Возрастные особенности зрения у детей. Пора проверить глазки! Определяем норму и патологию зрения ребенка

Зрение – одно из чувств восприятия, с помощью которого мы получаем информацию о внешних свойствах предметов и их расположении в пространстве. Особенно важно наличие хорошего зрения для детей, поскольку снижение остроты зрения в той или иной степени препятствует полноценному развитию ребёнка.

Причины нарушения зрения

Все причины нарушения функции глаз можно разделить на: наследственные (передающиеся по наследству), врождённые (появившиеся во внутриутробном периоде) и приобретённые (возникшие после рождения под воздействием различных внешних факторов). Но это деление относительно, т.к. та или иная патология может относиться сразу к трём группам, например близорукость (миопия), может передаваться по наследству от родителей, может возникать во время внутриутробного развития, а также может быть приобретённой вследствие ускоренного роста глаза.
Нарушение зрения может быть и не только вследствие заболеваний самого глаза. При сердечно-сосудистой патологии, при заболеваниях почек, лёгких, ЛОР-органов, центральной нервной системы (головного и спинного мозга), эндокринной системы (сахарный диабет, заболевания щитовидной железы), при заболеваниях крови, заболеваниях соединительной ткани (ревматизм), при нарушениях обмена веществ, авитаминозах, различных инфекционных заболеваниях (корь, коклюш, скарлатина, ветрянка, эпидемический паротит, дифтерия, дизентерия др.) - при всех этих заболеваниях может отмечаться нарушение зрения.

Диагностика нарушения зрения у детей

Первый осмотр новорожденного офтальмологом может быть проведён ещё в родильном доме. Это в первую очередь касается недоношенных детей, родившихся с весом менее 2 кг, со сроком гестации (беременности) менее 34 недель. Для этих детей велик риск развития ретинопатии недоношенных . Под этим термином подразумевают аномальный рост сосудов сетчатки, который впоследствии может привести к полной отслойке сетчатки и, соответственно, к слепоте. Риск развития заболевания повышается, если ребёнку длительное время (около 1 месяца) проводилась кислородотерапия либо он находился на искусственной вентиляции лёгких. Чем раньше эта патология будет выявлена, тем лучше прогноз для зрения ребёнка.

При наличии показаний первое обследование офтальмолога ребенок проходит в 1 месяц . Это дети с врождёнными пороками, перенесенными родовыми травмами, перенесенной асфиксией, недоношенные дети, а также дети с упорным слезотечением или слизисто-гнойным отделяемым. Обследование включает в себя

  • наружный осмотр,
  • определение фиксации взглядом предметов,
  • определение реакции на свет,
  • офтальмоскопия.

Острота зрения при рождении около 0,1, но в таком возрасте обычно офтальмологи её не проверяют. У здорового новорождённого глазные щели узкие, одинаковой формы. Роговица прозрачная, склера голубоватого цвета. При наружном осмотре можно выявить периодическое косоглазие, что характерно для детей этого возраста из-за несовершенства нервной системы. При наличии гнойного отделяемого или слёзотечения можно судить о нарушении проходимости слёзных путей.

Для определения фиксации взгляда ребёнку показывают яркую игрушку, при этом он задерживает на ней взгляд в течение нескольких секунд. При внезапном освещении у здорового ребёнка присутствует реакция зрачка на свет (сужение), при этом, как правило, ребёнок начинает смыкать веки, увеличивается его общая двигательная активность.

Методом офтальмоскопии пользуются для осмотра глазного дна, оценивается прозрачность сред глаза для исключения врождённой катаракты. Для этого используется прибор – офтальмоскоп. При этом можно увидеть структуры, расположенные на глазном дне. Для более детального осмотра глазного дна необходимо расширить зрачок, что достигается закапыванием в глаз таких препаратов (на выбор), как атропин или тропикамид. Картина глазного дна новорождённого несколько отличается от картины взрослого. На фоне бледно-розовой сетчатки расположен сероватый диск зрительного нерва со слегка стушёванными контурами с четкой прямолинейной сетью сосудов.

Проверка зрения в 3 месяца

По плану первый осмотр офтальмолога ребёнок проходит в 3 месяца. Проводятся:

  • наружный осмотр глаза,
  • определение фиксации взгляда и слежения за предметом,
  • скиаскопия,
  • офтальмоскопия.

При наружном осмотре в норме ещё может определяться небольшое периодическое косоглазие, но в большинстве случаев косоглазие к этому времени полностью исчезает. Ребёнок уже должен достаточно хорошо фиксировать взгляд, следить за предметами. Также при этом проверяется подвижность глазных яблок. Подвижность глазных яблок вверх, вниз, вправо и влево должна быть полной и одинаковой на обоих глазах.

Скиаскопия (теневая проба) - суть ее заключается в наблюдении за характером движения тени в области зрачка, создаваемой зеркалом офтальмоскопа, при его покачивании. Для определения степени аметропии к глазу подставляются поочерёдно определённые линзы и скиаскопия проводится через них. Врач отмечает линзу, при которой тень перестаёт двигаться и, сделав некоторые расчёты устананавливает степень аметропии и выставляет точный диагноз. Для более точного определения диагноза и его степени перед проведением скиаскопии необходимо в течение 5 дней закапывать в глаза атропин.
Посредством скиаскопии в этом возрасте уже можно определить остроту зрения. Для детей в целом в норме характерно наличие гиперметропии. Нормой гиперметропии для этого возраста, считается рефракция +3,0Д - +3,5 Д. Это обусловлено коротким передне-задним размером глаза, который с возрастом увеличивается, и гиперметропия исчезает.

Картина глазного дна ещё может соответствовать картине месячного ребёнка.

Проверка зрения в 6 месяцев

Следующий осмотр назначен на 6 месяцев. Также проводятся наружный осмотр, определение подвижности глазных яблок, скиаскопия, офтальмоскопия.

Косоглазие в этом возрасте в норме уже отсутствует. Подвижность глазных яблок полная. Результаты скиаскопии сравнивают с предыдущими результатами. Степень гиперметропии может несколько уменьшиться или ещё остаться на прежнем уровне. Картина глазного дна становится как у взрослого. Сетчатка розового цвета, диск зрительного нерва приобретает бледно-розовую окраску и чёткие контуры, соотношение колибра артерий и вен равно 2:3.

Проверка зрения в 1 год

Проводится:

  • определение остроты зрения,
  • скиаскопия или авторефрактометрия (с помощью последнего метода можно достаточно точно определить степень близорукости, дальнозоркости или астигматизма),
  • офтальмоскопия.

Об остроте зрения в первые годы можно судить по расстоянию, с которого ребёнок узнаёт игрушки. В 1 год она равна 0,3-0,6. Результаты скиаскопии (или авторефрактометрии) снова сравнивают с предыдущими результатами. В норме степень гиперметропии должна уменьшиться до +2,5 Д-+3,0Д.

Картина нормального глазного дна: сетчатка розового цвета, диск зрительного нерва бледно-розовой окраски с чёткими контурами, соотношение колибра артерий и вен равно 2:3.

Проверки зрения повторяют в возрасте 2 лет, перед оформлением ребёнка в детский сад, это, как правило, в 3 года, в 4 года, в 6 лет, перед оформлением в школу и каждый год во время учёбы в школе.

Острота зрения у ребенка

С 3-летнего возраста остроту зрения проверяют при помощи таблицы. Норма остроты зрения в 2 года – 0,4-0,7; в 3 года – 0,6-0,9; в 4 года – 0,7-1,0; 5 лет - 0,8-1,0, в 6 лет и старше – 0,9-1,0.

До 3 лет происходит интенсивный рост глаза, гиперметропия к этому возрасту значительно снижается. Но глазное яблоко продолжает расти ещё до 14-15 лет. Так, в 2 года гиперметропия может составлять +2,0Д-+2,5Д, в 3 года – +1,5Д - +2,0Д, в 4 года - +1,0Д - +1,5Д, к 6-7 годам – до +0,5Д. К 9-10 годам гиперметропия должна полностью исчезнуть. Как видно, с возрастом происходит снижение гиперметропии, что связано с ростом глаза.

Эти показатели гиперметропии, соответствующие определённому возрасту ещё называются запасом дальнозоркости . У новорожденных он равен примерно 3 диоптриям, которые расходуются во время роста глаза. Степень дальнозоркости должна строго соответствовать выше приведённым цифрам в определённой возрастной категории. Так, например, если у годовалого ребёнка будет определена рефракция +1,5Д, вместо положенных +2,5Д-+3,0Д (это низкий запас дальнозоркости), то очень велик риск развития близорукости. А раннее развитие близорукости может привести к быстрой утрате зрения. Напротив, при рефракции +5,0Д у годовалого ребёнка – это высокий запас близорукости, который не сможет полностью израсходоваться при росте глаза – возможно развитие патологической дальнозоркости. При этом могут возникнуть косоглазие и амблиопия. Но, если у ребёнка в 1 год был большой запас дальнозоркости, а в 3 года низкий, то это говорит об ускоренном росте глаза. Как следствие, развивается близорукость, которая со временем прогрессирует, так как глаз ребёнка всё ещё продолжает расти. В этом случае рекомендуется усиленное внимание к зрению - витамины и профилактическая гимнастика для глаз.

При ускоренном росте глазного яблока сетчатка не успевает расти за внешней оболочкой, нарушается её трофика (кровоснабжение), сосуды растягиваются и становятся ломкими – всё это приводит к дистрофическим изменениям стекловидного тела, сетчатки, кровоизлияниям, а впоследствии - к отслойке стекловидного тела и сетчатки; и, соответственно, к слепоте.

При обнаружении патологии рефракции, необходимо регулярное (каждые 6 месяцев) диспансерное наблюдение, целью которого являются контроль лечения и своевременное выявление осложнений.

Осмотр детей с 3 лет

В некоторых случаях диагноз можно выставить уже при наружном осмотре. Например, косоглазие, травмы, инфекционно-воспалительные заболевания. Врач осматривает веки, конъюнктиву, само глазное яблоко. При осмотре глазного яблока обращают внимание на величину, форму, положение и подвижность.

Остроту зрения определяют с помощью таблицы Сивцева. Пациент садится в 5 метрах от неё, попеременно закрывая то правый, то левый глаз, читает предложенные ему буквы. Для детей младшего возраста на таких таблицах изображены различные картинки. С помощью этих таблиц можно определять остроту зрения у детей примерно с 3 лет. Проверяют зрение без коррекции, и если требуется, с коррекцией специальными стёклами. Если зрение улучшается с минусовыми стёклами – можно предположить миопию или спазм аккомодации, если с плюсовыми – гиперметропию, а, если зрение этими стёклами не исправляется – можно заподозрить астигматизм. Точный диагноз миопии, гиперметропии или астигматизма можно поставить лишь после проведения скиаскопии или авторефрактометрии.

При осмотре с помощью щелевой лампы (биомикроскопия ) можно детально рассмотреть структуры глаза, такие как конъюнктива, роговица, передняя камера глаза (пространство между роговицей и радужкой), склера, радужка и хрусталик, можно оценить прозрачность глазных сред. При этом методе диагностики можно выявить воспалительные процессы, как в остром, так и в хроническом периоде (появление расширенных сосудов склеры, конъюнктивы, помутнения роговицы, помутнения влаги передней камеры, изменения цвета и рисунка радужки), можно определить наличие образований (ячмень, халязион, кисты различного происхождения, онкологические образования, рубцы), наличие травм, помутнения хрусталика (катаракта).

Офтальмоскопию используют для осмотра глазного дна. На фоне розовой сетчатки первое, что бросается в глаза – это диск зрительного нерва (ДЗН). В норме он бледно-розового цвета, округлой или овальной формы, с чёткими контурами с небольшим углублением в центре. При глаукоме это углубление может достигать и всей площади диска. При атрофии зрительного нерва ДЗН бледный с чёткими контурами, при воспалении – контуры нечёткие, сам диск гиперемирован (покрасневший), отёчен. При начальной стадии близорукости у ДЗН можно увидеть так называемый миопический конус, который образуется при ускоренном удлинении глаза. При прогрессировании миопии этот конус может превратиться в большой атрофический очаг, резко ухудшающий зрение. Вообще, любые патологические процессы на зрительном нерве приводят к резкому ухудшению зрения. Из центра диска на сетчатку выходят сосуды (артерии и вены). Соотношение диаметра артерий и вен равен 2:3. По изменению структуры сосудов, их колибра можно предположить патологию в головном мозге, можно судить о течении сахарного диабета, артериальной гипертензии и других заболеваний. Кроме того врач осмотрит область жёлтого пятна и центральной ямки, отвечающих за центральное зрение. В этой области сетчатки могут появляться обширные дистрофические очаги, например при токсоплазмозе, что в значительной степени ухудшает зрение. Также при помощи офтальмоскопии можно определить наличие примесей в стекловидном теле (например, примесь крови при травме).

При заболеваниях зрительного нерва и головного мозга определяют поля зрения . Поле зрения это та часть пространства, которое глаз видит в неподвижном состоянии. Для этого используется прибор – периметр. И по полученным результатам врач определяет степень поражения той или иной структуры нервной системы. Поле зрения определяется попеременно для каждого глаза с применением объектов разных цветов. У детей школьного возраста и старше в норме границы поля зрения следующие: кнаружи - 90°, кнутри - 55°, кверху - 55°, книзу - 60°. Допускаются индивидуальные колебания около 5-10°. У детей дошкольного возраста периферические границы поля зрения ~ на 10° уже, чем у взрослых людей. Самые широкие поля зрения характерны при обследовании на белый объект. На синий, красный и зелёный цвета образуются более узкие поля зрения.

Возможные нарушения зрения у детей

Среди нарушений зрения, наиболее часто встречающихся у детей, можно выделить следующие: близорукость, дальнозоркость, астигматизм, амблиопия, косоглазие, поражения сетчатки глаза, птоз (опущение верхнего века), нарушения зрения в результате травм, воспалительных заболеваний и др.

Наиболее растпространная патологии зрения у детей – аномалии рефракции глаза (т.е. нарушениях в преломлении лучей света в глазу). Аномалии рефракции ещё называют аметропиями. К аметропиям относятся миопия (близорукость), гиперметропия (дальнозоркость) и астигматизм. В основном это наследственные заболевания. Но, как правило, само заболевание напрямую не наследуется, а наследуется лишь предрасположенность к нему. Поэтому родителям с подобными нарушениями зрения необходимо уделить особое внимание на зрение своих детей и уже с раннего возраста проводить профилактику.

Глаз можно назвать системой линз. Лучи света, проникая через эти линзы, преломляются и в здоровом глазу проецируются непосредственно на сетчатку. Наиболее сильной преломляющей способностью обладают роговица и хрусталик. Если лучи, преломившись в линзах, собираются перед сетчаткой, то это называется миопией (близорукостью), если собираются за сетчаткой, то это гиперметропия (дальнозоркость).

Близорукость может возникнуть либо из-за чрезмерного преломления лучей, либо из-за увеличенного передне-заднего размера глаза. Так, например, близорукость может возникнуть в период интенсивного роста (5-10 лет) и постепенно увеличиваться, пока глаз окончательно не вырастет (в основном до 18 лет). Астигматизм в основном возникает при неравномерном росте глаза, когда роговица вместо округлой формы приобретает овальную. Также причина может быть и в неправильной форме хрусталика. Кроме того астигматизм может быть и следствием различных травм глаза. Лучи света в этом случае преломляются под разными углами и на сетчатке не фокусируются. В этом случае человек видит одни линии чётко, а другие размыто.

При дальнозоркости, астигматизме, косоглазии, птозе (опущении верхнего века) может развиваться амблиопия. Амблиопия – это снижение зрения не поддающееся улучшению с помощью линз. Сетчатка нормально функционирует лишь при её постоянном раздражении лучами света, при этом образуются импульсы, поступающие по зрительному нерву в головной мозг. При амблиопии это раздражение отсутствует, следовательно информация в мозг не поступает и человек этим глазом ничего не видит, даже, если будет в очках.

Глазу присуще ещё одно важное свойство – аккомодация. Это способность изменять кривизну хрусталика, благодаря чему глаз может чётко видеть предметы, находящиеся на разных расстояниях от него. Это происходит в результате сокращения определённой мышцы в глазу и благодаря податливости хрусталика. У детей, особенно школьников, часто возникает спазм аккомодации и проявляется внезапным ухудшением зрения вдаль и сохранением хорошего зрения вблизи. У ребёнка появляется стремление приблизить предмет к глазам. Это может быть связано с несоблюдением правил гигиены зрения, с вегето-сосудистой дистонией, с повышенной нервной возбудимостью. Это состояние ещё называют ложной близорукостью, т.к. после проведения лечения эта симптоматика исчезает. Но, при отсутствии лечения может развиться истинная близорукость.

Зрение - одна из самых хрупких систем человеческого организма и при этом несет на себе колоссальную нагрузку. Ведь именно при помощи глаз человек получает большую часть информации об окружающем мире. Эта хрупкость и ранимость особенно заметна в детском возрасте, когда юный организм еще не достаточно укреплен и очень подвержен различным вредным влияниям, которые отражаются в том числе, и на состоянии зрительной системы. К сожалению, факторов, ухудшающих зрение, - великое множество, начиная с инфекций и травм и заканчивая чрезмерными нагрузками при просмотре телевизора и занятиях на компьютере. Если зрение нарушено, то не развивается или нарушается уже сформированная координация движений, малыш начинает испытывать страх перед тем, что его окружает, становится замкнутым. Такие дети могут серьезно задерживаться в развитии. Таково следствие недостатка информации об окружающем мире, и этот дефицит поначалу не может быть компенсирован за счет функционирования других органов чувств.

Строение зрительной системы

Орган зрения условно можно разделить на три функционирующих системы - глаз или глазное яблоко (1), нервные волокна (проводящие пути) (2) и центры зрения в коре головного мозга (3). Глазное яблоко прочно защищено костями глазницы. Стенки глаза образованы тремя оболочками. Наружная - белочная оболочка (склера) - служит прочным чехлом для внутри расположенных структур. Передний отдел склеры прозрачный и немного выпуклый (роговица). Средняя оболочка - сосудистая. Она обеспечивает полноценное питание практически всех структур глаза. За роговицей сосудистая оболочка, образует радужку, которая имеет индивидуальную для каждого человека окраску и рисунок. В центре радужки расположено отверстие - зрачок, который служит диафрагмой при прохождении света внутрь глаза. За радужкой располагается фокусирующая линза - хрусталик, который вследствие изменения своей кривизны позволяет рассматривать близко и далеко расположенные предметы. Внутреннее пространство глаза заполнено желеобразной массой - стекловидным телом, создающим плотный каркас глаза. Третья, внутренняя оболочка глаза - сетчатка - самая сложная по устройству и выполняемым функциям оболочка. Она тонкой пленкой выстилает стенки полости глаза. Сетчатка состоит из различных видов клеток, главные из которых палочки, колбочки и нервные (ганглиозные) клетки. Палочки и колбочки под воздействием света образуют электрические импульсы, которые передаются в нервные клетки. Палочки отвечают за черно-белое или сумеречное зрение, а так же помогают контролировать периферическое пространство относительно точки фиксации глаза. Колбочки определяют цветное зрение и в силу того, что их максимальное количество находится в центральном отделе сетчатки (макуле, или желтом пятне), куда приходят лучи, сфокусированные всеми линзами глаза, играют исключительную роль в восприятии объектов, расположенных в точке фиксации взгляда. Нервные клетки, центральные отростки которых образуют зрительный нерв, связаны с несколькими палочками. А вот каждой колбочке соответствует своя нервная клетка, что подчеркивает их значимость. Зрительный нерв содержит волокна нервных клеток и сосуды, питающие глаз. В месте его выхода из глаза зрительные клетки отсутствуют, поэтому из этого участка (слепое пятно) зрительная информация не поступает. Волокна зрительного нерва, частично перекрещиваясь, проходят в затылочную область, в зрительную кору мозга, где происходят сложнейшие процессы анализа полученной информации с формированием зрительного образа (той картинки, которую видит человек). Для наиболее комфортного функционирования глаз снабжен дополнительными образованиями (придатками): мышцами (которые осуществляют его движения), веками (которые впереди защищают его от вредных физических и химических воздействий), слезной железой (которая смазывает роговицу снаружи и удаляет с нее механические и инфекционные агенты), жировой тканью, расположенной около и позади глазного яблока (она выполняет роль амортизатора). Все выше сказанное говорит о сложнейшем и многоуровневом устройстве органа зрения. Какое-либо нарушение этой высокоточной работы приводит к изменению получаемого в итоге зрительного образа.

Развитие зрительной системы

В формировании органа зрения существует несколько условных периодов. Первый и самый важный - период закладки и внутриутробного развития зрительной системы. На этом этапе действие повреждающих факторов может привести к катастрофическим последствиям, таким как аномалии развития, врожденная катаракта или глаукома (см. далее). Следующим этапом является младенчество (от 0 до 1 года). В это время активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения, получающие информацию об окружающем мире. "Оттачивается" содружественное (одновременное) движение глаз, нарабатывается опыт зрительного восприятия, пополняется "библиотека" зрительных образов. Если на этом этапе возникает ограничение поступления света к сетчатке (вследствие нарушения прозрачности оптических сред глаза), нарушение фокусировки предметов (например, из-за развития близорукости) или ухудшение восприятия зрительных образов (из-за поражения зрительных нервов, зрительных центров в головном мозге), то зрение может не сформироваться до нормального уровня или не развиться вовсе. В месяц ребенок фиксирует взор на ярких и крупных предметах (яркая картина на контрастном фоне, лампочка), затем (на втором-третьем месяце) начинает прослеживать перемещение объектов на небольшом расстоянии (движение игрушек на "мобиле" или хождение родителей по комнате). В дальнейшем малыш способен рассматривать детали крупных предметов, мимику родителей, свое изображение в зеркале и следить за движущимися предметами на большем расстоянии. После года - острота зрения ребенка позволяет ему интересоваться предметами, находящимися на значительном удалении. Получая мощные зрительные стимулы, малыш начинает испытывать выраженную потребность движения к заинтересовавшим его объектам, он совершает первые попытки встать на ноги и делает свои первые шаги. Соответственно, дети с нарушенным зрением значительно позже начинают ходить. Ко второму году малыш начинает произносить отдельные слова и несложные предложения. В этом ему помогает большой зрительный опыт восприятия речи окружающих. Младенец внимательно изучает мимику мамы при произношении звуков и потом пытается воспроизвести что-то подобное сам. Разумеется, если уровень развития зрения не позволяет воспринимать артикуляцию речи, то у детей плохо формируется навык звуко- и словообразования. В три года ребенок при умелой постановке вопроса может сам ответить, что и как он видит. По-этому родители уже могут легко контролировать развитие зрения, обращая внимание малыша на различные объекты окружающего мира. В трехлетнем возрасте ребенок должен без ошибки узнавать предметы размером около 10 см с расстояния 5-6 м (а также замечать летящий самолет в небе или небольшую птицу на верхушке дерева). Конечно, кроха в таком возрасте может капризничать или путаться в ответах, тогда необходимо предложить ему альтернативу. Например: "Скажи это зайчик или слоненок?". Детям до 2 лет не стоит позволять смотреть телепередачи. Смысл происходящего на экране они не понимают и воспринимают телевизор, как универсальную мигающую и звучащую игрушку. А мышцы глаз ребенка в этом возрасте не готовы к столь сильному напряжению. В четырех-шести лет на орган зрения приходятся нагрузки соизмеримые со школьными (ребенок занимается в детском саду и в группах дошкольной подготовки, рисует, лепит, вырезает). Особенно важно в этот период не перегружать зрительные мышцы, делать частые перерывы в занятиях ("уроки" не должны превышать 20-30 минут с перерывами не менее 15 минут) и ограничивать длительность просмотра телепрограмм одним часом в день с промежуточным интервалом 15-20 минут. Во время "телесеанса" малыш должен находиться на максимальном расстоянии от телевизора (в зависимости от диагонали экрана), но не ближе 2-3 м. По возможности, следует отказаться от электронных игр с маленькими экранами, которые вынуждают сильно и длительно напрягать зрительные мышцы для рассмотрения мелких деталей. Иначе даже 30-40 минутное занятие может привести к спазму зрительных мышц на несколько часов, а иногда и дней. Первыми симптомами такого спазма являются боль в глазах, их покраснение, слезотечение, у ребенка могут возникнуть жалобы на головную боль и на расплывчатое видение дальних предметов. Постоянные чрезмерные нагрузки и длительное существование зрительного спазма могут спровоцировать развитие близорукости. К шести-семи годам зрение ребенка достигает уровня взрослого человека. Это значит, что острота зрения соответствует, так называемой "1,0", когда глаза хорошо различают предметы как вдали, так и на близком расстоянии, и рефракция становится эмметропичной (соразмерной). Это означает, что фокус попадает точно на сетчатку (см. рис.). В этом возрасте орган зрения, как и весь организм в целом, полностью готов к школе. Для того чтобы к началу школьных занятий зрительная система ребенка была хорошо подготовлена к предстоящим нагрузкам, и ничто не мешало ее функционированию, очень важно в дошкольном возрасте проводить регулярные профилактические осмотры у врача-офтальмолога для своевременной коррекции возможных нарушений.

Контроль-с первых дней жизни

Уже в родильном доме при осмотрах новорожденного можно выявить у него признаки некоторых врожденных заболеваний глаз. Катаракта - помутнение хрусталика, которое проявляется сероватым свечением в области зрачка (то есть, зрачок - не черный, а серый по цвету). Лечить это заболевание чаще всего приходится хирургическим путем, удалив помутневший хрусталик. Иначе длительное существование помехи при прохождении света в глаз приводит к резкой задержке развития зрения. После такой операции человеку необходимо носить специальные очки или контактную линзу, заменяющие хрусталик. Некоторые виды катаракт не оперируют в раннем детстве. В таких случаях необходимо проводить периодические курсы стимулирующего лечения (то есть воздействовать на глаз световым и лазерным излучением, электрическим и магнитным полем, заниматься со специальными компьютерными программами, проводить лекарственную терапию) и "оттягивать" хирургическое вмешательство до более взрослого возраста ребенка, когда появится возможность для имплантации искусственного хрусталика. Сходные с катарактой изменения могут проявиться и при другом, более опасном заболевании - ретинобластоме (злокачественной опухоли сетчатки). В ранних стадиях на опухоль можно воздействовать лучевым методом. Специальные лучевые аппликаторы - пластинки с нанесенным на них радиоактивным материалом подшиваются непосредственно к склере в месте проекции опухоли. Место определяют во время операции, просвечивая склеру, так называемым, диафаноскопом (прибором похожим на фонарь) - по месту тени от опухоли и подшивают аппликатор. Радиоактивный материал разрушает опухоль сквозь склеру, но на поздних стадиях, когда возникает опасность распространения опухоли за пределы глаза, - путь только один: - удаление пораженного глаза. Врожденная глаукома - заболевание глаз, которое характеризуется повышением внутри-глазного давления у новорожденного из-за врожденных нарушений системы образования и оттока внутриглазной жидкости. В результате глаз ребенка растягивается и увеличивается в размерах, выдвигаясь вперед (вплоть до ограничения полного смыкания век). Также при глаукоме может отмечаться помутнение роговицы (бельмо). Поскольку это заболевание связано с изменениями структур глаза, то лечить его приходится в основном хирургическим путем. Если к моменту операции не затронут зрительный нерв, то возможно сохранение хорошего зрения. Воспалительные заболевания (конъюнктивит, дакриоцистит, увеит и др.) Основными признаками этой группы глазных болезней являются покраснение, отек, обильные выделения из глаз и слезотечение. Средства и методы лечения в таких случаях должен определять только офтальмолог, поскольку необоснованно назначенные антибиотики могут приводить к различным нарушениям иммунитета и жизнедеятельности нормальной бактериальной флоры ребенка. Иногда, что-бы справиться с так называемым гноением глаз, достаточно обычных гигиенических процедур. При воспалительных заболеваниях глаз не следует закапывать в них грудное молоко - это прекрасная питательная среда для вредоносных микроорганизмов, к тому же жир, содержащийся в молоке, нарушает отток слезы. К симптомам глазной патологии, которую можно выявить при первом осмотре новорожденного, относятся: -

  • нистагм - подергивание глаз в горизонтальном или вертикальном направлении, из-за чего у ребенка отсутствует фиксация взгляда и не формируется четкого зрения (то есть глаз не может зафиксироваться на предмете, и поэтому видит его детали "размытыми". Причиной могут стать как различные заболевания глаз (высокая степень близорукости, поражения центрального отдела сетчатки и т.д.), так и поражение головного мозга;
  • птоз (опущение) верхнего века - недостаточное поднятие верхнего века, вследствие чего один или оба глаза не открываются полностью. Происходит это из-за поражения нерва или мышцы, поднимающих верхнее веко (в результате кровоизлияний, родовых травм и т.д.).

Развитие зрения в такой ситуации определяется степенью птоза. Если веко прикрывает зрачок, то ребенку требуется пластическая операция. Если же такая проблема не мешает малышу, он способен рассматривать этим глазом игрушки на различных расстояниях, и у него не возникает косоглазия, вопрос с оперативным вмешательством можно отложить на более поздний срок, поскольку хирургическая помощь в этом случае понадобится лишь с косметической целью. А для поддержания нормальных функций в этом случае необходимо проводить специальные тренировки.

Скрытая опасность

При осмотре малыша в родильном доме (а для недоношенных детей - в отделениях выхаживания недоношенных) офтальмолог может выявить и другие заболевания глаз, которые вначале не имеют внешних проявлений. Самыми грозными из них на сегодняшний день считаются ретинопатия недоношенных и атрофия зрительных нервов. Ретинопатия недоношенных - заболевание сетчатки глаза, при котором нормальное развитие и рост ее сосудов останавливается, и начинают развиваться патологические сосуды, не выполняющие своей функции по доставке кислорода к сетчатой оболочке. Стекловидное тело мутнеет и уплотняется, что вызывает натяжение и отслойку сетчатки, и при отсутствии адекватного лечения это может привести к безвозвратной потере зрения. К сожалению, внешне это заболевание никак не проявляется, и только на последней стадии патологии, когда помочь ребенку уже не удается, становится заметным серое свечение зрачка. Болезнь может диагностироваться только опытным офтальмологом. Легкие стадии ретинопатии могут оставлять после себя незначительные изменения, не оказывающие существенного влияния на зрение. Но при достижении 3-4 стадии заболевания ребенка необходимо срочно прооперировать. Атрофия зрительного нерва - это поражение проводящих путей зрительного сигнала от глаза в зрительные центры коры головного мозга. Основной их причиной являются различные по-ражения головного мозга. Если атрофия зрительного нерва полная (что бывает редко), то зрение отсутствует. В случае частичной атрофии его острота определяется степенью и местом поражения зрительного нерва. При атрофии зрительных нервов применяют стимулирующее лечение (см. выше), ноотропная (улучшающая обменные процессы в мозге) и сосудорасширяющая терапия.

Что после роддома?

Если в родильном доме офтальмолог не осматривал ребенка, то важно провести осмотр в первые полгода его жизни. В идеале первый визит к глазному врачу должен состояться в 1 месяц, а затем, при отсутствии патологии, - когда ребенку исполнится полгода. Во время осмотра на приеме в кабинете офтальмолога ребенок грудничок должен лежать на пе-ленальном столе или кушетке, без подушек. Обследование проводится по следующему алгорит-му:

  1. Определение остроты (в 1 месяц - по реакции фиксации на предмете, в 2-3 месяца - по слежению за яркой игрушкой размером 15-20 см на светлом однотонном фоне, в 4-5 месяцев - по четкости слежения до расстояния 3-5 м) и полей зрения. Поля зрения определяются ориентировочно - врач двигает игрушку вперед из-за головы ребенка до появле-ния реакции малыша на предмет.
  2. Вместе с тем проводится осмотр придатков глаза: мышц, слезных путей, век (движений глаз в разные стороны, проходимости слезных путей, полноценности открывания-закрывания век), а также оптических сред глаза и глазного дна при помощи офтальмоско-па и щелевой лампы (приборов, посылающих щелевидный или круглый луч света сквозь оптические среды глаза).
  3. Офтальмолог измеряет рефракцию с помощью скиаскопии (теневой пробы), когда определяется характер движения световой тени в просвете зрачка. Обычно исследование прово-дится с расстояния 1,0 м. Врач приставляет зеркало к своему глазу и направляет луч света от лампы в глаз пациента. Затем он двигает это зеркало из стороны в сторону по горизон-тали и по вертикали. Необходимо найти положение, когда зрачок исследуемого глаза нач-нет светиться красным светом. Затем, медленно поворачивая зеркало вокруг оси рукоятки влево и вправо, доктор отмечает появление тени с какого-либо края зрачка. После этого к глазу приставляют скиаскопическую линейку с минусовыми или плюсовыми линзами. Смещая линейку от самого слабого по преломляющей силе стекла (±0,5 Дптр) к более сильному, находят то из них, с которым тень при движении зеркала уже не появляется. За-тем измеряют рефракцию второго глаза.

У недоношенных младенцев осмотр глазного дна осуществляется только с помощью бинокуляр-ного офтальмоскопа со специальными линзами. Если остроту зрения определить не удается (у малыша нечеткая реакция фиксации или слежения), то выполняется исследование по регистрации импульсов головного мозга в ответ на зри-тельные раздражители (метод зрительных вызванных потенциалов). По его результатам можно судить о наличии функциональных и структурных поражений зрительного анализатора или о задержке его развития. Современное офтальмологическое оборудование позволяет осматривать глазное дно и определять рефракцию с нерасширенным зрачком. Но бывают случаи, когда приходится использовать препараты, расширяющие зрачок (необходимость осмотра периферии глазного дна, особенно у недоношенных детей, отсутствие специального оборудования, очень узкий зрачок и т.п.). У малышей необходимо применять препараты короткого действия, например, ТРОПИКАМИД (МИДРИАЦИЛ, МИДРУМ) или 0,1% раствор АТРОПИНА. Это безопасные препараты, и при необходимости их можно использовать у детей любого возраста.

От 6 месяцев до 1 года

При отсутствии патологических изменений при первом визите к окулисту следующее плановое обследование необходимо проводить, когда малышу исполнится полгода. В это вре-мя помимо стандартного обследования ребенка, проводят контроль динамики рефракции глаза, то есть сравнивают вновь полученные и первичные данные этого исследования. У ребенка 6 месяцев должна сохраняться рефракция + 2-3Дптр. Иногда в этом возрасте может появиться сдвиг в сторону минусовой рефракции, что говорит о предрасположенности малыша к развитию близорукости. В таком случае необходимо ограничить зрительные нагрузки ребенка - убрать мелкие и близко висящие игрушки, сделать акцент на удаленных и движущихся предметах. При выявлении близорукости более 2 диоптрий, особенно если наряду с этим у ребенка снижается острота зрения и появляется косоглазие, важно как можно раньше назначить ему коррекцию зрения с помощью очков и начать специальные тренировки глаз. Тренировки проводятся с игрушкой, которую двигают в разные стороны, при этом постепенно приближая и удаляя от глаз ребенка. Очки при необходимости могут назначаться уже с 6 месяцев (иногда применяют контактную коррекцию - коррекцию с помощью контактных линз). Иногда офтальмолог может обнаружить у малыша косоглазие (изменение срединного положения одного или обоих глаз в глазной щели). Оно возникает из-за нарушения мышечного тонуса, поражений глазодвигательных нервов и прочей подобной патологии. Предмет фокусируется не на центральный отдел сетчатки, а на соседний участок, где зрительная чувствительность существенно ниже, что создает угрозу формированию бинокулярного (стереоскопического) зрения у малыша. В этом случае необходимо начать лечение как можно раньше. На некосящий (здоровый) глаз, с помощью пластыря наклеивают "занавеску" из марлевой салфетки (в случае с двухстороннего косоглазия салфетку с пластырем крепят попеременно на каждом глазу), при этом проводят тренировки "проблемного" глаза. Исключение составляют только случаи, когда острота зрения на обоих глазах резко снижена, и заклейка может привести к торможению развития зрения на том глазу, который лучше видит. Если угол отклонения глаза достаточно большой, без оперативной коррекции косоглазия не обойтись. Это ни в коем случае не отменяет проведения заклеек и стимулирующего лечения. При помощи этих мер к моменту операции (чаще всего ее проводят в возрасте 4-5 лет, чтобы до школы была возможность сформировать бинокулярное зрение) удается уменьшить угол косоглазия и сохранить хорошую остроту зрения. А это способствует меньшему объему оперативного вмешательства, лучшему послеоперационному эффекту и дает возможность в дальнейшем нормализовать зрительные функции. Даже если в 6 месяцев на профилактическом осмотре не было выявлено никакой патологии органа зрения, в дальнейшем полагается проходить осмотр у офтальмолога каждые полгода, так как могут начать прогрессировать не замеченные ранее врожденные катаракта и глаукома или - развиваться некоторые генетические синдромы, протекающие с резким нарушением остроты зрения. Кроме того, регулярный контроль за малышом дает врачу возможность своевременно выявить скрытно протекающие воспалительные процессы или формирующуюся частичную атрофию зрительных нервов.

Почти повзрослому

В 2-4 года, когда ребенок уже в состоянии ответить на несложные вопросы о том, что он видит, можно определить остроту зрения по специальным таблицам с фигурками. На осмотре мама садится на стул и сажает малыша к себе на колени, при необходимости придерживая его голову ру-ками, чтобы врач мог быстро и полноценно обследовать малыша. При выявлении близорукости в этом возрасте, необходимо определить истинную рефракцию, для чего в глаза ребенку закапывают раствор АТРОПИНА (препарат, расслабляющий зрительные мышцы и расширяющий зрачок). При необходимости доктор назначает малышу специальную гимнастику и лечение. В 5-6 лет орган зрения ребенка можно спокойно осматривать с помощью различных диагности-ческих приборов, тестировать по таблицам с буквами. В этом возрасте малыш уже способен предъявлять специфические жалобы, характерные для различных заболеваний. Поэтому родителям особенно важно прислушиваться к нему и, не списывая эти жалобы на капризы, рассказать о них врачу при осмотре. Кроме того, профилактические осмотры не исключают периодический контроль родителей за состоянием зрения своих детей. Именно близкие люди могут рано выявить начальные изменения функций зрительной системы. Первыми симптомами многих заболеваний, на которые следует обратить внимание, являются снижение остроты зрения, жалобы на быструю утомляемость, затуманивание, расплывчатость или искажение контуров предметов, радужные круги перед глазами, головную боль и боль в области глаз, а также появление косоглазия, краснота белочной оболочки, скопления гноя во внут-ренних углах глаз и на веках. При появлении первых же подобных признаков необходимо срочно обратиться к специалисту. В любом случае важно знать: даже если врач выявил патологию, это не повод для паники. Нарушенную функцию органа зрения в большинстве случаев можно восстановить адекватным лечением.

Для хорошего развития зрительного анализатора и функции зрения ребенку необходимо сбалансированное питание, которое содержит полноценный набор витаминов и питательных веществ, необходимых растущему организму. Общеизвестно, что "зрительными" витаминами яв-ляются: витамин В (содержится в таких продуктах, как печень, желток яиц, сливочное масло, участвует в передаче нервных импульсов, необходим для поддержания процесса аккомодации), витамин А (содержится в сливочном масле, молоке, яичном желтке, печени, также может образо-вываться в организме из провитамина А, который входит в состав моркови, томатов, хурмы, шиповника, салата и является компонентом основного зрительного пигмента - родопсина). Отдельно стоит упомянуть о чернике. В ней содержится предшественник одного из компонентов родопсина. Препараты черники, как и свежую ягоду, можно давать детям не ранее 3 лет, из-за частых аллергических реакций и побочного действия - запоров. Не имеет смысла пользоваться дорогостоящими препаратами черники, результат их действия практически такой же, как и у дешевых аналогов. Однако улучшать питание ребенка (усиливая рацион избирательными продуктами и препаратами) следует при интенсивной работе органа зрения (во время занятий в школе и на компьютере), а так же при некоторых заболеваниях глаз. В других обстоятельствах при сбалансированном питании малыша его глаза получают все необходимые питательные вещества. А дополнительная нагрузка с помощью каких-либо препаратов или продуктов может привести к усилению побочных явлений и передозировке витаминов, что тоже не хорошо (обилие моркови может привести к пожелтению кожи, а большое количество хурмы - нарушить работу желудка и т.п.).

Острота зрения -2 – диагноз, с которым сталкиваются ежегодно миллионы людей в ходе профилактического осмотра у офтальмолога или же посещении врача при первых жалобах на размытое видение предметов вдали. И хотя подобный диагноз может вызывать беспокойство, впадать в панику по его поводу не надо. Он свидетельствует о наличии распространенной патологи, поддающейся коррекции. О том, что это за недуг и как восстановить зрение, расскажет этот материал.

Что это такое

Минус 2 – параметр остроты зрения, характерный для миопии (близорукости).

Это достаточно распространённое заболевание, которым в той или иной степени страдают примерно 800 миллионов людей на планете (по последним данным организации здравоохранения). При нем изображение фиксируется не на определённой области сетчатки, как у здоровых людей, а в пространстве перед ней.

По этой причине человек, страдающий данной патологией, обычно неплохо видит близкорасположенные предметы, но часто с трудом может различать объекты, находящиеся в отдалении.

В медицине различают три степени миопии:

  • Слабую (до 3 диоптрий);
  • Среднюю (3-6 диоптрий);
  • Сильную (от 6-ти диоптрий и более).

При показаниях -2 врач диагностирует слабую степень близорукости. При ней пациенту совершенно не обязательно постоянно носить очки или . Остроты его зрения достаточно для того чтобы различать предметы, окружающие его, ориентироваться в пространстве, читать, писать, но есть необходимость в . На этой стадии заболевания снижение комфорта жизни незначительно. Кроме того, оно достаточно просто корректируется и линзами, и лазером.

Несмотря на то, что слабая близорукость, как правило, не вызывает у человека значительного беспокойства и со временем он может даже к ней привыкнуть, к болезни нужно отнестись с должными опасениями. Ведь очень быстро она может прогрессировать и развиться в более сложную форму, которая гораздо хуже будет поддаваться лечению.

Именно по этой причине нужно уметь своевременно распознать недуг даже на такой стадии, а при наличии на руках заключения специалиста, подтверждающее столь плачевное состояние зрения – сразу принимать решение о методах остановки прогресса близорукости и эффективной коррекции зрения. Благо, в наши дни у медицины для этого есть необходимые средства.

Причины

Понижение зрения до -2 у людей может появляться по разным причинам. Среди них:

  • генетическая предрасположенность к близорукости;
  • механические повреждения глаза;
  • ослабление тканей склеры;
  • систематическое нарушение гигиены зрения.

Сопутствующими факторами развития данного недуга можно считать общее ослабление организма, болезни сосудов, недостаток в организме витаминов и минералов.

Исследование причин ослабления зрения, в особенности, на ранних стадиях болезни, крайне важно для подбора правильной стратегии лечения.

Также нередко такие показатели могут наблюдаться у подростков при лживой близорукости. В подобных случаях они вызваны переутомлением и нарушением гигиены зрения. Однако же при устранении данных факторов состояние глаз может стабилизироваться, и болезнь пройдет бесследно. В остальных случаях такая тактика борьбы с недугом не даст эффективности.

Именно потому пациенту, обнаружившему у себя симптомы подобного недуга, стоит здраво оценить условия работы, соблюдение общих правил гигиены зрения, роль наследственного фактора, дабы предоставить врачу максимально полную информацию при сборе анамнеза.

Информацию про амблиопию можно посмотреть в данном .

Симптомы

Миопия на всех стадиях, включая раннюю, имеет схожую выраженную симптоматику с такими характерными проявлениями:

  • напряжение глаз;
  • усталость после длительного чтения или вождения;
  • проблемы с концентрацией зрения на объектах, расположенных в отдалении, их размытость;
  • головные боли.

Симптомы миопии могут быть более или менее интенсивно выражены в зависимости от стадии недуга.

Однако в любом случае они будут являться прямым показанием для посещения лечащего врача и прохождения полноценного обследования и дальнейшего лечения.

Диагностика

Достоверно степень близорукости, в том числе, при показателе -2, может быть установлена только в хорде комплексного офтальмологического исследования. Оно должно включать:

  • проверку остроты зрения по таблицам;
  • измерение длины глаза (проводится в кабинете ультразвуковой диагностики);
  • проверку рефракции;
  • осмотр глазного дна (данный этап диагностики позволяет врачу оценить состояние сосудов пациента, а также сетчатки зрительного нерва);
  • исследование толщины роговицы в различных точках посредством ультразвука.

Обычно такой диагностики достаточно для выявления причин и стадии заболевания. На ее основе врач может поставить точный диагноз и назначить адекватное лечение уже в день обращения пациента в специализированную клинику.

С лечением и симптомами катаракты вы можете ознакомиться .

Лечение

Квалифицированное лечение близорукости, в том числе, при показаниях остроты зрения в -2, проводят по общей схеме, работающей в трех направлениях. Она предусматривает:

  • остановку патологического роста глаза (если такой симптом имеется) путем склеропластики;
  • предупреждение осложнений;
  • восстановление рефракции путем хирургической коррекции, применением специальной оптики или же ортокератологии – методики, основанной на использовании отдельного типа линз – ночных.

Также лечение близорукости на ранних стадиях предусматривает регулярное выполнение . Она направлена на улучшение обменных процессов в тканях глаза, повышение остроты зрения и снятия напряжения. Нередко именно такой комплекс упражнений направлен на остановку прогресса болезни. Помимо него в терапевтических целях пациенту также нередко назначают прием медикаментозных местных препаратов: капель для глаз, витаминов. Сопровождают они и методы лазерной или же хирургической коррекции, когда речь идет о скорейшем восстановлении тканей глаза.

Наиболее эффективные методы лечения, в том числе, хирургическую коррекцию, обычно назначают человеку только к 25-30 годам. Именно в этот период близорукость стабилизируется. До того же рекомендуется использовать в основном терапевтические методы, которые на ранних стадиях также могут давать хороший результат.

В подавляющем большинстве случаев верно подобранное лечение близорукости помогает побороть болезнь полностью. Однако же, если оно не было должным образом проведено, велик риск возникновения осложнений: появления недугов, значительно более тяжелых, чем миопия.

Информацию про микрохирургию глаза можно узнать в данной .

Осложнения

В медицинской практике известно несколько тяжелых осложнений миопии. Среди них:

  • Глаукома.
  • Катаракта.

Обычно данные осложнения характерны для сильной миопии. Однако не стоит игнорировать возможность их появления в тех случаях, если ваши показатели остроты зрения выше -3. Помните: болезнь может очень быстро прогрессировать и буквально за несколько месяцев привести вас к этим тяжелым последствиям.

Все вышеперечисленные недуги в той или иной степени несут риск необратимой потери зрения. Именно потому пациенту, у которого была диагностирована миопия на какой-либо стадии, нужно сделать все, чтобы их избежать. Помимо основного лечения помогут ему в этом деле и профилактические методы.

Профилактика

Близорукость, как и другие проблемы зрения, нельзя исключить с вероятностью 100% в каждом конкретном случае. Однако можно существенно снизить риски их появления, а также замедлить развитие патологии, если у вас она уже обнаружена. Помочь в этом деле могут простые профилактические меры. В их число входит:

Эти профилактические мероприятия в отдельных случаях позволяют не только предупредить близорукость или остановить ее прогресс, но и значительно . Однако на подобный эффект пациент может рассчитывать только в то случае, если выполняет предписания регулярно и скрупулезно. Иначе они будут малоэффективны.

Видео

Выводы

Как видим, показатель остроты зрения -2 является довольно распространённым среди пациентов всех возрастов и свидетельствует о слабой степени, которая постепенно прогрессирует. Однако же впадать в панику при обнаружении такого отклонения не нужно. Куда разумнее сразу обратиться к офтальмологу за квалифицированной помощью, пройти диагностику и лечение, что позволит вам в короткие сроки если не побороть болезнь, то, по меньшей мере, остановить ее на продолжительное время. Также не забывайте за правильный рацион питания, включающий в себя .

По данным медицинской статистики дальнозоркость у детей выявляется в 90% случаев, так как все малыши приходят в мир с гиперметропией глаз. Это считается нормой и до определенного возраста родителям не стоит сильно беспокоиться, но про своевременное посещение у окулиста, хотя бы 1 раз в год, не нужно забывать.

Под гиперметропией у новорожденных понимается дальнозоркость, с которой рождаются абсолютно все дети. Это аномальная рефракция глаза, при которой фокус зрительной системы находится вне сетчатки. У детей это происходит по причине малой длины глазного яблока. Обычно гиперметропия сохраняется в возрасте от 1 года до 3 лет и равняется примерно 3 диоптриям. С ростом ребенка ее значение постепенно уменьшается в сторону нормальной рефракции и к школьному возрасту имеет значение около 1 диоптрии. Происходит это потому, что глазное яблоко растет и фокус устанавливается на сетчатку.

Поэтому дальнозоркость у детей от 1 года до 3 лет и чуть старше вполне нормальное явление. Но обследоваться у офтальмолога в этот период обязательно. Он поможет контролировать развитие зрения и не допустить осложнений, ведь в младшем возрасте гиперметропия может составлять более 3 диоптрий.

Вообще, выделяют три вида оптической системы:

  1. Эмметропия - нормальное состояние, граничащее между дальнозоркостью и близорукостью и не требующее коррекции. Обозначается как ноль.
  2. Дальнозоркость - патология зрения, обозначающаяся знаком «плюс» и исправляющаяся положительными линзами.
  3. Близорукость - нарушение зрения, обозначающееся знаком «минус» и корректирующееся отрицательными линзами.

Каждая линза измеряется в диоптриях, характеризующих ее преломляющую силу. Поэтому мы и говорим так: «У меня дальнозоркость плюс два». Или: «У меня близорукость минус шесть».

Причины возникновения осложнений и как их выявить

Но бывает, что детская дальнозоркость все-таки проявляется, причиной может являться отставание в росте глазного яблока. Деткам с таким нарушением приходится напрягать глазные мышцы, чтобы рассмотреть предметы. Сначала их глаза как бы подстраиваются, компенсируя плохое зрение. Но потом это может обернуться развитием различных заболеваний, например, спазмом глазных мышц.

Также причинами детской гиперметропии считаются:

  • наследственная предрасположенность;
  • внутриглазное давление;
  • деформация глазного яблока;
  • иные нарушения зрительной системы.

Так как дети сами не могут определить плохое у них зрение или хорошее, а малышам до 1 года трудно поставить диагноз, следует обращать внимание на такие симптомы или жалобы, как:

  • нежелание читать;
  • резкие боли в глазах;
  • частые головные боли;
  • утомляемость;
  • зрительный дискомфорт;
  • раздражительность;
  • выраженное нарушение сна.

При учащенном повторении подобных жалоб, не откладывая, отведите чадо к врачу. Дальнозоркость в запущенном состоянии чревата таким последствиями, как частые воспаления глаз (конъюнктивиты), увеличение риска развития глаукомы вследствие нарушенного оттока внутриглазной жидкости.

Прогрессирование гиперметропии у детей от 1 до 3 лет может привести к такому заболеванию, как амблиопия, также называемой синдромом «ленивого глаза», присущее только в раннем возрасте. Оно приводит к тому, что клетки мозга, отвечающие за зрение, принимая искаженную картинку, сокращают стимуляцию нормального развития нейронов.

Подобные изменения приводят к снижению зрения и нарушениям в развитии. Исправить патологию ни очками, ни линзами невозможно. В качестве бонуса к амблиопии может появиться косоглазие, развивающееся примерно в 40 % случаев.

Исходя из степени патологии, детская дальнозоркость делится на три вида:

  1. Слабая степень - до 2 D.
  2. Средняя дальнозоркость - 3-5 D.
  3. Высокая - свыше 5 D.

Выявить степень можно только после специального медицинского обследования у окулиста.

Возрастной запас

У всех детей до 3 лет есть запас дальнозоркости. Но иногда он может не соответствовать стандарту. Само по себе это не страшно, но со временем могут появиться осложнения и проблемы со зрением. Например, если глазное яблоко растет, опережая возрастную норму, это означает, что у ребенка недостаточный запас. В этом случае очень большой риск развития близорукости. При чрезмерном запасе, характеризующемся задержкой роста глазного яблока, возникновение возможных осложнений описаны выше.

Коррекция зрительной системы в раннем возрасте

Все эти осложнения и заболевания можно предотвратить, если проблема будет выявлена на ранних сроках. Сегодня окулист может установить запас дальнозоркости еще до 1 года. При необходимости врач выпишет очки и назначит специальную гимнастику. А при косоглазии - полное лечение зрительной системы.

Родителям следует понимать, что очки нужны для лечения, а не для причинения неудобств!

Плюсовые очки при чрезмерном запасе нормализуют функционирование зрительных клеток мозга, предотвратив развитие амблиопии и косоглазия, а при недостаточном - запустив механизмы замедления роста глазного яблока.

Помимо этого, применяется и аппаратное лечение с различными способами стимуляции зрения. Такой курс предписывается только после необходимых обследований и проводится 3-5 раз на протяжении года.

Посмотрите на видео компьютерную графику заболевания глаза

В дошкольном возрасте, с 1 до 3 лет и старше, рекомендуется использовать положительные линзы даже для коррекции малой степени гиперметропии (около 1 D). Но в таком случае деткам следует носить очки только при зрительной работе - чтении, просмотре телевизора, в школе, выполнении домашнего задания, за компьютером. Детям школьного возраста, с 7 лет, обычно назначаются контактные линзы или очки с собирающими линзами.

Еще раз напомним, что чем раньше будут выявлены патологии, тем больше шансов на выздоровление. Тем более современные технологии лечения позволяют с высоким процентом успешности полностью излечить детскую гиперметропию.

Многие люди ошибочно полагают, что можно чувствовать нормальное ли зрение у самого себя, но это ошибочное мнение. Особенно это касается врожденных патологий, так как с рождения мозг воспринимает ту лишь информацию, которую получает от зрительной системы человека.

Например, когда зрение нарушено на обоих глазах мозг просто не видит разницы между нормой и явным отклонением и привыкает к тому, что есть. По мнению большинства специалистов, зрение является особой способностью воспринимать и различать цвета, максимально точно видеть как расположены те или иные предметы, находящиеся в поле зрения человека. Когда человек слышит выражение 100% зрение, он воспринимает как идеально верный показатель. Однако необходимо усвоить. Что для разной возрастной категории показатели нормы значительно отличаются. Что является абсолютной нормой.

Глаз – это орган, который полноценно формируется не ранее, чем к наступлению восемнадцатилетия. Меняется и развивается зрение в течение всей жизни человека. Такие факторы, как место проживания, экология, образ жизни, специфика работы наследственный фактор влияют на те, или иные изменения в зрительном органе, как в положительную так и в отрицательную сторону.

В этой статье будут рассмотрена норма зрения у детей различных возрастов.

От рождения и до года

Этот возрастной период считается самым важным. В это время происходит основной период становления зрительной системы. На момент рождения специалист может проверить только лишь наличие безусловного рефлекса – реакции зрачка на световой раздражитель.Уже спустя всего лишь один месяц ребенок способен реагировать на любые изменения, происходящие в поле его зрения. Малыш хоть и очень слабо, но все же пытается наблюдать за происходящим вокруг, за любыми передвижениями и за родителями.

Уже ближе к году малыш полноценно различать предметы по их форме и цветовой гамме. Ребенок зрительно отличает чужих людей от родных. Однако в этот период зрительная система все еще начинает только лишь свое формирование.

От года до двух лет

Рефлексы более совершенные, ребенок видит четче, чем в годовалом возрасте. Появляется способность отличать расстояние объектов друг от друга и от себя, что помогает измерить остроту зрения. У взрослых норма составляет один градус (1,0), а у маленьких детей в пределах от 0,3 до 0,5. Ребенок познает мир и его свойства, начинается координация движений со зрением.

Считается, что смотреть телевизор в таком возрасте очень вредно, так как это сильно вредит неокрепшим глазам. Их мускулатура слабеет, так как яркие картинки с экрана ребенком не воспринимаются, зато очень сильно напрягают мышцы. Намного полезнее будет просто общаться с ребенком, ведь в таком возрасте он уже запоминает мимику родителей, пытается копировать ее. Но все же, разница между таким и взрослым зрением все еще велика.

От двух до трех лет

Сенсорная система очень помогает развиваться детям в этом возрасте. Ребенок видит предметы, пытается их оценить, описать. Очень важно продолжить развитие зрения в этом возрасте, так как оно напрямую влияет на речь. Ведь если ребенок ничего не видит, ему не с чем контактировать, следовательно, нечего описывать или оценивать, отчего он начинает говорить гораздо позже. У трехлетних детей самый подходящий возраст для тестов на зрение, так как основные системы уже сформированы. Существует специальная таблица с символами, таблица Орловой.

Она включает в себя строчки с изображениями различных размеров. Ребенка сажают на расстояние пяти метров от стенда с таблицей и просят называть символы. Если ребенок не узнает знак, ему показывают другую строчку. Это помогает выявить близорукость, своевременно начать лечение. В норме, показатель должен быть в пределах от 0,7 до 0,8. Обратите внимание, не щурится ли ваш ребенок без видимой причины. Это может быть явным признаком появления близорукости.

От трех до семи лет

В этот период на глаза ребенка дается серьезная нагрузка, особенно после детсада. Ребенок начинает готовиться к школе, а после начала обучения читает, пишет. Все занятия обязательно должны иметь перерыв и разминки, желательно. Время, проводимое за компьютером или телевизором, должно быть не больше полутора часа, ведь это излишняя дополнительная нагрузка на органы зрения. К семи годам зрение приближается к значениям взрослого человека, постоянно приравниваясь единице. Ребенок уже знает все объекты, называет их, свободно описывает и различает все. Ребенок уже подготовлен к обучению. Очень важно проводить осмотр у офтальмолога около четырех раз в год, чтобы выявить возможные отклонения.

По статистике медиков, близорукость чаще всего выявляют в 7 или 10 лет. В этом возрасте ребенок учится в школе, из-за чего нагрузка на сенсорную систему слишком большая. Посещения окулиста всегда важны. Учитывайте генетический фактор. или являются доминантными признаками, из-за чего велика вероятность выявить отклонения у ребенка, чей родитель также имеет отклонение. Помните, что во время пубертатного периода, когда выделяется много гормонов, зрение также может упасть.

Следите за питанием ребенка. Он должен есть здоровую пищу, которая будет содержать в себе все необходимые белки, жиры и углеводы. Не стоит забывать и о витаминных комплексах, что помогают организму восстанавливаться.

Следовать этим советом не помешало бы и взрослым, так как это универсальные методы сохранения глаз.

— Многие знают, что нужно употреблять чтобы хорошо видеть. Но не все так просто, как кажется. Чаще всего встречается провитамин, который необходимо активировать. Люди считают, что если они будут налегать на морковь, организм будет обеспечен нужным витамином. А оказывается, что витамин А является жирорастворимым. Для его активизации нужен какой-то жир, поэтому рекомендуется взбрызгивать морковный салат небольшим количеством масла.
— При чтении, создавайте хорошее освещение и держите книгу на расстоянии тридцати сантиметров.
— Ограничьте время просмотра телевизора до одного часа. Детям рекомендуется к просмотру около тридцати минут. Расположение экрана от глаз должно быть в пять раз больше диагонали голубого экрана.
— Если вы или ваш ребенок проводите много времени за компьютером, помните, что это очень вредно. Делайте хотя бы перерывы между работой. Детям время нужно ограничить до одного часа. Не допустите появления компьютерного синдрома.
— Уделяйте время на специальную гимнастику. Моргайте, переводите взгляд по сторонам, смотрите вверх-вниз, влево-вправо. Так вы предотвратите появление рези в глазах.
— Обращайте внимание на любые подозрительные симптомы, такие как: размытость, радужные круги вокруг источников света, резь в глазах, покраснение. Это могут быть заболевания: конъюнктивит, синдром сухого глаза или даже глаукома.
— Если соблюдать эти советы, то зрение останется в целости и у взрослого, и у ребенка.

В заключение

Подводя итог нужно сказать, что нельзя приравнивать остроту зрения в разных возрастных категориях. Потому что ее норма значительно отличается. Например, в пожилом возрасте показатели совершенно другие, нежели у обычного взрослого человека среднего возраста. В возрасте от 18 и до 50 лет нормой считается единица. Кроме того, стоит отметить, что в период полового созревания острота зрения может значительно колебаться из-за гормонального дисбаланса в организме подростка. Также в этом возрасте нагрузка на органы зрения достигает максимального уровня. Вывод один, необходимо регулярно посещать офтальмолога, для своевременного выявления проблем и их последующего решения.