения, находящиеся в детских больницах, санаториях, а также дети до 14 лет, общавшиеся с больными коклюшем в домашних условиях;

· взрослые, работающие в указанных выше детских учреждениях, при общении с больным коклюшем в домашних условиях.

Необходимость проведения бактериологического обследования в детских учреждениях и других организованных коллективах и его сроки устанавливает эпидемиолог.

Постановку бактериологического метода следует производить согласно «Инструкции по бактериологическому и серологическому исследованиям при коклюше и паракоклюше», утвержденной Минздравом Российской Федерации в 1983 г.

В качестве дополнительного метода обнаружения B . pertussis можно применять прямое исследование носоглоточных мазков иммунофлюоресцентным методом с использованием различных антигенов коклюшного микроба.

Для идентификации возбудителя коклюшного микроба в последнее время разработан метод ПЦР (полимеразной цепной реакции), в основе которого лежит обнаружение специфической последовательности нуклеотидов в геноме коклюшной клетки. Однако его чувствительность и специфичность еще не полностью установлены.

Серологическая диагностика коклюша

Серологическая диагностика коклюша заключается в обнаружении в исследуемой сыворотке специфических антител.

Исследования производят на 2 - 3 неделе заболевания, когда в крови больных появляются специфические антитела. Результаты серологических реакций имеют диагностическое значение при изучении их в динамике, исследуя парные сыворотки больного с интервалом 1 - 2 недели.

Серологические реакции следует ставить параллельно с коклюшным и паракоклюшным диагностикумами.

Кровь для исследования берут из пальца (0,8 - 1,0 мл) с соблюдением всех правил асептики.

Исследования на антитела направлены на выявление агглютининов в сыворотке крови путем постановки реакции агглютинации. При использовании ее для оценки противококлюшного иммунитета следует считать разведение 1: 160 (условно-защитным титром), а разведение 1: 320 (защитным титром).

Диагностическим титром реакции агглютинации у непривитых и не болевших детей считается разведение 1: 80.

При коклюше агглютинирующие антитела могут отсутствовать в сыворотках заболевших, с бактериологически подтвержденным диагнозом, если парные сыворотки сравниваются с интервалом более месяца Частоту ложноположительных результатов можно снизить путем абсорбции сывороток перед исследованием.

У иммунизированных детей и взрослых положительные результаты реакции учитывают при исследовании парных сывороток крови, взятых с интервалом 1 - 2 недели при нарастании титра не менее чем в 4 раза.

Существуют и другие серологические реакции, такие как иммуноферментный анализ (ИФА), более чувствительный, чем реакция агглютинации. Метод может быть использован для диагностики коклюша при исследовании парных сывороток крови, взятых с интервалом 1 - 2 недели при нарастании титра не менее чем в 4 раза.

Для серологических исследований используются диагностикумы, зарегистрированные и разрешенные к применению в установленном порядке.

Приложение 3

(справочное)

Краткая характеристика клинических форм коклюша

Для определения случая коклюша используют следующие характерные клинические признаки:

· приступообразный кашель, сопровождающийся гиперемией лица, цианозом лица, слезотечением, репризами, рвотой, усиливающимся в ночное время суток, после физической и эмоциональной нагрузки;

· апноэ - респираторное, синкопальное;

· слабовыраженные катаральные явления и отсутствие повышения температуры;

· наличие продромального периода, характеризующегося непродуктивным кашлем с постепенным его усилением и приобретением спазматического характера на 2 - 3 неделе от начала заболевания;

· лейко- и лимфоцитоз периферической крови;

· изменения со стороны бронхолегочной системы - развитие «коклюшного легкого», физикальным выражением которого являются симптомы вздутия легочной ткани, жесткое дыхание, отделение вязкой прозрачной мокроты, на рентгенограмме органов дыхания выявляются усиление бронхососудистого рисунка, очаговые тени в нижнемедиальных отделах легких.

Выделяют типичные и атипичные формы коклюша.

В течение типичных форм коклюша различают 4 периода: инкубационный, продромальный, спазматический и период обратного развития.

1 . Легкая форма

К легким формам типичного коклюша относят заболевания, при которых число приступов кашля не превышает 15 в сутки и общее состояние нарушается в незначительной степени.

Катаральный период продолжается от 7 до 21 дня, в среднем 10 - 13 дней. Основным симптомом начинающегося коклюша является кашель, обычно сухой, в половине случаев навязчивый, наблюдается чаще ночью или перед сном. Самочувствие ребенка и его поведение, как правило, не меняются. Кашель постепенно усиливается, приобретает более упорный, навязчивый, а затем приступообразный характер, и болезнь переходит в спазматический период.

Приступообразный кашель характеризуется рядом быстро следующих друг за другом выдыхательных толчков, сменяющихся судорожным свистящим вдохом - репризом. У единичных детей возникает рвота при отдельных приступах кашля. Более постоянным симптомом является небольшая отечность лица и особенно век, которая обнаруживается почти у половины больных.

Аускультация выявляет у ряда детей жесткое дыхание. Хрипы, как правило, не выслушиваются.

В анализах крови лишь у части больных легкой формой наблюдаются тенденция к увеличению общего числа лейкоцитов и лимфоцитозу, однако сдвиги незначительны и не могут быть использованы в диагностических целях.

Несмотря на легкое течение, спазматический период сохраняет большую продолжительность и составляет в среднем 4,5 недели.

В периоде разрешения, продолжающемся 1 - 2 недели, кашель теряет свой типичный характер, и становится реже и легче.

2 . Среднетяжелая форма

Характеризуется учащением числа приступов кашля от 16 до 25 раз в сутки или более редкими, но тяжелыми приступами, частыми репризами и заметным ухудшением общего состояния.

Продромальный период короче, в среднем составляет 7 - 9 дней, спазматический период - 5 недель и больше.

Появляются изменения поведения и самочувствия больного, отмечается повышение психической возбудимости, раздражительность, слабость, вялость, нарушение сна. Приступы кашля затяжные, сопровождаются цианозом лица и вызывают утомление ребенка. Дыхательная недостаточность может сохраняться и вне приступов кашля.

Почти постоянно наблюдается одутловатость лица, появляются признаки геморрагического синдрома.

В легких нередко выслушиваются сухие и разнокалиберные влажные хрипы, которые могут исчезать после приступов кашля и снова появляться спустя короткое время.

С большим постоянством выявляются изменения со стороны белой крови: абсолютное и относительное увеличение лимфоцитов при нормальной или сниженной СОЭ.

3 . Тяжелая форма

Для тяжелых форм характерна большая выраженность и многообразие клинических проявлений. Частота приступов кашля достигает 30 и более в сутки.

Продромальный период обычно укорочен до 3 - 5 дней. С наступлением спазматического периода общее состояние детей значительно нарушается. Наблюдается снижение массы тела.

Приступы кашля длительные, сопровождаются цианозом лица. Постоянно наблюдается выраженная дыхательная недостаточность. У детей первых месяцев жизни могут возникнуть остановки дыхания - апноэ, связанные с перевозбуждением дыхательного центра и спастическим состоянием дыхательной мускулатуры. У недоношенных детей, а также при поражении центральной нервной системы апноэ возникают чаще и могут быть длительными. В некоторых случаях наблюдаются энцефалические расстройства, сопровождаемые судорогами клонического и клонико-тонического характера, угнетением сознания.

Наряду с длительными остановками дыхания тяжелые энцефалические расстройства являются и в настоящее время наиболее опасными проявлениями коклюшной инфекции и на фоне резко снизившейся летальности остаются одной из главных причин смертельных исходов при коклюше.

Аускультативная картина соответствует клиническим проявлениям «коклюшного легкого».

В спазматическом периоде чаще наблюдаются симптомы нарушений сердечно-сосудистой системы: тахикардия, повышение кровяного давления, одутловатость лица, иногда отеки на кистях и стопах, петехии на лице и верхней части туловища, кровоизлияния в склеры, носовые кровотечения.

В большинстве случаев наблюдаются изменения со стороны крови: выраженный лейкоцитоз до 40 - 80 тысяч в 1 мм 3 крови. Удельный вес лимфоцитов составляет до 70 - 90 %.

4 . Атипичная форма

Характеризуется нетипичным покашливанием, отсутствием последовательной смены периодов болезни.

Длительность кашля колеблется от 7 до 50 дней, в среднем составляет 30 дней. Кашель, как правило, сухой, навязчивый, с напряжением лица, наблюдается преимущественно ночью и усиливается в сроки, соответствующие переходу катарального периода в спазматический (на 2-й неделе от начала болезни). Иногда удается наблюдать появление единичных типичных приступов кашля при волнении ребенка, во время еды или в связи с наслоением интеркуррентных заболеваний. 11 . Инструкция по применению адсорбированной коклюшно-дифтерийно-столбнячной вакцины (АКДС-вакцины), утв. Минздравмедпромом России от 15.12.93.

12 . Методические рекомендации. «Коклюш и паракоклюш» (профилактика, клиника, диагностика), МЗ СССР, 1993.

13 . Методические рекомендации «Коклюш (клиника, диагностика, лечение)», МЗ РФ, 1993.

14 . «Инструкция по бактериологическому и серологическому исследованиям при коклюше и паракоклюше», утв. МЗ РФ, 1983.

Изоляция пациента

Выявить всех контактных

Карантин на контактных на 14 дней (в ДОУ)

Осмотр ежедневный (выявить детей с кашлем)

Обследовать детей методом «кашлевых пластинок»

Просмотр формы № 63

Влажная уборка, кварцевание помещений

6. Техника постановки горчичников детям раннего возраста.

ЦЕЛЬ:

· провести рефлекторную терапию при заболеваниях органов дыхания.

ОСНАЩЕНИЕ:

· горчичники;

· лоток с водой 40 - 45°С;

· лоток со стерильным растительным маслом 37 - 38°С;

· пеленки (тонкая и теплая);

· одеяло;

· лоток для отработанного материала.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ:

· горчичники ставить при температуре тела не выше 38°С и на неповрежденную кожу.

Этапы Обоснование
ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ
- Объяснить маме/ребенку цель и ход проведения процедуры, получить согласие -Обеспечение права на информацию, участие в процедуре
- Подготовить необходимое оснащение - Проверить пригодность горчичников (горчица не должна осыпаться с бумаги и иметь резкий специфический запах) -Обеспечение четкости и эффективности выполнения процедуры
- Вымыть и осушить руки
- Раздеть ребенка по пояс - Осмотреть кожные покровы -Горчичники ставятся только на неповрежденную кожу
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ
- Свернуть тонкую пеленку в виде гармошки и смочить ее в теплом растительном масле - Отжать и расстелить на ровной поверхности -Обеспечение более «мягкого» и длительного действия горчичников
- Смочить горчичники в воде 40 - 45° С в течение 5 - 10 секунд, поместив их в воду горчицей вверх -При более низкой температуре воды эфирное горчичное масло не выделяется, при более высокой - разрушается
- Поместить горчичники горчицей вниз в центральной части тонкой пеленки так, чтобы на правой стороне их было 2 - 4, на левой 1 - 2 (количество горчичников зависит от размеров грудной клетки) , оставив свободное пространство между ними, для позвоночника -Исключение избыточной тепловой нагрузки на сердце и позвоночник
- Завернуть верхний и нижний края пеленки над горчичниками
- Перевернуть пеленку нижней стороной вверх -Обеспечение действия горчицы на кожу ребенка через один слой пеленки
- Уложить ребенка спиной на пеленку так, чтобы позвоночник располагался в свободном от горчичников пространстве - Исключение избыточной тепловой нагрузки на позвоночник и сердце
- Завернуть правый край пеленки вокруг грудной клетки, затем левый (горчичники не должны располагаться в области сердца
- Укрыть ребенка теплой пеленкой и одеялом - Обеспечение сохранения тепла
- Держать горчичники до стойкой гиперемии кожи - Создание условия для обеспечения рефлекторного воздействия горчичников
ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ
- Снять горчичники, сбросить их в лоток для отработанного материала
- Тепло укутать ребенка и уложить в кровать на час - Сохранение эффекта процедуры и обеспечение необходимого отдыха
- Вымыть и осушить руки - Обеспечение инфекционной безопасности

Эталон ответа к задаче № 2.



Проблемы пациента:

Трещина слизистой оболочки нижней губы

Не знает, как правильно питаться при сахарном диабете

Беспокоится о своём состоянии

Приоритетная проблема:

Цель: ощущение жажды уменьшится к концу первых суток

План Мотивация
1. М/с обеспечит строгое соблюдение диеты N 9, исключая раздражающую острую, сладкую и соленую пищу. Нормализация обменных процессов в организме, прежде всего углеводного и жирового
2. М/с проведет беседу с родственниками о характере передач Нормализация обменных процессов и повышения защитных сил
3. М/с осуществит уход за слизистыми ротовой полости Профилактика присоединения инфекции, появления новых трещин
4. М/с обеспечит доступ свежего воздуха путем проветривания палаты в течении 30 минут Обогащение воздуха кислородом, улучшающие очистительные процессы в организме
5. М/с обеспечит психологическую поддержку пациенту и его досуг Использование приёмов отвлечения

Оценка: пациент отмечает улучшение самочувствия, уменьшение жажды.

Задача № 1.

В инфекционное отделение поступила Таня А. 8-ми лет с диагнозом: дифтерия зева. При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: девочка больна 2-й день. Заболевание началось с головной боли, болей в горле при глотании.



При осмотре: состояние средней тяжести, t тела 38,5ºС, кожные покровы чистые, бледные. Зев гиперемирован, миндалины отечны, покрыты грязно-серым налетом. Подчелюстные лимфатические узлы увеличены да размера боба, болезненные при пальпации. Имеется незначительный отек шеи. Тоны сердца приглушены, пульс 110 в минуту. В легких везикулярное дыхание, живот мягкий, безболезненный. Физиологические отправления в норме. Медицинский диагноз: дифтерия зева, субтоксическая форма.

Задания:

3. Определите цели, и составить план сестринского вмешательства с мотивацией

4. Объясните матери необходимость изоляции больного

5. Обучите ребенка полоскать полость рта

Задача № 2.

В хирургический кабинет поликлиники обратился пациент 40 лет с жалобами на боли в области обеих костей, онемение конечностей. Из анамнеза медицинская сестра выяснила, что пациент находился на морозе без перчаток в течение 2х часов. При осмотре выявлено: кожные покровы кистей рук цианотичны, определяется мраморность кожи, чувствительность нарушена, имеются пузыри, наполненные светлым содержимым. Пульс - 80 в мин., АД - 130/80 мм.рт.ст., ЧДД - 18 в мин., температура - 36,9.

Задания:

1. Определите и обоснуйте вид повреждения на момент осмотра.

2. Выявите, удовлетворение, каких потребностей нарушено у пациента.

3. Определите настоящие и потенциальные проблемы пациента.

4. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

5. Продемонстрируйте наложение повязки на кисть «варежка».

Эталон ответа к задаче № 1.

1. У ребенка нарушены потребности: поддерживать температуру тела, есть, быть здоровым, общаться, пить.

Проблемы пациента: (настоящие)

Лихорадка,

Боли в горле при глотании из-за воспалительного процесса,

Головная боль.

(потенциальные)

Нарушение глотания, нарушение речи и зрения.

Из данных проблем приоритетной является – боль в горле при глотании.

2. Краткосрочная цель: к концу недели у ребенка уменьшатся боли в горле при глотании, нормализуется температура тела.

Долгосрочная цель: к моменту выписки у ребенка наступит клиническое выздоровление.

ПЛАН МОТИВАЦИЯ
Медицинская сестра:
1. Поместит ребенка в отдельный бокс. 1. С целью изоляции
2. Обеспечит ребенку строгий постельный режим. 2. Для предупреждения осложнений
3. Будет обслуживать ребенка в маске. В боксе будет переодеваться в другой халат 3. Для строгого соблюдения санэпидрежима
4. Проконтролирует, чтобы ребенок получал полужидкую легкоусваиваемую пищу, обильное питье. 4. Для уменьшения болей в горле при глотании. Для уменьшения симптомов интоксикации.
5. По назначению врача введет противодифтерийную сыворотку по методу Безредка 5. Для специфического лечения.
6. проведет по назначению врача инфузионную терапию: введет в/в 5% р-р глюкозы 6. Для уменьшения симптомов интоксикации.
7. По назначению врача введет преднизолон, ампициллин в/мышечно 7. Для лечения инфекции.
8. Обеспечит регулярное снятие ЭКГ ребенку. 8. С целью ранней диагностики возможных осложнений со стороны сердца.
9. Будет регулярно брать мочу на исследования. 9. Из-за возможного развития нефрита
10. Будет регулярно брать у ребенка мазок из зева и носа 10. Для контроля за бактериовыделением
11. Организует досуг ребенка. 11. Для смягчения отрицательного влияния режима изоляции.

Оценка: к концу недели состояние ребенка улучшится: температура тела нормализуется, уменьшатся симптомы интоксикации, боли в горле при глотании. Цель будет достигнута.

3. Студент продемонстрирует правильно выбранный уровень общения с матерью, способность доступно, грамотно и аргументировано объяснить ей необходимость изоляции ребенка?

4. Студент продемонстрирует матери правила полоскания полости рта.

5. Студент продемонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом, принятым в данном учебном заведении

Техника проведения АКДС – вакцины.

ЦЕЛЬ ВВЕДЕНИЯ:

· Профилактика коклюша, дифтерии, столбняка

ОСНАЩЕНИЕ:

· стерильный столик с ватными шариками, салфетками, пинцетом

· перчатки

· вакцина АКДС

· мензурка, для помещения в неё ампулы с вакциной

· светозащитный конус из чёрной бумаги

· лоток с дезраствором для сбрасывания шприцев

· ёмкость с дезраствором для отработанного материала

· 70% этиловый спирт

Этапы Обоснование
ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ
-Организовать выполнение 1-4 принципов иммунопрофилактики (См. принципы иммунопрофилактики) -Профилактика поствакцинальных осложнений
-Подготовить необходимое оснащение -Обеспечение чёткости и быстроты выполнения процедуры
-Вымыть и осушить руки -Надеть перчатки -Обеспечение инфекционной безопасности
-Достать из упаковки ампулы с вакциной, протереть шейки ампулы ватным шариком со спиртом, надрезать наждачным диском -Накрыть стерильной салфеткой и надломить -Отработанные ватные шарики, салфетку сбросить в ёмкость с дезраствором -Ампулы поставить в мензурку -Обеспечивается профилактика инфицирования во время инъекции. -Вскрытие ампул с использованием салфетки предупреждает попадание сухой вакцины в окружающую среду -Все, что касалось вакцины должно обеззараживаться во избежание загрязнения окружающей среды -Предотвращение падения ампул и, следовательно, предотвращение попадания живой вакцины в окружающую среду.
-Вскрыть упаковку шприца -Надеть на него иглу с колпачком, зафиксировать иглу на канюле шприца -Снять с иглы колпачок -Предупреждение падения иглы во время работы
-Взять ампулу с АКДС – вакциной и набрать его в шприц 0,5 мл препарата (пустую ампулу сбросить в дезраствор) - Строгий учёт вакцины
-Взять пинцетом со стерильного столика салфетку и выпустить в неё воздух из шприца (сбросить салфетку в ёмкость с дезраствором) -Положить шприц внутрь стерильного столика -Предупреждение попадания живой вакцины в окружающую среду
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:
-Обработать верхненаружный квадрант ягодицы 70% этиловым спиртом, (ватный шарик оставить в руке) -Ввести вакцину внутримышечно -Обеззараживание инъекционного поля -Местом введения вакцины АКДS является верхненаружный квадрант ягодицы.
-Извлечь иглу -Место инъекции обработать ватным шариком, оставленным в руке после обработки инъекционного поля -Сбросить ватный шарик и шприц в лоток с дезраствором (предварительно промыв шприц) -Профилактика развития постинъекционного абсцесса.
ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ:
-Снять перчатки и сбросить их в дезраствор -Все, что касалось вакцины должно быть обезврежено
-Организовать выполнение 6-7 принципов иммунопрофилактики (см. принципы иммунопрофилактики) -Чёткая регистрация введённой вакцины -Учёт поствакцинальных осложнений

Эталон ответа к задаче № 2.

1.У пациента отморожение обеих кистей I-П степени. Информация, позволяющая м/с заподозрить данную патологию: пребывание на холоде около 2х часов; цианоз и мраморность кожи; наличие пузырей со светлым содержимым.

2.У.пациента нарушено удовлетворение потребностей, быть здоровым, поддерживать состояние. Одеваться, раздеваться, работать.

3. Проблемы пациента:

1.Нарушение целостности кожных покровов при отморожении, связанных с нарушением периферических кровообращений.

2. Дефицит самообслуживания. .

Приоритетная проблема - нарушение целостности кожных покровов.

4.Краткосрочная цель - уменьшить возможность инфицирования.

Долгосрочная цель - добиться восстановления целостности кожных покровов.

Повязка на кисть «варежка».

Показания: те же что и для повязки типа «перчатка».

Материальное обеспечение: бинт 7-10 см.

Этапы Обоснование
1. Пациенту придают удобное положение. В таком положении накладывают повязку.
2. Бинтующий встает лицом к больному. Бинтующий должен вести наблюдение за больным.
3.Бинтование производят открытым бинтом слева направо. Согласно правилам бинтования.
4.Закрепляющий тур производят круговым движением вокруг лучезапястного сустава. Закрепляющий тур проводят через узкую часть конечности.
5.Затем бинт перегибают на 90 о и ведут по тыльной поверхности к кончикам пальцев, перегибают на ладонную поверхность, доводя до лучезапястной области. Этапы бинтования.
6.Действия повторяют 3-4 раза, прикрывая 4 пальца одновременно.
7.Круговым ходом в лучезапястной области фиксируют предыдущие туры, предварительно перегнув бинт на 90 о.
8.Затем круговыми ходами по спирали спускаясь в низ до кончиков пальцев, и поднимаясь вверх фиксируют свободные туры повязки.
9.Фиксирующий тур закрепляется в месте лучезапястного сустава.

Задача № 1.

Пациентка 36 лет поступила в эндокринологическое отделение с диагнозом сахарный диабет 1 типа, средней тяжести. Предъявляет жалобы на повышенный аппетит, жажду, полиурию, сильный кожный зуд, который не дает заснуть ночью. Знает принципы диетического питания при диабете, но часто нарушает диету, так как «не может удержаться».

Поведение беспокойное, раздражительное из-за кожного зуда. Кожные покровы телесного цвета, сухие с многочисленными следами расчесов, ногти в неопрятном состоянии, отросшие. Пульс 78 ударов в 1 минуту, ритмичный, АД - 120\80 мм рт. ст., частота дыхания 18 в 1 минуту, температура тела - 36,8° С. Рост 168 см, масса тела 60 кг.

Задания

1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Объясните, как собрать мочу на общий анализ, оформите направление.

3. Обучите пациента принципам профилактики гипогликемических состояний.

Задача № 2.

Наташа Р., 6 лет, заболела остро, появился озноб, многократная рвота, t тела повысилась до 39ºС. Был вызван участковый врач, который, осмотрев девочку, дал направление в стационар. Жалобы при поступлении: боль в горле, головная боль, суставные и мышечные боли.

Объективно: общее состояние ближе к тяжелому. Правильного телосложения, удовлетворительного питания. На гиперемированном фоне кожных покровов обильная, мелкоточечная сыпь. Пульс 130 ударов в 1 минуту, тоны сердца приглушены. Кончик языка сосочковый. Язык обожжен густым белым налетом. В зеве яркая ограниченная гиперемия, рыхлые миндалины, гнойные налеты на них. Подчелюстные лимфоузлы увеличены, болезненные при пальпации.

Диагноз: «Скарлатина», тяжелое течение.

Задание:

1. Выявите, удовлетворение, каких потребностей нарушено у ребенка.

2. Определите проблемы пациента с их обоснованием

3. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией

4. Объясните матери необходимость применения антибиотиков для лечения

5. Обучите мать сбору мочи у девочек на общий анализ

Эталон ответа к задаче № 1.

Проблемы пациента:

Не может спать и отдыхать из-за сильного кожного зуда

Риск инфицирования расчёсов кожи из-за неопрятного состояния ногтей

Допускает погрешности в диете

Приоритетная проблема – не может спать и отдыхать из-за сильного кожного зуда.

Цель: пациентка отметит улучшение сна к концу 1-ой недели

План Мотивация
1. М/с обеспечит физический и психический покой пациентке, постельный комфорт. Для улучшения общего состояния
2. М/с обеспечит строгое соблюдение диеты N 9, исключая раздражающую острую, сладкую и соленую пищу Для нормализации углеводного обмена
3. М/с проведет беседу с родственниками о характере передач Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений
4. М/с обеспечит гигиену кожи пациентки (обтирание, душ, ванна). Пациентка с помощью сестры приведёт ногти в порядок. Профилактика присоединения инфекции
5. М/с осуществит уход за кожей, за промежностью, используя растворы антисептиков, по назначению врача Для уменьшения кожного зуда и профилактики инфицирования расчесов
6. М/с обеспечит смену хлопчатобумажного нательного и постельного белья по мере загрязнения Для улучшения комфортного состояния
6. М/с обеспечит доступ свежего воздуха путем проветривания палаты в течение 30 минут перед сном Обогащение воздуха кислородом

Оценка: пациентка отмечает улучшение сна, уменьшение зуда. Цель достигнута.

Эталон ответа к задаче № 2.

1. У ребенка нарушены потребности: быть здоровым, поддерживать t тела, выделять, быть чистым, играть, общаться.

Проблемы пациента: (настоящие)

Боль в горле,

Головная боль,

Суставные и мышечные боли,

Лихорадка,

Гнойный налет на миндалинах,

Изоляция ребенка.

(потенциальные)

Риск развития миокардита, нефрита

Из данных проблем приоритетной является – лихорадка, боли (в горле, суставные, мышечные, головная)

2. Краткосрочная цель: лихорадка и боли уменьшатся в течение 2-х дней, прекратится рвота.

Долгосрочная цель: ребенок будет здоров через 10 дней без осложнений.

ПЛАН МОТИВАЦИЯ
Медицинская сестра:
1. Обеспечит изоляцию ребенка в отдельный бокс на 10 дней + 12 дней домашнего режима. Подаст экстренное извещение в СЭС 1. Для предотвращения распространения заболевания (по эпидемическим показаниям)
2. Обеспечит постельный режим до исчезновения температуры, выраженных симптомов интоксикации. 2.
3. Обеспечит полноценное витаминизированное питание в теплом, жидком, полужидком виде. 3. Для уменьшения болей при приеме пищи.
4. Обеспечит обильное питье (морс, соки) при отсутствии рвоты. 4. Для дезинтоксикации.
5. обеспечит полоскание зева раствором антисептика, травами: фурациллин, ромашка, ромашка, календула и д. … 5. Для уменьшения болей в горле и снятия налетов.
6. Обеспечит смену нательного и постельного белья, обработку кожи. 6. Для удовлетворения потребности быть чистым.
7. Обеспечит влажную уборку в боксе с дез. средствами, проветривание, обработку посуды больного с использованием дез. средств, мытьё игрушек. 7. Для предотвращения распространения заболевания.
8. Обеспечит капельное введение реополиглюкина, глюкозо-совевых растворов – парентерально по назначению врача. 8. Для дезинтоксикации.
9. Обеспечит дачу симптоматических средств: жаропонижающих, сердечных, витаминов. 9. Для снижения температуры, улучшения сократительной способности миокарда.
10. Будет вести учет диуреза, подсчет пульса, ЧДД, сбор анализов мочи. 10. Для профилактики осложнений.
11. Выполнит назначения врача: введет антибиотики пенициллинового ряда, десенсибилизирующие. 11. Для действия на стрептококк, уничтожения возбудителя.