Этапы эволюции человека. Прогресс разума в мире неизбежен

Размер мозга и интеллект никак не связаны.

Мозг человека - принципы его работы, возможности, пределы физиологической и психической нагрузки - продолжают оставаться для исследователей одной большой загадкой. Несмотря на все успехи в его изучении, объяснить, как мы мыслим, понять механизмы сознания и самосознания ученые пока не в состоянии. Накопленных знаний о работе мозга, впрочем, достаточно, чтобы опровергнуть некоторые распространенные мифы о нем. Что ученые и сделали.

Все позвоночные мозги похожи друг на друга, но они показывают значительные различия - у каждого позвоночного есть разные требования к его нервной системе по отношению к образу жизни. Полусферы как рыб, так и парабозий малы, а мозжечок развивается значительно, контролируя положение тела и равновесие. Часто мозжечок перекрывает центральный мозг и длительный спинной мозг. В среднем мозгу зрителям видны тени. У мозга амфибий самые поразительные обонятельные доли и развились оба полушария, которые содержат серое вещество, средний мозг содержит визуальные лепестки, мозжечок мал из-за меньшей активности движения амфибий.

Древние люди были умнее нас?

Средний объем мозга современного человека - около 1400 кубических сантиметров, это довольно большая величина для наших размеров тела. Большой мозг человек отрастил себе в ходе эволюции - антропогенеза. Наши обезьяноподобные предки, не имевшие больших когтей и зубов, спустившись с деревьев и перейдя к жизни на открытых пространствах, стали развивать мозг. Хотя это развитие не сразу пошло быстро - у австралопитеков объем мозга (около 500 кубических сантиметров) практически не менялся шесть миллионов лет. Скачок в его увеличении произошел два с половиной миллиона лет назад. У ранних Homo sapiens мозг уже значительно вырос - у Homo erectus (Человека прямоходящего) его объем составляет от 900 до 1200 кубических сантиметров (это перекрывается диапазоном мозга современного человека). У неандертальцев мозг был уже очень большим -1400-1740 кубических сантиметров. что в среднем больше, чем у нас. Ранние Homo sapiens на территории Европы - кроманьонцы - просто заткнут нас за пояс своим мозгом: 1600-1800 кубических сантиметров (правда, кроманьонцы были высокими - 180-190 сантиметров, а антропологи находят прямую связь между размером мозга и ростом).



Мозг в эволюции человека не только увеличивался, но и менялся по соотношению разных частей. Палеоантропологи исследуют мозг ископаемых гоминид по отливке из черепа - эндокрану, который показывает относительный размер долей. Быстрее всего развивалась лобная доля, что связано с мышлением, сознанием, появлением речи (зона Брока). Развитие теменной доли сопровождалось совершенствованием чувствительности, синтеза информации от разных органов чувств и тонкой моторики пальцев рук. Височная доля поддерживала развитие слуха, обеспечивающего звуковую речь (зона Вернике). Так, например, у эректусов мозг вырос в ширину, увеличилась затылочная доля и мозжечок, но лобная доля оставалась низкой и узкой.

Мозг рептилий уже имеет большие полушари и мозжечки. Полусферы имеют такую ​​величину, что они набухают во всех направлениях и перекрываются с другими частями мозга. Мозг птицы имеет высокоразвитый мозжечок, функция которого связана с полетом. Отношение размера мозга млекопитающих к размеру тела обычно является самым большим, а это означает, что позвоночный играет решающую роль в этих позвоночных. Самая большая часть мозга млекопитающих - это конечный мозг.

Сравнение мозгов разных животных. Интерес к биологии: большой мозг не имеет отношения к животному царству. Большой и мощный мозг связан со значительными затратами. Это зависит от размера тела, высокой потребляемой энергии, длительного пренатального развития и требовательного ухода за подростками. Кроме того, большой мозг связан с более медленным развитием и низшим потомством.

И у неандертальцев в их очень большом мозге лобная и теменная доля были развиты относительно слабо (по сравнению с затылочной). У кроманьонцев мозг стал значительно выше (за счет увеличения лобных и теменных долей) и приобрел сферическую форму.

Итак, мозг наших предков рос и рос, но, что парадоксально, около 20 тысяч лет назад началась обратная тенденция: мозг стал постепенно уменьшаться. Так что у современных людей средний размер мозга меньше, чем у неандертальцев и кроманьонцев. В чем причина?

Мозговые порезы разных животных. Абсолютно самый большой мозг всех живых животных имеет огромный воражер, чей мозг весит 7, 8 кг. Второе место - слон, чей мозг весит более 4, 7 кг. На третьей ступени находится серый кит с весом 4, 3 кг. Размеры мозга варьируются в зависимости от размера животных, потому что мозг должен поддерживать определенный масштаб. Но можно констатировать, имеет ли данный человек более крупный мозг, чем он бы соответствовал его измерениям. Этими видами с самыми большими мозгами являются люди, лебеди, слоны и киты, птицы - попугаи.

КТО УМНЕЕ? МНЕНИЕ АНТРОПОЛОГА

Отвечает антрополог Станислав Дробышевский (доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ): «На этот вопрос есть два ответа: один всем нравится, другой верный. Первый таков, что размер мозга прямо не связан с интеллектом, и у неандертальцев и кроманьонцев строение было попроще, чем у нас, но техническая недоделанность компенсировалась большими размерами, и то якобы не полностью. В действительности же про нейронную структуру мозга древних людей мы совершенно ничего не знаем, так что такой ответ - полная спекуляция, утешающая самомнение современных людей. Второй ответ более реален: древние люди были умнее. Они должны были решать кучу задач на выживание, причем думать очень быстро, в отличие от нас, которым все преподносится на блюдечке с голубой каемочкой, да еще в разжеванном виде, да и торопиться никуда не надо. Древние люди были универсалами - каждый хранил в голове полный набор информации, необходимый для выживания во всех ситуациях, плюс должна была быть способность реактивно соображать в непредвиденных ситуациях. У нас же есть специализация: каждый знает махонький кусочек своей информации, а в случае чего - «обратитесь к специалисту».

То, что позвоночный имеет большой мозг, но не означает, что у него высокий интеллект. Здесь есть определенная связь, и больший мозг позвонков будет иметь более высокий интеллект, чем сравнительно большой позвонок, но он не может быть обобщен. Точно так же связь между размером мозга и интеллектом не была обнаружена у людей. В пропорции к массе тела он имеет двойной мозг по сравнению с человеческой маленькой птичьего колибри. Наоборот, один из самых маленьких мозгов в пропорции к массе тела среди млекопитающих имеет коалу.

Вероятно, это потому, что мозг потребляет много энергии, а коала питается небольшим питательным фазаном. Коала мозга занимает только половину черепной полости и плавает, как слива в компоте. Аргументы против него абсолютно неубедительны, идеологически и эмоционально предвзяты. Тем не менее, остается верным, что евгеника, по сути, в том, что касается ее применения, теорией. На практике невозможно убедить их в своих позитивах. Тем не менее, существует определенная возможность, по крайней мере, косвенно, чтобы проверить ее потенциальные выгоды на практике.




Мозг неандертальца отличается от нашего всего одной фазой развития

Находки неандертальских детей дают возможность проследить, как развивался их большой мозг. Ученые из Института эволюционной антропологии в Лейпциге Общества Макса Планка вместе с французскими коллегами сделали реконструкцию сравнительного развития мозга неандертальца и Homo sapiens. Сначала ученые провели компьютерную томографию черепа 58 современным людям. А затем сделали то же самое, положив в томограф черепа девяти неандертальцев разного возраста.

Этот вариант не лежит в теоретической перспективе будущего, а скорее в перспективе довольно далекого прошлого. Когда ледниковый период закончился, и предки современного человека стали поворачиваться от охоты к земледелию, они находились на вершине генетической точки зрения. Это особенно верно для северных частей нашей планеты, где они претерпели исключительно жесткий выбор Ледникового периода, в котором выживали только самые умные, самые ожидаемые, самые сильные и могущественные.

Грэм утверждает: Достижения в размерах мозга и интеллекте в линии предков человека продолжались почти всю охотничью эру. Эволюция завершилась высокими, мощными и очень умными ранними кроманонами и их близкими родственниками, которые некоторые из антропологов считают самым впечатляющим существом, созданным природой. Клэленд пишет: Кромановский мозг был намного больше, чем в сегодняшнем среднем. Это была прекрасная раса как физически, так и умственно. Кербер добавляет: «Размер и вес раннего мозга Кроманона были на пятнадцать-двадцать процентов больше, чем у современных европейцев».

Хотя по размеру череп неандертальца не меньше нашего, по форме они существенно различаются. Но у новорожденных обоих видов мозговая коробка по форме почти не отличается - у неандертальского младенца она совсем чуть-чуть более вытянута. А дальше пути развития расходятся. У современного человека в период от отсутствия зубов до неполного набора резцов меняется не только размер, но и форма мозговой коробки - она становится более шарообразной. А затем увеличивается только в размере, а по форме почти не меняется. Биологи решили, что это ключевой процесс мозгового формообразования, который отсутствует у неандертальцев. Форма черепа их новорожденных, подростков и взрослых почти не различается. Итого разница - в одной критической стадии сразу после рождения. Вероятно, считают ученые, такое заметное изменение формы сопровождается преобразованием внутреннего строения мозга и развитием нейронной сети, что создает условия для развития интеллекта. Статью о развитии мозга разных видов человека ученые опубликовали в журнале Current Biology.

Человечество никогда не было таким впечатляющим. Маловски утверждает: Антропологи связывают доисторических жителей Северной Африки с европейским кроманистом. В дополнение к другим физическим сходствам у них было более широкое лицо, черепа черепа и крупный объем черепной полости.

Однако это не дает нам права утверждать, что более высокие генетические качества Кроманонов, учитывая их большой мозг, абсолютно убедительны. Просто потому, что мы не можем их узнать и проверить. Большие мозги не обязательно означают более высокий интеллект вообще автоматически, хотя эта связь в целом подтверждается, и почти наверняка, что большой мозг Кроманона был ответом на жесткую среду, в которой они подвергались и требовали очень высокого интеллекта. Вообще, творчество, умение и общий интеллектуальный уровень кроманонианцев совершенно очевиден в найденных полезных объектах и ​​художественных памятниках.

Кто умнее? Мнение нейробиолога

Своим мнением поделился Сергей Савельев, заведующий лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАМН: «Это связано с тем, что в популяции людей действует искусственный отбор, направленный на то, чтобы понизить индивидуальную изменчивость и направленно отбирать высокосоциализированных посредственностей. А слишком умных и асоциальных особей уничтожать. Такое сообщество более управляемо, состоит из более предсказуемых людей, что всегда выгодно. Во все времена общество жертвовало возбудителями спокойствия в пользу неконфликтности и стабильности. Раньше их просто съедали, а позже - изгоняли из сообщества. Именно из-за этого, с моей точки зрения, из-за миграции самых умных изгоев, и началось расселение человечества. А в оседлых, консервативных и более социализированных группах шел скрытый отбор на закрепление неких наиболее удобных и благоприятных для поддержания сообщества свойств поведения. Отбор по поведению повлек за собой уменьшение мозга»

Сомнения, однако, все же могут утверждать, что у нас нет прямого доказательства этого в виде живых Кроманов. И все же по совпадению случилось так, что в одном месте современные европейцы с последними выжившими потомками древних Кромаконов встретились в сравнительно недавнем прошлом и оставили немало письменных свидетельств.

Во-первых, однако, необходимо уточнить, как некоторые кроманонианцы могли выжить до относительно недавнего времени. Кроманы были когда-то доминирующим населением по всей Европе и Средиземноморью, включая Северную Африку. Они кажутся антропологически исключительно белой расой, самой старой из них. Позже Кроманоны были частично изгнаны и частично переплетались со средиземноморскими типами людей, которые уже разделились на белые и небелые расовые подтипы и пришли в район где-то из восточного Средиземноморья.

Миф 1

ЧЕМ БОЛЬШЕ МОЗГ, ТЕМ ОН УМНЕЕ

Размеры мозга довольно сильно различаются и среди современных людей. Так, известно, что у Ивана Тургенева мозг весил 2012 грамм, а у Анатоля Франса почти на целый килограмм меньше - 1017 грамм. Но это совершенно не означает, что Тургенев был в два раза умнее Анатоля Франса. Более того, зарегистрировано, что обладатель самого тяжелого мозга - 2900 грамм - был умственно отсталым.

Тем не менее им удалось выжить в своей первоначальной форме на нескольких островах в Атлантике, недалеко от побережья Западной Африки. Здесь, будучи изолированными, им удалось сохранить свой уникальный расовый тип. Более читатель уже знает, что речь идет о Канарских островах и их таинственных жителях - Гуанчи.

Речь идет о том, чтобы добраться до островов, но это не так важно, как сохранение здесь как расовой однородной группы, по-видимому, не очень отличающейся от древних Кромонов, жесткой эволюции ледникового периода, столь сильно генетически выращенного. Шрайбер: Самое удивительное, что эти туземцы были белыми! Эта же порода, которая во время последнего ледникового периода вырезала известные рисунки в стенах скальных пещер на юге Франции и в Испании, люди типа Кромагна, предки сегодняшних европейцев; белые, которые были отделены от культурного развития этих континентов на континенте Европы и Африки и без знания горной промышленности, сохранили каменный век до века до н.э. когда столкнулись с их более цивилизованными родственниками с материка.

Так как самая важная часть мозга - это нервные клетки, или нейроны (они образуют серое вещество), то можно предположить, что чем больше мозг, тем больше в нем нейронов. А чем больше нейронов, тем лучше они работают. Но в мозге есть не только
нейроны, но и глиальные клетки (они выполняют опорную функцию, направляют миграцию нейронов, снабжают их питательными веществами, а по последним данным
- и участвуют в информационных процессах). Кроме того, часть массы мозга образована белым веществом, которое состоит из проводящих волокон. То есть связь между размером мозга и количеством нейронов есть, но не прямая. А связи между размером мозга и интеллектом, очевидно, нет вообще.

Васичек: Самая большая тайна, однако, - это их необычный облик. Мужчины были ростом более двух футов, у них была сильная мышца, красивое лицо с белой кожей, голубые глаза и светлые или розовые волосы. Против крошечных и темных испанских завоевателей они были настоящими гигантами. Подобная нация не была в тысячах миль.

Некоторые ученые даже считали, что это не просто физическое, а культурное сходство, о чем свидетельствуют картины пещер Гуанчэ, например, в Гальдаре, Бельмаке, Ла Зарце и в пещере Лос-Летрерос. Как и Кроманоны, Гуанс рисовал красные и черные линии комола, квадраты и спирали на стенах пещеры. Гуанцы на протяжении столетий рисуют росписи в пещерах. Профессор Габриэль Лагеря Университета Прованса определил жителей Канарских островов и их предков в исследовании года. В своих исследованиях он сосредоточился на старых обитателях Кромана в Северной Африке под названием Иберомавры.

Мозг можно «накачать» на беговой дорожке

Исследование, проведенное международной группой ученых и опубликованное в журнале PNAS, показало, что аэробные упражнения (занятия на беговой дорожке) в пожилом возрасте наращивают гиппокамп - область мозга, которая очень важна для памяти и пространственного обучения. Его объем определяли в магнитно- резонансном томографе. Считается, что с возрастом гиппокамп уменьшается со скоростью 1-2% в год. Специалисты считают, что такая атрофия гиппокампа напрямую связана с возрастным ослаблением памяти. Так вот, у пожилых испытуемых, которые в течение года занимались на беговой дорожке, объем гиппокампа не только не уменьшился, а даже увеличился, а также улучшилась пространственная память по сравнению с контрольной группой. Причина - опять же в стимуляции образования новых нейронов.

Они напомнили европейским кроманам, хотя они были величественными и разными в других отношениях. Происхождение этого североафриканского кроманона неизвестно. Ученые полагают, что это происходит либо из Европы, либо из Западной Азии или из других частей Африки, или она развивается непосредственно в Северной Африке.

Вследствие ледникового периода Северная Африка стала местом многочисленных вторжений из восточного Средиземноморья в Европу, а сохранившиеся отрезки Афалоу наиболее часто встречаются в двух районах, где они нашли убежище в Марокканской Рифе и Канарских островах. В Рифе, в дополнение к более крупным средиземноморским, скандинавским, смешанным типам и следам типа Афала, они выжили или восстановились в четко различимой форме и могут рассматриваться как эволюционный параллелепипед европейских выживших в палеолитах в Ирландии и континентальной Европе.




Миф 2

НЕРВНЫЕ КЛЕТКИ НЕ ВОССТАНАВЛИВАЮТСЯ

Так как нейроны не делятся, долгое время считалось, что образование новых нервных клеток происходит только в эмбриональном развитии. То, что это не так, ученые обнаружили еще несколько лет назад. Выяснилось, что в мозге взрослых лабораторных крыс и мышей есть зоны, в которых происходит рождение новых нейронов - нейрогенез. Их источник - стволовые клетки нервной ткани (нейральные стволовые клетки). Позднее было найдено, что и у человека есть такие зоны. Исследования показали, что новые нейроны активно отращивают контакты с другими клетками и включаются в процессы обучения и памяти. Повторим: у взрослых животных и людей.

Как и в Европе, эти оставшиеся в живых часто блондинки; как в Ирландии часто четки. Таким образом, на Канарских островах происходило странное столкновение между современными белыми европейцами, в основном из южно-европейских стран, с прямыми потомками самых старых представителей белой расы.

Следует отметить, что общие обстоятельства этой встречи очень грустные и с точки зрения Гуанча абсолютно трагичны. Канарские острова были предвестником завоевания Нового Света европейцами. Первые мирные контакты с испанцами, португальцами, Италией и французами были быстро заменены самым жестоким конфликтом, который последовал после того, как Гуанс узнал, что странные иностранцы хотят полностью подчинить их, доминировать над своими островами и христианизировать их. В то время Гуанси столкнулся с европейцами с очень жестким, но безнадежным сопротивлением.

Дальше ученые стали изучать, какие внешние факторы могут оказывать влияние на рождение нейронов. И выяснилось, что нейрогенез усиливается при интенсивном обучении, при обогащении условий среды и при физической активности. А самым сильным фактором, тормозящим нейрогенез, оказался стресс. Ну, и с возрастом этот процесс все же замедляется. То, что верно для лабораторных животных, в данном случае можно полностью перенести на человека. Тем более наблюдения и исследования на людях это подтверждают. То есть чтобы усилить образование новых нервных клеток, нужно тренировать мозг, обучаться новым навыкам, запоминать больше информации, разнообразить свою жизнь новыми впечатлениями и вести физически активный образ жизни.

Однако, несмотря на трагический контекст этих событий, сохранившиеся свидетельства европейцев, которые непосредственно столкнулись с Гуанчи, действительно подтверждают презумпцию исключительно генетической расы качества. Племянник пишет о первой встрече двух сторон: Что действительно удивило исследователей в Гуансиане и почему возникла тайна Канарских островов? Представьте себе на мгновение космонавта, который подошел к краю Млечного Пути, чтобы открыть далекий и неизвестный мир с обитателями, совершенно не похожими на землян.

Но едва на месте стеллы инкогнита в ожидании встречи с некоторыми монстрами, они видят, как они идут вперед с широкой улыбкой и распростертыми объятиями наших земляков. Но они облечены в раковины, которые мы не знаем на Земле, и они также говорят на неизвестном языке. Более того, они не обычные землянки, это их цветение, они являются образцовыми образцовыми образцами человеческой красоты.

В пожилом возрасте это приводит к такому же эффекту, что и в молодые годы. А вот стресс для рождения новых нейронов губителен.


ТРЕНАЖЕРНЫЙ ЗАЛ ДЛЯ МЫШЕЙ

Нейрофизиологи из Тайваня (National Cheng Kung University Medical College) работали с мышами разных возрастов - молодыми (3 месяца), взрослыми (7 месяцев), раннего среднего возраста (9 месяцев), среднего возраста (13 месяцев) и старыми (24 месяца). Ежедневную физическую активность зверушки получали посредством тренировок в колесе, каждый день по часу. После пяти недель тренировок ученые изучили, какие изменения произошли в их мозге по сравнению с «неспортивными» грызунами, которые все это время просто сидели в клетках. При помощи специального окрашивания подсчитывали число делящихся клеток, созревающих нейрональных клеток и зрелых нейронов в гиппокампе. Во- первых. исследователи убедились, что с возрастом нейрогенез снижался. Число вновь образовавшихся нервных клеток у мышей среднего возраста составляло всего лишь около 5% от количества новых нейронов у молодых мышей. Но пять недель усиленных физических упражнений сыграли свою роль: скорость появления новых нейронов у «спортивных» мышей среднего возраста по сравнению с «неспортивными» удвоилась. Разбираясь в механизмах, ученые установили, что упражнения повысили содержание белка - нейротрофического фактора, который стимулирует деление и дифференцировку нейральных клеток. То, что верно для мышей, в данном случае верно и для человека, утверждают авторы статьи в Nature. Так что физическая активность в среднем и пожилом возрасте дает неплохой шанс надолго сохранить мозг здоровым.

СТРЕСС ПОВРЕЖДАЕТ МОЗГ, ИНТЕРЕСНАЯ ЖИЗНЬ - ВОССТАНАВЛИВАЕТ

Стресс в детстве особенно вреден для мозга. Его последствия сказываются на психике, поведении и интеллектуальных способностях взрослого человека. Но есть способ компенсировать губительное воздействие раннего стресса. Как показали на лабораторных крысах израильские ученые, помочь можно, если обогатить среду обитания пострадавшего. Стресс разрушает мозг посредством гормонов, к которым относятся кортикостероиды, вырабатываемые в надпочечниках, а также гормоны гипофиза и щитовидной железы. Повышенный их уровень вызывает изменения в дендритах - коротких отростках нейронов, снижает синаптическую пластичность, особенно в гиппокампе, замедляет образование новых нервных клеток в зубчатой извилине гиппокампа и прочее. Такие нарушения в период развития головного мозга не проходят бесследно.

Специалисты из Института изучения нейробиологии эмоций (Institute for the Study of Affective Neuroscience) Университета Хайфы разделили лабораторных крыс на три группы. Одну в юном возрасте подвергли трехдневному стрессу, вторую после стресса поместили в обогащенную среду, третью оставили в качестве контрольной. Крыс, которым выпало пожить в обогащенной среде, переселяли в большую клетку, где было множество интересных предметов: пластиковые коробки, цилиндры, туннели, платформы и колеса для бега.

При тестировании крысы из стрессовой группы демонстрировали повышенный страх и сниженную любознательность и хуже обучались. У них была снижена мотивация к исследованию новой среды, что можно сравнить с потерей интереса к жизни, которая часто случается у человека в состоянии депрессии. Но пребывание в обогащенной среде компенсировало все вызванные стрессом нарушения поведения.

Ученые предполагают, что обогащение среды защищает мозг от стресса по нескольким причинам: стимулирует выработку белков - факторов роста нервов, активирует нейромедиаторные системы и благоприятствует образованию новых нервных клеток. Результаты они опубликовали в журнале PLoS ONE. Самое прямое отношение эти результаты имеют к детям-сиротам, раннее детство которых прошло в детдоме. Только интересная и насыщенная жизнь, которую постараются создать им усыновители. поможет сгладить тяжелый жизненный опыт.


Миф 3

МОЗГ ЧЕЛОВЕКА РАБОТАЕТ НА 10/6/5/2%

Это представление до недавнего времени было очень распространено. Обычно его приводили в обоснование того, что мозг имеет скрытый потенциал, который мы не используем. Но современные методы исследований не подтверждают этот тезис. «Оно возникло оттого, что когда научились регистрировать электрическую активность отдельных нейронов, оказалось, что из всех нейронов в точке измерения в каждый момент времени активны очень немногие», - говорит Ольга Сварник, руководитель лаборатории системной нейрофизиологии и нейронных интерфейсов НБИК-центра РНЦ «Курчатовский институт». Нейронов в мозге около 1012 (цифра все время уточняется), и они очень специализированы: одни электрически активны во время ходьбы, другие - во время решения математической задачи, третьи - во время любовного свидания и пр. Трудно себе представить, что будет, если они вдруг решат заработать одновременно! «Точно так же, как мы не в состоянии реализовывать весь наш опыт в одно и то же время, то есть не можем одновременно вести машину, прыгать со скакалкой, читать и прочее, - объясняет Ольга Сварник, - так же и все наши нервные клетки не могут и не должны быть активны одновременно. Но это вовсе не означает, что мы не используем мозг на сто процентов».

«Это придумали те психологи, которые сами используют мозг на два процента, - категорично утверждает Сергей Савельев. - Мозг можно использовать только полностью, в нем ничего нельзя отключить. По физиологическим законам мозг не может работать меньше чем наполовину, поскольку даже когда мы не думаем, в нейронах поддерживается постоянный метаболизм. А когда человек начинает интенсивно работать головой, решать какие-то проблемы, мозг начинает потреблять энергии почти в два раза больше. Все остальное - выдумки. И никакие мозги нельзя так натренировать, чтобы интенсифицировать их работу в десять раз».



МОЗГ - ОЧЕНЬ ЭНЕРГОЗАТРАТНЫЙ ОРГАН

Ученые давно подсчитали: интенсивно работающий мозг человека потребляет четверть ресурсов всего организма. А в состоянии покоя - 10% энергии организма. При этом масса мозга составляет всего 2% массы тела.

Миф 4

ЗА КАЖДОЕ ДЕЙСТВИЕ ОТВЕЧАЕТ СВОЯ ЧАСТЬ МОЗГА

Действительно, в коре полушарий мозга человека нейробиологи выделяют зоны, связанные со всеми органами чувств: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом, а также ассоциативные зоны, где обрабатывается и синтезируется информация.

А магнитно-резонансная томография (МРТ) регистрирует активность тех или иных областей во время разных видов деятельности. Но карта мозга не абсолютна, и появляется все больше доказательств, что все устроено намного сложнее. Например, в процесс речи вовлечены не только известные зона Брока и зона Вернике, но и другие части мозга. А мозжечок, который все время связывали с координацией движений, участвует в самых разных видах мозговой деятельности. С вопросом, есть ли в мозге специализация, мы обратились к Ольге Сварник: «В мозге есть специализация на уровне нейронов, и она достаточно постоянна, - ответила специалист. - Но выделить специализацию на уровне структур сложнее, потому что совершенно разные нейроны могут лежать рядом. Можно говорить о скоплении нейронов, типа колонок, можно говорить о сегментах нейронов, активирующихся в один и тот же момент, но невозможно реально выделить какие-то крупные области, которые принято выделять. МРТ отражает активность кровотока, но не работу отдельных нейронов. Наверное, по картинкам, которые получают по МРТ, мы можем сказать, где с большей или меньшей вероятностью можно найти те или иные специализации нейронов. Но говорить о том, что какая-то зона за что-то отвечает, мне кажется неправильным».


НЕЙРОН ДЖЕННИФЕР ЭНИСТОН

«Специализацию нейронов, - рассказывает Ольга Сварник, - можно проиллюстрировать любопытным примером, известным как «феномен нейрона Дженнифер Энистон».

Поскольку человеку в экспериментальных целях, естественно, нельзя втыкать электроды в мозг, то эта информация была получена на пациентах с эпилепсией, которым электроды в мозг вживляли для локализации очага. Так вот, у такого пациента в мозге среди других нейронов нашли нейрон, который отвечал электрическим разрядом в момент, когда на мониторе появлялась фотография актрисы Дженнифер Энистон. Это могли быть совершенно разные фотографии актрисы - нейрон всегда ее «узнавал». В другом эксперименте нашли нейрон, который реагировал только на демонстрацию «Симпсонов». Ну и так далее».

Миф 5

МОЗГ - ЭТО КОМПЬЮТЕР

По мнению Ольги Сварник, сравнение мозга с компьютером не более чем метафора: «Мы можем фантазировать, что в работе мозга есть определенные алгоритмы, что человек услышал информацию и что-то делает. Но сказать, что наш мозг работает именно так, было бы неправильно. В отличие от компьютера в мозге нет никаких функциональных блоков. Например, считается, что гиппокамп - это структура, отвечающая за память и пространственную ориентацию. Но нейроны гиппокампа ведут себя неодинаково, у них разная специализация, они не функционируют как единое целое».

А вот что считает по тому же вопросу биолог и популяризатор науки Александр Марков (Институт палеонтологии РАН): «В компьютере все сигналы, которыми обмениваются элементы логических схем, имеют одну и ту же природу - электрическую, и сигналы эти могут принимать только одно из двух значений - 0 или 1. Передача информации в мозге основана не на двоичном коде, а скорее на троичном. Если возбуждающий сигнал соотнести с единицей, а его отсутствие с нулем, то тормозящий сигнал можно уподобить минус единице.

Но на самом деле в мозге используются химические сигналы нескольких десятков типов - все равно как если бы в компьютере использовались десятки разных электрических токов... А нули и единицы могли бы иметь десятки разных, скажем, цветов. Самое же главное отличие состоит в том, что проводимость каждого конкретного синапса... может меняться в зависимости от обстоятельств. Это свойство называют синаптической пластичностью. Есть и еще одно радикальное отличие мозга от электронно-вычислительной машины. В компьютере основной объем памяти хранится не в логических электронных схемах процессора а отдельно, в специальных запоминающих устройствах. В мозге не существует участков, специально выделенных для длительного хранения воспоминаний. Вся память записана в той же самой структуре межнейронных синаптических связей,которая одновременно является и грандиозным вычислительным устройством - аналогом процессора»

Научно-популярный журнал
«Детали мира»

Филогенетическое дерево человека разумного построено еще только в общих чертах. Основные этапы эволюции человека охарактеризованы в таблице:

Основные этапы эволюции человека
Антропоиды Гоминиды
Дриопитек Австралопитековые (австралопитек) Человек умелый Древнейшие люди (питекантроп, синантроп) Древние люди (неандерталец) Новые люди (кроманьонец, человек)
Возраст, лет
18 млн 5 млн 2-3 млн 2 млн — 200 тыс 250-35 тыс 50-40 тыс
Внешний вид
Небольшие животные с округлым черепом, бинокулярным зрением, хорошо развитым головным мозгом; могут находиться в вертикальном положении Масса до 50 кг, рост до 150 см, руки свободны, прямохождение Фаланги пальцев сплющены, первый палец стопы не отведен в сторону Рост около 160 см, массивный костяк, положение тела полусогнутое Рост 155-165 см, коренастые люди, ходили несколько согнувшись Рост около 180 см, физический тип современного человека
Объем мозга, см 3
550-650 750 700-1200 До 1400 Около 1400
Череп
Череп близок по строению к черепу человекообразных обезьян Массивные челюсти, небольшие резцы и клыки Зубы человеческого типа Кости черепа массивные, лоб покатый, надбровные валики выражены Скошенные лоб и затылок, большой надглазничный валик, подбородочный выступ развит слабо Мозговой череп преобладает над лицевым, сплошной надглазничный валик отсутствует, подбородочный выступ хорошо развит
Орудия труда
Манипуляция с окружающими предметами Систематическое использование естественных предметов Изготовление примитивных орудий труда Изготовление хорошо выделанных каменных орудий труда Изготовление разнообразных каменных орудий труда Изготовление сложных орудий труда и механизмов
Образ жизни
Стадный образ жизни Стадный образ жизни, охота, собирательство Кооперирование во время охоты и групповая защита Общественный образ жизни, поддержание огня, примитивная речь Коллективная деятельность, забота о ближних, развитая речь Настоящая речь, абстрактное мышление, развитие сельского и промышленного хозяйства, техники, науки, искусства

По современным данным палеонтологии, предшественниками человека являются древние примитивные насекомоядные млекопитающие, давшие начало парапитекам.

Парапитеки появились около 35 млн лет назад. Это были древесные обезьяны, от которых произошли современные гиббоны, орангутаны и дриопитеки.

Дриопитеки возникли около 18 млн лет назад. Это были полудревесные, полуназемные обезьяны, которые дали начало современным гориллам, шимпанзе и австралопитекам.

Австралопитеки появились около 5 млн лет назад в безлесных степях Африки. Это были высокоразвитые обезьяны, которые передвигались на двух задних конечностях в полувыпрямленном положении. Их рост составлял 120-150 см, масса тела — 20-50 кг, объем мозга — около 600 см 3 . Освободившимися передними конечностями они могли брать палки, камни, другие предметы и использовать их для охоты и защиты от врагов. Изготовление орудий труда австралопитеками не установлено. Жили группами, употребляли как растительную, так и животную пищу. Австралопитеки, возможно, дали начало Человеку умелому. Этот вопрос остается дискуссионным.

Человек умелый сформировался 2-3 млн лет назад. Морфологически он мало отличался от австралопитеков, но именно на этой стадии произошло превращение обезьяны в человека, поскольку Человек умелый изготовил первые примитивные орудий труда. С этого момента изменились условия существования предков человека, в результате чего преимущества в выживании получили особи с признаками, способствующими прямохождению, способности к трудовой деятельности, совершенствованию верхних конечностей и познавательной активности мозга. Человека умелого считают предком архантропов.

Древнейшие люди (архантропы)

К ним относят, в частности, питекантропа и синантропа, принадлежащих в одному виду — Человек прямоходящий . Останки питекантропа были обнаружены в 1891 г. на острове Ява; останки синантропа — в 1927 г. в пещере близ Пекина. Питекантропы и синантропы были более схожи с австралопитеками, чем с современными людьми. Они имели рост до 160 см, объем мозга — 700-1200 см 3 . Они жили 2 млн — 200 тыс. лет назад, преимущественно в пещерах и вели стадный образ жизни. Изготавливаемые ими орудия труда были более разнообразны и совершенны, чем у Человека умелого. Считают, что у них были зачатки речи. Они пользовались огнем, что делало пищу легче усвояемой, защищало от хищников и холода, способствовало расширению ареала.

Древние люди (палеоантропы)

К ним относят неандертальцев . Впервые их останки найдены в долине р. Неандерталь в Германии в 1856 г. Неандертальцы были широко расселены в Европе, Африке и Азии в ледниковую эпоху 250-35 тыс. лет назад. Объем их мозга достигал 1400 см 3 . У них еще сохранились надбровные валики, относительно низкий лоб, массивная нижняя челюсть с зачатком подбородочного выступа. Они жили в пещерах группами по 50-100 человек, умели добывать и поддерживать огонь, питались растительной и животной пищей, изготавливали разнообразные каменные, костяные и деревянные орудия труда (ножи, скребки, рубила, палки и т.п.). У них существовало разделение труда: мужчины охотились, изготавливали орудия труда, женщины обрабатывали туши животных, собирали съедобные растения.

Современные люди (неоантропы)

Неандертальцев сменили люди современного физического типа — кроманьонцы — первые представители вида Человек разумный. Они появились около 50-40 тыс. лет назад. Некоторое время палеоантропы и неоантропы существовали совместно, но затем неандертальцы были вытеснены кроманьонцами. Кроманьонцы обладали всеми физическими особенностями ныне живущих людей: высокий рост (до 180 см), большой объем головного мозга (около 1400 см 3), высокий лоб, сглаженные надбровные валики, развитый подбородочный выступ. Последний указывает на развитую членораздельную речь. Кроманьонцы строили жилища, делали одежду из шкур, сшитых костяными иглами, изготавливали изделия из рога, кости, кремня и украшали их резьбой. Кроманьонцы научились шлифовать, сверлить, знали гончарное дело. Они жили родовыми общинами, приручали животных, занимались земледелием. У них появились зачатки религии и культуры.