П блаватская. Судьбоносная встреча Блаватской и Учителя

Биография
Елена Петровна Блаватская
…В Южной Америке она делила с ковбоями их наполненную опасностями и приключениями дикую жизнь. В Египте изучала магию. Увлеченная идеей независимости народов, присоединилась к войскам Гарибальди и в одной из битв была тяжело ранена. Едва выздоровев, заинтересовалась бытом индейцев и отправилась в Канаду, чтобы пожить в настоящем вигваме. Но тамошние женщины стащили у нее ботинки, и она, разочаровавшись, уехала в Техас. Затем упорно старалась проникнуть в Индию. Путешествовала по Индостану на слонах. Спускалась в пещеры, к которым боялись подходить даже местные жители.
Родилась эта удивительная женщина в Екатеринославле (современном Днепропетровске) в семье военного. Ее мать, Елену Андреевну Ган, Виссарион Белинский называл русской Жорж Санд. Необыкновенные способности у Елены-младшей появились практически с раннего детства и со временем только развивались и усиливались.
«Сама не знаю, – объясняла будущая Радда-Бай родным, уже после ранней смерти матери, – что за напасть такая! Пристала ко мне какая-то сила, из Америки я ее вывезла. Мало того, что кругом меня все стучит и звенит, но и вещи движутся, подымаются без толку и надобности... Да и, кроме того, осмысленные проявления высказывает: в разговоры стуками мешается, на вопросы отвечает и даже мысли угадывает. Чертовщина какая-то!»
«Она вообще была девушкой со странностями, – подчеркивают психологи. – Биографы объясняли это заполученными в детстве отчетливыми отклонениями в психике. Девочку, например, часто посещали галлюцинации, особенно после того, как маменька, развлекая гарнизонных дам, бралась вызывать духов, впадала в возбуждение, опрокидывалась на пол и билась в конвульсиях. Тогда посылали за священником, который, помолясь, принимался за изгнание дьявола».
Замуж шестнадцатилетняя (по другим сведениям, восемнадцатилетняя) Елена Ган вышла за сорокадвухлетнего (иногда пишут: престарелого!) надворного советника, тогдашнего вице-губернатора Эриваньской провинции Никифора Блаватского, который хорошо знал ее родителей. Рано оставшись без матери, она сделала это, скорее всего, лишь по настоянию родных.
«Я обручилась, чтобы отомстить моей гувернантке, не думая о том, что не смогу расторгнуть обручение, ну а карма последовала за моей ошибкой», – объясняла свой поступок сама Елена Петровна.
Брак свой юная мадам Блаватская разорвала через несколько месяцев. Дед, не одобрявший, кстати, многих устремлений и поступков внучки, отправил ее к отцу с несколькими сопровождающими. Путь был долгий, и в одном из черноморских портов путешественница... исчезла. Как потом выяснилось, в трюме английского парохода удрала в Константинополь, где поступила в цирк наездницей. По другим сведениям, Елена стала ассистенткой иллюзиониста, обучившего ее многим фокусам, которые затем так пригодились на ее дальнейшем поприще. А потом дед Елены получил письмо от знаменитого баса Митровича. Артист назвался его «новым внуком» и сообщил, что женился на Елене Петровне, тогда как деду было доподлинно известно, что с прежним мужем ее никто не разводил. Так что вопрос об отвращении знаменитого философа в юбке к «магнетизму пола» остается довольно спорным...
Имелся у Блаватской и сын – несчастный горбун по имени Юрий, умерший еще в детстве.
«Мадам Блаватская, – пишет астролог Александр Ремпель, – настаивала, что Юрий был ее приемным сыном, а когда ей исполнилось пятьдесят четыре года, она с самым искренним видом объявила, что все еще остается девственницей».
В 60-х годах XIX века Блаватская появилась в Европе, став сотрудницей Юма – известнейшего спирита того времени. Попутно давала в Лондоне и Париже фортепианные концерты, а потом устроилась капельмейстером хора при дворе сербского короля Милана. Ее двоюродный брат С. Ю. Витте вспоминал:
«Во всех этих перипетиях прошло, вероятно, около десяти лет ее жизни, и, наконец, она выпросила разрешение у деда Фадеева приехать в Тифлис, обещая снова сойтись со своим настоящим мужем – Блавацким (так у Витте. – Авт.). И вот хотя я был тогда еще мальчиком, помню ее в то время, когда она приехала в Тифлис; она была уже пожилой женщиной, и не так лицом, как бурной жизнью. Лицо ее было чрезвычайно выразительно; видно было, что она была прежде очень красива, но со временем крайне располнела и ходила постоянно в капотах, мало занимаясь своей особой, а потому никакой привлекательности не имела. Вот в это время она почти свела с ума часть тифлисского общества различными спиритическими сеансами, которые она проделывала у нас в доме».
Впрочем, спиритические сеансы и теософия никогда не были главным делом ее жизни. Елена Петровна не гнушалась никакими занятиями – лишь бы приносили доход.
Неожиданно в Тифлисе объявился бас Митрович, который, встретив на улице свою сбежавшую жену, устроил ей грандиозный скандал. Вместе с ним Елене пришлось покинуть Кавказ. Сначала они обосновались в Киеве, где бас получил ангажемент в опере, затем переехали в Одессу. Применив свои коммерческие способности, Блаватская открыла фабрику чернил, а потом и магазин искусственных цветов, но оба эти предприятия вскоре прогорели. Но тут предприимчивый Митрович выхлопотал себе ангажемент в итальянскую оперу Каира, куда они с возлюбленной отплыли из Одессы. Их пароход потерпел крушение, и Митрович утонул. Блаватская оказалась в Каире без денег и какой-либо поддержки.
Встречаются, правда, упоминания и о другом ее муже – некоем Михаиле Бетанели. Это лицо княжеского происхождения, к тому же будучи младше Елены Петровны на семь лет, не задержалось возле нее долго...
В 1873 году в США объявилась удивительная «русская леди», наделенная феноменальными способностями. Зачарованных слушателей было предостаточно – в тот период Америку охватило повальное увлечение оккультизмом... Вскоре мадам Блаватская получила американское гражданство. В 1875-м вместе с очередным другом, полковником Генри Стилом Олькоттом, оставившем жену и троих детей, она учредила Теософское общество, главенствующей целью которого стало «основание всемирного Братства, без различий вер, рас, происхождений».
Синтезировав в своих работах «Разоблаченная Изида» и «Тайная Доктрина» философские и религиозные знания «всех времен и народов», Блаватская с легкостью оперировала сведениями, почерпнутыми из библиотек, давно погребенных в пещерах и подземельях. Европа была потрясена. Женщина – русская, без всяких научных знаний – и вдруг... Или все написанное ею чепуха, или это не она написала? Впрочем, Елена Петровна сама неоднократно заявляла, что эти труды принадлежат не ей.
Она утверждала, что в 1867 году ей удалось проникнуть в Тибет. За озером Пальте, в совершенно неисследованной области (точное место никогда не указывала) здесь якобы ей явились Махатмы (Учителя), от которых она и получила сведения о некой тайной науке. Тем, кто не верил в существование Учителей, насмешливо говорила, что, пожалуй, даже заинтересована в таком неверии – ведь тогда она будет выглядеть самым большим мудрецом человеческой цивилизации.
Кстати, Олькотт вспоминал, что Елена Петровна имела четыре совершенно разных почерка, в зависимости от освещаемого вопроса. И в стиле ее просматривались разительные несовпадения: некоторые страницы были написаны отличным английским языком, а другие требовали многих поправок.
Критики называли ее «научные» труды «большим блюдом мешанины», «хламом для помойки», а газета «Нью-Йорк Таймс» вообще отказалась рецензировать работы Блаватской. Гораздо больше беспокойств причиняли ей обвинения в плагиате. Ученые обнаружили в произведениях теософа около 200 примеров, когда слово в слово были переписаны отрывки из работ других авторов, имевших отношение к кабалистике и масонским обществам. Помимо явной склонности к учениям Востока в «Разоблаченной Изиде» обнаруживалась явная антипатия к христианской церкви...
Ее старания были вознаграждены по заслугам: в Мемфисе Блаватской вручили диплом и рубиновый крест – свидетельство высшей оценки знаний в области масонства. Судя по всему, Елена Петровна являлась существом действительно непростым, не от мира сего. По ее желанию, например, с потолка начинали падать розы, еще покрытые росой; шедший по комнате человек с зажженной лампой исчезал на глазах у изумленных людей, а лампа двигалась; по просьбе ребенка она могла достать из-за ширмы, где ничего не было, барашка на колесах... Уроки, усвоенные ею в цирке, даром не пропали.
В 1884 году Блаватская решила посетить Англию. Присматривать за главной квартирой Теософского общества поручила супружеской чете – Эмме и Алексису Кулэм (в другом переводе – Коломб). Перед самым отъездом произошел какой-то инцидент, в результате которого вся троица переругалась друг с другом. После того как наставница отбыла в Индию, Эмма Кулэм решительным шагом направилась в редакцию одного из журналов. Вскоре на его страницах появились небезынтересные публикации. Они, по утверждению А. Ремпеля, «содержали выдержки из более чем сорока весьма неосторожных писем, написанных Блаватской миссис Кулэм и приведенных в качестве доказательств грязных делишек мадам Великий Теософ.
Помимо всего прочего Эмма заявила, что Елена приказала ей соорудить куклу в тюрбане, которую в лунные ночи надо было выносить из дома, что всеми воспринималось бы как «проявление» Кута Хуми (одного из Махатм). Более того, письма, слетающие с потолка, отнюдь не доставлялись астральной почтой, а просто их бросали через щель в крыше.
Мало того: лондонское общество психических исследований взялось провести экспертизу сверхъестественных способностей основательницы теософского движения и получило все тот же результат: все ее чудеса – мошенничество, обман, ловкость рук!
С. Витте подчеркивал:
«Она обладала такими громаднейшими голубыми глазами, каких я ни у кого в жизни не видел. И когда она говорила неправду, эти глаза страшно искрились, меня поэтому не удивляет, что она имела громадное влияние на людей».
«Разоблаченная» Елена Блаватская после этого отправилась в Европу – и с тех пор ее нога никогда уже более не ступала на землю столь любимой Индии...
Во время своего скандального разоблачения она познакомилась со старшим братом русского философа Сергея Соловьева, писателем Всеволодом Соловьевым.
«Чтобы владеть людьми, необходимо их обманывать, – советовала ему Елена Петровна. – Я уже давным-давно поняла этих душек людей, и глупость их доставляет мне громадное иногда удовольствие… Чем проще, глупее и грубее феномен, тем он вернее удается».
Соловьев назвал эту женщину «ловцом душ» и безжалостно разоблачил ее в своей книге. В результате его усилий перестал существовать парижский филиал Теософического общества…
Неуемная Елена Блаватская основала Общество спиритов и объявила себя медиумом. Все это смелое предприятие провалилось, когда клиенты обнаружили в доме длинную перчатку, набитую ватой, которая использовалась как рука, «освобожденная от телесной плоти». «Нет религии выше истины», – утверждала этот медиум, и тут же попирала свое утверждение новым обманом легковерных.
Еще в те годы в Европе подозревали, что Блаватская являлась русской шпионкой. У нее же не было денег, чтобы затеять против обвинителей судебный процесс. А может, и желания тоже? Во время своего посещения Одессы в 1872 году Блаватская обратилась к начальнику III Отделения с весьма интересным посланием:
«...я хорошо ознакомилась со всей Западной Европой, со всеми выдающимися личностями политиков разных держав, как правительственной, так и крайне левой стороны... Занимаясь спиритизмом, прослыла во многих местах сильным лидером... каюсь в том, что три четверти времени духи... отвечали моим собственным – для успеха планов моих – словам и соображениям. Редко, очень редко не удавалось мне посредством этой ловушки узнавать от людей... их надежды, планы и тайны... Я играла все роли, способна представить из себя какую угодно личность...».
К чести руководителей III отделения, они не приняли предложения Великого Теософа.
Умерла Елена Блаватская в мае 1891 года, переболев гриппом и не дотянув трех месяцев до своего шестидесятилетия. После предания ее тела сожжению пепел был разделен на три части, которые хранятся в Индии, Нью-Йорке и Лондоне.

Блаватская Е.П. - об авторе

Блаватская появилась на свет в 1831 году в семье, принадлежавшей к древнему дворянскому роду. Её родословная по материнской линии восходит к князю Рюрику, прямым предком Елены считается Сергей Долгорукий. Елена получила классическое домашнее образование, в совершенстве знала английский и немецкий, много читала, но особый интерес у неё вызывали книги по средневековому оккультизму. Заключив фиктивный брак, чтобы освободиться от влияния родственников, будущая писательница отправилась в длительное путешествие по миру. С 1848 по 1875 годы она трижды объехала земной шар, некоторое время жила на Тибете и в Лондоне. В 1875 году в Нью-Йорке вместе с полковником Генри Стилом Олкоттом Блаватская основала Теософское общество.

Первая книга Елены Блаватской «Из пещер и дебрей Индостана» представляла собой серию очерков об Индии, где она провела семь лет. Главы произведения публиковались в газете «Московские ведомости» под псевдонимом Радда-Бай. Позже Блаватская выпустила несколько эзотерических трудов, ставших плодом её философских размышлений — «Голос безмолвия», «Тайная доктрина» и «Ключ к теософии». Последнюю книгу Елена написала за два года до смерти.

Из основных достижений Блаватской можно перечислить следующие:

  • она дала популярное объяснение понятий кармы и реинкарнации (перевоплощения);
  • в своих работах она стремилась показать, что все основные религии происходят из одного первоначального источника, имеют общий корень;
  • она объясняла важность Морали и Братства для эволюции и развития человека и человечества и доказывала их необходимость.

Созданное ей Теософское общество набрало во многих странах (в первую очередь в Англии, Франции, США, Индии) десятки тысяч сторонников. Общество проповедовало идеи всечеловеческого братства и терпимости ко всем религиям, в каждой из которых скрыта единая божественная сущность, стремление создать на этой основе универсальную религию.

Деятельность Теософского общества привела к повышению интереса к индуизму и буддизму, возникновению впоследствии серьёзных научных исследований и распространению буддизма в западных странах.

Работы писательницы переведены на многие языки и по сей день переиздаются большими тиражами. Среди тысяч сторонников учения Елены Петровны немало известных личностей, таких как Махатма Ганди, Далай-лама XIV, Николай Рерих, Василий Кандинский и Александр Скрябин.

Она умерла от гриппа 8 мая 1891 года. Согласно завещанию, её прах был разделен на три части и развеян в Лондоне, Нью-Йорке и Адьяре. В знак памяти теософы всего мира ежегодно отмечают дату кончины Блаватской как День Белого Лотоса.

Блаватская Е.П. - книги бесплатно:

Большинство статей настоящего сборника являются репликами или комментариями на отклики читателей, посвященные опубликованным ранее ее произведениям. И каждая из этих реплик или комментариев — словно высверк клинка тысячелетней Мудрости...,

Письмо и ответ...

"Автор письма в ноябрьском номере лондонского "Спиритуалиста", который называет "Фрагменты оккультной истины" спекуляциями, вряд ли прилагает это определение к Фрагменту N 3, в котором столь осторожно выдвигается гипотеза...

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА настаивает на Доктрине Эволюции так же, как делает это человеческий разум и Тайная Доктрина, и мысль эта подтверждается древними легендами и мифами и даже самой Библией, если уметь читать между строк. Мы видим, как цветок...

«Тайная доктрина» - масштабнейшее и таинственнейшее из произведений Елены Блаватской, одного из величайших теософов, философов и мистиков второй половины XIX - начала XX в., женщины, долгие годы изучавшей эзотерические учения самых...

«Разоблаченная Изида» - занимает центральное место в творчестве Елены Петровны Блаватской. Эту книгу по праву можно назвать энциклопедией оккультных наук. Среди затронутых в ней тем Восточная Каббала и утерянные магические искусства...,

«Разоблаченная Изида» – занимает центральное место в творчестве Елены Петровны Блаватской. Эту книгу по праву можно назвать энциклопедией оккультных наук. Среди затронутых в ней тем Восточная Каббала и утерянные магические искусства, влияние...

Елена Блаватская

(по материалам докладов Н.Д. Спириной и очерка Е.П. Писаревой )

Есть люди, которые приходят в мир с ярко выраженной миссией. Эта миссия служения Общему Благу делает их жизнь мученичеством и подвигом, но благодаря им ускоряется эволюция человечества.

Такой была миссия Елены Петровны Блаватской. Более ста лет прошло с тех пор, когда в один из майских дней перестало биться сердце нашей великой соотечественницы. И только теперь мы начинаем осмысливать подвиг её жизни.

Е. П. Блаватская родилась в 1831 г., 12 августа, на Украине, в Екатеринославе (ныне Днепропетровск), в аристократической семье, совместив в себе физическую наследственность трёх наций Европы (по материнской линии - потомственные князья Долгорукие и француз-эмигрант Бандре-дю-Плесси; по отцовской - она происходила от обрусевшей ветви князей Мекленбургских).

Мать Блаватской Елена Андреевна Ган была талантливой писательницей, которую Белинский назвал «русской Жорж-Занд». Она ушла из жизни рано, не достигнув 25 лет, оставив двух малолетних дочерей.

Походная жизнь отца Елены Петровны, офицера-артиллериста, лишала его возможности самому воспитывать дочерей, и воспитание их взяла на себя бабушка по матери, княжна Елена Павловна Долгорукая, в замужестве Фадеева. Она была замечательно доброй, глубоко образованной женщиной, владела в совершенстве пятью иностранными языками, углублённо занималась естественными науками, прекрасно рисовала.

Светлое детство Елены Петровны прошло в кругу любящих и умных людей: в раннем детстве в общении с природой Украины, потом - в средней России, а затем на Кавказе.

Елена Петровна с детства имела Высокого Покровителя. Он являлся ей в сновидениях, она знала и любила эти зовущие куда-то глаза. В детские годы в момент опасности для жизни появлялась невидимая помощь. Она чувствовала предназначение и понимала, что узнать о сущности его сможет при встрече с Учителем. Для этого она оставила родной дом, неожиданно меняла места жительства, что не даёт возможности проследить внутренний смысл жизни этого периода: о её жизни в эти годы известно как о цепи путешествий.

Первая встреча её с Учителем состоялась в Лондоне в 1851 году. Через всю жизнь Елена Петровна пронесла преданность своему Учителю. Тайна, окутывающая эту сторону её жизни, понятна тому, кто знаком с философией Востока и Теософией.

Скептические западные умы с большим трудом воспринимают существование в малодоступных областях Гималаев Братства Учителей Мудрости (Махатм), помогающих человечеству; на Востоке к этому отношение другое. В 1886 г., подтверждая публикации Е. П. Блаватской, семьдесят пандитов (учёных, знатоков древних религиозных учений Индии) подписали заявление, в котором утверждали существование Махатм.

Чтобы стать принятым учеником Великих Учителей, требуются большой труд не одной жизни, испытания и переполняющая сердце любовь к людям. Только эти условия позволяют получить груз знаний, крупицами которых, «крохами со стола», пользуются маги и экстрасенсы, удивляющие нас своими феноменами. Этими знаниями творил свои чудеса и исцеления Иисус Христос. Но тот, кто может оживить, тот может и убить. Поэтому только всеобъемлющая космическая любовь, которая дала силы умирающему на кресте Иисусу Христу просить за распявших его: «Господи, прости их, они не ведают, что творят», позволяет овладеть ими. Вот почему такие преграды стоят на пути к этим космическим знаниям.

Переездом в Америку в 1873 г. начался третий период жизни Е. П. Блаватской - период творчества (1873-1878 гг. - Америка, 1878-1884 гг. - Индия и 1884-1891 гг. - Европа).

Седьмого сентября 1875 года состоялось открытие Теософического Общества. Это произошло в квартире Е. П. Блаватской, где собралось 17 человек, председателем его стал полковник Г. Олькотт - преданный сотрудник Елены Петровны, а сама она заняла скромную должность «секретаря для связи с корреспондентами». Впоследствии Общество было переведено в Индию, где продолжает функционировать по настоящее время, став Всемирным Теософическим обществом, имеющим филиалы во всём мире.

В Америке Елена Петровна пишет, вернее, записывает своё первое капитальное произведение «Разоблачённая Изида» в 2 частях, около полутора тысяч страниц. Начата книга в 1876 году, издана - в 1877 году. Уровень знаний, представленный в произведениях Елены Петровны, носил всеобъемлющий характер, которого она не имела, несмотря на свою высокую образованность. Очевидцы отмечали в её записях, иногда на одной странице, четыре разных почерка и стиля изложения. Сведения получались ею от Учителей; реже общение носило физический характер, чаще связи были письменные, ясновидяще-психические, астральные. Общение Елены Петровны с Великими Учителями достигало отчётливости и непрерывности, представляло собой нечто подобное беспроволочному телеграфу.

Сущностью сведений, даваемых человечеству через Е. П. Блаватскую в «Разоблачённой Изиде», а затем и в продолжающей её «Тайной Доктрине», является откровение о Великом Созидающем Начале Космоса, творении Космоса и Человека (микрокосма), о вечности и периодичности Бытия, об основных Космических Законах, которыми живёт Вселенная. Изида символизирует собой Природу, Материю, Матерь Мира. Частичное приподнятие покрова (разоблачение Изиды), который нас отделяет от её сокровенных тайн, и дано было свыше через Е. П. Блаватскую для ускорения продвижения человечества по пути эволюции.

«Тайная Доктрина» - труд в 3 томах, около тысячи страниц в каждом; писала его Елена Петровна с 1884 по 1891 г. Первый том приоткрывает нам часть загадок о сотворении Космоса, второй об эволюции человека, третий об истории религий; он был отредактирован и издан её учениками.

Оглядываясь на прошлое человечества, можно проследить закономерность неприятия открытий и откровений, опережающих свой век. Труды Елены Петровны встретили одинаковое сопротивление как Церквей, священные книги которых полны откровений, расшифрованных в «Тайной Доктрине», так и ортодоксальной науки. Первым и самым мощным оружием сил регресса является клевета, направленная на автора, что дискредитирует и его творения. В Учении Живой Этики говорится: «...Пусть факелы клеветы освещают путь неуклонного подвига. Называя наших послов шарлатанами, люди выдают им свидетельства необычности».

«Факелы клеветы» очень ярко освещали путь Е. П. Блаватской - клеветники и невежды-биографы, фальсифицированные судебные процессы, подделка личных писем, предательство облагодетельствованных ею людей - всё пришлось перенести этой «женщине-мученице», как она названа в Учении Живой Этики.

После переезда в Индию Елена Петровна вела большую работу, стараясь возбудить у местных жителей интерес к мудрости древнеиндусских верований, поднять дух народа воспоминанием о его былой славе.

В 1879 г. был основан журнал «Теософист», в котором публиковались выдающиеся работы Блаватской, написанные при помощи Учителей.

Влажный климат Бомбея, а затем и Адьяра, где было приобретено поместье для Общества, оказался вредным для здоровья Елены Петровны, и в 1884 г. ей пришлось окончательно переехать в Европу. Во время нескольких кризисных состояний здоровья Еленой Петровной описаны случаи чудесной помощи, исцелений, которые приходили от Учителя.

По приезде в Европу Елена Петровна избрала местом жительства тихий Вюрцбург, потом Остенд, а с 1888 до 1891 г. она жила в Лондоне. Жизнь её после отъезда из Индии полностью была посвящена работе над «Тайной Доктриной», которую она считала делом своей жизни.

Пять лет жизни, последовавших за этим, были цепью физических страданий, мученичеством, но несмотря на это работала она по 12 часов в сутки, не давая себе отдыха среди дня. А по вечерам была окружена посетителями, среди которых были и литераторы, и ученые.

8 мая 1891 года Е.П. Блаватская ушла из земной жизни, сидя за рабочим столом - как истинный воин Духа, каким она была всю жизнь.

По словам Е.И.Рерих, если бы не злоба и зависть окружавших её, «она написала бы ещё два тома ""Тайной Доктрины"", в которые вошли бы страницы из жизни Великих Учителей человечества. Но люди предпочли убить её...»

Многие учёные и деятели искусства проявляли интерес к «Тайной Доктрине». Так, на рабочем столе А.Эйнштейна всегда лежала эта книга. Выдающийся композитор А.Скрябин утверждал, что идеи Блаватской помогли ему в его творчестве.

Е.И. Рерих перевела два тома «Тайной Доктрины» с английского языка на русский. Она писала: «...Е.П.Блаватская была огненной посланницей Белого Братства. Именно она была носительницей доверенного ей знания. Именно, из всех теософов лишь Е.П. Блаватская имела счастье получить учение непосредственно от Великих Учителей в одном из Их Ашрамов в Тибете. Именно она была великим духом, принявшим на себя тяжкое поручение дать сдвиг сознанию человечества, запутавшемуся в мёртвых тенётах догм и устремлявшемуся в тупик атеизма. Именно, только через Е.П. Блаватскую можно было приблизиться к Белому Братству, ибо она была звеном в Иерархической Цепи». «Утверждаю, что Е.П. Блаватская была единственной посланницей Белого Братства, и она одна ЗНАЛА». «Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей соотечественницы и знаю, что в будущей России имя её будет поставлено на должную высоту почитания. Е.П.Блаватская, истинно, наша национальная гордость. Великая мученица за Свет и Истину. Вечная слава ей!».

В 1924 году Н.К.Рерих написал картину «Вестник». Передавая её в дар Теософскому обществу в Адьяре (Индия), он сказал: «В этом доме Света позвольте мне вручить картину, посвящённую Е.П. Блаватской. Пусть положит она начало будущему музею Блаватской, девизом которого будет: ""Красота - одеяние Истины""». На картине изображена женщина в буддийском храме, отворяющая двери Вестнику.

З.Г. Фосдик, ближайшая сотрудница Рерихов в Америке, поясняла, что женщина на картине символизирует человечество, а в Вестнике, возникшем на пороге храма на фоне сверкающих молний приближающейся Новой Огненной Эпохи, художник воплотил образ Е.П. Блаватской. Учителя человечества в Учении Живой Этики, обращаясь к нам, пишут: «Могут спросить, в каком соотношении находится Наше Учение к Нашему же, данному через Блаватскую? Скажите - каждое столетие даётся, после явления подробного изложения, кульминация заключительная, которая фактически движет миром по линии человечности. Так Учение Наше заключает «Тайную Доктрину» Блаватской. То же было, когда Христианство кульминировало мировую мудрость классического мира, и Заповеди Моисея кульминировали древний Египет и Вавилон. Только нужно понимать значение узловых Учений («Мир Огненный» ч. 1, § 79).

Труды Елены Блаватской и книги о ней

Фотографии

Статьи из журнала «Восход» о Елене Петровне Блаватской

30.11.2015

"...Если нынешняя попытка, которая приняла форму нашего Общества, увенчается бо"льшим успехом, чем предшествующие, то к тому моменту, когда придёт время для попытки двадцатого века, оно уже будет организованной, живой и здоровой структурой..." (Е.П. Б.)

28.08.2018

Теософия и Теософское Общество. Смысл названия
Рабочая система Теософского Общества. Цели Общества
Отношение Теософского Общества к Теософии. О самосовершенствовании

04.10.2017

Август богат днями рождения великих людей, озаривших нашу планету своим несказуемым сиянием и немеркнущим Светом. В этом месяце мы вспоминаем преподобного Серафима Саровского, Е.П.Блаватскую, Ю.Н.Рериха и Б.Н.Абрамова.

04.10.2014

Ввиду сильного и настойчиво выраженного желания сотрудников Е.П. Блаватской основать общество для ознакомления продвинутых сознаний с эзотерическим учением всех религий и философий, Махатма К. Х. согласился руководить таким обществом, и было приступлено к этому опыту при содействии Е.П. Блаватской, полковника Г. Олькотта, Джаджа и ещё несколько лиц. Всё это, впоследствии, вылилось в существующее ныне теософическое движение. (...) Учение, принесённое Е.П. Блаватской, сделало своё великое дело, именно, по всему миру оно пробудило и сдвинуло с мёртвой точки многочисленные единицы сознания...

25.08.2013

В XIX веке в России Елена Петровна Блаватская (урождённая Ган) была более известна под литературным псевдонимом Радда-Бай, под которым выходили её талантливо написанные очерки об Индии. О её общественной деятельности и теософских трудах, публиковавшихся в английских и французских изданиях, на родине почти ничего не знали. Её сестра Вера Петровна Желиховская писала о философских трудах Елены Петровны: «Для нас, русских людей, они представляют лишь внешний интерес, как замечательное умственное движение, возбуждённое во всём мире русской женщиной, без всяких на то средств, кроме своего ум...

30.08.2012

Е.П. Блаватская утверждала, что «теософия предстала пред миром для того, чтобы влить в современное мышление свежую струю идей и стремлений, иными словами, чтобы подвести логическое обоснование под более возвышенную мораль, создать науку и философию, соответствующую знаниям нынешнего дня. (...) Лишь постепенное усвоение человечеством великих духовных истин способно омолодить лицо цивилизации...»

01.07.2012

Елена Петровна Блаватская явила яркий пример для подражания своим жертвенным служением людям. Мы видим её бесстрашие, решимость достичь цели, безграничную любовь к Старшим, преодоление физических страданий, самозабвенный труд, готовность как к подвигу, так и к поношениям, бескорыстие. Ярко проявилось в её характере отсутствие властолюбия, честолюбия, тщеславия.

26.11.2011

Выставка была подготовлена в 2006 году сотрудниками Исследовательского Фонда Рерихов (Санкт-Петербург) и Культурно-просветительского центра «Адамант» (г. Ломоносов) к 175-летию со дня рождения нашей соотечественницы, выдающейся женщины, писательницы, патриотки, путешественницы, основательницы современного теософского движения Елены Петровны Блаватской. Проходила выставка в Музее-квартире Н.А. Некрасова и называлась «Елена Блаватская: судьбы и лица...». К этому событию Исследовательский Фонд выпустил книгу с таким же названием, её презентация успешно прошла во время проведения э...

20.09.2011

О Елене Петровне Блаватской написано немало книг - исследований, биографических очерков, воспоминаний современников - свидетелей её жизни и духовного подвига. Особенно подробно описаны её последние годы, когда она, работая над фундаментальным произведением «Тайная Доктрина», практически не оставалась одна.
Конечно, очень важно изучать записи тех, кто находился рядом с этим великим духом. И особенно ценны слова, сказанные самой Е.П. Блаватской о себе. В основном мы находим их в письмах друзьям, родным, сотрудникам, а также в некоторых статьях, написанных для различных периодических изд...

20.09.2011

Елена Петровна Блаватская принесла миру идеи теософии. Именно она была выбрана для титанической работы - дать сдвиг сознанию человечества. Махатмы писали: «...Е.П.Б... обладала совершенно чудесными и исключительными дарованиями. ...Не было никого из живущих, кто мог бы сравниться с ней по степени пригодности для этой работы».

20.09.2011

В начале ХІХ столетия в Екатеринославе (Днепропетровске), на улице Петербургской (ныне Ленинградская, 11), была создана усадьба, которой было предопределено судьбой прославиться благодаря семье, три поколения членов которой - государственные и общественные деятели, учёные и писатели - уникальное явление в отечественной культуре, а одна из её представителей - личность планетарного масштаба. Усадьба эта, пережившая в течение первого своего века нескольких владельцев, а в течение второго - целый ряд учреждений, вошла в историю и останется в ней как усадьба Фадеевых, где в 1831 год...

Елена Петровна Блаватская возвращается на Родину. Это - один из знаков наступления Новой эпохи. Сегодня мы снова встречаемся с ней. Каждая мысль о ком-то есть встреча с ним на мысленном плане, который так же реален, как и земной, но в другом измерении. И если результаты таких встреч материально не очевидны, то их ментальные последствия не могут быть по-земному учтены и переоценены. Такие встречи питают нас, ими мы растём, незаметно, но неуклонно. Важно только, чтобы мы сердцем приобщились к ним и к тому, с кем мы встречаемся.

27.08.2011

Мужество, решимость, динамика наступления - черты героического духа. Проникновение в глубины тайн. Она дала только часть того, что знала. Многое унесла с собой. Нельзя представить, как неимоверно трудно было давать, встречая натиск отпора, тупого и злобного сопротивления. Явление столь необычное, что у многих подходило только под рубрику шарлатанства. Не было других мер у трёхмерных людей. Она жила в четвёртом и утверждала его законы и тайны. Не могли понять, что не новое приносила, но очищала и давала основы знания, не старого и не нового, но вечно даваемого и вечно искажаемого...

27.08.2011

К 180-летнему юбилею Е.П. Блаватской Издательским центром СибРО «Россазия» выпущен в свет сборник, в который вошли главы из книги «Ключ к Теософии» и очерки из журналов Теософского общества, выходивших под редакцией Е.П. Блаватской в 1880-е годы. В этих работах раскрывается значение понятия «теософия», затрагиваются темы роста духа, кармы, перевоплощения и др. В книгу вошло Слово Н.Д. Спириной «Вестник Огненный», посвящённое основным вехам жизни Е.П. Блаватской - великой подвижницы, имя которой, по словам Е.И. Рерих, «будет поставлено на должную высоту почитания». Предлагаем читателям нескольк...

27.08.2011

1870-е годы для Елены Петровны Блаватской были «началом её общественной деятельности» в Америке. Она писала: «В эту страну я послана моей Ложей в интересах Правды о современном Спиритуализме. Моя священная обязанность открывать эту Правду и разоблачать ложь. Возможно, я приехала сюда на сотню лет раньше, чем нужно. Боюсь, что это так, учитывая современное состояние умов... С каждым днём людей всё больше волнуют деньги и всё меньше правда».

27.08.2011

2011 год богат юбилеями тружеников Общего Блага. В этом году мы отмечаем 180 лет со дня рождения и 120 лет со дня ухода Е.П. Блаватской, 100 лет со дня рождения Н.Д. Спириной, 100 лет со дня рождения П.Ф. Беликова. Пусть это сообщение поможет нам приблизиться к прекрасным Обликам Служителей Света. Обратимся к событиям 20-летней давности. Вспомним, как утверждалось имя Елены Петровны Блаватской в Новосибирске и кто стоял у истоков этого.

27.08.2011

«Насколько же красивы и одухотворённы могут быть человеческие лица» - вот первая мысль, которая ложится на сердце, когда входишь в Каминный зал Музея Н.К. Рериха, где размещена выставка фотографий Е.П. Блаватской и её ближайших спо­движников. А потом, разглядывая пожелтевшие от времени страницы изданий конца XIX века, невольно проникаешься тем же трепетом, который испытывал столетие назад кто-то незнакомый, впервые открывая для себя на этих страницах мир теософии. В мире, полном войн, противоречий, духовных тупиков и окаменелых остатков когда-то живых истин, внезапно появился хрустально-чистый...

Основательница Теософского общества, путешественница, писательница, оккультист, спиритуалист, религиовед. Она - одна из тех великих людей, которые как яркие звезды указывают путь, смущая умы и сердца людей. Эти люди пламенем души разгоняют тьму предрассудков и указывают человечеству новый путь, новый виток развития.
Когда западная наука сковала мысль оковами материализма, Блаватская сумела показать, что кроме эволюции форм наука должна признать также эволюцию психическую и духовную, принять и осознать явления необъяснимые современными теориями, но реально существующие.
Первая сделала попытку доказать происхождение всех религий из единого божественного источника. Показала застывшему в материализме Западу таинственный мир духовного знания Востока.
Кто же она? Великий учитель или мошенница века, как часто ее называли? Как бы то не было - факт остаётся фактом. Во имя идеи служения человечеству эта женщина отказалась от всего: семьи, богатства, личной жизни. Она первая открыла западу древнее учение Тибета, но сама так и осталась загадкой для всех.

Родилась Елена Петровна Ган – Блаватская 31 июля (12 августа) 1831 года в Екатеринославе (Днепропетровск) в дворянской семье полковника Петра Алексеевича и Елены Андреевны фон Ган, урожденной Фадеевой. По материнской линии ее род восходил через род Долгоруких и князя Михаила Черниговского к полулегендарному Рюрику.

Елена была необыкновенным ребёнком и рано стала ощущать, что отличается от окружающих. Своими незаурядными психическими способностями она изумляла домашних и друзей. Крайне своевольная, Елена не признавала никаких авторитетов, однако была наделена очень чуткой натурой и самыми разнообразными дарованиями. У неё были блестящие способности к языкам, она превосходно играла на фортепиано и рисовала, кроме того была отважной наездницей, бесстрашно совершавшей верховые прогулки на полуобъезженных лошадях, - она вообще необыкновенно тонко чувствовала природу.
По воспоминаниям самой Е.П. Блаватской: «Я ненавидела так называемое «высшее общество», как ненавидела лицемерие в любом его проявлении, и устремлялась всегда против этого общества с его нормами приличия. Я ненавижу наряды, украшения и цивилизованное общество; я презираю балы, залы. Как сильно я их презирала, показывает следующий случай. Когда мне исполнилось 16 лет, меня заставили однажды пойти на большой бал у царского наместника Кавказа. Мои протесты никто не хотел слушать, и мне сказали, что велят прислуге насильно меня одеть, вернее раздеть, соответственно моде. Тогда я умышленно сунула ногу в кипящий котел и потом должна была 6 месяцев сидеть дома. Как я говорила вам, во мне нет никакой женственности. Если бы в моей юности какой-то молодой человек посмел заговорить со мною о любви, я застрелила бы его, как собаку, стремящуюся меня укусить. До 9 лет единственными «нянями», которых я признавала, были артиллерийские солдаты и калмыкские буддисты».
В 17 лет Елена неожиданно выходит замуж за вице-губернатора Ереванской губернии Н.П. Блаватского. Это решение можно объяснить стремлением к свободе, желанием вырваться от опеки родных. Но поняла, что из одной кабалы попала в еще худшее рабство.
И через три месяца после свадьбы Елена сбежала. Она так резюмирует свое горькое замужество: «Женщина находит свое счастье в приобретении сверхъестественных сил. А любовь является только дурным сном, бредом».

Елена уезжает в Константинополь, затем Каир, Лейпциг, Париж. В начале 1851 года она сопровождает в Лондон графиню Багратион, старинного друга семьи. После бегства из России прошло полтора года, и Елена пребывала в глубокой депрессии. В письмах к князю Александру Михайловичу Дондукову-Корсакову Елена Петровна пишет: «Я искала неведомое. Но если я начну рассказывать Вам об алхимии, о союзе, или «свадьбе красной Девы» с «астральным минералом», о философском камне (означающем союз души и духа), не пошлете ли вы меня ко всем чертям? Однако можно ли изложить предмет, не прибегая к терминам, отвечающим этому предмету?.. Страдающая от всего, уставшая от бедной старой графини Багратион, которая заточила меня в «Майвартсе» и заставляла читать «Четьи-Минеи» и Библию, я ускользнула на мост Ватерлоо, испытывая сильное желание умереть. Это искушение давно росло во мне. На этот раз я не пыталась сопротивляться. Грязные воды Темзы казались мне желанным ложем. Я искала вечного покоя, раз уж не смогла обрести «камень» и упустила «Деву».
В 1851 году в Лондоне проводилась Всемирная выставка. И в одной из индийских делегаций она увидела учителя из своих снов. Он «пробудил меня и спас и, примиряя с жизнью, пообещал мне «Камень и Деву».
С раннего детства маленькая ясновидящая видела какого-то величественного индуса в белом тюрбане. Она называла его своим Хранителем, и часто говорила, что он всегда спасал ее во всех бедах. Один из таких случаев произошел, когда Блаватской было 13 лет. Лошадь, на которой она ехала верхом, внезапно испугалась и встала на дыбы. Девочка была выброшена из седла и повисла, запутавшись в стременах. Все то время, пока не остановили лошадь, она чувствовала, что чьи-то руки поддерживают ее тело. Другой похожий случай произошел в более раннем возрасте, когда она была еще совсем маленькой. Ей очень захотелось лучше рассмотреть одну картину, которая висела высоко на стене и была при крыта белым покрывалом. Она попросила снять покрывало, но ее желание не исполнили. Тогда однажды, когда девочка была одна, она пододвинула к стене стол, поставила на него еще один маленький столик и на нем установила стул. Затем взобралась на этот стул, одной рукой опираясь на стену, а другой схватилась за край покрывала. Но тут потеряла равновесие и больше уж ничего не помнила. Когда же она пришла в себя, то увидела, что лежит на полу, здоровая и невредимая, а оба стола и стул стоят на своих прежних местах. Единственным свидетельством, подтверждающим, что это событие действительно имело место, были следы ее маленьких ручек на пыльной стене под картиной.

Елена Петровна Блаватская утверждала, что нарисовала этот рисунок после встречи со своим Учителем в день своего двадцатилетия (12 августа 1851 года). Надпись на открытке: «Nuit memorable! Certaine nuit, par au clair-de lune qui se couchait a Ramsgate 12 Aout: 1851* lorsque je rencontrais M .". le Maitre-de mes reves!! * Le 12 Aout - c"est Juillet 31 style russe jour de ma naissance - Vingt ans!» (Перевод с французского: «Незабываемая ночь! Та самая ночь при свете заходящей луны, в Рамсгите, 12 августа 1851*, когда я встретила Учителя M.". - из моих снов!! * 12 августа - это 31 июля по русскому календарю, день моего рождения - двадцать лет!»).
О чем они говорили, что было открыто Елене на мосту Ватерлоо – остается загадкой. Графиня Констанс Вахтмейстер, вдова шведского посла в Лондоне, которая жила вместе с Еленой Петровной в Германии и Бельгии в период работы над «Тайной Доктриной», приводит в своих мемуарах рассказ Блаватской: «Учитель сказал, что он прибыл в Лондон с индийскими принцами по важному делу, что он непременно должен переговорить с ней наедине, потому что ему требуется её участие в работе, которую он собирается предпринять. Он также сказал, что ей придется провести три года в Тибете, чтобы подготовиться к выполнению этой важной задачи».
В одном из писем, отвечая на вопрос, зачем её туда посылали, Е. П. Б. писала: «Действительно, совершенно незачем ехать в Тибет или Индию, дабы обнаружить какое-то знание и силу, что таятся в каждой человеческой душе; но приобретение высшего знания и силы требует не только многих лет напряженнейшего изучения под руководством более высокого разума, вместе с решимостью, которую не может поколебать никакая опасность, но и стольких же лет относительного уединения, в общении лишь с учениками, преследующими ту же цель, и в таком месте, где сама природа, как и неофит, сохраняет совершенный и ненарушаемый покой, если не молчание! Где воздух, на сотни миль вокруг, не отравлен миазмами, где атмосфера и человеческий магнетизм совершенно чисты и - где никогда не проливают кровь животных».

Но после этой встречи ее жизнь переменилась, появилась цель и смысл.

Трудно сказать с уверенностью, где она была и что делала в течение десяти лет. Ее поклонники передают, что с 1848 до 1851 годов она путешествовала по Египту, Греции и Малой Азии и неудачно пыталась проникнуть в Тибет. В 1851 г. Блаватская очутилась в Англии, где имела, по ее словам, таинственное видение, после которого странствовала два года по Южной Америке и Индии, снова неудачно пыталась пробраться в Тибет и через Китай и Японию возвратилась в Америку; затем провела два-три года в разъездах по Северной и Центральной Америке и переехала в Англию, но там прожила недолго, опять путешествовала по Египту и Индии; к этому времени относится ее третья неудачная попытка проникнуть в Тибет. С 1858 по 1863 год Блаватская жила в Одессе и Тифлисе, у своих родных, а в 1864 г. снова пустилась странствовать, проникла, наконец, в Тибет и до 1872 г. разъезжала по Индии и центральной Азии, изредка появляясь то в Италии, то в Египте, то в Греции, то в Одессе, откуда в 1873 г. уехала в Америку. Насколько верны все эти сведения, неизвестно; несомненно только то, что Блаватская побывала во многих и теперь малодоступных европейцу местах. Последний период своей жизни она провела в Америке (1873 - 1878), Индии (1878 - 1891) и Европе (1884 - 1891). Она занялась литературой, стала писать политические и этнографические статьи в газетах, преимущественно нью-йоркских, корреспондировала в русские периодические издания и написала рассказы о своих путешествиях, появившиеся позднее, за подписью Радда-Бай в русской прессе под заглавиями: "Из пещер и дебрей Индостана" и "Племена Голубых гор" (изданы все вместе под первым названием в 1883 г.).

На исходе весны 1875 года, ещё до основания Теософского общества, Елена Петровна. пережила то, что Олкотт назвал «удивительной психофизиологической переменой». Вот как это состояние описывает сама Е.П. Блаватская:
«И как раз в это же время я стала чувствовать, будто я живу двойной жизнью. По нескольку раз на дню я ощущаю в себе постороннее присутствие. В моём теле находится кто-то, совершенно отличный от меня. Я никогда не теряю сознание своей личности, но я словно немею, а тот, другой - мой жилец - говорит моим голосом. Например, я никогда не бывала в тех местах, которые описывает моё "другое я", но этот другой - "второе я" - не лжёт, когда рассказывает об этих неизвестных мне местах и событиях, потому что он действительно был там и хорошо их знает. Я перестала сопротивляться этому; пусть судьба распоряжается мной по своему милостивому усмотрению; да и что же я могу сделать? Было бы совершенной нелепостью, начни я отказываться от знаний моего №2 и создавать у окружающих впечатление, будто я умалчивала о них из скромности. По ночам, когда я остаюсь наедине с собой в постели, вся жизнь моего №2 проходит перед моими глазами; я вижу не себя вовсе, но совершенно иную личность - другой расы, с другими чувствами. Но что толку говорить об этом? От этого можно сойти с ума. Я стараюсь разделить его жизнь и забыть о странности происходящего. Это не медиумизм и никоим образом не действие нечистой силы; сила эта иного порядка, она обладает властью над всеми нами, направляя нас к добру».

Писала ли она сама свои работы, или была лишь посредником, передатчиком знаний таинственных Учителей-Махатм – каждый решает для себя сам, во что верить.
В 1875 году Е. П. Блаватская начала писать Isis Unveiled («Разоблаченная Изида», 1877). Первый тираж в тысячу экземпляров был распродан в течение 10 дней. В последней главе книги приводятся знаменитые «Десять основных правил Исиды»:
«1. Чудес нет. Всё, что происходит, есть результат закона - вечного, непреложного, пребывающего в постоянном действии.
2. Природа триедина: имеется видимая, объективная природа; природа невидимая, постоянно присутствующая, наполняющая энергией, точная модель первой и её жизненный принцип; и поверх них - дух, источник всех сил, единственный вечный и нерушимый.
3. Человек также триедин: у него имеется объективное, физическое тело; сообщающее ему жизнь астральное тело (или душа), подлинный человек и над ними обоими витает, осеняя их, третий - повелитель, бессмертный дух. Когда подлинному человеку удаётся с ним слиться - он становится бессмертным.
4. Магия как наука - есть знание этих принципов и способа, посредством которого всезнание и всемогущество духа и его власть над силами природы могут быть приобретены человеком ещё в теле. Магия как искусство - есть применение этого знания на практике.
5. Злоупотребление сокровенным знанием есть колдовство; использование сокровенного знания во благо-истинная магия или МУДРОСТЬ.
6. Медиумизм - это противоположность адептства; медиум есть пассивное орудие посторонних воздействий; адепт, напротив, сам владеет собою и управляет всеми низшими силами.
7. Поскольку всё, что когда-либо было, есть и будет, запечатлевается в астральном свете, или на скрижали невидимой вселенной, то посвященный адепт, пользуясь зрением духа, может узнать всё, что [в нашей солнечной системе] когда-либо было известно или может таковым стать.
8. Человеческие расы различаются степенью духовной одарённости так же, как цветом кожи, телосложением или любыми другими внешними признаками; одни народы от природы более склонны к провидчеству, другие - к медиумизму.
9. Одна из ступеней магического мастерства - произвольное сознательное выделение внутреннего человека (астральной формы) из внешнего человека (физического тела). У отдельных медиумов встречается такое выделение, однако оно бессознательное и непроизвольное... ни время, ни пространство - не препятствие для странствующей астральной формы. Тавматург, основательно овладевший оккультной наукой, может сделать так, что сам он (то есть его физическое тело) как будто исчезнет, или он может принять любой внешний облик, какой только пожелает. Он может сделать свою астральную форму зримой или придать ей Протееподобную наружность.
10. Краеугольный камень МАГИИ - глубокое практическое знание магнетизма и электричества, их качеств, соотношений и потенциальных возможностей.
Подытожим в нескольких словах всё сказанное: МАГИЯ ЕСТЬ духовная МУДРОСТЬ; природа - материальный союзник, ученик и слуга мага. Один общий жизненный принцип напитывает всё, и он управляем усовершенствованной человеческой волей... Адепт может управлять чувственным восприятием других людей – неадептов - и изменять состояние их физических и астральных тел; он может также управлять духами стихий и использовать их по своему усмотрению. Но он не может повелевать бессмертным духом какого-либо человеческого существа, живого или мёртвого, ибо все такие духи равным образом суть искры Божественной Сущности и не подлежат никакому внешнему господству».
Немало почестей было оказано Блаватской после выхода в свет «Разоблаченной Исиды». В их числе - подаренный одним индийским принцем очень древний экземпляр Бхагавадгиты в переплёте из перламутра с золотом. Также Блаватская получила от масонов Англии диплом Крон-принцессы - одной из высших степеней в масонском ордене. Блаватская послала по этому поводу родным юмористическое письмо: «Слушайте, братцы! Посылаю вам курьёз: масоны Англии, главой коих состоит принц Уэлльский, прислали мне диплом, за мою «Изиду»... Я, значит, нынче – «Таинственный Масон»!... Того и жду, что за добродетели меня в папы римские посадят... Посылаю вырезку из масонского журнала. А орден очень хорош - рубиновый крест и роза».
17 ноября 1875 года в Нью-Йорке вместе с Генри Стил Олкоттом, который стал президентом ТО, и Уильям Куон Джаджем основала Теософическое общество, которое провозгласило следующие цели:
Образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания;
Способствовать изучению арийских и других писаний, мировых религий и разных наук, отстаивать важность значения древних азиатских источников, принадлежащих к брахманистской, буддийской и зороастрийской философиям;
Исследовать скрытые тайны Природы во всевозможных аспектах, и в особенности психические и духовные способности, скрытые в человеке.

Е.П. Блаватская и Г.С. Олкотт. Лондон, октябрь 1888

В феврале 1879 года Блаватская и Олькотт отбыли в Бомбей, в Индию. В 1882 году ими была создана штаб-квартира Теософского общества в Адьяре, неподалёку от Мадраса.

Штаб-квартира Теософического общества в Адьяре

Через десять лет после основания Теософского общества разразился скандал, который мог перечеркнуть и деятельность общества, и многолетнюю работу самой Блаватской вместе с ее репутацией. Одни из доверенных лиц Елены Петровны опубликовали в газете с многомиллионным тиражом письма Блаватской, в которых она подробнейшим образом описывала технику исполнения «фокуса» телепортации, явления бестелесных образов и духов. Иными словами, опубликованные материалы превращали Блаватскую из Посланца Высшего Разума в обычную шарлатанку. Но тут возникает вопрос: если Блаватская и в самом деле была шарлатанкой, то зачем она посвящала в свои дела большое количество людей и давала им неоспоримые доказательства собственного обмана – письма, размышления, заметки? Если это была имитация шарлатанства – то что могло подтолкнуть к этому Блаватскую? Сказать сложно. Есть лишь один верный способ разобраться в том, кем была Блаватская в действительности – прочитать ее работы.

В 1887 г. Блаватская основывает в Лондоне ежемесячный журнал "Lucifer", который, как гласит надпись на его титульном листе, был задуман, чтобы "осветить предметы, сокрытые во мраке". Вышло двадцать томов этого периодического издания, после чего ему на смену пришло "The Theosophical Review".
В 1889 г. европейская штаб-квартира Общества обосновывается в Лондоне, и здесь Елена Петровна пишет "The Key to Theosophy" (Ключ к Теософии): "изложение Этики, Науки и Философии, для изучения которых и было основано Теософическое Общество"; "The Voice of the Silence" (Голос Безмолвия), жемчужину теософической литературы.
8 мая 1891 в Лондоне, находясь за рабочим столом, Елена Петровна Блаватская уходит из жизни. По словам ее сторонников, в этот день необычайно пышно зацвели лотосы близ Адьяра. Поэтому день ее смерти называется теософами как День Белого Лотоса. После смерти Е.п. Блаватской в составе Теософического общества насчитывалось свыше 70 тыс. членов.

Джеймс Прайс в своей статье писал в 1898 году: «Она была предтечей, громко взывающей в пустыне верований. Она не принадлежала своему веку. Её весть шла от великого прошлого и была обращена не к настоящему, но к будущему. Ибо это настоящее было окутано тьмой материализма, и только от далёкого прошлого исходил тот свет, которым можно было осветить будущее... Она провозглашала - для всех, кто имел уши, чтобы слышать, - давно позабытые истины, в коих ныне нуждается человечество».

А.А. Каменская, Председатель Русского Теософского общества с 1909 г, писала:
«Мы переживаем совершенно особое время; время, когда рушатся веками утвержденные авторитеты, когда происходит переоценка всех ценностей, всех идеалов, а над кажущимся хаосом разрушения уже проносится веяние новой, могучей жизни. Утеря путей, страстное искание; колебание между гордым самоутверждением и столь же пламенным самоотрицанием, - все это явные признаки того, что в человечестве совершается какой-то кризис, что оно стоит на пороге новых и чрезвычайно важных переживаний. «Мир не должен быть спасен насильно», -- сказал Вл. Соловьев. Мы бы сказали: «Мир не может быть спасен насильно», ибо условие духовного творчества есть свобода.
Человечеству нужно было пройти через период крайнего обособления и самоутверждения, потому что в нем должно было во всей полноте своей раскрыться личное интеллектуальное начало. Но теперь, когда человечество подходит к поворотному пункту и вступает в новый фазис развития, оно должно подняться над эгоцентрическим сознанием и вступить в сферу сверхличных переживаний. Вот почему синтез должен был заменить анализ; настало время свести воедино разбросанные сокровища Добра и Красоты, собрать рассеянные лучи божественного многогранника и зажечь ими ту звезду, которая всегда загорается на небе в минуты великих исторических кризисов, в час космического перелома. Такую минуту мы переживаем, и в ней кроется вся сила и значение теософского движения. Миссия Е. П. Блаватской заключалась в том, чтобы установить научно-религиозный синтез и перебросить мост от эгоистической современной культуры к культуре будущего, постепенно преобразуя рассудочное сознание человечества в сознание духовное».

Работы Блаватской оказали большое влияние на культуру и искусство 20 века. В. Кандинский и Поль Гоген, А. Скрябин и Н.Рерих, У.Б. Йейтс, Д.Лондон, А. Чехов, М. Горький - идеи теософии находят сильное отражениев их творчестве.

Н.К. Рерих. «Вестник»
Картина посвящена Елене Петровне Блаватской - основательнице Теософского общества, и вручена музею в Адьяре (Индия).

Н.К. Рерих писал: «Е.П. Блаватская, великая основательница Теософского Общества, в своей последней статье отмечала важность Искусства. Она предвидела будущее значение этой великой творческой силы, которая поможет строить Новый Мир, т.е. Искусство - есть кратчайший мост между различными нациями. Мы должны всегда помнить эту последнюю мысль великой личности и наиболее простым путем никогда не забывать об этом - было бы основание в Адьяре Музея Искусств, посвященного имени Е.П. Блаватской».

На Украине в Днепропетровске с 2004 года начал работу государственный «Музейный центр Е. П. Блаватской и ее семьи», который ставит своей задачей «возвращение имени Е. П. Блаватской в контекст национальной науки, культуры, общественной мысли», а также «активное участие в международной работе с целью научного осмысления трудов, общественного осознания значения наследия Е. П. Блаватской, его созидательного, духовно-объединительного потенциала».

Памятная доска на стене Музейного центра Е. П. Блаватской и ее семьи (Днепропетровск, Украина)

Литература:
1. Желиховская. Радда-Бай
2. Писарева Е.Ф. Елена Петровна Блаватская
3. С. Крэнстон, К. Уильямс. Жизнь и творчество основательницы современного Теософского движения Блаватской Е.П.
4. Желиховская В. П. Елена Петровна Блаватская: Биографический очерк
5. А. Каменская. Миссия Е.П. Блаватской
6. М. К. Нэф. Личные мемуары Е.П. Блаватской
7. http://svitk.ru/001_b_kategorii/2b10.php
8. http://forum.theosophy.ru/index.php.

Биография Елены Блаватской интересна и неординарна. Известный философ и эзотерик 19 века предпочитала вести яркую и насыщенную событиями жизнь. Она часто путешествовала по различным странам мира, изучая религиозные течения, эзотерические знания и культуру других народов.

В статье:

Елена Блаватская - биография оккультной путешественницы

Из биографии Елены Блаватской известно, что она имеет интересную родословную и аристократическое происхождение. Она относилась к дворянскому сословию. Одним из предков Блаватской был С. Г. Долгоруков , являющийся братом одного из членов Тайного Совета государя Петра II. Прадед ее служил вместе с Кутузовым, бабушка была княжной, сделавшей большой вклад в изучение археологических и ботанических наук.

По отцу Елена относилась к старинной династии Ган, происходящей из Германии. Среди предков Елены Ган присутствовали крестоносцы и представители Каролингского рода. Елена Ган появилась на свет 12 августа 1831 года, по старому стилю - 31 июля. Местом рождения, как известно из ее биографии, стал украинский Днепропетровск, в те времена называвшийся Екатеринославом.

Детство и юность Елены Ган

Мать Елены являлась известной на то время писательницей-романисткой, а Ган Петр Алексеевич, ее отец - служил в конной артбатарее офицером. Когда их дочери исполнился годик, семейство переехало в Романово - село, входящее в Днепродзержинск Днепропетровской области. Отцовская служба вынуждала семью часто переезжать.

В 1835 году семья перебралась в Одессу, приблизительно в этот период у Блаватской появилась сестра по имени Вера, ставшая впоследствии популярной писательницей. Из-за службы Петра Алексеевича семья сменила не один город - это Тула, Курск, Санкт-Петербург, Астрахань, Полтава и Одесса. В 1840 году семья опять переезжает, теперь в Саратов, где деда Елены Ган назначили губернатором.

Еленa Ган

После переезда у Елены появился брат Леонид. В 1941 году семья вернулась в Украину, после чего, в 1842 году мать Елены Петровны скоропостижно скончалась от чахотки. Она умерла в молодом возрасте, на момент смерти писательнице было всего 28 лет. После ее смерти дочку Елену взяли к себе дедушка и бабушка по матери, проживавшие в Саратове. Дом Фадеевых - такой была девичья фамилия матери оккультной путешественницы - посещали представители интеллигенции. Известные историки и писатели часто гостили у них.

Елена Петровна имела хорошее образование, полученное дома. Обучением ребенка занимались три репетитора и непосредственно ее бабушка. Библиотека, собранная еще прадедом, стала любимым местом растущей девушки. В ней было много оккультных книг, которыми уже в детском возрасте серьезно увлекалась Ган. Среди этих книг были и старинные трактаты средневековых магов и алхимиков.

Жена губернатора Тифлиса в мемуарах упоминала, что князь Голицын часто гостил у Фадеевых и его заинтересовала Елена Ган своими необычными увлечениями. Слухи именовали Голицына магом, предсказателем и масоном. Имени князя мемуары не называют. Считается, что именно под его влиянием Ган впервые попыталась наладить контакт с мудрецами Востока - таинственными учителями-махатмами.

Скорее всего, речь идет о Владимире Сергеевиче Голицыне, по воспоминаниям бабушки оккультной путешественницы, которые дошли до наших дней в письменной форме. Но его сыновья Сергей и Александр часто гостили у Фадеевых вместе с отцом. Под чьим влиянием росла Елена Петровна, до сих пор неизвестно.

В 1844 году Елена поехала в Париж для обучения музыке, а после в Лондон - с этой же целью. Ее интересовали и искусства, и науки. Будущая оккультная путешественница росла на редкость разносторонним человеком.

Путешествия Елены Блаватской

В 1849 году Елену без ее согласия помолвили с вице-губернатором Н. В. Блаватским, который был значительно старше, чем она. Помолвка произошла зимой, а летом состоялась свадебная церемония. После трех месяцев супружеской жизни Елена, ставшая Блаватской, сбежала от мужа. Сначала она вернулась к родственникам, которые, скорее всего, не поняли намерений свободолюбивой внучки, а затем уплыла на паруснике в Константинополь.

Современные данные о странствиях Елены Петровны, маршрутах и других событиях, происходивших с ней, основаны исключительно на воспоминаниях путешественницы, встречающихся в . Биографические исследования путешествий затруднены еще и тем, что путешественница не вела никаких дневников. Точная датировка их также вызывает затруднения. Известно только то, что нижеописанные странствия начались в 1850 году и продлились около 25 лет.

В Константинополе Блаватская изучала византийскую культуру и работала цирковой наездницей, но перелом руки поставил крест на цирковой карьере, после чего путешественница поехала в Лондон. В Британии Блаватская участвовала в драматических представлениях. После прочтения трактата про культ Изиды, желая прикоснуться к древним знаниям, путешественница поехала в Египет. Эта часть странствий отражена в одной из книг Блаватской, называющейся «Разоблаченная Изида».

Елена странствовала по Ближнему Востоку, собирая в свою коллекцию эзотерические знания живущих там народов. Затем вместе с отцом Елена отправилась путешествовать по Европе. Она успевала не только изучать древние традиции и легенды, но и брать уроки игры на фортепиано. Они пошли на пользу, Елена Петровна несколько раз давала концерты в странах Европы.

Из Европы Блаватская направилась в Грецию, Азию и Индию, где изучала местную культуру и мифологию. После этого она несколько раз попыталась попасть в Тибет на поиски оккультных знаний. Все попытки были неудачными. Однако после встречи с учителем Елена Петровна все же нашла способ отправиться в Тибет. Там она пробыла семь лет, постигая тайны оккультных знаний.

После Тибета Елена Петровна вернулась в Россию. В это время она , распространив это увлечение среди представителей знати и интеллигенции. Именно Блаватская ввела эту моду в петербуржских салонах.Сложно сказать, когда она освоила методики вызова мертвых. По одной версии исследователей, спиритизму обучал наставник из Тибета, по другой - этому Елена научилась во время путешествий по Европе.

Вместе с семьей она перебралась в село Ругодево и прожила там около года. После сильной болезни, перенесенной Блаватской в этом селе, она решила посетить дедушку и бабушку на Кавказе. Около трех лет она изучала местные горы - искала места силы, анализировала легенды и местный фольклор, связанный с ними.

После Кавказа была серия очередных поездок. Елена была в Египте, на Балканах, в Индии, Сирии, Италии. Сложно найти страну на карте, в которой бы не побывала Блаватская. Пребывая в Ментане, она даже успела повоевать, приняв сторону гарибальдийцев. Там путешественница получила серьезные ранения. Все путешествия, которые состоялись после встречи с учителем, происходили после получения писем от него. Он давал задания своей ученице, которые требовали поездок. Но о том, что именно входило в ее обязанности, ничего не известно.

Поправив здоровье, она опять уходит в странствия по Тибету. На этот раз Тибет задерживает ее у себя на десять лет. Она побывала в Лхасе, Шигадзе и Ташилунпо, а также посетила Каракорумские горы в Куэнлуне.

По описаниям биографов, Блаватская тогда проживала в доме Махатмы Мориа . Именно он предоставил ей шанс попасть в монастыри, где не побывал ни один европеец. Дом учителя она описывала как стоящее в горах Каракорум огромное деревянное сооружение, построенное в китайском архитектурном стиле. Дом стоял между горой и озером и напоминал пагоду.

По словам самой Блаватской, в Тибете она занялась изучением текстов, вошедших в «Голос безмолвия» и прочувствовала на себе таинство посвящения. Философы и буддологи считают, что Блаватскую действительно посвятили в самые сокровенные тайны восточных учений.

Творческий период

В 70-х годах Блаватская начала свою проповедническую деятельность. Она начала с Египта, но через пару лет остановилась в Одессе, открыв магазин с искусственными цветами, чернильную фабрику и лавку при ней. Некоторое время Елена странствует по европейским странам в поисках единомышленников, затем меняет их на США.

В 1875 году Елена заключает фиктивный брак с американцем из числа своих сподвижников - Генри Олкоттом, и получает американское гражданство. Сложно сказать, развелась ли она с первым супругом. Об этом человеке Елена ничего не писала в своих дневниках. После заключения брака около 10 лет она путешествует с Олкоттом по Индостану. В процессе этого путешествия они работают над своими книгами и изучают культуру и религию. Во время поездки в Цейлон Елена стала буддисткой, приняв обет от тибетского монаха.

Во время жизни в Индии, в 1885 году, Блаватская была обвинена в мошенничестве. В этот же период жизни здоровье оккультной путешественницы серьезно ухудшилось. После затяжной болезни она находилась в Бельгии, Германии, а затем в Лондоне, где особенно активно работала над своими книгами.

В Лондоне, после продолжительного гриппа, Елена Блаватская скончалась 8 мая 1891 года. Ее останки кремировали и разделили на три части, разместив их в трех штабах Теософского общества.

Теософское общество Елены Блаватской

Изначальное общество Блаватской было посвящено спиритизму. Оно было основано в египетской столице и просуществовало совсем недолго, поскольку оказалось в самом эпицентре финансового скандала. Общество занималось исследованием парапсихических явлений. К тому же спиритические сеансы едва не стали причиной нападения на медиума человеком, который попал под власть некого духа. В письмах основательница общества обвиняет его членов в краже денег, принадлежавших ему и в подделке паранормальных явлений, показываемых обществу.

В 1873 году Блаватская переезжает в США, где знакомится с местными исследователями оккультизма. Среди них был и ее фиктивный супруг, полковник Олкотт, создавший вместе с ней Теософское общество, функционирующее и по сей день.

Целями Теософского общества были:

  • Создание всемирного братства без внимания к расам, цветам кожи, полу, социальному положению и вероисповеданию людей.
  • Изучение писаний всех народов и наук.
  • Отстаивание важности значения азиатских источников.
  • Исследование скрытых тайн природы и человека.

Теософию Блаватской современники называли попыткой объединить все мировые религии в одну, раскрытие их скрытой сути, а также объединения с известными человеку науками и познание божественной мудрости. Блаватская стремилась к очищению душ человечества, изучении людьми мудрости Махатм. Она называла себя проводником Высших Сил и ученицей Махатм. Девиз созданного ей общества звучал так:

Нет религии выше истины.

Газета «Теософ», выпускаемая Теософским обществом, имела своим главным редактором Блаватскую в течение десятилетия. В 1884 году основательницу общества обвиненили в шарлатанстве, после заявления о наличии у нее паранормальных способностей. Один из журналов Блаватской имел название «Люцифер», часто обсуждаемое в обществе, Блаватская же объясняла это переводом имени как «Носитель света». Она говорила, что именно в переводе названия скрывается суть журнала. После такого объяснения названия журнала членами Теософского общества стало несколько представителей духовенства.

Прах Блаватской разделен на три части и хранится в основных штаб-квартирах общества - в Адьяре, Лондоне и Нью-Йорке. Два последних центра движения Блаватской были созданы незадолго до ее смерти. По сей день ее последователи отмечают день смерти духовной наставницы и называют его днем белого лотоса.

Елена Рерих и Блаватская

Елену Ивановну Рерих и Блаватскую многое связывало. Вот как говорила Елена Рерих о ней после того, как узнала о смерти Блаватской:

…Е.П.Блаватская, истинно, наша национальная гордость, Великая Мученица за Свет и Истину. Вечная слава ей!

Рерих Елена Ивановна

Елену Ивановну Рерих очень интересовали труды Блаватской. Она занималась их изучением, а также переводом. Так, некоторые письма Махатм, изложенные Еленой Петровной, а также «Тайная доктрина» были переведены именно Еленой Рерих в 30-х годах 20-го века. Некоторые части трудов Блаватской были написаны на древних языках, но Рерих справилась с переводом всего за два года.

Семья Рерих сблизилась с Теософским обществом Блаватской в 1920 году, после смерти последней. Они посещали лондонское отделение общества после получения пригласительного письма от его лидеров. Все члены семьи Рерих имели удостоверения о членстве в Теософском обществе.

Елена Блаватская - цитаты

В цитатах Елены Блаватской и современный человек сможет найти мудрость, которая была присуща этой великой женщине. Многие из них сохранились в ее трудах и дошли до наших дней. Слова Елены Петровны часто записывались ее последователями и близкими друзьями, что позволило сохранить их для потомков.

Так, о Тибете Елена Блаватская говорила так:

Действительно, совершенно незачем ехать в Тибет или Индию, дабы обнаружить какое-то знание и силу, что таятся в каждой человеческой душе; но приобретение высшего знания и силы требует не только многих лет напряжённейшего изучения под руководством более высокого разума, вместе с решимостью, которую не может поколебать никакая опасность, но и стольких же лет относительного уединения, в общении лишь с учениками, преследующими ту же цель, и в таком месте, где сама природа, как и неофит, сохраняет совершенный и ненарушаемый покой, если не молчание! Где воздух, на сотни миль вокруг, не отравлен миазмами, где атмосфера и человеческий магнетизм совершенно чисты и - где никогда не проливают кровь животных.

В книге «Загадочные племена на Голубых горах» Елена Петровна высказала свое мнение о публике и общественном мнении:

…всякая публика горазда отплевываться от мошки, чтобы затем добровольно проглотить слона…

В труде «Разоблаченная Изида» писательница приводит в пример старинную персидскую пословицу.