Половое развитие у мальчиков — норма и отклонения.

Половое созревание представляет собой комплекс биологических и физиологических изменений, связанный с и соматических функций. Считается, что пубертатный период у мальчиков начинается примерно с двенадцати лет и заканчивается к семнадцати годам. Под воздействием гормонов подростки превращаются в мужчин. Изменения затрагивают не только физиологическую сторону, но и психологический аспект. Эмоциональная и интеллектуальная области обычно продолжают свое развитие до двадцати двух лет.

Физиологические признаки пубертатного периода у мальчиков

Половое созревание связано с ускорением роста и увеличением массы тела. Нередко встречается, что мальчик за несколько месяцев вырастает на три сантиметра. Стремительный рост обычно продолжается до восемнадцати лет. Когда пубертатный период у мальчиков начинается, то происходит увеличение половых желез и полового органа. Предстательная железа и семенные пузырьки также становятся больше и начинают функционировать. Их активная работа проявляется в эрекции и поллюциях. К последним относится непроизвольное семяизвержение. Данное явление является нормальным физиологическим процессом и говорит о том, что функционирование половых органов началось.

Внешние половые признаки

Переходной пубертатный период у мальчиков проявляется в усиленном росте волос в области паха (клиновидный тип), подмышках и на лице. Если у подростка наблюдается женский вид роста, то необходимо проконсультироваться с эндокринологом. Изменения в затрагивают и голос тинейджеров. Постепенно он становится грубым и низким. Это связано с увеличением в размерах гортани и окостенением некоторых его участков. Под действием гормонов запах пота мальчиков становится более резким, кожа становится жирной, склонной к появлению прыщей. В этот период требуется обратить особое внимание на личную гигиену.

Костно-мышечный аппарат

Пубертатный период у мальчиков затрагивает изменения в фигуре - таз чуть вытягивается, остается узким, а плечи становятся шире. Подростки часто выглядят неуклюже, так как различные ткани растут неравномерно. Первыми увеличиваются в размерах кости, следующими - мышцы, а затем - нервные волокна и сосуды. Параллельно росту скелета и мускулатуры увеличивается физическая сила, которая сначала отстает от развития мышц. Части тела развиваются негармонично, сначала вытягиваются ступни и кисти, затем конечности, в последнюю очередь меняется форма лица и туловища. Тело укорачивается, нижняя челюсть увеличивается в размерах. Меньше всего подвержена изменениям форма головы, так как череп и развитие мозга предшествует остальному созреванию.

Основные проблемы у мальчиков связаны с временными нарушениями координации движений. Явление можно объяснить переоценкой собственных двигательных способностей, которая основана на непривычно крупных размерах тела, свойственна скованность. На координацию влияет постепенное наращивание мышечной силы. Данная последовательность обеспечивает согласованную работу различных групп мышц.

Психологические особенности тинейджеров

Непросто проходит пубертатный период у мальчиков. Фото в это время многие не хотят показывать. Подросток выглядит неуклюжим, с чрезмерно длинными конечностями, непропорциональным. Часто ребята начинают сутулиться, чтобы избежать внимания к себе. Более уверенные в себе подростки начинают искать свой стиль, чтобы нравиться противоположному полу. Нередко в это время подросток вступает в половую жизнь. До этого момента нелишним будет совместное обсуждение всех последствий беспорядочных связей.

Наиболее тяжелым на пути к взрослой жизни является пубертатный период у мальчиков. Психологияописывает крайне неустойчивую нервную систему подростков. Тинейджера сопровождает частая смена настроения, он может из-за пустяка погрузиться в депрессию, а может агрессивно отреагировать на, казалось, безобидную шутку. Подростки категоричны в своем мнении, они склонны действовать необдуманно, следуя воле эмоций. Физическое и душевное недомогание выражается в частых капризах и драчливости. Мальчики могут одновременно испытывать ненависть к окружающему миру и к себе. К противоречивому состоянию добавляется еще влечение к запрещенным действиям. Пубертатный период у мальчиков сопровождается ощущениями одиночества и непонимания. Родителям нужно придерживаться особой линии поведения в кризисное время, так как одно неосторожное слово может повлечь за собой неприятные последствия.

Интеллектуальное развитие мальчиков пубертатного периода активно направлено на поиск своего места в социуме. Подросток стремится к самостоятельности, многие темы подвергает критике. В данный период происходит формирование характера, восприятия окружающего мира, своего имиджа и линии поведения. Тинейджер уже способен абстрагировать мыслительные операции от объектов, мышление достигает фазы формальных операций, поэтому часто он начинает тянуться к общим формулам и теориям. Подросток задумывается над собственными теориями счастья, политики, философии. В период полового созревания мальчик начинает воспринимать мир с точки зрения способов его изменения. Он пытается сформировать свою программу жизни, в зависимости от выбранной им цели в будущем. С ней подросток вступает во взрослый мир, встречая препятствия на пути, постепенно социализируется.

Пубертатный период у мальчиков включает в себя активное развитие воображения. Свои фантазии подростки тщательно охраняют. Наблюдается развитие самосознания. Мальчик начинает искать причины своего поведения, анализирует дальнейшее развитие действий. Данное новообразование способствует пониманию не только себя, но и других людей в пубертатный период у мальчиков.

Возраст, психология, кризис 13 лет

Это период повышенной утомляемости, снижения работоспособности. В силу недостаточной зрелости подросток тринадцати лет не может понять, что с ним происходит. Непонимание выражается в повышенной возбудимости и двигательном беспокойстве. Отстаивание своей самостоятельности, характерное для данного времени, начинается в пубертатный период у мальчиков. Возраст окончания кризиса - пятнадцать лет. В этот переходный момент часто проявляются повышенная обидчивость, вспыльчивость, порой демонстративное поведение. Под действием гормонов мальчики отличаются частой сменой настроения и бурным выплеском эмоций. Например, час назад он мог рыдать из-за того, что ему не купили игру, а теперь уже кричит и ругается на то, что ему говорят убрать в своей комнате и об игре не вспоминает. Всплески повышенной двигательной активности сменяются полным изнеможением, усталость наступает быстро. С повышенной утомляемостью связана частая жалоба родителей на «лень» своих отпрысков. Тринадцатилетние подростки не могут выполнять монотонную работу, их внимания и терпения хватает на десять минут. Работоспособность и продуктивность труда резко снижаются, и увеличивается число ошибок в действиях. В основном негативное явление связано с перестройкой двигательной системы. Изменения в функционировании наблюдаются и в работе тонкой моторики, что приводит к ухудшению почерка. Неряшливость отличает пубертатный период.

У мальчиков возраст тринадцать лет связан с развитием логического мышления, что выражается в повышенной критике. Он не принимает на веру слова взрослых, требует доказательств их правоты. Мальчики начинают обращать внимание на свои чувства и переживания, нередки случаи, когда в этом возрасте они начинают сочинять стихи или вести дневник. Одним из симптомов кризиса тринадцати лет считается выраженный негативизм. Явление связано со стремлением к отрицанию традиционных взглядов, подросток становится замкнутым, его часто можно видеть задумчивым.

Преждевременное созревание

У мальчиков - это довольно редкое явление. Обычно начало процесса созревания включается в стандартные рамки. Самым ранним сроком развития считается десять лет, а поздним - четырнадцать. Мальчики по сравнению со своими сверстниками имеют более узкие плечи и широкий таз. Преждевременное созревание характеризуется сильными сексуальными побуждениями в детском возрасте. Нередки случаи, когда наравне с данным явлением обнаруживается Истинное преждевременное половое созревание вызывает тремя причинами: нарушениями в работе гипоталамуса, влиянием перенесенных заболеваний головного мозга, идиопатической формой. Своевременное лечение необходимо, так как дети преждевременно прекращают расти.

Позднее развитие

Мальчики с поздним началом полового созревания обладают в основном длинными ногами и коротким туловищем. Основными симптомами являются отсутствие роста волос на лобке в пятнадцать лет, а также половых органов к тринадцати годам. Задержка созревания может быть вызвана заболеваниями, связанными с патологиями в строении хромосом, например, синдром Клайнефелтера. Также оказывает влияние наличие сахарного диабета, анемии, почечной недостаточности или действие опухолевых процессов в головном мозге. Воздействует на своевременность развития уменьшение стимуляции гормонов. Причиной временных отклонений может являться наследственный фактор. Если у одного из родителя была задержка полового созревания, то увеличивается возможность передачи особенностей развития.

Гипоталамический синдром

Данное заболевание встречается у мальчиков во время полового созревания довольно часто. Это возрастной перестройки организма с расстройством работы гипоталамуса, гипофиза и других эндокринных желез. у мальчиковобычно развивается к шестнадцати годам. На развитие заболевания влияют нейроинфенкции, стрессы, патология беременности, черепно-мозговые травмы, изменения в работе щитовидной железы, облучение и так далее. На фоне синдрома заметна гиперпродукция кортикостероидов, кортизола. Последний вызывает уменьшение чувствительности к инсулину, что может привести к развитию сахарного диабета и формированию атеросклероза. В ходе течения болезни на теле появляются стрии - полоски розового цвета.

Мальчики, страдающие синдромом, начинают много есть по вечерам и ночью, что связано с наступлением активности работы (вагуса), который стимулирует работу инсулина. Со временем появляется ожирение, увеличиваются молочные железы. Больные много пьют, жалуются на частые головные боли, быстро устают. Гипоталамический синдром пубертатного периода у мальчиковвызывает снижение успеваемости, увеличение проявления негативных эмоций. Из-за колких выпадов окружающих по поводу их внешнего вида страдающие могут впасть в депрессию.

Больные обычно обладают высоким ростом, тучными конечностями, широким тазом, круглым пухлым лицом. Кожа нежная, склонна обгорать на солнце. Волосы в основном склонны к выпадению, сальные. Больных гипоталамическим синдромом отличают мягкие, нежные руки, с длинными пальцами и тонкими ногтями. При снижении функции щитовидной железы наблюдается сонливость, замедленная реакция, зябкость. Мальчики, подверженные влиянию синдрома, страдают от чрезмерной потливости, ощущения «приливов» жара, тошноты, повышения температуры и так далее.

Одной из форм гипоталамического синдрома является юношеский базофилизм. При заболевании отмечается ожирение, увеличение грудных желез, высокий рост по сравнению со сверстниками. Половое созревание может быть как преждевременным, так и замедленным. В первом случае мальчики гиперсексуальны, склонны к ранним половым связям.

Под влиянием стресса синдром может усугубиться и привести к различным кризисам. Может развиться сахарный диабет, гипертензия, гинекомастия, периферический атеросклероз. При своевременном лечении в большинстве случаев наблюдается выздоровление. Синдром с возрастом обычно регрессирует. При снижении массы тела, стрии белеют и становятся малозаметными. При правильной коррекции все симптомы исчезают к 20-25 годам.

Болезни пубертатного периода

Одним из часто встречающих заболеваний являются остеохондропатии. Негативное явление связано с недостатком кальция в быстрорастущих костях. В связи с дефицитом важного элемента, подростки жалуются на боли в коленях и голеностопах. Проблемы приносят и избыток кальция. Он может отложиться в почках в виде солей, что приводит к мочекаменной болезни или пиелонефриту.

Проблемы с функционированием надпочечников могут начаться в пубертатный период у мальчиков. Болезни,связанные сданными нарушениями, приводят к развитию гипертонии и раннему атеросклерозу. Работа надпочечников отражается и на сердечной деятельности. При нарушениях может возникнуть аритмия, резкие колебания артериального давления, головные боли. Во время пубертатного периода могут возникнуть нарушения в эндокринной системе. Поводом для обращения к врачу-эндокринологу в основном служит преждевременное половое развитие или его задержка. В ходе обследования нарушения могут и не обнаружиться, тогда подростку и родителям следует запастись терпением.

Во время полового созревания встречаются еще два противоположных заболевания - пубертатное ожирение и истощение. В первом случае отмечается чрезмерное отложение жира на животе, бедрах. Страдающий подросток отличается вялостью, безынициативностью, предпочитает сидячий образ жизни. Половое развитие обычно нормальное, рост средний или выше среднего. Причина ожирения заключается в активности базофильных элементов передней доли гипофиза. Обычно заболевание не требует особого лечения, но обследование и наблюдение является обязательным. Что касается пубертатного истощения, то болезнь также связана с расстройством деятельности гипофиза и больше свойственна девочкам.

В заключение

Помимо соматических заболеваний могут развиться и психологические расстройства в пубертатный период у мальчиков. Возраст, признаки болезней разные. Часто толчком к развитию расстройства служит чрезмерно критическое отношение подростка к себе, своей внешности, а также повышенная чувствительность к насмешкам. Например, расстройство деперсонализации связано с тревожностью по поводу изменений в теле. Подросток испытывает чувство отчужденности, беспокойства из-за, например, увеличенной в размерах руки. Возникают сомнения в правдивости ощущений, иногда в реальности собственной личности. Тинейджеры описывают свое состояние, как будто все действия проходят во сне, звуки слышатся приглушенно. С этим связана выработка неких ритуалов, чтобы убедиться в реальности своего существования. Еще одним расстройством, связанным с изменениями в восприятии окружения, является дереализация. В этом случае люди воспринимаются как неживые объекты, а размеры и формы предметов искажены. Состояние характеризуется депрессией, навязчивыми мыслями, страхами, ухудшением памяти.

Изменения тела могут привести к развитию комплексов и даже к кризисному состоянию. Так, болезнь дисморфофобия выражается в навязчивом страхе дефекта внешности (кажущегося или мнимого). Страдающий начинает вести замкнутый образ жизни, тщательно маскирует недостаток. Подросток находится в депрессивном состоянии, постоянно недоволен своей внешностью. Расстройство может привести к умышленному нанесению вреда своему телу в целях самостоятельного избавления от дефекта.

Несмотря на стремление подростков к самостоятельности, к открытому негативизму, непослушанию, а порой и агрессии, они остаются детьми даже в пубертатный период. У мальчиков возраст, психология поведения взаимосвязаны.Нокаждому тинейджеру нужно, чтобы его выслушали и правильно восприняли его проблемы. При совместном решении с родителями затруднений плачевных последствий можно избежать. Семья навсегда должна оставаться безопасным местом, где подросток может отдохнуть от невзгод и быть принятым таким, какой он есть. Следует помнить, что во время полового созревания большинство заболеваний, как соматических, так и психологических, можно предупредить или вылечить без особых усилий. Для этого необходимо внимательно относиться к тому, что рассказывает о себе мальчик, следить за его поведением.

Дошкольный период — это один из главных периодом в половом развитии. Проверь, действительно ли есть поводы для беспокойства.

Большинство новоиспеченных родителей, умеют прочитать как развивается ребенок. Сказать, когда обычный ребенок учится садиться, ходить, произносит первые слова или хватает игрушку. Мы прекрасно обознаны, если речь идет о познавательном развитии, двигательном, или физическом. Зато половое развитие – темный лес для многих родителей. Многие родители считают даже, что в этой сфере что-то начинает происходить, только когда ребенок входит в период созревания. Нет ничего более ошибочного. Половое развитие ребенка начинается уже в момент рождения.

Раннее детство — это также начало приобретения половой тождественности, то есть сознания, себя парнем или девочкой и умение различения пола на основании различных признаков в т.ч. гениталий. Мы имеем дело с этим уже во второй половине 2 года жизни. В этом периоде парень начинает идентифицироваться с отцом, а девочка с мамой. Дети начинают интересоваться гениталиями других лиц и хотят сравнивать их со своими.

В возрасте от 3 до 7 лет в развитии ребенка появляются необычайно много вопросов.

1. Детское прикосновение к своим половым органам служит для разрядки и получения удовольствия – это природно, что ребенок повторяет деятельность, которая приносит ему приятные ощущения. Когда малыш трогает свои половые органы в присутствии других, например в дошкольном учреждении, следует проинформировать его, что публичные прикосновения это не красиво. Не следует тогда наказывать ребенка и реагировать страхом, а всего лишь указать ему границы интимности. Со временем дети начинают контролировать эту сферу и не делают подобного в присутствии других.

2. Подглядывание за другими например родителями в туалете или другими детьми, и задавание вопросов, связанных с полом, оплодотворением или деторождением. Их целью является получение информации. Дети в этом возрасте охотно показывают свое тело и сравнивают его с телами других. Это является способом помощи себе с очень трудными эмоциями.

Как реагировать? Не кричать, не наказывать и не стыдить, только разговаривать. Нужно объяснить ребенку, в каких местах нагота разрешена – например, на пляже, в ванной или сауне, а в каких следует прикрывать тело. Это хорошая возможность для разговора на тему права на интимность и того, кто и в каких обстоятельствах может осматривать и прикасаться к голому телу ребенка, например врач во время осмотра. Дошкольный период — это хорошее время для разьяснения правил и общественных норм. Дети в этом возрасте узнают, между прочим, что нельзя жениться с родителями или братьями и сестрами.

Самого разговора, однако, недостаточно. То, что мы говорим должно быть связно с тем, что мы показываем. Родители не должны прогуливаться голышом по квартире. Такое поведение может в более позднем возрасте вызвать у ребенка, отказ от каких либо мыслей о противоположном поле. Или наоборот — может разбудить детскую нездоровый интерес.

Как прореагировать, если ребенок поймает родителей во время занятий любовью? Если так случилось, следует поговорить с ним об этом и объяснить ему эту ситуацию в адекватный способ к его возрасту. Можно сказать, что родители сильно любят друг друга, папа и мама прижимаются, это для них приятно, и благодаря этому ребенок появился на свет.

3. Всякая детская активность, которая связана с темой полового развития. Игры у врача, семью, папу и маму. Они служат для успокоения любопытства и получения знаний, а также стимулируют, доставляют удовольствие и позволяют получить ценный опыт в контакте со сверстниками. Чаще заключаются в осмотре половых органов, их прикосновении, отыгрывания роли супругов, редко на имитации половых отношений в одежде, особенно голышом. Забавы «в доктора» возникают из желания познания различия строения тела другого пола.

4. Детское творчество. Дети могут рисовать фигуры с отчетливо отмеченными гениталиями, лепить их из пластилина или даже составлять рифмы, заключая слова, связанные с темой любовных отношений. Могут также делать эскизы своих представлений на тему взаимоотношений. Но не стоит беспокоится. Большинство таких забав является частью правильного развития. Но все же родители должны быть внимательны. Если дополнительно во время таких забав ребенок выражает много негативных эмоций, можно подозревать, что кто-то поступил плохо по отношению к его половому развитию.

Границей в половом развитии является 5 год жизни ребенка. Тогда уменьшается число игр, основанных на показе, вырастает взамен потребность приватности и начинает складываться натуральное чувство стыда. Родители тогда отыгрывают очень важную роль — должны отнестись с уважением к застенчивости ребенка и позаботиться о его интимности. Девочка в этом возрасте может попросить прикрыть ее при переодевании на пляже. Нельзя ее высмеивать и напоминать, что годом ранее она раздевалась без проблем. Не стоит также насильно ассистировать ребенку во время мытья и улаживания физиологических потребностей. Общие купания родителей с ребенком должны закончиться уже около 3 года жизни. Купание пятилеток состоит скорее в инструктировании, как правильно купаться, чем в помощи. Хорошо быть внимательным и реагировать на потребности ребенка. Когда мы увидим его неловкость, или мы услышим: «мама, иди, я сам» — стоит позволить самостоятельность.

После 6-7 года жизни можно ожидать меньшей заинтересованности половой сферой.

Диагноз преждевременное половое развитие может быть поставлен в том случае, если первые признаки полового созревания появились до семи лет у девочек, и до восьми лет у мальчиков. При этом выделяют два типа заболевания: истинное и ложное. Первое характеризуется появлением половых признаков вместе с созреванием половых желез. Ложная форма недуга подразумевает наличие признаков полового созревания без развития половых желез.

Признаки преждевременного полового развития гораздо чаще встречаются у девочек. К ним относят обильную угревую сыпь в области лица, раннюю первую менструацию, интенсивный рост волов на лобке и в подмышках. Также возникает резкий запах тела, который говорит об изменения в балансе гормонов, происходит резкий рост и увеличение груди.

У мальчиков такое состояние развивается реже и характеризуется быстрым ростом тела, увеличением яичек, обильной угревой сыпью, ростом волос в подмышках, на лице и лобке, происходит огрубение голоса и возникает резкий запах тела.

В некоторых случаях во время раннего полового развития проявляются и развиваются не все перечисленные признаки, а лишь часть из них. Такая ситуация чаще всего не требует специального лечения, лишь только некоторой коррекции режима питания и контроля над психоэмоциональным состоянием. Тем не менее, ребенка стоит обязательно показать врачу.

Ранее половое развитие может начинаться по разным причинам. Чаще всего оно является определенным сигналом о каких-то нарушениях в детском организме. Выделяют несколько патологических состояний, которые приводят к преждевременному половому развитию:

Опухоли в головном или спинном мозге;
- период после перенесенной острой формы некоторых инфекционных заболеваний (менингита или менингоэнцефалита);
- аномалии в развитии головного мозга врожденного характера, гидроцефалия;
- период после лучевой терапии или химии;
- перенесенные черепно-мозговые травмы;
- ишемия (острая сосудистая недостаточность);
- генетическое заболевание Мак Кьюна-Олбрайта, характеризующееся поражением костей, приводящим к раннему остеопорозу, и нарушениями пигментации кожи;
- наследственные недуги надпочечников, при которых гормоны вырабатываются в избытке;
- болезни щитовидной железы, как наследственные, так и приобретенные;
- нарушения в работе гипофиза, которые приводят к сбою в выработке гормонов;
- различные опухоли яичек, яичников или средостенья;
- хромосомные аномалии.

Клиническая картина полностью зависит от причины, приведшей к преждевременному половому созреванию. Если патология была вызвана опухолью, врожденными аномалиями или хромосомными нарушениями, то первые признаки появляются очень рано. У девочек возникают кровянистые выделения из влагалища, которые отличаются малым количеством и нерегулярностью. Формирование вторичных половых признаков происходит куда позже.

У мальчиков вначале возникает ранняя эрекция, а после развиваются вторичные половые признаки: рост волос, развитие полового члена, некоторое нарушение пропорций тела, сопровождающееся усиленным окостенением или возникновением раннего остеопороза.

Одновременно возникают нарушения в работе центральной нервной системы. Так дети могут отставать в психическом развитии и становиться более пассивными и безынициативными. Но достаточно часто интеллектуальное развитие полностью соответствует возрасту и даже опережает его. Ребенок может стараться вести себя по-взрослому, пародируя взрослую жизнь. Иногда наблюдается и сексуальная агрессивность.
Дети могут замыкаться в себе, быстро уставать, они не внимательны и весьма агрессивны. На это может обратить внимание и учитель на уроке. Иногда возникает постоянная жажда и повышается аппетит. Дети с трудом переносят перепады температуры и жалуются на головные боли.
В некоторых случаях развивается или кахексия. Нарушения психики могут приводить к грубостям в поведении, побегам из дома и занятиям проституцией или наркомании. Как правило, дети просто не понимают того, что с ними происходит.

При ложном преждевременном половом созревании наблюдается та же клиническая картина, но при этом изменения отличаются переходящим характером и со временем регрессируют, а функциональная деятельность эндокринных желез полностью восстанавливается.

Для правильного лечения необходимо своевременно поставить диагноз и определить тип заболевания. При этом учитывают показатели веса и роста и соотносят их с возрастом. После этого проверяют уровень гормонов в крови. При подозрении на опухоль проводят компьютерную или магниторезонансную томографию. Если у ребенка присутствуют генетические нарушения, выявляют измененный ген.

Обязательным периодом развития любого мальчика является возраст полового созревания. Если сам подросток может и не осознавать важность перемен в собственном организме, то родители должны четко понимать ответственность этого периода и быть готовыми к нему.

Оглавление:

Этапы развития мальчиков

Многие родители считают, что период полового созревания у мальчиков и их половое развитие – это равнозначные понятия. На самом деле это ошибочное понимание двух терминов, потому что для развития вторичных половых признаков организм мальчика должен подготовиться, а этот процесс не такой и быстрый.

Врачи считают, что половое созревание – это окончание общего полового развития мальчика. Различают следующие этапы развития, которые имеют свои характерные особенности:

  1. Внутриутробный . Начало этого этапа приходится на 12-16 неделю внутриутробного пребывания плода, когда у него окончательно закладывается будущий пол, то есть уже понятно, кто родится – мальчик или девочка. У мужского плода именно в этом периоде внутриутробной жизни формируются мошонка и половой член. До момента рождения яички плода располагаются в брюшной полости, а опускаются в мошонку уже после рождения.
  2. Детство (возраст 9-11 лет) . Внешние признаки полового созревания только начинают свое формирование, но в этом периоде уже активно функционирует гипофиз – железа, которая регулирует множество физиологических процессов. Родители возраст 9-11 лет считают незначимым, но именно в этот период нужно рассказать мальчику, что такое беременность, как получаются дети и какие половые признаки отличают девочку от мальчика.
  3. Возраст 13-14 лет . Это очень важный период полового развития, так как именно сейчас начинают активизироваться половые гонады, рост мальчика резко ускоряется, а это означает, что гормоны андрогены активно вырабатываются в организме. Именно эти гормоны приводят к развитию вторичных половых признаков – рост полового члена, увеличение яичек.
  4. Возраст 17-18 лет . У большинства подростков именно в этот период завершаются все этапы полового созревания, но некоторые мальчики могут продолжать расти до 20-22 лет – это считается нормой. Данный возраст подразумевает особое внимание к подростку со стороны родителей – нужно объяснить ему элементарные правила социального поведения мужчины, приучать его следить за своим внешним видом, плавно прививать чувство ответственности и за свое будущее, и за будущее семьи в целом.

Обратите внимание: все этапы полового развития очень важны и мальчиков ни в коем случае нельзя оставлять наедине со своими мыслями. Родители должны принимать активное участие в становлении мужчины, прививать какие-то важные правила и социальные нормы, объяснять происходящие с ним изменения в физиологическом плане.

Характерные признаки полового созревания у мальчиков

Активное созревание у мальчиков начинается в 12-13 лет, но это не догма! Некоторые врачи считают, что если происходит раннее половое созревание у мальчиков, то в дальнейшем у них будет более сильная половая конституция. Естественно, речь идет о природных проявлениях, а не патологических, когда рассматриваемый физиологический процесс, протекающий в раннем возрасте, обусловлен каким-то заболеванием.

Что будет свидетельствовать о половом созревании у мальчиков:

  1. В 11 лет (возраст указан примерно, все зависит от индивидуальных особенностей организма) у мальчика начинает увеличиваться половой член – это не бросается в глаза, рост пениса плавный. Средняя длина полового члена у мальчика равна 4 сантиметрам, но к 14-летнему возрасту он будет иметь 7 см в длину, а к 18 годам – 10 см. Родители должны понимать, что эти цифры не являются стандартом и могут значительно варьироваться, поэтому зацикливаться на них не стоит.
  2. Развития яичек . Они становятся несколько больше, выглядят абсолютно пропорционально растущему половому члену. Родители должны помнить, что у мужчин одно яичко всегда несколько меньше другого, поэтому не стоит удивляться диспропорции.
  3. Рост волос в зоне лобка . У мальчиков к возрасту 15-16 лет оволосение указанной области отличается четкой формой ромба, а уже к 17-18 годам заканчивается развитие волосяного покрова на нижних конечностях. В подмышечной области волосы начинают расти в четырнадцатилетнем возрасте, заканчивается этот процесс, как правило, к 17 годам. Описанный в этом пункте признак полового созревания тоже очень индивидуален – миллионы мужчин живут с «голыми» ногами и при этом абсолютно здоровы и счастливы.
  4. Коррекция тембра голоса . Это так называемая «ломка голоса», которая начинается в 13-14 лет, а завершается процесс формирования постоянного тембра в 17 лет.
  5. Рост бороды и усов . Первые пушковые усы появляются у мальчиков уже в 15-16 лет, а вот борода начинает свой активный рост только с восемнадцатилетнего возраста. Но опять же, эти цифры очень условные, потому что многое зависит от генетики, наследственности. Например, хорошо известно, что у представителей кавказских национальностей и усы, и борода могут начать проявляться уже в 14 лет.
  6. Нагрубание сосков. Если у девочек этот признак выражен интенсивно, то у мальчиков данное изменение вообще часто проходит незаметно. Обозначить конкретный возраст мальчика, когда начинается нагрубание сосков, врачи не могут.
  7. Созревание половых клеток . Сперматозоиды у мальчика формируются уже в 14-15 лет, но развитие их происходит постепенно и продолжается практически всю жизнь. По крайней мере, в период репродуктивной активности мужчины они продолжают формироваться.
  8. Поллюции . Так называется процесс самопроизвольного семяизвержения, который чаще всего происходит в ночное время. Родители должны подготовить мальчика к поллюциям, рассказать о них и объяснить, почему это происходит и что означает.

Отдельно стоит отметить, что по мере полового созревания мальчика меняется и его внешность – плечи становятся широкими, а таз остается узким, отмечается интенсивный рост мышечной массы и костей. Родители нередко замечают, что рост мальчика увеличился стремительно, сразу на несколько сантиметров.

В период активного полового созревания выделяется достаточно много половых гормонов, поэтому происходит изменение структуры кожи и функционирования сальных желез. Сальные железы слишком активно продуцируют кожное сало, а это приводит к образованию прыщей и угрей. Такой признак полового созревания часто провоцирует развитие комплексов у мальчиков, поэтому родители должны внимательно относиться к собственному ребенку, оказывать ему психологическую поддержку – именно от этого зависит успех в жизни мужчины, способность верить в себя.

Возможные отклонения в процессе полового созревания

Рассматриваемый период развития мальчиков может протекать и с некоторыми отклонениями.

Позднее половое созревание

Вообще, мнения врачей по поводу возраста мальчиков, когда у них должно происходить половое созревание, сильно расходятся. Но если лобковые волосы у мальчика отсутствуют в 15 лет, а яички не увеличиваются до 13-летнего возраста, то специалисты говорят об отклонениях в половом созревании.

Чаще всего рассматриваемое нарушение полового созревания мальчиков провоцируют:

  • врожденные аномалии хромосом;
  • эндокринные заболевания, которые могут быть врожденные или приобретенные;
  • нарушение работы органов желудочно-кишечного тракта, вызванные тяжело протекающими патологиями;
  • заболевания сосудистой системы и сердца;
  • с осложнениями.

Вопросы по поводу позднего полового созревания мальчиков стоит задать врачу-эндокринологу – он сможет выяснить причину такого состояния и предпринять необходимые меры, если они нужны – например, провести гормонотерапию . Но по статистике мальчики все равно наверстывают упущенное и, в конце концов, их половое созревание наступает. Однако родители должны в ситуации позднего полового созревания быть тактичными, разговаривать с ребенком, аргументируя свои установки (например, «такое случается» - предоставьте мальчику статьи по поводу позднего полового созревания, какие-то компетентные материалы), оказывать ему максимум внимания.

Если же речь идет о каких-то патологических причинах позднего полового созревания мальчика, то ему будет проведено полноценное обследование, назначены лекарственные препараты. В случае присутствия генетически отклонений исправить ситуацию вряд ли удастся, но назначенные специалистом гормоны могут ускорить процесс полового созревания.

Раннее половое созревание мальчиков

Такой диагноз врачи ставят, если вторичные половые признаки начали появляться у мальчика в возрасте 10 лет. Причем, раннее половое созревание мальчиков чаще всего имеет вполне естественные причины – например, если у его отца было такое же отклонение, то оно наследуется и его ребенком.

Если же рассматривать патологическую этиологию раннего полового созревания мальчиков, то речь будет идти об эндокринных нарушениях. Если у мальчика формируется истинно мужская внешность, то половые органы остаются без изменений (то есть, нет увеличения яичек и полового члена), то такое состояние будет называться ложным ранним половым созреванием. К этому может привести новообразование доброкачественного характера, расположенное в яичке или надпочечнике, а ведь именно в этих органах идет выработка мужских гормонов андрогенов. В этом случае половые железы у мальчика останутся на прежнем уровне развития, а вот его внешний вид сильно изменится.

Если врач заподозрит патологическую этиологию раннего полового созревания мальчика, то будет назначено полноценное обследование – проводят исследование таза и надпочечников с помощью аппарата , обследование головного мозга, которое проводится с помощью , и сбор анализов крови для определения . Лечение раннего полового созревания мальчиков подразумевает назначение лекарственных препаратов, которые способны остановить выработку половых гормонов, во многих случаях достаточно лишь нейтрализовать их влияние на организм. В случае диагностирования опухоли надпочечника или яичка, то целесообразно провести хирургическое лечение, после которого физиологические процессы полового созревания нормализуются .

Половое созревание мальчиков – это естественный процесс, к которому нужно быть готовыми, в первую очередь, родителям. Только они смогут оказать психологическую поддержку ребенку в этот непростой период. Конечно, не стоит «нагружать» подростка информацией и постоянно выводить его на откровенный разговор – это будет раздражать мальчика. Но поговорить с ним придется, в крайнем случае – предоставить ему уже подобранный материал, который доступным языком объясняет мальчику все перемены, происходящие с его организмом в период полового созревания.

Цыганкова Яна Александровна, медицинский обозреватель, терапевт высшей квалификационной категории

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Под физическим развитием человека понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма в их взаимосвязи.

Интенсивно протекающие процессы роста и созревания детского организма определяют его особую чувствительность к условиям внешней среды. На физическом развитии детей заметно отражаются особенности климата, жилищно-бытовые условия, режим дня, характер питания, а также перенесенные заболевания. На темпы физического развития влияют также наследственные факторы, тип конституции, интенсивность обмена веществ, эндокринный фон организма, активность ферментов крови и секретов пищеварительных желез.

В связи с этим уровень физического развития детей принято считать достоверным показателем их здоровья. При оценке физического развития детей учитывают следующие показатели:

1. Морфологические показатели: длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до трех лет - окружность головы.

2. Функциональные показатели: жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др.

3. Развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей.

Длина тела. Показатель длины тела является наиболее стабильным по сравнению с другими показателями физического развития. Наибольший темп роста отмечается в первые три месяца жизни ребенка (табл. 1).

Таблица 1

Прибавка длины и массы тела у детей первого года жизни

При правильном развитии ребенка прибавка длины тела за месяц может колебаться от +1 до -1 см. За второй год прибавка длины тела составляет 11-12 см, за третий год жизни - 8 см, за четвертый - 6 см. К четырем годам рост ребенка достигает 100 см.

В дальнейшем (до 10 лет) для определения Прибавки длины тела можно пользоваться формулой: длина тела ребенка Р = 100 см + 6 (П - 4), где П - число лет, 6 - средняя ежегодная прибавка длины тела, см. Наиболее интенсивный рост наблюдается в 5-7 лет и в период начала полового созревания.

Масса тела. Это лабильный показатель, который может изменяться под влиянием конституциональных особенностей, нервно-эндокринных и соматических нарушений; он также зависит от экзогенных причин (питание, режим).

Наиболее интенсивная прибавка массы тела ребенка отмечается на первом году жизни и в пубертатном периоде.

Средняя масса тела новорожденных мальчиков 3494 г, девочек - 3348 г. Масса тела ребенка к 4-4,5 мес удваивается, к году утраивается. В первый месяц жизни ребенок прибавляет 600 г, во второй и третий - по 800 г. Норму прибавки массы тела ребенка после третьего месяца за каждый последующий месяц жизни можно рассчитать, вычитая от прибавки предыдущего месяца 50 г, или по формуле: X = 800 - 50 х (П - 3), где X - ожидаемая ежемесячная прибавка массы тела, П - число месяцев.

Темп увеличения массы тела у детей после года ослабевает и в среднем составляет 2 кг ежегодно.

Ожидаемую массу тела ребенка до 10 лет можно рассчитать по формуле: Р = масса тела ребенка в 1 год + 2 кг х (П - 1), где Р - ожидаемая масса, П - число лет. Массу тела ребенка старше 10 лет можно определить с помощью формулы И. М. Воронцова: масса тела детей старше 10 лет = возраст х 3 + последняя цифра числа лет.

Окружность головы и грудной клетки. При рождении окружность головы у доношенных детей 33-37,5 см, она не должна превышать окружность грудной клетки больше чем на 1-2 см. В первые 3-5 мес ежемесячная прибавка составляет 1-1,5 см, а затем 0,5-0,7 см в месяц.

К году окружность головы увеличивается на 10-12 см и достигает 46-48 см. Окружность головы ребенка в возрасте 1-3 лет увеличивается на 1 см в год. С 4 лет окружность головы ежегодно увеличивается на 0,5 см. К 6 годам она равна 50-51 см, а за все последующие годы увеличивается на 5-6 см.

Окружность грудной клетки у новорожденных 33- 35 см. Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет в среднем 1,5-2 см. К году окружность грудной клетки увеличивается на 15-20 см, затем интенсивность нарастания этого показателя снижается, и к дошкольному возрасту окружность грудной клетки в среднем увеличивается на 3 см, а в школьном - на 1-2 см в год. Переднезадний размер грудной клетки у большинства доношенных новорожденных меньше поперечного размера или равен ему. Уже в конце первого года жизни поперечный размер начинает превышать переднезадний и форма грудной клетки начинает приближаться к конфигурации взрослого, т. е. уплощается. Для оценки пропорциональности развития ребенка можно использовать некоторые антропометрические индексы.

Индекс Чулицкой: 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени - длина тела у детей до 1 года равняется 25-20 см, а в 2-3 года - 20 см, в 6-7 лет - 15-10 см.

Индекс Эрисмана: окружность грудной клетки превышает полурост у детей до 1 года на 13,5-10 см, в 2-3 года - на 9-6 см, в 6-7 лет - на 4-2 см, в 8-10 лет - больше на 1 см или меньше на 3 см.

Индивидуальную оценку физического развития проводят путем сопоставления антропометрических показателей ребенка с нормативами и стандартами, разработанными специально для данного региона с учетом этнической принадлежности ребенка и климатогеогра-фических условий проживания. Такие нормативы разработаны для центральных и многих других регионов страны (1977-1988 гг.) с применением параметрических и непараметрических методов математического анализа с последующим расчетом на ЭВМ. С помощью предлагаемых нормативов оценка морфофункционального развития детей может быть сделана сигмальным, регрессионным или центильным методом. Таблицы регрессии, например, позволяют правильно оценить не только соответствие физического развития возрасту, но и пропорциональность физического развития у детей одного возраста с различным ростом. Представленные в виде соматограмм таблицы регрессии помогают быстро и с достаточной точностью сопоставить уровень физического развития детей с их календарным возрастом, что удобно при массовых профилактических обследованиях в дошкольных детских учреждениях и в школах. Разработаны и единые таблицы оценки физического развития, приемлемые на любой территории страны, принимая во внимание этническую принадлежность и место проживания (город, сельская местность).

В основу построения таких единых для всех регионов таблиц положена универсальная устойчивость соотношений массы тела и роста, окружности грудной клетки и роста. Величины этих соотношений у мальчиков и девочек близки независимо от этнической принадлежности и в значительно большей степени зависят от длины тела, чем от паспортного возраста (табл.2).

Таблица 2

Параметры оценки физического развития детей в возрасте 1-11 лет

ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ

Половые различия в показателях физического развития значительно выражены только с наступлением половой зрелости. Период жизни, когда растущий организм достигает биологической половой зрелости, называется пубертатным и характеризуется появлением
вторичных половых признаков. Время появления последних зависит от состояния здоровья, питания, климатических условий и генетических особенностей. У девочек внешние проявления признаков полового развития отмечаются в 8 лет, у мальчиков - в 9-10 лет (табл.3).

Таблица 3

Сроки появления вторичных половых признаков

Условные обозначения развития вторичных половых признаков у девочек:

1. Развитие молочных желез (Ma - mammae): Мао - детский сосок Mai (стадия I) - околососковый кружок выдается над уровнем кожи

Ма2 (стадия II) - околососковый кружок больших размеров, вместе с соском образует конус, железа несколько выдается над уровнем кожи

Маз (стадия III) - железа приподнята, сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса

Ма4 (стадия IV) - сосок поднимается над околососковым кружком, железа принимает такие же формы и размеры, как у взрослой женщины.

2. Появление волос на лобке (Р - pubis):

Ро - отсутствие волос

PI - единичные короткие волосы

Р2 - волосы на центральной части лобка более густые, длинные

Рз - волосы длинные, густые, вьющиеся на всем треугольнике лобка

Р4 - волосы, расположенные на всей области лобка, переходят на бедра, густые, вьющиеся, с характерной горизонтальной границей.

3. Развитие волос в подмышечной впадине (А - axillaris):

АО - отсутствие волос

AI - единичные волосы

А2 - волосы более густые на центральном участке впадины

Аз - волосы густые, длинные по всей подмышечной области.

Условные обозначения развития вторичных половых признаков у мальчиков:

1. Развитие волос на лобке: Ро - отсутствие волос Pi - отдельные прямые волоски Р2 - более густые курчавые волосы, верхняя граница

горизонтальная Рз - густое оволосение на лобке и начинающееся в направлении к пупку

Р4 - густое оволосение по направлению к пупку и на внутренней поверхности бедер.

2. Развитие волос в подмышечной впадине: АО - отсутствие волос AI - отдельные прямые волоски А2 - волосы курчавые, но редкие Аз - густое оволосение, волосы курчавые, пигментация передней подмышечной складки.

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Масса головного мозга новорожденного составляет 1$ массы тела, к году она достигает уже Vu, к пяти годам - V\4. У взрослого человека масса мозга равна 1/40 массы тела. Таким образом, на 1 кг массы новорожденного приходится 109 г вещества мозга, взрослого - 20-25 г.

Формирование головного мозга не заканчивается к моменту рождения. Большие полушария мозга имеют возрастную особенность: извилины и крупные борозды малой высоты и глубины. Мелких борозд мало, их число увеличивается уже в первые месяцы жизни. Размеры лобной доли относительно меньше, чем у взрослого человека, а затылочной - наоборот, больше. Мозжечок развит слабо, полушария его малых размеров и толщины, борозды поверхностные. Боковые желудочки велики, растянуты.

Серое вещество плохо дифференцирование от белого, практически отсутствует миелиновая оболочка. Более законченными в своем развитии к моменту рождения ребенка являются ядра гипоталамуса, продолговатый и спинной мозг. Поскольку кора головного мозга, пирамидные пути, полосатое тело к рождению ребенка развиты недостаточно и в функциональном отношении незрелы, деятельность всех жизнеобеспе-чивающих органов у новорожденного регулируется подкорковыми центрами. Несмотря на относительную незрелость, нервная система вполне обеспечивает новорожденного безусловными врожденными рефлексами, которые, с одной стороны, служат для обеспечения питания, контакта с окружающей средой, защиты, а с другой - являются основой для формирования в дальнейшем более сложных форм деятельности.

С первых дней жизни у ребенка функционируют все органы чувств. Отличительной особенностью новорожденного является недифференцированный характер всех его реакций, склонных к генерализации. Раздражение того или иного рецептора вызывает не локальную, а разлитую реакцию.

С возрастом масса головного мозга у ребенка увеличивается: к 9 мес удваивается, к 3 годам утраивается, а затем к 6-7 годам скорость нарастания массы мозга замедляется.

Процесс дифференциации нервных клеток сводится к значительному росту аксонов, их миелинизации, росту и увеличению разветвленности дендритов, образованию непосредственных контактов между отростками нервных клеток (так называемых межнейронных синапсов). Развитие нервной системы происходит тем быстрее, чем младше ребенок. Особенно энергично оно протекает в течение первых 3 мес жизни. Дифферен-цировка нервных клеток заканчивается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению почти не отличается от коры взрослого человека. Миелинизация завершается к 5 годам.

У детей мозг кровоснабжается лучше, чем у взрослых, что объясняется богатством капиллярной сети. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает повышенную потребность в кислороде быстро растущей нервной ткани. Отток крови от головного мозга у детей первого года жизни замедлен, так как диплоические вены образуются лишь после закрытия родничков. Этим объясняется склонность детей первого года жизни к нейротоксикозу при инфекционных заболеваниях вследствие аккумулирования токсичных веществ и продуктов нарушенного метаболизма. Этому же способствует повышенная проницаемость гематоэнцефаличе-ского барьера.

С момента рождения доношенный ребенок имеет ряд врожденных, или безусловных, рефлексов. К ним относятся сосание, глотание, мигание, кашель, чиханье, акты мочеиспускания, дефекации и некоторые другие. Они осуществляют приспособление организма к окружающей среде и до конца первого года жизни подвергаются существенной эволюции.

Врожденные реакции в форме безусловных рефлексов вполне обеспечивают существование ребенка лишь в первые дни жизни. В дальнейшем основными в жизнедеятельности ребенка являются приобретенные рефлексы, обеспечивающие необходимый уровень взаимодействия организма с внешней средой.

В конце 1-го и в начале 2-го месяца жизни у ребенка образуется ряд простых, элементарных условных рефлексов. В конце 3-го месяца жизни у него можно выработать уже сложные, дифференцированные рефлексы, указывающие на развитие анализаторной функции коры головного мозга.

Развитие высшей нервной деятельности, т. е. приобретение условных рефлексов, на первом году жизни идет быстрыми темпами. Ребенок значительно легче, чем взрослый, образует условные связи с окружающей средой, и они у ребенка более устойчивы. Сравнительно быстро дети приобретают привычки, навыки поведения, которые в последующем остаются на всю жизнь.

Огромную роль в поведении ребенка играет речь. Формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.

Важно помнить, что развитие речи является также продуктом и результатом общения ребенка со взрослым, результатом воспитательной активности.

Развитие и воспитание ребенка складываются из определенного распорядка жизни (режим), из привития ему необходимых навыков, создания условий, которые обеспечили бы правильное развитие его движений, речи, способствовали бы правильному физическому развитию, бодрому, жизнерадостному настроению.

В табл.4 представлены показатели нервно-психического развития детей первого года жизни по месяцам с изложением режимных процессов и рекомендаций по воспитанию.

Таблица 4


Продолжение табл. 4


Продолжение табл. 4


Продолжение табл. 4


Физиологическая незрелость нервной системы, эво-люционно-возрастные особенности растущего и развивающегося мозга являются причиной частых затруднений при врачебной оценке нарушений психомоторного развития детей грудного возраста. Для распознавания отклонений в психомоторном развитии необходимы тщательное неврологическое обследование и глубокий анализ неврологического статуса. В то же время раннее выявление нарушений и особенно негрубых, «малых форм» патологии на первом году жизни важно для своевременного патогенетического лечения. В этом плане большой интерес представляет методика количественной оценки уровня возрастного развития новорожденных и детей грудного возраста, предложенная Л. Т. Журбой и Е. М. Мастюковой.

Для облегчения ранней диагностики отклонений в развитии авторами разработаны скринирующие количественные оценочные таблицы, применение которых в работе с новорожденными и детьми грудного возраста (комнаты здорового ребенка детских поликлиник и др.) окажет большую помощь врачу-педиатру.

На втором году жизни продолжается интенсивное психомоторное и физическое развитие ребенка. Условные рефлексы в этом возрасте начинают формироваться быстрее. Дети подвижны, в их поведении преобладают яркие положительные эмоции, они произносят много звуков и слов, часто улыбаются и громко смеются, проявляя повышенный интерес к окружающему. В первом полугодии 2-го года жизни совершенствуется ходьба, улучшаются координация движений и понимание речи, значительно увеличивается словарный запас. Во втором полугодии игра приобретает сюжетный характер, дети стремятся к играм друг с другом, начинают выполнять требования взрослых, обучаются элементарным правилам поведения.

В возрасте 4-7 лет дети приобретают относительную самостоятельность. Они получают впечатления не только от непосредственного воздействия окружающего мира, но и от прослушивания или чтения книг, рассказов взрослых. На занятиях дети усваивают сведения о природе и общественной жизни. Начинают конструировать, рисовать, лепить, петь, приобретают простейшие трудовые навыки. В тесной связи с этим находится формирование моральных качеств, элементарных эстетических восприятий, норм общественного поведения. Развивается мышление, сначала конкретно-реалистическое, а в начале школьного возраста и абстрактное. Развитие более высоких ступеней мышления завершается к 13-15 годам.

Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. - М.: Медицина, 1981.

Различают 4 этапа формирования психики ребенка.

Первый этап - моторный, характеризуется овладением основными моторными навыками на протяжении первого года жизни ребенка.

Второй этап - сенсорный, продолжается от 1 года до 3 лет. Движения приобретают психомоторный характер, т. е. становятся осознанными. Сенсомоторное развитие является базой для формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания, целенаправленной деятельности, мышления и сознания.

Третий этап - аффективный, длится от 3 до 12 лет. Деятельность детей приобретает постоянный индивидуальный характер.

Четвертый этап - идеаторный (12-14 лет). Формируются усложненные понятия, суждения, умозаключения. Дети начинают строить предварительный план поступков в уме. Мышление становится абстрактным. Начинает формироваться личность.

В отдельные периоды жизни повышен риск возникновения у детей психических нарушений и болезней. Эти периоды называются кризисными.

Выделяют 2 кризиса: в 2-3,5 года и в 12-15 лет.

В первом возрастном кризисе - парапубертатном- быстрое формирование психических и физических качеств напрягает деятельность всех жизнеобеспечиваю-щих систем. Часть болезненных состояний психической сферы берет свое начало именно в этом возрасте. Второй возрастной кризис - пубертатный-связан с перестройкой функции желез внутренней секреции, бурным ростом детей, половым метаморфозом. В этот период дети очень ранимы и требуют особого внимания.