Причины свержения царя василия шуйского. Свержение василия шуйского

ВАСИЛИЙ ШУЙСКИЙ И ГОДУНОВ

Василию, при вступлении на престол, было уже за пятьдесят лет. Молодость свою провел он при Грозном и решительно ничем не выказал себя. Когда родственники его играли важную роль в государстве, Василий оставался в тени. Опала, постигшая его родного брата Андрея, миновала Василия. Борис не боялся его, вероятно, считая его ничтожным по уму и притом всегдашним угодником силы; говорят, однако, Борис запрещал ему жениться, как и Мстиславскому. Василий все терпел и повиновался беспрекословно. Посланный на следствие по поводу убийства Димитрия, Василий исполнил это следствие так, как нужно было Борису и как, вероятно, ожидал того Борис. Явился Димитрий. Борис послал против него Шуйского, и Василий верно служил Борису. Бориса не стало. При первом народном восстании против Годуновых в Москве, Василий выходил на площадь, уговаривал народ оставаться в верности Годуновым, уверял, что царевича нет на свете и человек, назвавшийся его именем, есть Гришка Отрепьев. Но когда после того воззвание, прочитанное Пушкиным с лобного места, взволновало народ до того, что можно было ясно видеть непрочность Годуновых, Шуйский, призванный решить вопрос о подлинности Димитрия, решил его в пользу претендента и окончательно погубил несчастное семейство Годуновых.

ИЗБРАНИЕ ВАСИЛИЯ ШУЙСКОГО

Все знали, видели, чего хотел Шуйский: никто не дерзал явно противиться его желанию; однако ж многие мыслили и говорили, что без Великой Земской думы нельзя приступить к делу столь важному; что должно собрать в Москве чины Государственные из всех областей Российских, как было при избрании Годунова, и с ними решить, кому отдать Царство. Сие мнение было основательно и справедливо: вероятно, что и вся Россия избрала бы Шуйского; но он не имел терпения и друзья его возражали, что время дорого; что Правительство без Царя как без души, а столица в смятении; что надобно предупредить и всеобщее смятение России Немедленным вручением скипетра достойнейшему из Вельмож; что где Москва, там и Государство: что нет нужды в Совете, когда все глаза обращены на одного, когда у всех на языке одно имя... Сим именем огласилась вдруг и Дума и Красная площадь. Не все избирали, но никто не отвергал избираемого – и 19 Маия, во втором часу дня, звук литавр, труб и колоколов возвестил нового Монарха столице. Бояре и знатнейшее Дворянство вывели Князя Василия Шуйского из Кремля на лобное место, где люди воинские и граждане, гости и купцы, особенно к нему усердные, приветствовали его уже как отца России... там, где еще недавно лежала голова Шуйского на плахе и где в сей час лежало окровавленное тело расстригино! Подобно Годунову изъявляя скромность, он хотел, чтобы Синклит и Духовенство прежде всего избрали Архипастыря для Церкви, на место лжесвятителя Игнатия. Толпы восклицали: "Государь нужнее Патриарха для отечества!" и проводили Шуйского в храм Успения, в коем Митрополиты и Епископы ожидали и благословили его на Царство. Все сделалось так скоро и спешно, что не только Россияне иных областей, но и многие именитые Москвитяне не участвовали в сем избрании – обстоятельство несчастное: ибо оно служило предлогом для измен и смятений, которые ожидали Шуйского на престоле, к новому стыду и бедствию отечества!

Карамзин Н.М. История государства Российского. T. 11. Глава IV http://magister.msk.ru/library/history/karamzin/kar11_04.htm

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ШУЙСКОГО

Исполняя обещание, данное товарищам своим по заговору, Шуйский так повестил о своем воцарении: "Божиею милостию мы, великий государь, царь и великий князь Василий Иванович всея Руси, шедротами и человеколюбием славимого бога и за молением всего освященного собора, по челобитью и прошению всего православного христианства учинились на отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем. Государство это даровал бог прародителю нашему Рюрику, бывшему от римского кесаря, и потом, в продолжение многих лет, до самого прародителя нашего великого князя Александра Ярославича Невского, на сем Российском государстве были прародители мои, а потом удалились на суздальский удел, не отнятием или неволею, но по родству, как обыкли большие братья на больших местах садиться. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царства, хотим того, чтобы православное христианство было нашим доброопасным правительством в тишине, и в покое, и в благоденстве, и поволил я, царь и великий князь всея Руси, целовать крест на том: что мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом с боярами своими, смерти не предать, вотчин, дворов и животов у братьи его, у жен и детей не отнимать, если они с ним в мысли не были; также у гостей и торговых людей, хотя который по суду и по сыску дойдет и до смертной вины, и после их у жен и детей дворов, лавок и животов не отнимать, если они с ними в этой вине невинны. Да и доводов ложных мне, великому государю, не слушать, а сыскивать всякими сысками накрепко и ставить с очей на очи, чтобы в том православное христианство невинно не гибло; а кто на кого солжет, то, сыскав, казнить его, смотря по вине, которую взвел напрасно. На том на всем, что в сей записи писано, я, царь и великий князь Василий Иванович всея Руси, целую крест всем православным христианам, что мне, их жалуя, судить истинным, праведным судом и без вины ни на кого опалы своей не класть, и недругам никого в неправде не подавать, и от всякого насильства оберегать". Летописец рассказывает, что как скоро Шуйский был провозглашен царем, то пошел в Успенский собор и начал говорить, чего искони веков в Московском государстве не важивалось: "Целую крест на том, что мне ни над кем не делать ничего дурного без собору, и если отец виновен, то над сыном ничего не делать, а если сын виновен, то отцу ничего дурного не делать, а которая была мне грубость при царе Борисе, то никому за нее мстить не буду". Бояре и всякие люди, продолжает летописец, ему говорили, чтоб он на том креста не целовал, потому что в Московском государстве того не повелось, но он никого не послушал и целовал крест.

НИЗЛОЖЕНИЕ ЦАРЯ ВАСИЛИЯ ШУЙСКОГО

[…] 17 июля Захар Ляпунов собрал сходку дворян и детей боярских за Арбатскими воротами и сказал: «Наше государство доходит до конечного разорения. Там поляки и Литва, тут калужский вор, а царя Василия не любят. Он не по правде сел на престол и несчастен на царстве. Будем бить ему челом, чтобы он оставил престол, а калужским людям пошлем сказать, пусть они своего вора выдадут; и мы сообща выберем всей землей иного царя и встанем единомысленно на всякого врага». Послали в Коломенское.

Русские, бывшие при воре, сказали: «Сведите Шуйского, а мы своего Димитрия свяжем и приведем в Москву». После такого ответа толпа отправилась к царю Василию. Выступил вперед дюжий плечистый Захар Ляпунов и сказал царю: «Долго ли за тебя кровь христианская будет литься? Ничего доброго от тебя не делается. Земля разделилась, разорена, опустошена; ты воцарился не по выбору всей земли; братья твои окормили отравой государя нашего Михаила Васильевича, оборонителя и заступника нашего. Сжалься над нами, положи посох свой! Сойди с царства. Мы посоветуем сами о себе иными мерами».

[…] Свояк царя Василия, Иван Мих. Воротынский сказал ему: «Вся земля бьет тебе челом; оставь свое государство ради междуусобной брани, затем, что тебя не любят и служить тебе не хотят». Царю Василию ничего не осталось, как повиноваться. Он положил свой царский посох и переехал из царских палат в свой княжий дом. […] Тогда многим в Москве стало жаль Шуйского… […].

Тогда, 19 июля, Захар Ляпунов подобрал себе товарищей, подговорил чудовских иеромонахов. Они пришли в дом к Василию Шуйскому, разлучили его с женой, увезли ее в Вознесенский монастырь и объявили, что Василию следует постричься в монахи. […] Василий был последний государь из дома Св. Владимира, слишком шесть веков господствовавшего в русской земле со времени принятия христианства.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей Первый отдел: Господство дома Св. Владимира. Глава 26. Василий Шуйский

Племянник царя Василия князь М.В. Скопин-Шуйский со шведским вспомогательным отрядом очистил от тушинцев северные города и в марте 1610 г. вступил в Москву. Молодой даровитый воевода был желанным в народе преемником старого бездетного дяди. Но он внезапно умер. Войско царя, высланное против Сигизмунда к Смоленску, было разбито под Клушином польским гетманом Жолкевским. Тогда дворяне с Захаром Ляпуновым во главе свели царя Василия с престола и постригли. Москва присягнула Боярской думе как временному правительству. Ей пришлось выбирать между двумя соискателями престола: Владиславом, признания которого требовал шедший к Москве Жолкевский, и самозванцем, тоже подступавшим к столице в расчете на расположение к нему московского простонародья. Боясь вора, московские бояре вошли в соглашение с Жолкевским на условиях, принятых королем под Смоленском. Однако договор, на котором 17 августа 1610 г. Москва присягнула Владиславу, не был повторением акта 4 февраля. Большая часть статей изложена здесь довольно близко к подлиннику; другие сокращены или распространены, иные опущены или прибавлены вновь. Эти пропуски и прибавки особенно характерны. Первостепенные бояре вычеркнули статью о возвышении незнатных людей по заслугам, заменив ее новым условием, чтобы "московских княжеских и боярских родов приезжими иноземцами в отечестве и в чести не теснить и не понижать". Высшее боярство зачеркнуло и статью о праве московских людей выезжать в чужие христианские государства для науки: московская знать считала это право слишком опасным для заветных домашних порядков. Правящая знать оказалась на низшем уровне понятий сравнительно со средними служилыми классами, своими ближайшими исполнительными органами - участь, обычно постигающая общественные сферы, высоко поднимающиеся над низменной действительностью. Договор 4 февраля - это целый основной закон конституционной монархии, устанавливающий как устройство верховной власти, так и основные права подданных, и притом закон, совершенно консервативный, настойчиво оберегающий старину, как было прежде, при прежних государях, по стародавнему обычаю Московского государства. Люди хватаются за писаный закон, когда чувствуют, что из-под ног ускользает обычай, по которому они ходили. Салтыков с товарищами живее первостепенной знати чувствовали совершавшиеся перемены, больше ее терпели от недостатка политического устава и от личного произвола власти, а испытанные перевороты и столкновения с иноземцами усиленно побуждали их мысль искать средств против этих неудобств и сообщали их политическим понятиям более широты и ясности. Старый колеблющийся обычай они и стремились закрепить новым, писаным законом, его осмыслявшим.

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec42.htm

ПРИКРЕПЛЕНИЕ К ЗЕМЛЕ

От кратковременного, исполненного смутами царствования Шуйского мы не вправе ожидать обилия внутренних правительственных распоряжений: большую часть царствования Шуйский провел в осаде, во время которой правительственная деятельность его должна была ограничиваться одною Москвою. Он дал несколько тарханных грамот церквам и монастырям, распорядился, чтоб монастыри давали содержание священно - и церковнослужителям дворцовых сел, бежавшим от воров. На первом плане стоял вопрос крестьянский и холопский. […] Шуйский в марте 1607 года подтвердил прикрепление крестьян и постановил, что принимающий чужих крестьян обязан платить 10 рублей пени с человека, а старым господам их - по три рубля за каждое лето; кроме того, подговорщик подвергался наказанию кнутом. […] Подтверждение прикрепления при Шуйском объясняется тем же, чем объясняются все последующие подтверждения: прикрепление было в пользу служилых людей, мелких землевладельцев, и чем более государство чувствовало нужду в последних, тем нужнее казалось прикрепление; бояре, богатые землевладельцы, которые имели такую силу при Шуйском, не хотели восстановлением перехода раздражать служилых людей, отнимать у них средства, когда эти служилые люди защищали их от козаков, холопей, ратовавших под знаменами Болотникова и тушинского вора.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1962. Кн. 8. Гл. 6.

Василий Иванович Шуйский. Родился в 1552 году - умер 12 (22) сентября 1612 года. Русский царь Василий IV Иоаннович (1606-1610). Последний царь из рода Рюриковичей.

Василий Шуйский родился в 1552 году.

Отец - Князь Иван Андреевич Шуйский (1533-1573), русский государственный и военный деятель, боярин (с 1566), воевода в Смоленске (1569), сын князя Андрея Михайловича Шуйского, убитого псарями .

Мать - Анна Фёдоровна, ее происхождение неизвестно.

Братья: Андрей Иванович, Дмитрий Иванович, Александр Иванович, Иван Иванович (Пуговка).

Весь влиятельный клан Шуйских был представлен при дворе.

С 1584 года Василий Шуйский - боярин и глава Московской судной палаты.

В походах 1574, 1576, 1577 и 1579 годов - рында с большим сайдаком (оруженосец-телохранитель Великого князя).

Летом 1581 года - воевода Большого полка во время похода к Серпухову.

В июле 1582 года - воевода Большого полка в походе к Новгороду (при брате Андрее).

Воевода полка правой руки в походе к Серпухову в апреле 1583 года.

Воевода смоленский в 1585-1587 годах.

По неизвестным причинам был в непродолжительной ссылке в 1586 году.

Во время преследования Шуйских царем с 1587 году находился в ссылке в Галиче. В 1591 году Борис Годунов, уже не видя опасности в Шуйских, возвращает их в Москву. С тех пор Шуйские в целом вели себя лояльно.

В 1591 году вёл следствие по делу царевича Дмитрия. Будучи под строгим надзором Годунова, Шуйский признал причиной смерти царевича самоубийство - несчастный случай. С этого же года вновь введён в Боярскую думу. После этого был воеводой новгородским. В 1598 году - первый воевода полка правой руки в армии Мстиславского в Крымском походе к Серпухову.

С января 1605 года был воеводой полка правой руки в походе против Лжедмитрия I, и в битве при Добрыничах одержал победу. Однако, не сильно желая победы Годунова, бездействием дал усилиться самозванцу.

После смерти Годунова пытался осуществить переворот, однако был арестован и сослан вместе с братьями. Но Лжедмитрий I нуждался в боярской поддержке, и в конце 1605 года Шуйские вернулись в Москву.

В ходе вооружённого народного бунта 17 (27) мая 1606 года, организованного Василием Шуйским, Лжедмитрий I был убит, а 19 (29) мая группа приверженцев Василия Ивановича «выкликнула» Шуйского царём.

Царствование Василия Шуйского

Василий IV Шуйский коронован 1 (11) июня 1606 года Новгородским митрополитом Исидором. При этом он дал крестоцеловальную запись, ограничивавшую его власть. В начале июня правительство Шуйского объявило Бориса Годунова убийцей царевича Дмитрия.

Шуйский пытался укрепить войско после унизительных поражений, нанесённых царской армии сторонниками Лжедмитрия. При нём в России появился новый воинский устав - результат переработки немецких образцов. В то же время усилились центробежные тенденции, наиболее заметным проявлением которых было восстание Болотникова, подавленное только в октябре 1607 года.

В августе 1607 года на смену Болотникову пришёл новый претендент на престол - Лжедмитрий II. Царские войска были разбиты под Болховом (1 мая 1608). Царь со своим правительством был заперт в Москве, под её стенами возникла альтернативная столица со своей правительственной иерархией - Тушинский лагерь.

К концу 1608 года Шуйский не контролировал многие регионы страны. Выборгский трактат начала 1609 года обещал территориальные уступки шведской короне в обмен на вооружённую помощь царскому правительству. Командование русско-шведской армией принял на себя князь М. В. Скопин-Шуйский. Многие видели в молодом и энергичном полководце преемника пожилого и бездетного государя.

Свержение и плен Василия Шуйского

Несмотря на то, что большая часть страны была освобождена от антиправительственных сил к марту 1610 года, в сентябре 1609 года в пределы России вторгся польско-литовский король Сигизмунд III, осадивший Смоленск. Сам царь Василий Шуйский не был популярен в народе. Кроме того, антишуйские настроения в Москве были подогреты неожиданной смертью молодого полководца Скопина-Шуйского.

Поражение войск Дмитрия Шуйского под Клушином от армии Сигизмунда 24 июня (4 июля) 1610 и восстание в Москве привели к падению Шуйского. 17 (27) июля 1610 частью боярства, столичного и провинциального дворянства Василий IV Иоаннович был свергнут с престола и насильственно пострижен в монахи , причём, отказался сам произносить монашеские обеты. В сентябре 1610 он был выдан - не как монах, а в мирской одежде - польскому гетману Жолкевскому, который вывез его и его братьев Дмитрия и Ивана в октябре под Смоленск, а позднее в Польшу. В Варшаве царь и его братья были представлены как пленники королю Сигизмунду и принесли ему торжественную присягу.

Бывший царь умер в заключении в Гостынинском замке, в 130 верстах от Варшавы, через несколько дней там же умер его брат Дмитрий. Третий брат, Иван Иванович Шуйский, впоследствии вернулся в Россию.

В 1635 году по просьбе царя Михаила Фёдоровича останки Василия Шуйского были возвращены поляками в Россию. Василия погребли в Архангельском соборе Московского Кремля.

Василий Шуйский. Смутное время

Личная жизнь Василия Шуйского:

Дважды был женат.

Первая жена - княжна Елена Михайловна Репнина (ум. 1592), дочь известного боярина князя Михаила Петровича Репнина, казненного в 1564 году Иваном Грозным за отказ надеть потешную маску и быть шутом (был зарезан прямо в церкви, у алтаря).

Почему Шуйский женился на сироте Репниной - непонятно. По мнению историков, этот брак с дочерью казненного боярина выглядит нелогичным, особенно если учесть, что другой брат - князь Дмитрий Иванович - был женат на дочери Малюты Скуратова. Первый брак был бездетным, из-за чего закончился разводом.

Вторая жена - княжна Мария Петровна Буйносова-Ростовская , в девичестве Екатерина, в иночестве Елена (ум. 1626), дочь князя Петра Ивановича Буйносова-Ростовского.

Второй брак состоялся уже после вступления на престол. Вторая женитьба, к которой царь Василий Иванович не слишком стремился, состоялась только из соображений династической целесообразности.

В нем родились две дочери - Анна и Анастасия.

Царевна Анна Васильевна (1609 - 26 сентября 1609 года), умерла во младенчестве. Была погребена в Вознесенском монастыре в Московском Кремле, после его разрушения большевиками останки, вместе с прочими были перенесены в подземную палату южной пристройки Архангельского собора, где находятся и сейчас. Гробница была найдена в ходе работ по исследованию некрополя Вознесенского монастыря в Кремле. Исследователь некрополя Вознесенского монастыря Т. Д. Панова приводит надпись на крышке саркофага: «Лета 7118 сентября в 26 ден на памят святаго апостола Ивана Богослова преставис дще государя царя и великого князя Василия Ивановича всея Руси царевна и великая княжна Анна Васильевна всея Руси».

Царь и Великий князь Московский и всея Руси (1606-1610).

Князь Василий Иванович Шуйский родился в 1552 году в семье боярина князя Ивана Андреевича Шуйского (около 1533-1573). Он являлся потомком князей Суздальских и Нижегородских и вел свой род от Андрея Ярославича, младшего брата .

В молодые годы В. И. Шуйский служил при дворе , в 1580 году был дружкой царя на его последней свадьбе. В 1581-1582 годах стоял воеводой с полками на Оке, охраняя границу от возможного нападения крымского хана.

Боярин (с 1584 года) князь В. И. Шуйский принял активное участие в борьбе придворных партий после смерти . Он выступал противником , шурина царя , постепенно захватывавшего в свои руки реальные рычаги управления государством. В 1587 году князь подвергся опале, но был быстро прощен и вернулся ко двору.

В мае 1591 года В. И. Шуйский был отправлен в для ведения следствия о загадочной смерти царевича . Следствие подтвердило, что царевич порезался ножом в припадке падучей. Однако и современники, и потомки подозревали В. И. Шуйского в сокрытии истинных причин смерти. Упорно ходили слухи, что царевича убили люди Бориса Годунова, а князь сознательно скрыл это, чтобы избежать преследований со стороны царя. В народе верили, что В. И. Шуйский единственный, кто знает правду об углической трагедии.

В 1596 году В. И. Шуйский направлялся воеводой с полком правой руки «по крымским вестем» в .

В 1598 году, после смерти царя Федора I Ивановича - последнего Рюриковича на русском престоле, - В. И. Шуйский по знатности своего рода и по близости к пресекшейся династии казался наиболее верным претендентом на трон. После избрания на царство Бориса Годунова князь постоянно находился под подозрением в нелояльности, неоднократно удалялся от двора, но неизменно возвращался.

В начале 1605 года В. И. Шуйский активно участвовал в военных действиях против . После смерти Бориса Годунова князь был отозван в .

В июне 1605 года В. И. Шуйский перешел на сторону Лжедмитрия I. Не дожидаясь приезда нового государя в Москву, князь вместе с братьями выехали к нему навстречу. Самозванец принял их в , поначалу говорил с ними сухо, но потом простил.

Вскоре князь возглавил заговор против Лжедмитрия I, был приговорен к смерти, затем помилован и сослан, но в конце 1605 года был вновь возвращен ко двору.

В мае 1606 года, опираясь на дворцовую и церковную знать, верхушку провинциального дворянства западных и центральных уездов и крупное купечество, В. И. Шуйский снова возглавил заговор против Лжедмитрия I. В ходе восстания 17 мая 1606 года Лжедмитрий I был убит заговорщиками, а 19 мая группа приверженцев В. И. Шуйского «выкрикнула» его царем.

В. И. Шуйский дал крестоцеловальную запись, ограничивавшую его власть. 1 (10) июня 1606 года Василий IV Шуйский венчался на царство в Московского Кремля. Сразу вслед за тем был возведен на престол новый патриарх - бывший казанский митрополит , известный своим сопротивлением неправославным поступкам Лжедмитрия I.

Первым публичным актом царя Василия IV Шуйского стало перенесение мощей царевича Дмитрия Ивановича в Москву. В Углич был направлен ростовский митрополит . 3 июня 1606 года мощи Дмитрия Ивановича были привезены и выставлены в Московского Кремля. Его убийцей официально был объявлен Борис Годунов. Этим жестом царь стремился подчеркнуть, что и Лжедмитрий I, и те, кто надеялся последовать его примеру - самозванцы. Однако этой мерой уже нельзя было уже остановить начинавшуюся смуту.

Начавшаяся Смута превратила недолгое царствование Василия IV Шуйского в постоянные войны с И. И. Болотниковым, дворянскими ополчениями братьев Ляпуновых, боярским сыном И. Пашковым. Пытаясь привлечь на свою сторону феодальную верхушку, царь издал Уложение 9 марта 1607 года, по которому срок сыска беглых крестьян составлял 15 лет, а сами крестьяне принадлежали тем, за кем были записаны в 1590-х годах. Но и эта мера не привела к желаемому результату.

В 1607 году новый самозванец - - начал наступление на Москву. Он захватил огромные территории и обосновался в подмосковном селе Тушине (ныне в черте города Москвы). Для борьбы с ним Василий IV Шуйский решил опереться на помощь шведского короля Карла IX. В 1609 году царь отказался от претензий на прибалтийские земли, ранее принадлежавшие Ливонскому ордену, уступил Швеции город Корелу, дал разрешение на хождение шведских денег в Московском государстве, а также принял на себя обязательства содержать шведские войска.

Племяннику Василия IV Шуйского , способному полководцу, во главе русско-шведской армии удалось установить контроль правительства над северными областями страны. Многие начала видеть в нем преемника престарелого и бездетного царя. Однако внезапная смерть М. В. Скопина-Шуйского, в которой сразу же стали обвинять Василия IV Шуйского, лишила царя и этой опоры.

В сентябре 1609 года началась открытая польская интервенция. Польский король осадил . 24 июня 1610 года русско-шведские войска Василия IV Шуйского были разгромлены гетманом С. Жолковским в битве под селом под .

Слабость Василия IV Шуйского и его неспособность выправить ситуацию, привели к тому, что 17 (27) июля 1610 года он был низложен боярами, насильно пострижен в монахи и заточен в Чудов монастырь. Так как в боярской среде не существовало кандидата на престол, который мог бы устроить всех (по крайней мере, большинство), было сформировано боярское правительство, вошедшее в историю под именем «Семибоярщины». Его члены согласились на избрание русским царем польского королевича , сына Сигизмунда III.

В сентябре 1610 года В. И. Шуйский (как мирянин, а не как монах) был выдан польскому Гетману С. Жолкевскому, который в октябре вывез его вместе с братьями под , а позднее в Польшу. В. И. Шуйский скончался 12 (22) сентября 1612 года, находясь в заключении в Гостынском замке.

В 1635 году по просьбе царя останки В. И. Шуйского были возвращены в и погребены в усыпальнице Архангельского собора Московского Кремля.

Царь Василий Шуйский, правление которого пришлось на самые тяжелые страницы русской истории, был родом из знаменитой боярской семьи, происходившей от Рюриковичей. Эта династия пресеклась со смертью Шуйский стал выборным царем во время войны с поляками, что послужило причиной его быстрого падения.

Боярское происхождение

Отцом Василия, родившегося в 1552 году, был князь Иван Андреевич Шуйский. Он погиб во время Ливонской войны (в сражении против шведов) около замка Лоде. Василий также участвовал в многочисленных военных кампаниях Грозного в Прибалтике, чем снискал себе милость. Он был царским свидетелем на свадьбе Ивана IV с одной из последних жен.

В последние годы жизни Грозного Шуйский стал одним из самых влиятельных бояр страны. Он входил в Думу и сохранил свое высокое положение при сыне Ивана Федоре. В эти же годы он овладел искусством политической интриги, так как в Москве началась борьба нескольких боярских кланов за влияние на нового государя.

Дело Лжедмитрия

В 1591 году Василий Шуйский, правление которого еще было только впереди, расследовал загадочную смерть Дмитрия Иоанновича. Маленький царевич жил в Угличе и должен был стать наследником бездетного старшего брата Федора. Однако он умер при странных обстоятельствах. Борис Годунов назначил Шуйского главой специальной комиссии. Василий пришел к выводу, что Дмитрий умер из-за несчастного случая. До сих пор исследователи спорят о том, виноват ли был Борис Годунов в случившемся. В таком случае он мог заставить Шуйского сфальсифицировать дело.

Когда сам Борис стал царем, на западных границах России появились слухи о спасении царевича Дмитрия. Эта легенда была придумана беглым монахом Григорием Отрепьевым. Самозванца поддержал польский король, который дал ему денег на собственное войско. Лжедмитрий вторгся в страну, а Шуйский был отправлен в качестве воеводы одного из полков ему навстречу.

Вместе с Федором Мстиславским он руководил 20-тысячным войском в битве при Добрыничах 21 января 1605 года. В этом сражении Лжедмитрий потерпел поражение и бежал обратно в Польшу. Однако Шуйский не стал его преследовать. Возможно, он сделал это специально, не желая, чтобы Годунов (его соперник) так легко отделался от неприятностей. Совсем скоро, в этом же году, Борис внезапно скончался.

Власть перешла к его юному сыну Федору. Шуйский возглавил тайный заговор против молодого царя, однако об этом стало известно, и Василий был выслан из Москвы вместе со своими братьями. Тем временем Лжедмитрий пришел в себя после поражения при Добрыничах и с новым войском пришел в Москву. Народ был недоволен Годуновыми, и Федор был предан и убит. Началось правление самозванца.

Во главе восстания против Лжедмитрия

Лжедмитрий нуждался в преданных боярах. Так как сторонники Годуновых оказались в опале, новый царь в конце 1605 года вернул из ссылки их соперников, в том числе и Шуйских. Василий не терял время даром. Он встал во главе народного бунта против самозванца.

При своем появлении в Москве Лжедмитрий пользовался безумной популярностью у простых жителей столицы. Однако он допустил множество фатальных ошибок. Главная заключалась в том, что он окружил себя верными поляками и даже хотел перейти в католичество. Кроме того, его враги продолжали распространять по Москве слухи о том, что настоящий царевич Дмитрий скончался много лет назад в Угличе.

Восстание произошло 17 мая 1606 года. Лжедмитрия убили. Он попытался бежать из дворца, выпрыгнул в окно, сломал ногу и в таком беспомощном состоянии был зарублен.

Встал вопрос о преемнике. Так как род Рюриковичей пресекся, а последний Годунов был убит, бояре начали выбирать нового государя из других влиятельных семей. Шуйский пользовался популярностью, у него было много сторонников. Кроме того, его далеким предком был владимирский князь из рода Рюриковичей. Наконец, 19 мая царем был выбран именно Василий Шуйский. Правление государя началось когда состоялась его коронация.

Восстание Болотникова

Однако триумф бывшего боярина был недолгим. На годы правления Василия Шуйского пришлись войны с многочисленными внутренними и внешними неприятелями. Когда Лжедмитрий появился в западных областях Русского царства, местное население перестало подчиняться центральной власти. За несколько лет до этого страна пережила страшный голод. На этом фоне вспыхивали крестьянские бунты. Самым знаменитым из них является восстание Ивана Болотникова.

Еще одной важной причиной подобного выступления стало формирование и закрепление крепостного права в России в конце XVI века. Еще во времена Бориса Годунова недовольные крестьяне брались за оружие под командованием атамана Хлопка. Кроме того, в 1606 году на крестьян из провинции подействовала новость о событиях в Москве. Многие не верили, что царя Дмитрия убили. Недовольные считали, что и на этот раз законный правитель спасся. Таким образом, восставшие хотели свергнуть выборного боярского царя.

Центр взбунтовавшихся оказался в приграничном Путивле. Василий Шуйский, правление которого только началось, сначала не обратил внимания на недовольство крестьян. А когда они выдвинулись прямиком на Москву, под их знаменами находилось уже около 30 тысяч человек. Восставшие разбили царские дружины. Осенью 1606 года крестьяне под предводительством Болотникова осадили Коломну. Взять ее не удалось, и вместе этого войско пошло в Москву.

Победа над крестьянами

Осада столицы продолжалась два месяца. Это был критический момент восстания. Часть войска Болотникова состояла из отрядов, собранных боярами. Они перешли на сторону царя, чем ослабили осаждавших. Болотников отступил к Калуге, где оказался блокирован на несколько месяцев.

Весной 1607 года он отступил к Туле. В июне царские войска осадили город. Сам Василий Шуйский руководил армией. Последним оплотом восставших стал тульский кремль, который был захвачен 10 октября. Болотникова сослали на Север, где он был ослеплен и утоплен в проруби.

Появление нового самозванца

Еще во время тульской осады царю донесли о том, что в Стародубе объявился новый самозванец. В историографии он известен как Лжедмитрий II. Время правления Василия Шуйского не знало ни одного мирного дня.

Самозванцу удалось захватить множество городов в центральной России. Из-за того, что царские войска потеряли контроль над большей частью страны, впервые за долгие годы вторглись за Оку.

Иностранная интервенция

Не сидели сложа руки и другие враги Шуйского. Главным неприятелем стал Сигизмунд. Он осадил Смоленск. Литовские войска больше года стояли под стенами знаменитой Троице-Сергиевой лавры. Интервенция иностранцев стала причиной возникновения национального освободительного движения. В провинции формировались стихийные отряды. Они действовали изолированно от царских войск.

Правление царя Василия Шуйского было неспокойным. Он пытался заручиться поддержкой за рубежом. Государь отправил посольство шведскому королю Карлу, который согласился дать ему войско и наемников в обмен на небольшие территориальные уступки. Договор с ним был подписан в Выборге.

Объединенное русско-шведское войско под руководством Михаила Скопина-Шуйского и Якоба Делагарди выбило поляков из нескольких северных городов. Однако этот союз был недолгим. Время правления Василия Шуйского было несчастливым. Шведы под предлогом того что русские не выполняют условий договора, оккупировал Новгород.

Тем временем в армии росла популярность Михаила Скопина-Шуйского. Он выступил к Москве, чтобы освободить центральные русские города от поляков и литовцев. Произошло несколько битв, которые интервенты проиграли (под Торжком и Торопцом).

Победы Скопина-Шуйского

Поляки и литовцы поддержали Лжедмитрия II, с которым они объединились. Правление Василия Шуйского, кратко говоря, продолжалось только в столице. Объединенные войска интервентов и самозванца были разбиты под Калязином 28 августа 1609 года. Русской армией в сражении руководил Михаил Скопин-Шуйский - племянник царя. Ему удалось разблокировать осажденную Москву.

Герой-освободитель был принят в столице со всеми почестями. Михаила пригласили на пир, где он почувствовал себя плохо после того, как отхлебнул из кубка. Через две недели национальный герой скончался. В народе поползли слухи о том, что за отравлением стоит Василий Шуйский. Эти разговоры не прибавили царю популярности.

Тем временем в Россию вторгся сам польский король Сигизмунд. Он разбил брата царя под Клушином, после чего в Москве началось восстание. Бояре свергли Василия и заставили его отправиться в монастырь. Новые правители столицы присягнули сыну польского короля Владиславу. Правление Василия Шуйского завершилось бесславным переворотом.

Смерть и итоги правления

Когда интервенты вошли в Москву, Шуйский был выдан захватчикам. Бывшего царя перевезли в Польшу, где он оказался в заключении в замке Гостынина. Это произошло 12 сентября когда в России в разгаре была освободительная война против интервентов. Скоро вся страна была очищена от иностранных захватчиков, а царем стал Михаил Романов.

Итоги правления Василия Шуйского неутешительны. При нем страна окончательно погрузилась в хаос и была разделена между интервентами.

Традиционная характеристика Василия Шуйского, как «лукавого боярина» постепенно уходит в прошлое. Годы его царствования совпали с одним из самых драматичных эпизодов в истории России – Смутой. Потрясения государства отозвались личной трагедией последнего из Рюриковичей.

Портрет

В глазах историков и драматургов Василий Иванович Шуйский зачастую предстает фигурой лишенной привлекательности. «Более хитрый, чем умный, донельзя изолгавшийся и изынтриганившийся», – таким видит царя историк Василий Ключевский.

Александр Сергеевич Пушкин хоть и отдает должное смелости и силе характера Шуйского, но признает, что свои лучшие качества царедворец сохраняет не при жизни, а при падении. Поэту вторит Николай Карамзин: «пал с величием в развалинах Государства».

Современники также не жаловали Василия Шуйского хорошими эпитетами, называя боярина то Шубником, то Шубиным, намекая на поддержку, оказанную им торговым и посадским людям при вхождении во власть.

Князь Иван Катырев-Ростовский находит в Шуйском и привлекательные черты, отмечая, что тот «книжному поучению доволен и в рассужении ума зело смыслен». В характеристике молодого Шуйского английский посол Джильс Флетчер называл его наиболее умным среди других представителей рода.

Изворотливость и неуемная жажда власти Шуйского – это скорее штамп, утвердившийся в историографии «романовского времени». Именно карикатурный портрет последнего царя-Рюриковича лучше всего контрастировал с началом новой династической эпохи. Образ реального Шуйского гораздо более сложный и в тоже время трагичный – созвучный беспокойному времени, в котором правил царь.

Род

По знатности род Шуйских, чьей вотчиной были суздальские земли, всегда уступал предкам Ивана Калиты, утвердившимся на московском княжении. Тем не менее, в Австрии и Польше именно Шуйских называли «принцами крови». И неспроста. Ведь Шуйские имели первоочередное право на московский стол: их род, по одной из версий, вел свое начало от третьего сына Александра Невского – Андрея, в то время как московские князья пошли от четвертого сына – Даниила.

По другой версии родословная Шуйских восходит к младшему брату Александра Невского – Андрею Ярославичу, что также давало им формальное право на главенство среди Рюриковичей. В 1249 году именно Андрей, а не Александр получил ярлык на великое княжение Владимирское.

Непосредственным основателем рода Шуйских стал Юрий Васильевич, которому в удел досталась часть Суздальского княжества – городок Шуя с окрестностями. С тех пор две ветви Рюриковичей – Шуйские и Даниловичи вели скрытую войну за лидерство. Шуйские, конечно, получали богатейшие кормления и пожалования, но им этого было мало.

Во времена молодого Ивана IV боярину Андрею Шуйскому – деду Василия Шуйского удалось на время фактически оказаться на вершине власти, соблазнов которой он не выдержал. За что и поплатился, став первой жертвой Грозного.

Между опалой и милостью

Через издержки межкланового соперничества пришлось пройти и Василию Шуйскому. Не только с Даниловичами, но и с другими боярскими родами – Бельскими, Мстиславскими, Годуновыми и Романовыми. При Федоре Иоановиче Шуйский возглавлял московский Судный приказ, что добавляло ему влияния в среде служилого дворянства. Годуновы и Романовы сделали все, чтобы Шуйский лишился столь важного поста. Весной 1585 года неугодного боярина отправляют на воеводство в Смоленск.

Смоленская ссылка оказалась лишь преамбулой к противостоянию Шуйских-Годуновых. В 1586 году обвиненные в сношениях с Литвой Шуйские подвергаются гонению. Василия ссылают в Галич, а его старший брат Андрей, один из самых ярких представителей династии, при загадочных обстоятельствах погибает. Здесь не обошлось без Бориса Годунова – уверены историки.

Впрочем, все еще влиятельный Василий Шуйский оказался выгоден Годунову: ссылка внезапно отменяется и опальный боярин возвращается в Москву для расследования смерти царевича Димитрия. Но здесь вероятно была и другая причина – противостояние Годуновых с набиравшими политический вес Романовыми. Василий Шуйский виделся шурину царя выгодным союзником.

В годы царствования Бориса Годунова Шуйский пребывал в тени монарха, вынужденно умерял амбиции и ждал своего часа. Он его дождался в не очень подходящее время, когда многие русские города охватили голод и череда народных волнений. Но главным потрясением для государства был приход Лжедмитрия I.

Когда Лжедмитрий занял московский трон, он не забыл про Шуйского, убеждавшего народ в неистинности «законного наследника». Именно Шуйский вел в свое время следствие смерти царевича Дмитрия в Угличе, и ему-то не знать, что последний сын Иоанна IV погиб. Боярин был приговорен к смертной казни, которая была заменена ссылкой. Снова месяцы неизвестности, прощение и внезапное возвращение ко двору. Но теперь Шуйский знал, что может действовать: положение «природного царя» к тому времени заметно пошатнулось.

Царствование

Как отмечает историк Вячеслав Козляков, Шуйский умел вовремя сказать то, что от него ждали. Сказать и сделать. Боярину оставалось только подтолкнуть массы к свержению самозванца. Но он не пустил процесс на самотек и проявил расчетливость: обезопасил Марину Мнишек и послов Речи Посполитой от разъяренной толпы во избежание конфликта с опасным соседом.

Дальше главный заговорщик делает еще один важный шаг – вносит предложение о канонизации царевича Дмитрия и перенесении его останков из Углича в Москву. Этим он решает три задачи: компрометирует пусть уже и почившего Годунова, пытается покончить со слухами о якобы спасенном царевиче, но главное – готовит почву для восшествия на престол. Митрополит Филарет сначала должен был участвовать в перезахоронении останков царевича, а затем после возведения в сан патриарха венчать Шуйского на царство.

Уже в самом начале своего царствования Шуйский дает не характерную для предыдущих монархов присягу. В «крестоцеловальной записи» новоиспеченного царя четко закрепляется защита представителя любого сословия от произвола, и гарантируется законное судебное разбирательство. Царь также обещал покончить с доносами: за лжесвидетельство смертная казнь теперь уже грозила самим доносчикам.

«Указ о добровольных холопах», который появился 7 марта 1607 года, был продиктован голодными и смутными временами. Так, холопам, попавшим по каким-либо причинам в кабальную зависимость, предоставлялось право покинуть своего хозяина, избавляясь от посадского или крестьянского тягла.

А вот «Уложение», которое увидело свет двумя днями позже, уже навсегда закрепляло крестьян за своими владельцами. Автор «Очерков по истории Смуты в Московском государстве» С. Ф. Платонов отмечал, что «царь Василий желал укрепить на месте и подвергнуть регистрации и надзору тот общественный слой, который производил смуту и искал перемен».

Не оставил царь без внимания и Церковь. Многим монастырям были возвращены владения и льготы, потерянные во время правления Ивана Грозного. Но здесь конечно усматривается стремления Шуйского отблагодарить «священный чин» за поддержку действующей власти.

Завершение династии

Василий Шуйский вернул на престол Рюриковичей в один из самых кризисных периодов русского общества. Если Годунов принял в целом стабильную и благополучную державу, в которой только зрели зачатки великой смуты, то Шуйскому досталось наследство, поставившее под сомнение само понятие «русского государства». Голод, внутренние и внешние распри, наконец, эпидемия самозванства, охватившая Русь на заре семнадцатого века – в таких условиях мало кто мог сохранить здравый рассудок и политическую волю.

Шуйский делал все, что мог. Пытался кодифицировать право, закрепить положение холопов и крестьян. Но его уступки в сложной ситуации были сродни слабости.

Царь смотрел в прошлое. Его старания подчинить Боярскую думу были обречены: все изменилось, и в новых условиях не только она решала, кому править, а кого низвергнуть. Попытки реформировать отживающую систему обернулись ударами народных восстаний и польско-литовской интервенцией.

С историческим вызовом Шуйский не справился. Его смерть вдали от Родины символизировала крах старой Руси – государства Рюриковичей. Но, что примечательно, и возрождение Русского государства пришло с земель служивших оплотом власти Шуйского – Рязани и Нижнего Новгорода. Именно здесь началось земское движение, которое в итоге привело к освобождению Москвы от узурпировавшего русский трон Сигизмунда III.

Взошедшие на престол Романовы не забыли про свергнутого царя. В 1635 году по инициативе Михаила Федоровича останки Василия Шуйского были перевезены из Польши и перезахоронены в Архангельском соборе Московского Кремля.