Ущемление прав ребенка инвалида. Защита прав детей с ограниченными возможностями

Дети – будущее любой страны. Отношение к детям наряду с отношением к старшему поколению наиболее точно определяет состояние и уровень развитие общества. Как признано мировым сообществом и провозглашено Конвенцией ООН о правах ребенка, для защиты прав детей необходимы специальные механизмы.

Сегодня стало очевидным, что состояние семьи и детства отражают глубокий кризис организации общества, перекосы в области социальной политики государства. По ряду ключевых показателей положение детей постоянно ухудшается.

Особую озабоченность вызывают массовые нарушения конституционных прав детей-инвалидов. Следует подчеркнуть, что деятельность в этой сфере должностных лиц государственных органов не в полной мере соответствует провозглашаемой политике и Конвенции ООН о правах ребенка.

Эта проблема неоднократно поднималась в официальных российских и международных документах. Указывалось на нарушение конституционного права на образование и социальную интеграцию детей-инвалидов; на отсутствие действенной государственной системы поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, что остается серьезной проблемой и является одной из главных причин социального сиротства детей-инвалидов. Многие дети-инвалиды помещаются в интернаты, где нередко подвергаются жестокому обращению, унижающему человеческое достоинство.

В соответствии с Законом СССР, принятым Верховным Советом СССР, 11 декабря 1990 г. , "Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР", инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности, вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите.

К наиболее актуальным задачам социальной политики в отношении инвалидов является обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, а также выполнять свои гражданские обязанности.

Инвалидность у детей – значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, потери контроля над своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

В нашей стране, в соответствии с законами разработаны и утверждены медицинские показания, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом.

На основе статистики устойчивого снижения численности населения и в связи с продолжающимся кризисом семьи, я пришла к выводу, что положение детей на сегодняшний день находится в неудовлетворительном состоянии и среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей-инвалидов, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, приобщиться к современным достижениям цивилизации, найти себя в предстоящей взрослой жизни.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, на 1 января 2008 года численность детей-инвалидов, находящихся на учете в органах социальной защиты населения, составила 593,3 тысячи. Но данные Минздравсоцразвития России о числе детей-инвалидов не отражают истинную картину детской инвалидности, поскольку далеко не все российские дети своевременно проходят полное медицинское обследование, что затрудняет выявление заболеваний, своевременное установление детям инвалидности, их лечение и адаптацию.

Конституция Российской Федерации признает приоритет общепризнанных принципов и норм международного праваПрава детей-инвалидов закреплены в Декларации прав ребенка[; Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования; Декларации о правах умственно-отсталых лиц; Декларации о правах инвалидов; Конвенции о правах ребенка; Всемирной декларации об обеспечении выживания, зашиты и развития детей; Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов.

Начиная с 90-х годов прошлого века, в России было принято более 300 нормативных правовых актов, направленных на защиту интересов детей-инвалидов. После принятия Конституции Российской Федерации эти права были закреплены в Семейном кодексе Российской Федерации. В Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании особое значение имеет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющий государственную политику, в том числе и в области социальной защиты детей-инвалидов.

Вместе с тем ряд основополагающих требований международных актов в отношении детей-инвалидов пока еще не нашли своего отражения в российском законодательстве. По-прежнему отсутствует нормативно-правовое регулирование интегрированного образования и ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, патронатного семейного воспитания, независимого контроля за соблюдением прав детей. Кроме того, и законодательная база, определяющая деятельность органов местного самоуправления, не соответствует задачам защиты прав детей.

В то же время совершенствование законов само по себе не решает проблему, поскольку сегодня остро стоит вопрос о неудовлетворительном исполнении действующего законодательства органами государственной власти Российской Федерации, и это является основной причиной массовых нарушений прав детей-инвалидов. Помимо этого, в законах часто отсутствуют механизмы их реализации.

Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" закрепил право детей-инвалидов на социальную защиту и систему "гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, компенсации ограничений жизнедеятельности. "Основной целью этих мер является создание детям-инвалидам "равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества". К основным гарантированным российским законодательством правам детей-инвалидов наряду с общими для всех детей правами, такими как право на жизнь, на воспитание в семейном окружении, на получение бесплатной медицинской помощи, на образование, право не подвергаться жестокому или унижающему обращению, относятся также права на реабилитацию, санаторно-курортное лечение, на обеспечение специальными средствами передвижения, на безбарьерный доступ к жилым зданиям, учреждениям образования и здравоохранения, спортивным сооружениям, местам отдыха и учреждениям культуры. Дети-инвалиды имеют и многие другие права, гарантированные Конвенцией о правах ребенка, Конституцией и законодательными актами Российской Федерации.

В целом основные проблемы нарушений прав детей в России, которые поднимались на протяжении последних лет, не решаются до настоящего времени. Среди основных причин можно выделить:

Традиционный приоритет государственной поддержки направления в интернаты детей с нарушениями развития по сравнению с мерами по поддержке семьи (прежде всего, родной, затем - приемной и опекунской);

Неисполнение норм действующего законодательства, связанного с реабилитацией и образованием детей-инвалидов;

Непроработанность механизмов реализации законов, регламентирующих эту сферу;

Лишение в результате принятия Федерального закона № 122 большинства семей возможности обращаться в негосударственные организации, которые дополняют (а иногда заменяют) государственную инфраструктуру помощи детям.

К сожалению, приходится констатировать, что, несмотря на, казалось бы, значительную законодательную базу, список нарушений прав детей-инвалидов достаточно велик.

О нарушении права детей-инвалидов жить и воспитываться в семье свидетельствуют следующие данные государственной статистики: 29 тысяч детей-инвалидов постоянно живут в домах-интернатах органов социальной защиты; 67 тысяч - в специальных школах-интернатах органов образования; 5 тысяч - в домах ребенка. Таким образом, 17 процентов (101 тыс.) детей-инвалидов лишены семьи. При этом доля детей-инвалидов с отклонениями в умственном и психическом развитии детей, постоянно живущих в интернатных учреждениях, достигает 30 процентов и имеет тенденцию к увеличению.

Основная причина этого - неприемлемые социально-экономические условия, в которые поставлены многие семьи с детьми-инвалидами.

Право детей-инвалидов на образование

Право на образование принадлежит всем детям, включая детей-инвалидов независимо от причин инвалидности. Конвенция ООН о правах ребенка, ряд других международно-правовых актов, Конституция и законодательство Российской Федерации закрепляют право ребенка-инвалида на получение образования и реабилитацию в условиях максимально возможной социальной интеграции.

Однако на практике детей-инвалидов школьного возраста, которые не могут реализовать конституционное право на образование, сегодня около 200 тысяч. Эта цифра получена путем сопоставления данных Минобрнауки России о числе обучающихся детей-инвалидов и данных Минздравсоцразвития России о количестве детей-инвалидов в различных возрастных группах.

Особенно велик процент детей, не получающих образования, среди детей-инвалидов с отклонением в психическом и умственном развитии. В Саратовской области в нарушение законодательства были объявлены "необучаемыми" 1685 детей-инвалидов, из которых 358 – слепые.

Не могут в полной мере реализовать свое право на образование дети с нарушениями слуха и зрения, поскольку в России недостаточно учебников и литературы, напечатанной по специальным методикам, слуховых аппаратов и других технических средств, помогающих детям с слуховыми нарушениями получать полноценное образование и учиться жить свободно и независимо.

Значительная часть трудностей обучения и воспитания детей-инвалидов в системе образования связана с острым дефицитом квалифицированных кадров - коррекционных педагогов (педагогов-дефектологов), психологов, воспитателей и социальных педагогов, недостаточным уровнем их подготовки. Очень многие выпускники факультетов коррекционной педагогики не идут работать в специальные образовательные учреждения из-за низкой зарплаты и низкого престижа труда учителя-дефектолога. Кроме того, из-за новой подушевой системы оплаты труда, во многих школах сокращают именно социальных работников, психологов.

Считаю, что важнейшей задачей является организация обучения детей-инвалидов в системе общего образования, так называемого интегрированного образования, что признано мировым сообществом основной формой социальной интеграции детей-инвалидов.

В домах-интернатах нарушается право детей на частную жизнь. Так, нередко дети и подростки не имеют личных вещей, в том числе одежды, отдельных тумбочек (шкафчиков) для их хранения. Пространство их жизнедеятельности крайне ограничено, помещения переполнены, дети не имеют возможности уединиться. Дети, проживающие в детских домах-интернатах, полностью зависят от сотрудников учреждения и не защищены от произвола персонала. Поэтому очевидно, что подход к организации условий жизни детей в интернатах, а также к подбору кадров, в том числе профильных специалистов, должен быть изменен. Жизнь в интернатах должна быть организована по принципу семейных групп с небольшим количеством детей. Необходимо, чтобы такие учреждения имели статус образовательных учреждений. Здания и помещения интернатных учреждений, комнаты, где живут дети-инвалиды, должны не только отвечать всем существующим санитарным нормам, но и соответствовать современным эстетическим представлениям.

В системе социальной помощи в настоящее время возрастает роль организаций негосударственного сектора: общественных объединений, ассоциаций, благотворительных фондов, организаций родителей детей-инвалидов. Дополняя работу государственных структур образования и социальной защиты населения, гражданское общество изыскивает новые пути организации социального пространства помощи детям. Благодаря конструктивной и твердой позиции гражданского общества решаются многочисленные проблемы соблюдения прав детей-инвалидов, оказывается реальная помощь семьям таких детей.

Слепота есть самое страшное несчастие, какое только может постигнуть человека. Всю жизнь свою слепец осужден влачить самое безотрадное существование: он лишен тех радостей, которые доставляет созерцание мира. Сам вид такого страдальца невольно возбуждает участие, и неудивительно поэтому, что неимущие слепцы по всей России пользуются особым вниманием благотворителей, и в ряду нищих слепцу милостыня предпочтительно перед другими калеками.

В России выполнение этой задачи приняло на себя особое Попечительство, учрежденное в 1881г. и получившее, в память постоянной заботливости о слепых почившей Государыни императрицы Марии Александровны, наименование "Мариинского Попечительства для призрения слепых". (С этого начинается история общества слепых.

Всероссийское Общество Слепых (далее ВОС) преодолело кризис предыдущих лет. Началось стабильное развитие организации. На 2008 год её состояние можно характеризовать как устойчивое, что подтверждается результатами производственно-экономической деятельности.

Сегодня ВОС объединяет 210645 членов, 810 местных, 74 региональных организаций в 86 субъектах РФ. Эти числа говорят о многом. Говорят о том, что население страны доверяет ВОС и поддерживает его проводимую политику.

В ходе работы над рефератом я обратилась в местное общество слепых с просьбой помочь найти несовершеннолетнего ребенка-инвалида по зрению. И мне помогли. Во втором отделении Чапаевска Саратовской области живет девочка Дусказиева Света 14-ти лет с полным отсутствием зрения. Она согласилась ответить на несколько интересующих меня вопросов.

Оказалось, она долго не могла устроиться в учебное заведение. Ее не хотели брать из-за неполноценности. И так получилось, что только к 9 годам ее родители обратились в местное общество слепых, где девочке помогли устроиться в Саратовскую школу-интернат для детей-инвалидов.

Там хорошо. Кормят нормально. Кружки разные есть: гитара, баян, вязание, компьютерный зал.

Мне было очень отрадно слышать это. Значит, детям-инвалидам в этой школе организовывают досуг, стараются развлечь.

А бывает ли какая-либо агрессия со стороны детей, живущих в интернате или со стороны "городских" детей?

В нашем интернате живут не только дети-инвалиды, но и сироты, поэтому у нас часто воруют ценные вещи (телефоны, деньги). Также очень часто мальчишки из неподалеку расположенных многоэтажек намеренно выбивают мячом стекла в наших окнах. И мы около двух недель ждем, пока их вставят.

Из этой грустной истории видно, что нарушается право ребенка-инвалида не подвергаться жестокому или унижающему обращению. Еще здесь имеет место воровство, и почему-то воспитатели и учителя, зная об этом, не принимают никаких мер.

На основе вышеизложенного, я пришла к выводу о том, что дети-инвалиды и здоровые дети-сироты должны воспитываться в разных учреждениях.

Продолжаю разговор со Светой.

В комнате живет по 6-8 человек. Конечно, хотелось бы больше простора и меньше людей.

Здесь нарушено право на частную жизнь.

Пользуетесь ли Вы какими либо льготами?

Нам выплачивают пенсию. А вот льготы у нас только на электроэнергию, потому что газ к нам еще не провели. От социального пакета мама отказалась. О каких-то других правах и льготах мы не знаем.

Выходит, большинство семей с инвалидами даже и не знают о своих правах, чтобы в дальнейшем ими воспользоваться. Это свидетельствует о слабой освещенности нормативных документов о правах и льготах детей-инвалидов, о низкой правовой культуре детей-инвалидов и их родителей.

Несомненно, государство должно принять меры по освещению в периодической печати темы прав детей-инвалидов, по реорганизации правовой базы, касающейся социальной защиты детей-инвалидов.

А куда планируешь поступать?

Хочу в Курский музыкальный колледж-интернат слепых по классу гитары.

Меня очень заинтересовало, что же это за Курский музыкальный колледж-интернат, и я обратилась с этим вопросом к секретарю Пугачевского общества слепых Недолужко Е. Н. : "Курский музыкальный колледж-интернат(– единственное в РФ специализированное учебное заведение для молодежи с нарушениями зрения. Создан в 1954г. на базе музыкальной школы для военноослепших. Очень много слепых детей из Саратовской школы-интерната учатся именно в этом колледже и становятся прекрасными преподавателями музыки".

Во время изучения архива Пугачевского общества слепых, я выяснила, что в Саратовскую школу-интернат для неполноценных детей, а именно для слепых поставляют тифлосредства(. Очень отрадно, что для слепых детей государство изготовляет и закупает у иностранных производителей специальное оборудование. (

Во время работы над исследованием, меня заинтересовал вопрос: "А были ли мои сверстники свидетелями нарушений прав детей-инвалидов?"

Результаты анкетирования получились следующими. 65 % 10-классников ответили, что были свидетелем нарушения прав детей-инвалидов, 5% не видели нарушения прав детей-инвалидов, 30% затрудняются ответить на этот вопрос.

100% 11-классников были свидетелями дискриминации детей-инвалидов.

Еще я хотела узнать, стали бы общаться мои сверстники, полноценные дети с ребенком-инвалидом? 77,5% 10-классников категорично отказываются общаться с неполноценным ребенком, и лишь 17,5% будут общаться с подростком, независимо от того, видит он или не видит.

72% 11-классников не будет общаться с неполноценным ребенком, и лишь 28% считают, что с детьми-инвалидами можно дружить наравне с полноценными детьми. **

К сожалению, цифры говорят за себя. Как не хватает в наше время доброты, а главное милосердия. Поэтому я предлагаю в учебных заведениях как можно больше внимания уделять не только учебе, но и воспитанию у подростков чувства толерантности и сострадания.

Изучив нормативно-правовые документы, касающиеся прав детей-инвалидов и узнав реальное положение дел детей-инвалидов во время интервью, считаю необходимым сделать следующие выводы, а также внести предложения по восстановлению и реализации их прав и законных интересов.

По моему мнению, основными причинами нарушения прав детей-инвалидов и их фактической дискриминации являются: ненадлежащее исполнение действующего российского законодательства государственными органами и должностными лицами; несовершенство законодательной и нормативной базы, регулирующей защиту прав детей (и детей-инвалидов в частности) в России; слабая финансовая поддержка как семей, в которых есть дети-инвалиды, так и организаций и учреждений, осуществляющих их обслуживание и поддержку; недостаточное понимание обществом и государством проблемы детской инвалидности и важности помощи этой категории российских граждан.

Во время работы над данной главой, я заинтересовалась тем, какие предложения по реализации прав, свобод и законных интересов детей-инвалидов, могут предложить мои ровесники?

Результаты анкетирования получились следующие. В анкетировании приняло участие 40 учащихся 10-х классов и 46 учащихся 11-х классов.

10-классники предложили повысить пенсию по инвалидности, обеспечить семью инвалида жилой площадью, увеличить льготы на лекарства, доставить новую мебель в детские школы-интернаты, обеспечить обучение в школах и дальнейшее поступление в ВУЗы и университеты.

Ученики 11-х классов предложили увеличить пособие детям-инвалидам, больше вовлекать их в общественную жизнь, приблизить их общение с полноценными детьми, предоставить детям-инвалидам бесплатное обучение и медицинское обслуживание, строить специальные спортивные комплексы для детей-инвалидов.

На мой взгляд, предложения старшеклассников оказались поверхностными и недостаточными для улучшения жизни детей-инвалидов. Поэтому предлагаю следующие меры по улучшению жизни детей-инвалидов:

1. Усилить государственный контроль за соблюдением прав детей инвалидов;

2. Создать специальные условия для обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями в образовательных учреждениях;

3. Финансировать из федерального бюджета расходы на обучение и воспитание детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях;

4. Принять разработанный общественными организациями федеральный закон «Об общественном наблюдении за обеспечением прав и законных интересов воспитанников детских интернатских учреждений;

5. Увеличить компенсации по уходу за ребенком-инвалидом;

6. Обеспечить всех детей-инвалидов техническими средствами реабилитации. Особую заботу проявить к детям инвалидам раннего, дошкольного и школьного возраста и детей, оставшихся без попечения родителей;

7. Создать детские программы на телевидении, сопровождающиеся сурдопереводом не только федеральных каналов, но и местных;

8. Создать специальные коррекционные образовательные учреждения на базе детских домов-интернатов;

9. Провести правовую экспертизу нормативных правовых документов в области образования и социальной защиты детей-инвалидов, утвержденных до 1990г. и действующих в настоящее время.

Заключение

Человек, рождённый инвалидом, не может жить как все. И поэтому у него другое представление о мире. Но, тем не менее, многие ведут полноценную жизнь.

Трудно жить сегодня инвалиду, особенно ребенку-инвалиду. К обычным подростковым проблемам, добавляются проблемы инвалидности. Непонимание со стороны сверстников, унижение, нарушение прав со стороны властей. И конечно, инвалиду нужен защитник, проводник по нашему миру.

В наше время правовая база, касающаяся социальной защиты детей-инвалидов оставляет желать лучшего. Все основные документы были изданы в 1995-2004 годах и действуют до сих пор. При чем, не редки случаи, когда один документ противоречит другому. Как среди такого хаоса ребенку-инвалиду и его семье добиться реализации своих прав?

Изучив основные правовые документы о социальной защите детей-инвалидов, я пришла к выводу о том, что соответствующим государственным органам необходимо внести серьезные изменения в правовую базу социальной защиты инвалидов.

Милостыня и вообще одна только денежная помощь недостаточна для облегчения участи инвалидов; даже в лучших случаях она обеспечивает их только в настоящем, не давая им надежды на будущее. А будущее – это трудовая деятельность!

Результаты анкетирования говорят о том, что нужно всерьез задуматься над проблемой детской инвалидности и отношении к этому современной молодежи. Нужно проводить больше бесед, классных часов, посвященных проблеме инвалидности среди детей. Ведь неполноценный ребенок – это такой же подросток, с такими же проблемами и радостями, как у нынешней молодежи.

Рассмотрев проблему инвалидности среди детей, я поняла, что людям нужно проявлять больше сострадания и милосердия, а государству – заботы и опеки по отношению к инвалидам.

Последнее обновление Март 2019

Ребенок-инвалид требует гораздо больше внимания, заботы и времени, чем дети без особенностей развития. Это откладывает свой отпечаток на жизнь их семьи. В связи с этим на государственном уровне устанавливаются льготы родителям, имеющим ребенка инвалида, которые призваны облегчить трудовые будни, уменьшить налоговый гнет, улучшить жилищные условия таких семей и прочее. Подробнее о том, какие льготы родителям детей инвалидов предусмотрены законодательством и как ими воспользоваться, читайте далее.

Кто такой ребенок-инвалид

Ребенком-инвалидом признается несовершеннолетнее лицо (до 18 лет), у которого наблюдается:

  1. Нарушение здоровья, сопровождающееся стойким расстройством функций организма, обусловленное травмами, заболеваниями, дефектами.
  2. Полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, ориентации, общению, контролю поведения или обучения.
  3. Необходимость в получении социальных мер защиты, в том числе реабилитации и абилитации.

При этом, все перечисленные признаки должны наблюдаться одновременно . То есть если у ребенка сахарный диабет, но это никак не влияет на его нормальную жизнедеятельность, он может сам себя обслуживать, передвигаться и т.д., то МСЭ не признает его инвалидом.

Хотя даже при наличии всех трех признаков – не факт, что инвалидность, все-таки, назначат. Уровень утраты элементарных навыков в самообслуживании и пр., у каждого человека может быть разным, поэтому одному могут назначить инвалидность, а другому – с такими же симптомами – нет.

Решение о признании ребенка инвалидом принимает комиссия МСЭ.

Категория «ребенок инвалид детства»: есть ли она сейчас?

И да, и нет. Формально категория «инвалид детства» существовала до 2014 года, и когда ребенок достигал совершеннолетия – получал данный статус. Сейчас же все дети-инвалиды по достижению 18-летия проходят заново комиссию МСЭ, на которой для них определяется группа инвалидности – 1,2 или 3-ья без отметки «инвалид с детства».

За теми же, кто получал данный статус до 2014 года, он сохраняется, как и все льготы, предусмотренные для инвалидов детства.

Однако льгот для родителей инвалида детства не было предусмотрено ни тогда (до 2014 года), ни сейчас. То есть по сути инвалидность ребенка как основание для получения льгот «работает», пока ребенку не исполнится 18 лет.

Ребенок инвалид льготы родителям в 2019 году

В 2019 году кардинальных изменений, касающихся льгот родителям детей-инвалидов, не наблюдается, кроме:

  1. Вступления в силу нового акта с перечнем заболеваний, являющихся основанием для выдачи дополнительных метров жилплощади (было - Постановлением Правительства РФ № 817 от 21.12.2004 года, стало - Перечень заболеваний, утв. приказом Минздрава от 30.11.2012 № 991н). Новый перечень увеличился на один пункт.
  2. Изменения размера пенсии по сравнению с 2018 г. в результате индексации.

В остальном объем льгот на федеральном уровне остался тем же. Региональные власти не имеют права его сузить, то есть «убрать» какую-нибудь из льгот своим местным актом, но зато могут, если позволяет бюджет, ввести дополнительные.

Для начала детально рассмотрим действующие в 2019 году федеральные льготы.

Трудовые льготы родителям

Неполный рабочий день (ст.93 ТК РФ)

Такой преференцией может воспользоваться каждый из родителей по месту работы. Для этого необходимо предоставить работодателю заключение МСЭ.

Новый график работы составляется исходя из интересов работника, а не работодателя. При этом он может вводиться вплоть до исчезновения основания для предоставления неполного рабочего дня, то есть для случаев с ребенком-инвалидом – до наступления его совершеннолетия.

Что делать дальше? Если после прохождения МСЭ, совершеннолетнего ребенка вновь признают инвалидом, в этой же статье 93 как основание для введения неполного графика упоминается еще «осуществление ухода за больным членом семьи на основании медицинского заключения». Поэтому по сути такая льгота сохранится за родителями и когда ребенку исполнится 18 лет.

Обратите внимание, что оплата труда для родителей-инвалидов осуществляется на общих основаниях, то есть пропорционально проделанному объему работы или отработанным часам. Но при этом использование данной льготы не уменьшает время отпуска, трудовой стаж и не ограничивает работника в прочих трудовых правах.

Право отказаться от командировок в другой регион, выхода на работу в праздники, выходные, ночью или сверхурочно (ст.259 ТК РФ)

Поскольку это право работника, он может и согласиться. Но в этом случае согласие должно оформляться письменно. Более того, когда работодатель предлагает подобные условия работы – он должен в письменной форме ознакомить родителя ребенка-инвалида с правом отказаться от них. Если же работник не согласен – трудовое законодательство защищает его интересы: он может отказаться от командировки и выхода на работу без каких-либо последствий для него.

Дополнительные 4 выходных в месяц с сохранением заработка (ст.262 ТК РФ)

Эта льгота предоставляется на одного родителя, либо же эти 4 дня могут быть «разбиты» между родителями по их усмотрению. Чтобы ею воспользоваться – необходимо написать заявление работодателю. Оно составляется по форме, утвержденной приказом Минтруда от 19.12.14. №1055н "Об утверждении формы заявления о предоставлении одному из родителей (опекуну, попечителю) дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами". Образец заполнения – ниже.

Директору ООО «Апрель»
Коломойцеву Игорю Игоревичу
Старшего менеджера отдела продаж
Гудзикова Ивана Ивановича

Заявление о предоставлении одному из родителей (опекуну, попечителю)
дополнительных оплачиваемых выходных дней
для ухода за детьми-инвалидами

В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации прошу предоставить мне дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом 25-26.04.2019 г. и 29-30.04.2019 г. в количестве 4-х календарных дней.

Сообщаю, что второй родитель, Гудзикова Елизавета Федоровна, право, предусмотренное ст.262 ТК РФ, не использовала, что подтверждается справкой с ее места работы.

Документы (копии документов), предусмотренные законодательством Российской Федерации для предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, на 6 листах прилагаю.

Достоверность представленных мною сведений подтверждаю.

По результатам рассмотрения заявления руководитель издает приказ. Как уже говорилось выше, право взять 4 выходных у родителя инвалида возникает каждый месяц. Эти дни отдыха оплачиваются исходя из размера среднего заработка за один день.

К заявлению обязательно потребуется приложить следующие документы:

  • Справка из бюро МСЭ об установлении инвалидности;
  • Документ, подтверждающий место проживания ребенка;
  • Свидетельство о рождении ребенка или документ об установлении опеки/попечительства;
  • Справка с места работы второго родителя, что дополнительные выходные им не использовались в месяц обращения или использовались частично. Если второй родитель умер, пропал без вести, лишен родительских прав или ограничен в них, отбывает срок в виде тюремного заключения, пребывает в командировке свыше одного месяца, и эти обстоятельства можно подтвердить документально, справка с места работы второго родителя не нужна.

Верховный суд РФ в Постановлении от 28.01.2014 г. №1 дал разъяснение, что делать, если работодатель отказал дать дополнительные выходные дни родителям детей инвалидов. В таком случае использование работником дополнительных выходных дней по собственному усмотрению не является дисциплинарным проступком, то есть не может считаться прогулом.

Если родители не использовали дополнительные выходные, то на следующий месяц они не переносятся и не суммируются в будущем .

Если в семье несколько детей-инвалидов, количество дней не увеличивается.

При этом НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ дополнительные выходные родителю инвалида в период его:

  • Очередного ежегодного оплачиваемого отпуска;
  • «Бесплатного» отпуска;
  • Отпуска по ухода за ребенком до 3 лет.

При это второй работающий родитель может реализовать свое право в полной мере.

Использование ежегодного отпуска в любое время (ст.262.1 ТК РФ)

Взять отпуск в любое удобное для него время может только один родитель (или опекун, попечитель), если семья полная.

Дополнительный отпуск родителю ребенка инвалида (ст.263 ТК РФ)

Является обязательной льготой, если соответствующий пукнт предусмотрен в коллективном договоре. Продолжительность отпуска – 14 дней. При этом заработная плата за этот период не сохраняется. Отпуск предоставляется тогда, когда это нужно и удобно работнику, а не руководителю. Он может присоединяться как с основному отпуску, так и использоваться отдельно. На следующий год перенести неиспользованное дополнительное время отдыха нельзя.

Досрочный выход на пенсию (ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях»)

Выйти на пенсию родители инвалида могут на 5 лет раньше установленного возраста. Однако данная льгота применима только в случае наличия определенного стажа:

  • Для мужчин пенсия с 55 лет – при страховом стаже 20 лет.
  • Женщины уходят на пенсию в 50 лет – при стаже от 15 лет.

Зачет времени ухода за ребенком в страховой стаж (ст.12 ФЗ «О страховых пенсиях»)

На законодательном уровне льгота закреплена в ст.12 ФЗ «О страховых пенсиях», однако воспользоваться ею можно при определённых обстоятельствах:

  • соответствующий период не засчитан другому родителю при установлении страховой пенсии;
  • периоду ухода за ребенком предшествовали и/или за ним следовали периоды работы или иной деятельности (независимо от их продолжительности).

Кроме того, включение в стаж времени ухода за инвалидом не является обязанностью для пенсионных органов. Чтобы данный вопрос был рассмотрен, родитель должен подать заявление, форма которого установлена Приложением №3 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий". Пример заявления на включение периода ухода за ребенком-инвалидом в страховой стаж можете посмотреть ниже.

В Отделение Пенсионного фонда РФ
по Кемеровской области

ЗАЯВЛЕНИЕ
трудоспособного лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом

Я, Котенкина Эвелина Георгиевна, проживающая по адресу г.Кемерово, ул.Цветочная, 13.

Дата рождения – 13.10.1951 г.

Документ, удостоверяющий личность, паспорт РФ серия 37 05 номер 546789 кем и когда выдан Отделом УФМС России г. Кемерово в период с 01.01.1974 г. по 05.04. 1980 г. осуществляла уход за гражданином Котенкиным Иваном Андреевичем, проживающим по адресу г.Кемерово, ул. Цветочная, 13, который в период осуществления ухода являлся ребенком-инвалидом.

Прошу установить указанный период ухода в целях зачета в страховой стаж в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях".

11.11.2008 г.
Э.Г. Котенкина

Если в отделении ПФ РФ откажут в зачислении, обращайтесь в суд с исковым заявлением, приложив к нему письменный неудовлетворительный ответ по Вашему заявлению.

Запрет на увольнение по инициативе работодателя (ст.261 ТК РФ)

Однако подобная преференция устанавливается не для всех родителей детей-инвалидов, а для отдельных их категорий:

  • Одиноких матерей, воспитывающих ребенка-инвалида до 18 лет, или одиноких отцов, других законных представителей инвалида, воспитывающих его самостоятельно;
  • Родителей (законных представителей), являющихся единственным кормильцем ребенка-инвалида до 18 лет.

Если работодатель несмотря на норму закона разорвет с Вами трудовые отношения, можете обратиться для обжалования его действий в суд.

Льготы по налогам

Родители ребенка-инвалида имеют право получать ежемесячный налоговый вычет по НДФЛ. Единственное условие – родитель должен официально работать.

Вычет по НДФЛ предусмотрен для данной категории лиц п.4 ч.1 ст.218 НК РФ и составляет:

  1. 12000 руб - для родных родителей и усыновителей.
  2. 6000 руб – для опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя.

Получить вычет можно на каждого ребенка-инвалида в случае, если он еще не достиг 18 лет (или 24 лет, если обучается на очной форме обучения и является инвалидом I или II группы).

Вычет предоставляется каждому из родителей, то есть на полную семью по факту приходится льгота в удвоенном размере.

Чтобы воспользоваться льготой, Вы можете выбрать один из способов:

  1. обратитесь в бухгалтерию по месту работы с заявлением и документами, подтверждающими право на получение льготы;
  2. самостоятельно заполните декларацию 3-НДФЛ в конце налогового года и направьте в территориальную инспекцию ФНС, указав в графе «налоговые вычеты» нужную информацию.

Вычеты начнут проводиться с того месяца, с которого Вы обратитесь в налоговую. Получить их в денежной форме можно непосредственно в территориальной инспекции или у работодателя, если предоставите ему заявление и уведомление ФНС для подтверждения вашего права на получение социальных налоговых вычетов.

Очень важным документом, который определил дальнейшую правоприменительную практику ФНС по вопросу предоставления вычета НДФЛ родителям на ребенка-инвалида, является Писмьмо Минфина РФ от 20.03.2017 № 03-04-06/15803.

Дело в том, что вычеты НДФЛ предусмотрены для всех лиц, у которых есть дети (не только инвалиды). «Инвалидность» влияет только на размер вычета.

И если до 2017 года территориальные инспекции ФНС расходились в вопросах определения размера вычета (назначать ли родителям инвалида вычет по одному основанию или по двум), то теперь коллизия устранена:

общая величина стандартного налогового вычета на ребенка-инвалида определяется путем сложения размеров вычета, предусмотренных по основанию, связанному с рождением ребенка (усыновлением, установлением опеки), и по основанию, связанному с тем, что ребенок является инвалидом.

Пример . Кушнарев А.Е. работает старшим менеджером в компании «Горизонт». У него есть 12-летний сын-инвалид. Жена ухаживает за ребенком, нигде не работает. До апреля 2017 года он пользовался вычетом в размере 12 000 р. После публикации Письма Минфина РФ от 20.03.2017 № 03-04-06/15803 в СМИ, он обратился в территориальную инспекцию ФНС с заявлением о перерасчете размере вычета по НДФЛ. Ему был осуществлен перерасчет и сумма вычета с апреля месяца составила 13 400 р.

Льгота по транспортному налогу носит региональный характер. А это значит, ею могут воспользоваться не все родители детей-инвалидов, а лишь те, в чьих регионах проживания местные власти приняли соответствующий закон.

В частности, ниже приведены примеры субъектов в РФ, в которых указанная категория лиц полностью освобождается от уплаты транспортного налога:

  1. Москва
  2. Санкт-Петербург
  3. Ленинградская область
  4. Волгоградская область
  5. Мурманская область
  6. Свердловская область
  7. Челябинская область

Чтобы воспользоваться льготой, необходимо обратиться в местную ФСН с документами (обычно это паспорт, заключение МСЭ, ПТС и СТС) и заявлением установленной формы, которое можно скачать на официальном сайте или же его дадут для заполнения на месте в инспецкции.

Если Вы не заявите в налоговую о том, что имеет право на вычет, налог будет начисляться в полном размере.

Жилищные льготы

Предоставление данного вида льгот регулируется ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Согласно его положениям семьям (а по сути – родителям инвалидов) предоставляется возможность получения:

  1. Жилья за государственный счет, если семья стоит на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.
  2. Компенсации в размере 50% платы за содержание жилья (квартплаты) и коммунальных услуг (холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, отопление, отведение сточных вод), а также – оплаты стоимости топлива и транспорта для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
  3. Компенсации в размере не более 50% взноса на капитальный ремонт.
  4. Земли для ИЖС, ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства.

При этом закон разделяет семьи инвалидов, которые могут получить бесплатное жилье, на 2 категории:

  • Те, которые встали на учет до 1 января 2005 года. Для них существует отдельная очередь, состоящая из льготных категорий, в том числе таких же инвалидов.
  • Те, которые встали на учет после 1 января 2005 года. Они стоят в общей очереди на получение жилья без преимущественного права получить жилье в первую очередь. В качестве исключения получить квартиру вне очереди наделены только семьи, в которых инвалид тяжелой формой хронического заболевания, перечень которых указан в Постановлении Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 (всего 11 оснований).

По площади должно предоставляться жилье, исходя из региональных нормативов минимальной жилплощади на одного человека. В Москве, к примеру, эта норма составляет 18 м2. Однако при заболеваниях, перечисленных в Приказе Министерства здравоохранения РФ от 30.11.2012 г. №991н, может предоставляться дополнительная площадь, однако не более удвоенной нормы.

Транспортные льготы

Ранее льготы на проезд в общественном транспорте были предусмотрены ст.30 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». На сегодняшний день эта статья исключена, но это не значит, что льгота не действует.

Дело в том, что дети-инвалиды и их родители относятся к разряду федеральных льготников, которые имеют право на получение социальных услуг, в том числе – на бесплатный проезд в пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Но по желанию они могут заменить льготу в натуральном виде на денежную выплату, которая будет выплачивать одновременно с ЕДВ, а по сути – входить в ее состав. С 1 февраля 2018 года сумма такой выплаты будет составлять 118,94 р.

Что касается проезда в городском транспорте – то предоставление данной льготы отводится на усмотрение местных властей. И стоит отметить, что практически во всех регионах страны дети-инвалиды и их родители пользуются правом бесплатного проезда в общественном транспорте. В частности, в Москве, чтобы воспользоваться данной льготой, необходимо оформить социальную карту москвича. За уточнением, как это происходит в других регионах, лучше обратиться в местные администрации или территориальные органы соцзащиты.

Смотрите на видео: льготы детям инвалидам и их родителям:

Финансовая помощь родителям детей инвалидов

  1. Родители детей-инвалидов вправе рассчитывать на компенсацию, если ведется обучение на дому. Однако в ст.19 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» сказано, что определение размера такой компенсации отводится на усмотрение субъектов РФ. То есть, чтобы узнать, как именно рассчитывается размер компенсации в Вашем регионе, необходимо уточнить в органах самоуправления, каким актом урегулирован данный вопрос.
  2. Ежемесячное пособие неработающему родителю ребенка инвалида. Для родителей составляет 5500 р, а для попечителей, опекунов, приемных родителей – 1200 р. Но с 1 апреля 2018 года ожидается индексация этих сумм, поэтому указанные цифры могут быть вскоре не актуальны.

Официальными получателями этих пособий являются именно родители инвалидов. Но в то же время для самих детей-инвалидов государство также выделяет денежные средства, которые де-юре начисляются детям, а де-факто – поступают в семейный бюджет. Более подробно о всех видах денежной помощи, которые получают семьи, в состав которых входят дети-инвалиды, рассказано в статье....

Если у Вас есть вопросы по теме статьи, пожалуйста, не стесняйтесь задавать их в комментариях. Мы обязательно ответим на все ваши вопросы в течение нескольких дней. Однако, внимательно прочитайте все вопросы-ответы к статье, если на подобный вопрос есть подробный ответ, то ваш вопрос опубликован не будет.

К огромному сожалению, врачи довольно часто пренебрегают правами родителей болеющего ребенка, а они, в свою очередь, не всегда знают, на что имеют права и как их отстоять. А, действительно, имеет ли право родитель не давать свое согласие на определенные процедуры и вмешиваться в лечение ребенка?

И так, родитель имеет право:

· находиться рядом с ребенком

· знать всю информацию

· на отказ от получения информации

· на знакомство с медицинской картой

· на информированное согласие

· не испытывать боль

· на отказ медицинского вмешательства

· выбрать врача и учреждение

Каждый родитель переживает за свое чадо, когда оно болеет или попадает в больницу. И страх только усиливается, когда наслушаешься, как матери спят на холодном полу в многоместной палате. Просто из-за того, что им не разрешили воспользоваться раскладушкой или совсем запрещают остаться с маленьким ребенком.

Поэтому сегодняшняя статья будет посвящена столь животрепещущей теме «Права родителей заболевшего ребенка». В своей статье мы будем опираться на « Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» ОТ 22.06.1993 г. № 5487-1.

Право находиться рядом с ребенком

Статья 51 часть 3, статья 80 часть 3, пункт 4.

С больным ребенком, находящимся на лечении в стационаре, может находиться не только кто-то из родителей, но и любой близкий совершеннолетний человек до тех пор, пока там лежит ребенок (человек, не достигший 15 лет, считается ребенком)

Более того, родителя, дежурившего около больного ребенка, имеет права сменить один из родственников или человек достаточно близкий к семье больного. (Только не стоит забывать о вежливости и предупредить медсестер и лечащего врача о смене во время дежурства).

В стационаре рядом с ребенком вы можете находиться столько, сколько потребует его лечение. И при этом вас не имеют права заставлять работать или брать деньги за это. Кроме того, в случае попадания дитя в больницу, вы на официальных основаниях получаете больничный лист. Срок его выдачи зависит от того какого возраста у вас ребенок.

Хоть больница и не имеет права обеспечивать вас спальным местом и питанием, но и не вправе препятствовать нахождению рядом с ребенком и собственному обустройству в палате, конечно, с условием, что это не будет мешать другим лежащим.

Требовать от вас какой-либо работы, мытья полов или другого труда не имеют права, но проявить человеческие качества и помочь детям, находящимся в одной палате с вашим чадом или на одном этаже, совсем неплохо. Также по желанию вы можете помогать дежурной бригаде, следить за чистотой в палате.

Право знать всю информацию

Статья 19 часть 5 пункт 5, статья 22, статья 70 часть 2.

Один из родителей имеет право точно знать формулировку поставленного диагноза ребенка, способы обследования, как развивается или будет развиваться заболевание, а также о возможных сложностях. Не забывайте о Международной классификации 10 пересмотров болезней. Если вашему чаду поставили диагноз, который не входит в Международную классификацию (к примеру: дисбактериоз или вегетососудистая дистония), то вы вправе обратиться к врачу за разъяснениями.

В соответствии с законом врач обязан ответить на все возникшие вопросы, которые касаются здоровья ребенка. Кроме того, если в объяснении врача вам все-таки что-то непонятно, вы имеете полное право разговаривать с врачом до тех пор, пока не поймете.

Право на отказ от получения информации

Не стоит забывать еще об одном не менее важном праве. Если по какой-либо причине, вы не хотите знать о поставленном диагнозе ребенка или особенности его течения, то должны сказать об этом лечащему врачу. Вас никто не может заставить вникать в то, что считаете неинтересным или ненужным, можете просто довериться специалистам.

И еще: неблагоприятный диагноз или какая-либо другая информация должна доводиться до сведения представителям ребенка, но никак ни самому больному. Как и что сообщить ребенку и другим лицам, приближенным к нему, имеют право решать только родители.

Право на знакомство с медицинской картой

Статья 22 часть 4 и 5.

Врач или медперсонал не имеют право отказать вам в получении копии выписки из медицинской карты или других документов о состоянии здоровья ребенка. И такие отговорки, как: «вы все равно не поймете, или у нас такая информация не предоставляется», незаконны. Копии документов вы не только можете прочитать в палате, но и взять домой - это также прописано в законе.

Право на информированное согласие

Статья 20 часть 2

Перед проведением процедуры, которая носит хоть малейшую угрозу здоровью ребенка, врач непременно должен получить от вас письменное разрешение. В особенности если это оперативное вмешательство или инвазивная процедура. И вообще разрешение на все, что имеет высокий риск здоровью или осложнений.

Право не испытывать боль

Статья 19 часть 5 пункт 8, статья 20.

Врач обязан назначить любому больному обезболивающие для облегчения боли, и вы, как близкий для ребенка человек, вправе сообщить врачу о сильных болях у вашего подопечного и потребовать обезболивающие препараты.

Право на отказ медицинского вмешательства

Статья 20

Поскольку вы законный представитель заболевшего ребенка, то вправе отказаться от процедур, которые врач хочет ему назначить. В случае отказа вы должны его обосновать и предложить другие методы лечения (если знаете такие). Отказ от каких-либо процедур, это еще не значит, что вы в целом отказываетесь от медицинской помощи.

Но помните, если врач решит, что вы мешаете ему оказать необходимую медицинскую помощь ребенку, которая требуется, чтобы спасти жизнь, он вправе подать на вас в суд.

Право выбрать врача и учреждение

Статья 19 часть 5 пункт 1, статья 21

Согласно вышеприведенным статьям вы имеете право выбрать самостоятельно не только лечебное учреждение, но и лечащего врача. Причем, это можно делать не, только в вашем городе, районе или областном центре, а и в любом другом. Такие отговорки скорой, как « далеко везти, поэтому доставим в ближайшую больницу», являются неправомерными.

Воспитание малыша с ограниченными способностями становится тяжелым испытанием для всей семьи. Увеличиваются затраты на медицинское обслуживание и реабилитацию малыша в обществе. Правительство России для решения этой проблемы предоставляет льготы детям-инвалидам и их родителям в 2018 году. Объемы и виды социальной помощи регулируются федеральными и региональными законодательными актами.

Кто относится к детям-инвалидам

К этой категории относят несовершеннолетних граждан, имеющих выраженные физические, сенсорные, умственные или психические отклонения. Они могут быть врожденными или вызванными какой-либо болезнью. Воспользоваться льготами детям-инвалидам и их родителям в 2018 году можно после официального признания инвалидности уполномоченным медицинским учреждением.

Условия признания инвалидности в детском возрасте

В государственных нормативных документах содержатся критерии признания малыша частично или полностью недееспособным. Родители или опекуны обязаны обратиться в ближайшее медицинское учреждение по месту регистрации для прохождения медико-социальной экспертизы. Признание инвалидности осуществляется, если состояние здоровья малыша соответствует 2 условиям из 3. Критерии признания инвалидом:

  1. Дисфункция некоторых органов или систем из-за врожденных дефектов, тяжелых заболеваний или полученных травм.
  2. Ограничение жизнедеятельности. Несовершеннолетний частично или полностью утрачивает возможность самообслуживания, имеет проблемы с контролем поведения, самостоятельным перемещением, общением и т.д.
  3. Сильная необходимость в социальной поддержке и реабилитации.

Документы для получения статуса ребенком-инвалидом

Просто так пойти на медико-социальную экспертизу не получится. Необходимо получить направление от организации, предоставляющей лечебно-профилактическую помощь малышу. Не имеет значения, является ли она государственной или частной. По месту прописки направление может выдать сотрудник органа социальной защиты населения или пенсионного фонда. Присвоение статуса инвалида осуществляется на основании следующих документов:

  • направления от лечащего врача;
  • справок, подтверждающих наличие проблем со здоровьем у несовершеннолетнего;
  • справку о рождении.

Медико-социальная экспертиза

Мероприятие может проводиться на дому, если несовершеннолетнего нельзя привести в бюро по состоянию здоровья, в стационаре, где малыш находится на лечении, заочно по решению специалистов бюро. Пенсия назначается после прохождения медико-социальной экспертизы. Во время процедуры составляется протокол, где подробно описывается состояние гражданина. Акт содержит следующую информацию:

  • заключение о видах и степени выраженности функциональных расстройств;
  • причина инвалидности;
  • информация о документах, которые получат родители после завершения экспертизы;
  • данные о документах, послуживших основной для принятия решения;
  • заключения консультантов.

Решение специалисты бюро принимают на основании представленных документов и визуальной оценки состояния больного. Обязательно должна присутствовать выписка из истории болезни вместе с результатами обследований. Специалисты могут приостановить медико-социальную экспертизу. Это происходит, если для оформления заключения необходимо провести дополнительное обследование несовершеннолетнего. При положительном решении выписку из акта социально-медицинской экспертизы.

Нормативно-правовая база

Льготы предоставляются в соответствии с федеральным законом (ФЗ) №181. В нем рассмотрены ключевые моменты социальной защиты людей с ограниченными способностями, процедура проведения медико-социальной экспертизы, особенности разработки индивидуальных программ реабилитации и предоставления амбулаторной помощи. Размер выплат регулируется ФЗ №178, 213, 388.

Что положено ребенку-инвалиду от государства

Несовершеннолетним с ограничениями по состоянию здоровья правительство выплачивает максимальную социальную пенсию. После достижения 18 лет устанавливают группу инвалидности, поэтому размер выплат изменяется. Региональные власти могут предоставлять детям с ограниченными способностями дополнительную финансовую и социальную помощь. Следующие льготы положены на федеральном уровне:

Название выплаты

Периодичность

Размер в рублях

Ежемесячно

  • 1478,09 + 4.1%;
  • при отказе от набора социальных услуг составит 2527,06 + 4.1%.

Препараты и медицинские принадлежности

Ежемесячно

На покупку путевок для отдыха в санатории

Ежемесячно

Бесплатный проезд в любом виде транспорта

Ежемесячно

Социальная пенсия

Ежемесячно

Социальная пенсия

С 2018 года размер ежемесячных выплат увеличится до 12557 рублей. При начислении социальной пенсии учитывают территориальный коэффициент. Максимальная величина этого параметра – 2, а минимальная – 1,15. После заполнения декларации социальная пенсия начисляется либо до совершеннолетия гражданина, либо до срока истечения инвалидности, если статус был присвоен на 2-3 года.

Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ)

Размер этой льготы определяется тем, решил ли опекун сохранить набор социальных услуг или отказался от него. Минимальная величина ЕДВ составляет 1 478,09 рублей, а максимальная - 2 527,06 р. При сохранении права бесплатного проезда на железнодорожном транспорте льгота составит 2402 р. Если родители инвалида не будут отказываться от медикаментов, ЕДВ составит 1719 р.

Лекарственные препараты и медицинские принадлежности

Льготы предоставляются на покупку некоторых медикаментов, которые могут потребоваться для протезирования или планового лечения несовершеннолетних пациентов. По приказу Минздрава РФ №117 в порядке очереди опекуны смогут получить бесплатные коляски и некоторые протезно-ортопедические изделия для своих подопечных.

Путевки на санаторно-курортное лечение

В список льгот недееспособным и их родителям в 2018 году включили скидки на приобретение оздоровительных туров. Стандартная продолжительность санаторно-курортного лечения недееспособных несовершеннолетних – 21 день. Если гражданин получил инвалидность из-за травм спинного или головного мозга, продолжительность терапии увеличивается до 24-42 дней.

Бесплатный проезд в общественном транспорте

Несовершеннолетние с ограниченными способностями могут получить 50% скидку со стоимости проезда на водном, воздушном, железнодорожном, автомобильном междугородном транспорте 1 раз в год. На городских автобусах, маршрутках, троллейбусах инвалид сможет ездить бесплатно. Аналогичным правом наделяются родители или официальные опекуны несовершеннолетнего, сопровождающие его.

Льготы при поступлении в ВУЗ или колледж

Если ребенок с инвалидностью хорошо сдал экзамен, то его зачисляют вне конкурса в образовательное учреждение. На учебу он должен будет ходить вместе с другими студентами, если правилами заведения не предусмотрено иного. Преференция предоставляется один раз, поэтому будущий студент обязан взвесить все плюсы и минусы выбранной организации, оценить учебную нагрузку, прежде чем подавать туда документы для поступления. Льготы, которыми можно воспользоваться при поступлении:

  • зачисление на факультет без вступительных экзаменов;
  • при подсчете одинакового числа баллов, в первой волне зачисляют абитуриентов с ограниченными возможностями;
  • при положительной сдаче экзаменов особу принимают по существующей квоте.

Пособие по уходу за ребенком-инвалидом

Опекуны несовершеннолетнего инвалида часто не могут ходить на работу: нужен постоянный уход, который может обеспечить неработающий родитель или сиделка. На профессиональный медперсонал средств часто не хватает, поэтому один из членов семьи начинает ухаживать за недееспособным. Правительство с целью поддержки таких людей решило добавить к имеющимся льготам пособие по уходу за ним.­Гражданин должен обратиться в пенсионный фонд (ПФР) со следующими документами:

  • справка от социально-медицинской экспертизы, являющаяся доказательством инвалидности;
  • письменное заявление о предоставлении пособия;
  • ксерокопия документа, подтверждающего личность заявителя;
  • письменное заявление с согласием на осуществление ухода за недееспособным;
  • справка из ПФР, подтверждающая отсутствие дополнительных выплат;
  • справка из центра занятости, подтверждающая статус безработного.

Базовый размер пособия составляет 5500 рублей. По графику оно выплачивается раз в месяц. Если уходом за несовершеннолетним занимается другой человек, то ему перечисляет государство 1200 рублей в месяц. При частичном или полном выздоровлении малыша или выходе родителя на работу выплаты прекращаются. В некоторых регионах пособие сопоставляется с прожиточным минимумом. К примеру, в Москве вместо 5500 рублей выплачивают 12000 рублей.

Кто имеет право на получение

Обратиться за финансовой помощью могут родители, официальные опекуны и усыновители инвалида. Получатель пособия обязан быть полностью трудоспособными. Если он получает пенсию по инвалидности III категории, то пособие по уходу ему выплачивать не будут. Не предоставляется льгота бабушкам и дедушкам, которые являются единственными опекунами несовершеннолетнего, получают пенсию и не относятся к категории трудоспособного населения.

Единовременная денежная выплата в 2018 году

Величина этой льготы изменяется каждый год в апреле. Выплаты осуществляет ПФР. Учитывая, что дети считаются нетрудоспособными, забрать выплату может один из их родителей или опекунов. По предварительным прогнозам, сумма будет увеличена на 4%, но точный процент для каждой категории инвалидности огласит ПФР непосредственно перед индексацией. При изменении статуса инвалида сумма ЕДВ автоматически пересчитывается.

Льготы матерям детей-инвалидов

Работодатель не может уволить женщину, самостоятельно ухаживающую за недееспособным младше 18 лет. До достижения инвалидом совершеннолетия мать может обращаться с заявлением о предоставлении ей до 4 оплачиваемых выходных каждый месяц, независимо от того была она раннее в декретном отпуске или нет. Это постановление действует в городе. Жительницы поселков смогут получить только 1 неоплачиваемый выходной. Женщина вправе получать алименты на нетрудоспособного по достижению им 18 лет, потратить часть денег с маткапитала на лечение или адаптацию малыша.

Алименты на нетрудоспособных совершеннолетних детей

При расторжении брака предусмотрена постоянная выплата денежных средств в пользу инвалидов детства, которым по достижении 18 лет присвоена I категория инвалидности. Сумма алиментов регулируется путем заключения совместного соглашения сторон или по решению судебного органа. Отказаться от предоставления материальной помощи ребенку биологические родители не смогут. Денежные средства выплачиваются в пользу одного из супругов, ухаживающих за инвалидом I группы по следующим причинам:

  • проблемы со здоровьем, не позволяющие гражданину трудоустроиться;
  • отсутствие возможностей получения денег иными способами.

Материнский капитал на социальную адаптацию и интеграцию в обществе

Льготы детям-инвалидам и их родителям в 2018 г. распространяются на действующие программы поддержки рождаемости населения. С 2016 г. закон вступил в юридическую силу и стало возможным использовать деньги, являющиеся частью материнского капитала, для реабилитации несовершеннолетних с инвалидностью. Родитель предварительно должен приобрести товары или услуги, сохранив кассовые чеки, квитанции или платежные договора, а затем получить в органе социальной защиты акт проверки купленной продукции. Для получения компенсации потребуются следующие документы:

  • заявление от имени владельца сертификата;
  • СНИЛС;
  • паспорт владельца сертификата;
  • кассовые/товарные чеки и иные платежные документы, подтверждающие приобретение товара/услуги;
  • индивидуальная программа реабилитации (ИПРА) несовершеннолетнего с инвалидностью;
  • акт проверки купленных товаров или услуг;
  • реквизиты счета в банке.

Перечисленные выше документы нужно отнести в отделение пенсионного фонда по месту жительства. После рассмотрения заявления денежные средства будут перечислены на счет владельца сертификата в течение 2 месяцев с момента подачи заявления. Сократить срок проверки документов до 1 месяца можно, если подать заявление на официальном сайте Пенсионного фонда через свой личный кабинет.

Льготы родителям детей-инвалидов в 2018 году

Социальную помощь может получить не только маленький гражданин с инвалидностью, но и его семья. Льготы недееспособным и их родителям в 2018 году предоставляются при предъявлении документов, подтверждающих наличие проблем со здоровьем у малыша. Они затрагивают трудовую деятельность взрослых, способствуют решению жилищного вопроса и уменьшению затрат на квартплату.

Трудовые льготы

Лица, воспитывающие несовершеннолетнего инвалида, по законодательству вправе отказаться от ночных смен, командировок и сверхурочной работы. Уволить родителя можно только при полной ликвидации учреждения или если он выразил желание сменить организацию. Режим работы сотрудника должен быть прописан в договоре. Правительство подготовило семьям с инвалидами следующие трудовые льготы:

  • предоставление дополнительных выходных (4 дня) в месяц,
  • неполная рабочая неделя или неполный рабочий день;
  • невозможность увольнения работающей матери.

Досрочный выход на пенсию

Права родителей недееспособного обозначены в законодательстве РФ. Согласно 1 статьей ФЗ №440 «О страховых пенсиях» лица, которые воспитывают гражданина с ограниченными способностями с детства, могут воспользоваться льготным пенсионным обеспечением, получив надбавку за выслугу лет и иные трудовые достижения. Выплаты по старости один из родителей или усыновителей сможет получить раньше общеустановленного возраста:

  • отец после достижения 55 лет при наличии официального трудового стажа не менее 20 лет;
  • мать после достижения 50 лет при наличии официального трудового стажа не менее 15 лет.

Решающих факторов для досрочного выхода на пенсию всего 2. Первый заключается в признании инвалидом до 18 лет либо после совершеннолетия с пометкой «инвалид детства». Продолжительность нахождения на инвалидности значения не имеет. Второй заключается в воспитании ребенка до достижения 8 лет. Претендовать на получение досрочной пенсии могут те родители, чьим детям инвалидность присваивалась на 1-2 года, но затем была снята из-за ремиссии болезни или улучшения состояния здоровья малыша.

Налоговый вычет по НДФЛ

Воспользоваться льготами детям-инвалидам и их родителям в 2018 г. граждане могут и после уплаты налогов. По статье №27 Налогового кодекса РФ лица, воспитывающие недееспособного гражданина могут получить налоговый вычет, равный 12000 рублей. Аналогичная льгота по налогообложению распространяется на родителей, дети которых обучаются до 24 лет на очном отделении университета и имеют инвалидность I или II группы.

Если воспитанием несовершеннолетних занимаются опекуны, то величина вычета по НФДЛ уменьшается до 6000 рублей. Льготой нельзя воспользоваться, если доход родителя или усыновителя больше 350000 рублей. Вычет может получить только один гражданин, занимающийся воспитанием несовершеннолетнего. Семьи, где растут несколько детей-инвалидов, получают деньги на каждого подопечного.

Право на улучшение условий проживания

Льготы семьям с недееспособными детьми включают получение жилья от государства. Преференцией обладают взрослые, воспитывающие малыша с тяжелыми хроническими заболеваниями и официально установленной необходимостью в улучшении жилищных условий. Норма площади устанавливается законодательством региона, где проживает семья. Получить дополнительные 10 м2 могут дети со следующими недугами:

  • множественные кожные поражения с обильными выделениями гноя;
  • проказа;
  • ВИЧ-инфекция;
  • период реабилитации после пересадки костного мозга или внутренних органов;
  • заболевания опорно-двигательной системы со стойким нарушением функций нижних конечностей или полное отсутствие ног, требующие постоянного применения инвалидных колясок;
  • психические заболевания (шизофрения, эпилепсия, биполярное расстройство личности и т.д.), требующие обязательного диспансерного наблюдения;
  • тяжелые почечные поражения;
  • активные формы туберкулеза любого органа;
  • трахеостома временная или пожизненная для устранения непроходимости дыхательных путей;
  • каловые, мочевые и влагалищные свищи;
  • пожизненное применение катетера для искусственного выведения мочи из организма;
  • полости в мочевом пузыре, не корригируемое хирургически недержание мочи, противоестественный анус;
  • нейромышечные пороки развития лица и черепа с нарушением функций дыхания, жевания, глотания;
  • поражения нервной системы, спровоцированные травмами позвоночника/головного мозга, образованием полостей в спинном мозге, склерозом сосудов.

Первоочередное право на получение земельного участка

Имущественный вопрос стоит для семей, воспитывающих несовершеннолетнего инвалида, очень остро. Даже малыши с проблемами вербального восприятия нуждаются в особом уходе. С целью улучшения жилищно-бытовых условий проживания таких семьей правительство разработало законопроект, разрешающий получить им земельные участки вне очереди. Граждане могут использовать их для строительства дома или садоводства.

Компенсация услуг по ЖКХ и капремонту

Воспользоваться льготами детям-инвалидам и их родителям в 2018 году удастся при оплате коммунальных услуг. По инициативе правительства таким семьям будут возвращать 50% от внесенной оплаты. При повышении ставки на коммунальные услуги происходит автоматическая индексация выплачиваемой из бюджета суммы. Длительность компенсируемого периода составляет 12 месяцев, а затем надо снова подать документы.

Меры социальной поддержки для детей-инвалидов

Представители администрации разных городов России вместе с парламентом страны регулярно выделяют определенное количество средств из бюджета для оказания материальной помощи несовершеннолетним гражданам, получившим инвалидность. Меры социальной поддержки могут быть федеральным и региональными. Первые действуют на территории всей страны, а вторые разработаны для конкретной области. К федеральным мерам социальной поддержки относят:

  • бесплатное посещение детских садов;
  • бесплатное питание в школах;
  • обучение на дому, если несовершеннолетний не может посещать школу;
  • первоочередность на свободные места в детских садах;
  • индивидуальный режим сдачи единых государственных экзаменов.

Региональные льготы детям-инвалидам и их родителям в 2018 году в Санкт-Петербурге, Москве, Оренбурге, Мурманске и других городах РФ. Благодаря им опекуны смогут бесплатно получить технические средства реабилитации, корригирующие очки при проблемах со зрением, материальную помощь на приобретение детских ортопедических костюмов и частично возместить расходы на покупку малобелковых продуктов питания при фенилкетонурии.

Видео

МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ:

РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР:


Права ребенка инвалида в РФ в 2019 году

Инвалиды до 18 лет являются особой категорией детей, которые нуждаются в особой опеке и заботе со стороны самых близких людей и общества, а также государственных органов. Россия по конституции является социальным государством. Поэтому администрации регионов и правительство Российской Федерации обязаны соблюдать права ребенка инвалида в РФ, а также предоставлять организационную и материальную поддержку детям-инвалидам, в том числе их родителям.

Воспитание, обучение, и лечение детей-инвалидов

Права ребенка инвалида в школе и в поликлинике должны быть обеспечены в полной мере. Поэтому детям-инвалидам дошкольного возраста:

1. создаются все условия пребывания в дошкольных учреждениях стандартного типа и предоставляются необходимые реабилитационные меры.

2. если состояние здоровья не позволяет пребывать ребенку в учреждении общего типа, то их направляют в специальные дошкольные учреждения.

Что полагается ребенку инвалиду по закону? По федеральному закону дети-инвалиды перед обычными сверстниками имеют определенные преимущества. Право ребенка инвалида на образование предполагает:

1. первоочередное устройство в детских дошкольных учреждениях;

2. освобождение их родителей или попечителей от платы за ДДУ;

3. возможность обучения и воспитания детей-инвалидов в негосударственных образовательных учреждениях и на дому. При этом родителям предусматриваются компенсации на указанные цели;

4. для подростков и детей с отклонениями в развитии должны быть созданы специальные (коррекционные) классы или группы, которые должны обеспечивать их воспитание и обучение, а также лечение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Этим должны заниматься органы управления образованием.

Финансирование данных образовательных учреждений выполняется по повышенным нормативам. Категории воспитанников и учащихся, которые направляются в данные образовательные учреждения, в том числе содержащихся на полном обеспечении государства, определяются Правительством России.

Кроме того дети с потребностями могут получать дополнительные виды социальной помощи:

1. бесплатное питание в школьных условиях;

2. первоочередной прием в детсады, бесплатное их посещение;

3. помощь соцслужб в реабилитации (психологической, социальной);

4. щадящий режим сдачи ЕГЭ.


Льготы и права семей с детьми-инвалидами

Федеральный закон о детях инвалидах в 2019 году говорит, что семьи с детьми-инвалидами могут бесплатно получать:

1. медицинские принадлежности (специальная обувь, кресла-коляски и так далее);

2. лекарства, предусмотренные законом;

3. 1 раз в год санитарно-курортное лечение, проезд оплачивается в оба конца;

4. медицинское лечение;

5. специальную литературу для детей, имеющих определенные проблемы со зрением.

Кроме того предусмотрены и другие льготы:

1. одному из работающих родителей дается 4 дополнительных выходных в месяц;

3. право на сокращенную рабочую неделю или сокращенный рабочий день при наличии детей на иждивении у них до 16 лет;

4. Запрет на снижение зарплаты или отказ в приеме на работу по мотивам, которые связаны с наличием ребенка-инвалида.

Транспортные льготы

1. Законом предусматривается бесплатный проезд детям инвалидам в общественном транспорте (кроме проезда на такси), а также их сопровождающему. Это может быть родитель, социальный работник или опекун (требуется предъявить удостоверения, подтверждающего личность).

2. оплата проезда к месту лечения ребенка инвалида также бесплатна. Может быть оформлен проездной для ребенка инвалида, либо предусмотрена денежная компенсация за проезд в случае оформления соответствующих бумаг;

3. дети-инвалиды также могут воспользоваться 50% скидкой на междугородные автобусы, авиалинии и поезда с октября по 15 мая. В другое время указанная скидка будет действовать только один раз.

4. при наличии в семье ребенка-инвалида от 5 лет, который имеет нарушения функций опорно-двигательного аппарата, ее могут для транспортировки ребенка. Если автотранспортное средство не предоставляется, то родителям предусмотрены компенсации на использование специализированных автотранспортных средств.

Денежные выплаты

Что положено ребенку инвалиду от государства в 2019 году в части денежных выплат?

1. До апреля 2018 года сумма 11903,51 рублей. С детства инвалидам выплачиваются следующие суммы:

1) инвалидам III группы - 4 215,90 рублей;

2) при II группе - 9 919,73 рублей;

3) при I группе инвалидности - 11 903,51 рублей.

Размер пенсионных выплат подлежит индексации минимум раз в год.

Кроме этого предусмотрена ежемесячная денежная выплата, а также набор социальных услуг семьям с детьми-инвалидами. Размер ЕДВ определяется желанием семьи частично или полностью пользоваться социальными услугами в натуральной форме (при отказе выдается денежная компенсация).

Набор социальных услуг может быть заменен денежным эквивалентом. На 2019 год предусмотрен полный пакет социальных услуг в размере 1 048,97 рублей ежемесячно:

1. 807,94 рубля - обеспечение медицинскими изделиями, лекарствами по рецептам, лечебными продуктами питания;

2. 124,99 рубля - путевки на санаторно-курортное лечение;

3. 116,04 рубля – бесплатный проезд на междугородном транспорте или пригородном ж/д транспорте к месту, где выполняется лечение и домой.

Неработающему родителю, который ухаживает за инвалидом, предусмотрено специальное в виде пособия по уходу. На каждого ребенка-инвалида либо инвалида с детства первой группы предполагается выплата в размере:

1. 5500 рублей при уходе опекуном, усыновителем либо родителем;

2. 1200 рублей при уходе иным лицом.

При 2 и 3 группах после 18 лет пособие не положено. Один из родителей ребенка-инвалида может рассчитывать на досрочную пенсию.


30.03.2019