Статья социальная защита инвалидов в рф. Что представляет собой закон? Реабилитация и абилитация, гарантированные права

Федеральное законодательство определяет политику государства по защите инвалидов. Какие льготы имеет инвалид 1 группы? Список выплат, компенсаций, права на социальную адаптацию прописываются не в одном законе, а разрабатывается перечень правовых и нормативных документов. Акты предусматривают реализацию экономических прав, гражданских и политических свобод с учетом принципов и нормативов международного права.

В России инвалиды пользуются предоставляемыми льготами в сферах социального обеспечения, транспорта, здравоохранения, трудовой деятельности и других. Дополнительные привилегии устанавливаются на уровне регионов, обеспечивая достойный уровень жизни инвалидов в соответствии с определенной законом системой льгот.

Лица, относящиеся к 1 группе инвалидности

Закон о защите инвалидов определяет инвалидность как стойкое нарушение отдельных функций организма, вызванное травмами, дефектами развития. Расстройство здоровья приводит к ограничению жизненной деятельности, утрате способности обслуживать себя самостоятельно, обучаться и осуществлять трудовую деятельность, и требует социальной защиты со стороны государства. Граждане с серьезными проблемами здоровья относятся к 1 группе инвалидности и нуждаются в посторонней помощи.

Группа инвалидности устанавливается институтом медицинской и социальной экспертизы в порядке, предусмотренном правительством. В зависимости от величины нарушения функций жизнедеятельности инвалидам присваивается группа, а несовершеннолетних граждан относят к категории "Инвалиды с детства". К первой группе инвалидности относят лиц, которые:

  • обслуживают себя в быту только с помощью других людей;
  • не передвигаются без посторонней помощи;
  • ощущают дезориентацию в пространстве;
  • не контролируют свое поведение;
  • трудно контактируют и общаются с окружающими;
  • не могут получить полноценное образование;
  • могут выполнять только определенные трудовые операции.

Аспекты социальной защиты

Поддержка инвалидов, их защита в социуме осуществляется государственной системой, предусматривающей правовые, социальные и экономические меры для восполнения ограничений функциональности организма. Мероприятия направлены на предоставление возможностей инвалидам наравне с остальными гражданами жить полноценной общественной жизнью.

Какими льготами пользуется инвалид 1 группы? Пенсионный фонд производит определенные выплаты незащищенным гражданам. В рамках социальных льгот инвалидам выдаются лекарства бесплатно или со скидкой. Они обеспечиваются путевками для лечения в санатории, бесплатными поездками в транспорте города или пригородов. Для инвалидов предусмотрены льготы по выплате земельного и имущественного сборов. Незащищенные граждане, проживающие в Москве, получают социальную карточку москвича, которая расширяет ряд стандартных льгот.

Деятельность государственных служб по отношению к инвалидам

Законодательство определяет меры социальной адаптации в соответствии с Конституционными положениями, Федеральным законом о защите, другими законодательными актами и нормативными положениями. Федеральная власть осуществляет следующие мероприятия:

  • определяет государственное отношение к незащищенным слоям общества;
  • принимает государственные законы в этой области и вносит изменения в существующие нормативные документы;
  • контролирует мероприятия по осуществлению защиты;
  • заключает соглашения и договоры России по защите инвалидов;
  • определяет принципы работы медицинской экспертизы по установлению группы и проведению реабилитации; решает, какие льготы положено инвалиду 1 группы;
  • производит стандартизацию социальных услуг, технических методов восстановления, устанавливает правила и нормы по доступности для инвалидов социальной среды, определяет требования по сертификации;
  • устанавливает порядок и проводит аккредитацию учреждений и предприятий, независимо от формы собственности, помогающих восстановлению инвалидов;
  • разрабатывает и воплощает целевые программы по защите инвалидов, определяет льготы инвалиду детства 1 группы;
  • финансирует и осуществляет базовые государственные программы реабилитации;
  • создает и контролирует сеть объектов государственной собственности по восстановлению инвалидов;
  • определяет список специальностей в области реабилитационной индустрии и занимается их квалификационной подготовкой;
  • финансирует и координирует научные и исследовательские разработки относительно проблем инвалидов;
  • разрабатывает методические нормы по вопросам адаптации инвалидов;
  • устанавливает квоты рабочих мест для незащищенных слоев и следит за их распределением;
  • следит за деятельностью общественных сообществ инвалидов и оказывает помощь;
  • устанавливает государственные льготы предприятиям, организациям и хозяйственным товариществам, которые вкладывают средства в сферу реабилитации инвалидов и содержат в уставном капитале вклады объединения инвалидов;
  • определяет, какие льготы имеет инвалид 1 группы, устанавливает государственную помощь отдельным категориям;
  • рассчитывает показатели и расходы государственного бюджета по вопросам адаптации и восстановления инвалидов;
  • содержит единый реестр учета незащищенных граждан, разрабатывает систему сбора статистических сведений об экономическом и социальном положении инвалидов.


Работа медицинской и социальной экспертизы

Бюро социальной и медицинской экспертизы в определенных законом рамках освидетельствует инвалида и определяет меры социальной помощи и защиты. Специалисты оценивают размер нарушения работы организма, ограничения жизненной деятельности и выбирают индивидуальную программу восстановления человека.

Эксперты назначают расширенное медицинское исследование инвалида, и на основании результатов дают оценку состояния организма. Проводится анализ функциональных способностей, социально-бытовых условий проживания, профессиональных и трудовых возможностей, учитываются данные психологического обследования. Полученные результаты влияют на выводы о том, какие льготы у инвалидов - наиболее насущные, составляется программа реабилитации и абилитации.

Медико-социальное бюро находится в ведении Федеральной службы социальных исследований, которая, в свою очередь, входит в структуру системы социальной помощи населению. Медицинские исследования и система реабилитации включены в базовую систему медицинского страхования граждан России, финансируются государственным фондом и частично региональными страховыми организациями федеральной принадлежности. Медицинская и социальная экспертиза производит следующую работу:

  • определяет степень инвалидности и присваивает группу, определяет причины и сроки наступления нарушений, выявляет потребности в конкретных видах помощи;
  • разрабатывает индивидуальные мероприятия по восстановлению, выясняет, какие льготы имеет инвалид 1 группы;
  • обрабатывает, изучает статистические данные об уровне и причинах возникновения инвалидности у населения региона и страны;
  • разрабатывает и осуществляет комплексные меры профилактики, реабилитации и защиты населения;
  • выявляет степень и причины утраты трудоспособности индивидуумов, получивших увечье в результате работы или профессиональных условий; особенно пользуются вниманием инвалиды-колясочники, получившие травму на производстве;
  • в рамках законодательства России определяет причины смертельного случая и предоставляет семье положенный перечень услуг, выплат и льгот.

Для всех органов Федеральной власти вывод службы медицинского и социального освидетельствования становится обязательным условием для работы, в этот список входят организации и учреждения по восстановительной работе, независимо от собственности.

Суть реабилитации

Восстановление инвалида представляет собой систему мероприятий, направленных на исключение ограничений жизни и деятельности или их компенсацию. Цель реабилитации заключается в возвращении утраченного социального статуса индивидууму-инвалиду, получении им независимости в материальном плане и адаптации в социуме. Инвалидам предоставляется бесплатное санаторно-курортное лечение, материальная помощь, другие льготы.

Реабилитация с медицинской точки зрения обозначает восстановление с помощью терапевтических мер, хирургических операций, техник ортезирования и протезирования. Если говорить о профессиональной адаптации, то мероприятия составляют ориентацию в различных сферах деятельности, получение нового образования для работы, адаптации в производственной среде, трудоустройства на бронированные места. Помимо этого, инвалиды проходят адаптацию в социальной среде и быту.

Государственная базовая программа реабилитации

Инвалиды-колясочники, относящиеся к первой группе, получают гарантированные льготы, на них направлены реабилитационные мероприятия, бесплатно предоставляются услуги и технические средства за счет средств из государственного бюджета. Федеральную программу восстановления инвалидов утверждают правительственные органы России. Технические средства, требуемые услуги, материальные компенсации выдаются незащищенным гражданам в натуральном проявлении.

К средствам технической реабилитации относятся инвалидные коляски, кресла, костыли и протезы. Для того чтобы получить эти устройства в пользование, инвалид оформляет в региональном медико-социальном центре экспертизы индивидуальную программу восстановления. После прохождения комплекса необходимых исследований инвалиду выдается справка о положенном для реабилитации техническом устройстве для передвижения или другой цели.

Ремонт и замена запчастей на технике выполняется за счет государства. Пришедшие в негодность коляски и кресла не возвращаются обратно, как это происходило до 2008 года.

Программа индивидуального восстановления и абилитации инвалида

Индивидуальная система реабилитации инвалида разрабатывается для каждого индивидуума отдельно с учетом присущих именно ему нарушений функциональности организма. Программа включает в себя сведения об изменении работы конкретного органа и включает список мероприятий по его частичному или полному восстановлению. Система индивидуального восстановления помогает больному определиться с наиболее действенным способом решения проблемы, выяснить, какие льготы имеет инвалид 1 группы. Одному инвалиду нужна помощь в предоставлении рабочего места, другому - в организации специального обучения, третьему требуется помощь социального работника для организации быта.

Абилитация является новым понятием. Заключается она в адаптации инвалида в социальной сфере, включает формирование деловой и общественной активности. Программа включает в себя полную или частичную независимость в материальном плане. Для этого прописываются конкретные мероприятия с выбором исполнителя, будь то организация трудовой деятельности, выдача лекарств бесплатно или занятия в спортивном комплексе. Существующее ранее представление о том, что инвалид – это человек, утративший способность к нормальной деятельности, сменяется на то, что многие люди не имеют таких способностей с рождения, например в случае с ДЦП. Программа абилитации не только восстанавливает утраченные способности, но и обучает незащищенного члена общества тем функциям, которых не было у больного со дня рождения.

Программа содержит только рекомендации, инвалид отказывается от каких-либо мероприятий по собственному желанию без дальнейших последствий. В части выбора исполнителя обучения или формирования производственных навыков инвалид или его опекун определяют того, который поможет более эффективно. Форма собственности учреждения не имеет значения. Инвалиду выдаются лекарства бесплатно, а если медикаменты или технические средства индивидуум покупает за свои деньги, то ему выплачивается компенсация. Полный отказ инвалида от программы индивидуального восстановления освобождает соответствующие органы от ответственности и не обозначает получения компенсации за бесплатные мероприятия, которые не были проведены.

Коммунальные льготы инвалидов 1 группы

Льготы по оплате жилплощади и услуг коммунальных организаций предоставляется государством инвалидам в размере не менее 50% от полной стоимости. Такие льготы касаются муниципального или государственного жилья. Остальные формы собственности незащищенных граждан не подпадают под категорию оплаты жилплощади. Что касается коммунальных платежей, то здесь форма принадлежности к другим жилищным фондам значения не имеют.

Отопление в частном доме с индивидуальным котлом компенсируется материальной суммой на приобретение топлива в размере норм потребления, определенных в законодательстве. Инвалидам дается право на получение жилья вне очереди, при условии, что человек признается таким, которому нужно улучшить жилплощадь. Если инвалид имеет заболевание, которое мешает совместному проживанию с ним членов семьи, то ему предоставляется дополнительная жилплощадь.

Льготы и компенсации на курортный отдых и лечение

Инвалиды первой группы имеют право на безвозмездное санаторно-курортное лечение один раз в год в течение трех лет после оформления группы. Один раз в год разрешается проезд в санаторий или курорт бесплатно. Если с ним едут сопровождающие лица, в которых есть прямая необходимость, то на них также распространяется льгота бесплатного проезда.

Право на получение отдыха на курорте и в санатории имеют право инвалиды всех трех групп и незащищенные граждане без определения степени ограничения. Дети-инвалиды пользуются такими льготами без ограничения. Граждане получают путевки при медицинских показаниях к такому лечению в санаторных комплексах, расположенных на территории страны и включенных в список рекомендованных курортов органами здравоохранения и социального развития.

Вместо санаторного отдыха по личному заявлению гражданина предоставляется амбулаторное лечение на курорте без питания и проживания на территории. Путевки для инвалидов оплачивает Фонд соцстраха России. Длительность пребывания на курорте, отбор претендентов определяются с учетом медицинских показаний или противопоказаний для лечения, данные предоставляются центром медицинского и социального исследования.

Пенсионные льготы инвалидов

Инвалидам 1 группы выплачиваются самые большие пенсионные выплаты по сравнению с категориями других групп. Стандартный размер пенсионного обеспечения составляет 9,5 тыс. рублей. Если инвалид к моменту начисления пенсии имеет трудовой стаж, то к этой сумме начисляются дополнительные средства. Помимо этого, всем инвалидам полагается фиксированная доплата в сумме 4,3 тыс. рублей.

Некоторым категориям назначается государственное пенсионное обеспечение, основу которого составляет социальное пособие, зависящее от причины появления инвалидности. Инвалидам, получившим увечья во время Ленинградской блокады, назначают пенсию, в два раза превышающую социальные льготы инвалидам 1 группы. Пенсионерам, потерявшим жизнеспособность в военное время, выплаты полагаются в три раза больше.

Помощь при выборе работы

Инвалиды имеют право заниматься трудовой деятельностью, и государство оказывает в этом существенную помощь. Организациям и предприятиям, использующим труд инвалидов на производстве, оказывается финансовая помощь и предоставляются льготные кредитные условия. На предприятиях, способных трудоустроить инвалидов, в обязательном порядке устанавливаются квоты для оформления на работу не защищенных в социальном плане граждан, независимо от форм собственности учреждений.

Производится резервирование мест работы инвалидов определенных профессий, подходящих для людей с ограниченными возможностями, в части трудоустройства предусмотрены определенные льготы инвалидам (1 группа). Москва предоставляет дополнительные меры по защите, для этого оформляется специальная карта инвалида в городе. В Москве разработана служба такси, производящая перевозки лиц с ограниченными способностями. Половину стоимости оплачивают городские власти, остальную стоимость платит инвалид. Разрешается провозить одного сопровождающего и средства индивидуального передвижения.

Образование в льготном режиме

Для поступления незащищенных в социальном плане граждан в государственные учебные заведения различной категории, включая высшие, предусматривается прием вне конкурса. Льготы начинают действие после сдачи экзаменов и тестов. Играет роль соответствие выбранной специальности медицинскому заключению экспертизы и рекомендациям социальной службы. Все инвалиды, поступившие на обучение, получают стипендию в обязательном порядке, пользуются необходимыми учебными пособиями.

В заключение следует отметить, что инвалиды в России не оставлены на произвол судьбы. Государство в обязательном порядке помогает восстановиться гражданам с увечьями, нарушениями работы внутренних органов. Забота федеральных служб способствует постепенному возвращению некоторых утраченных функций, позволяет инвалиду не чувствовать себя изгоем, восстановить социальную значимость и статус, наладить материальное положение и личные отношения.

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

КОММЕНТАРИЙ

"О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Материал подготовлен с использованием правовых актов

И. А. СЛОБЦОВ, О. В. КУЗНЕЦОВА

При подготовке настоящего издания использовались акты законодательства и нормативные правовые акты по состоянию на 1 февраля 2009 г.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая, вторая, третья и четвертая;

ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;

УПК РФ - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации;

Бюллетень ВС РФ - Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации;

ВС РФ - Верховный Суд Российской Федерации;

МСЭ - медико-социальная экспертиза;

ВТЭК - врачебно-трудовая экспертная комиссия;

ПДПМ - Программы дополнительных пособий малоимущим;

ВОГ - Всероссийское общество глухих;

абз. - абзац;

гл. - глава;

п., п. п. - пункт, пункты;

разд. - раздел;

с. - страница;

сб. - сборник;

см. - смотри;

ст., ст. ст. - статья, статьи;

т. п. - тому подобное.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Федеральных законов от 01.01.2001 N 125-ФЗ,

от 01.01.2001 N 5-ФЗ, от 01.01.2001 N 172-ФЗ,

от 01.01.2001 N 78-ФЗ, от 01.01.2001 N 74-ФЗ,

от 01.01.2001 N 123-ФЗ, от 01.01.2001 N 188-ФЗ,

от 01.01.2001 N 196-ФЗ, от 01.01.2001 N 57-ФЗ,

от 01.01.2001 N 15-ФЗ, от 01.01.2001 N 132-ФЗ,

от 01.01.2001 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),

от 01.01.2001 N 199-ФЗ, от 01.01.2001 N 199-ФЗ,

от 01.01.2001 N 230-ФЗ, от 01.01.2001 N 309-ФЗ,

от 01.01.2001 N 18-ФЗ, от 01.01.2001 N 110-ФЗ,

от 01.01.2001 N 160-ФЗ)

Комментарий к преамбуле

Целью комментируемого Закона является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации принадлежащих им прав и свобод.

Права каждого человека независимо от его личных качеств, физических данных или социального статуса являются равными. Инвалиды, возможности которых в той или иной степени являются ограниченными, нуждаются в социальной защите больше, нежели иные категории граждан. Однако понятие "социальная защита" не должно умалять возможностей инвалидов проявлять свою индивидуальность в различных сферах общественной жизни, в том числе в учебе, в работе, в искусстве, культуре и спорте.

Комментируемый Закон является одним из основных правовых актов, определяющих уровень социальной защищенности людей с ограниченными возможностями. Приоритетное значение в системе законодательных актов имеют нормы Конституции РФ, а также нормы и принципы международного права и международные договоры РФ, которые определяют основные направления российской политики в отношении инвалидов. Общие нормы и принципы раскрываются в комментируемом Законе посредством определения конкретных мер, таких как обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, лекарственными препаратами, медицинскими услугами, предоставление льготы по оплате коммунальных услуг , выплата пенсии по инвалидности, пособия по случаю потери кормильца и т. п.

Основная нагрузка в части обеспечения финансирования мероприятий, направленных на предоставление инвалидам социальной защиты от государства, ложится в первую очередь на федеральный бюджет . Региональные бюджеты несут бремя оплаты только таких социальных мероприятий, которые, во-первых, отнесены федеральным законодательством к расходным обязательствам субъектов РФ, а во-вторых, повышают уровень социальных гарантий в регионе по сравнению с гарантиями, предоставляемыми на федеральном уровне.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие "инвалид", основания определения группы инвалидности

Комментарий к статье 1

1. Комментируемая статья дает общее понятие инвалида и устанавливает основания определения группы инвалидности. Инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

По определению Конвенции о правах инвалидов (принята в г. Нью-Йорке 13 декабря 2006 года Резолюцией 61/106 на 76-м пленарном заседании 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН; подписана Российской Федерацией 27 сентября 2008 г.) инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между людьми, имеющими нарушения здоровья, и отношенческими и средовыми барьерами. Она мешает полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Так, например, гипертоническая болезнь, даже стойкая, не является поводом к установлению инвалидности; если же гипертония привела к осложнению в виде инсульта и параличу конечностей, человеку оформляется инвалидность.

Законом определены несколько видов ограничений жизнедеятельности: во-первых, нарушение функций самообслуживания, во-вторых, нарушение функций передвижения и, в-третьих, нарушение контроля за своим поведением, а также нарушение ориентации, общения, обучения, а также способности к трудовой деятельности.

Понятие "инвалид" конкретизируется во многих федеральных законах - н-р, в Законе РФ от 01.01.01 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ", Федеральном законе от 01.01.01 года N 5-ФЗ "О ветеранах ", в Федеральном законе от 01.01.01 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и в некоторых других.

2. Исторически в России понятия "инвалидность" и "инвалид" связывались с понятиями нетрудоспособности и болезни.

Специалисты долгое время рассматривали понятие "инвалидность", отталкиваясь преимущественно от биологических предпосылок, расценивая ее возникновение в основном как следствие неблагоприятного исхода лечения. Зачастую методические подходы к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемости. В связи с этим социальная сторона проблемы была сужена до нетрудоспособности как основного показателя инвалидности.

В настоящее время некоторые из пережитков прошлого остались, во внимание принимается только социальный аспект: в определении указывается на необходимость социальной защиты инвалида, но ничего не говорится о необходимости многопрофильной реабилитации, использующей социальные, экономические, психологические, образовательные и другие необходимые технологии.

В целом инвалидность должна рассматриваться как проблема деятельности человека в условиях ограниченной свободы выбора, которая включает в себя несколько аспектов: правовой, социальный, психологический, общественно-идеологический, экономический, анатомо-функциональный.

3. В нормах международного права термин "инвалид" трактуется несколько иначе, нежели в российском праве.

В частности, Декларация о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447 (XXX) от 9 декабря 1975 года) признает инвалидом "лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических или умственных способностей".

Инвалидность означает значительное число различных функциональных ограничений. Люди могут стать инвалидами вследствие физических, умственных или сенсорных дефектов, состояния здоровья или психических заболеваний. Такие дефекты, состояния или заболевания по своему характеру могут быть постоянными или временными.

В комментируемом Законе указанные особенности никак не отражены.

4. Группа инвалидности или категория "ребенок-инвалид" устанавливаются в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности. При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Порядок и условия признания лица инвалидом установлены Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 года N 965 "О порядке признания граждан инвалидами" и будут рассмотрены в комментарии к ст. 7.

Статья 2. Понятие социальной защиты инвалидов

Комментарий к статье 2

1. Комментируемая статья имеет декларативный характер: в ней дается понятие социальной защиты и социальной поддержки инвалидов. Оба названных понятия представляют собой систему мер, имеющих конечной целью обеспечение прав и законных интересов инвалидов.

Под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических , правовых мер и мер социальной поддержки. При этом социальная поддержка инвалидов - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам. Отсюда можно сделать вывод, что понятия "социальная поддержка" и "социальная защита" соотносятся как часть и целое.

При реализации мер социальной защиты должны учитываться особенности той или иной группы инвалидов, а также индивидуальные особенности каждого конкретного инвалида. Например, для инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы необходим длительный период адаптации к условиям современного общества. При этом для инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы трудоспособного возраста требуется создание рабочих мест.

В целом реализация названных мер должна создавать условия для сокращения численности инвалидов и их возвращения к профессиональной, общественной и бытовой деятельности.

Экономическими мерами социальной защиты инвалидов являются:

Создание системы реабилитационных и экспертных организаций, обеспечивающих реабилитацию инвалидов и интеграцию их в общество;

Развитие реабилитационной индустрии как промышленной основы системы комплексной реабилитации инвалидов, формирование национального рынка технических средств реабилитации и реабилитационных услуг;

Оснащение оборудованием реабилитационных организаций;

Меры социальной поддержки инвалидов, принимаемые на региональном и муниципальном уровне, могут иметь различный характер.

Пример. Инвалидам города Рязани могут безвозмездно передаваться земельные участки для проведения сезонных сельскохозяйственных работ <1>. При этом обеспечение земельными участками производится на основании заявления инвалида либо его уполномоченного представителя , которое подается в отдел по обеспечению дополнительных мер социальной поддержки населения администрации города Рязани.

<1> См.: приложение N 5 к Постановлению главы администрации города Рязани от 01.01.01 года N 2823.

В качестве другой меры социальной поддержки инвалидов I группы и инвалидов II группы III степени ограничения трудоспособности, а также инвалидов ВОВ города Рязани предусматривается возможность размещения на муниципальном имуществе на безвозмездной основе временного сооружения ВС-2 <2>.

<2> См.: приложение N 7 к Постановлению главы администрации города Рязани от 01.01.01 года N 2823.

Право на размещение временного сооружения ВС-2, как дополнительная мера социальной поддержки, предоставляется на основании заявления гражданина либо его уполномоченного представителя, подаваемого на имя заместителя главы администрации по муниципальной собственности в отдел по обеспечению дополнительных мер социальной поддержки населения администрации города Рязани. В заявлении указывается причина обращения, обоснование необходимости в постоянном использовании транспортного средства.

Заявление рассматривается в течение 5 дней, и подготовленные документы предоставляются в комитет по земельным ресурсам и землеустройству администрации города Рязани. Заявителю не приходится заниматься сбором многочисленных документов и хождением по инстанциям.

<5> См.: Федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2годы", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года N 832.

В настоящее время государственная политика в области социальной защиты и поддержки инвалидов базируется на положениях Федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года N 832.

Целями Программы является создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, а также повышение уровня их жизни.

В указанной Федеральной целевой программе отмечается необходимость разработать систему мер, направленную на увеличение количества реабилитированных инвалидов, включая инвалидов боевых действий и военной травмы.

Задачу создания в стране полноценной системы комплексной реабилитации инвалидов и интеграции их в общество предполагается решить с помощью реализации инвестиционных и научно-технических проектов, а также координации усилий органов государственной власти различных уровней и негосударственных организаций.

Путем совершенствования деятельности учреждений медико-социальной экспертизы, реализации мероприятий по обеспечению для инвалидов беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также расширения производства современных технических средств реабилитации предполагается повысить качество и увеличить объем услуг по реабилитации и интеграции инвалидов.

Исходя из поставленных в Программе целей, предполагается уменьшить удельный вес численности реабилитированных инвалидов в общей численности инвалидов, ежегодно переосвидетельствуемых в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы, а также увеличить количество реабилитированных инвалидов.

На настоящий момент времени в рамках Программы проведены опытные разработки и реализованы некоторые пробные инвестиционные проекты. В текущем и следующем году планируется проводить анализ, обобщение и распространение выработанных инновационных технологий реабилитации инвалидов.

Государственным заказчиком Программы является Министерство здравоохранения и социального развития РФ, которое осуществляет руководство и текущее управление реализацией Программы, разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для ее реализации. В случае необходимости Минздравсоцразвития России подготавливает предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет механизм реализации Программы и размер затрат на реализацию программных мероприятий.

Программа реализуется путем заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд.

Для обеспечения контроля и независимой оценки Программы создан координационный совет, состоящий из представителей государственных органов власти и общероссийских общественных организаций инвалидов. Совет проводит анализ и оценку социально-экономической эффективности результатов реализации Программы.

Эффективность реализации Программы оценивается по показателям, характеризующим состояние и динамику инвалидности, прежде всего по ежегодному показателю, характеризующему соотношение количества реабилитированных инвалидов и количества лиц, прошедших переосвидетельствование. К 2010 г. этот показатель планируется довести до 6,5% (для сравнения - в 2005 г. он был равен 5,9%), что составит примерно 162 тыс. человек в год.

Реализация мероприятий Программы позволит возвратить к профессиональной, общественной и бытовой деятельности около 800 тыс. инвалидов (из них 20,85 тыс. человек стали инвалидами вследствие боевых действий и военной травмы).

Экономический эффект, который получит государство вследствие реализации Программы, составит в среднем 2,6 - 3,5 млрд. руб. ежегодно. При этом в расчет принимаются средства федерального бюджета , а также государственных внебюджетных фондов, сэкономленные за счет прекращения выплат гражданам, с которых в результате проведения реабилитационных мероприятий будут сняты инвалидность и ограничения трудовой деятельности (пенсии по инвалидности, ежемесячные денежные выплаты, компенсации и другие расходы). Тем самым реализация Программы является экономически выгодной для государства.

4. Субъекты РФ и муниципальные образования разрабатывают собственные региональные программы в области социальной защиты и поддержки инвалидов, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов.

Например, в Калужской области действует Областная целевая программа "Старшее поколение и инвалиды в Калужской области (2годы)" <6>.

<6> Закон Калужской области от 01.01.01 года N 248-ОЗ "Об Областной целевой программе "Старшее поколение и инвалиды в Калужской области (2годы)".

В городе Рязани действует Муниципальная целевая программа "Обеспечение дополнительными мерами социальной поддержки и помощи отдельных категорий граждан на 2годы" <7>.

<7> Решение Рязанского городского Совета от 01.01.01 г. N 70-III "Об утверждении Муниципальной целевой программы "Обеспечение дополнительными мерами социальной поддержки и помощи отдельных категорий граждан на 2годы".

6. Инвалиды из числа иностранных граждан и лиц без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ. Исключения из этого правила могут быть установлены федеральным законом или международным договором РФ (например, право на участие в общественных организациях может быть ограничено в случаях, перечисленных в комментарии к ст. 33 Закона).

МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ:

РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР:

Федеральный закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации

Конституция Российской Федерации утверждает, что каждый человек имеет право на труд. Однако не все люди могут воспользоваться этим право. Многие люди из-за увечий и болезней полностью или частично лишаются возможности заниматься трудом. Таких людей называют инвалидами. Чтобы инвалиды могли получать стабильный доход и полноценно развиваться, правительство Российской Федерации ввело определенные меры социальной поддержки инвалидов.

Федеральный закон 181 и поправки к нему

Чтобы помочь инвалидам, в 1995 году был принят ФЗ №181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В этом законе давалось юридическое определение термину "инвалид", вводилось понятие медико-социальной экспертизы, которая должна была определять степень инвалидности, оговаривался вопрос социальных пособий и выплат инвалидам, вносились поправки в Трудовой кодекс и так далее. Со временем в этот закон также вносились некоторые поправки и изменения. Больше всего изменений внес пакет поправок №419, который был принят после ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов. Узнаем о том, какими особенностями обладает 419 федеральный закон о социальной защите инвалидов в 2019 году:

  • Подчеркивается необходимость создания условий, повышающих доступность различных культурных благ и ценностей (музеи, концерты, театральные постановки и так далее) для инвалидов.
  • Подчеркивается необходимость пополнения библиотечных фондов специальными книгами для слепых и слабовидящих людей.
  • Дискриминация по признаку инвалидности объявляется вне закона (в том числе - и осужденных инвалидов и инвалидов, находящихся под следствием).
  • Создается государственный реестр инвалидов.
  • Вводится понятия об абилитации и реабилитации инвалидов.
  • Создание федеральных программ по обеспечению инвалидов бесплатным жильем, если они в нем нуждаются.
  • Расширяется соцзащита инвалидов.
  • Некоторые другие постановления.



Социальная защита инвалидов

Социальная защита и реабилитация инвалидов подразумевает реализацию различных программ:

  • Социальная помощь инвалидам 1, 2 и 3 группы в виде денежных выплат. Выплаты осуществляются в виде пенсий и выплат. Различают социальную и трудовую пенсию, а тип пенсии и ее размер определяется в зависимости от наличия трудового стажа, группы инвалидности, типа профессии, наличия на содержании у инвалида иждивенцев и так далее. Под выплатами подразумеваются определенные федеральные и региональные программы - , ДЕМО и другие.
  • Предоставление инвалидам определенных товаров и услуг. Это могут быть лекарства, технические средства (например, протезы и инвалидные коляски), различные медико-реабилитационные программы и так далее. От части товаров и услуг, реализуемых в форме ПСУ, можно отказаться в пользу денежных выплат.
  • Возможность поступления в образовательные учреждения на льготных условиях.
  • Создания специализированной инфраструктуры.
  • Предоставление бесплатного жилья нуждающимся инвалидам.
  • Некоторые другие виды социальной защиты инвалидов.

15.03.2019

Инвалид — это гражданин, который по определенным причинам является полностью или частично нетрудоспособным. Нередки случаи, когда инвалида не хотят принять на работу или они подвергаются дискриминации. Чтобы защитить таких граждан, государством был принят Федеральный Закон 181 «О социальной защите инвалидов». Ознакомившись с текущей статьей, вы узнаете положения представленного правового акта.

Так же права инвалидов обозначены в законе о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. Узнать его основные положения можно

Федеральный Закон 181 «О социальной защите инвалидов» приняли в 1995 году. С момента принятия были внесены неоднократные изменения, а некоторые статьи были изъяты.

Основополагающие положения ФЗ-181 в настоящее время:

  • Предоставляется юридическое понятие слову “инвалид”;
  • Указываются и перечисляются степени инвалидности — I, II и III группы. Детям группа не присваивается;
  • Определяется понятие о социальной защите инвалидов. Нормативное учреждение обязано совершенствовать акт, а исполнительный — осуществлять его постановления;
  • Вводится определение медико-социальной проверки, которая определяет степень инвалидности. Также она устанавливает факт того, что гражданин нуждается в социальной помощи;
  • В ФЗ-181 указывается, что дискриминация по признаку инвалидности недопустима;
  • Законом установлена необходимость оформления правительственного реестра об инвалидах;
  • Указываются меры по поддержке инвалидов. К ним относятся: выплаты денежных средств; предоставление необходимых товаров и определенных услуг (медикаменты, продукты питания, отдых в санатории). Также у них есть возможность получить бесплатное жилье;
  • Определены трудовые права инвалидов. Гражданин данной социальной группы должен работать не более 35 часов в неделю. При этом ему выплачивается полная заработная плата;
  • ФЗ-181 вводит определения абилитации и реабилитации гражданина данной социальной группы;
  • Другие постановления.

На заметку! В РФ существует важный закон с таким же номер, посвященный вопросу охраны труда. Больше о ФЗ об основах охраны труда в РФ

Права инвалидов

Люди с ограниченными возможностями являются наиболее уязвимой группой населения. По этой причине государство оказывает защиту представленной категории.

В качестве примера представим перечень прав инвалидов 3 группы по закону:

  • Получать пенсию по инвалидности. На сегодняшний день ее размер находится в пределах 7 тыс. рублей, при этом минимальный размер составляет от 3 625 тыс.руб., а рассчитывается она с учетом трудового стажа;
  • Доплата к пенсии с учетом состава семьи – 1919 рублей;
  • Снижение оплаты на услуги ЖКХ – до 50 процентов;
  • Постановка в очередь на улучшение условий жилья;
  • Приобретение земельного участка для строительства, на льготных условиях с 50% скидкой;
  • Проезд с 50% скидкой на 1 поездку на ЖД транспорте;
  • По ФЗ-181 предполагается возможность приобретения препаратов и медикаментов со скидкой;
  • Приобретение путевок в санатории с 50% скидкой.

Таким образом, инвалидность 3 группы предусматривает скидки на ряд жилищно-коммунальных услуг, лечение, медикаменты, проезд.

Скачать

Для контролирования и регулирования прав граждан с ограниченными возможностями, был создан закон «О социальной защите инвалидов».

Правовые акты РФ регулярно претерпевают изменения для получения актуальной информации можно ФЗ-181 с изменениями.

Последние изменения ФЗ «Об инвалидах»

При последней редакции Федерального закона 181 «О социальной защите инвалидов» не были внесены значительные изменения. Согласно поправкам, граждане с ограниченными возможностями получают возможность на первоочередный ремонт технических средств, в которых они нуждаются (протезы, инвалидные коляски).

Статья 11

В ст. 11 Федерального Закона 181 указывается информация об индивидуальной программе реабилитации или абилитации гражданина с ограниченными способностями. Представлена информация о реабилитационных процедурах для гражданина с ограниченными возможностями. О их видах, объемах и сроках.

Изменений текущая статья закона не претерпела.

Статья 15

В ст. 15 ФЗ-181 указывается необходимость обеспечения беспрепятственного доступа для человека, имеющего степень инвалидности, к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. В последней редакции закона данная статья не претерпела изменений.

Статья 17

В ст. 17 ФЗ-181 описан процесс обеспечения инвалида жильем. Правовое положение гласит, что подобные граждане и семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, вправе встать на учет. В результате они будут обеспечены необходимым жилым помещением, которое соответствует нормам российского законодательства.

В последней редакции закона 17 статья не была изменена.

Статья 23

В ст. 23 Федерального Закона 181 описаны требуемые условия труда для лиц с определенной степенью инвалидности. В ней говорится, что любая организация, в которой работает человек с ограниченными возможностями, должна создать необходимые для него условия. Также отмечается, что продолжительность рабочего времени для инвалидов первой и второй группы не должна превышать 35 часов в неделю. При этом заработная плата сохраняется в полном размере.

Статья 23 ФЗ-181 не претерпела изменений при последней редакции закона.

Статья 28

28 статья Федерального Закона описывает процесс социально-бытового обслуживания человека с ограниченными возможностями. Она гласит, что гражданам с ограниченными возможностями, которые нуждаются в уходе и помощи, предоставляются медицинская и бытовая помощь на дому или в специальных организациях.

При последнем редактировании текущая статья закона не была изменена.

1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;


Судебная практика по статье 15 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ

    Решение № 2-387/2018 2-387/2018~М-391/2018 М-391/2018 от 26 сентября 2018 г. по делу № 2-387/2018

    Крутинский районный суд (Омская область) - Гражданские и административные

    Лиц, явившихся в судебное заседание, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Статья 43 Конституции Российской Федерации...

    Решение № 21-224/2018 от 24 сентября 2018 г. по делу № 21-224/2018

    Орловский областной суд (Орловская область) - Административные правонарушения

    Просит решение районного суда отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что судом первой инстанции необоснованно не применены положения статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Полагает, что технические ошибки допущенные инспектором при составлении протокола об административном...

    Постановление № 44ГА-111/2018 4ГА-1590/2018 от 24 сентября 2018 г. по делу № 2А-2025/18

    Приморский краевой суд (Приморский край) - Гражданские и административные

    2017 года № 360-вр и решения от 21 декабря 2017 года № 20/03/02-06/47692, указывая, что он является инвалидом. В соответствии со статьёй 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» места для строительства гаража предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства...

    Решение от 24 сентября 2018 г. по делу № А33-4128/2018

    Арбитражный суд Красноярского края (АС Красноярского края)

    Орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39. 15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; 4) обеспечение заинтересованным...

    Решение № 2-350/2018 2-350/2018~М-326/2018 М-326/2018 от 24 сентября 2018 г. по делу № 2-350/2018

    Макарьевский районный суд (Костромская область) - Гражданские и административные

    3.9 СНиП 35-01-2001 предусматривает, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема. В нарушение п.п. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» вход в здание по адресу: Костромская область, Макарьевский район, с. Унжа, ул. ...

    Решение № 12-501/2018 от 24 сентября 2018 г. по делу № 12-501/2018

    Ленинский районный суд г. Барнаула (Алтайский край) - Административные правонарушения

    Основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения. Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что на каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе...

    Постановление № 4А-1086/2018 от 24 сентября 2018 г. по делу № 4А-1086/2018

    Самарский областной суд (Самарская область) - Административные правонарушения

    Их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка. В соответствии со статьей 15

    Арбитражный суд Новосибирской области (АС Новосибирской области)

    Предоставить проект выгребной ямы. 13.Выполнить огнезащиту металлических несущих конструкций лестничных маршей. 14.Установить в секциях №№3,4 электроустановку отдельно от узла учета холодной воды. 15 . Выполнить освещение чердачных помещений (1,2,3,4 подъездов). 16.Выполнить вход в здание для маломобильных групп населения 1,2 подъездов. 17.Установить в блок-секциях №№1,...

  • Решение № 2-425/2018 2-425/2018~М-416/2018 М-416/2018 от 13 сентября 2018 г. по делу № 2-425/2018

    Нелидовский городской суд (Тверская область) - Гражданские и административные

    Барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места. Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, ...