Квотирование рабочих мест для женщин. Квотирование рабочих мест

Квотируемые рабочие места (резервирование) являются необходимым условием существования всякой фирмы с количеством работающих более 35 человек вне зависимости от его организационно-правовой формы или типа собственности.

Справочные положения о значении термина «квотируемое рабочее место»

В сегодняшней ситуации даже вполне здоровому взрослому человеку непросто найти работу. Что тогда говорить об инвалидах или о молодых людях, ещё не достигших восемнадцати лет? Для них приём на работу и получение хоть какого-нибудь места для работы, нередко становится очень сложной проблемой.

Для поддержки особых социальных групп с трудоустройством и обеспечения им человеческих условий существования, принято несколько законов. Одним из основных законодательных документов, защищающих право на труд для уязвимых социальных групп населения, является закон РФ от 19.04.1991 N 1032–1 с учётом корректировок от 09.03.2016 и от 11.10.2016 «О занятости населения в Российской Федерации».

Основным месседжем этого документа является гарантия, предоставляемая государство на специальные квотируемые рабочие места для определённых уязвимых слоёв населения . Положениями этого закона обозначенным группам граждан устанавливается определённая квота имеющихся мест, то есть самое меньшее число рабочих должностей, которые эти предприятия должны для них обеспечить.

Согласно трудовому законодательству, рабочие места для граждан, представляющих наиболее уязвимые социальные групп населения, резервируются на фирмах имеющих 35 и более работников.

Социальные категории граждан, для которых организуется бронирование рабочих мест в 2017 году

Самая существенная помощь в общероссийском масштабе в сфере обязательного резервирования рабочих мест оказывается инвалидам . Исключительно для граждан с инвалидностью существует общероссийский закон № 181-ФЗ, который обязует работодателей возложена бронировать для лиц с ограниченными возможностямиопределённое число мест.

Иные группы населения, имеющие право на резервирование рабочих мест, определены на региональных уровнях. Правда, до пятнадцатого года такое резервирование мест в общефедеральном масштабе предусматривалось также и для иностранных рабочих (закон № 115-ФЗ от 25.07.2002), но в 2016 году в этот закон были внесены изменения. Статья №8 этого закона, где ранее были выписаны эти квоты, в новой редакции заменена положениями, описывающими процедуру их оформления на работу (закон № 129-ФЗ от 01.05.2016).

Таким образом, в настоящее время, кроме инвалидов, на квотное распределение в границах отдельных регионов имеют следующие группы граждан:

  • несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет;
  • дети-сироты;
  • бывшие заключённые;
  • выпускники исправительных учебных заведений закрытого типа;
  • молодые специалисты с начальным или средним профобразованием в возрасте до 20 лет;
  • дети из неполных семей;
  • дети из многодетных и малообеспеченных семей;
  • пенсионеры по старости;
  • ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС;
  • матеря одиночки.

Для всех этих социальных слоёв населения, кроме лиц с ограниченными возможностями, различные льготы и в том числе привилегии по резервированию предоставляются в разных регионах по-разному и в разной степени.

Расчёт рабочих мест, подлежащих резервированию

Общероссийским законом «О социальной защите инвалидов» число мест, подлежащих резервированию для работы лиц с ограниченными возможностями, строго регламентировано. В соответствии с этим законом при среднесписочном числе работников предприятия от 35 до 100 человек на нём должны быть предусмотрены места для лиц с ограниченными возможностями по квоте в количестве 3% от числа всего коллектива.

Из этого следует что, когда на предприятии числится 35 трудящихся, то в обязательном порядке одно место резервируется для инвалида, а если в штатном расписании 70 человек, то таких квотных места должно быть два. Соответственно, при количестве работающих 100 человек для инвалидов оставляется три места.

Для компаний со штатным расписанием более 100 работников обязательным является бронирование мест для лиц с ограниченными возможностями в количестве от 2 до 4%. Таким образом, если предприятие располагает даже двумя тысячами мест, то для него законом регламентрируется наличие не менее 40–80 мест для инвалидов и приравненных к ним особ.

Программа квотирования

С целью координации и контроля над соблюдением норм по квотам для инвалидов и молодёжи, а также для помощи предприятиям, использующим труд инвалидов создана программа квотирования рабочих мест.

Эта программа реализуется через региональные центры квотирования. Для участия в этой программе фирма в месячный срок после государственной регистрации должна встать на учёт в региональный центр квотирования. В местах, где отсутствуют специализированные центры квотирования вопросами учёта трудоустройства инвалидов занимаются центры занятости населения.

Для участия в программе и регистрации в центрах квотирования представляются такие документы:

  • - копия свидетельства о государственной регистрации;
  • - копии устава / Положения, учредительного договора (для ассоциации или союза) / решения собственника (для учреждения);
  • -копия свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе;
  • -информационное письмо органов государственной статистики об учёте в ЕГРПО (Единый государственный регистр предприятий и организаций);
  • - данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», если работодатель не сдаёт форму в органы статистики, то он представляет письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).

Каждый квартал до 15 числа следующего за отчётным периодом месяца фирма должна представлять в Центр квотирования специальное приложение по форме №1, аккумулирующее сведения о состоянии с резервированными по квоте рабочими местами. Бланк этого документального отчёта по резервированию утверждён Комитетом общественных связей Москвы в приказе № 137 от 08.06.2005.

Бланк отчётности №1 –квотирование

Права работодателей в сфере резервирования рабочих мест

Зачисление человека с инвалидностью или гражданина из другой льготной группы на забронированную должность не происходит автоматически. Работник претендующий на резервируемое место должен иметь соответствующие профессиональные знания и навыки. Руководитель предприятия имеет законное основание отказать в предоставлении бронируемого места, если претендент не докажет свою компетентность. При отказе зачислить кандидата на работу должностное лицо должно информировать об этом центр квотирования с документальным объяснением причины отказа.

Вторым основным правом в этой сфере является право на информацию. Работодатель осуществляет это право путём запросов в центры занятости, центры квотирования мест для лиц с ограниченными возможностями и в любые другие компетентные государственные органы.

Обязанности работодателей

В трёхмесячный период с даты постановки предприятия на учёт, фирма должна представить списки зарезервированных рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями и других граждан льготных категорий.

На протяжении всего периода деятельности предприятия в центр квотирования должны представляться точные и своевременные данные:

  • - о количестве и наименованиях, зарезервированных по программе рабочих мест, - ежемесячно;
  • - об увольнении сотрудников, занимающих зарезервированные по квотам места - на протяжении пяти дней со дня увольнения;
  • - обо всех переменах в составе бронируемых на предприятии мест, включающих изменение специализаций и необходимого уровня профессионализма - на протяжении десяти дней со времени документальной фиксации этих изменений;
  • - о ликвидации льготных производственных должностей - на протяжении десяти дней со дня объявления.

Неукоснительной обязанностью предпринимателя при освобождении подлежащих квоте рабочих мест является их дальнейшее бронирование для инвалидов и других обладающих правом на льготы граждан.

Для инвалидов и льготников других категорий на предприятии должны быть обеспечены соответствующие их статусу льготников условия. На рабочих местах поддерживаются санитарно-технические нормы, учитывающие программу реабилитации для работников-инвалидов.

В перечень условий для льготников, занимающих квотируемые места, входят такие обязательные нормы:

  • - для инвалидов первой и второй групп рабочий день составляет не более 35 часов в неделю. Причём заработная плата таким лицам выплачивается в обычном размере, как за стандартный рабочий день;
  • - для инвалидов не допускается работа ночью (с десяти часов вечера до шести часов утра). Если работник хочет сам работать в ночное время, то он должен написать соответствующее заявление о своём добровольном желании трудиться ночью. Работодатель может удовлетворить это заявление, если в медицинских документах инвалида нет специальной записи, запрещающей ему работать в ночное время;
  • - для инвалидов-колясочников необходимо устанавливать специальные пандусы;
  • -для инвалидов, страдающих недостатком слуха, необходимо предусмотреть вместо звуковых сигналов соответствующие надписи или световые табло;
  • - для немых необходимо создать возможность общаться письменно или другим способом;
  • - для работников, страдающих слабоумием или другими нарушениями интеллектуального развития, необходимо предусмотреть постоянный контроль и помощь со стороны специально приставленных для этого сотрудников;
  • - для инвалидов запрещается работа в сверхурочное время, в том числе в выходные или праздничные дни. Если инвалид всё же не хочет отказываться от работы в такое время, то он должен написать заявление, в котором указать, что согласен работать добровольно, без принуждения со стороны администрации предприятия;
  • - для инвалидов время переработки не должно составлять более чем четыре часа за двухдневный период и 120 часов за год;
  • - для инвалидов в любое время года по их заявлению, подкреплённому справкой о состоянии здоровья, предоставляется неоплачиваемый шестидесятидневный отпуск.

Так, льготные условия, предоставляемые статьями № 267, 268 и 270 ТК РФ для несовершеннолетних, выглядят следующим образом:

  • - даётся отпуск на 31 день вне зависимости от сезона;
  • - запрещается посылать в служебные командировки;
  • - запрещается сверхурочный труд, так же как и работать в ночное время, в выходные и праздничные дни;
  • -для подростков возрастом от 14 до 16 лет продолжительность работы ограничивается пятью часами в день и 24 часами в неделю;
  • - для несовершеннолетней молодёжи возрастом от 16 до 18 лет допускается работать не более семи часов в день и тридцати пяти часов в неделю;
  • - для юношей и девушек, совмещающих работу с учёбой, рабочий день предусматривается не более 2,5 часов в сутки при возрасте до 16 лет и не более 4 часа в течение суток при возрасте от 16 до 18 лет;
  • - запрещается увольнение работников этой категории без утверждения в Государственной инспекции труда и Комиссии по делам несовершеннолетних.

Законодательством предусмотрены определённые условия для трудовой деятельности также для прочих социальных групп, имеющих право претендовать на бронирование рабмест по специальной квоте, но эти условия не так существенны и многочисленны, как для инвалидов и несовершеннолетних.

Штрафные санкции, предусмотренные за нарушения в сфере бронирования рабочих мест по квотам

Центр квотирования обладает полномочиями проводить контроль по исполнению предприятиями установленных законом квот рабочих мест для инвалидов и молодых людей возрастом до 18 лет. В рамках такого контроля Центр квотирования проводит периодическую ревизию правильного ведения и достоверности наличной документации по резервированию на предприятии.

При обнаружении во время таких ревизий финансовых или иных нарушений, законодательством (ст.5.27 ТК РФ) предусмотрены штрафные санкции:

  • - административный штраф на должностных лиц в размере 5–10 минимальных заработных плат;
  • - административный штраф на юридических лиц в размере 300–500 минимальных заработных плат;
  • - приостановление деятельности предприятия на период до 90 суток;
  • - дисквалификация должностной особы в случае повторного нарушения на период от одного года до трёх лет.

Квотирование рабочих мест для слабозащищённых слоёв населения, к которым в первую очередь относятся инвалиды и несовершеннолетние, относится к одной из самых сложных проблем для работодателей.

Расчёты по предоставлению квот на рабочие места, необходимые документы, порядок и сроки их представления, а также другие аспекты сферы квотирования рабочих мест требуют пристального внимания и всестороннего изучения.

Инвалидам трудоустройство, государство устанавливает квоты для приема на работу таких граждан (ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; далее - Закон № 181-ФЗ).

Квота означает, что работодатель обязан заключить трудовой договор с определенным количеством кандидатов-инвалидов; причем принять на работу таких граждан больше предусмотренной квоты можно, меньше - нет.

Конкретный размер квоты устанавливается субъектами Российской Федерации, но в пределах, определенных ст. 21 Закона № 181-ФЗ. На размер квоты влияет численность работников: чем крупнее организация, тем больше инвалидов она должна принять.

Если у работодателя заняты от 35 до 100 человек, то квота не превысит 3% среднесписочной численности работников. Такое условие например, Законом Камчатского края от 11.06.2009 № 284 и постановлением Правительства Новосибирской области от 21.10.2013 № 456-п. Для компании, в которой трудится более 100 человек, квота составит не менее 2%, но не более 4% среднесписочной численности работников. Максимальный размер квоты предусмотрен, в частности, законами края от 11.03.2004 № 14-кз и области от 27.04.2009 № 41-ЗО.

Таким образом, основная нагрузка по приему на работу сотрудников с ограниченными физическими возможностями ложится в первую очередь на плечи крупного бизнеса.

Ранее, выполняя квоту, только большие компании должны были заключать трудовые договоры в обязательном порядке. На небольшие организации резервирование рабочих мест для инвалидов распространилось, с июля 2013 года. Причем сомнения в такой необходимости высказывало Правительство РФ. По его мнению, введение обязательного квотирования рабочих мест для среднего и малого бизнеса приведет к увеличению нагрузки на некрупные предприятия и затруднит их деятельность.

Такое опасение выглядит вполне оправданно. Ведь инвалидам в определенных случаях нужно обеспечить особые условия труда. Например, расставить мебель или оборудование таким образом, чтобы работник, который пользуется коляской, мог при необходимости свободно передвигаться в помещении. Если у сотрудника повреждено зрение либо человек слепой, то его рабочее место нужно снабдить тактильными ориентирами и радиофицировать. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов закреплены в СП 2.2.9.2510-09 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 18.05.2009 № 30).

Но отдельные работодатели могут не создавать стационарные рабочие места на территории организации. В некоторых субъектах РФ ввели альтернативные способы выполнения квоты, например, аренду рабочего места у другого работодателя.

Куда о рабочих местах для инвалидов отчитываться

В силу закона работодатели должны участвовать в трудоустройстве инвалидов. Для этого нужно ежемесячно представлять в органы службы занятости следующую информацию:

  • о созданных или выделенных рабочих местах для приема на работу инвалидов с учетом соответствующей квоты;
  • о локальных нормативных актах, содержащих сведения о подобных рабочих местах;
  • о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Эти сведения передаются в госорганы на основании абз. 3 п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (далее - Закон № 1032-1).

Вид локального нормативного акта, в котором будут закреплены сведения о рабочих местах для инвалидов, работодатель вправе выбрать самостоятельно. Однако в некоторых регионах России на этот счет разработаны рекомендации. Например, распоряжением Мособлтруда от 26.04.2013 № 44-Р утверждена примерная форма приказа о квотируемых рабочих местах для трудоустройства инвалидов. Образец подобного приказа для Тамбовской области можно найти на официальном сайте Центра занятости. В Новосибирской области предполагается, что информация о таких рабочих местах содержится в приказе или распоряжении.

Если работодатель составил акт по другой форме, например, в виде положения или правил, то его можно утвердить приказом. Реквизиты акта нужно будет указать при направлении информации в органы занятости.

Сложность может возникнуть с передачей информации о локальных нормативных актах. Лишь некоторые регионы разработали необходимую форму либо переработали старую, включив нужную графу (распоряжения Правительства Астраханской области от 07.07.2010 № 283-Пр, Мособлтруда от 13.06.2013 № 54-р; постановления администрации Тамбовской области от 17.04.2013 № 391, Правительства от 21.10.2013 № 351).

Если в регионе подходящей формы нет, то лучше заранее связаться с Центром занятости и уточнить, в каком виде удобнее направить сведения.

Можно ли выполнить квоту, не создавая рабочих мест в компании

Как отмечалось выше, многие работодатели обязаны принимать на работу инвалидов в счет квоты. При этом в большинстве случаев закон не предусматривает альтернативы. Организации обязаны реально принимать на работу такую категорию работников.

Однако в некоторых субъектах Российской Федерации, например, в Амурской, Тульской и областях региональные власти идут навстречу бизнесу. Законодатели в регионах по-разному подходят к решению проблемы выполнения квоты. В частности, применяются следующие способы.

Аренда рабочих мест. Этот способ представляется одним из наиболее эффективных методов защиты интересов инвалидов и соблюдения экономических интересов работодателя.

В компанию, которая использует труд инвалидов и, следовательно, имеет специально оборудованные рабочие места, может обратиться работодатель для их аренды с целью выполнения квоты.

Такая возможность есть у работодателей, например, на территории Амурской, Тюменской, Тульской и Это предусмотрено ст. 8 Закона Амурской области от 07.07.2004 № 343-ОЗ, п. 3 Порядка квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в (утв. постановлением Администрации Тюменской области от 28.10.2003 № 356), ст. 6 Закона от 11.01.2006 № 679-ЗТО, ст. 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 726-ОЗ.

Как правило, рабочих мест заключаются с общественными объединениями инвалидов или специализированными предприятиями, которые за счет такого сотрудничества расширяют сферу своей деятельности. В этом случае люди с ограниченными физическими возможностями могут эффективно осуществлять порученную им работу на оснащенных соответствующим образом рабочих местах и получать вознаграждение из средств организации-арендатора.

Создание совместных рабочих мест . Данный способ используется по договоренности между несколькими работодателями. Заключается он в том, что создается полноценный цех или участок, оборудованный под нужды работников-инвалидов нескольких организаций. Основание - п. 3.1 Порядка установления квоты в организациях для приема на работу инвалидов на территории области (утв. постановлением Правительства от 14.03.2005 № 30/43), ст. 6 Закона Тульской области от 11.01.2006 № 679-ЗТО, ст. 6 Закона от 25.11.2008 № 244.

В таком случае сотрудничество нескольких предприятий снижает финансовую нагрузку на бюджет каждого конкретного работодателя. Также появляется возможность поручать инвалидам работу, которую они реально смогут выполнять.

Финансирование создания рабочего места . Это подразумевает, что работодатель вкладывает денежные средства в создание и оборудование рабочих мест в счет квоты в организациях, которые находятся в собственности общественных объединений инвалидов.

В Республике Коми подобное финансирование в качестве альтернативы непосредственному заполнению вакансий инвалидами закреплено в ст. 5 Закона от 28.11.2013 № 111-РЗ. На территории Белгородской области работодатели могут финансировать создание рабочих мест в счет квоты на основании ст. 6 Закона от 25.11.2008 № 244, а в Тульской области — в силу ст. 6 Закона от 11.01.2006 № 679-ЗТО.

Размещение заказов на предприятиях общественных объединений инвалидов . Этот вариант также предусматривает фактическую занятость работников-инвалидов. В Орловской области работодатели могут выполнить квоту, используя этот прием на основании ст. 3 Закона от 06.12.2007 № 726-ОЗ.

Наличие указанных альтернатив позволяет работодателю выбрать наиболее благоприятный для его бизнеса способ выполнения квоты.

Возможность выбора между несколькими вариантами выполнения обязанности наилучшим образом стимулирует работодателя. Альтернативные механизмы позволяют реально достичь поставленной общественно значимой цели - обеспечить занятость слабо защищенной категории граждан.

Напомним, что еще в 2005 году законодатели на федеральном и региональном уровнях отказались от выполнения квоты путем внесения платы в бюджет вместо создания рабочих мест. Однако в г. на уровне трехстороннего соглашения закреплено право работодателя ежемесячно вносить деньги за каждое незанятое квотируемое рабочее место для приема на работу инвалида. Это предусмотрено п. 2.34 Московского трехстороннего соглашения на 2013-2015 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (заключено 12.12.2012). Размер такого взноса составляет прожиточный минимум трудоспособного населения, установленный Правительством Москвы на день его уплаты.

В результате инвалиды остаются незанятыми, поскольку денежные средства не обязательно расходуются на цели, связанные с трудоустройством такой категории граждан, ведь платежи нецелевые.

Кроме того, добровольность платежей означает, что работодатели все равно не освобождены от выполнения требований законодательства о квотировании рабочих мест. Таким образом, компании в некоторых регионах имеют возможность выбрать удобный для них способ выполнения квоты.

Выполняется ли квота, если инвалид — дистанционный работник

Дистанционная работа — это работа, которую можно выполнять вне стационарного рабочего места (ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ). Для нее достаточно компьютера, сети Интернет или иных средств связи; присутствие сотрудника в офисе не требуется.

Несомненно, работнику-инвалиду такой вид занятости может быть предпочтителен из-за того, что он сможет трудиться в удобной ему обстановке. Ему не придется преодолевать ограничения, которые создает городская среда для такого человека (например, спускаться в метро без эскалатора и лифта).

Для работодателя такая занятость также поскольку не нужно будет нести дополнительные затраты, например думать, как оборудовать специальное рабочее место для инвалида-колясочника в полуподвальном помещении.

Однако терминология, которая применяется в законодательстве о квотировании, фактически обязывает работодателей создавать именно стационарные рабочие места (п.1 ч. 2 ст. 24 Закона № 181-ФЗ). Более того, формально это означает запрет на использование труда инвалидов в качестве дистанционных работников для целей выполнения квоты.

Если все же трудовой договор на подобных условиях будет заключен, то у работодателя возникает риск. Он заключается в том, что сотрудники например, прокуратуры, при проверке могут посчитать, что работодатель нарушил ст. 24 Закона № 181-ФЗ, ведь рабочее место как таковое не создано.

Таким образом, в ходе надзорных и контрольных мероприятий велика вероятность того, что проверяющие могут прийти к выводу, что организация, о дистанционной работе, ушла от выполнения квоты.

Искать ли работников-инвалидов, если они сами в фирму не идут

Когда работодателю нужно закрыть вакансию, то он целенаправленно занимается поиском работника, используя интернет- ресурсы, газеты, рекомендации сотрудников.

На практике возникал — нужно ли поступать аналогичным образом со свободными рабочими местами, которые были созданы в счет квоты для трудоустройства инвалидов? Несмотря на своевременное направление информации о таких вакансиях в службу занятости, они могли оставаться незанятыми. То есть работодатель не выполнял требования о квотировании, поскольку в законодательстве под выполнением квоты понимается фактическое трудоустройство инвалидов на созданные или выделенные рабочие места.

Спорная ситуация была разрешена Верховным судом РФ в постановлении от 27.08.2012 № 46-АД12-17 . Суд указал, что работодатель не обязан заниматься поиском инвалидов для замещения рабочих мест, выделенных в рамках квоты для их трудоустройства. Если в организацию не обращаются лица с ограниченными физическими возможностями с целью заключить трудовой договор, то работодатель не может быть привлечен к за невыполнение квоты. Подобная позиция также подтверждена определением Верховного суда РФ от 22.05.2013 № 50-АПГ13-5. Суд отметил, что подбор кадров на квотируемые рабочие места не входит в задачи работодателя.

Что чреват отказ создать рабочее место для инвалида

За нарушение законодательства о квотировании рабочих мест предусмотрены разные виды ответственности.

Административная ответственность . Она возможна в следующих случаях:

  1. Работодатель не создал и (или) не выделил рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.
  2. Работодатель отказал инвалиду в приеме на работу в пределах установленной квоты. За подобные нарушения должностному лицу грозит штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ст. 5.42 КоАП РФ).
  3. Работодатель не подал или несвоевременно подал обязательные сведения, которые предусмотрены ст. 25 Закона № 1032-1. За невыполнение этих положений должностное лицо подвергнется штрафу в размере от 300 до 500 руб., а юридическое лицо — от 3 тыс. до 5 тыс. руб. (ст. 19.7 КоАП РФ). Впрочем, штраф может быть заменен на предупреждение.

Дисциплинарная ответственность . К такой ответственности можно привлечь работника, если в его должностные обязанности входит направление ежемесячной отчетности о выполнении квоты. Руководитель может сам инициировать наказание виновного сотрудника с соблюдением ст.ст. 192 и 193 ТК РФ, или это нужно будет сделать по представлению прокуратуры, после проверки соблюдения законодательства о квотировании рабочих мест.

Уголовная ответственность . Такая ответственность наступает в случае злостного неисполнения решения суда, которым предписано создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет квоты. Наказание по ст. 315 УК РФ предусмотрено в виде штрафа до 200 тыс. руб., лишения права занимать определенные должности вплоть до лишения свободы.

Финансовая ответственность . Подобный вид ответственности возникает при нецелевом расходовании субсидий, которые были выделены из бюджета на создание или модернизацию рабочих мест для инвалидов.

А. Слепов ,
старший практики трудового и миграционного права международной юридической фирмы «Байтен Буркхардт»

О квотировании рабочих мест

Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в городе Москве для приема на работу инвалидов, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; создания и сохранения (модернизации) специальных рабочих мест для инвалидов, создания рабочих мест для молодежи указанных категорий, создания учебных мест для детей- инвалидов, обучающихся на дому, а также обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре предприятий. Статья 1. Правовая основа квотирования рабочих мест в городе Москве Квотирование рабочих мест в городе Москве осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, настоящего Закона и иных правовых актов города Москвы. Статья 2. Условия квотирования рабочих мест 1. Квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. 2. Работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в городе Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств. 3. Выполнением квоты для приема на работу инвалидов (далее — квота) считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, и иных категорий граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее пятнадцати дней, либо уплата ежемесячно в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест в городе Москве компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном правовыми актами города Москвы. Статья 3. Порядок установления квоты 1. Работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников. 2. Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения. 3. В счет установленной квоты работодатели могут трудоустраивать и иные категории граждан, указанные в части 1 статьи 2, но при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не может составлять менее 2 процентов от среднесписочной численности работников. Статья 4. Реализация прав и обязанностей работодателей 1. Работодатели вправе запрашивать и получать от уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы информацию, необходимую при создании квотируемых рабочих мест. 2. Работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и иных категорий граждан, указанных в части 1 статьи 2. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане указанных категорий. 3. Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений федерального органа государственной власти в области содействия занятости населения и уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области социальной защиты населения, а также общественных организаций инвалидов. 4. Работодатели, отвечающие требованиям части 1 статьи 3 настоящего Закона, обязаны ежеквартально представлять органу исполнительной власти города Москвы, координирующему работу по квотированию рабочих мест, информацию о выполнении квоты в порядке, установленном Правительством Москвы. Статья 5. Административная ответственность за неисполнение настоящего Закона 1. Невыполнение работодателем установленной настоящим Законом обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере пятисот минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. 2. Протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, составляются должностными лицами территориальных органов исполнительной власти города Москвы и органа исполнительной власти города Москвы, координирующего работу по квотированию рабочих мест. 3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, рассматриваются административными комиссиями префектур административных округов города Москвы по делам об административных правонарушениях. 4. Сумма административных штрафов подлежит зачислению в бюджет города Москвы и может являться источником формирования целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест в городе Москве в соответствии с законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год. Статья 6. Мероприятия, финансируемые за счет средств целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест в городе Москве Средства целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест в городе Москве используются на создание и сохранение (модернизацию) специальных рабочих мест, специализированных участков, цехов и производств для инвалидов, создание рабочих мест для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, в целях их трудоустройства, создание учебных мест для детей-инвалидов, обучающихся на дому, а также обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре предприятий.

города Москвы

Статья 7. Заключительные положения 1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. 2. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года. 3. Мэру Москвы и Правительству Москвы привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в двухмесячный срок со дня его вступления в силу. 4. Признать утратившими силу Закон города Москвы от 12 ноября 1997 года № 47 , Закон города Москвы от 30 января 2002 года № 5 , Закон города Москвы от 26 июня 2002 года № 32 . П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Москва, Московская городская Дума 22 декабря 2004 года № 90

Связанные документы (1)

Отдельные вопросы квотирования рабочих мест для инвалидов в ЧОП

Поскольку охрана осуществляется людскими ресурсами, численность работников в ЧОП, как правило, значительная, руководители сталкиваются с проблемой квотирования рабочих мест. С одной стороны специфика услуг такова, что охранные услуги предполагают определенные требования к здоровью работников, которым выдается удостоверение охранников. С другой стороны ЧОП не имеет освобождения от обязательной квоты на прием инвалидов на работу инвалидов.

Что такое квотирование рабочих мест для инвалидов в РФ

Квотирование рабочих мест для инвалидов в РФ является одним из направлений государственной политики в области социальной защиты данной категории населения.

Квота устанавливается для всех организаций (независимо от организационно-правовой формы и формы собственности), численность работников в которых составляет более 30 человек, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов (ст.21 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", далее — Закон о социальной защите инвалидов).

Механизм установления квоты определяется органами государственной власти субъектов РФ в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%).

В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов Российской Федерации обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Размеры и порядок внесения работодателями указанной платы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок признания граждан инвалидами

В целях реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 г. №1011 "О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов" Правительство Российской Федерации утвердило Положение от 13 августа 1996 г. № 965 "О порядке признания граждан инвалидами".

Данное Положение определяет порядок и условия признания лица инвалидом, которое осуществляется учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы (далее именуется — учреждение).

В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год.

Лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации.

Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится один раз в 2 года, инвалидов II и III групп — один раз в год, а детей-инвалидов — один раз в срок, на который ребенку установлена категория "ребенок-инвалид".

Инвалидность устанавливается до первого числа месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование.

Квотирование рабочих мест в городе Москве

Квотирование рабочих мест в городе Москве осуществляется на основании Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, Устава города Москвы, Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 года № 90 "О квотировании рабочих мест" (далее — Закон №90) и иных правовых актов г. Москвы. Закон №90 вступил в силу с 10 января 2005г. (официально опубликован в газете "Тверская, 13" 30.12.2004г.). Действие Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года .

В связи с этим признаны утратившими силу Закон г. Москвы от 12 ноября 1997 года № 47 "О квотировании рабочих мест в городе Москве", Закон г. Москвы от 30 января 2002 года № 5 "О внесении изменений в ст.9 Закона г. Москвы от 12 ноября 1997 года № 47 "О квотировании рабочих мест в городе Москве"", Закон г. Москвы от 26 июня 2002 года № 32 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 12 ноября 1997 года № 47 "О квотировании рабочих мест в городе Москве".

Закон №90 устанавливает правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в городе Москве для приема на работу инвалидов, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

Выполнением квоты для приема на работу инвалидов считается трудоустройство инвалидов, имеющих рекомендации к труду, и иных категорий граждан, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее пятнадцати дней, либо уплата ежемесячно в бюджет города компенсации в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в г. Москве на день ее уплаты .

Квота устанавливается в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников всеми работодателями, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек . Но при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не может составлять менее 2 процентов от среднесписочной численности работников.

При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения.

В случае невыполнения установленной квоты статьей 5 Закона №90 предусмотрено наложение административного штрафа в следующих размерах :
— на юридических лиц в размере пятисот минимальных размеров оплаты труда;
— на должностных лиц — в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Регистрация и снятие с учета

Регистрация (постановка на учет), перерегистрация и снятие с учета производится в территориальных отделах Центра квотирования рабочих мест (далее — Центр квотирования).

Незарегистрированные работодатели не освобождаются от компенсационных выплат в случае невыполнения квот.

Вопросы постановки на учет, перерегистрации и снятие с учета регулируются Постановлением Правительства Москвы от 4 марта 2003г. №125-ПП "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве" (Далее — Положение №125-ПП).

Постановка на учет, перерегистрация и снятие с учета осуществляются бесплатно.

Работодатели в месячный срок после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в Центр квотирования (кроме организаций, ранее зарегистрированных в Фонде занятости населения г. Москвы).

При постановке на учет в Центре квотирования работодатели предъявляют следующие сведения и нотариально удостоверенные документы:
— копию свидетельства о государственной регистрации;
— копии Устава/Положения, учредительного договора (для ассоциации или союза)/решения собственника (для учреждения);
— копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
— информационное письмо органов государственной статистики об учете в ЕГРПО (единый государственный регистр предприятий и организаций);
— данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", если работодатель не сдает форму в органы статистики, то он представляет письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).

При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.

Обо всех изменениях регистрационных данных работодатель обязан уведомить Центр квотирования. В случае смены места постановки на учет в налоговых органах работодателю необходимо пройти перерегистрацию в Центре квотирования, а в случае ликвидации организации — сняться с учета.

Для снятия работодателя с учета в Центр квотирования представляются следующие документы:
— заявление о снятии с учета в связи с ликвидацией;
— приказ, решение собственника о ликвидации;
— копия свидетельства о государственной регистрации;
— информационное письмо о снятии с учета в налоговых органах в качестве налогоплательщика.

Согласно разъяснениям Центра квотирования штрафные санкции к организациям, не прошедшим регистрацию в Центре квотирования в период с 2001г. по настоящее время, не применяются.

Отчетность

Работодатели предоставляют в Центр квотирования ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сведения о выполнении установленных квот и (или) внесении ежемесячной обязательной платы.

Комитетом общественных связей г. Москвы введена форма №1-квотирование, согласованная с Мосгоркомстатом.

Прием отчетов, регистрация, перерегистрация и снятие с учета производится в территориальных отделах Центра квотирования.

Плата за невыполнение условий квотирования рабочих мест для инвалидов

В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты работодатели ежемесячно вносят плату в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест до 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который производится уплата (п.2.8 Положения № 125-ПП).

Задолженность плательщиков по расчетам с бюджетом может быть взыскана в принудительном порядке в соответствии с федеральным законодательством и законодательством г. Москвы.

Согласно Закона №90 уплата производится в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в г. Москве на день ее уплаты.

В настоящее время размер компенсационной выплаты составляет 4190,13 руб .

Согласно разъяснениям Центра квотирования при невыполнении условий квотирования по итогам 2004г., а также предшествующих периодов (с августа 2002г.) работодатели вносят в бюджет г. Москвы обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в размере 2629 руб. (прожиточный минимум для трудоспособного населения, установленный в РФ на день признания утратившим силу Закона г. Москвы "О квотировании рабочих мест в г. Москве" в ред. Закона г. Москвы от 26.06.02г. №32).

Как учесть плату за невыполнение условий квотирования для целей налогообложения?

По нашему мнению, такая плата не является мерой ответственности, т.е. штрафом. Ответственность может быть установлена только за невыполнение предусмотренных законом обязанностей. В обязанности же работодателя в соответствии с подп.1 п.2 ст.24 Закона о социальной защите инвалидов входит выделение и (или) создание рабочих мест для инвалидов в соответствии с квотой. Работодатель не обязан самостоятельно разыскивать нетрудоустроенных инвалидов. Часто возникают ситуации, когда работодатель готов трудоустроить инвалидов на своем предприятии, однако обращений о трудоустройстве не поступает. Вины работодателя в этом нет, однако квота выполнена не будет. В этом случае возникают основания для внесения обязательной платы в бюджет.

Если же инвалид обратился к работодателю с просьбой о трудоустройстве в пределах квоты и ему было отказано, то в этом случае на работодателя может быть наложен административный штраф, предусмотренный ст.5.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда (по состоянию на 01.01.2005г. размер МРОТ для штрафов составляет 100 руб.).

По нашему мнению, административная ответственность за отказ в приеме инвалида на работу возникает не всегда.

Возможны случаи, когда специальность инвалида, в соответствии с которой он хотел бы осуществлять свои трудовые функции, в принципе неприменима на данном предприятии, иные же вакантные места, имеющиеся на предприятии, инвалида не устраивают.

Охранное предприятие в силу специфики своей деятельности не всегда может предоставить работу инвалиду по медицинским показаниям в соответствии с программой его индивидуальной реабилитации, которая разрабатывается специалистами учреждения медико-социальной экспертизы персонально для каждого лица, признанного инвалидом.

В таком случае, если труд конкретного инвалида невозможно применить на предприятии в силу изложенных (или иных объективных) причин, то в отказе от заключения трудового договора с данным инвалидом вины работодателя нет, а наличие вины в совершении правонарушения является непременным условием для наступления административной ответственности (ст.1.5 КоАП РФ).

Налоговое законодательство вопрос учета платы за невыполнение условий квотирования прямо не регламентирует.

Мнение Управления Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве изложено в ответе на частный запрос налогоплательщика (письмо от 23.07.04 г. №26-12/49184).

Алтайского края

Согласно позиции, изложенной в данном письме, возможность замены квотирования рабочих мест для инвалидов внесением обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в бюджет исключает квалификацию указанной платы в качестве налогового платежа или штрафной санкции. Следовательно, расходы организации, связанные с ежемесячной уплатой в бюджет г. Москвы обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли при условии их документального подтверждения .

Аналогичное мнение высказано также в письмах Департамента налогообложения прибыли МНС РФ от 6 февраля 2004 г. №02-3-07/17 и Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 июня 2004 г. №03-02-05/1/55 (также ответы на частные запросы).

В целях налогообложения прибыли признано возможным учитывать расходы организации, связанные с обязательной платой за каждого нетрудоспособного инвалида, в составе расходов, связанных с производством и реализацией в соответствии со ст.264 НК РФ.

Поскольку все вышеприведенные письма не носят нормативный характер и являются разъяснением, рекомендуем организациям для подтверждения правомерности принятия платы за невыполнение условий квотирования для целей налогообложения направить свой вопрос в УМНС по г. Москве с целью получения ответа по конкретному запросу.

Зам. Генерального директора — Ивлева Елизавета Николаевна

Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Внимание! С данным правовым актом связан ещё 1 документ.
Подробнее смотрите в конце текущей страницы.

Закон города Москвы № 90 от 22 декабря 2004 года

О квотировании рабочих мест

Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в городе Москве для приема на работу инвалидов, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; создания и сохранения (модернизации) специальных рабочих мест для инвалидов, создания рабочих мест для молодежи указанных категорий, создания учебных мест для детей- инвалидов, обучающихся на дому, а также обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре предприятий. Статья 1. Правовая основа квотирования рабочих мест в городе Москве Квотирование рабочих мест в городе Москве осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, настоящего Закона и иных правовых актов города Москвы. Статья 2. Условия квотирования рабочих мест 1. Квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. 2. Работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в городе Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств. 3. Выполнением квоты для приема на работу инвалидов (далее — квота) считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, и иных категорий граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее пятнадцати дней, либо уплата ежемесячно в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест в городе Москве компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном правовыми актами города Москвы. Статья 3. Порядок установления квоты 1. Работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников. 2. Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения. 3. В счет установленной квоты работодатели могут трудоустраивать и иные категории граждан, указанные в части 1 статьи 2, но при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не может составлять менее 2 процентов от среднесписочной численности работников. Статья 4. Реализация прав и обязанностей работодателей 1. Работодатели вправе запрашивать и получать от уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы информацию, необходимую при создании квотируемых рабочих мест. 2. Работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и иных категорий граждан, указанных в части 1 статьи 2. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане указанных категорий. 3. Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений федерального органа государственной власти в области содействия занятости населения и уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области социальной защиты населения, а также общественных организаций инвалидов. 4. Работодатели, отвечающие требованиям части 1 статьи 3 настоящего Закона, обязаны ежеквартально представлять органу исполнительной власти города Москвы, координирующему работу по квотированию рабочих мест, информацию о выполнении квоты в порядке, установленном Правительством Москвы. Статья 5. Административная ответственность за неисполнение настоящего Закона 1. Невыполнение работодателем установленной настоящим Законом обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере пятисот минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. 2. Протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, составляются должностными лицами территориальных органов исполнительной власти города Москвы и органа исполнительной власти города Москвы, координирующего работу по квотированию рабочих мест. 3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, рассматриваются административными комиссиями префектур административных округов города Москвы по делам об административных правонарушениях. 4. Сумма административных штрафов подлежит зачислению в бюджет города Москвы и может являться источником формирования целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест в городе Москве в соответствии с законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год. Статья 6. Мероприятия, финансируемые за счет средств целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест в городе Москве Средства целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест в городе Москве используются на создание и сохранение (модернизацию) специальных рабочих мест, специализированных участков, цехов и производств для инвалидов, создание рабочих мест для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, в целях их трудоустройства, создание учебных мест для детей-инвалидов, обучающихся на дому, а также обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре предприятий. Статья 7. Заключительные положения 1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. 2. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года. 3. Мэру Москвы и Правительству Москвы привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в двухмесячный срок со дня его вступления в силу. 4.

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Признать утратившими силу Закон города Москвы от 12 ноября 1997 года № 47 , Закон города Москвы от 30 января 2002 года № 5 , Закон города Москвы от 26 июня 2002 года № 32 . П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Москва, Московская городская Дума 22 декабря 2004 года № 90

Связанные документы (1)

Смотрите такжеРасширенный поиск документовПравовые акты (Нормативная база) Москвы

Внимание

Так, квота для инвалидов на предприятии предусматривается, если в штате числится более ста сотрудников.

Они принимают собственные нормативные акты.

Квотируемое рабочее место - что это такое?

Так, в первой части статьи 21 говорится: «Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников.
Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».

Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности.

Рабочие места для инвалидов: квотирование

3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (далее Закон г. Москвы о квотировании рабочих мест) размер квоты для трудоустройства инвалидов минимальный 2 %.

В том же процентном соотношении к среднесписочной численности работников установлен размер квоты и для Московской области.

Чуть выше размер квоты в Воронежской области 3 %. А, например, в Ростовской области он достигает максимально допустимой величины 4 % от среднесписочной численности работников.

Квотируемое рабочее место что это такое?

Так, в некоторых регионах может предусматриваться квотирование рабочих мест для несовершеннолетних – в других же оно может отсутствовать.

  • Работодатель сверяет требования местного законодательства со своей среднесписочной численностью работников.
  • Как только среднесписочная численность сотрудников превысит порог, после которого должно проводиться квотирование, следует озаботиться формированием специального рабочего места для исполнения квоты в рамках своей организации.

Квотируемое рабочее место

Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).

  • Создание и утверждение локальных документов.
  • Оформление учета в органах занятости.
  • Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.
  • Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.

    Как соблюдать закон о квотировании рабочих мест для инвалидов

    Изучение законодательных норм Каждое предприятие формирует штатное расписание. В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.

Москвы о квотировании рабочих мест сведения о выполнении установленной квоты направляются работодателем не ежемесячно, а ежеквартально по установленной форме в Центр квотирования рабочих мест до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В сведениях указывается среднесписочная численность работников за каждый месяц отчетного квартала, размер установленной квоты по месяцам, количество работников на квотируемых местах, в том числе не трудоустроенных в счет установленной квоты.

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2018 году

Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству РФ необходимо обеспечить создание ежегодно в период с 2013 по 2015 гг.


до 14 200 специальных рабочих мест для инвалидов. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНАМИ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ Обратите внимание! Размер установленной квоты для приема на работу инвалидов включает количество рабочих мест, на которых работают ранее принятые инвалиды Как указано в ст.


25 Закона о занятости, работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной для инвалидов квоты, их трудоустройства или резервирования отдельных видов работ (профессий) для последующего трудоустройства таких граждан.
В этих целях, согласно той же ст.

Квотированные рабочие места. закон о предоставлении рабочих мест инвалидам

В перечне более ста профессий, начиная от повара и заканчивая юристом и даже художником.

Впрочем, надо учитывать, что такой перечень был разработан почти двадцать лет назад и не в полной мере соответствует современным тенденциям развития рынка труда.

Нас предупредили о том, что скоро придут с проверкой из органов содействия занятости по вопросам приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

Что будут проверять в первую очередь? Какие сведения запрашивать? Такие проверки проводятся в соответствии с Административным регламентом исполнения государственной функции контроля приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты, утв.
приказом Минздравсоцразвития России от 01.11.2011 № 1314н.

Что это такое квотирование рабочих мест для инвалидов (квоты) в 2018 году

  • Изучение законодательных норм
  • Расчет квоты
  • Подготовка локальных актов
  • Регистрация в органах занятости
  • Взаимодействие с Центром занятости
  • Ответственность за неисполнение законодательных требований
  • Изменения в 2018 году

Нормы обеспечения рабочими местами льготников установлены на законодательном уровне.

Социальная политика Российской Федерации использует такое направление, которое помогает незащищенным гражданам страны улучшать условия собственной жизни, а также защищать свои права и свободу.

В действующем законодательстве предусмотрена поправка на правовое трудоустройство путем квотирования мест для работы. Квотируемое рабочее место должно быть на любых предприятиях или в организациях, если оно необходимо для граждан страны.

Какая категория граждан имеет право на квотируемое рабочее место

К сожалению, многие граждане России не могут найти для себя рабочее место из-за определенных жизненных ситуаций. В итоге они не в состоянии обеспечить собственную жизнь и жизнь своей семьи. К примеру, не все предприятия или организации желают видеть в своем штате нескольких работников-инвалидов. Ведь для таких граждан нужно создать особые условия, то есть:

  1. Предоставить для них несколько социальных гарантий, а выплата их должна будет производиться из средств предприятия.
  2. Создать для инвалидов сокращенный график трудовой деятельности.
  3. Предоставлять работникам дополнительный отпускной период и оплачивать лечение в санаториях или профилакториях.

Но не только для инвалидов нужно создавать особые условия трудовой деятельности, в этом нуждаются также:

  • дети, живущие без родителей;
  • студенты, которые окончили закрытые школы коррекционного типа;
  • выпускники высших заведений, которые не могут устроиться на работу, так как еще не овладели опытом и навыками.

Как организации, так и предприятия не желают брать неопытных работников и не хотят предоставлять необходимые гарантии вышеперечисленным гражданам страны. Ведь для обучения потребуются дополнительные финансовые вложения, а нанятый работник с опытом не потребует никаких затрат.

Для таких людей была разработана программа, которая содержит сведения о квотируемых рабочих местах. В ней задействованы нормы законодательного значения. Их должны принимать как Москва, так и каждый регион Российской Федерации.

Что значит понятие «квотируемое рабочее место»

Специальная должность, которая относится к вакантной категории и резервируется государственным органом страны для предоставления рабочего места тем гражданам, что относятся к малозащищенной категории, называется квотируемым местом.

Квотируемое рабочее место должно быть на любом предприятии или организации. С его помощью незащищенный гражданин может самореализоваться.

Рабочее место, которое квотируется государством, предусматривается на всех предприятиях, вне зависимости от того, к какой форме собственности они относятся. Исключением являются те компании, которые используют для трудовой деятельности вредные для человека вещества или работа проходит в сложных условиях. Так как данный вид программы относится к государственному уровню, работодатель не вправе отказать гражданину в приеме на работу, если банк вакансий отправил его на зарезервированное рабочее место. Такое возможно лишь в том случае, если для отказа работодатель предоставит достаточно весомых доказательств.

Как по закону рассчитывается количество квотируемых мест

Следует учесть, что зарезервировать рабочие места для малоимущей категории населения государство может только на крупных предприятиях или в компаниях. Алгоритм расчета зарезервированных мест таков:

  • если на предприятии работает незначительное количество сотрудников, общая численность которых не превышает 40 человек, то владелец вправе не принимать на работу тех сотрудников, что предусматриваются в государственной квоте;
  • в компаниях, штат которых превышает 40 работников, должно быть одно квотируемое место, а если сотрудников более 70-ти, то в штат нанимается уже два сотрудника по квоте. То есть государство обязует такие компании нанимать малоимущих граждан страны, а процент резервирования рабочих мест приравнивается к 3%;
  • для больших компаний, в которых работает более 120 сотрудников, процент резервирования поднимается до 4%, соответственно на предприятии могут числиться 4-5 сотрудников по государственной квоте.

Что должен знать работодатель о квотируемых рабочих местах

Начиная заниматься коммерческой деятельностью, владелец крупного предприятия должен стать участником программы социального значения, которую создало государство для малоимущей категории населения страны. Для этого предпринимателю необходимо стать на учет в специальном центре, который контролирует процесс резервации мест для рабочих. Именно он будет контролировать процесс квотирования и выявлять различные нарушения, которые могут быть обнаружены при очередных проверках.

При регистрации в центре квотирования необходимо подготовить следующую документацию:

  • документ, подтверждающий, что государственная регистрация на предприятии была осуществлена по закону и своевременно;
  • полный перечень документации уставного значения;
  • документы, указывающие на то, что предприятие оплачивает налоги в государственные структуры;
  • выписку о том, сколько сотрудников предусматривается в штате предприятия.

Следует дополнить, что если компания некрупная, и в штате числится менее 40 работников, владелец все равно обязан посетить центр, чтобы стать на учет. Так, в дальнейшем его деятельность может расшириться, а штат сотрудников увеличиться.

После того как документация в центр подана, владельцу компании присваивают индивидуальный номер регистрации.

Какова ответственность ожидает предпринимателя, если он не соблюдает законную квоту

Если трудовая инспекция при очередной проверке обнаружит, что владелец предприятия или организации нарушил порядок, установленный законом страны относительно приема на работу граждан, которые внесены в квоту, на предпринимателя будет возложен штраф.

Он также реален, если владельцы компаний не предоставляют инвалидам и работникам, которые не достигли совершеннолетия, специальных льгот и гарантий, предусмотренных в действующем законодательстве страны. Владелец компании должен знать, как оплачивается квотируемое рабочее место и как такое место должно быть оборудовано, особенно если на должность берут инвалида. Штрафные санкции выписывают владельцам предприятий в следующих случаях:

  • если время постановки на учет в специальный центр будет просрочено;
  • при несвоевременной подаче информации о квоте в государственное учреждение;
  • если инвалиду или несовершеннолетним детям будет отказано в приеме на работу без причин.

ГОРОДА МОСКВЫ

О квотировании рабочих мест


Документ с изменениями, внесенными:
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 24, Том 1, 28.04.2009);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 19.05.2014).
____________________________________________________________________

Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в городе Москве для приема на работу инвалидов и молодежи, создания и сохранения (модернизации) специальных рабочих мест для инвалидов, создания рабочих мест для молодежи, а также обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций (преамбула в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4 .

Статья 1. Правовая основа квотирования рабочих мест в городе Москве

Квотирование рабочих мест в городе Москве осуществляется на основании Конституции Российской Федерации , федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы , настоящего Закона и иных правовых актов города Москвы.

Статья 2. Условия квотирования рабочих мест

1. Квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, и молодежи следующих категорий: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4 .

2. Работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в городе Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств.

3. Выполнением квоты для приема на работу (далее - квота) считается:

1) в отношении инвалидов - трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней;

2) в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 настоящей статьи, - трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4

Статья 3. Порядок установления квоты

1. Работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников: 2 процента - для трудоустройства инвалидов и 2 процента - для трудоустройства категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона (часть в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4 .

2. Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения.

3. В случае если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 процентов от среднесписочной численности работников, количество квотируемых рабочих мест в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона, уменьшается на соответствующую величину (часть в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4 .

Статья 4. Реализация прав и обязанностей работодателей

1. Работодатели вправе запрашивать и получать в порядке, установленном Правительством Москвы, информацию, необходимую при создании квотируемых рабочих мест.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4 Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20 .

2. Работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане указанных категорий (часть в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4 .

3. Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченных Правительством Москвы органов исполнительной власти города Москвы, а также общественных организаций инвалидов.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4 ; в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20 .

4. Работодатели, отвечающие требованиям части 1 статьи 3 настоящего Закона, обязаны ежеквартально представлять информацию о выполнении квоты в порядке, установленном Правительством Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20 .

Статья 5. Административная ответственность за неисполнение настоящего Закона

Невыполнение работодателем установленной настоящим Законом обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях (статья в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4 .

Статья 6. Экономическая поддержка работодателей

Работодателям, осуществляющим мероприятия по созданию и сохранению (модернизации) квотируемых рабочих мест, а также по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций, предоставляются следующие меры экономической поддержки:

1) предоставление из бюджета города Москвы средств на реализацию мероприятий по созданию, сохранению (модернизации) рабочих мест для инвалидов, созданию рабочих мест для молодежи, обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций в порядке, установленном Правительством Москвы;

2) размещение государственных заказов в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;

3) предоставление налоговых льгот в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 20 .
(Статья в редакции, введенной в действие с 9 мая 2009 года Законом города Москвы от 8 апреля 2009 года N 4

Статья 7. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

2. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

3. Мэру Москвы и Правительству Москвы привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в двухмесячный срок со дня его вступления в силу.

4. Признать утратившими силу Закон города Москвы от 12 ноября 1997 года N 47 "О квотировании рабочих мест в городе Москве" , Закон города Москвы от 26 июня 2002 года N 32 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 12 ноября 1997 года N 47 "О квотировании рабочих мест в городе Москве" .

Мэр Москвы
Ю.Лужков

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"