Становление лирического героя в творчестве раннего маяковского. Лирический герой поэзии маяковского

"Бесценных слов транжир и мот" (Лирический герой раннего Маяковского)

Владимир Владимирович Маяковский- один из ярчайших поэтов Серебряного Века русской поэзии. Его натура противоречива и многозначна, его лирический герой меняется и вырастает на протяжении всего творчества поэта. Одних это шокирует, других заставит задуматься, третьи увидят в стихотворениях самих себя, проникнуться ими, но одно известно точно, творчество Маяковского не оставит равнодушным никого.

Стоит только один раз взглянуть на его строки, полные свободы, пожара чувств, борьбы, вы не забудете эти эмоции никогда.

Раннее творчество Маяковского выпадает на годы тяжелых для России событий. Поэт не только принимает Революцию, он видит в ней нечто грандиозное, своеобразный шанс обновления страны, уничтожения старого и изжившего себя мира. Маяковскому принадлежит исключительная роль, он первый из поэтов двадцатого столетия отдал свой могучий талант революционному обновлению жизни, начатому Великим Октябрем. Лирический герой раннего Маяковского имеет две ипостаси: с одной стороны- герой великой эпохи, с оптимизмом ожидающий перемен (поэма "Хорошо!"), с другой стороны, личность ранимая, трагическая, страдающая от внешнего мира.

Не смотря на полное отрицание всего: любви, строя, религии, искусства, в его творчестве можно найти переклички с важнейшими темами классики. Так, главной темой поэзии Владимира Маяковского становится конфликт поэта и толпы. В стихотворении "Нате!" особенно ярко выражен протест обществу. Он ненавидит обывателей, которые не могут по праву оценить его талант. Их он называет толпой, "стоглавой вошью". Своим отношением они лишь топчут, грязно оскорбляют сердце поэта. Себя он называет мотом и транжиром бесценных слов, наивно раскрывшим драгоценные шкатулки своих стихов. Умение видеть мир по-другому, исключительная обособленность поэта от толпы, также прослеживается и в стихотворении "А вы могли бы?". Там, где простой человек видит серые будни, поэт раскрашивает их красками, в тяжелых водопроводных трубах лирический герой разглядывает нежный музыкальный инструмент, на котором можно сыграть даже ноктюрн. Но за внешней грубостью поэта скрывается ранимая душа. В стихотворении "Скрипка и немножко нервно" лирический герой, заметив несправедливое отношение оркестра к скрипке, переживает, сочувствует ей. Ее не понимают, относятся как к чужой. В ее плаче, перебиваемой игрой других инструментов, он увидел себя: "Я вот тоже ору, а доказать ничего не умею!" Не стерпев столь грубого отношения к скрипке, герой не выдерживает, встает с места и бежит к ней, бросаясь на шею. Лирический герой, как никто другой, признает ее слезы, он также все время что-то доказывает, а взамен получает непонимание и насмешки.

Все это говорит о многогранности души поэта. Нельзя назвать Маяковского исключительно поэтом- революционером, так как в его раннем творчестве много и философских мотивов. В его строках видно, как тяжело найти поэту свое место в жизни. Он не хочет жить отдельным "Я", его беспокоят взаимонепонимания с окружающими людьми. Маяковский стремиться доказать, что он- часть огромного целого. Поэтому и его лирический герой доказывает свою причастность к общему мирозданию, пытаясь обрести гармонию и душевное равновесие.

11. Жанрово-стилевое своеобразие лирики В.Маяковского. Лирический герой

Все переживания и настроения поэт выражает через свое «я», т.е. через образ лирического героя. Если попытаться в самом общем виде определить характер лирического героя раннего Маяковского, то героя этого можно назвать бунтарем-романтиком, мятежником, убежденным в своем праве выступать от имени «уличных тыщ», ниспровергателем устоев мироздания. В то же время этот герой-индивидуалист ощущает свое трагическое одиночество среди людей. В стихотворном цикле «Я» (1913) лирический герой, делая заявку на сверхличность, которой все человеческое чуждо («идет луна - / жена моя», «Я люблю смотреть, как умирают дети»), вместе с тем переживает душевную боль («Это душа моя / клочьями порванной тучи / в выжженном небе / на ржавом кресте колокольни!», «Я одинок, как последний глаз / у идущего к слепым человека»). В поэзии Маяковского первой половины 1910-х годов выражено желание поэта быть понятым, самому получить от мира сочувствие («Скрипка и немножко нервно», 1914). Его протест против современных социальных и моральных норм («Нате!», 1913) не самоценен, он является следствием внутренней драмы «раненного, загнанного» героя («От усталости». 1913). Можно сказать, что лирический герой Маяковского одновременно и эпатирует, и страдает. Конфликт героя и современности, отрицание общепризнанных истин, культ силы и молодости и параллельно беззащитность в любви, восприятие мира через любовь - эти мотивы выразились в наиболее значительном произведении раннего Маяковского - поэме 1914-1915 годов «Облако в штанах». Амбивалентность героя Маяковского, лирика и бунтаря, отразилась и в поэме 1915 г. «Флейта-позвоночник». Дисгармонии между поэтом и миром соответствует образ любовной муки, которая обостряет его душевную неопределенность, внутренний разлад с самим собой, его раздвоенность:

«Короной кончу? / Святой Еленой? / Буре жизни оседлав валы, / я - равный кандидат / и на царя вселенной / и на кандалы». Богохульные мотивы «Облака в штанах» сменяются в поэме «Флейта-позвоночник» мотивами любви как Божьего промысла, обращенной к Богу молитвы. Неоднозначность «я» Маяковского как раз и выразилась в том, что поэт, пребывая в конфликте с действительностью, с вещным миром и миром сытых и благополучных, в то же самое время был адекватен вселенной, вбирал в себя и космос, и городское бытие, и страдания людей.

Концепция свободного нового человека выражена Маяковским и в поэме 1916-1917 годов «Человек». Поэт предстает здесь новым Ноем, глашатаем солнца, избранником со своим Вифлеемом, своим рождеством, страстями, вознесением и новым пришествием на землю. Как и в «Войне и мире», он несет миру идею любви («Дней любви моей тысячелистное Евангелие целую»). Неохристианская метафизика Маяковского, атеиста, материалиста по убеждениям, раскрывается в трагико-лирическом, интимном сюжете: сердце нового Ноя изнывает в тоске, душа его болит от ревности, он «застрелился у двери любимой». Футуристические настроения Маяковского этого периода, его представления о грядущем совершенном мире неотделимы от его лирического состояния.

Февральская и Октябрьская революции явились для Маяковского началом реального воплощения его идей о новом, свободном человеке и счастливом мироустройстве. Обещанная большевиками коммуна стала тем самым идеалом, который заменил в футуристических утопиях поэта неохристианские модели. Коммунистическая идея не только отвечала футуристическим мечтам о грядущем земном рае, но и придала им определенность, конкретный смысл и прикладной характер. Отныне романтический индивидуализм, присущий лирическому герою Маяковского, уступил место соборности, единению с миллионами, «я» сменилось на «мы», конфликт личности и общества был снят самой историей.

В творчестве Маяковского после 1917 г. революционные катаклизмы России соизмеримы по масштабам с планетарным «разливом второго потопа» («Наш марш», 1918). Конечно, в душе поэта-трибуна, прославлявшего революцию, находилось место живым, естественным чувствам - революция в конечном счете означала для Маяковского борьбу за торжество человечности. Об этом свидетельствует стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» (1918), проникнутое неподдельным состраданием, отзывчивостью к чужой боли. И все же моральная переориентация поэта, обусловленная грандиозностью революционных задач, очевидна: его лирический герой, еще недавно озарявший мир идеями любви и прощения, теперь отдает предпочтение «товарищу маузеру» и призывает крепить - «у мира на горле / пролетариата пальцы!» («Левый марш». 1918.).

Сам пролетарий в соответствии с официальной трактовкой его как гегемона революции обретает в послеоктябрьском мировосприятии Маяковского черты пророка и сверхчеловека. Пролетарий - победитель планеты, разносчик новой веры («Мы идем», 1919).

Прежнее романтическое мирочувствование Маяковского уступило место дидактизму, характерному как для классицизма, так и для социалистического реализма. Мотивы сострадания лирического героя слабому и обиженному вытеснены образом поэта-глашатая, чья миссия - быть над толпой, чьи стихи выражают абсолют собственной позиции, адекватной интересам власти.

(304 слова) Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930) – неординарная личность, управлявшая «пароходом современности». Он был человеком, таившим в себе тысячу личностей, одна из которых полюбила футуризм. Ранимый нахал, обворожительный любовник и бунтарь, жаждущий найти своё место в жизни. Такая персона заряжала своей энергией всех и вся.

Лирический герой – это дитя поэта, которое говорит о своём отце из века в век. Он несёт в себе все черты и настроения своего создателя. Поэтическое воплощение Владимира Владимировича Маяковского такое же неповторимое, как и сам поэт.

Влюблённый Маяковский истязает великим чувством себя и своего лирического героя. В стихотворении «Лиличка! (Дым табачный воздух выел…)» эго автора испытывает муки от любви. Оно вступает в спор с чувствами, словно вызывая их на дуэль. Его «сердце в железе», сам герой «дикий». Он сравнивает свои эмоции с неукротимой бурей, в которой герой «душу цветущую любовью выжег». Любящее сердце не смиряют никакие оковы, говорит Маяковский в унисон со своим воплощением на бумаге. То же самое говорит он в «Письме Татьяне Яковлевой», где предрекает женщине, как и ее красивому городу, капитуляцию. Автор верил в победу своей коммунистической идеи так же, как верил в свои силы, свою преданность, свою страсть.

Поэт-бунтарь поднимает на восстание и своего лирического героя. «Протестую!» — заявляют они в одноимённом стихотворении. «Я ненавижу человечье устройство», — вещает создание великого автора. Но что стало причиной возмущения? Однотипность жизни, её стандартность: «Переиначьте конструкцию рода человечьего!». Герой рождает бунт лишь в своих мыслях, ведь только он видит все ужасы действительности. Он обрушивается на них с громогласной критикой в работах «Нате!» и «Прозаседавшиеся».

Стоит отметить, что Владимиру Маяковскому было чуждо определение поэзии, как волшебного эликсира, приносящего эстетическое удовлетворение. Каждый его стих заряжен неистовой энергией и великой идеей, поэтому его лирический герой должен был быть бомбой. Он должен взрывать сознание, переворачивать стереотипы, кричать среди безвольной толпы:

Послушайте! Ведь, если звезды зажигают —
значит – это кому-нибудь нужно?

Лирический герой Маяковского – это тот, кто зажигает эти звёзды.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Каков лирический герой Маяковского: оптимистически настроенный герой своей эпохи или трагическая страдающая личность?

Показать текст целиком

Творчество В.В.Маяковского - уникальное явление в отечественной литературе. Его фигура широко обсуждается в литературных кругах, среди читающей молодёжи поднимаются интересные споры о нём. Поэзия Маяковского незаурядна, сложна - не только из-за необычной манеры стихосложения, но также из-за скрытого, глубоко смысла.

Отвечая на вопрос о том, кого из себя представляет лирический герой В.Маяковского, нельзя дать однозначного ответа. Я люблю его поэзию именно за то, что несмотря на агитационную, "плакатную" направленность его революционных стихотворений, порой он предстаёт перед читателем как глубоко ранимый и чуткий человек.

Ранняя лирика и вся любовная поэзия дают нам особое представление о внутреннем мире лирического героя. В дореволюционном творчестве можно почувствовать печальный пафос стихотворений: поэт ощущает себя абсолютно одиноким: "Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека." Такое настроение вскоре принимает иные оттенки: отчаяния, тоски. Лирическому герою кажется, что его воспринимают неудачником, чудаком, и над его поступками смеются. Он пишет такие строки: "Нет людей, понимаете крик тысячидневных мук?". Ноты отчуждения и отчаяния звучат в словах: "Истомившимися по ласке губами тысячью поцелуев покрою умную морду трамвая". Он пытается подарить свою любовь людям, но оказывается осмеянным и невостребованным.

К любви Маяковский относился как к величайшему благу, которое способно по-настоящему вдохновить. "Любовь - это сердце всего" - писал поэт. Он придавал этому чувству вселенское, космическое значение, он отдавался ему всецело, и из-за этого

Критерии

  • 3 из 3 К1 Глубина понимания темы и убедительность аргументов
  • 2 из 2 К2 Уровень владения теоретико-литературными знаниями
  • 3 из 3 К3 Обоснованность привлечения текста произведения
  • 3 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность изложения
  • 1 из 3 К5 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 12 из 14

Лирический герой ранней лирики В. В. Маяковского – это революционер–романтик, ищущий в творчестве не просто самовыражения, а оружие борьбы с ненавистными ему буржуазным обществом, являющимся врагом революции, которую он предрекает и в которую верит. Раннее творчество поэта уже содержит мотивы социального звучания, сформированные в его ещё юном сознании, и это выделяет Маяковского из числа многих художников слова того времени.

Прежде чем перейти к характеристике образа лирического героя, следует сказать, как Маяковский видит мир и что является объектом его наблюдений на раннем этапе творчества. В таких, например, стихотворениях, как «Порт», «Ночь», «Утро», ощущаются поиски необычного, глубоко индивидуального отображения действительности, а также определяется и главная тема дооктябрьского периода его поэзии – человек и капиталистический город.

Город уподобляется аду, его «шумики, шумы и шумищи» несут людям страдания. Человек в этом мире «одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека». Здесь «жуток шуток квакающий смех", стихи поэта уподобляются «окровавленному песнями рогу»:

Кричу кирпичу,

слов исступлённых вонзаю кинжал

в неба распухшую мякоть… -

Эти строки одного из стихотворений Маяковского 1913 года передают настроение большинства ранних произведений поэта, в том числе, его трагедии «Владимир Маяковский», созданной в том же 1913 году. Действующие лица этого первого драматического произведения Маяковского – люди, искалеченные современным буржуазным городом. Они воплощают в себе человеческие несчастья. «Легло на город громадное горе и сотни махоньких горь», - говорит один из персонажей трагедии. Задача поэзии для Маяковского заключается в том, чтобы выразить страдания этих людей-калек, вобрать в себя слёзы и боль миллионов униженных и оскорблённых.

Таким образом, можно сделать вывод о художественном пространстве и времени, в которые Маяковский помещает своего лирического героя. Это предреволюционный период, в котором торжествующей силой выступает буржуазный город со своими калечащими людей порядками, заставляющими их страдать. Страдает в условиях капиталистического общества и лирический герой.

В «Облаке в штанах» с большой силой проявился образ героя, характер которого был сформирован под влиянием антибуржуазной деятельности, высокой гуманистичности, романтико–революционных стремлений к лучшему будущему. Четыре главы поэмы объединены общим лозунгом, провозглашённым страдающим человеком–бунтарём, желающим избавить себя и других от четырёх основных буржуазных зол: «долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию».

Лирический герой Маяковского страдает от неразделённой любви к Марии, женщине, которая ушла к другому, человеку из мира, управляемому капиталом. Своеобразие раскрытия любовной темы в этой поэме, однако, заключается не в простой констатации душевных переживаний, а в объяснении трагедии неразделённой любви в буржуазном обществе. Лирический герой выступает здесь защитником нормальных человеческих отношений, которыми не управляют деньги, страсть, пошло воспеваемая «чирикающим» искусством и прикрываемая мнимой религиозностью. Мы видим уже в этом раннем произведении, как герой от личных бед и переживаний переходит к переживаниям за судьбу «голеньких, потненьких, покорненьких, закисших в блохастом грязненьке», то есть тех, кого согнуло под пудом «сала» «зажиревшего» правящего класса.

Герой – не эгоист, он – гуманный член социума, ощущающий себя тринадцатым апостолом, в руках у которого «сапожный ножик», способный раскроить «пропахшего ладаном отсюда до Аляски!»

Он также поэт–провидец, предрекающий приближение революции, которое обязательно приведёт, верит он, в «коммунистическое далёко» всех страдальцев.

Мотив борьбы героя за личное счастье, которое невозможно, если не затянуть узел на шее зажравшегося строя, искусства и религии, проходит через все раннее творчество Маяковского. После «Облака в штанах» он найдёт отражение и в ряде произведений 1915-1917 годов, таких, как поэмы «Флейта – позвоночник», «Война и мир», «Человек». В этих произведениях гуманистический идеал Маяковского, воплощённый в лирическом герое, претерпевает эволюцию. В «Облаке в штанах» тринадцатый апостол призывал угнетённых к ниспровержению угнетателей, спустившись с неба, то есть как бы стоя над людьми. Когда же в первой и третьей частях поэмы герой лишился апостольского ореола, то превратился в такого же угнетённого, выкинутого в «грязную руку Пресни».

В произведениях же, написанных после «Облака…», Маяковский переходит к прославлению уже не апостола, а как раз обыкновенного человека, который весь – «необыкновенное чудо двадцатого века». Именно в простом человеке содержится великая сила, способная устранить любую причину людских страданий.

Таков лирический герой ранней лирики Маяковского.