Зрение у ребенка 2 25. Зрение у детей: норма

Хорошее зрение у детей – важный критерий для их развития и нормальной социальной адаптации. Однако в силу таких обстоятельств, как наследственность, хронические заболевания глаз, жизненно важных органов, у многих детей в дошкольном возрасте формируется плохое зрение. Следствием этого бывают проблемы с обучением и социальной адаптацией.

Воспитание и обучение такого ребенка имеют свои особенности. Развитие его бывает медленнее, чем сверстников. Регулярное обследование в дошкольном возрасте, позволяет выявить плохое зрение как можно раньше. В большинстве случаев его можно скорректировать с помощью очков.

Согласно медицинской статистике, маленькие дети обладают более слабым зрением, по сравнению с взрослыми людьми.

  1. В первые шесть месяцев жизни зрение у детей несколько дальнозоркое. Он способен видеть большие предметы, которые находятся на небольшом удалении.
  2. В полтора – три года нормальным зрением у детей считается в пределах 0,6-0,8. Зрачок может уже фокусироваться на предметах.
  3. В период с трех и до пяти лет зрение у детей становится почти как у взрослых людей. Его норма составляет от 0,8 до 0,9. Однако следует учесть, что у детей в дошкольном возрасте глазные мышцы развиты слабее, поэтому могут проявиться наследственные заболевания. Например, близорукость.
  4. Норма у 5-7 летних детей практически соответствует показателям взрослых от 0,9 до 1. Ребенок в этом возрасте уже может начинать учиться читать и писать. Однако полностью формируется зрение к 12 годам жизни, когда сформируется глаз.

Почему у детей возникают проблемы со зрением?

Как и многие заболевания, отклонения в развитии органов зрения связаны с наследственной предрасположенностью. Если у родителей наблюдается миопия, то есть вероятность, что она обнаружится и у ребенка уже в раннем возрасте. Своевременная проверка позволяет выявить отклонения в работе органов зрения у детей, которые можно корректировать.

Дети с нарушением зрения могут иметь следующие патологии.

  1. Врожденные. Они закладываются еще в период вынашивания ребенка.
  2. Приобретенные. Данные нарушения могут развиваться на фоне очень быстрого роста глаз.

Проверка часто выявляет нарушения работы органов зрения у детей раннего возраста, у которых имеются следующие проблемы.

Возможные отклонения зрения у детей

Чаще всего у детей в раннем возрасте определяются следующие особенности развития зрения, требующие лечения.

  1. Близорукость. Она бывает истинной или ложной. Как правило, таким детям выписывают очки.
  2. Дальнозоркость.
  3. Косоглазие.
  4. Астигматизм.
  5. Амблиопия.

Эти заболевания бывают приобретенные или врожденные.

Диагностика нарушения зрения у детей

Очень важно своевременно выявить нарушения у ребенка. Если у взрослых членов семьи имеется близорукость или дальнозоркость, то это повод для того чтобы насторожиться и понаблюдать за ребенком. Регулярная проверка у врача позволит вовремя выявить отклонения. При необходимости врач выпишет очки. Помогут ребенку и занятия у педагогов, имеющих специальное образование.

Работа врача заключается в использовании при обследование ребенка специальных тестами, таблиц, а также приборов.

Таблица Сивцева используется достаточно часто. Она представляет собой всем известную таблицу с буквами разного размера. В ней 12 строк. Символы постепенно уменьшаются в направление сверху вниз. В том случае, если ребенок различает 10-ю строку, то зрение считается в пределах нормы. Если нет, то врач определяет показатели отклонения. На основании показателей таблицы будут рекомендованы очки с определенными параметрами.

Поскольку маленькие дети чаще всего не умеют читать, при осмотре офтальмолог пользуется таблицей Орловой. Данная таблица очень похожа на таблицу Сивцева, только вместо букв там изображены картинки. Острота зрения ребенка определяется по таблице аналогично первому варианту.

Однако таблица не единственный инструмент офтальмолога, который подбирает очки. Кстати, метод определения остроты зрения, при котором используется таблица, называется визометрия. Помимо этого применяются и другие методы исследования.

Нередко нарушения работы зрения у детей бывают связаны с внутриглазным давлением. Для этого применяется тонометрия. Чаще всего для этого используются электронные приборы.

Доверять обследование и лечение ребенка с подозрением на нарушения зрения следует только специалисту, который имеет высшую категорию.

Особенности воспитания детей с плохим зрением

Безусловно, плохое зрение у ребенка требует учитывать особенности при подходе к его обучению и воспитанию. Важно правильно организовать занятия с ним. И здесь основная работа по его адаптации и воспитанию должна выполняться именно родителями. С ребенком необходимо общаться, проводить занятия создать атмосферу в доме, чтобы он чувствовал себя полноценным членом семьи.

Стоит учесть, что у детей с плохим зрением нередко возникают проблемы и с речью, а, следовательно, и с обучением. Отсутствие четкого зрительного восприятия не позволяет им связать картинку со словами. Поэтому здесь будет полезна и помощь в воспитании логопеда. Работа с малышом и занятия у грамотного специалиста поможет и ребенку и родителям. Более того логопед подберет программу развития и составит план занятий именно с учетом особенностей ребенка. В программу занятий и обучения обязательно должны входить упражнения, позволяющие развивать и память и речь.

Не менее важна работа и занятия по развитию навыков, которые позволят научиться ребенку ориентироваться в помещении или на улице. Для большинства детей с плохим зрением эта задача не из легких. Будут полезны занятия, направленные на улучшение зрения, на развитие координации движений.

При этом нужно учитывать, что задача по воспитанию ребенка с проблемным зрением весьма непроста. Здесь потребуется коллективная работа специалистов разной направленности. Это и врачи, и педагоги, и даже психологи.

По мере взросление детей, у которых наблюдаются нарушения работы органов зрения, появляются проблемы психологического характера. Помимо этого могут быть проблемы с обучением и развитием. Чаще всего таких детей определяют в отдельные группы, где ими занимаются не только педагоги, но и врачи.

Заметить проблемы у такого ребенка совсем несложно.

  1. Во время занятий может наблюдаться плохая координация. Такие дети мало играют в подвижные игры, и поэтому выявляются проблемы развития;
  2. При общении с взрослыми или сверстниками зрительный контакт или очень ограничен, или отсутствует совсем;
  3. Помимо этого у ребенка с нарушением зрения могут быть и проблемы с развитием речи. В частности часто наблюдается задержка речевого развития.

Серьезные проблемы со зрением часто являются основанием для перевода такого ребенка на домашнее обучение. Кроме того требуется особенно тщательная работа.

Корректировка нарушения зрения у детей

Как уже было сказано выше, большинство нарушений зрения у детей можно корректировать в раннем возрасте. В зависимости от выявленного нарушения врач подбирает тактику и очки для лечения.

Нередко у ребенка выявляется амблиопия, которая также считается дефектом зрения. Это отклонение, когда головной мозг не воспринимает зрительные образы от обоих глаз. В таком случае у ребенка отсутствует . Зачастую данный дефект очень долго остается не выявленным. То есть у ребенка один глаз видит хорошо, а второй плохо. Постепенно развивается косоглазие. Для того чтобы предупредить появление косоглазия амблиопию нужно корректировать.

Причем лечение требуется уже в самом раннем возрасте, пока ребенок мал. Если ситуацию запустить, то ребенок может ослепнуть на один глаз. Для того чтобы восстановить нормальное бинокулярное зрение, нужно проводить занятия для восстановления работы глаза. В таком случае закрывают один глаз на несколько часов. Это позволяет тренировать больной глаз. Нередко выписывают специальные очки.

В каких случаях выписывают очки для детей

У некоторых детей проверка выявляет дальнозоркость, астигматизм врожденного типа. Особенно часто это бывает у детей, родители которых в детстве имели проблемы со зрением. В такой ситуации требуется серьезная работа с ребенком. Для этого нужно регулярно ходить с ребенком к офтальмологу, а также проводить с ним занятия.

Как правило, некоторые нарушения зрения у детей исчезают самостоятельно. Однако если этого не происходит, то необходимо начинать лечение. Чаще всего для лечения зрения врачи выписывают очки. Подбирать очки также должен врач. Если ребенок маленький, то лучше приобрести очки с пластиковыми линзами. В таком случае существует минимальный риск того, что ребенок получит травму, если очки разобьются.

Экономить на очках не стоит. Приобретать малышу контактные линзы также не нужно. Они подойдут для детей старшего возраста. В большинстве случаев врачи стараются воздержаться от какого-либо лечения на глазах, поскольку зрительный орган еще не полностью сформирован. В большинстве случаев скорректировать зрение помогут очки.

Как помочь ребенку с нарушением зрения

Если наблюдается незначительное нарушение остроты зрения, то лучше начать лечение до того, как ребенок начнет посещать детский сад. В таком случае есть шанс, что в школу ребенок пойдет уже с хорошим зрением. Это позволит облегчить обучение.

Если у ребенка наблюдаются отклонения в работе зрительного органа средней степени тяжести, то помимо физического дискомфорта может развиться комплекс неполноценности. В этом случае ему необходима помощь родителей для нормального развития и обучения. В том случае, если ребенок ходит в обычную группу детского сада, то будет разумным привлечь к такой ситуации и воспитателей, которые будут проводить занятия с ребенком.

Для занятий и лечения таких детей существуют специальные программы обучения. Они несколько отличаются от стандартных. Однако, несмотря на эффективность обучения и занятия, которые помогают адаптировать ребенка с нарушением зрения к обучению в школе, основная роль отводится в развитии ребенка именно родителям. У таких детей хорошо развиты тактильные ощущения и слух.

Очень важно разговаривать с ними и заниматься развитием речи. В качестве помощников для занятия здесь выступают книги. После прочтения сказки рекомендуется предложить пересказать ее. Можно описывать ребенку житейские ситуации, и обсуждать их вместе. Если наблюдаются проблемы со зрением у ребенка, то следует особенно тщательно выбирать детский сад и школу. Заниматься им очень важно!

При серьезной патологии наиболее разумно будет отдать малыша в специализированную школу. В таких заведениях работают специалисты с профильным образованием. Кроме того программа обучения будет адаптирована именно под такого ребенка.

В зависимости от возраста ребенка, дальнозоркость может являться не дефектом, а нормой. Но если четкость зрения не восстанавливается, то нужна коррекция и помощь медиков.

Когда дальнозоркость является нормой?

При дальнозоркости изображение формируется за сетчаткой глаза, из-за этого ребенок получает размытую картинку предмета, который располагается на расстоянии 20-40 см от него.

Чаще всего заметить проблемы со зрением можно в возрасте 5-7 лет, когда ребенок начинает учиться.

Есть три степени дальнозоркости:

  • Г иперметропия слабой степени обоих глаз . Этот зрительный дефект считается нормой. Ребенок хорошо видит на близком расстоянии, только у него быстро устают глаза, начинает болеть голова. В коррекции пациент не нуждается. С развитием ребенка строение глаз изменяется, укрепляются мышцы и проходят вышеперечисленные симптомы. При слабой степени у детей не требуется лечение, но если до 7 лет патология не исчезает, то нужно обратиться в больницу.
  • Г иперметропия средней степени . Для детей старше 8 лет считается патологией, в младшем возрасте – нормой. Дефект требует коррекции, поскольку отклонения составляют 2-5 диоптрий. Ребенок хорошо видит вдаль, но вблизи изображение затуманено.
  • Г иперметропия высокой степени . Патология проявляется тем, что ребенок плохо видит вдаль и вблизи. Отклонение составляет свыше 5 диоптрий. Ребенку постоянно нужно носить или .

Дальнозоркость присуща всем новорожденным. К 3-4 годам она обычно самостоятельно проходит, но если патологию диагностировали у грудничка, то желательно в 2 года показать ребенка врачу.

В норме дальнозоркость не должна превышать 3 диоптрия, но если при комплексном обследовании дальнозоркость у детей 1 года составляет выше 5 диоптрий, нужно начинать лечение, поскольку после шести лет у ребенка появятся серьезные проблемы со зрением.

Причины

Лечение в 7-10 лет

Дальнозоркость у детей старше 6 лет проявляется тем, что слабый (дальнозоркий) глаз поначалу напрягается, чтобы нормально видеть, но это ведет лишь к спазмам глазной мышцы из-за длительного перенапряжения. С семи лет лечащий врач выписывает очки с собирательными линзами. Также используют аппаратные методики, витаминотерапию и ЛФК.

Лазерную хирургию применяют только по достижению ребенка 16 лет.

В редких случаях, когда степень гиперметропии высокая и развивается косоглазие и другие осложнения, показана микрохирургия. В ходе операции удаляют хрусталик и ставят на его место искусственный. После оперативного вмешательства ребенок хорошо видит на любое расстояние.

Профилактика

Меры профилактики важны не только для тех, у кого диагностировали дальнозоркость в возрасте до 3 лет, но и для абсолютно здоровых детей.

Профилактика:

  • Во избежание осложнений показывайте ребенка офтальмологу не реже 1 раза в год.
  • Обеспечьте малышу правильный образ жизни. Ребенку важны активные игры на свежем воздухе, а также сбалансированное питание. Растущий организм должен ежедневно получать суточную дозу витаминов для зрения.
  • Приучайте ребенка к ежедневной гигиене глаз.
  • Запрещайте длительный просмотр телевизора и игры на компьютере. Ограничьте эти увлечения по времени, максимум до 1-2 ч. в день.
  • Следите за тем, чтобы ребенок долго не сидел за уроками. Чтение и письмо должно чередоваться с активными играми.
  • Обеспечьте хорошее освещение: свет должен падать на письменный стол с левой стороны.
  • Делайте с ребенком гимнастику для глаз.

Предупредить болезнь легче, нежели избавиться от нее.

Дальнозоркость у детей – не безобидное заболевание. Если ребенок рождается с высокой степенью отклонений и зрение не приходит в норму в течение первых лет жизни, то нужно срочно обращаться к офтальмологу. У ребенка может развиться косоглазие или синдром «ленивого глаза», который характеризуется значительным ухудшением зрения одного глаза.

Полезное видео про дальнозоркость у детей

Многие люди ошибочно полагают, что можно чувствовать нормальное ли зрение у самого себя, но это ошибочное мнение. Особенно это касается врожденных патологий, так как с рождения мозг воспринимает ту лишь информацию, которую получает от зрительной системы человека.

Например, когда зрение нарушено на обоих глазах мозг просто не видит разницы между нормой и явным отклонением и привыкает к тому, что есть. По мнению большинства специалистов, зрение является особой способностью воспринимать и различать цвета, максимально точно видеть как расположены те или иные предметы, находящиеся в поле зрения человека. Когда человек слышит выражение 100% зрение, он воспринимает как идеально верный показатель. Однако необходимо усвоить. Что для разной возрастной категории показатели нормы значительно отличаются. Что является абсолютной нормой.

Глаз – это орган, который полноценно формируется не ранее, чем к наступлению восемнадцатилетия. Меняется и развивается зрение в течение всей жизни человека. Такие факторы, как место проживания, экология, образ жизни, специфика работы наследственный фактор влияют на те, или иные изменения в зрительном органе, как в положительную так и в отрицательную сторону.

В этой статье будут рассмотрена норма зрения у детей различных возрастов.

От рождения и до года

Этот возрастной период считается самым важным. В это время происходит основной период становления зрительной системы. На момент рождения специалист может проверить только лишь наличие безусловного рефлекса – реакции зрачка на световой раздражитель.Уже спустя всего лишь один месяц ребенок способен реагировать на любые изменения, происходящие в поле его зрения. Малыш хоть и очень слабо, но все же пытается наблюдать за происходящим вокруг, за любыми передвижениями и за родителями.

Уже ближе к году малыш полноценно различать предметы по их форме и цветовой гамме. Ребенок зрительно отличает чужих людей от родных. Однако в этот период зрительная система все еще начинает только лишь свое формирование.

От года до двух лет

Рефлексы более совершенные, ребенок видит четче, чем в годовалом возрасте. Появляется способность отличать расстояние объектов друг от друга и от себя, что помогает измерить остроту зрения. У взрослых норма составляет один градус (1,0), а у маленьких детей в пределах от 0,3 до 0,5. Ребенок познает мир и его свойства, начинается координация движений со зрением.

Считается, что смотреть телевизор в таком возрасте очень вредно, так как это сильно вредит неокрепшим глазам. Их мускулатура слабеет, так как яркие картинки с экрана ребенком не воспринимаются, зато очень сильно напрягают мышцы. Намного полезнее будет просто общаться с ребенком, ведь в таком возрасте он уже запоминает мимику родителей, пытается копировать ее. Но все же, разница между таким и взрослым зрением все еще велика.

От двух до трех лет

Сенсорная система очень помогает развиваться детям в этом возрасте. Ребенок видит предметы, пытается их оценить, описать. Очень важно продолжить развитие зрения в этом возрасте, так как оно напрямую влияет на речь. Ведь если ребенок ничего не видит, ему не с чем контактировать, следовательно, нечего описывать или оценивать, отчего он начинает говорить гораздо позже. У трехлетних детей самый подходящий возраст для тестов на зрение, так как основные системы уже сформированы. Существует специальная таблица с символами, таблица Орловой.

Она включает в себя строчки с изображениями различных размеров. Ребенка сажают на расстояние пяти метров от стенда с таблицей и просят называть символы. Если ребенок не узнает знак, ему показывают другую строчку. Это помогает выявить близорукость, своевременно начать лечение. В норме, показатель должен быть в пределах от 0,7 до 0,8. Обратите внимание, не щурится ли ваш ребенок без видимой причины. Это может быть явным признаком появления близорукости.

От трех до семи лет

В этот период на глаза ребенка дается серьезная нагрузка, особенно после детсада. Ребенок начинает готовиться к школе, а после начала обучения читает, пишет. Все занятия обязательно должны иметь перерыв и разминки, желательно. Время, проводимое за компьютером или телевизором, должно быть не больше полутора часа, ведь это излишняя дополнительная нагрузка на органы зрения. К семи годам зрение приближается к значениям взрослого человека, постоянно приравниваясь единице. Ребенок уже знает все объекты, называет их, свободно описывает и различает все. Ребенок уже подготовлен к обучению. Очень важно проводить осмотр у офтальмолога около четырех раз в год, чтобы выявить возможные отклонения.

По статистике медиков, близорукость чаще всего выявляют в 7 или 10 лет. В этом возрасте ребенок учится в школе, из-за чего нагрузка на сенсорную систему слишком большая. Посещения окулиста всегда важны. Учитывайте генетический фактор. или являются доминантными признаками, из-за чего велика вероятность выявить отклонения у ребенка, чей родитель также имеет отклонение. Помните, что во время пубертатного периода, когда выделяется много гормонов, зрение также может упасть.

Следите за питанием ребенка. Он должен есть здоровую пищу, которая будет содержать в себе все необходимые белки, жиры и углеводы. Не стоит забывать и о витаминных комплексах, что помогают организму восстанавливаться.

Следовать этим советом не помешало бы и взрослым, так как это универсальные методы сохранения глаз.

— Многие знают, что нужно употреблять чтобы хорошо видеть. Но не все так просто, как кажется. Чаще всего встречается провитамин, который необходимо активировать. Люди считают, что если они будут налегать на морковь, организм будет обеспечен нужным витамином. А оказывается, что витамин А является жирорастворимым. Для его активизации нужен какой-то жир, поэтому рекомендуется взбрызгивать морковный салат небольшим количеством масла.
— При чтении, создавайте хорошее освещение и держите книгу на расстоянии тридцати сантиметров.
— Ограничьте время просмотра телевизора до одного часа. Детям рекомендуется к просмотру около тридцати минут. Расположение экрана от глаз должно быть в пять раз больше диагонали голубого экрана.
— Если вы или ваш ребенок проводите много времени за компьютером, помните, что это очень вредно. Делайте хотя бы перерывы между работой. Детям время нужно ограничить до одного часа. Не допустите появления компьютерного синдрома.
— Уделяйте время на специальную гимнастику. Моргайте, переводите взгляд по сторонам, смотрите вверх-вниз, влево-вправо. Так вы предотвратите появление рези в глазах.
— Обращайте внимание на любые подозрительные симптомы, такие как: размытость, радужные круги вокруг источников света, резь в глазах, покраснение. Это могут быть заболевания: конъюнктивит, синдром сухого глаза или даже глаукома.
— Если соблюдать эти советы, то зрение останется в целости и у взрослого, и у ребенка.

В заключение

Подводя итог нужно сказать, что нельзя приравнивать остроту зрения в разных возрастных категориях. Потому что ее норма значительно отличается. Например, в пожилом возрасте показатели совершенно другие, нежели у обычного взрослого человека среднего возраста. В возрасте от 18 и до 50 лет нормой считается единица. Кроме того, стоит отметить, что в период полового созревания острота зрения может значительно колебаться из-за гормонального дисбаланса в организме подростка. Также в этом возрасте нагрузка на органы зрения достигает максимального уровня. Вывод один, необходимо регулярно посещать офтальмолога, для своевременного выявления проблем и их последующего решения.

Зрение помогает детям более подробно познавать окружающий мир. Однако зрительная система довольно хрупкая, уязвимая, и не всегда ребенку удается сохранить хорошее зрительное восприятие, а у некоторых малышей оно имеет врожденные отклонения. Развитию нарушений способствует множество факторов как внешнего, так и внутреннего порядка. В этой статье мы расскажем, как проверить зрение ребенка, что делать, если обнаружены отклонения.


Детское зрение - особенности

Зрительная система выполняет важнейшие функции, давая ребенку представление о мире, в котором он живет. Без хорошего зрения эта картинка будет неполной, в развитии малыша образуются «пробелы». Нагрузка, которая ложится на органы зрения, велика. И не всегда маленький организм может с ней успешно справиться.

Детское зрение отличается от взрослого, в первую очередь, строением самих органов, отвечающих за визуальное восприятие мира. Глазные яблоки у детей пропорционально более короткие. Именно по этой причине пучки света фокусируются у ребенка не на сетчатке, а непосредственно за ней. Такое состояние свойственно дальнозоркости, и исходя из этого можно смело утверждать, что физиологическая дальнозоркость присуща всем новорожденным.

Глазные яблоки растут наиболее быстрыми темпами в первый год жизни малыша. К 12 месяцам физиологически обусловленная дальнозоркость постепенно отступает. О ее полном исчезновении можно говорить только тогда, когда процесс нормальных параметров глазного яблока завершается. Это происходит обычно в возрасте от 3 до 5 лет.




Формироваться зрение начинает еще в период маминой беременности. И первый триместр ее особенно важен. Большинство практически неизлечимых или трудноизлечимых врожденных пороков органов зрения обычно связывают с этим периодом, когда в процессе закладки и формирования органов возникла серьезная «ошибка».

Новорожденный ребенок практически не различает размеров и формы предметов. Он видит мир, как лоскутное одеяло - скопление более и менее ярких пятен. Фокусировать взгляд малыш начинает в возрасте 1 месяца, а уже в 2-3 месяца самостоятельной жизни он в норме умеет следить глазами за движущимся предметом.

С каждым последующим месяцем хранилище зрительных образов крохи увеличивается, пополняется. Он осваивает речь не только потому, что слышит звуки, но и потому, что видит артикуляцию взрослых и пытается ее механически повторить. Он начинает сидеть, ползать и вставать не только потому, что к этому готовы его позвоночник и мышечная система, но и потому, что он видит, как перемещаются мама и папа и пытается подражать им.



Зрительный нерв и мышцы у детей дошкольного возраста слабые, очень уязвимые.

Именно поэтому так важно ограничивать просмотр телевизора, игры за компьютером, а также любую нагрузку на зрение. Если родители внимательно и правильно относятся к профилактике проблем со зрением, то к 6-7 годам зрительный аппарат ребенка становится достаточно крепким, малыш готов к школе и предстоящим там учебным нагрузкам.


К сожалению, именно в этом возрасте в основном начинают выявляться и первые патологии. Ребенка ведут на медосмотр перед школой, и окулист выявляет то или иное отклонение. Конечно, это не приговор, ведь большинство таких приобретенных нарушений успешно поддаются коррекции. Но проверку зрения родители должны сделать обязательной. И водить ребенка к специалисту не только на медкомиссию, но и для собственного успокоения, чтобы не пропустить начинающуюся болезнь.


Как проверить?

Всем без исключения малышам проводят первую проверку зрения еще в родильном доме.Осмотр этот носит поверхностный характер, его проводят без специального офтальмологического оборудования. Такая диагностика позволяет увидеть грубые врожденные пороки органов зрения - катаракту, ретинобластому, глаукому, птоз. Значительно сложнее на таком осмотре увидеть такие врожденные патологии, как атрофию зрительного нерва и ринопатию недоношенных. Остальные заболевания на первом осмотре увидеть практически невозможно.

Плановые посещения офтальмолога предусмотрены в 1 месяц, в 3 месяца, в 6 и 12 месяцев. На этих осмотрах доктор уже сможет оценить состояние глазного дна, способность зрачка сокращаться при попадании на него луча света, а также выявить некоторые патологии, которые остались незамеченными в роддоме. В первый год жизни родители не хуже любого врача могут заподозрить проблемы со зрением у своего чада.



Главное - внимательно наблюдать за ребенком. Если в 3-5 месяцев он не фокусирует взгляд на игрушке, если его глазки «дергаются» относительно центра вверх-вниз или влево-вправо, если к этому возрасту малыш не узнает лица родных, то это повод обратиться к офтальмологу внепланово.

Для детей от 6 месяцев до года врачи используют специальные полосатые таблички. Один глаз ребенка мама закроет своей рукой, а доктор покажет белую табличку, половина которой заполнена черными полосками. В норме кроха должен начать рассматривать именно эту полосатую часть. Потом такой же опыт проводят со вторым глазиком. Этот тест дает доктору возможность оценить, оба ли глаза реагируют на зрительный объект. Аппаратным методом врач изучит состояние глазного дна, сокращаемость зрачка.


У детей от двух лет оценивают более широкий спектр показателей нормальности зрения:

  • физическое состояние органов зрения;
  • синхронность движения глаз вслед за движущимся предметом;
  • наличие или отсутствие предпосылок к развитию косоглазия;
  • фокусировка глаз на близком и отдаленном предмете;
  • глубина восприятия объемных пространственных предметов.

Ответы на эти вопрос даст осмотр органов зрения с применением специального оборудования, а также серия тестов. Для оценки объемности зрительной функции применяют поляризующие очки, для оценки остроты зрения - таблицу Орловой. На ней нет букв и сложных предметов, которые малыш еще в силу возраста не в состоянии понять. Есть знакомые ему простые изображения - уточка, слоник, звезда, елочка, чайник, самолетик и т. д.На просьбу доктора показать уточку или самолет, ребенок сможет отреагировать, если не движением руки в нужном направлении, так хотя бы направлением взгляда.


Опытному офтальмологу этой реакции будет вполне достаточно, чтобы понять, видит ли малыш нарисованные черно-белые изображения и различает ли их форму. Если на расстоянии пяти метров ребенок различает десятую строку сверху, то его зрение считается стопроцентным. Трудности могут возникнуть только с названиями предметов, потому что не каждый малыш сможет знать очертания чайника или автомобиля. Поэтому предварительно родителям рекомендуется дома, в спокойной обстановке обсудить с ребенком таблицу, показать ему все предметы и отчетливо назвать их.




На следующем возрастном этапе, в школьном возрасте, ребенку будут тестировать остроту зрения по таблице Сивцева. Это самая известная в России таблица, которая основана на изображении букв. В таблице 12 строк и всего 7 букв, которые повторяются в разном порядке - Ш, Б, Ы, К, М, Н, И.

Отличным считается результат, если ребенок видит десятую строку с расстояния 5 метров от таблицы. Уменьшение и увеличение количества увиденных строк сможет сказать врачу, какого типа нарушение зрения присутствует у ребенка и какая нужна коррекция. Следует отметить, что при помощи таблицы Сивцева невозможно установить дальнозоркость. Она определяет только наличие близорукости.

Еще одна популярная таблица для проверки зрения - таблица Головина. В ней нет ни букв, ни картинок, только незамкнутые кольца, повернутые в разных направлениях. Все кольца во всех 12 рядах имеют равную ширину, но с каждым рядом сверху в них они уменьшаются в размере. Напротив каждой строки указано расстояние, с которого человек в норме должен видеть изображение. Оно обозначается латинской буквой D.


Понятно, что доктор на основании одной только информации об увиденных пациентом предметах или буквах, ставить диагноз не будет.

Для диагностики болезней глаз у детей назначаются дополнительные исследования:

  • Диафаноскопия. Этот метод позволяет установить возможное помутнение внутренних сред глаза, а также обнаружить внутри глаза опухоли или инородные тела. Малышам обследование проводят под общим наркозом, детям среднего и старшего школьного возраста - под местным обезболиванием. Проводить обследование положено только в темном помещении. К глазному яблоку прижимают диафаноскоп и прижимают его с разной силой, перемещая по склере. Таким образом, удается увидеть интенсивность свечения зрачка. Если свечение затруднено или полностью отсутствует, это может говорить о патологическом уплотнении, о заболевании.
  • Тонометрия. Это обследование тоже проводят в условии стационара, обезболивая ребенку органы зрения или вводя его в состояние медикаментозного сна. Специальный прибор - тонометр при прижатии к глазкам, дает врачу представление об уровне внутриглазного давления.



  • Экзофтальмометрия. Этот метод позволяет установить выпячивание глаза из орбиты и таким образом диагностировать лимфомы, тромбозы и кровоизлияния, а также другие патологии органов зрения. Для этого офтальмолог использует специальный прибор, напоминающий линейку.
  • Аглезиметрия. Метод, позволяющий установить чувствительность роговицы глаза. Для этого ребенку со стороны виска доктор незаметно подносит к глазу кусочек ваты, расширяет веки и слегка касается глазного яблока. По выраженности реакции на такое прикосновения судят о степени чувствительности. Иногда врачи пользуются не ватой, а специальным набором диагностических волосков (по методу Самойлова).


  • Проба Веста. Этот метод позволяет уточнить состояние слезного мешка и проходимость носослезного канала. В глаза ребенку закапывают специальный контрастный состав колларгол или раствор флюоресцеина, носовые ходы закрывают ватными тампонами. Если на вате за отведенное время (не более 7 минут) появятся следы препарата, слезные пути проходимы.
  • Флюоресцеиновая проба. Этот метод позволяет выяснить, цела ли роговица, нет ли на ней механических повреждений. В глаз ребенку закапывают раствор флюоресцеина, а затем очень быстро промывают глаз физраствором. При помощи бинокулярной лупы и зеркала врач осматривает глаз. Места поражения будут окрашены контрастным веществом, закапанным ранее.

Существуют и другие тесты и методики обследования зрения, которые могут быть назначены ребенку в индивидуальном порядке, если первичный осмотр вызвал некие опасения у врача-офтальмолога.



Самостоятельная проверка

Многих родителей интересует, можно ли проверить остроту зрения ребенка в домашних условиях. В принципе, большого труда это не составит, хотя и большого объема информации из такого обследования родители не получат. Ответить на главный вопрос - видит ли малыш, можно и дома. А вот установить причину, по которой он видит недостаточно или не видит, в домашних условиях никак нельзя.


Зрение ребенка от 3 месяцев до года можно проверить при помощи яркой игрушки. Если ребенок следит за ней глазами, если он на расстоянии 1,5-2 метров видит игрушку в руке у мамы и реагирует на нее, этого вполне достаточно, чтобы заключить, что в целом малыш видит.

Для ребенка от 2 лет мама может распечатать на обычном листе формата А 4 таблицу Орловой. Показать и назвать на листе все предметы, и только потом, повесив лист на уровне глаз ребенка на расстоянии 5 метров от него, спрашивать, какой предмет вы показываете.


Нормой считается, если ребенок увидит каждым глазом все изображения десятой строки (отсчитывать сверху вниз). Допускается не более 1 ошибки. Проводить тестирование нужно в помещении, которое хорошо освещено, лучше всего при дневном свете. На раздумья ребенку дают не более 2-4 секунд, один глаз должен быть закрыт во время проверки второго. Важно, чтобы ребенок не щурился.

Школьника, который уже умеет читать и хорошо знает буквы, можно проверить аналогичным образом при помощи таблицы Сивцева. Ее также можно распечатать на листе формата А 4 и повесить на уровне глаз на расстоянии 5 метров от ребенка. Один глаз закрывают повязкой из черной светонепроницаемой ткани, кусочком картона или пластика. Показывать буквы нужно с верхних рядов, опускаясь ниже.Если ребенок называет без ошибок все буквы в десятой строчке, проблем со зрением у него, скорее всего, нет.



Домашние проверки зрения не стоит устраивать слишком часто. Достаточно будет тестировать ребенка раз в 3-4 месяца. Пользоваться такими методиками особенно полезно, если у ребенка не выявлено глазных патологий на очередном осмотре у офтальмолога, но есть предпосылки для развития таких недугов:

  • генетический фактор - у мамы или папы плохое зрение;
  • особенности рождения - если малыш появился на свет недоношенным;
  • если в семье есть родственники, страдающие глаукомой.

Следует знать, что многие нарушения зрения развиваются в детском возрасте постепенно. При этом особых жалоб у малыша не будет, да и симптомы разглядеть будет сложно до тех пор, пока патология не даст о себе знать, а это происходит уже на конечных стадиях. Домашние тесты помогут вовремя заметить тревожные признаки. Если это произошло, не стоит откладывать визит к врачу-офтальмологу.


Заболевания у детей

Наиболее распространенные заболевания органов зрения среди детей:

  • Катаракта. При этом заболевании мутнеет хрусталик. В результате нарушается свечение в зрачке. Зрачок выглядит не черным, а сероватым. Недуг вызывает самые разнообразные варианты падения зрения вплоть до его полной потери. Врожденная катаракта обусловлена внутриутробными процессами формирования органов зрения на 8-10 неделе беременности. Приобретенная может быть обусловлена генетически, а также быть следствием травмы глаза, воздействия излучения. Лечится преимущественно хирургическим путем, причем не каждая разновидность катаракты может быть прооперирована в раннем детском возрасте.


  • Врожденная и приобретенная глаукома. При этом недуге повышается внутриглазное давление, нарушается отток жидкости из органов зрения. Сопровождается утратой остроты зрения, прогрессируя, может привести к атрофии зрительного нерва, полной слепоте. Заболевание лечится комплексно - с применением медикаментов и оперативного вмешательства. В большинстве случаев при своевременном обнаружении недуга, лазерной коррекцией можно улучшить зрение.
  • Ретинобластома. Это злокачественная опухоль сетчатки глаза, по проявлениям очень схожая с катарактой. Если заболевание выявляется рано, например, еще в роддоме или в первые месяцы после рождения ребенка, существует возможность сохранить и восстановить его зрение, подшив к склере специальную пластинку с радиоактивным материалом. Позднее выявление патологии предусматривает только одну форму лечения - полное удаление пораженного глаза.



  • Ретинопатия. Это поражение сетчатой оболочки глазного яблока. Чаще всего причиной становятся сосудистые нарушения, когда сосуды оболочки разрастаются и препятствуют нормальному кровоснабжению органов зрения. Если болезнь прогрессирует, ребенок постепенно утрачивает зрение вплоть до полной его потери. У недоношенных детей ретинопатия диагностируется еще в роддоме. У доношенных она может быть выявлена значительно позже. Лечится недуг консервативными методами и оперативно.
  • Атрофия зрительного нерва. При угасании функции зрительного нерва ребенок существенно теряет зрение, и его возвращение и сохранение находится под большим вопросом. При врожденном заболевании оно может быть полным, и зрение будет отсутствовать полностью. Но такое случается нечасто. Частичная атрофия дает шансы на сохранение зрительной функции в определенном объеме. Лечение зависит от места и степени поражения нерва. Чаще всего врачи назначают прием сосудистых препаратов.



  • Воспалительные недуги. Некоторое падение зрения у ребенка может наблюдаться и при воспалительных процессах. К таким состояниям относятся дакриоцистит (непроходимость слезных путей и воспаление слезного мешка), конъюнктивит (воспаление слизистой оболочки глаз), блефарит (воспаление ресничной кромки век), кератит (воспаление роговицы глаза с появлением помутнения и изъязвления). Обычно прогнозы в этом случае довольно оптимистические - при грамотном и своевременном противовоспалительном лечении, болезнь отступает, и зрительные возможности восстанавливаются полностью. В определенных случаях, при запущенных заболеваниях, вернуть функцию полностью не удается, но в 99% случаев удается остановить ее падение.
  • Нистагм. Таким термином обозначаются непроизвольные движения глазных яблок. Часто в народе патологию называют «подергиванием глаз». Нередко нистагм является, по сути, проявлением и врожденной слабости зрения, и состоянием, связанным с поражением некоторых участков головного мозга. Излечению практически не поддается, но спазмолитики временно улучшают состояние ребенка.
  • Пигментный ретинит. Это наследственное заболевание, которое связано с постепенными дегенеративными изменениями в сетчатке. Довольно часто оно проявляется ухудшением зрения еще в детском возрасте. Коррекции заболевание практически не поддается. Известных способов лечения не имеет. Оно продолжает прогрессировать до тех пор, пока потеря фоторецепторов не становится критической и человек полностью лишается возможности видеть.




  • Косоглазие. С жалобами на возможное косоглазие родители малышей приходят к врачам чаще всего. Однако не всегда косоглазие является патологическим. Для детей раннего возраста даже при хорошем зрении некоторая «косость» считается вариантом физиологической нормы. Патология проявляется тем, что ребенку очень сложно сфокусировать взгляд на определенном предмете, поскольку его глаза не могут действовать синхронно. В большинстве случаев косоглазие удается скорректировать при помощи несложной операции. Часто врачи применяют стимуляцию светом. Однако косоглазие само по себе случается редко, чаще оно сопровождает такие распространенные нарушения, как миопию или дальнозоркость.
  • Близорукость (миопия). Близорукий малыш плохо различает объекты, которые находятся от него в удалении. Чем меньше расстояние, с которого маленький пациент видит предмет, тем больше стадия близорукости. Физиологически процесс объясняется тем, что изображение в результате фокусировки появляется не на сетчатке, что считается нормальным признаком здоровья органов зрения, а перед ней. Чаще всего миопия диагностируется у детей, испытывающих существенные нагрузки на зрение - у школьников, например.

Восстановить ребенку зрение при миопии - задача вполне посильная, хоть на это и потребуется немало времени. Для коррекции назначается ношение очков, контактных линз. В некоторых случаях возможно оперативное вмешательство, которое позволяет эффективно повысить зрение. Если близорукость незначительная, то ее часто удается «перерасти», а также устранить с помощью специальных эффективных упражнений.



  • Дальнозоркость (гиперметропия). При этом нарушении изображение у ребенка проецируется не на сетчатку, а в пространство за ней. Если недуг незначительный, то ребенок будет видеть несколько размыто предметы, находящиеся вблизи от него. При средней и тяжелой форме патологии, размытыми будут и объекты вдали, и предметы вблизи.

Небольшая детская дальнозоркость является обусловленной особенностями физиологии нормой для детей до 4-5 лет. Лечить такую гиперметропию обычно не надо, и проходит она сама по мере вырастания глазных яблок. Если заболевание развивается позже этого возраста или не проходит, то потребуется лечение с ношением очков, контактных линз, в некоторых случаях - даже хирургическая операция.


  • Астигматизм. Довольно редко эта патология бывает самостоятельной. Обычно она выступает в качестве сопровождения при близорукости или дальнозоркости. Зрение падает из-за нарушения механизмов фокусировки. Такое становится возможным при искривлении формы глазного яблока и хрусталика. Ребенок видит предметы расплывчатыми, поскольку изображение фокусируется в «стерео» – двойном эффекте. Для лечения ребенку назначают ношение очков. Довольно эффективным методом считается лазерная коррекция.

Существует масса других недугов, многие из которых обусловлены врожденными пороками развития органов зрения, зрительного нерва, сетчатки, роговицы.


Классификация нарушений

Классификация всех отклонений от нормальной зрительной функции основана на определении вида нарушения и степени его развития. В первую очередь доктор назначает все необходимые диагностические меры, чтобы выяснить, какое заболевание у ребенка имеет место быть. Затем он установит стадию.

По стадии нарушения все больные делятся на:

  • слепых (при полной утрате зрения, а также при утрате способности видеть, но сохранении возможности ощущать яркий свет или темноту);
  • частично слепых (при светоощущении и остаточном зрении);
  • тотально слепых (при отсутствии зрения вообще и всех возможностей светоощущения в частности);
  • слабовидящих (при зрении от 0,05 до 0,3).


Способность видеть две светящихся точки при минимальном расстоянии между ними - это и есть критерий оценки остроты зрения. Степень нарушения определяется в отношении отклонения от нормы, которая составляет 1,0. По этому критерию становится понятно, что народное определение «минус 3» – это не что иное, как миопия легкой степени, а «плюс два» – незначительная дальнозоркость.


Социальная адаптация детей с незначительными нарушениями не затруднена, ведь малыши с показателями от 0,3 и выше могут посещать обычные школы, учиться затем в университетах и даже служить в армии. При установленной степени нарушения от 0,05 до 0,3 ребенку придется учиться в специальной школе для слабовидящих. При зрении меньше 0,05 ребенок сможет посещать только специализированные школы для слепых и обучаться по особой методике.




Причины нарушений

Зрение у детей может начать снижаться в результате прогрессирования некоторых врожденных патологий. Именно поэтому так важно посещать офтальмолога регулярно и обследовать малыша, ведь положительные результаты прошлого осмотра не могут свидетельствовать о том, что и сейчас со зрением у ребенка все в порядке.


Приобретенные проблемы со зрением могут быть спровоцированы следующими причинами:

  • среды глаза утратили прозрачность;
  • ослабли глазные мышцы;
  • сетчатка поражена и не может выполнять своих функций;
  • зрительный нерв поражен;
  • произошли нарушения в корковом центре головного мозга.

Внести свои «коррективы» в нормальную работу органов зрения могут тяжелые вирусные инфекции и бактериальные поражения органов зрения. Не последнее место занимают и травмы глаз, а также черепно-мозговые травмы. Иногда родители сами «потворствуют» развитию нарушений - разрешают ребенку долго смотреть телевизор, играть за компьютером, пользоваться гаджетами.



Симптомы и признаки

У каждого из перечисленных выше заболеваний имеется своя симптоматика, однако, есть общие симптомы снижения зрения, на которые внимательные родители просто обязаны обратить внимание. Ребенок с нарушением зрения может ни на что не жаловаться, но ощущать определенный дискомфорт он будет в любом случае. Поэтому в первую очередь изменятся поведение и привычки малыша.


Вот лишь некоторые признаки того, что у ребенка снижается зрение:

  • малыш начинает часто моргать, а когда ему очень интересен какой-то предмет или картинка, он может начать прищуривать один глаз;
  • когда ребенок смотрит на предмет, один его глазик несколько косит в другую сторону;
  • у ребенка не всегда получается сразу схватить нужный предмет, иногда он «промахивается»;
  • ребенок стал часто жаловаться на головную боль и усталость;
  • читать, рисовать и лепить малыш может только очень непродолжительное время, он быстро устает;
  • при обучении самостоятельному чтению малыш начинает водить пальцем по строкам в книге;
  • ребенок не реагирует на показанный издалека предмет, если он не издает никаких звуков;
  • на улице ребенок в возрасте от полутора лет и старше не видит летящих в небе самолетов, не замечает насекомых;
  • ребенок затрудняется с определением цветов;
  • в некоторых ситуациях, когда ребенок торопится или эмоционально возбужден, у него может быть нарушена координация движений.




Даже если у ребенка обнаруживается три и более симптомов из этого списка, это уже веский повод нанести внеплановый визит в кабинет врача-офтальмолога. Чем раньше выявляются глазные патологии, тем легче их лечить и корректировать.


Методы лечения

От большинства глазных болезней при вовремя обнаруженной проблеме удается избавиться еще в детстве. Современная медицина готова предложить массу способов исправления проблемы. Наиболее эффективные и частые в педиатрии следующие:

  • Лазерная коррекция. Это – не операция, а комплекс терапевтических процедур. Такое лечение позволяет приблизить к норме или полностью вернуть зрение при близорукости, дальнозоркости и некоторых формах астигматизма. Такому лечению прекрасно поддаются даже серьезные степени отклонений.




  • Фотостимуляция. При таком лечении на сетчатку глаза ребенка подаются разноцветные сигналы с заданным ритмом. Эти сигналы стимулируют скрытые ресурсы организма на более усиленный режим работы органов зрения. Это улучшает кровоснабжение сетчатки и глазного нерва, а также позволяет мозгу, точнее, той его части, которая отвечает за восприятие зрительных образов, формировать и усваивать новые нейронные связи. Такое лечение назначают при патологиях зрительного нерва, при глаукоме и после операции, при астигматизме и близорукости.


  • Магнитотерапия. Этот метод основан на способности магнитного поля благотворно воздействовать на процесс регенерации тканей. А потому такие физиопроцедуры назначают после операции на глазах, при воспалительных заболеваниях глаз, которые привели к снижению зрения, при кровоизлияниях внутри органов зрения, при травмах роговицы. Лечение магнитным полем эффективно при блефарите, конъюнктивите, при дистрофических изменения в сетчатке, при близорукости и нарушении аккомодации, а также при амблиопии.


  • Электростимуляция. Стимуляция зрения слабовидящих детей и детей с незначительными отклонениями от нормы при таком методе осуществляется за счет воздействия на зрительный нерв электрическими импульсами. При этом восстанавливается нервная проводимость, укрепляются глазные мышцы. За счет импульсного воздействия улучшается метаболизм, обмен веществ в органах зрения. Такую процедуру назначают при атрофии зрительного нерва, близорукости, при косоглазии.

Дальнозоркость у детей - это нарушение зрение, которое проявляется невозможностью четко различать близко расположенные предметы, в то время как зрение вдаль остается нормальным. Дальнозоркость еще называют гиперметропией.

Норма

Дальнозоркость небольшой степени в детском возрасте обычно не вызывает у врачей опасений, так как в это время происходит активный рост организма – происходит быстрый рост глаза, и формируются физиологически верные отношения между отдельными структурами глазного яблока.

Чаще всего к 3-4 годам дальнозоркость исчезает самостоятельно, а если уже этого не произошло, тогда назначается соответствующее лечение.

Предельным возрастом, являющимся своеобразной границей между нормой и патологией, становится возраст, в котором ребенок отправляется в школу.

Необходимость такой градации объясняется тем, что даже в первом классе зрение ребенка будет испытывать значительные нагрузки, которые могут провоцировать быстрое прогрессирование патологии зрения.

Если при первом комплексном обследовании зрения, которое большинство детей проходят в возрасте одного года, обнаруживается большая степень дальнозоркости, необходимо раннее начало соответствующего лечения – его использование позволит избежать многих осложнений в будущем (во время обучения в школе и на протяжении остальной жизни пациента)

Гиперметропия представляет собой достаточно коварную болезнь, симптомы которой часто не вызывают никаких опасений. Дети, имеющие проблемы со зрением, быстро устают, не могут нормально учиться, получают плохие оценки, плохо спят, часто капризничают и не могут сосредоточиться на выполнении задания.

Родителям часто кажется, что все эти проявления являются простыми детскими капризами, но лучше для своевременной профилактики или лечения все-таки обратиться к врачу для проведения обследования.

Однако следует помнить, что обычная проверка зрения не может выявить дальнозоркость, поэтому нужно обратиться именно к детскому офтальмологу.

Диагностировать данное заболевание врач сможет только после проверки остроты зрения при зрительных нагрузках вблизи и вдалеке от предмета. Именно ранняя диагностика и адекватная оптическая коррекция позволяют снизить вероятность возникновения различных неприятных осложнений, таких как, например, косоглазие (сходящееся содружественное) и амблиопия – развитие «ленивого глаза».

Симптомы

Основным проявлением дальнозоркости является нечеткость видения близко расположенных предметов. Чтобы лучше что-то рассмотреть вблизи, ребенку приходится напрягать зрение.

Детская дальнозоркость делится на три степени. Детская дальнозоркость слабой степени – до + 2 D. Такие нарушения компенсируются высокими сократительными способностями цилиарной мышцы и эластичностью хрусталика – при сокращении цилиарной мышцы хрусталик приобретает более выпуклую форму, фокус преломления лучей попадает на сетчатку и ребенок хорошо видит и вдаль, и вблизи. Но постоянное напряжение зрения приводит к частым головным болям, утомляемости глаз, неврозам и отставанию в школе.

Дальнозоркость средней степени у детей – от + 2 до +5 D; такие дети хорошо видят вдаль, но не очень четко могут рассмотреть предмет вблизи. Дальнозоркость высокой степени у детей – выше +5 D; зрение снижено, дети плохо видят, как близкие, так и отдаленные предметы.

При дальнозоркости средней и высокой степени происходит постепенное снижение функции клеток зрительного отдела коры головного мозга, так как к ним не поступает четкое изображение, а значит, нет стимула для нормального развития этих клеток. Это ведет к снижению остроты зрения и развитию амблиопии.

Амблиопия или «ленивый глаз» — это снижение остроты зрения, связанное с изменениями в коре головного мозга и не поддающееся коррекции, то есть даже в очках зрение снижено. Длительно протекающая дальнозоркость может также приводить к развитию сходящегося содружественного косоглазия.

Достаточно часто дети не замечают нарушений зрения, поэтому большое значение имеют профилактические осмотры окулиста, которые выявляют и лечат таких детей.

Причины

Главные причины дальнозоркости у детей заключается в физиологии. Глазное яблоко у ребенка проходит естественные этапы развития. Дальнозоркость у малышей до года не превышает три диоптрии. Уже к шести месяцам глаза детей приходят в норму. В исключительных случаях требуется коррекция дальнозоркости. Для этого используются специальные очки.

В некоторых случаях по разным причинам дальнозоркость у детей превышает три диоптрии. Ребенок пытается разглядеть объект и напрягает глаза. Но детская дальнозоркость не всегда компенсируется силами организма. Поэтому у малыша может снизиться функция участка головного мозга, отвечающего за зрение. Он не получает четких изображений. Нейроны лишаются стимулов для правильного развития. Это приводит к развитию амблиопии и потере остроты зрения. У многих малышей вместе с дальнозоркостью выявляют косоглазие.

Причины дальнозоркости у детей достаточно разные:

1. Определенные анатомические нарушения в строении глаза:

  • Короткая глазная ось;
  • Недостаточно искривленная роговица;
  • Неправильно расположенный хрусталик, изменение его формы.

2. Наследственная предрасположенность (если у обоих родителей есть нарушения со стороны зрения, то им стоит уделить особое внимание зрению своего ребенка). Кроме того, к развитию патологии со стороны зрения могут привести факторы, влияющие на развитие глаза еще во время беременности. А именно:

  • Неправильное питание женщины во время беременности;
  • Постоянные стрессы;
  • Загрязненная окружающая среда.

Лечение

Лечение дальнозоркости у детей, а также сопутствующей ей амблиопии, проводится на фоне очковой коррекции. Очки при дальнозоркости и амблиопии назначаются для постоянного ношения. Как правило, сила очков ниже степени гиперметропии. Такая технология оправдана в детском возрасте, так как стимулирует рост глаза и способствует уменьшению гиперметропии.

И так давайте разберемся, как лечить дальнозоркость у детей? Также проводятся курсы аппаратного лечения детской дальнозоркости, включающие различные методы стимуляции зрения. Курс лечения дальнозоркости у детей состоит из пяти-шести различных методов. Все методики лечения детской дальнозоркости безболезненные, хорошо переносятся детьми и включают в себя игровые моменты.

Курсы лечения дальнозоркости у детей необходимо проводить 4-5 раз в год. Частота курсов лечения дальнозоркости у детей и перечень методов лечения дальнозоркости у детей определяет врач-офтальмолог, ведущий ребенка. Современные технологии консервативного аппаратного лечения детской дальнозоркости позволяют вылечить амблиопию при дальнозоркости в большинстве случаев. Кроме этого, при правильном лечении дальнозоркости у детей с амблиопией во многих случаях удается избавить ребенка от постоянной очковой коррекции.

На сегодняшний день существует три способа коррекции дальнозоркости: очки, контактные линзы и хирургическая коррекция. Очки или контактные линзы («плюсовые») подбирают индивидуально в зависимости от остроты зрения и сопутствующих заболеваний.

Детям с дальнозоркостью рекомендуется начинать пользоваться корректирующими линзами как можно раньше. Обычно врач выписывает им очки для постоянного ношения. С возрастом у многих дальнозорких детей глазное яблоко удлиняется, а зрение, соответственно, восстанавливается.

Взрослым линзы или очки нужны только для чтения и работы. Только при высокой степени дальнозоркости назначают две пары очков: одни — для «близи», другие — для «дали». После подбора очков необходимо постоянно наблюдаться у окулиста, чтобы при необходимости заменять линзы на более сильные или более слабые. Лазерную коррекцию дальнозоркости применяют, когда ребенку уже есть 18 лет.

Диагностика

Выявление детской дальнозоркости возможно только в клинических условиях. Для этого проводят исследование медикаментозного расширения зрачка, в ходе которого хрусталик глаза расслабляется и показывает истинную рефракцию глаза. Поэтому необходимо делать визиты к врачу-офтальмологу не реже чем раз в год.

Бывают случаи, что при стопроцентно-здоровым зрением скрывалась проблема дальнозоркости слабой степени, но благодаря компенсирующим свойствам аккомодационного аппарата глаза, зрение поддерживалось в норме.

Но следует помнить, что скрытые проблемы зрения приводит не только к ухудшению зрения, но и к всеобщему нарушению нормального состояния детей. Ребенок быстро становится раздраженным или просто замыкается в себе. Его часто мучают головные боли, ухудшается самочувствие. Решить такую проблему, можно только при раннем и правильном обследовании системы зрения и проведения полного терапевтического курса лечения.

При диагностировании детской гиперметропии выделяют три ее стадии:

  1. Дальнозоркость слабой степени – до 2 диоптрий. Ей характерно хорошее зрение и вблизи и вдаль, но при этом у ребенка имеются жалобы на головной боль и быстрое утомление глаз.
  2. Дальнозоркость средней степени – от 2 до 5 диоптрий. Ребенок имеет хорошее зрение вдаль, но уже затрудненное вблизи.
  3. Дальнозоркость высокой степени – выше 5 диоптрий. Ребенок плохо видит и в близи, и вдаль.
  4. Лечение детской дальнозоркости

Лечение гиперметропии подразумевает коррекцию зрения с помощью разных методов.

К основным из них относят:

Очки
Лечение дальнозоркости ношением очков – наиболее используемый метод. Хотя, несмотря на все плюсы очков, они приносят массу неудобств тем, кто их носит. Они часто пачкаются, почти при каждом неосторожном прикосновении. Очки сползают, спадают и очень затрудняют процесс активной физической деятельности.

Применение контактных линз
Контактные линзы применяют для лечения гиперметропии, усложненной амблиопией, по-другому говоря, слабовидением. Раньше контактные линзы детям не назначали, но теперь это делают намного чаще. Недостатком использования линз считается чувство, будто бы в глазу что-то застряло, долгое привыкание к ним, противопоказания к их использованию и возможное появление

Гимнастика

На ранних стадиях очень хорошей помощью может быть специальная гимнастика для глаз при дальнозоркости. Если выполнять ее каждый день, можно избавиться от дальнозоркости используя меры профилактики.

Чтобы приостановить развитие заболевания и вообще избавиться от него нужно выполнять очень простые, но эффективные упражнения. Они скорректируют работу мышц глаза, улучшат его кровоснабжение, в результате этого зрение улучшится. Но это возможно, когда гимнастика выполняется регулярно, кроме того человек получает полноценное питание для обеспечения глаз необходимыми витаминами и микроэлементами.

Кроме того, очень важно не перегружать глаза просмотром телепередач и вглядыванием в монитор компьютера. Если с самого раннего детства не уделять внимание тому, как ребенок читает, пишет, сидит за партой, как далеко держит от себя книгу, то работоспособность глаз ухудшается. Конечно, родителям трудно запретить ребенку вообще смотреть телевизор или пользоваться компьютером, рассчитывать на сознательность ребенка тоже не приходится, поэтому нужно эти процессы четко ограничивать во времени. Важно, чтобы ребенок регулярно гулял на свежем воздухе, выполнял элементарные физические упражнения, это обеспечит нормальное кровообращение детскому организму.

Поэтому, если у вашего ребенка дальнозоркость, начинайте делать специальную гимнастику для глаз. Если есть возможность к этому процессу подключить бабушек и дедушек, то от совместного выполнения упражнений для глаз все получили бы большую пользу. Или выполняйте гимнастику вместе с малышом, она никому не будет лишней, кроме того, вы поймете сами как делать упражнения и сможете ему подсказать какие-то детали.

Упражнение 1. Перед тем как приступать к специальным упражнениям, нужно подготовить глаза, ведь в любой гимнастике нужна разминка. В данном случае – это расслабление мышц глазного яблока. Упражнение называется пальминг. «Палм» — ладонь в переводе с английского. Поэтому в упражнении принимают участие ладони. Прикройте ими глаза так, чтобы к глазам не проникал свет. Пальцы можно расположить как удобно. Не нужно давить на глаза. Можно опереться руками на какую-то поверхность или прилечь. Думайте о чем-то приятном, это позволит вам расслабиться и избавиться от напряжения. Не нужно насильно расслаблять глаза, просто отвлекитесь от своих мыслей, и мышцы расслабятся сами. Легкое тепло должно исходить от ладоней и согревать глаза. Перед выполнением упражнения можно немного потереть ладошка об ладошку, таким образом, разогревая их поверхность. Вы должны находиться в положении с закрытыми глазами несколько минут. Затем медленно приоткрывайте ладони, и глаза возвращаются к нормальному освещению.

Упражнение 2. Это упражнение не только позволяет избавиться от дальнозоркости, но и способствует нормализации кровообращения глаз и шейного отдела позвоночника при длительной работе в сидячем положении. По собственному опыту знаю, что для тех, кто много времени проводит за компьютером, оно незаменимо. Называется это упражнение «пишем носом». Садимся удобно и воображаем, что нос – это ручка или карандаш. Смотреть желательно на кончик носа, но это иногда бывает довольно непросто. Тогда можно представить себе, что вы – Буратино, и ваш нос – длинный, как у этого веселого деревянного мальчика. Смотрите на кончик воображаемого носа, глаза нужно стараться расслабить. А теперь напишите какое-либо слово своим длинным носом, двигая головой и шеей, то есть буквы должны быть довольно крупными. Можно что-нибудь нарисовать. Важно, чтобы глаза безотрывно следили за воображаемой линией вашего рисунка или слова. Такое упражнение в идеале нужно выполнять 15 минут, но, если поначалу, тяжело, можно делать небольшие (1-2 минутки) перерывы.

Упражнение 3. На уровне глаз расположите пальцы рук. Разведите пальцы, и сквозь них пытайтесь разглядеть то, что находится перед вами. Понемногу поворачивайте голову то вправо, то влево, не двигая при этом пальцы. На них вообще старайтесь не обращать внимания, просто рассматривайте предметы сквозь них. После нескольких выполненных поворотов будет казаться, что пальцы тоже двигаются вместе с головой. Это означает, что упражнение выполняется правильно.

Упражнение 4. Сядьте удобно, расслабьтесь, взгляд устремлен вперед. Поворачивайте голову вправо, одновременно перемещайте взгляд. Возвратитесь в исходное положение, то же самое нужно проделать влево. Повторите 5-10 раз в каждую сторону.

Упражнение 5. Исходное положение, такое же, как в упражнении 4. Указательный палец правой руки расположите на расстоянии 30 сантиметров перед глазами. Сконцентрируйте взгляд на несколько секунд на предмете, который находится вдали, затем посмотрите на кончик пальца. Несколько секунд изучайте палец. Потом опять смотрите вдаль. Повторите 10 раз.

Упражнение 6. Сидя на стуле, массируйте кончиками пальцев голову, ее затылочную часть, и шею в направлении сверху вниз. Аккуратно растирайте и поглаживайте кожу. Это упражнение очень полезно, оно улучшает кровообращение. Продолжайте массаж в течение 3 минут.

Упражнение 7. Сидя на стуле, нужно поднять правую руку до уровня глаз. Пальцами проделать круговые движения по часовой стрелке, следя взглядом за ними. Расстояние между глазами и пальцами руки должно быть около 50 см. То же самое нужно выполнить левой рукой, только вращать пальцами против часовой стрелки. Повторите это упражнение 7 раз.

Во время прогулок обращайте внимание ребенка на однотонные поверхности. Присматривайтесь, изучайте траву на лужайках, стены домов. Стараясь не отрывать взгляд, следите за движущимися предметами. Это могут быть машины, проезжающие мимо, плывущие облака, улетающий воздушный шарик, падающий листочек с дерева. Все это очень хорошо тренирует мышцы глаз.

Все вышеизложенные советы и гимнастика должны выполняться каждый день. И тогда эффект обязательно наступит. Вообще, эти упражнения должны стать нормой жизни. Если перестать их выполнять, тонус глазных мышц снизится, и положение может опять ухудшиться.

Когда ребенок идет в школу, нагрузка на глаза возрастает во много раз. Поэтому, обязательно нужно соблюдать следующие правила:

  • Хорошее освещение. Нужно использовать верхний свет и свет настольной лампы. Не нужно использовать лампы дневного света, они дают вредное для глаз мерцание. Мощность настольной лампы – 60-100 ватт.
  • Необходимо чередовать зрительные нагрузки с активным отдыхом. Не зря уроки в школе длятся 45 минут, а в младших классах 30-40 минут. Да и это много.
  • Важно делать гимнастику для глаз через каждые 30-40 минут занятий.
  • Необходимо не только для здоровья глаз, а и для здоровья всего организма делать утреннюю гимнастику. Это улучшает кровообращение во всем теле.
  • Полноценное питание – это тоже залог здоровья. Меню ребенка должно быть сбалансировано по белку, включать достаточное количество витаминов и микроэлементов.

Помогите своему ребенку видеть все краски мира в высоком качестве. Если вы будете выполнять рекомендации вместе, от этого все только выиграют!

Пусть глазки наших деток всегда будут здоровы!

Профилактика

Режим освещения – необходимо правильно регулировать зрительные нагрузки, например чтение необходимо осуществлять только при хорошем освещении, с использованием верхнего света или настольной лампы мощностью от 60 до100 Вт, не использовать лампы дневного света и так называемые “экономки”! Особое внимание на просмотр телевизора или работа (игра) за компьютером. Не допускайте чтобы ребёнок слишком близко сидел к экрану, категорически запрещено использовать слишком контрастное изображение (то есть если просматривается ТВ или компьютер вечером, обязательно должен быть включен верхний свет). Ну и само собой ограничение по времени использования ТВ или ПК.

Режим зрительных и физических нагрузок – положительное воздействие оказывает режим чередования зрительного напряжения с активным, подвижным отдыхом. Например 30 минут почитал – 30 минут побегай, поприседай, короче говоря оторвись от стула или дивана! Это рекомендации для людей без отклонений, а если у вас или вашего ребёнка дальнозоркость не забывайте ещё и про гимнастику для глаз! Здесь в самый раз пропеть “Оду шведской стенке”!

Гимнастика для глаз – ещё один важный момент, через 20-30 минут занятий связанных с нагрузкой на глаза настоятельно рекомендуется проводить гимнастику для глаз. При этом важно оторвать себя от стула или дивана!

Полноценное питание – важный момент для здоровых глаз! Питание должно быть сбалансированное по белку, витаминам и микроэлементам таких как Zn, Mn, Cu, Cr и другие. Возможно использовать витамины для глаз.