Нарушения сна у ребенка 3 лет. Нарушения сна в детском возрасте: причины и современная терапия

Нарушение сна у ребенка встречается достаточно часто, с данной проблемой знакомы практически все родители. Причины этому бывают самые разные. Они могут быть вызваны не только возрастными особенностями детей, но и неправильно организованным режимом дня и ночи. Ниже вы узнаете, ребенок плохо спит, часто просыпается, плачет, и как справиться с этой проблемой.

Почему грудной ребенок плохо спит ночью?

К данным нарушениям относятся затрудненное засыпание, прерывистый фрагментарный сон (с пробуждениями), раннее просыпание, ужасные и кошмарные сновидения. В большинстве случаев они свидетельствуют о наличии у дитя невроза и необходимости улучшить психологический климат в семье.

Вопрос, почему ребенок плохо спит ночью и часто просыпается, волнует родителей вне зависимости от детского возраста, ведь крепкий полноценный сон одинаково важен как для младшего школьника, так и для грудничка. Стоит взять на заметку тот факт, что если дитя плохо высыпается чаще, чем 3 раза в неделю, необходимо посещение детского доктора.

Нарушение сна у грудных детей возникает в случае, если болят живот, голова, или имеются проблемы со здоровьем внутренних органов, нервной системы. Дети плохо спят, когда испытывают физический дискомфорт. Иногда мешают заснуть насморк, боль в горле, кашель.

К причинам нарушения сна у детей относится тревога. Детские переживания часто связаны с психологической обстановкой в семье. Когда родители ссорятся, дитя чувствует их эмоции и само при этом беспокоится, испытывает эмоциональный дискомфорт. Эти переживания сохраняются и во время засыпания. Испытываемое напряжение не проходит, малыш не в состоянии расслабиться и уснуть.

Иногда ребенок плохо спит в периоды, связанные со значимыми для него переменами. Сюда можно отнести отрыв малыша от груди, начало посещения детсада, школы, появление братика или сестрички, домашнего животного, неправильный распорядок дня.

В эти периоды особую важность приобретают контакт матери с дитём, ее внимание к нему. В эти моменты проблемы со сном обычно кратковременные, они бесследно пропадают по мере адаптации малыша к другим обстоятельствам и при достаточной родительской поддержке. Он вновь становится спокойным, сонный режим восстанавливается.

Иногда нарушение ночного сна у ребенка происходит из-за боязни темноты, кошмарных сновидений, а также повышенной детской возбудимости. В этом случае оставляйте на ночь включенным ночник, находитесь рядом с малышом, пока он полностью уснет. Ему нужна уверенность в безопасности, в близости мамы и папы.

Бывает, что ребенок плохо спит ночью, если в продолжение дневного времени суток он подвергался перегрузкам, или для него характерны повышенная эмоциональность, неустойчивость настроения.

Если нарушения сохраняются длительное время, наступает истощение детского организма, как нервное, так и физическое. Малыш выглядит уставшим, вялым, изможденным, ночной сон не приносит полноценного отдыха. Развивается переутомление, которое, в свою очередь, часто является причиной многих заболеваний.

Если малыш не может долго уснуть, часто просыпается и плачет во сне, ходит по ночам, а в течение дня испытывает повышенную сонливость, выясните, что его беспокоит. Если выявлена причина, почему ребенок плохо спит, легче восстановить сон.

Почему месячный ребенок плохо спит, часто просыпается и плачет?

Что нужно знать родителям, если ребенку месяц и он плохо спит? В этот возрастной период сложно переоценить значение здорового и качественного сна, потому что он играет важную роль для развития и роста малыша. Иногда в этом возрасте только начинают возникать проблемы.

В месячном возрасте малыш должен спать 15,5-18 часов (из них 8-10 приходятся на ночное время и 6-8 – на дневное). Нежелательно, чтобы перерывы между снами превышали 1,5 часа. За это время ребенок кушает, его подготавливают ко сну и он засыпает.

Если месячный ребенок плохо спит, возможно, нарушен данный режим и младенец страдает от недостатка сна. В таком случае, первое, что придется сделать, отрегулировать «сонный» режим.

К концу первого месяца жизни у новорожденного происходит скачок в развитии, который в большинстве случаев влечет за собой проблемы с засыпанием и качеством сна. В этот момент организм находится в фазе быстрого созревания, которое затрагивает не только развитие физического тела и органов, но и эмоциональную сферу.

Малыша пугают новые ощущения, поэтому он хочет все время находиться возле мамы, может долго «висеть на груди», больше обычного плакать. Поэтому не удивительно, что в этот период родители чаще всего задаются вопросом, почему ребенок в месяц плохо спит.

Ближе к 1,5 месяцам у грудничка происходит еще один виток в развитии: он начинает лучше видеть, может начать улыбаться, проявляя, таким образом, свою радость. Родители отмечают, что в шесть недель дети могут начать больше плакать и чаще всего приступы плача происходят во второй половине дня вплоть до полуночи.

Поэтому если ребенку месяц и он плохо спит ночью, не спешите бежать к педиатру за волшебными пилюлями, нужно провести наблюдение за малышом, откорректировать время бодрствования и время сна.

В дневное время месячный малыш спит от 4 до 5 раз, длительность сна составляет 40 мин. – 2 часа. Если ребенку месяц, а он плохо спит днем, возможно родителями неправильно составлен распорядок дня, малыш мало бывает на свежем воздухе, время бодрствования больше допустимого.

Чтобы найти причину, можно завести дневник сна. Он поможет определить интервалы сна и бодрствования, количество дневных снов, их регулярность.

Немаловажным является вопрос, почему месячный ребенок плохо спит ночью. Причина может быть в родительских ошибках, которые совершаются по неопытности. В ночное время не стоит будить малыша, чтобы дать ему покушать.

Нет необходимости в это время включать свет или вести себя слишком шумно, когда малыш просыпается. У него должно формироваться понимание того, что ночь – это время для сна и отдыха, а не развлечений. Отличный показатель, если имеется один ночной сон продолжительностью от 3 до 5 часов.

В редких случаях вопрос, почему месячный ребенок плохо спит, требует похода к врачу за ответом, ведь действительно трудности со сном иногда провоцируются различными заболеваниями, нарушениями, отклонениями в развитии.

Поэтому если распорядок сна и бодрствования налажен, малыш получает нормальное количество еды, ему достаточно продолжительности прогулок на улице, но он все равно плохо спит, подолгу не может уснуть, и ситуация не улучшается за пару недель, лучше обратиться к педиатру за советом и исключением развития болезни.

Почему плохо спит ночью и днем ребенок 2-11 месяцев?

Почему ребенок ночью плохо спит и плачет в 2-3 месяца? Для этого возраста характерно увеличение времени бодрствования, дети становятся более активными, начинают с большим любопытством изучать окружающий мир. Количество «сонных» часов сокращаются примерно до 15 (из них 10-11 «ночных» и 5-6 «дневных»).

В этот период происходит резкий скачок в умственном развитии, дети начинают требовать к себе повышенного внимания, больше капризничают и хуже спят.

Если ребенок плохо спит и часто просыпается в 4-5 месяцев, это может быть связанно с новым витком развития. У грудничков в это время происходит открытие мира событий, это значит, что они уже могут строить связь между отдельными событиями, следующими одно за другим. Ручки малыша способны брать игрушки, трясти их, извлекая звуки.

Почему ребенок плохо спит и плачет в 6-7 месяцев? Причин может быть несколько, начиная от прорезывания зубов до новых навыков в физическом развитии. Именно сейчас большинство детей осваивают ползание и сидение. Проснувшись ночью, малыш начинает ползать по кроватке и пытается сидеть, он насколько вовлекается в процесс, что начинает протестовать против укладывания, капризничает и отказывается засыпать.

Ребенок плохо спит просыпается и плачет в 8-9 месяцев? В этом возрасте ребенок по прежнему спит 13-15 часов, но на дневной сон уже остается меньше времени (около 2-3 часов).

Основаниями некачественного ночного отдыха может стать повышенная эмоциональная активность в продолжение дня, которая способствует возникновению перевозбуждения к вечеру. Ночью случаются частые пробуждения, малыш спит поверхностно, может проснуться с плачем и потом долго не засыпать.

Почему еще ребенок плохо спит ночью в данный возрастной период? У малыша происходят резкие изменения в сознании, касающиеся открытия мира категорий и его взаимосвязей. Данные перемены провоцируют появление страха и тревоги, которые могут продовжаться в течение 3-6 недель.

В этот же период дети бояться ухода матери, им кажется, что она может оставить их и не вернуться. Физическое развитие в 8 месяцев позволяет некоторым карапузам вставать, что они с успехом делают ночью, иногда даже не открывая глаз, а лечь обратно спать получается не всегда.

Ребенок плохо спит ночью и плачет в 10-11 месяцев? В этот период некоторые дети осуществляют переход к одному дневному сну, длительность которого около 2-2,5 часов, ночная норма равна 11-12 часам. Возникает страх отделение от матери, дети боятся засыпать, а ночью, просыпаясь, проверяют, рядом ли мама.

Переход к одному дневному сну сказывается на ночном, потому что дети больше устают в течение дня. Чтобы этого избежать, выдерживайте в этот период гибкий режим дня, ориентируясь на состояние дитя. Т.е. в один день может понадобиться два сна, а следующий – один, и так до тех пор, пока не наладится более-менее постоянный график.

Почему плохо спит ночью ребенок после года?

Почему ребенок в год плохо спит ночью, интересуются многие мамы и папы. Годовалые карапузы обычно высыпают в сутки 13-14 часов. Для этого возраста характерными являются проблемы с плохим ночным сном, которые чаще всего связаны с потребностью в повышенной физической деятельности, которую не всегда так просто удовлетворить.

Если ребенок плачет и плохо спит в 1,5-2 года, это может быть связано с тем, что в этот период у него начинает «проявляться» характер, капризы, он может отказываться засыпать не потому что не хочется спать, а для того, чтобы доказать свою самостоятельность и право самому «принимать решения».

Также важно в этот период не поддерживать «ложный» отказ от дневного сна, который вызван сопротивлением любому действию родителей.

В 2-3 года бывает, что ребенок плохо спит ночью и часто просыпается, даже если до этого хорошо спал. Первая причина – возрастной кризис, для которого характерными являются выраженная самостоятельность, негативизм, отрицание.

Также дети начинают посещать детский сад, адаптация к которому не всегда проходит гладко. От родителей требуется понимание, терпение и демонстрация любви в этот непростой для малыша период жизни.

Почему ребенок плохо спит ночью в 3-6 лет? Оснований может быть несколько. Обычно этот возраст характеризуется «затишьем», но проблемы со сном все же могут возникать. Чаще всего они связаны с тем, что детей «переселяют» в отдельную комнату или большую кровать. Если приходится будить малыша по утрам, чтобы собрать в садик, необходимо перенести время укладывания в ночь на более раннее.

Как видно, существует много причин, почему ребенок плохо спит ночью и часто просыпается, в каждом возрасте они могут быть разные. Родителям важно следить за признаками усталости, чтобы организовать правильный график отхода ко сну, а также следить за тем, чтобы малыш достаточно высыпался.

Показателем достаточного количества сна является хорошее настроение в течение дня, нормальная активность, любознательность. Хорошо отдохнувший малыш стремится познавать мир, учится чему-то новому, его развитие протекает благополучно, он легче переносит возрастные кризисные периоды.

У такого ребенка крепче иммунитет, хороший аппетит, крепче здоровье, он эмоционально стабильный. По данным медицинских исследований, у детей, которые регулярно недосыпают, часто возникает девиантное поведение.

В любом возрасте не стоит забывать о важности дневного сна. Он обязательно должен быть у детей до 3-летнего возраста, и желательно сохранить его к 7 годам.

Во время дневного сна малыш отдыхает как физически, так и эмоционально, интеллектуально. Если дитя отказывается спать, разрешите ему просто лежать в постели. Такой «тихий час» тоже полезен детскому организму для общего отдыха.

Как сделать так, чтобы ребенок лучше спал ночью?

Как улучшить сон ребенка до года и после? Существует несколько общих рекомендаций для любого возраста, следуя которым, можно качественно повлиять на высыпание малыша. Режим налажен, время бодрствования соблюдается в соответствии с возрастом, что же можно сделать еще?

Запасшись терпением и следуя нескольким правилам, можно научиться тому, как сделать, чтобы ребенок лучше спал:

  1. Учить засыпать самому. При появлении первых признаков усталости необходимо начинать приготовление ко сну и укладывание. Не нужно, чтобы малыш засыпал на руках или с грудью во рту.
  2. Еще одна рекомендация относительно того, как улучшить сон ребенка, касается регуляции активности. В период бодрствования, сразу после того, как наступило пробуждение, необходимо обеспечить веселое и активное времяпрепровождение, чтобы малыш имел возможность потратить достаточное количество энергии. Но не стоит слишком увлекаться: активная фаза должна смениться спокойным бодрствованием, которое предшествует засыпанию. В старшем возрасте в это время можно порисовать или почитать книги.
  3. Как сделать, чтобы ребенок лучше спал ночью – ввести ежедневный ритуал, который будет свидетельствовать о приближении сна. Что именно это будет, решается индивидуально в каждой семье в зависимости от детского возраста (положить игрушки «спать», сказка на ночь, для младенцев – последовательные действия, например, покупали, покормили, спели колыбельную и уложили спать).
  4. Еще один совет, как улучшить ночной сон ребенка, касается дневных прогулок. В любом возрасте малыш должен проводить достаточное количество на свежем воздухе в течение всего года (за исключением неблагоприятных погодных условий).

Как ещё можно улучшить сон ребенка до года и старше?

Как улучшить сон грудного ребенка, если вышеперечисленные советы оказались малоэффективны? В этом случае необходимо обратить внимание на состояние малыша, может его что-то беспокоит или он начинает заболевать.

Если ребенок слишком перевозбужден, не может долго успокоится, можно попробовать давать перед сном успокоительные чаи, которые продаются в магазинах и аптеках. Их может пить и мама, так как ее эмоциональное состояние оказывает прямое влияние на состояние грудничка.

Лечение нарушения сна у детей необходимо проводить с самого раннего возраста, так как установлено, что они закономерно приводят и к нарушениям сна у взрослых.

Дети активно проводят свое время бодрствования, поэтому им крайне необходим полноценный ночной и дневной отдых, что набраться сил и восстановиться. Также во время сновидений мозг малыша занимается «переработкой» полученной информации. Поэтому нередко дети могут смеяться или кричать во сне.

Ближе к 2-летнему возрасту карапузы могут начать видеть кошмары и плохие сновидения. Когда это происходит, обычно малыш истерически кричит и плачет в кроватке, может не узнать родителя или вести себя агрессивно по отношению к нему. Нельзя включать яркий свет, кричать на дитя, дергать его, пытаясь разбудить. Нужно подождать пока он сам успокоится, главное быть рядом.

Первый совет относительно того, как улучшить сон ребенка, касается нормализации распорядка дня. Сюда можно включить правильное перераспределения времени, которое отводится для дневного и ночного сна, потому что «переспавший» днем малыш вряд ли захочет раньше ложиться наночь, или будет спать ночью меньше.

В зависимости от возраста, важно выдерживать правильные интервалы между снами, когда маленький человек бодрствует. Если время сократить, то малыш не успеет достаточно устать, чтобы уснуть нормально, а если «перегулять», это вызывает перевозбуждение и также влечет проблемы с засыпанием. И в первом и втором случае страдает качество сна.

Не менее важными остаются «организационные» моменты, касающиеся микроклимата в детской спальне. Лучше будет спаться в хорошо проветренной комнате с чистым прохладным воздухом, достаточной влажностью и на свежем постельном белье.

Старайтесь укладывать спать каждый день в одно и то же время. В вечерние часы создайте расслабляющую обстановку. Перед сном можно заняться спокойной деятельностью, которая поможет малышу расслабиться. Не позволяйте ему перед сном играть в активные шумные игры, смотреть телевизор или сидеть за компьютером.

Если малыш капризничает и отказывается идти спать, не настаивайте на немедленном засыпании, а просто договоритесь с ним, что он должен выполнить два правила: не вставать с постели и лежать тихо. Ребенок сам не заметит, как уснет. Младенцев рекомендуется перед сном покормить.

В настоящее время существует метод, позволяющий оценить и зарегистрировать составляющие сна человека. Называется он «полисомнография». Используют этот метод, если не удается выявить точную причину расстройств сна.

Из лекарственных средств назначают ноотропные (пирацетам, аминалон, пантогам), растительные успокаивающие (валериана, мята), гомеопатические препараты. Назначить то или иное средство может только врач, предварительно проведя необходимое обследование.

Статья прочитана 6 077 раз(a).

Догонялки

«В детском саду мы играли в догонялки, и решила посмотреть, далеко ли я убежала. Когда повернула голову обратно, меня ждал угол бетонной стены. Я разбила лоб, но мне не было больно, я боялась испачкать кровью свою белую кофту».

Вопросы:
1. Какие условия должны быть созданы в детском саду для проведения подвижных игр детей?

Детские шалости и озорство

Клей

Клей жутко вонял, но четырехлетний Эдик все равно весь им измазался. Весело будет, он же будет весь липкий! Вот все посмеются! Но взрослые смеяться не стали, а принялись отмывать мальчика. Ничего, в следующий раз Эдик поиграет с аптечкой с лекарствами, он ее на нижней полке шкафа видел!

Детские конфликты

Драка

В драке участвовала почти вся группа. Одни дрались, другие кричали. Воспитатель в это время была в раздевалке с двумя детьми, которые долго переодевались после прогулки. Когда прибежала воспитатель, все испугались и разбежались, на полу остался только один плачущий мальчик. С сотрясением мозга его отвезли в больницу.

Вопросы:
1. Где в группе должен постоянно находиться воспитатель?

Дети и педагоги

Сказки

Воспитательница всегда читала детям сказки. Олеся очень хотела, чтобы прочитали ее любимую книгу с красивыми картинками. Мама принесла книгу в детский сад, ее читали вслух, и Олесе все сказали спасибо.

Вопросы:
1. Необходимо ли детям чтение вслух, или же это можно заменить просмотром мультфильмов, фильмов?

Каролина Тедке, Университет медицинского колледжа Южной Каролины, Чарльстон, Южная Каролина

Нарушения сна часто встречаются у детей. Необходимо различать случаи, когда полисомнография обнаруживает нарушения (например, парасомнии, апноэ и нарколепсию) и случаи, когда проблемы являются поведенческими по происхождению, а полисомнография носит нормальный характер. Парасомнии (ночные страхи, сомнамбулизм и энурез) вызваны незрелостью центральной нервной системы и часто проходят с возрастом. Синдром обструктивного апноэ сна (СОАС) у детей довольно часто не диагносцируется вовремя, хотя может успешно лечиться хирургическим способом. Поведенческие нарушения сна могут излечиваться при правильном инструктаже родителей. Врачи могут оказать существенную помощь таким семьям, рекомендуя эффективные методики родителям. (Американский журнал семейной медицины, 2001;63:277-84 )

Проблемы со сном у детей часто вызывают озабоченность у родителей. Ребенок, который ложится спать с нежеланием или часто просыпается ночью, часто вызывает очень большие проблемы в семье. Нарушения сна у детей, подтвержденные данными лаборатории сна, в принципе схожи с нарушениями у взрослых. Тем не менее, проблемы, которые определяются как паттерн сна, который является неудовлетворительным для родителей, ребенка или врача, встречаются чаще у детей. Определить нарушение поведение во сне довольно сложно из-за существенных отличий в паттернах сна в различном возрасте. Так, например, не является аномальным, если двухмесячный младенец часто просыпается ночью, однако это же будет патологией для двухлетнего ребенка. Чтобы понять сложность проблемы, можно учесть также большую разницу в толерантности к проблемам со сном, которая существенно варьирует между семьями.

Нормальный сон у детей.

Сон у совсем маленьких детей существенно отличается от сна у взрослых. Младенцы до 6 месяцев проводят 50% своего сна в стадии инактивного REM сна по сравнению с 20% у взрослых. Сон у малыши начинается через начальную активную REM стадию, тогда как у взрослых первая REM фаза появляется не раньше чем через 90 минут от момента засыпания. Активная REM фаза часто повторяется у младенцев, формируя укороченные циклы сна. До 6 месяцев спокойный REM (определяемый также как спокойный или неопределенный сон) не может быть подразделен на ЭЭГ стадии, известные как зрелый паттерн сна. После 6 месяцев архитектура сна младенца начинает становиться похожей на таковую у взрослых. После начального «установочного» периода, который обычно длится от 10 до 20 минут, наблюдается переход из 1 стадии NREM в стадии 3 или 4. Ребенок может вернуться в стадию 1 и повторить цикл. После одного или двух циклов NREM сна, через 60-90 минут наступает REM сон. Первая треть ночи представлена в основном глубоким сном (Стадии 3 и 4 NREM). Во второй половине ночи преобладают стадии 2 NREM и REM сон. У новорожденных, общее время сна равномерно распределено между дневным и ночным периодами суток. Ночной сон постепенно консолидируется в один непрерывный эпизод к первому году жизни. Количество дневного сна постепенно снижается на протяжении первых трех лет жизни. К четырем годам, большинство детей не испытывают больше потребности в коротком дневном сне. Потребность в ночном сне также снижается, так что в подростковом возрасте она сопоставима с потребностью у взрослых.

Объем задачи.

Родители маленьких детей стремятся узнать больше о том, чего могут ожидать от ночного сна ребенка. Проведенные исследования дали различные результаты, поскольку проводились на различных популяциях, использовали разную терминологию и методы обработки данных. Как правило, частота ночных пробуждений оценивалась как 100% у новорожденных и падала до 20-30% у шестимесячных детей. После того, как достигнут непрерывный ночной сон, некоторые дети могут начать вновь пробуждаться ночью – это является чаще результатом социальных факторов, а не проблем с созреванием. Ночные пробуждения более характерны для раннего детского возраста. Исследования показали, что приблизительно каждый третий ребенок в возрасте до 4 лет продолжает пробуждаться ночью, что требует вмешательства родителей, чтобы вернуть его ко сну.

Парасомнии

Парасомнии это расстройства сна, которые характеризуются аномальной полисомнограммой. Они эпизодические по характеру и отражают незрелость центральной нервной системы (ЦНС). Поэтому парасомнии у детей встречаются чаще, чем у взрослых и обычно проходят с возрастом. Для парасомний довольно характерна семейная наследственность. Эти нарушения являются пароксизмальными, предсказуемыми по возникновению в том или ином цикле сна, ареактивными на внешние воздействия и характеризуются ретроградной амнезией. Диагноз часто ставится исключительно на основе тщательного анамнеза. Дополнительные диагностические исследования требуются нечасто.

Pavor nocturnes или ночные страхи

Pavor nocturnus или ночные страхи возникают примерно через 90 минут от момента засыпания, в стадии 3 или 4 NREM сна. Ребенок внезапно садится и начинает безудержно кричать. Может пройти до 30 минут с тем, чтобы он успокоился и снова заснул. Это сопровождается тахикардией, учащенным дыханием и другими признаками вегетативной активации. Ночные страхи обычно возникают у детей в возрасте от 3 до 8 лет. Их необходимо отличать от ночных кошмаров (Таблица 1). Ночные страхи чаще возникают в периоды стресса или переутомления. Несмотря на их пугающий характер, родителям необходимо удостовериться, что они самокупируются. Надо попытаться выяснить, имеет ли место какая-либо стрессовая ситуация в жизни ребенка и убедиться, что у ребенка есть возможности для отдыха и восстановления. Детям, у которых ночные страхи не купируются сами по себе и эти эпизоды крайне разрушительны, можно назначить диазепам (валиум).

Таблица 1. Сравнение ночных страхов и ночных кошмаров

Снохождение и сноговорение

При снохождении (somnambulism) и сноговорении (somniloquy) ребенок садится в постели с открытыми глазами, но так называемым «невидящим взором». Активность может варьировать в диапазоне от бесцельного беспокойства в постели вплоть до реального хождения по дому. Речь нечеткая и редко носит внятный, понятный характер. Эти расстройства возникают у детей школьного возраста, больше у мальчиков, чем у девочек, и часто сопровождаются также энурезом. Дети со снохождением могут получать травмы и родителям необходимо предпринять меры, чтобы избежать опасных ситуаций, например, падения с балкона или лестниц. Спальные комнаты для таких детей должна находиться на первом этаже, окна и двери надежно закрыты. Во время эпизода снохождения родители должны минимально вмешиваться и воздерживаться от того, чтобы встряхивать его, кричать на него. Такой тип поведения во сне обычно проходит с возрастом и обычно не требует специального вмешательства, кроме мер предосторожности, указанных выше. Другой способ – это так называемые «пробуждения по расписанию». Родители ведут дневник, на протяжении нескольких ночей записывают время, когда происходит снохождение и затем начинают будить ребенка за 15 минут до предполагаемого времени. При этом необходимо убедиться, что ребенок находится в состоянии полного бодрствования как минимум 5 минут. Использование такого метода устраняет снохождение у 80% детей.

Ночной энурез

Ночной энурез или ночное недержание мочи является одной наиболее преобладающих и стойких проблем у детей. Энурез классифицируется как первичный, если ранее ребенок никогда не был «сухим» в постели и вторичный, если возникает после того, как ребенок в течение минимум года мог сдерживать мочеиспускание. Первичный энурез встречается гораздо чаще и маловероятно является следствием патологии.
Этиология первичного энуреза является, скорее всего, мультифакторной. Часто первичный энурез связан с семейным анамнезом. Умение сдерживать мочеиспускание тесно связано со зрелостью нервной системы и ребенок, который в возрасте 1-3 лет задержан в развитии, имеет гораздо больше шансов быть энуретиком в шесть лет. У детей-энуретиков была обнаружена меньшая функциональная емкость мочевого пузыря (объем мочи, который мочевой пузырь способен удерживать), чем у детей без энуреза, хотя истинная емкость не различалась. И наконец, энурез относится большинством исследователей к парасомниям, поскольку наблюдается только в стадиях NREM сна. Тем не менее, несмотря на субъективное мнение родителей, детей-энуретиков разбудить не сложнее, чем остальных.
В большинстве случаев, если при тщательно собранном анамнезе, общем и неврологическом осмотре отсутствуют симптомы других нарушений, не требуется проводить дополнительных диагностических исследований, включая анализ мочи. Как правило, еще до первого визита к врачу, родители уже предпринимают какие-то меры, в частности ограничивают вечерний прием жидкости, будят ребенка, чтобы он сходил в туалет до того, как сами родители лягут спать. Хотя иногда врачи и прибегают к медикаментозному лечению, такому как назначение имипрамина (тофранил) и как следующий этап десмопрессина (DDAVP), многочисленные исследования показали превосходство сигналов «влажности» в плане эффективности, отсутствия побочных эффектов и редком проценте повторения эпизодов. Эти устройства доступны через аптеки или могут быть заказаны через Интернет. Существует также «тренировка сдерживания» (мочевого пузыря), которая подразумевает ряд методов, что лежит, однако, за рамками этой статьи (см. Sheldon).

Синдром обструктивного апноэ сна

Считается, что синдром обструктивного апноэ сна (СОАС) встречается у 1-3% детей. Симптомы включают храп, затрудненное или ротовое дыхание во сне. Родители младенцев с выраженным СОАС могут отмечать затруднения при питании ребенка. СОАС у детей часто вызван аденотонзиллярной гипертрофией. К другим причинам относятся краниофациальная патология, ожирение и нервно-мышечные заболевания. Сообщается о высоком проценте аллергических заболеваний у детей с храпом и СОАС.
У взрослых, обструкция дыхательных путей является преходящей и часто очень выраженной. У детей, если причиной является аденотонзиллярная гипертрофия, обструкция носит постоянный характер, но менее выражена. Дети реже испытывают гиперсомноленцию (дневную сонливость), чем взрослые, однако у них часто отмечаются также энурез, повышенная потливость и задержка в развитии. СОАС. Имеются очевидные доказательства наличия СОАС у определенного процента детей, испытывающих сложности в обучении, проблемы в поведении, включая синдром гиперактивности и дефицита внимания. Диагноз ОАС ставится в педиатрической лаборатории нарушений сна с использованием ночной оксиметрии и полисомнографии. У большинства таких детей наблюдается существенное улучшение состояния после тонзиллэктомии. Последняя не показана, если причиной СОАС у ребенка является иная патология (краниофациальная аномалия, нервно-мышечные заболевания, ожирение). В этих случаях, а также, если операция по тонзиллэктомии не принесла удовлетворительного результата, можно назначить лечение CPAP – устройством, которое создает положительное воздушное давление в верхних дыхательных путях. Такая методика используется обычно у взрослых, однако показала себя эффективной и безопасной также у детей.

Нарколепсия

Нарколепсия нехарактерна для детского возраста, хотя может встречаться у подростков. Основным симптомом, как и у взрослых, является повышенная дневная сонливость. Очевидно, что это может создавать сложности в процессе обучения. У детей катаплексия или гипнагогические галлюцинации встречаются значительно реже, чем у взрослых. Вначале ребенок начинает испытывать сложности при утреннем пробуждении. После пробуждения может отмечаться некоторая спутанность, ребенок может быть даже агрессивным в словах и поступках. Диагноз может быть довольно трудным, начальная полисомнография может быть нормальной. Если диагноз остается под сомнением, показаны повторные полисомнографии. Таким детям может помочь регулярный короткий дневной сон. Иногда может потребоваться медикаментозная стимуляция. Поскольку это пожизненное заболевание с повышенной смертностью, дети с нарколепсией должны находиться под контролем специалиста-сомнолога.

Вторичные расстройства сна

Вторичные нарушения встречаются гораздо чаще, чем первичные, и характеризуются нормальными показателями данных полисомнографии. Нарушение паттерна сна часто носит преходящий характер, однако может вызвать серьезные проблемы в семье, если продолжается в течение длительного времени. Наиболее часто встречающимся вторичным расстройством сна являются ночные пробуждения и нежелание засыпать в назначенное время, что чаще всего наблюдается у только начинающих ходить детей и вообще в дошкольном периоде. Хотя 95% новорожденных плачут после ночного пробуждения и требуют родительского внимания для повторного засыпания, к возрасту одного года от 60 до 70% детей могут уже в принципе заснуть вновь самостоятельно. Важной является концепция ассоциаций сна. Ребенок, который укладывается в постель в бодрствующем состоянии и учится засыпать используя комфортные для него меры, как правило, способен успокаиваться сам, если вдруг просыпается посередине ночи. И напротив, ребенок, который засыпает при помощи родителя, например покачиванием или просто благодаря физическому присутствию, может испытывать сложности к самостоятельному засыпанию после ночного пробуждения. В таких случаях родителям можно порекомендовать изменить поведение, перестать укачивать ребенка и т.д., ждать дольше обычного, когда ребенок плачет после пробуждения, пока ребенок постепенно не научится успокаиваться и засыпать самостоятельно.

Колики и ночные пробуждения.

Колики у детей часто являются настоящим бичом для молодых родителей. При том, что колики не являются сами по себе проблемой расстройства процесса сна, младенцы с коликами имеют укороченную общую длительность сна. Проблемы со сном могут иногда продолжаться и после того, как колики прошли с возрастом – поскольку меры, которые родители использовали, чтобы остановить приступы плача (укачивание в руках, на коляске), могут помешать усвоению нормального паттерна сна. Младенец старше 4 месяцев, которые продолжает пробуждаться ночью, считается «обученным ночным плакальщиком». Такие младенцы быстро успокаиваются после того, как их берут на руки. Один из способов – это рекомендовать родителям постепенное увеличение временных интервалов «игнорирования», еще способ остановить плач ребенка – это “cold turkey.”. Любой способ приводит к сложностям на протяжении нескольких ночей, однако в конечном итоге помогает в «обучении» ребенка к самостоятельному засыпанию (Ferber). Другой способ, который также является эффективными и с большей готовностью воспринимается некоторыми родителями – это «пробуждения по расписанию». Родители при этом будят ребенка в определенное время, незадолго до ожидаемого самостоятельного пробуждения ребенка. Как только частота спонтанных пробуждений снижается, длительность интервала между «пробуждениями по расписанию» может увеличиваться, вплоть до прекращения спонтанных пробуждений.

Нарушения инициации и поддержания сна

Нарушения инициации и поддержания сна (disorders of initiating and maintaining sleep - DIMS) чаще всего встречаются у детей дошкольного возраста ввиду особенностей психологического развития и сложностей, присущих этому возрасту. Иногда у родителей возникают сложности в установке твердых ограничений или согласия с требованиями ребенка – «еще один стакан», «еще одну сказку». Родителям в таких случаях рекомендуется воспринимать такие попытки задержки отхода ко сну спокойно, но твердо, игнорируя протесты ребенка. Избежать дальнейшей конфронтации можно, сказав ребенку, что дверь в его комнату будет открытой, пока он находится в постели, но будет закрыта (не на замок), если он попытается встать с нее. Одна из рекомендуемых методик называется «постельный паспорт» - карточка с написанным на ней именем ребенка, которая может быть обменена без штрафа за один короткий выход из спальни за вечер и затем возвращается родителю на остаток вечера. Для детей, испытывающих сложности засыпания, может быть полезно разработка предсказуемой процедуры – 3 или 4 компонента, длительностью от 20 до 30 минут, например, сказка, песня, напиток, массаж спины; постоянное использование такой процедуры очень эффективно. Процедуру можно сдвигать по времени все раньше, до желаемого времени.

Проблемы со сном у старших детей.

В подростковом возрасте или чуть раньше, проблемы со сном снова становятся более актуальными. Поскольку родительский контроль убывает, а образовательные и социальные требования возрастают, сон может начать становиться все более и более непостоянным. Иногда возникает задержка начала засыпания, уменьшение времени сна и повышенная дневная сонливость. В ряде случаев, у таких детей может развиться синдром задержанной фазы сна. Это означает, что они не могут спать ночью и не могут бодрствовать днем. Такое состояние может представлять форму избегания школьных занятий. Лечение заключается в строгом контроле времени засыпания, которое постепенно сдвигается к вечеру. Суммарно проблемы со сном и предполагаемые меры представлены в таблице 2.

Таблица 2. Нарушения сна в различном возрасте.

Возраст Нарушение сна Рекомендации
0 – 4 месяца Ночные пробуждения и питание соответствуют возрасту
4 – 12 месяцев Ночные пробуждения, требования ночного питания Систематическое игнорирование, «пробуждения по расписанию». Увеличение интервала приема кормления, уменьшение объема пищи, длительности кормления
2 – 4 года DIMS Предсказуемая процедура и условия засыпания, система поощрений, установка ограничений
3 – 6 лет Ночные страхи «Пробуждение по расписанию», иногда медикаментозное лечение
6 – 12 лет Ночной энурез «Сигналы влажности», тренировка, медикаментозное лечение
8 – 12 лет Сомнамбулизм Меры предосторожности, «пробуждение по расписанию»
Подростки Синдром задержанной фазы сна.

Нарколепсия

Установка ограничений, постепенный сдвиг засыпания на раннее время.

Обращение к сомнологу

Любой СОАС Обращение к сомнологу, возможное оперативное лечение

Совместный сон

Совместный сон – это термин, который относится к родителям и детям, которые спят в одной постели. Многие эксперты неодобрительно относятся к такой практике из-за озабоченности возможными сексуальными домогательствами или нарушением личностной независимости. Однако статистические исследования не подтверждают достоверно этих опасений. Совместный сон особенно развит в ряде культур, считается, что он способствует чувству безопасности и любви у ребенка. Независимо от вышесказанного, можно утверждать, что частота совместного сна гораздо выше, поскольку родители могут просто не говорить об этом или даже скрывать из-за опасения, что врач неодобрительно отнесется к этому. По разным данным, 33-55% дошкольников и 10-23% школьников спят в одной постели с одним из родителей. Нельзя не учитывать вероятность драматических последствий, не связанных собственно с нарушениями сна. Недавно специальная комиссия в США опубликовала доклад, в котором за 8 лет описаны 515 смертей детей в одной кровати со взрослыми. Примерно каждая четвертая смерть была вызвана механическим сдавлением ребенка взрослым. Три четеврти случаев были вызваны механическими нарушениями кровати, матраса, которые привели к странгуляции и удушению ребенка.

Как улучшить и нормализовать паттерн сна.

Из-за распространенности нарушений сна у детей, педиатр или семейный врач в каждое из своих посещений или осмотров должен обратить внимание и на этот аспект, расспросив родителей (таблица 3). Врач должен рассказать родителям о важности здорового сна у ребенка, не менее важного, чем нормальное питание или рост зубов. При наличии каких-либо проблем со сном, необходимо собрать тщательный анамнез, обратить внимание на наличие других медицинских проблем, как то хронические заболевания, респираторные проблемы, припадки, повторяющиеся ушные инфекции, прием медикаментов. Очень эффективно ведение родителями дневника сна ребенка на протяжении недели. Родителей необходимо научить, как разработать ритуалы отхода ко сну и как вести себя ночью при той или иной проблеме.

Таблица 3. Вопросы родителями для оценки сна ребенка

Каждый визит должен включать вопросы:

Если в ответ на вопрос родитель указывает на проблемы
В какое время вы укладываете ребенка в постель?
Что обычно происходит в вашем доме перед ужином и засыпанием?
Что вы обычно делаете за 60 и 30 минут до засыпания?
Что происходит, когда выключается свет?
Когда ребенок плачет, как вы отвечаете? Как быстро?
Получает ли ребенок бутылочку или с ним возятся при засыпании вечером?
Получает ли ребенок бутылочку или с ним возятся при ночном пробуждении?
Сколько раз ребенок просыпается ночью?
Как вы или другой родитель реагируете?
Как быстро ребенок снова засыпает?
Во сколько ребенок просыпается утром?
Играет ли ребенок спокойно сам перед засыпанием или ждет, пока к нему кто-нибудь подойдет?
Спит ли ребенок в колыбели или в постели?
Являются ли условия детской комнаты, способствующими засыпанию?
Спит ли ребенок когда-либо с вами в постели?
Спит ли ребенок с игрушкой, мягкой игрушкой или любимым одеялом?
Засыпает ли ваш ребенок днем? Как часто? Как долго?

Здоровый сон – не только залог хорошего настроения, но и крепкого иммунитета. Но иногда в организме происходит сбой, из-за которого возникает нарушение сна у детей. Или недавно малыш испытал сильный психологический стресс, который повлиял на его возможность спокойно засыпать.

Причины нарушения сна у детей

Во время сна организма ребенка отдыхает, заряжается энергией. Новорожденный спит около 16 часов в сутки, шестимесячный ребенок спит около 14 часов, и уже начиная с двухлетнего возраста сон малыша начинает составлять 13 часов в сутки.

Но каждый ребенок индивидуален, у некоторых родителей крохи спят дольше или меньше. Стоит беспокоиться только в том случае, когда малыш во сне кричит, с трудом засыпает или вовсе отказывается от сна.

К причинам расстройства сна относятся:

  • Индивидуальные особенности сна малыша.
  • Эмоциональные расстройства, нервные перегрузки.
  • Проблемы личности.
  • Проблемы, связанные с нервной системой.

К расстройству сна могут привести изменение режима питания, к примеру, если ребенка недавно отлучили от груди, конфликты между родителями, смена привычной обстановки. Беспокойный сон у младенцев развивается вследствие колик и других проблем с животиком, режущихся зубах, из-за голода, холода или перегрева. В данном случае может наблюдаться кратковременное нарушение сна. Если беспокойный сон связан с психическими расстройствами, в этом случае помочь сможет только специалист.

К симптомам расстройства сна относятся:

  • Крики во сне.
  • Судороги.
  • Боязнь сна.
  • Недержание мочи.
  • Изменение дыхания во время сна.

Судорожные движения во время дремы проявляются не только у детей, но и у взрослых, так как этот фактор относится к физиологической особенности человека. Если вы заметили, что малыш часто по ночам вздрагивает, то обратитесь к врачу, чтобы исключить риск возникновения эпилепсии.

Некоторые дети в возрасте 10-13 лет во время сна скрежещут зубами. Опасность этой физиологической привычки заключается в разрушении эмали зубов и нарушении дыхания, изменении артериального давления. В этой ситуации требуется консультация невролога и стоматолога.

Ночные страхи могут возникнуть у ребенка любого возраста. Иногда они возникают после просмотра фильма ужасов, прочтения книги с фантастическим сюжетом, различных страшилок, которые рассказывают дети друг другу.

В некоторых случаях виноваты сами родители, когда говорят ребенку, если он не будет спать, то к нему в комнату придет плохой человек и украдет его. Чаще всего этот вид страхов наблюдается у мальчиков в возрасте 2-8 лет. Обычно этот страх пропадает, когда ребенок достигает подросткового возраста.

Самыми опасными видами расстройства сна считаются лунатизм, разговор во сне и кошмары. Лунатизм опасен тем, что ребенок не отдает отчета своим действиям, он может выйти на улицу, когда спит, и утром не будет помнить об этом. Дети любого возраста разговаривают во сне, как правило, эта особенность по мере взросления проходит сама по себе.

Кошмары посещают малышей с 3 до 7 лет, и с 10 до 12. Такие сновидения являются ответной реакцией нервной системы на внешние раздражители. Отличительной особенностью кошмаров от ночного страха является то, что после пробуждения ребенок помнит свой сон.

Лечение нарушения сна у детей

Нарушение сна у детей можно вылечить только в том случае, если вы разобрались в факторах его образования. При патологических расстройствах сна единственным спасением является обращение к специалисту, который назначит курс лечения. Во всех остальных случаях можно попытаться самим справиться с этим недугом.

Если у малыша наблюдаются ночные страхи, то ему категорически запрещено перед сном просматривать любые передачи и фильмы. Старайтесь, чтобы нервная система малыша не была перевозбуждена, только в этом случае ему будет гарантирован спокойный сон.

Если малыш у вас активный, то перед отхождением ко сну можно совершить прогулку на улице. Утром желательно делать гимнастику, которая позволит малышу быстрее прийти в себя и пробудиться.
Если ребенку больше 3 лет, то его нежелательно кормить перед сном, особенно жирной пищей.

Приготовьте для малыша ванну со сборными травами, которые успокоят малыша. Принимать такие водные процедуры следует не дольше 10 минут, и так 10 дней подряд. Температура воды не должна быть выше 37 градусов.

Если проблемы со сном у ребенка связаны с тем, что в семье нередки конфликты между родителями, в этом случае помогут только взрослые. Мама и папа должны понимать, что маленькие дети чувствительны к внешним раздражителям, особенно громким голосам.

Не стоит думать, что малыш не понимает ссоры между взрослыми. Ребенок пропускает через себя всю негативную энергетику, которая происходит между взрослыми, из-за этого он потом кричит во сне или плохо спит. Если родители не могу свести к минимуму свои конфликты, то они должны ссориться не на глазах у малыша.

В тех случаях, когда малыш плохо засыпает из-за прорезывающихся зубов, выход один – подождать, когда они покажутся, и сон малыша снова стабилизируется. Чтобы облегчить боль ребенка, следует воспользоваться специальными гелями, которые продаются в любой аптеке.

Нарушение сна у детей - Комаровский

Catad_tema Нарушения сна

Нарушения сна в детском возрасте: причины и современная терапия

Проблемы со сном, к сожалению, наблюдаются не только у взрослых, но и у детей. Между тем состояние сна является особенно важным для развивающегося детского организма. В это время протекают процессы восстановления энергии, роста, вырабатываются важные гормоны, формируются факторы иммунной защиты. В статье приведены наиболее распространенные формы расстройств сна, принципы их диагностики и лечения.

Нарушения сна распрострнены в детской популяции не менее, чем во взрослой, - по данным одного из опросов, 25% детей в возрасте от 1 до 5 лет имеют проблемы со сном. Однако врачи-педиатры, детские неврологи и психиатры значительно хуже, чем врачи, работающие со взрослыми людьми, знакомы с нарушениями сна у детей и реже ставят соответствующие диагнозы. Причем эта проблема является актуальной как для отечественной, так и для зарубежной медицины. Так, по данным R.D. Chervin и соавт. (2001), из 103 случаев подтвержденных нарушений сна жалобы на плохой сон фигурировали в истории болезни в 16% случаев и только в 10% случаев был поставлен правильный диагноз .

Функции сна многообразны, наиболее известные из них связаны с восстановлением физического состояния организма, процессами роста, когнитивными процессами, функциями психической защиты. Недостаточное обеспечение этих фундаментальных потребностей в детском возрасте чревато отставанием в развитии, повышением риска возникновения девиаций поведения в дальнейшем, проблемами в семье для взрослых.

В педиатрической практике встречаются нарушения сна из всех шести категорий, упомянутых в Международной классификации расстройств сна 2005 г.: инсомний, расстройств дыхания во сне, гиперсомний центрального характера, парасомний, расстройств движений во сне и расстройств цикла «сон - бодрствование» .

Инсомнии
Наиболее распространенной и актуальной проблемой являются инсомнии. Инсомния, согласно международной классификации, представляет собой клинический синдром, характеризующийся наличием трудностей инициации, поддержания сна или ранними утренними пробуждениями, ощущением невосстанавливающего или некачественного сна. При этом должно выполняться условие наличия достаточного времени и условий для сна (то есть добровольное хроническое ограничение времени сна не входит в эту категорию), а также наличествовать одно или несколько проявлений во время бодрствования: ощущение усталости или дурноты; нарушение внимания, концентрации или памяти; социальная или бытовая дисфункция или школьная неуспеваемость; расстройство настроения или раздражительность; дневная сонливость; снижение уровня мотивации, инициативности или энергичности; склонность совершать ошибки на работе или во время управления транспортным средством; ощущение напряжения, головные боли, гастроинтестинальные нарушения; беспокойство по поводу своего сна. У детей наиболее частыми симптомами, сопутствующими нарушениям сна, являются дневная гиперактивность, нарушение внимания и эмоциональная лабильность, что может расцениваться как проявление соматической патологии (у младших детей) или синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у более старших.

В педиатрической практике наиболее часто встречаются две формы инсомнии: поведенческая инсомния детского возраста и инсомния, обусловленная нарушением гигиены сна.

Одним из лекарственных препаратов, эффективность которых в отношении влияния на сон при поведенческой инсомнии детского возраста была должным образом доказана, является алимемазин (Тералиджен).

Поведенческая инсомния детского возраста определяется как нарушения сна, связанные с определенной формой поведения детей и родителей в период, предшествующий сну или отведенный для сна. В зависимости от механизма раз вития выделяют две формы поведенческой инсомнии.

Поведенческая инсомния по типу нарушения ассоциаций засыпания характеризуется зависимостью засыпания от наличия определенных условий - укачивания на руках, кормления, присутствия родителей в непосредственной близости. Наиболее характерным проявлением этого типа поведенческой инсомнии являются частые ночные пробуждения с требованием подхода родителей и обеспечения тех условий, в которых ребенок привык засыпать. Родителям приходится, например, 5-10 раз за ночь подходить к ребенку, вынимать его из кроватки и укачивать на руках или предлагать бутылочку с питьем. При обеспечении привычной ассоциацией засыпания ребенок быстро успокаивается и засыпает. Наиболее часто нарушение ассоциаций засыпания встречаются у детей 2-го полугодия жизни (в 25-30% популяции грудного возраста). Вероятность развития этого типа поведенческой инсомнии во многом определяется социоэкономическими и культуральными факторами. К признанным факторам риска относят: совместный сон, грудное вскармливание, возрастной период от 9 до 12 месяцев; прохождение определенных этапов развития, как моторного (ползанье, вставание), так и психического (тревога отделения). События, временно нарушающие сон, такие как колики, инфекционные заболевания, поствакцинальные реакции, изменения режима, также могут провоцировать установление вредных ассоциаций засыпания как отражение попыток родителей помочь ребенку. На формирование привычек сна также оказывают влияние темперамент ребенка, родительская тревожность и материнская депрессия . Последствиями поведенческой инсомнии по типу нарушения ассоциаций засыпания для детей является увеличение времени ночного бодрствования, снижение общего количества сна. Для родителей нарушение сна ребенка выливается в увеличение частоты внутрисемейных конфликтов и депрессии у матерей. Поведенческая инсомния по типу неправильных установок сна характеризуется наличием необоснованных условий укладывания, определяемых родителями, результатом чего является протестное поведение ребенка и увеличение времени засыпания. Наиболее частой проблемой являются попытки ребенка отстрочить расставание с родителями с помощью уже усвоенных им навыков манипуляции потребностями («хочу пить», «в туалет») или чувствами родителей («мне страшно, посиди со мной»). В других случаях ребенок отказывается ложиться спать в определенном месте (у себя в комнате), а желает спать только в постели с родителями. Это состояние распространено у детей второго и третьего года жизни, достигая значений 10-30% популяции. Факторами риска считают: «свободный» стиль воспитания, с минимальными ограничениями; конфликтующие стили воспитания родителей; недостаточную осведомленность родителей о правилах гигиены сна; вышеупомянутый возрастной период; «трудный» тип темперамента ребенка; наличие оппозиционного поведения в дневное время; проблемы окружения сна, например, трудности выделения отдельной комнаты для сна ребенка; хронотип ребенка - дети«совы» не склонны смиряться с ранним укладыванием. Последствием такого поведения для детей является снижение общего времени сна, особенно когда требуется утром вставать по установленному расписанию, например, в детский сад. Для родителей это становится причиной уменьшения времени вечернего отдыха, учащения тревожных проявлений.

В лечении обоих типов поведенческой инсомнии детского возраста главную роль играют нелекарственные методики. Прежде всего, следует обратить внимание на вопросы гигиены сна. Это касается времени укладывания, условий для сна и ритуала укладывания. Рекомендуется придерживаться одного и того же времени укладывания и подъема для ребенка, корректируя его по мере роста. При этом в первую очередь следует учитывать потребности семьи, а не кажущиеся склонности ребенка засыпать в то или иное время. Практика показывает, что дети легко приспосабливаются к любому времени укладывания, если родители проявляют достаточную настойчивость. Ритуал укладывания должен быть, насколько это возможно, неизменным и содержать повторяющуюся, предсказуемую последовательность действий. Он должен быть достаточно коротким и позитивно настраивать ребенка в отношении укладывания. Последнюю часть ритуала рекомендуется проводить уже в постели, в присутствии родителя. Важным является приучение ребенка к возможности дальнейшего ухода или отхода родителя с формированием способности «самоуспокоения». К возрасту 1 года обычно 70% детей приобретают такую способность и уже не требуют присутствия родителей при засыпании или при каждом ночном пробуждении.

Для изменения неправильных ассоциаций засыпания и установок сна используются специальные формы поведенческой терапии. Наиболее распространенной методикой для первого случая является «проверка и выдержка», для второго - «постепенное погашение». При использовании методики «проверки и выдержки» родителя инструктируют проводить с ребенком во время укладывания определенное время, укладывать спать в кроватку, после этого уходить из комнаты или ложиться к себе в постель и в течение определенного времени (чаще 15-20 минут) не подходить к нему и не откликаться на зов. По истечении этого времени следует подойти, поправить постель и снова вернуться к себе. Во время ночных пробуждений ребенка не вынимают из кроватки, не кормят (если это не требуется по возрасту или медицинским показаниям), также подходят к нему только на короткое время, а затем проявляют 15-20-минутную «выдержку». Метод «постепенного погашения» подразумевает оставление ребенка в спальне засыпать одного на определенное время, игнорируя его протест и попытки манипуляции. Через определенное время родитель возвращается, успокаивает ребенка, затем снова уходит, постепенно интервалы его отсутствия становятся все больше и больше. Таким образом постепенно удается достичь согласия с ребенком в отношении времени укладывания и приучить к самостоятельному засыпанию .

Лекарственные препараты при поведенческих инсомниях детского возраста используются только на время изменения режима сна для того, чтобы уменьшить выраженность протестного поведения ребенка. Для этого применяют гомеопатические препараты, сборы лекарственных трав (корня валерианы, пустырника, пиона), ноотропные средства (аминофенил-масляная кислота), неселективные блокаторы гистаминовых рецепторов (дифенилгидрамин, хлоропирамин, прометазин).

Одним из лекарственных препаратов, эффективность которых в отношении влияния на сон при поведенческой инсомнии детского возраста была должным образом доказана, является алимемазин (в России выпускается под торговой маркой Тералиджен). В 3 плацебоконтролируемых исследованиях детей в возрасте от 7 до 36 ме сяцев применение алимемазина в дозах от 30 до 90 мг в сутки сопровождалось достоверным (p< 0,05) уменьшением выраженности нарушений сна по соответствующей шкале и уменьшением числа ночных пробуждений по сравнению с плацебо . Алимемазин является производным фенотиазина, близким к хлорпромазину. Основным свойством препарата является блокада D 2 -дофаминовых рецепторов, также он оказывает антигистаминное, серотонино- и адреналинолитическое действие. В малых и средних дозах обладает отчетливым противотревожным, успокаивающим эффектом, снижает возбудимость, раздражительность, аффективную напряженность. В России применение препарата у детей разрешено с возраста 7 лет.

Еще одной формой инсомнии, характерной только для детского возраста, является инсомния, обусловленная нарушением гигиены сна. Распространенность этого нарушения в детской популяции составляет 1-2%. Чаще всего страдают подростки. Наиболее характерной жалобой являются трудности засыпания вечером. Кроме этого, отмечаются проблемы с поддержанием сна (частые пробуждения с трудностями последующего засыпания) и трудности утреннего пробуждения в установленные сроки (например, в школу). Причиной развития нарушений сна в данном случае является нарушение гигиены сна, включающей определенные требования к режиму и условиям для обеспечения полноценного сна. Соблюдение режима сна подразумевает укладывание и подъем в определенное время, обеспечивающее достаточную для данного возраста продолжительность сна (для подростков это 9 часов). Важным аспектом гигиены сна является обеспечение окружения сна, включающее комфортную температуру в спальне (от 18 до 25 °С), низкий уровень шума и освещенности, удобную кровать и белье. Наиболее частой причиной нарушений гигиены сна у подростков является стимулирующая умственная или физическая активность перед сном (приготовление уроков, просмотр телевизионных программ, игра на компьютере). Другой фактор, препятствующий сну, - употребление перед сном продуктов со стимулирующим действием (чай, кола, шоколад) и курение. Ключом к нормализации сна при этой форме инсомнии является установление жесткого распорядка и контроль родителями соблюдения упомянутых правил гигиены сна. Применения лекарственных препаратов обычно не требуется.

Алимемазин является производным фенотиазина, близким к хлорпромазину. Основным свойством препарата является блокада D 2 -дофаминовых рецепторов, также он оказывает антигистаминное, серотонино-и адреналинолитическое действие.

У детей старшего школьного возраста появляется другая форма инсомнии - психофизиологическая инсомния. Это расстройство характеризуется приобретением нарушающих сон ассоциаций, приводящих к нарастанию уровня соматизированного напряжения и препятствующих засыпанию. Ребенок к вечеру устает, чувствует сонливость, однако как только он ложится в постель, сон «как рукой снимает». Полежав так некоторое время, подросток выходит в туалет, идет поесть или попить или отправляется к родителям с жалобами о том, что не может уснуть. Вернувшись в постель, он обнаруживает, что сонливости нет, продолжает беспокоиться о том, что назавтра, не выспавшись, придется идти в школу, и в таком состоянии проводит еще несколько десятков минут или несколько часов. Такого рода инсомния характерна для детей с повышенной тревожностью, ответственным отношением к учебе (чаще это девочки).

В лечении психофизиологической инсомнии используют меры по нормализации гигиены сна ребенка (прежде всего важно ограничить занятия, повышающие уровень мозговой активации и тревожность, - компьютерные игры, просмотр фильмов, приготовление уроков непосредственно перед сном). Методы поведенческой терапии, применяемые в данном случае, включают уменьшение стимуляции (не использовать постель для занятий, просмотра телевидения, чтения; ложиться спать, когда чувствуешь сонливость, но не раньше установленного времени, если не спится - встать позаниматься каким-либо спокойным делом, пока не появится сонливость, затем ложиться), различные формы авторелаксации: аутотренинг, позитивная визуализация, глубокое медленное дыхание. Лекарственные средства назначают на время коррекции режима сна и применения методик поведенческой терапии для облегчения приспособления к новому режиму. Назначают короткие (2-3 недели) курсы транквилизаторов (амино-фенилмасляная кислота, гидроксизин), смесей седативных трав (валерианы, пустырника, ромашки, хмеля). При лечении инсомнии у детей используют седативный и снотворный эффекты «малых нейролептиков». Так, алимемазин (Тералиджен) рекомендуется применять в дозе 2,5-5 мг на ночь.

Парасомнии
Парасомнии определяются как необычные формы поведения или восприятия, возникающие в связи со сном (para- (греч.) - около; somnus (лат.) - сон). Наиболее частыми парасомниями в детском возрасте являются снохождение, ночные страхи и ночной энурез .

Снохождение (сомнамбулизм) представляет собой серию эпизодов комплексного поведения, возникающих во время фазы медленного сна и приводящих к хождению во время сна без осознания этого. Выраженность клинических проявлений варьирует от простого присаживания в кровати до производства сложных манипуляций типа открывания замков дверей или запоров окон. Часто хождение во сне сочетается со сноговорением, при этом речь бывает невразумительной, ответы невпопад, однако возможны вполне связные и уместные отчеты (рапортное сно-говорение). Дети во время эпизодов снохождения могут совершать привычные действия, связанные с дневными играми. Характерной особенностью эпизода снохождения является отсутствие воспоминаний наутро. Не отмечается также никакой связи с наличием или содержанием сновидений и такого эпизода.

Приступ снохождения случается обычно во время первого периода медленного сна, чаще через один час после засыпания. На полисомнограмме наблюдается эпизод ЭЭГ-активации или полного пробуждения, возникающий в конце 3-й или 4-й стадии медленного сна. Иногда активации предшествует вспышка высокоамплитудной дельта-активности. Запись ЭЭГ во время эпизода снохождения у детей демонстрирует признаки паттернов сна на фоне ЭЭГ-бодрствования: диффузную ритмическую дельта-активность, диффузную тета-активность, смешанную дельта-, тета-, альфа- и бета-активность. Возможно возникновение приступа снохождения и во 2-й стадии медленного сна. Снохождение может случаться несколько раз за ночь, но обычно бывает только один эпизод. Начало снохождения обычно приходится на возраст 4-6 лет. Пик приходится на период с 8 до 12 лет, когда до 17% детей имеют такие эпизоды. Затем наблюдается быстрое снижение частоты снохождений, у взрослых максимальная распространенность этой формы парасомний составляет 4%. Отмечена значительная семейная предрасположенность к снохождению. Исследования на близнецах показали, что не менее 50% случаев этой формы парасомний имеют генетическую природу. Вероятность развития снохождения у ребен ка, если его не было в детстве ни у одного из родителей, составляет 22%, у одного из родителей - 45%, у обоих родителей - 60%. Факторами, способствующими проявлению такой предиспозиции у детей, считаются: недостаточное количество сна; нерегулярный режим; наличие нарушений дыхания во сне и периодических движений конечностей во сне; лихорадка; прием препаратов, увеличивающих количество медленного сна (литий), или отмена лекарств, снижающих его количество (бензодиазепинов, трициклических антидепрессантов); употребление перед сном кофеинсодержащих продуктов; сон с полным мочевым пузырем; шум и свет; стресс и тревога .

При редких приступах снохождения активное лечение не проводится. Следует обратить внимание на соблюдение правил гигиены сна (режима сна, окружения сна, убрать провоцирующие факторы) и обеспечить безопасное окружение в спальне для того, чтобы, если ребенок будет ходить во сне, он не мог упасть или пораниться. При возникновении приступа не рекомендуется будить ребенка, достаточно контролировать его поведение, мягко отвести обратно и уложить в постель. Не рекомендуется обсуждать случившееся утром, так как он находится в неведении относительно случившегося приступа. К форме поведенческой терапии снохождения относится тактика «запланированных пробуждений». При этом ребенка будят на короткое время за 15-30 минут до предполагаемого начала эпизода в течение 2-4 недель. При частых и/или интенсивных приступах снохождения используют курсовое лечение (1-2 недели) бензодиазепиновыми снотворными препаратами, которые уменьшают количество глубокого медленного сна (клоназепам или нитразепам). При неэффективности этих препаратов возможно применение трициклических антидепрессантов (амитриптилин, имипрамин).

Ночные страхи представляют собой внезапные пробуждения из медленного сна с пронзительным вскрикиванием или плачем, сопровождаемые вегетативными и поведенческими проявлениями сильного страха. Как и в случае снохождения, эпизоды ночных страхов чаще случаются в конце первого эпизода медленного сна, около часа после засыпания. Во время приступа ребенок обычно садится в кровати, громко кричит, дрожит или напрягает мышцы, выглядит испуганным и возбужденным, не реагирует на попытки родителей успокоить и часто сопротивляется им. Продолжительность приступа составляет от 5 до 15 минут, после чего ребенок успокаивается и засыпает. Наутро, как и при снохождении, воспоминания о происходившем ночью отсутствуют. На ЭЭГ во время приступа регистрируется картина бодрствования с множественными артефактами движений. Начало ночных страхов отмечается с возраста 4 лет, после 12 лет частота их значительно снижается. Распространенность этой формы парасомнии составляет от 1 до 6% детской популяции. Как и при снохождении, в развитии ночных страхов большую роль отводят генетической предиспозиции. Факторы, провоцирующие приступы, являются теми же самыми, что и для снохождения.

В лечении ночных страхов используются такие же подходы, как и при лечении снохождения: организация режима сна и безопасного окружения сна, исключение провоцирующих приступы факторов, поведенческая терапия «запланированными пробуждениями». При частых эпизодах применяют бензодиазепиновые снотворные препараты или трициклические антидепрессанты.

Следует подчеркнуть принципиальные отличия ночных страхов и кошмаров (кошмарных сновидений). При эпизодах ночных страхов случается неполное пробуждение, которое не осознается ребенком, соответственно, он не может рассказать о случившемся наутро, кроме того, отсутствует связь приступа с какими-либо сновидениями. Кошмары представля ют собой неприятные сновидения, часто угрожающего характера, которые возникают из быстрого сна, часто хорошо запоминаются, и наутро о них можно получить достаточно полный отчет. Важным является дифференциальный диагноз снохождения и ночных страхов с комплексными психомоторными припадками при эпилепсии. Для этого рекомендуется проведение ЭЭГ, лучше всего во время ночного сна, в рамках полисомнографии или ночного видеомониторинга ЭЭГ.

Ночной энурез представляет собой частые (не менее 2 раз в неделю) эпизоды непроизвольного мочеиспускания, случающиеся во время сна у ребенка с возраста 5 лет. Первичным называют ночной энурез, имеющий место постоянно, без «сухих периодов», вторичным - энурез, возобновившийся после «сухого периода» продолжительностью не менее чем 6 месяцев. В последнее время принято разделять энурез на моносимптомный, включающий эпизоды ночного недержания мочи без ассоциированных гастроинтестинальных или урогенитальных проблем, и не моносимптомный, ассоциированный с такими дневными симптомами, как императивные позывы, дневное недержание, изменение частоты мочеиспусканий, хронические запоры или энкопрез . Несмотря на то что ночной энурез не несет существенной опасности для здоровья ребенка и вначале игнорируется им, в дальнейшем наличие энуреза может приводить к серьезным проблемам социализации и воспитания. В отличие от бытовавшего ранее мнения о связи эпизодов энуреза с избыточно глубоким сном, полисомнографические исследования выявили, что эпизоды непроизвольного мочеиспускания могут случаться в любой стадии сна и даже во время ночных пробуждений.

Распространенность ночного энуреза в детской популяции составляет 10% в возрасте 6 лет, 7% -в возрасте 7 лет и 5% - у десятилетних. Каждый год 15% детей самопроизвольно излечиваются. Распространенность вторичного энуреза оценивается в 25% от всех случаев ночного энуреза.

Причины развития первичного энуреза видят в нарушении реакции пробуждения ребенка на ощущение наполненного мочевого пузыря или же в невозможности препятствовать сокращениям детрузора во время сна. Это умение формируется с возрастом, поэтому до 5 лет диагноз ночного энуреза как формы патологии не ставится. Нарушают формирование этого умения следующие факторы: задержка психомоторного развития; увеличение порога пробуждения; наследственность (показано, что вероятность наличия ночного энуреза составляет 44%, если в детстве у одного из родителей ставился такой диагноз, если у обоих - то это значение увеличивается до 74%); наличие психических или нейродегенеративных заболеваний (синдрома дефицита внимания с гиперактивностью); снижение функционального объема мочевого пузыря; снижение продукции антидиуретического гормона во время сна.

Среди факторов, способствующих развитию вторичного ночного энуреза, выделяют: нарушение способности концентрировать мочу при диабете, серповидноклеточной анемии; увеличение продукции мочи при приеме кофеина или диуретиков; патологию мочевого тракта - инфекции, нейрогенный мочевой пузырь, аномалии развития; запор и энкопрез; неврологическую патологию, включая ночные эпилептические припадки; расстройства сна, такие как обструктивное апноэ сна, снохождение; психосоциальные стрессы, например развод родителей.

Лечение ночного энуреза обычно не начинают до возраста 6-7 лет. Важной задачей лечения является активное вовлечение ребенка в этот процесс. Это достигается путем поощрения за «сухие дни», участия в смене мокрой постели. Применяются методы поведенческой терапии, включающие нормализацию режима приема жидкости (не пить перед сном), тренировку удержания мочи днем, пробуждение до начала эпизода энуреза («высаживание»), в том числе с использованием вспомогательных приспособлений. Эти приспособления включают сигнальную систему, срабатывающую при намокании трусиков (enuresis alarm). Эффективность применения сигнального устройства достигает 40% (частота исцеления) при применении в течение достаточно продолжительного периода времени (до 16 недель). Из лекарственных препаратов при первичном ночном энурезе активно применяются имипрамин в дозах от 12,5 до 75 мг и десмопрессин (синтетический аналог вазопрессина).

В малых и средних дозах Тералиджен обладает отчетливым противотревожным, успокаивающим эффектом, снижает возбудимость, раздражительность, аффективную напряженность.

При вторичном энурезе, ассоциированном с гиперактивным мочевым пузырем, эффективны холинолитики (хлорид тросмия).

Расстройства дыхания во сне
Расстройства дыхания во сне у детей представляют серьезную проблему как в силу своей распространенности (около 2% детской популяции), так и в связи с серьезным влиянием на развитие ребенка.

Первичное апноэ сна младенцев характеризуется наличием множественных апноэ и гипопноэ различного характера (центральных, обструктивных или смешанных), сопровождающихся нарушением физиологических функций (гипоксемией, брадикардией, потребностью в реанимационных мероприятиях). Возникновение этой формы расстройств дыхания во сне связано либо с проблемами развития (созревания) стволовых ды хательных центров (апноэ недоношенных), либо с наличием различного рода медицинских проблем, которые могут оказывать влияние на регуляцию дыхания (анемия, инфекции, метаболические нарушения, гастроэзофагеальный рефлюкс, применение лекарственных препаратов).

Распространенность первичного апноэ сна младенцев в значительной степени определяется постконцепционным возрастом. Так, 25% недоношенных весом менее 2500 г имели симптоматические апноэ в неонатальном периоде. В возрасте 37 недель представленность этого синдрома оценивалась в 8%, а в возрасте 40 недель - только в 2%. Течение синдрома первичного апноэ сна младенцев обычно доброкачественное - показатели дыхания во сне достигают нормальных значений обычно уже к 43 неделям постконцепционного возраста. Считается, что у детей с первичным апноэ сна значительно увеличен риск развития очевидных жизнеугрожающих событий, когда возникает необходимость в реанимационном пособии. Ранее первичное апноэ сна рассматривалось как независимый фактор развития синдрома внезапной смерти младенцев, однако последними исследованиями эта ассоциация не была подтверждена.

Диагноз синдрома первичного апноэ сна младенцев ставится на основании результатов объективного исследования (полисомнографии или кардиореспираторного мониторирования во время сна), выявляющего наличие 1 и более эпизода в час пролонгированных респираторных пауз в форме апноэ или гипопноэ продолжительностью 20 секунд и более. В зависимости от постконцепционного возраста выделяют две разновидности синдрома: апноэ недоношенных (для детей младше 37 недель) и апноэ младенцев (для детей в возрасте 37 недель и старше).

При количественном преобладании апноэ и гипопноэ центрального характера препаратами выбора в лечении апноэ сна младенцев являются метилксантины.

Теофиллин применяется в нагрузочной дозе 5-6 мг/кг и поддерживающей дозе 2,0-6,0 мг/кг, разделенной на 2-3 приема. Кофеина цитрат назначается в нагрузочной дозе 20 мг/кг перорально или внутривенно с переходом к поддерживающей дозе 5 мг/кг однократно ежедневно . При наличии выраженной гипоксии во время сна при центральных апноэ недоношенных применяется кислородотерапия. При наличии преимущественно обструктивных апноэ и гипопноэ используется респираторная поддержка методом вентиляции через носовую маску постоянным положительным давлением воздуха (СиПАП-терапия) или вентиляция прерывистым положительным давлением воздуха (БайПАП-терапия). Периодически проводится контроль эффективности лечения с помощью полисомнографии или кардиореспираторного мониторинга, возможность прекращения лечения лекарственными препаратами или приборами обсуждается обычно после возраста 6 месяцев, когда риск развития синдрома внезапной смерти младенцев значительно снижается.

Синдром обструктивного апноэ сна детей (СОАС детей) характеризуется возникновением множественных эпизодов обструкции на уровне верхних дыхательных путей во время сна, часто сопровождающихся эпизодами десатураций. Среди клинических проявлений синдрома преобладают храп и замечаемые окружающими остановки дыхания во сне. Аналогом избыточной дневной сонливости, особенно у детей дошкольного возраста, выступает гипервозбудимость, неуправляемое поведение. Часто в этом случае ставится диагноз дефицита внимания с гиперактивностью. Во время сна с периодами обструкции у детей визуально отмечаются необычные феномены - задняя гиперфлексия шеи для облегчения дыхания и парадоксальное втяжение грудной клетки во время эпизодов неэффективных дыхательных усилий. Ротовое дыхание во время сна является практически облигатным феноменом. Характерными клиническими симптомами СОАС детей являются также избыточная потливость во время сна и частые случаи ночного энуреза.

Клиническая картина СОАС детей имеет свои особенности в зависимости от возраста ребенка. Так, для детей до года характерны слабое сосание, эпизоды очевидных жизнеугрожающих событий, плохая организация цикла «сон - бодрствование», стридорозное дыхание. В раннем возрасте (до 3 лет) у таких детей часто отмечаются парасомнии по типу снохождения, ночных страхов, беспокойный сон. В дошкольном возрасте присоединяются ночной энурез, трудности пробуждения утром, утренние головные боли. У школьников - нарушения прикуса, трудности в учебе, замедление полового созревания, эмоциональные расстройства, возможно развитие артериальной гипертензии .

В диагностике СОАС детей главная роль отводится полисомнографическому исследованию, позволяющему определить количество эпизодов обструктивных апноэ и гипопноэ. Диагноз подтверждается, если их оказывается 1 и более эпизодов в час и при этом имеются какие-либо из вышеперечисленных клинических симптомов.

Среди причин развития обструктивных апноэ сна детей в первую очередь называют аденотонзиллярную гипертрофию. Наблюдающееся у часто болеющих детей разрастание лимфоидной ткани глоточного кольца приводит к значительному сужению просвета верхних дыхательных путей на уровне носо- и ротоглотки. Преимущественно ротовой тип дыхания способствует нарушению роста верхней челюсти, что, в свою очередь, приводит к относительному сужению просвета верхних дыхательных путей у таких детей. Более редкой, чем у взрослых, причиной СОАС в детском возрасте является ожирение.

Врожденные аномалии развития, затрагивающие лицевой скелет, также способствуют развитию СОАС детей. При болезни Дауна главной причиной развития обструктивных апноэ сна является макроглоссия, при синдроме Круазона - маленькая верхняя челюсть, синдроме Тричера -Коллинза - мандибулярная гипоплазия. С первых дней жизни СОАС обнаруживается у детей с синдромом Пьера Робена в связи с мандибулярной гипоплазией и глоссоптозом. Неврологическая патология может являться причиной развития расстройств дыхания во сне у детей: описаны обструктивные апноэ при миопатии Дюшенна, детском церебральном параличе, аномалии Киари, сочетающейся с гидроцефалией и spina bifida.

В лечении СОАС детей основную роль играет своевременная, до развития осложнений в сердечнососудистой системе и в виде деформации лицевого скелета (аденоидальное лицо, высокое мягкое небо), аденотонзиллэктомия. Ее эффективность оценивают в 50-80%. При этом подчеркивается необходимость одновременного удаления и глоточных, и небных миндалин. Клиническая симптоматика СОАС после таких операций зачастую регрессирует драматически: исчезают ночной энурез, потливость, ребенок становится спокойнее и жизнерадостнее.

При недостаточной эффективности этой операции прибегают к быстрому расширению верхней челюсти с помощью специальной пластины, которая вставляется под мягкое небо между коренными зубами и способствует расширению твердого неба, а с ним и основания носовых проходов, в поперечном направлении.

При лечении инсомнии у детей используют седативный и снотворный эффекты «малых нейролептиков». Так, алимемазин (Тералиджен) рекомендуется применять в дозе 2,5-5 мг на ночь.

У детей с врожденными челюстно-лицевыми аномалиями эффективным признан метод дистракционной остеотомии, позволяющий увеличить в размере верхнюю или нижнюю челюсть, что приводит к нормализации числа обструктивных апноэ во сне.

При невозможности или неэффективности применения указанных выше методик во время сна применяется вентиляция постояннымположительным давлением через носовую маску (СиПАП-терапия). При правильном подборе давления воздуха эффективность этого метода лечения крайне высока -ребенок начинает спать спокойнее, исчезают храп, потливость, необычные позы сна. Лечебное давление воздуха подбирается в условиях лаборатории сна. Критерием правильного подбора давления является уменьшение до нормальных значений числа эпизодов нарушений дыхания во сне во всех стадиях сна и в любом положении тела. Ребенок должен спать с прибором 5-7 ночей в неделю не менее 4 часов за ночь. В дальнейшем с интервалом в один год повторяются полисомнографические исследования с целью оценки динамики синдрома обструктивного апноэ сна, до тех пор пока не будет принято решение о прекращении использования прибора или возможности применения хирургических методик . В данном обзоре мы коснулись лишь некоторых наиболее часто встречающихся в практике детских врачей или клинически значимых нарушений сна у детей. Следует упомянуть и другие достаточно важные расстройства, входящие в различные категории Международной классификации расстройств сна, такие как психофизиологическая инсомния, нарколепсия, возвратная гиперсомния, нарушение цикла «сон - бодрствование» по типу запаздывающей фазы сна, бруксизм, ритмичное двигательное расстройство и кошмары. Клиническая картина и ведение больных с этими нарушениями в детском возрасте могут существенно отличаться от таковых у взрослых.

Литература
1. Chervin R.D., Archbold K.H., Panahi P., Pituch K.J. Sleep problems seldom addressed at two general pediatric clinics // Pediatrics. 2001. Vol. 107. № 6. P. 1375-1380.
2. International classification of sleep disorders, 2nd ed.: Diagnostic and coding manual / American Academy of Sleep Medicine. Westchester, 1ll.: American Academy of Sleep Medicine, 2005.
3. Mindell J.A., Owens J.A. A clinical guide of pediatric sleep: diagnosis and management of sleep. Philadelphia, PA: Lippincott Williams&Wilkins, 2010.
4. Sadech A. Cognitive-behavior treatment for childhood sleep disorders // Clin. Psych. Rev. 2005. Vol. 25. № 5. P. 612-628.
5. Ramchandani P., Wiggs L., Webb V., Stores G. A systematic review of treatments for settling problems and night waking in young children // BMJ. 2000. Vol. 320. № 7229. Р. 209-213.
6. Matwiyoff G., Lee-Chiong T. Parasomnias: an overview // Indian J. Med. Res. 2010. Vol. 131. P. 333-337.
7. Левин Я.И. Парасомнии: современное состояние проблемы // Эпилепсия. 2010. № 2. C. 10-16.
8. Butler R.J. Childhood nocturnal enuresis: developing a conceptual framework // Clin. Psych. Rev. 2004. Vol. 24. № 8. P. 909-931.
9. Gozal D., Kheirandish-Gozal L. Sleep apnea in children - treatment considerations // Ped. Respir. Rev. 2006. Vol. 7. Suppl. 1. P. S61-68.
10. Mueni E., Opiyo N., English M. Caffeine for the management of apnea in preterm infants // Int. Health. 2009. Vol. 1. № 2. P. 190-195.
11. Sinha D., Guilleminault C. Sleep disordered breathing in children // Indian J. Med. Res. 2010. Vol. 131. P. 311-320.
12. Guilleminault C., Pelayo R., Clerk A., Leger D., Bocian R.C. Home nasal continuous positive airway pressure in infants with sleep-disordered breathing // J. Pediatr. 1995. Vol. 127. № 6. P. 905-912.