Жизнь как подстреленная. Гелия Делеринс — о том, как изменил Ниццу теракт

"Жизнь, как подстреленная птица..."

К образу птицы в русской поэзии

© М. В. КУТЬЕВА

Птица - древний архетип, встречающийся в большинстве мифологий мира. Как и ангел, она символизирует мысль, воображение, неосязаемость духовных связей, принадлежит воздушной стихии, обозначает высоту вообще и высоту духа.

В русской поэзии одним из излюбленных образов является аллегория птица-душа. Емко и лаконично сказал об этом Николай Клюев:

Может быть, не греша, На лазурном пути Станет птицей душа.

В стихотворении Андрея Белого "Крылатая душа", в сущности, прослеживается этот же мотив:

Твоих очей голубизна

Мне в душу ветерком пахнула:

Тобой душа озарена...

Вот вешним щебетом она

В голубизну перепорхнула.

Душа-птица появляется и во "Вдохновенье" Владимира Набокова:

Когда-то чудо видел я; Передаю созвучьям ныне То чудо, но душа моя -Как птица белая на льдине.

О белой птице, которая, очевидно, символизирует ее поэтическую душу, повествует Анна Ахматова в стихотворении из сборника с символическим "птичьим" названием "Белая стая":

Был он ревнивым, тревожным и нежным, Как Божие солнце, меня любил,

2 Русская речь 5/2008

А чтобы она не запела о прежнем, Он белую птицу мою убил. Промолвил, войдя на закате в светлицу: "Люби меня, смейся, пиши стихи!" И я закопала веселую птицу За круглым колодцем у старой ольхи. Ему обещала, что плакать не буду, Но каменным сделалось сердце мое, И кажется мне, что всегда и повсюду Услышу я сладостный голос ее.

Любопытно, что уже через два года после женитьбы на Анне Ахматовой Николай Гумилев обращается к подобному образу - веселой птицы - в стихотворении "Из логова змиева...". Он сожалеет о том, что жена не схожа с такой птицей:

Из логова змиева, Из города Киева Я взял не жену, а колдунью. А думал - забавницу, Гадал - своенравницу, Веселую птицу-певунью.

В одном из самых известных стихотворений Николая Рубцова поэт сравнивает себя с птицей. А крылья - это его способность мечтать, предчувствовать тайну, стремиться к высокому, ощущать себя ведомым высшими силами:

О, сельские виды! О, дивное счастье родиться В лугах, словно ангел, под куполом синих небес! Боюсь я, боюсь я, как вольная сильная птица, Разбить свои крылья и больше не видеть чудес!

В связи с этим приведем всего лишь одну, но афористичную строку из ахматовского стихотворения "Тень", посвященного Осипу Мандельштаму: "Как спорили тогда - ты ангел или птица!".

С птицей сравнивают поэты и память, как это делает Владимир Набоков:

Я эти сны люблю и ненавижу. Ты знаешь ли их странную игру? На миг один, как стая птиц роскошных, в действительность ворвется вдруг былое и вкруг тебя, сверкая, закружится и улетит, всю душу взволновав.

В круге этих же образов вращаются мысли Николая Рубцова: "Память возвращается, как птица, В то гнездо, в котором родилась." ("Ось").

Метафора память-птица прочно укоренилась в отечественной поэзии. Ярким доказательством тому может служить "Память" Давида Самойлова:

Я зарастаю памятью, Как лесом зарастает пустошь. И птицы-память по утрам поют, И ветер-память по ночам гудит.

Удивительную, сильнейшую по эмоциональному воздействию на читателя, сложную птичью метафору разворачивает Борис Пастернак в стихотворении "Импровизация":

Я клавишей стаю кормил с руки Под хлопанье крыльев, плеск и клекот. Я вытянул руки, я встал на носки, Рукав завернулся, ночь терлась о локоть.

И было темно. И это был пруд И волны. - И птиц из породы люблю вас, Казалось, скорей умертвят, чем умрут Крикливые, черные, крепкие клювы. <...>

И ночь полоскалась в гортанях запруд, Казалось, покамест птенец не накормлен, И самки скорей умертвят, чем умрут Рулады в крикливом, искривленном горле.

Б. Пастернак передает свои ощущения не с помощью абстрактных понятий, а погружает нас в ночную картину, наполненную и реальными, и вымышленными образами. Вот птицы и - пруд. Играя на фортепиано, рука музыканта проходит по черным и белым клавишам, как будто рассыпая зерна черным и белым птицам. И в ответ на этот жест руки слышатся клекот и рулады. Это музыка. Впечатление от черно-белой ночной музыки, вобравшей в себя голос птиц и плеск воды, внушает мистический, первобытный страх. Поэт обращается одновременно и к зрительному, и к слуховому восприятию. Переворот происходит во всей поэзии в тот момент, когда рождаются строки о музыке: "Я клавишей стаю кормил с руки Под хлопанье крыльев, плеск и клекот". Огромную роль в этом перевороте играет многогранный образ птицы. Строфа словно становится из плоской - объемной.

Необыкновенная смысловая глубина содержится в пастернаков-ском двустишии: "Прощай, размах крыла расправленный, Полета

вольное упорство". Один из аспектов сравнения с парением птицы -безусловно, состояние вдохновения, "чудотворства".

Издревле считалось, что птицы имеют контакт с божественными сферами. У Осипа Мандельштама образ птицы связан не только с состоянием поэтического творчества, но и со страхом утратить способность к нему:

Скудный луч холодной мерою Сеет свет в сыром лесу. Я печаль, как птицу серую, В сердце медленно несу. Что мне делать с птицей раненой? Твердь умолкла, умерла. С колокольни отуманенной Кто-то снял колокола.

В этих строфах, хотя и в неявном виде, возникает образ слова-птицы: слово сравнивается с "серой" и "раненой птицей". Эта же тема появляется и в "Ласточке" О. Мандельштама:

Я слово позабыл, что я хотел сказать. Слепая ласточка в чертог теней вернется, На крыльях срезанных, с прозрачными играть. В беспамятстве ночная песнь поется.

Поэт предполагает в слове, как и в птице, произвольность и неожиданность, способность к появлению ниоткуда и исчезновению в никуда.

В "Осени" Набокова птицы в небе подобны строкам на листе бумаги:

И свод голубеет широкий, И стаи кочующих птиц -Что робкие детские строки В пустыне старинных страниц.

В системе художественных образов Арсения Тарковского у птиц особая роль. Об этом говорит метафора "крылья разума". Птичье щебетанье подобно молитве:

Птицы молятся, верные вере, Тихо светят речистые речки, Домовитые малые звери По-над норами встали, как свечки. Но и сквозь обольщения мира, Из-за литер его Алфавита,

Брезжит небо синее сапфира, Крыльям разума настежь открыто.

В своем обращении "К стихам" поэт называет их своими птенцами и уподобляет звукам, вырвавшимся из клювов птиц:

Стихи мои, птенцы, наследники <...> Скупой, охряной, неприкаянной Я долго был землей, а вы Упали мне на грудь нечаянно Из клювов птиц, из глаз травы.

С птицей устойчиво ассоциируется человеческая жизнь вообще. Сравнивает свою жизнь с раненой птицей Федор Тютчев:

Жизнь, как подстреленная птица, Подняться хочет - и не может. Нет ни полета, ни размаху -Висят поломанные крылья, И вся она, прижавшись к праху, Дрожит от боли и бессилья.

Иосиф Бродский также использует слово птица в своих произведениях в значении жизнь. Фраза "птица уже не влетает в форточку", вопреки традиционному смыслу народной приметы - "к покойнику", в стихотворении И. Бродского "1972 год" означает совсем иное:

Птица уже не влетает в форточку. Девица, как зверь, защищает кофточку. Поскользнувшись о вишневую косточку, я не падаю: сила трения возрастает с паденьем скорости. Сердце скачет, как белка, в хворосте ребер. И горло поет о возрасте. Это - уже старение.

Диапазон семантики слова птица весьма широк - от сохранения архетипических значений и символов до их модификации и создания новых смыслов, как, например, у Анны Ахматовой. В 1941 году, находясь в блокадном Ленинграде, о вражеских самолетах она напишет:

Птицы смерти в зените стоят. Кто идет выручать Ленинград?

Голову, лежащую на плахе, сравнивает с птицей Борис Чичибабин:

А ночь на Русь упала чадом, и птицу-голову - на жердь вы, хоть на плечах у палача там она такая ж, как у жертвы.

В песне Юрия Гарина "Ветхий романс" находим птицу раскаяния:

На Голгофе вселенских скитаний Потемнеет надежды стекло. Бьется птица пустых покаяний, Горделиво ломая крыло.

Образ птицы неисчерпаем. Он традиционно предстает аллегорией души, человека, поэтического вдохновения, да и самой жизни.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут . Стоимость одной статьи — 150 рублей .

Пoхожие научные работыпо теме «Языкознание»

  • ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ СТАТЕЙ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В ЖУРНАЛЕ "РУССКАЯ РЕЧЬ" В 2008 ГОДУ
  • Философия в поэзии и поэзия в философии

    СТОЛОВИЧ Л.Н. - 2009 г.

  • ПЛЕНИРА

    ДОВГИЙ О.Л. - 2015 г.

  • БЕЛЬСКАЯ Л.Л. - 2015 г.

Птицы всегда символизировали получение известий или появление гостей. Летающая птица во сне предвещает получение известия. Если она белая, то известие будет хорошим, а если черная, то наоборот.

Летать во сне вместе с птицами предвещает общение с людьми, приехавшими издалека. По виду птиц и их цвету вы можете судить о ваших гостях.

Ловить или есть птиц во сне - к выигрышу или прибыли. Морские птицы - хищники и ничем не гнушаются. Увидеть их во сне означает, что у вас есть завистники. Но они неопасны для вас. Кроме того, после такого сна знайте, что потерянное не отыщется, а желаемое может исполниться.

Ночные птицы во сне символизируют людей, которые ночной образ жизни предпочитают дневному, потому что ночью их дела не все могут увидеть. Такой сон предупреждает вас об опасности от воров, ночных разбойников, говорит о препятствиях в дальней дороге.

Иногда такой сон указывает вам, что ваши ночные похождения могут стать известны и немало повредят вашей репутации. Певчие птицы во сне символизируют благополучие и жизненные удовольствия. Хищные птицы во сне означают наших неприятелей. Однако если во сне мы убиваем их, то сон предсказывает нам победу над нашими неприятелями.

Отгонять хищных птиц во сне означает, что вы добьетесь удачи, если только не испугаетесь трудностей и опасности. Сон, в котором вы увидели, что у вас есть хищная птица, выдрессированная для охоты, означает: вас ждет большой успех в делах и богатство. Бедным такой сон предсказывает большие и хорошие перемены в их жизни.

Хвост птиц во сне предвещает окончание какого-либо дела или каких-то отношений. Птичье оперение во сне характеризует события или известия, которые ожидают вас впереди. Чем ярче будет оперение, тем больше счастья и веселья предвещает вам сон.

Воробьи - символизируют беспокойство, заботы, сомнения.

Ворон во сне - символ зла, жестокости, коварства врагов.

Ворона снится, чтобы предупредить о воровстве или жадности. Часто ее появление во сне предвещает огорчение и недовольство собою.

Галку во сне видеть - знак глупости, бесполезного существования.

Голубь во сне - знак невинности, целомудренности, взаимности чувств. Во сне он обещает счастье, веселье, успехи в делах и счастье в любви.

Гусь во сне символизирует глупость, неумные поступки.

Дятел снится, чтобы предупредить нас о необходимости проявить бдительность, терпение и настойчивость.

Жаворонок - символ получения хороших известий.

Журавлей во сне видеть - к одиночеству.

Кукушка во сне кукует - знак одиночества и несчастной семейной жизни.

Ласточка во сне означает получение известий из дома.

Лебедя во сне видеть - предвестье верной любви, привязанности. Сон о нем предвещает получение известий от тех, кого мы любим. Иногда считается, что лебедь во сне символизирует открытие какой-то тайны.

Петух снится, чтобы предупредить о встрече с франтом, который постоянно находится в движении и которому не откажешь в храбрости.

Попугай снится тем, кто излишне доверчив. Сон о нем предвещает обман или пустую болтовню.

Орел во сне означает силу и быструю реакцию.

Скворца видеть во сне - к неудовольствию и огорчениям.

Сокола во сне видеть - знак смелого поступка, ловкого и смелого хода. Если вам приснится соколиная охота, то вам придется принять участие в рискованном деле. Сон, в котором вы увидели, как сокол кидается на добычу, предвещает нападки завистников и клеветников. После такого сна вам следует опасаться мести врагов. Летящий сокол во сне предвещает получение плохого известия.

Соловей во сне предвещает получение известий от любимого человека и приятные разговоры или встречи. Если во сне вы увидите, что соловей свил гнездо у вас дома, то вас ждет счастье и благополучие. Слышать его пение во сне - предвестье семейного счастья и взаимности в любви. Считается, что пение соловья во сне предвещает скорую свадьбу. Если вам приснится, что пение соловья встревожило вас, то вам предстоят неприятные объяснения.

Сорока - знак пустой болтовни, вороватости, сплетен или клеветы.

Тетерева поймать во сне - знак скорого вступления в брак, который не принесет вам счастья.

Утка во сне означает супружеское согласие, семейное счастье.

Филина во сне видеть - предупреждение о необходимости быть внимательным, чтобы не пропустить важное событие.

Цапля во сне является символом терпения.

Ястреб - символ жесткости и беспощадности.

Белых птиц видеть во сне всегда лучше, чем черных, которые символизируют зло, дурные вести, происки врагов.

Сказочные птицы во сне символизируют необычность известия или происшествия, которое может произойти с вами.

Заколотых птиц видеть - предупреждение об опасности.

Птиц ловить (много) во сне означает, что скоро в вашем доме будет много гостей.

Птичий гомон слышать во сне означает, что ваш дом наполнится весельем и болтовней гостей.

Птицу поймать во сне - знак того, что потерянное отыщется, а надежда осуществится, хотя и не в полном объеме.

Множество разных птиц видеть во сне - предвестье процесса или собрания, в котором вам придется принимать участие.

Толкование снов из Семейного сонника

Подпишись на канал Сонник!

Подпишись на канал Сонник!

Теракт в Ницце. 84 погибших. Около трех сотен пострадавших. И один вопрос: как жить дальше?


Гелия Делеринс


"Теракт", "Английская набережная", "14 июля" — комбинация из этих слов не складывается в голове, и я стараюсь о них не думать. Парижский теракт оставил кровавые следы вокруг моего дома, в моем кафе, в двух шагах от школы моего сына. Ницца — далеко. Не смотрю телевизор. Когда по радио говорят: "Врачи продолжают бороться за жизнь пяти детей, младшему — шесть месяцев", выключаю радиоприемник. В последний раз я видела Английскую набережную залитую солнцем, пусть такой и останется.

В пятницу, наутро после событий, по дороге на работу обгоняю парня, который кричит в телефон: "Я прямо сейчас выезжаю в Ниццу". Какая интонация должна была быть у этой фразы в середине лета? Теперь у этих слов совсем другое значение.

Через час звонит с каникул сын: "Самюэль (это школьный друг) сказал, что они собирались на каникулы в Ниццу". Я неубедительно вру: "Наверное, они не поехали. Наверное, ты перепутал". Мы оба молчим. Знаем, что не перепутал.

В столовой на обед дают фаршированные помидоры. Моя профессия — история кухни, и Альпы, амфитеатром спускающиеся к бухте Ангелов, сразу возникают перед глазами. Это блюдо родилось там. В другой момент я бы стала рассказывать коллегам о маленьких черных оливках из Ниццы, таких больше нет нигде, о бриссауде, натертом чесноком хлебе, сбрызнутом только что выжатым маслом, о знаменитом нисуазе. Но сегодня, пожалуй, промолчу.

Газеты говорят, что город выстоит, что он сильный. И это правда, за века своего существования он пережил нашествия и депортации. Кажется, что Ницца маленькая. Это потому что она уютная. На самом деле Ницца — пятый по величине французский город. Здесь третий по важности аэропорт. Ницца — пограничный форпост. Она стала французской совсем недавно, в 1860 году. До этого ей приходилось быть частью Сардинии, частью Савойи и совершенно отдельным княжеством, с собственным монархом. Сегодня у Ниццы третье место по количеству эмигрантов после Парижа и Страсбурга. Наибольшая часть, конечно, из Магриба. К эмигрантской теме в Ницце возвращаешься, как бы ни хотелось думать и говорить только о пляжах, отелях и кафе. Здесь 16 процентов населения — эмигранты.

В городе с греческим названием задержались греческие боги, и весеннее солнце гладит по коже, как рукой. Белье под окнами играет с ветром по-итальянски. На казино наклеены афиши с русскими объявлениями. "Выиграл восемь франков. Много русских",— мрачно пишет Чехов. Англичане, приехавшие в Ниццу с путеводителем в руках, научили мир путешествовать во время каникул. Город посвятил им набережную. Английская набережная Ниццы — символ туризма. Во всяком случае, была.

Город, конечно, выживет. Он, как и весь мир, вспомнил о средневековой экзорцизации боли, о смеси горя, праздника и шутовства, к этому поведению у него есть ключи. Уже на следующий день там играли свадьбы. На Английскую набережную несут цветы и игрушки. На том месте, где убили террориста, кто-то разжег костер, люди проходят мимо, плюют, произносят проклятия. Кто-то призывает к спокойствию, напоминает, что сейчас национальный траур.

Такой траур — редкая мера, до Ниццы его объявляли в Париже после 13 ноября, а до этого всего шесть раз в истории Пятой Республики. Он существует для того, чтобы прожить свое горе до самого дна, чтобы вспомнить жертв, чтобы дать себе клятву. Но Ницце даже не до траура. Отчаянно ругаются политики, обвиняя друг друга в случившейся беде. Кристиан Эстрози, правый (партия "Республиканцы", которой руководит Саркози), глава региона Прованс — Альпы — Лазурный берег, накануне случившегося написал Франсуа Олланду письмо, в котором требовал больших полномочий для полиции, и теперь обвиняет власти в бездействии. Премьер-министр Манюэль Вальс (левый, Социалистическая партия) отвечает, что сейчас не время для дискуссий, и вместе с президентом призывает к единству. Марин Ле Пен обвиняет и тех, и других, кипит, требует отставки всех и вся. Для Франсуа Олланда это было последнее 14 июля, на следующий год во Франции президентские выборы. 250 смертей за 18 месяцев — вокруг этих цифр будет вестись президентская кампания.

Наша цивилизация, на которую идет атака,— разум. Победа разума наступила именно на этой, на французской земле. Как легко мы от него отказываемся, возвращаясь в эмоцию, в теорию заговоров, в крик

А пока люди жгут костры, несут цветы, и только 33 процента верят, что правительство сможет защитить их от террористов (данные Le Figaro). В любом кафе, стоит усесться за столик, как из-за плеча раздается слово "Ницца". Во Франции столики стоят тесно, разговоры соседей слышны хорошо. Вот тот человек в костюме, это он сказал "сплотиться вокруг власти". Вспоминаю, как после парижского теракта популярность президента хоть робко, но поползла вверх. Дама, которая сидит за тем же столиком, наоборот, отчаянно восклицает: "Эта власть не может нас защитить". С другой стороны доносится "XII век", "средневековье". Но когда мы, вместо того чтобы рационально сопротивляться, жжем костры и восклицаем, это тоже XII век. Наша цивилизация, на которую идет атака,— разум. Победа разума наступила именно на этой, на французской земле. Как легко мы от него отказываемся, возвращаясь в эмоцию, в теорию заговоров, в крик.

От Ниццы никуда не деться. Хотя бы потому, что никто не знает, как бороться с "новой формой терроризма", не требующей ни тренировки в Сирии, ни элементарного умения стрелять. Шок в этот раз еще сильнее, чем 13 ноября. Тогда казалось, что теракт в "Батаклане" — случайно обрушившаяся беда, вроде торнадо, сносящего дома. В головах мелькало: "Это же Париж". До этого было: "Это же журналисты". Несмотря на единый порыв и манифестации, "они все же не должны были рисовать пророка" --еще приходится слышать. До этого была Тулуза. Власти убийство еврейских детей осудили, но у среднего француза ощущение, что его это "не касается", все же присутствовало. Ницца касается всех. Город, в котором каждый бывал. Не столица, нет, не символ государственной власти. Просто символ беспечной каникулярной жизни, лета, моря, розового вина на пляже. Хотя еще 150 лет назад Федор Тютчев предощутил в блеске вечного праздника трагический надлом.

За город я не боюсь, он многое видел на своем веку. Но есть 84 семьи, потерявшие близких. Есть 18 человек, и среди них ребенок, которые борются в данный момент за жизнь. И есть все мы, которым жить дальше.

О, этот Юг, о, эта Ницца!
О, как их блеск меня тревожит!
Жизнь, как подстреленная птица,
Подняться хочет — и не может.

Нет ни полета, ни размаху —
Висят поломанные крылья,
И вся она, прижавшись к праху,
Дрожит от боли и бессилья...