Симбиотическая связь мужчины и его матери. Симбиотическая связь матери и ребёнка

Симбиоз - (от греч. «sym-biosis» - «вместе») - союз между зависящими друг от друга организмами, взаимосвязь между двумя людьми, обычно между ребенком и матерью, нуждающимися друг в друге. В биологическом отношении симбиоз - связь между матерью и зародышем в ее утробе. В психической симбиотической связи тела независимы друг от друга, но психологически взаимосвязаны между собой.

Представления о симбиозе содержались во многих работах психоаналитиков, изучавших отношения между младенцем и матерью. В частности, понятие симбиоза использовалось такими психоаналитиками, как А. Балинт, Т. Бенедикт, М. Малер. Однако в более общем плане размышления о симбиозе имели место у Э. Фромма (1900-1980), попытавшегося вслед за З. Фрейдом рассмотреть специфику мазохизма и садизма. В работе «Бегство от свободы» (1941) он показал, что, несмотря на очевидные различия, между садистской и мазохистской тенденциями, между стремлением к неограниченной власти, господству над другим человеком и стремлением зависеть от других, испытывать страдание, имеется нечто общее. С точки зрения психологии, обе тенденции берут свое начало из одного и того же источника - неуверенности, слабости личности, неспособности терпеть изоляцию. Исходя из этого, он предложил называть общую для садизма и мазохизма цель симбиозом. «В психологическом смысле этого слова симбиоз есть своеобразный союз, то есть взаимовлияние и взаимозависимость, одной личности с другой (или же силой, внешней по отношению к индивидууму), в котором каждая из сторон лишается своей индивидуальности, своего „я“.

По мнению Э. Фромма, садист и мазохист остро нуждаются в своем объекте. В обоих случаях основную роль играет неспособность вынести одиночество собственного Я. И хотя внешне садистская и мазохистская тенденции кажутся взаимоисключающими, в психологическом отношении у них много общего. Их первоосновой оказывается одна и та же потребность избежать одиночества. Поэтому редко бывает так, что человек является или только садистом, или только мазохистом. В действительности «между активной и пассивной сторонами симбиотического союза существуют постоянные колебания и отклонения то в одну, то в другую сторону».

В дальнейшем понятие симбиоза было распространено Э. Фроммом на инцестуальную связь между матерью и ребенком, являющуюся центральным понятием З. Фрейда. Он считал, что открытие связи с матерью является одним из наиболее значительных открытий в науке о человеке. Однако в отличие от З. Фрейда, рассматривавшего инцестуальную связь между матерью и ребенком через призму сексуальности, Э. Фромм исходил из того, что в инцестуальной связи с матерью кроется не только тоска по ее любви и защите, но и страх перед ней. Если сын или дочь воспитываются каннибалической, похожей на вампира, или некрофильной матерью и не порывают связи с ней, то они будут неизбежно страдать от интенсивных страхов быть уничтоженной этой матерью. Обсуждая эти вопросы, Э. Фромм провел различие между доброкачественной формой связи с матерью и злокачественной формой инцестуальной связи, которую он назвал «инцестуальным симбиозом».

В работе «Душа человека» (1964) Э. Фромм подчеркнул, что существуют симбиозы различной степени, но их объединяет одно: личность, симбиотически связанная с другой личностью, становится частью своего «хозяина», с которым она связана. Когда эта связь находится под угрозой, личность впадает в состояние страха и ужаса. Речь идет не обязательно о физической связи, а о той привязанности, которая по своей природе является связью посредством чувства и фантазии. У человека может быть такое чувство, что он представляет собой часть другого человека. «Чем экстремальнее симбиоз, тем становится труднее провести ясную разграничительную линию между двумя личностями». Это симбиотическое единство можно сравнить с единством матери и плода.

По мнению Э. Фромма, тенденция к связи с матерью или ее эквивалентами (семьей, племенем, страной, нацией) присуща всем мужчинам и женщинам. Она находится в конфликте с тенденциями рождения, роста, движения вперед. При нормальном развитии верх берет тенденция роста, при патологии побеждает «регрессивная тенденция к симбиотическому объединению». Чем злокачественнее форма инцестуальной связи и чем ближе она сходится с некрофильной и нарциссической ориентациями, тем в большей степени человек характеризуется тем, что Э. Фромм назвал «синдромом распада».

Для многих психоаналитиков симбиоз отражает взаимосвязь ребенка с матерью. Так, М. Малер (1897-1985) под симбиозом понимала такое слияние ребенка с матерью, при котором у младенца еще нет ощущения различия между внешним и внутренним. Исследуя проблему слияния ребенка с матерью в первые месяцы его жизни, она соотнесла полную зависимость младенца от матери с «симбиотическим психозом». Такое понимание симбиоза нашло отражение в статье М. Малер и Б. Гослайнер «О симбиотическом детском психозе» (1955). Вместе с тем симбиотическая связь характеризовалась психоаналитиками не только зависимостью ребенка от матери, но и зависимостью матери от ребенка. Словом, симбиоз отражает не одностороннюю зависимость, а взаимозависимость и взаимовлияние, обусловленные биологическим, социальным и психологическим единством.

Людмила Лоскутова практикующий психолог
кандидат психологических наук, преподаватель ППЛ.
Веду индивидуальное консультирование, семейное консультирование, обучающие и терапевтические группы.

ЖЖ

Современные родители прикладывают как никогда много усилий, чтобы как можно лучше воспитывать своих детей! Они посещают курсы, семинары, читают так много книг, что порой могли бы написать по меньшей мере дипломную работу по педагогике и психологии детского возраста. Однако, почему то проблем в отношениях детей и родителей не становится меньше! А развитие ребенка в итоге вызывает больше вопросов, чем дает ответов — развит не по годам, но в 6 лет все еще ходит в туалет с мамой; читает по-английски, но не умеет играть со сверстниками; решает сложные математические задачи, но невыносим и эмоционально-неустойчив в любом общении.

Почему так происходит? Растут физически их тела, прибавляется лет, развивается интеллект, но в чертах характера современных детей отчетливо видно психо-эмоциональное застревание где-то в промежутке между 1.5-2 годами! Любая неравномерность в развитии вызывает массу проблем! И если нарушения на физическом уровне мы легко видим и понимаем какой огромный дисбаланс они вносят в жизнь ребенка (скажем, если одна нога ребенка растет в соответствии с общей пропорцией тела, а вторая по какой-то причине останавливается в росте). То дисбаланс внутренний заметить бывает сложнее, особенно когда все большее количество детей имеют одни и те же проблемы, тогда маме кажется, раз у многих так, значит все нормально? Вот только отношения с ребенком все сложнее и кнфликтнее, вот только почему-то теряется в них тепло и близость, уходит радость из материнства, уходит мотивация и детское любопытство у самого ребенка.

По моим многолетним наблюдениям и практике работы с семьями детей совершенно разного возраста, проблема кроется в том, что ребенок и мама никак не могут выйти из естественной, но у многих задержавшейся фазы симбиотической связи, что всегда тяжело и для ребенка, и для мамы. Почему же сейчас эта проблема приобрела такой частый, я бы даже сказала массовый характер?

Каждый случай безусловно индивидуален, даже когда в семье несколько детей, каждая пара мама-ребенок — уникальны и неповторимы! Тем не менее, хочу выделить сегодня 6 основных причин такого «зависания» в симбиозе:

1. Сильно изменился семейный, родовой и социальный уклад жизни, который тысячелетиями был гарантом и помощником родителям в проведении детей по основным фазам развития и личностного становления. Буквально в каждой традиционной культуре существовали инициации, отмечающие переход ребенка с этапа на этап. И уже не было сомнений, не было возможности удержать, подождать, отложить. Да и у ребенка не было даже мысли взять и взбунтоваться естественному ходу событий, обидеться на маму — так младенец становился мальчиком, мальчик начинал выполнять новые обязанности, получал больше прав, видел свое место в общине, с его возможностями, ответственностями и соответствующими возрасту ограничениями.

2. Информационная перегрузка, которой сегодня оказываются подвержены все дети, находясь постоянно в насыщенной информационной среде, уже в первый год-два жизни получая такую массу все ускоряющего свой бег информационного потока, с которым раньше ребенок не сталкивался и за 5-7 лет жизни. Поток обрушивается на незрелую нервную систему современного ребенка зачастую хаотично, ускоряя интеллектуальное развитие за счет стимуляции когнитивной (понимание) сферы. А вот энергии, опыта для эмоционально-личностного развития оказывается недостаточно. Я уж не говорю о случаях, когда родители активно используют с рождения методики раннего развития в любых их вариантах. Вот и получаем мы таких «головастиков» не умеющих регулировать свои эмоции, не понимающих себя и других, постоянно напряженных, утомленных, готовых сорваться в истерику от малейшего пустяка. А еще раннее интеллектуальное развитие, опережая психическое, создает у ребенка много тревоги и страха перед внешним миром, в компенсацию этого он стремится еще надежнее держаться за уютный симбиотический мирок «мы с мамой».

3. Многие нынешние мамы сами не имели опыта выхода со своей мамой из симбиотической связи, они не знают как помочь ребенку в обретении им самостоятельности, они не видели в своем детстве как мама может менять качество взаимодействия с ребенком, сохраняя при этом с ним глубокий контакт, доверие и понимание. Их собственных внутренний ребенок, так и не обретя взрослой внутренней точки опоры чувствует себя хорошо, лишь погружаясь в симбиотическое пространство «мы», для которого ребенок кажется идеальным партнером, создавая чувство уверенности, придавая смысл жизни, давая энергию жить. И так «Мы» кушаем, «Мы» поступаем в школу, «Мы» заканчиваем университет…

4. Роль отца бесценна в воспитании и становлении личности ребенка и его переходе от внутреннего пространства симбиотической связи с матерью к более сложной социальной структуре отношений — семья! Отец традиционно был помощником, в выходе из симбиоза и тем, кто знакомил и адаптировал растущего ребенка ко все большей самостоятельности и активности во внешнем мире. Однако, так исторически сложилось, что на протяжении нескольких поколений отцы пропадали из семьи — в Первую мировую, в революцию, в гражданскую, в период репрессий, во Вторую мировую…. Женщины теряли мужей, дети традиционно росли с мамами и бабушками, постепенно эта модель стала закрепляться в сознании рода как эффективная для выживания и воспитания потомства. И, зачастую, программа, пришедшая к нам из травмы поколений, запускается бессознательно, вызывая острые раздоры между супругами по поводу воспитания малыша. Женщина чувствует в муже того, от кого она начинает «спасать» ребенка, ведь папы всегда и все делают не так… Они так никогда и не станут хорошей мамой! Вот только роль отца — другая! А осуществить ее порой оказывается ой как не просто! Кто-то из пап борется, и в семье нарастает напряженность. Кто-то сдается, и мама полностью посвящает себя ребенку, залипая в затянувшемся симбиозе все глубже. Кто-то просто уходит, в надежде построить другие отношения.

5. Социум постоянно транслирует женщине установку, что она ценна только в роли матери. Реализация себя как женщины, как профессионала не вызывает такой поддержки. Кто-то смотрит сочувствующе, кто-то с осуждением, кто-то с ожиданием, мол скоро наконец образумится! Но многие женщины наконец ощущают принятие со стороны родственников, друзей, общества в целом лишь тогда, когда полностью погружаются в материнство, становясь 100% мамами, оставляя на задворках все остальные роли, которые не менее важны для воспитания и здорового развития малыша! Как-то незаметно, но верно мама становится приложением к ребенку, ее жизнь имеет смысл и значимость лишь в контексте ее материнства, что конечно же заставляет ее надежно держаться за симбиоз с ребенком!

6. Современные родители очень образованы и кажется, знают все об интеллектуальном развитии ребенка. Мамы в поликлинике, в песочнице, в социальных сетях постоянно обсуждают кто уже…научился считать, писать, читать, кто еще не… и когда уже давно пора, а то… Летают цитаты, ссылаются на источники, блещут методологией развивающих методик! Но, оказывается, что практически ничего не известно о фазах развития личности, о природном плане развития Человека Человеком! Да и откуда взяться такой осведомленности, ведь почти столетие личность рассматривалась сначала, лишь как единица общества, а в последние десятилетия — как единица рынка потребления!

Если Вы хотите восполнить этот пробел и узнать больше о природных фазах развития личности ребенка, о задачах мамы и папы на каждом из этих этапов, об ошибках и сложностях, с которыми нам приходится сталкиваться на этом пути, а так же о возможностях все же помочь нашим детям выйти в самостоятельность, завершить симбиоз и построить с ребенком работающие, теплые и здоровые отношения, я приглашаю вас на бесплатный практикум 22 апреля в 19:30 мск.

«Симбиоз: мама+ребенок или выход в самостоятельность?»

Между близкими людьми часто возникает симбиотическая связь. Всем известно, что ребенок и мама связаны через пуповину, что можно хорошо просмотреть благодаря УЗИ. Когда ребенок покидает тело мамы, пуповину обрезают, но связь остается. Только теперь она становится энергетической, и ее нельзя рассмотреть физически. Однако незримая - не значит слабая. Что такое симбиотическая связь матери и ребенка и как от нее избавиться, обсудим далее.

Определение

Симбиотическая связь - это желание одного из партнеров в отношениях или обоих сразу, что встречается реже, иметь единое эмоциональное и смысловое пространство. Как это проявляется? Симбиотическая связь, говоря проще, - это стремление всегда быть рядом, получать одни эмоции на двоих.

Признаки

Симбиотическая связь матери с малышом обладает такими признаками:


Начало

Мама для ребенка в период беременности становится и пищеварением, и почками, она обеспечивает его полезными веществами, кислородом, разделяет на двоих кровоснабжение, эндокринную и нервную системы, а также иммунитет. Уже на этой стадии начинает выстраиваться психологический и эмоциональный контакт матери с малышом. После родов ребенок хоть и находится отдельно, но не может существовать без мамы.

Формирование первичной связи

Первичная симбиотическая связь матери и ребенка возникает в первые два часа жизни малыша. Тепло материнских рук поддерживает оптимальную температуру тела, а молоко помогает восстановить взаимодействие, разрушенное обрезанием пуповины, через него ребенок чувствует себя под защитой. В период кормления мама и малыш налаживают друг с другом контакт, и ребенок способен рассмотреть ее лучше, так как глаза его лучше видят на расстоянии примерно 25 см от объекта, именно такое расстояние между грудью и глазами мамы. В этот период маме важно говорить с детенышем, гладить его, так он будет чувствовать себя спокойно. Прикосновение пальцев к коже малыша помогает ему дышать - на коже младенца много нервных окончаний, и прикосновения стимулируют дыхание.

Вторичная

Возникает в первые сутки жизни грудничка. В это время и он, и мама выстраивают все необходимые контакты друг с другом, поэтому очень важно не разлучать их. Специалисты настаивают, что ребенка нужно брать на руки и укладывать с собой в одну постель, а не в отдельную кроватку, как это было принято раньше. Малыш лучше спит, если чувствует дыхание мамы и ее тепло.

Третичная

Начинает формироваться сразу, как только малыша и маму отправили в домашние стены. При этом важно понимать, что как бы ни хотелось перебросить ребенка на домашних - он целиком нуждается в маме. Формируется такая связь в течение 9 месяцев. Столько времени требуется, чтобы и мама, и малыш смогли привыкнуть к созданным условиям существования.

Отрицательные стороны для матери и ребенка

Связь матери и ребенка - прекрасное явление, но вот что случается, когда она слишком сильная. Отрицательные стороны для матери:

  • Общение с ребенком не вызывает чувства удовольствия.
  • Мама живет в ожидании очередного эмоционального срыва и тратит большое количество моральных сил.
  • Она накапливает в себе отрицательные эмоции чада и выходит из состояния эмоциональной гармонии.
  • Мать чувствует себя обессиленной.
  • Ребенок перестает понимать ласку и отказывается что-то делать до появления крика в доме.

На событийном уровне это выражается как постоянно растущие аппетиты ребенка, нежелание помогать по дому, считаться с интересами родителей, в такой семье все вертится вокруг его интересов.

Чем плоха симбиотическая связь матери и ребенка для самого ребенка:


Влияние на здоровье детей

Ребенок, который не сумел отделиться от мамы в младенческом возрасте, сделает две попытки - в раннем детстве и в подростковом периоде. Некоторые дети испытывают трудности во время адаптации в детском саду или школе, в этот период они часто начинают болеть простудными заболеваниями, и не всегда их причиной становится непогода или вирус. Ребенок испытывает тревогу и хочет, чтобы мама осталась с ним рядом, и совершенно неважно, что ценой будет его собственное самочувствие. Именно в желании быть всегда возле мамы кроется психологическая причина постоянного болезненного состояния малыша.

Способы ослабления

Что делать, чтобы отношения между матерью и ребенком стали здоровее? Для начала осознайте, что своими действиями вы наносите ребенку невосполнимый вред, даже если они носят самые добрые намерения. Ребенок, находящийся под влиянием симбиотической связи, не умеет доверять собственным ощущениям, не умеет жить без мамы, становится слабым, несамостоятельным человеком, который всю жизнь будет проживать в постоянной оглядке на ваше мнение, забыв про собственные мечты. Не самая радужная перспектива. Оформите малыша в детский сад, водите его часто на прогулки, на детские праздники, чтобы он научился взаимодействовать с другими детьми, другими взрослыми и окружающей средой.

Обсуждайте с малышом прочитанную книгу или просмотренный мультфильм, задавайте вопросы, которые заставят его обращать внимание на собственные ощущения, например:

  • "Какой момент тебе понравился в этом мультике больше всего?"
  • "Ты помнишь этот эпизод в книжке, он напугал тебя, что ты чувствовал?"

Обсуждайте, как прошел день, что ребенок делал, что кушал, что было самым вкусным, ненавязчиво обращайте его внимание на собственные переживания и ощущения.

Если ребенок не хочет надевать перчатки, потому что ему тепло - не сбивайте его внутренние ощущения собственными.

Настаивайте на том, чтобы какие-то свои дела он делал самостоятельно, например рисовал, и не контролируйте этот процесс. Говорите, что любите своего ребенка и доверяете ему, даже если он что-то будет делать не так, как вам хочется.

Симбиотическая связь возникает не только между мамой и малышом, она формируется также в паре других близких друг другу людей: между сестрами и братьями (особенно это актуально для близнецов), женой и мужем. Нередко она может возникать между близкими друзьями, считающими себя родными.

Симбиотическая связь матери и ребенка

В процессе беременности между матерью и плодом устанавливается теснейшая многоуровневая связь. С момента зачатия женщина и внутриутробный плод находятся в состоянии симбиотического единства. Они постоянно взаимодействуют друг с другом и оказывают друг на друга огромное влияние, которое, в первую очередь, осуществляется через плаценту. Одна из физиологических функций плаценты состоит в обеспечении обмена веществ и информации между матерью и плодом.

Биохимическая связь. На протяжении всей беременности между матерью и плодом идет постоянный обмен различными веществами. Плод получает от матери вещества, обеспечивающие его питание и дыхание, а к ней поступают продукты его жизнедеятельности. Этот обмен не ограничивается только лишь белками, жирами, углеводами, ферментами, углекислотой и продуктами распада. В нем задействованы и такие биологически активные вещества, как гормоны, регулирующие развитие плода и его психоэмоциональную связь с матерью.

Гормональная и эмоциональная связь. Произошедшие изменения в нервной системе матери влекут за собой изменения в ее эндокринной системе, регулирующей репродуктивные функции организма. Во время беременности железы внутренней секреции, и, в особенности, находящиеся непосредственно в головном мозге гипофиз и гипоталамус, работают с огромным напряжением. За счет работы эндокринной системы плод получает от матери весь набор необходимых гормонов: гормоны роста, гормоны, стимулирующие кальциевый обмен и другие обменные процессы, и т.д.

В течение всей беременности мать и плод представляют собой единую гормональную систему. В первые 10 недель беременности между ними идет активный биохимический обмен, в котором мать является поставщиком гормонов для развития плода. После 10 недель, когда начинает функционировать плацента как орган эндокринной системы, обмен гормонами начинает идти в обе стороны. Далее от месяца к месяцу он становится все активнее. Постепенно включаются в работу железы внутренней секреции плода и в свою очередь начинают поставлять гормоны в кровоток матери. Помимо регулирования репродуктивных функций организма эндокринная система тесно связана с психическими процессами. В эндокринологии существует раздел, называемый нейроэндокринология, который рассматривает зависимость между различными психическими процессами, эмоциональными проявлениями и теми или иными гормонами. Выявлена важная роль пептидных гормонов и нейро-гормонов -- связующего звена между сознанием и телом. Причем оказалось, что пептиды, которые вырабатываются в результате определенных эмоций и мыслей, воспроизводятся и воспринимаются не только мозгом, но и другими органами -- сердцем, печенью, почками и т.д. Предполагается, что практически каждая эмоция может иметь своего гормонального носителя. Например, когда мы испытываем чувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает «гормоны счастья» эндорфины, а в случаях, когда мы огорчаемся, надпочечники продуцируют «гормоны стресса». Поскольку гормоны легко проникают через плаценту к плоду, то, соответственно, все эмоциональные переживания матери доходят до младенца в считанные минуты. Установлен и зафиксирован на снимках удивительный факт: плод практически синхронно с матерью улыбается или корчит «гримасу скорби», повторяя ее мимику (а значит, и состояние!). В свою очередь плод тоже имеет возможность делать маме такие химические «сообщения». Таким образом, между матерью и внутриутробным плодом идет активный двусторонний обмен информацией на гормональном и эмоциональном уровне уже с 10-й недели беременности.

Нервно-психическая связь. Растущее плодное яйцо является раздражителем нервных окончаний матки. Эти импульсы передаются в ЦНС женщины, преимущественно в подкорковые центры, где они преобразовываются, включая в работу и объединяя множество нервных центров. Таким образом, импульсы, идущие от плодного яйца, направляют целостную деятельность материнского организма на успешное развитие беременности. В связи с этим у женщины изменяется характер процессов торможения и возбуждения в коре головного мозга, отмечаются изменения в соотношении влияния коры и подкорки: активность подкорки значительно повышена, активность коры -- понижена. Это выражается в преобладании сферы бессознательного (подкорка) над сферой сознательного (кора). В нервной системе беременной возникают соответствующие реакции, регулирующие изменения деятельности различных органов и систем организма. Развивающийся плод оказывает на мать воздействие таким образом, что в ее психике огромное значение приобретают подсознательные импульсы, которые преобладают над сознательной деятельностью и не поддаются ее контролю.

Существует следующая закономерность: все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Мать - это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая база» как с материальной, так и с психической точек зрения. Мать является также посредником между внешним миром и ребенком. Человеческое существо, формирующееся внутри матки, не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения, чувства и мысли, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

Этот факт, заново открытый недавно наукой, на самом деле стар как мир. Женщина всегда интуитивно ощущала его важность. Это все больше начинают понимать и отцы. Ребенок контактирует с матерью, питаясь вместе с ней земной едой и обмениваясь эмоциями и ментальными образами, которые оказывают на психику плода фантастическое влияние, формируя его характер. Организм будущего ребенка строится из материалов, которые поставляются ему из организма матери, следовательно, образ ее жизни, культура питания, отсутствие или наличие вредных привычек закладывают основу здоровья плода. Патогенное мышление и поведение матери, ее избыточные эмоциональные реакции на стрессовые факторы, которые приходят от социума и собственной семьи, служат причиной огромного числа таких послеродовых заболеваний, как неврозы, тревожные состояния и фобии, многочисленные аллергические заболевания, отставания в умственном развитии, дислексия, аутизм, органические повреждения головного мозга и много других патологических состояний.

Мать и ребенок в идеале - это единство двух сознаний, единство энергетических систем, которое формируется во время беременности, а роды это завершение процесса взаимного развития матери и ребенка. Если эти системы сформировались неправильно, то между мамой и ребенком после родов не будет согласия и взаимопонимания. Умная мама, узнав о начале счастливой беременности должна осознать самый первый принцип перинатального воспитания: ты несешь наибольшую ответственность за другое существо в этом мире, за его будущее счастье и судьбу. Поэтому все неурядицы окружающей среды, социума, профессиональной деятельности должны разбиваться о щит ментальной и физической защиты матери. Нужно осознать одну простую вещь - ты не будущая мама, ты стала мамой с момента зачатия. Твой покой, твоя любовь, твоя забота, твое ежемгновенное общение с ребенком формирует твоего наилучшего друга в этой жизни, самого родного тебе человека.