Смола мирра полезные свойства и применение. Трава мирра - что это за растение и зачем ее жуют африканцы

Мирра представляет собой уникальное растение, произрастающее в сухом климате Эфиопии, Судана и Сомали. Такое интересное небольшое деревце достигает всего 3 метра в высоту. Оно внешне сильно напоминает кедр небольших размеров. На концах ветвей, прикрепленных к стволу, находятся типичные шипы. Данное дерево имеет скудный лиственный покров с мелкими скрученными листочками. Чаще всего они бывают тройчатыми, но случается и такое, что развивается лишь средний листик.


Цветы, которые распускаются на этом дереве, подобно листьям, зачастую не достигают крупных размеров. Лепестки мирры имеют скрученную форму. Они окрашены в красный или кровавый оттенок. Мелкие цветочки растения всегда объединяются в соцветия в виде изящных метелок. В коре мирры находятся железистые ходы. В них имеется млечный сок. Его получают с помощью надрезов коры дерева. Подсыхая, сок затвердевает и приобретает коричневый цвет с желтоватыми или серыми вкраплениями.

Полезные свойства мирры


Около десяти процентов действующих веществ мирры составляет эфирное масло. Также дерево содержит смолу, которой втрое больше, чем масла. В незначительных количествах найдена в растении и особая слизь. Дерево имеет очень приятный бальзамический аромат, теплый и сладкий. Но проскальзывают и острые, слегка горьковатые нотки. Один из полезных продуктов мирры - кусочки смолы различных размеров. Обычно они обладают приятным янтарным или слегка буроватым цветом. Чем темнее цвет смолы, тем выше ее качество.

Мирра недаром зовется лекарственным растением. Она обладает широким спектром полезных свойств. Растение прекрасно помогает при лечении дыхательной системы, пораженной серьезными инфекционными заболеваниями. Различные лекарственные препараты с содержанием представленного растения показаны при простудах и бронхитах.

Следует упомянуть, что мирра оказывает отличное вяжущее и отхаркивающее действие, потому является отличным помощником в ликвидации легочных инфекций. Также это целебное растение обуславливает мощное тонизирующий эффект на желудок и стимулирует его работу. Оно положительно воздействует на немаловажную систему пищеварения, помогает в борьбе с диареей и способствует восстановлению микрофлоры кишечника. Мирра отлично справляется с различными язвочками во рту. Нередко она используется при заболеваниях десен.

В состав этого замечательного растения входит биоактивный комплекс, служащий защитником печени от токсинов и улучшает ее работоспособность. Оно обладает восстанавливающим действием и помогает заживлению слизистых оболочек. Можно увидеть данное растение в составе различных фармакологических средств, показанных для лечения синяков и ссадин.

Применение мирры


Мирра с успехом используется в качестве отхаркивающего средства, поскольку способна высушивать избыток слизи внутри легких. Также, такое замечательное растение может использоваться и в качестве компонента для массажных масел и смесей. Находят применения особые препараты и в лечебных ингаляциях для восстановления дыхательных органов.

Масло мирры


Существует легенда, что масло мирры впервые получили пастухи. Они собирали смолу с шерсти коз, которых пасли. Смола прилипала к ней, когда козы терлись о деревянную кору. Использовалось масло со времен древних цивилизаций. Воины брали с собой в походы мази с содержанием мирры для заживления ран, потому целебные свойства этого растения ценились крайне высоко. В Египте масло использовалось при создании смесей для бальзамирования.

Масло получают из смолы, дистиллируя ее. Цвет его может изменяться от светло-желтого до насыщенно-янтарного оттенка. Аромат у такого чудодейственного масла дымный, немного с горчинкой. Данный продукт успешно используется в качестве компонента косметологических средств. Они могут похвастаться глубоким омолаживающим действием. Именно благодаря наличию мирры в средстве, морщины быстро разглаживаются, а кожа матируется и приобретает небывалую упругость. Это целебное растение устраняет и аллергические заболевания кожи.

Мирра превосходно помогает при кожных высыпаниях, поскольку обладает непревзойденным противовоспалительным действием. Также она является отличным средством для борьбы с некрасивыми растяжками на коже. Растение эффективно восстанавливает труднозаживающие обширные раны и глубокие язвы. Можно использовать масло и в домашних условиях, ведь оно отлично помогает бороться с угревой сыпью и поражениями кожи.

Для лечения многочисленных кожных заболеваний нужно использовать масло мирры в чистом виде. Но стоит быть аккуратным и наносить средство только на пораженные участки кожи в небольшом количестве. Также можно добавлять масло в средства по уходу за лицом для повышения их эффективности. Еще одно полезное свойство масла – восстановление и укрепление волос, а также защита от их выпадения. Достаточно добавить в ваш обычный шампунь несколько капель масла, чтобы шевелюра стала более блестящей и пышной.

На этом список полезных свойств и областей применений эфирного масла не заканчивается. Можно принимать ванны, смешивая несколько капель масла с молоком и добавляя эту смесь в воду. Такая процедура сделает кожу шелковистой и нежной. Аромат мирры оказывает благотворное влияние и на нервную систему человека. Масло помогает бороться с затяжной депрессией, ежедневными стрессами, а также великолепно улучшает сон. Для достижения такого эффекта рекомендуется добавлять в аромалампу 5-6 капель масла.

Настойка мирры


Уникальная настойка мирры создается на основе эфирного масла, содержащегося в этом потрясающем лечебном растении. Она отлично подходит при заболеваниях десен, появлении язвочек во рту и других воспалительных процессах ротовой полости. Рекомендуется добавить в стакан воды несколько капель масла, перемешать и прополоскать рот полученным средством. Полоскания следует делать не менее двух раз в сутки. После этой процедуры воспаление быстро проходит, а язвочки затягиваются за несколько дней.

Такая фантастическая настойка имеет горький вкус. Ее также можно использовать и для смазывания пораженных участков десен при очаговых воспалениях. Учитывая это свойство мирры, ее нередко добавляют в состав некоторых профессиональных зубных паст, компенсируя горечь растения мятным маслом.

Противопоказания мирры


При наружном использовании противопоказаний данное лечебное растение не имеет. Мирру нельзя назначать при различных заболеваниях печени, при воспалениях кишечника и почечных инфекциях в острой стадии. Употреблять растение внутрь не рекомендуется и будущим мамам.

Кения. Первое, с чего следует начать - откинуть предположения, что это цивилизованная страна. Провозглашаемая демократия началась несколько десятков лет назад, но таковой не стала из-за бедности страны и дикости нравов. К примеру, в ходе выборов год-два назад правительственные войска просто расстреливали толпы протестующих, всех подряд, после чего осталось много сирот, людей без крова и работы. Население жалуется на бесчестное поведение правительства, непомерные налоги, которые сама верхушка умудряется не платить. Властные структуры клановые, отражают интересы узкой группы (племени), из которого они вышли, стремятся выделить им деньги из бюджетного пирога. Остальные племена этому не радуются, говорят, что по этому поводу даже совершают протестные массовые убийства. Следствие прямое - полиция стреляет сразу же на поражение, ходят только по двое с автоматами, в темное время суток охраняет только деловой, бизнес и одновременно политический центр Найроби.

Только лишь перейдя дорогу, попадаешь в нижнюю часть города, в которой полиции не видно, а полицейский стационарный пост (стакан) просто обгажен и представляет из себя подобие заброшенного ларька. В нижней части города в темное время суток какой-то бедлам. Играет музыка в ночных барах, вход в которые напоминает контейнер на оптовке, рядом черные типа секьюрити и проститутки. Тут же прямо на улицах валяются черные бомжи, жуть какая-то. При этом народ жует корни растения, напоминающие усы земляники, называется трава мирра. Как мне объяснили, это наркотик с содержанием кодеина, поэтому народ, ее жующий, и не может спать по ночам. Травка эта разрешена для свободного употребления, стоит на наши деньги около 4 рублей пучок. Понятно, что им проще эту гадость жевать, чем сложные финансовые проблемы решать.

Мое присутствие на улице вместе с одним черным вызывает оживление, только сейчас понимаю, как это было опасно. Все зыркают, то денег просят, то выговаривают что-то типа наезда.

Когда я с несколькими черными приезжал в центр города ночью, мне сказали просто не выходить из такси, что я и не делал. Чернокожая девушка, с которой я ехал, пробовала купить билет до Момбасы на автобусе. Что тут началось! Ее окружили человек 30 черных, что-то орут, ее приглашают. Потом она сказала, что все эти типы никакого отношения к перевозкам не имели, а просто хотели денег срубить, отдать фальшивый билет и ничего с них потом не возьмешь… На меня в машине чего-то зыркают, один чуть ли не звать куда-то начал. Ну, жесть короче.

Потом в Момбасе часов в 10 вечера (темнеет в 7) встретился с несколькими подростками (лет 15), гид сказала, что они и ограбить могут. Один за локоть давай меня хватать, ну как бы маршрутка моя подошла, я руку отпихнул и залез в маршрутку (называют их матату).

Вообще отношение к деньгам у кенийцев как-то по-американски трепетное и болезненное. Мой гид по природному парку в Момбасе сказал, что если туристы не будут приезжать, то им нечего будет есть. Еще нужно учесть, что в кенийской семье от 4 до 10 детей, у большинства просто нет работы. Сельскохозяйственный сезон 3 месяца (с апреля по июнь), пока идут дожди. Выращивают картошку, потат, бобы. Кстати посевных полей я видел мало. Непонятно, то ли кенийцы ленивы, то ли не все земли пригодны. Видел, что выращивают кого-то типа коров и овец.

В общем, кенийцы просто поставлены на грань выживания. И результат таков, что черный воспринимает белого как источник доходов и способ выживания одновременно и задача у него выжать как можно больше с "белого богача".Поэтому запросто могут соврать (посадить в такси и возить вместо 20 минут 3 часа, а потом требовать оплаты), обмануть (при обмене денег подсунуть фальшивые кенийские купюры), издеваться (продать какую-то бурду в бутылке под предлогом чистой воды и сказать спасибо за покупку, забывать сдать сдачу или называть стоимость к примеру проезда в 2-3 раза больше для белого, чем для остальных), доставать (на пляже по 7 раз подойдут к одному белому разные негры предложить услуги), клянчить (заглядывать в глаза, мило улыбаться или рассказывать о тяжелой жизни в надежде на чаевые или просто просить попить колы), а также заискивать, когда нужны деньги, а потом перестать здороваться, разговаривать или послать на три буквы, когда от белого уже ничего не надо.

Что меня удивляет, то что бедность местного населения не меняет отношение к ценовой политике и доступности услуг. К примеру, проехать на экскурсию 60 км стоит 100 долларов (к примеру, проехать половину Кении на автобусе 20 долларов).А в баре нашего отеля мне умудрились продать чашку чая за 63 рубля, а потом еще удивлялись, чего это мне больше ничего не охота.

Местные черные леди в голубых мечтах видят себя замужем за белым и смену гражданства, ну или хотя бы забеременеть от него и получать содержание на ребенка. Кстати, у многих получается. Так как отдыхает много немцев, в основном достается им. Англичане, как я понял, поспокойнее в этом вопросе. Старые белые леди таскаются с молодыми мускулистыми и не очень черными, или белые мужики в годах с молоденькими черными девушками и для окружающих это не вызывает какого-то удивления.

На автобусе из Найроби в Момбасу проехал пол Кении (6 часов езды стоит 14 Евро). Обратно летел на самолете (час лета стоит 72 Евро).

Ну что, природа прекрасна. В центре страны горы, предгорья, холмы, долины. Растут в основном какие-то кустарники, в принципе растительность густая и для животноводства пригодная, но такового там немного. Возможно, из-за менталитета, может по другой причине. Ближе к востоку природа все больше похожа на пустыню. В солнечное время народу в деревнях видел мало.

Вообще, проезжаемые нами деревушки были похожими. Стандартным набором были бар, отель, магазин и церковь. Церквей, кстати, очень много и практически каждый кениец считает себя христианином, по воскресеньям ходит в церковь. Много католических приходов, евангельских протестантских церквей, причем практически на каждом углу. Мечети встречаются, но мало, мусульманки также присутствуют, но в меньшинстве.

Народ в деревнях в основном занимается возделыванием почвы. Вообще, деревеньки как бы прижимаются к дороге, как к "реке жизни", что в принципе объяснимо. На каждой остановке в нам в автобус заскакивала ватага местных продавцов фруктов, орехов и один за одним методично что-то пытались продать.

Местный прикол - сидение в покрышке. Кениец садится в теньке в покрышке и наблюдает, как мимо по главной автостраде мчатся машины, чего-то обсуждает с соседом. Ну ор, в общем.

Природа в Момбасе резко отличается от остальной страны. Здесь и влажно и пальмы кругом кокосовые и прочая буйная растительность, прямо оазис среди иссыхающей равнины.

Такси что в аэропорт, что от города в отель 20 долларов, хотя езды 20-30 минут.

Местная кенийка определила меня в отель в пригороде Момбасы-Бамбури (10 км от города) Kahama, как оказалось еще дешевле, чем я нашел в Интернете. Поселился по 31,5 евро за сутки, хотя средняя цена в других аналогичных отелях примерно составляла 35-50 евро.

Честно говоря, не переживал из-за размещения в пригороде. Город что Найроби, что Момбаса представляет из себя кишащий черный муравейник, где пешеходных переходов просто не существует. Кругом нищие, денег просят. Спросить как пройти куда-то невозможно, делают вид, что не понимают, о чем спрашиваю, сразу или в такси сажают или денег просят. Повсюду как-то все неустроено и грязно. Более-менее прилично все в деловых центрах, где банков много, но и те охраняет мужик с М-16 или Калашниковым.

В Момбасе видел форт Jesus, который представляет из себя крепость, построенную, на первый взгляд, из валунов и обмазанную глиной. Форт небольшой, особой прелести в архитектурном искусстве не представляет. Зато вид возле него на прилегающую бухту и океан просто супер, можно часами сидеть и созерцать это великолепие.

Отель удобный, уютный и убранный, несмотря на свои 3 звезды, мне понравилось. За такие деньги в Москве и Стамбуле мне предлагали только какие-то загаженные и протертые номера, сравнения никакого. До берега 200 метров. Девочки на ресепшен сообразительные, обходительные и исполнительные, сервис понравился.

Океан Индийский, ноги в нем омочил. Самое хорошее время для купания-утро и вечер, во время приливов. Днем вода уходит далеко и становится мелко. Температура воды 27, воздуха 30 по Цельсию. Песок белый. На дне кучи водорослей. Глубина до 100 метров от берега по грудь.

Для дайвинга слабовато, с Красным морем не сравнить. За один раз увидел какую-то гусеницу типа рыбу, кучи морских ежей, что-то типа угря, небольшого ската, что-то типа морского карася и стаи маленьких рыб. Больше желания нырять не появилось. Правда, местные предлагали отвезти поплавать с дельфинами и порыбачить, но чего-то не решился.

На сафари уже не поехал, времени мало оставалось. И неохота было связываться с непредсказуемыми жадными кенийцами, их дорогами и непонятного рода транспортом, короче говоря, с очередной головной болью. Сходил в местный природный парк, что-то наподобие зоопарка, чем удовлетворился. Видел гиппопотама, крокодилов, антилоп, рыб разных, сейшельскую черепаху, жирафа кормил.

Завтрак в отеле был бесплатным. Наедался кукурузных хлопьев, молока, яичницы с беконом, чего в принципе, хватало на пол-дня. Ужинал в Момбасе, в принципе по 300-400 р., что еще нормально. В местном баре при отеле меньше чем за 1 000р. за ужин не обойдешься.

Син.: коммифора мирровая, мирровое дерево, бальзамовое дерево, миро, смирна.

Мирра – небольшое древесное растение, высотой до 3-х метров, с мелкими, скрученными листьями и цветками, образующими метелковидные соцветия. Затвердевшая на воздухе камедь мирры применяется в народной медицине, обладает противогрибковыми, антибактериальными и ранозаживляющими свойствами.

Задать вопрос экспертам

В медицине

Мирра не является фармакопейным растением и не используется в официальной отечественной медицине. При этом, в народной медицине многих стран эфирное масло мирры используют как вспомогательное средство для лечения болезней кожи, дыхательных путей, нервной системы и при других проблемах со здоровьем. О ранозаживляющих свойствах мирры сложено большое количество легенд, масло этого растения ускоряет процесс образования соединительной ткани на месте язв, ран и ссадин. Смола мирры имеет антибактериальное, противогрибковое и ранозаживляющее действие, обладает противовоспалительным и седативным эффектом. Из-за благотворного влияния на нервную систему, масло мирры используется в комплексе с другими средствами для лечения депрессии. Настойки и экстракты мирры применяются для нормализации работы желудочно-кишечного тракта. Благодаря своему вяжущему и антибактериальному эффекту смола мирры используется для лечения некоторых простудных и инфекционных заболеваний, ускоряет отхаркивание, обладает смягчающим эффектом, благоприятствует лечению таких заболеваний как бронхит и ангина. В гинекологии настойка мирры используется для смягчения болезненных менструаций.

Бальзамы и крема на основе камеди мирры зарекомендовали себя в дерматологии, где они применяются для лечения и профилактики кожных заболеваний: экзем, трофических язв и других поражений кожного покрова. Противогрибковый, антисептический и антиаллергический эффект эфирного масла мирры применяют в лечении свищей, абсцессов и микозов. Также активные вещества мирры входят в состав средств, которые используют для терапии и профилактики выпадения волос и дерматитов аллергической этиологии.

Противопоказания и побочные действия

Применять масла, бальзамы, настойки и экстракты мирры не рекомендуется в случаях индивидуальной непереносимости компонентов, в период беременности и кормления грудью, при тяжелых формах заболеваний печени, при инфекциях почек, при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, при сахарном диабете, воспалениях кишечника и в период двух недель до и после хирургических вмешательств.

В косметологии

Целебные свойства масла мирры помогают замедлять старение кожи, ускоряют рассасывание рубцов и препятствует потере волос. Также экстракт мирры является составной частью средств, используемых для лечения трещин огрубевшей кожи на ступнях и локтях. Косметологические процедуры с использованием средств на основе этого растения положительно влияют на процесс регенерации эпителиальной ткани, устраняют покраснения и высыпания, улучшают тонус, цвет и упругость кожи лица.

Мирра оказывает положительное влияние на состояние волос, предотвращая выпадение, укрепляя и стимулируя их рост. Также регенерирующее действие, которое эфирное масло мирры оказывает на кожу, используют для уменьшения и устранения растяжек.

В других областях

Мирра популярна в ароматерапии в качестве расслабляющего средства, способного снять нервно-психические расстройства, нормализовать сон и улучшить общее самочувствие. Также мирра считается сильным афродизиаком, ее аромат способен вызвать сексуальное возбуждение.

Классификация

Мирра (лат. Commiphora myrrha) - вид, относящийся к роду Коммифора (Commiphora), семейства Бурзеровые (Burseraceae). Ближайшими родственниками мирры по роду являются такие растения как:

    Commiphora angolensis, известное также как «песчаная коммифора» (выращивается, в основном, в Анголе и Намибии);

    Commiphora gileadensis (син. Commiphora opobalsamum);

    Commiphora kataf (син. Commiphora erythraea).

Ботаническое описание

Мирра – небольшое дерево, высота которого редко превышает 3 метра. Листья мелкие, часто – тройчатые. Мирру часто путают с кедром из-за характерных маленьких листочков, но это мнение ошибочно, так как это лиственное растение. Ветви дерева увенчиваются шипами. Цветки специфически скручены, что придает им необычную форму, цвет их, в основном, кроваво-красный, цветы напоминают листья, формирующие метелковидные соцветия. Плод – костянка.

Распространение

Ареал обитания растения достаточно широк и варьирует от побережья Индийского океана до берегов Красного моря, также это растение можно найти по всему Северо-Востоку Африки, в Эфиопии, Йемене, Судане, Сомали, Аравии и близлежащих островах.

Заготовка сырья

Особую ценность представляет застывшая смола (камедь) мирры. Для ее заготовки делается разрез в коре дерева, из которого вытекает млечный сок. При высыхании он приобретает серый или желто-коричневый цвет. На месте надреза выделяемый сок образует гроздья из шариков смолы, которые и являются сырьем для дальнейшего изготовления различных средств из мирры.

Смола мирры содержит до 10% эфирного масла. Она заготавливается двумя способами: дистилляцией и экстракцией. В первом случае используется пар, во втором – углекислый газ. В результате, итоговые характеристики готового продукта незначительно разнятся. Дистиллированное масло имеет менее насыщенный аромат и более жидкую консистенцию, чем экстракт. Заготавливается сырье вручную, из-за этого в продукте мирры можно встретить кусочки древесины. Срок хранения в сухом виде почти не ограничен. Масло стоит беречь от попадания прямых солнечных лучей.

Химический состав

В состав мирры входит до 30% смол, в среднем 2-5% эфирного масла и до 60% камеди. Эфирное масло мирры содержит следующие активные элементы: лимонен, дипентен, пинен, эвгенол, циннамальдегид, кадинен, уксусную кислоту, мирролевую кислоту.

Фармакологические свойства

Список лечебных свойств мирры достаточно широк. Она обладает успокаивающим, ранозаживляющим, антисептическим, антибактериальным, противогрибковым и противовоспалительным свойством. Мирра не используется официальной медициной, но может быть прописана в качестве дополнительного средства для ароматерапии при нервных расстройствах и депрессиях, болезнях дыхательных путей, ОРВИ.

Применение в народной медицине

В народной медицине полезные свойства мирры применяются при пародонтозе, стоматите, гингивите и других воспалительных и инфекционных заболеваниях полости рта, носоглотки и дыхательной системы в целом. Несмотря на резкий, терпкий и горький вкус, настойка мирры входит в состав мазей для слизистой рта и зубных паст.

Кроме рта и носоглотки, мирра оказывает благотворное действие также на желудочно-кишечный тракт, стимулируя его работу, поэтому иногда может применяться в качестве сопутствующего лекарства от диареи. Лечебные свойства мирры были известны самым древним знахарям. В Древней Греции воины не уходили на войну, не захватив с собой мазь мирры, которой они залечивали раны. В наше время мази и бальзамы на основе мирры используются для лечения многих проблем с кожей: мокнущих и трофических язв, пролежней, глубоких трещин огрубевшей кожи, грибковых поражений кожи, а также покраснений, высыпаний и других кожных проблем.

Аромат мирры помогает успокоиться, укрепить сон и улучшить общее состояние нервной системы. Это свойство мирры используют для лечения истерик, панических состояний, неврозов и различных депрессий.

Историческая справка

Упоминания о мирре можно найти еще у древних египтян, которые поклонялись растению, производили из него благовонные масла. Эфирное масло мирры использовалось египтянами в лечебных и ритуальных целях (в качестве одного из ритуальных благовоний, а также при мумифицировании усопших). Также мирра многократно упоминается в Библии, где она называется миром или смирной. Мирра была одним из даров Волхвов Иисусу Христу. Издревле считалось, что растение помогает сохранить божественную благодать.

Очень часто встречается упоминание о мирре в древнегреческой мифологии. Согласно одному из мифов, мирровое дерево – это застывшая мать Адониса, дочь Кинира, царя Кипра и Кенхериды. Она влюбилась в собственного отца и обманом соблазнила его во время праздника Деметры, за что и была наказана.

Катулл восторгался поэмой «Смирна», которая была написана в I веке до н.э. Гельвией Цинной, но не сохранилась полностью, дойдя до нас только отрывками. Есть упоминание Мирры в «Божественной комедии» Данте, который поместил ее в 8-й круг ада, как поддельщицу.

В честь Мирры назван одноименный астероид – (381) Мирра, который был открыт в 1984 году.

Литература

1. Проперций. Элегии III 19, 15; Нонн. Деяния Диониса II 151;

2. Овидий. Метаморфозы X 300-524;

3. Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.



Кения. Первое, с чего следует начать-откинуть предположения, что это цивилизованная страна. Провозглашаемая демократия началась несколько десятков лет назад, но таковой не стала из-за бедности страны и дикости нравов. К примеру, в ходе выборов год-два назад правительственные войска просто расстреливали толпы протестующих, всех подряд, после чего осталось много сирот, людей без крова и работы. Население жалуется на бесчестное поведение правительства, непомерные налоги, которые сама верхушка умудряется не платить. Властные структуры клановые, отражают интересы узкой группы (племени), из которого они вышли, стремятся выделить им деньги из бюджетного пирога. Остальные племена этому не радуются, говорят, что по этому поводу даже совершают протестные массовые убийства. Следствие прямое-полиция стреляет сразу же на поражение, ходят только по двое с автоматами, в темное время суток охраняет только деловой, бизнес и одновременно политический центр Найроби.

Только лишь перейдя дорогу, попадаешь в нижнюю часть города, в которой полиции не видно, а полицейский стационарный пост (стакан) просто обгажен и представляет из себя подобие заброшенного ларька. В нижней части города в темное время суток какой то бедлам. Играет музыка в ночных барах, вход в которые напоминает контейнер на оптовке, рядом черные типа секьюрити и проститутки. Тут же прямо на улицах валяются черные бомжи жуть какая-то. При этом народ жует корни, напоминающие усы земляники, называется трава мирра. Как мне объяснили, это наркотик с содержанием кодеина, поэтому народ, ее жующий, и не может спать по ночам. Травка эта разрешена для свободного употребления, стоит на наши деньги около 4 рублей пучок. Понятно, что им проще эту гадость жевать, чем сложные проблемы решать.

Мое присутствие на улице вместе с одним черным вызывает оживление, только сейчас понимаю, как это было опасно. Все зыркают, денег то просят, то выговаривают что-то типа наезда.

Когда я с несколькими черными приезжал в центр города ночью, мне сказали просто не выходить из такси, чего я и не делал. Чернокожая девушка, с которой я ехал, пробовала купить билет до Момбасы на автобусе. Чего тут началось! Ее окружили человек 30 черных, чего-то орут, ее приглашают. Потом она сказала, что все эти типы никакого отношения к перевозкам не имели, а просто хотели денег срубить, отдать фальшивый билет и ничего с них потом не возьмешь… На меня в машине чего-то зыркают, один чуть ли не звать куда-то начал. Ну, жесть короче.

Потом в Момбасе часов в 10 вечера (темнеет в 7) встретился с несколькими подростками (лет 15), гид сказала, что они и ограбить могут. Один чего то за локоть давай меня хватать, ну как бы маршрутка моя подошла, я руку отпихнул и залез в маршрутку (зовут их там матату).

Вообще отношение к деньгам у кенийцев как-то по-американски трепетное и болезненное. Мой гид по природному парку в Момбасе сказал, что если туристы не будут приезжать, то им нечего будет есть. Еще нужно учесть, что в кенийской семье от 4 до 10 детей, у большинства просто нет работы. Сельскохозяйственный сезон 3 месяца (с апреля по июнь), пока идут дожди.

Выращивают картошку, потат, бобы. Кстати посевных полей я видел мало. Непонятно, то ли кенийцы ленивы, то ли не все земли пригодны. Видел, что выращивают кого-то типа коров и овец.

В общем, кенийцы просто поставлены на грань выживания. И результат таков, что черный воспринимает белого как источник доходов и способ выживания одновременно и задача у него выжать как можно больше с "белого богача". Поэтому запросто могут соврать (посадить в такси и возить вместо 20 минут 3 часа, а потом требовать оплаты), обмануть (при обмене денег подсунуть фальшивые кенийские купюры), издеваться (продать какую то бурду в бутылке под предлогом чистой воды и сказать спасибо за покупку, забывать сдать сдачу или называть стоимость к пример проезда в 2-3 раза больше для белого), доставать (на пляже по 7 раз подойдут к одному белому разные негры предложить услуги), клянчить (заглядывать в глаза, мило улыбаться или рассказывать о тяжелой жизни в надежде на чаевые или просто просить попить колы), а также заискивать, когда нужны деньги, а потом перестать здороваться, разговаривать или послать на три буквы, когда от белого уже ничего не надо.

Что меня удивляет, то что бедность местного населения не меняет отношение к ценовой политике и доступности услуг. К примеру, проехать на экскурсию 60 км стоит 100 долларов (к примеру, проехать половину Кении на автобусе 20 долларов). А в баре нашего отеля мне умудрились продать чашку чая за 63 рубля, а потом еще удивлялись, чего это мне больше ничего не охота.

Местные черные леди в голубых мечтах видят себя замужем за белым и смену гражданства, ну или хотя бы забеременеть от него и получать содержание на ребенка. Кстати, у многих получается. Так как отдыхает много немцев, в основном достается им. Англичане, как я понял, поспокойнее в этом вопросе. Старые белые леди таскаются с молодыми мускулистыми и не очень черными, или белые мужики в годах с молоденькими черными девушками и для окружающих это не вызывает какого-то удивления.

На автобусе из Найроби в Момбасу проехал пол Кении (6 часов езды стоит 14 Евро). Обратно летел на самолете (час лета стоит 72 Евро).

Ну что, природа прекрасна. В центре страны горы, предгорья, холмы, долины. Растут в основном какие-то кустарники, в принципе растительность густая и для животноводства пригодная, но такового там немного. Возможно, из-за менталитета, может по другой причине. Ближе к востоку природа все больше похожа на пустыню. В солнечное время народу в деревнях видел мало. Вообще, проезжаемые нами деревушки были похожими. Стандартным набором были бар, отель, магазин и церковь. Церквей, кстати, очень много и практически каждый кениец считает себя христианином, по воскресеньям ходит в церковь. Много католических приходов, евангельских протестантских церквей, причем практически на каждом углу. Мечети встречаются, но мало, мусульманки также присутствуют, но в меньшинстве.

Народ в деревнях в основном занимается возделыванием почвы. Вообще, деревеньки как бы прижимаются к дороге, как к "реке жизни", что в принципе объяснимо. На каждой остановке в нам в автобус заскакивала ватага местных продавцов фруктов, орехов и один за одним методично что-то пытались продать.

Местный прикол- сидение в покрышке. Кениец садится в теньке в покрышке и наблюдает, как мимо по главной автостраде мчатся машины, чего-то обсуждает с соседом. Ну ор, в общем.

Природа в Момбасе резко отличается от остальной страны. Здесь и влажно и пальмы кругом кокосовые и прочая буйная растительность, прямо оазис среди иссыхающей равнины.

Такси что в аэропорт, что от города в отель 20 долларов, хотя езды 20-30 минут.

Местная кенийка определила меня в отель Kahama в пригороде Момбасы- Бамбури (10 км от города), как оказалось еще дешевле, чем я нашел в Интернете. Поселился по 31,5 евро за сутки, хотя средняя цена примерно составляла 35-50 евро. Честно говоря, не переживал по этому поводу. Город что Найроби, что Момбаса представляет из себя кишащий черный муравейник, где пешеходных переходов просто не существует. Кругом нищие, денег просят. Спросить как пройти куда-то не возможно, делают вид, что не понимают, о чем спрашиваю, сразу или в такси сажают или денег просят. Повсюду как то все неустроенно и грязно. Более-менее прилично все в деловых центрах, где банков много, но и те охраняет мужик с М-16 или Калашниковым.

В Момбасе видел форт Jesus, который представляет из себя крепость, построенную, на первый взгляд, из валунов и обмазанную глиной. Форт небольшой, особой прелести в архитектурном искусстве не представляет. Зато вид возле него на прилегающую бухту и океан просто супер, можно часами сидеть и созерцать это великолепие.

Отель удобный, уютный и убранный, несмотря на свои 3 звезды, мне понравилось. За такие деньги в Москве и Стамбуле мне предлагали только какие-то загаженные и протертые номера, сравнения никакого. До берега 200 метров. Девочки на ресепшен сообразительные, обходительные и исполнительные, сервис понравился.

Океан Индийский, ноги в нем омочил. Самое время для купания-утро и вечер, во время приливов. Днем вода уходит далеко и мелко. Температура воды 27, воздуха 30 по Цельсию. Песок белый. На дне кучи водорослей. Глубина до 100 метров от берега по грудь.

Для дайвинга слабовато, с Красным морем не сравнить. За один раз увидел какую-то гусеницу типа рыбу, кучи морских ежей, что-то типа угря, небольшого ската, что-то типа морского карася и стаи маленьких рыб. Больше желания нырять не появилось. Правда, местные предлагали отвезти поплавать с дельфинами и порыбачить, но чего-то не решился.

На сафари уже не поехал, времени мало оставалось. И не охота было связываться с непредсказуемыми жадными кенийцами, их дорогами и непонятного рода транспортом, короче говоря, с очередной головной болью. Сходил в местный природный парк, что-то наподобие зоопарка, чем удовлетворился. Видел гиппопотама, крокодилов, антилоп, рыб разных, сейшельскую черепаху, жирафа кормил.

Завтрак в отеле был бесплатным. Наедался кукурузных хлопьев, молока, яичницы с беконом, чего в принципе, хватало на пол-дня. Ужинал в Момбасе, в принципе по 300-400 р., что еще нормально. В местном баре при отеле меньше чем за 1 000р. за ужин не обойдешься.

Григорий
14/04/2009 14:18



Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.