Григорий григорьев священник как попасть на прием.  Интервью с Протоиереем Григорием Григорьевым

Опыт священника Алексия Мороза


Священник Алексий Мороз - кандидат педагогических наук, гранд. доктор психологии, профессор богословия, член правления Союза Писателей России, практикующий православный психолог с 30-и летним стажем работы, духовник Православной школы психологии и медицины, а также духовник Международной ассоциации православных психологов.
О. Алексий является автором книг: «Основы православной психологии», «Люди и демоны», «Исповедую грех батюшка», «Преодоление патологических зависимостей», «Образ жизни православный» и многих других работ по психологии и педагогики.
Психосоматические проблемы (заболевания, связанные с психическими проблемами, ложными духовными и психическими установками)
На сегодняшний день около 80% заболеваний носит психосоматический характер. Прежде всего, поражение происходит в духовной, затем психоэмоциональной сфере, а затем уже проявляется в виде различных соматических (телесных) заболеваний.
Если лечить только симптомы болезней, их телесные проявления, то болезни никогда не пройдут. Например, можно сколько угодно фармакологическим (лекарственным) образом подлечивать болезни печени, но если человек гневлив и раздражителен, то болезнь так и останется с человеком. Значит, прежде всего, нужно искоренять страсть гнева и ее психоэмоциональные проявления и только после этого расстаться с приобретенной болезнью.
В своей докторской диссертации, я как раз и исследовал связь греховных страстей, их психоэмоциональных проявлений и соматических болезней. Мною был разработан и проверен на практике (в стационарных и амбулаторных условиях антинаркотического центра, Православной школы психологии и медицины) методика лечения, основанная на подходе к человеку как микрокосмосу (духу, души и телу) с учетом воздействия на него светлых и демонических сил, а также окружающей его среды. В начале нашего курса, мы ищем духовные причины заболевания, затем рассматриваем его психофизические проявления, и затем телесную составляющую. Поэтому и рекомендации носят духовный характер, параллельно используется современные эффективные (но безвредные для человеческой личности) психотехники, а также даются необходимые телесные рекомендации.

Опыт священника Григория Григорьева


Священник Григорий Григорьев - профессор, доктор медицинских наук, доктор богословия, заслуженный врач Российской Федерации, эксперт Госнаркоконтроля, директор Международного института резервных возможностей человека, сопредседатель экспертного совета при Координационном центре по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Русской Православной Церкви, председатель Всероссийского Александро-Невского общества трезвости (занимается лечением уже три с половиной десятилетия, за это время через его программы были пролечены свыше 100 тысяч человек).
Григорий Григорьев родился в 1956 году. В 1979 году окончил Военно-медицинскую академию, служил на Тихоокеанском флоте. Участник дальних походов на подводных лодках и ликвидации трех аварийных ситуаций. Майор медицинской службы.
В 1984 году демобилизовался. Работал в Ленинграде в Клинической больнице Управления Делами Академии наук СССР. В 1988 году организовал Всероссийское Александро-Невское общество трезвости.
В 1993 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Лечение алкоголизма методом массовой эмоционально-эстетической психотерапии (разработка метода и оценка его эффективности)». В 2004 защитил докторскую по теме «Кризисно-реабилитационная помощь при наркоманиях на основе стрессовой (духовно-ориентированной на православной основе психотерапии)».
В 2006 году ему было присвоено ученое звание профессора по кафедре медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования.

Защита докторской диссертации иерея Григория Игоревича Григорьева.


8 сентября 2015 года в Общецерковном докторском диссертационном совете состоялась защита диссертации на соискание ученой степени доктора богословия «Грех как аддиктивное поведение: богословские основания и медико-психологический опыт исследования» иерея Григория Игоревича Григорьева.
Научные консультанты:
Рыбников Виктор Юрьевич, заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, доктор психологических наук, профессор
Шмонин Дмитрий Викторович, доктор философских наук, профессор СПбПДА, проректор РХГА, зав. каф. педагогики и теологии образования ОЦАД

Опоненты:
Протоиерей Олег Скоморох, доктор богословия, председатель отдела по тюремному служению Санкт-Петербургской митрополии, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии
Брюн Евгений Алексеевич, профессор, доктор медицинских наук, главный психиатр-нарколог Минздрава России, директор Московского научно-практического центра наркологии Минздрава России
Петрова Елена Алексеевна, профессор, доктор психологических наук, декан факультета психологии Российского государственного социального университета
Онлайн-трансляция

Алкоголизм, курение и наркомания - очень связанные между собой понятия. Стоит заметить, что алкоголизм - это наркотическая зависимость, характеризующаяся болезненным пристрастием к употреблению алкогольных напитков (психическая и физическая зависимость) и алкогольным поражением внутренних органов. Алкоголик- это тот же наркоман.
Современное лечение алкоголизма давно уже отличается от терапии этого заболевания несколько десятилетий назад. Основу верного лечения алкоголизма составляет общая диагностика состояния человека, обратившегося за помощью. Очень важно понять стадию алкоголизма и верно остановиться на типе лечения, поэтому перед лечением алкоголизма диагностика необходима.
На вечный вопрос - является ли определенный объем употребления спиртного признаком алкоголизма, сложно ответить абстрактно. Легче определить конкретные стадии развития заболевания.
Первая стадия алкоголизма - встречается чаще всего. Это психологическая зависимость от алкоголя. Обнаруживается просто - в предвкушении выпивки улучшается настроение, но в процессе выпивки приятно общение, а не возможность много выпить. На этой стадии необходимая для опьянения доза алкоголя начинает расти, но похмелья и запоев еще нет.
Вторая стадия алкоголизма - теряется контроль над количеством выпитого алкоголя - выпив немного, человек уже не может остановиться. Формируется физическая зависимость. Человек «знакомится» с похмельем. Плохое самочувствие во время похмелья снимается небольшим количеством алкоголя. На этой стадии алкоголизма появляются запои.
Третья стадия алкоголизма. Организм слабеет и разрушается. Снижается устойчивость к алкоголю - для опьянения уже достаточно около 50 грамм. Становится явной деградация личности.
Безусловно, чем раньше человек осознает проблему с алкоголем, тем легче с ней справиться. При этом надо понимать, что любой метод лечения алкоголизма основан на полном отказе от спиртного.
Сейчас в сфере медицинских услуг по излечению алкоголизма можно найти более 500 различных препаратов, которые помогут на начальных стадиях алкоголизма.
Обратите внимание, что обязательным условием положительного результата в лечении алкоголизма является наличие у больного доверия к лечащему врачу. Необходимо, чтобы лечащий врач-нарколог обладал большим опытом в лечении алкоголизма, и на профессиональном уровне владел методами психотерапии.
Широко известна профилактика алкоголизма. Под профилактикой алкоголизма подразумевают психологические способы, направленные на формирование отрицательного отношения к алкоголю. Задача методов состоит в формировании образа жизни человека без возникновения у него тяги к алкоголю. Выделяют три основных этапа профилактики алкоголизма.Первичная профилактика алкоголизма включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение причин возникновения алкоголизма. Оптимальным периодом с точки зрения формирования антиалкогольных установок является возраст ниже среднего. Пояснительная работа должна быть направлена на отрицание потребления алкоголя как символа престижа. Необходимо рассказать о пагубных свойствах алкоголя и возможных последствиях его употребления, сформировать в сознании альтернативу стилю жизни, который включает потребление алкоголя.
Доказано, что самым действенным способом профилактики является метод, направленный на формирование такой смысловой ориентации личности, для которой алкоголь не может являться ценностью в жизни.
В данный момент, ведущее место в лечение алкоголизма занимает психотерапевтический метод. Психотерапевтический метод направлен на работу с личностью больного. Существует множество разных психотерапевтических подходов и методов для лечения алкоголизма. Широко применяются гипносуггестивные, когнитивно- поведенческие и психодинамические методики. Психотерапия алкоголизма проводится как индивидуально, так и в группе, особое внимание отводят семейной психотерапии.
Гипносуггестивная психотерапия:
При гипносуггестивной терапии используется внушение, направленное на запрет употребления алкоголя, с закреплением страха перед возможными неприятными и даже тяжкими для пациента последствиями при нарушении этого запрета.
Когнитивно-поведенческая психотерапия:
Терапия направлена на помощь больному алкоголизмом в изменении образа жизни, формировании более адекватных представлений о себе и окружающей действительности. В процессе лечения пациента обучают рациональному мышлению. Результаты терапии чаще всего зависят от решимости больного бросить пить. Обращает на себя внимание то, что наибольшая часть выздоровлений наблюдается у тех, кто признает свою болезнь.
Групповая психотерапия:
Большинство методов психотерапии больных алкоголизмом применяется в группах, что, как считается, способствует повышению эффективности лечебного воздействия. Существует мнение, что групповые занятия имеют преимущества перед индивидуальными, так как группа гораздо лучше, чем один терапевт противостоит попыткам одного из членов группы оправдать пьянство. Примеры тех, кто смог преодолеть тягу к спиртному и ведет трезвый образ жизни, вселяет надежду в собственное выздоровление.
Семейная психотерапия:
На современном этапе большое внимание в лечении алкоголизма отводят семейной психотерапии (психотерапия супружеских пар, в группах жен, мужья которых страдают алкоголизмом, и др.) При этом задачами психотерапии является выявление основных конфликтов супругов, реконструкция семейных отношений, адаптация семьи к режиму трезвости, укрепление установок больного на трезвость. Существуют организации родственников больных алкоголизмом (например, «Дети алкоголиков»). Члены этих организаций признают, что родственники больного бессильны перед его влечением и только упование на Бога может спасти от этого пагубного пристрастия. Что же касается самих родственников, то их задача — добиться независимости от больного (что, конечно не означает ни равнодушия, ни враждебности).
Умелое применение докторами клиники МИРВЧ того или иного психотерапевтического метода, а если необходимо, то и сочетания различных методик, в зависимости от клинической картины болезни, личности больного и его социальной ситуации, позволяет добиться максимальной эффективности терапии алкогольной зависимости. Более чем за 20 лет работы в МИРВЧ под руководством Заслуженного врача РФ, доктора медицинских наук, профессора Григорьева Григория Игоревича было создано свое, принципиально новое направление духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока, ставящее своей задачей полное исцеление человека: его тела, души и духа.
Лечение алкоголизма включает в себя тщательный анализ тех ситуаций, в которых возможен срыв или рецидив алкоголизма. Вы можете оказать помощь при алкоголизме больному, сформировав иммунитет к ситуациям риска, обучив его самостоятельно снимать тягу к алкоголю, эмоциональную напряженность, чувство дискомфорта. Лечение алкоголизма требует не только индивидуальной, но и групповой, и что особенно важно семейной помощи. Семья должна понимать как правильно вести себя с больным алкоголизмом.
В настоящее время стало абсолютно ясно, что лечение алкоголизма невозможно за одну, две и даже три встречи с врачом. Лечение должно проходить в клинике по борьбе с алкоголизмом, а не в кустарных условиях, ведь вылечить алкоголизм не так просто.
Биохимические исследования последних лет показали, что бесконтрольное пьянство часто может быть следствием нарушения обмена веществ, которое можно лечить, используя диетическую терапию.

Некоторые ученые утверждают, что ни один из тех, кто придерживается правил рационального питания, никогда ещё не стал алкоголиком. Опыт многочисленных клубов здоровья, оздоровительного бега, ритмической гимнастики и моржевания, где “сухой закон” обязателен и практически все питаются здоровой пищей, подтверждает это. Врачам, конечно, известно, что алкоголики часто страдают от неправильного питания, но неправильное питание клеток мозга до сих пор просто не рассматривалось как одна из существенных причин, вызывающих алкоголизм
Духовно ориентированная психотерапия патологических зависимостей / Под ред. проф. Г.И. Григорьева. — СПб.: ИИЦ ВМА, 2008. — 504 с.
В учебном пособии прослеживаются истоки и излагаются концептуальные основы метода духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока (ДОП ЦЗ) на православной основе, разработанного в Международном институте резервных возможностей человека и Свято-Александро-Невском братстве трезвости. Данный метод применяется сегодня для медико-психологической помощи больным патологическими зависимостями в России, Белоруссии и Литве. Описаны концептуальные основы практической работы Школы трезвения в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре. Пособие предназначено для врачей-психотерапевтов, психиатров, психиатров-наркологов и медицинских психологов, а также для клириков и мирян Санкт-Петербургской епархии, ведущих работу по отрезвлению людей в своих приходах.

31 декабря 2015 г. в 20.00 на телеканале "Союз" будет показана передача из цикла "Беседы с батюшкой" с участием настоятеля нашего Храма протоиерея Григория Григорьева. Тема передачи: "Праздники Божии и человеческие".

Доктор медицинских наук, профессор Г. И. Григорьев вот уже около 20 лет возглавляет Международный институт резервных возможностей человека (МИРВЧ). При духовном наставничестве архипастырей и пастырей Русской Православной Церкви Григорий Игоревич руководит Обществом трезвости и милосердия святого благоверного великого князя Александра Невского, которое действует при нашем храме.

Об учителях

- Григорий Игоревич, как смыкаются в вашей работе медицина, психиатрия, целительство и церковное служение?

Всю свою сознательную жизнь я учился работе с наркозависимыми людьми, в том числе и у доктора А. Р. Довженко. Я действительно был одним из его ближайших учеников, которым он завещал продолжить свое дело. И хотя Александр Романович не имел возможности приводить людей в церковь, сам он был глубоко верующим православным человеком, и его лечебные сеансы были построены по аналогии, внешне напоминающей церковную литургическую службу. Однако атеистическое время, в которое он жил, было неблагоприятным для раскрытия его духовного дара, поэтому содержание и оформление сеансов А. Р. Довженко было адаптировано к бытовому и медицинскому уровню понимания современников.

Накапливая положительный опыт лечения по методу А. Р. Довженко, свидетельствующий о снятии болезненной тяги у значительного числа больных патологическими зависимостями, я видел, однако, как после, казалось бы, успешного лечения болезнь вновь возвращалась, человек срывался. Поэтому появилась необходимость дальнейшего совершенствования и принципиального преобразования методики. Так постепенно сформировался метод эмоционально-эстетической стрессовой психотерапии (ЭЭСПТ), где внушение пациенту страха смерти было снято и заменено доходчивым, построенным на научно-клинической основе, обстоятельным, но легко воспринимаемым образным разъяснением причин и механизмов развития синдрома патологической зависимости. Следующим значимым этапом в деятельности МИРВЧ оказалось становление метода духовно ориентированной психотерапии патологических зависимостей в форме целебного зарока на православной основе (ДОП ЦЗ). Имея своим предшественником метод ЭЭСПТ, метод ДОП ЦЗ перерос его, став самостоятельным методом лечения больных алкогольно-нарко-токсикоманического плана в Международном институте резервных возможностей человека.

- Связываете ли вы причины развития алкоголизма и других зависимостей с духовным состоянием человека?

Да. С некоторых пор я стал во многом увязывать корни этих причин с духовным состоянием человека, а саму зависимость трактовать не только с психофизиологических позиций, но и с позиций греховной страсти и проистекающих из нее губительных для тела и души последствий. При этом резко актуализировалась роль самого пациента в преодолении болезненного влечения и вместо страха появилось лишь дружеское предостережение не искушать судьбу, не совершать греха как деяния, неизбежно несущего духовное, душевное и физическое разрушение. Я и мои сотрудники начали частично использовать святоотеческий опыт противостояния грехам еще с 1988 года, когда был создан наш институт. Уже тогда перед психотерапевтическим сеансом православный священник (и мой духовный отец), приснопамятный протоиерей Василий Лесняк, имевший 44-летний опыт пастырского служения и почитаемый прихожанами как старец, произносил краткую проповедь и служил молебен дореволюционного Александро-Невского братства трезвости и милосердия. Следует отметить, что о. Василий Лесняк, равно как и все сотрудничавшие впоследствии с институтом духовники, имел благословение на совместную работу с нашими врачами Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и своего правящего архиерея приснопа мятного владыки Иоанна (Снычева) - в ту пору митрополита Ленинградского и Ладожского. В настоящее время институт работает по благословению Владыки Владимира - митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского.

О вере и о родителях

- А как вы сами пришли к Богу, Григорий Игоревич?

Это было еще на флоте, когда я служил врачом на подводной лодке на Дальнем Востоке. Во время дальних походов я трижды был непосредственным участником ликвидации аварийных ситуаций на подводных лодках. И вот когда мы чудом спаслись в третьей аварии и всплыли на поверхность в Индийском океане, я отчетливо помню, каким совершенным и удивительным показался мне мир: ночь, звездное небо над головой и такой порядок во Вселенной, аж дух захватывает. И мне вдруг стало как-то по-особому ясно, что такой порядок не мог возникнуть сам по себе, без плана и Творца. И прошел этот леденящий страх после аварии, когда хотелось броситься в воду и плыть от этой подводной лодки куда подальше. И такая тишина на душе, такой покой. Благодать, одним словом. После этого я крестился.

- Расскажите о ваших родителях, о ваших предках. Они верующие люди?

Да, верующие. И к тому же героические люди. Дед мой - Николай Григорьевич - был крестьянским поэтом и полным Георгиевским кавалером, любимцем генерала Брусилова. Он начал участие в первой мировой войне в чине унтер-офицера, а закончил командиром полка саперов.

Моего отца - Героя Советского Союза, партизана-разведчика - к сожалению, уже нет с нами, хотя его присутствие, поддержку и помощь я ощущаю постоянно. Он был достаточно известным поэтом, лауреатом двух государственных премий. На задней обложке одного из его поэтических сборников «Крутая дорога» его почерком написа но: «Человек я верующий, русский, деревенский, счастливый, на все, что не против Совести, готовый! Чего еще?» И подпись - Игорь Григорьев. Еще в 1984 году я в своем письме отцу, напечатанном в том же сборнике, писал, что чем дольше живу, тем больше понимаю его стихи. Я их часто перечитываю, многие из них для меня как молитва. В них истинная боль и крик вещей русской души. В его стихах сплав времен, их неразрывное единство... Теперь я знаю: отец прежде других, в одиночку, начал бой за наше будущее, о котором мы узнали только сейчас. Мама моя - Дарья Васильевна - тоже совершенно удивительная и уникальная женщина. Уже много лет она возглавляет «Пушкинский лицей», где дети с детского сада и до получения среднего образования занимаются по программам времен Пушкина и Дельвига. Основную ставку в этом лицее делают на духовное просвещение и нравственное воспитание, не исключая, конечно, добротного базового образования для дальнейшего успешного поступления в ВУЗы.

О чудесах Божиих

- Случались ли в вашей жизни реальные чудеса?

Главное чудо моей жизни произошло со мной ровно 25 лет назад, все на том же Дальнем Востоке, где я служил старшим психоневрологом Тихоокеанского флота. В конце июля 1982 года во время чтения утренних молитв ко мне в голову пришел некий текст, четкий, как телеграмма: «Через две недели ты женишься». Для меня это сообщение было равносильно заявлению, что завтра ты станешь президентом. У меня не было ни невесты, ни кого-либо, кто мог хотя бы потенциально стать моей женой, да и вообще женитьба совершенно не входила в мои планы. Но раз пришло такое сообщение, я стал ждать, сам не зная чего и кого. Неделя прошла - ничего не случилось, и когда вторая уже подходила к концу, я начал склоняться к мысли, что мне все просто показалось.

И вот за 15 минут до окончания последнего из отпущенных двух недель рабочего дня, когда я уже начал собираться домой, заходит в мой кабинет один знакомый и говорит: «Ты же боли снимаешь?! Может, возьмешься помочь одной моей знакомой с травмой позвоночника, врачи ей плохо помогли». И я отправился навстречу своей судьбе. В первый же день я успешно снял Елене боли, а на второй - сделал ей предложение. Сейчас у нас трое детей, двое внуков, прекрасный дом, совместная работа и очень дружная большая семья. 15 октября мы отмечали всем семейством нашу серебряную свадьбу. За все эти годы мы не сказали друг другу ни одного плохого слова. Второе явное чудо случилось со мной, когда я вместе с моим духовным отцом Василием Лесняком в 1994 году попал в пер-вый раз на Пасху в Иерусалим. Мне сказали, что если во время схождения Благодатного Огня в храме Гроба Господня попросить обо всем сокровенном Бога, то все желания сбудутся. Я написал большой список пожеланий, и мы провели 30 часов в храме без еды и без воды, изнемогая от жары днем и от холода - ночью. Когда приближалось время схождения Огня, сознание уже уплывало, но то чувство Божьей благодати, которое охватило меня в этот момент, подсказало мне, что не нужно ничего просить у Бога, Он и так все знает. И я мысленно крикнул почему-то: «Господи, только одного прошу: если буду жив и если будет воля Твоя - хочу приезжать сюда каждый год, видеть Благодатный Огонь...» И вот уже 14 лет Господь благоволит моим поездкам. Поскольку за эти годы у меня там появились друзья, они нам помогают попасть на Пасху в храм.

О работе МИРВЧ

- Вам кто-то помогает в вашей работе по избавлению людей от патологических зависимостей?

Конечно, в работу нашего института вовлечен широкий круг специалистов из разных отраслей медицины и смежных дисциплин. При институте создан ученый совет, организовано издание рецензируемого научно-практического журнала «Вестник психотерапии» федерального значения. За 18 лет деятельности МИРВЧ в нем трудились и временно сотрудничали около 300 врачей и ученых в ранге академиков и членов-корреспондентов, профессоров, докторов и кандидатов наук. Я являюсь профессором кафедры медицинской психологии в Санкт-Петербургской Медицинской Академии постдипломного образования (МАПО) и провожу обучение психологов и врачей, повышающих квалификацию, по проблемам психотерапии патологических зависимостей.

- А как проходят ваши сеансы?

Все начинается с информации, с изменения представления людей о проблеме. Информация - и научно-медицинская, и духовно-религиозная, дается в огласительной беседе врача в ясной, доступной форме. Особое значение придается разъяснению понятия покаяния: в чем его смысл и каково его место в системе духовных ценностей. Нельзя заставить человека покаяться. Но объяснить, призвать его к покаянию просто необходимо для его же пользы. При этом вера пациентам ни в коем разе не навязывается, им щедро передаются драгоценные знания того, что заключено в опыте православия.

Покаяние во всем, что идет вразрез с заповедями Божьими, должно быть не формальным и показным, а искренним, глубоким, исходящим из души, с сокрушением сердца и уповани ем на Господа, с твердым намерением впредь никогда не совершать раскаянного греха. Бог смотрит не на лицо, а на сердце человека: что в нем - или бушуют страсти и желание ублажать их, или же подлинная боль о своих недостойных делах и твердое намерение исправиться. Покаяние - пробуждение совести, великое и знаковое событие в жизни человека. Искренне, от сердца покаявшись, человек очищается, обновляется, можно сказать - преображается. Он отвращается от греховных губительных страстей и обращается к истинным жизненным ценностям: любовь к ближнему, работа, здоровье, личное достоинство... А может быть, и задумается о приобщении к церковной жизни. Глубоко покаявшийся в пьянстве человек не будет сожалеть, что бросил пить, и завидовать пьющим приятелям, а будет ценить трезвую жизнь и радоваться ей. Без покаяния такой результат сомнителен.

О результатах

А есть ли у вас статистика, подтверждающая, что с помощью церковного покаяния человек легче избавляется от своих греховных зависимостей, дольше сохраняет трезвенные убеждения, реже срывается?

Да, с самого начала деятельности института мы ведем строгую статистику всех наших клиентов. С 1 января 1988 года по 1 января 2007 года от алкоголизма, табакокурения и наркомании пролечено около 125 тысяч человек. Согласно этой статистике, примерно 92 процента из них исповедуют православную веру. Однако около пяти процентов наших пациентов называют себя атеистами, остальные выражают причастность к другим религиозным конфессиям. Поэтому медицинская и духовная части метода ДОП ЦЗ, по благословению Церкви, разделены.

Огласительная беседа проводится врачом в традициях рациональной психотерапии. Впрочем, скорее это беседа-проповедь, освещающая и медицинскую, и духовную сторону проблемы. После такой беседы резко возрастает число пациентов, желающих прийти после медицинского лечения в православный храм для дачи обета трезвости на Кресте и Евангелии. За годы нашей практики количество подобных больных составило 45 677 человек, или 36,8% от всех пришедших на лечение.

И если большинство наших пациентов называли себя верующими людьми, но не посещающими регулярно церковь, то после нашего лечения 4431 человек стали посещать православные храмы для совершения церковных Таинств не реже одного раза в месяц. То есть количество воцерковившихся после лечения людей составило 10% от числа всех пришедших в храм для дачи церковного зарока. Но даже некрещеные люди порой меняют после наших сеансов свое отношение к вере и к Богу.

Согласно статистике, на лечение к нам пришло за все время 13 220 больных, не крещеных в православной церкви, что составило 10,7% от числа всех обратившихся к врачу. После медицинского лечения и огласительной беседы врача добровольно приняли Таинство крещения 4786 человек, т. е. больше 36%.

Результаты наблюдения за больными показали, что после медицинского лечения не принимают спиртные напитки в течение трех лет наблюдения 25% больных. А среди пациентов, которые, помимо медицинского лечения, пожелали прийти в церковь для принесения обета трезвости (церковного зарока) на Кресте и Евангелии, не принимают спиртные напитки в течение трех лет уже 52% больных. Такое соотношение ярко свидетельствует о необходимости совместной работы врачей и священнослужителей в деле исцеления людей от алкоголизма и наркомании.

Что еще входит в программу лечения, помимо огласительной беседы врача и совершения церковных Таинств для желающих?


- Последний этап медицинской части лечения - это индивидуальный прием лечащим врачом, во время которого клиническая принадлежность зарока и его срок конкретизируются, зарок индивидуально и психотерапевтически закрепляется.

В результате физическая и психическая зависимости снимаются или существенно уменьшаются (в последнем случае назначается повторный прием лечащим врачом для беседы и закрепления зарока). Духовная зависимость также снимается или, по крайней мере, смягчается, если пациенты участвуют в Божественной Литургии, каются в грехе своей алкогольно-наркотической или другой зависимости, при свидетельстве и разрешающей молитве священника. После исповеди пациенты допускаются к Причастию Святых Христовых Таинств. В заключение служится специальный молебен Александро-Невского общества трезвости .

Это не значит, что такие пациенты никогда не нарушают целебный зарок. Характерно, однако, то, что при срыве они не получают прежнего эффекта от приема спиртосодержащих жидкостей. Более того, они испытывают духовный дискомфорт и угрызения совести, что заставляет их после нарушения зарока обращаться в Институт за помощью. Хочу подчеркнуть, что главным фактором успеха является добровольное желание стать трезвым, свободным от наркотиков человеком, поэтому мы против всякого насилия над личностью. Не случайно в нашем методе медицинская и духовная части разделены организационно и по сути, хотя в определенной мере между ними перекидывается «мостик» благодаря целевой духовной направленности медицинской части метода.

О причинах наших бед

- Доктор, а в чем заключается научная и практическая новизна вашего метода?

Впервые в научной и практической медицине в качестве важнейшего патогенетического фактора формирования болезней наркологического профиля выделен и введен духовный фактор, дающий основания трактовать эти зависимости как заболевания духовно-нравственной природы. Единение, союз (но не смешение функций!) медицины и Церкви естествен, более того, необходим, в особенности когда речь идет об алкоголизме, наркомании и других греховных страстях. Ибо только такое содружество может обеспечить полноту лечения-исцеления, избавить не только от психической и физической зависимостей, но и от зависимости духовной. Благодаря такому единению медицинского и духовного подходов к лечению от зависимостей, лечебно-медицинское воздействие распространяется не только на психофизиологический статус человека, но и на его духовно-нравственное состояние, на восстановление целостного и гармоничного единства в человеке - его физической, психической и духовной сущностей. Построенный на прочном фундаменте евангельских истин, на принципах православ ной психотерапии, метод ДОП ЦЗ открывает путь к воцерковлению, к духовному становлению человека.

- Григорий Игоревич, почему, на ваш взгляд, сами люди, подчас весьма образованные, пьют, не ощущая долгое время опасности происходящего, почему не срабатывает в них инстинкт самосохранения, не включается здравый смысл?

За годы моей врачебной практики мне открылось, почему внешне разумный человек, постоянно пьянствуя, не видит, куда он идет, да и самой болезни не осознает, не разумеет, что с ним происходит и чем все это может закончиться. Имея немало примеров, когда у других, таких же, как он, жизненным исходом стала катастрофа, он все же считает, что с ним лично ничего подобного не случится, что у него «все под контролем». Типичное заблуждение!

Кто же затмевает разум человека? Если обратиться к медицинской науке, то она ответа на этот вопрос не дает, да и в принципе дать не может. Ибо, повторяю, действует здесь не только материальный и психологический фактор, но и фактор духовный. Лукавый дух, невидимая сила зла затмевает разум человека, лишая его самокритики и понимания реально грозящей опасности, чтобы погубить не только его физическое, телесное естество, но и душу. Поэтому я убежден, что все патологические заболевания - это, в первую очередь, заболевания духовно-нравственной природы, согласно православному учению. Человек добровольно отдает свою волю на произвол духам злобы поднебесной и оказывается в западне темных сил.

О последствиях такого чрезвычайно распространенного затмения рассудка и утраты человеком собственной воли убедительно и просто говорил Апостол Павел: «Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15). И еще: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19). Затмив разум человека и захватив власть над ним, темная лукавая сила притупляет его совесть, которая есть Глас Божий. И человек не осознает, что, предаваясь порочной страсти, тем самым творит зло и грех против себя, своего здоровья, а также и против здоровья и жизни близких людей, ввергая их в житейскую неустроенность, в душевное смятение, депрессию и отчаяние.

Тот же лукавый дух взращивает в своей жертве эгоизм, самоуверенность, склонность к самооправданию, все более отдаляя человека от понимания происходящего с ним. «Пью? Да. А кому какое дело, все пьют», - дерзко заявляет больной. Однако лукавый-то лукавым, но с человека ответственность за содеянное зло не снимается. Ведь он сам добровольно впустил лукавого в свое сердце.

О лукавом духе

Чем можно объяснить то, что на человека, уже ведущего после лечения трезвую жизнь, внезапно с нарастающей назойливостью наваливаются мысли о выпивке, и он порою запивает?

Будучи психиатром более чем с 30-летним стажем и имея в практике такие примеры, скажу, что симптомом психического автоматизма Кандинского - Клерамбо здесь и не пахнет. Что же это тогда? Не есть ли действие того же самого лукавого духа? По-моему, ничем иным такую ситуацию не объяснить. «Бесы сначала покушаются помрачить наш ум, а потом уже внушают, что хотят», - говорит святой Иоанн Лествичник. По существу, духовная зависимость является главенствующей, удерживающей и провоцирующей психическую и физическую зависимости. И пока человек не осознал, что творит злое греховное дело, не уразумел, что болен, он и не пойдет лечиться, а будет продолжать пить, курить, колоться, предаваться игорной страсти. Многолетняя клиническая практика свидетельствует и о том, что, попадая в духовную зависимость, человек меняется в своих качествах, его положительные личностные черты сменяются на противоположные, он становится как бы антиподом самому себе. Происходит это исподволь, незаметно для самого человека, но неуклонно и неотвратимо...

- Итак, от духовной зависимости, наряду с прочими, необходимо непременно освобождаться. Каким образом?

Ответ прост и, как говорится, однозначен. Путь - единственный и абсолютно надежный: это покаяние с обращением ко Господу за помощью. От духовного повреждения возможно избавиться только духовными средствами, исцеляющей силой Божией благодати. Человеку надлежит делать все, что в его силах, дабы освободиться от зависимости, но возможно достичь этого лишь с Божией помощью. А чтобы получить ее, нужно пожелать переменить свой ум и образ жизни.

- Как в дальнейшем поддерживается связь пациентов и специалистов вашего института?

Пациенты, прошедшие лечение, находятся под наблюдением наших врачей и могут в любой момент по всем вопросам, связанным со здоровьем, обращаться к нам за помощью. При необходимости мы осуществляем реабилитацию пациентов - либо в соответствующем центре института, либо в православном монастыре по благословению священника.

- Какие требования предъявляются к врачам вашего института?

К врачу-специалисту, проводящему лечение на основе православной психотерапии, предъявляются, кроме высоких профессиональных знаний и опыта, особые требования: прежде всего он должен любить людей, быть верующим и воцерковленным человеком, накапливать духовный опыт, иметь благословение на лечение священника-духовника, обладать чувством сострадания, сопереживания страждущему человеку, быть терпеливым, внимательным и отзывчивым. И, разумеется, вести абсолютно трезвую жизнь.

- Григорий Игоревич, считаете ли вы себя счастливым человеком?

Да, безусловно. У меня прекрасная семья, любимая работа, возможность служить и помогать множеству людей. Я люблю и умею отдыхать, радоваться жизни во всех ее проявлениях и благодарить Бога за все. Я способен ощущать на себе бесконечную Божию благодать. И с Божьей помощью мне уже не нужно никаких техник и приемов, чтобы снимать с себя негативную энергетику после общения с тяжелыми пациентами, не нужно мучиться проблемой выбора при принятии решений. Я просто с благодарностью предоставляю себя и свою жизнь Богу и знаю, что Он все управит и выведет меня на путь спасения.

Беседу вела Светлана ТРОИЦКАЯ

Иерей Григорий Григорьев

23 декабря 2006 г. исполнилось 50 лет выдающемуся ученому-медику нашей страны, признанному авторитету в области эмоционально-эстетической и духовно ориентированнной психотерапии на православной основе профессору, доктору медицинских наук Григорьеву Григорию Игоревичу.

Григорьев Г. И. - известный российский психотерапевт, психиатр-нарколог и медицинский психолог, ученик доктора медицинских наук доцента О. Н. Кузнецова и Народного врача СССР, Заслуженного врача Украинской ССР, старшего научного сотрудника А. Р. Довженко.

В 1993 г. в ученом совете Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева защитил кандидатскую диссертацию (специальность 14.00.45 - наркология) по теме: «Лечение алкоголизма методом массовой эмоционально-эстетической психотерапии (разработка метода и оценка его эффективности)».

В 2004 г. в ученом совете Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины МЧС России защитил докторскую диссертацию (специальность: 05.26.02 - безопасность в чрезвычайных ситуациях и 19.00.04 - медицинская психология) по теме: «Кризисно-реабилитационная помощь при наркоманиях на основе стрессовой психотерапии».

В 2005 г. ВАК Минобразования России присвоил ему ученую степень доктора медицинских наук, а в 2006 г. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки - ученое звание профессора по кафедре медицинской психологии. Действительный член Петровской академии наук и искусств (1997), член Союза писателей России (1998). Награжден медалью «В память о народном враче СССР А.Р. Довженко» (1998), а также Орденами «За медицинские заслуги» II степени (2005) и I степени (2006), и Орденом Признания (2007).

После окончания средней школы в 1973 г. поступил, а в 1979 г. закончил военно-морской факультет Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова в Ленинграде. В 1979-1984 гг. проходил службу на Краснознаменном Тихоокеанском флоте во Владивостоке в должностях: начальника медицинской службы большой дизельной подводной лодки, начальника кабинета психоневрологии, психотерапии и наркологии поликлиники флота, старшего психоневролога флота. Участник дальних походов и ликвидатор трех аварийных ситуаций на подводных лодках. Один из первых на Военно-морском флоте СССР организовал службу психологической защиты Краснознаменного Тихоокеанского флота. Награжден нагрудным знаком «За дальний поход на подводной лодке» (1980), медалями «За безупречную службу в Вооруженных Силах СССР» (1984), «Тихоокеанскому флоту 275 лет» (2004), «Ветерану холодной войны на море» (2005) и «Подводному флоту России 100 лет» (2007).

Профессиональную и научную деятельность продолжил в Ленинграде в должности врача-психотерапевта, психиатра-нарколога Клинической больницы Управления Делами Академии Наук СССР (1985-1989). В 1988 г. на базе Центра научно-технической деятельности и социальных инициатив при АН СССР, выступил одним из инициаторов по созданию в России международной общественной организации - Международного института резервных возможностей человека (МИРВЧ), с филиалами в Белоруссии и Литве; Клиникой ассоциации наркологов и Психотерапевтическим наркологическим реабилитационным центром, тем самым заложил основы современной общественной инфраструктуры кризисно-реабилитационной психотерапевтической наркологической помощи населению на духовно-нравственной православной основе.

С 1988 г. по настоящее время является директором МИРВЧ и главным специалистом врачом-психотерапевтом, психиатром-наркологом, психиатром высшей квалификационной категории, председателем ученого совета Международного института резервных возможностей человека. При его личном участии прошли высокоэффективное лечение более 120 тысяч больных алкоголизмом, никотинизмом, наркоманиями, игроманиями, болезненным влечением к пище и другими нервно-психическими заболеваниями, что принесло обществу немалый экономический и духовно-нравственный эффект.

Для научной систематизации, обобщения, обработки и анализа имеющихся данных, а также информационного обеспечения лечебного процесса под его непосредственным руководством была создана уникальная по объему информации автоматизированная система учета больных (АСУ ПЗ), прошедших лечение в системе МИРВЧ. В результате глубокого научного анализа существующей базы данных в Международном институте резервных возможностей человека были выполнены и защищены в ученых советах психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова и Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины МЧС России три диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук и шесть диссертаций на соискание ученой степени кандидатов медицинских и психологических наук. В результате проведенной большой научно-практической работы в МИРВЧ появилась собственная духовно ориентированная на православной основе психотерапевтическая школа.

С 1991 г. по настоящее время является председателем Общества трезвости и милосердия Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, продолжающего традиции дореволюционного (1897) Всероссийского Общества трезвости, созданного на базе Международного института резервных возможностей человека по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II (1991), а также по благословению приснопамятного Владыки Иоанна (Снычева) и ныне здравствующего Владыки Владимира (Котлярова), Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского (1996). И сегодня, в Свято-Александро-Невском обществе трезвости под духовным окормлением священников Собора Феодоровской иконы Божией Матери (настоятель - кандидат богословия протоиерей Александр Сорокин) происходит исцеление людей от пьянства, наркоманий, других нервно-психических и психосоматических заболеваний.

Исполнял обязанности Первого вице-президента Санкт-Петербургской ассоциации наркологов (1990-1995), много внимания уделял повышению качества наркологической помощи в своем регионе, являлся членом лицензионно-аккредитационной комиссии по наркологии Комитета здравоохранения Администрации Санкт-Петербурга (1993-1995), членом Межведомственной Комиссии по противодействию злоупотреблению наркотиками (1994-1995).

Проявил себя и как талантливый организатор образовательной деятельности в сфере медицинской психологии и психотерапии патологических зависимостей. С 1990 г. по 2000 г. работал по совместительству асистентом кафедры реабилитации в Ленинградском ГИДУВе (ныне Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Росздрава). В 2005 г. был избран по конкурсу на должность профессора кафедры медицинской психологии СПб МАПО, где преподает по настоящее время курс «Психотерапия патологических зависимостей».

Основным направлением научных исследований и практической лечебной деятельности является разработка направления эмоционально-эстетической стрессовой и духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока на православной основе при лечении патологических зависимостей. Впервые в научной литературе описал синдром духовной зависимости при героиновой наркомании в 1994 году. Автор концепции психологического «ключа» психофизической саморегуляции эмоциональной памяти (система «манков» К. С. Станиславского), при неврозах и других психосоматических заболеваниях, путем мобилизации резервных возможностей человеческого организма в условиях психоэмоционального стресса. Данные методы подробно описаны в «Психотерапевтической энциклопедии», изданной под редакцией главного психотерапевта России, заслуженного деятеля науки РФ, профессора Б. Д. Карвасарского (1999, 2000, 2005, 2007).

Является членом редколлегии Всероссийского научно-практического рецензируемого журнала «Вестник психотерапии» (издается с 1990 г.), в котором публикуются статьи по медицинским, духовным, психологическим, социологическим, биологическим и смежным наукам в области психиатрии, наркологии, психотерапии, коррекционной психологии и психоанализа. Является руководителем ряда международных психотерапевтических программ, конференций и семинаров.

Автор более 250 научных работ, семь из которых опубликованы за рубежом (Норвегия, Швеция, Литва, Белоруссия); автор и соавтор четырех патентов Российского патентного ведомства; альбома «Психофизическая саморегуляция»; трех художественных книг («На древней земле», 1989; «Накануне чуда», 1991; «Сказка про Алю и Аля», 1991); четырех учебно-методических работ, пяти монографий («Клинические аспекты психопатологии, психофармакологии и эмоционально-эстетической стрессовой психотерапии», 1999; «Кризисно-реабилитационная помощь (методом эмоционально-эстетической стрессовой психотерапии) при героиновой наркомании: концепция, принципы, эффективность и механизмы воздействии», 2003; «Духовно ориентированная психотерапия в форме целебного зарока: теоретические основы, организационная структура и информационно-аналитическое обеспечение», 2004; «Психодиагностика и психокоррекция», 2007; «Духовно ориентированная психотерапия», 2007).

Соредактор девяти тематических сборников научных трудов по проблемам неврозов, психотерапии патологических зависимостей и медицинской психологии.

Под его руководством защищены пять кандидатских диссертаций, подготовлены к защите еще пять кандидатских и две докторские диссертации.

Дорогие братья и сестры, сегодня первая в этом Великом посту Литургия Преждеосвященных Даров Григория Двоеслова. Для нас это большая радость − мы в первый раз причащаемся на первой седмице поста. Установкой, с которой мы входили в пост, было то, что пост − это самое радостное и самое светлое время в жизни человека. А все искушения, которые в нас пребывают, в посту материализуются оттого, что с этими искушениями мы в него вошли.
Одно из главных искушений, о котором сказано в молитве Ефрема Сирина, что мы сегодня читали: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми» − праздность и празднословие. До поста мы с вами говорили об осуждении ближнего, а сегодня говорим о праздности и празднословии. В чем же состоит этот грех? В том, что праздность − это состояние ничегонеделания, когда к человеку подключаются духи злобы поднебесной. Праздный ум − мастерская дьявола, говорили святые отцы. Когда мы проводим время в праздности, то вольно или невольно открывается дверь в адскую бездну и демоны в виде мыслей приходят в нашу голову. Поэтому крайне важно, чтобы во время Великого поста у нас не было праздности. Это единственный грех в молитве Ефрема Сирина, который повторяется дважды: празднословие − это та же праздность, заполненная пустословием.
Казалось бы, празднословие, праздность − это мелкий грех, извинительный. Но в течение жизни по песчинке собираются огромные мешки таких грехов. Когда люди делят грехи на смертные, тяжелые и малозначимые, то совершается очень большая ошибка: любой грех удаляет человека от Бога. И понятия «малый бес» и «малый грех» весьма ошибочны. Это как в сказке про лисичку и зайчика. Была у зайчика избушка лубяная, а у лисички ледяная. И когда лисичка замерзла, она попросила зайчика, чтобы он пустил ее левую переднюю лапку погреться, потом правую переднюю, и в конце концов зайчик оказался на улице, а лисичка в избушке. Так и малые грехи: вроде бы они незаметны для нас, но постепенно заполняют всю праздность нашей души. Поэтому, дорогие братья и сестры, помните, что пост − это самое радостное, самое светлое время для православного человека, но праздности быть не должно.

Дорогие братья и сестры, сегодняшний день крайне важен для вхождения в Великий пост. Как я уже говорил сегодня на Божественной литургии, Великий пост может быть временем великих искушений и может быть временем великой радости. Именно от нас зависит, каким мы хотим его видеть, от нашего состояния: нашего раздражения, наших обид, от наших сомнений. Ведь на самом деле все обиды − это дорога саморазрушения. Наши обиды вредят только нам самим и никому другому. И если перед началом поста мы обратимся к Богу за молитвенной помощью, чтобы Он помог нам избавиться от всех обид, чтобы в души наши сошел великий покой Царствия Небесного, чтобы оказаться в начале поста как у Христа за пазухой, тогда и весь пост пройдет как у Христа за пазухой. А если мы войдем в пост в состоянии великой скорби, в ожидании того, что нас ждут многие искушения, то так оно и будет. То есть сегодня день, когда мы программируем свой пост: как мы настроимся, так он и пойдет.

Я предлагаю вам настроиться на пост как на самое светлое, самое благодатное, самое радостное время жизни. Но кто-то, возможно, хочет настроиться на пост как на время скорбей и страданий, это тоже не возбраняется, потому что дорога страданий в конечном счете заканчивается, и она тоже может быть дорогой к Богу. Путь любви и радости и путь скорбей и страданий − каждый человек выбирает то направление движения, тот вектор, который лично ему по душе. Я вам уже говорил о том, что мне по душе дорога радости, но это не значит, что если кому-то по душе дорога скорби, то это плохо.

Дорогие братья и сестры, сейчас хочется кратко напомнить вам историю изгнания Адама и Евы из рая. Когда Адам был создан по образу и подобию Божию, у Бога на него был особый план − Адам должен был быть садовником в этом саду. Садовник − это образ. Читавшие Библию помнят, как Господь водил Адама по раю, показывая разные деревья, как хозяин показывает сад садовнику. Понятно, что тогда такого понятия, как садовник, тогда не было, но для нас это наиболее подходящее слово. Адам должен был ухаживать за деревьями, общаться с Богом, и в процессе богообщения и труда должен был приблизиться к Богу − достичь состояния обожения. И дальше он должен был перейти на новый уровень духовной эволюции, не в смысле эволюции теории Дарвина, а эволюции дальнейшего приближения к Богу.

Я говорил вам, что в современной физической теории струн существует гипотеза о том, что наша Вселенная десятимерна. Когда Адам жил в раю, он был в полноте вселенной Божественной любви. И Бог попросил его только об одном: не вкушать плодов от древа познания добра и зла. Не потому, что древо это было плохое, а потому что оно было особое. Оно называлось древом вечной жизни. Возможно, этот плод Господь предложил бы Адаму, когда тот закончил школу райского сада. То есть Бог просил Адама своевольно эти плоды не срывать − всему свое время.

Лукавый, конечно, не мог подействовать на Адама, который был ему не подвластен, но он мог подействовать на змея, который нашептал Еве: «Зачем так долго учиться в этой школе? Если вы сорвете этот плод и съедите его, то будете как боги». Он предложил как бы сразу получить диплом, не теряя времени попусту. И когда Адам вкусил этот плод без Божьего благословения, он получил такие знания, которые не мог вынести, и от этого повредился его разум − он стал прятаться от Бога в райском саду, хотя мы с вами понимаем, что от Бога нигде не спрячешься, тем более в раю. И Адам это понимал, но при этом стал прятаться, значит, можно сказать, что у него наступило некое духовное безумие.

Однажды в день Прощеного воскресения один священник сказал такую проповедь: «Знаете, почему надо прощать обиды другим людям? Потому что ваши обиды, кроме вас, никому не вредят». Помните это. Все обиды вредят только нам, и когда мы прощаем обиды, то делаем лучше себе. А когда не прощаем, то живем с этими обидами. Я понимаю, что иногда человек не в силах простить обиду другим людям: больно глубоко вошли обиды в его душу. Но невозможное для человека возможно для Бога. Никто не может нам запретить просить у Бога благодать прощения тех, кто обидел нас. При этом когда мы прощаем обиды, то не только делаем хорошо самим себе, но и Господь прощает нам наши грехи. Мы всегда можем провести связь между обидами и грехами. Если мы на кого-то обижаемся, то уподобляемся лицемерам, которые постятся напоказ. Ведь обиды − это всегда наше человекоугодие. Насколько нам дорого мнение о нас людей, насколько мы пытаемся угождать другим, настолько и обидчивы.

Обидчивый человек всегда угождает людям, и понятно, что получает от них одни лишь скорби. А надо угождать Богу, тогда сокровище сердца нашего будет на Небе и никакие обиды не будут нас касаться. Поэтому помните, что сказано в сегодняшнем Евангелии (Мф. 6, 14−21): где душа ваша, там и сокровище ваше. Где же душа человека, живущего в обидах? В державе обид, державе смерти, державе лукавого духа, т.е. человек, обижающийся на других людей, воистину живет в аду и сам себя разрушает. А когда в душе наступает Прощеное воскресенье, то приходит рай и человек воскресает. Каждый из нас, кто прощал других людей милостью Божьей, знает, какая благодать бывает при этом. Наверное, это одно из самых благодатных и радостных духовных состояний, когда милостью Божьей мы прощаем тех, на кого обижены.

Дорогие братья и сестры, сегодня праздник Первого и Второго обретения главы Иоанна Предтечи. Те, кто вернулся со Святой Земли, в мыслях находятся в тот месте, где мы служили Божественную литургию, − Себастии, на развалинах древнего храма времен царицы Елены, на месте темницы, где было совершено усекновение главы Иоанна Крестителя. Себастия, где находилась резиденция Ирода, − место довольно труднодоступное, это самая жесткая часть Палестинской автономии, где часто бывают закрытые территории. В резиденции Ирода проживают практически одни мусульмане и только одна православная арабская семья − единственные хранители этих святых мести, они причащались вместе с нами и все плакали, когда мы служили Литургию. Погода была удивительная: шли сплошные ливневые дожди, никогда так не разливался Иордан и горные потоки. Когда мы служили Литургию в пещере разбойника в лавре святого Харитона, то поток внизу так разлился, что мы не могли выйти: он смыл дорогу. Во время службы была гроза и ливень, все ущелье грохотало, но когда мы выходили, над нами светило солнце, садились в автобус, и опять шел ливень. Во время этой службы дождь был где-то рядом, и как только мы завершили служение, сразу пошел дождь.

Сегодняшнее Евангелие (Мф. 6, 1−13) было посвящено человекоугодию, и усекновение главы Иоанна Предтечи − это тоже человекоугодие. Ведь царь Ирод Антипа четвертовластник (управляющий четвертой частью империи своего отца, Ирода Великого) очень почитал Иоанна Предтечу, хотя и держал его в темнице. Он любил с ним побеседовать, почитал за пророка и выполнял многие рекомендации и указания, за исключением того, что, вопреки ему, взял в жены жену брата своего. Иродиада была очень обидчивой и затаила на Иоанна Предтечу обиду. Когда во время праздника ее дочь Саломия плясала и угодила царю Ироду и возлежащим с ним правителям, то, будучи в достаточном подпитии и благодушном состоянии духа, Ирод сказал ей: что попросишь, дам тебе, даже до половины царства. Не думаю, конечно, что он дал бы Саломии половину царства, но по крайней мере он так сказал. Мать ее тоже, наверное, понимала, что вряд ли Ирод отдаст половину царства и решила использовать ситуацию для того, чтобы попросить на блюде голову Иоанна Предтечи. Когда царь услышал это, то очень опечалился, но, как сказано в Евангелии, выполнил ради клятвы и возлежащих рядом с ним: что они подумают, как к этому отнесутся, не осудят ли, не будут ли смеяться, не потеряют ли уважение? То есть он был одержим человекоугодием в такой степени, что отсек голову пророка.

В сегодняшнем Евангелии (Мф. 6, 1−13) сказано, что когда мы делаем какие-то добрые дела, то крайне желательно не людям угождать, а угождать Богу, т.е. речь идет о неких демонстративных поступках, которые показывают благочестие данного человека, или, говоря иначе, о человекоугодии. Господь говорит, что любое дело, совершаемое из человекоугодия − угождения другим людям и демонстративно, приносит меньше благодати, чем дело, которое делается тайно, когда как говорит Христос, твоя левая рука не знает, что делает правая.

Преподобный Серафим Саровский говорит, что всякое добро можно разделить на три категории. Добро ради ответного добра: ты − мне, я − тебе. Добро ради гордыни, когда мы делаем доброе дело в ожидании похвалы. И добро во имя Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, когда правая рука не знает, что делает левая. Иногда мы делаем добрые дела и в ответ нередко получаем наказания. Говорят: никогда не делай добра, добрые дела наказуемые. Чтобы добрые дела не были наказуемы, надо стремиться делать их так, чтобы нас не могли за них наказать. Когда делаешь добрые дела втайне, никто и не накажет, при этом мы получим благодать от Бога. То есть если мы получаем похвалу от людей, мы не получаем ее от Бога и терпим в этом большой духовный убыток.

Человеческая похвала нередко бывает лицемерной: когда нам говорят одно, а про себя думают другое, иначе говоря, держат в кармане фигу (вам всем, наверное, известно это выражение). Конечно, бывает искренняя похвала, тогда это тоже дает человеку благодать, но лицемерная похвала является формой духовного рабства, и от такой похвалы человек иногда готов провалиться сквозь земля, а потом его за это еще и накажут.

«Точка опоры. Беседы с доктором медицинских наук священником Григорием Григорьевым» (Санкт-Петербург)

Сегодня тема нашей передачи «Клевета как точка опоры». Мы много читали про святых отцов, которые переносили немало клеветы. В житиях святых есть такой эпизод, когда два отца встречаются друг с другом и спрашивают: «Ну как, отче, прошел день?» - «Плохо, отче, никто не оклеветал, не полил грязью, плохо молимся». В другой раз встречаются радостные и счастливые и говорят: «Нас обильно унавозили, теперь мы расцветем пышным цветом. Господи, мы простили тех, кто нас оклеветал, по Твоему примеру. Прости и Ты нам прегрешения наши и “остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим”».

Хочу прочитать изречения святых о клевете, чтобы нам обсудить наиважнейшую духовную тему о том, как святые отцы это воспринимали. Все мы слышали об исцеляющей силе клеветы. Но когда порой она нас лично затрагивает, нам бывает не очень комфортно и не очень приятно. Итак, обратимся к изречениям святых отцов.

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Григорий Григорьев, доктор богословия, заслуженный врач РФ, профессор, д.м.н., психотерапевт-нарколог, преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии, настоятель храма Рождества святого Иоанна Предтечи в деревне Юкки.

Мы вступаем во время подготовки к Великому посту, была неделя о мытаре и фарисее, начинается неделя о блудном сыне. Духовная задача этих дней − провести внутри своей собственной души разницу между ветхозаветным и новозаветным человеком. Задача в том, чтобы обнаружить в себе признаки ветхозаветного человека, который во многом был хорош и, несомненно, лучше нас с вами. Ветхозаветные евреи гораздо лучше нас с вами выполняли все правила, все заповеди. Они много молились, выполняли все, что предписывает закон, но при этом они превращались в фарисея, который, возвышаясь над другими людьми, начинал их презирать, или в старшего сына из евангельской притчи о блудном сыне, который презирал своего младшего брата и даже братом его не считал.

Всем нам следует заглянуть в свою душу и внутренне ответить себе на вопрос: а во мне какого больше человека − ветхого или нового?

Евангельская притча о блудном сыне (Лк. 15, 11-32) − одна из центральных в Новом Завете. Именно здесь вы видите образ Бога Отца, который более нигде не выводится, а здесь представлен под образом любящего отца. Особая ценность этой притчи в том, что ее рассказывает Бог Сын, Господь наш Иисус Христос. Я говорил вам, что Новый Завет является неким духовным отражением Завета Ветхого. Основные линии есть в Ветхом Завете, и там тоже есть образ блудного сына и образ Бога Отца. Когда ветхозаветный блудный сын приходит к ветхозаветному отцу, тот выгоняет его со словами: свиней ты возлюбил, к ним и уходи. Мы видим, что восприятие Бога людьми происходит в меру того сердечного окаменения и жестокосердия, которое присуще данным поколениям. Рассказывая эту притчу, Господь показывает нам: Бог не таков, как вы Его представляете, Бог − это любящий Отец...

Жил с родителями в Ленинграде, между церковью Воскресения Христова у Варшавского вокзала и Измайловским собором. Вместе с мамой мы часто рисовали эти и другие храмы. В пять лет родители отвезли меня к дедушке с бабушкой в Витебскую область, где я и окончил среднюю школу. Детство мое прошло в «храме природы» — белорусских рек, озер и лесов. В 1973 году я поступил на военно-морской факультет Военно-медицинской академии в Ленинграде. Образование наше было атеистическое, но сами стены древних зданий были напитаны верой великих русских врачей. После окончания академии я был направлен врачом подводной лодки на Тихоокеанский флот. В 1980 году за два календарных месяца у меня было три выхода в море, на трех разных кораблях, которые неизменно попадали в тяжелые аварии, но мы чудом спасались. В то время я был некрещеным, но со мной всегда была икона Николая Чудотворца и бабушкино Евангелие, которое я читал понемногу практически каждый день. Тут поневоле задумаешься о Боге.

Медицинская работа изначально сочеталась у меня со служением: занимаясь лечением патологических зависимостей, мы всегда стремились привести людей в храм. Врач помогает преодолеть психическую и физическую зависимость (исцеление тела и души), но зависимость духовную (исцеление духа) можно преодолеть только с помощью церковных Таинств. Так что священство для меня — естественное продолжение дела, которым я занимался всю жизнь.

Разговоры о моем рукоположении велись еще в 1990‑е. Но в этом вопросе я всегда полагался на Божий промысл, благословение духовника и решение священноначалия.

В 2004 году в деревне Юкки Всеволожского района было принято решение о строительстве церкви. По благословению митрополита Владимира, под духовным окормлением я начинал строить как председатель Приходского совета. Во время строительства и возникла необходимость в моей хиротонии — меня рукоположили во диакона 8 августа 2010 года, два с половиной года назад. Сейчас, когда меня рукоположили во пресвитера, я стал настоятелем. В штате храма есть еще один священник, пока мы вдвоем.

Среди наших прихожан много мужчин, и довольно молодых: в соседнем поселке Осиновая Роща была воинская часть. Служим мы минимум три-четыре раза в неделю, так что вскоре придется расширять штат священников: вдвоем мы уже не справимся.

Как профессор психиатрии и медицинской психологии могу сказать, что многие великие врачи — Пирогов, Сеченов, Павлов, Боткин, Бехтерев, не говоря уже о святителе Луке (Войно-Ясенецком), — были глубоко верующими людьми. Современный атеизм связан в первую очередь с невнимательностью — если бы люди хоть немного наблюдали за собой, то заметили бы, что с ними регулярно происходят события, которые невозможно объяснить только с помощью человеческой логики и здравого смысла.

Все зависимости — это неудачная человеческая попытка обрести внутреннее равновесие без помощи Бога, своего рода попытка обрести Царствие Небесное в царствии подземном. Преподобный Серафим Саровский говорил, что есть три вида капитала — денежный, чиновный и духовный, и если для человека главным является духовный капитал, то он не попадет в зависимость ни от денег, ни от чинов, ни от наркотиков, ни от алкоголя. «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф. 6, 33).

Подготовила Татьяна Кириллина