Морфемный анализ слов со скрытым j (й). Морфемный разбор слова по составу онлайн примеры бесплатно, словообразовательный разбор на словонлайн Как сделать морфемный анализ

Для того чтобы научиться четко делить слово на морфемы, нужно усвоить алгоритм морфемного анализа. Мы выделяем части слова в порядке, обратном их присоединению к слову. Этот алгоритм получил условное название «метода матрёшки».

Начинаем разбор слова с самой внешней оболочки - с выделения окончания .

Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова (и поэтому служит для связи слов в словосочетании и предложении). Окончание выражает чисто грамматические значения: оно указывает на число и падеж у существительных, числительных и личных местоимений; падеж, число и - только в единственном числе - род у прилагательных, причастий и некоторых местоимений; лицо и число у глаголов в настоящем и будущем времени; число и род у глаголов в прошедшем времени и условном наклонении.

Этот пункт выполним, естественно, для тех частей речи и форм, которые имеют окончание. Не имеют окончания (являются неизменяемыми словами/формами) наречие, деепричастие, инфинитив глагола, сравнительная степень прилагательного, слово категории состояния, несклоняемые существительные, неизменяемые (аналитические) прилагательные, в том числе и неизменяемые местоимения-прилагательные (притяжательные местоимения его , её , их).

Для того чтобы выделить в слове окончание, нужно это слово изменить, то есть поставить в другую форму. Лучше всего поставить слово в несколько разных форм, чтобы исключить совпадение первого звука разных окончаний. Например, чтобы определить границу окончания в словоформе читаешь , недостаточно будет привести словоформу читает (есть риск ошибочно отнести гласный, обозначаемый буквой «е», к основе), нужно подобрать какую-нибудь еще личную форму этого глагола, например, читаю или читают:

чита[ю]

чита[ешь]

чита[ет]

Следует помнить, что окончание в слове может быть нулевым. Как понять в таком случае, что оно
в слове есть? Нужно опять же изменить это слово, и тогда окончание проявится в других формах: стол , но стол[а] , стол[у] и т. д.; взял , но взял[а] , взял[и] и т. д.

Кроме окончаний, формы слова могут образовываться с помощью суффиксов. Такие суффиксы называются формообразующими. Но эти формы не являются формами словоизменения. Так что, определяя границу окончания и основы, нужно слово именно изменять по каким-либо категориям.

Часть слова без окончания (и без формообразующих суффиксов, по мнению некоторых лингвистов) называется основой слова.

У каких слов, по вашему мнению, основа может быть прерывистой?

Основа прерывается и продолжается после окончания у возвратных глаголов (собираться) и количественных сложных числительных (пятьдесят - пят[и]десят[и]), сложных существительных (диван-кровать - диван[а]-кроват[и]).

На следующем этапе морфемного разбора слова мы анализируем основу, определяем, какие аффиксы в ней содержатся. Для этого нам потребуется произвести словообразовательный анализ - понять, от какого слова образовано данное и «вычесть» из данного слова то, от которого оно образовано. Полученная «разность» - те морфемы, которые прибавились за словообразовательный шаг, следовательно, мы можем их выделить в слове (обычно за один шаг прибавляется одна морфема, но при приставочно-суффиксальном способе словообразования могут прибавиться одновременно приставка и суффикс). Если слово образовано за несколько словообразовательных шагов, то мы повторяем эту операцию до тех пор, пока это возможно. В заключительную очередь выделяется корень.

Рассмотрим этот алгоритм на примере слова выносливость .

1. Выносливость - выносливост[и] , слово изменяется, грамматическое значение им. п. ед. ч. выражено нулём звука, следовательно, выделяется нулевое окончание.

2. Выносливость - это свойство кого-либо выносливого. Образовано от прилагательного выносливый. Вычитаем из производного слова найденное производящее: выносливость - вынослив[ый] + -ость - . Проверяем, есть ли у этого суффикса значение, - подбираем односуффиксные слова. Бодрость , хитрость - эти существительные также образованы от прилагательных и имеют значение опредмеченного признака. Значит, мы вправе выделить такой суффикс в этом слове.

3. Вынослив -ость вынослив-[ый] . Работаем уже с производящим словом - выносливый . Формулируем его значение: выносливый - это тот, кто многое выносит. Значит, образовано от глагола выносить . Вычитаем из слова выносливый слово выносить/вынести , не обращая внимания на окончание прилагательного и суффиксы, которые не вошли в производящую основу (суффикс инфинитива -ть и суффикс -и-, формирующий глагольную основу). Вынослив -ый - вынос-и-ть + -лив- . Подбираем односуффиксные слова: запасливый, догадливый . Значение то же самое - регулярно делающий то, что названо производящим словом. Следовательно, мы можем выделить суффикс -лив -.

4. Вы -нос -лив -ость вынослив -[ый] вы-носить . Вот мы и подошли к тому этапу, когда в слове осталось выделить один аффикс, отделив его от корня. Здесь метод поиска производящего слова может уже не сработать. Например, в данном случае слово выносить , если рассматривать его именно в этом значении - преодолевать трудности - является непроизводным (в отличие от того же глагола в словосочетании выносить мусор , образованного от глагола носить). Мы не можем никак истолковать значение этого глагола с помощью глагола носить. Значит, доказать наличие приставки нужно другим способом - следует подобрать однокоренные слова (так, чтобы корень в них имел то же значение) с другими приставками. Таким образом мы тоже можем установить границу между корнем и приставкой. Подбираем однокоренные синонимичные глаголы: сносить, переносить . Значит, приставка в этом слове действительно выделяется, а не срослась с корнем. Подберём также одноприставочное слово выдержать, чтобы доказать наличие такого значения (достижения результата, окончания процесса) у приставки вы- .

Итак, мы установили с доказательством следующий морфемный состав исходного слова: вы-нос-лив-ость- .

1. Назвать часть речи.

Определить, изменяется данная словоформа или не изменяется.

2. Выделить окончание (доказать).

Изменить слово, установить его значение, указать способ выражения окончания (нулевое или материально выраженное). Привести примеры слов с данным окончанием.

3. Выделить основу.

Определить её состав и характер: простая - сложная, членимая - нечленимая, прерывистая или непрерывная.

4. Выделить суффиксы.

Установить их значение, функцию (словообразовательная, формообразующая, основообразующая, оценки), способ выражения. Привести примеры 2-3 слов с такими же суффиксами.

5. Выделить приставки.

Установить их значение и функцию. Привести примеры 2-3 слов с такими же приставками.

6. Выделить корень.

Подобрать родственные слова и формы со всеми алломорфами корня, назвать эти алломорфы. Указать чередование в корне. Определить, свободный корень или связанный (доказать).

7. Указать, есть ли изменения в морфемном составе слова: в составе корня, приставки, суффикса (опрощение, переразложение, усложнение). Установить его причину.

Примеры морфемного анализа слов

Дождался (до жд а л Ø ся )

  1. Глагол, изменяемое слово.
  2. Дождала сь , дождали сь . Нулевое окончание (Ø ) указывает на то, что глагол в м. р., в ед. ч. Примеры слов с таким же окончанием: показалØ ся , смеялØ ся .
  3. Основа дождал -ся - простая, членимая, прерывистая.
  4. Суффикс -а - - основообразующий, суффикс -л - - формообразующий (значение глаголов прошедшего времени), постфикс -ся - - словообразовательный и формообразующий. Примеры слов с такими же суффиксами: купа л ся , руга л ся .
  5. Приставка до - - словообразовательная, обозначает действие, доведённое до конца. Примеры слов с такой же приставкой: до ехал , до шёл , до летел .
  6. Корень -жд - ; жд ал - жд ёт - ожид авший ; -жд - //-жд "- //-жид - - корень свободный, т. к. в современном русском языке есть слово «жду», где корень равен основе.
  7. Исторических изменений в составе слова нет.

Кольцо (ко льц о )

  1. Существительное, изменяемое слово.
  2. Кольца , кольцом , о кольце . Окончание указывает на то, что существительное ср. р., II скл., в И. п. или В. п., в ед. ч. Примеры слов с таким же окончанием: яблоко , облако .
  3. Основа слова ко льц - - простая, нечленимая, непрерывная.
  4. Корень кольц - ; кольца - колец - колечко ; кольц - //колец- //колеч "- - корень свободный, т. к. в современном русском языке есть слово «кольцо», где корень равен основе.
  5. В морфемном составе слова есть изменения, исторически было: кол ьц о (родственными словами были кол , колодец ). Опрощение. Причина - изменение в фонетическом строе языка в результате падения редуцированных гласных и утраты мотивированного слова.

Условные обозначения:

Ø - нулевое окончание, -и - окончание, ** ** - основа слова, ** - суффикс, Ø - нулевой суффикс, *** - приставка, **** - корень слова: под пис чик Ø - под пис чик и .

  1. Определите, какой частью речи является данное слово.
  2. Установите, изменяемая или неизменяемая это часть речи.
  3. Выделите окончание (для изменяемых частей речи) и основу.
  4. Определите, какая основа (производная или непроизводная).
  5. Найдите корень слова путем подбора и сопоставления родственных слов.
  6. Выделите в производной основе суффикс (-ы); приведите одно-два одноструктурных слова с тем же суффиксом (-ами); охарактеризуйте его (их) значение.
  7. Выделите в основе слова приставку (-и); приведите одно-два одноструктурных слова с той же приставкой (-ами); охарактеризуйте ее (-их) значение.

Образцы морфемного анализа слов:

Придорожный

  1. Имя прилагательное.
  2. Окончание -ый характерно для имен прилагательных муж. р., ед.ч., им.п.; ср.: зелен-ый, красив-ый. Отделив окончание, получаем основу словоизменения придорожн-.
  3. Корень слова – дорож-: однокоренные слова: дорог-а, по-дорож-ник, (в конце корня происходит чередование – г // ж).
  4. Суффикс -н- с общим значением ‘относящийся к чему-либо, состоящий из чего-либо’, ср.: болот-н-ый, вод-н-ый, желез-н-ый.
  5. Префикс при- имеет значение нахождения вблизи предмета, ср.: при-вокзальный, при-морский.

Графически морфемный анализ слова можно обозначить так:

Заречье

  1. Имя существительное.
  2. Изменяемая (склоняемая) часть речи.
  3. Окончание -э выражает значение ср. р., ед. ч., им. п. Аналогичное окончание находим в других существительных: зданий-э, решений-э. Отделив окончание, получим основу словоизменения заречьй-.
  4. Основа производная (членится на морфемы).
  5. Корень слова -реч-. Находим его в родственных словах: рек-а, реч-ка, реч-ной (в корне происходит чередование к // ч).
  6. Суффикс -[j]- служит для образования имен существительных со значением места, ср.: Подмосков-j-э, Заволж-j-э, левобереж-j-э.
  7. Префикс за- имеет пространственное значение, ср.: за-озерье, За-волжье.

Графический морфемный анализ:

Заглушать

  1. Глагол.
  2. Неизменяемая форма глагола (инфинитив).
  3. Формообразующий суффикс -ть; ср.: бра-ть, прыга-ть. Отделив его, получим основу словообразующую (или основу инфинитива – формообразующую): заглуша-.
  4. Основа производная (членится на морфемы).
  5. Корень слова -глуш-. Находим его в родственных словах: глуш-ить, глух-ой (в корне происходит чередование х // ш).
  6. Суффикс -а- служит для образования вторичного имперфекта (формы несов. вида от сов. вида), суффикс глаголов І спряжения: беж-а-ть, коп-а-ть.
  7. Префикс за- имеет значение окончательности, завершения действия: за-бить, за-тормозить.

Графический морфемный анализ:

Дружески

  1. Наречие.
  2. Неизменяемая часть речи.
  3. Основа слова производная (членится на морфемы).
  4. Корень слова друж-. Родственные слова: друг-, друж-ок (в корне происходит чередование г//ж).
  5. Суффикс -и- определительных, отадъективных по образованию наречий: критическ-и, братск-и. Суффикс -(е)ск- служит для образования относительных прилагательных: критич-еск-ий, отеч-еск-ий, брат-ск-ий.

Графический морфемный анализ.

Хакасский государственный университет

им. Н.Ф. Катанова

Специальность: 021700 - Филология

Морфемный анализ слов

со скрытым j (й)


Курсовая работа

Выполнил студент 3 курса б

Феськов Кузьма Владимирович

Проверил кандидат пед. наук,

доцент каф. русского языка

Острикова Татьяна Александровна


Абакан, 1999

Введение ……………………………………………………………………………………………………………………………… 03

Глава 1. Теоретические основы обучения разбору слов

со срытым j (й)

1.1. Звукобуквенный состав русских слов ………………………………… 07

1.2. Морфемный (морфологический) анализ ………………………………… 12

1.3. Отбор слов со скрытым j (й) для

морфологического анализа ……………………………………………………………… 14

1.3.1. Скрытый j (й) на стыке корня и

суффикса ……………………………………………………………………………………………… 16

1.3.2. Скрытый j (й) на стыке основы и

окончания …………………………………………………………………………………………… 17

Глава 2. Обучение учащихся разбору слов со скрытым j (й)

2.1. Вопрос о форме фиксации слов со скрытым j (й) …… 19

2.2. Разбор слов со скрытым j (й) в словообразова-

тельном словаре ……………………………………………………………………………………… 20

2.3. План разбора слов по составу с элементами

фонетического разбора ……………………………………………………………………… 21

Заключение ………………………………………………………………………………………………………………………… 24

Библиография …………………………………………………………………………………………………………………… 26


ВВЕДЕНИЕ

Истоки сложностей при изучении рассматриваемой нами проблемы заложены в способе подачи материала в школе. С целью упрощения и доступности материала для школьников из программы выведены некоторые важные понятия, например, фонема. Что заставляет учителя при подаче материала изыскивать различные «обходные» пути для объяснения языковых явлений. В частности, учащиеся часто путают понятия «звук» и «буква», испытывают затруднения при морфемном анализе, например, в случаях со скрытым j (й ) и др.

Исследуемая тема неотрывно связана со многими разделами русского языка, такими как: графика, фонетика, словообразование, морфология и др.

Русское письмо является звуковым, и его основными элементами выступают буквы. Назначение букв алфавита состоит в передаче звуков данного языка. Отношение букв к обозначаемым ими звукам речи рассматривается ГРАФИКОЙ. Графика определяет, какими общими приемами располагает письмо для передачи произношения. В зависимости от системы звуков русского языка и от складывающейся веками в русском письме графики отношения между буквами и звуками в современном русском правописании довольно сложны. Обычно одна буква в разных условиях обозначает несколько разных звуков. Особенностью русской графики является то, что не все буквы обозначают один звук, как это обычно бывает при звуковом письме. С этой стороны выделяется 3-и вида букв.

1. Большинство букв обозначает по одному звуку.

2. Ряд гласных букв может обозначать сразу два звука.

3. Кроме того, ъ , ь сами по себе не обозначают звука.

В нашем исследовании мы обратим подробное внимание на 2-ой из выделенных здесь видов букв, именно они составляют предмет нашего изыскания.

Раздел ФОНЕТИКИ включает изучение звуковой стороны русского языка. Важность этого раздела определяется тем, что звуковая сторона речи является тем средством, которое позволяет участникам речевого общения передавать другим содержание своих мыслей. Обеспечивая речевое общение, звуки речи выполняют специальную функцию.

Речевые явления двусторонни: каждое из них в неразрывной связи обладает, с одной стороны, значением, с другой – звуковым составом. В звуковой стороне ее различительные возможности приобретают особую социальную значимость. РАЗЛИЧИТЕЛЬНОСТЬ и выступает как наиболее общее свойство звуковой стороны.

Для обозначения звука речи в социальном аспекте введен термин ФОНЕМА, который уточняет обычные представления о звуках речи. Фонема проявляется в речи в отдельных конкретных звуках; она может включать в пределах известного диапазона несколько разновидностей звуков в физическом соотношении, поскольку они не выступают по отношению друг к другу различителями значимых элементов. Конкретные звуки, входящие в одну фонему, носят название ОТТЕНКОВ ФОНЕМ. Наблюдение оттенков фонем затруднено тем, что они не привлекают к себе внимания говорящих вследствие отсутствия у них самостоятельной различительной роли в процессе общения.

Наконец, следует отметить, что фонемы, служа для различения значимых единиц, сами по себе не являются носителями значений.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ является важной темой в учебной программе по русскому языку. Оно, в сущности, пронизы­вает ВСЕ ТЕМЫ МОРФОЛОГИИ и имеет большое зна­чение для понимания многих явлений языка. Элементарные сведения по этой теме учащиеся получают еще в начальной школе, а в средней школе знания по этому вопросу углуб­ляются и расширяются.

Вопросы словообразования интересуют всех, кто желает глубоко и сознательно изучить язык. Это понятно, так как словообразование в широком толковании – это наука не только о том, как возникают новые слова, но и о том, каков состав уже имеющихся в языке слов. Следовательно, в этом плане словообразование может быть определено как раздел науки о языке, изучающий морфемный состав слов и способы их образования.

Примерно такое же понимание термина «словообразова­ние» мы встречаем и в работах Г.О. Винокура, В.В. Вино­градова, Н.М. Шанского, Е.А. Земской и многих других лингвистов. В более узком значении словообразование - процесс производства новых слов от уже существующих в языке основ.

Необходимо учесть, что образование слов и анализ их морфемного состава являются СООТНОСИТЕЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ И СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ.

Следовательно, изучение словообразования тесно СВЯЗАНО И С ПРОБЛЕМАМИ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА, И С ПУТЯМИ ПОПОЛНЕ­НИЯ СЛОВАРНОГО СОСТАВА ЯЗЫКА.

Находясь между лексикологией и морфологией, словообразование является как бы связующим звеном между ними.

Академик В. В. Виноградов замечает: «...слово­об­разова­ние занимает своеобразное место и ряду лингвистических дис­циплин, будучи тесно связано с лексикологией - наукой о словарном составе языка - и в то же время во многих отно­шениях сближаясь с грамматикой, с учением о формооб­разовании и даже с синтаксисом словосочетаний» .

Изучение словообразования, которое рассматривает строение и образование слов, дает возможность наглядно и глубоко раскрыть сложные языковые явления, выявить закономерности в развитии языка, выработать у учащихся умение самостоятельно наблюдать и анализировать язы­ковые факты.

Все это, несомненно, пробудит интерес к языку, вызовет желание изучать лингвистику, без чего нельзя по-настоя­щему овладеть языком и его грамматикой.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

РАЗБОРУ СЛОВ СО СКРЫТЫМ j (й)

1.1. ЗВУКОБУКВЕННЫЙ СОСТАВ РУССКИХ СЛОВ

Понятия «звук» и «буква» на первый взгляд весьма простые. И учащиеся, как и многие взрослые грамотные люди, обычно бывают искренне убеждены в том, что они хорошо представляют себе эти понятия, в то время как на самом деле они не различают в своем сознании представления о звуке и букве, смешивают их, принимают графический язык за язык произносительный. А подобное смешение звука и буквы недопустимо не только с точки зрения тех общих представлений о языке, которыми должен располагать всякий современный образованный человек. Такое смешение отрицательно сказывается на обучении орфографии, на осознании и усвоении ряда орфографических правил.

При рассмотрении звукобуквенного состава русского языка мы обратимся к ГРАФИКЕ и ФОНЕТИКЕ.

Прежде чем подойти к теме данного параграфа, дадим содержание основных понятий, которыми будем в дальнейшем оперировать.

ГРАФИКА - а)совокупность начертаний, через которые устная речь передается на письме: буквы алфавита, знаки ударения, апостроф; б)способы обозначения фонем и их сочетаний при помощи букв (или сочетаний букв) алфавита; графика связана с фонемами как с таковыми, и не учитывает смысловых единиц языка; в)в более широком понимании: система соотношений между буквами и фонемами в тексте (графика в широком охвате).

ФОНЕМА – это минимальная звуковая единица языка. Она обобщает представление о целом ряде звуков речи, противопоставленных в данном языке всем другим фонемам.

АЛФАВИТ – это совокупность расположенных в определенном порядке графических знаков-букв, которыми пользуются при письме на том или ином языке.


Современные названия букв различаются на 2-а типа: КОМПЛЕКСНЫЕ названия букв и ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ. Комплексными можно считать названия букв, обозначающие целые классы звуков (фонем), объединенных в группы одним общим признаком, например: буквы гласных звуков, буквы согласных.


Названия гласных букв.

Не только в учебной, но и в научной литературе пользуются названием «гласные буквы». Они, конечно, неточны, что отмечалось в литературе (например, Д.Н. Ушаковым, В.А. Богородицким), но экономны.

1. Названия, состоящие из одного звука: а , и , о , у , ы , э . Это названия букв, обозначающие соответствующие гласные: здесь буквы называются тем звуком, который обозначают.

2. Названия, состоящие из двух звуков: гласного и предшествующего ему согласного звука j (й ): я йа , ю йу , е йэ , ё йо . Эти буквы называют еще ЙОТИРОВАННЫМИ гласными буквами. Йотированные буквы я , ю , е , ё , могут обозначать соответствующий гласный звук и без предшествующего j (й ) и в сочетании с j (й ). Поскольку в первом случае буквы я , ю , е , ё сигнализируют о чтении предшествующей согласной буквы как такой, которой обозначается мягкий согласный, эти буквы называют «смягчающими».

В связи с функцией йотированных букв обозначать «j (й )+гласный» следует еще раз обратиться к букве и . В ее названии нет предшествующего j (й ) (буква называется просто «и »): название состоит из одного звука (поэтому оно и отнесено нами к первой группе), но в отличие от всех остальных букв первой группы (а , о , у , ы , э ), обозначающих только тот звук, которым они называются, буква и может обозначать не только [и ] без предшествующего j (й ), как, например, в словах ли са, караси . в тех словах, где буква и следует после гласного, при намеренно тщательном произношении возможно произношение [и ] с предшествующим j (й ) (например сара [йи ]). Встречается произношение [йи ] на месте начальной буквы и и в местоимениях и х, и м, и ми, если они следуют после предлогов и союзов, например: в и х доме и тому подобное.

Как правило, сочетание j (й ) с и произносится после разделительного знака (воробьи (воробь [йи ]). Таким образом, можно утверждать, что буква и может обозначать не только [и ] без предшествующего j (й ), но также [и ] с предшествующим j (й ). В этом отношении она отличается от других букв первой группы.

Итак, для обозначения сочетаний «j (й )+гласный» употребляются особые буквы: я , ю , е , ё , но буква и выполняет эту функцию как бы «по совместительству». Я.К. Грот заметил по этому поводу: «редко встречающийся двоегласный йи … может обойтись без отдельного знака» .


Остановимся подробнее на двузначных гласных буквах я , е , ё , ю , и . Они имеют два основных звуковых сочетания.

Буква я обозначает либо звук [’а ]: пяльцы , либо сочетание звуков [йа ]: яма ;

Буква е обозначает либо звук [ э ]: перья , либо сочетание звуков [йэ ]: ель ;

Буква ё обозначает либо звук [ о ]: пёрышко , либо сочетание звуков [йо ]: ёлка ;

Буква ю обозначает либо звук [ у ]: пюре , либо сочетание звуков [йу ]: юла ;

Буква и обозначает либо звук [ и ]: пир , либо сочетание звуков [йи ]: муравьи .


Особых замечаний требует употребление буквы ё . Обозначая звук [ о ], буква ё по своему начертанию совпадает с буквой е (кроме добавочного надстрочного знака: двух точек над буквой). Это совпадение не случайно. Необходимость в особой букве для обозначения звука [о ], следующего после мягких согласных, появилась в русском письме примерно в XII-XIII вв., когда в русском языке начал действовать особый звуковой закон перехода ударенного звука [э ], находящегося в позиции после мягкого согласного перед твердым, в звук [о ]: е ¢ ль [йэл ] – ёлка [йо ¢ лка ]. Осуществлялась замена [э ] на [о ] на конце слова, например: бельё .

Буква ё , предложенная Карамзиным, дает это особое происхождение звука [о ]. Однако в печати не привилось употребление буквы ё , хотя она и входит в официальный состав русского алфавита.


Названия согласных букв.

1. Названия букв для обозначения согласных, состоящие из соответствующего твердого согласного звука в соединении с последующим гласным э : «бэ », «вэ », «дэ », «жэ », «зэ », «пэ », «тэ », «цэ ». К этим названиям примыкает «чэ », хотя оно и состоит из мягкого согласного звука с последующим гласным э .

2. Названия букв для обозначения согласных, состоящих из соответствующего согласного звука в соединении с последующим гласным [а ]: «ка », «ха », «ша », «ща ».

3. Названия букв для обозначения согласных, состоящие из соответствующего согласного звука в соединении с предшествующим ему гласным [э ]: «эль », «эм », «эн », «эр », «эс », «эф ».


Названия букв, не обозначающих звуков.

1. Сюда относятся названия «ер » и «ерь » для букв ъ и ь . В научной литературе употребляются именно эти названия.

2. Особого внимания заслуживает буква й . Буква й была богата названиями, но в последних изданиях нового школьного учебника она никак не названа. Среди названий букв, приводимых под каждой буквой, под буквой й повторно в качестве ее названия указано то же «й » . В школьном орфографическом словаре для буквы й указывается принятое на протяжении многих лет название «и краткое».

Звук, обозначаемый буквой й , в школьной практике еще совсем недавно считался полугласным. В современных школьных учебниках он отнесен к согласным. Это хорошо, поскольку и звук, обозначаемый в русском письме буквой й , и звук, обозначаемый (вместе с соответствующими гласными звуками) буквами я , ю , е , ё (а иногда и буквой и ), являются «представителями» согласной фонемы йот.

Особенностью русской графики является и то, что в русском письме звук j (й ), находящийся перед непосредственно следующим за ним гласным звуком, вообще не обозначается самостоятельной буквой. Вместе со следующей за ним гласной j (й ) обозначается ОДНОЙ гласной буквой.

Особого внимания требует еще соотношение между звуком j (й ), обозначаемый гласными буквами я , ю , е , ё , и , и звуком, обозначаемым буквой й . Оба эти звука являются ОТТЕНКАМИ (вариантами), то есть видоизменениями одной и той же фонемы j (й ). Буквой й обозначается в русском языке один из вариантов фонемы j (й ), который встречается в русских словах в конце слога: май , май /ка , пой /дет .


1.2. МОРФЕМНЫЙ (МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ) АНАЛИЗ


При МОРФЕМНОМ АНАЛИЗЕ СЛОВА выделяются все живые (с точки зрения современного языка) морфемы, то есть значимые части, имеющиеся в анализируемом слове. При морфемном анализе нас не интересует порядок присоединения морфем. Морфемный анализ отвечает на вопрос: «Какие морфемы выделяются в данном слове с точ­ки зрения современного языка?», то есть искомой величиной морфемного анализа являются морфемы. Следовательно, морфемный анализ определяет НАЛИЧИЕ в слове тех или иных морфем, из которых оно складывается.

«Золотым правилом» морфемного членения слов являет­ся СОПОСТАВЛЕНИЕ ОДНОКОРЕННЫХ И ОДНОСТРУКТУРНЫХ СЛОВ И ВЫДЕЛЕНИЕ ЖИВЫХ АФФИКСОВ; причем анализируемое слово долж­но рассматриваться на фоне присущих ему грамматических форм. Именно такой способ гарантирует нас от механиче­ского членения слов.

Членение слов на морфемы всегда должно быть ОС­МЫСЛЕННЫМ, ОБОСНОВАННЫМ, ДОКАЗАТЕЛЬНЫМ. Нельзя поддаваться механическому члене­нию, порождаемому слепой аналогией. Вот почему при мор­фемном анализе мало сказать: «Слово делится на такие-то морфемы», «надо обязательно доказать, почему оно делится и состоит именно из этих, а не других значимых частей».

Не задумываясь над смысловой стороной слова, учащиеся часто механически рассекают слова, зрительно разыскивая знакомые морфемы. Такое членение приносит лишь вред. Необходимо помнить, что зрительный образ слова часто обманчив. Например, подбирая однокоренные слова, мы убедимся, что бессмысленно выделять мнимую приставку вос - в глаголах восторгаться и восхищаться , за - в глаголе забыть , по - в глаголе победить . Если подобная бессмысленная акция будет совершена, то мы невольно сблизим совершенно разные слова современного языка: восторгаться - торговать , восхищать - хищение , за­быть - быть , победить - бедствовать . Конечно, не­когда подобное членение было закономерным, но следует учесть, что словарь и семантика слов непрерывно изме­няются.

Правильное морфемное членение слов имеет большое значение и В ЛЕКСИЧЕСКОМ ПЛАНЕ.

Из всего сказанного следует, что важнейшим требова­нием к морфемному анализу является СИНХРОННЫЙ ПОДХОД к слову, то есть, анализируя слово, мы должны исходить из современного его состояния и не выходить за пределы тех связей и соотношений, которые характери­зуют синхронную систему языка. Профессор В.А. Богородицкий выдвигал требова­ние «рассматривать морфологический состав слов, как он чувствуется В СОВРЕМЕННОМ ЯЗЫКЕ, то есть ста­тически...». Такая же точка зрения излагается в современной лингвистической литературе (в трудах Н.М. Шанского, Н.Д. Арутюновой, А.И. Смирницкого и других).

Реальное стремление вникнуть в исторические связи внутри структуры слова, то есть генетический подход к ана­лизу слов, приводит не только к смешению различных аспек­тов, но и искажает представление об истинном состоянии современного языка.

Как известно, язык систематически ЗАИМСТВУЕТ слова из других языков. Но при анализе слов нельзя пере­носить в русский язык те членения, которые свойственны данным словам в языке-источнике.

Морфемный анализ не только эффективен, но и вполне доступен для каждого, практически владеющего языком. Вот почему А.М. Пешковскии, давший в своих работах блестящие образцы синхронного анализа состава слова, считал, что важнейшим принципом изучения морфологи­ческого состава слова В ШКОЛЕ является определение В СЛОВАХ СОВРЕМЕННЫХ КОРНЕЙ И АФФИК­СОВ.

Итак, МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ ВЫЯВЛЯЕТ МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВА, ТО ЕСТЬ СОВОКУП­НОСТЬ ВСЕХ, В СИНХРОННОМ АСПЕКТЕ ВЫ­ДЕЛЯЕМЫХ В СЛОВЕ МОРФЕМ.

Неоднократные наблюдения показали: чем быстрее и увереннее учащиеся могут анализировать состав слова, чем быстрее и больше они могут подобрать необходимые родственные слова, а также изменять грамматические формы данного слова, тем выше орфографическая грамотность учащихся. Сознательный мотиви­рованный момент значительно повышает эффективность изучения орфографии.

1.3. ОТБОР СЛОВ СО СКРЫТЫМ j (й)

ДЛЯ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Звук j (й ), находясь перед гласным, не обозначается самостоятельной буквой, а вместе со следующим гласным обозначается одной буквой; так я йа , ё йо , е йе (э ), ю йу , и йи . Таким образом, эти гласные буквы обозначают слог. Разделительные знаки ъ (в приставках), ь (во всех других случаях) употребляются только перед буквами я , е , ё , ю , и для обозначения таких написаний: польёт (пал йо ¢ т ) – полёт (пал о ¢ т ); полью (пал йу ¢ ) – полю (пал у ¢ ); семьи (с е n м йи ¢ ) – семи (с е n м и ¢ ); белья (б е n л йа ¢ ) – беля (б е n л а ¢ ).

При морфологическом анализе особого внимания требуют случаи, когда буквы я , ю , е , ё , и обозначают два звука, один из которых j (й ) входит в одну морфему, другой – в следующую. В этих случаях морфологический состав слов и их форм на письме оказывается затемненным. Так, формы края , краёв , краям на письме допускают лишь такое деление: кра /я ¢ , кра /ёв , кра /ям , причем, корень кра - является бессмысленным и расходящимся в звуковом отношении с формой именительного падежа край , тогда как транскрипция обнаруживает, что в произношении во всех этих формах одинаковый корень край - (край /а ¢ , край /о ¢ ф , край /а ¢ м , край ). Еще больше скрыт на письме корень л й - в формах лью , льёшь , льёт , легко обнаруживаемый в транскрипции: л й /у , л й /ош , л й /от с такими же окончаниями, как н е n с /у ¢ , н е n с /о ¢ ш , н е n с /о ¢ т . поэтому для раскрытия произношения в подобных случаях используется транскрипция.

Как уже говорилось, в русском языке есть среднеязычный сог­ласный звук j (й ), который не имеет в русской графике своего постоянного изображения. Эта специфическая осо­бенность русской графики часто приводит к большим за­труднениям в членении слов, так как различное изображение звука j (й ) на письме затемняет морфологический состав слов.

Нужно помнить, что русский j (й ) по сравнению с дру­гими сонорными согласными(р, л, м, н ), несмотря на свою частотность, имеет малую функциональную нагрузку. Лишь в трех случаях йотированные буквы я , е , ё , ю , а также и читаются, как сочетание йота с соответствующим глас­ным звуком:

а)в начале слова: яма (йама ), ель (йэл" ), елка (йолка ), юла (йула ), их (йих );

б)после гласных: моя (майа ), моей (майэй ), моё (майо ), мою (майу ), мои (майи );

в)после ъ , ь разделительных знаков: объятия , съезд , объем , предъюбилейный , судья , судье , судьей , судью , судьи .

j (и ) в сочетании с и и (хозяй (ский ) + ин = хозяин , строй (ка ) + ить = строить , мой + и = мои .

Затруднения в анализе слов появляются в тех случаях, когдаj (и ) находится на стыке двух морфем: а)корня и суффикса, б)основы и окончания.

Рассмотрим конкретные примеры трудных случаев мор­фемного членения слов из-за наличия в словах j (и ).

1.3.1. СКРЫТЫЙ j (й) НА СТЫКЕ КОРНЯ И СУФФИКСА

Основная трудность при изучении случаев, когда j (и ) находится на стыке корня и суффикса обусловлена тем, что учащиеся испытывают затруднения в определении истинного корня и суффикса. Часто они относят j (и ), который принадлежит корню к суффиксу, в результате чего искажается морфемный строй русского языка, возникают проблемы с родовым соотнесением слов. Например, в слове веять – корень вей - и суффикс а , учащиеся же могут выделить в этом слове неправильный корень вея - и вообще не выделить суффикса.

Подобные ошибки возможны не только в случаях, когда разбирается глагол. Они возникают также и при разборе других частей речи. В слове бо /ец истинный морфемный состав бой + ец (ср.: бойца ), воин - вой + ин (ср.: (вой (ск )а ). В слове военный й между двумя гласными сливается со звуком е ; в слове паять - корень пай (ср.: пайка ); в слове затеять - корень затей (ср.: затей /ник ).

Ниже приводим таблицу, в которой подобраны слова со скрытым j (й ) на стыке корня и суффикса. Цель данной таблицы состоит в том, чтобы наглядно показать частотность встречаемости подобной трудности, а так же снабдить учителя дополнительным рабочим материалом, для повышения качества уроков по теме.

Таблица 1. Скрытый j (й) на стыке корня и суффикса.


Хоккеист – хоккеj/ист


Сергеевич – Сергеj/эвич

Кройка – кроj/ить

Лаять - Лаj/ать

Хозяин – хозяj/ин

Строитель - строj/итель

Батареец - батареj/эц

Боязнь - боj/азнь

Веялка - веj/алка

Веяние –веj/ание

Вклеивать – в/клеj/ивать

Гвардеец – гвардеj/эц

Героизм - героj/изм

Раздвоение – раз/двоj/эние

Доильщица – доj/ильщица

Паяльник – паj/альник

Заячий – заj/ачий

Змеёнок – змеj/онок

Китаец – китаj/эц

Клеёнка – клеj/онка

Кроильный – кроj/ильный

Нагноение – на/гноj/эние

Наслоение – на/слоj/эние

Освоение – о/своj/эние

Сеятельная – сеj/ательная

Таяние – таj/ание

Паевой – паj/эвой

Построение – по/строj/эние

Присвоение – при/своj/эние

Пробоина – про/боj/ина

Свояк – воj/ак

Скамеечка – скамеj/эчка

Струящиеся – струj/ащиеся

Таинство – таj/инство

Усваивать – усваj/ивать

Засеяли – за/сеj/али


1.3.2. СКРЫТЫЙ j (й) НА СТЫКЕ ОСНОВЫ И ОКОНЧАНИЯ

В слове бакалея - основа бакалей и окончание -а (ср.: бакалей /н /ый ); авария = аварий + -а (ср.: аварий /ный ); дви­жение = движений + -э (род. п. мн. ч. движений ).

Часто не только учащиеся, но даже студенты-первокурс­ники филологических факультетов педагогических инсти­тутов затрудняются установить границу между основой и окончанием.

Причиной этих ошибок является то, что в школах мало занимаются морфемным анализом слов, в которых имеется расхождение между звуковым и буквенным составом.

Рассматриваемый нами трудный случай гораздо более частотен, в отличие от предыдущего. Также как и при рассмотрении случаев, когда срытый j (й ) находится на стыке корня и суффикса, приведем таблицу, в которой собраны типичные случаи, нахождения j (й ) на стыке основы и окончания.


Таблица 2. Скрытый j (й) на стыке основы и окончания.


Делает – делаj/эт


Называют - называj/ут

Пользуj/утся

Надеется – надеj/этся

Героя - героj/а

Моя - моj/а

Вращается – вращаj/этся

Чешуя – чешуj/а

Создаётся – создаj/отся

Затея - затеj/а

Чаепитие – чаепитиj/э

Шея – шеj/а

Гвардию – гвардиj/у

Настроение – настроениj/э


Во второй главе мы рассмотри методическую сторону изучения слов во скрытым j (й ).


ГЛАВА 2. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ РАЗБОРУ СЛОВ СО СКРЫТЫМ j (й)

2.1. ВОПРОС О ФОРМЕ ФИКСАЦИИ СЛОВ СО СКРЫТЫМ j (й)


Важным является вопрос о форме фиксации слов, имеющих на стыке морфемj (й ). Н.М. Шанский предлагает при анализе слов устранить «безйотицу» , то есть, вопреки русской графике, обозначать наличие j (й ) в слове.

С этим мнением нельзя согласиться. Как известно, за­пись усиливает восприятие слова и активизирует зритель­ное запоминание словесного начертательного образа. Вот почему крупнейшие лингвисты настоятельно требовали: «Оберегайте ученика со всей заботливостью от всякого вида неправильного написания слова, пусть он со всем при­лежанием запечатлевает правильные образы слов…» И дальше: «Ни под каким видом не допускать, чтобы дети видели, а тем более писали, слова орфографически непра­вильно» . Это требование вполне справедливо, так как зрительный образ слова при изучении орфографии имеет огромное значение.

Даже при фонетическом анализе нежелательно допус­кать изменение графического образа слова. Например, желая графически показать, что в слове героизм произво­дящая основа оканчивается на j (й ), можно сделать следую­щие записи: герой , герой /ск /ий , герой /ств /о , геро /изм . При­чем устно следует дать соответствующее пояснение. Можно также использовать прием надписывания (например, геро й /изм , армия йа , думаю йу ). Безусловно, что нельзя ми­риться с чисто буквенным делением слова на морфемы, но и нельзя искажать графический облик слова.


2.2. РАЗБОР СЛОВ СО СКРЫТЫМ j (й)

В ШКОЛЬНОМ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СЛОВАРЕ

Словарная статья словообразовательного словаря содержит слова, расчлененные на морфемы (приставки, суффиксы, окончания). И расположенные в алфавитном порядке.

Для примера возьмем одно из слов со скрытым j (й ) на стыке морфем и приведем словарную статью, соответствующую этому слову.

Воевать – во/ева/ть 13 . Как видно из примера, скрытый j (й) в слове никак не обозначен. Цифра 13 при слове обозначает порядковый номер исторической справки, куда необходимо обращаться за разъяснением и за аналогичными примерами.

Что же предлагает нам словарь в качестве исторической справки.


«13. ЗВУК j (й) И ЕГО ОБОЗНАЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ

В русском языке есть среднеязычный согласный j (й ), который на письме обозначается по-разному:

а) В начале слога вместе со следующим за ним гласным он обозначается одной буквой: вместо j а (йа ) пишут я , вместо j у (йу ) пишут ю , вместо j э (йэ ) пишут е , вместо j о (йо ) пишут ё . Например, яма, заюлить , ель , ёлка ;

б) в конце слога за гласным звуком этот звук обозначается й . Например, мой , майка .

Двоякое изображение этого звука на письме иногда несколько затемняет морфологический состав слова. Следует также учесть что й в сочетании с и на письме передается одной буквой и (хозяй + ин = хозяин ).»

Далее приводится несколько примеров. Как видно из приведенного комментария, учащимся дается только лишь краткая справка относительно встреченной ими трудности и несколько примеров. Безусловно, этого не достаточно для того, чтобы дети могли разобраться со всеми случаями наличия срытого j (й ) на стыке морфем. Полный и исчерпывающий ответ они должны получить от учителя в школе.


2.3. ПЛАНЫ РАЗБОРА СЛОВ ПО СОСТАВУ

С ЭЛЕМЕНТАМИ ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА

Анализ языка как метод обучения русскому языку находит себе широкое применение и при изучении грамматики, и на занятиях по правописанию, и в работе над словарем, и при изучении языка писателя.

Этот метод состоит в выделении по определенным признакам явлений языка и в характеристике их с определенной точки зрения.

Одним из видов анализа языка является грамматический разбор. Этот вид работы способствует развитию логического мышления вообще и аналитических способностей учащихся.

Грамматический разбор является эффективным способом доведения до сознания учащихся новых для них грамматических сведений, правил и определений.

Без умения выделять в слове его составные части (морфемы): основу и окончание, корень, приставки и суффиксы – невозможно изучать части речи. Помимо умения выделять в слове его составные части, учащиеся должны научиться подбирать однокоренные слова и находить производящую основу слова.

Приведем пример плана разбора слова по составу .


Вклеивать

1) Выделить основу слова.

вклеива ть

Для правильного выделения основы в слове исключительное значение имеет умение учащихся изменять форму слова: вклеивать – вклеивает – вклеивают.

2) Выделить окончание в слова.

вклеива ть

Умение изменять слово также важно и при выделении окончания: вклеивать – вклеивает – вклеивают.


3) Выделить корень в слова.

вклеива ть

Как показывает опыт, при изучении состава слова наибольшую трудность для учащихся представляет выделение корня, в связи с чем именно на эту сторону надо обратить особое внимание. При выделении корня надо предупредить возможность допущения ошибок в таких случаях, когда одинаково звучащие корни двух разных слов принимают за один и тот же корень, в то время как между этими корнями нет ничего общего.

4) Выделить приставку(и) в слове.

Вклеива ть


5) Выделить суффикс(ы) в слове.

вклеива ть


Приведенная схема разбора не всегда позволяет выделить правильно морфемы. Мы намеренно взяли для разбора слово с трудностью, составляющей тему нашего исследования. В этом слове встретился скрытый j (й ) на стыке корня и суффикса, который мы никак не обозначили. Корень слова явно не полон. Это доказывает и подбор однокоренных слов: клей, клейкая (лента). Подобная «неполнота» слова может вызвать у учащихся сложность с подбором однокоренных слов и выделением суффикса.

Как поступить учителю в данной ситуации? Мы предлагаем использовать при морфемном анализе слов со скрытым j (й ) на стыке морфем элементы фонетического разбора.

Фонетический разбор является одним из важных методических приемов. Фонетический разбор может быть различным по своему характеру, степени полноты и углубленности.

При анализе слов во многих случаях невозможно успешно справиться с разбором, если учащиеся не будут располагать основными сведениями из фонетики.

В параграфе 2.1 мы уже рассматривали возможные пути пометы скрытого j (й ) в разбираемых словах.

Мы предлагаем несколько путей интеграции словообразовательного и фонетического разборов .

1) Перед разбором слова со скрытым j (й ) учащиеся подбирают несколько (2-3) родственных слова, где корневая морфема оканчивается на й : клей , клей кий. Затем учащиеся разбирают слово как обычно: вклеива ть . После того, как слово разобрано, учащиеся делают следующую запись: в - (приставка) + -клей - (корень) + -ива - (суффикс) + -ть (окончание).

2) Второй способ заключается в применении приема надписывания. При разборе слово записывается следующим образом: вкле й ивать . Затем производится разбор слова: вкле й ива ть .


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении этой работы мы подведем некоторые итоги и отметим важные моменты при изучении слов со скрытым j (й ).

Темой данной работы мы обозначили морфемный анализ слов со скрытым j (й ) и отметили следующие случаи:

1) в начале слова: яма (йама ), ель (йэл" ), елка (йолка ), юла (йула ), их (йих );

2) после гласных: моя (майа ), моей (майэй ), моё (майо ), мою (майу ), мои (майи );

3) после ъ , ь разделительных знаков: объятия , судья .


Также рассмотрели особо сложные случаи разбора слов со скрытым j (й):

1) скрытый j (й) на стыке корня и суффикса: воин - вой + ин ;

2) скрытый j (й) на стыке основы и окончания: авария = аварий + -а .


Были разработаны способы интеграции морфологического и фонетического разборов:

1) расписывание морфем по отдельности: вклеивать - в - (приставка) + -клей - (корень) + -ива - (суффикс) + -ть (окончание);

2) способ надписывания скрытого j (й ): вкле й ивать .


Важность изучения данной проблемы в школе велика, она помогает учащимся осознать, на сколько богат и разнообразен русский язык.

Практика показывает, что ученики (особенно в нацио­нальных школах) пишут значительно грамотнее, когда уме­ют осмысленно делить слова на морфемы.

В настоящей работе словообразовательная система рус­ского языка рассматривалась с синхронной (с современ­ной) точки зрения. Особое внимание уделено систематизации случаев наличия скрытого j (й ) и методике их разбора.


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Д.И. Алексеев О преодолении некоторых ошибок при работе над составом слова в школе//Русский язык в школе. – 1957. – №4.

2. Э.А. Бейкман Русское слово. – М., 1966.

3. В.В. Виноградов Русский язык. – М., 1986.

4. Г.О. Винокур Избранные работы по русскому языку. – М., 1959.

5. А.Н. Гвоздев Современный русский литературный язык. Фонетика и морфология. – М., 1967.

6. Е.А. Земская Заметки по современному русскому словообразованию//Вопросы языкознания. – 1965. - №3.

7. Е.А. Земская Современный русский язык. Словообразование. – М., 1973.

8. В.Ф. Иванова Современный русский язык. Графика и орфография. – М., 1976.

9. Е.И. Никитина Уроки русского языка в 4 классе (Из опыта работы). Пособие для учителей. – М., 1975.

10. З.А. Потиха Современное русское словообразование. Пособие для учителя. – М., 1970.

11. З.А. Потиха Школьный словообразовательный словарь. – Волгоград, 1961.

12. Д.Э. Розенталь Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1997.

13. Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. Современный русский язык: Учебные пособия для вузов. – М., 1997.

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Разобрать слово по составу или сделать его морфемный анализ означает указать, из каких морфем оно состоит. Под морфемой понимается минимально значимая часть слова.

В русском языке существуют следующие морфемы:

  • корень - самая главная часть слова, несущая его значение. У однокоренных слов - общий корень. Например, слова «лист», «листочек» и «листва» имеют общий корень -«лист». Бывают слова, которые состоят только из корня - «гриб», «метро», «остров». Бывает, что корня два - «теплоход», «водопад». Бывает, что корней три - не стоит пугаться - «водогрязелечебница». Повтори правило, которое касается соединительных гласных, чтобы не делать ошибки при их написании;
  • суффикс - значимая часть слова. Расположена обычно после корня. Используется для образования новых слов. Например, в слове «чайник» «чай» - это корень, «ник» - это суффикс. Суффиксов в слове может не быть. Иногда суффиксов бывает два - например, в слове «подберезовик»;
  • приставка - еще одна значимая часть слова. Расположена перед корнем. Назначение такое же, как и у суффикса - с ее помощью образовываются новые слова. В слове «подходит» «ход» - это корень, «под» - это приставка;
  • Окончание - изменяемая часть слова. Для чего она нужна? Чтобы связывать слова в предложении;
  • Основа - часть слова без окончания.

Каждая часть слова имеет графическое обозначение. Посмотреть, как обозначаются части слова, можно в учебнике по русскому языку, в морфемном словаре или в Интернете.

Правила и исключения при разборе по составу

Разбор слова по составу онлайн несложен, если знать правила, по которым он делается. На начальном этапе можно пользоваться морфемно-орфографическим словарем - он поможет не делать ошибок.

Обязательно в слове должен присутствовать только корень - один или несколько. Слов без корня не бывает. Не бывает слов и без основы. А вот слова без суффиксов, приставок или окончаний очень даже бывают. Этому не стоит удивляться.

Часто бывает, что все слово представляет собой основу. Так бывает, например, у наречий. Они относятся к неизменяемым частям речи. Слово «быстро» не имеет окончания («о» в слове - это суффикс), а потому все слово будет основой.

В проведении морфемного анализа ученику поможет словообразовательный словарь Тихонова. Этот учебник содержит информацию о составе 100 тыс. слов русского языка. Словарем удобно пользоваться, и в период обучения в начальной школе он должен стать твоей настольной книгой.

Тем же, кто обладает навыками работы в сети Интернет, будут полезными ресурсы, на которых можно сделать морфемный разбор слова онлайн. Тренируйся, если занятий в школе на уроках русского языка тебе недостаточно.

Краткая шпаргалка (план) по морфемному разбору слов

Морфемный разбор состоит из следующих этапов:

  1. Определяем к какой части речи относится слово. Для этого надо задать к нему вопрос. Возьмем для примера слово «поездка». Оно отвечает на вопрос «что?».
  2. Прежде всего надо найти в слове окончание. Для этого его нужно изменить несколько раз. Изменим его несколько раз - «перед поездкой», «в поездке». Видим, что изменяющаяся часть - «а». Это окончание.
  3. Разбор слова по составу продолжается определением корня. Подберем однокоренные слова - «поезд», «переезд». Сравним эти слова - не меняется часть «езд». Это и есть корень.
  4. Выясняем, какая в слове приставка. Для этого анализируем еще раз однокоренные слова - «поезд», «подъезд». Соответственно, в слове «поездка» приставка «по».
  5. Заключительный этап - это выяснение, где же в слове суффикс. Остается буква «к», которая стоит после корня и служит для образования слова. Это и есть суффикс.
  6. Обозначаем все части слова соответствующими символами.