Какое полушарие мозга отвечает за мышление. За что отвечает правое полушарие мозга

Головной мозг человека является главным отделом центральной нервной системы, он располагается в полости черепа. В состав головного мозга входит огромное количество нейронов, между которыми имеются синаптические связи. Эти связи позволяют формировать нейронам электрические импульсы, контролирующие полноценное функционирование организма человека.

Головной мозг человека изучен не до конца. Ученые полагают, что у человека в процессе жизнедеятельности задействуется всего лишь часть нейронов, в связи с чем многие люди не проявляют своих возможным способностей.

Левое полушарие головного мозга и связанные с ним функции

Левое полушарие мозга является ответственным за вербальную информацию, оно отвечает за языковые способности человека, контролирует речь, способность к письму и чтению. Благодаря работе левого полушария человек способен запоминать различные факты, события, даты, имена, их последовательность и то, как они будут выглядеть в письменном виде. Левое полушарие несет ответственность за аналитическое мышление человека, благодаря этому полушарию развита логика и анализ фактов, а также осуществляются манипуляции с числами и математическими формулами. Кроме того левое полушарие головного мозга отвечает за последовательность процесса обработка информации (поэтапная обработка).

Благодаря левому полушарию, вся получаемая человеком информация обрабатывается, классифицируется, анализируется, левое полушарие устанавливает причинно-следственные связи и формулирует выводы.

Правое полушарие головного мозга и его функции

Правое полушарие мозга несет ответственность за обработку так называемой невербальной информации, то есть за обработку информации, выражаемой в образах и символах, а не словах.

Правое полушарие является ответственным за воображение, с его помощью человек способен фантазировать, мечтать, а также сочинять и прозу. Здесь же располагаются способности человека к инициативе и искусству (музыка, рисование и др.). Правое полушарие несет ответственность за параллельную обработку информации, то есть подобно компьютеру позволяет человеку одновременно анализировать несколько различных потоков информации, принимать решения и решать задачи, рассматривая проблему одновременно в целом и с разных сторон.

Благодаря правому полушарию мозга мы устанавливаем интуитивные связи между образами, понимаем разнообразные метафоры и воспринимаем юмор. Правое полушарие позволяет человеку распознавать сложные образы, которые невозможно разложить на элементарные составляющие, например, процесс распознавания лиц людей и эмоций, которые отображают эти лица.

Синхронизированная работа обоих полушарий

Интуитивная работа правого полушария головного мозга основана на фактах, которые были проанализированы левым полушарием. Следует отметить, что работа обоих полушарий мозга в равной степени важна для человека. С помощью левого полушария мир упрощается и анализируется, а благодаря правому – воспринимается таким, каким он является на самом деле.

Если бы не было правого, "творческого" полушария мозга, люди бы превратились в безэмоциональные, расчетливые машины, которые могли бы только приспосабливать мир под свою жизнедеятельность.

Следует отметить, что правое полушарие контролирует работу левой половины тела человека, а левое полушарие - правую половину тела. Именно поэтому считается, что у человека, у которого лучше развита левая половина тела ("левша") лучше развиты и творческие способности. Тренируя соответствующую часть тела мы тренируем то полушарие мозга, которое является ответственным за данные действия.

У преимущественного количества людей доминирует одно из полушарий: правое или левое. Когда ребенок рождается, он равномерно пользуется возможностями, которые заложены у него изначально в разных полушариях. Однако в процессе развития, роста и обучения одно из полушарий начинает развиваться более активно. Так, в школах, в которых присутствует математический уклон, мало времени уделяется творчеству, а в художественных и музыкальных школах у детей почти не развивают логическое мышление.

Однако, ничто не мешает самому тренировать оба полушария мозга. Так, Леонардо да Винчи, который регулярно тренировался, в совершенстве владел как правой рукой, так и левой. Он был не только творческим человеком, но и аналитиком, у которого было отлично развито логическое мышление, причем в абсолютно разных сферах деятельности.

ГЛАВА 4

Отношения: услышали музыку - танцуйте

Одна из самых древних потребностей человека: чтобы был тот,

кто хочет знать, где вы, когда вы вечером не вернулись домой.

Маргарет Мид

Отношения подобны танцам. Раз-два-три, раз-два-три, ой. «Это мой палец», - говорит партнер. Потом вы какое-то время скользите, скользите, скользите. Он делает реверанс и - бум! - вы-пускает вашу руку! Он крутится и вертится, затем возвращается и снова берет вас за руку. Такова и хореография супружеских пар. Всегда бывают времена, когда один партнер танцует диско, а другой - ча-ча-ча. Ни одни отношения не складываются легко. В каждых бывает некоторое количество неверных па и оттоптанных пальцев. Неважно, отношения ли у вас интроверт/интроверт или интроверт/экстраверт, вам предстоит изучить немало хитроумных шагов, чтобы танцевать вместе ваш танец. Узнав о том влиянии, которое темперамент оказывает на отношения, вы можете усовершенствовать свое танцевальное искусство и таким образом скользить более гладко и меньше наступать друг другу на ноги. Понимание темперамента другого человека помогает уменьшить обвинения, критику, желание обороняться или уходить в сторону, то есть обойтись без всех этих пируэтов в отношениях между партнерами.

Вступаем в танец свидания

Любовь - это фокусник, который вытаскивает мужчину из его же собственной шляпы.

Бен Хехт

Некоторые интроверты живут счастливо, не вступая в постоянные отношения, но большинство предпочитают быть близко связанными с другим человеком. Это обычно означает, что в какой-то момент им приходится делать вылазку в мир встреч и свиданий. Эта задача часто обескураживает интровертов, которые подходят к ней с тревогой и беспокойством. Назначать свидания и ходить на них - все равно что присоединиться к танцующим дикие танцы, требует огромных затрат энергии. Кроме того, увеличивается необходимость выделить время для обработки информации и для перерывов, чтобы снова зарядиться энергией. Вам приходится планировать выходы, разговаривать с незнакомым человеком, размышлять о том, что произошло, и разбираться с растревоженными эмоциями. Чтобы избежать необходимости делать первый шаг, интроверты часто находят партнеров через приятелей, коллег по работе или членов семьи, которые устраивают знакомство или свидание. И все-таки бывают случаи, когда интроверту приходится выступать инициатором знакомства. Думать о свидании - все равно что учиться танцевать новый танец. Это незнакомый опыт, и ноги кажутся неуклюжими и неловкими. Но вознаграждением будет умение танцевать легко и изящно, а это стоит затраченных усилий. Мы встречаем много интровертов, состоящих в браке или партнерских отношениях с экстравертами, и тому есть ряд важных причин. Во-первых, экстравертов больше: три экстраверта на одного интроверта, так что их легче встретить. Пока интроверты бродят по Интернету, катаются в одиночку на велосипеде или, ускользнув домой, читают, экстраверты находятся где-то и общаются - на вечеринках, в спортивных клубах или в каких-нибудь профессиональных организациях. А кроме того, есть еще момент «инаковости». Карл Юнг считал, что все люди находятся в постоян-ном стремлении завершить себя. Отсюда, полагал он, всех нас притягивают партнеры, противоположные нам самим по натуре. Еще одной причиной, по которой экстраверты притягивают интровертов, служит тот факт, что экстраверты в отношениях часто принимают на себя функции говорящих и делающих, для интровертов это означает, что они могут расслабиться и чувствовать себя под меньшим напряжением. Интроверты смотрят на экстравертов так, как будто последние запросто могут запрыгнуть одним прыжком на небоскреб. Смотри-ка, там, в небе, Суперэкстраверт, помню, думала я, когда только познакомилась с Майком. Бог мой, он действительно все делает и все доводит до конца, и все люди в его семье такие деловитые, совсем как пчелки. Поскольку в то время я считала, что со мной что-то не так (а это, как я уже говорила раньше, характерно для многих интровертов), то я рассудила, что они все делают правильно. Прошло немало времени, прежде чем я поняла - это не вопрос правильности или неправильности, это просто разный подход к жизни. Свидания - это процесс, который дает возможность вам разобраться со своей реакцией на кого-то, а вашему партнеру - с реакцией на вас. Вам надо готовиться к этому процессу медленно, но неотступно.

Постепенно убыстряем темп и с кем-то знакомимся

Прежде всего произнесите это слово вслух. Скажите друзьям, семье, что вы готовы начать с кем-то встречаться. Дайте им знать, каковы ваши основные запросы, то есть что это должен быть за человек, какого возраста, какого типа личности (например, интроверт или экстраверт), чем примерно должен заниматься, каковы должны быть его интересы, образование и увлечения. Не забудьте личностные качества, которые вы цените выше всего, например, чувство юмора, верность, проницательность или экспансивность. Составьте список всех ваших лучших качеств и приклейте его к зеркалу в ванной. Перечитывайте его каждое утро. Верьте ему. Во время свидания вы можете почувствовать, что колени подгибаются, в этот момент вспомните, что вы пустились в приключение, и как это потрясающе - встретить нового человека и понять его мировоззре-ние. Поздравляйте себя с каждым новым шагом вперед. Ниже перечислены некоторые идеи, с которых вы можете начать, чтобы поддерживать свой двигатель в рабочем состоянии. Выбирайте на вкус - это только предложения. Одного единственно правильного пути здесь не существует. Получайте от этого удовольствие.

Прочитайте от корки до корки пару книжек про способы назначить свидание и подберите по два из каждой, чтобы использовать новый каждую неделю.

Когда знакомитесь с кем-то, попробуйте рассказать что-нибудь о себе, чтобы попрактиковаться и отработать технику.

Здоровье Психическое здоровье Ав. Меликов Сергей Левонович February 3, 2012
  • Подписаться
  • Поделиться
  • Рассказать
  • Рекомендовать

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ

ГОЛОВНОГО МОЗГА.

Головной мозг состоит из трех крупных частей: большой мозг, мозжечок и мозговой ствол. По размерам и функциональной значимости большой мозг играет ведущую роль. Поэтому, в упрощенном варианте его можно называть головным мозгом. Головной мозг состоит из левого и правого полушарий. Морфологически или по форме они очень похожи друг на друга. Однако их нельзя назвать парными органами, поскольку в функциональном плане они не однозначны. отвечает за интеллектуальную деятельность человека, а правое за его эмоциональные характеристики. Учитывая тот факт, что именно в сфере их функциональной деятельности находятся личностные характеристики человека, его поведение, привычки, эмоции, интеллектуальные способности а, в конечном счете, и его судьба, изучение мозга является насущной необходимостью. Кроме того это чрезвычайно интересное занятие, которое приносит нам все новые и новые сюрпризы. Так нами было установлено, что у основной массы наших людей правое полушарие является более активным, нежели левое, Поскольку правое полушарие отвечает за формирование негативного эмоционального статуса человека, то можно считать, что мы все более эмоциональны, нежели рациональны и, причем негативно эмоциональны. Проще сказать мы очень злые, агрессивные и злопамятные. И это, в первую очередь, бьет по нам самим, это очень вредит нашим семейным и общественным отношениям, подрывает наше здоровье и сокращает нашу жизнь на 10 - 15 лет. Как исправить такое положение?

Функции полушарий головного мозга

Функциональная неоднозначность полушарий головного мозга была выявлена на основании данных о нарушениях речи. Открытие это своими корнями уходит во вторую половину XIX века. Исходя из результатов посмертного вскрытия больных утративших дар речи, французский врач-клиницист P. Broka установил связь этого заболевания с поражениями нервных клеток в лобной доле левого полушария головного мозга. Несколько позднее С. Wemecxe описал утрату способности устного речевого общения, так называемую сенсорную афазию, у пациента с повреждением височной извилины того же полушария. Далее, было установлено, что левое полушарие мозга доминирует не только в речи, но и в процессах чтения, письма, счета, способности к логическому мышлению. Была сформулирована концепция доминирования левого полушария головного мозга. Правое полушарие представлялось подчиненным и не имеющим специфических свойств.

Однако в клинике накапливались факты, проясняющие значение правого полушария в формировании эмоционального статуса человека. В 1881 г. B.Luys, исследуя пациентов с очаговыми поражениями головного мозга и полной потерей произвольных движений одной половины тела (гемиплегией), показал, что правому полушарию головного мозга принадлежит доминирующая роль в сфере эмоций. Несколько позднее, доминантность правого полушария в экспрессии эмоций была определена Н Sackkeim. Оказалось, что правое полушарие отвечает за эмоции и, в большей степени, за отрицательные эмоции. При преобладании функции правого полушария человек склонен к негативизму восприятию окружающей среды Он видит, прежде всего, отрицательные аспекты событий, лучше запоминает их и дольше помнит. Таким образом, при доминирующей активности правого полушария над левым формируется отрицательный эмоциональный профиль личности, выраженность которого зависит от степени этой активности. Дальнейшие исследования в этой области показали более глубокую связь в плане функциональных отношений левого и правого полушарий, их взаимно дополняющую друг друга специализацию. Как оказалось, функциональная асимметрия полушарий головного мозга неоднозначна, сложно мозаична, имеет возрастные особенности. Однако, вполне обоснованно и с достаточно высокой степенью достоверности можно утверждать, что левое полушарие, в большей мере, является вербально логическим, ответственным за интеллектуальный уровень личности, в то время как правое полушарие, в большей мере, является пространственно = чувственным. Высокий уровень активности того или иного полушария определяет Функциональная неоднозначность полушарий головного мозга сформировалась в ходе эволюции центральной нервной системы (ЦНС).

Эволюция ЦНС.

В развитии нервной системы животных принято выделять три последовательных этапа или три типа нервной системы: диффузную, узловую и трубчатую. Первые многоклеточные организмы, например, пресноводный полип гидра, имеют диффузную нервную систему.

По всей поверхности наружного слоя гидры расположены нервные клетки. Они имеют звездообразную форму, т к. снабжены длинными отростками. Отростки близко расположенных нервных контактируют между собой, а часть их контактирует с кожно-мускульными клетками. Рабочее состояние нервной клетки - возбуждение. Если к гидре прикоснуться тонкой иглой, то возбуждение от раздражения одной из нервных клеток передается по отросткам другим нервным клеткам, а от них к кожно-мускульным клеткам. Происходит сокращение мускульных волоконец, и гидра сжимается в маленький комочек.

Дальнейшее развитие нервной системы приводит к тому, что разбросанные по всему телу нашей, уже описанной ранее гидры, нервные клетки постепенно группируются в нервные цепочки и нервные узлы - скопления нервных клеток. Первым представителем, у кого мы наблюдаем узловую нервную систему, являются плоские черви и их типичный представитель - белая планария. Этот червяк длиной 1-2см, живущий в прудах и ручьях, имеет белое тело с просвечивающим кишечником, набитым темной пищей. Одной из особенностей нервной системы планарии является двусторонняя симметрия. Ее правая сторона выглядит как левой. Все органы планарии попарно располагаются по обе стороны воображаемой плоскости, проходящей вдоль тела животного. Двусторонняя симметрия свойственна для большинства многоклеточных животных, в том числе, и человека. Планария имеет по бокам два нервных ствола. В передней части оба нервных ствола заканчиваются крупными нервными узлами, связанными между собой. У кольчатых червей они формируются в большие подглоточный и надглоточный узлы. Эти два больших узла и нервные стволы являются предшественниками современной ЦНС позвоночных животных и человека.

Более крупный подглоточный узел обеспечивает осязательные, а надглоточный - пищеварительные функции. Далее, в процессе эволюции происходит перемещение надглоточного узла влево, а подглоточного вправо и вверх, Таким образом формируется правое и левое полушария головного мозга. Вращательные движения надглоточного и подглоточного узлов, соединенных с нервными стволами приводят к перекрещиванию нервных путей. Два нервных ствола погружаются вглубь мышечной ткани и, соединяясь между собой, формируют первичный спинной мозг. Функциональная и морфологическая неоднозначность надглоточного и подглоточного узлов явилась причиной функциональной неоднозначности левого и правого полушарий головного мозга человека.

функциональная типология

Функциональная асимметрия полушарий головного мозга дает возможность классифицировать людей по степени относительной активности левого или правого полушарий головного мозга. Психологи всегда пытались разделить людей на психофизиологические типы.

Первая попытка такой классификации людей уходит в далекое прошлое. В V веке до н.э. древне-греческий врач, реформатор античной медицины Гиппократ создал учение, согласно которому человеческое тело состоит из 4х элементов: воздуха, воды, огня, и земли. Предполагалось, что соединения этих элементов создают 4 субстанции: кровь, слизь, черная желчь, желтая желчь, которые и определяют 4 типа человека. Несколько позднее, 130-200 лет до н.э, последователь Гиппократа, греческий врач Клавдий Галлен предложил выделить 4 основных психологических типа, основанных на эмоциональном состоянии человека. Это сангвиник - склонен к радости, флегматик - к спокойствию, меланхолик - к тоске и холерик - гневный тип. Эта классификация выдержала два тысячелетия. Была выявлена физиологическая связь некоторых болезней с Так меланхолик склонен к определенным заболеваниям сердечно - сосудистой системы, вегето-сосудистой дистонии, депрессии, шизоидной психопатии. Холерик, например, склонен к дисфункции желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, спазмам, судорогам, маниакальности, истероидной или эпилептоидной психопатии. Знание психотипа имеет большое значение в медицине для уточнения диагноза и лечения, а также в коррекции социальных отношений.

В ХХ веке исследование психотипов получило новое направление, связанное с психоанализом, разработанным З.Фрейдом. Наиболее значимой в этом плане является типология К. Юнга, одного из выдающихся учеников З.Фрейда. В основу своей системы он ставит 4 класса людей: мыслительный, чувствующий, ощущающий и интуитивный. Каждый из этих людей того или иного класса может проявить себя как экстравертный, так и интравертный, образуя в общем количестве 8 психотипов. По классификации К.Юнга интраверт склонен оставлять все переживания внутри себя, он легко раним и беззащитен, подвержен какой-либо идее и ему тяжело пересмотреть свои взгляды. В этом отношении экстравертам гораздо легче. Они общительны, легко ориентируются в любой обстановке, обществе, способны прогнозировать и перестраивать свои отношения. Все достается им удивительно легко, а свои неприятности они не замечают и просто пропускают их сквозь пальцы.

И.П.Павлов в основу разработанной им классификации положил основные процессы в деятельности центральной нервной системы. Он выделил 4 типа высшей нервной деятельности по силе, уравновешенности, возбуждению и торможению нервных процессов.

Все вышеперечисленные классификации не учитывали факта функциональной неоднозначности левого и правого полушарий головного мозга. Как выяснилось, на психическую деятельность и поведение человека серьезное влияние оказывает доминирование того или иного полушария. Было предложено выделять два психотипа: левополушарный и правополушарный, где характеристикой основных свойств каждого типа является функциональная направленность доминирующего полушария головного мозга. Проблема заключается в научно обоснованном определении доминирования того или иного полушария. А.П. Ануашвили предлагает выявлять доминирование правого или левого полушария головного мозга путем определения разности амплитуд колебательных процессов в том или ином полушарии и степенью согласованности этих колебательных процессов между собой. Для определения этих параметров требуются непосредственные измерения с помощью датчиков, измеряющих электромагнитные излучения мозга. Кроме того, что данная методика требует использования дорогостоящего специализированного оборудования недоступного для широкого использования, электромагнитные характеристики излучения мозга отличаются высоким уровнем нестабильности. Они легко изменяются и зависят от многих дополнительных факторов. Очевидно, что это существенно влияет на объективность результатов исследований и требуют накопления большого количества статистического материала.

Синтезированные фотографии.

Нами предложена методика косвенного определения преобладающего полушария головного мозга сравнением площади поверхности левой и правой половины лица. Поверхность лица формируется его мимической мускулатурой и чем сильнее она развита, тем больше площадь поверхности лица. Развитие мимической мускулатуры напрямую зависит от функциональной активности корковых комплексов нейронов левого и правого полушарий головного мозга. Поскольку мимическая мускулатура левого и правого лица иннервируется контрлатерально, то есть противоположными полушариями, то площадь поверхности правого лица зависит от активности левого полушария, а площадь поверхности левого лица соответственно зависит от активности правого полушария. При стабильном доминировании или более высокой активности, например, правого полушария мимическая мускулатура левой половины лица будет развита значительно сильнее мимической мускулатуры правой половины лица, а следовательно и площадь поверхности левой половины лица будет больше площади поверхности правой половины лица. Заметим, что доминирование одного полушария или более высокая степень возбуждения его нейронов, как правило, вызывает относительное торможение нервных процессов в противоположном полушарии. Это еще больше усиливает вышеописанный эффект.

Для выявления доминирующего полушария сравнивались площади поверхности синтезированных фотографий левого и правого лица. Синтезированная фотография представляет собой фотоизображение, составленное из одной половины лица и ее зеркального отражения. Лицо на фотографии разделяется по осевой анатомической линии на две половины, и из каждой половины составляются две синтезированные фотографии. Берется левая половина лица и ее зеркальное отображение и комбинируется левое лицо. Таким же образом делается комбинированная фотография правого лица. Это осуществлялось с помощью компьютерной программы. Далее измерялись площади поверхности левого и правого лица синтезированных фотографий. Одинаковый масштаб фотографий и их фронтальные изображения позволяют производить сравнительную математическую обработку. Площадь искомой половины лица с одной стороны ограничивалась центральной осевой анатомической линией, а с другой внешними контурами лица.

Для определения доминирующего полушария и степени его доминирования было введено понятие коэффициента асимметрии лица, который определялся отношением площадей поверхности левого и правого лица. Если отношение площади левого лица к площади правого больше единицы, то есть площадь левого лица больше правого, то это означает что правое полушарие более активно, чем левое. Если это отношение меньше единицы, то более активным полушарием является левое. Если данный коэффициент равен единице, то лицо является абсолютно симметричным и оба полушария имеют одинаковую активность. Таким образом, мы можем легко выявить какое полушарие у испытуемого является активным и определить его индивидуальный коэффициент асимметрии. Исследования проводились среди студентов НГМА.

Результаты оказались несколько неожиданными. Нам виделось что, в количественном отношении число правополушарных и левополушарных типов должно быть примерно одинаковым. Однако в процентном отношении число правополушарных людей составило 87,7%, число левополушарных 12,3%. Число симметрично функционирующих полушарий равно нулю. Какое - то полушарие всегда является чуть более активным, чем противоположное. Средний коэффициент асимметрии в группе с активным левым полушарием составил 0, 944, а в группе с активным правым полушарием 1,087. Были проведены дополнительные исследования среди различных возрастных и социальных групп. Результаты оказались идентичными. Мы все очень эмоциональны и, как правило, сначала делаем, а потом думаем, совершаем поступки, а потом раскаиваемся.

Функциональная типология.

Левое полушарие обрабатывает информацию, последовательно кодируя и сопоставляя ее детали, т. е. идет от анализа к синтезу, где выводы делаются после тщательной обработки данных. Лишь после этого левое полушарие определяет цели и намечает пути их реализации. Такой подход гарантирует высокий уровень успешности и результативности. Анализируя ситуацию, происходящую здесь и сейчас, левое полушарие делает ставку на будущее. Такой человек в процессе своей настоящей деятельности, прогнозирует ожидаемое будущее и видит себя в этой ситуации активно действующим лицом. Он проявляет исключительную изобретательность и холодную рассудительность в сложных ситуациях. Это позволяет исключать принятие ошибочных решений и избежать нежелательных последствий. Среди этих людей мы видим ученых, инженеров, руководителей. С учетом всех обстоятельств и особенностей функционирования левого полушария, способов его восприятия окружающей действительности и выражения своей психической сущности человек у которого доминирует левое полушарие, определяется как интеллектуальный логический тип.

Правое полушарие играет ведущую роль в эмоциональной сфере психической деятельности человека. Учитывая тот факт, что левое полушарие кроме всего, берет на себя весь спектр положительных эмоций, то естественно, мы оказываемся не только эмоциональными, но эмоциональными негативно. Правое полушарие обеспечивает целостное и образное восприятие мира, но это восприятие всегда носит негативный оттенок. Плохое всегда запоминается лучше, чем хорошее, имеет особенность накапливаться. Работая в настоящем, правое полушарие опирается исключительно на прошлое, выискивает там неблагоприятные обстоятельства и опирается на них, принимая решения. Это приводит к нежелательным и непредвиденным последствиям. И это еще мягко сказано. Правое полушарие работает в аналоговом режиме с очень узким спектром анализа. Оно сравнивает объекты в таких понятиях как хорошее или плохое, злое или доброе, верное или неверное и совершенно не способно к компромиссам. Люди, у которых доминирует правое полушарие, относятся к чувственному типу, они чрезмерно эмоциональны и, находясь во власти эмоций не способны думать. Однако в эмоциональном плане они очень выразительны, окружающий мир они воспринимают на чувственном уровне, способны к состраданию, благотворительности, готовы к самопожертвованию в борьбе за справедливость. Из этой среды выходят вожди. Отсюда же к нам приходят художники, скульпторы, поэты, певцы, артисты, в конечном счете, романтики, украшающие наше общество, дающие ему привлекательность и направленность. Это хорошо. Но существует одна вещь, которая довлеет над нами. Это раздражение.

Правополушарный тип изначально несет в себе раздражение и основанием для этого является постоянная активность правого полушария, его негативно эмоциональная направленность. Это тлеющий вулкан, который живет в наших душах. Любое непредвиденное препятствие вызывает в нас безудержный гнев. Происходит это в результате генерализации возбуждения, когда отрицательные эмоции захватывают весь мозг. Здесь любой внешний импульс только усиливает возбуждение. Если такого человека не остановить, он может совершить любое преступление, вплоть до убийства.

Подспудное раздражение держит нас в состоянии, хотя и слабой, но постоянной депрессии. Любая, даже незначительная неблагоприятная ситуация может ввергнуть нас уже в настоящую депрессию. Неуверенность, тревожное и тягостное состояние, подавленный невыносимая душевная боль, ощущение собственной никчемности. Этот страшный список можно продолжать до бесконечности. Требуется лишь сказать, что и последствия такого состояния ничего хорошего не предвещают. Они являются причиной целого ряда тяжелых заболеваний. Это, прежде всего язва желудка, бронхиальная астма, сахарный диабет и сердечно = сосудистые заболевания. При тяжелых формах депрессии возникают нервные расстройства и суицидальный синдром, который часто заканчивается трагедией. По всем этим показателям мы чуть ли не лидеры. Такова наша национальная особенность. В целом, все это сокращает продолжительность жизни до 10 - 15 лет, в зависимости от степени асимметрии полушарий. Как исправить данное положение?

Психологическая коррекция.

Исследования различных типов людей ставят перед учёными-психологами проблему устранения отрицательных характеристик личности, изменения её в позитивном направлении. Задача заключается в создании гармоничной, высоко духовной, творческой личности, помогая ей раскрыть свои положительные качества, способствовать укреплению физического здоровья. Теперь, когда понятны причины наших многих несчастий рассмотрим методы борьбы со злым роком, который не дает нам жить спокойно и счастливо.

Проявления на лице человека функционального состояния полушария головного мозга позволяют получить, при визуальной обработке синтезированных фотографий левого и правого лица, коррекцию психологического состояния человека. Рассматривая синтезированные фотографии, составленные из левой и правой половин лица, испытуемый видит двух различных людей. Происходит которое мозг стремится ликвидировать, устраняя асимметрию между левой и правой половинами лица Синтезированные фотографии показывают мозгу обнажённую действительность, результат его неудачной деятельности и побуждают его к исправлению ситуации. Мозг обладает огромной способностью к самовосстановлению и самосовершенствованию. Когда, наконец, цели определены, сознание приступает к самокоррекции.

Визуализацию или просмотр синтезированных фотографий следует проводить перед сном, в спокойной обстановке. Просматривать фотографии следует поочередно, в течение нескольких минут каждую. Далее, работа по исправлению функциональных перекосов в работе мозга идёт на подсознательном уровне. Курс данной психотерапии составляет 7 - 10 дней и повторяется через 1 месяц. Достаточно 2 - 3 курса. В результате такой психотерапии меняется поведение человека, геометрические пропорции и эмоциональная выраженность лица меняются в положительную сторону. Повышается иммунитет и самооценка, уходят болезни, нормализуется давление.

Следующий метод заключается в активации левого полушария. Его активность, как мы говорили выше, автоматически будет тормозить активность правого полушария и снизит эмоциональный фон психического состояния человека. Для этого необходимо дать левому полушарию работу. Загрузить его решением несложной логической задачи. Например, пусть у вас в кармане всегда будет несколько монет разного достоинства. Вы на ощупь устанавливаете достоинство каждой монеты и определяете общую сумму вашего монетного состояния. Задание может иметь несколько вариаций, но результат будет один. Вы обретете спокойствие, а вместе со спокойствием уверенность в себе и своих силах.

Меликов П С (1980), Мясников И Г (1964=2008)

  • Подписаться
  • Поделиться
  • Рассказать
  • Рекоммендовать

Головной мозг на сегодняшний день является кладезем секретов, хотя ученым и известны некоторые его теоретические аспекты. С точки зрения науки, полушария головного мозга состоят из коры и подкорки, скрывающих мозжечок и ствол головного мозга. Это не целостная система, так как она имеет две части – левое и правое полушарие, которые отвечают за противоположные функции человеческого организма в целом.

Интересные факты о человеческом мозге:

  • количество нейронов достигает 25 миллиардов;
  • мозг взрослого мужчины весит 1 кг 375 г., а женский – 1 кг 245 г., т.е. вес головного мозга занимает 2% от средне статистической массы человека;
  • развитие функций мозга и возможности его ума никак не зависят от его веса;
  • головной мозг отвечает за все функции жизнедеятельности человека.

В этой статье читатель сможет почерпнуть для себя такие знания, как структура левого и правового полушария головного мозга и их функциональное назначение. Также рекомендуется пройти онлайн-тест на понимание, какое полушарие у Вас доминантное.

Головной мозг отвечает за полное жизнеобеспечение человеческого организма, тогда как, каждое из полушарий разделено по функционал. И вместе с тем, они являются сложной взаимосвязанной системой, которая отвечает за проявление чувств, эмоциональность, планирование, возможность принятия решений, а также движение, память и многое другое.

При этом узнать хотя бы 50% возможностей головного мозга сегодня не представляется возможным.

Тем не менее, то, что уже изучено учеными и докторами наук позволяет, как минимум, определить доминантные стороны каждого человека. Так, тест, приведенный в конце статьи, позволяет это выявить. Вы можете пройти онлайн тестирование и сразу получить ответ на этот вопрос.

Левое полушарие мозга

Сравнительно недавно, врачи установили, что нет такого понимания, что левое полушарие лучше правого или наоборот. Каждое из них является важным.

Левая часть отвечает за:

  • логику;
  • изучение иностранных языков;
  • контролем за речью;
  • умение читать и писать, а также многое другое.


Что касается , то его развитие зависит от каждого человека. Поэтому при желании изучать математическую науку или иную другую точную, рекомендуется развивать именно левое полушарие головного мозга.

Также стоит отметить, что обработка информации, при которой человек понимает буквальный смысл сказанного, лежит в области левого полушария. Интересен и тот факт, что это полушарие отвечает за двигательные функции правой стороны тела. Таким образом, когда вы хотите поднять правую ногу, команда за это идет из левой стороны мозга.

Правое полушарие мозга

В качестве общего представления о функциональном назначении правого полушария можно сказать, что оно отвечает за эмоции человека. Именно поэтому на протяжении долго времени эту доминантную функцию относили к женскому полу. То есть интуиция, невербальные методы передачи информации и ориентация в пространстве являются его главными функциями.

Презентация: "Большие полушария головного мозга"

Те люди, которые часто задействуют правое полушарие, отличаются более тонким восприятием музыки, невзирая на то, что за образование в этой сфере несет ответственность левое полушарие.

Визуализация, понимание и применение метафор, творческие способности – всё это назначение правой сферы головного мозга.

Также эта часть мозга отвечает за сексуальность, восприятие мистической составляющей мира, религию и мечты. Эти функции объясняют, как человеческому организму удается перерабатывать высокие объемы информации, глубже и шире видеть вещи, при этом, не анализируя их. Безусловно, правое полушарие зеркально контролирует левую часть тела.

Тест на определение доминирующего полушария

Ниже приведет онлайн-тест, который с точностью позволит определить какое полушарие у Вас доминантное:

  1. Первое упражнение.

Сведите ладони и перекрестите пальцы рук. Внимательно оглядите большие пальцы. Какой их них оказался сверху? Напишите на листке результат.

  1. Второе упражнение.

Возьмите лист бумаги и по центру выдавите небольшое отверстие, но таким образом, чтобы через него можно видеть окружающий мир. Сначала попробуйте взглянуть обоими глазами через отверстие. Затем посмотрите правым глазом, прикрыв левый. Далее, смените обзор. Необходимо быть внимательным, т.к. предмет, который вы будете рассматривать смениться при замене одного глаза. При каком глазе получилось смещение, тот результат и зафиксируйте.


  1. Третье упражнение.

Скрестите руки в области груди. Какая рука оказалась сверху? Этот результат будет третьим значением. Запишите его.
Сложите руки на груди. Зафиксируйте, какая из них оказалась сверху.

  1. Четвертое упражнение.

Несколько раз хлопните в ладоши. Как рука оказалась вверху, т.е. накрыла ладонь другую? Это четвертый результат, который следует записать.

Значения теста

По завершению онлайн-теста, взгляните на полученные результаты. Перед вами должны быть написаны 4 буквы, которые в каждом задании отвечали за доминантную функцию того или иного полушария. Далее сравните полученные результаты и расшифруйте их.

ПППП – консервативность, стереотипность, подверженность агрессивному поведению.

ПППЛ – преобладает нерешительность.

ППЛП – результаты теста показали, что вы достаточно коммуникабельны и у вас есть артистичная жилка.

ППЛЛ – характер решительный, но добрый и мягкий.

ПЛПП – ваше главное призвание аналитика, поэтому рекомендует быть осторожным при принятии решений.

ПЛПЛ – такой результат теста говорит о том, что Вы подвержены чужому влиянию, вами легко манипулировать.

ЛППП – этот результат указывает на высокую чрезмерную эмоциональность.


ЛППЛ – преобладающие черты характера – наивность и мягкость.

ЛЛПП – основа вашего характера дружелюбность, открытость внешнему миру, черты характера яркие.

ЛЛПЛ – такой результат теста можно трактовать по-разному, т.к. вы доверчивы, простодушны и этим могут пользоваться окружающие люди.

ЛЛЛП – высокое стремление к великому, при достижении поставленных целей, рекомендуется проявлять максимальную решительность.

ЛЛЛЛ – если обобщить определение, то вы новатор. Отсутствует склонность к стереотипности и шаблонному мышлению.

ЛПЛП – Ваш характер настолько сильный, что можно позавидовать.

ЛПЛЛ – высоко развитый самоанализ, однако наряду с этим прослеживается неустойчивость в принятии решений и их реализации.

ПЛЛП – результаты теста говорят, что по складу характера вы легкий, не принимающий участие в конфликтах, а также любите все новое, в т.ч. знакомства с новыми людьми.

ПЛЛЛ – такой результат указывает на стремление к самостоятельным действиям, независимости и уверенности в себе.

Правое полушарие является ответственным за воображение, с его помощью человек способен фантазировать, мечтать, а также сочинять учить стихи

Однако, ничто не мешает самому тренировать оба полушария мозга. Так, Леонардо да Винчи, который регулярно тренировался, в совершенстве владел как правой рукой, так и левой. Он был не только творческим человеком, но и аналитиком, у которого было отлично развито логическое мышление, причем в абсолютно разных сферах деятельности.

Дом Знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

Головной мозг человека является главным отделом центральной нервной системы, он располагается в полости черепа. В состав головного мозга входит огромное количество нейронов, между которыми имеются синаптические связи. Эти связи позволяют формировать нейронам электрические импульсы, контролирующие полноценное функционирование организма человека.

Головной мозг человека изучен не до конца. Ученые полагают, что у человека в процессе жизнедеятельности задействуется всего лишь часть нейронов, в связи с чем многие люди не проявляют своих возможным способностей.

Левое полушарие головного мозга и связанные с ним функции

Левое полушарие мозга является ответственным за вербальную информацию, оно отвечает за языковые способности человека, контролирует речь, способность к письму и чтению. Благодаря работе левого полушария человек способен запоминать различные факты, события, даты, имена, их последовательность и то, как они будут выглядеть в письменном виде. Левое полушарие несет ответственность за аналитическое мышление человека, благодаря этому полушарию развита логика и анализ фактов, а также осуществляются манипуляции с числами и математическими формулами. Кроме того левое полушарие головного мозга отвечает за последовательность процесса обработка информации (поэтапная обработка).

Благодаря левому полушарию, вся получаемая человеком информация обрабатывается, классифицируется, анализируется, левое полушарие устанавливает причинно-следственные связи и формулирует выводы.

Правое полушарие головного мозга и его функции

Правое полушарие мозга несет ответственность за обработку так называемой невербальной информации, то есть за обработку информации, выражаемой в образах и символах, а не словах.

Правое полушарие является ответственным за воображение, с его помощью человек способен фантазировать, мечтать, а также сочинять учить стихи и прозу. Здесь же располагаются способности человека к инициативе и искусству (музыка, рисование и др.). Правое полушарие несет ответственность за параллельную обработку информации, то есть подобно компьютеру позволяет человеку одновременно анализировать несколько различных потоков информации, принимать решения и решать задачи, рассматривая проблему одновременно в целом и с разных сторон.

Благодаря правому полушарию мозга мы устанавливаем интуитивные связи между образами, понимаем разнообразные метафоры и воспринимаем юмор. Правое полушарие позволяет человеку распознавать сложные образы, которые невозможно разложить на элементарные составляющие, например, процесс распознавания лиц людей и эмоций, которые отображают эти лица.

Синхронизированная работа обоих полушарий

Интуитивная работа правого полушария головного мозга основана на фактах, которые были проанализированы левым полушарием. Следует отметить, что работа обоих полушарий мозга в равной степени важна для человека. С помощью левого полушария мир упрощается и анализируется, а благодаря правому – воспринимается таким, каким он является на самом деле.

Если бы не было правого, "творческого" полушария мозга, люди бы превратились в безэмоциональные, расчетливые машины, которые могли бы только приспосабливать мир под свою жизнедеятельность.

Следует отметить, что правое полушарие контролирует работу левой половины тела человека, а левое полушарие - правую половину тела. Именно поэтому считается, что у человека, у которого лучше развита левая половина тела ("левша") лучше развиты и творческие способности. Тренируя соответствующую часть тела, мы тренируем то полушарие мозга, которое является ответственным за данные действия.

У преимущественного количества людей доминирует одно из полушарий: правое или левое. Когда ребенок рождается, он равномерно пользуется возможностями, которые заложены у него изначально в разных полушариях. Однако в процессе развития, роста и обучения одно из полушарий начинает развиваться более активно. Так, в школах, в которых присутствует математический уклон, мало времени уделяется творчеству, а в художественных и музыкальных школах у детей почти не развивают логическое мышление.

Однако, ничто не мешает самому тренировать оба полушария мозга. Так, Леонардо да Винчи, который регулярно тренировался, в совершенстве владел как правой рукой, так и левой. Он был не только творческим человеком, но и аналитиком, у которого было отлично развито логическое мышление, причем в абсолютно разных сферах деятельности.

Дом Знаний